Освобождение конкурсного управляющего. Назначение конкурсного управляющего

Малков Николай Витальевич

Виды судебных актов арбитражного суда

Согласно статье 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает судебные акты в форме решения, постановления, определения.

Решения - Судебные акты, принимаемые арбитражными судами первой инстанции при рассмотрении дела по существу.

Арбитражные суды, которые рассматривают дела по существу по первой инстанции, указаны в статье 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Такими судами являются арбитражные суды республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, называемые арбитражными судами субъектов Российской Федерации.

Высший арбитражный суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции:

1) дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.

Постановления - Судебные акты, принимаемые арбитражными судами апелляционной и кассационной инстанций по результатам рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб, а также судебные акты, принимаемые Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по результатам пересмотра судебных актов в порядке надзора.

Определения - Все иные судебные акты арбитражных судов, принимаемые в ходе осуществления судопроизводства.

Самостоятельным судебным актом является протокольное определение (184-2, 184-2-абз.2,184-5 ).

В Арбитражном процессуальном кодексе имеются указания ещё на некоторые документы, которые принимает арбитражный суд в ходе осуществления судопроизводства, но которые нельзя отнести ни к решениям, ни к постановлениям, ни к определениям.

К таким документам относятся требования о представлении доказательств, сведений и других материалов, даче объяснений, разъяснений, заключений и иные требования, связанные с рассматриваемым делом (16-1-абз.2 ) То, что требования являются самостоятельными процессуальными документами, непосредственно вытекает из содержания абзаца 2 части 1 статьи 16 и части 2 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Требования являются также обязательными и подлежат исполнению органами, организациями, и лицами, которым они адресованы. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов (это как раз и определяет, что требования могут не содержаться в судебных актах, а являются самостоятельными документами) влечёт за собой ответственность, установленную арбитражным процессуальным кодексом и другими федеральными законами.

К таким документам относится особое мнение , которое судья, принимавший участие в коллегиальном рассмотрении дела и не согласный с мнением большинства, вправе изложить в письменной форме, и которое без оглашения приобщается к делу (20-2 ).

К таким документам относятся судебные извещения , содержание которых подробно изложено в статье 121

К таким документам относятся очень важные документы - протокол судебного заседания и протокол о совершении отдельного процессуального действия (155-2 ).

Вступление решения и постановления арбитражного суда в законную силу

статьёй 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение арбитражного суда первой инстанции месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. Если подана апелляционная жалоба, то решение арбитражного суда вступает в законную силу со дня принятия постановления суда апелляционной инстанции при условии, что решение арбитражного суда первой инстанции не отменено или не изменено постановлением суда апелляционной инстанции.

Из этого общего правила имеются четыре исключения пять исключений (изменено 21 октября 2012 года) , установленные частями 2 и 3 статьи 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

    Решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вступает в законную силу немедленно после его принятия.

    Решение Суда по интеллектуальным правам (добавлено 21 октября 2012 года)

    Решение по делам об оспаривании нормативных правовых актов вступает в законную силу немедленно после его принятия. Данное положение дублируется нормой, содержащейся в части 4 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

    Решение арбитражного суда по делам об административных правонарушениях вступает в законную силув сроки и в порядке, которые установлены арбитражным процессуальным кодексом или иным федеральным законом.

Согласно части 4 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти

В соответствии с часть 5 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по другим делам, в случаях предусмотренных арбитражным процессуальным кодексом или иными федеральным законом, вступает в законную силу в сроки и в порядке, которые установлены арбитражным процессуальным кодексом или иным федеральным законом.

Например, решение арбитражного суда об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих вступает в силу с даты его принятия (пункт 12 статья 23 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Необходимо отметить, что согласно абзацу 2 части 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации датой принятия решения является дата изготовления решения в полном объёме. Таким образом, видно, что арбитражный процессуальный кодекс смешивает понятия «день» и «дата» и не делает различий между этими понятиями.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия (271-5 ).

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия (289-5 ).

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, принимаемое по результатам рассмотрения дела о пересмотре судебного акта в порядке надзора, вступает в законную силу со дня его принятия (307-1 ).

Вступление определения арбитражного суда в законную силу

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит явного понятия «вступление определения в законную силу». По крайней мере, автор такого понятия в тексте Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не увидел. Только в части 1 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеется указание, что (цитируем по тексту кодекса) вступившие в законную силу решение, определение , принятые арбитражным судом первой инстанции, пересматриваются по вновь открывшимся обстоятельствам судом, принявшим эти решение, определение. Не содержит Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и понятия «момент вступления определения арбитражного суда в законную силу».

Видимо по этой причине в практике автора статьи произошёл случай, когда судья Арбитражного суда города Москвы Стрижова Н.М. отказывалась проставлять на определении арбитражного суда по делу № А40-29840/08-46-334 штамп «судебный акт вступил в законную силу», аргументируя свой отказ тем, что определение подлежит немедленному исполнению и написав на оборотной стороне определения «в силу статьи 187 АПК Российская Федерация определение арбитражного суда подлежит немедленному исполнению». И только после уговоров, что определение необходимо для предоставления в суд общей юрисдикции, а в суде общей юрисдикции без отметки «вступило в законную силу» судебный акт это просто бумажка, судья смилостивилась и соизволила проставить штамп «судебный акт вступил в законную силу» и подписать его.

И это не единственный случай смешения понятий «вступление определения арбитражного суда в законную силу» и «подлежат немедленному исполнению».

Тем не менее, не смотря на отсутствие в Арбитражном процессуальном кодексе понятии «вступление определения в законную силу» и «момент вступления определения арбитражного суда в законную силу», в процессуальном законодательстве в целом такие понятия имеются. Но, весьма ограниченно.

