Кто должен подписывать путевой лист водителя. Ситуация: Путевой лист

Ответ на вопрос:

При наличии соответствующей квалификации и пройденной аттестации за механика может подписывать путевой лист любой сотрудник, в чью трудовую функцию входит технический осмотр транспортных средств.

Не пропустите: главные изменения в кадровой работе

Что принято и вступило в силу в этом месяце.

При этом законодательством не установлено, сотрудник с какой именно должностью должен проводить предрейсовый техосмотр транспорта.

Учтите при этом, что дополнительные обязанности, не входящие в трудовую функцию могут быть возложены на сотрудника в порядке совмещения, с установлением доплаты по соглашению сторон.

См. также по данному вопросу частные разъяснения Роструда: http://онлайнинспекция.рф/questions/view/11827 .

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ситуация: Можно ли на водителя возложить обязанность по проведению предрейсового техосмотра автомобиля

Можно, но только при наличии соответствующей квалификации и пройденной аттестации.

Организации, которые эксплуатируют транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов, должны обеспечивать проведение предрейсового контроля их технического состояния. Указанный контроль необходимо проводить ежедневно перед выездом транспортного средства на линию с места стоянки и по возвращении к месту стоянки с соответствующей отметкой об исправности или о неисправности транспорта в путевом листе. Для проведения предрейсового технического контроля в организации может быть назначено отдельное должностное лицо, которое соответствует квалификационным и профессиональным требованиям . Это следует из статьи 20 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ, а также пункта 6, Правил, утвержденных , и пункта 2 перечня, утвержденного .

Кроме этого, лица, которые занимают должность, связанную с обеспечением безопасности транспортных средств, должны проходить аттестацию на право занятия соответствующих должностей. По результатам аттестации таким сотрудникам выдают . Это предусмотрено .

Таким образом, обязанность по проведению предрейсового техосмотра следует возложить на сотрудника, который отвечает соответствующим квалификационным требованиям для проведения предрейсовых техосмотров и прошел аттестацию в установленном порядке. Им может быть и водитель, если он прошел профессиональную переподготовку и аттестацию.

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,

эксперт Системы Кадры


Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.


  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • Чтобы четко понимать, кому и зачем нужен путевой лист, следует разобраться, что собой представляет этот документ, для каких целей используется, и какой грозит штраф за отсутствие путевого листа в 2019 году.

    Данный документ позволяет человеку находится за рулем автомобиля, содержит всю необходимую информацию об авто и водителе.

    Используя путевой лист, фирмы и организации имеют возможность контролировать работу водителя, расход горючего, а также просчитывать пробег автомобиля с его помощью.

    Путевой лист — это документ, который дает право водителю управлять машиной. Он содержит информацию о:

    • организации, что выдала путевой лист;
    • водителе, который управляет данным транспортным средством;
    • автомобильном средстве;
    • маршруте, по которому следует автомобильное средство.

    Используя путевой лист, предприятие ведет учет:

    • работы водителя;
    • расхода горюче-смазочных материалов;
    • пробега транспортного средства.

    С 2013 года, организациям предоставлена возможность самостоятельно разрабатывать формат путевого листа. При этом в нем должны отражаться обязательные реквизиты, установленные ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, и приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152.

    Но не запрещено использовать унифицированную форму документа, утвержденную Госкомстатом РФ №78.

    Из этого следует вывод, что фирмы и организации вправе самостоятельно решать, какую форму путеводного листа им использовать — утвержденную государством или составленную лично, но соответствующую всем требованиям.

    На данный момент, сроки хранения путевых листов прописаны в таких документах:

    1. Приказ Министерства транспорта РФ № 152 от 18. 09. 2008 года.
    2. Приказ Министерства культуры РФ № 558 от 25. 08. 2010 года.

    В соответствии с первым приказом, ПЛ может храниться не меньше 5 лет . Это значит, что при желании, любая организация вправе увеличить этот срок.

    В приказе Минкультуры уточняется, что хранение ПЛ допускается сроком на 5 лет, но при условии контроля или проверки регулирующим органом в течение этого времени.

