Порядок оплаты по 44 фз изменения. Ужесточены сроки оплаты контрактов заказчиками

В силу статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Изменения в 44-фз: пятнадцать рабочих дней на оплату контрактов с смп/сонко

Предусмотренный Законом N 44-ФЗ срок оплаты контрактов с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями применяется, когда контракты заключаются по итогам закупки только среди этих лиц. Закупочная документация должна ограничивать участие в закупке всех, кроме СМП и СОНКО.

Нижестоящие суды посчитали, что этот срок применяется по всем контрактам, заключаемым с СМП и СОНКО. Верховный суд с таким подходом не согласился. Обращаем внимание, что ВС РФ говорит о 30-дневном сроке оплаты, который применялся до конца апреля.

С 1 мая для контрактов, заключаемых с СМП и СОНКО, указанный срок не должен превышать 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Другие контракты следует оплачивать в срок не более 30 дней.
Полагаем, вывод Верховного суда полезен и сейчас.

Порядок и сроки оплаты по контрактам по фз 44

В соответствии с положениями части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Закупки по смп по 44-фз

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Обзоры законодательства

4 мая 2017 года 04.05.2017 С 1 мая у госзаказчиков появилась обязанность оплачивать контракты в срок, не превышающий 30 дней По новому закону 30 дней для оплаты контракта следует отсчитывать с даты подписания заказчиком документа о приемке. При этом правительство может установить иной срок оплаты, чтобы обеспечить обороноспособность и безопасность государства.
Для контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, срок оплаты теперь не должен превышать 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Напомним, до внесения описанных изменений Закон N 44-ФЗ не содержал нормы, которая устанавливала бы предельный срок оплаты по всем контрактам.

Срок оплаты контрактов для смп

ФЗ, а также период исполнения и оплаты - основополагающие при заключении любого соглашения. В этой статье поговорим о том, когда заказчик должен перечислить деньги исполнителю контракта.


Понятие и порядок оплаты В условиях передачи денег за поставленный товар, выполненные работы, оказанные услуги необходимо отразить следующие сведения:
  1. Валюта (можно установить и иностранную валюту согласно Общероссийскому классификатору валют ИСО 4217 003-97, но при этом нужно зафиксировать порядок пересчета в рубли для осуществления платежей).
  2. Форма перевода (безналичный или наличный).
  3. Пени и неустойки в случае ненадлежащего исполнения обязательств (Решение ФАС России от 12.07.2016 по делу N ВП-348/16, Письма Минэконом от 10.03.2016 ОГ-Д28-3630, от 02.10.2015 ОГ-Д28-12800, от 21.09.2015 Д28и-2829).

Можно выделить несколько вариантов оплаты. Единовременная (ст.

Оплата смп по 44 фз

Инфо

А если в закупке могут участвовать только субъекты малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированные некоммерческих организации (СОНО) - не более 15 рабочих дней. Заказчик вправе не включать такое условие в случаях, предусмотренных ч.


15 ст. 34. Изменение сроков оплаты по контракту 44 ФЗ является изменением его существенных условий. Такое допустимо только в определенных случаях, мы рассказывали о них в статье «Существенные условия контракта по 44-ФЗ».

При этом возможно только уменьшение установленного законом периода. Устанавливать расчет в договоре рекомендуется в календарных днях, а не периодом времени (к примеру: «Расчет производится в течение 10 дней после подписания акта приема-передачи» вместо «Заказчик производит оплату не позднее 01.01.2017»).

Оплата по 44 ap для смп

Допущенные судами существенные нарушения норм материального права, регулирующих отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, привели к нарушению прав заказчика и принятию незаконных судебных актов. Как следует из материалов дела, исковое заявление обществом «Сота» подано 14.01.2016. При этом предусмотренный пунктом 2.4 контракта срок осуществления окончательного расчета на указанную дату и на дату принятия судом первой инстанции решения не наступил, в связи с чем у судов не имелось оснований для удовлетворения требования общества о взыскании задолженности по оплате выполненных работ.

