Каковы причины преступления раскольникова. Причины преступления родиона раскольникова

Действительно, у Раскольникова были свои личные причины совершить преступление.

Конечно, ни одна из причин не может являться оправданием убийству, которое он совершил.

Раскольников подслушал разговор в трактир е, в котором шла речь об убийстве старухи-процентщицы Раскольников получил письмо матери. где говорилось о будущей свадьбе Дуни с Лужиным и ее унижении в семье Свидригайловых Раскольников случайно услышал, что Лизавета, сестра старухи, будет отсутствовать дома в определенное время Комната-шкаф Раскольникова очень угнетала его и наталкивала на мрачные мысли Раскольников разочаровался в жизни и не видел возможности честно заработать на жизнь, чтобы выбраться из нищеты

Раскольников пошел на убийство не из-за нищеты и безнадежного положения. Да, Раскольников хотел решить все свои проблемы разом – разбогатеть и помочь матери с сестрой выбраться из бедности.

Но главной причиной была теория Раскольникова. Он хотел проверить свою теорию и доказать себе, что он – “Наполеон”, что он может убить старуху ради счастливого будущего.

люди гениальные люди обычные, то есть “материал”

Раскольников надеялся доказать себе, что он не “тварь дрожащая”, а “Наполеон”, который может переступить через убийство ради светлого будущего.

Но теория Раскольникова потерпела крах, так как была обречена на провал с самого начала.

Раскольников не хотел, чтобы его сестра Дуня выходила замуж за Лужина, чтобы мать (Пульхерия Александровна) портила глаза за копеечной работой и т. д.

Но он не мог помочь своей семье сейчас и сразу, зарабатывая понемногу честным путем.

Поэтому задумал решить эти проблемы с помощью убийства. Однако бедность не была первопричиной убийства.

Почему Раскольников решил убить именно старуху-процентщицу?

Убийство старухи казалось Раскольникову небольшой платой за “светлое будущее” его семьи и, например, Лизаветы (сестры старухи).

Раскольников считал старуху-процентщицу “вошью”, недостойной жить. Свои планы на убийство Раскольников оправдывал тем, что старуха-процентщица:

была злой и жадной одинокой старухой наживалась на чужой беде, давая клиентам малые деньги под высокие проценты использовала свою слабоумную сестру Лизавету как рабыню и била ее написала завещание, по которому ее сестре Лизавете не оставалось ничего – все предназначалось какому-то монастырю

Раскольников отчасти оправдывал свои планы на убийство этими “благородными” намерениями. Конечно, пришел он к такому выводу из-за большой нужды и некоторого помутнения сознания

В результате, Раскольников не только не “освободил” Лизавету от издевательств сестры, но и убил ее как случайного свидетеля. Кроме того, он и себя не сделал богатым и счастливым.

Идя на преступление, Раскольников представлял себе свою жизнь после убийства совсем не так, как вышло.

Физическая и психологическая слабость, отчаяние из-за бедности и пессимизм помешали ему трезво оценить ситуацию и избежать трагедии.

Раскольников не учел того, что он не подходит на роль хладнокровного убийцы. Он понял, что “старуха была ошибкой”. Он осознал, что больше не сможет жить спокойно и счастливо после страшного преступления. Раскольников догадывался об этом, но все-таки пошел на убийство.

В результате, он сам в своих глазах оказался “вошью”, потому что струсил своего поступка, потому что не воспользовался ограбленным, не использовал эту “добычу” на построение своего будущего.

Парадоксально, но Раскольников не потратил ни одного украденного рубля (деньги начали гнить под камнем, где Раскольников спрятал “добычу”).

Наказание настигло Раскольникова не на каторге, а его сразу же после преступления. Его главным наказанием стали душевные терзания, которые “съедали” его с самого начала.

Сразу после преступления Раскольников понял, что больше не сможет жить прежней жизнью после того, что он сделал. Он осознал, что не должен был совершать этого убийства. Но не потому, что ему стало жалко старуху или Лизавету, а потому что он оказался слаб, чтобы быть преступником.

