Ведение аварийно-спасательных работ: виды и организация работ. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (асднр) Основные организации и проведения аварийно спасательных работ


Ведение аварийно-спасательных работ имеет свои особенности в условиях возникновения разного рода аварий. В данной статье разберемся с видами и задачами работ, особенностями их организации, аварийно-спасательными работами при пожарах, чрезвычайных ситуациях, стихийных бедствиях и авариях на опасных производственных объектах.

Виды аварийно-спасательных работ

Аварийно-спасательные работы – это действия, включающие в себя следующие мероприятия: спасение людей, культурных и материальных ценностей, защита природной среды в зоне возникновения чрезвычайной ситуации, подавление опасных факторов, характерных для данной ЧС. Во время проведения аварийно-спасательных работ присутствуют факторы, угрожающие жизни и здоровью людей, проводящих эти работы, поэтому требуется специальная подготовка, экипировка и оснащение.

К основным видам обеспечения аварийно-спасательных работ относится разведка, транспортное, дорожное, инженерное, гидрометеорологическое, материальное, техническое и медицинское обеспечение.

В действующем законодательстве предусмотрены следующие виды АСДНР:


  • поисково-спасательные;


  • горноспасательные;

  • противофонтанные работы (проводятся на буровых и нефтяных скважинах);

  • работы по тушению пожаров;

  • ликвидация медико-санитарных последствий ЧС.


Задачи аварийно-спасательных работ

Аварийно-спасательные работы проводятся с целью предотвращения ЧС, чтобы ничто не угрожало жизни и здоровью людей. Первоочередные спасательные действия во время аварий, пожаров, взрывов, пожаров, землетрясений и других ЧС – поиск и спасение пострадавших, которые остались в поврежденных или разрушенных зданиях, людей, которых отрезал огонь (дым, стены и т.п.) или они оказались заблокированными в помещении.

Задачи аварийно-спасательных работ: тушение пожаров, ликвидация медико-санитарных последствий ЧС и проведение других неотложных действий, перечень которых при необходимости уточняет Правительство РФ.

Организация проведения аварийно-спасательных работ

Организация и подготовка к проведению аварийно-спасательных и других работ выполняется в несколько этапов. Последовательность проведения мероприятий изменяется в зависимости от создавшейся ЧС, но в любом случае требуется грамотная .

Зачастую используется универсальная схема подготовки, организации и проведения АСР:


  • Первый этап: защита и спасение населения, подготовка сил и средств АСС или АСФ к проведению полномасштабных работ.

  • Второй этап: непосредственное проведение аварийно- спасательных работ в зоне возникновения ЧС.

  • Третий этап: ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Более подробно об организации проведения аварийно-спасательных работ читайте тут (Основы организации аварийно-спасательных работ).

Аварийно-спасательные работы при пожаре

Пожар – это неконтролируемое горение, которое может привести к разрушению сооружений, взрывов и других факторов, причиняющих материальный ущерб и вред здоровью и жизни людей. Для успешного выполнения требуется быстрая и эффективная организация боевых действий (своевременное прибытие на место пожара, привлечение необходимых сил и средств, грамотное руководство деятельностью).

Первоочередные аварийно-спасательные работы при тушении пожаров включают в себя розыск пострадавших людей, их извлечение из опасной зоны (заваленных или частично разрушенных зданий), подача воздуха в задымленные помещения, первая доврачебная помощь, эвакуация людей и материальных ценностей. Более подробно с первоочередными аварийно-спасательными действиями во время пожаров вы можете .


Аварийно-спасательные работы при ЧС

Аварийно-спасательные работы в зонах ЧС проводятся с целью поиска и удаления пострадавших за пределы действия опасных факторов. Оказывается неотложная медицинская помощь пострадавшим и их эвакуация в лечебные учреждения, ведь на месте часто невозможно создать условия, необходимые для спасения человека.

Работы по ликвидации аварийных ситуаций на ОПО

Для обеспечения готовности к работам по локализации и ликвидации последствий аварийных ситуаций организации, эксплуатирующие ОПО, обязаны планировать и выполнять мероприятия по локализации и ликвидации аварий на ОПО. При ликвидации аварийной ситуации важно придерживаться , ведь слаженная и грамотная работа всех подразделений приведет к быстрой ликвидации АС.

Аварийно-спасательная служба Москвы оказывает широкий спектр услуг по организации спасательных работ, а также по стационарному наблюдению за аварийно-опасными объектами производства. Связаться с нами можно при помощи страницы .