Оплата по 44 фз для смп

Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 АПК РФ). Судебная коллегия, рассмотрев настоящее дело, приходит к выводу о том, что суды трех инстанций допустили существенные нарушения норм материального права, поэтому на основании части 1 статьи 291.11 АПК РФ решение суда первой инстанции от 19.04.2016, постановления апелляционного суда от 11.07.2016 и окружного суда от 19.09.2016 подлежат отмене, а дело — направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

Оплата по 44 фз для смп в течение

Как установлено судами, 28.04.2015 между учреждением (заказчик) и обществом «Сота» (подрядчик) по результатам проведения электронного аукциона был заключен муниципальный контракт N 2015.138653 на выполнение работ по капитальному ремонту подпорной стены по улице Семафорной, 189 в городе Красноярске (далее — муниципальный контракт, контракт). Цена контракта установлена на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 14.04.2015 и сводного сметного расчета стоимости и составляет 9 451 361 руб. 68 коп., из них: в 2015 году — 2 161 311 руб. 51 коп., в 2016 году — 1 600 154 руб. 12 коп., в 2017 году — 5 689 896 руб. 05 коп. (пункт 2.1).

Оплата по госконтракту по 44 фз для смп

А где там написано про 15 дней для СМП? Вроде только устанавливают 30 дней для всех Проект № 1155546-6 в третьем чтении ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Статья 1 Внести в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1652; № 52, ст. 6961; 2014, № 23, ст. 2925; № 49, ст. 6925; 2015, № 1, ст. 51; № 29, ст. 4342, 4353; 2016, № 1, ст. 10, 89; № 27, ст. 4298) следующие изменения: 1) в части 8 статьи 30 слова «тридцати дней» заменить словами «пятнадцати рабочих дней»; 2) статью 34 дополнить частью 131 следующего содержания: «131.

Оплата по контракту для смп по 44 фз

При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, исследовать все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора; определить законы, подлежащие применению; правильно применить нормы процессуального права. Руководствуясь статьями 176, 291.11 — 291.15 АПК РФ, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации определила: решение Арбитражного суда Красноярского края от 19.04.2016, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.07.2016 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19.09.2016 по делу N А33-376/2016 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края. Настоящее определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд Российской Федерации в трехмесячный срок.

Вопрос актуальный для всех поставщиков, ведь очень часто изучая документы к аукциону, вы сталкиваетесь с тем, что заказчики устанавливают длительный срок оплаты по контрактам. Например, заказчик обязуется перечислить ваш положенный за выполнение условий по контракту гонорар, через 3-5 месяцев после подписания всех закрывающих документов. Многих участников торгов это не устаивает, и их можно понять, ведь в 44 ФЗ поставщик исполняет условия по контракту за свой счет, и долгое ожидание положенных денежных средств после завершения всех работ приводит многие компании в финансовое замешательство.

По каким причинам система оплаты по контрактам так не отработана, что делает поставщика еще более уязвимым? Дело в том что в 44 ФЗ нет четкой информации про сроки оплаты по гос. контрактам. Я не беру во внимание аукционы для СМП (Субъектов Малого Предпринимательства), которым заказчик согласно 30 статьи 44 закона, обязуется обеспечить оплату в течении одного месяца после подписания всех необходимых закрывающих документов. Давайте пробежимся по закону и посмотрим что в нем сказано? Итак статья 34 , посвящена Контракту в рамках 44 ФЗ, в данной статье указано, что обозначает понятие «Контракта» именно в пределах 44 закона, а также все тонкости, с контрактом связанные, но про сроки оплаты тишина. Идем дальше, берем интересное письмо от Минэкономразвития от 22.12.16 года, под номером Д28и-3429 , во второй части которого, есть очень обнадеживающая информация, в которой сказано, что МинЭк России разработал проект федерального закона N 1155546-6 , согласно которого предусматривается установление обязательного условия об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, не более чем в течение 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Законопроект принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в 1-м чтении 30 ноября 2016 г.

И при всем при этом заказчик имеет возможность установить сроки оплаты, растянутые на несколько месяцев после завершения всех работ/поставки товаров/оказания услуг. Часто сталкивалась с ситуацией, когда при запросе на разъяснение к аукционной документации, в котором я уточняю причину такой затяжной оплаты по выполненным товарам/работам/услугам, заказчик начинает в грустных красках описывать, что нет стабильного и гарантированного бюджета, который бы позволил произвести расчет с поставщиком в более краткий срок. Но все же 44 ФЗ во многом опирается на 190 статью ГК РФ , в которой простым языком сказано, что в рамках договоров или гос.контрактов в нашем случае, сроки оплаты возможно устанавливать только как календарную дату, временной диапазон или событие, которое должно неизбежно наступить. Поэтому формулировка со стороны заказчика про то, что он сможет произвести оплату «по мере поступления средств в бюджет» очень противоречит 190 статье и понятию календарной даты, которая должна наступить неизбежно.