Но, к сожалению, уже ничего нельзя было изменить.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. По жанру это идеологический, социально-психологический, нравственно-философский роман. Основное в нем – нравствен­ные идеи, которые определяют его композиционные особеннос­ти. Роман состоит...
  2. Преступление и наказание. Роман “Преступление и наказание” был задуман Ф. М. Достоевским на каторге “в тяжелую минуту грусти и саморазложения”....
  3. Переход к трагическим сюжетам был в те года судьбой не только Шекспира. На английской сцене появляется много пасмурных, будто “встревоженных”...
  4. Рассказ “Старуха Изергиль” относится к раннему романтическому периоду творчества М. Горького. Центральным образом этого периода является романтический герой, готовый к...

Тема урока: «Причины преступления Родиона Раскольникова»

Цели урока: Образовательные (дидактические)

    Показать причины, приведшие Родиона Раскольникова к преступлению.

    Развенчать индивидуалистическую теорию Раскольникова, показать ее безнравственную, антигуманную сущность.

Развивающие:

    совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся;

    умение логично. Убедительно рассуждать на нравственно – философские темы, подтверждая суждения текстом.

Воспитательные:

    осмысление философии Ницше: идеи «сверхчеловека», осознание опасности этой теории в многонациональной стране;

    воспитание чувства толерантности.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний с использованием ИКТ.

Структура урока:

    Организационный этап.

    Сообщение темы урока, постановка цели и задачи урока.

    Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний.

    Актуализация знаний.

    Введение новых понятий.

    Оперирование знаниями в новых ситуациях.

    Обобщение и систематизация знаний.

    Контроль усвоения. Итог урока.

    Определение и разъяснение домашнего задания.

Оборудование: - тексты романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; проектор мультимедиа, слайды по теме урока, портрет Ф.М.Достоевского.

Оформление доски: дата, тема урока, эпиграф.

Эпиграф урока: Мы все глядим в Наполеоны:

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно. А.С.Пушкин.

Ход урока:

    Организационный момент.

    Сообщение темы урока.

1 слайд: Причины преступления Родиона Раскольникова.

Учитель : Тема нашего урока «Преступление Родиона Раскольникова». Наша задача

2 слайд :раскрыть причины, побудившие главного героя пойти на преступление,

- раскрыть суть теории Родиона Раскольникова,

- разобраться в ведущих мотивах преступления.

3. Реализация домашнего задания. Социальные причины преступления.

Учитель: С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Потрясающие своей правдой картины нищеты и страдания проникнуты болью автора о человеке. Данное в романе объяснение судеб человеческих позволяет говорить о преступном устройстве мира, законы которого обрекают жить героя в каморках, похожих на «гроб», на невыносимые страдания. И лишения. Таков конфликт между человеком и обществом в романе Достоевского.

Преступление Родиона Раскольникова началось с убийства старухи – процентщицы и получило свою развязку не в полиции. На данном уроке мы попытаемся выяснить причины, побудившие главного героя пойти на преступление. Дома вы должны были подобрать из текста цитаты, объясняющие предпосылки преступления.

Фоном, на котором разворачивается действие романа, является Петербург середины 60-х годов прошлого века. Как же описывает город Федор Михайлович Достоевский?

Каким видел Петербург Родион Раскольников? (Цитаты из текста)

Какие эпитеты мы можем подобрать к характеристике города?

3 слайд:

Город Петербург

Бесчеловечный

Тесный

Удушливый

Зловонный

Вывод: Описание города прочно связано с образом Раскольникова, пропущено через его восприятие. « Серединные улицы Петербурга, где люди так и кишат»…, вызывают в душе главного героя «чувство глубочайшего омерзения…». Тот же отзыв рождает в его душе иной пейзаж. Вот он на берегу Невы: «небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая» , сияющий купол собора, на котором « сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое украшение» . И прекрасный простор так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц. В этом отношении Раскольникова к природе – его отношение к миру. Герой задыхается в этом городе, мире.