    Из вышеизложенного становится ясно, что если на протяжении 5 лет проверки не было, то использовать путевые листы фирма не имеет права.

    ПЛ относится к первичному документу, поэтому срок его хранения также устанавливают:

    1. Налоговый кодекс РФ.
    2. Закон о бухучете № 402 от 04. 11. 14.

    В Налоговом кодексе говорится, что сохранять путевой лист можно не меньше 4 лет, а в законе о бухучете — 5 лет.

    Если деятельность организаций не имеет отношения к автотранспортным услугам, они вправе выдавать путевой лист сроком от 1 дня до 1 месяца.

    Что касается транспортных организаций, то они обязаны выдавать путевой лист ежедневно, исключением является командирование сотрудника — тогда путевой лист выдается на весь срок командировки.

    В соответствии с законодательством, использовать автомобильное средство без оформления путевого листа запрещается в таких случаях:

    • если водитель занимается перевозкой пассажиров;
    • при перевозке багажа, груза, товаров;
    • при использовании такого наземного транспорта, как трамвай, автобус, троллейбус.

    В некоторых случаях, работник фирмы не является водителем, не перевозит пассажиров и грузы, а просто использует автомобиль по работе для передвижения.

    При этом сразу возникает вопрос, грозит ли штраф за езду без путевого листа. Однозначного ответа пока нет, встречались случаи, когда судом было разрешено не меть при себе ПЛ.

    Но стоит учитывать, что сотрудники Госавтоинспекции требуют предъявить путевой лист, если машина зарегистрирована на фирму или физическое лицо, а водитель эксплуатирует ее в собственных целях. Поэтому существует возможность, что свою позицию придется отстаивать в суде.

    Для предотвращения таких проблем и судебных разбирательств, лучше всего выдавать водителю путевой лист . Это сэкономит время и избавит от споров с сотрудниками ДПС.

    Стать исключением может только тот случай, когда физическое лицо пользуется машиной для собственных потребностей или оформляет доверенность на другого человека.

    На данный момент штраф за отсутствие путевого листа прописан в КоАП РФ. Его размер составляет от 500 рублей .

    В некоторых случаях можно просто получить предупреждение. Кроме того, штрафные санкции накладываются за неправильно оформленный путевой лист, а не только за его отсутствие.

    Законом предусмотрены такие суммы штрафов:

    1. Если за автомобиль несет ответственность водитель, ему выпишут штраф в размере 500 рублей или сделают предупреждение.
    2. Если к ответственности привлекается должностное лицо организации — сумма штрафа составит 20000 рублей.
    3. Для юридического лица размер штрафа может достигать и 100000 рублей.

    В некоторых случаях могут быть исполнены все три позиции одновременно . Частный предприниматель несет полную ответственность, даже когда он не является юридическим лицом.

    Если организация не считает целесообразным заполнять путевые листы ежедневно, то им рекомендуется оформлять доверенности.

    Важно учитывать такой момент, что с точки зрения экономии средств, путевочный лист является более надежным подтверждением, чем чеки с заправок.

    Штраф за езду без ПЛ для ИП

    Штраф за отсутствие путевого листа для ИП, может быть выписан, не зависимо от того, одно это лицо или разные. Максимальная сумма штрафа достигает 100000 рублей.

    Таким образом, размер наказания за езду без ПЛ может быть довольно внушительным. Поэтому лучше проследить за его наличием и корректностью заполнения.

    Штрафные санкции за отсутствие ПЛ для юридических лиц

    Кроме общих моментов, при которых необходимо наличие ПЛ, оформление путевки должно сопровождаться и передвижение на служебном авто сотрудников организации.

    Штраф за отсутствие путевого листа на юридическое лицо грозит вне зависимости от целевого назначения автомобиля. При выезде он должен быть снабжен путевым листом.

    Штраф за неправильно оформленный путевой лист может составлять от 3000 до 30000 рублей, в зависимости от субъекта. Разработан определенный порядок заполнения путевого листа:

    Если данный порядок не соблюдается, сотрудник ГИБДД вправе оформить взыскание.

    Отсутствие штампа медосмотра

    Штраф за отсутствие медосмотра в путевом листе может составлять от 30000 рублей — для организаций, а для должностных лиц — 5000 рублей.

