Кто может быть гражданином рф. Выход из гражданства РФ – в каких случаях возможен и что для этого нужно

С 1 сентября 2018 года вступил в силу обновленный закон федерального уровня « », регламентирующий порядок получения статуса гражданина РФ и вопросы относительно того, в каком случае гражданин Российской Федерации может быть лишен гражданства. Основные поправки в новом законодательном акте коснулись упрощения процедуры приобретения российского паспорта гражданами Украины, а также изменений условий для аннулирования уже полученного паспорта РФ. Подробнее о процедуре лишения статуса российского гражданина – далее.

В тексте нормативного акта, принятого в этом году, перечислены все законные основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. Отказ от гражданства – решение исключительно добровольное. Нельзя лишить российского паспорта того, кто не хочет с ним расставаться. Но есть исключения из этого правила.

Так, законопроект о лишении гражданства РФ говорит следующее: человека, получившего ранее российский паспорт, ожидает лишение гражданства за терроризм, если по решению суда он был признан виновным в организации террористического акта, захвате заложников, действиях, направленных на разжигание национальной розни или создание вооруженной группировки. Помимо терроризма, существуют другие основания для потери статуса гражданина России:

  • смена гражданства России на право обладать паспортом другой страны, законодательство которой не подразумевает двойного гражданства и требует аннулирования российского паспорта для получения местного;
  • переход ребенка в число граждан страны своих родителей, усыновителей либо тех, кто оформил попечительство;
  • утрата права на российский паспорт в связи с выявлением предоставления иммигрантом или лицом, не имеющим гражданства, ложных сведений при получении российского паспорта. Аннулирование происходит по соответствующему решению суда.

Если человек не сам принял решение об отказе, то принудительная утрата гражданства возможна только в соответствии с предусмотренными в законе основаниями. Другие причины не могут выступать в качестве мотива для аннулирования гражданства.

В России новый закон о гражданстве: Видео

Способы проведения процедуры

Упрощенная схема

Подразумевает возможность отказаться от российского паспорта по упрощенной схеме. Возвращаться на родину для отказа от гражданства при реализации этой схемы не потребуется. Помимо стандартного пакета документов, тем, кто оформляет отказ за рубежом, также следует предоставить:

  • подтверждение о снятии с регистрации по адресу постоянного проживания на территории России;
  • справку о правомерности нахождения на территории страны, где оформляется отказ.

Новый закон о лишении гражданства так же, как и предшествующий ему нормативный акт, позволяет подать документы в дипломатическое представительство или России в стране пребывания тем, кто постоянно проживает в другой стране, а также детям, родители которых имеют гражданство другой страны.

Перечень документов

Для того чтобы отказаться от паспорта и гражданства России, помимо непосредственно заявления об отказе, также понадобятся:

  • действующий гражданский паспорт заявителя;
  • справка из налоговой инспекции, подтверждающая, что у заявителя отсутствуют какие-либо непогашенные обязательства перед государством. Такая справка выдается в течение 10 дней с момента запроса;
  • квитанция, подтверждающая оплату госпошлины;
  • документ, подтверждающий получение заявителем гражданства другой страны;
  • 3 цветных или черно-белых фотографии заявителя размером 3х4 см;
  • свидетельство о смене личных данных для тех, кто менял фамилию и/или имя.

Помимо оригиналов документов и справок, к заявлению прилагают их копии.

Куда они подаются


В случае обращения за аннулированием гражданства на территории РФ, документы подаются в территориальное управление по вопросам миграции МВД России. Если гражданин РФ находится за границей, обращаться следует в посольство, консульство или диппредставительство, расположенное на территории страны проживания.

Сколько ждать

Отказ от гражданства, так же, как и урегулирование вопроса о том, занимает много времени. При упрощенной схеме подачи документов на получение справки об аннулировании статуса гражданина уйдет до полугода, при оформлении в обычном порядке – до одного года.

В каких случаях в прекращении будет отказано

Действующий свод законов подразумевает запрет на лишение гражданства Российской Федерации, если:

  • человек, подавший заявление, имеет задолженность перед государством по налогам;
  • в отношении претендующего на аннулирование статуса гражданина РФ возбуждено уголовное дело либо по делу уже вынесен приговор, имеющий обвинительный характер;
  • у заявителя есть непогашенные кредиты в российских банках;
  • человек, подавший прошение об отказе от паспорта РФ, имеет статус военнообязанного, но не отслужил в армии.

