Методы гигиенических исследований и гигиеническое нормирование. Гигиеническое нормирование Варианты действия факторов среды

Занятие 1

ТЕМА: Предмет, содержание гигиены. Связь гигиены с другими науками. Значение гигиенических мероприятий в деятельности врача стоматолога. Физические свойства воздуха и их значение для организма (температура, влажность, барометрическое давление, подвижность воздуха). Методы оценки температурного режима помещения, влажности, подвижности воздуха

Методы оценки температурного режима помещений, барометрического давления, влажности и подвижности воздуха

Температура, влажность, подвижность, барометрическое давление воздуха являются основными метеорологическими элементами, характеризующими в совокупности физические свойства воздушной среды - микроклимат в жилых, детских, лечебных и других помещениях.

Термин микроклимат закрытого помещения - собирательное понятие, характеризующее физическое состояние воздушной среды какого-то помещения. Составными элементами микроклимата являются: температура воздуха и ее колебания во времени и в пространстве; влажность воздуха; его подвижность. Кроме того, при установлении особенностей и нормировании микроклимата закрытых помещений учитывается температура поверхностей ограждающих конструкций (стен, окон) и перепад температур воздуха в помещении и внутренних поверхностей ограждающих конструкции. Все эти составные факторы микроклимата оказывают интегральное влияние на тепловой обмен организма с окружающей средой. Микроклимат любого помещения, особенно больничной палаты, должен быть оптимальным. Под оптимальными понимаются такие микроклиматические условия, при которых механизмы терморегуляции организма (в лечебном учреждении организма больного) наименее напряжены, то есть тепловой комфорт обеспечивается наиболее физиологично, без всяких функциональных перегрузок.

Компенсаторные возможности больного организма ограничены, а чувствительность к неблагоприятным факторам внешней среды повышена. Следовательно, диапазон колебаний метеофакторов в больнице должен быть меньше, чем в любом помещении, предназначенном для здоровых людей. Кроме того, к поддержанию оптимального микроклимата в больнице предъявляются более строгие тpeбования, поскольку вследствие отклонения oт него напрягаются механизмы терморегуляции организма. Если для здорового человека такое напряжение (только не перенапряжение) допустимо, хотя и не желательно, то для больного в условиях стационара всякие напряжения безусловно вредны и их необходимо исключить вследствие ограниченных возможностей компенсаторных систем больного, его растренированности и повышенной чувствительности.

Микроклиматические условия в лечебно-профилактических учреждениях имеют важное значение в общем комплексе лечебных мероприятий. Для правильной оценки микроклиматических условий в лечебно-профилактических учреждениях врачу необходимо освоить устройство приборов, методические подходы исследования физических свойств воздушной среды и умение давать им обоснованную гигиеническую оценку.

теоретические контрольные вопросы

Предмет и задачи гигиены. Значение знания гигиены для врача стоматологического профиля. Методы исследования, применяемые в гигиене. Гигиена и санитария.

  • 1. Значение гигиенических мероприятий в деятельности среднего медицинского персонала.
  • 2. Физиолого-гигиеническое значение температуры воздуха.
  • 3. Теплообмен человека с окружающей средой.
  • 4. Особенности неблагоприятного воздействия высоких, низких температур и их профилактика.
  • 5. Физиолого-гигиеническое значение атмосферного давления и единицы его измерения.
  • 6. Влияние на организм пониженного атмосферного давления и меры профилактики.
  • 7. Влияние на организм повышенного атмосферного давления и меры профилактики.
  • 8. Физиолого-гигиеническое значение влажности воздуха.
  • 9. Показатели, применяемые для характеристики влажности воздуха, единицы измерения.
  • 10. Физиолого-гигиеническое значение подвижности воздуха.
  • 11. Что такое "роза ветров", "роза влияния", каково их гигиеническое значение?
  • 12. Профилактика неблагоприятного воздействия на человека больших и малых скоростей движения воздуха.
  • 13. Погода, определение и факторы её характеризующие. Влияние погоды на организм человека.
  • 14. Метеотропные реакции и заболевания, их профилактика. Клиническая классификация погод, её характеристика и использование в работе врачей.
  • 15. Понятие о климате и климатообразующих факторах, их физиолого-гигиеническое значение.
  • 16. Проблема акклиматизации на современном этапе. Пути её решения.
  • 17. Основные принципы закаливания организма. Способы и методы закаливания.

Практические контрольные вопросы

  • 1. Требования к температурному режиму (допустимые его колебания в течение суток при центральном и местном отоплении, колебания по вертикали и горизонтали) в жилых, общественных зданиях и больничных помещениях. Нормы оптимальных температур в больничных помещениях различного назначения.
  • 2. Приборы, используемые для определения температуры воздуха, радиационной температуры, принципы их устройства и правила работы. Методы измерения температуры воздуха.
  • 3. Отличительные особенности устройства и принцип работы максимального и минимального термометров.
  • 4. Приборы для измерения атмосферного давления, их устройство и правила работы.
  • 5. Гигиенические нормативы влажности в помещениях и мероприятия, направленные на улучшение температурно-влажностного режима помещений.
  • 6. Приборы, используемые для определения влажности воздуха, их устройство, принцип действия и правила работы.
  • 7. Гигиенические нормы подвижности воздуха в жилых помещениях и больничной палате. Какими способами определяют направление воздушных течений в открытой атмосфере и в помещении?
  • 8. Какими приборами определяют подвижность воздуха в открытой атмосфере и в помещении, их устройство и правила работы?

Цель занятия

Уяснить значение гигиены в практической деятельности врача стоматологического профиля. Изучить влияния физических свойств воздуха на организм человека с освоением методов их исследования и последующей гигиенической оценкой для разработки предложений по их оптимизации в лечебно-профилактических учреждениях.

ОБЪЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

  • 1. Провести исследование температурного режима в заданном преподавателем помещении.
  • 2. Измерить барометрическое давление барометром-анероидом.
  • 3. С помощью станционного и аспирационного психрометров определить показатели влажности воздуха в учебной комнате и других помещениях, указанных преподавателем.
  • 4. В указанном преподавателем помещении определить и оценить охлаждающую способность воздуха с помощью кататермометра
  • 5. Оформить протокол по результатам выполненных исследований.
  • 6. Оформить заключение по полученным результатам с рекомендациями по оптимизации микроклимата помещений.

Часть теоретического и практического материала для подготовки к занятию

Наиболее благоприятной температурой воздуха в умеренном климате в жилых помещениях для человека, находящегося в покое и одетого в обычный домашний костюм, является 18-20Сє, при оптимальной влажности (40-60%) и подвижности (0,1 - 0,2 м/сек) воздуха. Температура воздуха выше 24-25Сє и ниже 14-15Сє считается неблагоприятной, способной нарушать тепловое равновесие организма и послужить причиной развития различных заболеваний. Однако при выполнении физической работы или при изменении влажности и подвижности воздуха уровни оптимальных температур будут иными. Так, при физической работе средней тяжести оптимальной температурой воздуха считается 16-18Сє.