    В случае, когда поездка оформляется удаленно, и поставить штамп невозможно — этот факт не снимает ответственности.

    Вышеуказанные штрафы по-прежнему грозят за несоблюдение правил. Медицинский осмотр водителя — это обязательный момент в организации перевозок.

    Штрафные санкции за отсутствие ПЛ грузового авто

    Для грузового автомобиля наличие путевого листа в поездке обязательно. За несоответствие этой норме законодательства, грозит штраф в размерах 500, 20000, 100000 рублей, в зависимости от субъекта.

    Если физическое лицо является собственником машины и использует ее в личных целях, то в путевом листе нет необходимости. Не нужен ПЛ на легковой автомобиль юридическому лицу, собственнику машины.

    При потребности, он может сделать доверенность на водителя, которая исключает необходимость ПЛ. В таких случаях штраф не грозит ни водителю, ни собственнику.

    Документ для легковых авто требуется в том случае, когда осуществляется перевозка пассажиров, багажей, грузов . Эта норма распространяется и на легковое такси. В противном случае возможен штраф до 100000 рублей.

    По закону в 2019 году, юридические лица и ИП, что занимаются перевозками, обязаны проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, а также контролировать техническое состояние транспортного средства. Отсутствие подписи механика считается нарушением.

    Таким образом, за отсутствие путевого листа, как водителю, так и организации либо индивидуальному предпринимателю, грозит штраф. Его размер напрямую зависит от того, на какую статью сошлется инспектор ГИБДД, составляя протокол.

    Сумма может быть довольно ощутимой, поэтому лучше заранее позаботится о наличии путевых листов и корректности их заполнения.

    Видео: Нужен ли Путевой Лист директору или начальнику, если он ездит по своим личным делам и заправляет автомобиль сам

    Вас заинтересует:


    12 Comments

      Основной вопрос — что такое перевозка пассажиров и груза. Если 2 сотрудника едут на служебной машине — будет ли это перевозкой пассажира — Верховный суд считает что будет — со всеми вытекающими: Путевой лист, отметка медика (2 раза) + механика. — отсутствие: Штрафы от 500 до 30000

      В Европе понятия не имеют о ПЛ.А у нас в России это пережиток советского прошлого,когда все водители были наемными и не дай им Бог было свернуть налево и сбить шабашку.

      ПЛ в настоящее время являются очередным способом выкачивать деньги у трудового народа. Подписи врача и механика за деньги,которые не посмотрят на состояние ни здоровья водителя,ни состояние автомобиля. Получили бабки а там трава не расти.

      Путевой лист это вообще бред

      Пережиток советского времени, если водитель уехал на несколько дней, где он будет проходить мед осмотр, состояние здоровье водителя нужно проверять каждый день перед рейсом, ведь путевой лист создан не только для отслеживания количества заправленого топлива но и безопасность движения, а если в поездке стало плохо водителю, а он проходил техосмотр неделю назад, а второе состояние авто, ведь подпись механика говорит о том что авто исправен и допущен к рейсу, а в дороге поломка, приматал и поехал дальше а машина по сути не исправна, кто будет отвечать за исправность, если механик видел машину неделю назад, а машина из за поломки создало аварийную ситуацию. Путевые лист в советском союзе выдавались по сути на транспорт, который приезжал каждый день в гараж и проверяли состояние авто и медосмотр водителя, а сейчас когда водитель мотается по всей России...

    Вопрос: Малое предприятие арендует у физического лица легковой автомобиль. Имеет ли право директор предприятия подписывать путевой лист за механика и медицинского работника?

    Ответ: Путевой лист является многоцелевым документом. С общегражданской точки зрения, наличие путевого листа обязательно для водителя как участника дорожно-транспортного движения. Правилами дорожного движения (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090) установлено, что водитель обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки в установленных случаях, в частности, путевой лист (п. 2.1.1 ПДД).