Если имеет место быть хотя бы одна из ситуаций, описанных в пунктах выше, прекращение российского гражданства невозможно. Чтобы иметь возможность аннулировать гражданство РФ и получить статус гражданина другой страны, необходимо сначала урегулировать все вопросы, связанные с обязательствами перед налоговой службой и другими организациями, а затем повторно подать заявление. Прежде чем отказываться от российского паспорта, нужно взвесить все за и против, чтобы потом не мучиться вопросом, что делать, если лишили гражданства РФ.

«Конституционные права граждан» - Основной закон страны. Конституционное право. Референдум. Назначение Конституции РФ. Основной закон государства. Конституция РФ. Право человека. Преамбула. Положения учебника о задачах Конституции. Особенности Конституции РФ. Структура Конституции РФ. Советские Конституции. Конституционная реформа. Утверждение прав и свобод человека.

«20-летие Конституции РФ» - Медицинская помощь. 20 лет Конституции Российской Федерации. Государственные символы. Федеральное Собрание. Самоуправляющиеся институты. Флаг. Гражданское общество. Символы России. Совет Федерации. Участие в дальнейшем построении и развитии гражданского общества. Первый Президент Российской Федерации.

«Конституционное право РФ» - Научные методы конституционного права. Первые документы, ограничившие власть государства. Конституционные правоотношения. Развитие науки конституционного права. Источники конституционного права. Наука конституционного права. Ведущая отрасль российского права. Методы отрасли конституционного права России.

«Конституция и конституционализм» - Особый порядок охраны Конституции. Монархия. Классификация Конституций по типу оформления. Формальный подход к определению Конституции. Смешанная (полупрезидентская) система. Существующие в стране фактические отношения силы. Определение конституционализма. Конституционный строй. Нормативная схема политической системы России.

«Конституции СССР и России» - Граждане СССР. Сходства и различия Конституций СССР и РФ. Право на образование. Обязанности. Права человека. Обязанности гражданина СССР. Право на охрану здоровья. Тексты двух Конституций. Факты. Обязанности Гражданина СССР по Конституции 1936 года. Конституции России. Соотнесите статьи. Граждане РФ.

«Конституция России - основной закон» - Права человека. Конституция. Молодая мама. Конституция России. Какие права человека вы знаете. Закрепление существующего государственного строя. Конституция страны. Минута. Изучить содержание и структуру Конституции России. Демократическое государство. Структура Конституции России. Обсуждение. Обсуждение вопроса.

Всего в теме 45 презентаций

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Комментарий к Статье 6 Конституции РФ

1. Гражданство Российской Федерации представляет собой устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Устойчивость отношений гражданства определяется их постоянным характером: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует согласия государства.

Правовой характер связи лица с государством, образующей отношения гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство - правовое, а не просто фактическое состояние. Оно представляет собой один из важнейших элементов правового статуса личности. От него зависит напрямую объем прав, свобод и обязанностей того или иного лица.

Конституция относит законодательство о гражданстве к ведению РФ. На основании комментируемой статьи должен разрабатываться федеральный закон.

Был принят Закон РФ от 28.11.1991 N 1948-1 "О российском гражданстве" (в ред. от 31.05.2002) (далее - Закон о гражданстве 1991 г.). В преамбуле Закона указывалось, что он призван обеспечить осуществление норм и принципов международного права и Конституции РСФСР, относящихся к гражданству и правам человека, создание наиболее благоприятных правовых условий для каждого гражданина РСФСР, защиту и покровительство РСФСР гражданам РСФСР, находящимся за ее пределами. Закон о гражданстве устанавливал прежде всего те общие основы, которые определяли сущностные черты отношений гражданства. В нем устанавливалось (ст. 2), что российское гражданство является равным независимо от оснований его приобретения. Он не выделял никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами России по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство и т.д. Не имело правового значения и время приобретения гражданства. Отныне российское гражданство носило открытый и свободный характер. Это выражалось в том, что согласно указанному Закону в Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство, а также право изменить свое гражданство, которого никто не может быть лишен (ст. 1). Содержащийся в нем запрет на лишение человека гражданства вытекал из права человека на гражданство, двустороннего характера связи между человеком и государством, что предполагает расторжение этой связи как той, так и другой стороной только по взаимному согласию.

