Паспорт гражданина ссср будет действителен на территории рф. Как поменять паспорт ссср на российский? действие паспорта ссср в настоящее время

Сельским жителям паспорта не выдавались. Они были приписаны к своим колхозам. Считалось, что поскольку колхозники редко выезжают за пределы своего населенного пункта, отдельный документ им не требуется.
Если житель сельской местности собирался поехать куда-нибудь дальше райцентра, он обязан был получить в сельсовете особую справку, срок действия которой составлял 30 дней. Причем выдавалась она только с разрешения председателя колхоза, а тот мог и не разрешить человеку уехать. Поэтому существовавший порядок впоследствии назвали «крепостным правом». Власти опасались, что, получив свободу передвижения, крестьяне не захотят и дальше за гроши надрываться на полях и фермах и сельское хозяйство будет разрушено.
Многие колхозники стремились еще в 14-15 лет отправить детей учиться в город, в фабрично-заводские училища и техникумы. В колхоз в добровольно-принудительном порядке записывали только с 16 лет. Если подросток оставался до этого возраста в городе, то он автоматически получал паспорт. Сельские парни, отслужив в армии, не возвращались в родные места, а устраивались работать на заводы, стройки, в милицию, лишь бы попасть в город.
Паспортов лишали и тех, кто работал на тяжелых работах. Например, шахтерам вместо паспортов в отделах кадров выдавали специальные удостоверения, с которыми они не могли ни уйти с работы, ни устроиться на другое место, ни даже покинуть определенное им место проживания.
Для военнослужащих паспорт заменяло удостоверение личности. Выдавались такие удостоверения только офицерам или прапорщикам на весь период нахождения их на военной службе. В них указывались номер войсковой части, воинское звание и должность, отметки о личном оружии, группе крови, дактилоскопии и т. д. Гражданский паспорт сдавался при поступлении на военную службу и выдавался после увольнения из рядов Вооруженных сил в обмен на сдачу удостоверения.

В России существует огромное множество разнообразных законов и правил, указывающих на порядок замены тех или иных документов. Отдельное внимание следует уделить удостоверению личности. Точнее, паспорту. Данная бумага является одной из самых главных среди тех, что время от времени приходится менять. У некоторых даже до сих пор имеется паспорт СССР. Действителен ли он? Нужно ли производить замену данного документа? И если да, то какие бумаги и куда требуется предоставить?

Правила замены

Сейчас в РФ существует правило, согласно которому, обязательной требуется заняться при достижении определенного возраста. Плановые обновления происходят в 20 и в 45 лет.

Следует обратить внимание на то, что на следующий день, который идет после даты рождения, гражданский паспорт перестает действовать. В 30-дневный срок необходимо подать заявление установленного образца в те или иные органы, чтобы поменять удостоверение личности. Но у некоторых остался паспорт СССР. Можно ли им пользоваться?

По плану

Если задуматься, то данный документ уже не будет иметь никакой законной силы. Ведь паспорт гражданина СССР выдавался давно. Многие вообще заменили удостоверение личности на новую копию. Подавляющая масса населения, у которых сохранился столь старый образец - это преимущественно пенсионеры. Им трудно произвести замену документа.

Большинство граждан полагают, что пользоваться удостоверением личности старого образца нельзя. Ведь современными законами четко регламентировано, что гражданин обязан производить обмен паспорта в 20 и в 45 лет соответственно. А значит, вполне логично полагать, что пользоваться удостоверением личности времен нельзя.

Сроки для обмена

Более того, в России паспорт СССР можно было обменять в установленные законом сроки. До 1.07.2004 г. все желающие имели полное право на выпуск удостоверения личности нового образца. А что дальше?

Если человек не успел или не захотел заниматься данной волокитой, вполне логично полагать, что его документ, служащий для установления личности, не будет иметь законной силы в стране. Но так ли это? Некоторые люди сомневаются в данном утверждении. Действительно ли нельзя использовать паспорт СССР-образца, если человек не уложился с заменой оного в установленные сроки? Стоит ли опасаться какого-нибудь наказания?

А как по закону?

Вовсе нет. Последние новости указывают на то, что паспорт СССР действителен по сей день. Граждане, у которых есть образец оного, могут им пользоваться без особых проблем. Какими подтверждениями данного утверждения можно оперировать?

Достаточно посмотреть положение о так называемой паспортной системе, которое было принято 20 августа 1974 года. По нему удостоверение личности, выданное гражданину, не может быть недействительно, если оно было заменено по возрасту. То есть, в 20 или в 45 лет соответственно. После этого необязательно обменивать паспорт СССР, в этом нет никакой необходимости.

Получается, что данное удостоверение имеет полную законную силу. И никто не может отказать в использовании паспорта старого типа в современной России. Обмен, производимый до 2004 года - это добровольное решение, никто не заставлял граждан в обязательном порядке заниматься оформлением.

Проблемы с фото

Тем не менее, существует еще один нюанс, на который следует обратить внимание в первую очередь. Старый паспорт, выданный еще при СССР, будет действителен, если он вовремя был поменян по возрастным ограничениям. Это значит, что в случае необходимости переоформления документа ввиду исполнения 45 лет, граждане не смогут пользоваться таким паспортом. Его придется поменять. Такие ситуации практически не встречаются.

Еще одной особенностью является то, что пользоваться удостоверением личности можно только тогда, когда в документе есть фотографии, соответствующие возрасту. А значит, в 20 и в 45 лет нужно обязательно фотографироваться и вставлять изображения в бумагу, которая позволяет установить личность человека. Больше никакие снимки не являются обязательными. То есть, в 80 лет, например, не следует вклеивать новое изображение. Подойдет то, что было сделано на момент 45-летия. А вот паспорт гражданина СССР, в котором нет снимка, не действителен.

