Категория Е: какие машины можно водить, и на что имеет право водитель? Что такое водительские права категории «ВЕ» и как их получить.

Как и когда получать новые права?

Новые категории и подкатегории в водительских правах

С 5 ноября 2013 закон «О безопасности дорожного движения» разделил существующий автотранспорт на большее число подкатегорий, чем было ранее. Т.е. категорий водительских прав, с 2013 года, стало больше .

Напомним о том, что права нового образца с розово-голубым фоном в России начали действовать с 1 марта 2011 года. Вот как они выглядят.

Подкатегории в водительском удостоверении в 2018 году

Привычное деление механических транспортных средств на четыре основные категории: «А», «В», «С», «D» осталось неизменным, но теперь в каждой из них появились ПОДКАТЕГОРИИ: «А1», «В1», «С1», «D1». Эти подкатегории допускают до управления более облегченным транспортом, чем основная категория.

Краткое описание категорий и новых подкатегорий т.с. в водительских правах по состоянию на 2015 г.:

www.сайт

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного
движения» . Последние .

Актуальные вопросы по новым правам для водителей

Когда менять старые права на новые?

Все водительские удостоверения, выданные до ноября 2013 года действительны до истечения указанного в них срока.

Но если вам не терпится заполучить новое удостоверение раньше срока, то проблем нет. Идете в МРЭО ГИБДД, представляете , сдаете старые права, оплачиваете квитанцию, фотографируетесь и получаете желанный документ.

Кстати те, кто носит очки, могут фотографироваться как с ними, так и без них. Речь, конечно же, не про солнцезащитные очки:)

При обмене прав, водителям проставляют те же категории, которые у них были открыты первоначально, а также соответствующие новые подкатегории.

Какую категорию проставят в новых правах вместо категории «Е» (прицепы)?

В новых водительских правах будут открыты те категории, на которые вы реально обучались и сдали экзамен. Указанные в медицинской справке ограничения также будут учтены.

Например, в старых правах у вас были проставлены категории: «В», «С», «Е». При замене удостоверения, в случае если вы реально сдавали экзамен только на грузовике с прицепом, вам проставят: «В», «С», «СЕ». Категория «ВЕ» в данном случае открыта не будет.

* - Ознакомиться с нюансами открытия категории «Е» можно в 34 и 40 статьях «Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений»

Действуют ли наши новые национальные права за рубежом?

Новое водительское удостоверение образца 2011-2014 года розово-голубого цвета полностью соответствует международным требованиям и действует во всех странах, подписавших Венскую конвенцию о дорожном движении от 1968 г.

По большому счету переход на новые права произошел именно по причине появления поправок к данному международному документу.

Ограничений в сроках обмена не существует. То есть, если вы правами не пользуетесь, и у них давно истек срок годности, то поменять их на новые можно в любое время, даже через несколько лет с момента их аннулирования.

А можно и наоборот, как мы уже упоминали, заблаговременно до истечения срока действия пойти и обменять старые права на новые. Например, в случае если срок действия имеющегося удостоверения истекает через месяц.

Где менять?

Поменять водительское удостоверение можно в любом подразделении ГИБДД*, занимающегося их выдачей, но только в границах региона проживания.

Другими словами, москвич может обратиться в любое подразделение Москвы. Житель Подмосковья - в любое подразделение Московской области. Ростовчанин - в любое подразделение Ростовской области.

Если же место фактического проживания отличается от места прописки,

Согласно пунктам 12 и 13 Правил сдачи квалификационных экзаменов:

Прием экзаменов у граждан, выдача и замена им водительских удостоверений осуществляется Государственной инспекцией на территории того субъекта Российской Федерации, где гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания. Или же по месту фактического проживания.

Это означает, что подразделение ГИБДД, где вы собрались сдавать экзамен, выбирается по месту прописки или временной регистрации. В любом случае вам необходимо будет предъявить в ГИБДД документальное подтверждение регистрации места вашего проживания (пребывания).

Скрыть...

Водительское удостоверение обязаны заменить в день обращения. Но в отдельных случаях - например, при представлении документов, вызывающих сомнение в их подлинности, или если есть подозрение, что водитель лишен права управления транспортными средствами - будет направлен соответствующий запрос. На время проверки вам может быть выдано временное разрешение на срок до 2-х месяцев.

Чтобы избежать подобных задержек, проходить медкомиссию лучше в регионе прописки. А если это затруднительно, то при ее прохождении попросите выдать вам заодно копию лицензии медицинской организации, которая проводила обследование.

Также не забудьте оплатить неоплаченные штрафы, информацию по которым можно получить в своем подразделении ГИБДД или «пробить» по базе на любом посту или даже через некоторые сайты. Обычно при проверке документов у водителя гаишники сами проверяют эту информацию, но можно и целенаправленно подъехать к ним с такой просьбой. Небольшое вознаграждение в таких случаях, конечно же, приветствуется:)

* - Найти ближайший адрес МРЭО для обмена/выдачи прав на

Список документов, необходимых при замене водительских прав:

Заявление на получение и бланк квитанции об уплате госпошлины выдадут на месте. Желательно также прихватить с собой заграничный паспорт для идентичного написания транскрипции ваших данных в новых правах.

Водительскую карточку (если она есть) можно также взять с собой, но на сегодняшний день вся необходимая информация имеется в гаишных компьютерных базах. «Водительская карточка» уже морально устарела и в ГИБДД ее не требуют.

Фотографировать на новые права вас будут в самом МРЭО. Можете заранее принарядиться:)

* - Если вы обратились в подразделение ГИБДД не по месту прописки, то с вас дополнительно потребуют документы, подтверждающие вашу регистрацию (прописку).

Действующие виды водительских удостоверений

Первый тип (образец №1) - заламинированный бумажный бланк, размером с паспорт. Стоимость изготовления составляла 400 руб.

Второй тип (образец №2) - пластиковые, размером с кредитную карточку. Госпошлина за их изготовление составляла 800 руб.

(!) Водительские права старого типа действительны до окончания указанного в них срока действия. (!)

www.

Категория в правах указывает на конкретный тип транспортных средств, к управлению которыми допущен владелец водительского удостоверения. В начале ноября 2013 года были внесены корректировки в закон «О безопасности дорожного движения», изменившие список категорий водительских прав и дополнившие его новыми подкатегориями.

Водительское удостоверение какой категории есть у Вас?

Актуальные категории водительских прав на 2019 год

Новая классификация категорий российских водительских прав содержит семь основных пунктов , обозначенных буквенными символами, и четыре группы подкатегорий , содержащих в обозначении не только буквенные символы, но и цифры. Конкретную классификацию и расшифровку содержит таблица-описание категорий водительских прав, которые актуальны в 2019 году (ст.25 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ):

№ п/п Буквенное и цифровое обозначение категории Характеристика транспортных средств
1 А Мотоциклы
2 А1 Легкие мотоциклы (объем мотора от 50 до 125 см3)
3 B Легковые автомобили и грузовые автомобили (грузоподъемность до 3,5 т либо вместимость до восьми пассажиров)
4 B1 Квадрициклы и трициклы
5 C Грузовые автомобили (грузоподъемность более 3,5 т)
6 C1 Грузовые автомобили (разрешенная нагрузка на ось от 3,5 до 7,5 т)
7 D Автобусы, транспортирующие более восьми пассажиров
8 D1 Микроавтобусы, транспортирующие от восьми до шестнадцати пассажиров
9 M Мопеды, скутеры и квадрициклы (объем двигателя не более 50 см3)
10 Tm, Tb Троллейбусы и трамваи
11 BE, CE, DE, C1E, D1E Специальные категории, дающие право на управление транспортными средствами с прицепом

Выделенные подкатегории подразумевают использование облегченного варианта транспортных средств одного типа, имеющих меньшую грузоподъемность и мощность двигателя. Управление ими допускает упрощенную форму подготовки и минимальный опыт.

