Россия фирме Noga ничего не должна! Русская служба Би-би-си – Информационные услуги Почему мы это позволяем.

Уже почти забытая история с долгами России швейцарской фирме Noga в понедельник аукнулась нам небывалым международным скандалом. Во Франции заморожены счета российского Минфина, Центробанка, Управления делами президента и других госорганов. МИД выступил с нотой протеста. Теперь еще неплохо бы спросить у нашего правительства, почему оно уже много лет не может решить эту проблему и позволяет этой фирме так над собой издеваться. "Известия" предлагают свое решение - бороться с "Ногой" ее же средствами.

Швейцарец суданского происхождения, 85-летний Нессим Гаон не зря во время Второй мировой дослужился до капитана британской армии. Он умеет биться до последнего. Его фирма Noga давно уже фактически банкрот. На многолетнюю тяжбу с Россией потрачены десятки миллионов долларов. Но Гаон не сдается: в понедельник он нанес очередной удар. Во Франции арестованы счета российских учреждений и государственных компаний в VTB Bank (France).

Во Франции заморожены средства Министерства финансов России, Управления делами президента, "Рособоронэкспорта", Центробанка, Минпромэнерго, РИА Новости. Сотни миллионов евро попали под арест по решению парижского суда. Уже разгорелся международный скандал: Минфин России пообещал опротестовать судебное решение и потребовать возмещения ущерба от компании Noga. Аналогичную ноту протеста направил во Францию МИД.

Надеялись на Когана, но Коган - без "Ноги"...

Коварного удара "Ногой" наши чиновники совсем не ожидали. Ведь чуть больше года назад все проблемы с этой фирмой, казалось, были решены. Noga якобы продала российские долги на сумму около $70 млн американскому бизнесмену российского происхождения Алексу Когану. Деньги на покупку ему, по некоторым данным, выделил один из российских госбанков. Коган тогда охотно рассказывал, что он действует в интересах российских властей и что Noga решила прекратить судебное преследование России. Все порадовались. Но сейчас выяснилось, что Когану, похоже, не удалось выкупить все долги. В его американском офисе "Известиям" в понедельник сказали, что он срочно отбыл в Европу для урегулирования каких-то проблем. Можно догадаться каких.

Иски от фирмы Noga подаются на основе решений арбитражного суда в Стокгольме, - рассказал "Известиям" адвокат Московской коллегии адвокатов Валерий Гуща. - Неудивительно, что суды принимают сторону Noga. Думаю, что юристы этой фирмы действуют как рейдеры".

Рейдер с традициями

Фирма Noga, как назойливая муха, атакует Россию уже больше десяти лет. Она использует старые приемы корпоративного шантажа, широко применяемые российскими рейдерами. Купят акции, подстроят банкротство, и вот уже новый собственник.

К счастью, с такой большой страной, как Россия, подобные фокусы провернуть сложно. Но напакостить вполне реально. Именно этим и занимается фирма Noga во главе со старым солдатом Гаоном, не знающим, видимо, слов любви. В 1991-1992 годах его фирма поставляла в Россию удобрения, оборудование и продукты по заказу правительства. Россия отвечала своим имуществом. В 1993 году договоренности были расторгнуты, и Noga, по ее мнению, недосчиталась около $70 млн. Российский Минфин этот долг не признал, и тогда Noga занялась арестами. Сейчас адвокаты компании требуют уже $110 млн.

Почему мы это позволяем?

Унизительные для России аресты преследуют нас долгие годы. Мало того что под удар попадают наши лучшие самолеты, корабли и картины. Проблемы с фирмой Noga лишают нас сотен миллионов долларов дохода. Как именно? Дело в том, что Минфин не может разместить средства Стабфонда в высокодоходные акции иностранных компаний, в частности, потому, что эти акции тоже могут арестовать. Об этом не раз говорил замминистра финансов Сергей Сторчак, который сейчас арестован за попытку урегулирования долгов с Алжиром. Проблему с Noga ему решить не удалось. Вот и лежат миллиарды Стабфонда без дела, не принося никаких доходов.

Странно, что российские власти бездействуют, - говорит адвокат Валерий Гуща. - Нужно отменить решения именно международных арбитражей, а не урегулировать иски в каждом конкретном случае ареста имущества.

Решение в Стокгольме уже поздно опротестовывать, - уточняет Альберт Еганян, адвокат "Вегас-Лекс", - сроки давности давно вышли. Вызывает недоумение тот факт, что на оплату юристов российское правительство потратило несколько миллионов долларов с момента начала тяжбы - согласно отчету Счетной палаты. Но воз и ныне там. Как так можно вести дела?!

Теперь, по мнению юристов, арест может продлиться несколько месяцев, если наши власти не предпримут срочных действий. Но куда важнее решить, как не допустить подобных арестов в будущем.

Вот здесь мы предлагаем правительству простой и логичный ход. Почему бы не бороться со старым солдатом Гаоном его же методами? Фирма Noga задолжала своим кредиторам миллионы долларов, она на грани банкротства. Ее активы уже выставляются на продажу банками. Так почему бы не взять и не скупить ее долги за копейки? По мнению экспертов, они будут стоить не более 10% от номинала. Получив контроль над долгами, фирму Noga можно обанкротить и попросту закрыть раз и навсегда. Неужели богатая и уважаемая нынче Россия не сможет справиться с решением этой "мелкой" проблемы?

Загрансобственность сменила хозяина

Владимир Путин передал в оперативное управление Минэкономразвития все расположенное за пределами России федеральное недвижимое имущество. Соответствующий указ распространила в понедельник пресс-служба Кремля. Согласно указу, Управление делами президента передаст МЭРТу все имущество, включая земельные участки, служебные здания, сооружения, жилые дома и другие объекты в течение трех месяцев. Теперь росзагрансобственность перейдет из-под контроля президента в ведение премьер-министра.