Закон о гражданстве устанавливал (ст. 3), что приобретение гражданства РСФСР иностранными гражданами допускается при условии их отказа от прежнего гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РСФСР. Однако в нем устанавливалось, что гражданину РСФСР может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым есть соответствующий договор РСФСР.

Законодатель исходил из принципа сохранения российского гражданства лицами, проживающими за пределами страны (ст. 4). Закон гарантировал гражданам РСФСР защиту и покровительство за пределами республики (ст. 5). В нем устанавливалось, что гражданин РСФСР не может быть выдан другому государству иначе, как на основании закона или международного договора РСФСР (ст. 1).

Подписанный 31 марта 1992 г. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ отнес к ведению федеральных органов государственной власти РФ гражданство Российской Федерации. Таким образом, решение вопросов гражданства республик в составе РФ оставалось в ведении органов власти республик. В Законе ничего не говорилось о едином гражданстве, однако этот важнейший принцип гражданства в условиях федеративного устройства закреплялся посредством признания того, что граждане РСФСР, постоянно проживающие на территории республики в составе РСФСР, являются одновременно гражданами этой республики (ст. 2).

За время своего действия Закон о гражданстве 1991 г. подвергался изменениям и дополнениям. 17 июня 1993 г. Верховный Совет РСФСР внес в него некоторые изменения и дополнения*(15). В связи с изменением наименования государства в Законе слова "Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика" было решено заменить словами "Российская Федерация". Отменено положение Закона, предусматривающее необходимость отказа от прежнего гражданства при желании приобрести российское гражданство, расширен круг бывших граждан СССР, имеющих права на приобретение гражданства в порядке регистрации, а также восстанавливаемых в гражданстве РФ, и т.д.

В Законе о гражданстве 1991 г. говорилось о том, что в порядке регистрации гражданство РСФСР приобретают граждане СССР, постоянно проживающие на территории других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 г., если они не являются гражданами этих республик и в течение трех лет со дня вступления в силу Закона о гражданстве заявляют о своем желании приобрести гражданство РСФСР. Федеральный закон от 06.02.1995 N 13-ФЗ "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" слова "в течение трех лет со дня вступления в силу" Закона о гражданстве заменил словами "до 31 декабря 2000 года".

Конституционный Суд РФ своим Постановлением от 16.05.1996 N 12-П*(16) признал не соответствующим Конституции п. "г" ст. 18 Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" в части, распространяющей правило о приобретении гражданства РФ в порядке регистрации на лиц, которые: родились на территории, входившей на момент их рождения в состав территории Российской Федерации; являлись гражданами бывшего СССР; не изъявили свободного своего желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации; выехали ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР; не являются гражданами других государств (входивших в состав бывшего СССР); и впоследствии вернулись на постоянное жительство в пределы Российской Федерации.

12 декабря 1993 г. в Российской Федерации была принята новая Конституция, которая внесла существенные изменения в институт российского гражданства. В ней получил дальнейшее развитие принцип единого гражданства. Закрепив гражданство РФ в качестве одной из основ конституционного строя, Конституция определила, что оно является единым и равным независимо от основания приобретения. В ней нет упоминания о федеративном характере гражданства, а сами принципы Федерации и гражданства изложены в разных статьях Конституции и составляют самостоятельные основы конституционного строя. Более того, закрепляя перечень субъектов Федерации и устанавливая важнейшие критерии их правосубъектности (ст. 5), Конституция не упоминает собственное гражданство среди атрибутов государственности республик в составе РФ, не говоря уже о других субъектах. Таким образом, с момента принятия Конституции 1993 г. в Российской Федерации устанавливалось только одно гражданство - гражданство РФ, а решение всех вопросов, связанных с гражданством в Российской Федерации, было отнесено к исключительному ведению РФ (п. "в" ст. 71).

Однако все эти новеллы не нашли отражения ни в действующем законодательстве РФ и ее субъектов, ни в практике работы как федеральных, так и региональных органов государственной власти. Никаких существенных изменений в законодательство, вытекающих из действующей Конституции, не вносилось. Более того, органы государственной власти РФ и ее субъектов вели себя в вопросах гражданства таким образом, как будто этой Конституции вообще не существует.