    На сегодняшний день организации вправе использовать унифицированную форму путевого листа, утвержденную Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78. Но применять ее в обязательном порядке должны предприятия, осуществляющие деятельность по эксплуатации автотранспортных средств (грузовых, легковых, в том числе служебных автомобилей, специализированных и такси), то есть те, у кого транспортные перевозки - основной вид деятельности. Что касается остальных организаций, то они могут использовать как имеющуюся, так и разработать свою форму путевого листа, подтверждающего произведенные расходы в виде горюче-смазочных материалов.

    Данная точка зрения поддерживается в ряде документов:

    • Письмо Минфина России от 7 апреля 2006 г. N 03-03-04/1/327,
    • Письмо Минфинаот 16 марта 2006 г. N 03-03-04/2/77,
    • Письмо Минфина РФ от 20.09.2005 N 03-03-04/1/214.

    Таким образом, организация вправе разработать свою форму путевого листа. При этом, следует помнить, что право на составление путевого листа ограничено нормами законодательства.

    Во-первых, в Федеральном законе от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" приведен перечень необходимых реквизитов первичных учетных документов, а именно:

    • наименование документа;
    • дата составления документа;
    • наименование организации, от имени которой составлен документ;
    • содержание хозяйственной операции;
    • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
    • наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
    • личные подписи указанных лиц.

    Во-вторых, в Приказе Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 1522008 г. утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов. По мнению Минтранса, документ должен содержать:

    • наименование и номер путевого листа;
    • сведения о сроке действия путевого листа (дата, число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а если путевой лист оформляется более чем на один день - даты начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован);
    • сведения о собственнике (владельце) транспортного средства (для юридического лица - наименование, организационно-правовая форма, местонахождение, номер телефона, для индивидуального предпринимателя - Ф.И.О., почтовый адрес, номер телефона);
    • сведения о транспортном средстве (тип и модель транспортного средства, модель автомобильного прицепа, полуприцепа, государственный регистрационный знак, показания одометра (полные километры пробега) при выезде транспортного средства из гаража и его заезде в гараж, дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки и его заезда на указанную стоянку); сведения о водителе (Ф.И.О., дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя).

    Специалисты Минфина в Письме от 25 августа 2009 г. N 03-03-06/2/161 подтвердили, что самостоятельно разработанная форма, соответствующая требованиям законодательства может являться одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов.

    Аналогичной позиции придерживается судебная практика. Так, например, в Постановлении ФАС Московского округа от 18.11.2009 N КА-А40/12213-09 по делу N А40-33061/09-141-127, суд отклонил довод налогового органа о неподтвержденности транспортных расходов по причине отсутствия в путевых листах некоторых реквизитов. Форма путевого листа, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, является обязательной только для автотранспортных организаций.

    Таким образом организация вправе разработать свою форму путевого листа.

    Относительно вопроса об обязанности прохождения предрейсовых медицинских осмотров организациям не осуществляющим перевозки, официальной позиции нет.

    В соответствии с Письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств", в каждой организации, имеющей автотранспорт, необходимо организовать и в обязательном порядке проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств. Но так как письмо не является нормативным актом, а носит рекомендательно разъяснительный характер, то обязательному применению данная норма не подлежит.

    Федеральное же законодательство предусматривает ответственность за несоблюдение требований по проведению медицинских осмотров водителей лишь для организаций основной деятельностью которых являются транспортные услуги. Так. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) предусматривает, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны проводить такие осмотры.

    При несоблюдении данного требования компании можно привлечь к ответственности за нарушение условий лицензируемой деятельности по п. 3 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях. То есть только профессиональным транспортным перевозчикам (лицензируемый вид деятельности), не проводящим медосмотры водителей, грозит административный штраф.

    Все остальные компании, не являющиеся транспортными перевозчиками, привлечь к ответственности по законодательству нельзя.

    Данный спор не могут разрешить и суды. ФАС Центрального округа считает, что обеспечить проведение медосмотра должны транспортные перевозчики, а остальные организации делают это на свое усмотрение (Постановление ФАС Центрального округа от 23 ноября 2009 г. по делу N А36-706/2009). А по мнению ФАС Северо-Западного округа, все организации обязаны выполнять предписания Федерального закона N 196-ФЗ, то есть проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей.