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) – это совокупность первоочередных работ в зоне (зоне поражения), заключающихся в соответствии с «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» определяет составные части этих работ: раздельно: (АСР) – действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зонах чрезвычайных ситуации, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов; неотложные работы (НР) – деятельность по всестороннему обеспечению АСР, оказанию пострадавшему населению помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Аварийно-спасательные работы в очагах поражения включают:

  • разведку маршрутов и участков работ;
  • локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;
  • подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате чрезвычайной ситуации вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;
  • поиск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий и сооружений, загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных помещений, оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения;
  • вывоз (вывод) населения из опасных зон; санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных;
  • дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание (обезвреживание) территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.

Аварийно-спасательные работы проводятся в максимально сжатые сроки, что обусловлено необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожаров, взрывов, затоплений и т.п.).

Неотложные работы включают:

  • прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения (загрязнения);
  • локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения спасательных работ;
  • укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;
  • ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;
  • обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;
  • ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия от возможных повторных поражающих воздействий;
  • санитарную очистку территории в зоне чрезвычайной ситуации (зоне поражения);
  • первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.

В реальных условиях отделить аварийно-спасательные работы от других неотложных работ затруднительно, причем для значительной части работ их различие – чисто условное. Поэтому в практике аварийно-спасательного дела и закрепился общий термин – аварийно-спасательные и другие неотложные работы. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций условно подразделяется на три этапа:

  1. Начальный этап – проведение экстренных мероприятий по защите населения, спасению пострадавших местными силами и подготовке группировок сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций и проведению работ.
  2. Первый этап – проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ группировками сил и средств.
  3. Второй этап – завершение аварийно-спасательных и других неотложных работ, постепенная передача функций управления местным администрациям и вывод группировок сил, проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.

Успех аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций (зонах поражения) достигается:

  • заблаговременной подготовкой органов управления, сил и средств и к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций (опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий), в т.ч. заблаговременным всесторонним изучением особенностей вероятных действий (участков и объектов работ), а также маршрутов ввода сил;
  • экстренным реагированием на возникновение чрезвычайной ситуации (последствий военных действий), включая организацию эффективной разведки, приведение в готовность и создание в короткие сроки необходимой группировки сил и средств, своевременный ввод ее в зону чрезвычайной ситуации (зону поражения);
  • непрерывным, твердым и устойчивым управлением работами, принятием оптимального решения и последовательным претворением его в жизнь, подтверждением устойчивого взаимодействия сил, привлекаемых к работам;
  • непрерывным ведением работ до полного их завершения, с применением современных технологий, обеспечивающих наиболее полное использование возможностей сил и средств;
  • неуклонным выполнением установленных режимов работ и мер безопасности; организацией бесперебойного обеспечения работ и жизнеобеспечения пострадавшего населения и личного состава, привлекаемого к работам.

Источники: Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Под общей редакцией Воробьева Ю.Л.. - М., 2002; Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты: Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природ, и техногенного характера. - М., 1999.

