Регистрационный учет граждан по месту пребывания. Постановка на регистрационный учет по месту жительства

Что такое "место жительства"?

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I " " (далее – Закон № 5242-I) к понятию "место жительства " относятся: жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Как видно, акцент законодатель делает на том, что зарегистрироваться гражданин может исключительно в жилом помещении. Данная норма вступает в противоречие с , который определяет понятие "место жительства "как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает , не устанавливая ограничений по признаку признания помещения жилым.

Что такое "жилое помещение"?

Жилым помещением, в соответствии с , признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. К жилым помещениям относятся жилые дома (и их части), квартиры (и их части), комнаты.

Требования к признанию помещения жилым установлены в Постановлении Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 " ".

В случае, если помещение формально не признавалось жилым, в нем невозможно получить регистрацию. Судебное обжалование отказа в регистрации по месту жительства в таком помещении не дает результатов. Так, апелляционным определением Саратовского областного суда от 11 сентября 2013 года по делу № 33-5850 было указано, что в удовлетворении иска о признании дома пригодным для проживания и возложении обязанности зарегистрировать по месту жительства отказано правомерно, поскольку истцом не соблюдена установленная законом процедура признания принадлежащего ему жилого строения пригодным для проживания граждан.

При этом необходимо предъявить :

  • паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
  • документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение (письменное заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ, подтверждающий наличие права пользования жилым помещением). Достаточно представления одного из перечисленных документов или его надлежащим образом заверенной копии.

В настоящее время действующее законодательство не требует обязательно обращаться в территориальный орган МВД России по прежнему месту жительства с . Снятие с регистрации могут оформить одновременно с регистрацией по новому месту жительства. Однако граждане, самостоятельно снявшиеся с регистрационного учета по прежнему месту жительства вправе представить для регистрации по новому месту жительства адресный листок убытия по форме № 7, выданный уполномоченным органом по прежнему месту жительства.

Можно не предъявлять и документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, если сведения, содержащиеся в нем, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством РФ в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, заявление, а также иные перечисленные документы могут быть представлены в форме электронных документов и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Должностные лица, ответственные за регистрацию, в трехдневный срок со дня обращения к ним передают заявление гражданина и представленные документы, в том числе документ, удостоверяющий личность, в орган регистрационного учета.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее 3 дней. При этом, в паспорте гражданина производится отметка о регистрации по месту жительства, а тем, кто предварительно не обращался с заявлением о снятии с регистрации по прежнему месту жительства, одновременно проставляют оттиск штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства и оттиск штампа о регистрации по месту жительства.

Регистрация и снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно.

Согласие собственников жилого помещения на регистрацию по месту жительства

Несмотря на то, что п. 26.1 Приказа Федеральной миграционный службы от 11 сентября 2012 г. № 288 " " предусматривает в качестве документа, являющегося в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение договор (то есть, в том числе и договор аренды или найма), органы ФМС России, когда полномочия по регистрационному учету еще не перешли к МВД России, требовали письменное согласие собственника даже при наличии договора аренды или найма. При этом, судебная практика иногда складывалась не в пользу законопослушных арендаторов.

Аналогичный смысл имеет , который указал, что заявление об оспаривании действий по отказу в регистрации по месту жительства удовлетворено правомерно, так как заявителем был соблюден порядок обращения к УФМС для регистрации по месту жительства, поскольку были представлены документы, подтверждающие наличие между собственником и нанимателем квартиры соглашения о порядке пользования жилым помещением. При этом, суд отметил, что суд первой инстанции обоснованно применил положения и , правильно указав, что договор найма жилого помещения является основанием для вселения в жилое помещение гражданина и для регистрации последнего по месту жительства .

Стоит отметить и выраженную в позицию: "Указав, что регистрационный учет носит уведомительный характер и органы регистрационного учета не вправе отказывать в регистрации, Конституционный Суд Российской Федерации вместе с тем подтвердил, что регистрация граждан по месту жительства производится при предъявлении должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора , заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии. Предъявление указанных документов является подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении, и одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в данном жилище.

Кроме того, нормы законодательства , которые регламентируют правовой режим жилого помещения, права и обязанности участников правоотношений, возникающих по поводу предоставления жилого помещения и проживания в нем, не содержат оснований отказа в регистрации по месту пребывания и по месту жительства ."