В каких условиях живут герои романа Родион Раскольников, Соня, семья Мармеладовых) ? (Цитаты из текста)

Какие слова – синонимы подбирает автор, характеризуя жилища людей?

4 слайд

жилище

Гроб

Сарай

Клетка

Конура

Шкаф

Вывод: Удушающая теснота помещений – это в миниатюре тот мир, в котором задавлен и обездолен человек.

Каков же внешний облик людей, которые встречаются на улицах города?

(Цитаты из текста)

5 слайд:

Люди

«благоразумная мать…»

Обманутая девочка

Группа пьяниц

Толпа

Вывод: От встреч с такими людьми у главного героя остается ощущение чего-то жалкого, грязного, безобразного.

Обобщение материала: Мир, в котором живет герой, в котором созревает трагический конфликт его, характеризуется как «безобразный». Мечта его зародилась в каморке, похожей на гроб. Автор наделяет город определенными чертами:

6 слайд:

    Двойственность Петербурга

Грязные и душные улицы,

Пыльные и вонючие площади

Величественная и прохладная Нева.

    Совпадение состояния героев и города.

Герои чувствуют себя одинокими, они раздражены и в то же время беззащитны (Мармеладов, Катерина Ивановна, Лизавета, Соня, Раскольников)

Город погружен в духоту, он сам является причиной для раздражения и болезненного состояния героев.

    Этот город теснит, давит людей, подталкивает их к скандалам и даже на преступления.

Какие причины преступления мы рассмотрели? (Социальные)

4. Актуализация знаний. Философские (нравственные) причины преступления.

Учитель: Но есть еще одна причина преступления, пожалуй, самая главная, -философская. Социальная несправедливость, безысходность, духовный тупик рождают в уме героя абсурдную теорию о «высших» и «низших» представителях общества.

7 слайд: В чем сущность теории Раскольникова?

Учитель: Для определения философских причин преступления рассмотрим следующие эпизоды: - размышления Раскольникова после письма матери,

Думы главного героя во время подслушанного разговора студента и офицера в трактире;

Комментарии Раскольникова своей статьи Порфирию Петровичу.

Анализ первого эпизода.

(Чтение отрывка)

Учитель: Судя по письму Пульхерии Александровны, детские годы Раскольникова были счастливыми.

8 слайд: « Вспомни, милый, как еще в детстве своем, при жизни твоего отца, ты лепетал молитвы свои у меня на коленях и как мы все тогда были счастливы…»

В церковь « …раза два в год ходили с отцом и матерью к обедне, когда служили панихиды по его бабушке…»

У отца и церкви мальчик искал успокоения. На какие составляющие счастья указывает Ф.М.Достоевский? (Отец, мать, бог) Почему?

У Раскольникова рядом с Богом стоит отец. Лишившись отца, он потерял и Бога в душе своей.

Почему письмо матери выводит Раскольникова из состояния нерешительности, подталкивает к принятию ужасного решения?

(« Теперь уж письмо матери вдруг как гром в него ударило. Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что- нибудь сделать, и сейчас, и поскорее»)

Вывод: Итак, первый шаг сделан. Нерешительность, как основное состояние Раскольникова, была преодолена.

Анализ эпизода.

Следующий эпизод еще больше утверждает Раскольникова в своей правоте. Проанализируем подслушанный разговор студента и офицера в трактире. (Пересказ эпизода)

Какие мысли студента перекликаются с мыслями самого Раскольникова?

Учитель: Эти мысли отражены в статье главного героя, написанной им еще за два месяца до преступления.

Анализ эпизода.

Рассмотрим суть теории Раскольникова. (Пересказ эпизода)

9 слайд: Теория Раскольникова:

«… люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных) , то есть. Так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово…»

« Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели.»

« … все, не то что великие, но и чуть – чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками, - более или менее, разумеется…»

К какому выводу пришел герой, размышляя над историей? (Исторический прогресс осуществляется на чьих-то страданиях)

В чем же суть теории, в которую он верит? (Суть в том, что одним дано право вершить прогресс, творить историю. История оправдывает жертвы законами прогресса во все эпохи).