Много полемики было на эту тему, долго бы нам с вами пришлось рассуждать по этому поводу, если бы не благоприятные нововведения в 44 ФЗ, которые произошли в апреле нынешнего года, т.е. совсем недавно, а именно неделю назад. Делюсь с вами полезной и очень позитивной информацией: вышеуказанный законопроект N 1155546-6 , который длительное время находился в процессе общественного обсуждения, наконец-то утвердили, и с мая (точное число пока не известно) 2017 года все заказчики, размещающиеся в рамках 44 ФЗ, будут обязаны по всем контрактам, заключенным с поставщиками, производить оплату по этим контрактам в течении 30 календарных дней, а для Субъектов Малого Бизнеса сроки оплаты еще более быстрые, а именно 15 рабочих дней.

А это значит, что вы обладая данной информацией, будете очень внимательно перед подачей заявок на участие в аукционах, проверять правильно ли заказчик установил сроки оплаты по данному контракту, и в случае более длительных сроков, чем один календарный месяц, срочным образом писать запрос на разъяснение и требовать внесения изменений в аукционную документацию с проектом контракта. Пусть ваша работа будет успешной, а ожидание денежного вознаграждения не слишком утомительным.

К примеру, по государственным контрактам на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту аванс не может превышать 30% (п. 42 Постановления N 1551). Есть ли аванс, его размере и сроки выплаты необходимо указать в договоре. Расчет по завершении отдельных этапов выполнения работы, оказания услуг (ст. 311, 421, 711, 781 ГК РФ). Стороны могут предусмотреть условие о выплатах частями. В договоре следует указать период исполнения каждого этапа, размер платежа по ним и дату окончательного выполнения обязательств и расчета. Сроки оплаты 44 ФЗ запрещает слишком продолжительный период оплаты. Это сделано, чтобы обеспечить конкуренцию и не допустить ограничение числа участников закупки. Определяя порядок расчетов, заказчик обязан соблюдать требования ч. 8 ст. 30 и ч. 13.1 ст.

Порядок и сроки оплаты по контрактам по фз 44

Сроки оплаты по контрактам, заключаемым на общих основаниях Согласно части 13.1 статьи 34 заказчик должен оплатить полученные им в рамках государственного контракта товары или услуги не позднее чем через 30 дней с момента предоставления документов, подтверждающих факт выполнения поставщиком своих обязательств. К таким документам относят акт приема-передачи, товарные накладные, счета-фактур и так далее. В законе предусмотрена возможность отступления от такого правила.


Это допустимо только для ситуаций, установленных Правительством России. К примеру, иной срок оплаты устанавливается для закупок в целях обеспечения обороноспособности страны. Сроки оплаты для СМП Если в извещении установлено, что в закупке могут принимать участие только субъекты малого предпринимательства, то применяется часть 8 статьи 30 44-ФЗ.

Порядок и сроки оплаты по 44-фз: примеры административной практики

Предыдущая редакция 44-ФЗ не предусматривала никаких ограничений, касающихся сроков оплаты поставленных товаров или оказанных услуг в рамках государственных контрактов. Заказчик мог устанавливать этот параметр, исходя из собственных интересов. С 1.05.2017 года в силу вступил 83-ФЗ, который устанавливает жесткие сроки оплаты по всем контрактам, заключаемым государственными предприятиями.

Внимание

Варианты оплаты по договору Сроки оплаты – это один из самых важных пунктов договора. В каждом документе должна быть прописана не только полная сумма контракта и валюта, но и время, в течение которого заказчик обязан ее выплатить. Возможны несколько вариантов оплаты:

  1. Единовременная.

Подразумевает полный расчет с поставщиком после исполнения им взятых на себя обязательств.
  • Авансирование.
  • Срок оплаты по контрактам регулируется 44 фз!

