Санитарно просветительская работа гигиениста стоматологического. Санитарно-просветительная работа в стоматологии

Гигиеническое воспитание — это система привития полезных навыков и на основе знания правил здорового образа жизни и убежденности в необходимости их соблюдения.

В стоматологии гигиеническое воспитание играет очень важную роль, так как этиология и патогенез кариеса зубов в значительной мере обусловлены отрицательными привычками человека, связанными с неправильным потреблением сахара, нарушением самоочищения полости рта, недостаточным уровнем гигиены. Гигиеническое воспитание включает два направления — санитарно-просветительскую работу и обучение и контроль за гигиеной полости рта.

Санитарно-просветительская работа ставит цель выработать у населения убеждение в необходимости соблюдения правил здорового образа жизни на основе знаний о причинах заболевания, методах их предупреждения и поддержания организма в здоровом состоянии.

Санитарно-просветительской работе предшествует и сопутствует обучению гигиене полости рта, фундаментом которого она является. Только от человека, убежденного в необходимости поддержания гигиены полости рта, можно ожидать неуклонного и постоянного выполнения всех ее требований.

Санитарно-просветительская работа медицинский представитель складывается из двух направлений — пропаганды медицинских знаний о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья и агитации населения в необходимости соблюдения правил и методов здорового образа жизни и профилактики болезней.

Следует четко различать общность и различие пропагандистской и агитационной работы. Агитация всегда ориентирована на конкретного адресата (детей, подростков, взрослых, рабочих и т.д.) и побуждает их к позитивным реакциям. В центре внимания пропаганды — определенный объект, например гигиена полости рта, средства и способы профилактики и т. д., о котором аудитория должна получить информацию. При этом реакция адресата пропаганды вторична, а цель пропаганды достигают с помощью агитации. Поэтому если пропаганду рассматривать как распространение идей и знаний, то смысл агитации состоит в побуждении к действию на основе пропагандистских рекомендаций.

Конечной целью санпросветработы является не распространение информации о предмете, а формирование убеждений, выработанных у слушателей в результате приобретения им знаний. Поэтому необходимо знать путь, который проходит информация, прежде чем она реализуется в поступках конкретных лиц, с которыми проводилась работа. Эта цепь в общем виде имеет следующий вид:

информация -> знания -> убеждения -> поступки


Таким образом, целью санпросветработы является воспитание у человека правильных убеждений, направленных на сохранение и поддержание своего здоровья, профилактику заболеваний. Без убеждений невозможны эффективная профилактическая работа и формирование здорового образа жизни как конечная цель профилактики.
Успех санитарно-просветительской работы во многом определяется знанием психологии аудитории, а формы и методы работы зависят от конкретных коллективов.

Существуют активные и пассивные формы. Активные формы включают проведение бесед, выступлений, лекций, докладов. К пассивным формам относятся издание научно-популярной литературы, статей, листовок, памяток, плакатов, санпросветбюллетеней, проведение выставок, показ кинофильмов и др. Между этими формами имеется тесная взаимосвязь.

Преимущество активных форм работы заключается в непосредственной взаимосвязи агитаторов с населением, что обеспечивает наибольший эффект воздействия работы. В свою очередь, пассивные методы работы не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют большее время и на неограниченную аудиторию. Недостаток ее состоит в отсутствии обратной связи между агитаторами и агитируемыми. Однако повышение качества пропаганды позволяет усилить эффект пассивных форм санпросветработы. По широте воздействия на аудиторию санпросветработа может быть массовой, коллективной и индивидуальной.

Любому виду профилактической работы должна предшествовать санитарно-просветительская деятельность врача или другого медицинского работника. Ее задача — привить населению знания о здоровом образе жизни, причинах заболеваний и сформировать убеждение в необходимости проведения профилактических мероприятий, предотвращающих возникновение заболеваний.

Работа с детьми имеет серьезные особенности, связанные с социальным статусом детей, их психологией. Вместе с тем правильно продуманный и комплексный подход к санитарно-просветительской работе среди детей дает наибольшую эффективность в привитии здоровых навыков на всю жизнь. В основе такого подхода должна быть комплексность воздействия санитарного просвещения на ребенка. В нем должны участвовать четыре звена — врач, педагоги (воспитатели) и другой персонал учреждения, родители и сами дети. Упущение любого их этих звеньев может самым неблагоприятным образом отразиться на эффективности всех мероприятий.

Первым, этапом должна быть беседа с педагогами и медицинскими работниками детского учреждения. Необходимо объяснить цель и задачи профилактики в стоматологии, обрисовать круг мероприятий по ее проведению, желательно время и условия их осуществления. Отдельно надлежит объяснить роль воспитателей и медработников детских учреждений в проводимой работе, подчеркнуть, что от их участия, требовательности во многом зависят успех и эффективность проводимых мер профилактики. Необходимо также убедительно ответить на вопросы педагогического коллектива. При соблюдении всех этих условий может быть достигнута цель — приобретение в лице педагогов и воспитателей убежденных соратников и помощников в борьбе за здоровье детей.

