Промышленные аварии и катастрофы. Промышленные аварии, катастрофы, чс Санитарно-гигиенические причины аварии

Производственная авария - это внеплановая остановка или нарушение производственного процесса на предприятии, что приводит к материальному ущербу и гибели людей. Опасное техногенное происшествие может стать причиной разрушения зданий, выхода из строя оборудования и транспортных средств, нанесения вреда природной окружающей среде.

Катастрофа - это производственная авария крупных масштабов, имеющая большое количество человеческих жертв.

Причины аварий на производстве

Объект народного хозяйства или другого назначения, при аварии на котором возможна гибель людей, животных и растений, имеется угроза здоровью или материального ущерба и окружающей природной среде, является потенциально опасным производственным объектом.

Причинами производственных аварий и катастроф могут стать:

  • нарушение технологии производства;
  • нарушение правил эксплуатации машин, инструментов, сооружений и техники безопасности;
  • дефекты строительства сооружений и монтажа технических средств;
  • нарушение регламента ремонтных работ;
  • неправильная организация производственного процесса;
  • стихийные бедствия.

Последствиями производственных аварий являются взрывы, пожары, разрушения жилых и производственных объектов, выход из строя техники и оборудования. Нередко в результате аварий на производстве происходит масштабное загрязнение атмосферы, выброс агрессивных жидкостей и нефтепродуктов.

и опасности

Аварии с угрозой выброса биологически активных веществ - происшествия с относительно редкой вероятностью, обусловленные необходимостью хранения информации в секрете, а также своевременностью оказания мер по предупреждению таких ЧС. Возможны в процессе использования веществ на предприятиях или во время транспортировки, опасны тяжестью возможных последствий для населения.

Разрушение зданий и сооружений - происшествия, спровоцированные косвенными факторами: превышение допустимого количества людей на ограниченных площадях, сильные вибрации проходящего транспорта, чрезмерное давление на верхние этажи здания. Разновидности обрушений: транспортных коммуникаций, производственных строений, зданий жилого и социально-бытового назначения.

Аварии на электроэнергетических и коммунальных системах - приводят к осложнениям жизнедеятельности населения, сбоям в промышленной деятельности, сельском хозяйстве.

Аварии на промышленных очистных сооружениях - влекут за собой не только отрицательные последствия для обслуживающего персонала, но и ведут к массовым выбросам вредных веществ в окружающее пространство (автономные электростанции и электросети с длительным перерывом электроснабжения, повреждение транспортных и электроконтактных сетей).

Гидродинамические - это производственные аварии, происходящие в результате разрушения гидротехнических сооружений. В качестве последствий возможны затопления, разрушения строений, гибель людей, нарушение судоходства, уничтожение материальных ценностей. Наибольшее количество производственных аварий и катастроф происходит на взрывоопасных объектах и гидротехнических сооружениях, являющихся потенциально опасными. К производственным авариям относятся произошедшие по причине выброса вредных газов и загрязняющих веществ, выхода сточных вод на гидротехнических сооружениях.

Причины аварий техногенного характера

Аварии техногенного характера происходят вследствие причин:


Опасность существенно повышается при наличии паники, распространении провокационной информации, неисполнительности перед уполномоченными лицами.

Технические причины аварии

К ним относят не зависящие от организации труда факторы:

  • изъяны технологических процессов и инструментов; недостатки конструкции;
  • недостаточность механизации работ;
  • несовершенство ограждений;
  • низкое качество предохранительных устройств, средств сигнализации;
  • низкая степень прочности материалов;
  • небезопасные характеристики материалов и образуемых реакций в ходе производства.

Организационные причины аварии

Имеют отношение к организации труда:

  • недостатки обслуживания территории, включая проходы и проезды;
  • некорректное расположение оборудования;
  • плохая организация рабочих мест;
  • нарушение правил эксплуатации инструмента, оборудования, транспортных средств;
  • нарушение норм транспортировки, складирования, хранения;
  • нарушение норм планового ремонта;
  • недостатки в обучении рабочих безопасности;
  • неправильно организованные групповые работы;
  • низкая степень технадзора при опасных процессах труда;
  • использование механизмов не по назначению;
  • отсутствие ограждений и их неисправность;
  • отсутствие средств защиты;
  • уклонение от соблюдения норм труда (сверхурочные рабочие смены, превышение нагрузки).