    Исходя из сказанного, следует вывод о том, что организация не оказывающая услуги по перевозке, вправе разработать свою форму путевого листа. В самостоятельно разработанной форме, организация может не указывать графу о прохождении медицинского осмотра.

    Но, следует помнить о том, что данный вопрос законодательно не решен, поэтому решающую точку в этом деле оставит суд.

    Аналогичная ситуация и с прохождением технического осмотра автомобиля.

    Работаю в доме ребенка (не в автотранспортном предприятии) в путевом листе, где стоит подпись механика, кто должен расписываться, если в штатном расписании нет должности механика? Имеется только начальник материально-технического снабжения. И существует ли самоконтроль водителя в путевых листах, если в учреждении на балансе 3 автомобиля?

    Ответ

    1. Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя ().

    2.Самоконтроль водителей не предусмотрен.

    Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» .

    «Ситуация: Как оформить путевые листы для документального подтверждения израсходованных ГСМ

    Учреждение может использовать:

    Выбранный вариант закрепите в учетной политике. Дело в том, что с 19 июня 2015 года использовать унифицированные формы путевых листов не обязательно.*

    Унифицированные формы путевых листов утверждены .Порядок заполнения типовых форм путевых листов в зависимости от вида и назначения автомобилей представлены в таблице.

    Если унифицированные образцы путевых листов по каким-либо причинам не подходят (например, часть реквизитов не используется или нет необходимых показателей), можно самостоятельно разработать бланки путевых листов.*

    Форма путевого листа, разработанная учреждением, должна включать в себя все обязательные реквизиты , предусмотренные приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152. К примеру, номер путевого листа в хронологическом порядке, данные о сроке его действия, сведения о водителе, данные о транспортном средстве и т. д. Плюс ко всему такой бланк должен также отвечать требованиям законодательства, предъявляемым к первичным документам ( , ).

    Теперь давайте рассмотрим общие правила заполнения путевых листов.

    Путевой лист оформляйте в одном экземпляре на каждое транспортное средство. Заполнять его должен уполномоченный сотрудник учреждения (например, диспетчер или секретарь автохозяйства, если такие есть). Все путевые листы должны быть пронумерованы и заверены печатью (штампом).

    При выезде автомобиля и после его возвращения в гараж механик или сотрудник, который отвечает за эксплуатацию автотранспорта, проверяет путевой лист (показания одометра, расход топлива и т. д.). А после проверки заверяет своей подписью (с указанием Ф.И.О.) или соответствующим штампом.*

    По итогам месяца, квартала или на конкретную дату можно провести сверку соответствия фактических показаний одометра с данными в путевом листе. Результат такой проверки оформите актом.

    Даты и время пред- и послерейсового медосмотра водителя проставляет медработник, проводивший осмотр. Эти данные также должны быть заверены его подписью (с указанием Ф.И.О.) или соответствующим штампом. Кроме того, по результатам предрейсового осмотра в путевом листе медработник должен сделать запись: «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен ». А по результатам послерейсового осмотра - запись: «Прошел послерейсовый медицинский осмотр ». Такие отметки необходимо делать независимо от того, в собственности автомобиль или арендован (в т. ч. у сотрудника).

    Это предусмотрено пунктами , и Порядка, утвержденного .

    Подробнее о том, кто может проводить медосмотр водителя, см. Когда необходимо проводить обязательный медосмотр сотрудника.

    Если в путевых листах не будет записи о прохождении водителем медосмотра или отметку сделает не квалифицированный врач, а кто-то другой, учреждение оштрафуют.

    Путевой лист оформляйте на каждый день или на другой срок не более одного месяца. Если транспортное средство используется посменно несколькими водителями, то допускается оформление на одно транспортное средство нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя.

    Путевые листы должны быть пронумерованы и заверены печатью (штампом). В наименовании путевого листа необходимо указать тип транспортного средства (например, путевой лист легкового автомобиля, путевой лист автобуса).

    На путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности деятельности учреждения.

    Такой порядок заполнения путевых листов предусмотрен приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152.