При наличии в помещении источников тепловой радиации, а именно: установок или приборов, с поверхности которых возможно тепловое излучение, а также при наличии в помещениях большой площади остекления следует учитывать совместное воздействие на организм конвекционного и лучистого тепла. В этих условиях человек не только подвергается влиянию температуры воздуха, но и находится в зоне действия лучистого тепла от имеющихся в обследуемом помещении источников нагретых или охлажденных поверхностей (поверхность окон и др.), последнее наиболее выражение проявляется в помещениях современных конструкций при наличии ленточного остекления (остекление, состоящее из нескольких отдельных оконных блоков, выстроенных в горизонтальном направлении и соединенных между собой).

Особое значение имеет определение радиационной температуры при неравномерной тепловой нагрузке на человека в производственных условиях, а также при нерациональном размещении (в непосредственной близости к окнам, дверным проемам и др.) больных в лечебных учреждениях. В этих условиях определяют радиационную температуру, т.е. температуру, показывающую совместное действие всех видов радиационного воздействия.

В условиях нагревающего микроклимата в производственных помещениях определяется индекс тепловой нагрузки среды (ТНС-индекс). ТНС-индекс является показателем, характеризующим совместное действие на организм человека параметров микроклимата (температуры, влажности, подвижности воздуха и теплового излучения).

В лечебных учреждениях нормативы температуры воздуха, имеют два аспекта: первый предназначены для предотвращения неблагоприятного воздействия микроклимата рабочих мест, производственных помещений на самочувствие, функциональное состояние, работоспособность и здоровье человека табл. 1 и 2;

второй обосновываются производственным назначением помещений, контингентом госпитализированных больных и особенностями их заболеваний табл. 3.

Таблица 1

Параметры микроклимата в помещениях постоянного пребывания медицинского персонала

Таблица 2

Параметры микроклимата в помещениях временного пребывания медицинского персонала

Таблица 3. Расчетная температура воздуха и допустимые ее перепады по горизонтали и вертикали в отапливаемых помещениях

(СНиПы 2.08.01-89 и 2.08.02-89)

ПОМЕЩЕНИЯ

Температура, Сє

Колебания температуры, Сє

по горизонтали

по вертикали

Палаты для взрослых терапевтических больных, помещения для матерей детских отделений, помещения гипотерапии

Палаты для туберкулезных больных (взрослых, детей)

Палаты для больных гипотериозом

Послеродовые палаты, реанимационые залы, палаты интенсивной терапии, родовые, боксы, операционные, наркозные, палаты на 1-2 койки для ожоговых больных, барокамеры

Послеродовые палаты

Палаты для недоношенных, грудных, новорожденных и травмированных детей

Боксы, полубоксы, фильтр-боксы, предбоксы

Палатные секции инфекционного отделения

Предродовые, фильтры, приемно-смотровые боксы, перевязочные, манипуляционные, предоперационные процедурные, комнаты для кормления детей в возрасте до одного года, помещения для прививок

Стерилизационные при операционных

Измерение температуры воздуха, поверхностей оборудования, предметов в помещениях различного назначения производится термометрическими приборами.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ УСТРОЙСТВА ПРИБОРОВ для измерения температуры воздуха

В зависимости от конструкции и устройства термометры подразделяются на спиртовые, ртутные, электрические и др. Кроме того, термометры подразделяются на бытовые, аспирационные, минимальные, максимальные. По своему назначению термометры подразделяются на пристенные, водяные, почвенные, химические, технические, медицинские и др.

Бытовой термометр - комнатный или уличный спиртовой термометр, достаточно точный для наблюдения за температурой воздуха.

Ртутные термометры - применяются для измерения температур от -35°С до +357оС. В пределах высоких температур показания ртутного термометра более точные вследствие постоянства коэффициента расширения ртути.

Минимальный термометр - спиртовой со штифтом или стеклянной иглой-указателем служит для регистрации самой низкой температуры за определенный промежуток времени. Спирт, образующий вогнутый мениск, при понижении температуры увлекает штифт или иглу-указатель по направлению к резервуару, а при повышении - обтекаемый спиртом указатель остается на месте. Температура отсчитывается по наиболее отдаленному от резервуара концу иглы указателя. Рабочее положение термометра - горизонтальное.

Максимальный термометр - ртутный. В дно резервуара для ртути впаян стеклянный стержень, который свободным концом входит в капилляр и уменьшает его просвет. При повышении температуры воздуха ртуть расширяется и по капилляру поднимается вверх. При понижении температуры воздуха сужение и стержень в капилляре задерживают возвращение ртути в резервуар. В медицинском термометре, который относится к числу максимальных термометров, на месте соединения капилляра и резервуара имеется сужение с перегибом, препятствующее при понижении температуры опусканию ртути в резервуар. Поэтому при пользовании максимальными термометрами их, перед началом измерения, нужно встряхнуть для возвращения ртути в резервуар.

Термограф - самопишущий прибор, применяется для систематических наблюдений за ходом температуры в течение продолжительного времени (суток или недели). Воспринимающей температуру частью служит биметаллическая пластинка или плоский металлический резервуар, заполненный толуолом. Изменение кривизны воспринимающей части, в соответствии с изменением температуры воздуха, посредством системы рычагов передается стрелке с пером, записывающим термограмму на движущейся специальной ленте, разграфленной по дням (если термограф недельный), часам и градусам температуры. Лента накладывается на цилиндр, который вращается часовым механизмом со скоростью одного оборота в сутки (суточный) или неделю (недельный).

Шаровой термометр используется для определения радиационной температуры и ТНС-индекса - совместного действия всех микроклиматических факторов. Прибор состоит из ртутного термометра, помещенного в полый медный шар, покрытый сажевой матовой краской или чернью Рубанса. Резервуар термометра также покрывается сажей и вставляется в центр медного шара. Медный шар должен быть диаметром 10-15 см. В простейшем случае шар может быть заменен стеклянной колбой, покрытой снаружи сажей. Для исключения конвенционного охлаждения отверстие шара и колбы следует герметично закрыть.

ПРАВИЛА ИЗМЕРЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА

Измерение температуры воздуха в закрытых помещениях, школах, квартирах, детских, лечебных учреждениях, производственных помещениях и др. проводится с соблюдением следующих правил: при измерении температуры воздуха необходимо защищать термометр от действия лучистой энергии печей, ламп и прочих открытых источников энергии. В жилых помещениях измерение температуры воздуха проводят на высоте дыхания (1,5 м от пола) в центре комнаты. Для более точных измерений одновременно термометры устанавливаются в центре комнаты, наружном и внутреннем углах на расстоянии 0,2м от стен.

В лечебных учреждениях измерение температуры воздуха дополнительно проводится и на высоте 70 см от пола. Перепады температуры определяются и оцениваются по вертикали и горизонтали. Для определения перепада температуры по вертикали, термометры устанавливаются в центре и по упомянутым углам помещения на высоте 0,1-0,15; 0,7 и 1,5 м от пола. Для определения перепада температуры по горизонтали вычисляется разница между максимальной и минимальной температурой отдельно по каждому уровню (0,1-0,15; 0,7 и 1,5 м) во всех измеренных участках помещения. Суточный перепад температуры в палатах измеряется с помощью максимального и минимального термометров, которые устанавливаются в центре помещения на уровне 0,7 и 1,5 м от пола.