Когда Noga нам насолила

Первый скандал произошел в 2000 году, когда фирма Noga сумела арестовать во Франции российский парусник "Седов". Тогда же были впервые заморожены счета нашего Центробанка. В 2001 году скандал оказался еще более громким, когда были задержаны самые современные российские самолеты, прибывшие на авиасалон в Ле-Бурже. Но арест быстро признали незаконным. Следующая громкая история датируется 2005 годом. В Швейцарии по требованию фирмы Noga была арестована коллекция картин из Пушкинского музея. И только специальным "силовым" решением правительства Швейцарии картины были отпущены обратно в Россию.

Швейцарская экспортно-импортная торговая фирма "Нога" основана в 1957 году. Она включает сеть гостиниц, занимается торговлей и финансами, а также строительством, реализует крупные проекты в Африке.

В 1991 году российское правительство заключило с "Ногой" договор о бартерных поставках продовольствия, товаров народного потребления и пестицидов в обмен на нефтепродукты на сумму в 1,5 млрд долларов. Кредитные соглашения были подписаны в 1992 году, контракты с фирмой обеспечивали, в основном, российские внешнеторговые объединения.

В 1996 году Женевский суд первой инстанции объявил банкротство фирмы "Нога". В то время она владела капиталом в 600 млн франков, а ее долг превышал 1,2 млрд франков. Президент фирмы Нессим Гаон стал добиваться через суд неполученной, по его утверждению, оплаты за поставленные в Россию товары.

1 февраля 1997 года Стокгольмский международный суд в обеспечение иска фирмы "Нога" вынес решение, в соответствии с которым долг России фирме был оценен в 23 млн долларов.

В мае 2000 года в обеспечение иска фирмы "Нога" против России арбитражный суд Стокгольма принял решение начать аресты средств на российских счетах за рубежом.

18 мая 2000 года трибунал Парижа наложил обеспечительный арест на счета Банка России и почти 70 российских учреждений и компаний, в капитале которых участвует российское государство. Среди них - посольство и генконсульство России в Париже, Внешэкономбанк. Интересы российского правительства на всех судебных разбирательствах представляла адвокатская контора "Клири, Готлиб, Стин энд Гамильтон". Посольство России во Франции подчеркивало, что блокирование банковских счетов российских учреждений является грубым нарушением Венской конвенции о дипломатических сношениях от 1961 года.

6 июня 2000 года в Париже состоялось первое слушание дела по искам посольства РФ во Франции и Центрального банка России, и уже 13 июня были разморожены счета, которые имеет во Франции Центробанк РФ.

13 июля 2000 года французские власти также в связи с иском фирмы "Нога" арестовали в порту города Бреста прибывший туда для участия в международном морском празднике "Брест-2000" российский парусник "Седов".

24 июля 2000 года Брестский суд высшей инстанции снял арест с парусника "Седов", поскольку он не является государственной собственностью, а принадлежит Мурманскому государственному техническому университету. Проиграв спор из-за "Седова", фирма "Нога" была вынуждена заплатить около 100 тысяч евро в виде судебных издержек.

Июль 2000 года - представитель фирмы "Нога" заявил, что в случае прилета Владимира Путина во Францию президентский самолет будет арестован.

Август 2000 года - парижский апелляционный суд признал неправомерным арест активов российских дипломатических представительств во Франции.

Июнь 2001 года - "Нога" предприняла попытку арестовать два российских боевых самолета на Международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже.

Июль 2003 года - суд города Бобиньи признал недействительным иск фирмы "Нога" к руководству парижского аэродрома в местечке Ле-Бурже в связи с попыткой наложить арест на два российских боевых самолета. Фирма не согласилась с решением и передала дело в суд второй инстанции.

Декабрь 2003 года - конституционный суд Парижа отказал швейцарской фирме "Нога" в возможности арестовывать собственность России на территории Франции.

16 ноября 2005 года в Швейцарии по запросу компании "Нога" арестована коллекция полотен французских художников из Государственного пушкинского музея стоимостью около 1 миллиарда долларов, находившихся на выставке в городе Мартиньи.

По материалам агентства ИТАР-ТАСС, изданий

РОССИЙСКО-ФРАНЦУЗСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Российская Федерация унаследовала развитый комплекс связей с Французской Республикой (дипломатические контакты между СССР и Францией были установлены 28 октября 1924 г.).

7 февраля 1992 г. был подписан Договор между Россией и Францией, подтвердивший стремление обеих сторон развивать «отношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве». За истекший период их договорно-правовая база пополнилась более чем 100 соглашениями и протоколами, затрагивающими различные сферы сотрудничества.

Двусторонний политический диалог носит регулярный и конструктивный характер. По приглашению Президента Франции Э.Макрона 29 мая 2017 г. В.В.Путин посетил Версаль, где провел переговоры, заложившие новый вектор развития российско-французских связей. В частности, была достигнута договоренность о запуске форума гражданских обществ «Трианонский диалог». 8 июля 2017 г. главы государств повторно встретились «на полях» саммита «Группы двадцати» в Гамбурге, где подтвердили стремление двигаться по пути восстановления полноформатного сотрудничества. В мае 2018 г. прошел ответный визит Э.Макрона в Россию, в ходе которого Президента Франции принял участие в качестве почетного гостя в работе Петербургского международного экономического форума.

Э.Макрон приезжал в Россию поддержать сборную Франции по футболу, которая 10 июля 2018 г. играла в полуфинале в Санкт-Петербурге, а 15 июля 2018 г. победила в финале Чемпионата мира в Москве. В ходе последней поездки французский лидер был принят В.В.Путиным.

Москва и Париж согласны с тем, что в настоящее время отсутствуют серьезные препятствия и для организации встречи глав Правительств России и Франции, последняя из которых датируется 13 февраля 2016 г., когда Д.А.Медведев провел переговоры с М.Вальсом «на полях» Мюнхенской конференции по безопасности.