    Главбух советует: При оформлении путевых листов заполняйте все обязательные реквизиты аккуратно и без ошибок. При проверке допущенные неточности могут послужить основанием для исключения путевых листов из состава документов, подтверждающих расходы. В этом случае обоснованность расходов придется доказывать в суде.

    Арбитражная практика, сложившаяся при рассмотрении подобных споров, неоднородна. Некоторые суды указывают, что несоответствия в путевых листах не опровергают факт несения расходов и их связь с деятельностью, приносящей доход (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа , ).

    В то же время многие суды подтверждают, что расходы на ГСМ не уменьшают налоговую базу, если в путевых листах нет информации о маршруте, пробеге, показаниях одометра, если путевые листы подписаны неуполномоченными лицами, отсутствуют расшифровки подписей и т. п. (см., например, постановления ФАС , ).

    Если заполнить какой-либо из реквизитов путевого листа не представляется возможным, то причину этого необходимо задокументировать и указать в соответствующем поле. В частности, такая ситуация может возникнуть, если из-за неисправности одометра в путевом листе невозможно заполнить поле «Показания спидометра». В этом случае факт поломки отразите в соответствующем документе (например, можно составить акт о выявленных неисправностях (дефектах) основного средства). Факт выхода оборудования из строя и реквизиты такого документа (например, акта) укажите в поле «Показания одометра». Кроме того, к путевому листу необходимо приложить документ, подтверждающий расстояние, которое было преодолено автомобилем с неисправным одометром. Он должен содержать все необходимые реквизиты, предусмотренные для первичных документов ( , ). Подтвердить пробег можно, например, справкой в произвольной форме. В ней отразите пройденное автомобилем расстояние (его можно определить в результате измерений). Такой порядок действий рекомендован в

    Ужесточилось. Минтранс России утвердил дополнительные реквизиты, которые обязательны к заполнению (Приказы № 152 в последней редакции от 18.01.2018, от 07.11.2017 № 476). Теперь отметка медика в путевом листе — требования, обязательные для всех бюджетных организаций, использующих транспорт (грузовой, легковой, автобусы, спецтранспорт). Также путевка дополнена новым обязательным реквизитом: ОГРН — для организаций и ОГРНИП — для индивидуальных предпринимателей. Как применять нормативы, как проводить оформление путевого листа в 2019 году, если нет механика и медика? Рассмотрим подробнее данный вопрос.

    Путевой лист автотранспорта

    Это документ для первичного бухгалтерского учета, который подтверждает:

    • факт передвижения автомобиля;
    • расходы на содержание ТС и горючего;
    • факт исправности автомобиля;
    • право собственности организации или ИП на авто;
    • право водителя управлять данным транспортным средством.

    Следовательно, вопрос о том, обязательно ли в путевом листе отметка медработника, решается сам собой. Если документ должен подтвердить, допущен ли водитель к управлению, то обязательна отметка медработника в путевом листе легкового автомобиля, а также всех остальных видов транспорта.

    Бюджетная организация может самостоятельно разработать бланк, основываясь на специфике деятельности. Либо применять унифицированные формы по видам ТС, утвержденные Постановлением Госкомстата от 28.11.1997 № 78. Вести учет путевок следует в специальном журнале регистрации (по форме 8 или разработать самостоятельно). Хранить первичку и журналы учета информации компании должны не менее 5 лет (п. 18 раздела III Приказа Минтранса России от 18.09.2008 № 152).

    Обязателен ли медосмотр в путевом листе

    Медицинский осмотр водителя бывает двух видов: предрейсовый (осуществляется непосредственно перед отправкой в рейс) и послерейсовый (проводится после окончания рейса или выполнения задания).

    Предрейсовый медосмотр является обязательным для всех бюджетных учреждений, которые эксплуатируют транспорт, а вот послерейсовый нужен для транспортных компаний и организаций, реализующих автоперевозки пассажиров и опасных грузов. Необходимость медэкспертизы водителя учреждения прописана в п. 1 ст. 20 закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ.

    Если посмотреть на путевой лист, отметка медработника проставляется в следующем порядке:

    1. Указывается дата и время проведения медицинской экспертизы водителя.
    2. Заключение врача или фельдшера о состоянии здоровья водителя.
    3. Подпись и расшифровка подписи медработника.
    4. Образец штампа медицинского работника на путевом листе. Если осмотр проводит штатный врач учреждения, то штамп ставить не обязательно.