Таким образом, в Российской Федерации в области гражданства сложилось совершенно ненормальное положение, при котором практика деятельности как федеральных, так и региональных органов находилась в явном противоречии с Конституцией. В значительной мере это объяснялось тем, что сам действующий Закон о гражданстве 1991 г. устарел и многие его положения не соответствовали ни Конституции, ни реалиям российского общества.

4 мая 1997 г. Президент РФ внес в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", предусматривающий 25 различных изменений и дополнений, направленных на упорядочение решения вопросов российского гражданства, основанное на опыте его реализации. Однако законопроект не был принят Государственной Думой.

Надо сказать, что в нашей стране на выработку политики в сфере законодательства о гражданстве и на развитие самого законодательства о гражданстве существенное влияние оказывала политическая борьба. Свидетельством тому стал принятый Государственной Думой Федеральный закон от 24.05.1999 N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (в ред. от 18.07.2006). В этих условиях возникла острая необходимость в подготовке нового федерального закона о гражданстве РФ, направленного на укрепление российской государственности, создание единого правового пространства, последовательное отражение интересов государства и личности при решении вопросов гражданства. Дополнительным стимулом к подготовке нового законодательства явилось также подписание Россией в 1997 г. Европейской конвенции о гражданстве.

Новый закон - Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (в ред. от 01.10.2008) (далее - Закон о гражданстве 2002 г.), вступил в силу 1 июля 2002 г. В нем содержатся принципы гражданства РФ и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством РФ, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ. В соответствии с этим Законом (ст. 2) вопросы гражданства РФ регулируются Конституцией, международными договорами РФ, Законом о гражданстве РФ, а также принимаемыми в соответствии с ним другими нормативными правовыми актами РФ.

Закон исходит из того, что гражданство РФ является единым и равным, независимо от основания его приобретения. Этот принцип базируется на мировой практике федерализма, которая основана на отказе от возможности существования суверенного государства в составе другого суверенного государства. Отказ от конституционного закрепления суверенитета республики в составе РФ является одной из наиболее важных гарантий государственной целостности России.

В Законе о гражданстве 2002 г. устанавливается, что проживание гражданина РФ за ее пределами не прекращает его гражданства РФ (п. 3 ст. 4). Этот принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться. Таким образом, ни само по себе проживание за пределами РФ, ни его длительность не могут быть основанием для прекращения гражданства РФ. Таким основанием может быть лишь волеизъявление самого гражданина. Согласно указанному Закону (п. 4 ст. 4) гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его. В соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 61) новый Закон закрепляет принцип, согласно которому гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству. Тем самым устанавливаются важные гарантии защиты интересов российских граждан.

Согласно ч. 6 ст. 4 Закона о гражданстве 2002 г. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ. Тем самым констатируется приверженность России международному принципу сокращения безгражданства в отношении лиц, проживающих на ее территории, что согласуется, в частности, с п. "б" ст. 4 Европейской конвенции о гражданстве. Закон закрепляет принцип двойного гражданства (ст. 5). Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства РФ.

В соответствии со ст. 8 Закона заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства указанных лиц, а расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.

Закон о гражданстве 2002 г. признает гражданами РФ лиц, имеющих гражданство РФ на день вступления его в силу, т.е. на 1 июля 2002 г., а также лиц, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с этим Законом. Закон устанавливает условия, при которых лица сохраняют свое гражданство. Повторяя в основном норму Закона о гражданстве 1991 г., Закон о гражданстве 2002 г. (ст. 8) внес в нее лишь некоторые редакционные изменения. Сохранение гражданства лицами, проживающими за пределами страны, направлено на поддержание связей между нашей страной и ее гражданами, проживающими за рубежом. Оно ликвидирует складывающиеся годами представления о том, что проживание граждан за границей, не связанное с исполнением ими служебного долга, заслуживает осуждения.

Закон о гражданстве 2002 г. установил новое правило, согласно которому ребенок, родившийся на территории России от состоящих в браке родителей, имеющих различное гражданство, приобретает гражданство РФ по рождению без необходимости согласия родителей. Ребенок же, родившийся в таком браке за границей, приобретает гражданство РФ в порядке приема по заявлению родителей (ст. 14).