Для измерения температуры стен (ограждающих поверхностей) на высоте 1,5 м от пола используется пристенный термометр, резервуар которого приклеивается к стене пластилином, или используют электротермометр. Показания температуры при измерениях снимаются через 5-10 минут от начала измерения.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА БАРОМЕТРИЧЕСКОГО ДАВЛЕНИЯ

Давление атмосферы, способное уравновесить столб ртути высотой 760 мм. при температуре 0о С на уровне моря и широте 45о, принято считать нормальным, равным 1 атмосфере, а в пересчете в гектопаскали оно будет составлять 1013 гПа.

Для пересчета величины давления, выраженной в мм.рт.ст., в гПа, надо данную величину умножить на 4/3 и наоборот, для перевода гПа в мм.рт.ст. надо умножить первую величину на 3/4.

ПРИБОРЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ДАВЛЕНИЯ

Атмосферное давление измеряется приборами, называемыми барометрами. Они бывают двух типов: ртутные (чашечные и сифонные) и металлические. Наиболее точными считаются ртутные барометры. Металлические (анероиды) требуют периодической проверки по ртутному барометру.

Чашечный барометр состоит из вертикальной, наполненной ртутью трубки, верхний конец которой запаян, а нижний опущен в чашечку со ртутью. В верхней части трубки над ртутью имеется пустое безвоздушное пространство. При увеличении атмосферного давления воздух давит на поверхность ртути в чашке, и уровень ртути в трубке поднимается, при уменьшении давления происходит обратное - уровень ртути опускается. Ртутные барометры устанавливают в помещениях вдали от печей, дверей, окон, в местах, защищенных от солнца. Барометр должен быть укреплен на капитальной стене и не подвергаться сотрясениям.

Барометр-анероид состоит из безвоздушной металлической коробки с упругими волнообразными стенками. Колебания атмосферного давления отражаются на объеме коробки, стенки которой при увеличении давления прогибаются внутрь, а при уменьшении давления выпрямляются. Эти движения посредством пружины и системы рычажков передаются стрелке, движущейся по циферблату, на котором нанесены деления, соответствующие шкале ртутного барометра, обычно в пределах от 600 до 790 мм. Цифры шкалы обозначают сотни и десятки миллиметров рт.ст., единицы отсчитывают по промежуточным делениям шкалы. Перед отсчетом следует осторожно постучать по стеклу прибора, чтобы преодолеть трение меллических передаточных частей.

Для непрерывных наблюдений атмосферного давления пользуются самопишущим прибором - БАРОГРАФОМ, воспринимающую часть которого составляет ряд анероидных коробок, соединенных друг с другом. При изменении давления эти коробки перемещаются, что передается по системе рычажков стрелке с пером, укрепленной около ленты барабана, вращающегося со скоростью одного полного оборота в сутки или неделю. Все составные части прибора заключены в футляр, который открывается только при смене лент.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА

Влажность воздуха характеризуется следующими показателями:

Абсолютная влажность -- это упругость водяных паров, находящихся в воздухе в данное время при данной температуре, выражающаяся в единицах давления: миллиметры ртутного столба, или в граммах в 1 м3 воздуха.

Максимальная влажность -- это упругость водяных паров при полном насыщении воздуха влагой при данной температуре, выражается в мм рт. ст. или г/м3.

Относительная влажность -- это отношение абсолютной влажности к максимальной, выраженное в процентах (%), характеризует степень насыщения воздуха водяными парами в момент наблюдения.

В санитарной практике наибольшее значение имеет относительная влажность, которая нормируется.

Влажность воздуха, так же как и температура, сказывается на процессах теплообмена. Так, при чрезмерно сухом (относительная влажность менее 15 %), но теплом воздухе возникает ощущение сухости во рту, в носу, могут возникать трещины кожи, слизистых и, как следствие, присоединяться инфекции. Чрезмерно сухой и холодный воздух может вызвать значительное местное охлаждение слизистых оболочек дыхательных путей.

Высокая влажность воздуха в сочетании с высокой температурой неблагоприятно влияет на теплообмен. При температуре воздуха выше температуры тела отдача тепла может происходить только за счет испарения пота с поверхности кожи. Если же при этом воздух имеет повышенную влажность, этот процесс затрудняется и может наступить перегревание организма. Высокая влажность в сочетании с низкой температурой воздуха приводит к переохлаждению организма. Это объясняется тем, что теплоемкость водяных паров выше теплоемкости сухого воздуха, вследствие чего на нагревание холодного сырого воздуха расходуется больше тепла. Во влажном воздухе конденсируется влага на тканях одежды, что увеличивает их теплопроводность. Более того, постоянное испарение воды с поверхности одежды сопровождается уменьшением температуры воздуха под одеждой, что вызывает чувство зябкости. Таким образом, слишком сухой и чрезмерно влажный воздух, как при высокой, так и при низкой температуре, оказывает неблагоприятное влияние на организм человека. Норма относительной влажности составляет 30--60 %.

В городах повышенная влажность способствует образованию токсических туманов. Частицы дыма, являясь ядрами конденсации, образуют туманы, тем самым снижая напряжение ультрафиолетовой радиации. Высокая влажность воздуха способствует появлению сырости в помещениях, что отрицательно сказывается на хранении продуктов питания, сохранности самого помещения от развивающейся плесени.

ПРИБОРЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ влажности воздуха

Для измерения влажности используется станционный психрометр АВГУСТА.

Он состоит из двух спиртовых термометров, укрепленных рядом в открытом футляре. Резервуар одного из термометров обернут тонкой тканью, конец которой опущен в трубку - сосуд с дистиллированной водой. С поверхности влажного термометра испаряется вода - тем сильнее, чем суше воздух, поэтому он показывает более низкую температуру, чем сухой термометр, и разница в показаниях термометров будет тем больше, чем суше воздух.

Психрометр устанавливают на высоте 1,5 м, ограждая от источников лучистой энергии и случайных движений воздуха. Продолжительность наблюдений 10-15 минут.

Относительная влажность определяется по табл. 4.

Аспирационный психрометр. Он также состоит из двух, но ртутных термометров, закрепленных в специальной оправе, имеющей заводной механизм с вентилятором, с помощью которого обеспечивается равномерное движение воздуха около резервуаров обоих термометров. Резервуары со ртутью окружены двойными металлическими гильзами, предохраняющими термометры от нагревания лучистым теплом и движения наружного воздуха. Эти условия дают возможность для более точного определения влажности воздуха, и поэтому величина "а" в формуле является постоянной.

Перед наблюдением ткань на одном из резервуаров термометра смачивается водой из пипетки. Набрав воду в резервуар, надевается зажим на каучуковую трубку. Затем, поставив прибор стеклянной трубкой кверху, слегка отжать зажим, надавить на грушу до заполнения стеклянной трубки, и зажим отпустить. Обернутый тканью резервуар термометра вставляют в трубку с водой. Когда ткань пропитается водой, зажим открывают и, благодаря расправлению стенок груши, вода в стеклянной трубке перельется обратно в грушу и вместе с тем будет отсосана излишняя вода с ткани на резервуаре термометра. Затем завести ключом пружину вентилятора, прибор установить в месте наблюдения (на штатив или крюк), через 3-4 мин. температура обоих термометров устанавливается и можно снять показания при работающем вентиляторе.