  • 3. Поражающие факторы современных видов оружия
  • Безопасность общества и личности план
  • 1. Опасности и их воздействие на организм
  • 2. Система мероприятий по обеспечению безопасности организованных коллективов
  • 3. Мероприятия по обеспечению личной безопасности граждан
  • Чрезвычайные ситуации. Медицинские и медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций план
  • 1. Основные понятия и определения чс
  • 2. Классификация чс
  • 3. Медицинские и медико-санитарные последствия чс
  • 4. Фазы развития чс и поражающие факторы
  • 5. Методы прогнозирования и оценка обстановки
  • Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций план
  • 1. Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чс (рсчс)
  • 2. Организационная структура рсчс
  • Органы повседневного управления рсчс
  • Органы непрерывного управления рсчс
  • 3. Режимы функционирования рсчс и порядок их введения
  • 4. Задачи и состав сил и средств рсчс
  • Функции Министерства Обороны рф
  • 5. Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций рсчс
  • 6. Всероссийская служба медицины катастроф
  • Основы организации и мероприятия защиты населения от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения план
  • Введение
  • 1. Вредные и опасные факторы природного, антропогенного и техногенного происхождения
  • 2. Средства и методы контроля и мониторинга вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения
  • 4.Технические средства индивидуальной защиты
  • 5. Индивидуальные медицинские средства защиты
  • 6. Санитарная и специальная обработка
  • Вредные и опасные факторы природного, антропогенного и техногенного происхождения. Классификация и краткая характеристика.
  • Мероприятия и методы защиты населения.
  • Классификация убежищ.
  • Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Система гражданской обороны и основные направления ее деятельности план
  • 1. Нормативно-правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций различного характера
  • 2. Основные принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций различного характера
  • 3. Система гражданской обороны и основные направления ее деятельности
  • 1. В области обучения населения.
  • 2. Основные мероприятия по оповещению населения об опасностях.
  • 3. Основные мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
  • 4. Основные мероприятия по предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
  • 5. Основные мероприятия по проведению аварийно-спасательных работ.
  • 6. Основные мероприятия по обеспечению пострадавшего населения.
  • 7. Основные мероприятия по борьбе с пожарами.
  • 8. Основные мероприятия по обнаружению и обозначению зон радиоактивного, химического, биологического и иного загрязнения.
  • 9. Основные мероприятия по санитарной обработке населения и специальной обработке (очистке, обезвреживанию) зданий, сооружений, техники и территории.
  • 10. Основные мероприятия по восстановлению и поддержанию порядка в пострадавших районах.
  • 11. Основные мероприятия по восстановлению функционирования коммунальных служб.
  • 12. Основные мероприятия по сохранению объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
  • 13. Основные мероприятия по срочному захоронению трупов в военное время.
  • 14. Основные мероприятия по обеспечению постоянной готовности сил и средств формирований гражданской обороны.
  • 4. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях
  • Основы организации медико-психологического обеспечения населения, медицинских работников и спасателей при чрезвычайных ситуациях план
  • 1. Психотравмирующие факторы чс
  • 2. Особенности развития нервно-психических расстройств у населения и спасателей в чс различного характера
  • 3. Основы организации медико-психологического обеспечения населения, медицинских работников и спасателей при чрезвычайных ситуациях
  • Безопасность труда медицинского персонала план
  • 1. Характеристика угроз жизни и здоровью медицинских работников
  • 2. Система охраны труда и безопасности в медицинских организациях
  • 3. Особенности обеспечения безопасности труда врачебного состава
  • 5. При уколах и порезах во время медицинских манипуляций необходимо срочно
  • 6. При обслуживании пациентов врачу необходимо проявлять постоянную бдительность в отношении
  • 7. Стирку санитарно-гигиенической одежды медицинского персонала необходимо проводить
  • Безопасность медицинских услуг план
  • 1. Характеристика угроз жизни и здоровью пациентов при оказании медицинских услуг
  • 2. Система обеспечения безопасности пациентов в медицинских организациях
  • 3. Особенности обеспечения безопасности пациентов
  • - Выявлением у пациента артериальной гипертензии, фактов приема гипотензивных препаратов и назначением успокаивающих лекарственных препаратов;
  • 4. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях

    Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) при чрезвычайных ситуациях различного характера будут проводиться в сложной об­становке, в условиях полных и силь­ных разрушений, сплошных завалов, пожаров, заражения атмосферы и ме­стности и возможного затопления.

    Вначале напомним отдельные понятия и положения, рассмотренные в предыдущих разделах лекции.

    В системе общегосударственных оборонных мероприятий РФ важная роль принадлежит ГО, целью которой является защита населения, материальных и культурных ценностей и объектов от современных средств нападения противника, а также проведение АСДНР в очагах поражения (зонах ЧС) и зонах заражения.

    Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) предназначена для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время.

    Руководители ГО и РСЧС, исходя из современных требований, предъявляемых к их подготовке, должны уметь в короткие сроки организовать АСДНР и управлять подчиненными силами в сложной и экстремальной ситуации.

    Основные законодательные акты по организации проведения АСДНР :

    Федеральный закон РФ «О гражданской обороне» (№ 28-ФЗ от 12.02.1998 г.)определил, что в числе основных задач в области ГО являются: проведение АСДНР в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий; ведение разведки, организация и проведение санитарной обработки населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий.

    В соответствии с Федеральным Законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (№ 68-ФЗ от 21.12.1994 г.), под ликвидацией ЧС понимаются аварийно-спасательные и другие неотложные работы , проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, предотвращение действия характерных для них опасных факторов.

    Федеральный Закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» (№ 151 от 22.08.1995 г.) определяет составные части этих работ раздельно:

    Аварийно-спасательные работы – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

    Аварийно-спасательные работы проводятся в целях розыска пораженных, оказания им первой помощи и эвакуации их в безопасные районы.

    Они включают:

      Разведку маршрутов выдвижения и участков (объектов) работ.

      Локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках (объектах) работ.

      Розыск и извлечение пострадавших из-под завалов и других опасных мест.

      Вскрытие заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей.

      Подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденными фильтрационными системами.