Изменение личных данных

Таким образом, многие пенсионеры имеют полное право не производить замену удостоверения личности - в этом нет никакой необходимости. Если человека отказываются обслуживать по предоставленному документу, можно пожаловаться на действие соответствующих органов.

Исключение составляют ситуации, при которых действительно нужно производить замену. Например, когда у человека с паспортом СССР меняются Скажем, фамилия. В таком случае старый документ считается недействительным и подлежит обязательному обмену. Если же после 45-летия и получения удостоверения личности Советского Союза никаких изменений не произошло, можно пользоваться бумагой дальше.

Как менять?

А что делать, если все-таки потребовалось обратиться в те или иные органы для обмена паспорта? В данной ситуации на граждан распространяется действие установленных в современной России правил. Что это значит?

Гражданам потребуется собрать определенный перечень документов, затем произвести оплату государственной пошлины (если действие происходит после 2004 года), затем составить заявление и подать его в определенные организации, которые занимаются выдачей паспортов нового образца.

В течение 30 дней со дня обращения человеку должны будут изготовить и выдать удостоверение личности. Иногда этот срок может увеличиваться или уменьшаться. Но пользоваться недействительным документом нельзя.

Документы

Образец паспорта СССР 1974 года, как уже было сказано, не требует обмена. Только в некоторых случаях. Какие документы потребуются, если все-таки после 2004 года было принято решение о получении удостоверения личности нового образца?

В список обязательных бумаг входит следующий перечень:

  • старый паспорт;
  • фотографии (3-4 штуки, формата 3x4, в цвете);
  • заявление установленного образца;
  • квитанция об оплате государственной пошлины за выдачу нового паспорта;
  • платежка, указывающая на погашение штрафа (если нужно, платится при утрате и порче бумаг);
  • листок убытия;
  • лист прибытия;
  • справки о прописке (если нет сведений в паспорте);
  • свидетельство о разводе/браке;
  • прочие документы, указывающие на причину обмена удостоверения личности (при наличии).

Места для визитов

Где можно получить удостоверения личности российские? Паспорт СССР обменивается там же, где и обычный. В какие органы предлагается обратиться населению? Каждый сам может выбирать. Но в список возможных вариантов включены:

  • отделы МВД, которые заменяют миграционные службы;
  • портал "Госуслуги".

Больше нигде не оформляют гражданские паспорта. А значит, только из указанных органов можно выбирать. Существенной разницы нет, только через "Госуслуги" не получится быстро подать заявление. Ведь данный процесс заслуживает отдельного внимания из-за регистрации. Поэтому чаще всего старый паспорт (СССР) люди обменивают в МВД. Раньше это делалось в УФМС, но совсем недавно подобные органы упразднили.

Изображения и казусы при обмене

На какие особенности следует обратить внимание? Уже было сказано, что снимки, которые вклеены в паспорт, могут принести немало проблем. Если человек решил обменять паспорт СССР, фото, которое он предоставляет со всеми остальными бумагами, должно соответствовать установленным нормам.

О чем идет речь? Дело все в том, что снимки должны быть свежими. Допускается использование фотографий, сделанных не позднее чем за 6 месяцев до момента подачи заявления. Таким образом, если гражданин решил в 80 лет сменить паспорт, его изображения в 45 лет не годятся. Даже если они раньше были вклеены в удостоверение личности.

При несоответствии фотографий те или иные органы имеют полное право на отказ в приеме пакета документов. Даже на преклонный возраст не делаются поблажки. Ведь обмен паспорта происходит на общих основаниях. Нужно уважать и следовать установленным в стране правилам. Никаких исключений.

Без удостоверения личности

А как поступить, если гражданин в силу здоровья или возраста не может СССР? Можно ли обойтись без этого? Уже было сказано - данный документ не обязательно обменивать. Это необходимо только в определенных случаях. Но если у человека ситуация, при которой он действительно должен поменять паспорт (например, износ или утрата), то избежать процесса нельзя.

Разрешается написать доверенность на близкого родственника, чтобы тот помог в оформлении документа. Но вот забирать его должен именно реальный заявитель - он проставляет свою подпись. Это обязательная процедура.

Также можно попросить, чтобы родственники или близкие люди помогли зарегистрироваться на портале "Госуслуги", и воспользоваться электронной подачей заявления на выдачу паспорта нового образца. Опять же, забирать документ придется самостоятельно.

Без удостоверения личности жить нельзя. Поэтому придется придумывать, как оформить документ. Иначе установить личность человека не получится. Как следствие, гражданин не сможет пользоваться услугами государственного и социального обеспечения.

Подведение итогов

Какие можно сделать выводы из всей изученной ранее информации? Замена паспорта СССР - это процедура, которая не является обязательной, она производилась по желанию до 2004 года. Пенсионеры имеют полное право пользоваться старым образцом удостоверения личности, главное, чтобы в нем была фотография, которая была сделана как минимум в 45 лет.

Отказывать в предоставлении государственных услуг по паспорту СССР не имеют права. Замене документ подлежит только в исключительных случаях. Например, если имеет место изменение личных данных или приход в негодность. Оформление нового документа ничем не отличается от привычной всем процедуры замены удостоверения личности. Особое внимание рекомендуется уделить фотографиям - они доставляют пенсионерам немало проблем. Также нужно запомнить, что функции ФМС теперь выполняет миграционное подразделение МВД. Именно сюда можно обратиться, если человек решил получить новый паспорт.