Определение относительной влажности производят по таблице 5 для аспирационного психрометра.

Гигрометр и гигрограф.

Для непосредственного определения относительной влажности применяются гигрометры (волосяные и пленочные), основанные на способности волоса или биологической пленки, вследствие гигроскопичности увеличиваться в размерах во влажной среде и уменьшаться в сухой. Для постоянной и систематической записи колебаний влажности воздуха в течение определенного промежутка времени (сутки, неделя), применяют самопишущие приборы - гигрографы, состоящие из:

  • а) датчика влажности - пучок обезжиренных человеческих волос;
  • б) передаточного механизма;
  • в) регистрируемой части - стрелка с пером и барабан с часовым механизмом. Диаграммная бумажная лента разделена горизонтальными параллельными линиями времени.

Перед установкой гигрографа в исследуемом месте надо укрепить на барабане диаграммную ленту, завести часовой механизм, надеть барабан на ось, заполнить перо чернилами, совместить стрелку с графой времени (день, неделя, час) и установить ее в соответствии с данными относительной влажности, вычисленными по психрометру (регулировочными винтами у датчика).

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОДВИЖНОСТИ ВОЗДУХА. РОЗА ВЕТРОВ

Движение воздуха принято характеризовать направлением и скоростью. Направление движения воздуха определяется точкой горизонта, откуда дует ветер, а скорость движения - расстоянием, пройденным массой воздуха в единицу времени и выражается в м/сек.

Оба эти показателя имеют большое физиолого-гигиеническое значение, т.к. изменение направления ветра служит показателем перемены погоды, а движение воздуха:

  • 1) обеспечивает проветривание населенных мест, способствует рассеиванию и снижению атмосферных загрязнений;
  • 2) является важнейшим показателем формирования микроклимата в открытой атмосфере и в помещениях;
  • 3) оказывает большое воздействие на состояние теплового ощущения, нервно-психической сферы организма, процессы терморегуляции и функции дыхания. Наиболее благоприятной скоростью ветра в наружной атмосфере в летнее время при обычной легкой одежде считается 1-4 м/сек. Раздражающее действие ветра проявляется при скорости выше 6-7 м/сек.

В жилых помещениях, классах, групповых комнатах, детских, лечебных учреждениях оптимальной считается подвижность воздуха в пределах 0,1-0,3 м/сек; при меньшей скорости имеет место недостаточный воздухообмен, а при движениях воздуха выше 0,4 м/сек отмечается неприятное ощущение сквозняка, В спортивных залах допускается скорость движения воздуха до 0,5-0,6 м/сек, а в горячих цехах - до 1 - 1,5 м/сек.

СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫХ ТЕЧЕНИЙ

Направление ветра в открытой атмосфере измеряется с помощью специального прибора-флюгера и обозначается начальными буквами наименований сторон света: С-север, Ю-юг, В-восток, 3-запад. Кроме четырех главных румбов, используются промежеточные, находящиеся между ними, и в таких условиях направление ветра определяется восемью румбами.

Для большей точности угол между серединными румбами делят пополам и всего получается 16 румбов. В этих условиях направление определяется по главному и промежуточному румбу. Например, если ветер имеет направление между восточным и юго-восточным румбами, его обозначают ВЮВ, если между северным и северо-западным румбами, его обозначают ССЗ и т.д. Направление ветра можно определить также по отклонению листвы деревьев, дыма от костров, заводских труб.

В помещении направление движения воздуха можьо определить по отклонению пламени свечи, по отклонению листков папиросной бумаги, подвешенных на нитке; по дыму, исходящему от зажженнго кусочка ваты, пропитанного раствором четыреххлористого титана (TiCl4) и укрепленного на конце проволоки. В санитарно-гигиенической практике имеет значение не только одномоментное направление, как таковое. Велика роль господствующего направления ветра, которое устанавливается на основании обобщения многолетних метеорологических наблюдений повторяемости ветра по румбам, характерной для данной местности.

СОСТАВЛЕНИЕ "РОЗЫ ВЕТРОВ" и "РОЗЫ ВЛИЯНИЯ ВЕТРОВ"

"Роза ветров" - это графическое изображение повторяемости ветров по румбам (сторонам света), за определенный период (месяц, сезон, год) или за несколько лет.

Для составления "розы ветров" надо сложить число всех случаев ветра и штиля за известный срок, полученная сумма принимается за 100, а число случаев ветра по каждому румбу (и штиля) вычисляется в процентах по отношению к сумме всех случаев ветра и штиля, принятой за 100.

После этого строят график. Для этого из центра проводят 8 линий, обозначающих 8 румбов (С,В,СВ,В, ЮВ,Ю,ЮЗ,3,СЗ). Затем откладывают по всем линиям в одинаковом масштабе отрезки вычисленных процентных величин ветра всех 8 румбов и штиля, и соединяют последовательно вершины соседних между собой прямыми линиями. Из центра графика описывают окружность с радиусом, соответствующим процентному числу штиля.

Чтобы составить "розу влияния", откладывают по румбам не одну повторяемость ветров, а произведение числа ветров данного направления на среднюю скорость ветра того же направления, выраженных также в процентах по отношению к сумме произведений повторяемости на среднюю скорость ветра по всем румбам. "Роза ветров" и "Роза влияния" изображаются на одной диаграмме, причем, для из различия пользуются разного цвета карандашами или разной штриховкой.

ПРИБОРЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ВОЗДУХА

Скорость движения воздуха определяют с помощью анемометров (прямой способ) или кататермометров (косвенный способ).

Чашечный анемометр предназначен для измерения скорости ветра от 1 до 50 метров в секунду. Воспринимающей частью прибора служит чашечная мельница, полусферы которой обращены в одну сторону. Вращение полусфер передается счетчику оборотов, который являясь регистрирующей частью прибора, ведет отсчет на циферблатах расстояния, пройденного воздушными массами.

Прибор имеет несколько циферблатов, где фиксируются единицы, десятки, сотни и тысячи метров расстояния изучаемого ветра. Большая стрелка движется по циферблату, разделенному на 100 частей, а каждая маленькая стрелка - по циферблату, разделенному на 10 частей, и поэтому показывает величины в 10 раз большие, чем предшествующая стрелка. Например, переход первой маленькой стрелки на одно деление (100 м) равняется полному обороту большой стрелки; передвижение на одно деление 2-ой маленькой стрелки равняется полному обороту первой маденькой стрелки и т.д. Исходя из этого, при записи показаний циферблатов следует обращать особое внимание на показания стрелок по предыдущему циферблату. Например: стрелка на циферблате "тысячи" стоит против цифры 5, но записать эту цифру следует только в случае, если стрелка предыдущего циферблата "сотни" стоит на "О", если же она не дошла до "О", то с циферблата "тысячи" надо записать цифру "4", несмотря на то, что стрелка, как кажется, стоит на "5".

Перед началом измерений прибор на нуль не устанавливается, а записывается исходное положение стрелок на циферблатах, руководствуясь выше приведенными правилами записи их показаний.

