Шлагбаумы во дворах законно ли. Все, что нужно знать об установке шлагбаума во дворе жилого дома

Практически в каждом городе существуют проблемы с парковочными местами. Многие люди вовсе сталкиваются с тем, что рядом с их домом другие граждане оставляют машины, причем сами могут проживать на достаточно значительном расстоянии от парковки. Это приводит к тому, что люди не могут оставить свой автомобиль под окнами квартиры. Им приходится в срочном порядке искать другое место, которое может быть очень далеко от дома. Для предотвращения такой ситуации нередко жильцами одного дома производится установка шлагбаума на придомовой территории. Закон разрешает выполнять этот процесс, но при этом он должен осуществляться правильно и с учетом многочисленных требований. Предварительно необходимо получать разрешения от разных инстанций.

Законодательное регулирование

Довольно часто требуется установка шлагбаума на придомовой территории. Закон не запрещает монтаж разных заграждений дорог, располагающихся рядом с жилыми многоэтажными домами. Для этого обязательно учитываются сведения, указанные в разных законодательных актах. К ним относится ст. 26 ЗК, ст. 16, 36, 44 и 46 ЖК, а также п. 1,5 ПДД.

Только при учете требований законодательства может реализоваться установка шлагбаума на придомовой территории. Закон требует предварительного получения разрешения на этот процесс от различных государственных инстанций, к которым относится пожарная инспекция, администрация города и даже ЖЭУ.

Какие условия должны соблюдаться?

Если собственники квартир одного строения принимают решение о том, что требуется установить шлагбаум на придомовой территории многоквартирного дома, то они должны учитывать некоторые требования, которые должны ими соблюдаться. Только в этом случае гарантируется, что процесс монтажа будет реализован правильно и с отсутствием нарушений законодательства.

К основным таким требованиям относится:

  • Участок земли, располагающийся рядом с домом, должен быть приватизирован. Данный процесс может выполняться только собственниками квартир в строении. Для этого оформляется долевая собственность. Только при таких условиях с помощью решения, принимаемого на собрании собственников, можно осуществлять установку разных конструкций на территории. Для этого предварительно надо получать разрешение от разных государственных органов. Если отсутствует право собственности на землю, то установка шлагбаума на придомовой территории не разрешается. Поэтому первоначально тратится время и средства на приватизацию земли.
  • Решение относительно монтажа конструкции может приниматься исключительно на законном общем собрании собственников. При этом за такое решение должно быть отдано не меньше 2/3 голосов. Если положительных голосов будет меньше, то остальные собственники квартир могут обжаловать решение через суд. Сама процедура установки требует действительно значительных финансовых затрат, поэтому положительное решение принимается достаточно редко.
  • Для реализации этого процесса требуется предварительно разрабатывать специальный проект. В нем должно учитываться, что обязан создаваться свободный проезд на территорию к дому разного специального транспорта, к которому относятся: пожарная машина, скорая помощь или авто коммунальных служб. Если проект нарушает это условие, то он не сможет быть реализован.

Если имеются новые собственники квартир, которые не принимали участие в голосовании, то с них не допускается взимать средства для установки шлагбаума на придомовой территории, так как они не являются ответственными за такое решение.

Юридическое оформление

Многим жильцам одного дома требуется для сохранения парковочных мест установка шлагбаума на придомовой территории. Закон учитывает, что этот процесс должен реализоваться исключительно с учетом многочисленных требований и условий. Только при официальном и законном оформлении гарантируется отсутствие проблем с этим ограждением.

Юридическое оформление считается несложным, для чего реализуются последовательные действия:

  • назначается дата собрания жильцов строения;
  • на этом собрании принимается решение, относительного которого территория рядом с домом будет оформляться в собственность жильцов;
  • решение такого собрания с другими документами на дом передается в государственные органы.

Каждый владелец квартиры в таком строении должен приготовиться к тому, что ему придется уплачивать налог на землю, так как он становится владельцем не только жилья, но и прилегающей территории.

На основании письменного заявления жильцов, переданного в администрацию и отдел кадастра, устанавливается, какая площадь будет зарегистрирована в их долевую собственность. В Росреестре регистрируются границы данной территории на основании ФЗ № 122.

Принятие решения

После регистрации участка в долевую собственность решается на собрании, можно ли ставить шлагбаум на придомовой территории. 2/3 жильцов должны быть согласны с этим решением, а иначе монтаж конструкции будет считаться незаконным.

Для принятия такого решения вновь назначается и проводится собрание собственников. Если результат голосования является положительным, то закрепляется официальным документом, в котором указывается на необходимость установки и введения в эксплуатацию конструкции. Протокол подписывается участниками голосования.

Как выбрать конструкцию?

Важным моментом является непосредственный выбор конструкции. Она должна быть исправной и регулярно работающей. При этом надо обеспечить постоянный доступ к территории разным службам и специальным машинам. Выбирать можно разные виды шлагбаумов.