Так, например, на «дату вступления определения арбитражного суда в законную силу указывают абзацы второй и пятый пункта 12 статьи 71, абзацы второй и четвёртый пункта 12 статьи 85.1, абзацы второй и четвёртый пункта 12 статьи 112.1, абзацы второй и четвёртый пункта 12 и пункт 13 статьи 113, абзацы второй и четвёртый пункта 12 статьи 129 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В этом же законе можно найти указание и на момент вступления определений арбитражного суда в законную силу. В пункте 3 статьи 86 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) указано, что определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными, и определение об отказе в прекращении производства по делу о банкротстве, если выявлено наличие непогашенной задолженности и жалобы кредиторов признаны обоснованными, вступают в силу немедленно .

Но это только для двух определений установлено немедленное вступление в законную силу. А для всех других определений арбитражного суда момент вступления их в законную силу законодательно не определен. И это при том, что частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные акты (а мы помним, что определение является судебным актом по статье 15) арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Во времена Советского Союза определения государственного арбитража вступали в силу немедленно после их принятия (статья 7 "Правил рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами", утверждённых Постановлением Совмина СССР от 05.06.1980 № 440.

Как видим, в действующем арбитражном процессуальном законодательстве Российской Федерации имеется правовая неопределенность с моментом вступления определений арбитражного суда в законную силу.

Исполнение решения и постановления арбитражного суда

Обязательность исполнения судебных актов арбитражного суда установлена статьёй16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По общему правилу, установленному частью 1 статьи 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение арбитражного суда приводится в исполнение после его вступления в законную силу. Но имеются исключения из этого правила. К таким исключениям относятся:

Решения арбитражного суда, которые подлежат немедленному исполнению в порядке, установленном арбитражным процессуальным кодексом и иными законами;

Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов;

Решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов.

Частью 3 статьи 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд по заявлению истца вправе обратить решение к немедленному исполнению. Обращение решения к немедленному исполнению осуществляется на основании определения арбитражного суда.

Часть 3 статьи 225.7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что решение арбитражного суда о понуждении юридического лица созвать общее собрание участников подлежит немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Положения статьи 52 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливают, что немедленному исполнению подлежат решение арбитражного суда о признании должника банкротом, решение арбитражного суда об отказе в признании должника банкротом, а также все остальные судебные акты арбитражного суда, предусмотренныеФедеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, предусмотренное статьёй 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступает в законную силу по общему правилу: по истечении месяца, если не было обжаловано, а если обжаловано и не изменено, с момента принятия постановления судом апелляционной инстанции. Однако, частью 2 статьи 182 и частью 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что такое решение подлежит немедленному исполнению.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц очень часто связаны с тем, что чиновники отказывают в возврате денежных средств, подлежащих возмещению из бюджетов разного уровня.

Увидев в арбитражном процессуальном кодексе «несправедливость» по отношению к бюджету (если суд признаёт ненормативные акты и действия чиновников по отказу в возмещении денежных средств, то решение подлежит немедленному исполнению), Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации встал, по мнению автора, на защиту бюджета и «подправил» закон, издав Информационное письмо от 24.07.2003 № 73 "О некоторых вопросах применения частей 1 и 2 статьи 182 и части 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". В этом письме арбитражным судам даны рекомендации, что при применении нормы части 2 статьи 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо исходить из того, что в данном случае речь идет о требованиях организационного, а не имущественного характера. Соответственно, при удовлетворении судом таких требований какие-либо выплаты из бюджета в пользу заявителя не предполагаются. А если фактической целью заявителя является взыскание (возмещение) из бюджета денежных средств, не выплачиваемых ему вследствие неправомерного (по мнению заявителя) бездействия конкретного государственного органа (должностного лица), такого рода интерес носит имущественный характер независимо от того, защищается ли он путем предъявления в суд требования о взыскании (возмещении) соответствующих денежных средств либо посредством предъявления требования о признании незаконным бездействия конкретного государственного органа (должностного лица). Поэтому, если заявитель предъявляет в суд требование о признании незаконным бездействия государственного органа (должностного лица), выразившегося в отказе возвратить (возместить, выплатить) из бюджета определенную денежную сумму, и названное требование удовлетворяется, такое решение суда приводится в исполнение по общему правилу, закрепленному в части 1 статьи 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, то есть после вступления его в законную силу.

Результат такого информационного письма - существенное увеличение (до трёх и более месяцев, вместо одного дня) срока получения исполнительного листа на возврат удерживаемых денежных средств.

Постановления арбитражного суда апелляционной и кассационной инстанция и постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подлежат исполнению с момента их принятия. Это вытекает из содержания части 1 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой судебные акты приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения. Постановления вступают в законную силу с момента их принятия, следовательно, и исполнению они подлежат с момента их принятия.

Исполнение определения арбитражного суда

Согласно статье 187 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение арбитражного суда, в основном, исполняется немедленно. Исключения составляют положения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также случаи, когда арбитражный суд сам устанавливает срок исполнения определения.

Так, например, частью 3 статьи 73 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что определение о судебном поручении обязательно для арбитражного суда, которому дано поручение, и должно быть выполнено не позднее чем в десятидневный срок со дня получения копии определения.

При общей доктрине немедленного исполнения определения арбитражного суда в некоторых статьях Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указывается на немедленное исполнение определения. С какой целью это сделано автору настоящей статьи неизвестно.

