Основные направления добровольной граждан к военной службе. Обязательная подготовка граждан к военной службе

Статья 11. Обязательная подготовка гражданина к военной службе
1.Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:
получение начальных знаний в области обороны;
подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;
военно-патриотическое воспитание;
подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
медицинское освидетельствование;
2. Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Получение гражданами начальных знаний в области обороны
Федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального и среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.

Статья 13. Подготовка граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций
1. До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения.
Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы предусматривает проведение с такими гражданами учебных сборов.
2. Граждане мужского пола, достигшие возраста 16 лет, работающие в организациях и не прошедшие подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, привлекаются к занятиям по основам военной службы в учебных пунктах, создаваемых в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
3. Утратил силу с 1 января 2005 г.

Статья 14. Военно-патриотическое воспитание граждан
1. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления совместно с Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, и должностными лицами организаций обязаны систематически проводить работу по военно-патриотическому воспитанию граждан.
2. Граждане, прошедшие подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, пользуются преимущественным правом на поступление в военные образовательные учреждения профессионального образования.
Подготовка, полученная гражданами в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, учитывается призывными комиссиями при определении вида и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, а также других войск, воинских формирований и органов, в которых они будут проходить военную службу по призыву.
Положение об указанных объединениях утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
3. Финансирование деятельности по военно-патриотическому воспитанию граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета. Дополнительное финансирование этой деятельности может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и внебюджетных средств с согласия собственников этих средств.

Статья 15. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям
1. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указанную подготовку получают граждане мужского пола, достигшие возраста 17 лет, в том числе учащиеся образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, в которых такая подготовка является составной частью профессиональной образовательной программы.
Учащиеся (воспитанники) иных образовательных учреждений подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин не получают.
Количество граждан, подлежащих подготовке по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин, определяется Министерством обороны Российской Федерации.
2. Гражданин, овладевший сложной военно-учетной специальностью солдата, матроса, сержанта, старшины, включенной в перечень, определяемый Правительством Российской Федерации, при призыве на военную службу вправе выбрать вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы с учетом реальной потребности в таких специалистах.
3. Мероприятия, устанавливаемые настоящей статьей в части подготовки граждан по военно-учетным специальностям в общественных объединениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации и осуществляются Министерством обороны Российской Федерации.

Статья 16. Утратила силу.

Статья 17. Добровольная подготовка гражданина к военной службе
1. Добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:
занятие военно-прикладными видами спорта;
обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военные оркестры);
обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
обучение по программе военной подготовки в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
2. Добровольная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 18. Занятия граждан военно-прикладными видами спорта
1. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеют право заниматься военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных учреждениях, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности.
2. Граждане, которым в установленном порядке присвоены спортивный разряд кандидата в мастера спорта, первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, пользуются преимущественным правом на поступление в военные образовательные учреждения профессионального образования.
Спортивная подготовка указанных граждан учитывается призывными комиссиями при определении вида и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, а также других войск, воинских формирований и органов, в которых они будут проходить военную службу по призыву.

Статья 19. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и военных оркестрах
1. Образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, являются суворовские военные училища, нахимовские военно-морские училища и военно-музыкальные училища, создаваемые Правительством Российской Федерации. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти имеет право создавать и иные образовательные учреждения среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан. Положения об указанных образовательных учреждениях утверждаются Правительством Российской Федерации.
2. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, осуществляется также в военных оркестрах. Положение о воспитанниках военных оркестров утверждается министром обороны Российской Федерации или руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.
3. Несовершеннолетние граждане - сироты, а также несовершеннолетние граждане, оставшиеся без попечения родителей, поступающие в образовательные учреждения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, либо в военные оркестры, зачисляются в них без экзаменов по результатам собеседования и медицинского освидетельствования.

Статья 20. Обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах
1. Гражданин до достижения им возраста 30 лет, обучающийся по очной форме обучения в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годный к военной службе по состоянию здоровья, отвечающий профессионально-психологическим требованиям, предъявляемым к конкретным военно-учетным специальностям, и прошедший в Министерстве обороны Российской Федерации конкурсный отбор, вправе заключить с Министерством обороны Российской Федерации договор об обучении по программе военной подготовки офицеров запаса на военной кафедре при этом образовательном учреждении. Гражданину, проходящему обучение по программе военной подготовки офицеров запаса, выплачивается за счет средств федерального бюджета дополнительная стипендия в порядке и размере, определяемых Правительством Российской Федерации.
1.1. Договор, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, не может быть заключен с гражданином, имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, а также с гражданином, подвергающимся уголовному преследованию.
2. Гражданин, не заключивший договор, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, не может обучаться на военной кафедре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.
3. Обучение граждан по программе военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования осуществляется в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Указанная программа может предусматривать обучение граждан женского пола.
4. Министерство обороны Российской Федерации по согласованию с федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования осуществляет подбор и направление военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, для назначения не на воинские должности преподавательского состава военной кафедры при этом образовательном учреждении.
5. Граждане мужского пола, обучающиеся по программам подготовки офицеров запаса, проходят учебные сборы или стажировки, предусмотренные программами подготовки офицеров запаса. Указанные учебные сборы или стажировки приравниваются к военным сборам.

