Новое требование для воспитателей по фгос. Требования к профессиональной компетентности педагога доу в условиях фгос. Семья и садик

Требования к личности воспитателя в рамках ФГОС

В современном быстроразвивающемся и постоянно меняющемся обществе предъявляются особые требования к современному воспитанию детей, а в частности к дошкольникам. Именно в этом возрасте у ребёнка закладываются основы мировоззрения, социального поведения, этнических норм и моральных качеств. К концу дошкольного возраста у детей формируется самосознание и самооценка, которые будут играть решающую роль на жизненном пути человека. Ответственность за развитие этих качеств ложится на воспитателей. Обязанность воспитателя за несколько лет нахождения ребёнка в детском саду положить основу эмоционального, морального, социального, творческого и интеллектуального развития ребёнка, исходя и его способностей, врождённых особенностей и задатков. Это развитие обеспечивается профессионализмом воспитателя ДОУ.

В воспитатели из экономистов

Преподаватели детского сада обучают детей использованию нескольких методов, включая игру, искусство и рассказывание историй. Эти учителя, как правило, обучаются в раннем детском образовании и обычно работают со студентами в возрасте 3 лет. Работа с маленькими, активными детьми может быть сложной задачей, терпение и сочувствие часто требуются при работе с подростками и их родителями. Работа доступна на постоянной основе, и график работы может варьироваться от года до 10-месячного учебного года.

В некоторых штатах требуется сертификация для учителей дошкольного возраста. Обычно опыт обучения с детьми также обучается дошкольному воспитанию. В некоторых штатах требуется аттестация или профессиональная аттестация, например, титул помощника по развитию ребенка или титул специалиста по уходу за детьми. Государственные школы требуют, чтобы учителя дошкольного возраста получали лицензию, проходили проверку и получали обязательную иммунизацию. Эти профессионалы должны обладать такими ключевыми навыками, как гибкость, креативность, воспитание, терпение, сильная словесная коммуникация, сильная организация и способность работать с электронными таблицами и программным обеспечением для ввода данных.

В жизнь системы образования страны прочно вошёл Федеральный образовательный стандарт. ФГОС устанавливает ряд требований к условиям реализации основной программы ДОО: психолого-педагогические, кадровые, материально- технические, финансовые и к предметно - развивающей среде. Кадровые условия являются главными. В связи с этим разработан и утвержден профессиональный стандарт педагога, который вступит в силу с 1 января 2015 года.

Шаг 1: получить диплом о высшем образовании

Теперь давайте перейдем к некоторым шагам, чтобы стать учителем до детского сада более подробно. Преподаватели детских садов в детских садах обычно должны иметь хотя бы диплом средней школы. В то время как в старшей школе курсы английского языка, психологии и публичных выступлений могут предоставить ценные знания начинающим учителям дошкольного возраста. Учащиеся средней школы, заинтересованные в том, чтобы стать дошкольными учителями, должны развивать сильные вербальные коммуникативные навыки и умение понимать навыки чтения, поскольку они будут писать много планов уроков, когда они будут учителями.

Согласно этому стандарту педагог дошкольного образования должен:

    Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

    Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

    Для того, чтобы работать учителем дошкольного возраста или получить сертификацию, обычно требуется определенный опыт в соответствующей области. Стремящиеся учителя дошкольного возраста могут работать в детских учреждениях, или они могут работать ассистентами для обучения, чтобы получить опыт, который требуются агентствам по сертификации и потенциальным работодателям.

    Найти школы, которые предлагают эти популярные программы

    Педагогическое образование, обучение по нескольким уровням, Обучение взрослых, Начальное образование, Обучение в средней школе, Преподавание младших классов, Детский сад и дошкольное обучение, Уолдорф и Штайнер Образование. Некоторые штаты и большинство работодателей требуют, чтобы учителя дошкольного возраста отвечали требованиям сертификации в раннем детском образовании. Это может включать учетные данные, такие как помощник по развитию ребенка или сертификация по уходу за детьми. Чтобы получить эти полномочия, люди должны иметь диплом средней школы, работать с детьми и отвечать другим требованиям.

    Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно – манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

    Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

    Семья и садик

    Это отличается от государственного лицензирования, в котором государственные школы нуждаются в дошкольных воспитателях. Стремящиеся учителя дошкольного возраста могут также. Учителя часто обязаны участвовать в текущих возможностях профессионального развития, чтобы сохранить свои лицензии в актуальном состоянии. Записаться на курсы повышения квалификации. . В государственных школах учителя должны иметь степень бакалавра.

    Кадры решают все

    Предполагаемые учителя дошкольного возраста, которые уже имеют степень бакалавра в области, отличной от образования, могут рассмотреть возможность участия в программах альтернативной сертификации. Для завершения образовательных программ требуется компонент полевого опыта, который может предоставить начинающим учителям ценный практический опыт.

    Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГОС).

    Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

    Государствам требуются отпечатки пальцев и фоновые проверки для лиц, работающих в системе государственных школ, включая учителей дошкольного возраста. Чтобы преподавать дошкольные учреждения в государственной школе, физическое лицо в этой области должно иметь по меньшей мере степень бакалавра и должно быть лицензировано государством. Требования к государственным лицензиям различаются для учителей государственных школ, но бакалавр и обычно требуется преподавательский опыт. Чтобы продвинуть свою педагогическую карьеру, вам необходимо получить лицензию, которая сразу же открывает больше предложений по трудоустройству не только в частных школах, но и в государственных школах.

    Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.

    Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

    Таким образом, учителя дошкольного возраста должны иметь по крайней мере диплом средней школы и опыт в области ухода за детьми.

    Государствам требуются отпечатки пальцев и фоновые проверки для лиц, работающих в системе государственных школ, включая учителей дошкольного возраста. Чтобы преподавать дошкольные учреждения в государственной школе, физическое лицо в этой области должно иметь по меньшей мере степень бакалавра и должно быть лицензировано государством. Требования к государственным лицензиям различаются для учителей государственных школ, но бакалавр и обычно требуется преподавательский опыт. Чтобы продвинуть свою педагогическую карьеру, вам необходимо получить лицензию, которая сразу же открывает больше предложений по трудоустройству не только в частных школах, но и в государственных школах.

    Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

    Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

    Владеть ИКТ - компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного образования определённые требования. И, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными качествами личности.

В основе такого качества личности, как профессиональная направленность, лежит интерес к профессии воспитателя и любовь к детям. Именно эти факторы побуждают к стремлению овладеть педагогическими знаниями и постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень. Воспитатель должен уметь сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка. Воспитатель знающий возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях. Наравне с требовательностью к участникам воспитательного процесса (детям, родителям, коллегам) воспитатель дошкольного образования остаётся к ним доброжелательным, верит в их силы и возможности. Воспитатель любящий детей, всегда настроен на восприятие их положительных качеств. Создавая условия для проявления способностей каждого ребёнка, педагог помогает раскрыться личному потенциалу дошкольника. Оптимистически настроенный воспитатель не будет плохо говорить о ребёнке, жаловаться на него родителям. Воспитатель-оптимист характеризуется умением вдохновлять жизнерадостностью, чувством юмора. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя. Педагог дошкольного образования должен уметь строить правильные взаимоотношения как с детьми и родителями, так и с коллегами, то есть со всеми участникам педагогического процесса. Воспитатель должен показывать своим воспитанникам безукоризненное поведение. Ведь дети подражают поведению воспитателю в первую очередь. Так же воспитатель должен стараться наладить партнёрские отношения с родителями, уметь предупредить и разрешить конфликтные ситуации. С уважением и вниманием относиться к коллегам, обмениваться опытом, воспринимать критику. Пользоваться авторитетом у детей, родителей и коллег – это значит получить оценку своим нравственным и профессиональным качествам, культуре, эрудиции, преданности профессии. Способность бороться за свой авторитет, дорожить им, дана только воспитателю, преданному своему делу. От способности к педагогической рефлексии во многом зависит успешность профессиональной деятельности воспитателя. Ведь рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги, оценить полученные результаты и сравнить их с запланированной целью. На основе полученных выводов воспитатель дошкольного образования корректирует последующую деятельность для того, чтобы получить лучшие результаты. Воспитатель дошкольного образования должен владеть новейшими технологиями в области обучения и воспитания детей, а также обладать широкой эрудицией, педагогической интуицией, высокоразвитым интеллектом и высоким уровнем нравственной культуры. Из необходимых качеств личности воспитателя также можно выделить добросовестность, требовательность к себе, инициативность, терпение и выдержку. Хорошо, если воспитатель дошкольного образования умеет мастерить, рисовать, хорошо петь, имеет актёрские навыки. В этом случае он всегда будет интересен своим воспитанникам.

Таким образом, можно отметить, что современному воспитателю сегодня необходимо наличие специальной профессиональной подготовки. А для этого нужно серьезно работать над повышением компетентности педагога, которая позволит им работать по стандарту. Компетенция педагога – это одно из главных требований стандарта.

На основании этих требований будет строиться система подготовки педагогов, которая будет включать в себя: изучение тематической литературы, проведение обучающих семинаров, освоение педагогами новых подходов, методов и технологий обучения и воспитания. Проведение педсоветов и открытых просмотров и мастер – классов. Институты повышения квалификации будут перестраивать свою учебные программы для того, чтобы система дошкольного образования могла работать в соответствии с современными требованиями.