На втором этапе санпросветработы в организованных коллективах проводится беседа или выступление перед родителями. Удобнее всего встречу организовать перед родительским собранием в классе или группе. Для подобного выступления нежелательна большая аудитория, поэтому не следует объединять родителей нескольких классов. Во время такой беседы следует достигнуть две цели — озаботить родителей состоянием зубов и органов полости рта своих детей и вызвать непосредственную заинтересованность в проведении и поддержании мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний, планируемых в детском коллективе.

Третьим этапом санпросветработы являются беседы с детьми. Эти занятия удобнее всего проводить с классом (или его частью) или группой садика. Для конкретной возрастной группы их цель и содержание различны.

С детьми 3—4 лет занятиям следует придавать игровой характер, без поучительных и убеждающих интонаций. Они должны воздействовать на эмоциональную сферу и заинтересовывать детей игровыми моментами.
Для детей в возрасте 5—7 лет занятия должны быть несколько иными. Обычно в этом возрасте дети уже встречались со стоматологом и знают азы ухода за полостью рта. Кроме того, степень зрелости и сознательности в этой возрастной группе уже значительно выше.

В школах санитарно-просветительская работа проводится в форме уроков здоровья. Они обычно делятся на 2 части — санитарно-просветительскую и практическую.

Санитарно-просветительская работа в различных коллективах взрослого населения также должна проводиться с учетом многих факторов. К ним, в первую очередь, относятся численность и профессия слушателей, уровень их образования, интерес к проблеме, возраст, пол и др.

Пассивные формы агитации и пропаганды также не должны носить безличный характер. Их содержание следует ориентировать на конкретную аудиторию. Например, в поликлинике информация должна помочь больным справиться с уже имеющимися заболеваниями. В школе, ВУЗе требуется иной подход, рассчитанный на практически здоровых молодых людей, несколько скептически воспринимающих знания по данному разделу. В одних случаях санитарные бюллетени, газеты, плакаты должны содержать минимум текста и много красочных рисунков и иллюстраций (например, для младших школьников), в других — иметь больше текстового материала при одной-двух броских запоминающихся иллюстрациях. Поэтому при подготовке наглядной агитации необходимо тщательно продумывать ее оформление, тексты, названия, место, где она будет выставляться и др.

Подпись студента_________________________

Подпись врача-руководителя практики_________________________________

Примерные темы бесед по санитарному просвещению населения


  1. Профилактика кариеса.

  2. Гигиена полости рта лиц, пользующихся съемными протезами.

  3. О взаимодействии основных стоматологических материалов с организмом человека.

  4. Протезирование зубов искусственными коронками и др..

  5. Непосредственное протезирование после операции односеансового удаления большого числа зубов.

  6. Ортопедическое лечение больных при одиночно стоящих зубах на верхней и нижней челюстей.

  7. Диагностика и лечение заболеваний пародонта в клинике ортопедической стоматологии.

  8. Ортопедическое лечение керамическими и металлокерамическими конструкциями.

  9. Восстановление дефектов зубных рядов цельнолитыми несъемными мостовидными протезами.

  10. Особенности ортопедического лечения больных при некоторых хронических воспалительных процессах слизистой оболочки полости рта.

  11. Особенности ортопедического лечения больных включенных дефектов зубных рядов.

  12. Осложнения при пользовании несъемными штампованно-паянными протезами из нержавеющей стали.

  13. Осложнения при пользовании съемными пластиночными протезами из акриловых полимерных материалов.

  14. Токсикоаллергический стоматит, вызванный протезами из акриловых пластмасс.

  15. Непереносимость материалов зубных протезов из нержавеющей стали и кобальто – хромового сплава.

  16. Этика и деонтология в клинике ортопедической стоматологии.

VIII. Отчёт о работе на производственной практике в ортопедическом кабинете стоматологической поликлиники в качестве помощника врача стоматолога-ортопеда

Количество принятых больных всего___________________________________

первичных_________________, повторных______________________


№ п-п

Перечень практических умений (навыков)


Минимальное

количество


Выполненное

количество


Коэффициент

выполнения


Примечание

Подпись руководителя

1.

Обследование, оформление документов и формулирование диагноза у первичных больных

10

больных


2.

Опрос (жалобы, анамнез)

10

больных


3.

Обследование больного: осмотр, пальпация мягких тканей и костной основы

10

больных


Пальпация височно-нижнечелюстного сустава

10

больных


Определение высоты нижнего отдела лица в состоянии физиологического покоя

10

больных


Определение вида прикуса, оценка состояния зубных рядов

10

больных


Определение подвижности, податливости и болевой чувствительности слизистой оболочки полости рта

10

больных


Изучение диагностических моделей

10

больных


Чтение и описание рентгенограмм

20

рентгенограмм


4.

Принято повторных больных

20 больных

5.

Снятие коронок и мостовидных протезов

4 коронки или протеза

6.

Препарирование зубов под искусственные коронки:

  • штампованные

  • пластмассовые

  • цельнолитые (с пластмассовой или керамической облицовкой)

2 зуба


7.

Снятие анатомических слепков

  • альгинатными массами

  • селиконовыми массами (двухслойные)

16 слепков

4 слепка


8.