Паспорт гражданина СССР был основным документом, удостоверявшим личность. В СССР также в ходу были заграничные паспорта, паспорта моряка, дипломатические паспорта, а также удостоверения личности военнослужащих.
С1954 по 1975год выдача паспортов регулировалась положением о паспортах. Утвержденные постановлением Советом министров СССР в 1953 году, они были немного меньшего формата, обложка - тёмно-зелёного цвета. Выдавались такие паспорта на 10 лет с последующей заменой. До введения единой паспортной системы советский паспорт удостоверял личность его владельца как за границей, так и в пределах СССР и выдавался гражданам из числа государственных служащих и работающих за границей. В 1953году, был несколько расширен список местностей, где гражданам надлежало иметь паспорта. Паспорта вводились для рабочих и служащих, проживавших на селе, включая работников совхозов. Сельское население начало получать паспорта только с 1974года. С1935 по 1974 годы в СССР колхозники были привязаны к колхозу и месту жительства. Хотя их общая численность, по данным переписи1970года, составляла около 50 млн. человек,-это 20,5 % населения страны.
В1974 году впервые за всю историю Российской империи и СССР обязательным стало для всех советских граждан, достигших 16-летнего возраста, иметь паспорт. Обложка паспорта была тёмно-красного цвета с надписью «СССР», выполненной золотыми буквами, в верхней части, гербом СССР в центре и надписью «ПАСПОРТ» в нижней части. Паспорта не были ограничены по сроку действия. В 25 и 45 лет в паспорт вклеивалась новая фотография. Паспорт в СССР был «личным делом», которое всегда при тебе, где фиксировались фамилия, имя и отчество гражданина, дата и место его рождения, национальность, семейное положение, прописка, сведения о воинской обязанности. Иногда в паспорта даже ставились специальные отметки, например группа крови и резус-фактор, право на ношение радиостанции. До1990 вносились сведения о наличии судимости, информация об отсутствии права нахождения ближе101км от режимных городов, сведения о предыдущем гражданстве лица. «Прописаться» и «выписаться» можно было, только лично явившись в «паспортный стол» отделении милиции.
С распадом СССР в Российской Федерации МВД Российской Федерации была предпринята попытка осуществить обмен паспортов гражданина СССР в срок до 1 июля 2004года. Однако в 2003 году Верховный суд Российской Федерации признал, что поэтапная замена паспортов не регулирует сроки действия паспортов и на граждан никаких обязательств не возлагает. В 1992 году появились временные документы, удостоверяющие гражданство Российской Федерации, которые вкладывались в советские паспорта до 2002 года.
Теперь Паспорт гражданина Российской Федерации выдают с 14 лет, и по достижении гражданином 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене.
На смену бумажным документам грядут электронные. Это, несомненно, удобнее. И уже сложно будет представить себе, какой привычной была картина, увековеченная В. Маяковским в 1929 году:

«Я достаю из широких штанин
дубликатом бесценного груза.
Читайте, завидуйте, я — гражданин
Советского Союза»

Виктория Мальцева

4 декабря 2015 года в Госдуму РФ был внесён законопроект «О паспорте гражданина СССР образца 1974 года (об установлении неограниченного срока действия паспорта гражданина СССР образца 1974 года)».

Около 36 тысяч россиян до сих пор пользуются паспортами советского образца. Ссылаясь на конституционную свободу мысли, они по политическим или иным мировоззренческим причинам отказываются получать удостоверения личности Российской Федерации.

Чаще всего такие «инакомыслящие» не могут свободно купить билет на поезд или самолет, получить вклады в банках, совершать сделки с недвижимостью и иным имуществом. Проблемы возникают при получении пенсий, трудоустройстве, оформлении регистрации («прописки») и в иных жизненных ситуациях.

Суды неоднозначно оценивают права обладателей советских паспортов. Новый законопроект гарантирует возможность бессрочного использования советского документа.

Вот я достаю из широких штанин…

Новый российский паспорт появился только в 1997 году – через шесть лет после обретения Российской Федерацией государственности. Указом Президента РФ предусматривалось, что паспорта советского образца действительны до замены их в установленные сроки на российские. В принятом на основе этого указа постановлении МВД России предписывалось осуществить поэтапную замену основных удостоверений личности до 1 июля 2004 года.

Однако часть граждан по разным политическим, идеологическим, религиозным или иным причинам отказалась получать новые паспорта. Поскольку в большинстве подзаконных актов советский документ не признавался надлежащим удостоверением личности россиян, государственные и иные органы отказывались совершать соответствующие действия в отношении их обладателей.

Еще десять лет назад Верховный суд России признал, что указанная в постановлении Правительства РФ дата не ограничивает срок действия паспортов. Эта норма касается исключительно организации работы МВД России, а потому не устанавливает, не изменяет, не прекращает и не создает для гражданина каких-либо прав и обязанностей, не затрагивает их свободы и законные интересы. Такое решение сами «инакомыслящие» и некоторые правоприменители (в том числе налоговое ведомство) толковали как подтверждение бессрочности действия советских «паспортин». Конституционный суд России также подтвердил, что паспорт СССР с выданным специальным вкладышем является подтверждением российского гражданства.