Санитарно-гигиенические причины аварии

Причины аварий из-за нарушения санитарных норм:

  • высокое содержание токсичных испарений;
  • недостаточность освещения;
  • уровень шума, ультразвука выше допустимого;
  • неблагоприятные ;
  • сильные радиоактивные излучения выше допустимых;
  • пренебрежение средствами индивидуальной защиты;
  • нарушение гигиенических норм.

Личные причины аварий

Несоблюдение внутреннего распорядка труда, нарушение правил производственной техники безопасности, заболевание и прочие причины способны привести к аварии на производственном объекте.

К психофизическим причинам следует отнести:

  • перенапряжение физического и нервно-психического характера и ошибки в связи со стрессом, монотонностью труда;
  • несоответствие психофизиологических характеристик и навыков характеру выполняемой работы, возможности восприятия и переработки информации;
  • несоответствие антропометрических данных (рост, вес);
  • профессиональные заболевания вследствие воздействия вредных производственных факторов.

Расследование аварий

Цель технического расследования аварии - установление условий и причин аварии, разработка мер по устранению последствий и мероприятий для предупреждения повторных аварий на объекте и прочих потенциально опасных предприятиях.

Расследование аварий на опасных производственных объектах осуществляется по ТК РФ (30.12.2001 №197-ФЗ) и сопровождается следующими действиями:

  • информированием об аварии и несчастном случае в срочном порядке Службы, осуществляющей контроль над объектом, органа местного управления, страховой компании, профсоюзного сообщества, госинспекции труда по субъекту РФ;
  • принятием мер защиты жизни и здоровья рабочих, окружающей среды, собственности третьих лиц от аварийных последствий;
  • содействием сохранению обстановки на месте происшествия до момента расследования, исключением являются случаи, когда необходима ликвидация последствий и оказание медицинской помощи.

  • занесение информации на фото, видео- и аудионосители, оформляется комиссия по созданию указанных материалов;
  • мероприятия по устранению разрушительных последствий на объекте;
  • проведение технического анализа причин бедствия, принятие мер по ликвидации и профилактике аварийных причин;
  • содействие комиссии по расследованию инцидента на предприятии.

Действия комиссии

В процессе расследования члены комиссии осуществляют ряд действий, необходимых для установления причин производственной аварии:

  • осмотр, создание фото-, аудио- видеоинформации, схем и места аварии;
  • оформление протокола по анализу происшествия;
  • ведётся расследование при взаимодействии с органами спасительных служб;
  • составление документальных подтверждений с помощью опроса свидетелей и объяснительных от должностных лиц;
  • анализ обстоятельств, приведших к страшной аварии или инциденту, установление перечня причин;
  • анализ характера нарушений технологий, условий эксплуатации объекта;
  • осуществление проверки производственного контроля;
  • анализ нормы соблюдения условий промбезопасности энергетических объектов и гидросооружений;
  • анализ соответствия объекта и технологий проектной документации;
  • сравнение правомерности проектных решений с их изменениями и выполнением;
  • выявление несоответствий в области применения оборудования;
  • выявление неисправностей средств защиты персонала;
  • анализ квалификации персонала;
  • проверка договора страхования относительно причинения вреда во время работы на объекте;
  • проверка качества технической документации по эксплуатации оборудования;
  • установка причин аварии техногенного характера и восстановление деталей её развития на основании опроса свидетелей, анализа документации, заключения экспертов, результатов следственного эксперимента;
  • определение отклонений от норм промышленной безопасности и анализ поведения лиц, ответственных за ошибки;
  • проверка исполнения обязанностей службой производственного контроля;
  • разработка методов по устранению предпосылок аварии и её повторного возникновения;
  • предварительное определение размера ущерба с учётом прямых потерь, социально-экономических убытков, ущерб из-за неправильно использованного потенциала объекта, вред, нанесённый окружающей среде.