Регулярные контакты поддерживаются на уровне министров иностранных дел. 20 июня 2017 г. в Москве состоялась первая встреча С.В.Лаврова с Министром Европы и иностранных дел Франции Ж.-И. Ле Дрианом. Стороны обменялись мнениями по актуальным вопросам двусторонней и международной повестки дня. Диалог продолжился в рамках последующих переговоров, прошедших 6 июля и 8 сентября 2017 г. в Париже и в Москве соответственно. 27 февраля 2018 г. в ходе рабочего визита Ж.-И.Ле Дриана в Москву министры обсудили ситуацию в Сирии и на Украине, а также ключевые вопросы российско-французских отношений.

Основным руководящим органом, определяющим стратегию и направления развития отношений между двумя странами в торгово-экономической и научно-технической областях, является созданная в 1996 г. межправительственная российско-французская Комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества (МПК), ежегодно проходящая под председательством глав правительств. Ее последнее (18-е) заседание прошло в Москве 1 ноября 2013 г. С тех пор французская сторона отложила все консультации в данном формате до урегулирования украинского кризиса.

Главный рабочий орган Комиссии – Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК), председателем которой с российской стороны является Министр экономического развития Российской Федерации М.С.Орешкин, а французскую часть Совета возглавляет Министр экономики и финансов Франции Б. Ле Мэр.

Очередная 23-я сессия СЕФИК состоялась в Москве 19 декабря 2017 г. В рамках заседаний Совета обсуждаются наиболее актуальные темы двустороннего экономического сотрудничества, в частности, в области авиастроения, сельского хозяйства, в энергетике и космической сфере, а также ход реализации перспективных совместных проектов, вопросы развития партнерских связей в сфере высоких технологий, привлечения французских компаний к реализации инфраструктурных проектов в России.

Основным органом сотрудничества по парламентской линии является Большая российско-французская межпарламентская комиссия (БМПК) , возглавляемая председателями нижних палат парламентов двух стран 17-е заседание Комиссии прошло 6 февраля 2013 г. в Париже в рамках визита во Францию С.Е.Нарышкина. Запланированное на 25 июля 2018 г. очередное заседание Комиссии в Москве было перенесено по просьбе французской стороны на осень 2018 г.

В рамках контактов между верхними палатами парламентов 23-26 февраля 2015 г. по приглашению В.И.Матвиенко состоялся визит в Россию Председателя Сената Франции Ж.Ларше. 4-5 апреля 2016 г. он повторно посетил Москву. 16 сентября 2016 г. «на полях» Конференции председателей парламентов стран – членов Совета Европы В.И.Матвиенко встретилась к Председателем Национального Собрания Франции К.Бартолоном. 27 февраля 2017 г. подписан Меморандум о парламентском сотрудничестве между Комитетом Совета Федерации по международным делам и Комиссией по международным делам, обороне и вооруженными силам Сената Франции.

5 апреля 2018 г. в Париже состоялось третье совместное заседание комитетов по международным делам Совета Федерации и Сената Франции. Важный результат – презентация первого в практике взаимодействия двух палат с зарубежными парламентами совместного доклада «Россия – Франция: восстанавливая доверие через парламентский диалог».

По решению президентов двух стран Совместным заявлением министров иностранных дел России и Франции от 8 июля 2002 г. создан Российско-Французский Совет сотрудничества по вопросам безопасности (ССВБ) , в работе которого участвуют министры иностранных дел и обороны двух стран. Первое заседание Совета прошло 15 ноября 2002 г. в Париже, далее заседания проходили поочередно в России и Франции. Последнее 11-е заседание состоялось 31 октября 2012 г. в Париже.

Важным органом взаимодействия в сфере обеспечения безопасности является двусторонняя межведомственная рабочая группа по новым вызовам и угрозам , последнее заседание которой состоялось 29 июня 2015 г. в Париже.

12 июля 2018 г. в Москве состоялись консультации Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Н.П.Патрушева с Генеральным Секретарем по вопросам обороны и национальной безопасности Французской Республики К.Ландэ, в ходе которых обсуждалась координация действий двух стран перед лицом вызовов и угроз в киберсфере.

Франция – двенадцатый торгово-экономический партнер России . Двусторонний товарооборот по итогам 2017 г. составил 15,5 млрд долл. США, увеличившись по сравнению с 2016 г. на 16,5%. При этом российский экспорт увеличился на 22% и составил 5,8 млрд долл. США, импорт увеличился на 13,4% до отметки 9,6 млрд долл. США. Отрицательное сальдо России в торговле с Францией составило 3,7 млрд долл. США. По итогам ноября 2017 г. Франция занимает 10 место во внешнеторговом обороте России.

По данным платежного баланса Российской Федерации, объем накопленных в России прямых французских инвестиций по итогам первого полугодия 2017 г. составляет 14 млрд долл. США (8-е место среди иностранных инвесторов).

Объем прямых российских инвестиций, накопленных во Франции, по итогам первого полугодия 2017 г. – 3,0 млрд долл. США. Франция традиционно относится к числу ведущих европейских стран-инвесторов, работающих на российском рынке.

Более 500 компаний с участием французского капитала работают на российском рынке в различных отраслях экономики. Наиболее сильные позиции у французских компаний в топливно-энергетическом секторе, автомобилестроении, фармацевтике, пищевой промышленности.

Научно-техническое сотрудничество охватывает практически все направления науки и техники. Развиваются связи в области фундаментальных наук, физики, математики, химии, биологии, а также в прикладных областях: аэрокосмической, энергетике, океанологии, информатике и вычислительной технике, научно-технической информации. В сотрудничестве с французской стороной продолжается разработка новых инновационных проектов.

На 16-м заседании МПК 18 ноября 2011 г. в Москве была подписана Программа действий по реализации партнерства в интересах модернизации. Институциональные рамки и основные направления российско-французского сотрудничества в высокотехнологичных отраслях заданы подписанной в Париже в декабре 2014 г. «Дорожной картой по развитию взаимодействия инновационных территориальных кластеров и французских полюсов конкурентоспособности». Эти документы ориентированы на совместное решение задачи укрепления позиций российских и французских компаний на мировом рынке. Французы наращивают взаимодействие с нами в рамках проекта создания инновационного центра «Сколково».