Кроме того, необходимо обратить особое внимание, что если жилое помещение имеет несколько собственников, то согласие должно быть получено от каждого из них. Так, было определено, что в удовлетворении исковых требований о регистрации по месту жительства отказано правомерно, поскольку для регистрации по месту жительства необходимо согласие всех сособственников спорного жилого помещения, между тем согласия второго собственника жилого помещения истцом не было представлено.

По аналогичному спору было вынесено , которым было установлено, что в удовлетворении заявления о признании отказа миграционного органа в регистрации по месту жительства незаконным и обязании зарегистрировать по месту жительства отказано, поскольку заявитель не представил в миграционный орган письменное согласие на вселение и регистрацию в квартире, правовые основания для регистрации и проживания заявителя в спорном жилом помещении отсутствовали. Следует отметить, что в данном случае согласие второго собственника не было получено ввиду его смерти, однако суд посчитал, что поскольку его права и обязанности переходят к наследникам, то получать будет необходимо их согласие после вступления в права наследования.

Конституция РФ гарантирует полную свободу передвижения. Однако временная регистрация (в народе - прописка) по месту пребывания обязательна для тех, кто находится вне места своего постоянного проживания более 90 суток.

Само место временного проживания может быть различным: это и жилье, снимаемое по договору социального/коммерческого найма; это и дома отдыха, гостиницы, кемпинги, больницы (в случае длительного лечения); это и дома престарелых и иные заведения социального типа, в которых гражданин может в силу объективных причин находиться довольно долгое время.

Временная регистрация не требуется (но возможна) в следующих случаях:

  • если гражданин живет по любому адресу в пределах региона, где он имеет постоянную регистрацию;
  • если гражданин проживает в Москве или Мособласти, и при этом у него есть постоянная регистрация в Москве и области;
  • если гражданин живет в Санкт-Петербурге или Ленобласти, и при этом имеет постоянную прописку на территории Санкт-Петербурга или Ленобласти;
  • если гражданин проживает на территории республики Крым или в Севастополе, и имеет регистрацию по месту жительства в этих субъектах.

За невыполнение обязанности по регистрации гражданина могут оштрафовать (подробнее об этом расскажем ниже).

Вопросами регистрационного учета на территории России занимается Управление внутренней миграции МВД РФ (далее - УВМ). Это ведомство заменило ранее существовавшую ФМС.

Стоит отметить, что временная регистрация при этом производится абсолютно бесплатно, так же как и снятие с регистрационного учета. При этом гражданин не снимается с учета по месту жительства. А чтобы оформить временную прописку, не обязательно ждать 90 дней - это можно сделать и ранее.

Как делается временная регистрация?

Временная регистрация по месту пребывания может быть оформлена несколькими способами:

  1. Лично (путем подачи необходимых документов в территориальное подразделение УВМ).
  2. По почте.
  3. Через единый портал государственных услуг.

При подаче документов на регистрацию лично нужно представить следующий пакет документов:

  • заявление по форме №1 (бланк выдадут в УВМ или его можно скачать на сайте МВД и заполнить заранее);
  • паспорт;
  • документ, являющийся основанием для временной регистрации (например, договор коммерческого найма);
  • согласие определенных лиц на вселение (наймодателя и граждан, проживающих с нанимателем - при вселении в квартиру, находящуюся в соцнайме; всех участников долевой собственности).

Для оформления временной регистрации по общему правилу требуется присутствие собственника жилья. Сотрудник УВМ должен убедиться, что документ-основание подписан именно им. Исключение есть только 1 - если документ, удостоверяющий право на проживание, удостоверен нотариально (или представлена его нотариальная копия).

При подаче документов почтовым отправлением нужны:

  • заявлени по форме №1ПР;
  • копия паспорта;
  • нотариальная копия документа-основания для вселения;
  • нотариально удостоверенное согласие вышеуказанных лиц на вселение.

Для оформления временной регистрации через Госуслуги требуется подтвержденный профиль на портале. Нужно подать:

  • заявление по форме №1;
  • копию паспорта;
  • копию документа-основания для регистрации;
  • согласие вышеуказанных лиц, подписанное их ЭЦП или ЭЦП нотариуса;
  • листок статучета прибытия (если регистрация оформляется на срок больше 9 месяцев).

В течение 3 рабочих дней документы рассматриваются, и затем УВМ выдает свидетельство о регистрации по месту пребывания. По желанию заявителя оно может быть отправлено по почте, а не выдано лично на руки. Собственника же уведомляют о произведенной регистрации.