На какие разряды делит Раскольников людей?

Кто, по мнению главного героя, относится к разряду гениев? (Наполеон, Соломон. Магомет, Ньютон)

Совместны ли, с точки зрения Раскольникова, гений и злодейство?

К какому разряду людей принадлежит сам герой? (Поделив людей на две категории, раскольников сам не может определить. «тварь ли он дрожащая» или «право имеет»)

10 слайд: Теория Раскольникова

о « делении людей на два разряда»

Обыкновенные люди

Необыкновенные люди

«Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных»

« Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово»

Живут в послушании

Переступают закон во имя лучшего

Эти люди не могут заслуживать к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ей придется жертвовать для достижения великих целей «особенным людям»

Если ради своей идеи таким людям необходимо будет переступить «через труп, через кровь», то они « внутри себя, по совести» могут « дать себе разрешение перешагнуть через кровь»

«Обыкновенный» человек, слабый и бессильный, не способный изменить своей участи

Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон – «необыкновенные» люди, давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливаясь перед необходимостью пролития крови.

Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходимости насилия и пролития крови.

Согласны ли вы с такой теорией? Почему?

Вывод: Теория Раскольникова носит антигуманный характер, т.к. оправдывает «природное» неравенство людей, беззаконие, произвол, убийство. Это роднит теорию Раскольникова с теорией фашизма, с его проповедью о превосходстве арийской расы. Достоевский стремился убедить читателя, что Раскольникова увлек идеал сильной личности. Мысль о праве сильной личности родила у Родиона желание самому вступить в число «избранных», «великих». И он решил проверить себя – кто он? Убийство – своеобразная проверка героя: способен ли он «преступить» через «привычные нормы» «тварей дрожащих», переступить через кровь «по совести». Преступление героя воспринимается как протест против мира, который он не хочет принять и этот протест отравлен ядом эгоистического утверждения.

Найдите и зачитайте строки, как было принято «окончательное решение»? (часть1 глава 5 стр.63)

Вывод: Таким образом, мы видим, что Раскольников идет на преступление, как человек, потерявший всякое господство над самим собой. Он настолько сжился со своей теорией, что вопреки сомнениям поддался соблазну ее практического осуществления. Таких людей называют идеологами.

11 слайд: Герой – идеолог – герой - носитель определенной идеологии

5.Введение новых понятий. Характеристика героя

На доске представлены слова –определения, характеризующие характер человека.

12 слайд: - гордость - гордыня

- честолюбие – тщеславие

- самолюбие – себялюбие

- одиночество – самодостаточность

Определим лексическое значение этих слов.

Гордость – 1) Чувство собственного достоинства, самоуважения. 2)Чувство удовлетворения от чего – нибудь. 3) кого или чья. О том, кем (чем) гордятся. 4) Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, спесь (разг.)

Гордыня – (высок.) 1) непомерная гордость (в 1 и 4 значении)

Честолюбие – жажда известности, почестей, стремление к почетному положению.

Тщеславие – Высокомерное стремление к славе, к почитанию.

Самолюбие – чувство собственного достоинства, самоуважения, самоутверждение.

Себялюбие – любовь только к себе, эгоизм.

Одиночество – состояние одинокого человека.

Самодостаточность – значительность человека сама по себе, обладание вполне самостоятельным значением.

6. Оперирование знаниями в новых ситуациях.

Какие определения мы можем отнести к характеру главного героя романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?

(Гордыня, тщеславие, самолюбие, одиночество)

Вывод: Исходя из всего вышесказанного, можем сделать вывод, что Родион Раскольников – человек одинокий Самолюбивый с чувством собственного достоинства, стремящийся выделиться из общей массы, но в то же время ему присущи и положительные качества. Приведите примеры. (доброта, отзывчивость, сопереживание униженным и оскорбленным)

Но боль и сострадание, как ни странно, еще больше уверовали Раскольникова в правоту своей теории.

7. Обобщение и систематизация знаний.