Изготовление гипсовых моделей челюстей

6 моделей

9.

Изготовление восковых базисов с окклюзионными валиками

2 базиса

10.

Изготовление временных пластмассовых коронок клиническим методом

2 коронки

11.

Препарирование полостей под вкладки

2 полости

12.

Подготовка корней под штифтовые конструкции

2 корня

13.

Моделировка восковой композиции

- вкладки

2 вкладки

- культевой штифтовой вкладки

2 вкладки

14.

Определение центральной окклюзии

8 больных

15.

Припасовка



2 вкладки

- искусственных коронок

2 коронки



2 протеза

16.

Фиксация на цемент

- культевых штифтовых вкладок,

2 владки

- искусственных коронок

8 коронок

- мостовидных протезов (паянных металлокерамических, металлопластмассовых)

4 протеза

17.

Определение степени атрофии альвеолярных отростков

2 больных

18.

Изготовление индивидуальных ложек

2 ложки

19.

Припасовка индивидуальных ложек по Гербсту

2 ложки

20.

Снятие функциональных слепков

1 слепок

21.

Проверка конструкции съемных протезов

2 протеза

22.

Припасовка и наложение съемных протезов

2 протеза

23.

Коррекция съемных протезов

4 протеза

24.

Починка съемных пластиночных протезов

1 протез

25.

Перебазировка съемных пластиночных протезов

1 протез

26.

Проведение паралеллометрии на диагностических моделях при изготовлении шинирующей конструкции

1 модель

27.

Проведение избирательного пришлифовывания зубов

2 больным

28.

Консультации и советы больным

8 больных

Подпись студента________________________________________________________
Подпись непосредственного руководителя___________________________________

Система государственных, медицинских и воспитательных мероприятий по просвещению и обучению населения навыкам здорового образа жизни, основам медицинских и гигиенических знаний методами агитации и обучения. Целью санитарно-просветительной работы является гигиеническое воспитание населения и привитие ему санитарной культуры на основе приобретения полезных навыков и привычек здорового образа жизни и убежденности в необходимости их соблюдения.

Санитарно-просветительная работа ведется с помощью агитации и обучения.

Различаются три основных направления: 1) распространение сведений о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья, профилактики заболеваний; 2) пропаганду соблюдения правил и методов здорового образа жизни и профилактики путем воспитания и убеждения; 3) гигиеническое обучение и воспитание.

Санитарно-просветительная работа может быть активной и пассивной. К активным формам относятся беседы, выступления, лекции, доклады, т. е. непосредственное общение медицинских работников с населением. Пассивные формы – это издание научно-популярной литературы, статей, листовок, памяток, плакатов, санитарных бюллетеней, проведение выставок, показ кинофильмов и др. Активные и пассивные формы тесно связаны друг с другом.

Преимуществами активных форм работы являются непосредственная взаимосвязь и взаимодействие агитаторов и населения, обеспечивающие наибольший эффект воздействия на аудиторию. В свою очередь пассивные формы не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время на неограниченную аудиторию. Недостатком же следует признать отсутствие обратной связи между агитаторами и слушателями. Однако повышение качества работы позволяет усилить эффект пассивных методов санитарного просвещения. По широте воздействия на аудиторию санитарно-просветительная работа может быть массовой, коллективной, индивидуальной.

Массовая санитарно-просветительная работа заключается в издании книг, плакатов, листовок, заметок в газетах, выпуске кинофильмов, выступлениях по телевидению, радио, коллективная — в докладах, лекциях, выступлениях, беседах, выпуске санитарных бюллетеней, настенной печати и др., индивидуальная – в проведении индивидуальных бесед.

Следует различать пропагандистскую и агитационную работу. Агитация всегда адресована конкретной аудитории (дети, подростки, взрослые, рабочие и т. д.) с целью побуждения их к позитивным реакциям. В центре внимания пропаганды находится определенный предмет, например гигиена полости рта, средства и способы профилактики и др., о которых люди должны получить сведения и иметь свое суждение. Можно считать, что цели пропаганды достигаются с помощью агитации. Если рассматривать их как распространение идей, знаний, мнений, то суть агитации состоит в побуждении к действию на основе пропагандистских рекомендаций.
Наиболее эффективными методами санитарно-просветительной работы являются беседы, выступления и лекции. Их высокая действенность объясняется непосредственным общением врача с аудиторией, что обеспечивает максимальный психологический контакт и условия для взаимопонимания, позволяет учитывать социальные, профессиональные, образовательные и индивидуальные особенности слушателей. Вместе с тем непосредственное общение с аудиторией предъявляет высокие требования к выступающему (умение привлечь внимание, владение навыками свободной, эмоциональной и убедительной речи, способность доходчиво преподносить материал и др.). Беседа, выступление, лекция – это всегда своего рода диалог, требующий активной деятельности как говорящего, так и слушателей. Эффект убеждения при выступлении во многом зависит от того, насколько вовлечен в контакт с врачом его слушатель.
Конечной целью санитарно-просветительной работы являются не знания о предмете беседы или выступления врача, а убеждения и поступки слушателя в результате приобретения им этих знаний. Последовательность достижения цели имеет следующий вид: информация – знания – убеждения – навыки – привычки. 0

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ
ГБОУ СПО САМАРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ Н. ЛЯПИНОЙ

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: " РОЛЬ ВРАЧА ГИГИЕНИСТА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО В САНИТАРНОМ ПРОСВЕЩЕНИИ "

CАМАРА 2013

Введение

I. Основная часть

2. Роль врача-гигиениста

4. Санитарное просвещение детей дошкольного возраста.