В книге же "Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации" (постатейный) - 2-е издание, исправленное и дополненное под ред. В.В. Яркова ("Волтерс Клувер", 2004) указано, что так выделены «особо важные вопросы». Из этого можно полагать, что в законе могут существовать «важные вопросы» и «рядовые вопросы». Но разве может закон выделять «особо важные вопросы», «важные вопросы», «не важные вопросы», «не подлежащие вниманию вопросы»?

Приведём определения, которые арбитражный процессуальный кодекс выделяет как «первые среди равных» и дополнительно к немедленному исполнению указывает на их немедленное исполнение:

Определение арбитражного суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно (96-1 );

Определение о наложении судебного штрафа приводится в исполнение немедленно (120-5 );

Определение об утверждении мирового соглашения подлежит немедленному исполнению (141-8 );

Определение об обращении решения к немедленному исполнению подлежит немедленному исполнению (182-6 ).

Арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании нор­мативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономи­ческой деятельности. Это могут быть акты, принятые государ­ственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом. Возможность обращения в ар­битражный суд с заявлением должна быть предусмотрена фе­деральным законом (например, статья 138 Налогового кодекса предусматривает возможность обжалования в суд актов нало­говых органов).

Производство возбуждается на основании заявлений заин­тересованных лиц (граждан, организаций, иных лиц), обратив­шихся с требованием о признании такого акта недействующим и осуществляется по общим правилам искового производства с некоторыми особенностями. Данные лица обращаются в суд за защитой именно своих прав и законных интересов в сфере пред­принимательской и иной экономической деятельности, нару­шенных, по их мнению, оспариваемым актом. В суд с заявле­нием в интересах граждан, организаций, иных лиц вправе так­же обратиться прокурор, а также государственные органы, орга­ны местного самоуправления, иные органы.

Основания для обращения заявителя в арбитражный суд – оспариваемый акт (или его отдельные положения) не соот­ветствует закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу и в силу этого на­рушает права и законные интересы заявителя в сфере пред­принимательской и иной экономической деятельности, не­законно возлагает на него какие-либо обязанности или со­здает иные препятствия для осуществления предпринима­тельской и иной экономической деятельности. Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не явля­ется обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд, если федеральным законом не установлено иное.

Требования к заявлению о признании нормативного право­вого акта недействующим.

Заявление подается в арбитражный суд в письменной фор­ме и подписывается заявителем или его представителем. В за­явлении должны быть указаны:

Наименование арбитражного суда, в который подается за­явление;

Наименование заявителя, его местонахождение, если зая­вителем является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

Наименование органа государственной власти, органа мес­тного самоуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;

Название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте;

Права и законные интересы заявителя, которые, по его мне­нию, нарушаются этим оспариваемым актом или его от­дельными положениями;

Название нормативного правового акта, который имеет боль­шую юридическую силу и на соответствие которому надле­жит проверить оспариваемый акт или его отдельные поло­жения;

Требование заявителя о признании оспариваемого акта не­действующим;

Перечень прилагаемых документов (см. статью 126 АПК РФ).

Заявитель обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлени­ем о вручении. К заявлению прилагается текст оспариваемого нормативного правового акта.

Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

Судебное разбирательство по делу об оспаривании нормативного правового акта.

Дело об оспаривании нормативного правового акта рассмат­ривается судьями коллегиально в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу. Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, орган, принявший оспаривае­мый нормативный правовой акт, а также иных заинтересован­ных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной. Арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает его соответствие другому норматив­ному правовому акту (федеральному конституционному зако­ну, федеральному закону, др.), имеющему большую юриди­ческую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспарива­нии нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

Бремя доказывания соответствия оспариваемого акта ино­му нормативному правовому акту, имеющим большую юриди­ческую силу, наличия у органа или должностного лица надле­жащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возложено на орган, должностное лицо, которые приняли акт.

Если имеется вступившее в законную силу решение суда по ранее рассмотренному делу, проверившему по тем же осно­ваниям соответствие оспариваемого акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, ар­битражный суд прекращает производство по делу.

Отказ заинтересованного лица, обратившегося в арбитраж­ный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, от своего требования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению арбитражным судом дела по существу.

Решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта.

Решение по делу об оспаривании нормативного правового акта принимается арбитражным судом по правилам, установ­ленным в главе 20 АПК РФ «Решение арбитражного суда».

По результатам рассмотрения дела арбитражный суд при­нимает одно из решений:

О признании оспариваемого акта или отдельных его поло­жений соответствующими иному нормативному правово­му акту, имеющему большую юридическую силу;

О признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими ино­му нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нор­мативного правового акта вступает в законную силу немедлен­но после его принятия. Нормативный правовой акт или отдель­ные его положения, признанные арбитражным судом недей­ствующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены ор­ганом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответ­ствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.

Копии решения арбитражного суда направляются лицам, участвующим в деле, в арбитражные суды РФ, Конституцион­ный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Президенту РФ, в Прави­тельство РФ, Генеральному прокурору РФ, Уполномоченному по правам человека в РФ, в Министерство юстиции РФ. Копии решения могут быть направлены также в иные органы и иным лицам.

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта направ­ляется арбитражным судом в официальные издания государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, в которых был опубликован оспариваемый акт, и под­лежит незамедлительному опубликованию указанными изданиями. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта публикуется в «Вестнике Высше­го Арбитражного Суда Российской Федерации» и при необхо­димости в иных изданиях.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нор­мативного правового акта, за исключением решения Высшего Арбитражного Суда РФ (далее – ВАС РФ), может быть обжа­ловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Замена арбитражного управляющего

Одним из способов замены арбитражного управляющего в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия является добровольное сложение им полномочий и назначение судом нового управляющего. Ряд правил такой замены установлен статьями 24, 45, 60 в главе «Общие положения» Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Нормы, регулирующие данный вопрос, содержатся также в главах Закона «Финансовое оздоровление», «Внешнее управление», «Конкурсное производство» (ст. ст. 83, 97, 144), а вот глава «Наблюдение» обходит его своим вниманием.