Учитель: В конце урока давайте обобщим материал, рассмотренный

По мнению многих критиков, Достоевский является мастером описания "больных душ". Один из самых интересных героев писателя - Родион Раскольников. "Преступление и наказание" - роман, персонажем которого он стал, полон противоречивых чувств, человеческих терзаний и вечного поиска себя.

Философия героя произведения Достоевского

Какое преступление совершил Раскольников? По ходу повествования главный герой становится все более озлобленным из-за своего бессилия помочь близким ему людям. Подавленный своей бедностью, он решается на убийство старухи-процентщицы, которая извлекала выгоду из бедствия людей. Причины, побудившие Раскольникова совершить преступление, кроются не только в его бедности и беспомощности. Главный герой жаждет мести за всех обездоленных и поруганных, за страдания и унижения Мармеладовой, за каждого человека, который был доведен до грани нравственного мучения и нищеты. Страстно веруя в свою теорию, Родион возмущен философией успешного предпринимателя Лужина, который стремился жениться на сестре Раскольникова. Лужин выступает на стороне "разумного эгоизма". Петр Петрович считает, что прежде всего каждому необходимо заботиться о себе и собственном благополучии. И чем в обществе больше станет богатых людей, тем богаче станет и все общество в целом. По философии Лужина, заботиться необходимо о себе только, не думая о ближних. Говоря о том, почему Раскольников совершил преступление, следует сказать именно о том, что Родион, в отличие от Петра, "заботился" обо всех людях, стремясь ко всемирному благу. И в данном случае рассматривал совершенное им убийство как способ подтверждения своей теории.

Смысл убийства ростовщицы

Анализируя, почему Раскольников совершил преступление, следует сказать, что он - не обычный преступник. Убийство процентщицы он совершает под влиянием созданной им же философии. То есть голод и нищета - не главные причины преступления Раскольникова. После совершения убийства он сам своими словами подтверждает этот вывод, говоря о том, что если бы зарезал только из-за чувства голода, то и счастлив был бы от этого. Однако главный герой размышляет о причинах существовавшей несправедливости и неравенства. Он приходит к выводу о том, что имеет место достаточно резкое отличие двух категорий людей. И пока одни покорно и молчаливо подчиняются всему тому, что им преподносит жизнь, другие - немногие - "необыкновенные" - являют собой подлинный двигатель человеческой истории. Последние при этом достаточно дерзко и вольно могут нарушать моральные устои, общепринятые нормы, не останавливаясь перед законом, чтобы показать человечеству другой путь. Современники ненавидят таких людей, но потомки принимают за героев. Раскольников очень тщательно обдумал всю эту идею и даже изложил свою мысль за год до убийства в газетной статье.

Злодеяние как вызов обществу

Говоря о том, почему Раскольников совершил преступление, следует отметить его постоянное стремление противопоставить себя "обычным" людям, которых, по его мнению, большинство в обществе. Своими действиями Родион бросает вызов условиям, в которых происходит подавление человеческой личности и четко ощущается Но вместе с этим после совершения злодеяния герой понимает, что его философия способствует только укреплению бесчеловечности. Его протест противоречив - выступая против неравенства и подчинения, Раскольников в своей идее предполагает, опять же, право одних людей диктовать свою волю другим. И здесь снова получается, что большинство становится "пассивным объектом". Именно это противоречие составляет ту трагическую ошибку, которая лежит в основе поведения героя. По ходу развития событий персонаж убеждается на своем собственном опыте, что бунт его, направленный против бесчеловечности, носит сам бесчеловечный характер, приводя к нравственной смерти личности.

Отношение героя к жизни после злодеяния

Раскольникову удается совершить преступление. Но убийство приводит к результату, отличному от того, который он ожидал. Рассуждая о том, почему Раскольников совершил преступление, следует вспомнить, что им руководило в первую очередь стремление воплотить в жизнь свою идею. Но мораль "необычных" людей для Родиона оказалась непостижимой. И после убийства процентщицы главный герой начинает видеть истинную нравственность и красоту не в тех, кто стоит выше, а в таких людях, как Сонечка Мармеладова, - способных сохранять нравственность в невыносимых условиях. Такие люди, перенося унижение и голод, все же оставляют в себе веру в жизнь и любовь.