Статья 20.1. Обучение граждан по программе военной подготовки в учебных военных центрах
1. Гражданин до достижения им возраста 24 лет, обучающийся по очной форме обучения в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годный к военной службе по состоянию здоровья и отвечающий установленным настоящим Федеральным законом требованиям к гражданам, поступающим на военную службу по контракту, вправе заключить с Министерством обороны Российской Федерации договор об обучении по программе военной подготовки в учебном военном центре при этом образовательном учреждении и о дальнейшем прохождении военной службы по контракту после окончания образовательного учреждения. Гражданину, обучающемуся по программе военной подготовки в учебном военном центре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, выплачиваются за счет средств федерального бюджета дополнительная стипендия, дифференцированная в зависимости от уровня его успеваемости по указанной программе, а также другие выплаты в порядке и размере, определяемых Правительством Российской Федерации.
2. Гражданин, не заключивший договор, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, не может обучаться по программе военной подготовки в учебном военном центре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.
3. Гражданин, заключивший договор, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, обязан непосредственно после окончания федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования заключить контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, в соответствии с подпунктом "д" пункта 3 статьи 38 настоящего Федерального закона. В случае отказа от заключения контракта о прохождении военной службы гражданин возмещает в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи средства федерального бюджета, затраченные на его подготовку в учебном военном центре. При этом указанный гражданин подлежит призыву на военную службу в соответствии с настоящим Федеральным законом.
4. Министерство обороны Российской Федерации или иной федеральный орган исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, непосредственно после окончания гражданином федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования заключает с указанным гражданином контракт о прохождении военной службы в соответствии с подпунктом "д" пункта 3 статьи 38 настоящего Федерального закона и присваивает ему воинское звание офицера.
5. Гражданин, от5. Гражданин, отчисленный из учебного военного центра при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования за нарушение устава или правил внутреннего распорядка образовательного учреждения либо не заключивший контракт о прохождении военной службы в соответствии с договором, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, возмещает средства федерального бюджета, затраченные на его подготовку в учебном военном центре и исчисленные в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в договор, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи.
6. Прием граждан для обучения в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования осуществляется в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
7. Министерство обороны Российской Федерации по согласованию с федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования, при котором создан учебный военный центр, осуществляет подбор и назначение преподавательского состава указанного учебного военного центра.

Статья 21. Участие Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, в подготовке граждан к военной службе
1. Министерство обороны Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба:
участвуют в разработке перечня военно-учетных специальностей и военно-прикладных видов спорта;
разрабатывают совместно с федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению требования к состоянию здоровья граждан, призываемых или поступающих на военную службу, а также проходящих военную службу;
разрабатывают совместно с федеральным органом исполнительной власти по образованию федеральные государственные образовательные стандарты, программы и методики подготовки граждан к военной службе;
участвуют в создании, финансировании и материально-техническом обеспечении образовательных учреждений среднего (полного) общего образования, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, образовательных учреждений среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, военных кафедр и учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также организаций, которые осуществляют подготовку граждан к военной службе на договорной основе.
2. Отбор граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также кандидатов для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы для исполнения специальных обязанностей военной службы осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

14.10.2013 11072 0

Цель: Изучить цели, задачи и составляющие обязательной подготовки граждан к военной службе.

Ход урока:

Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

Вы знаете, что с весеннего призыва 2008 г. установлен новый срок службы для военнослужащих по призыву - 12 месяцев. Все вы пойдете служить именно на этот срок. Российская общественность в целом одобрила сокращение сроков службы и приближение их к стандарту, принятому в развитых странах Европы. У руководства Вооруженными силами и другими войсками эти изменения в военном законодательстве вызвали определенную оза­боченность. Дело в том, что в армии и на флоте осталось совсем немного специальностей, по которым среднестатистического призыв­ника можно за год подготовить до приемлемого в войсках уровня. Остальные специальности требуют срока подготовки, превышающе­го срок службы. Воинские должности по этим специальностям необ­ходимо комплектовать военнослужащими по контракту. Кстати, именно так поступают в вооруженных силах европейских стран, в которых предусмотрен смешанный принцип комплектования - призыв плюс контракт. Кроме того, много времени отнимает психо­логическая адаптация молодых людей к условиям военной службы - иногда до полугода. До завершения психологической адаптации лич­ности обучение новобранца идет крайне неэффективно.

Для разрешения этого противоречия и предназначена обязатель­ная подготовка к военной службе. В ходе мероприятий, которые она и себя включает, происходит первичная адаптация молодого челове­ка к военной службе, формируется мотивация на военное обучение, вырабатываются необходимые морально-психологические качества. Обязательная подготовка к военной службе и будет темой сегодняш­него занятия.

Вопросы для активизации знаний.

1. Для чего организуется обязательная подготовка к военной службе?

2. Почему этот вид подготовки называется обязательным?

3. Каково содержание обязательной подготовки к военной службе?

4. Какие органы занимаются обязательной подготовкой граждан к военной службе?

5. Как вы думаете, существовала ли в нашей стране ранее система обязательной подготовки к военной службе?

6. Существует ли такая система за рубежом?

Беседа. В дополнение к параграфу 2,3 (с. 40-46).

«Вневойсковая подготовка граждан к военной службе существует практически во всех странах Западной Европы и США. Например, в ФРГ, Великобритании и Франции такая подготовка проводится в школах штатными офицерами по делам молодежи, организующими и координирующими деятельность различных органов управления и общественных организаций по военно-профессиональной ориентации молодежи.

В настоящее время НВП проходят 230 тыс. школьников США, которым вменено обязательное ношение соответствующей военной формы в период занятий.