    При заключении государственного контракта заказчик должен внимательно прочитать все его пункты, особенно те, что касаются суммы и сроков оплаты. Следует обратить внимание на то, что финишная цена поставляемых товаров, работ или услуг (ТРУ) является существенным условием договора, и не может быть изменена по субъективным или незначимым причинам. В то же время, на начало 2017 года, Федеральный Закон не определяет сроки оплаты контракта как существенное условие (такое определение имеется только в Гражданском кодексе РФ для договора подряда — п.1.ст.711 ГК РФ, для договора услуг — п.1.ст.781 ГК РФ, для договора поставки — п.1 ст.486 ГК РФ).
    То есть, ФЗ 44 гарантирует, что оплата по контракту не может быть изменена, кроме случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 95 данного закона, но при этом нет уточнения, в какие именно сроки она будет произведена.

    Оплата по контракту в 2018 году

    Важно

    При этом ранее 30-дневный предельный срок оплаты исполненных обязательств был установлен только в отношении контрактов с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными НКО, которые были единственными участниками закупки. Должен ли организатор закупки давать разъяснения, если участник направит запрос о даче разъяснений положений документации позднее чем за 3 дня до окончания срока подачи заявок (то есть за 2 дня или за 1 день)? Ответ – в «Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки» интернет-версии системы ГАРАНТ.


    Получите полный доступ на 3 дня бесплатно! Напомним, что в апреле текущего года Госдумой в первом чтении принят законопроект, предусматривающий административную ответственность за нарушение срока и порядка оплаты по госконтрактам.

    Ужесточены сроки оплаты контрактов заказчиками

    В ней установлено, что срок оплаты в таких ситуациях не может превышать 15 рабочих дней с момента исполнения поставщиком своих обязательств. Это же правило распространяется и на некоммерческие социально ориентированные организации (СОНКО). Ответственность заказчика Если в контракте прописаны сроки оплаты, превышающие установленные законом временные интервалы, то заказчик нарушает требования статей 30 или 34 44-ФЗ. Следовательно, он должен быть привлечен к ответственности контролирующими органами. Для должностных лиц, впервые совершивших такое правонарушение, размер штрафа с августа 2017 года установлен в пределах от 30 до 50 тысяч рублей. При повторном нарушении сотрудник может быть отстранен от занимаемой должности на срок от одного до двух лет. Такие поправки были внесены в КоАП согласно вступившему в силу 189-ФЗ.

    Оплата по контракту по фз 44

    Даже просчитав наперед срок действия контракта по 44-ФЗ, в силу тех или иных причин возможно изменение сроков по контракту по 44-ФЗ, которое в свою очередь ведет к новому периоду исполнения обязательств по контракту. Ответственность Отсутствие в договоре порядка и сроков расчета является нарушением ч. 13 ст. 34. Должностное лицо заказчика, которое утвердило документацию с нарушением, можно привлечь к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 рублей на основании ч.
    4.2 ст. 7.30 КоАП РФ. Если должностное лицо впервые нарушает порядок и сроки оплаты по контракту или обязательства по авансированию, то его могут оштрафовать в размере от 30 000 до 50 000 рублей. За повторное нарушение его могут дисквалифицировать на срок от одного года до двух лет.

    Установлен 30-дневный срок оплаты исполнения по госконтрактам

    Что делать, если исполнитель уже выиграл контракт, но обнаружил, что в договоре не указан фиксированный срок оплаты за выполнение работ? Необходимо указать это в протоколе разногласий, прилагаемом к заключаемому договору, и в дальнейшем, если потребуется, подать жалобу в УФАС. Всегда существует вероятность, что Заказчик при составлении контракта допустил ошибку, и необходимые изменения будут быстро внесены в договор. В настоящий момент готовится ряд поправок к ФЗ 44, в котором планируется установить период ограничения срока оплаты 30 днями с момента приемки договора для всех участников торгов. Сейчас такое ограничение действует для СМП (субъектов малого предпринимательства) и социально ориентированных организаций некоммерческого типа.