Неотъемлемый документ для подготовки к техническому расследованию причин производственной аварии - это расчет экономического ущерба, подписанный руководством структурного подразделения.

По результатам расследования руководитель структурного подразделения оформляет приказ по устранению предпосылок и последствий аварии, внедрению мер по стабилизации производства и привлечению к ответственности лиц, совершивших нарушения законодательных, нормативных требований РФ.

Материалы технического расследования

Перечень материалов относительно причин аварии назначает председатель комиссии с учётом характера аварии.

Документация относительно причин происшествия на объекте включает:

  • приказ о создании комиссии расследования технических причин аварии;
  • акт расследования;
  • протокол исследования места аварии с фото- и видеоматериалами;
  • отчёт председателя комиссии о заключении экспертов при необходимости;
  • исследования экспертов о деталях аварии с предоставлением расчетов, графических приложений, прочего;
  • докладные от служб горноспасательных частей, газоспасательных, военизированных частей о процессе ликвидации аварии;
  • протоколы опроса сотрудников, причастных к аварии, должностных лиц, обеспечивающих безопасность;
  • заверенные копии документации по обучению персонала, выдержки из журналов инструктажа по трудовой охране;
  • справки о финансовом, экономическом, экологическом ущербе;
  • акт о производственном инциденте по установленному образцу;
  • копия договора страхования риска за получение вреда на производстве;
  • факты о нарушениях норм по промышленной, энергетической безопасности в документации с перечислением пунктов;
  • данные о несвоевременном информировании соответствующих организаций об аварии.

Учёт документации

Комиссия по техническому расследованию причин аварии рассматривает оригиналы документов, дополнительно - копии и выписки с них, заверенные уполномоченными лицами на объекте. Документы должны быть корректно оформленными, не иметь исправлений, подчисток, дополнений.

Результат определения причин аварийного происшествия заносят в акт расследования, который хранится до двух лет. По комплекту материалов направляют в территориальный орган службы расследования, организации, принимавшие участие в расследовании причин катастрофы, и прочие органы.

Учет инцидентов ведется работниками и службами, ответственными за производственный контроль промышленной безопасности в журнале регистраций, где указывают дату, место, характеристику, причины инцидента, время простоя, размер ущерба, методы устранения причин аварии.

На территории РФ функционирует около 45 тысяч потенциально небезопасных объектов промышленного производства, вследствие деятельности которых страдают и гибнут люди.

Химическая опасность

В России функционирует более 3000 организаций располагающих запасами АХОВ. Из числа этих организаций более 50 % имеют запасы аммиака, 3,5 %- хлора. Свыше 70% организаций химической промышленности сосредоточено вблизи крупных городских округов, а суммарная площадь возможных зон химического заражения составляет около 300 тыс. квадратных километров. К числу наиболее опасных в химическом отношении регионов России относятся: Северо-западный, Центральный, Приволжский, Северо – Кавказский и Уральский.

Отличительной особенностью аварий, катастроф на химически опасных объектах с выбросом в атмосферу АХОВ является то, что при высоких концентрациях этих веществ поражение людей происходит за короткое время.

АХОВ в обычных условиях представляют собой газообразные и жидкие вещества. Наиболее распространены хлор, аммиак, серная и синильная кислоты, бензол, хлорпикрин, фосген и др.

Имеющиеся в Вооруженных Силах РФ центральные базы хранения вооружения средств радиационной, химической и биологической защиты, объекты хранения ракетного топлива представляют определенную опасность для войск и гражданского населения, так как более 50% таких объектов дислоцированы в черте населенных пунктов. В результате ЧС на химически опасных объектах ВС РФ возможен выброс опасных веществ в окружающую среду, а зоны возможного заражения могут распространяться за пределы закрытых военных объектов.

При авариях на объектах ВС РФ, хранящих ракетное топливо, зона заражения почвы, воздуха, воды может составить от 15 до 30 км.