5. Санитарное просвещение детей школьного возраста.

II. Практическая часть

1. Анкетирование

2. Буклеты

Заключение

Приложения

Список используемой литературы

Введение

Только заболевший человек понимает истинную ценность здо­ровья. Самые распространенные массовые стоматологические за­болевания - кариес зубов и болезни пародонта не так резко, как, например, стенокардия или язвенная болезнь желудка, ухудшают качество жизни человека. Вместе с тем, они представляют собой угрозу для здоровья человека, часто являются очагом одонтогенного хрониосепсиса, аллергии. Поэтому профилактика стоматологиче­ских заболеваний - это общемедицинская проблема.

Исторически стоматология развивалась, ориентируясь прежде всего на устранение боли путем восстановления разрушенного зуба или его удалением. Но только лечение кариеса зубов и его ослож­нений не позволяет уменьшить стоматологическую заболеваемость, является чрезвычайно затратной, экономически не выгодной. Стра­тегия в организации стоматологической помощи, направленная на устранение причин заболеваний среди населения на массовом уровне является наиболее перспективной и целесообразной с меди­цинской точки зрения. Это здоровьесберегающая технология в ме­дицине.

Первичная профилактика - приоритетное направление меди­цины и современной стоматологии. Как показывает мировой опыт, энтузиазм врачей, организаторов здравоохранения, разрабатываю­щих и реализующих комплексную программу профилактики в прак­тическом здравоохранении, позволяет получить снижение стомато­логической заболеваемости. В настоящее время в реализации этих программ, начиная от разработки, выполнения всех компонентов программы, включая гигиеническое обучение и воспитание населе­ния по вопросам профилактики кариеса зубов и заболеваний паро­донта, профессиональные аппликации фторидов на зубы участву­ют только стоматологи. Такая методология внедрения увеличивает расходы на оказание стоматологической помощи, экономически не целесообразна. К сожалению, внедрение этих программ в России не всегда сопровождается участием персонала первичного уровня медико-санитарной помощи (персонал первого контакта пациента с массовой медицинской помощью) в воспитании привычек здорово­го образа жизни в семье. Без этого компонента нельзя рассчитывать на долговременный и устойчивый профилактический эффект.

Как показывает опыт развитых зарубежных стран, добившихся значительных успехов в снижении стоматологической заболеваемо­сти среди населения, особенно детского, произошло именно благо­даря участию семьи, педиатров, воспитателей, учителей в формиро­вании приверженности семьи к здоровому образу жизни по питанию, тщательному уходу за полостью рта с использованием фторидсодержащих зубных паст.

Стоматологический гигиенист играет важную роль в сниже­нии распространенности и интенсивности стоматологических забо­леваний среди населения. Он помогает пациенту малозатратными профилактическими мерами устранить или ослабить воздействие основных факторов риска самых распространенных стоматологиче­ских заболеваний через пропаганду тщательного ухода за полостью рта, рекомендаций по питанию и использованию фторидов в поряд­ке само- и взаимопомощи.

Первичная профилактика в настоящее время трактуется как си­стема государственных, воспитательных, социальных, санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на устранение или осла­бление основных, самых главных и управляемых факторов риска стоматологических заболеваний. Многие из этих факторов носят поведенческий характер, являются последствием нездорового об­раза жизни. Первичная профилактика ~ это массовая, популяционная, т.е. в ней участвует все население и персонал, участвующий в сохранении и укрепления здоровья населения - медики и персо­нал, занимающийся воспитанием подрастающего поколения. Цель первичной профилактики - не допустить развития заболевания.

I. Основная часть

1. Профилактика стоматологических заболеваний

Профилактика стоматологических заболеваний - это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов в молодом возрасте и возрастанию количества детей и подростков с интактными зубами. Стоимость профилактических методов, в среднем, в 20 раз ниже стоимости лечения уже возникших стоматологических заболеваний.

Стоматологическая заболеваемость в нашей стране достаточно велика, и следует ожидать дальнейшего её увеличения, если не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на развитие заболевания.

Цели и задачи профилактики:

Уменьшение интенсивности и распространенности кариеса зубов; увеличение количества лиц, не имеющих кариеса.

Снижение процента лиц, у которых выявлены признаки поражения тканей пародонта; уменьшение количества секстантов с кровоточивостью, зубным камнем и патологическими карманами в ключевой возрастной группе в соответствии с индексом нуждаемости в лечении болезней пародонта.

Методы профилактики основных стоматологических заболеваний:

1) стоматологическое просвещение населения;

2) обучение правилам рационального питания;

3) обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта;

4) эндогенное использование препаратов фтора;

5) применение средств местной профилактики;

6) вторичная профилактика (санация полости рта).