Но такой возможностью смогли воспользоваться только родившиеся до 1953 года – до начала российской паспортной реформы они достигли 45-летнего возраста и успели вклеить новую фотографию. В противном случае согласно положению о советском паспорте их документы автоматически становились недействительными в день исполнения 25-ти или 45-летия. В свою очередь, органы Федеральной миграционной службы (ФМС) отказывались вклеивать новые фотографии в советские документы. Суды признавали такие решения законным : соответствующая процедура не предусмотрена административными регламентами, а руководствоваться нормативными правовыми актами СССР органы ФМС не вправе.

В иных случаях служители Фемиды подтверждали , что отсутствие новой фотографии не мешает государственным органам установить личность человека и его гражданство. А потому обладатели устаревших удостоверений личности вправе, например, требовать назначения пенсии по старости.

Дубликат бесценного груза

Внесенный законопроект предусматривает, что паспорта граждан СССР образа 1974 года бессрочно сохраняют силу основного документа, удостоверяющего личность гражданина России. Кроме того, на органы ФМС возлагается обязанность в установленном Совмином СССР порядке вклеивать в такие паспорта новые фотографии и ставить иные отметки (о регистрации по месту жительства или пребывания и прочие).

В либерастическом Правительстве России критически оценили инициативу парламентариев. В официальном отзыве вице-премьер Сергей Приходько ссылается в том числе на снижение количества «инакомыслящих»: только за последний год число обладателей советских паспортов сократилось на 30 процентов. Правда, о причинах такого выбытия убежденных сторонников социализма чиновники умалчивают.

Усы, лапы и хвост

Верховный суд России в принятом 25 ноября постановлении пресек один из способов, которым пользовались не желающие получать российский паспорт. В качестве удостоверяющего личность документа они использовали выданное нотариусом свидетельство о тождественности изображенного на фотографической карточке лица.

В некоторых случаях суды низших инстанций подтверждали, что паспорт не является единственным документом, а удостоверенное нотариусом свидетельство позволяет идентифицировать личность. Высшая инстанция сочла такие выводы обоснованными только частично:

«Паспорт гражданина России не является единственным документом, удостоверяющим его личность. Однако это обстоятельство не позволяет гражданину произвольно, по своему усмотрению представлять тот или иной документ в качестве удостоверяющего личность. Закон не относит нотариуса к числу органов государственной власти или должностных лиц, наделенных в установленном порядке полномочиями по выдаче документа, удостоверяющего личность гражданина России, в связи с этим свидетельство об удостоверении тождественности лица, изображенного на фотографической карточке, не может рассматриваться в качестве такого документа», – констатировал Верховный суд России.

Следить за прохождением закона можно .

Просмотры : 61430

В 1974 году сельским жителям СССР, наконец-то, решили выдавать паспорта, запретив, правда, принимать их в городах на работу. Обозреватель "Власти" Евгений Жирнов восстановил историю борьбы советского руководства за сохранение отмененного столетием ранее крепостного права.

"Возникла необходимость более точного (паспортного) учета граждан"

Когда советские школьники разучивали стихи про "краснокожую паспортину", многим из них строки Маяковского напоминали о том, что их родители при всем желании не могут получить "дубликат бесценного груза", поскольку деревенским жителям он по закону не полагался. А также о том, что, собираясь поехать из родного села куда-нибудь дальше райцентра, каждый колхозник был обязан обзавестись удостоверяющей его личность справкой из сельсовета, действовавшей не более тридцати дней .

Благодарим Юридическую компанию "Rubicon Consalting" занимающейся, регистрацией ТОВ в Киеве , за помощь в публикации материалов на нашем сайте.

И что давали её исключительно с разрешения председателя колхоза, чтобы пожизненно записанный в его ряды крестьянин не вздумал оставить коллективное хозяйство по собственному желанию.

НАЖМИТЕ на фото, чтобы увеличить:


Одни селяне, в особенности те, кто имел многочисленных городских родственников, стыдились своего ущербного положения. А другие о несправедливости советских законов даже не задумывались, поскольку никогда за всю жизнь не покидали родной деревни и окружавших её полей. Впрочем, как и многие поколения их предков. Ведь именно такой привязанности к родным очагам добивался Петр I, когда три века назад вводил в обиход неведомые прежде паспорта. Царь-реформатор с их помощью пытался создать полноценную налоговую и рекрутскую систему, а также искоренить праздношатания по Руси. Однако речь шла не столько о поголовном учете подданных империи, сколько о тотальном ограничении свободы передвижений. Даже с позволения собственного барина, имея письменное разрешение от него, крестьяне не могли отъехать от родной деревни далее чем на тридцать верст. А для более далеких путешествий требовалось выправлять паспорт на бланке, за который с екатерининских времен требовалось еще и уплатить немалые деньги.

Позднее свободы передвижения лишились и представители других сословий русского общества, включая дворян. Но все же главные ограничения касались крестьян. Даже после отмены крепостного права без согласия сельского общества, подтверждавшего, что за просителем паспорта нет ни недоимок по податям, ни задолженностей по повинностям, получить паспорт было невозможно. А для всех сословий существовала регистрация паспортов и видов на жительство в полиции, аналогичная знакомой всем современной регистрации. Паспорта, правда, довольно легко подделывали, а от их регистрации во многих случаях почти легально уклонялись. Но все же учет обывателей значительно облегчал контроль за ними и всю сыскную работу полиции.