При авариях на биологически опасных объектах ВС РФ глубина следа может составить до 2 - 3 км., площадь до 2 – 3 км 2 .

В газовой промышленности опасными являются объекты, осуществляющие хранение, переработку газа, держащего сероводород (H 2 S)и стабильного газового конденсата, содержащего сернистый ангидрид(SO 2).

В отраслях ТЭК в настоящее время общее число производственных объектов достигло более 1 млн. 355 тыс. Из них в электроэнергетике – 385 тыс., в нефтегазодобывающих отраслях – около 324 тыс., в нефтепереработке около 44 тыс., на магистральном трубопроводном транспорте более 6 тыс., а также 230 тыс. км. промысловых нефте – и газопроводов.

В электроэнергетике количество оборудования, отработавшего свой ресурс, приближается к 60-65%. Доля отработавшего ресурс оборудования в нефтяной промышленности достигла 80%, как и внутри промысловых трубопроводов. В газовой промышленности степень износа оборудования составляет 70%, угольной промышленности – более 60%. По данным Минэнерго России 65% (по протяженности) магистральных нефтепроводов эксплуатируется свыше 20 лет, 47% магистральных газопровод в эксплуатации от 15 до 30 лет, 15% более 30 лет при нормативном сроке службы 33 года.



Риск возникновения чрезвычайных ситуаций возрастает в связи с угрозой террористических актов на объектах ТЭК.

Растет доля аварийных ситуаций по причине механического повреждения газопроводов из-за многочисленных случаев несанкционированного проведения различными организациями земляных работ в охраняемых зонах газопроводов, проведения строительства и иного освоения территории с грубыми нарушениями необходимых безопасных расстояний от оси газопроводов, установленных СН и П 02.05.06-85 для магистральных газопроводов.

Особенно тревожное положение сложилось на магистральных газопроводах, проходящих на территории Самарской, Московской, Ростовской, Тульской, Калужской, Владимирской, Воронежской и Оренбургской областей, в опасной зоне которых находится более 75% всех незаконно построенных сооружений.

Серьезное беспокойство продолжают вызывать угольные шахты, где не уменьшаются число взрывов метана, угольной пыли, а пожары в подземных выработках являются наиболее тяжелыми по своим последствиям.

Из всех источников опасности на транспорте наибольшую угрозу для населения представляют ДТП. В России среднегодовое число транспортных происшествий превышает 150 тыс., а число жертв колеблется в пределах 20-40 тыс. человек.

Абсолютное большинство всех происшествий происходит из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств. Остается высоким удельный вес происшествий, при которых причиной являются неудовлетворительные дорожные условия.

Следует отметить, что транспорт является источником опасности не только для его пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, АХОВ, радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей. Учитывая постоянно возрастающее число автотранспортных средств и стабильно сложную ситуацию на дорогах, снижение аварийности в ближайшей перспективе маловероятно.

Несмотря на то, что железнодорожный транспорт значительно безопаснее, чем автомобильный и авиационный, аварийность на нем достаточно высока. Определяющим фактором, влияющим на безопасность железнодорожного движения являются неисправности пути, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов подвижного состава, терроризм.

>>ОБЖД: Опасности аварий и катастроф

Раздел I.

Безопасность и защита человека в черезвычайных ситуациях техногенного характера

Глава 1.

Производственные аварии и катастрофы

1.2. Опасности аварий и катастроф

Аварии и катастрофы по характеру их проявления подразделяют на несколько групп.

Транспортные аварии (катастрофы) могут быть двух видов: происходящие на производственных объектах, не связанных непосредственно с перемещением транспортных средств (в депо, на станциях, в портах, на аэровокзалах), и случающиеся во время их движения. Для второго вида аварий обычно характерны удаленность места катастрофы от крупных населенных пунктов, трудность доставки туда спасательных формирований и большая численность пострадавших, нуждающихся в срочной медицинской помощи .