Вид шлагбаума

Его особенности

Механический

Считается доступным по стоимости и легким в установке. Но для регулярного его использования требуется нанимать вахтеров, которые будут поднимать и опускать конструкцию. Также сами владельцы квартир в доме могут самостоятельно заниматься поднятием и опусканием шлагбаума. Но такой вариант считается неподходящим, так как по закону перед разными службами должен открываться проход, поэтому требуются вахтеры. Это ведет к регулярным и значительным тратам средств, что вызывает недовольство среди жильцов дома.

Автоматический

Оснащается приводом, который может быть гидравлическим или автоматическим. Наиболее оптимальным считается первый вариант, который работает без перебоев даже зимой. Оба варианта являются надежными и удобными в использовании. Каждому владельцу квартиры в доме выдается ключ для использования конструкции, а также для этого может использоваться телефон или радиоуправление. При отключении электричества можно вручную поднять шлагбаум. Стоимость таких моделей считается значительной, поэтому придется подготовиться к существенным тратам на покупку и установку.

Перед монтажом следует убедиться, что обеспечивается свободный доступ к дому разным службам и специальным машинам.

Согласование с пожарной инспекцией

Законность установки шлагбаума на придомовой территории должны подтверждаться наличием разрешения от разных служб. К ним в первую очередь относится пожарная инспекция.

Согласование проекта должно осуществляться до начала монтажных работ, чтобы не возникала необходимость в будущем переделывать разные элементы.

Значимым требованием пожарной инспекции выступает необходимость создания беспрепятственного доступа пожарной машины непосредственно к дому. Если ограда может легко подниматься, а также не создаст другие препятствия для пожарников, то выдается разрешение.

Оптимальным решением для этого считается установка системы видеонаблюдения, на основании которой выводится сигнал на диспетчерскую, работающую круглосуточно. В этом случае оперативно будет подниматься шлагбаум перед пожарными машинами.

Разрешение от администрации региона

Перед монтажом подается заявление с проектом в местную администрацию или совет депутатов.

На принятие решения выделяется 30 дней, причем для новых домов получить разрешение не составит труда, а вот для старых домов могут возникнуть проблемы. Работники администрации могут потребовать наличие вахтера или охранников, чтобы аварийные службы всегда имели свободный доступ к строению.

Отказ может быть получен при несоблюдении норм или создании препятствий для свободного передвижения пешеходов.

Согласование с ГИБДД

Дополнительно установка шлагбаума на придомовой территории по закону требует получения разрешения от ГИБДД.

По ст. 15 ПДД не допускается самостоятельно гражданам размещать разные заграждения или иные аналогичные конструкции, мешающие проезду. Поэтому в ГИБДД жильцы должны доказать, что придомовая территория не является дорогой, поэтому не нарушается законодательство.

Разрешение от коммунальных служб

Шлагбаум располагается на территории, где проложено электричество и разные магистрали. Поэтому установка должна проводиться в таком месте, где не будет нарушена их целостность.

Дополнительно коммунальщики должны убедиться, что, если им понадобится проведение ремонтных работ, они получат для этого свободный доступ к дому.

Утверждение сметы на установку

Непосредственно на собрании решается, какой шлагбаум будет выбираться, какова будет стоимость самого оборудования и его установки, а также разрабатывается схема монтажа. Она фиксируется в протоколе собрания.

Далее в администрацию региона передается заявление, на основании которого будет реализовываться установка шлагбаума на придомовой территории. Предварительно придется получить разрешение на процесс от разных служб, причем официальные документы прикладываются к заявлению.

Как только будет закончено согласование шлагбаума на придомовой территории, можно приступать к его непосредственной установке.

Правила монтажа

Конструкция должна монтироваться только опытными специалистами. Правила установки шлагбаума на придомовой территории заключаются в следующем:

  • не должно создаваться препятствий для свободного передвижения граждан;
  • обеспечивается свободный доступ к придомовой территории разным коммунальным службам, скорой помощи, пожарным машинам или другой специальной технике;
  • стрела должна быть сделана из легкого материала, так как это считается значимым, если по каким-либо причинам придется вручную поднимать конструкцию;
  • изделие должно оснащаться разными элементами, гарантирующими безопасность его использования, например, автоматическая блокировка, если под стрелой находится человек или машина;
  • основание для установки надо бетонировать для повышения устойчивости конструкции.

Располагаться шлагбаум может исключительно на земле, которая оформлена в собственность граждан. Для этого первоначально наносится разметка, бетонируется основание и устанавливается оборудование по всем правилам. Оно подключается к сети при необходимости. Также нередко требуется монтаж системы видеонаблюдения.

Какие нужны документы?

Для монтажа изделия понадобится определенная документация. Документы для установки шлагбаума на придомовой территории включают в себя:

  • свидетельство, подтверждающие, что действительно жильцы дома оформили долевую собственность на объект;
  • выписка из ЕГРН, указывающая на оформление земли;
  • протокол собрания, где принимается решение о необходимости установки конструкции;
  • техническая документация на купленное оборудование;
  • разрешения от разных государственных органов и служб.

Так как шлагбаум не является капитальным объектом, то не требуется разрешение на строительство.