Стоматологическое просвещение населения

Методы стоматологического просвещения - это беседы, лекции, семинары, уроки здоровья, игры и т.д.

Методы, предусматривающие заинтересованное участие населения, называются активными. Их преимуществом является непосредственная взаимосвязь и взаимодействие специалиста и аудитории, что обеспечивает наилучший эффект воздействия.

Методы не требующие активного участия населения, называются пассивными. Они не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на большую аудиторию. Недостаток - отсутствие обратной связи между пациентами и специалистом.

Стоматологическое просвещение в зависимости от количества населения, вовлеченного в просветительскую работу, подразделяют на 3 организационные формы: массовая, групповая, индивидуальная.

Ступени, которые надо преодолеть любому человеку для выработки полезной привычки: знание => понимание => убеждение => навык => привычка.

Обучение правилам рационального питания.

Питание может влиять на ткани зубов двумя путями: во-первых, во время формирования зуба перед прорезыванием и, во-вторых, после прорезывания.

Для формирования резистентных к кариесу зубов одним из главных условий является полноценное в качественном и количественном отношении питание беременной женщины, включающее молочные продукты, минеральные вещества, витамины, овощи, фрукты. Большое значение имеет питание в первый год жизни ребенка, когда идет закладка и развитие постоянных зубов.

Возникновению и прогрессированию кариеса зубов у населения способствуют следующие особенности питания:

Увеличение частоты приема пищи;

Уменьшение употребления пищи, требующей интенсивного жевания, которое приводит к повышению тока слюны и «естественному очищению полости рта»;

Уменьшение потребления пищи, способствующей ингибированию кариесу зубов.

Индивидуальная гигиена полости рта.

Индивидуальная гигиена предусматривает тщательное и регулярное удаление зубных отложений с поверхностей зубов и десен самим пациентом с помощью различных средств гигиены.

Существует много методов чистки зубов. Один из них - стандартный метод чистки зубов Пахомова Г.Н. Он заключается в следующем: чистку зубов начинают с участка в области верхних правых жевательных зубов, последовательно переходя от сегмента к сегменту. В таком же порядке проводят чистку зубов на нижней челюсти.

При очищении вестибулярных и оральных поверхностей моляров и премоляров зубную щетку располагают под углом в 45 о к зубу и производят очищающие движения от десны к зубу. Жевательные поверхности зубов очищают горизонтальными движениями. При чистке оральной поверхности ручку щетки располагают перпендикулярно к окклюзионной плоскости зубов. Заканчивают чистку круговыми движениями.

Основным инструментом для чистки зубов является зубная щетка.

Существует 5 степеней жесткости зубных щеток: очень жесткие, жесткие, средние, мягкие, очень мягкие.

Наиболее широко применяются щетки средней степени жесткости.

Зубочистки предназначены для удаления остатков пищи из межзубных промежутков и зубного налета с боковых поверхностей зубов.

Флос,сы предназначены для тщательного удаления зубного налета и остатков пищи с труднодоступных для щетки контактных поверхностей зубов.

Зубные пасты должны хорошо удалять мягкий зубной налет, остатки пищи; быть приятными на вкус, обладать хорошими дезодорирующим и освежающим действием и не иметь побочных эффектов: местнораздражающего и аллергизирующего.

Основными компонентами зубных паст является абразивные, гелеобразующие и пенообразующие вещества, отдушки, красители.

Самым массовым лечебно-профилактическим средством являются фторсодержащие зубные пасты. Поступление фторида в эмаль зубов увеличивает ее резистивность к кислотной деминерализации за счет образования более устойчивых к растворению структур.

Зубные пасты, содержащие в своем составе фосфаты камня, натрия, глицерофосфаты кальция и натрия, глюконат кальция, окись цинка, обладают выраженным противокариозным действием.

В последнее время широко используют лечебно-профилактические зубные пасты, в состав которых входят несколько лекарственных растений (шалфей, мята перечная, ромашка, эхинацея и др.)

Жевательная резинка - средство, позволяющее улучшить гигиеническое состояние полости рта за счет увеличения количества слюны и скорости слюноотделения, что способствует очищению поверхности зуба и нейтрализации органических кислот, выделяемых бактериями зубного налета.

Зубные эликсиры предназначены для ополаскивания полости рта. Они улучшают очищение поверхностей зубов, предупреждают образование зубного налета, дезодорируют полость рта.

Эндогенные методы применения фторидов.

Применение соединяющих фтора для профилактики кариеса зубов можно условно разделить на два основных способа - системный (эндогенный) - поступление фторидов в организм с водой, солью, молоком, в таблетках или каплях; и местный (экзогенный) - использование растворов, гелей, зубных паст, лаков.

Средства для местного применения.

Средняя редукция прироста кариеса при применении лака составляет 50%.

Используют препараты с высокой концентрацией фторида натрия (2% раствор фторида натрия).

Эффективным реминерализирующим препаратом является «Ремодент», используемый в виде раствора для аппликации и зубной пасты.

Герметики для запечатывания фиссур зубов

Назначение герметиков заключается в создании физического барьера, предотвращающего попадание в ретенционные участки эмали микроорганизмов ротовой полости и конечных продуктов их жизнедеятельности.