Рассматриваемый Закон внес существенные изменения в порядок приема в гражданство РФ. Он устанавливает общий порядок приема в гражданство РФ (ст. 13), а также основные требования к тем, кто обращается с заявлением о приеме в гражданство. Одним из таких требований является отказ от иного гражданства при приобретении российского гражданства. Вместе с тем этот Закон предусматривает обстоятельства, облегчающие прием в гражданство.

Закон о гражданстве 2002 г. отказался от регистрации как способа приобретения российского гражданства. Однако он предусматривает упрощенный порядок приема в гражданство, т.е. порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по этим вопросам в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, установленные им. Прием в гражданство РФ в упрощенном порядке основывается на принципах почвы и крови и отвечает интересам лиц, желающих сохранить связь с Россией как со своей исторической родиной.

Кроме того, Закон предусматривает ряд оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ, независимо от того, идет ли речь об общем или упрощенном порядке приема в гражданство (ст. 16). При этом законодателем учтены многолетняя практика, интересы государства и общества. По сравнению с ранее действовавшим Законом о гражданстве 1991 г. основания для отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ существенно расширены, конкретизированы и полностью соответствуют Европейской конвенции о гражданстве.

Закон о гражданстве 2002 г. рассматривает восстановление в гражданстве в качестве одного из оснований приобретения гражданства РФ. В нем указывается (ст. 15), что иностранные граждане, лица без гражданства, ранее имевшие гражданство РФ, могут быть восстановлены в гражданстве РФ в порядке, аналогичном общему порядку приема в гражданство РФ. При этом срок их проживания на территории РФ сокращается до трех лет. Следует отметить, что под иностранными гражданами и лицами без гражданства, ранее имевшими гражданство РФ, понимаются не бывшие граждане РСФСР, а бывшие граждане именно Российской Федерации. Закон устанавливает (ст. 16) также основания, по которым отклоняются заявления о восстановлении в гражданстве РФ.

Согласно указанному Закону приобретение российского гражданства возможно также по основаниям, предусмотренным международными договорами России. Одним из таких оснований является оптация, т.е. выбор гражданства при изменении Государственной границы РФ.

В отличие от Закона о гражданстве 1991 г. в новом Законе не предусмотрен институт почетного гражданства, хотя в регионах России он продолжает использоваться.

Законом о гражданстве 1991 г. предусматривались два способа выхода из гражданства: общий - по ходатайству гражданина и упрощенный - в порядке регистрации, которым могли воспользоваться лица, заявившие о намерении выйти из гражданства РФ, у которых хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имели иное гражданство либо сами они выехали на постоянное место жительства в другое государство.

Закон о гражданстве 2002 г. (ст. 19) устанавливает, что непременным условием выхода из гражданства РФ является добровольное волеизъявление лица. Предусматриваются две процедуры выхода из гражданства: общий порядок для лиц, проживающих на территории России, и упрощенный - для лиц, проживающих за ее пределами. Более конкретно, чем в Законе о гражданстве 1991 г., решается в новом Законе вопрос об оптации как основании выхода из гражданства. Как гласит его ст. 21, при территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором РФ Государственной границы Российской Федерации граждане РФ, проживающие на территории, которая подверглась указанному преобразованию, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора.

Как и Закон о гражданстве 1991 г., последующий Закон содержит норму (ст. 26), имеющую цель предусмотреть возможные варианты решения вопросов гражданства детей при их усыновлении гражданами РФ и иностранными гражданами и во многом сходную с аналогичной нормой прежнего Закона. Однако она отличается и некоторыми особенностями. В Законе о гражданстве 2002 г. предусмотрено несколько вариантов решения вопроса о гражданстве детей при их усыновлении (удочерении). Новый Закон впервые в истории отечественного законодательства о гражданстве детально регулирует вопросы гражданства детей, над которыми установлены опека и попечительство. В нем имеется ст. 27, содержащая общепринятые и оправдавшие себя на практике нормы регулирования гражданства детей, которые соответствуют положениям СК. Законом о гражданстве 2002 г. более подробно регламентируются вопросы о гражданстве недееспособных лиц (ст. 27).