Регулирование замены арбитражного управляющего в Законе о банкротстве имеет определенные пробелы, что создает проблемы не только для процедуры наблюдения, но и других процедур банкротства. Об этих проблемах и возможных путях их разрешения и пойдет речь в данной статье.

Изучение ст. ст. 83, 97, 144 Закона показывает, что для финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства предусмотрены одинаковые правила освобождения арбитражного управляющего в случае его добровольной отставки, которые сводятся к следующему. Арбитражный управляющий подает в суд заявление об освобождении его от исполнения обязанностей. Своим определением суд может удовлетворить заявление управляющего. Такое определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано. Освобожденный от исполнения обязанностей арбитражный управляющий обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей в течение трех дней вновь утвержденному внешнему управляющему. В отношении назначения нового управляющего ст. ст. 83, 97, 144 Закона о банкротстве содержат ссылку на ст. 45 «Порядок утверждения арбитражного управляющего».

Теперь перейдем к вопросам, возникающим по причине отсутствия в главе «Наблюдение» правил замены временного управляющего. Рассмотрим вопрос о самой возможности добровольной отставки временного управляющего. Основанием для сомнения служит то обстоятельство, что в главе «Наблюдение», в отличие от глав «Финансовое оздоровление», «Внешнее управление», «Конкурсное производство», об этом не говорится ни слова.

Согласно ст. 24 «Права и обязанности арбитражного управляющего» арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, имеет право подать в арбитражный суд заявление о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей. Эта статья расположена в главе «Общие положения» и, значит, как имеющая общий характер, должна применяться во всех процедурах банкротства. Из этого следует, что принципиально Закон закрепляет возможность отставки временного управляющего по собственному желанию. Если такая возможность существует, то в каком порядке должно осуществляться освобождение? Отсутствие каких-либо указаний по данному вопросу в главе «Наблюдение» создает необходимость применения общих правил.

Статья 60 Закона устанавливает общие правила для рассмотрения любых заявлений, ходатайств арбитражных управляющих. Поэтому рассмотрение заявления арбитражного управляющего о добровольной отставке подлежит регулированию именно этой статьей с учетом специальных норы отдельных глав Закона, а также нормами АПК РФ, устанавливающими правила проведения судебного заседания (ст. 154,155 и др.):

а) рассмотрение заявления арбитражного управляющего осуществляется судьей единолично;

б) вопрос должен быть рассмотрен не позднее чем через месяц с даты получения заявления управляющего;

в) в судебном заседании ведется протокол;

г) по результатам рассмотрения заявления арбитражного управляющего выносится определение.

Подробнее стоит остановиться на проблемах, вызванных тем, что добровольная отставка временного управляющего регулируется только нормами общих положений Закона в отличие от отставки других арбитражных управляющих.

1) В ст. 60 Закона не сказано о моменте исполнения определения суда. Зато согласно ст. ст. 83, 97, 144 определение об освобождении соответственно административного, внешнего, конкурсного управляющего подлежит немедленному исполнению.

Отсутствие подобного указания в главе «Наблюдение» приводит к необходимости применения общего правила арбитражного процессуального законодательства. Такое правило установлено ст. 187 АПК РФ «Исполнение определения», определение, вынесенное арбитражным судом, исполняется немедленно, если иное не установлено АПК РФ или арбитражным судом. Из этого можно заключить, что у суда есть возможность отложить исполнение определения об освобождении от исполнения обязанностей временного управляющего. Это абсолютно нелогично, так как смысл освобождения управляющего от исполнения обязанностей заключается в реальном исключении возможности управляющего реализовывать права и обязанности, закрепленные за ним Законом. Представляется, что в данном вопросе в процедуре наблюдения регулирование должно быть таким же, как при других процедурах банкротства.

2) В. ст. ст. 83, 97, 144 Закона установлено, что определение об освобождении административного, внешнего, конкурсного управляющего от исполнения обязанностей может быть обжаловано. Такое указание обязывает применять ч. 3 ст. 223 АПК РФ, где установлено, что определения, которые выносятся арбитражным судом при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) и обжалование которых предусмотрено АПК РФ и иными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня их вынесения.

Таким образом, имеется возможность апелляционного обжалования определения об освобождении от исполнения обязанностей административного, внешнего, конкурсного управляющего со специальным, десятидневным сроком обжалования, а затем и обжалования в кассационном порядке.

Отсутствие в главе «Наблюдение» указания на возможность обжалования определения об освобождении от исполнения обязанностей временного управляющего приводит к необходимости применять общую норму абз. 4 п. 1 ст. 60 Закона, где предусмотрено, что определение, вынесенное по заявление арбитражного управляющего, может быть обжаловано в порядке и в сроки, установленные Законом.

Порядок пересмотра определений, вынесенных в деле о банкротстве, регулируется в общем виде ст. 61 Закона. Эта статья допускает только два варианта обжалования определений. Для определений, касающиеся установления размеров требований кредиторов, обжалование осуществляется в соответствии с АПК РФ (п. 2 ст. 61 Закона), то есть по ст. 223 АПК РФ. Для иных определений арбитражного суда, которые приняты в рамках дела о банкротстве, но не предусмотрены АПК РФ и в отношении которых не установлено, что они подлежат обжалованию, обжалование осуществляется только в апелляционном порядке не позднее чем через четырнадцать дней со дня принятия определения (п. 3 ст. 61 Закона).