      Оказание первой помощи пораженным и доставка их в лечебные учреждения.

      Эвакуацию населения из опасных зон (районов).

      Санитарную обработку людей, специальную обработку техники, территорий, сооружений и др.

    Спасательные работы организуются в сжатые сроки и проводятся непрерывно.

    Они считаются завершенными после окончания розыска пострадавших, оказания им необходимой помощи и ликвидации угрозы новых ЧС.

    Неотложные работы при ликвидации ЧС – это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

    Неотложные работы при ликвидации ЧС имеют целью создать условия для проведения спасательных работ, обеспечения жизнедеятельности населения.

    Они включают:

      Прокладывание колонных путей, устройство проездов (проходов) в завалах.

      Локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, технологических сетях.

      Ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения аварийно-спасательных работ.

      Укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному движению и проведению аварийно-спасательных работ.

      Ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.

      Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.

      Поиск, опознание и социальная защита пострадавших.

    В законе даны и другие понятия:

    Аварийно-спасательные формирования – это структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, оснащенная специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

    Аварийно-спасательные средства – это техническая продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, имущество и материалы, методические видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.

    Силы и средства для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях

    Объем и условия проведения АСДНР во многом зависят от масштабов ЧС, вида применяемого оружия и масштаба военных действий.

    В зависимости от объема работ для ликвидации последствий ЧС привлекаются различные силы и средства в таком количестве, чтобы они обеспечили непрерывность ведения АСДНР.

    В планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС и в планах ГО и защиты населения предусматривается создание группировки сил и средств для ликвидации ЧС, а также при ведении военных действий.

    В группировку сил для проведения АСДНР в зоне ЧС включаются объектовые и территориальные формирования повышенной готовности общего назначения, а также специальные формирования для обеспечения АСДНР.

    Основу группировки сил составляют аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, специально предназначенные для решения задач в области ГО и ЧС (докладывались в предыдущих разделах лекции).

    Командир формирования и его штаб заблаговременно разрабатывают план приведения формирования в готовность. В плане предусматривается:

      порядок оповещения формирования в рабочее и нерабочее время;

      место и сроки сбора личного состава, выдачи ему табельного имущества и др. средств;

      порядок выдвижения и срок прибытия в район сбора или проведения работ;

      порядок управления формированием в период сбора, приведения его в полную готовность и выдвижения в район сбора или район работ;

      организация комендантской службы;

      порядок материального и технического обеспечения.

    Обеспечение действий сил ГО и РСЧС при проведения АСДНР – это комплекс мероприятий организуемых и осуществляемых с целью создания условий для успешного выполнения поставленных задач.

    Основными видами обеспечения являются : разведка, радиационная и химическая защита; инженерное, противопожарное, дорожное, гидрометеорологическое, техническое, материальное, транспортное и медицинское обеспечение; комендантская служба и охрана общественного порядка.

    Разведка – комплекс мероприятий проводимый органами управления ГО и РСЧС по сбору, обобщению и изучению данных о состоянии природной среды и обстановки в районах аварий, катастроф, стихийных бедствий, а также на участках и объектах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

    Радиационно-химическая защита организуется с целью максимального снижения потерь населения и обеспечения безопасного выполнения задач силами ГО и РСЧС в условиях радиационного и химического заражения.

    Инженерное обеспечение – это комплекс инженерных мероприятий, направленных на предотвращение разрушений, защиту населения и обеспечение действий сил ГО и РСЧС при проведении ими спасательных и других неотложных работ.

    Противопожарное обеспечение действий сил организуется и осуществляется в целях создания условий для выполнения спасательных и других неотложных работ сопровождаемых пожарами.

    Дорожное обеспечение организуется в целях создания условий для беспрепятственного маневра силами и средствами при ликвидации аварий. Своевременного подвоза необходимых материально-технических средств, эвакуации пострадавшего населения.

    Гидрометеорологическое обеспечение организуется в целях всесторонней оценки элементов погоды, оценки их возможного влияния на действия сил ГО и РСЧС и проведению мероприятий по защите населения.

    Техническое обеспечение организуется в целях поддержания в рабочем состоянии всех видов транспорта, инженерной и другой специальной техники, используемой для ликвидации ЧС.

    Метрологическое обеспечение проводится с целью поддержания в постоянной готовности техники и различных видов аппаратуры и приборов состоящих на оснащении сил ГО и РСЧС.

    Материальное обеспечение действия сил ГО и РСЧС организуется в целях бесперебойного снабжения их материальными средствами, необходимыми для проведения спасательных работ, жизнеобеспечения личного состава, пострадавшего и эвакуируемого населения.