Новый Закон сохраняет институт двойного гражданства. В нем содержится понятие двойного гражданства (ст. 3), которое определяется как "наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства". В него также включена ст. 6, посвященная двойному гражданству, которая базируется на конституционной норме, допускающей наличие у гражданина РФ иного гражданства в соответствии с международными договорами РФ или федеральным законом. Положение Закона о гражданстве 2002 г. о двойном гражданстве полностью согласуется с наиболее распространенной и законодательной, и правоприменительной практикой иностранных государств и со ст. 7, 14 и 15 Европейской конвенции о гражданстве.

Закон о гражданстве 2002 г. сохранил основные положения прежнего Закона, касающиеся лиц без гражданства, внеся в них ряд редакционных уточнений. Так, внесено изменение в определение лица без гражданства, под которым понимается лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства, а сокращение безгражданства отнесено к числу основных принципов гражданства РФ. По-новому сформулирован сам этот принцип: "Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации" (ч. 6 ст. 4).

После принятия Закона о гражданстве 2002 г. в процессе проводимого в стране обмена паспортов СССР образца 1974 г. на новые российские паспорта обнаружилось, что более 1 млн человек, приехавших в Россию после распада Советского Союза и до принятия Закона о гражданстве 2002 г., оказались в сложнейшей жизненной ситуации. Эти люди приехали в Россию, жили и работали, участвовали в ее политической жизни. Многие из них служили в российской армии. Однако, не приобретя после переезда в Россию российского гражданства, они оказались лицами без гражданства. Сложившаяся ситуация нуждалась в принятии ряда мер по ее разрешению, включая и внесение соответствующих корректив в новый Закон о гражданстве, которые также способствовали проведению нашей страной эффективной иммиграционной политики. Такие коррективы были внесены Федеральным законом от 11.11.2003 N 151-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации".

Указанный Федеральный закон установил, что упрощенный порядок приема в гражданство распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, достигших 18 лет и обладающих дееспособностью, которые: а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство РФ; б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданство этих государств и остаются в результате лицами без гражданства. К этим положениям, содержащимся и в Законе о гражданстве 2002 г., он также добавил, что иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, вправе обращаться с заявлением о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного Законом 2002 г., если указанные граждане и лица: а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР; б) состоят в браке с гражданами РФ не менее трех лет; в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста 18 лет и являющихся гражданами РФ.

Кроме того, данный Закон установил, что нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г., вправе обращаться с заявлением о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории РФ, установленного Законом о гражданстве 2002 г., и без представления вида на жительство. В нем указывалось, что иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации принимаются в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных законом и без представления вида на жительство, если они до 1 июня 2006 г.*(17) заявят о своем желании приобрести гражданство РФ.

Закон устанавливал, что в гражданство РФ принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных Законом о гражданстве 2002 г., и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории РФ. Что же касается детей и недееспособных лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, то для них упрощенный порядок приема в гражданство предусматривает снятие требования проживать на территории РФ и иметь законный источник средств к существованию, владеть русским языком, обязательство соблюдать Конституцию и законодательство РФ, а также требования об отказе от иного гражданства.

В Законе также указывается, что граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках или воинских формированиях, вправе обращаться с заявлением о приеме в гражданство РФ без соблюдения условий, предусмотренных Законом о гражданстве, и без представления вида на жительство.

Федеральным законом от 18.07.2006 N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу совершенствования государственного управления в сфере миграции" в Закон о гражданстве 2002 г. были внесены изменения, связанные с наименованием органов, уполномоченных на осуществление функции по контролю и надзору в сфере миграции. Отдельным редакционным изменениям этот Закон подвергся и в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 N 328-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу прохождения военной службы иностранными гражданами, лицами, имеющими двойное гражданство".

Конституционность отдельных положений Закона о гражданстве 2002 г. неоднозначно оценивалась Конституционным Судом. Так, в связи с жалобой одной из гражданок Конституционный Суд определил, что оспариваемые положения п. "а" ч. 1 ст. 12 Закона о приобретении ребенком гражданства РФ по рождению, не препятствуют лицу, оба родителя которого или единственный его родитель признаны гражданами РФ по рождению, независимо от места рождения данного лица на территории бывшего СССР, в оформлении признания гражданства РФ по рождению, если только это лицо не утратило гражданства РФ по собственному свободному волеизъявлению (см. Определение КС РФ от 21.04.2005 N 118-О*(18)).