Крыльчатый анемометр предназначен для измерения скорости движения воздуха в пределах от 0,5 до 10 метров в секунду. Воспринимающей частью прибора является колесико с легкими алюминевыми крыльями, огражденными металлическим кольцом. Регистрирующая часть аналогично чашечному анемометру представлена тремя циферблатами.

Рабочее положение перечисленных анемометров должно быть таким, чтобы лопасти мельницы всегда были перпендикулярными направлению воздушного потока. Измерение скорости движения воздуха чашечным и крыльчатым анемометрами проводят в течение 1-2 мин. после чего счетчик выключают и записывают показания. Разность конечного и начального показаний делят на количество секунд работы анемометра и умножают на поправку, указанную в паспорте прибора. С помощью графика определяют скорость воздушного потока в м/сек.

Электротермоанемометр ЭА-2М позволяет одновременно определить скорость движения воздуха в интервале от 0,03 до 5 м/сек и его температуру в пределах от 10 до 60 С. Принцип работы прибора основан на охлаждении движущимся воздухом полупроводникового микротермосопротивления. Состоит он из гальванометра; блока питания (прибор может работать от сети и автономно на батареях) с переключением питания; клеммы для включения в сеть; воспринимающей части - датчика (микротермосопротивление) с вилкой для подключения к прибору; переключателя для измерения температуры или скорости движения воздуха; переключателя "измерение-контроль"; регулятора напряжения и регулятора подогрева. Воспринимающая часть прибора - датчик в нерабочее время хранится в специальном защитном футляре. Перед измерением прибор устанавливают горизонтально, присоединяют к нему датчик и подключают прибор к сети (при необходимости работает автономно на батареях).

Для измерения скорости движения воздуха переключатель измерения ставят в соответствующее положение (а), другой переключатель - в положение "контроль" и вращением ручки регулировки напряжения устанавливают стрелку гальванометра на максимальное деление шкалы. Затем переключатель с положения "контроль" переводят в положение "измерение", производят отсчет показаний гальванометра и по графику определяют скорость движения воздуха.

гигиена воздух температурный режим

Определение скорости движения воздуха с помощью кататермометра

УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ С КАТАТЕРМОМЕТРОМ Кататермометры бывают двух типов: кататермометр Хилла. имеющий цилиндрический резервуар и шаровой кататермометр. У кататермометра Хилла шкала термометра разделена на градусы от 35 до 38°, у шарового - от 33 до 40о.

I. Методы гигиенических исследований можно объединить в две группы.

II. Методы, с помощью которых изучается гигиеническое состояние факторов внешней среды.

Методы, позволяющие оценить реакцию организма на воздействие факторов внешней среды.

Все исследования проводятся на основании ГОСТ (государственных Стандартов), ТУ (технических условий), СанПиН (санитарных правил и норм) и других нормативно-методических документов (НМД).

Любое гигиеническое исследование начинается с санитарного описа­ния. Этот субъективный метод позволяет охарактеризовать состояние объекта, указать предложения по устранению недостатков и сроки их ис­полнения, наметить объем и характер необходимых лабораторных иссле­дований.

Санитарно-гигиеническое обследование включает в себя также:

а) санитарно-топографическое описание;

б) санитарно-техническое описание;

в) санитарно-эпидемиологическое описание.

Метод лабораторных исследований включает:

а) физический метод исследования, который позволяет оценить микро­климат помещения (температуру, влажность, скорость движения воздуха),
шум, вибрацию, запыленность и т. п.;

б) химический метод, который используется для анализа воздушной
среды, воды, определения биологической ценности продуктов питания и
др. Так, химическим анализом воды можно определить органолептические
показатели (запах, вкус, цветность, мутность), химические показатели
(остаточный хлор, сульфаты, хлориды и др.). Химическим анализом продуктов можно определить кислотность, содержание влаги, сухих веществ,
белков, жиров, углеводов в рационе и др. Химическим исследованием воз­духа можно определить содержание пыли, углекислого газа и др.;

в) бактериологический метод, который используется при оценке бактериальной обсемененности воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов. Микробиологическим исследованием воздуха можно определить общее число
колоний, наличие стафилококков, стрептококков, плесени и др. Микро­биологическим исследованием продуктов можно определить бактерии группы кишечной палочки (БГКП), сальмонеллы, общее микробное число и другие показатели;

г) токсикологический (биологический) метод используется в экспери­ментах на животных (белые мыши, морские свинки), позволяет оценить
действие химических веществ на организм и установить предельно допустимую концентрацию (ПДК). ПДК - это такая концентрация вещества, которая при воздействии на человека в течение всей его жизни не вызовет от­клонений в состоянии здоровья у него и его потомства;

д) экспресс-методы определения качества термообработки продуктов,
ополаскивания посуды, фальсификации продуктов и др.

Выделяют также:



1. метод физиологических наблюдений, который применяется при ис­следовании функционального состояния органов и систем и разработке ме­роприятий по улучшению технологического процесса и др.;

2. метод клинических наблюдений, который применяется при проведе­нии профилактических осмотров, диспансеризации и дает возможность выявить в организме изменения, возникающие под воздействием факторов окружающей среды;

3. экспериментальный метод изучения влияния различных факторов на организм;

4. социологические исследования и санитарно-статистические методы дают возможность проанализировать и количественно оценить ряд явле­ний: рождаемость, смертность, заболеваемость, физическое развитие и др.;

5. анкетно-опросный метод.

Человек – биосоциальный вид, может приспосабливать на себя ОС: с/х экосистемы, городские экосистемы – все это человеческие экосистемы .

С/х (агро) экосистемы – сады, пастбища, поля, огороды, дачи. Агроэкосистемы созданные человеком не устойчивы и не способны к саморегуляции (если не приехать на дачу все зарастет травой).

Урбоэкосистема (городская) – неустойчивая природно-антропогенная система состоящая из: архитектурно-строительных объектов и резко нарушенных естественных экосистем.

Парниковый эффект - углекислый газ, оксид азота, метан, хлорид углерода, озон, водяные пары – эти газы препятствуют отходу тепла. Последствия – крупномасштабные, негативные: уменьшение ледового покрова, повышение уровня Мирового океана, появление ураганов. Положительные моменты – зимы короче и теплее.

Озоновые дыры - появляются из-за разрушения озонового слоя. Хлор, фтор и др.вещества широко используются в быту (аэрозоли). Когда эти вещества поднимаются вверх, то под воздействием УФ лучей из них выделяется атом хлора и он вступает во взаимодействие с атомом озона, разрушая его и образуя оксид хлора и кислород. В результате уменьшается способность атмосферы не пропускать УФ лучи, что приводит к замедлению роста растений, снижается иммунитет, повышается риск заболевания многими болезнями - рак кожи, заболевания глаз – катаракта.



Кислотные дожди – в 1960 г первое упоминание шведским ученым. рН = 5,6 – норма, рН меньше 5,6 – это кислотные дожди. Кислоты в дождевых водах появляются от промышленных выбросов (диоксид серы, оксид азота). Последствия – изменение состава почвы, воды, все живое в такой воде погибает, стройматериал разрушается (известняк, мрамор), понижается плодородность почвы из-за закисления.

На здоровье человека влияют факторы: эндогенные - отдельные процессы, реакции, происходящие в живом организме; экзогенные - погода, климат.