Исключение по срокам рассмотрения документов есть только 1 - если основанием для вселения выступил договор соцнайма, и при этом он не представлен в УВМ, а лишь указаны его реквизиты. Для дополнительной проверки указанных в заявлении фактов УВМ требу

Временная регистрация для граждан РФ: тонкости процедуры

Оформить временную регистрацию в жилом помещении предоставляется возможным только в случае согласия следующих лиц:

  • если речь идет о государственном или муниципальном жилищном фонде - обязательно согласие нанимателя и всех проживающих с ним совершеннолетних граждан. При этом на основании статьи 80 Жилищного кодекса Российской Федерации уведомление о новом временном жильце наймодателя является обязательным!

    Временная регистрация в таком жилищном фонде возможна не более чем на 6 месяцев подряд. Но даже в этом случае наймодатель может запретить оформление временной регистрации граждан в этих помещениях в связи с тем, что нормы жилья, рассчитанные на одного человека, сократятся;

  • юридического лица, владеющего жилым фондом;
  • непосредственных собственников помещений;
  • правления жилищного кооператива (при условии, что член кооператива не является собственником помещений).

По общему правилу, регистрация детей, не достигших совершеннолетия, по месту пребывания родителей, осуществляется без их согласия.

Согласие владельца жилья оформляется в письменной форме и заверяется у нотариуса или же непосредственно в УВМ при его присутствии.

А теперь коснемся вопросов со стороны собственника жилого помещения.

Договор найма заключен, в квартире появился новый жилец. Но, несмотря на первоначально хорошее мнение, надежд наймодателя он не оправдал. Возникает вопрос: как его выселить?

Для начала попробуйте провести конструктивный диалог, в ходе которого приведите веские основания, почему гражданин должен выехать. Если такой вариант не помогает, обращайтесь в суд.

Временная регистрация прекращается автоматически - по истечении срока, который был указан в заявлении. Но в случае досрочного прекращения регистрации, гражданин должен обратиться в УВМ для того, чтобы его сняли с учета по месту временного проживания.

Нарушение сроков временной регистрации

За несоблюдение требований законодательства о регистрации по временному месту проживания, КоАП РФ предусмотрены следующие штрафы:

  1. Для граждан, которые не зарегистрировались, размер штрафа составляет от 2 000 до 3 000 руб.; для Москвы и Санкт-Петербурга - от 3 000 до 5 000 руб.;
  2. Для собственника (нанимателя) помещения, который допустил проживание лиц без регистрации, размер штрафа составляет от 2000 до 5000 руб., в Москве и Санкт-Петербурге - от 5 000 до 7 000 руб.
  • 1. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, признаки, принципы
  • 2. Государственное управление агропромышленным комплексом
  • 1. Понятие и виды административно-правовых норм
  • 2. Государственное управление в сфере физической культуры и спорта
  • 2. Государственная защита прав потребителей и благополучия человека
  • 2.Государственная защита прав потребителей и благополучия человека
  • 1 Административно-правовые отношения (апо): понятие и особенности
  • 2. Управление государственным имуществом
  • 1.Административная юрисдикция
  • 2. Государственное управление в сфере образования и науки
  • 2. Государственное управление энергетическим комплексом
  • 1 Административно-правовой статус граждан.
  • 1. Административное правонарушение.Ю Состав.
  • 2. Государственное управление таможенным делом
  • 1. Доказывание и доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях
  • 2. Управление в области финансов
  • 2. . Государственное управление в сфере экологии и природопользования
  • 2) Проведение геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых;
  • 3) Проведение конкурсов и аукционов на право пользования недрами;
  • 4) Проведение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр.
  • 1.Понятие и признаки органа исполнительной власти
  • 2. Государственное регулирование предпринимательской деятельности
  • 1. Административно-процедурное производство
  • 2. Управление в области обороны
  • 1.Система и структура федеральных органов исполнительной власти
  • 1. Полномочия президента рф в сфере ив
  • 2. Полиция.
  • 1. Правительство рф: состав, компетенция, взаимоотношения с другими органами гос. Власти
  • 2. Регистрационный учет граждан
  • 1 Система и структура федеральных органов исполнительной власти
  • 2.Управление в области безопасности. Защита и охрана государственной границы
  • 1. Государственная служба. Понятие принципы функционирования
  • 2. Государственное управление в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий стихийных бедствий
  • 2. Обеспечение безопасности дорожного движения
  • 1. Виды гос. Служащих. Общее прохождение
  • 2. Государственное управление в области культуры и массовых коммуникаций
  • 1. Права и обязанности государственных служащих. Ответственнорсть
  • 2. Управление в области юстиции
  • 1. Прохождение государственной службы: поступление на службу, аттестация, прекращение службы
  • 2. Государственное управление в области иностранных дел
  • 1.Формы реализации исполнительной власти.Понятие и виды.
  • 2. Управление в области связи и массовых коммуникаций
  • 1. Понятие и значение правовых актов управления.
  • 2. Государственное управление в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства
  • 2. Государственное управление в области налогов и сборов
  • 2) Меры административного пресечения
  • 2) Государственное управление транспортным комплексом
  • 1. Понятие и признаки административной ответственности
  • 2. Управление в области социального развития и здравоохранения
  • 1. Административное правонарушение
  • 2. Управление в области экономического развития
  • 2. Управление в сфере защиты и охраны государственной границы рф
  • 1. Административный процесс: понятие и виды
  • 2. Естественные монополии,
  • 1. Судебный контроль в сфере исполнительной власти
  • 1. Государственный контроль в сфере исполнительной власти
  • 2. Государственное регулирование деятельности судебных приставов
  • 1. Прокурорский (общий) надзор
  • 2. Управление государственным имуществом
  • 1. Административный надзор: понятие, особенности
  • 2. Оборонно-промышленный комплекс.
  • 2. Государственное управление в сфере миграционной политики
  • 2. Регистрационный учет граждан