В декабре 2016 года по всей России начинается переход детских садов на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. Садики станут первой ступенькой в общем образовании нового поколения. И ставка будет сделана на развитие индивидуальности и самостоятельности ребенка.
Как это будет выглядеть на практике, на встрече с журналистами в ГТРК «Новосибирск» рассказала директор Новосибирского педагогического колледжа №1 им. А. С. Макаренко, кандидат психологических наук Мария Наильевна Жафярова.

Но прежде мы спросили у нее, насколько верна информация, что все дошкольные образовательные учреждения в НСО работают по новому стандарту.


Нет предела совершенству!

Вообще-то стандарт был учрежден в октябре 2012 года, а с 1 января 2014 он вступил в силу, в соответствии с приказом минобрнауки РФ. Но министерство образования и науки, понимая, что одномоментно такую инновацию по всей стране внедрить нереально (хотя мы подходили к ней долгие годы, с конца 1980-х), решило создать пилотные регионы.

" И в 2014 году ФГОС дошкольного образования был внедрен в ряде пилотных детских садов Новосибирской области, которые и стали опорными площадками.

Действительно, все дошкольные образовательные учреждения в НСО утверждают, что с 2015 года они работают по новому стандарту. Вопрос только в том, насколько успешно это достигается на практике. Вряд ли можно сказать, что в каждом саду этот документ реализуется на 100%. Но то, что люди понимают, что они разработали соответствующую базу, поправили свои программы и занимаются методической работой в этом направлении - это, безусловно, так. Ну, а если говорить о совершенствовании, то ему нет предела.

Наша справка:

ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт. В него объединяются все обязательные требования к каждому уровню обучения, принципы организации обучения - в учреждениях (детских садах, школах, колледжах, ВУЗах и т.д.)
У каждой ступени образования - дошкольной, общей начальной, основной общей и т. д. - есть свой стандарт. Все программы обучения должны соответствовать ФГОС.
Стандарты обеспечивают преемственность основных программ обучения. То есть дошкольники должны быть готовы к обучению в первом классе, выпускники начальной школы готовы к средней школе и так далее.
Основные пункты требований ФГОС:

  1. Требования к структуре образовательной программы.
  2. Требования к результатам освоения программы учениками. То есть дети в конце каждой ступени должны показать определенные стандартом результаты.
  3. Профессиональная подготовка учителей, наличие методических материалов, компьютерное оснащение школ, санитарно - гигиенические условия.


Дошкольное детство - это не подготовка к школе

Так что же это такое - новые ФГОСы в детских садах? И чем они отличаются от прежней системы в воспитании?
Как рассказала Мария Жафярова, в новом федеральном госстандарте главный ориентир делается на развитие индивидуальности и самостоятельности ребенка.

" То есть, если раньше (с 1962 года) единственной обязательной для использования в детсадах была учебно-дисциплинарная программа воспитания и обучения, то теперь векторы поменялись. Сейчас «ручки на коленочки и в кружок» уже не приветствуется.

Если в былые времена необходимым элементом для детсадовцев была ориентация на школу: устанавливались маленькие парты, у детей формировалась усидчивость, и считалось, что это необходимое качество для поступления в школу, то теперь все по-другому. Теперь один из ведущих принципов - организация развивающе-предметно-пространственной среды, которая должна стимулировать самостоятельность и активность ребенка.
В общей комнате должны быть «уголки уединения», поскольку, по словам Марины Жафяровой, право на уединение — это святое право человека, вне зависимости от его возраста.

Если мы говорим о развитии ребенка, о личностно-ориентированной модели, то такое право должно быть соблюдено. ФГОС отрицает «школизацию» дошкольного детства. Это самостоятельный период, не связанный со школой в плане подготовки к ней. Одно из условий качества - психолого-педагогические аспекты.

Наша справка:

ФГОС раньше назывался просто образовательным стандартом. Так называемое первое поколение вступило в силу в 2004 году. Второе поколение было разработано в 2009 (для начального образования), в 2010 (для основного общего), в 2012 годах (для среднего полного).

В 2013 году был принят закон "Об образовании", согласно которому разрабатываются новые программы для высшего профессионального и дошкольного образования.
Стандарты заменяются на новые не реже одного раза в десять лет.

На федеральном уровне на основе ФГОСа разрабатывается приблизительная образовательная программа, ориентирующаяся на местную специфику. А дальше учебные заведения доводят эту программу до совершенства (в последнем процессе могут поучаствовать даже родители). Таким образом, российское образование с методической точки зрения можно представить в виде схемы: Стандарт - примерная программа федерального уровня - программа учебного заведения.