Этапы герметизации фиссур:

Протравливание эмали зуба 35-37% ортофосфорной кислоты в течении 15-20 секунд;

Отмывание кислоты с поверхности зуба водно-воздушной струей;

Повторная изоляция зуба от слюны ватными валиками и слюноотсосом;

Высушивание протравленной поверхности воздухом. Протравленная эмаль должна быть тусклой, матовой, меловидно-белого цвета.

Нанесение герметика должно проводиться немедленно тонким слоем по всей фиссурно-ямочной сети жевательной поверхности, исключая при этом образование пузырьков воздуха и завышение окклюзионной высоты зуба.

Контроль за постановкой герметика осуществляется в следующие сроки: через неделю, месяц, полгода и год.

2. Роль врача-гигиениста в профилактике стоматологических заболеваний.

В России в 2001 году была введена в номенклатуру медицинских специальностей новая специальность «Стоматология профилактическая» с квалификацией специалиста «гигиенист стоматологический». Местами работы гигиениста являются: стоматологические амбулаторно-поликлинические учреждения для детей и взрослых; стоматологические отделения и кабинеты лечебно-профилактических учреждений; учреждения социальной защиты населения и образования; санаторно-курортные учреждения (приказ МЗ РФ № 33,2001).

Максимально эффективной является работа гигиениста стоматологического в организованных детских коллективах, так как проводимые им групповые методы профилактики стоматологических заболеваний наиболее широко охватывают население.

Однако до настоящего времени конкретные функциональные обязанности для гигиениста стоматологического, работающего в организованных детских коллективах, и его взаимодействие с врачом-стоматологом не разработаны. Определены вероятная эффективность работы гигиениста, круг его обязанностей и ответственности в школьном стоматологическом кабинете (ШСК).

Анализ доступных источников литературы и действительное положение организации стоматологической службы России в современных условиях показывают, что проблема внедрения и роль специальности гигиенист стоматологический в реализации профилактических программ в организованных детских коллективах актуальна и нуждается в разработке.

Функциональные обязанности врача-гигиениста:

1. Осуществление санитарно-гигиенического и дезинфекционно-стерилизационного режима в кабинете.

2. Подготовка рабочего места к приему пациентов.

3. Осмотр полости рта пациента и регистрация состояния твердых тканей зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта.

4. Определение гигиенического состояния полости рта пациента и осуществление контроля за гигиеной полости рта.

5. Обучение методикам чистки зубов и ухода за полостью рта.

6. Подбор индивидуальных средств гигиены.

7. Инструментальное удаление мягких и твердых зубных отложений.

8. Местное применение фторидсодержащих средств (лаков, гелей, аппликаций, полосканий).

9. Проведение реминерализующей терапии.

10. Герметизация фиссур зубов.

11. Проведение стоматологического просвещения детей и взрослых по вопросам возникновения и профилактики стоматологических заболеваний, пропаганда здорового образа жизни.

12. Оформление стенда со средствами гигиены и профилактики.

13. Ведение учетно-отчетной документации (заполнение истории болезни, статистических талонов).

3. Санитарное просвещение в поликлинике.

Санитарное просвещение - обязательный раздел деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника.

Это естественно, поскольку роль личностного (поведенческого) фактора велика в предупреждении заболеваний, в раннем обращении за медицинской помощью. Этот фактор влияет на сроки выздоровления, эффективность долечивания и восстановления тру­доспособности и на предупреждение обострении заболеваний.

В настоящее время положения о лечебно-профилактических учреждениях всех типов (поликлинике, амбулатории, больнице и т. д.) предусматривают работу по санитарно-гигиеническому воспитанию населения. Тем не менее анализ практического осуществления санитарно-просветительной работы в этих учреждениях показывает, что нередко на местах к ее проведению подходят формально и часто допускаются методические ошибки, основными причинами которых являются:

Недооценка врачами действенности этого раздела профилактической работы, в силу чего они не уделяют этой работе должного внимания;

Отсутствие знаний об организации и методических подходах к этой работе, что приводит к нарушению основного принципа санитарного просвещения (дифференцированности и целенаправленности пропаганды), а среди форм санитарного просвещения преобладают чтение лекций и выпуск санитарно-просветительных бюллетеней. Кроме того, недостаточно внимания уделяется групповым и индивидуальным формам работы.

Санитарно-просветительная работа в лечебно-профилактическом учреждении представляет собой комплекс дифференцированных, целенаправленных санитарно-просветительных мероприя­тий, предусматривающих гигиеническое воспитание различных контингентов населения и органически связанных с деятельностью лечебно-профилактических учреждений. Санитарно-просветительная работа проводится в соответствии с местными условиями и задачами, стоящими перед различными типами лечебно-профилактических учреждений.

Общее руководство и контроль за организацией и проведением санитарно-просветительной работы осуществляет главный врач лечебно-профилактического учреждения, который должен обеспечивать активную работу врачей и средних медицинских работников по санитарно-гигиеническому воспитанию населения как в стенах самого лечебно-профилактического учреждения, так и на обслуживаемой территории.