Авиационно-космическое сотрудничество остается одним из приоритетных направлений нашего взаимодействия с Францией. Визитной карточкой здесь является проект «Союз» в Гвианском космическом центре (ГКЦ)». Первый запуск «Союза» состоялся 21 октября 2011 г. (на сегодняшний день имели место 17 запусков).

ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и ее дочерние предприятия продолжают развивать взаимодействие с французскими компаниями и, прежде всего, с одним из своих стратегических партнеров – фирмой «Эрбас». Среди новейших разработок российского авиастроения, осуществляемых совместно с французскими компаниями – региональный самолет «Сухой Суперджет-100», а также среднемагистральный пассажирский лайнер МС-21.

Приоритетное значение обе страны придают развитию кооперации и осуществлению совместных проектов в сфере атомной энергетики , атомного машиностроения и ядерного топливного цикла. Сегодня около 25% потребностей Франции в обогащенном уране обеспечивает Государственная корпорация «Росатом». Ежегодный товарооборот в этой сфере составляет около 3 млрд. долл. США.

Культурные связи между Россией и Францией имеют давнюю историю и весьма насыщены.

Базовое межправительственное соглашение о культурном сотрудничестве заключено 6 февраля 1992 г. В декабре 2004 г. было подписано межправительственное соглашение об изучении русского языка во Франции и французского языка в России. 29 июня 2015 г. подписано межправительственное российско-французское Соглашение о взаимном признании образования, квалификации и ученых степеней. 4 апреля 2016 г. в Париже прошла четвертая (последняя на сегодняшний день) сессия Российско-Французской комиссии по сотрудничеству в области культуры, образования и молодежных обменов.

В 2010 г. под патронажем глав двух государств в России прошел Год Франции, а во Франции – Год России. Набранные темпы получили закрепление в 2012 г. в рамках «Сезонов русского языка и литературы во Франции и французского языка и литературы в России», а также в 2013-2015 гг. в рамках перекрестных «Сезонов кино, театра и изобразительных искусств». В 2016-2017 гг. проведен российско-французский Год культурного туризма, а 2018 г. объявлен Годом русского и французского языков, а также литературы на русском и французском языках.

Палитра мемориальных событий была пополнена мероприятиями, приуроченными в 2012 г. к 200-летию Отечественной войны 1812 г., в 2014 г. – к 100-летию начала Первой мировой войны и 200-летию Зарубежного похода Русской армии, в 2015 г. – к 70-летию Победы во Второй мировой войне, в 2016-2017 гг. – к 100-летию прибытия во Францию Русского экспедиционного корпуса (РЭК) и его участия в сражениях Первой мировой войны.

19 октября 2016 г. в Париже был открыт Российский духовно-культурный православный центр. Он предоставляет широкий спектр возможностей для реализации совместных проектов в культурно-гуманитарной и образовательной сферах.

В Париже с 20 октября 2016 г. по 5 марта 2017 г. проходила подготовленная ведущими российскими музеями выставка «Сергей Щукин. Шедевры нового искусства». Ее посмотрело рекордное число посетителей – более 1 млн 200 тыс. человек. С 3 марта по 4 июня 2017 г. в Одностолпной палате Московского Кремля состоялась выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель».

2017 г. проходил под знаком 300-летия визита в 1717 г. Петра I во Францию, положившего начало официальным отношениям между двумя странами. В этой связи в Париже и Реймсе (один из «петровских» городов) в апреле 2017 г. прошел Международный петровский конгресс «Европейские маршруты Петра Великого (1701-1717), а в Большом Трианонском дворце в Версале 29 мая 2017 года президентами России и Франции была открыта совместная выставка музеев Версаля и Государственного Эрмитажа «Петр Великий. Царь во Франции. 1717». Ряд памятных мероприятий в течение 2017 г. приурочен к 100-летию Русской революции 1917 года.

Важным инструментом гуманитарного взаимодействия становится форум гражданских обществ «Трианонский диалог» , инициатива создания которого была выдвинута В.В.Путиным и Э.Макроном в ходе переговоров в Версале в мае 2017 г. Команды, возглавляемые сопредседателями – ректором МГИМО МИД России А.В.Торкуновым и бывшим послом Франции в России П.Морелем, уже приступили к практической реализации проекта. Основной темой взаимодействия на 2018 г. определен «Город будущего».

В сферу диалога гражданских обществ планируется вовлечь различные направления двустороннего взаимодействия от правочеловеческой тематики до молодежных обменов и бизнеса. Основным каналом взаимодействия между гражданами России и Франции является специально созданная для этих целей «цифровая платформа» (www.dialogue-trianon.ru , www.dialogue-trianon.fr/).

В ходе визита Э.Макрона в Россию в 2018 г. на полях ПМЭФ состоялось первое совместное заседание российской и французской части Координационного совета «Трианонского диалога».

fix

ФРАНЦУЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Общие сведения

Официальное название Французская Республика. Национальный флаг трехцветный (слева направо по вертикали: синий, белый, красный). Гимн – «Марсельеза». Девиз – «Свобода, Равенство, Братство». Национальный праздник – «День взятия Бастилии» – 14 июля (в 1789 г.). Столица – г. Париж.

Территория – 551695 кв. км, 2/3 занимают равнины. Горные массивы – Альпы (наивысшая точка – Монблан, 4807 м), Пиренеи, Юра, Арденны, Центральный массив и Вогезы. На востоке граничит с Бельгией, Люксембургом, Германией, Италией и Швейцарией, на юге – с Испанией, Андоррой и Монако. Морское побережье (5500 км) омывается Атлантическим океаном, Средиземным и Северным морями. Морской климат на западе, средиземноморский на юге и умеренно континентальный на севере и востоке.