Более полную картину можно представить после детального рассмотрения каждой категории и подкатегории водительских прав, а также выяснения их особенностей использования при управлении конкретным транспортным средством.

Категория водительских прав А и А1


Категория «А» дает право на управление любым типом мотоциклов , в их числе – оборудованных коляской. К ним приравниваются мотоколяски, выпуском которых активно занимались в прошлом веке. В настоящее время такие средства передвижения практически не используются. Согласно ПДД, мотоцикл представляет собой двухколесное транспортное средство с боковым прицепом либо без него . Это водительское удостоверение (категория «А») допускает автовладельцев к управлению в том числе и трехколесными либо четырехколесными транспортными средствами, масса которых суммарно не превышает 400 кг.

Имеющие в ВУ отметку о наличии подкатегории «А1», допускаются на законных основаниях к управлению мотоциклом с объемом двигателя, не превышающим 125 см куб., и мощностью – не более 11 кВт соответственно. Эта подкатегория объединяет маломощные мотоциклы с укороченной длиной и большой маневренностью. Наличие у человека прав, в которых открыта категория «А», дает законное право на управление транспортными средствами и подкатегории «А1». Однако права подкатегории «А1» не позволяют садиться за руль тяжелого и мощного мотоцикла (ст. 25 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Категория B (Б/B) на легковой автомобиль

Водительское удостоверение категории «B» дает допуск к управлению не только легковым автомобилем и мотоколяской , но и некоторыми другими транспортными средствами (джип, минивэн, микроавтобус, грузовик ), отвечающим следующим требованиям:

  • с массой не более 3,5 тонн, числом сидячих мест не более восьми, за исключением водительского (к ним не относятся транспортные средства категории «А»);
  • легковой автомобиль в связке с прицепом, при весе, не превышающим 750 кг;
  • автомобиль с прицепом при весе, превышающим 750 кг, (прицеп не более массы машины без нагрузки), и с условием того, что полная масса состава составляет не более 3,5 тонн.

Нужно помнить, что означает категория «В» («B») в водительском удостоверении: с ней можно управлять всеми легковыми автомобилями, соответствующими перечисленным выше требованиям. Однако использование прицепов требует особых навыков вождения и обеспечения безопасности. Правила предусматривают дополнительные требования при вождении автомобилей с тяжелыми прицепами массой , превышающей 750 кг:

  • максимально допустимая масса прицепа с грузом не должна быть больше массы автомобиля во избежание опрокидывания автомобиля на дорогах с неровностями;
  • суммарная масса автомобиля с прицепом не превышает 3,5 т.

Для управления легковым автомобилем категории «B» в связке с тяжелым прицепом человек обязан получить категорию «BE».

Что означает категория В1 (Б1, B1)?

Некоторые водители до сих пор не знают, что означает категория «В1» («B1») в водительском удостоверении. Здесь все достаточно просто – это новая подкатегория введена для управления трициклов и квадрициклов (). Трициклы – это трехколесный мототранспорт, а квадрициклы – четырехколесные мотоциклы, напоминающие советские мотоколяски.

Важно! В силу того, что «квадрицикл» и «квадроцикл» имеют абсолютно различные технические характеристики, водительские права для одного из типов транспортного средства не подходят для управления другим. Поскольку это разный транспорт, права на их вождение отличаются категориями.

К управлению квадроциклами, снегоходами и вездеходами допускаются исключительно граждане с наличием удостоверения тракториста-машиниста категории «А».


Квадрициклы оборудованы мотоциклетными двигателями, однако механизмы управления бывают как у автомобилей, так и мотоциклов – либо ручная коробка передач в комплектации с традиционным рулевым колесом, либо ножная система для переключения передач, дополненная классическим мотоциклетным рулем управления. В зависимости от этого владельцы разных типов квадрициклов приобретают различные категории водительских удостоверений – с категорией «А» для вождения квадрицикла мотоциклетного варианта управления и с категорией «В» для вождения квадрицикла автомобильного варианта управления. Универсальный вариант, подходящий для любого вида управления – новая подкатегория «В1» водительских прав.

Обозначение «AS» в категории В1 водительских прав

При изготовлении нового образца водительского удостоверения некоторым автомобилистам с открытыми категориями «А» или «В» в заметках ставится отметка «AS» (Automotive Steering). В переводе на русский язык это означает «автомобильный тип рулевого управления». Подобная отметка «AS» ставится исключительно тем водителям, у которых категория «А» закрыта, а «В» открыта. Аббревиатура не ставится при наличии обеих категорий.

Что на самом же деле обозначает отметка «AS»? Она указывает на возможность управления только транспортом с рулевым типом управления , то есть рулем. Водитель, обладающий правами нового типа, может лицезреть отметку «AS» напротив категории «В1» при закрытой категории «А». Водителю разрешается управлять мотоциклами и трициклами исключительно с автомобильным типом управления (с рулевым колесом). Автомобилист с такой отметкой в правах имеет право управлять двухколесными транспортными средствами с автомобильным типом посадки. То есть управление мотоциклами с сидением, как в автомобилях.

Водительские права категории С


К категории «С» относятся грузовые автомобили с предельным весом в соответствии с технической документацией более 3,5 тонн, а также грузовики с легким прицепом массой, не превышающей 750 кг . Водитель, имеющий водительское удостоверение категории «C», допускается к вождению средних и тяжелых грузовиков (3500-7500 кг и более 7500 кг, соответственно), а также грузовых автомобилей с прицепом весом не более 750 кг (п.1 ст.25 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ).

Свидетельство на право вождения подкатегории «С1» предоставляет право на вождение грузовых автомобилей:

  1. с предельной массой, согласно технической документации, более 3,5, но менее 7,5 тонн;
  2. таких же грузовых автомобилей, сцепленных с прицепами весом до 750 кг.

Следовательно, подкатегорией «С1» открывается доступ владельцам таких ВУ к вождению легких грузовиков, оснащенных компактными прицепами. Причем документы с предоставлением возможности вождения транспорта категории «С» разрешают управлять моделями более легких грузовиков, которые законодательно отнесены к категории «С1».

Права категории «СЕ» допускают к вождению автомобильного транспорта категории «С» и соединенного с тяжелым прицепом – вес свыше 750 кг. Подобная отметка в правах необходима водителям КАМАЗов, МАЗов, БелАЗов и иных тягачей, привлекаемых к дорожному строительству, разработке карьеров, строительстве газовых и нефтяных магистралей, крупнотоннажным перевозкам.

К группе «С1Е» относятся грузовые автомобили с разрешенной массой от 3,5 до 7,5 тонн, соединенные с прицепом, имеющим вес свыше 750 кг, но меньше массы порожнего автомобиля. Общий максимальный вес грузовика с прицепом не должен превышать 12 тонн. Обладание водительским удостоверением категории «СЕ» дает право на управление более легкими автомобилями, относящимися к категории «С1Е».

Водительские права категории Д (D)


Для управления автобусом водитель должен получить права по категории «D» (п.1 ст.25 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ). Какие из транспортных средств относятся к данной категории? Это:

  1. транспорт, организующий транспортировку пассажиров с более чем восемью сидячими местами, без учета водительского места;
  2. машины категории «D» в связке с прицепом, вес которого не превышает 750 килограммов.