Сколько стоит?

Если соблюдается правильный порядок установки шлагбаума на придомовой территории, то граждане могут защитить свои парковочные места от других автовладельцев.

Стоимость установки может значительно отличаться, так как она зависит от вида шлагбаума, стоимости услуг монтажников и других факторов. Обычно варьируется цена конструкции от 25 тыс. руб. до 150 тыс. руб.

Работа по установке обычно стоит в пределах 10 тыс. руб.

Что делать при незаконной установке?

Не все жильцы одного дома будут довольны принятием такого решения. Если при установке оборудования нарушаются разные законы или требования, то граждане могут подать жалобу в районную администрацию.

На основании этого документа проводится проверка, целью которой является установление законности монтажа. Для этого привлекаются работники ГИБДД и МЧС. Если выявляется незаконная установка, то жильцы уплачивают штрафные санкции, а также требуется грамотно оформить оборудование.

Нередко требуется на придомовой территории установить шлагбаум. Данный процесс считается несложным, если выполнить все правильно и на основании многочисленных требований законодательства. Для этого надо приватизировать землю, получить разрешение на установку от разных государственных органов и инстанций, а также грамотно выбрать оборудование и оптимально установить его.

В современном городе трудно представить дороги, территорию организаций и предприятий, торговых и офисных центров без шлагбаумов автоматических и механических. Их простая конструкция и компактные размеры гарантируют высокие темпы пропуска транспорта и простоту эксплуатации. Установка шлагбаума во двор давно перестало быть чем-то необычным.

Необходимые условия для установки шлагбаума во дворе

Поставить шлагбаум на придомовой территории - целесообразный метод предотвращения стихийной парковки во дворе. Это обезопасит игру детей на своем участке, даст возможность беспрепятственно ставить свой личный автомобиль у дома и выезжать за пределы двора без загромождения проезда чужими машинами.

В мегаполисах всегда ощутим недостаток места для парковки, из-за чего автолюбители блокируют проезд и к своим, и чужим домам. В качестве противоугонного средства они тоже дают некоторый бонус. Ограничительные меры помогают частично решить эту проблему, например, с помощью установки шлагбаума на придомовой территории. С другой стороны, через перекрытый проезд не могут проехать скорая помощь, аварийная газовая служба, технический транспорт коммунальных служб, пожарная машина, снегоуборочная техника и др. Поэтому ограничения проезда к придомовой территории нежелательны, и на это требуется получить законное одобрение.

1. Получение документов и разрешения инспекции пожарного надзора:

  • важный этап - документы, установка шлагбаума начинается не с монтажа, а с посещения инстанций для получения всех подписей. Неприятно получить все разрешительные документы от чиновников и потом получить отказ от инспекторов пожарного надзора. И этому есть свои основания - при возникновении возгорания пожарная машина не сможет проехать на территорию и погасить пожар в доме, и об этом у них есть законодательная статья;
  • есть правило и в Градостроительном кодексе, и по нему до 5-8 м от стены зданий до 10-ти этажей не разрешено устанавливать какие-либо ограждения и высаживать деревья.

2. Другие ограничения и законы:

  • многие предписания тоже препятствуют установке автоматического шлагбаума, даже если принято решение жильцов на общем собрании, где за монтаж приспособления проголосуют свыше 51%, а также будут подготовлены документы на прилегающую территорию;
  • по законодательству земельный участок у многоквартирного дома с другими объектами недвижимости для жильцов является совместной долевой собственностью;
  • на основании решения собрания собственников многоквартирного дома ответственное лицо обращается в органы самоуправления по месту жительства для оформления прав на земельный участок;
  • границы земельных участков на территории общего дома закрепляют специалисты БТИ, и за оформленную справку и паспортизацию объектов тоже необходимо заплатить. Эти границы земельных участков определяют с учетом городского проекта размежевания территорий;
  • на юридически оформленной территории могут не разрешить самовольно размещать средства организации дорожного движения, то есть шлагбаум;
  • монтаж средств ограничения движения и парковки требует разрешения местной администрации, в согласовании с коммунальными службами, инспекцией пожарного надзора и ОГИБДД;
  • механический шлагбаум установить возле дома в этом отношении чуть проще. Однако все правильно оформленные документы на землю дают право жильцам дома отстаивать права на оформление и благоустройство придомовой территории. В это право входит запрет посторонним лицам использовать участок возле многоквартирного дома для организации торговли и личной парковки;
  • до оформления прав на придомовую территорию нет оснований блокировать доступ автотранспорта у дома. Решением окружной комиссии демонтаж любых некапитальных объектов считается законным.