Но тот факт, что Закон о банкротстве в п. 1 ст. 60 отсылает к другим нормам данного Закона и при этом таких норм не вводит, создает некоторую неопределенность в рассматриваемом вопросе.

Представляется, что в отношении определения об освобождении временного управляющего от исполнения обязанностей в связи с добровольной отставкой нужно применять ч. 3 ст. 223 АПК РФ несмотря на указание ст. 60 Закона об обжаловании в порядке, предусмотренном самим Законом Обоснованием такого вывода служит следующее обстоятельство. Только закрепление в Законе порядка и сроков обжалования определения, вынесенного по ст. 60 Закона о банкротстве, можно признать установлением в Законе особенностей, которые исключали бы применение правил ч. 3 ст. 223 АПК РФ, - видь согласно п. 1 ст. 32 Закона о банкротстве дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Законом. Таким образом, поскольку особенностей обжалования определения, вынесенного по ст. 60, Закон не установил, применению подлежит АПК РФ.

Существующая неопределенность была бы снята включением в главу «Наблюдение» нормы, аналогичной содержащемся в главах, которые регулируют другие процедуры банкротства, которая закрепляла бы возможность обжалования определения, что автоматически влекло бы применение ст. 223 АПК РФ.

3) Отсутствие в данной главе указания на обязанность освобожденного временного управляющего обеспечить передачу документации, печатей, ценностей вновь утвержденному управляющему может привести к соответствующим злоупотреблениям и серьезным неблагоприятным последствиям для процедуры банкротства предприятия в целом. Поэтому главу «Наблюдение», по моему мнению, необходимо дополнить нормой, аналогичной тем, что содержатся в статьях 83, 97, 144 Закона

Представляется, что в Законе о банкротстве недостаточно полно урегулировано добровольное сложение полномочий управляющим в других процедурах банкротства.

а) В ст. 60 Закона о банкротстве ничего не сказано о лицах, которые должны быть извещены о заседании по рассмотрению заявлений, ходатайств арбитражного управляющего. Нет и какой-либо иной статьи общего характера, которая определяла бы, какие Лица должны быть навещены о судебном заседании по делу о банкротстве.

В отсутствие специальных норм Закона должны применяться нормы АПК РФ (ч. 1 ст. 223) О любом судебном заседании извещаются лица, участвующие в деле (ч. 1 ст. 153) Следовательно, и о заседании по вопросу об освобождении арбитражного управляющего необходимо извещать лиц, участвующих в деле о банкротстве Данный вывод косвенно подтверждается также следующим. О судебном извещении Закон упоминает всего в шести статьях - ст. ст. 42, 48, 69, 88, 158, 165 Анализ этих статей показывает, что указание на необходимость судебного извещения связано, как правило, с ситуациями, когда в перечне лиц, подлежащих извещению, названы не только те, которые согласно ст. 34 Закона являются лицами, участвующими в деле о банкротстве. Следовательно, Закон умалчивает о том, какие лица должны быть извещены о заседании, именно тогда, когда извещаться должны только лица, участвующие в деле (ст. 34).

б) Нельзя не отметить пробелы в регулировании порядка назначения нового арбитражного управляющего. Статьи 83, 97, 144 Закона по этому вопросу дают лишь ссылку на ст. 45, устанавливающую общий порядок утверждения арбитражного управляющего. Глава «Наблюдение» и такой ссылки не содержит, но вопрос о том, применяется ли ст. 45 Закона для утверждений временного управляющего, не должен возникать, ибо статья эта имеет общий характер, соответственно применяется и в наблюдении. Чтобы снять возможные вопросы, желательно главу «Наблюдение» дополнить ссылкой на указанную статью.

Однако само по себе применение ст. 45 не решает всех проблем, поскольку эта статья, как, впрочем, и другие статьи, Закона, не определяет, возможно ли, временное, до назначения нового арбитражного управляющего, исполнение обязанностей освобожденные управляющим, нет упоминания и о срокам назначения нового управляющего.

Если попытаться ответить на поставленные вопросы, первое, на что следует обратить внимание, - отсутствие в Законе фигуры «временно действующего арбитражного управляющего» наподобие «временных исполнительных органов», которые предусмотрены ст. 69 ФЗ «Об акционерных обществах». Из этого можно сделать заключение об отсутствии законной возможности назначения временно исполняющего обязанности арбитражного управляющего. Данный вывод подтверждается и рядом статей Закона. Так, содержание ст. 24 «Права и обязанности арбитражного управляющего» и ст. 34 «Лица, участвующие в деле о банкротстве» позволяет сделать вывод о том, что проводить процедуры банкротства может только законно утвержденный судом арбитражный управляющий. Например, согласно п. 3 ст. 2 арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, имеет право созывать собрание кредиторов, комитет кредиторов и т.д. Кроме того, в соответствии с п. 9 ст. 20 Закона только утвержденные арбитражным судом арбитражные управляющие являются процессуальными правопреемниками предыдущих арбитражных управляющих. А утвержден арбитражный управляющий может быть только в порядке ст. 45 Закона.

Лишь в исчерпывающем перечне случаев Закон прямо говорит о временном исполнении обязанностей арбитражным управляющим, а именно в ст. ст. 75, 83, 123. И все эти ситуации связаны с переходом из одной процедуры банкротства в другую. Например, согласно п. 3 ст. 123 в случае, если арбитражный суд принял решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утвердил конкурсным управляющим другое лицо или если невозможно утвердить конкурсного управляющего одновременно с принятием такого решения, внешний управляющий исполняет обязанности конкурсного управляющего до даты утверждения конкурсного управляющего.