Водительское удостоверение категории «Д» («D») обеспечивает возможность управления автобусами различных типоразмеров вне зависимости от массы. Связка «автобус-прицеп» с максимальным весом последнего не более 750 кг также входит в эту категорию. Если же масса самого прицепа превышает положенную массу, водителю необходимо открывать категорию «DE».

Право на вождение транспорта категории «DE» относится к категории автобусов, имеющих тяжелый прицеп весом свыше 750 килограммов и сочлененные автобусы, в состав которых входит два салона – так называемые «гармошки». Примечательно, что категория «D» разрешает водителю управлять транспортным средством из подкатегории «D1», а «DE» – из категории «D1E».

В подкатегорию «D1» включаются автомобили для перевозки пассажиров, имеющие более восьми и менее шестнадцати сидячих мест, за исключением водительского сиденья и автомобили подкатегории «D1» в связке с прицепом, имеющим массу не более 750 килограммов.

Подкатегория «D1E» включает в себя тяжелые прицепы и подходит водителю автобуса в связке с прицепом, не эксплуатируемом в качестве перевозчика людей, и вес которых менее 750 килограммов. Вес прицепного устройства не должен превышать вес основного транспортного средства без нагрузки, причем общая масса такой сцепки составляет не более 12 тонн.

Водительские права категории Е


После введения новых категорий и подкатегорий, категория «E» была упразднена – на ее замену пришли охарактеризованные выше категории «BE», «CE», «C1E», «DE», «D1E» . При получении новых прав водители получают уже соответствующие категории.

Каким же образом происходит замена старых водительских удостоверений на новые, ведь срок их действия не превышает 10 лет?

Начиная с 1 апреля 2014 г. выдаются водительские права нового образца. Во время получения новых удостоверений нередко водители обнаруживали, что категория «Е» из предыдущих прав перенесена лишь частично. К примеру, ранее полученная категория «Е» давала право на управление любым транспортным средством с прицепом без исключения (как грузовиком, так и автобусом), а в новом удостоверении водитель получил лишь «СЕ» и «С1Е». Водитель, чаще всего, рассчитывает получить «ВЕ», «СЕ», «С1Е», «DЕ», «D1Е».

Обычно такая проблема стоит перед водителями, которые фактически не проходили обучение и экзаменационные испытания на каждый состав транспортных средств (в отдельности «ВЕ», «СЕ», «DЕ»), а обучились и сдали экзамен исключительно на «СЕ». Водительские права, тем не менее, были получены с пометкой категории «Е» без ограничений и цена обучения на права категории «Е» не имела значения.

В настоящее время, при замене водительских прав органы ГИБДД стараются проставить лишь те категории, на которые водитель сдал практический экзамен на управление авто с прицепом. Однако, поскольку ранее водитель получил удостоверение с категорией «Е» без дополнительных отметок, следовательно, эта категория давала возможность управлять любым транспортным средством с прицепом.

При отказе проставить необходимые категории в момент замены водительского удостоверения органы ГИБДД лишают его владельца прав на управление отдельными транспортными средствами без оснований.

Свою правоту водители нередко доказывают в суде, причем при разбирательстве судебные органы, чаще всего, встают на сторону заявителя.

Права категории М


Управление скутером, либо мопедом без водительских прав запрещается в связи с ростом числа ДТП при участии этого вида транспорта. С начала 2014 года определена новая для РФ категория «М». Открывшие ее получают право на управление мопедом, скутером и легким квадрициклом . Категория «М» в водительском удостоверении 2019 года означает, что любая открытая прежде категория автоматом обеспечивает законное право его владельцу управлять транспортными средствами этой категории.

Водительское удостоверение категории «М» можно получить при наступлении минимального водительского возраста – 16 лет. Поскольку к управлению транспортным средством категории «М» обычно допускаются те же водители, которым дано право на вождение любым другим транспортным средством, во всех водительских удостоверениях эта категория прав открывается автоматически. Единственным условием для этого является открытие ее в медицинской справке совместно с любой категорией. Правом вождения мопедов обладает и водитель, имеющий права старого образца.

Штраф за «бесправное» управление мопедом, либо скутером и квадрициклом составляет от 5 до 15 тысяч рублей (п.1 ст.12.7 КоАП РФ ).

Внимание! Удостоверение тракториста-машиниста право управления транспортными средствами обозначенной категории не дает.

Что означают категории в правах нового образца Tb и Tm?

Для управления троллейбусом либо трамваем , начиная с 2016 года и, конечно, в 2019 году, водителю требуются права со специальной категорией «Tb»или «Tm». Ранее, вышеназванные типы городского транспорта не выделялись отдельной категорией, а в водительские права вносились записи о разрешении в раздел «Особые отметки». Особенностью управления этим видом транспорта является получение разрешения по отдельным категориям допуска.

С какого возраста можно получить водительское удостоверение B, B1, M


Действительное на текущий момент российское законодательство предусматривает возможность выдачи ВУ гражданам, которыми уже достигнут определенный возраст (п.2 ст.26 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ):

№ п/п Название категории Тип транспортного средства Возраст
1 А Управление мотоциклами 18 лет
2 А1 Управление мотоциклами с малым объёмом до 125 см3 и мощностью до 11 кВт 16 лет
3 М Вождение мопедов 16 лет
4 В и С Вождение легковых и грузовых автомобилей 18 лет
5 D, Tb и Tm Управление автобусами, троллейбусами и трамваями 21 лет
6 ВЕ, СЕ и DE Вождение автомобильного транспорта с прицепами Люди, имеющие права и опыт вождения на категории В, С или D со стажем вождения не менее 12 месяцев

Для получения водительского удостоверения на право управления автомобильным транспортом любой категории необходимо обязательное обучение в автошколе с последующей сдачей теоретических экзаменов и практического вождения. Прохождение занятий и последующая сдача экзаменов в ГИБДД не имеет возрастных ограничений. К примеру, на категорию «А» или «В» начать обучение в автошколе и приступить к сдаче экзаменов в ГИБДД разрешено с согласия родителя даже раньше 18 лет, когда получают на руки ВУ.

Подробнее о водительском удостоверении

Водительское удостоверение нового образца содержит всю информацию о водителе – владельце транспортного средства. Права подтверждают личность водителя и могут использоваться в некоторых случаях как замена общегражданского паспорта. На водительском удостоверении отмечается следующая информация о владельце (Приложение №1 Приказа МВД РФ №365 от 13.05.2009 г. ):

  • дата и место рождения;
  • дата выдачи пластиковой карточки, дающей право на управление ТС;
  • срок действия документа;
  • название органа, выдавшего права;
  • номер водительского удостоверения;
  • личная подпись;
  • фотография;
  • название категорий прав;
  • дополнительные сведения (группа крови, наличие очков, либо линз и др.).

Водительские права содержат информацию с двух сторон:

  • лицевая часть – персональные сведения о водителе;
  • обратная сторона – основная информация, сжато расшифровывающая категории и подкатегории нового образца.

В верхней части лицевой стороны содержится название документа и территория, на которой он был выдан. Левая сторонацветная фотография 3×4 владельца без очков и головного убора. Водитель с плохим зрением вправе поместить фотографию в очках без тонированных стекол. Фотография для водительских прав в головном уборе позволена людям с особыми религиозными убеждениями.

Под фотографией размещается подпись водителя, идентичная его автографу в паспорте. Справа в документ вписаны фамилия с именем и отчеством и тут же обозначена дата рождения водителя.