Причины преступления Раскольникова

Сначала Родион спокоен по поводу удавшегося ему убийства. Он считал, что поступает единственно верным способом. Герой уверен в своей исключительности и самобытности. Он считает, что в убийстве ростовщицы нет ничего "такого". Ведь, по его мнению, ему удалось уничтожить лишь одну "вошь из всех, самую наибесполезнейшую". Но постепенно, анализируя свои действия, он дает различные объяснения. Так, например, он говорит о том, что "хотел сделаться Наполеоном", был озлоблен, безумен, стремился помочь матери, жаждал утвердить собственную личность, бунтовал против всего и всех. В итоге, герой мучается угрызениями совести. Он понимает, что нарушил нравственный закон. Раскольников видит причину зла в самой человеческой природе. При этом закон, позволяющий "сильным мира" совершать бесчеловечные поступки, считает извечным.

Заключение

Сам Достоевский выступал против насилия. Своим произведением автор спорит с революционерами, настроенными на единственный путь достижения счастья для русского человека, - нарушение нравственных устоев. Главному герою кажется, что отвечает он за свои поступки только перед самим собой, а суд других безразличен ему. По ходу повествования автор подводит персонажа к пониманию важнейших истин. Они заключаются в том, что гордыня является злом, законы жизни не должны подчиняться идее одного человека, а людей судить не следует и тем более нельзя отнимать у них жизнь.

«Преступление и наказание». Он типичный представитель «низов», бедный студент, который в глубине души, как и многие, мечтает о лучшей жизни. Нищета, голод, долги - вот какая повседневность окружает Родиона, вот чем он живет, и вот от чего мечтает убежать. К сожалению, Петербург его времени - это суровое, беспощадное место. По улицам проезжают роскошные кареты, запряженные лошадьми, вокруг снуются люди, которым совершенно нет дела до его бед и лишений. В этой обстановке Раскольников как никто другой чувствует страшное одиночество, которое с каждым днем порождает все больше мыслей. Возможно, все сложилось бы по-другому, не будь он так одинок.

Именно одиночество Раскольникова стало его союзником. В одиночестве крепла его решимость совершить преступление. Парадокс заключается в том, что с каждым днем, предаваясь все более глубоким раздумьям, он все меньше думал об этом как о преступлении, оправдываясь тем, что это необходимость. Голодный студент, снимавший маленькую комнатку, он взрастил в себе ненависть к тем, кто, как он считал, недостоин того, чтобы иметь сытый желудок и теплую постель пока он, Раскольников, влачит жалкое существование без надежды на светлое будущее. В одиночестве рождается страшный, но, как кажется самому Родиону, вполне практичный план, который поможет ему распрощаться с нищетой, голодом и долгами. Старуха-процентщица в понимании Раскольникова - просто ненужное звено в цепи, которым можно пожертвовать ради собственного блага.

Раскольников, планируя убийство старухи, не считает себя злодеем. Ему не кажется, что все люди равны по своей природе, и что каждый из них заслуживает того, чтобы жить наравне с остальными. Нет, ради великих умов и грандиозных идей можно пожертвовать так называемым «расходным материалом», к которому Родион и относит старуху-процентщицу. Ее жизнь кажется Раскольникову какой-то ошибкой. С его точки зрения старуха не приносит никакой пользы, лишь дразня и раздражая его тем, что она имеет то, что недоступно самому Родиону. Почему она живет в достатке и сытости, а он должен со страхом ждать каждого нового дня? Почему этот новый день должен внушать ему такой ужас, в то время как она, нисколько не ценя того, что имеет, живет, не ведая тех забот, которыми полна жизнь Родиона?