    Транспортное обеспечение организуется с целью своевременного вывоза эвакуируемого населения, доставки сил и средств ГО и РСЧС к местам работы и размещения, вывоза из районов материальных ценностей.

    Медицинское обеспечение организуется в целях своевременного оказания медицинской помощи пострадавшим, их эвакуации, лечения, предупреждения возникновения и распространения среди личного состава аварийно-спасательных подразделений и населения инфекционных заболеваний.

    Задачами медицинского обеспечения являются:

    Организация медицинской разведки, лабораторного контроля за зараженностью радиоактивными отравляющими веществами, бактериальными средствами объектов внешней среды, продовольствия, воды.

    Проведение санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий среди личного состава сил ГО и РСЧС и населения в районах ЧС.

    Выявление и изоляция инфекционных больных, организация карантина в очагах бактериального заражения и эпидемий.

    Оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения.

    Подготовка формирований лечебных учреждений к действиям в ЧС.

    Снабжение аварийно-спасательных подразделений и населения медикаментами, медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом.

    Организация комендантской службы. Комендантская служба организуется в целях обеспечения организованного и своевременного развертывания органов управления и сил ГО и РСЧС, выдвижения их в исходные районы и к местам проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

    Организация охраны общественного порядка. Охрана общественного порядка организуется начальниками ГО и РСЧС с целью поддержания дисциплины и организованности при возникновении ЧС. Непосредственным организатором охраны общественного порядка является начальник службы охраны общественного порядка.

    По всем видам обеспечения разрабатываются планы, которые согласовываются с начальниками органов управления ГОЧС, служб ГО и другими начальниками. При ведении АСДНР в планы вносятся необходимые изменения, уточняются задачи, которые своевременно доводятся до исполнителей.

    Подводя итог по данному вопросу лекции, следует отметить, что организация и ведение АСДНР в очагах поражения и районах ЧС является одной из основных и трудных задач, особенно в условиях внезапности. Сложность мероприятий ГО и РСЧС, необходимость их планирования и осуществления еще в мирное время, требует повседневного внимания со стороны руководителей ГО, органов управления ГОЧС всех уровней вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств ГО и РСЧС к проведению АСДНР, принятию своевременных и обоснованных решений на их проведение (применение), а также всестороннего обеспечения и управления их действиями в очагах поражения и районах ЧС.

    Заключение

    В современных геополитических, экономических и военно - стратегических условиях проблемы защиты населения и территорий от опасно­стей и угроз как мирного, так и военного времени являются весьма актуальны­ми, ибо чрезвычайные ситуации природного, техногенного и террористического характера - это повседневные реалии, а военные опасности - потенциально воз­можны.

    Это требует постоянного внимания к такого рода проблемам, дальнейше­го совершенствования и развития защиты населения и территорий от чрезвычай­ных ситуаций мирного и военного времени, уточнения государственной по­литики в этой области, основной целью которой является обеспечение гаранти­рованного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска.

    Одним из наиболее реальных путей решения этих проблем является даль­нейшее развитие гражданской обороны и РСЧС, их интеграция в единую госу­дарственную систему защиты населения и территорий от опасностей мирного и военного времени - Российскую систему гражданской защиты (РСГЗ), предназначенную для реализации государственной политики в области защиты населения и терри­торий от чрезвычайных ситуаций различного характера, в том числе от опасно­стей, возникающих при ведении военных действий и террористических актах или вследствие этих действий и актов.

    Следует отметить, что процесс постепенной интеграции РСЧС и граждан­ской обороны в РСГЗ имеет место уже длительное время. В ходе процесса их интеграции были объединены органы управления. Используются единые систе­мы связи, оповещения и информационного обеспечения. Спасательные воинские формирования МЧС России принимают активное участие в ликвидации чрезвы­чайных ситуаций в мирное время.

    Создание Российской системы гражданской защиты (РСГЗ) на базе Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны не потребует значительных материальных затрат, ибо большинство мероприятий (разработка новой нормативной правовой базы, перегруппировка сил, совершен­ствование взаимодействия государственных и коммерческих структур и т.п.) бу­дет носить, в основном, организационный характер.

    В отличие от РСЧС, основные усилия которой сосредоточены на решении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации природного и тех­ногенного характера, РСГЗ должна стать комплексной системой, реализующей весь комплекс мероприятий гражданской защиты.

    Российская система гражданской защиты должна представлять действительно единую государственную сис­тему, которая будет решать задачи, как гражданской обороны, так и РСЧС и ко­торой не потребуется время для перехода с мирного на военное время.