Так что не было ничего удивительного в том, что и при новой, революционной власти милиция решила упростить себе жизнь путем тотального учета граждан. Ведь после окончания Гражданской войны и введения новой экономической политики началось не только оживление частного бизнеса и торговли, но и массовое перемещение граждан, ищущих лучшей доли. Однако рыночные отношения подразумевали и наличие рынка труда со свободно перемещающейся рабочей силой. Поэтому предложение НКВД в Совнаркоме встретили без особого энтузиазма. В январе 1923 года нарком внутренних дел Александр Белобородов жаловался в ЦК РКП(б):

"С начала 1922 года перед Н.К.В.Д. встал вопрос о необходимости изменения существующего порядка о видах на жительство. Декрет ВЦИК и СНК от 28/VI-19 г. определял лишь введение трудовых книжек в городах Петрограде и Москве , а в остальных частях Республики никакие документы этим декретом не вводились и лишь косвенно указывалось (ст. 3 этого декрета) на существование паспорта, по предъявлению которого и выдавалась трудкнижка. С введением Н.Э.П. отпал смысл выдачи трудкнижек в Москве и Петрограде и вместе с тем, в связи с установлением частного товарооборота и частного производства, возникла необходимость более точного учета городского населения, а следовательно, и необходимость введения того порядка, при котором учет мог бы быть полностью обеспечен.

Кроме того, практика децентрализованной выдачи документов на местах показала, что документы эти выдавались крайне разнообразные и по существу, и по форме, причем выданные удостоверения настолько просты, что подделка их не представляет никакого затруднения, что, в свою очередь, крайне затрудняет работу розыскных органов и милиции. Учитывая все изложенное, НКВД разработал проект положения, который после согласования с заинтересованными ведомствами 23 февраля 22 г. был внесен в СНК на утверждение. В Малом Совнаркоме в заседании от 26 мая 22 г. признано введение единого вида на жительство в РСФСР нецелесообразным".

После долгих мытарств по инстанциям вопрос о паспортах добрался до высшего законодательного органа – Президиума ВЦИК, но и там его отклонили. Но Белобородов настаивал:

"Потребность в установленном документе – удостоверении личности так велика, что на местах уже приступили к решению вопроса по-своему. Проекты разработали Петроград, Москва, Турк-Республика, Украина, Карельская Коммуна, Крымская Республика и целый ряд губерний. Допущение разнообразных типов удостоверений личности для отдельных губерний, областей чрезвычайно затруднит работу административных органов и создаст много неудобств для населения".

В ЦК тоже не сразу пришли к единому мнению. Но в конце концов решили, что контроль важнее рыночных принципов, и с 1 января запретили дореволюционные документы, а также любые другие бумаги, использовавшиеся для подтверждения личности, включая трудовые книжки. Вместо них вводилось единое удостоверение личности гражданина СССР.

"Число задержанных было очень значительным"

Однако на деле паспортизация та и не была проведена и все свелось к справкам установленного образца из домоуправлений, с помощью которых наладить реальный контроль за перемещениями граждан так и не удалось. Комиссия Политбюро, в 1932 году рассматривавшая вопрос о паспортизации страны, констатировала:

"Порядок, установленный декретом ВЦИК от 20.VI.1923 г. , измененный декретом от 18.VII.1927 г. , являлся настолько несовершенным, что в данное время создалось следующее положение. Удостоверение личности не обязательно, за исключением "случаев, предусмотренных законом", но такие случаи в самом законе не оговорены. Удостоверением личности является всякий документ вплоть до справок, выданных домоуправлением. Этих же документов достаточно и для прописки, и для получения продовольственной карточки, что дает самую благоприятную почву для злоупотреблений, поскольку домоуправления на основании ими же выданных документов сами производят прописку и выдают карточки. Наконец, постановлением ВЦИКа и Совнаркома от 10.XI.1930 года право выдачи удостоверений личности было предоставлено сельсоветам и отменена обязательная публикация об утере документов. Этот закон фактически аннулировал документацию населения в СССР".

Вопрос о паспортах возник в 1932 году не случайно. После сплошной коллективизации сельского хозяйства началось массовое бегство крестьян в города, что усугубило нараставшие год от года продовольственные трудности. И именно для очистки городов, прежде всего Москвы и Ленинграда, от этого пришлого элемента предназначалась новая паспортная система. Единый документ, удостоверяющий личность, вводился в городах, объявленных режимными, и паспортизация служила одновременно способом их очистки от беглых крестьян. Паспорта, правда, не выдавали не только им, а еще и недругам советской власти, лишенным избирательных прав, неоднократно судимым уголовникам, а также всем подозрительным и социально чуждым элементам. Отказ в выдаче паспорта означал автоматическое выселение из режимного города, и за первые четыре месяца 1933 года , когда проходила паспортизация двух столиц, в Москве убыль населения составила 214 700 человек, а в Ленинграде – 476 182.

В ходе кампании, как водится, случались многочисленные ошибки и перегибы. Так, Политбюро указало милиции, что старикам, дети которых получили паспорта, их тоже следует выдавать, даже несмотря на принадлежность до революции к имущим и правящим классам. А для поддержания антирелигиозной работы разрешили паспортизировать бывших священнослужителей, добровольно отказавшихся от сана.

В трех крупнейших городах страны, включая тогдашнюю столицу Украины Харьков, после паспортизации улучшилась не только криминальная обстановка, но и стало меньше едоков.

В трех крупнейших городах страны, включая тогдашнюю столицу Украины Харьков, после паспортизации улучшилась не только криминальная обстановка, но и стало меньше едоков. И снабжение паспортизированного населения пусть и не слишком существенно, но улучшилось. На что не могли не обратить внимание главы других крупных городов страны, а также окружавших их областей и районов. Вслед за Москвой паспортизацию провели в стоверстной зоне вокруг столицы . А уже в феврале 1933 года в список городов , где проводилась первоочередная паспортизация, включили, к примеру, строящийся Магнитогорск .