Пожары и взрывы - самые распространенные чрезвычайные события в современном индустриальном обществе. Наиболее часто и, как правило, с тяжелыми социальными и экономическими последствиями они происходят на пожаро- и взрывоопасных объектах. Это, прежде всего, промышленные предприятия, использующие в производственных процессах взрывчатые и легковозгораемые вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт, несущий наибольшую нагрузку по перемещению пожаро- и взрывоопасных грузов.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ. Это происшествия, связанные с утечкой вредных химических продуктов в процессе их производства, хранения, переработки и транспортировки.

Обычно аварии с выбросом таких веществ носят комбинированный характер . Кроме того, некоторые вещества в определенных условиях (скажем, при пожарах) в результате химических реакций могут образовывать ядовитые соединения.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ. Возникновение их возможно на радиационно опасных объектах: атомных станциях, предприятиях по изготовлению и переработке ядерного топлива, захоронению радиоактивных отходов и др.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ - не частое явление. Объясняется это, по-видимому, строгой засекреченностью работ в этой области и в то же время продуманностью мер по предупреждению возникновения таких чрезвычайных ситуаций . Однако, учитывая тяжесть последствий в случае попадания биологически опасных веществ в окружающую среду, такие аварии наиболее опасны для населения.

Внезапное обрушение зданий, сооружений. Подобного типа происшествия чаще всего происходят не сами по себе, а вызываются побочными факторами: большим скоплением людей на ограниченной площади; сильной вибрацией, вызванной проходящими железнодорожными составами или большегрузными автомобилями; чрезмерной нагрузкой на верхние этажи зданий и т. д. Обычно обрушения приводят к большим человеческим жертвам.

Аварии на электроэнергетических системах и коммунальных системах жизнеобеспечения редко приводят к гибели людей. Однако они существенно затрудняют жизнедеятельность населения (особенно в холодное время года), могут стать причиной серьезных нарушений и даже приостановки работы объектов промышленности и сельского хозяйства.

Аварии на промышленных очистных сооружениях приводят не только к резкому отрицательному воздействию на обслуживающий персонал этих объектов и жителей близлежащих населенных пунктов, но и к залповым выбросам отравляющих, токсических и просто вредных веществ в окружающую среду.

Гидродинамические аварии возникают в основном при разрушении (прорыве) гидротехнических сооружений, чаще всего плотин. Их последствия - повреждение и разрушение гидроузлов, других сооружений, поражение людей, затопление обширных территорий, нарушение судоходства, уничтожение значительных материальных ценностей.

Наибольшее количество аварий и катастроф происходит на пожаро- и взрывоопасных объектах, на предприятиях, использующих в производственном процессе химически опасные и радиоактивные вещества, на гидротехнических сооружениях. Такие предприятия называют потенциально опасными объектами.

В настоящее время на территории Российской Федерации постоянно функционируют около 45 тыс. потенциально опасных промышленных производств и объектов, от аварий на которых продолжают страдать и гибнуть люди.

Потенциально опасный объект - объект народного хозяйства или иного назначения, при аварии на котором может произойти гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, возникнуть угроза здоровью людей либо будет нанесен ущерб экономике и окружающей природной среде.

Основные причины, вызывающие аварии и катастрофы техногенного характера :

Износ технологического оборудования, транспортных средств и основных производственных фондов, достигающий в некоторых отраслях промышленности 90% и более;
недостаточный выпуск и низкий уровень качества приборов обнаружения и контроля опасных и вредных факторов, а также средств коллективной и индивидуальной защиты от этих факторов;
недостаточная технологическая надежность систем обеспечения безопасности в промышленности, на транспорте, в энергетике, сельском хозяйстве, а также систем управления;
недостаточная культура производства, снижение уровня компетенции и ответственности специалистов вредных и потенциально опасных предприятий;
увеличение масштабов использования взрыво-, пожаро-, химически, радиационно, биологически опасных веществ и технологий;
недостаточность и несогласованность в осуществлении мер по предотвращению аварий и катастроф, уменьшению возможных людских потерь и материального ущерба;
размещение вредных производств и потенциально опасных объектов в непосредственной близости от жилых зон и систем их жизнеобеспечения;
недостаточный контроль за состоянием потенциально опасных производств и объектов;
резкое уменьшение объемов строительства и производства коллективных и индивидуальных средств защиты для персонала объектов экономики и населения;
отсутствие необходимого количества локальных систем оповещения об авариях на потенциально опасных объектах.