    ЛИТЕРАТУРА:

    Аветисов П.В., Аполлонова Л.А., Гоголев М.И. и др. Организация медицинской службы гражданской обороны. Москва, 2002.

    Алтунин А. Т. Формирования гражданской обороны в борьбе со стихийными бедствиями. Москва, 2008.

    Арустамова Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. - М., 2009.

    Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. - М.: Высшая школа, 2010.

    Винничук Н.Н., Давыдова В.В. Основы организации медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. Санкт-Петербург, 2009.

    Михайлов В.И. Основы организации и тактики медицинской службы гражданской обороны. Москва, 2007.

    Сахно В.И., Захаров Г.И., Карлин Н.Е., Пильник Н.М. Организация медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях. Санкт-Петербург, 2008.

    Конституция РФ от 12.12.1993 г.

    Федеральный закон РФ от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».

    Федеральный закон РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

    Федеральный закон РФ от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

    Федеральный закон РФ от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

    Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

    Федеральный закон РФот 28.12.2010 г.№ 390-ФЗ«О безопасности».

    Указ Президента РФ от 11.07.2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

    Указ Президента Российской Федерации от 30.09.2011 г. № 1256 «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

    Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

    Приказ МЧС РФ от 28.02.2003 г. № 105 «Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения».

    Приказ МЧС России от 25.10.2004 г. № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов РФ и муниципальных образований».

    Приказ Министра здравоохранения Российской Федерации от 03.07. 2000 г. № 242 «О Положении о федеральной медицинской службе гражданской обороны».

    Вопросы для самоконтроля знаний студентов

    1. Какие основные нормативно-правовые документы определяют принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций различного характера?

    2. Перечислите основные принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

    3. Каково предназначение гражданской обороны?

    4. Перечислите основные задачи гражданской обороны.

    5. Назовите структуру и органы управления гражданской обороны.

    6. Какие задачи решает спасательная медицинская служба гражданской обороны?

    7. Перечислите основные направления деятельности в области гражданской обороны.

    8. Какие основные задачи стоят перед спасательной медицинской службой гражданской обороны во время организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях?

    Тестовые задания

    Выберите один или несколько правильных ответов

    1. Для России защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций актуальная по ряду причин

    1) возрастание риска технических аварий из-за научно-технического прогресса

    2) увеличение плотности населения

    3) снижение профессионализма рабочих, падение производственной дисциплины, изношенность производственных фондов

    4) урбанизация, рост последствий антропогенного воздействия и глобального изменения климата

    2. Определение безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз дано в

    1) Федеральном законе РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (№ 68-ФЗ от 21.121994 г.)

    2) Федеральном законе РФ «О гражданской обороне» (№ 28-ФЗ от 12.02.1998 г.)

    3) Федеральном законе РФ «Об аварийно - спасательных службах и статусе спасателей» (№ 151-ФЗ от 22.08.1995 г.)

    4) Федеральном законе РФ «О безопасности» (№ 390-ФЗ от 28.12.2010 г.)

    3. Гражданская оборона это:

    1) система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий

    2) система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

    3) система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

    4) система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации

    4. Систему гражданской обороны составляют

    1) органы повседневного управления по обеспечению защиты населения

    2) силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны

    3) фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации

    4) системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения

    5. Общее руководство гражданской обороной Российской Федерации осуществляют

    1) руководители федеральных органов исполнительной власти и организаций

    2) Пра­вительство Российской Федерации

    3) главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

    4) руководители объектов экономики, учреждений и организаций

    6. Силы гражданской обороны включают:

    1) спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны

    2) подразделения федеральной противопожарной службы

    3) аварийно-спасательные формирования и спасательные службы

    4) создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования

    7. Основные мероприятия по оповещению населения об опасностях включают

    1) строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию, техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем

    2) создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации

    3) приспособление заглубленных помещений, метрополитенов и других сооружений подземного пространства для укрытия населения

    4) установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей

    8. Основные мероприятия по проведению аварийно-спасательных работ это

    1) создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны, а также разработка планов их действий

    2) создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств

    3) восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения и выдвижения сил гражданской обороны

    4) организация взаимодействия сил гражданской обороны с вооруженными силами, воинскими формированиями и другими специальными формированиями, создаваемыми в военное время

    9. Аварийно-спасательные работы это

    1) действия по спасению людей;

    2) действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей;

    3) действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов;

    4) действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций.