Информация на русском продублирована тем же текстом на английском. В правой стороне лицевой части прав указывается орган, выдавший удостоверение, номер и серия документа. Здесь же отмечается регион регистрации. В нижней лицевой стороне ставится отметка о категории прав, присвоенных водителю.

Многие автолюбители знают, что в закон "О безопасности дорожного движения" внесены некоторые дополнения касаемо категорий водительских прав. А вот что конкретно изменилось большинству известно лишь понаслышке. Между тем эта информация важна и касается каждого водителя, а незнание своих обязанностей, как известно, не освобождает от ответственности.

Чтобы не заставлять читателя лазить в дебрях закона мы подготовили краткую выжимку, где выделили все основные моменты.

Существует пять основных категорий водительских прав: A – мотоциклы, B – легковые авто, C – грузовики, D – автобусы, M – мопеды. Их дополняют шесть подкатегорий (A1, B1, C1, C1E, D1, D1E) и три категории для езды с прицепом (BE, CE, DE).

Для трамваев и троллейбусов предусмотрены отдельные категории – Tm и Tb соответственно.

Более подробно обо всех категориях и подкатегориях водительских прав, а также об ограничениях, которые они накладывают на водителя и транспортное средство, читайте дальше в нашей статье. А в самом низу страницы рекомендуем посмотреть видео-пояснения.

Как выглядит водительское удостоверение, и какая информация указывается в правах?

Водительское удостоверение подтверждает право на управление транспортным средством и содержит полную информацию о владельце, кроме разве что адреса регистрации – чем и отличается от паспорта. К слову, права тоже можно использовать как удостоверение личности. Это и понятно, ведь документ нового образца содержит:

  • фотографию и полное имя владельца;
  • дату и место рождения;
  • информацию о присвоенных категориях;
  • номер и срок действия документа;
  • дату выдачи и название организации;
  • подпись владельца и дополнительные данные о нем.

В качестве дополнительной может быть указана информация о прежнем удостоверении, общем стаже вождения, группе крови, а также об ограничениях, распространяющихся на каждую из категорий прав. Все сведения в водительское удостоверение прописываются кириллицей и дублируются латинскими буквами.

Новые водительские права представляют собой двустороннюю пластиковую карточку размером 5,5 х 8,5 см. Одна сторона документа содержит данные о водителе, а другая – сведения о категориях транспортных средств, доступных для управления.

Лицевая сторона прав

  • Сверху указывается название документа и его территориальная принадлежность.
  • Ниже слева предусмотрено место для цветной фотографии размером 3х4 см владельца прав.

Закон запрещает использовать в документах фотографии в головном уборе (исключения допускаются только по религиозным мотивам). А гражданам с плохим зрением нужно фотографироваться в очках с прозрачными стеклами.

  • Изображение дополняется подписью владельца в левом нижнем углу пластиковой карточки.
  • Справа, сразу под наименованием документа, указываются ФИО, дата рождения и регистрационные сведения (серия, номер, название организации и период действия удостоверения).
  • Ниже обозначается домашний регион и перечень разрешенных категорий транспортных средств.

Обратная сторона прав

  • Одним из главных нововведений является наличие штрих-кода, дублирующего полную информацию о владельце. Он располагается на обратной стороне в левой части водительских прав. Оставшееся пространство отводится под форму с расшифровкой категорий.
  • Напротив доступных к управлению видов транспорта указывается период действия водительского удостоверения.
  • Последним пунктом идет дополнительная информация о владельце. При отсутствии особых сведений туда обычно вносят продолжительность общего водительского стажа.

В зависимости от типа транспортного средства, его массы и технических особенностей, права подразделяются на категории. Для управления многими из них предусмотрено отдельное обучение, а вот подкатегории чаще всего открываются автоматически. Чтобы окончательно разобраться в этом вопросе, рассмотрим особенности каждой категории водительских прав.

Основные категории водительских прав

Основными ограничениями, как и прежде, являются масса (как самого транспортного средства, так и его прицепа), количество пассажирских мест и в некоторых случаях мощность двигателя.

Категория "B" . Включает легковые автомобили общей массой до 3,5 тонн с количеством пассажирских мест до восьми. Кроме этого, допускается наличие прицепа до 750 кг или более. Последний вариант возможен в случае, если общая масса такого «автопоезда» не превышает установленные законом 3,5 тонны. Категория "В" подходит для всех легковых автомобилей, а также для управления джипами и микроавтобусами при условии соблюдения установленных ограничений.

Категория "BE" . Является дополнительной к предыдущей категории и снимает ограничение на массу прицепа. То есть водитель с такими правами может возить прицепы массой более 750 кг автомобилями из категории "В". При этом учитывается и общая масса машины с прицепом – она не должна превышать 3,5 тонны.

Категория "C" . Разрешает вождение автомобилей массой более 3,5 тонн, за исключением пассажирских транспортных средств, относящихся к категории "D". Если планируется использовать прицеп, то нужно следить чтобы его максимальный вес не превышал 750 кг.

Категория "D" . Необходима для осуществления пассажирских перевозок в автомобилях и автобусах с количеством мест больше восьми. Сюда относится большая часть общественного транспорта. Что касается массы прицепа, то она по-прежнему должна укладываться в стандартные 750 кг.

Категории "Tb", "Tm" . Дают право на управление троллейбусами и трамваями. Благодаря внесению поправок в закон эти категории стали обособленными. В удостоверениях старого образца подобное право отмечалось в "особых отметках".

Подкатегории водительских прав

Законодатели не ограничились введением новых категорий водительских прав. Сегодня в России действует еще шесть дополнительных подкатегорий, некоторые из них открываются автоматически.

Подкатегория "A1" . К этой группе относятся мотоциклы с максимальным объемом двигателя 125 см 3 и предельной мощностью 11 кВт. Среди транспортных средств этой категории такие характеристики имеет, например, скутер или квадроцикл. Владельцам прав категории "А" данная подкатегория присваивается автоматически.

Подкатегория "В1" . Предназначена для управления трех- и четырехколесным автотранспортом с порожним весом до 550 кг. При этом предельная скорость транспортного средства не должна превышать 50 км/ч, а объем двигателя - 50 см 3 . Водительское удостоверение с подобной категорией пригодится для вождения трициклов и квадрициклов.

Обратите внимание, что вождение квадрИциклов и квадрОциклов предусматривает наличие водительских прав разных категорий. Для управления квадроциклом должна быть открыта подкатегория "А1".

Подкатегория "С1" . Доступна для всех удостоверений с категорией "C". Разрешает управлять автомобилями от 3,5 до 7,5 тонн, исключая пассажирский транспорт категории "D". Допускается наличие автоприцепа до 750 кг.

Подкатегория "C1E" . Открывается автоматически при получении прав категории "CE" и позволяет водить тот же автотранспорт подкатегории "C1", но с прицепом более 750 кг. При этом масса прицепа не может превышать аналогичный показатель самого авто без нагрузки, а общий вес автопоезда должен укладываться в 12 тонн.

Подкатегория "D1" . Предусматривает управление пассажирским транспортом, имеющим в салоне от 8 до 16 мест без учета кресла водителя. Требования к прицепу стандартные – до 750 кг. Подкатегория "D1" доступна для всех водительских удостоверений категории "D".

Подкатегория "D1E" . Разрешает вождение транспорта подкатегории "D1" с автоприцепом от 750 кг при условии, что его вес меньше или равен массе автомобиля без нагрузки. Общий весовой показатель автобуса с прицепом должен находиться в пределах 12 тонн. Кроме того, прицеп не может быть пассажирским – только грузовым.