Существенно увеличивают опасность вредного воздействия на население возможные при таких авариях паника, распространение ложных и провокационных слухов, неповиновение должностным лицам и представителям власти.

Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков. - 5-е изд., перераб. - М. : Дрофа, 2005. - 254, с. : ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки





Э КОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОЖНО УСЛОВНО ОБЪЕДИНИТЬ В ШЕСТЬ ГРУПП: атмосферное (загрязнение атмосферы: радиологическое, химическое, механическое, тепловое); водные (истощение и загрязнение поверхностных и подземных вод, загрязнение морей и океанов); геолого-геоморфологическое (интенсификация неблагоприятных геолого-геоморфологических процессов, нарушение рельефа и геологического строения); почвенные (загрязнение почв, эрозия, дефляция, вторичное засоление, заболачивание и др.); биотически е (сведение растительности, деградация лесов, пастбищная дигрессия, сокращение видового разнообразия и др.); комплексные (ландшафтные) опустынивание, снижение биоразнообразия, нарушение режима природоохранных территорий и т. д.


К настоящему времени определены направления хозяйственной деятельности, для которых в наибольшей степени характерны крупномасштабные аварии, выявились особенности их течения и специфика вызываемых ими нарушений и потерь. Наибольшее внимание общества привлекают аварии в атомной энергетике, химических производствах, угольной промышленности и на транспорте, так как в них значения социального риска наиболее велики. Причины же большой частоты аварий в перечисленных отраслях заключаются в повышенном уровне остаточного риска применяемых в них ТС и технологий.




После установления методами математического моделирования (одновременно в США и в нашей стране) наступления наиболее вероятных последствий масштабных ядерных взрывов ("ядерной зимы" и фактического уничтожения земной цивилизации) и серии реальных ядерных катастроф типа Чернобыльской каждый отказ оборудования АЭС вызывает бурную реакцию населения о требованиями закрытия АЭС. В этом году 26 апреля исполнилось 25 лет с момента аварии.


11 МАРТА 2011 ГОДА В Я ПОНИИ ПРОИЗОШЛО МОЩНОЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ Были повреждены все шесть энергоблоков АЭС "Фукусима-1", радиация распространялась все быстрее с каждым часом. Число погибших достигло более 2,5 тысяч человек, около двух тысяч человек получили ранения, более 17 тысяч числятся пропавшими без вести. На АЭС в Фукусиме из-за произошедшего мощного землетрясения прервалось электроснабжение и из-за этого нарушилось охлаждение реактора. На станции была объявлена чрезвычайная ситуация.


В ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ крупномасштабные аварии, к которым относят крупномасштабные пожары, взрывы и токсические выбросы. При громадных запасах исходного сырья (на крупных нефтехимических предприятиях эти запасы могут достигнуть сотен тысяч тонн нефти), промежуточных и конечных горючих продуктов такие пожары могут охватить площади до сотен тысяч и сопровождаться большими разрушениями и человеческими жертвами.


При авариях на химпроизводствах возможно образование парогазовых облаков, переобогащенных топливом, которые при наличии источника зажигания горят вокруг внешней оболочки, образуя огневой шар диаметром от десятков до сотен метров. Так, от огневого шара г. в пригороде Мехико погиб 561 чел., получили ожоги более 7000 чел. При крупных разливах горючего вещества пожар может привести к "огненному шторму" с ветрами ураганной силы, направленными к центру пожара, и образованием смерчевых структур.


Значительное место среди крупных аварий занимают транспортные. Гибель пассажирского парохода "Адмирал Нахимов", многочисленные крушения поездов, сопровождались каждое гибелью десятков и сотен людей. Еще большие потери - до нескольких тысяч человек - были при авариях морских паромов (в Эстонии, Китае и на Филиппинах).