Франция – вторая по численности населения после Германии страна в ЕС. Население на 1 января 2018 г. составляло 67,2 млн чел. (65,2 млн без учета заморских департаментов и территорий) при плотности 117,85 чел./кв.км Коэффициент фертильности – 1,88, рождаемости – 11,4%. Средняя продолжительность жизни – 81,2 года (мужчины – 79,5, женщины – 85,3). 19,6% населения старше 65 лет. Трудоспособное население – 63,8%. Население Парижа – 2,3 млн чел., в границах т.н. Большого Парижа – около 12 млн чел. В 12 крупнейших городах число жителей превышает 250 тыс. чел. (в Марселе – 862 тыс., Лионе – 513 тыс., Тулузе – 472 тыс., Лилле – 350 тыс.).

Общее число иностранцев и иммигрантов по официальной статистике сохраняется на отметке 9-10 млн. В основном это выходцы из стран Магриба и франкоязычной Африки, а также португальцы, итальянцы, испанцы, армяне, русские и др.

Франция не делит граждан по этническому признаку, поэтому в стране нет этнических автономий, в законодательстве отсутствует понятие «национального меньшинства», этническая статистика запрещена. По неофициальной статистике свыше 20 млн французов в той или иной степени связаны с иммиграцией последних ста лет.

Государственный язык – французский. Существуют региональные языки, которые не имеют официального статуса: провансальский, бретонский, эльзасский, корсиканский, каталонский, баскский и др.

Франция – светское государство. Основная религия – католицизм (до 65% верующих, из которых не более 10% посещают церковь), теряющая влияние. Вторая по значению конфессия – ислам (свыше 10% населения), набирающий силу по мере роста численности арабо-мусульманской общины. Около 1 млн протестантов, 200 тыс. православных, 600 тыс. буддистов, 500 тыс. иудеев. Не менее четверти французов считают себя атеистами.

По административному делению Франция состоит из 13 регионов и 96 департаментов в европейской части, 5 заморских регионов-департаментов (о. Гваделупа, Гвиана, о. Мартиника, о. Реюньон, о. Майотта), заморских сообществ (Французская Полинезия, о-ва Сен-Пьер и Микелон, о-ва Уоллис и Футуна, о. Сен-Бартельми, о. Сен-Мартен – сев. часть) и особых территориальных единиц (Новая Каледония, о. Клиппертон, Французские южные и антарктические земли: о-ва Басса да Индия, Европа, Глорьез, Жуан де Нова, Тромлен, Крозе, Кергелен, Сен-Поль и Амстердам, земля Адели в Антарктиде). Базовой административной единицей во Франции является коммуна. В стране насчитывается 36682 коммун (в т.ч. 112 в заморских владениях).

Новая Каледония и в более усеченном виде Корсика имеют особый статус с широкими возможностями самоуправления, правительством (исполнительным советом) и парламентом (территориальным собранием).

Государственное устройство

Франция – демократическое унитарное государство (республика). Форма правления – президентская республика. Действующая конституция, одобренная референдумом в 1958 г., ввела режим Пятой Республики . Отличительные черты – широкие полномочия президента и исполнительной власти. По Конституции страна является единой и неделимой. В 2003 г. в Конституцию внесено добавление, согласно которому «организация Республики децентрализована».

Президент , избираемый на пять лет (с 2002 г.) путем всеобщего и прямого голосования в два тура, следит за соблюдением Конституции и нормальным функционированием госинститутов. Главе государства принадлежит решающая роль в деятельности исполнительной власти. Он назначает и смещает премьер-министра и членов правительства, председательствует в Совете министров и Совете по обороне, является Верховным главнокомандующим вооруженными силами, назначает на высшие гражданские и военные должности, имеет право роспуска парламента.

Очередные президентские выборы во Франции прошли в апреле и мае 2017 г. Результаты первого тура: Э.Макрон (Движение «Вперед!») – 24,01%, М.Ле Пен (Национальный фронт) – 21,3%, Ф.Фийон («Республиканцы») – 20,01%, Ж.-Л.Меланшон («Непокоренная Франция») – 19,58%, Б.Амон (Соцпартия) – 6,36%, Н.Дюпон-Эньян («Вставай, Франция!») – 4,7% Во втором туре убедительную победу над М. Ле Пен (33,9%) одержал Э.Макрон (66,1%), став самым молодым президентом за всю историю Франции (39 лет). Следующие президентские выборы состоятся в апреле-мае 2022 г.

Правительство назначается Президентом. Подотчетно парламенту, который может вынести ему вотум недоверия (абсолютным большинством голосов). Премьер-министр – Э.Филипп, министр Европы и иностранных дел – Ж.-И. Ле Дриан, вооруженных сил – Ф.Парли, внутренних дел – Ж.Колломб, экономики и финансов – Б.Ле Мэр.

Конституционный совет (КС)орган конституционного надзора. Следит за соблюдением Конституции во всех сферах государственной деятельности (с запросом о конституционности законов могут обращаться правительство или группа из не менее 60 депутатов). Состоит из девяти членов с девятилетним сроком полномочий, не подлежащим возобновлению. Обновляется на одну треть каждые три года. Три члена совета назначаются Президентом, три – Председателем Нацсобрания, три – Председателем Сената. Кроме девяти назначаемых членов в КС пожизненно входят бывшие президенты Франции (сейчас – В.Жискар-д"Эстен и Ф.Олланд; Ж.Ширак приостановил свое членство, а Н.Саркози подал в отставку с этого поста).

Председатель КС назначается Президентом Республики. С февраля 2016 г. эту должность занимает бывший премьер-министр и министр иностранных дел Лоран Фабиус.

Государственный совет – действующий при правительстве судебный и консультативный орган. ГС дает заключения по законопроектам и нормативным актам до их принятия правительством, действует как суд последней инстанции по наиболее значимым делам. Госсовет наделен апелляционной компетенцией в отношении низовых судебных инстанций и является кассационной инстанцией по решениям, вынесенным специализированными судебными учреждениями административной юстиции. Председателем Госсовета номинально является глава правительства, практическое руководство осуществляет заместитель председателя. С 29 мая 2018 г. эту функцию выполняет Б.Ляссерр.