Конституционный Суд рассмотрел также жалобу на нарушение конституционных прав ч. 1 ст. 13 Закона о гражданстве 1991 г. и ч. 1 ст. 12 Закона о гражданстве 2002 г. (Определение КС РФ от 24.05.2005 N 235-О*(19)). Суд пришел к выводу, что оспариваемые положения, рассматриваемые во взаимосвязи с другими положениями данных законов, по своему содержанию не направлены на лишение граждан возможности признания их гражданами РФ по рождению, в связи с чем не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права.

2. Гражданство является первоосновой взаимоотношений человека и государства. Это выражается в том, что объем прав, свобод и обязанностей того или иного лица напрямую зависит от гражданства. Во всей полноте они принадлежат лишь гражданам соответствующего государства. Поэтому каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией. В Законе о гражданстве 2002 г. (ст. 4) указывается, что принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Как уже отмечалось, одним из важнейших принципов гражданства РФ является принцип, запрещающий возможность лишения гражданства РФ или права изменить его.

В советский период лишение гражданства было наиболее распространенным основанием прекращения гражданства по инициативе государства. Оно являлось обязательным атрибутом советского законодательства о гражданстве, что предоставляло властям свободу чинить незаконные репрессии. Широкое использование советскими властями лишения гражданства для защиты своеобразно понимаемых ими интересов государства давно уже вызывает справедливую критику. При этом институт лишения гражданства часто рассматривался как атрибут тоталитаризма, совершенно неприемлемый в демократическом обществе.

Однако сам институт лишения гражданства здесь ни при чем. Достаточно сказать, что он используется в законодательстве многих зарубежных государств отнюдь не тоталитарного толка. Кроме того, не исключает возможности его использования в интересах государства и международное право. Однако, не будучи изначально институтом тоталитаризма, институт лишения гражданства был настолько дискредитирован советским властями, использовавшими его в целях политической борьбы и для расправ с инакомыслящими, что дальнейшее его применение в российском постсоветском законодательстве стало просто невозможным.

Если опираться на закон Российской Федерации, лишение гражданства РФ происходит только при добровольном волеизъявлении. Процедура происходить в разрешительной форме, т. е. окончательно решение всегда будет оставаться за президентом РФ. Но прежде чем прошение попадет к гаранту конституции, закон потребует от заявителя выполнить ряд предписаний. Выполнив все требования, службы миграции смогут лишить человека гражданства страны.

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ

Данный процесс можно распределить на несколько этапов, каждый из которых закреплен в законодательной базе государства. Важно понимать, что причина, по которой гражданин решил уехать из страны не имеет значения, не считая ситуаций, когда он сбегает от ответственности. Закон предусматривает добровольное принятие решения относительно прекращения подданства страны, точно так же как и на приобретение правового статуса.

Существует два основных способа лишить человека своего гражданства:

Для процесса должны быть заявлены определенные, установленные законом, основания . Если вы желаете отказаться от гражданства Российской Федерации, а потом получить иностранное подданство, вы должны иметь следующие основания:

  1. В отношении вашей личности не действует судебный приговор, при этом вы не выступаете свидетелем по определенному уголовному делу.
  2. Все обязательства, в отношении уплаты государственных налогов, прохождения армии вами выполнены.
  3. Вы имеете полное право получить подданство другой страны. Иностранное государство подтверждает данный факт выпиской.

Сопоставив все основания с реальностью, вы сможете начать процедуру оформления и сбора всей необходимой документации. Перед самым началом лучше изучить досконально закон, может вы попадаете под особую категорию граждан либо не отвечаете заявленным требованиям.

СТАНДАРТНАЯ СХЕМА ЛИШЕНИЯ

Закон гласит, что такая процедура подходит для непосредственных граждан России, которые уже достаточное время живут на ее территории и имеют все основания. Для начала они должны подать заполненное прошение в соответствующие государственные органы. Само заявление должно быть заполнено полностью. Никакие графы не должны быть пропущены. В некоторых случаях закон требует два экземпляра, все зависит от ситуации.

Лишение гражданства Российской Федерации – процедура достаточно сложная, при условии, что нет минимальных юридических знаний. Многое зависит от того, насколько правильно составлено заявление, в какой форме представлены документы, т. е. их потрепанное состояние может значительно повлиять на решение уполномоченных органов, вплоть до отказа.