    Сроки оплаты по 44 фз

    Для остальных субъектов хозяйственной деятельности наиболее распространенной формой является оплата после приемки по факту подписания протокола (обычно через несколько дней). В зависимости от того, как был составлен контракт, оплата может осуществляться поэтапно (частично) или полностью. Изменение сроков оплаты по контракту 44 ФЗ Изменение сроков оплаты непосредственно в ходе выполнения контракта можно регулировать, опираясь на ч. 1 ст. 95 ФЗ 44, предполагающую корректировку положений договора на основании обоюдного согласия сторон.Срок оплаты может быть изменен в том случае, если из-за изменения стоимости контракта сдвигаются графики приемки и, соответственно, предоставления услуг/товаров/работ.В любом случае, необходимо заключать дополнительное соглашение и обосновывать сдвиги в выплатах объективными причинами.

    Сроки оплаты контракта по 44 фз

    РФ ценам (тарифам); по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ;

    • заключается контракт на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия;
    • заключается контракт на оказание услуг, связанных с обеспечением визитов лиц, перечисленных в п.20 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ;
    • контракт заключается в целях обеспечения деятельности объектов государственной охраны;
    • заключается контракт на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий;
    • осуществляется закупка на сумму не более 200 тыс. руб.

    Сроки оплаты по 44фз

    А если в закупке могут участвовать только субъекты малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированные некоммерческих организации (СОНО) - не более 15 рабочих дней. Заказчик вправе не включать такое условие в случаях, предусмотренных ч. 15 ст. 34. Изменение сроков оплаты по контракту 44 ФЗ является изменением его существенных условий. Такое допустимо только в определенных случаях, мы рассказывали о них в статье «Существенные условия контракта по 44-ФЗ». При этом возможно только уменьшение установленного законом периода. Устанавливать расчет в договоре рекомендуется в календарных днях, а не периодом времени (к примеру: «Расчет производится в течение 10 дней после подписания акта приема-передачи» вместо «Заказчик производит оплату не позднее 01.01.2017»).

    ГК РФ) производится только после выполнения поставщиком своих обязанностей. В договоре необходимо установить, какой документ подтверждает факт исполнения обязательств, и от даты его подписания установить срок перечисления денег (товарная накладная, акт сдачи, акт приема-передачи и др. согласно ч.7 ст. 94). Предоплата или аванс (ст. 487, 711, 781 ГК РФ) - до того, как участник исполнит свои обязательства.

    Аванс может быть полным (100% от цены) или частичным, когда окончательный расчет осуществляется после исполнения обязанностей по договору. 44-ФЗ не содержит каких-либо особых требований к авансовым платежам. Однако в отдельных нормативных правовых актах могут предусматриваться ограничения в отношении аванса. Заказчику необходимо внимательно изучить Постановления Правительства, субъекта РФ или муниципалитета, раскрывающие особенности исполнения бюджета соответствующего уровня.

    Закона N 44-ФЗ срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, за исключением:

    Случая, указанного в ч. 8 ст. 30 Закона N 44-ФЗ. В соответствии с этой нормой в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организаций (далее - СМП, СОНО) по итогам закупки, осуществлявшейся только среди таких субъектов, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ;

    Случаев, когда Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

    Внимание

    Если СМП победил в закупке, которая проводилась не только среди СМП и СОНО, то декларирование им в заявке своей принадлежности к СМП не является основанием для оплаты по контракту в установленные ч. 8 ст. 30 Закона N 44-ФЗ сроки (см. определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 25.04.2017 N 302-ЭС16-16957).


    Кроме того, в контракт, предусматривающий привлечение к его исполнению субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО, включается обязательное условие об обязанности контрагента заказчика оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 30 дней с даты подписания контрагентом заказчика документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора (п. 5 Типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 в соответствии с ч. 7 ст. 30 Закона N 44-ФЗ).


    Установление в контракте аванса

    На практике у заказчиков часто возникает сомнение в правомерности установления аванса по контракту. Однако Закон N 44-ФЗ таких ограничений не содержит и, более того, системный анализ норм этого Закона показывает, что он допускает установление по контракту аванса, не ограничивая его размера. Так, в ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ указывается, что если аванс превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта , размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. Дополнительные требования к обеспечению в рамках антидемпинговых мер также привязывают размер обеспечения к авансу (ч.ч. 1 , 4 ст. 37 Закона N 44-ФЗ). Наконец, ч. 1 ст. 80 Закона N 44-ФЗ говорит о готовности поставить товары в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа как о фактически дополнительном требовании, выдвигаемом при проведении предварительного отбора участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.