    Регистрационный учет граждан (правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ утверждены Постановлением Правительства РФ).

    В связи с узаконением свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства отменена прописка и выписка граждан и заменена регистрационным учетом (осуществляется по месту жительства в органах внутренних дел или в местной администрации).

    Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

    Место пребывания – место, где гражданин временно проживает.

    Место жительства – место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

    Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета (контроль за соблюдением возлагается на органы внутренних дел).

    Документы, удостоверяющие личность граждан РФ , необходимые для осуществления регистрационного учета (паспорт гражданина РФ; паспорт гражданина СССР (до замены его на паспорт гражданина РФ); свидетельство о рождении (для лиц, не достигших 14-летнего возраста); паспорт, удостоверяющий личность гражданина РФ за пределами РФ (для лиц, постоянно проживающих за пределами РФ)).

    Регистрация граждан в пограничной зоне , закрытых военных городках, закрытых административно-территориальных образованиях, зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, осуществляется с учетом ограничений, устанавливаемых ФЗ.

    Регистрация граждан по месту пребывания.

    Граждане, прибывшие для временного проживания на срок свыше 90 дней , обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить (документ, удостоверяющий личность; заявление; документ, являющийся основанием для временного проживания) (регистрация осуществляется на срок, определенный по соглашению с нанимателями; с собственниками жилых помещений; с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов).

    , которые в 3-дневный срок регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания (регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства).

    Регистрация граждан по месту жительства.

    Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить (документ, удостоверяющий личность; заявление; документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение).

    Документы в 3-дневный срок передаются в органы регистрационного учета , которые в 3-дневный срок регистрируют граждан по месту жительства и производят в их паспортах отметку о регистрации по месту жительства (за регистрацию граждан по месту жительства взимается государственная пошлина).

    Регистрация некоторых категорий граждан по месту пребывания и по месту жительства.

    Регистрация военнослужащих осуществляется (по месту их жительства – на общих основаниях (за исключением проходящих военную службу по призыву); по месту пребывания – при наличии отпускного билета или командировочного удостоверения).

    Граждане, связанные по условиям и характеру работы с постоянным передвижением (лица плавающего состава морского и речного флотов, работники геологических, поисковых и разведочных экспедиций, линейных строительно-монтажных, передвижных механизированных колонн и другие), регистрируются по месту дислокации соответствующих пароходств, флотилий, организаций и учреждений.

    Регистрация по месту пребывания вынужденных переселенцев производится на основании выдаваемого указанными органами направления на временное поселение.

    Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с законными представителями, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность законных представителей, или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении (регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан от 14 до 16 лет осуществляется на основании свидетельства о рождении с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства).

    Снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства.

    Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания , по истечении сроков, указанных в их заявлениях о регистрации по месту пребывания.

    Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае (изменения места жительства; призыва на военную службу; осуждения к лишению свободы; признания безвестно отсутствующим; смерти или объявления решением суда умершим; выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением; обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации).