    10. Основными видами обеспечения действий сил гражданской обороны при проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) являются

    1) разведка

    2) радиационная и химическая защита

    3) инженерное, противопожарное, дорожное, гидрометеорологическое, техническое, материальное, транспортное и медицинское обеспечение

    4) комендантская служба и охрана общественного порядка

    Правильные ответы:

    Аварийно-спасательные и другие неотложные работы представляют собой совокупность первоочередных работ, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, в локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения.

    Аварийно-спасательные работы проводятся в целях поиска и деблокирования пострадавших, оказания им медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения. Все эти работы проводятся в максимально сжатые сроки.

    Неотложные работы проводятся в целях всестороннего обеспечения проведения аварийно-спасательных работ, предотвращение дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами, а также обеспечение жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения.

    В целях оперативного принятия мер, необходимых для нормализации обстановки и ликвидации угрозы безопасности граждан в соответствии с действующим законодательством Российской федерации в зоне чрезвычайной ситуации может вводиться чрезвычайное положение.

    Для ведения аварийно-спасательных работ создается группировка сил гражданской обороны. В зависимости от обстановки эта группировка может быть сразу введена в очаг поражения или выводится в загородную зону. Из загородной зоны группировка может выдвигаться к очагу по нескольким маршрутам. Успешное ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ достигается быстрым вводом формирований в очаг поражения, высокой выучкой личного состава формирований, знанием и соблюдением мер безопасности в процессе работы, непрерывным управлением, организацией взаимодействия сил и средств формирований, непрерывным ведением спасательных работ в любое время суток и время года.

    Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ условно подразделяется на 3 этапа:

    начальный этап – проведение экстренных мероприятий по защите населения, спасению пострадавших местными силами и подготовке группировок сил и средств к проведению работ;

    первый этап – проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ группировками сил и средств;

    второй этап – завершение аварийно-спасательных работ, постепенная передача функций управления местным администрациям, вывод группировок сил, проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.

    Силы и средства группировки выводятся из зоны работ на основании решения руководителя или иных органов после завершения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ. В целях организованного вывода разрабатывается, специальный план, предусматривающий сроки, последовательность вывода, материально-техническое и транспортное обеспечение.

    Аварийно–спасательные работы включают в себя:

    Разведку маршрутов движения и участков работ;

    Локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;

    Устранение или доведение до минимально возможного уровня факторов, препятствующих ведению спасательных работ;

    Поиск и извлечение пострадавших из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных помещений;

    Оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения;

    Вывоз (вывод) населения из опасных зон;

    Санитарная обработка людей, ветеринарная обработка животных, дезактивация, дезинфекция и дегазация техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.

    Аварийно–спасательные работы проводятся в максимально сжатые сроки. Это объясняется необходимостью скорейшего оказания медицинской помощи пострадавшим, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожаров, взрывов, затоплений и т. п.).

    В целях создания условий для проведения аварийно–спасательных работ, предотвращения дальнейших разрушений и потерь, вызываемых вторичными поражающими факторами, а также обеспечения жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения проводятся неотложные работы. Эти работы включают в себя:

    Прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения (загрязнения);

    Локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях с целью создания безопасных условий для проведения спасательных работ;

    Укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;

    Ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально–энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;

    Обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов и других взрывоопасных предметов;

    Ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений гражданской обороны для укрытия населения от возможного повторного воздействия поражающих факторов;

    Санитарная очистка территории в зоне чрезвычайной ситуации;

    Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.

    В ходе аварийно–спасательных и других неотложных работ организуется и проводится их всестороннее обеспечение. К основным видам обеспечения относятся:

    Техническое обеспечение, которое организуется с целью поддержания в рабочем состоянии всех видов транспорта, инженерной и другой специальной техники, используемой для ликвидации чрезвычайной ситуации;


    Транспортное обеспечение, выполняющее задачи по вывозу эвакуируемого населения, доставке сил и средств РСЧС к местам работ, перевозке в безопасные районы материальных ценностей;

    Дорожное обеспечение, которое выполняет задачи по поддержанию дорог и дорожных сооружений в проезжем состоянии, строительству новых дорог, оборудованию колонных путей и переправ;

    Гидрометеорологическое обеспечение, организуемое с целью всесторонней оценки элементов погоды, своевременного выявления опасных метеорологических и гидрометеорологических явлений и процессов, оценки их возможного влияния на действия сил РСЧС и проведение мероприятий по защите населения;

    Метрологическое обеспечение, заключающееся в организации правильного применения и содержания измерительных приборов, создании их обменного фонда и резерва;

    Материальное обеспечение, организуемое для бесперебойного снабжения сил РСЧС материальными средствами, необходимыми для проведения аварийно–спасательных и других неотложных работ, а также для жизнеобеспечения населения и участников ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    Комендантская служба в зоне чрезвычайной ситуации, обеспечивающая организованное и своевременное развертывание органов управления и сил РСЧС, выдвижение их в исходные районы и к местам проведения аварийно–восстановительных и других неотложных работ.