Так и рождается теория Раскольникова, делящая людей на две неравные группы, одной из которых можно пожертвовать во благо второй. Люди, представляющие собой просто расходный материал, и те, ради которых и возможна жертва. Жалеет ли он тех, кого сам низверг до уровня «расходного материала»? Нисколько. Сам Родион уверен, что ради таких, как он, можно принести в жертву старуху-процентщицу. Жизнь ее бесполезна и пуста, она и без того уже подходит к закату, а для него, для Раскольникова все еще только начинается. Поэтому ему не жаль принести старуху в жертву ради своей цели - собственного благополучия. Ведь он, Родион Раскольников должен как-то пробиться в жизни, оставить в ней значимый след, выбиться в люди, но на пути у него тяжелое, почти непреодолимое препятствие - нищета. И вот появляется шанс оставить неудачи позади, для чего и нужно-то сделать всего один шаг - устранить старуху.

Поддался ли бы Раскольников такому страшному, всепоглощающему раскаянию, если бы вместе со старухой ему не пришлось так же жестоко расправиться с Елизаветой, как с невольной свидетельницей его преступления? Вряд ли его бы так мучила совесть, останься старуха его единственной жертвой, ведь он столько раз прокручивал в голове сценарии ее убийства, ни разу не ужаснувшись тому, что за мысли приходят ему в голову. Но Елизавета в понимании Раскольникова явно не вписывалась в категорию тех, кем можно с легкостью и без зазрения совести пожертвовать ради высокой цели.

Потерпела ли бы теория Раскольникова крах, если бы он совершил преступление точно по задуманному им сценарию? Если бы, убив старуху и разжившись ее деньгами, он тихо скрылся в шумном и многоголосом Петербурге, в котором каждый второй прячет за душой тайну или проступок, за которым могло бы последовать наказание? Так или иначе, но именно смерть Елизаветы - невинно загубленной души - помогает ему прозреть, и с каждым днем чаша раскаяния наполняется все больше и больше, пока не начинает переливаться до краев.

И только тогда, сдавшись на милость беспощадному палачу - собственной совести - и признавшись во всем, Раскольников, наконец, обретает покой.

“Молодой человек, исключенный из студентов университета… и живущий в крайней бедности… решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старушку… дающую деньги на проценты…” – так пишет Ф. М. Достоевский о своем герое. Что же заставляет Родиона Романовича Раскольникова (так зовут молодого человека), находящегося в далеко не катастрофической ситуации, идти на преступление? Раскольников снимает квартиру в одном из домов, находящихся в бедном квартале Петербурга. Это “…крошечная клетушка, шагов в шесть длиной… и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становится в ней жутко”. После смерти его отца Родион Романович остается единственным мужчиной в семье, состоящей теперь из его матери и сестры Дуни. В такой ситуации он, разумеется, должен взять на себя заботу о семье.

У студента в то время было два основных источника доходов: стипендия и частные уроки. Стипендию Раскольников не получал, так как был исключен из университета. Он некоторое время давал уроки, “учил детей”, но довольно скоро бросил это занятие – оно не приносило достаточно денег.

Родион оказался бы и вовсе без средств к существованию, если бы не его матушка. Она находила возможность посылать сыну деньги, несмотря на то что сама жила бедно. Раскольников тяготится создавшимся положением. Его сильно развитое чувство порядочности не позволяет ему пользоваться средствами матери, которую он, наоборот, обязан обеспечить, и только крайняя нужда заставляет его делать это.

Убожество собственной жизни и жизни тех, кто его окружает, приводит молодого человека в болезненное состояние. Так подтверждается правило, обратное изречению Авиценны: “В здоровом теле – здоровый дух”. Раскольников заболевает. Автор уделяет огромное внимание психологии своих героев, поэтому читатель может во всех подробностях видеть, что происходит в душе Родиона Романовича. В нем говорит врожденная гордость бунтаря.

Он напряженно ищет выход из своих затруднений. И этот выход Раскольников находит в теории, созданной им в свое время и опубликованной в журнале в виде научной статьи. Эта теория разделяла всех людей на “тварей дрожащих” и на “право имеющих”. Раскольников признает за последними право на “кровь на совести”, то есть на убийство или равновеликое злодеяние во имя высших целей. В конечном итоге цель “право имеющих” – помочь остальным людям, но они это делают, перешагивая через них и оставляя за собой кровавый след.