Категории водительских прав, которые будут открыты автоматически при замене

Как открыть новую категорию в водительском удостоверении?

Нередки случаи, когда автолюбитель становится профессиональным водителем, а автомобиль из увлечения превращается в источник дохода. Как следствие такого перевоплощения возникает необходимость в открытии новой категории водительского удостоверения.

Для этого нужно сдать теоретический и практический экзамены в ГИБДД, предварительно пройдя обучение.

  • Не миновать автошколы тем, кто желает управлять более легким транспортом и получить категорию "B" при открытой категории "C", или открыть "A" при действующей категории "B".
  • Особые требования предъявляются к кандидатам на категорию "D". Чтобы получить право перевозить людей необходимо иметь не менее одного года стажа вождения транспорта категории "B", "C" или "D1". В течение такого же срока придется эксплуатировать ТС из категории "D", чтобы открыть "DE".
  • Новые правила коснулись и машин с автоматической трансмиссией. Для них выделена специальная подкатегория водительских прав, разрешающая ездить только на "автоматах". Чтобы пересесть на "механику" потребуется сдать практический экзамен в ГИБДД.

Выводы: каждая из категорий водительских прав, указанных на обратной стороне удостоверения, предназначена для вождения автомобилей определенной массы и назначения. Здесь важно понимать, что правила создаются не просто так, и для автомобиля каждой категории требуются особые навыки управления.

Несоответствие водительского удостоверения типу транспортного средства наказывается штрафом и эвакуацией машины на штрафстоянку. Чтобы не лишать себя средства передвижения и не рисковать честно заработанными, разумнее всего заранее подготовиться к смене автомобиля и своевременно получить новые права.

Видео: расшифровка категорий водительских прав

В России принята новая классификация категории водительских прав, в которой к четырём начальным буквам латинского алфавита A,B,C,D прибавлена пятая категория – М, а категории получили подкатегории с цифрой 1 (А1, В1, С1, D1). Кроме этих 5 основных категорий и 4 подкатегорий существуют особые категории для управления автомобилем с прицепом: BE, CE, DE, C1E, D1E.

С 1 апреля 2014 года в России началась выдача водительских удостоверений нового образца, которые действуют и в 2018 году.

Таблица категорий и подкатегорий прав

Таким образом весь автотранспорт, на управление которым требуются водительские права, разделён на 5 основных категорий, 4 дополнительные подкатегории и специальные категории для управления ТС с прицепом.

Расшифровка таблицы с категориями в правах

  1. категория А – можно управлять мотоциклами с коляской и без коляски;
    подкатегоря А1 – лёгкие мотоциклы с объёмом мотора от 50 до 125 кубических сантиметров(см3);
  2. категория В – легковые машины и грузовики грузоподъёмностью до 3,5 т. или вместимостью до 8 пассажиров; BE — легковые автомобили с прицепом
    В1 – квадрициклы и трициклы;
  3. категория С – грузовые авто с грузоподъёмностью более 3,5 т;
    СE — грузовые автомобили с прицепом
    С1 – грузовики с разрешённой нагрузкой на ось 3,5 – 7,5 т;
    С1E — средние грузовики с прицепом;
  4. категория D – автобусы, перевозящие свыше 8 пассажиров;
    DE — автобусы с прицепом
    D1 – микроавтобусы, вместимостью от 8 до 16 пассажиров;
    D1E — небольшие автобусы с прицепом;
  5. категория M – мопеды и квадрициклы с объёмом двигателя не более 50 см3
  6. категория Tm — трамваи
  7. категория Tb — троллейбусы

Принятые подкатегории выделяют из машин одного типа автомобили в облегчённом варианте с меньшей грузоподъёмностью и мощностью двигателя, управление которыми требует меньшей подготовки и опыта. Кроме более детальной градации транспорта по массе, вместимости и мощности новый закон ввёл изменения к требованиям по стажу и возрасту водителей, получающих допуск к управлению этих категорий транспорта.

Открытая основная категория дает право на управление транспортом, который относится к младшей подкатегории. Поэтому, если вы выучились на категорию «В», то автоматически откроют подкатегорию «В1» (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, на что указывает отметка AS в водительском удостоверение). Если на «С» то автоматически откроют С и С1, категория А открывает подкатегорию А1 и B1 (с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа). Так же автоматически открываются категории и , нужно лишь следить, чтобы категории были указаны в .

Классификация категорий водительских прав в 2018 году в РФ

Право на управление транспортом категории «А»

В категорию «А», как сказано выше, относятся мотоциклы. Они могут быть с коляской или без коляски. К ним же приравнены мотоколяски, которые выпускались в прошлом веке, а сейчас практически не используются. В ПДД установлено, что к мотоциклам относится транспортное средство на двух колёсах с коляской или без неё, а также любой моторизованный транспорт весом, не превышающим 400 кг. Для управления таким транспортом их владельцам с отметкой о разрешении на право вождения по категории «А».

Что означает подкатегория «А1»

Разница в категории «А» и подкатегорией «А1» в том, что к «А1» отнесены права на вождение маломощных мотоциклов, оборудованных мотоциклетным двигателем, мощность которых не выходит за пределы 11 кВт, а объём камеры сгорания не более 125 кубических сантиметров. Это лёгкие мотоциклы с укороченными размерами и большой маневренностью. Если водители имеют отметку о допуске к управлению мотоциклами категории «А», то им разрешено управлять транспортными средствами и по подкатегории «А1». А вот с правами «А1» нельзя управлять тяжёлым и мощным мотоциклом.

Еще «А1» отличается от категории «А» тем, что на подкатегорию «А1» можно выучиться с 16 лет, а чтобы открыть категорию «А» нужно достичь 18 лет.

На каком транспорте можно ездить с категорией «В»

  • все автомобили и транспорт, кроме мотоциклов, которые весят не более 3,5 т и могут вмещать не больше 8 пассажиров;
  • автомобили с прицепом, вес которого не более 750 кг;
  • автомобили с прицепом, вес которого более 750 кг, но менее массы самого автомобиля. При этом суммарная масса автомобиля с гружёным прицепом не должна превышать 3,5 тонн.

С категорией водительских прав «В» можно водить все автомобили, соответствующими перечисленным выше требованиям, включая минивэны и джипы, а также автомашинами с прицепом. С открытой категорией «В» нельзя управлять мотоциклами категории «А».

Прицепы требуют особых навыков вождения и обеспечения безопасности. Поэтому Правилами предусмотрены дополнительные требования в случае использования тяжёлых прицепов с массой более 750 кг:

  1. предельная масса прицепа с грузом, установленная для него заводской документацией, должна быть не больше массы самого автомобиля, чтобы прицеп не мог перетянуть и опрокинуть автомашину на неровных дорогах;
  2. суммарная масса автомобиля с прицепом должна быть не больше 3,5 т.

Например, разрешенная масса (max) легкового автомобиля составляет 1685 кг, а масса без нагрузки 1300 кг. В этом случае с правами категории «В» к автомобилю можно прицепить прицеп массой до 1300 кг. Тогда общая максимальная масса автомобиля с прицепом будет меньше 3,5 тонн (максимум 1685+1300=2985 кг).

Вождение прицепов с категорией «ВЕ»

Бывшая ранее отдельная категория «Е» новыми Правилами устранена, вместо неё введены подкатегории с добавлением буквы «Е» в категориях «В», «С», «D», обозначающие транспортные средства с прицепами.
Владение свидетельством на право управления автомобилем категории «ВЕ» даёт допуск к управлению автомобилем с тяжелым прицепом:

  • легковых автомашин, относящихся к категории «В», которые имеют тяжёлый прицеп весом более 750 кг, превышающим массу порожнего автомобиля;
  • легковых автомашин, относящихся к категории «В», которые имеют тяжёлый прицеп весом более 750 кг, в случае, когда общая масса загруженного автомобиля с прицепом больше 3,5 тонн.