Природно-очаговые заболевания: чума, малярия, энцефалит – эти возбудители находятся в живых существах.

Объект изучения гигиены.

Гигиена - это медицинская наука о сохранении и укреплении здоровья людей, а также предотвращения отрицательного влияния на здоровье людей окружающей среды и социальных условий.

Целью гигиены является обоснование гигиенических норм, правил и мероприятий, реализация которых обеспечивает оптимальные условия для жизнедеятельности, укрепления здоровья и предупреждения заболеваний

Предметом гигиены является процесс взаимодействия организма человека с различными факторами окружающей среды

Объектом изучения гигиены является индивидуальное, коллективное и общественное здоровье отдельных людей, находящееся в постоянной взаимосвязи с факторами окружающей среды.

Понятие о медицинской профилактике

Медицинская профилактика – это одно из важнейших направлений современной медицины. Цель медицинской профилактики заключается в сохранении здоровья человека любого возраста, в предупреждении развития или прогрессирования заболеваний. Существует несколько уровней профилактики, а также различные ее виды, каждый из которых имеет свои направления и принципы.

Выделяют следующие основные уровни медицинской профилактики.

1. Государственный предусматривает различные законодательные меры, направленные на повышение уровня жизни населения страны (создание единого календаря вакцинации, обязательного к выполнению).

2. Общественный реализовывается в пределах конкретного предприятия или группы людей, проживающих на определенной территории, направлен на создание необходимых условий труда (например, питьевой режим в горячих цехах) или проживания (озеленение территории вокруг жилого массива).

3. Семейный предполагает регулярное сбалансированное питание, соблюдение гигиенических норм в помещении, режима труда и отдыха, а также организация правильного развития ребенка.

4. Индивидуальный – это комплекс конкретных действий, выполнение которого зависит от каждого человека в отдельности, например, проведение закаливающих процедур, цель их заключается в подготовке в сезон простудных заболеваний.

Виды профилактики:

1. Первичная предполагает меры, направленные на недопущение развития любого инфекционного и неинфекционного заболевания.

2. Вторичная предусматривает комплекс мер, сосредоточенных на стабилизации состояния человека уже больного, недопущение дальнейшего прогрессирования патологии.

3. Третичная (признается не всеми специалистами) подразумевает виды реабилитации пациентов, которые в силу тяжести заболевания утратили первоначальное качество жизни.

Методы гигиенических исследований, гигиеническое нормирование.

Методы гигиенических исследований делятся на две группы:

В первую группу включаются методы, с помощью которых изучают состояние факторов внешней среды:

1) Метод санитарно-гигиенического обследования – включает санитарное описание объекта изучения, с чего начинается любое гигиеническое исследование: характеризуется санитарно-топографическое, санитарно-техническое, санитарно-эпидемиологическое состояние объекта исследования, описываются недостатки и сроки их возможного устранения, объем и характер необходимых лабораторных исследований.

2) Методы лабораторных исследований:

А) физический метод исследования – измерение температуры, скорости движения воздуха, шума, вибрации и т.д.

Б) санитарно-химический метод – химический анализ воды, пищи и т.д.

В) микробиологический метод: прямой – бактериологический: определение количества микробов и их вредность и вирусологический– тоже с вирусами. Когда нельзя выявить вредных микроорганизмов, определяют их косвенным методом – по числу сопутствующих им безвредных микроорганизмов (кишечной палочки)

Г) токсикологический (биологический) метод – на экспериментальных животных (птицах, мышах, крысах) определяется наличие вредного вещества и его воздействие на здоровье и потомство

Д) экспресс-метод - позволяет быстро определить наличие вредного фактора, например в гражданской обороне – отравляющего вещества

Ко второй группе относятся методы, оценивающие реакцию организма на воздействие вредных факторов:

А) экспериментальный метод – для определения неизвестных свойств вредных факторов

Б) метод физиологических наблюдений – для наблюдения за здоровьем проживающего населения и сравнения его со здоровьем в другой местности или другим временем

В) метод клинических наблюдений – когда профилактические осмотры и диспансерное наблюдение дают возможность по годам сравнивать динамику здоровья населения в данной местности или коллективе


Два этапа:

1 – эмперический

2- экспериментальный. Внедрение в практическую деятельность результатов научных исследований.

Общая гигиена – это пропедевтическая дисциплина, изучающая закономерности влияния окружающей среды и человека, научные принципы санитарно-гигиенических мероприятий по оптимизации условий жизни и труда населения.

Задачи позволяют заложить фундаментальную основу врача медико-профилактического профиля и вооружить его методами, позволяющими качественно оценить характер воздействия, поиск среды и проанализировать эффективность профилактических мероприятий.

Этапы и методы гигиенического исследования:

1) Определить цели и задачи исследования;

2) Знакомство с нормативно-техническими документами по данному объекту, выбор метода исследования;

4) Контроль выполнения предписания.

1) Эпидемиологический метод изучения здоровья;

2) Метод санитарного обследования;

3) Метод гигиенической экспертизы (натуральный и лабораторный);

4) Метод санитарной экспертизы

Эпидемиологический метод:

Совершенствование способов изучения здоровья населения под влиянием различных эндо- и экзогенных социальных и природных факторов.

Сущность метода заключается в том, что с его помощью изучается не только здоровье отдельного человека, но и группы людей, сформированных по определенным признакам (возраст, пол, стаж и условия работы, место жительства)

4 способа реализации метода:

1) санитарно-статистическое изучение

2) метод обследования популяции

3) клиническое наблюдение за отобранными людьми

4) натуральный эксперимент среди населения

1) Сущность санитарно-статистического способа заключается в изучении здоровья человека для характеристики здоровья населения; использование официальных документов и отчетов, содержащих информацию для расчета по специальным формулам различных показателей здоровья. К их числу относятся:

· Показатель заболеваемости:

Первичная заболеваемость – число впервые зарегистрированных в этом году больных на 1000 населения.

Общая заболеваемость – на 1000 населения.

· Демографические показатели естественного движения населения (рождаемость, смертность)

· Показатели физического развития

· Показатели инвалидности

2) Метод обследования популяции. Сущность: специально организованная группа врачей различных профессий обследуют группу населения, которая подверглась воздействию исследуемого фактора. Одновременно могут проводить простые лабораторные исследования, выявлять факторы риска и жалобы, антропометрические данные.

Результаты данных подвергаются обработки санитарно-статистическим методом или географическим

При проведении медицинского обследования для полной коррекции результатов необходимо правильно сформировать группу обследуемых, одна их которых должна быть контрольной, соответствовать основной за исключением того, что они не подлежат воздействию изучающего фактора.

3) Клиническое наблюдение за отдельно отобранными группами. Углубленное клиническое, инструментальное, лабораторное обследование и динамическое наблюдение в условиях стационара.

4) Натуральный эксперимент среди населения. В комплексе изучается здоровье группы людей, подверженных острому или хроническому воздействию определенных факторов, химической, физической или биологической природы. При этом используются все описанные способы реализации этиологического метода.

Использование многофакторного анализа позволяет оценить совокупность и изолированную особь на состояние здоровья, т.е. выявить удельный вес каждого из них, разработать комплексные профилактические мероприятия.