В 1999 г., в целях улучшения качественного комплектования су­хопутных войск США и усиления военно-патриотического воспита­ния молодежи, министерством обороны США было принято решение об организации при средних школах страны дополнительно еще 250 кур­сов начальной военной подготовки. Эта программа расширения НВП оценивается сегодня в 100 млн долларов США и рассчитана на 5 лет при ежегодном открытии 50 новых курсов.

В 2005 г. в США данной подготовкой предполагается охватить 1620 средних школ. В качестве преподавателей на вновь открывае­мые курсы планируется привлекать офицеров в отставке, при этом учебные заведения будут выплачивать заработную плату, представ­ляющую собой разницу между размером пенсии и денежным содер­жанием офицера, находящегося на действительной военной службе.

В Российской Федерации обязательная подготовка граждан к во­енной службе организуется в соответствии с федеральными закона­ми «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», пос­тановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» и предусматривает:

- получение юношами начальных знаний в области обороны;

- подготовку по основам военной службы в государственном, му­ниципальном или негосударственном образовательном учреж­дении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профес­сионального образования и в учебных пунктах организаций;

- подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

Проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.
Сегодня стало очевидным, что отмена обязательной допризывной подготовки в 1991 г., предусматривавшей кроме начальной военной подготовки граждан проведение с ними лечебно-оздоровительных мероприятий и физической подготовки, стала одной из причин сни­жения престижа военной службы среди молодежи, девальвации в ee сознании понятия защитника Отечества, резко ухудшила качественные характеристики призывного контингента.

В частности, только за 10 лет с 1988 по 1998 гг. на 27% (с 92,7 до 65,7%) снизилась годность граждан к военной службе по состоянию здоровья, на 19% (с 92,8 до 73,8%) уменьшилось количество граждан, направленных в войска с начальным, средним профессиональным, средним (полным) общим образованием, на 40% (с 3,6до 43,6%) увеличилось количество нигде не работающих и не учащихся призывников. Угрожающий характер приняла тенденция уклонения граждан от призыва на военную службу. Так, если в 1985 г. от призыва уклонилось 443 человека, то уже после отмены допризывной подготовки осенью 1999 г. число таких граждан достигло почти 40 тыс.

Таким образом, принятое Правительством РФ постановление «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», позволит возродить традиции патриотического воспитания, сформировать нравственные нормы поведения будущих воинов, конкретизировать работу всех заинтересованных органов по подготовке граждан к военной службе, активизировать работу по укреплению здоровья и физического развития молодежи»

(По материалам В.Н. Путилина, начальника ГОМУ ГШ ВС РФ.)

Извлечение из Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе

« II . Порядок обязательной подготовки граждан к военной службе

2. Обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает

а)

б) подготовку по основам военной службы в государственном, муници пальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (пол ного) общего образования, образовательном учреждении начального профес­сионального и среднего профессионального образования и в учебных пунк­тах организаций независимо от формы собственности (далее именуются - учебные пункты);

в) военно-патриотическое воспитание [...]

5. Подготовка по основам военной службы предусматривается для граж­дан мужского пола и проводится в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение по­следних 2 лет обучения и в учебных пунктах...

6. Подготовка граждан по основам военной службы проводится в соответ­ствии с государственными образовательными стандартами [...]

18. Военно-патриотическое воспитание, являющееся составной частью обязательной подготовки граждан к военной службе, организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами мест­ного самоуправления совместно с Министерством обороны Российской Феде­рации и федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, и проводится в образовательных учреждени­ях основного общего образования, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего про­фессионального образования, в учебных пунктах, а также в военно-патри­отических молодежных и детских объединениях.

19. В военно-патриотическом воспитании граждан могут принимать участие общественные и религиозные объединения, деятельность которых разрешена на территории Российской Федерации».

Извлечение из Закона Российской Федерации «О воинской обя­занности и военной службе»:

Статья 11. Обязательная подготовка гражданина к военной службе

1. Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

- получение начальных знаний в области обороны;

- подготовку по основам военной службы в образовательном учрежде­нии среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;

- военно-патриотическое воспитание;

- подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сер­жантов и старшин по направлению военного комиссариата;

- медицинское освидетельствование;

2. Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Получение гражданами начальных знаний в области обо­роны

Государственными образовательными стандартами среднего (полного) об­щего образования, государственными образовательными стандартами на­чального профессионального и среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне го­сударства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражда­нами навыков в области гражданской обороны. Статья 13. Подготовка граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего професси­онального образования и в учебных пунктах организаций

1. До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях средне го (полного) общего образования, образовательных учреждениях начальной профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с государственными образова­тельными стандартами. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы предусматривает проведение с такими гражданами учебных сборов.

2. Граждане мужского пола, достигшие возраста 16 лет, работающие в организациях и не прошедшие подготовку по основам военной службы в образо­вательных учреждениях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, привлека­ются к занятиям по основам военной службы в учебных пунктах, создаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Статья 14. Военно-патриотическое воспитание граждан

1. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления совместно с Министерством обороны Российской Федерации, федеральными ор­ганами исполнительной власти, в которых настоящим Федеральным зако­ном предусмотрена военная служба, и должностными лицами организаций обязаны систематически проводить работу по военно-патриотическому вос­питанию граждан.

2. Гражданам, прошедшим подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, предоставляется преимущественное право на зачисление в избранные ими военные училища при условии соответствия всем требованиям к поступающим в военные образовательные учреждения профессионального образования. Подготовка, полученная гражданами в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, учитывается призывными комиссиями при определении вида и рода войск Вооруженных сил Российской Федерации, а также других войск, воинских формирований и органов, в которых они будут проходить военную службу. Положение об указанных объединениях утверждается Правительством Российской Федерации.