3. Затраты:

  • законной считается установка устройства при условии круглосуточного дежурства ответственного за работу шлагбаума охранника, пропускающего служебный транспорт. Однако из-за оплаты посменной работы обслуживающего персонала во многоэтажных домах это почти нереально, жильцы редко проявляют единодушие в сборе денег на оплату такого обслуживания;
  • при возникновении возгорания, пожарная машина пластиковый шлагбаум преодолеет без вопросов, и возмещать за этот ущерб жильцам дома никто не станет;
  • штраф за несанкционированный монтаж автоматического шлагбаума - не менее 1-2 тысяч руб. Для юридических лиц это больше вдесятеро, но и после оплаты штрафа обнаруженный шлагбаум без документов обяжут демонтировать;
  • на автоматические шлагбаумы цена установки длиной до 4 м «под ключ» обходится не менее 45 тыс. руб;
  • жильцы дома редко поступают законно, и шлагбаум устанавливается без согласования. Фирма, которая занимается его монтажом, отвечает за схему подключения шлагбаума, а не за законность установки. Штрафы выплачивать жильцам, а не монтажникам.

4. Дополнительные сложности:

  • могут возникнуть сложности при отключении электроэнергии, обеспечивающей работу шлагбаума. У большинства современных автоматических моделей прилагается дистанционный пульт - для обеспечения его разблокировки;
  • при срабатывании системы разблокировки шлагбаум открывается как обычная дверь, а с возобновлением подачи электротока привод снова ставят в рабочее положение.

Как поэтапно установить легальный шлагбаум

1. Собрать подписи не мене 51% жильцов во дворе дома для получения документов на монтаж шлагбаума.

2. Определить пределы придомовой территории, подтвердив справкой БТИ.

3. Признать объектом долевой собственности участок придомовой территории, согласно законодательным нормам, и по решению собрания собственников жилья оформить документы на собственность.

4. Зарегистрировать все справки в местных органах самоуправления, а также согласовать их в пожарной инспекции, в ЖКХ и ГИБДД. Только после этого можно приобретать шлагбаум и искать фирму, занимающуюся его монтажом.

Основные параметры шлагбаумов

Для выбора шлагбаума важно знать все его технические характеристики, чтобы сделать правильный выбор и не заплатить лишнее. Электрогидравлический шлагбаум отвечает всем требованиям по интенсивной рабочей нагрузке.

1. Как и любой другой товар, шлагбаум должен быть надежен и прост в эксплуатации, иметь несложную схему установки, подтвержденное удобство в обслуживании и доступную цену.

2. Важна доступная схема подключения шлагбаума и возможность быстрого его монтажа.

3. Сегодня готовые шлагбаумы купить несложно, но наиболее доступны механические шлагбаумы, то есть ручного управления. У них бывает складная или прямая стрела.

4. Для установки механического шлагбаума не понадобится электропитание, а эксплуатация у них наиболее простая, требуется минимальное обслуживание.

5. Механический шлагбаум не требует особого контроля его технического состояния.

6. На сегодня есть широкий выбор, как автоматических, так и ручных шлагбаумов и отечественного, и зарубежного производства.

7. Наиболее распространены электромеханические шлагбаумы, которые предлагаются в среднем ценовом диапазоне. Шлагбаумы с электроприводом отвечают основным запросам владельцев придомовой территории, наиболее доступны при обслуживании техническим персоналом.

8. Хорошо зарекомендовал себе шлагбаумы от компании Nice, которая вывела на рынок несколько вариантов товара. В некоторых случаях достаточно 2/3 длины проезда, например, если за пределами шлагбаума забор, и важно оставлять проход для пешеходов.

9. Среди наиболее дорогих и надежных предложений можно назвать автоматический шлагбаум CAME на гидроусилителе. Эти шлагбаумы не имеют ограничений по мощности и ширине проезда, поскольку длина стрелы у них достигает 15 метров.

10. Ширина перекрываемого проезда - важный параметр при покупке. Она определяется при помощи измерительной рулетки, и к этой величине прибавляют или минусуют ширину прохода для пешеходов.

11. Многие стрелы шлагбаумов по длине можно регулировать в процессе монтажа, в соответствии с размерами перекрытия, поэтому важно все параметры уточнять при покупке и установке.

12. Не менее важно брать в расчет и общую нагрузку шлагбаума или интенсивность его нагрузки. В частном дворе, где машины выезжают чаще всего утром и вечером, шлагбаум используется в минимальном режиме. На парковке у супермаркета или у платной стоянки нужна такая модель шлагбаума, которая способна работать в круглосуточном режиме с коротким интервалом пропуска автотранспорта.

13. Также шлагбаумы оцениваются по скорости открывания, особенно в местах с интенсивным движением. В таких местах и оперативность поднятия, и способность быстрого опускания стрелы одинаково важны.

Отличие шлагбаумов по типу привода и системам безопасности

Кроме предупреждающей окраски, большинство шлагбаумов дополнительно снабжают сигнальными лампами - для ночной видимости, это важно в сыром холодном климате с частыми туманами. Нередко стрелы снабжены дополнительными элементами безопасности, брелками с датчиками управления, мобильными приложениями для управления стрелой шлагбаума по мобильному телефону. Эти компактные аксессуары предназначены для большего удобства эксплуатации шлагбаумов на электроприводе. Перечень электромеханических приспособлений также дополняется пультом управления для разблокировки шлагбаума, в случае его обесточивания.