Это достаточно длительный процесс, даже если беспрекословно соблюдать все рекомендации и установок государственных служб.

Как уже было сказано, закон на второй план выдвигает сбор необходимой, установленной законодательством, документации:

  • Бумага, которая подтверждает, что вторая страна готова выдать вам новое подданство. Может возникнуть такая ситуация, что иностранное государство согласно предложить свое гражданство, если россиянин откажется от имеющегося.
  • Квитанция, подтверждающая уплату государственного сбора за предоставление услуг уполномоченных органов. В большинстве случаев, сумма равняется двум тысячам рублей, но она может изменяться в зависимости от условий, по которым вас лишают правового статуса.
  • Несомненно, потребуется приложить внутренний паспорт, подтверждающий личность и гражданство заявителя.
  • Уполномоченный орган может сразу же потребовать выписку из налоговых органов, в которых указан факт отсутствия задолженностей перед государством или иными лицами. Это один из самых важных документов, при его отсутствии решение на лишение права гражданина будет отрицательным. Ни одно лицо, имеющее подданство Российской Федерации не имеет права покинуть пределы государства, не выполнив все обязательства, предусмотренные законодательной властью. Чтобы получить данную справку, гражданину потребуется посетить отделение налоговой службы по месту своей прописки с прошением о предоставлении выписки. Примерно в течение десяти дней служба может предоставить необходимую бумагу заявителю.
  • Немаловажно и наличие фотографии. Она также должна отвечать определенным требованиям:
  1. быть хорошего качества, четкой и без размытия;
  2. размер ее 3 на 4 см;
  3. должны быть цветной, но и черно-белые не запрещены.
  • Если за время проживания на территории Российской Федерации вы сменили свою фамилию, имя или отчество (в случае замужества или по собственному желанию), то об этом также следует предупредить государственные органы и приложить документ, доказывающий данное деяние.
  • Можно приложить и копии, ведь органы, могут запросить дубликаты каждого документа на лишение подданства.

Каждое требование уполномоченных органов Российской Федерации должно быть выполнено, все документы представлены в срок, а заявления заполнены по общепринятым стандартам. Закон предполагает, что невыполнение хотя бы одного из пунктов может привести к отказу.

УПРОЩЕННАЯ МЕТОДИКА ЛИШЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО СТАТУСА

Такой способ можно принять юридическим представителям, которые переехали на постоянное место жительство в иностранное государство.

Процедура, точно такая же, как и установленный пакет документов, значительно разнится. К вышеописанному перечню документов можно добавить некоторые бумаги:

  1. документ, доказывающий, полное прекращение регистрационного учета на территории РФ;
  2. справку, подтверждающая, что вам разрешено проживать и осуществлять свою деятельность на территории той страны, в пользу которой вы отказывайтесь от своего гражданства России.

Метод подачи установленного перечня документов тоже немного меняется. По стандартной схеме гражданину можно подать пакет документов в отдел ФМС по месту прописки. А вот по упрощенной человеку потребуется найти консульское представительство РФ или дипломатическое учреждение, которое располагается в пределах страны.

Закон указывает, что порядок получения и лишение гражданства должен осуществляться по строго установленным правилам и любое нарушение может привести к полному отказу.

Не имеет значения, каким способом можно осуществлять лишение гражданства, в любом случае к заявителям могут предъявить строгие требования относительно оформления и состояния бумаг, прошений, бланков и справок, которые следует соблюдать.

Если все требования были соблюдены и миграционные службы не отказали вам при принятии прошения на рассмотрение, вы получите по почте уведомление, сообщающее вам, что ваше гражданство прекратило свое действие . Его могут выслать вас, как только будет принято решение, подписанное президентом РФ. Закон определяет срок, в течение которого лишают человека официального статуса – 1 год, если отказ производился по упрощенной методике – 6 месяцев. К решению будет приложена справка, которая потребуется при подаче заявления на получение иностранного гражданства другой страны.

Сразу после этого, государственные службы РФ обязаны изъять внутренний паспорт гражданина и свидетельство о рождении. В случае отказа, можно попробовать подать заявление еще раз, перед этим проконсультировавшись с юристом.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!