3. Финансирование деятельности по военно-патриотическому воспитанию граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета. Дополнительное финансирование этой деятельности может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и внебюджетных средств с согласия собственников этих средств.

Статья 15. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям

1. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанную подготовку получают граждане мужского пола, достигшие возраста 17 лет, в том числе учащиеся образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, в которых такая подготовка является составной частью профес­сиональной образовательной программы. Учащиеся (воспитанники) иных образовательных учреждений подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин не получают. Количество граж­дан, подлежащих подготовке по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин, определяется Министерством обороны Российской Федерации. Гражданин, овладевший сложной военно-учетной специальностью сол­дата, матроса, сержанта, старшины, включенной в перечень, определяемый Правительством Российской Федерации, при призыве на военную службу вправе выбрать вид и род войск Вооруженных сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы с учетом реальной потреб­ности в таких специалистах.

2. Мероприятия, устанавливаемые настоящей статьей в части подготовки граждан по военно-учетным специальностям в общественных объединениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации и осуществ­ляются Министерством обороны Российской Федерации.

Таким образом, основной целью обязательной подготовки граж­данина к военной службе являются: получение необходимых знаний в области обороны, медицинские обследования и освидетельствова­ния, а при необходимости, но с согласия гражданина - проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

В настоящее время обязательная подготовка гражданина к воен­ной службе предусматривает:

- получение начальных знаний в области обороны;

- подготовку по основам военной службы (в государственном, му­ниципальном или негосударственном образовательном учреждении);

- военно-патриотическое воспитание;

- подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матро­сов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

- медицинское освидетельствование и медицинское обследование;

- проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществля­ется в порядке, определяемом Правительством Российской Федера­ции.

Получение гражданами начальных знаний в области обороны осуществляется в образовательных учреждениях при изучении обя­зательного курса «Основы безопасности жизнедеятельности». На за­нятиях учащиеся:

- знакомятся с организацией системы защиты населения от по­следствий чрезвычайных ситуаций;

- изучают практические основы здорового образа жизни;

- получают необходимые знания об обороне государства и о воинской обязанности;

Приобретают практические навыки по гражданской обороне.
До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных уч реждениях. Эта подготовка предусматривает:

- знание положений статей Конституции и законов Россииской Федерации «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих» об основах обороны государства и военной службы, об основных требованиях уставов Вооружейных Сил;

- знакомство с образцами вооружения и военной техники, размещением и бытом личного состава воинских частей, их боевыми традициями;

- приобретение необходимых знаний и практических навыков по гражданской обороне, оказанию первой медицинской помощи.

Граждане, достигшие возраста 16 лет, не прошедшие подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях, при­влекаются к занятиям на учебных пунктах организаций.

Подготовка по основам военной службы завершается проведением учебных сборов. Подготовка по военно-учетным специальнос­тям проводится с гражданами мужского пола, достигшими возраста 17 лет. Ее задачами являются:

- воспитание юношей в духе готовности к выполнению воинско­го долга;

- приобретение знаний об устройстве вооружения, военной техники и навыков владения ими. Основная нагрузка по подготовке граждан по военно-учетным специальностям лежит на Российской оборонной спортивно-технической организации.

Организация и проведение лечебно-оздоровительных мероприя­тий возлагаются на учреждения системы здравоохранения, которые работают во взаимодействии с военными комиссариатами. Эти ме­роприятия включают:

- проведение ежегодных профилактических медицинских ос­мотров,

Лечения,

- диспансерного наблюдения за состоянием здоровья и физиче­ским развитием будущих призывников.

Военно-патриотическое воспитание как форма обязательной подго­товки граждан к военной службе преследует конечный результат - готовность юноши к защите Отечества, которая представляет собой комплекс морально-психологических, военно-технических и физиче­ских качеств, способность к их мобилизации в экстремальных услови­ях. Основные направления военно-патриотического воспитания:

- духовно-нравственное,

Историческое,

- политико-правовое, патриотическое,

- профессионально-деятельное,

- психологическое,

- воспитание на воинских традициях.

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

1. Как законодательство формулирует понятие «обяза­тельная подготовка к военной службе?

2. Каковы цели обязательной подготовки к военной службе?

3. Что включает в себя обязательная подготовка к военной службе?

4. Существует ли обязательная подготовка к военной службе за рубежом?

5. Где граждане России получают начальные знания в области Обороны?

6. Какие задачи решает военно-патриотическое воспитание граж­дан?

7. Что включает в себя медицинское освидетельствование граж­дан и для чего оно проводится?

8. Для чего организуется подготовка граждан по военно-учетным специальностям?

9. Кто проводит эту подготовку?

Домашнее задание.

1. Ситуационная задача. Гражданин М. после окончания 9-го класса нигде не работал и не учился. После этого он устро­ ился на должность курьера в коммерческую фирму, где и про работал до достижения 17-летнего возраста. При первоначальной постановке на воинский учет он изъявил желание пройти подготовку по военно-учетной специальности «водитель». Как должен поступить военный комиссар райо на, отвечая на просьбу гражданина М.?

2. Ситуационная задача. При одной из школ города организован во­енно-патриотический клуб. В нем проводит занятия по военной истории и воинским традициям священник местной церкви. Не противоречит ли такое положение закону, ведь школа в нашей стране отделена от церкви?

3. Обязательно ли изучение основ военной службы в негосударст­венном образовательном учреждении «Женская историко-филологи­ческая православная гимназия»?