Электрогидравлический привод дает ряд сопутствующих преимуществ, но они могут давать сбой при критически низких температурах, где самым надежным остается механический или ручной способ управления устройством для регулировки проезда. Однако всесезонное масло, используемое в работе наиболее сложных шлагбаумов, помогает решить и эту проблему.

Стоимость установки шлагбаума

Невозможно однозначно ответить на вопрос, в какую сумму обойдется установка шлагбаума на придомовой территории, поскольку это во многом зависит от комплектации устройства.

К примеру, стандартную комплектацию шлагбаума можно считать отправной точкой в ценовом отношении. Светоотражающие наклейки с обеих сторон - обязательная часть стрелы, но они оплачиваются отдельно. Оснащение стрелы небольшой сигнальной лампой и другим элементами безопасности для ночной видимости могут дать существенную прибавку к основной цене. Опция управления шлагбаума с телефоном тоже имеет свою дополнительную стоимость, и даже со спутника, при желании, можно заблокировать шлагбаум во дворе, управляя им с любого сотового телефона или смартфона, занесенного в память.

Среди факторов ценообразования также важно назвать стоимость монтажа самого шлагбаума.

Минимальные цены:

  • тумба шлагбаума - от 5500 р.,
  • стрела до 4 м - от 1200 р.,
  • сигнальная лампа - от 800 р.,
  • светоотражающие наклейки - от 500 р.,
  • датчик безопасности - от 3790 р.
  • накладка на стрелу для упрощения амортизации - от 700 р.,
  • брелок для радиосигналов - от 1500 р.
  • суммарно комплектация шлагбаума обойдется порядка не менее 10 тысяч рублей, без стоимости его монтажа.

Монтажные работы по установке шлагбаума могут существенно отличаться в Москве и по регионам. Купленный в пределах МКАД шлагбаум по столице доставляется бесплатно, однако в регионах у строительных организаций могут существенно варьироваться цены на установку. Цена не зависит от того, будет шлагбаум установлен в небольшой двор или на место интенсивной нагрузки, хозяин приспособления для пропуска машин частник или юридическое лицо, большая организация или владелец придомовой территории.

Например, при монтаже шлагбаума CAME Gard с длиной стрелы 4 м нужно рассчитывать не менее чем на 53 тыс. руб. В эту стоимость не входит прокладывание кабеля электропитания до тумбы шлагбаума, которая стартует от 200 руб/м.

Дополнительно шлагбаумы ставят для ограничения пешеходной и парковой зоны, для ограждения детской площадки или парковки служебного автотранспорта. Современный дизайн и компактность ограждающей конструкции не портят общий вид придомовой территории и садово-парковой зоны. Однако важно помнить, что в ряде случаев, приходится убирать шлагбаум, особенно незаконно установленный или не отвечающий техническим требованиям. Во избежание претензий на законный монтаж, важно иметь инженерно-топографический план, где указаны границы землеотведения придомовой территории.

Проблема парковки личного транспорта достаточно часто решается офисными работниками за счет дворов многоэтажных зданий. Если прибавить к этому частые попытки проведения несанкционированных продаж, преодоление пробок путем форсированного преодоления территории с детьми и престарелыми лицами, можно понять попытки многих собственников установить шлагбаум.

Но позволяет ли российское законодательство такие инициативы, и, если да, то каким именно образом это можно оформить?

Законодательными актами предусмотрена возможность заграждения дорог возле дома шлагбаумом.

Однако, придется выполнять ряд условий, предусмотренных в ст. 26 Земельного Кодекса, ст. 16, 36, 44, 46 Жилищного Кодекса, а также пунктом 1.5 Правил дорожного движения на территории Российской Федерации.

Выполнение всех требований занимает значительное время, что нужно учесть при начале процедуры получения разрешения. Если заказать конструкцию заранее и ставить без разрешения, можно получить штраф еще до рассмотрения заявления властями.

Необходимые условия для собственников многоэтажного дома

Есть несколько важных обстоятельств, которые могут воспрепятствовать получению разрешения на установку шлагбаума.

  1. Земельный участок возле дома должен быть приватизирован собственниками помещений многоэтажного дома, после чего он переходит в общую долевую собственность. В последствии, законодательно, на такой придомовой территории можно, решением общего собрания, начинать процедуру получения разрешения установки конструкций различного назначения для защиты территории. Если же пределы территории придомового земельного участка не ограничены, как собственность владельцев дома, никакие действия с нею жильцы проводить не имеют права. Придется сначала закончить оформление земельного участка в собственность.
  2. Решение о возможности установки может быть принято только на легитимном общем собрании, а положительно проголосовать должно не менее 2/3 присутствующих. Это следствие того, что придомовая территория относится к общему имуществу, в отношении которого строго расписаны законодательные нормы. В противном случае не проголосовавшие собственники могут произвести обжалование решения в судебном порядке. К сожалению, установка шлагбаума – дело не дешевое, хлопотное, и получить согласие необходимого количества собственников не так просто.