Но в отношении случаев освобождения арбитражных управляющих от исполнения обязанностей Закон не предусматривает возможности временно возложить исполнение обязанностей на освобожденного арбитражного управляющего или на какое-либо иное лицо. Следовательно, можно сделать вывод о том, что освобождение арбитражного управляющего предполагает одновременно его замену на нового управляющего.

Данный вывод подтверждается также следующим.

Во-первых, в соответствии со ст. ст. 83, 97, 144 Закона определение об освобождении арбитражного управляющего подлежит немедленном исполнению. Странно было бы при существовании такого требования признать основанной на законе возможность для арбитражного управляющего, освобожденного от исполнения обязанностей, продолжать работу на предприятии-должнике в качестве арбитражного управляющего. В процедуре финансового оздоровления это противоречило бы также п. 2 ст. 83 Закона, согласно которому административный управляющий действует с даты его утверждения арбитражным судом до прекращения финансового оздоровления либо до его отстранения или освобождения арбитражным судом.

Во-вторых, согласно требованиям статей 83, 97, 144 Закона освобожденный арбитражный управляющий обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей в течение трех дней вновь утвержденному внешнему управляющему.

Если при освобождении арбитражного управляющего не происходит назначение нового, возникает вопрос, кому же должен передавать документацию освобожденный управляющий?

Логичным представляется следующий вывод: в заседании необходимо рассматривать два вопроса, одновременно: об освобождении арбитражного управляющего и о назначении нового. В таком случае следует предположить, что после принятия заявления арбитражного управляющего о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей суд должен направить запрос в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих о предоставлении списка кандидатов управляющих. Затем нужно назначить заседание по рассмотрению вопросов об освобождении действующего и назначении нового арбитражного управляющего. При определении даты заседания суду необходимо учесть, что согласно п. 3 ст. 45 Закона саморегулируемой организации предоставлен пятидневный срок для ответа на запрос суда. Потребуется также разумное время на получение списка этой организации должником и представителем собрания кредиторов и на то, чтобы как должник, так и представитель собраний кредиторов воспользовались своим правом на отвод одного из кандидатов, указанных в списке.

Если же на дату заседания отсутствует возможность рассмотрения обоих вопросов, заседание, полагаю, должно быть отложено. Косвенное подтверждение этому выводу также можно найти в Законе. В соответствии с п. 3 ст. 49 в случае, если при вынесении определения о введении наблюдения невозможно определить кандидатуру временного управляющего, арбитражный суд выносит определение об отложении рассмотрения вопроса об утверждении временного управляющего на срок не более пятнадцати дней с даты вынесения определения о введении наблюдения. Данная статья Закона регулирует вопросы введения наблюдения. Разумность процитированного правила не вызывает сомнений: ясно, что при отсутствии лица, ответственного за вводимую процедуру, процедура не может быть введена по той простой причине, что ею некому заведовать.

Аналогичная логика, полагаю, применима при решении вопроса о замене управляющего. Как уже было отмечено. Закон исключает возможность продолжения работы арбитражного управляющего, освобожденного от исполнения обязанностей. Следовательно, если в момент вынесения соответствующего определения нет кандидата на назначение, отсутствует лицо, которое приступило бы к управлению на предприятии должника. Представляется, что данная ситуация аналогична описанной. Именно поэтому в случае отсутствия кандидата на должность нового арбитражного управляющего заседание по рассмотрению вопроса об освобождении действующего управляющего должно быть отложено.

Изложенный вывод основан исключительно на анализе норм действующего Закона о банкротстве и означает лишь то, что неправомерно назначение «временно исполняющего обязанности арбитражного управляющего» в случае освобождения от исполнения обязанностей управляющего в связи с его добровольной отставкой.

По моему мнению, в зависимости от конкретных обстоятельств дела можно было бы признать разумным временное возложение обязанностей арбитражного управляющего на освобожденного определением суда управляющего (в отличие от случая с отстранением арбитражного управляющего). Однако для этого необходимо внесение соответствующих изменений в Закон.

Отсутствие в Законе статьи, устанавливающей порядок освобождения от исполнения обязанностей и назначении нового временного управляющего, а также статей общего характера, исчерпывающим, образом регулирующих порядок замены арбитражного управляющего во всех процедурах банкротства, следует признать упущением законодателя. Думается, что данный пробел во избежание сложностей на практике необходимо как можно скорее восполнить .

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Дело N А32-7706/2009-27/228Б


Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Андреевой Е.В.
судей Гиданкиной А.В., Николаева Д.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Батехиной Ю.П.
при участии:
от ООО "Агро-Инвест": представитель не явился, извещен (уведомление N 42479)
от ООО "Нефтепродукт": представитель не явился, извещен (уведомление N 42475, 42471)
от уполномоченного органа: представитель не явился, извещен (уведомление N 42470)
от ВУ Проскура Г.А.: представитель не явился, извещен (уведомление N 42478)
от АУ Солдатова Ю.Г.: представитель не явился, извещен (уведомление N 42472)
от ООО "Верона": представитель не явился, извещен (уведомление N 42480)
от КМСОПАУ "Кубань": представитель не явился, извещен (уведомление N 42474)
от УФРС по КК: представитель не явился, извещен (уведомление N 42477)
от Шведова С.В.: представитель не явился, извещен (уведомление N 42473)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Агро-Инвест"
на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 17 ноября 2009 г. по делу N А32-7706/2009-27/228-Б
о несостоятельности (банкротстве) ООО "Нефтепродукт"
принятое в составе судьи Тушевой О.И.