По мере расширения списка режимных городов и местностей ширилось и противодействие населения. Граждане СССР, оставшиеся без паспортов, обзаводились липовыми справками, меняли биографии и фамилии и перебирались в места, где паспортизация только предстояла и можно было попытать счастья еще раз. А многие приезжали в режимные города, жили там нелегально и добывали себе пропитание, работая на дому по заказам разнообразных артелей. Так что даже после окончания паспортизации очистка режимных городов не прекращалась. В 1935 году глава НКВД Генрих Ягода и прокурор СССР Андрей Вышинский докладывали в ЦК и Совнарком о создании внесудебных "троек" для нарушителей паспортного режима:

"В целях быстрейшей очистки городов, подпадающих под действие ст. 10 закона о паспортах, от уголовных и деклассированных элементов, а также злостных нарушителей Положения о паспортах, Наркомвнудел и Прокуратура Союза СССР 10 января 1935 г. дали распоряжение об образовании на местах специальных троек для разрешения дел указанной категории. Это мероприятие диктовалось тем, что число задержанных лиц по указанным делам было очень значительным, и рассмотрение этих дел в Москве в Особом Совещании приводило к чрезмерной затяжке рассмотрения этих дел и к перегрузке мест предварительного заключения".

На документе Сталин написал резолюцию: ""Быстрейшая" очистка опасна. Надо очищать постепенно и основательно, без толчков и излишнего административного восторга. Следовало бы определить годичный срок окончания чисток". К 1937 году всестороннюю чистку городов в НКВД сочли завершенной и докладывали в Совнарком:

"1. По СССР выданы паспорта населению городов, рабочих поселков, районных центров, новостроек, мест расположения МТС, а также всех населенных пунктов в пределах 100-километровой полосы вокруг гг. Москвы, Ленинграда, 50-километровой полосы вокруг Киева и Харькова; 100-километровой Западно-Европейской, Восточной (Вост. Сибирь) и Дальне-Восточной пограничной полосы; эспланадной зоны ДВК и острова Сахалина и рабочим и служащим (с семьями) водного и железнодорожного транспорта.

2. В остальных сельских не паспортизованных местностях паспорта выдаются лишь населению, уходящему на отходничество, на учебу, на лечение и по другим причинам".

Собственно, это и было второй по очередности, но главной по смыслу целью паспортизации. Оставшееся без документов сельское население не могло покинуть родных мест, поскольку нарушителей паспортного режима ожидали "тройки" и тюремное заключение. А получить справку на выезд для работы в городе без согласия правления колхоза было абсолютно невозможно. Так что крестьяне, как и во времена крепостного права, оказались намертво привязанными к родным очагам и должны были наполнять закрома родины за жалкие выдачи зерна на трудодни или вовсе бесплатно, поскольку никакого другого выбора им попросту не оставили.

Паспорта дали лишь крестьянам в приграничных запретных зонах (в число этих крестьян в 1937 году вошли колхозники из закавказских и среднеазиатских республик), а также жителям сельских местностей присоединенных к СССР Латвии, Литвы и Эстонии.

"Такой порядок ничем не оправдан"

В последующие годы паспортная система лишь ужесточалась. Вводились ограничения на проживание в режимных городах для всех нетрудовых элементов, за исключением пенсионеров, инвалидов и иждивенцев трудящихся, что на деле означало автоматическое лишение прописки и выселение из города любого человека, потерявшего работу и не имеющего работающих близких . Появилась и практика закрепления на тяжелых работах путем изъятия паспортов . Например, с 1940 года у шахтеров в отделах кадров изымали паспорта , выдавая вместо них специальные удостоверения, обладатели которых не могли ни устроиться на новую работу, ни покинуть определенные им места проживания.

Естественно, народ искал лазейки в законах и пытался вырваться на свободу. Главным способом оставить родной колхоз стала вербовка на еще более тяжелые работы – лесозаготовки, разработку торфа, строительство в отдаленных северных районах. Если сверху спускалась разнарядка на рабочую силу, председатели колхозов могли только тянуть волынку и оттягивать выдачу разрешительных документов. Правда, паспорт завербованному выдавался лишь на срок действия договора, максимум на год. После чего бывший колхозник всеми правдами и неправдами пытался продлить договор, а там и перейти в разряд постоянных работников своего нового предприятия.

Еще одним действенным способом получения паспорта стала ранняя отправка детей на учебу в фабрично-заводские училища и техникумы . В колхоз добровольно-принудительно записывали всех живущих на его территории, начиная с шестнадцати лет. И фокус заключался в том, чтобы подросток поступил учиться в 14-15 лет, а уже там, в городе, получил паспорт.

Однако самым надежным средством избавления от колхозной кабалы многие годы оставалась служба в армии . Отдав родине патриотический долг, сельские парни толпами шли на заводы, стройки, в милицию, оставались на сверхсрочную службу, лишь бы не возвращаться домой, в колхоз. Причем родители их всячески в этом поддерживали.

Казалось бы, конец колхозного ига должен был наступить после смерти Сталина и прихода к власти любящего и понимающего крестьянство Хрущева . Но "дорогой Никита Сергеевич" не сделал для изменения паспортного режима на селе ровным счетом ничего, видимо, понимая, что, получив свободу передвижения, крестьяне перестанут работать за гроши. Ничего не изменилось и после смещения Хрущева и перехода власти к триумвирату – Брежневу, Косыгину и Подгорному . Ведь стране по-прежнему требовалось много дешевого хлеба, а получать его иначе, как эксплуатируя крестьян, давно уже разучились. Именно поэтому в 1967 году предложение первого заместителя председателя Совмина СССР и главного ответственного за сельское хозяйство Дмитрия Полянского первыми лицами страны было встречено в штыки.