Совет по экономическим, социальным и экологическим вопросам имеет консультативные функции при обсуждении законопроектов и постановлений, относящихся к экономической, социальной и экологической сферам. К мнению Совета прислушиваются высшие органы исполнительной и законодательной власти. В Совете представлены социально-политические круги Франции, в т.ч. профсоюзы, объединения предпринимателей, различные НПО. Он может созываться правительством для рассмотрения законопроектов и сам обладает законодательной инициативой. C 1 декабря 2015 г. Председатель – П.Бернаскони.

Высший орган законодательной власти – двухпалатный парламент , состоящий из Национального собрания и Сената.

Национальное собрание (577 депутатов, из них 555 – от метрополии, 22 – от заморских департаментов и территорий) – нижняя палата парламента, избирается на пять лет путем прямого, всеобщего и тайного голосования в два тура по мажоритарной системе с одномандатными округами.

На выборах в Национальное собрание в июне 2017 г. абсолютное большинство получила партия президента Э.Макрона «Республика на марше» (РНМ). В настоящее время места по фракциям распределились следующим образом: РНМ – 313, «Республиканцы» – 100, «Модем» – 31, «Новые левые» – 31, «Непокоренная Франция» – 17, «Левые, демократы и республиканцы» – 16, среди независимых депутатов –– 8 депутатов от Национального объединения.

Председатель Национального собрания с июня 2017 г. – Франсуа де Рюжи (РНМ). Председатель группы дружбы с Россией – Каролин Жанвье (РНМ). Очередные парламентские выборы состоятся в июне 2022 г.

Сенат – верхняя палата парламента, обеспечивает представительство местных органов власти – коммун, департаментов, регионов и заморских территорий. Избирается косвенным голосованием (коллегия выборщиков состоит из депутатов Нацсобрания, мэров, депутатов департаментских и муниципальных советов). Рассматривает законопроекты, направленные ему нижней палатой парламента. При повторном отклонении законопроекта Сенатом окончательное решение принимается Нацсобранием. В случае вакансии поста Президента страны Председатель Сената временно выполняет его функции до избрания нового главы государства. С 2011 г. состав Сената обновляется наполовину каждые три года.

По итогам частичных парламентских выборов 2017г. в Сенате были образованы следующие фракции: «Республиканцы» - 146 мест (основная оппозиционная партия), «Группа социалистов и республиканцев» – 77 мест, «Центристский союз» – 50 мест, «Европейское демократическое и социальное объединение» – 22 места, «Республика на марше» – 21 место. Средний возраст сенаторов – 61 год, а гендерный состав: 68% мужчин и 32% женщин.

Председатель Сената с октября 2014 г. – Жерар Ларше («Республиканцы») Председатель группы дружбы с Россией – Жерар Лонге («Республиканцы»).

Избираемые прямым всеобщим голосованием муниципальные , департаментские и региональные советы имеют собственные бюджеты. Представители центральной власти в департаментах и регионах – префекты , назначаемые Президентом Республики.

Политические партии и общественные объединения

Президентское большинство:

Правящая президентская партия «Республика на марше» (400 тыс. членов, генеральный делегат Кристоф Кастанер), созданная на основе движения «Вперед!», выдвинувшего Э.Макрона в президенты. Может рассматриваться как левоцентристская с либеральным уклоном.

Левоцентристское «Демократическое движение» («Модем», 20 тыс. членов, председатель – Франсуа Байру).

Центристские партии:

«Плавающий» курс по отношению к президентскому большинству взял правоцентристский «Союз демократов и независимых» (СДН, 50 тыс. членов, председатель – Жан-Кристоф Лагард).

Малая правая партия «Действовать!» , (5 тыс. членов, председатель Франк Ристер), объединившая бывших «республиканцев» и центристов, допускающих сотрудничество с правящим большинством.

«Радикальное движение» , созданное в результате объединения в декабре 2017 г. Радикальной партии и Движения левых радикалов (15 тыс. членов, сопредседатели – Сильвия Пинель и Лоран Энар).

Правая оппозиция:

Ведущая оппозиционная партия правого фланга – «Республиканцы» (140 тыс. членов, председатель – Лоран Вокье). Создавалась в 2004 г. как Союз за народное движение (СНД) на основе голлистского «Объединения в поддержку Республики» и центристского «Союза за французскую демократию». Переименована в «Республиканцы» в мае 2015 г.

К превращению в массовую парламентскую партию стремится входящее в тройку основных политических сил страны «Национальное объединение» (бывший «Национальный Фронт», 80 тыс. членов, председатель – Марин Ле Пен), евроскептическая правоконсервативная партия.

В числе малых правых партий набирает авторитет патриотическая «Вставай, Франция» (15 тыс. членов, председатель – Николя Дюпон-Эньян). Идейно близки к ней «Христианско-демократическая партия» (15 тыс. членов, председатель – Жан-Франсуа Пуассон), «Движение за Францию» (16 тыс. членов, председатель – Филипп де Вилье), «Народный республиканский союз» (10 тыс. членов, председатель Франсуа Асселино) и партия «Патриоты» (основана выходцем из Национального фронта Ф.Филиппо). Несколько правее – «Лига Юга» (председатель – Жак Бомпар).

Левая оппозиция:

Леворадикальное объединение «Непокоренная Франция» (500 тыс. членов, основатель и лидер – Ж.-Л.Меланшон).

Социалистическая партия Франции (СПФ, около 40 тыс. членов, первый секретарь – Оливье Фор), стоящая на социал-демократической платформе.

Французская коммунистическая партия (ФКП; 56 тыс. членов, национальный секретарь – Пьер Лоран).

«Европа, экология, зеленые» (8 тыс. членов, национальный секретарь –Давид Корман).