4. Ситуационная задача. Обучающаяся в государственной школе в го­ роде Воронеже гражданка Молдовы Ирина С. подала заявление с просьбой допустить ее к прохождению военных сборов после окончания 10-го класса. Как должен ответить на это заявление директор школы?

Страницы учебника 40-47.

Что представляет собой обязательная подготовка граждан к военной службе? ОБЖ (11 класс) предполагает детальное знакомство с теорией, касающейся воинской службы. Практические навыки российские старшеклассники приобретают во время проведения учебных военных сборов.

Варианты подготовки

Всю подготовку россиян к военной службе подразделяют на две группы: добровольную и обязательную.

Для второго случая предполагается получение определенной информации в сфере обороны, проведение медицинского освидетельствования и обследования, а также осуществление лечебных и оздоровительных мероприятий.

ОБЖ

Для полноценной и своевременной подготовки современных школьников в рамках образовательных учреждений ведется курс ОБЖ. В его содержании есть обязательная подготовка граждан к военной службе, организуются военные сборы. Организуются медицинские осмотры школьников врачами: невропатологом, терапевтом, хирургом, стоматологом, отоларингологом. Если подобные мероприятия невозможны по месту жительства, старшеклассники направляются на осмотры в областные центры. Специальные комиссии, создаваемые для постановки граждан на воинский учет, представляют информацию о годности (негодности) граждан призывного возраста к выполнению своего гражданского долга.

Особенности обязательной подготовки

Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает ряд мероприятий:

  • приобретение первоначальных сведений в сфере обороны;
  • подготовку по основным вопросам военной службы в муниципальном, государственном либо негосударственном образовательном учреждение общего образования, профессиональных училищах;
  • осуществление военно-патриотического воспитания;
  • проведение медицинского обследования и освидетельствования;
  • лечебно-оздоровительные мероприятия;
  • подготовку по направлению сержантов, матросов, солдат.

Данная деятельность осуществляется в рамках реализации Федерального закона РФ, касающегося воинской обязанности.

Периоды обязательной подготовки

Обязательная подготовка граждан к военной службе делится на два периода.

Сначала осуществляется работа с гражданами допризывного возраста, которому соответствуют лица до времени постановки на начальный учет.

Второй период это обязательная подготовка граждан к военной службе лиц призывного возраста, которые состоят на учете, но еще не отправлены к месту последующей военной службы.

Особенности работы

На первом этапе обязательная подготовка граждан к военной службе не предусматривает выработку психологических качеств, которые необходимы для жизни в небольших группах, выявление индивидуальных возможностей и наклонностей, совершенствование физического здоровья.

Более целенаправленный характер приобретает деятельность во второй период подготовки.

Призывников знакомят с теоретическими аспектами службы по призыву, психологическими качествами, которыми должны обладать военнослужащие. Получив теоретическую базу о предстоящей службе, призывник планирует мероприятия по проведению индивидуальной подготовки, направленной на успешное выполнение определенной воинской специальности.

Существует подразделение должностей и специальностей, комплектуемых из старшин, сержантов, матросов на классы: водительские, наблюдения и связи, операторские, технологические, специального назначения.

Добровольность подготовки

Если обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает воспитание качеств, которые потребуются для службы, в обязательном порядке, то на добровольной основе граждане могут заниматься прикладными видами спорта, усваивать военно-учетные специальности. В качестве добровольной подготовки к прохождению военной службы также возможно и обучение курсантов (студентов) на военных кафедрах техникумов, колледжей, университетов.

Отметим, что обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает комплекс мероприятий, утвержденный на законодательном уровне, а для добровольной подготовки такой необходимости нет.

Для сирот мужского пола в нашей стране предусматривается вариант льготного зачисления в кадетские корпуса. Зачисление осуществляется только по результатам медицинского освидетельствования, от вступительных экзаменов такие несовершеннолетние граждане освобождаются.

Различные виды спорта

С какой целью в образовательные учреждения был введен курс ОБЖ? Обязательная подготовка граждан к военной службе, формирование у старшеклассников позитивного отношения к армии, стали основными причинами появления в школах данной учебной дисциплины.

Помимо учебного процесса, гражданин может заниматься одним либо несколькими прикладными видами спорта, чтобы добиться максимальной подготовки к выполнению своей воинской обязанности.

Например, изготавливать вертолеты, самолеты, ракеты, управлять ими, участвуя в разнообразных соревнованиях по авиамодельному спорту.

К данным видам спорта также относят туризм на моторных судах, греблю, соревнования на спортивных, гоночных, серийных транспортных средствах.

Некоторые мероприятия обязательной подготовки граждан к военной службе в настоящее время проводятся совместно с соревнованиями по морскому многоборью, дельтапланерному и мотоциклетному спорту.

Получение военно-учетных специальностей

Содержание обязательной подготовки граждан к военной службе включает теоретические вопросы, а для совершенствования полученных навыков важна практика. Именно для этого гражданам, которые будут призваны на военную службу, предлагаются разнообразные дополнительные образовательные программы, по которым они могут получить специальность военного характера. После завершения курса, граждане получают специальный документ, дающий им право на выбор рода войск (службы) согласно приобретенной специальности.

Помимо специальных образовательных центров, с подобной задачей успешно справляются военно-музыкальные, суворовские училища, кадетские корпуса.

В них проводится обязательная подготовка граждан к военной службе. ОБЖ (11 класс) средних школ, имеющих профильные также включает ряд вопросов, позволяющих вести психологическую подготовку старшеклассников к службе в рядах ВС нашей страны.