"Согласно действующему законодательству,– писал Полянский,– выдача паспортов в нашей стране распространяется только на лиц, проживающих в городах, районных центрах и поселках городского типа (в возрасте 16 лет и старше). Те, кто живет в сельской местности, не имеют права на получение этого основного документа, удостоверяющего личность советского гражданина. Такой порядок в настоящее время ничем не оправдан, тем более что на территории Латвийской, Литовской и Эстонской ССР, Московской и Калининградской областей, некоторых районов Казахской ССР, Ленинградской области, Краснодарского и Ставропольского краев и в пограничной зоне паспорта выдаются всем проживающим там, независимо от того, горожане они или деревенские жители. Кроме того, по сложившейся практике паспорта выдаются и гражданам, проживающим в сельской местности, если они работают в промышленных предприятиях, учреждениях и организациях или на транспорте, а также материально-ответственным работникам в колхозах и совхозах. По данным Министерства охраны общественного порядка СССР, число лиц, проживающих сейчас в сельской местности и не имеющих права на паспорт, достигает почти 58 млн человек (в возрасте 16 лет и старше); это составляет 37 процентов всех граждан СССР . Отсутствие паспортов у этих граждан создает для них значительные трудности при осуществлении трудовых, семейных и имущественных прав, поступлении на учебу, при получении различного рода почтовых отправлений, приобретении товаров в кредит, прописке в гостиницах и т. п… Одним из главных доводов нецелесообразности выдачи паспортов гражданам, проживающим в сельской местности, являлось стремление сдержать механический рост городского населения. Однако проведенная в указанных выше союзных республиках и областях паспортизация всего населения показала необоснованность имевшихся на сей счет опасений; она не вызвала дополнительного притока населения из деревни в город. К тому же такой приток можно регулировать и при наличии паспортов у сельских жителей. Нынешний порядок паспортизации, ущемляющий права советских граждан, проживающих в деревне, вызывает у них законное недовольство . Они справедливо считают, что такой порядок означает для значительной части населения ничем не обоснованную дискриминацию , с которой надо покончить".

При голосовании по предложенному Полянским постановлению Политбюро самые маститые его члены – Брежнев и Суслов – проект не поддержали, а не менее влиятельный Косыгин предложил обсудить вопрос дополнительно. А после возникновения разногласий, по заведенному Брежневым порядку, любая проблема снималась с рассмотрения на неопределенное время.

Однако вопрос возник снова два года спустя, в 1969 году, причем поднял его министр внутренних дел СССР Николай Щелоков , столкнувшийся, как и его предшественник Белобородов, с необходимостью организации точного поголовного учета всех граждан страны. Ведь если на каждого паспортизованного гражданина страны в милиции вместе с его данными хранилась фотография, то опознать совершивших преступления гастролеров из сел не представлялось возможным. Щелоков, правда, попытался представить дело так, будто речь идет о выдаче новых паспортов всей стране, в ходе которой можно устранить и несправедливость в отношении крестьян.

"Издание нового Положения о паспортной системе в СССР,– говорилось в записке МВД в ЦК КПСС,– вызывается также необходимостью иного подхода к решению ряда вопросов, связанных с паспортной системой, в связи с принятием новых уголовного и гражданского законодательств. Кроме того, в данное время согласно существующему Положению паспорта имеют только жители городских местностей, сельское население их не имеет, что создает для жителей села большие трудности (при получении почтовых отправлений, приобретении товаров в кредит, выезде по туристским путевкам за границу и т. п.) . Происшедшие в стране изменения, рост благосостояния сельского населения и укрепление экономической базы колхозов подготовили условия для выдачи паспортов и сельскому населению, что приведет к устранению различий в правовом положении граждан СССР в части документирования их паспортами. Вместе с тем ныне действующие паспорта, изготовляемые по образцам, утвержденным еще в тридцатых годах, морально устарели, их внешний вид и качество вызывают справедливые нарекания трудящихся".

Щелоков входил в ближайшее окружение Брежнева и мог рассчитывать на успех. Однако теперь уже Подгорный, который голосовал за проект Полянского, выступил резко против: "Это мероприятие несвоевременно и надуманно". И вопрос с паспортизацией колхозников снова повис в воздухе.

Лишь в 1973 году дело сдвинулось с мертвой точки. Щелоков вновь направил в Политбюро записку о необходимости изменения паспортной системы, которую поддержали все руководители КГБ, прокуратуры и органов юстиции. Могло показаться, что единственный раз за всю историю СССР советские правоохранительные органы защищали права советских граждан. Но это только казалось. В отзыве отдела административных органов ЦК КПСС, курировавшем армию, КГБ, МВД, прокуратуру и судебные органы, говорилось:

"По мнению МВД СССР, назрела необходимость по-новому решить ряд вопросов паспортной системы в стране. В частности, предлагается паспортизировать не только городское, но и все сельское население, которое в настоящее время паспортов не имеет. Это касается 62,6 миллиона жителей сельской местности в возрасте старше 16 лет, что составляет 36 процентов к численности всего населения такого возраста. Предполагается, что паспортизация сельских жителей улучшит организацию учета населения и будет способствовать более успешному выявлению антиобщественных элементов. Вместе с тем следует иметь в виду, что осуществление этого мероприятия может повлиять в отдельных местностях на процессы миграции сельского населения в города".