Важно : новый собственник не несет материальной ответственность за решение, принятое до его вступления в права собственности, и ставить шлагбаум придется без его материального участия. Исключение – изготовление ключей от шлагбаума в случае, если предыдущий владелец их не передал.

  1. Если разработанный проект установки не предусматривает беспрепятственный проезд на придомовую территорию машин аварийных служб или же помешает проведению работ таких служб и дальнейшему благоустройству участка, законодательно подписанным прошение не может быть. Отказ властей будет полностью оправдывать соответствующий закон РФ.

Этапы подачи документов на рассмотрение

В ПДД четко указано, что без соответствующих решений физическим и юридическим лицам нельзя ставить конструкции на дорожной полосе. Разрешение можно получить только у местных властей.

Для этого необходимо действовать по следующему плану.

  1. Проверить, правильно ли оформлены документы на собственность для придомовой территории земельного участка.
  2. Созвать и провести полномочное общее собрание, на котором будет поставлен вопрос об ограничении проезда во двор и установке шлагбаума. Иногда, земельный участок является общим для нескольких домов. В этом случае необходимо созвать все заинтересованные лица. При этом необходимо согласие 2/3 голосов присутствующих на собрании собственников.
  3. В муниципальный совет необходимо подать заявление с приложенным к нему протоколом собрания собственников, свидетельством с кадастрового учета и технической документацией на установку конструкции. Депутаты собираются ежемесячно, поэтому решение по заявлению должно быть фактически получено приблизительно в этот срок. Законодательно – в течение 5 дней после его принятия.

Чем обойдется установка ограждения с нарушением законодательных норм?

К сожалению, иногда жильцы самоуправно принимают решение и устанавливают конструкцию. Или же шлагбаум не отвечает требованиям закона.

В этом случае конструкция будет демонтирована, а виновным придется уплатить штраф.

Следует учесть, что для физических лиц такие неправомочные действия грозят штрафом от 2 000 рублей, для юридических – от 10 000 рублей. Услуги соответствующих служб по демонтажу стоят тоже не мало, их придется оплатить тем, кто заказал незаконную установку.

Какой шлагбаум выбрать

Законом разрешено ограждение частной территории в том случае, если она не наносит ограничения правам и безопасности окружающих. Другими словами, конструкция должна регулярно работать и быть готовой быстро пропустить аварийные службы, а также не быть препятствием для работ коммунальщиков.

Есть несколько возможностей достичь такого результата.

  1. Механический шлагбаум. Он более дешевый и его легко монтировать. Однако, для использования придется нанимать работающих посменно вахтеров. Даже неудобный вариант — самостоятельно каждому выбираться из авто, открывать и закрывать выезд — не спасет ситуацию. Аварийные службы должны иметь доступ, значит, без ответственных сотрудников закон использовать конструкцию не позволяет.
  2. Автоматический шлагбаум. Бывают с гидравлическим и автоматическим приводом. Первый отлично работает в морозы. Второй подключен к общей сети. В остальном же они довольно надежны и удобны в управлении. Каждый собственник должен иметь специальный ключ. Есть конструкции, которыми можно управлять мобильным или по радио. Если же, по какой-либо причине, отключено электричество, можно воспользоваться возможностью механического управления, которое обязательно предусматривается.

Однако, такая возможность изначально значительно дороже в покупке, и установка сложнее.

Не надо забывать, что правильной установки недостаточно. Придомовая территория должна быть доступной для жильцов и аварийных авто. Поэтому ремонтно-профилактические работы в любом случае ложатся на плечи тех же собственников.

На придомовой территории часто необходима защита от посторонних и получить ее можно, не нарушая законодательные нормы. Главное при этом тщательно придерживаться установленных правил и набраться необходимого терпения.

Для начала давайте разберемся, можно ли установить шлагбаум во дворе многоквартирного дома?

Несанкционированное ограничение въезда на площадки и проезды у жилого здания законным назвать нельзя: прежде всего, это препятствует пожарной службе быстро попасть к месту вызова, не сможет подъехать машина скорой помощи, работники обслуживающих организаций также не будут иметь возможности беспрепятственного доступа к помещениям МКД.

Без положительного решения заинтересованных служб установка шлагбаума будет считаться самовольным действием, влекущим штрафные санкции (ч. 8 статьи 20.4 КоАП РФ) .

Законодательного акта в отношении установки шлагбаума не существует, но зато есть правила пользования общедомовой территорией, и в том числе и касаемо ограничения, каким является шлагбаум.

Принятие такого решения может быть осуществлено общим собранием собственников (п.2 ч.2 ст. 44 ЖК РФ), причем большинство голосов должно быть не менее 2/3 от общего числа владельцев.

Но все эти действия возможны только в случае, если придомовая территория правильно оформлена и закреплена за домом .

Не принимающие участия в голосовании владельцы обязаны подчиниться принятому решению (с ч.5 ст.46 ЖК РФ) и сдать деньги на приобретение и устройство ограничителя. Другое дело, что шлагбаум – недешевое удовольствие.