Особое внимание при обучении уделяется формированию в воспитанниках любви к военной службе, моральных и психологических качеств, дисциплинированности, патриотизма.

Студенты РФ, у которых обучение осуществляется по очным образовательным программам в государственных ВУЗах, имеют право проходить подготовку к армии на военных кафедрах, функционирующих на базе учебного заведения. Условием обучения является наличие положительного заключения медицинской комиссии о состоянии здоровья студента.

Оно предполагает включение военного обучения в качестве отдельного учебного курса в базовый план образовательного учреждения. Он состоит из теоретического материала, практического курса, учебных сборов, осуществляемых на базе военных полигонов, специальных учебных центров.

Военные сборы

Программы, направленные для подготовки офицеров запаса, именую военными сборами. Во время их проведения студентов называют курсантами. Срок проведения таких мероприятий по всем видам военным специальностей, помимо авиации, составляет 30 суток. В процессе обучения студенты периодически сдают зачеты, а после завершения полноценной теоретической подготовки, сдают экзамены. Принимают их специальные экзаменационные комиссии, которые создаются при учебных центрах, в воинских частях, либо в учебном заведении. Это и есть обязательная подготовка граждан к военной службе. Кратко о том, что именно должны уметь курсанты, преподаватели рассказывают им во время проведения лекционных и практических занятий.

В качестве начала прохождения военной службы для призывников считается день убытия к тому месту, которое указано в предписании военного комиссариата.

Особенности проведения медицинских комиссий

Согласно российскому законодательству, до первоначальной постановки на воинский учет все граждане страны мужского пола подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию. Министерствами обороны и здравоохранения разработаны определенные требования, согласно которым призывные комиссии принимают решение о годности (негодности) призывника к прохождению службы в воинских частях.

Помимо обследования врачами, осуществляется флюорографическое исследование органов грудной клетки, анализов мочи и крови. Во время обследования гражданина осуществляется также измерение массы тела и роста.

Оценка физического и психического состояния гражданина осуществляется по определенной категории. Группа «А» предполагает годность, «Б» означает годность с некоторыми ограничениями, «В» предполагает временную негодность к прохождению службы, а «Д» означает негодность.

Заключение

Для формирования положительного отношения у дееспособных граждан мужского пола в нашей стране сформирована специальная система мероприятий. Координатором всех программ и учебных сборов, проводимых средними и высшими учебными заведениями, выступают военные ведомства.

В последнее время существенно активизирована деятельность по формированию чувства патриотизма в подрастающем поколении России. Для этого на базах обычных общеобразовательных школ формируются профильные кадетские классы, в системе дополнительного образования создаются военно-патриотические клубы. Эти продуманные действия дают положительные результаты, повышают у молодежи престижность прохождения воинской службы.

Подготовка граждан к военной службе регламентирована Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Им установлены обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе.

Обязательная подготовка к военной службе предусматривает:
. получение начальных знаний в области обороны;
. подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;
. военно-патриотическое воспитание;
. подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
. медицинское освидетельствование.

С целью обеспечения соответствия индивидуально-психологических качеств граждан, призываемых на военную службу, современным требованиям в Вооруженных Силах Российской Федерации осуществляется профессиональный психологический отбор. Он представляет собой комплекс мер, направленных на качественное комплектование войск, конкретных воинских должностей.

Профессиональный психологический отбор позволяет решить следующие задачи:
. определить профессиональную пригодность граждан, поступающих на военную службу, и военнослужащих к подготовке и военной службе на воинских должностях;
. отобрать кандидатов для обучения в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации;
. обеспечить правильное распределение граждан, поступающих на военную службу, по профилям подготовки и воинским должностям;
. отобрать кандидатов для подготовки прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов — специалистов в учебных частях;
. осуществить углубленное психологическое изучение военнослужащих с признаками затрудненной адаптации к военной службе и обучению в целях разработки предложений командованию по проведению индивидуальной работы с ними;
. обеспечить комплектование экипажей, расчетов, команд, подразделений с учетом психологической совместимости;
. выявить лиц с нервно-психической неустойчивостью.

Профессиональный психологический отбор проводят специалисты . В своей работе они используют методы социально-психологического изучения и психофизиологического обследования.

Соответствие или несоответствие конкретного лица определенной должности, специальности и роду войск устанавливают при помощи специально разработанной классификации (см. приложение 1) . 

По результатам профессионального психологического отбора выносят оценку о профессиональной пригодности гражданина к исполнению обязанностей в сфере военной деятельности. Оценка заключается в одной из следующих формулировок:
. рекомендуется в первую очередь — первая категория профессиональной пригодности (полностью соответствует требованиям воинских должностей);
. рекомендуется — вторая категория профессиональной пригодности (в основном соответствует требованиям воинских должностей);
. рекомендуется условно — третья категория профессиональной пригодности (минимально соответствует требованиям воинских должностей, допускается обучение профессиональной деятельности при недостатке кандидатов);
. не рекомендуется — четвертая категория профессиональной пригодности (не соответствует требованиям воинских должностей).

Серьезные требования предъявляют сегодня к физическому развитию призывников , так как в армии они с первых дней сталкиваются со значительными физическими нагрузками.

Для нового пополнения воинских частей установлены нормативы по физической подготовке, которые указаны в таблице 3.

Источники

https://yadi.sk/d/RMekvQSoaosta

http://xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/obzh_11/obzh_materialy_zanytii_11.html

14.10.2013 12692 0

Цели урока. Изучить назначение, структуру и содержание добровольной подготовки к военной службе.