    Органы регистрационного учета снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства на в 3-дневный срок основании полученных документов (в паспортах граждан, снятых с регистрационного учета по месту жительства (кроме умерших, а также граждан, признанных безвестно отсутствующими, объявленных умершими либо выбывших на новое место жительства без снятия с регистрационного учета), производятся отметки о снятии с регистрационного учета по месту жительства).

    Билет 20

    Является обязательным требованием государства к гражданам своей страны. Временное регистрирование выполняется по месту пребывания, постоянное - по месту проживания. Согласно законодательным актам РФ, гражданин должен получить прописку не позже семи дней после появления по новому адресу.

    Регистрация нужна затем, чтобы получать медицинское обслуживание, устроить ребенка в школьное заведение, оформиться на работу.

    Регулируются подобные отношения такими законодательными актами, как:

    • предоставляет информацию о том, что такое регистрационный учет;
    • регламентирует правовые отношения, возникающие в связи с этим вопросом;
    • от 25 июня 1993г . «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ»;
    • от 2013г . «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

    Ответственность за нарушения правового характера, совершенные в рамках регистрационного учета, прописана в .

    Органы регистрационного учета

    Обычно в роли регистрирующего органа выступают паспортный стол и ФМС России, а если такого ведомства в населенном пункте нет, то местный административный ресурс.

    Когда регистрация носит временный характер и ее оформление происходит по месту пребывания, то регистратором может выступить администрация гостиниц, санаториев, больниц.

    Если регистрация является временной и производится в отношении учащихся или служащих армии, то документация на оформление передается к должностным лицам, которые и направляют ее в регистрирующий орган. Такими лицами могут являться:

    • ответственные сотрудники, которые осуществляют контроль за выполнением законодательный актов и норм РФ;
    • собственники жилплощади или управляющие, несущие ответственность за регистрирование в частных жилых помещениях.

    Условия постановки на регистрационный учет по месту жительства

    Чтобы пройти регистрацию, человеку нужно соответствовать требованиям закона. Прежде всего, заявитель должен иметь статус гражданина РФ, что подтверждается наличием паспорта. Кроме этого лицо, желающее получить регистрацию, должно подтвердить законность своих требований. Для этого будут нужны правоустанавливающие документы на квартиру (если заявитель собственник) или согласие владельца жилища и документация, подтверждающая его статус. Разумеется, заявитель обязан быть психически здоров и дееспособен.

    Порядок постановки на регистрационный учет по месту жительства

    Чтобы осуществить постановку на регистрационный учет по месту проживания очень важно придерживаться ряда правил. Прежде всего, регистрация должна быть проведена в семидневный срок с момента прибытия на новое место проживания. Обращаться за проведением процедуры следует паспортный стол, в ФМС России, либо к ответственному лицу.

    Постановка на регистрационный учет осуществляется поэтапно:

    1. Лицо, желающее пройти регистрацию, собирает все необходимые , перечень которых можно получить в регистрирующем органе.
    2. Гражданин заполняет , в котором указывает свои намерения о регистрации по конкретному адресу.
    3. Сотрудник регистрирующего органа принимает заявление.
    4. Проводится проверка переданных документов, по итогам которой регистрирование либо выполняется, либо нет.
    5. При положительном решении в паспорте заявителя проставляется штамп о регистрации с указанием заявленного адреса. Если заявитель представил не паспорт, а иной документ, то он получает свидетельство о регистрации по месту жительства .

    В ряде случаев заявителем может являться иностранец. Постановка на регистрационный учет иностранных граждан отличается от процедуры общего характера. Необходимо получить регистрацию в течение семи дней, однако она будет носить исключительно временный характер. Если иностранный гражданин получил разрешение на работу на территории РФ, то он вправе оформить регистрацию на один год.

    Список документов

    Постановка на регистрационный учет по месту жительства потребует от гражданина выполнить сбор следующих бумаг:

    • Паспорт или другой документ, подтверждающий личность заявителя (для несовершеннолетних детей - свидетельство о рождении).
    • Заявление о постановке на регистрационный учет от самого гражданина или от его представителя (для этого необходимо предоставить правильно оформленную доверенность, заверенную в нотариате).
    • Документация, являющаяся основанием для осуществления регистрационного учета (свидетельство (выписка) о собственности на квартиру, согласие владельца о регистрации другого лица , договор социального найма ). Посмотреть и скачать образцы документов можно здесь: , .
    • Адресный листок убытия или прибытия, если заявитель выполнил снятие с учета заранее.
    • Если заявитель прибыл в Россию из другого государства или региона, то потребуется статистические талоны убытия и прибытия.