Созданная для подготовки паспортной реформы комиссия Политбюро учитывала интересы всех сторон, работала неспешно и подготовила свои предложения лишь в следующем, 1974 году:

"Полагали бы необходимым принять новое Положение о паспортной системе в СССР, поскольку действующее сейчас Положение о паспортах, утвержденное в 1953 году, в значительной мере устарело и некоторые установленные им правила требуют пересмотра… Проектом предусматривается выдавать паспорта всему населению. Это создаст более благоприятные условия для осуществления гражданами своих прав и будет способствовать более полному учету движения населения. При этом для колхозников сохраняется существующий порядок приема их на работу на предприятия и стройки, т. е. при наличии справок об отпуске их правлениями колхозов" .

В результате колхозники ничего, кроме возможности доставать из штанин "краснокожую паспортину", так и не получили. Зато на проходившем в том же 1974 году в Хельсинки совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе, где вопрос о правах человека в СССР дебатировался достаточно остро, никто не мог бросить упрек Брежневу, что у него шестьдесят миллионов человек лишены свободы передвижения. А то, что они как работали при крепостном праве, так и продолжали работать за гроши, оставалось второстепенной деталью.

Евгений Жирнов

По постановлению Совета Министров СССР паспорта всем селянам стали выдавать лишь в 1976-81 годы.

http://www.pravoteka.ru/pst/749/374141.html
Постановление СМ СССР от 28 августа 1974 г. N 677
"Об утверждении положения о паспортной системе в СССР"

Совет Министров СССР постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Положение о паспортной системе в СССР, образец паспорта гражданина Союза Советских Социалистических Республик *) и описание паспорта.

Ввести в действие Положение о паспортной системе в СССР, за исключением пунктов 1-3, 5, 9-18, касающихся выдачи паспортов нового образца, с 1 июля 1975 г. и в полном объеме – с января 1976 г.

Инструкция о порядке применения Положения о паспортной системе в СССР издается Министерством внутренних дел СССР.

В период с 1 июля 1975 г. по 1 января 1976 г. производить выдачу гражданам паспортов старого образца в соответствии с Положением о паспортах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 21 октября 1953 г., с учетом последующих его дополнений и изменений.

Установить, что до обмена гражданам паспортов старого образца на паспорта нового образца сохраняют силу ранее выданные им паспорта. При этом десятилетние и пятилетние паспорта старого образца, срок действия которых истечет после 1 июля 1975 г., считаются действительными без официального продления срока их действия до обмена на паспорта нового образца.

Гражданам, проживающим в сельской местности, которым ранее паспорта не выдавались , при выезде в другую местность на продолжительный срок выдаются паспорта, а при выезде на срок до полутора месяцев , а также в санатории, дома отдыха, на совещания, в командировки или при временном привлечении их на посевные, уборочные и другие работы выдаются исполнительными комитетами сельских, поселковых Советов депутатов трудящихся справки , удостоверяющие их личность и цель выезда. Форма справки устанавливается Министерством внутренних дел СССР.

3. Министерству внутренних дел СССР разработать с участием заинтересованных министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных республик и утвердить мероприятия, обеспечивающие проведение работы по выдаче паспортов нового образца в установленные сроки.

Советам Министров союзных и автономных республик и исполнительным комитетам местных Советов депутатов трудящихся оказывать содействие органам внутренних дел в организации и проведении работы, связанной с выдачей паспортов нового образца, и принять меры к улучшению размещения работников паспортных служб, а также к созданию им необходимых условий для обслуживания населения.

4. Обязать министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик принять дополнительные меры к выполнению подведомственными предприятиями, организациями и учреждениями постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25 февраля 1960 г. N 231 "О мерах по устранению канцелярско-бюрократических извращений при оформлении трудящихся на работу и разрешении бытовых нужд граждан" и устранить имеющиеся еще случаи требования от граждан разного рода справок, когда необходимые данные могут быть подтверждены предъявлением паспорта или других документов.

Председатель
Совета Министров СССР
А.Косыгин

Управляющий Делами
Совета Министров СССР
М.Смиртюков

Положение
о паспортной системе в СССР
(утв. постановлением СМ СССР от 28 августа 1974 г. N 677)
(с изменениями от 28 января 1983 г., 15 августа 1990 г.)

I. Общие положения

1. Паспорт гражданина Союза Советских Социалистических Республик является основным документом, удостоверяющим личность советского гражданина.

Паспорт гражданина СССР обязаны иметь все советские граждане, достигшие 16-летнего возраста.

Без указанных паспортов проживают военнослужащие и прибывшие на временное жительство в СССР советские граждане, постоянно проживающие за границей.

Документами, удостоверяющими личность военнослужащих, являются удостоверения личности и военные билеты, выдаваемые командованием воинских частей и военных учреждений.

Документами, удостоверяющими личность прибывших на временное жительство в СССР советских граждан, постоянно проживающих за границей, являются их общегражданские заграничные паспорта.

Иностранные граждане и лица без гражданства проживают на территории СССР по документам, установленным законодательством Союза ССР.

См. текст пункта в предыдущей редакции

http://ussr.consultant.ru/doc1619.html

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина СССР от 28.08.1974 N 677 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПАСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ В СССР"
Источник публикации: "Свод законов СССР", т. 10, с. 315, 1990 г., "СП СССР", 1974, N 19, ст. 109
Примечание к документу: КонсультантПлюс: примечание.
При применении документа рекомендуем дополнительную проверку его статуса с учетом действующего законодательства Российской Федерации
Название документа: ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина СССР от 28.08.1974 N 677 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПАСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ В СССР"
Ссылки