Проверка домашнего задания.

1. Ситуационная задача. Гражданин М. после окончания 9-го класса нигде не работал и не учился. После этого он устро­ился на должность курьера в коммерческую фирму, где и про­работал до достижения 17-летнего возраста. При первоначальной постановке на воинский учет он изъявил желание пройти подготовку по военно-учетной специальности «водитель». Как должен поступить военный комиссар райо­на, отвечая на просьбу гражданина М.?

Ответ: военный комиссар имеет право направить гражданина М. про­ходить подготовку по военно-учетной специальности, однако до этого граж­данин М. должен пройти подготовку по основам военной службы на одном из учебных пунктов организаций.

2. Ситуационная задача. При одной из школ города организован военно-патриотический клуб. В нем проводит занятия по военной истории и воинским традициям священник местной церкви. Не противоречит ли такое положение закону, ведь школа в нашей стране отделена от церкви?

Ответ: не противоречит. Пункт 19 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе гласит: «В военно-патриотическом воспитании граждан могут принимать участие общественные и религиозные объединения, деятельность которых разрешена на территории Российской Федерации».

3. Обязательно ли изучение основ военной службы в негосударственном образовательном учреждении «Женская историко-филологическая православная гимназия»?

Ответ: нет, т.к. такую подготовку должны проходить только юноши.

4. Ситуационная задача. Обучающаяся в государственной школе в городе Воронеже гражданка Молдовы Ирина С. подала заявление с просьбой допустить ее к прохождению военных сборов после окончания 10-го класса. Как должен ответить на это заявление директор школы?

Ответ: отказом. Причин здесь две - к прохождению военных сборов допускаются граждане России мужского пола.

5. Ответьте на вопросы:

1. Как законодательство формулирует понятие «обязательная подготовка к военной службе?

2. Каковы цели обязательной подготовки к военной службе?

3. Что включает в себя обязательная подготовка к военной службе?

4. Существует ли обязательная подготовка к военной службе за рубежом?

5. Где граждане России получают начальные знания в области обороны?

6. Какие задачи решает военно-патриотическое воспитание граж­дан?

7. Что включает в себя медицинское освидетельствование граж­дан и для чего оно проводится?

8. Для чего организуется подготовка граждан по военно-учетным специальностям?

9. Кто проводит эту подготовку?

Изучение нового материала. Вступительное слово учителя.

Как вы поняли из прошлого урока, обязательная подготовка к военной службе организуется и проводится для все граждан Российской Федерации мужского пола, достигших 16-летнего возраста. Граждане, не прошедшие обязательную подготовку к военной службе в учебных заведениях (школах, училищах, техникумах, лицеях колледжах и так далее) обязаны пройти ее до призыва на учебных пунктах, специально создаваемых для этой цели.

В то же время закон предусматривает и прохождение подготовки к военной службе на добровольных началах. При этом граждане сами выбирают программу подготовки, получают дополнительные по сравнению с обязательной подготовкой к военной службе знания умения и навыки. В некоторых случаях граждане, прошедшие добровольную подготовку к военной службе и успешно сдавшие выпускные экзамены, получают ряд преимуществ, которые позволяю им выполнять воинскую обязанность в ином порядке. Итак, тема сегодняшнего урока - добровольная подготовка к военной службе.

Вопросы для активизации знаний.

1. Как вы думаете, что такое добровольная подготовка к военной службе?

2. Что она включает в себя?

3. Каковы цели добровольной подготовки к военной службе?

4. Что вы знаете о суворовских, нахимовском военных училищах и кадетских корпусах?

5. Что вы знаете о военных кафедрах при гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ОУВПО)?

6. Что вы знаете об учебных военных центрах при гражданских ОУВПО?

Беседа. В дополнение к материалу, изложенному в параграфе 2.4 учебника (с. 47-50):

Комментарий к статьям 17-19 Закона «О воинской обязанности и военной службе». Извлечение.

Статья 17. Добровольная подготовка гражданина к военной службе

Комментарий к ст. 17

1. В ст. 17 Федерального закона «О воинской обязанности и воен­ной службе» регулируется один из видов подготовки граждан к военной службе - добровольная подготовка. Добровольная подготовка, так же, как и обязательная, осуществляется в порядке, определяе­мом Правительством Российской Федерации. На основании Феде­рального закона Правительством Российской Федерации принят ряд правовых актов, в которых определяется порядок добровольной под­готовки граждан к военной службе.

Добровольность подготовки гражданина к военной службе как характерный признак данного вида подготовки к военной службе предполагает, прежде всего, что принятие решения о прохождении этой подготовки зависит от волеизъявления гражданина. Наличие у граждан права принимать по своему усмотрению упомянутое реше­ние в наибольшей степени отличает ее от обязательной подготовки.

2. Формы добровольной подготовки гражданина к военной служ­бе, которыми являются следующие:

- занятие военно-прикладными видами спорта;

- обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образова­ния, а также в военных оркестрах Вооруженных сил Российской Фе­дерации, других войск, воинских формирований и органов;

- обучение по программе подготовки офицеров запаса на воен­ных кафедрах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном уч­реждении высшего профессионального образования.

3. Добровольность подготовки граждан к военной службе позволяет им самостоятельно избрать форму такой подготовки.

А. Занятие военно-прикладными видами спорта как форма добро­вольной подготовки выражается в занятии гражданами, подлежа­щими призыву на военную службу, определенными, включенными в специальный перечень видами спорта.