В ЫВОД Масштабы вышеуказанных аварий и катастроф требуют, во-первых, повышения надежности и безопасности на всей цепочке "проектирование - изготовление - эксплуатация". При обнаружении возможных опасностей проектировщик обязан устранить или резко уменьшить вероятность их реализации. Во-вторых, необходимо совершенствовать специфические для каждой опасности мероприятия и средства по снижению вероятности ее реализации и уменьшению, наносимого ей ущерба.

В сфере промышленности возникновение аварийных ситуаций - не редкость. Время от времени из строя выходят промышленные системы, происходят нарушения в работе оборудования или несчастные случаи, которые влекут за собой серьезные последствия. Поэтому проблеме промышленных аварий уделяется так много внимания и поэтому нужно знать, какие они бывают и к каким последствиям могут привести.

Итак, промышленная авария – это непредвиденная ситуация, случившаяся на промышленном предприятии, промышленной установке или даже в технической системе промышленного объекта. При этом авария имеет не слишком масштабное распространение, но если она крупная, то может перерасти в катастрофу, где уже возможны значительные разрушения, нанесение серьезного вреда здоровью людей и даже человеческие жертвы.

Следует отметить, что аварийные происшествия постоянно происходили, происходят и будут происходить в тех отраслях промышленности, которые наиболее электровооружены, и это в первую очередь связано с особенностями работы этих промышленных отраслей.

Классификация аварий

Промышленные аварии классифицируются согласно государственным стандартам. Они бывают двух видов: проектные и запроектные.

Первый вид – это аварии, предусмотренные проектной документацией. Для них определены исходные и конечные состояния, разработаны системы безопасности и учтены возможные последствия. В этом случае проектировщиками разработаны не только возможные условия возникновения, но и схема проведения ремонтно-восстановительных работ.

Аварии запроектные – такие, которые не были предусмотрены и учтены проектной документацией, случились из-за неправильных решений и действий работников промышленного предприятия и привели к тяжелым последствиям.

Кроме указанно классификации, аварийные происшествия бывают разных видов, в зависимости от типа угрозы. Это аварии:

На транспорте с возникновением пожаров или выбросом биологических, химических и радиационных веществ;
- на электроэнергетических предприятиях (электростанциях, канализационных системах, очистных сооружениях и т.д.);
- в любом месте, но с выбросом биологических, радиационных, химических веществ.

Также авариями считаются внезапные обрушения жилых и нежилых зданий, приведшие к большим материальным потерям и унесшие человеческие жизни.

Чрезвычайные ситуации и их виды

В результате произошедшей аварии на ограниченной территории возникает неблагоприятная обстановка - чрезвычайная ситуация. Чтобы этого не допустить или снизить риск распространения, за предприятиями с высоким уровнем аварийности ведется тщательный государственным контроль.

Чрезвычайные ситуации, к которым привели промышленные аварии и катастрофы, также имеют свою классификацию, которая определяется масштабом распространения последствий.

Они бывают:

  • - локальными (на конкретном рабочем участке, отрезке дороги или в отдельно взятом помещении). К ним относятся ситуации, при которых пострадали менее 10 человек и нарушена жизнедеятельность не более ста человек.
  • - местными (последствия от которых не распространяются дальше определенного города, области или края). Чрезвычайные ситуации считаются местными, если они привели к гибели или травмированию более 10, но менее 50 человек, при этом нарушена жизнедеятельность более сотни, но менее трех сотен человек. Материальный ущерб может составлять до 5 тыс. минимальных зарплат.
  • - региональными считаются ЧС, затронувшие несколько областей;
  • - национальными называют те, что захватывают всю страну;
  • - и, наконец, глобальными или трансграничными считаются чрезвычайные ситуации, выходящие за пределы страны или произошедшие за границей, последствия которых коснулись страны.
Таким образом, промышленные аварии являются серьезной проблемой и наносят порой непоправимый вред окружающей среде и человечеству.