Кадры решают все

Не секрет, что в детских садах в основном работают или люди предпенсионного возраста, что, в общем-то, и неплохо, у них есть опыт. Или же мамочки без педобразования, которым надо как-то устроить вовремя свое чадо в сад.
Конечно, есть и молодые воспитатели, которые «теин в чаю, букет в благородном вине» - наверное, на них и делается ставка. Но их мало, и многие уходят, не выдержав испытания зарплатой. Так как же внедрять новую систему?

Марина Жафярова считает:

Одномоментно мы эту проблему не решим. И, может быть, человек, который свято верит в правильность дисциплинарно-учебной модели, с трудом перестроится на новый лад. А может, и вовсе не сможет этого сделать.

" Самая главная проблема - в голове. Мы видим, какие прекрасные современные садики строятся в нашей области в последнее время, какие замечательные там помещения и интерьеры. Но одно из важнейших условий - инновационная готовность педагога.

Поэтому тут надо много работать, чтобы педагог понял, что предыдущие технологические варианты уже не соответствуют современным запросам общества. Это задача учреждений, которые готовят педагогов: педуниверситета, института повышения квалификации, колледжа, который я возглавляю. И все они предлагают программу массированного повышения квалификации и переподготовки. Кстати, на сегодняшний момент отбоя от людей, которые хотят работать в соответствии с современными стандартами, нет! Другое дело, что любая инновация проходит 5 стадий - от полного неприятия до полного становления. Нам эти стадии нужно достойно пройти.


В воспитатели из экономистов

Хочу сказать, что сейчас в детские сады приходит новая генерация педагогов. Это, действительно, люди, которые не имеют базового педагогического образования, но, в соответствии с современной законодательной базой, могут получить диплом о профессиональной подготовке, которая даст им право вести деятельность в дошкольной педагогике.

" И тут мы получаем исключительно интересный феномен, когда на стыке базовых экономических, юридических, финансовых сфер или даже сельскохозяйственного образования человек проходит программу профпереподготовки, и мы получаем совершенно неординарный «продукт». Ведь во взаимоисключающих, или не предполагающих друг друга областях возникают принципиально новые идеи!

Это исключительно благодарный слушатель. Возраст таких женщин разный, часто вполне зрелый и продуктивный - 40-45 лет. Сейчас они начинают составлять все большую и большую часть педагогов.


Ключевое слово — креатив

И все же, как конкретно эти новые технологии будут реализовываться в детском саду? Что там должно быть, кроме «уголков уединения»? Как все это будет претворяться в жизнь? И есть ли какие-то правила взаимодействия педагога с родителями в рамках новых стандартов? Вопросов к директору Новосибирского педагогического колледжа №1 было много.

О материально-технической базе детских садов и ее готовности к переходу на новые условия работы Марина Наильевна ответила так:

Нельзя сказать, что готовность - 100%. Но, тем не менее, в новых садах она есть изначально. Если же говорить о садиках, которые построены давно - да, там есть определенные трудности: может не быть спальни, дети в одной комнате играют, и им тут же раскладывают кроватки. Но с помощью разного рода элементов, ширм, например, и такое пространство можно и поделить, и трансформировать. У нас на эту тему есть огромное количество методических разработок современных воспитателей.

А если говорить о развивающей предметно-пространственной среде, то, еще не заходя в детский сад, можно увидеть, как оформлен участок, есть ли живые изгороди и т. д. ФГОС дошкольного образования прописывает вполне конкретные требования к этому. А министерства образования и науки Российской Федерации и Новосибирской области составили перечень требований к детсадовскому оборудованию. Там должны быть и кубики - и обычные, и мягкие большие, и разные модули, которые легко во что-то трансформировать, и многое другое.

" Воспитатели дошкольных образовательных учреждений - люди исключительно творческие. Они многое делают своими руками и привлекают к этому детей. Творческий, любящий свое дело воспитатель всегда найдет возможность своими руками сконструировать доступные вещи. Так что тут ключевое слово - креатив.

Семья и садик

Новый стандарт предполагает и очень тесное взаимодействие воспитателя с семьей ребенка. Самое главное для педагога - взять родителя себе в соратники. Конечно, никто не отменял классические родительские собрания, но, как оказалось, теперь к этому добавляется много других форм работы с родителями. В том числе совместные проекты. Они могут быть самыми разными, как пример, мастер-классы. В Новосибирске уже существует такая форма работы. В рамках образовательной программы детского сада родитель, являющийся специалистом в какой-то своей области, приходит к деткам в садик и дает мастер-класс.

" В этом году, когда праздновали День дошкольного работника, один из детсадов Академгородка представил такой совместный проект: мама - сотрудница НГУ вела кружок в садике по робототехнике.

Современное образование предполагает, что родитель может быть не менее компетентен в вопросах обучения и воспитания ребенка, чем педагог. У многих сегодняшних родителей очень высокий образовательный ценз, поэтому родительское партнерство с детским садом может быть на руку их же детям.