    Ответственность граждан за нарушение правил регистрации по месту жительства

    Согласно п.1 ст. 19.15 КоАП РФ, любой человек обязан в оговоренный законом срок пройти регистрацию по месту жительства или по месту пребывания. Для получения установлен семидневный срок, а выполняется после того, как гражданин прожил по месту пребывания более 90 дней .

    Если данные требования не соблюдены, то на нарушителя налагается административный штраф в размере от 2 500 до 3000 рублей , а на лицо допустившее правонарушение (владельца жилплощади) от 3 000 до 5 000 рублей . Для жителей Москвы и Московской области размер штрафа выше -3- тысяч рублей.

    Также ответственность могут понести и сотрудники ФМС России, если предоставили госуслуги, касающиеся регистрационного учета, с нарушением установленного порядка, либо их не предоставили вовсе.

    • за нарушение сроков – от 3 000 до 5 000 рублей ;
    • за требование документации, не предусмотренной законом – от 5 000 до 10 000 рублей ;
    • за нарушение сроков рассмотрения поданной жалобы – от 20 000 до 30 000 рублей .

    Контроль за регистрационным учетом осуществляют такие органы, как МВД и ФМС. Периодически проводятся проверки и рейды, в результате чего выявляются нарушители. В данной ситуации, норма закона такова, что, хоть срок давности у правонарушения и составляет 2 месяца , однако исчисляться он начинает с того момента, когда нарушение было обнаружено.

    Пример по порядку постановки на регистрационный учет по месту жительства

    Господин Васильев сменил место жительства и для осуществления регистрации по новому адресу обратился в ОФМС. Прошло две недели, а регистрация готова не была. Когда Васильев обратился в отделение ФМС, то выяснилось, что сотрудник, принявший у него заявление, заболел, а другая девушка не сообщила ему о нехватке некоторых документов.

    Мужчина был очень удивлен данному требованию, поскольку собрал всю необходимую документацию согласно утвержденному перечню. Как оказалось, девушка требовала от него листок выбытия с предыдущего места жительства, которого у Васильева не имелось.

    Через несколько дней мужчина обратился в суд с исковым заявлением, где изложил несколько своих претензий. Во-первых, он уведомлял суд о несоблюдении сроков проведения регистрации, а во-вторых, о нарушении закона путем затребования дополнительных документов. В своем иске Васильев настаивал на возмещении упущенной выгоды, поскольку без регистрации не смог устроиться на работу, и морального ущерба, так как его психика была травмирована хамским обращением сотрудницы ведомства.

    В результате нескольких судебных заседаний суд посчитал претензии Васильева законными и вынес решение о наложении на сотрудницу отделения штрафа в размере: 3000 рублей за нарушение сроков выполнения регистрации и 8000 рублей за требование документации, не предусмотренной законом.

    Заключение

    В заключение можно сделать несколько выводов:

    1. Регистрационный учет является обязательным требованием государства.
    2. Регистрация бывает постоянной – по месту проживания, а может носить временный характер – по месту пребывания.
    3. Регулируется проведение процедуры рядом законодательных актов.
    4. В качестве регистрирующих органов могут выступить: паспортный стол , ФМС России и должностное лицо (если регистрация временная).
    5. Для постановки на учет по месту проживание необходимо иметь статус гражданина РФ и бумаги, подтверждающие право заявителя на регистрирование по заявленному адресу.
    6. Граждане других государств тоже могут получить регистрацию, но временного характера. Срок постановки на регистрационный учет будет зависеть от того на какой период оформлен его патент на работу.
    7. Для постановки на учет от заявителя потребуется собрать список документов, утвержденных законом.
    8. Регистрирующий орган не вправе требовать дополнительную документацию, не значащуюся в общем перечне.
    9. Срок для получения постоянной регистрации – 7 дней , а временная оформляется в том случае, если гражданин находится по месту пребывания более 90 дней .
    10. При нарушении срока прописки, на виновное лицо налагается штраф , установленный государством. Также ответственность несет и собственник жилья (если разговор идет о ).
    11. Штраф может быть наложен и на сотрудников регистрирующих органов, если ими были нарушены правила проведения регистрации.
    12. Контроль за проведением регистрационного учета осуществляют МВД и ФМС России .
    13. Срок давности правонарушения составляет два месяца.