Все описанные способы реализации эпидемиологического метода проводятся в форме поперечных и продольных исследований. Наиболее простая и распространенная форма – это поперечное или одномоментное исследование. Осуществляется наблюдение за воздействием окружающей среды на здоровье населения в данный момент без динамического слежения. При этом можно установить уровень здоровья или выявить те факторы среды, которые влияют на развитие заболевания.

Проспективный анализ – сравниваются две группы людей, одна подвержена воздействию окружающей среды, другая нет.

Ретроспективное исследование двух групп, в одной из которых здоровые люди, в другой – больные, у которых выявлены факты, приведшие к развитию заболевания.

Длительное динамическое эпидемиологическое исследование называют продольным. Оно может быть параллельным и непараллельным.

Параллельным называют исследование, при котором время проведения самого исследования и период собственно инфекции совпадают.

При непараллельном исследовании период заболевания находится в прошлом, т.е. для его применения необходимы архивные данные.

Метод подходит для исследования здоровья и факторов окружающей среды. З группы:

1) Исследуется в процессе научного поиска, двигаясь от известного факта к состоянию здоровья.

2) От состояния здоровья к выясненному влиянию фактора

3) Используются оба подхода

Заключительным этапом является построение математической модели, описывающей зависимость уровня здоровья от исследуемых факторов. В процессе анализа устанавливается роль каждого исследуемого фактора на влияние состояния здоровья.

2. Метод санитарного обследования. Врач на основании собственного визуального наблюдения, опроса населения или персонально проводимого санитарного описания составляет заключение о санитарном состоянии обследуемого объекта. Оно оформляется в виде акта с конкретным изложением недостатков и нарушений.

Предписание – направление руководителя объекта для включения в план социально-экономического предприятия.

Два вида:

1) Санитарное описание

2) Углубленное санитарное обследование с применением инструментально-лабораторных методов исследования.

Задачи: оценка санитарного состояния того или иного объекта по внешним признакам. При этом описанию подлежат только те, которые прямо или косвенно могут нанести ущерб здоровью. Ему подлежат все объекты окружающей среды, условия труда и отдыха населения.

Анкетирование – с помощью вопросов исследователь получает субъективную оценку действительности, затем данные обрабатываются и могут служить объективной оценкой санитарного описания мест. При этом выясняются вопросы:

1) Характер рельефа местности

2) Условия для стока атмосферных вод

3) Ориентировка исследуемого участка местности по сторонам света и его отношение к господствующим ветрам, условиям естественного освещения

4) Зеленые осаждения

5) Местоположение объектов загрязняющих местность

6) Расположение к промышленным предприятиям, транспортным магистралям, к источникам шума и загрязнителям атмосферного воздуха

7) Высота стояния грунтовых вод

При выборе участка санитарный врач должен помнить, что рельеф местности должен способствовать естественному стоку атмосферных осадков.

Метод санитарного описания дает возможность лишь начать характеристику для количественной оценки воздействия окружающей среды и наличии взаимоотношений. Дополнительно используются инструментально-лабораторные исследования:

Физические

Химические

Биологические методы.

Составляются карты с подробным описанием, должны быть записаны дефекты и план реализации. Дается оценка путем сравнения с нормативными документами.

3. Метод гигиенического (натурального) эксперимента.

Выделяют натуральный и лабораторный.

Сущность натурального гигиенического состоит в том, что санитарный врач в реальных условиях трудовой деятельности (промышленные предприятия, школы, дошкольные учреждения) изучают факторы окружающей среды (воздух, вода, почва, продукты питания) дает им качественную и количественную характеристики и выявляют их влияние на здоровье и санитарно-бытовые условия жизни человека.

Различают два разных метода натурального эксперимента:

1) Эксперимент по изучению влияния факторов окружающей среды на здоровье людей

2) Натурально-гигиенический эксперимент по изучению качественной и количественной характеристик природной среды, измененной в результате трудовой деятельности человека

От эпидемиологического данный метод имеет несколько отличий:

Изучает здоровье не всего населения, а только наиболее чувствительного (дети)

Имеет возможность изучать состояние здоровья в условиях изменения интенсивности изучаемого фактора.

При проведении натурального эксперимента влияния человека на окружающую среду, санитарный врач должен не только дать качественную и количественную оценку вызванных изменений, но и дать оценку опасности их возможного неблагоприятного влияния на здоровье человека.

Метод лабораторно-гигиенического эксперимента.

Сущность: на математических моделях или лабораторных установках путем расчета или проведенных экспериментов проводят обоснование гигиенических нормативов:

Эксперимент по изучению влияния факторов окружающей среды на здоровье человека

Лабораторный эксперимент по изучению факторов окружающей среды.

Сущность первого заключается в том, что не в натуральных, а лабораторных условиях по заданным программам изучают влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, при этом возможно проведение эксперимента на моделях – добровольца или на животных – с последующей экстраполяцией данных, полученных на животных на человека. Исследование на добровольцах допускается в том случае, когда имеется полная безопасность исследования для человека. Чаще всего такие исследования проводят с целью научного обоснования гигиенических нормативов, чаще всего для обоснования максимальных размеров ПДК для воздуха, терморегуляции.

На животных лабораторно-гигиенический эксперимент проводится в целях выявления влияния на организм факторов природы (физические, химические и, биологические). Опыты ставят на разных видах животных (белые мыши, кошки, собаки).

Лабораторно-гигиенический эксперимент по изучению влияния факторов окружающей среды проводят по заданной программе и заключается в том, что санитарный врач изучает качественные и количественные характеристики параметров природной среды, их изменения, род влияния тех или иных загрязняющих веществ в лабораторных условиях на специальных моделях и полузаводских установок. При этом можно более точно по заданным программам создать и изменить параметры различных факторов и тем самым прогнозировать ситуации, которые могут возникнуть в дальнейшем в жизни человека.

4. Метод санитарной экспертизы.

Под экспертизой подразумевается исследование и разрешение каких либо вопросов лицами, владеющими специальными знаниями в данной области науки, лицо владеющее медицинскими знаниями и имеющие специальный опыт работы в определенной отрасли.

Этот метод в работе санитарного врача применяется главным образом при осуществлении предупредительного санитарного надзора. Предупредительный санитарный надзор представлен встроенной системой мероприятий, законодательных актов, научно обоснованных гигиенических нормативов и правил, направленных на охрану окружающей среды, улучшение жилищно-бытовых условий, охрану труда и отдыха в соответствии с социальными, физиологическими и психическими потребностями.

При осуществлении предупредительного надзора санитарная экспертиза проводится на всех этапах надзора: выбора и отвода земельного участка под строительство, проектирование объекта, строительства объекта, вводе его в эксплуатацию. При санитарной экспертизе на всех этапах предупредительного надзора санитарным врачом обязательно дается заключение о соответствии санитарно-гигиеническим требованиям, установленным в законодательном порядке.