Каким транспортом можно управлять с подкатегорией «В1» водительских прав

Трициклами называют трёхколёсный мототранспорт, а квадрициклами – четырёхколёсные мотоциклы, наподобие советских мотоколясок. Таким образом, квадрИциклы не имеют отношения к распространённым в России квадрОциклам. Это разные виды транспорта и для их вождения требуются разные категории прав.

  • с предельной массой по технической документации большей 3,5 тонн, но меньшей 7,5 тонн;
  • такие же грузовые автомашины, сцепленные с прицепами весом до 750 кг.

Таким образом, подкатегория «С1» водительских прав разрешает управление лёгкими грузовичками с небольшими прицепами. При этом удостоверения, дающие право управления транспортом категории «С», разрешают вождение более лёгких грузовых автомобилей, относящихся к категории «С1».

Право на управление транспортом категории «С1Е»

К группе «С1Е» отнесены грузовые автомобили с разрешённой массой от 3,5 до 7,5 тонн, соединённые с прицепом весом свыше 750 кг, но меньше массы порожнего автомобиля. При этом общий предельный вес грузовика с прицепом не должен быть больше 12 тонн. Владение водительскими правами категории «СЕ» дают право и на управление более лёгким транспортом, относящимся к категории «С1Е».

Категории «D»

К группе «D» транспорта отнесены пассажирские автобусы, которые оборудованы сиденьями для транспортировки пассажиров свыше 8 человек, а также автомобили, соединённые с прицепом с предельной массой до 750 кг. Свидетельство на право вождения категории «D» разрешает управление всеми типами автобусов, рассчитанных на перевозку свыше 8 пассажиров, независимо от их размеров и веса, и прицеплять к автобусу прицеп весом не более 750 кг.

Право на вождение транспорта категории «DE»

К категории «DE» отнесены автобусы, имеющие тяжёлый прицеп весом свыше 750 кг и сочленённые автобусы, состоящие из двух салонов («гармошки»). Для вождения такого состава транспортных средств необходимо иметь водительские права по категории «DE».

Подкатегория «D1»

К подкатегории «D1» транспортных средств отнесены небольшие автобусы с количеством пассажирских мест от 9 до 16, а также эти же автобусы с лёгкими прицепами весом до 750 кг. Для управления таким транспортом требуется наличие водительских прав с категорией «D1».

Право на вождение транспорта категории «D1E»

К категории D1E отнесены небольшие автобусы, созданные для перевозки от 9 до 16 пассажиров, имеющие сзади непассажирский прицеп с предельным весом более 750 кг, когда общий предельный вес автобуса с прицепом не превышает величины в 12 тонн. Здесь акцентируется внимание на то, что прицеп не может использоваться для транспортировки пассажиров, и общий вес всего состава ограничен величиной в 12 тонн.

  • владельцы водительских прав по категории D имеют право на управление транспорта категории D1;
  • владельцы водительских прав по категории DE имеют право на вождение транспорта категории D1E.

Категория «М» водительских прав

Для управления скутером или мопедом теперь нужны права

Введённая с 2014 года категория «М» даёт разрешение на вождение транспорта, входящего в данную категорию. В категорию «М» транспорта внесены мопеды, лёгкие типы квадрициклов и скутеры. Если ранее мопедами и квадроциклами разрешалось управлять, не имея водительских удостоверений, то новые Правила запрещают такое вождение в связи с ростом числа ДТП с участием такого вида транспорта.

Видео: Погоня за скутером

Установлен минимальный возраст водителей такой техники – 16 лет. Также к управлению транспортного средства, отнесённого к категории «М», допускаются все водители, имеющие право на вождение любым другим типом транспорта. Поэтому во всех водительских удостоверениях категория «М» водительских прав 2017 года открывается автоматически, при условии, что эта категория была открыта в медицинской справке совместно, например, с категорией «В». К вождению мопеда допускается также и водитель, имеющий права старого типа.

Штраф за езду мопеде или скутере составляет от 5 до 15 тысяч рублей.

К категории транспорта «Tb» отнесены троллейбусы, а к категории «Tm» отнесены трамваи. По старым Правилам эти виды городского транспорта не выделялись в отдельную категорию, а в водительских удостоверениях делались записи о разрешении в разделе «Особые отметки». Особенности управления этими видами транспорта требуют получения разрешения по отдельным категориям допуска.

С какого возраста можно получить водительские права на разные категории

По новому законодательству правом получения водительского удостоверения по категориям обладают все люди, достигшие определённого возраста:

  • на «А» — управление мотоциклами – с 18 лет;
  • на «А1» по управлению мотоциклами с малым объёмом до 125 см3 и мощностью до 11 кВт – с 16 лет;
  • на «М» по вождению мопедов – с 16 лет;
  • на «В» и «С» по управлению легковыми и грузовыми автомобилями – с 18 лет;
  • на «D», «Tb» и «Tm» по управлению автобусами, троллейбусами и трамваями – с 21 года;
  • на «ВЕ», «СЕ» и «DE» по управлению автотранспортом с прицепами – люди, имеющие права и опыт вождения на категории «В», «С» или «D» со стажем вождения не менее 12 месяцев.

Для того, чтобы получить водительские права на право управления транспортом по любой категории, обязательно требуется прохождение обучения в автошколе со сдачей экзаменов на знание правил дорожного движения и наличие навыков практического вождения. Пойти учиться в автошколу, закончить её и сдать экзамены в ГИБДД можно и раньше определенного возраста. Например, на категорию «А» или «В» можно можно пойти учиться в автошколу и в 17 лет, и экзамены в ГИБДД можно сдать в 17 лет, правда, для этого потребуется согласие родителей. Но вот водительские права на руки можно будет забрать только тогда, когда исполнится 18 лет, не раньше.

Управлять транспортным средством можно при условии, что открыта соответствующая категория в водительском удостоверении. Штраф за управление транспортным средством без прав или нужной категорией — 5.000 — 15.000 рублей. Мопедами или скутером можно управлять с любой открытой категорией.

Приветствую вас, друзья!

В жизни автовладельца много ситуаций, когда своего авто становится мало. Поэтому для экономии ресурсов (денег, времени) используют автоприцепы, которые, по сути, универсальны. Дача? Рыбалка? Мини-переезд? Ремонт? Вам нужен прицеп!

Но для его использования необходимы не только навыки управления автопоездом, но и понимание, какие разрешающие документы вам для этого требуются. Нужна ли категория на легковой прицеп? Есть ли наказание за его вождение без категории? На эти и другие вопросы я отвечу в этой статье. С вами Илья Кулик, поехали!

Легковой прицеп (ЛП) – это автотранспортное средство без двигателя, используемое для движения в сцеплении с автомобилем.

Прицепы классифицируют на одноосные и двухосные. Понимание особенностей этих видов поможет подобрать вам автоприцеп, оптимально подходящий в зависимости от ваших личных целей его использования:

  • Одноосные более просты в управлении за счет своей меньшей массы.
  • Двухосные позволяют перевозить грузы большего веса (например, мотоцикл, квадроцикл и т.п.).

От распределения нагрузки зависит устойчивость состава и траектория движения при повороте.