Малочисленные крайне левые объединения: «Независимая рабочая партия» (национальные секретари – Жерар Шиварди и Даниэль Глюкстейн), « Новая антикапиталистическая партия» («рупор» партии – Кристин Пупен), «Рабочая борьба» (лидер – Натали Арто) и пр.

Ведущие профсоюзные организации : Французская демократическая конфедерация труда (CFDT; 860 тыс. членов, генеральный секретарь – Лоран Берже), Всеобщая конфедерация труда (CGT; 680 тыс. членов, генеральный секретарь – Филипп Мартинез), «Рабочая сила» (500 тыс. членов, генеральный секретарь – Жан-Клод Майи). В настоящее время только 8-10% французских трудящихся являются членами профсоюзов.

Около 750 тыс. предприятий (90% – малые и средние) объединены в Движение французских предпринимателей (MEDEF, председатель – Пьер Гаттаз). Заметный вклад в экономическое сотрудничество с Россией вносит международное подразделение этого объединения – MEDEF International (председатель – Жан Бюрель).

В стране действуют десятки тысяч неправительственных организаций (ассоциаций). Французское законодательство в области НКО – одно из самых либеральных в мире.

Экономика

По данным Всемирного банка Франция – седьмая экономика мира по объему национального ВВП (в 2017 г. – 2,6 трлн евро). В 2017 г. рост ВВП – 1,9% (в 2016 г. – 1,1%). Это самый высокий показатель с 2011 г. По официальным прогнозам, в 2018 г. рост экономики ожидается на уровне 1,7%.

По объему промышленного производства Франция сохраняет одно из ведущих мест в мире. В 2017 г. его рост составил 4,5%.

В 2017 г. дефицит государственного бюджета – 67,8 млрд евро или 2,9% ВВП (в 2016 г. – 69 млрд евро или 3,3%).

Объем государственного долга в 2017 г. – 2,23 трлн евро или 98,1% ВВП (в 2016 г. – 2,15 трлн евро или 97% ВВП).

2017 г. вновь отмечен ростом дефицита внешнеторгового баланса. Он увеличился на 14 млрд евро по сравнению с аналогичным показателем 2016 г. и составил 62,3 млрд евро. Экспорт в 2017 г. вырос на 4,5% до 473 млрд евро (в 2016 г. – 453 млрд евро). Импорт – на 6,8% до 536 млрд евро (в 2016 г. – 501 млрд евро). Основными торговыми партнерами Франции являются Германия, Бельгия, Италия, Испания, США и Китай.

Франция занимает седьмое место в списке мировых экспортеров (доля – 3,1%, около 124 тыс. экспортных компаний). Значительная часть экспорта – промышленные товары, транспортное оборудование, продукция наукоемких отраслей. В импортных поставках первое место занимают промышленные товары, машины и оборудование.

С 1 января 2018 г. минимальная гарантированная заработная плата (SMIC) – 9,88 евро в час или 1498,47 евро в месяц из расчета «среднего календарного месяца», т.е. 151,67 рабочих часов (рост на 18 евро в месяц по сравнению с 1 января 2017 г.). Уровень безработицы в 2017 г. – 8,9% активного населения (в 2016 г. – 9,7 %). Темпы роста инфляции в 2017 г. – 1,2% (в 2016 г. – 0,6%).

Внешняя политика

Франция – одна из ведущих мировых держав, постоянный член Совета безопасности ООН , член Евросоюза, НАТО, ОЭСР, «Группы семи» и «Группы двадцати».

В последние годы во внешней политики Франции отмечается ослабление голлистских традиций самостоятельности, она все более «растворяется» в общих подходах Евросоюза и НАТО.

Выступая за реформирование созданной после Второй мировой войны системы глобального управления , Париж настаивает на увеличении числа постоянных и непостоянных членов СБ ООН, продвигает идею добровольного отказа постоянных членов от права вето при рассмотрении Совбезом случаев «массовых преступлений».

Несмотря на ослабление своих позиций в Евросоюзе , Франция остается одним из его лидеров, играя заметную роль при разработке внешнеполитических подходов «единой Европы».

Неизменным приоритетом остается франкоязычная Африка : Франция наращивает присутствие на континенте, особенно в Сахаро-Сахельской зоне, играя ключевую роль в борьбе с терроризмом и наркотрафиком, содействуя социально-экономическому развитию и политической стабилизации африканских стран.

Другой приоритет – борьба с глобальным потеплением и реализация Парижского климатического соглашения.

Франция адаптирует свою внешнюю политику к меняющимся глобальным реалиям, уделяя повышенное внимание укреплению отношений с динамично развивающимися странами в Азии и Латинской Америке. Акцент делается на «экономической дипломатии» , нацеленной на продвижение французских экономических интересов за рубежом, привлечение иностранных инвестиций в экономику страны. Активно задействуются инструменты «мягкой силы»: НПО, политологические «площадки», культурные и студенческие обмены, политика франкофонии и пр.

Вооруженные силы

Франция располагает сильнейшими в Западной Европе, комплектуемыми на профессиональной основе вооруженными силами. По состоянию на 1 января 2018 г. общая численность ВС составляла 274586 чел., в т.ч. военнослужащих – 210863, лиц гражданского персонала – 63723. Сухопутные войска – 188615 чел., ВВС – 47230, ВМС – 38741.

По целевому назначению вооруженные силы Франции подразделяются на стратегические ядерные силы (СЯС) и силы общего назначения. СЯС включают два компонента: морской, представленный четырьмя атомными подлодками типа «Триумфан» с баллистическими ракетами, и воздушный, насчитывающий 87 самолетов-носителей, в т.ч. размещенных на атомном многоцелевом авианосце «Шарль де Голль». Силы общего назначения включают в себя сухопутные войска, ВМС и ВВС, а также части и учреждения центрального подчинения.

Бюджет Минобороны Франции на 2018 г. предусматривает расходы в объеме 42,82 млрд евро, из которых 18,5 млрд – на закупки ВВТ, ремонт и модернизацию техники; 11,7 млрд – денежное содержание военнослужащих и гражданского персонала, 4 млрд – на проведение внешних операций, обучение личного состава и боевую подготовку.