Главный врач лечебно-профилактического учреждения работает в тесном контакте с местным домом санитарного просвещения, откуда получает методическую помощь и материалы.

Каждый медицинский работник, помимо проведения индивидуальных бесед с больными и их родственниками в процессе оказания лечебно-профилактической помощи, обязан ежемесячно 4 часа своего рабочего времени затрачивать на проведение групповых и массовых форм санитарно-просветительной работы.

В санитарно-просветительной работе выделяют 3 основных звена: санитарное просвещение в поликлинике, стационаре и на участке (схемы 1,).

Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений. Усиление профилактической деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, расширение масштабов профилактических осмотров и диспансерного наблюдения, постепенный переход к диспансеризации всего населения оказывают влияние на организацию и формы проведения санитарно-просветительной работы.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ : «Санитарно - просветительская работа в стоматологии: А беседы, Б лекции, В выступление по радио и телевидению, Г статьи в печать. Составление плана, подготовка материала».

ТИП ЗАНЯТИЯ : семинарско - практическое.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ : познакомить студентов с проведением санитарно - просветительской работы в стоматологии, составление плана урока гигиены, беседы или лекции.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: зубоврачебная лаборатория, кабинет гигиены.

ВРЕМЯ , ОТВЕДЕННОЕ НА ЗАНЯТИЕ: 5 часов (225 минут).

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: таблицы, фантомы, средства и предметы гигиены полости рта, набор инструментов, рабочая программа, методическая разработка занятия.

РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ:

1. Организационный момент 2 минуты;

2. Сообщение темы, плана, цели занятия 3 минуты;

3. Контроль исходного уровня знаний 10 минут;

4. Демонстративная часть 20 минут;

5. Самостоятельная работа 173 минуты;

6. Оформление дневников, манипуляционников 10 минут;

7. Подведение итогов 5 минут;

8. Домашнее задание 2 минуты.

СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

1. Что такое профилактика и ее роль в стоматологии.

2. Инструменты для первичного осмотра.

3. Перевязочный материал.

4. Правила дезинфекции и стерилизации инструмента.

5. Порядок обследования стоматологического больного.

6. Правила медицинской этики и деонтологии.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

1. Правильно провести обследование пациента.

2. Правильно заполнить историю болезни стоматологического больного.

3. Определить гигиенический индекс.

4. Определить индекс КПУ.

5. Определить индекс РМА.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Методическое обоснование

1. Организация занятия. Преподаватель отмечает отсутствующих, проверяет готовность студентов к проведению занятия.

Для привития дисциплины и аккуратности.

2. Сообщение темы, плана, цели занятия. Преподаватель предлагает свой план проведения занятия студентам с указанием времени отведенного на каждый момент занятия.

Для лучшей ориентации студентов при проведении занятия.

3. Проверка исходного уровня знаний студентов по теме занятия.

А индивидуальный опрос /Приложение №1. Б Фронтальный опрос. Приложение №2

В Письменный опрос.

Приложение №3. Г эталон - тесты. Приложение №4.

4. Демонстративная часть. Преподаватель знакомит студентов с: А Профилактикой кариеса зубов. Согласно данным ВОЗ, большинство населения земного шара страдает кариесом зубов, который без своевременного лечения и предупреждения приводит к преждевременной потере, а следовательно и к раннему старению организма. Причины заболевания кариесом зубов до конца не выяснены. Но установлено, что в его развитии большую роль играет наследственность, предрасположенность организма к болезням и частота их возникновения, составы и свойств потребляемой пищи, режим питания, количество и физико - химические особенности стопы, количественный и качественный состав микроорганизмов полости рта и биолого - химического условия местности. В результате многочисленных исследований разработан комплекс мероприятий, способствующих снижению кариеса зубов. Он включает рациональное питание, общеоздоровительные мероприятия, гигиенический уход за зубами. Санацию полости рта у стоматолога, введение в организм макро- и микро элементов, витамины и другие биологически активных веществ, укрепляющих структуру зубных тканей. Особое значение в профилактике кариеса имеет фтор и кальций, которые способствуют ее устойчивости к растворению под воздействием кислотообразующих микроорганизмов. Б Организация санпросвет беседы в школе: Нужно помнить, что в 1 - 2 классе гигиенический урок проводится 1 раз в неделю. 3 кл.- 1 раз в 2 недели. 4 кл - 1 раз в месяц.

Для ознакомления студентов с причинами возникновения кариеса. Студенты должны знать роль фтора и кальция в профилактике кариеса зубов.

1. ВВЕДЕНИЕ.

Зубы человеку необходимы для откусывания, размельчения и пережевывания пищи. Здоровые зубы влияют на внешний вид человека, украшая лицо ослепительной улыбкой. Но нельзя забывать. Что зубы играют важную роль в формировании звуков речи и общем состоя человека. Заболевание зубов и десен является самыми распространенными заболеваниями человека.

Нередко больные зубы являются результатом многих заболеваний, могут стать причиной болезней - сердца, почек, суставов и др.

2 СТРОЕНИЕ ЗУБА.