Родион Романович, со свойственным молодым людям апломбом, считает себя Наполеоном, “право имеющим”. Но, как ученый, он должен подтвердить это на практике. Если он имеет право на совершение тягчайшего греха, он не понесет наказания от людей и его не будут преследовать муки совести. Ему выпадает удачный случай. В трактире он слышит разговор студента и офицера, которые говорят о знакомой Родиону старухе-процентщице по имени Алена Ивановна. Он узнает о жестокости этой женщины к клиентам, о ее сестре, о ее богатстве.

Убив эту гадкую старуху, Раскольников разом достигает всех своих целей. Он обеспечивает семью деньгами, себя – возможностью продолжать обучение, и – самое главное – у него появился повод проверить свою теорию на практике. Продумав свое преступление, он затем совершает его. Родиону приходится убить еще и сестру Алены Ивановны Лизавету. Но оказывается, что он совершенно не готов к грабежу. Фактически его план срывается.

Тем не менее убийство свершилось. Сие преступление перед Богом поистине огромно. Дело не в двух убитых женщинах. Их могло и не быть. Грех Раскольникова – в создании человеконенавистнической теории, которая, превращенная в догму, могла бы стать причиной уничтожения рода человеческого.

Убийство – лишь внешняя сторона его богопротивного поступка. Глубинный смысл преступления – бунт против государственной системы, загоняющей человека в такие условия, в каких не содержат и животных; против нищеты, низводящей человека до положения скота, против жестокости и безразличия людей к своим ближним. Но справедливость достигается совсем другим путем. Честным и чистым. Иначе человеческой личности грозит распад. История Раскольникова тому подтверждение.

(No Ratings Yet)

Что толкнуло Раскольникова на преступление?

Другие сочинения по теме:

  1. Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. “Преступление и наказание” – один из самых лучших романов Достоевского. Создавалось...
  2. Теория Родиона Раскольникова: “тварь дрожащая” и “право имеющий” Ф. М. Достоевский – величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души,...
  3. Роман Ф. М. Достоевского назван “Преступление и наказание”. Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи процентщицы, и наказание –...
  4. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – социальный, философский и психологический роман. Мне кажется, ярче всего в романе выражена...
  5. Сны Раскольникова и их художественная функция в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Глубокий психологизм романов Ф. М. Достоевского...
  6. Почему Раскольников со своими страданиями пошел к Соне? Что общего в их судьбе? В чем они не приемлют друг друга?...
  7. Глубокий психологизм романов Ф. М. Достоевского заключается в том, что их герои попадают в сложные, экстремальные жизненные ситуации, в которых...
  8. Впервые роман “Преступление и наказание” увидел мир в 1886 году. Это роман о современной России, которая пережила эпоху глубочайших социальных...
  9. Ф. М. Достоевский – величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Говоря о...
  10. Самооправдание или самообман Раскольникова В своем романе “Преступление и наказание” Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над...
  11. Ф. М. Достоевский – величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. “Гениальность Достоевского,...
  12. “Преступление и наказание” – это роман о России середины XIX столетия, которая пережила эпоху глубочайших социальных преобразований и моральных сотрясений....
  13. Когда читаешь роман Федора Достоевского “Преступление и наказание”, кажется, от первого знакомства с Родионом Раскольниковым до его страшного преступления и...
  14. Сочинение Анализ по литературе эпизода из главы 8 части 6 романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Роман Ф. М....
  15. Федор Николаевич Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы, как гениальный гуманист и исследователь человеческой души. В духовной жизни...
  16. Роман “Преступление и наказание” написан Ф. М. Достоевским в 1866 году и является одной из вершин его творчества. Это произведение...
  17. В произведениях Ф. М. Достоевского, одного из величайших писателей и мыслителей прошлого века, отражено множество идей и теорий различного рода,...