установил:


Федеральная налоговая служба России в лице Межрайонной ИФНС России N 2 по Краснодарскому краю (далее - уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью "Нефтепродукт" (далее - должник) несостоятельным (банкротом).
Заявленные требования мотивированы тем, что задолженность общества по состоянию на 20.03.2009 г. составляет 1 057 852,66 руб., в том числе 770 306,91 руб. недоимки, 78 920,74 руб. пени, 278 руб. штрафа.
Определением суда от 13 мая 2009 г. требования ФНС России в сумме 1 057 825,66 руб., в том числе 1 033 866 руб. недоимка, 23 859,66 руб. пени, 100 руб. штрафы, признаны обоснованными, в отношении ООО "Нефтепродукт" введено наблюдение, временным управляющим утвержден Солдатов Ю.Г. из числа членов НП СОПАУ "Кубань".
Определением от 17 ноября 2009 г. удовлетворено заявление Солдатова Ю.Г. об освобождении его от исполнения обязанностей арбитражного управляющего ООО "Нефтепродукт", Солдатов Ю.Г. освобожден от исполнения обязанностей временного управляющего. Временным управляющим ООО "Нефтепродукт" утвержден Проскура Г.А. из НП СОПАУ "Кубань".
Определение мотивировано следующим, согласно ст. 65 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции ФЗ от 30.12.2008 г. N 296-ФЗ) временный управляющий может быть освобожден арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на основании заявления. Если в арбитражный суд поступило заявление арбитражного управляющего об освобождении его от исполнения обязанностей, понуждение арбитражного управляющего на осуществление соответствующих функций помимо его воли не допускается.
В Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд обратилось ООО "Агро-Инвест" с апелляционной жалобой, в которой просит определение от 17 ноября 2009 г. отменить, направить на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, Солдатов Ю.Г. не выполнил определение арбитражного суда от 10.11.2009 г., которым назначено к рассмотрению заявление об освобождении его от исполнения обязанностей временного управляющего в части уведомления учредителей (участников) должника, всех известных кредиторов о времени и месте судебного заседания, доказательства уведомления направить суду, провести собрание кредиторов, на котором рассмотреть вопрос об освобождении, протокол собрания кредиторов направить в суд.
В отзыве на апелляционную жалобу арбитражный управляющий Солдатов Ю.Г. утверждает, что действия ООО "Агро-инвест" направлены на затягивание процедуры банкротства с целью сокрыть 10,5 млн. руб., которые должны пополнить конкурсную массу.
Дело рассматривается по правилам главы 34 АПК РФ.
В судебном заседании арбитражный управляющий Солдатов Ю.Г. по факсу направил отзыв, в отзыве содержится ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие, суд апелляционной инстанции удовлетворил заявленное ходатайство.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, лиц, оценив имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, арбитражный управляющий Солдатов Ю.Г. 09.11.2009 г. направил в суд заявление об освобождении его от должности временного управляющего ООО "Нефтепродукт" в связи с большой загрузкой по основной работе и просил назначить другого арбитражного управляющего СРО "Кубань" (т. 1 л.д. 97).
Арбитражный управляющий Солдатов Ю.Г. направил аналогичное заявление в СРО.
По результатам заседания конкурсной комиссии НП СОПАУ "Кубань" принято решение представить кандидатуру Проскура Г.А., изъявившего согласие быть утвержденным арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего ООО "Нефтепродукт", о чем было направлено соответствующее представление в суд (т. 1, л.д. 176 - 184).
ООО "Агро-Инвест" 10.11.2009 г. представило в суд требование о созыве собрания кредиторов ООО "Нефтепродукт" с повесткой дня: отстранить Солдатова Ю.Г. от исполнения обязанностей временного управляющего, выбрать СРО из числа которой арбитражный суд утвердит кандидатуру временного управляющего, об обращении в суд с исковым заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности учредителей и руководителя ООО "Нефтепродукт" по обязательствам должника (т. 2, л.д. 18).
03.12.2009 г. ООО "Агро-Инвест" представило в арбитражный суд уведомление о проведении собрания кредиторов, назначенным на 17 декабря 2009 г. (т. 2, л.д. 23).
При рассмотрении апелляционной жалобы суд руководствовался следующим.
Федеральным законом от 30.12.2008 г. N 296-ФЗ, внесены изменения в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)".
Статьей 4 Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ определен порядок его применения.
В соответствии с п. 4 ст. 4 Закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ в случае рассмотрения арбитражным судом вопроса об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в том числе в случае отстранения или освобождения ранее утвержденного арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, утверждение арбитражного управляющего в деле о банкротстве осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции настоящего Федерального закона).
Статьей 45 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ) установлен порядок утверждения арбитражного управляющего, в соответствии с которым арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего по результатам рассмотрения представленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным ст. 20 и 20.2 настоящего Федерального закона.
В п. 6 данной статьи предусмотрено, что в случае, если арбитражный управляющий освобожден или отстранен арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и решение о выборе иного арбитражного управляющего или иной саморегулируемой организации арбитражных управляющих не представлено собранием кредиторов в арбитражный суд в течение десяти дней с даты освобождения или отстранения арбитражного управляющего, саморегулируемая организация, членом которой являлся такой арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд в порядке, установленном настоящей статьей, кандидатуру арбитражного управляющего для утверждения в деле о банкротстве.
При этом согласно статье 12 Закона о банкротстве к исключительной компетенции собрания кредиторов относится принятие решений о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий.
Таким образом, Закон N 127-ФЗ предоставляет право собранию кредиторов представить кандидатуру арбитражного управляющего (наименование саморегулируемой организации), которая подлежит утверждению судом после освобождения (отстранения) от исполнения обязанностей ранее утвержденного арбитражного управляющего должника.
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" согласно пункту 6 статьи 45 Закона в случае, если арбитражный управляющий освобожден или отстранен судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и решение о выборе иного арбитражного управляющего или иной саморегулируемой организации не представлено собранием кредиторов в суд в течение десяти дней с даты освобождения или отстранения арбитражного управляющего, саморегулируемая организация, членом которой являлся такой арбитражный управляющий, представляет в суд в порядке, установленном этой статьей, кандидатуру арбитражного управляющего для утверждения в деле о банкротстве.
В связи с изложенным к направляемому в суд заявлению (ходатайству) об освобождении (отстранении) арбитражного управляющего заявителем должны быть приложены доказательства направления копий этого заявления саморегулируемой организации и представителю собрания кредиторов. В данном случае собрание кредиторов вправе принять решение о выборе арбитражного управляющего или иной саморегулируемой организации как до судебного заседания по вопросу об освобождении (отстранении) арбитражного управляющего, так и после принятия судебного акта об этом. Проведение такого собрания кредиторов освобожденным (отстраненным) арбитражным управляющим, а в соответствующих случаях самими кредиторами не является основанием для признания принятого решения недействительным.
Таким образом, собрание кредиторов вправе реализовать свое право на проведение собрания и избрании арбитражного управляющего или иной саморегулируемой организации, такое право сохраняется у собрания кредиторов и после освобождения (отстранения) временного управляющего по определению суда.
Однако, доказательств проведения собрания кредиторов и принятия решения по вопросу выбора саморегулируемой организации и иной кандидатуры арбитражного управляющего до проведения судебного заседания об отстранении временного управляющего Солдатова И.Г. материалы дела не содержат. В связи с чем, собрание кредиторов не лишено возможности провести собрание и принять соответствующее решение после освобождения временного управляющего Солдатова И.Г. Однако, суд первой инстанции не предоставил такую возможность собранию кредиторов.
Кроме того, Солдатов И.Г. не выполнил определение от 10 ноября 2009 г. в части уведомления учредителей (участников) должника, все известных кредиторов о времени и месте судебного заседания, а также в части проведения собрания кредиторов, на котором должен быть рассмотрен вопрос об освобождении.
Утверждая кандидатуру временного управляющего Проскура Г.А., суд первой инстанции сослался на положения ст. 45 Закона о банкротстве в редакции Закона N 296-ФЗ и направленные в суд сведения саморегулируемой организацией.
При таких обстоятельствах назначение судом первой инстанции временного управляющего должника из числа членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой являлся прежний временный управляющий, без соблюдения требований п. 6 ст. 45 Закона о банкротстве противоречит вышеназванным нормам Закона о банкротстве.
В связи с этим определение суда от 17.11.2009 года в части утверждения временным управляющим Проскура Геннадия Анатольевича подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, с направлением вопроса на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Выводы суда первой инстанции в части освобождения арбитражного управляющего Солдатова Ю.Г. являются верными, основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела и правильном применении норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:


Определение Арбитражного суда Краснодарского края от 17 ноября 2009 г. по делу N А32-7706/2009-27/228Б в части утверждения временным управляющим ООО "Нефтепродукт" Проскура Геннадия Анатольевича отменить.
Вопрос об утверждении временного управляющего ООО "Нефтепродукт" с соблюдением порядка, установленного п. 6 ст. 45 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ) направить новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
В остальной части определение оставить без изменения.
Утвердить исполняющим обязанности временного управляющего ООО "Нефтепродукт" г. Ейск (ИНН 230032236, ОГРН 1072306003868) Проскура Геннадия Анатольевича, г. Краснодар, ул. Целиноградская, д. 6. кв. 43, до утверждения судом временного управляющего ООО "Нефтепродукт".
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Е.В.АНДРЕЕВА

Судьи
А.В.ГИДАНКИНА
Д.В.НИКОЛАЕВ


© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на " " при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

В _____________________ арбитражный суд Заявитель: ____________________________ (Ф.И.О. арбитражного управляющего) адрес: ________________________________ ______________________________________, телефон: ___________, факс: __________, эл. почта: ____________________________ Представитель заявителя: ______________ (данные с учетом ст. 59 АПК РФ) адрес: _______________________________, телефон: ___________, факс: __________, эл. почта: ____________________________ Дело N ________________________________ Должник: ______________________________ (наименование или Ф.И.О.) адрес: ________________________________ ______________________________________, телефон: ___________, факс: __________, эл. почта: ____________________________ Кредитор: _____________________________ (наименование или Ф.И.О.) адрес: _______________________________, телефон: ___________, факс: __________, эл. почта: ____________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ об освобождении от исполнения возложенных обязанностей в деле о банкротстве

Заявитель является арбитражным управляющим в деле о банкротстве __________________, что подтверждается _____________________________.

Заявитель был назначен арбитражным управляющим в данном деле с "___"________ ___ г.

Однако Заявитель не может больше выполнять возложенные на него обязанности по следующим причинам: ___________________________, что подтверждается _____________________.

В соответствии с абз. 8 п. 1 ст. 20.3 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право подать в арбитражный суд заявление об освобождении от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.

В связи с вышеизложенным и на основании п. 1 ст. 20.3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"

ПРОШУ:

Освободить Заявителя от исполнения возложенных на него обязанностей арбитражного управляющего в деле о банкротстве _________________________.

Заявитель (Представитель) "__"_________ ___ г. _________________________/_____________/ (подпись)