Санитарная экспертиза проводится в несколько этапов, включая в себя:

1) Проверка полноты представленного на проверку материала по данным сопроводительного письма. Проектный материал должен содержать: сопроводительную записку, графический материал (генеральный план участка, ситуационный план местности, поэтапные планы зданий, разрезы зданий и его фасады, планы санитарно-технического устройства, примечание). В примечании представлены материалы на основании которых проектируется строительство данного объекта: акт о выделении земельного участка, заключение о выборе и отведении земельного участка, решение администрационного пункта о строительстве, санитарное задание на проектирование.

2) Регистрация представленного материала на экспертизу в специальных журналах

3) Подбор и ознакомление со специальными нормативными документами

4) Собственно экспертиза проекта

5) Письменное оформление заключения, которое состоит из двух частей: 1-протокол составления проекта; 2-заключение.

В первой - все данные и рассмотренные нарушения гигиенических требований и отступлений от норм и правил. Во второй – вынос вердикта (согласовать/отклонить).



Гигиена, как наука, не мыслима без лабораторных исследований с использованием химии, физики, биологии, математики, общественных наук. Эти исследования проводятся регулярно на всех уровнях государственного контроля и делятся на две группы:

1) методы, с помощью которых изучают состояние факторов внешней среды;

П) методы, оценивающие реакцию организма на воздействие вредных факторов.

В первую группу включаются:

1) Метод санитарно-гигиенического обследования – включает санитарное описание объекта изучения, с чего начинается любое гигиеническое исследование: характеризуется санитарно-топографическое, санитарно-техническое, санитарно-эпидемиологическое состояние объекта исследования, описываются недостатки и сроки их возможного устранения, объем и характер необходимых лабораторных исследований.

2) Методы лабораторных исследований :

А) физический метод исследования – измерение температуры, скорости движения воздуха, шума, вибрации и т.д.;

Б) санитарно-химический метод – химический анализ воды, пищи и т.д.;

В) микробиологический метод: прямой – бактериологический : определение количества микробов и их вредность и вирусологический – тоже с вирусами. Когда нельзя выявить вредных микроорганизмов, определяют их косвенным методом – по числу сопутствующих им безвредных микроорганизмов (кишечной палочки);

Г) токсикологический (биологический) метод – на экспериментальных животных (птицах, мышах, крысах) определяется наличие вредного вещества и его воздействие на здоровье и потомство;

Д) экспресс-метод - позволяет быстро определить наличие вредного фактора, например в гражданской обороне – отравляющего вещества.

Методы второй группы составляют:

А) экспериментальный метод – для определения неизвестных свойств вредных факторов;

Б) метод физиологических наблюдений – для наблюдения за здоровьем проживающего населения и сравнения его со здоровьем в другой местности или другим временем;



В) метод клинических наблюдений – когда профилактические осмотры и диспансерное наблюдение дают возможность по годам сравнивать динамику здоровья населения в данной местности или коллективе;

Г) социологические исследования и санитарно-статистические методы – смертность, рождаемость, брачность и т.д. – дают возможность проанализировать происходящие изменения в обществе;

Д) анкетно-опросный метод – используются анкеты с различными вопросами, в т.ч. интимного характера, на которые часто получают ответы анонимно; ответы на них играют важную роль в разработке гигиенических рекомендаций.

Если методы первой группы применяются в практических учреждениях для повседневных исследований, то методы второй группы используются в НИИ для научных обоснований и научно-практических выводов.

Гигиеническое нормирование:

В современных условиях проблема профилактики неблагоприятного воздействия вредных факторов на человека выдвигается на первое место, из них химическое воздействие на человека занимает ведущее место. Сейчас человек сталкивается с более 650 тысячью вредных химических веществ и лишь 1/5 часть из них детально изучены. Ежегодно появляется до 600 новых неизвестных химических соединений. Изучено действие лишь около 1000 соединений. Действие остальных, как правило, не известно, а для изучения действия только одного соединения требуется до 1 млн долларов и продолжительный срок (до 1-3 лет).

Как же защитить человека от вредных воздействий? Существует три направления:

А - убрать вредный фактор. Применяется на производствах путем замены технологии (например, непосредственное рентгенологическое обследование заменено на компьютерно-дистанционное).

Б – уменьшить действие вредного фактора: 1) сократить время работы с ним (радиоактивные вещества) или 2) уменьшить концентрацию вредных веществ в рабочей зоне; когда невозможно, исходя из современных условий, прекратить полностью контакт с вредным фактором, то вводятся ограничения - гигиенические нормативы..

В – защитить здоровье человека: 1) профилактические мероприятия – медосмотр при приеме на работу; 2) диспансеризация – своевременно выявить начало болезни; 3) применение защитных средств – респираторов, перчаток и т.д.; 4) соблюдение требований охраны труда и производственной безопасности (использование перчаток при заборе крови для профилактики СПИДа).

Гигиеническое нормирование осуществляется с помощью санитарно-гигиенических нормативов – это установленные в законодательном порядке, обязательные для исполнения всеми ведомствами допустимые уровни содержания химических соединений в объектах окружающей среды.

Гигиенические нормативы – это уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной работе (40 час. в неделю) в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья.

Впервые в мире в СССР с 20-х годов введено законодательство на предельно-допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ, начато изучение их действия на организм. Сейчас санитарно-гигиенические нормативы существуют во всех промышленно развитых странах.

С 1992 г введена обязательная государственная регистрация химических соединений, осуществляемая Российским Регистром потенциально опасных химических и биологических соединений. В основе гигиенического нормирования химических веществ лежат следующие принципы: 1) принцип безвредности – первостепенное значение имеет действие вещества на организм человека, а потом уже экономическая и технологическая выгода; 2) принцип опережения – обоснование разработки профилактических мероприятий защиты от вредного вещества должно предшествовать моменту его внедрения в производство; 3) принцип порогового действия – т.е. снижение его концентраций до таких, какие не вызывают неблагоприятных изменений (кроме пороговых мутагенных и канцерогенных, которые еще недостаточно изучены) и 4) принцип единства экспериментальных и натурных исследований, т.е. на животных и на людях.

У нас в стране применяются три типа нормировочных показателей ПДК, ПДУ, ОБУВ и ОДУ. В основе гигиенического нормирования лежат научные исследования, обосновывающие безвредность определенной концентрации вещества или уровня физического воздействия на человека, а также уровень законодательного их утверждения для обязательного применения на практике.

ПДК - предельно-допустимая концентрация - применяется для химических веществ, когда действие соединения изучено, а концентрация вещества на рабочем месте не влияет на здоровье или на потомство; законодательно утверждается постановлением Правительства, поэтому обязательно для исполнения всеми предприятиями.

ПДУ - предельно допустимый уровень то же самое для физических факторов (например, уровня шума, света, концентрации пыли на коже человека и т.д.)

Когда действие вещества недостаточно изучено и оно еще исследуется, вводятся временные ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ ), а для мало изученных и не исследуемых в настоящее время – ориентировочные допустимые уровни (ОДУ ). Обоснование временных нормативов проводится на основании ускоренных экспериментальных и расчетных методов (для ОБУВ) или по аналогии с уже известными веществами (для ОДУ). Временные нормативы утверждаются Главным государственным санитарным врачом РФ и применяются не повсеместно, а на конкретных производствах. Все гигиенические нормативы после утверждения входят в состав государственных санитарно-гигиенических норм, правил и стандартов.