Б. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, является формой добровольной подготовки к военной службе граж­дан определенной возрастной группы. Эта подготовка осуществляет­ся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего обра­зования, а также в военных оркестрах.

Согласно п. 1 ст. 19 комментируемого Закона образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования с дополни­тельными образовательными программами являются суворовские военные училища, нахимовские военно-морские училища, военно-музыкальные училища, а также иные аналогичные образовательные учреждения, создаваемые Правительством Российской Федерации. К упомянутым иным образовательным учреждениям с дополнительными образовательными программами относятся кадетские (морские кадетские) корпуса. Кроме того, обучение по дополнительным образовательным программам может осуществляться в таких образовательных учреждениях, как кадетские школы (кадетские школы-интернаты).

Дополнительные образовательные программы предусматривают получение гражданами первичных знаний и навыков военного дела воспитание у них высоких морально-психологических, деловых организаторских качеств, физической выносливости и стойкости. По дополнительным образовательным программам ведется военная (военно-морская, летная), физическая, психологическая и другая специальная подготовка. Обучение по дополнительным образовательным программам в суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах, кадетских (морских кадетских) корпусах, кадетских школах и кадетских школах-интернатах включает практические полевые (морские) занятия.

Кроме того, обучение по дополнительным образовательным программам осуществляется в военных оркестрах.

В. Конечной целью обучения граждан на военных кафедрах является подготовка офицеров. Поэтому из числа форм добровольной подготовки граждан к военной службе наиболее высокий уровень такой подготовки обеспечивает обучение студентов по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.

4. Разработка государственных образовательных стандартов, программ и методик подготовки граждан к военной службе на военный кафедрах осуществляется с участием Министерства обороны Российской Федерации. Программы подготовки офицеров запаса на военных кафедрах могут предусматривать обучение граждан женского пола.

Обучаются на военных кафедрах граждане, которые заключили контракт об обучении по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре и о прохождении военной службы по призыву после получения воинского звания офицера. Обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации в Положении о военном обучении студентов. [...]

7. Учебные сборы или стажировки, предусмотренные программами подготовки офицеров запаса, проходят обучающиеся по этим программам граждане мужского пола.

Продолжительность учебных сборов (стажировок) по всем военным специальностям за исключением специальностей «штурман­ская авиация» и «штурманская морская авиация» - 30 дней.

Продолжительность учебных сборов (стажировок) по военным специальностям «штурманская авиация» и «штурманская морская авиация» - 75 дней, в том числе 30 дней - в каникулярное время основного обучения в образовательном учреждении высшего профес­сионального образования и 45 дней - после защиты дипломных про­ектов (работ).

8. В период военного обучения студенты сдают зачеты и экзаме­ны, которые учитываются наравне с оценками, полученными по дру­гим дисциплинам в образовательном учреждении высшего профессионального образования. После прохождения программы военного обучения и учебных сборов (стажировок) студенты сдают выпускные экзамены, которые проводятся в воинских частях (на кораблях), учебных центрах или при образовательном учреждении высшего профессионального образования и принимаются специально созданными для этого экзаменационными комиссиями.

Гражданам, успешно завершившим обучение по программе под­готовки офицеров запаса, в аттестационном порядке присваивается воинское звание офицера.

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

1. Что составляет правовую основу добровольной подго­товки гражданина к военной службе?

2. Какие формы дополнительной подготовки к военной службе вы теперь знаете?

3. Какие преимущества получают граждане, занимающиеся воен­но-прикладными видами спорта?

4. Для чего были созданы Суворовские и Нахимовские военные училища и какую задачу они решают сейчас?

5. Какова цель создания Военно-музыкального училища?

6. Чем отличаются кадетские корпуса от Суворовских и Нахимов­ского военного училища?

7. Как организована в настоящее время военная подготовка студентов государственных образовательных учреждений высше­го профессионального образования?

8. Чем отличается правовое положение студентов, обучающихся на военных кафедрах и студентов, обучающихся в учебно-воен­ных центрах?

9. Как исполняют военную обязанность выпускники военных ка­федр и военно-учебных центров?

Домашнее задание.

1. Отметьте знаком « + » мероприятия, относящиеся к до­бровольной подготовке граждан к военной службе:

Занятия в поисковых, военно-исторических, военно-патри­отических кружках, клубах, обществах и организациях;

- участие в работе школьных музеев, посвященных подвигам земляков в годы Великой Отечественной войны, войны в Афганистане, антитеррорис­ тической операции на Северном Кавказе;

- занятие военно-прикладными видами спорта;

- занятия боевыми единоборствами;

Участие в акциях молодежных движений, посвященных заботе о ветеранах Великой Отечественной войны;

Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в во­енных оркестрах Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

Самостоятельное овладение специальностями, родственными военно-учетным;

Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафед­рах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.

2. Ситуационная задача. Начальнику военной кафедры ПВО МГУ им. М.В. Ломоносова подано заявление о приеме от студентки Александры 3. физического факультета. Имеет ли право начальник кафедры допустить гражданку 3. к участию в сдаче испытаний для поступления на кафедру?

3. Ситуационная задача. Гражданин Н. регулярно с 12 лет занимался автомобильным спортом, к 17 годам стал мастером спорта в этом виде. После окончания школы он поступал в Рязанский военный инженерный автомо­бильный институт. После сдачи вступительных экзаменов Н. набрал количе­ство баллов, с которыми в институт могли зачислить только часть кандидатов. Зачислит ли начальник института гражданина Н. в военный институт?

Страницы учебника 47-50.