    Вместе с тем, безусловно, следует учитывать также, что решениями о бюджете (иными нормативными правовыми документами) могут предусматриваться ограничения авансовых платежей при заключении договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг. На федеральном уровне такие ограничения в 2015 - 2017 годах предусмотрены п. 42 постановления Правительства РФ от 30.12.2016 N 1551 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Постановление). Прежде всего авансовые платежи в любом случае не могут превышать доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ. При этом они могут составлять:

    По общему правилу - в размере не более 30% суммы контракта;

    В размере от 30% до 80% суммы контракта - по контрактам на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на импортозамещение технологической продукции, при соблюдении следующих условий:

    включении в указанные контракты (за исключением контрактов, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с Законом N 44-ФЗ) условия о перечислении авансовых платежей на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Банка России для учета операций со средствами организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса,

    при получении к указанным контрактам подтверждения от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней и внутренней торговли, о соответствии такого контракта целям импортозамещения технологической продукции до проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществления закупки у единственного поставщика;

    В размере свыше 30% суммы контракта (за исключением контрактов, указанных выше), при включении в указанные контракты условия о перечислении авансовых платежей на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Банка России для учета операций со средствами организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса;

    До 100% суммы контракта - по контрактам об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания и об их приобретении, обучении на курсах повышения квалификации, о прохождении профессиональной переподготовки, об участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях, о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансовое обеспечение строительства, реконструкции или технического перевооружения которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом и путевок на санаторно-курортное лечение, а также по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, по договорам аренды индивидуального сейфа (банковской ячейки), по договорам о проведении лечения граждан РФ за пределами территории РФ, заключаемым Минздравом России с иностранными организациями, по договорам (государственным контрактам) о проведении мероприятий по тушению пожаров.

    Кроме того, особый порядок перечисления авансовых платежей в зависимости от суммы контракта предусмотрен пп. "б" п. 42 Постановления для контрактов о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства госсобственности РФ (если иное не установлено законодательством РФ).

    Согласно тому же п. 42 Постановления получатели средств федерального бюджета не предусматривают авансовые платежи при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке отдельных товаров, оказании отдельных услуг, включенных в перечень , утвержденный распоряжением Правительства РФ от 14.03.2017 N 455-р. Такие же правила применяются и в отношении договора (государственного контракта), предметом которого является поставка товаров (оказание услуг), включенных в указанный перечень и не включенных в него.


    Также, безусловно, следует учитывать и то, что данные ограничения, как правило, предусматриваются для получателей бюджетных средств, а также организаций, осуществляющих в установленном порядке полномочия получателей бюджетных средств. Бюджетные учреждения, получающие субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания согласно п. 1 ст. 78.1 БК РФ, не являются получателями бюджетных средств (ст. 6 БК РФ) и, следовательно, не являются участниками бюджетного процесса (п. 1 ст. 152 БК РФ). На федеральном уровне не существует общих норм, ограничивающих право бюджетных учреждений предусматривать любые авансовые платежи при заключении договоров (контрактов), подлежащих оплате за счет любых источников финансового обеспечения (см. также письмо Минфина России от 29.07.2014 N 02-01-07/37190, п. 1 письма Минфина России от 29.08.2014 N 02-03-11/43458).

    Таким образом, вышеуказанные ограничения размера авансовых платежей на контракты, заключаемые бюджетными учреждениями, не распространяются.


    Во всем остальном порядок расчетов по контракту - перечень документов, необходимых для проведения расчетов, и порядок их оформления, иное - при осуществлении закупки конкурентными способами устанавливается исключительно заказчиком в документации о закупке и (или) проекте контракта , прилагаемого к извещению о закупке или документации о закупке (

    Под номером 44 ФЗ определяет обязательство государственных и муниципальных учреждений получать определенную часть товаров, работ и услуг от субъектов малого предпринимательства. Доля участия данной категории должна составлять не менее 15% от общего годового объема закупок. При этом законодательством определяется приоритет отечественных производителей и поставщиков.

    Субъекты малого предпринимательства по — это юридические лица, статус которых определяется малым объемом качественных показателей — до 100 работников и до 800 млн рублей выручки в год. Подразумевается, что указанные организации являются коммерческими и ведут свою деятельность с целью получения прибыли.