Пример правильного распределения нагрузки на ЛП показан в видео:


Для чего может потребоваться ЛП, становится понятно сразу, когда необходимо перевезти что-либо тяжелое или объемное. Обычно его используют в следующих ситуациях:
  • В путешествиях . Автотуризм предполагает возить с собой множество вещей: палатки, спальные мешки, запас продуктов и прочее.
  • В промысловых видах отдыха: поездки за грибами, на рыбалку, охоту.
  • Для активного отдыха: перевозка велосипедов, лодки, мотоцикла.
  • В дачном и фермерском хозяйствах : помимо сокращения количества поездок туда-обратно, автоприцеп позволит сохранить салон авто чистым и не обшарпанным.
  • В работе : для перевозки различного инструментария, оборудования, материалов.
  • В мини-переездах : для транспортировки тяжелых и крупногабаритных предметов лучше воспользоваться грузовой газелью, а вот для перевозки коробок с вещами и не очень объемных предметов ЛП будет оптимальным решением.

Использование автоприцепа во многих случаях очень удобно, но не следует забывать, что водить автопоезд значительно сложнее, чем автомобиль без нагрузки. На управляемость влияет:

  • Распределение груза.
  • Скорость.
  • Длина автомобильного подвижного состава.
  • Техника вождения.
  • Дорожное покрытие.
  • Ветер и иные погодные условия.

В целом, вождение автопоезда намного сложнее, чем легкового авто, отсюда и повышенный риск аварийной ситуации.

Подборку аварий, связанных с потерей управления автопоезда, смотрите в видео :

Существует ли специальная категория на прицеп к легковому автомобилю

Нужны ли права на легковой прицеп? Давайте разберемся. В водительских правах разряд на управление легковым автомобилем обозначается буквой В. В некоторых случаях, когда автоприцеп соответствует законодательно заданным параметрам, водить легковой автопоезд можно на основании прав группы В. Поэтому говорить о специальной категории прав на ЛП неправомерно.

Другими словами, специальной категории Е для автоприцепа не существует. Тем не менее, во многих источниках подкатегорию Е называют категорией, что является лишь просторечным оборотом и создает путаницу. На самом деле подкатегория Е прописывается в ВУ исключительно как приставка к основной категории. Для легкового авто – это ВЕ.

Категория ВЕ – что это такое

ВЕ – это пометка в автоудостоверении, означающая открытие специальной подкатегории, разрешающей вождение легковых автомобилей в сцепке с автоприцепами массой свыше 750 кг и суммарным весом автопоезда больше 3500 кг.

Для получения подкатегории ВЕ необходимо пройти обучение в автошколе, освоить теоретическую часть, приобрести практические навыки и по итогу сдать экзамены. При присвоении разряда ВЕ выдается новое водительское удостоверение, а значит, для его получения нужно сделать фото, медицинскую справку и собрать .

В связи с тем, что услуга по получению ВУ на управление автопоездом пользуется сравнительно небольшой популярностью, экзамен на подкатегорию ВЕ принимают 1-2 раза в месяц в зависимости от региона. Поэтому, если планируете «отпуск на колесах», позаботьтесь о получении разрешающего документа заранее.

Когда нужна категория Е к категории В

Автоприцепы подразделяются на 4 группы в зависимости от веса:

  • О1 – массой не больше 750 кг.
  • О2 – масса находится в интервале от 750 до 3500 кг.
  • О3 – до 10 тонн.
  • О4 – более 10 тонн.

Очевидно, что к легковым относятся прицепы только первой и второй групп. Причем для группы О1 достаточно разряда В независимо от общей массы автопоезда.

Для использования автоприцепа группы О2, то есть тяжелее 750 кг, чаще всего необходимо проходить теоретическое и практическое обучение, а также сдавать экзамен.

Исключение из правила: даже если масса автоприцепа больше 750 кг, но при этом не превышает массу автомобиля без нагрузки и общий вес автопоезда не более 3500 кг, для вождения авто с ЛП достаточно прав группы В.

На какой прицеп нужна категория Е

  • С максимально разрешенной массой более 750 кг.
  • При большей массе , чем вес автомобиля без нагрузки.
  • При суммарном весе автопоезда больше 3500 кг.

Какие прицепы можно возить с категорией В

В соответствии с п. б) ст. 25 Постановления Правительства (ПП) № 1097 от 24.10.2014 года и ст. 25 ФЗ № 196, водительский разряд В разрешает вождение автомобилей:

  • Максимальным весом до 3,5 тонн с числом сидячих мест не больше 8 (не считая места водителя) – это так называемый автомобиль категории В.
  • Категории В , сцепленными с автоприцепом весом не более 750 кг.
  • Категории В , сцепленными с автоприцепом массой более 750 кг, но не больше веса автомобиля без нагрузки. Общий вес такого состава не должен превышать 3,5 тонны.

Разрешенная масса прицепа для категории В

Для того, чтобы водить автопоезд на основании водительского разряда В, прицеп должен соответствовать трем условиям:

  1. Его максимально разрешенная масса не должна превышать 750 кг.
  2. Его масса не должна быть больше веса автомобиля без нагрузки.
  3. Суммарный вес ЛП и автомобиля не должен быть больше 3500 кг. То есть если сам автомобиль весит 3500 кг, сцепление даже с самым легким автоприцепом повлечет за собой необходимость получения прав на ЛП.

Легковой прицеп: новые правила для категории В

Для автопоезда действует несколько специфичных правил дорожного движения:

  1. Максимальная скорость его движения 70 км/ч на трассе и 90 км/ч по автомагистрали (абз. 3 п.10.3 ПДД).
  2. Отсутствие госномера на прицепе ведет к штрафу в размере 5000 рублей или лишению ВУ на срок 1-3 месяца (п. 2 ст.12.2 КоАП).
  3. Свидетельство о регистрации на автоприцеп необходимо возить с собой и предъявлять сотруднику ГИБДД на основании требований п. 2.1.1 ПДД. Штраф за отсутствие при себе документов на ТС составляет 500 рублей. На усмотрение сотрудника ГИБДД вы можете отделаться предупреждением (п. 1 ст.12.3 КоАП).
  4. Задние габаритные огни обязательно должны работать на прицепе (п. 19.1 ПДД).
  5. При ДТП автомобиль с автоприцепом учитываются как одно транспортное средство.
  6. Получение страхового полиса ОСАГО отдельно для автоприцепа не нужно.

Категория ВЕ в новых правах

Ранее в автомобильных правах категория Е выделялась в самостоятельную и предназначалась для грузовиков с прицепами. В начале 21 века она стала сопутствующей, означала право управления конкретного вида автотранспорта с автоприцепом и обозначалась так: Е к В, Е к С и т.п.

После принятия нового образца водительского удостоверения (после 1 марта 2011 года) условное обозначение стало таким, как мы знаем сегодня: ВЕ, СЕ и т.д.

5 ноября 2013 года в ст. 25 ФЗ № 196 были закреплены изменения в существующих водительских разрядах, а также введены новые подкатегории: А1, В1, С1, D1.

Если в старом ВУ у вас были разряды В и Е, при его замене на новые права помимо ВЕ, вам присвоят также дополнительные подкатегории. В новом удостоверении будут категории В, В1, ВЕ, М.

Какое наказание, если у водителя нет категории на прицеп

Выезжая на дорогу за рулем автопоезда, надо быть готовым к встрече с инспекторами ГИБДД. Если у вас права разряда В, внимательно проверяйте и рассчитывайте правомерность управления таким составом. Если вы ошибетесь в расчетах, последствия грозят не очень приятные: управление транспортным средством иного разряда, чем указано в ВУ, приравнивается к вождению без прав.