    Некоторые учреждения, у которых нет возможности содержать медика в штате, передают данные полномочия штатному сотруднику, не имеющему профессионального медицинского образования. Например, вменяют в трудовые обязанности начальнику транспортного отдела или кадровику. Такая ситуация — прямое нарушение законодательства. Чтобы не допустить штрафов от контролирующих органов, заключите договор с медицинской организацией или примите медработника по совместительству.

    Независимо от права собственности на транспортное средство (аренда у транспортной компании, долевая собственность, полная собственность, арендованное авто у сотрудника) отметка о медосмотре обязательна.

    Итак, нужна ли отметка врача в путевом листе легкового автомобиля, мы определили. Нужна, и никаких исключений быть не может. Образец штампа медосмотра на путевом листе 2019 выглядит так (скачать его на нашем сайте можно бесплатно):

    Пример: отметка в путевом листе о прохождении медосмотра, если в учреждении есть штатный медработник:

    Путевка без отметки врача

    Документ, заполненный по установленным правилам, но без отметки и штампа о пройденном медосмотре, признается действительным. Налоговики при поведении выездной или камеральной проверки признают произведенные транспортные расходы по такой путевке. А вот сотрудники ГИБДД оштрафуют (комментарий в ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ):

    • водителя — на 3000 рублей;
    • руководителя или начальника транспортного отдела — на 5000 рублей;
    • юридическое лицо — на 30 000 рублей.

    Если бюджетная организация использует фальшивый штамп для подтверждения медэкспертизы водителя или незаконно нарушает установленный порядок, статьей 11.32 КоАП предусмотрены штрафы:

    • на водителя — от 1000 до 1500 рублей;
    • на руководителя или ответственное лицо, допустившее использование фальшивого штампа, — от 2000 до 3000 рублей;
    • на организацию — от 30 000 до 50 000 рублей.

    Путевой лист на неделю, как ставить медосмотр

    Организация вправе выписывать путевки не каждый день, а например, на неделю или несколько дней. Но не более одного месяца. Как быть с медицинскими осмотрами в такой ситуации, разберемся на конкретном примере.

    Допустим, водителя направляют в длительную командировку на две недели. Перед выездом в рейс он проходит медосмотр в установленном порядке. На выписанной путевке врач делает соответствующую визу, что работник допущен к управлению транспортом. По возвращению водитель проходит послерейсовый осмотр, о чем врач делает соответствующую запись. Такой документ дает полное право совершать водителю длительные командировки (Определение ВАС РФ от 30.06.2009 № ВАС-7619/09, Постановления Верховного суда РФ от 05.10.2012 № 46-АД12-18, Самарского областного суда от 29.04.2013 № 4а-231/2013).

    Следовательно, в длительном рейсе, когда путевка выписана на несколько дней, достаточно пройти осмотр перед выездом и по возвращению. В пути никакие дополнительные освидетельствования и осмотры не требуются. Однако руководство организации может предусмотреть прохождение медосмотра по месту прибытия, заключив с принимающей стороной соответствующий договор на оказание медуслуг. Таким образом водитель пройдет четыре осмотра: один — перед отправлением, второй — по прибытию в место назначения, третий — при отправлении в обратный путь и четвертый — по возвращению на основное место работы.

    Обратите внимание, что данный алгоритм не обязателен. Вполне достаточно двух осмотров: перед отправлением в командировку и по прибытию.

    Отметка механика в путевом листе

    Приказом Минтранса России установлен еще один обязательный реквизит — отметка механика об исправности транспортного средства. Ответственный работник после технического осмотра транспортного средства делает запись на путевке, что автомобиль исправен, затем указывает дату (ДД.ММ.ГГГГ) и время (часы и минуты) проверки, заверяет своей подписью и расшифровкой.

    Без заключения механика о состоянии транспортного средства накажут сотрудники ДПС, выписав штраф. Работники ФНС по данному нарушению придерживаются нейтральной позиции, признавая нарушение незначительным.