К тому же выходит, что у полосатой планки постоянно, и причем круглосуточно, должен находиться человек для управления таким устройством, или это должен быть крутой дорогостоящий шлагбаум, управляемый автоматически.

Но и это не все – нужно получить разрешение на подобное ограничение от специальных городских служб и органов .

Теперь, когда вы знаете, законна ли установка шлагбаума во дворе многоквартирного дома, поговорим о том, как установить шлагбаум во дворе многоквартирного дома и что для этого требуется.

Требования


По правилам пожарной службы, путь во двор любого жилого объекта обязан быть всегда беспрепятственным.

Ст. 23 ППБ РФ именно это и утверждает, что дает право сотрудникам пож. инспекции сразу отказать в оснащении двора преградой в виде шлагбаума.

ПРАВИЛА
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ППБ 01-03)

23. Дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.
О закрытии дорог или проездов для их ремонта или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных машин, необходимо немедленно сообщать в подразделения пожарной охраны.
На период закрытия дорог в соответствующих местах должны быть установлены указатели направления объезда или устроены переезды через ремонтируемые участки и подъезды к водоисточникам.

Тот же смысл и в требованиях Град. кодекса (СНиП 2.07.01-89) – еще на стадии проектирования специалисты обязаны предусмотреть вольный доступ к зданиям .

Есть еще одно требование: от кромки проезда до стены дома на расстоянии 5-8 м при высоте дома до 10 этажей, и 8-10 м для зданий большей этажности запрещено устраивать ограждения.

На эти требования есть возражение, которое почерпнуто из тех же ППБ РФ, утверждающими пунктом 1.5, что придомовую площадь проездов нельзя нагружать сквозным движением машин, а близкие к дому проезды дорогой считать нельзя.

Таким образом, шлагбаум служит для упорядочения движения по близко расположенным к дому проездам, так как препятствует сквозному движению авто (п. п. 17.2,17.4 ПДД РФ).

Такая формулировка должна убедить ГИБДД.

Что касается пожарных, то и здесь есть аргументы в пользу установки шлагбаума :


Чтобы не нарушить этих требований, есть такие пути решения проблемы: у шлагбаума устроить пункт круглосуточного обслуживания, или же оборудовать недалеко расположенную диспетчерскую службу с пультом управления шлагбаумом.

Прямо на полосатой преграде должна быть прикреплена табличка с указанными на ней телефонами соответствующих постов, одним движением руки способных открыть доступ .

Документы и согласование


Прежде чем заниматься подготовкой бумаг, надо собрать общее собрание собственников.

И решив вопрос одобрения устройства полосатого препятствия для транспорта, сразу же важно определиться с видом шлагбаума.

Так как проектная компания должна получить конкретное задание.

Прийти на согласование в любое из учреждений нужно не с пустыми руками, поэтому важно, чтобы были подготовлены такие документы :

  • протокол общего собрания владельцев помещений МКД;
  • проект на привязку и строительство шлагбаума и поста охраны или диспетчерского пункта;
  • письма с просьбой разрешить устроить преграду;
  • документы о праве собственности на придомовую территорию с планом размежевания.


Согласовать устройство ограничителя въезда во двор нужно будет с такими органами и службами :

  1. ГИБДД.
  2. Пожарной инспекцией.
  3. Местной администрацией.

Основной задачей будет получение разрешения именно от пожарной службы, но это реально, если выбрать правильный вариант шлагбаума и в письме правильно мотивировать свое пожелание установить преграду.

Виды шлагбаумов и их выбор

Шлагбаумы делятся на два основных вида – механические и автоматические. В первом случае управление ручное, то есть человеком.

Это недорогой вариант по стоимости приобретения и проведения строительных работ, но зато проблемный с точки зрения обслуживания, так как требует круглосуточного присутствия обслуги.

Автоматические преграды – более современный вид, а еще и удобный, с несколькими разновидностями управления :


Оба вида преград могут быть оборудованы подсветкой, сигналом, светодиодным освещением. Различной может быть и длина стрелы, этот показатель диктуется шириной въезда во двор.

Выбор вида полностью зависит от платежеспособности жильцов, а еще – функциональной необходимостью .

Если поток транспорта небольшой, то никакого смысла в автоматическом шлагбауме нет, а при частой потребности в манипуляциях со стрелой конечно, стоит остановиться на автоматическом варианте.

Порядок установки

Инициатива может исходить и от активных жильцов, и от правления жилищной компании. Получив подобное предложение, актив собственников вместе с правлением должны подготовить собрание, на котором выступить с уже конкретными предложениями вариантов.

Порядок установки шлагбаума во дворе многоквартирного дома :


Наличие заторов автотранспорта и попытки водителей обойти пробку дворами, нарушая покой и безопасность жильцов, вынудили чиновников пойти на ободрение таких мер, как установка шлагбаумов, по упрощенной схеме. Так, например, вышли из положения, приняв ПП Москвы от 2 июля 2013 г. N 428-ПП, где вопрос сразу решается в райсовете, без хождений по инспекциям.

В едином окне райсовета пакет зарегистрируют, и на ближайшей сессии рассмотрят . Сотрудники районной администрации обязаны уложиться в 30-дневный срок, после чего выдадут результат.