Какой штраф, если нет категории на прицеп, налагается на виновника, устанавливает п. 1 ст. 12.7 КоАП РФ – такое правонарушение влечет за собой взыскание в сумме от 5000 до 15000 рублей.

Для того чтобы понимать, необходима ли подкатегория ВЕ на автомобиль с автоприцепом, необходимо знать ограничения по весу подвижного состава и его элементов, и правила его расчета.

Параметры автосостава Максимально допустимая масса автомобиля Масса без нагрузки Масса прицепа
Пример 1 2000 кг 1500 кг 1300 кг
Решение

1. Масса автоприцепа меньше массы автомобиля без нагрузки.

2. Сумма составляющих подвижного состава, а именно: 2000 кг + 1300 кг = 3300 кг не превышает 3500 кг.

Необходимые условия принадлежности состава к разряду В соблюдены, следовательно, для вождения автомобиля с прицепом заданных параметров достаточно водительских прав разряда В.

Пример 2 3200 кг 2500 кг 700 кг
Решение Сумма составляющих подвижного состава 3500 кг (3200 + 700 = 3900 кг). Несмотря на это, при заданных условиях достаточно разряда В, поскольку масса автоприцепа не превышает 750 кг.
Пример 3 1000 кг 800 кг 850 кг
Решение Масса автоприцепа более 750 кг, а также превышает массу авто без нагрузки – поэтому необходимы права разряда ВЕ.

Важно! Разрешенная максимальная масса автомобиля написана в п. 14 ПТС, масса без нагрузки – в п. 15.

Какие документы нужны на легковой прицеп

ЛП относится к транспортным средствам, а значит, для его использования необходимы:

  • Свидетельство о регистрации ТС, которое необходимо получить в ГИБДД в течение 10 дней после покупки.
  • Номерной знак государственной регистрации.

Внимание! Для физических лиц, владеющих транспортом массой не более 3500 кг с 1 января 2012 года прохождение ТО на прицеп не требуется! Это положение утверждено в п. 4 ст. 32 ФЗ № 170 от 01.07.2011 года.

Внимание! Самодельный автоприцеп также необходимо регистрировать в ГИБДД, но процедура будет сложнее в связи с необходимостью оценки соответствия ТС аккредитованной испытательной лабораторией.

Какие проблемы могут возникнуть при управлении автоприцепом

Выше я описывал, при каких условиях для вождения автопоезда достаточно водительского разряда В. В ситуации, когда прицеп весит не больше 750 кг вопросов ни у кого не возникает: и автовладельцам, и ГИБДД понятно, что разряд В дает право на управление таким составом. Иная ситуация с другим условием применения категории В, а именно: при массе прицепа свыше 750 кг, но меньше веса авто без нагрузки и суммарным весом состава не более 3500 кг.

Иногда сотрудники ГИБДД упорно делают вид, что не в курсе об этом условии и пугают штрафом. Знаю об этом не понаслышке, так как сам однажды столкнулся с таким произволом (а иначе это не назовешь).

Около получаса продолжался наш диалог с инспектором, но «премии» к зарплате он от меня так и не получил: я хорошо знаком с правилами и ограничениями к управлению авто с прицепами, вел себя уверенно и совершенно не испугался угрозы штрафа, поскольку закон был на моей стороне.

Расскажу вам еще об одной проблеме, о которой мне довелось узнать от моего товарища. Повез он на прицепе моторную лодку, чтобы покататься на реке с семьей. Останавливает его сотрудник мобильного поста ДПС. После демонстрации документов на авто и на прицеп, инспектор затребовал документы на лодку!

На основании чего? «Ну, лодка – это же транспортное средство» – на ходу выдал повод инспектор. Ситуация наглядно показывает, что сотрудники дорожной службы могут быть не полностью в курсе нормативов родного ведомства, регламентирующих работу инспектора.

На самом деле, инспектор ГИБДД действительно имеет право остановить вас для проверки документов на ТС и провозимый груз, но только на стационарных постах ДПС, КПП и контрольных постах полиции. Это положение зафиксировано в пп. ж) п. 13.7 Приказа МВД РФ № 297 от 20.04.1999 г. (далее – Приказ). В описанном же мной примере подобное требование было незаконным.

На этот раз все закончилась без потерь, если говорить о деньгах. Но не все автомобилисты знают про подобные тонкости. Поэтому друзья, будьте бдительны! Иногда сотрудники ГИБДД могут предъявлять неправомерные требования по незнанию или пытаться взять «на испуг» в надежде получить мзду.

Внимание! Документы не только на ТС, но и на провозимый груз вы обязаны предъявить по требованию сотрудника ГИБДД, если вас остановили у стационарного поста ДПС, на КПП или контрольном посту полиции.

Опишу еще случаи, когда ГИБДД вполне законно может предъявить вам претензии относительно перевозимого груза:

  1. Груз ограничивает водителю обзор, затрудняет управление ТС (п. 23.4 ПДД).
  2. Груз выступает за габариты ТС более, чем на 1 м спереди и сзади или более, чем на 0,4 м сбоку и при этом на автопоезде не висит специальный опознавательный знак «Крупногабаритный груз» (п. 23.5 ПДД).
  3. Наличие в розыске ТС или перевозимого груза (пп. в п. 13.7 Приказа). В этом случае вас могут остановить для проверки документов, в том числе и на перевозимый груз. Если их с собой не окажется, то вас задержат до установления права собственности на груз и могут даже доставить в местное ОВД до выяснения. Но помните – без наличия соответствующей ориентировки требование о предъявлении документов незаконно.

Остается добавить, что иногда доказывать свою правоту оказывается себе дороже – проще предъявить документы и следовать далее своим курсом. Поэтому смотрите сами, как вам удобнее действовать – необходимые знания у вас теперь есть.

Напоследок напомню, что техника вождения автопоезда специфична.

Несколько полезных советов об управлении автоприцепом смотрите в видео:

Подведем итоги

  1. Легковые прицепы бывают одноосные и двухосные. Выбор зависит от целей использования.
  2. Спектр применения автоприцепов широк, но важно понимать, что для их использования необходимы специальные знания и навыки.
  3. Специальной категории на ЛП не существует: в зависимости от конкретных параметров автосостава могут подойти права разряда В или ВЕ.
  4. Для получения подкатегории ВЕ необходимо проходить обучение и сдавать экзамен.
  5. Водительское удостоверение при получении новой категории придется менять.
  6. Максимальная скорость движения при управлении автопоездом на 20 км/ч меньше, чем при движении без прицепа.
  7. Для управления легковым прицепом во многих случаях достаточно разряда В.
  8. При превышении законодательно установленной массы автоприцепа или всего автомобильного подвижного состава, необходимо получение подкатегории ВЕ.
  9. При приобретении ЛП в течение 10 дней его необходимо зарегистрировать в ГИБДД и получить госномер.
  10. Страховать отдельно прицеп не нужно.

Заключение

Автоприцеп помогает во многих жизненных ситуациях: в работе и отдыхе. Однако он может стать и источником неприятностей при незаконном использовании. Если вы приобрели легковой прицеп массой до 750 кг, беспокоиться не о чем – вам вполне достаточно категории В.

Если же он весит больше – не спешите бежать в автошколу, воспользуйтесь примерами расчета массы подвижного состава: вполне возможно, что получать дополнительную категорию не потребуется.

Расскажите в комментариях, используете ли вы легковой прицеп и как вы определяли, нужно ли вам получать дополнительную подкатегорию. Делитесь информацией с друзьями и подписывайтесь на обновления. С вами был Илья Кулик. Удачи на дорогах!