Каждый зуб состоит из 3 - х основных основных частей:

1. Коронка - часть зуба, которая видна в полости рта.

2. Корень - часть зуба, которая располагается в челюсти.

3. Шейка - часть зуба, которая расположена между коронкой и корнем.

Она прикрыта десной.

3. ТКАНИ ЗУБА

Коронка зуба покрыта сверху эмалью. Эмаль - это самая твердая ткань организма, в ее состав входит важный компонент - кальций. Под эмалью располагается дентин. Он составляет основную часть зуба, это большая часть из которого построена не только коронка, но и корень, покрывает цемент.

Внутри коронки и в канале корня зуба спрятано сплетение нервных волокон и кровеносных сосудов, называемое - пульпой. Нервы и сосуды проникают в зуб через отверстие, которое имеется в верхушке каждого корня, пульпа - самая чувствительная ткань зуба.

4. ВИДЫ ЗУБОВ И ИХ ФУНКЦИИ.

Зубы человека не одинаковы по форме и функции. В передней части п рта расположены резцы - зубы с режужим краем, которые выполняют функцию откусывания пищи. По бокам от резцов находятся клыки - конусовидные зубы, предназначенные для отрывания пищи, далее располагаются малые коренные зубы (премоляры) и большие коренные зубы (моляры). Эти зубы более крупные, имеют жевательную поверхность, на которой расположены углубления – фиссуры, богорки - бугры зубов.

У ЧЕЛОВЕКА ДВА КОМПЛЕКТА ЗУБОВ.

А Временные - их 20.

Б Постоянные - их от 28 до 32.

Временные зубы сохраняют пространство для постоянных и направляют их рост. Временные зубы отличаются от постоянных размером и беловато - голубым цветом - поэтому их называют - молочными.

Временные зубы начинают прорезаться к 6 месяцам, а заканчивают к 3 - м годам все 20.

В возрасте 5 -6 лет - появляются первые постоянные зубы. С 6 лет и до 12 - временные зубы меняются на постоянные.

Постоянные зубы формируют прикус - соотношение верхних зубов по отношению к нижним при их смыкании.

Чтобы зубы были ровными и красивыми, ничто не должно мешать их росту. Вредные привычки мешают правильному произношению звуков сосание соски, грызение карандашей, ручек, пальцев, воротничка рубашки.; давление языком на зубы, прикусывание губ.

К вредным привычкам относят и грызение семечек, курение, спать на высокой подушке, неправильная осанка. Лечат неправильный прикус специальные врачи - ортодонты с помощью специальных пластинок.

5. ЗУБНОЙ НАЛЕТ.

В норме в полости рта человека существует большое количество микроорганизмов,

Каждый раз когда мы едим сладости и после пьем сладкие напитки, бактерии перерабатывают сахар в кислоту, которая разрушает зубы; зубы имеют естественную защиту, слюна растворяет кислоту и смывает ее с поверхности зубов. Слюна помогает залечивать повреждения зубов на начальной стадии, их ее выделяются такие минеральные вещества, как Са, фосфаты, которые укрепляют и защищают зубы. Неприятности начинаются когда слюна не справляется с огромным количеством кислоты во рту. Чтобы поддержать низкий уровень кислоты во рту и дать слюне выполнять свои функции, все дети должны ограничить количество сахара, которое потребляется с ешьте. Ешьте вместо сладостей больше сырых фруктов, орехов, жуйте сырые овощи - морковь, пейте натуральные соки.

Чистите зубы 2 раза в день правильной пастой, такой как: «Бленд - а - мед» и «Колгейт».

Для этого надо:

1. Вымыть руки.

2. Вымыть зубную щетку.

3. Нанесите на щетку небольшое количество зубной пасты с горошину.

4. Начинайте чистить зубы с вч с правой стороны с больших коренных зубов, движения подметающие с щечной поверхности; затем горизон.- возвратно - поступательные и заканчивают круговыми движениями чистим жевательную поверхность зубов, затем чистим небные поверхности и язычные.

Не забываем чистить язык, моем щетку и ставим на место, щетиной вверх, 2 раза в год посещаем стоматолога - проверяем зубы.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

1. Какие инструменты применяют для обследования первичного пациента?

2. Какие еще инструменты и для чего находятся в лотке?

3. Как производят первичный осмотр?

4. Какую документацию ведут в смотровом кабинете.

Приложение №2.

1. Зубной кабинет терапевтической стоматологии?

2. Какие наконечники вы знаете?

3. Боры, их назначение?

4. Какой перевязочный материал используется в стоматологическом кабинете?

5. Требования к внутренней отделке помещения?

6. Как производится дезинфекционная обработка и стерилизация инструментария?

Приложение №3.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОПРОСА.

1.Стандартный метод чистки зубов при помощи зубных щеток.

2. Правила чистки зубов флоссом.

3. Перечислите инструменты, применяемые для осмотра пациента.

4. Для чего применяются экскаваторы, гладилки, штопферы, матрицы.

5. Для чего применяются стоматологические: зеркало, зонд, пинцет.

6. Боры, виды боров, назначение боров.

7. Состав моющего раствора.

8. Как и чем производят предстерилизационную очистку инструментария?