    Вопросы приобретения товаров, работ или услуг у СМП регулируются . Она регламентирует не только порядок приобретения товаров и услуг, но и определяет стороны, которые могут быть задействованы в данном вопросе.

    Положения статьи 30 распространяются на социально ориентированные некоммерческие организации. Предписывается, что СОНКО по ФЗ 44 должны быть учреждены государством, субъектами РФ или муниципальными образованиями.

    Правила закупок у СМП

    Законодательство определяет, что субъекты малого предпринимательства могут принимать участие в любых типах закупок , которые проводятся государственными или муниципальными учреждениями для обеспечения своих нужд. Главные условия для участия — соответствие требованиям заказчика и возможность выполнить предписания контракта.

    По ФЗ 44 СОНКО может проводить закупку только среди СМП. В этой ситуации исключается конкуренция со средним и крупным бизнесом. Любые заявки от подобных организаций отклоняются заказчиком.

    Объем

    Доля закупок у субъектов малого предпринимательства по 44 ФЗ должна составлять не менее 15% от общего объема годового обеспечения. По итогам прошедшего календарного года, заказчик до 1 апреля составляет и размещает в единой информационной системе отчет. В нем указываются следующие аспекты:

    • контракты с субъектами малого предпринимательства;
    • закупки у социально ориентированных некоммерческих организаций;
    • информация о несостоявшемся определении поставщиков.

    Процент по СМП по 44 ФЗ должен быть наглядно отражен в отчетности. Все закупки у субъектов малого предпринимательства должны быть отмечены в отчете, как и их общий объем.

    В отношении объема денежного оборота предписывается, что цена отдельного контракта с субъектом малого предпринимательства не может превышать 20 млн рублей .

    Способы

    Процент закупок у субъектов малого предпринимательства по 44 ФЗ определяется не только количеством задействованных СМП и объемом затраченных средств. Важным аспектом является соблюдение процедуры и расчет закупок у субъектов малого предпринимательства. ФЗ 44 выделяет следующие способы для заключения контрактов на поставки через СМП:

    • открытый для всех поставщиков конкурс;
    • ограниченные условия проведения конкурса;
    • смешанный конкурс в два этапа;
    • электронные торги;
    • запрос котировок;
    • запрос имеющихся предложений.

    Несоблюдение соответствующей процедуры по информированию и проведению выбранного способа трактуется нарушением законодательства.

    Перечень

    Законодательство не определяет перечень закупок у СМП по 44 ФЗ. Государственное или муниципальное учреждение вправе приобретать любые товары, работы или услуги у субъектов малого предпринимательства.

    Допускается также возможность не проводить определенные закупки у СМП. То есть, учреждение само определяет приоритеты в поставках. Главное условие — это соблюдение процедуры и общего объема.

    Преимущества для СМП по 44 ФЗ

    Преимущества для СМП по ФЗ 44 заключаются в следующих льготах:

    • сумма обеспечения составляет до 2% от начальной максимальной стоимости контракта;
    • на оплату закупки заказчику дается 15 дней с момента подписания документа о приемке;
    • если победителем конкурса, электронного аукциона или запроса предложений стал субъект малого предпринимательства, заказчик вправе не требовать контракта. (Узнайте какой ).

    Административная ответственность

    Административная ответственность за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП определяется :

    • нарушение сроков размещения информации в единой информационной системе закупок при проведении конкурса или аукциона менее, чем на два дня , полагается штраф в 5 и 15 тыс. рублей для физических и юридических лиц соответственно;
    • при нарушении указанного срока более чем на два дня штраф составляет 30 и 100 тыс. рублей ;
    • нарушение срока размещения информации при проведении запроса котировок или предложений у субъектов малого предпринимательства не более суток — 3 и 10 тыс. для физических и юридических лиц;
    • аналогичное нарушение с задержкой более суток — 15 и 50 тыс. ;
    • нарушение требований и порядка размещения информации по закупкам у субъектов малого предпринимательства влечет за собой штраф в 15 и 50 тыс .

    Взыскания полагаются и при других административных нарушенияхнеправомерный отказ, несоблюдение предписаний к ведению протокола и отчетности. Отдельно следует указать на штраф за невыполнение установленного объема закупок у субъектов малого предпринимательства — он составляет 50 тыс. рублей .