Не всегда этот результат положительный, если правила доступа к подъездам нарушаются (п. 9 ПП Москвы №448), то последует отказ.

Заключение

Установка шлагбаума на придомовой территории МКД – задача непростая, но вполне решаемая.

Важно учитывать, что инициатива, решение вопроса разрешения, а также и финансирование этого мероприятия целиком ложится на плечи управления многоквартирным домом.

Москвичка Cветлана Ермакова живет во 2-м Хвостовом переулке, дом 10, корпус 12. Недавно между ее домом и соседним снесли ракушки. Территорию облагородили, а потом внезапно установили шлагбаум. Подъехать к своему подъезду ближе чем на пять метров Светлана не может. «А ведь доступ к подъезду должны иметь и машины скорой помощи и пожарной службы, да даже если мебель привезут — к крыльцу приблизиться невозможно», — говорит она.

Светлана пыталась общаться с жильцами, которые установили шлагбаум и владеют ключами от него. Разговора не получилось. Они сказали, что разрешение на установку у них есть, но документы не показали. Тогда Светлана обратилась в управу района Якиманка: «Глава управы меня внимательно выслушал, сказал, да, это неправильно. Пообещал, что проведет собрание жильцов трех домов до 4 июля, но до сих пор никакого собрания не было.

Светлана говорит, что не против шлагбаумов как таковых. Ведь она живет в центре, ездит на автомобиле и проблема с парковками ей известна. Но решение должна принимать не ограниченная группа людей, а все жильцы двора, в котором хотят поставить шлагбаум.

Руководитель пресс-службы Главного управления МЧС по Москве Виктор Бирюков советует в подобных случаях сразу обращаться к участковому. «Если вы видите незаконно установленный шлагбаум, звоните участковому. Он придет, проверит, свяжется с представителями городской административно-технической инспекции (АТИ) и выяснит, законно установлено заграждение или нет. Если ничего не согласовано, шлагбаум уберут очень быстро».

Поставить забор и шлагбаум — примитивный путь решения проблемы

По словам Бирюкова, автомобили спецтехники не имеют права ломать заграждения или переставлять машины, мешающие проезду. Поэтому пожарные всегда ищут хозяев автомобилей, перегородивших доступ к дому. Счет в это время идет на секунды, на кону — человеческие жизни, и любые препятствия становятся не просто помехой, а причиной страшных последствий, говорит Бирюков.

Проблема незаконных ограждений столичных дворов вновь стала актуальной после того, как муниципальные депутаты предложили городским властям упростить процедуру

Блогер Илья Варламов считает, что, если мэрия и согласится на это, количество заграждений в Москве не увеличится: «Те, кто хотел ставить заборы и шлагбаумы у своих домов, они их уже поставили или ставят. С упрощением процедуры их станет больше ненамного — от силы на 10%». Варламов говорит, что ему не нравится «город заборов», но он понимает тех, чьи дома стоят у вокзалов, метро или экспоцентров. «Мой друг жил возле экспоцентра, так его соседи во дворе даже организовали дежурство, следили, чтобы чужие автомобили не парковались у них под окнами».

Да, поставить забор и шлагбаум — примитивный путь решения проблемы. Но можно ведь найти и иной вариант. Варламов предлагает, к примеру, ввести практику резидентских парковок, когда автоместа во дворе — только для жителей этого дома или района. Если жители видят «чужую» машину во дворе, вызывают эвакуатор, и он увозит ее на штрафстоянку. «К сожалению, у нас всегда идут по пути запрета: поставить забор, шлагбаум. И это очень плохо», — считает блогер.

Дмитрий Кох , руководитель проекта «Сердитый гражданин»

— Если нет протокола собрания собственников дома с более чем 50% голосов за установку шлагбаума, то шлагбаум во дворе — чистое самоуправство. Но даже если шлагбаум установлен по согласованию всех жильцов и управы, его все равно могут снести на законных основаниях.

Во-первых, законодательством не предусмотрена возможность установки подобных устройств на придомовой территории, которая не оформлена в установленном законом порядке, а в Москве далеко не все кварталы прошли процедуру межевания.

Во-вторых, согласовать проект с пожарными и ГИБДД очень сложно. Представители этих ведомств против подобных экспериментов по соображениям безопасности: в случае пожара или экстренного вызова их машины не смогут проехать к нужному подъезду. Беспрепятственный проезд можно обеспечить лишь при наличии круглосуточной охраны, а к этому жильцы в большинстве своем не готовы.

Если государственные инспекторы пожарного надзора, входящие в структуру МЧС, выявят нарушения в установке шлагбаума, то на собственников объекта (ТСЖ, УК, управа) будет наложен штраф и выдано предписание убрать незаконное ограждение.

Согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ (статья 20.4, часть 8), за ограничение доступа к домам предусмотрена ответственность. Максимальная санкция за это нарушение в отношении должностных лиц — 10 тыс. руб., для юридических лиц — 150 тыс. руб.