Швейцарская экспортно-импортная торговая фирма "Нога" основана в 1957 году. Включает сеть гостиниц, занимается торговлей и финансами, а также строительством, реализует крупные проекты в Африке.

В 1991 году российское правительство заключило со швейцарской торговой фирмой "Нога" договор о бартерных поставках продовольствия, товаров народного потребления и пестицидов в обмен на нефтепродукты на сумму в 1,5 млрд долларов. Кредитные соглашения были подписаны в 1992 году, контракты с фирмой обеспечивали, в основном, российские внешнеторговые объединения. Обе стороны заявили о невыполнении обязательств друг перед другом, и в 1993 г. суд Люксембурга признал законность требований швейцарцев (фирма требует возврата примерно 60 млн. долларов) и арестовал российские активы в ряде западных банков.

В 1996 года женевский суд первой инстанции объявил банкротство фирмы "Нога". В то время она владела капиталом в 600 млн франков, а ее долг превышал 1,2 млрд франков. Президент фирмы Нессим Гаон (Nessim Gaon) стал добиваться через суд не полученной, по его утверждению, оплаты за поставленные в Россию товары.

1 февраля 1997 года Стокгольмский международный суд в обеспечение иска фирмы "Нога" вынес решение, в соответствии с которым долг России фирме был оценен в 23 млн долларов.

В мае 2000 года в обеспечение иска фирмы "Нога" против России арбитражный суд Стокгольма принял решение начать аресты средств на российских счетах за рубежом.

18 мая трибунал Парижа наложил обеспечительный арест на счета Банка России и почти 70 российских учреждений и компаний, в капитале которых участвует российское государство. Среди них - посольство и генконсульство России в Париже, Внешэкономбанк.

Интересы российского правительства на всех судебных разбирательствах представляла адвокатская контора "Клири, Готлиб, Стин энд Гамильтон". Посольство России во Франции подчеркивало, что блокирование банковских счетов российских учреждений является грубым нарушением Венской конвенции о дипломатических сношениях от 1961 года.

6 июня 2000 г. в Париже состоялось первое слушание дела по искам посольства РФ во Франции и Центрального банка России, и уже 13 июня были разморожены счета, которые имеет во Франции Центробанк РФ.

13 июля французские власти, также в связи с иском фирмы "Нога", арестовали в порту города Бреста, прибывший сюда для участия в международном морском празднике "Брест-2000" российский парусник "Седов". 24 июля Брестский суд высшей инстанции снял арест с парусника "Седов", поскольку он не является государственной собственностью, а принадлежит Мурманскому государственному техническому университету. Суд постановил взыскать с фирмы "Нога" 500 тыс франков /70 тыс долларов/ в качестве компенсации владельцу парусника за материальный и моральный ущерб и 250 тыс франков /35,5 тыс долларов/ организаторам международного морского праздника "Брест-2000". В ответ представитель "Нога" пообещал арестовать личный самолет президента В. Путина.

Адвокатам российской стороны удалось добиться приостановления исполнения решений Стокгольмского арбитражного суда, по которым французские судебные исполнители могут арестовывать собственность и банковские счета российских организаций.

3 августа 2000 г. суд Парижа удовлетворил иск Внешэкономбанка РФ о снятии со счета ВЭБа в Евробанке ареста, наложенного ранее по иску компании "Нога". Парижский суд принял такое решение на основании того, что Внешэкономбанк является российским независимым финансовым институтом.
22 марта 2001 г. Парижский аппеляционный суд признал правоту претензий компании на конфискацию российской государственной собственности с целью последующей продажи для покрытия долга России в соответствии с международным решением Стокгольмской торговой палаты. Арбитраж постановил взыскать с России 23 млн долларов для покрытия долга и 40 млн долларов в виде процентов и пени.

22 июня 2001 г. швейцарская компания предприняла попытку арестовать выставленные в авиасалоне в Ле-Бурже самолеты Су-30МКК и учебно-тренировочный МиГ-АТ. По решению дирекции авиасалона самолеты были отбуксированы в другое место, не участвовали в полетах, и вернулись в Россию. В отношении замгендиректора "Росавиакосмоса" Валерия Воскобойникова, замгендиректора ГУП "Сухой" Александра Клементьева и замгендиректора ГУП "МиГ" Геннадия Архипова было возбуждено уголовное дело по статье "угон самолета из-под ареста".

В декабре 2002 г. суд снял все обвинения с российских чиновников, но наложенный на самолеты арест остался в силе. Россия оспаривала законность ареста истребителя-перехватчика Су-30 и учебно-боевого самолета МиГ-АТ на авиасалоне в Ле Бурже в 2001 г. Ущерб, нанесенный арестом самолетов, корпорация "МиГ" оценила в 1 млн. евро.

4 июня 2003 г. в исправительном суде города Бобиньи (в окрестностях Парижа) начались слушания дела об аресте российских самолетов в Ле Бурже в 2001 г. В связи с этим российские истребители не принимали участие в открывшемся 15 июня 2003 г. международном авиасалоне в Ле Бурже.

2 июля 2003 г. суд города Бобиньи признал, что швейцарская фирма "Нога" во время авиасалона в Ле-Бурже в июне 2001 года не имела права налагать арест на российские самолеты компаний МиГ и "Сухой" ввиду их военного характера. Решение суда означает, что впредь компании "МИГ" и "Сухой" смогут представлять свои самолеты на салонах в Ле-Бурже. Эти корпорации не могут нести ответственность по искам, предъявленным к Российской Федерации, а значит, на их имущество не может быть наложен арест.

"Нога" может в установленном порядке обжаловать принятое решение через апелляционный суд.

7 апреля 2004 г. швейцарская фирма "Нога" отозвала свой иск, которым требовала привлечь к ответственности руководство Росавиакосмоса и администрацию международного авиакосмического салона в Ле-Бурже.