    В зависимости от физической природы поражающих факторов, характера чрезвычайной ситуации и ее масштаба некоторые виды обеспечения становятся основными видами аварийно–спасательных и других неотложных работ. Так, например, разведка во многих чрезвычайных ситуациях является составной частью аварийно–спасательных и других неотложных работ, инженерные мероприятия включаются в эти работы при масштабных разрушениях, обширных площадях загрязнений. При радиационных и химических авариях мероприятия радиационной и химической защиты составляют важную часть аварийно–спасательных и других неотложных работ. В случае значительных санитарных потерь первостепенное значение в комплексе ликвидационных мер отводится мероприятиям медицинской защиты.

    Проведение аварийно–спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций условно подразделяется на три этапа. На начальном этапе выполняют экстренные мероприятия по защите населения, спасению пострадавших местными силами и подготовке группировок сил и средств к проведению работ. На следующем этапе (II этап) проводят непосредственно аварийно–спасательные и другие неотложные работы. На завершающем этапе (III этап) заканчивают аварийно–спасательные и другие неотложные работы, постепенно передают функции управления местным администрациям и осуществляют вывод группировок сил РСЧС из зоны чрезвычайной ситуации.

    Оперативное построение группировки сил РСЧС должно позволять проводить аварийно–спасательные работы в возможно короткие сроки (1–3 суток), а их организация (эшелонирование) обеспечивать своевременное выполнение всего перечня работ.

    В первом эшелоне сил, выполняющих аварийно–спасательные и другие неотложные работы, как правило, принимают участие:

    Дежурные подразделения поисково–спасательных служб (отрядов);

    Ведомственные подразделения газо–и горноспасателей;

    Дежурные караулы противопожарных подразделений;

    Дежурные подразделения скорой медицинской помощи;

    Маневренные поисковые водолазные группы, постоянно действующие спасательные посты и другие подразделения Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС России.

    Они прибывают в район бедствия в течение 30 минут. Основными задачами сил первого эшелона являются локализация чрезвычайной ситуации, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково–спасательных работ, оказание первой медицинской помощи.

    Если силы первого эшелона не в состоянии выполнить задачу по ликвидации чрезвычайной ситуации, в работу включается второй эшелон. В состав этого эшелона входят:

    Аварийно–спасательные подразделения поисково–спасательной службы и войск гражданской обороны;

    Подразделения Государственной противопожарной службы;

    Специализированные подразделения экстренной медицинской помощи;

    Ведомственные подразделения спасателей;

    Подразделения ГИМС МЧС России.

    Срок их прибытия в район бедствия не более 3 часов. Основными задачами этого эшелона являются проведение аварийно–спасательных и других неотложных работ, радиационная и химическая разведка, жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание медицинской помощи.

    Если в течение 3 часов задачи не выполнены в полном объеме, то к работе приступает третий эшелон. Силы третьего эшелона включают в себя:

    Войска гражданской обороны, оснащенные тяжелой техникой;

    Соединения и воинские части Вооруженных Сил РФ;

    Специализированные части строительно–монтажных организаций.

    Срок их прибытия к месту бедствия от 3 часов до нескольких суток. Силы третьего эшелона осуществляют радиационный и химический контроль, проводят аварийно–спасательные и другие неотложные работы, восстанавливают первичное жизнеобеспечение в районах бедствия (подача электроэнергии, тепла, восстановление транспортных магистралей, обеспечение пострадавших питанием, водой и т. п.).

    Для выполнения внезапно возникающих задач и наращивания усилий на основных направлениях аварийно–спасательных и других неотложных работ в группировке сил предусматривается резерв сил и средств.

    Проведение аварийно–спасательных и других неотложных работ осуществляется силами и средствами той территориальной подсистемы РСЧС, на территории или объектах которой они возникли. Если масштабы бедствия таковы, что самостоятельно эта подсистема справиться с ликвидацией его последствий не может, к аварийно–спасательным работам привлекаются силы и средства МЧС России центрального подчинения и федеральных органов исполнительной власти.

    На объектах аварийно–спасательные и другие неотложные работы, как правило, проводятся силами постоянной готовности объектового и местного уровней РСЧС, а также нештатными аварийно–спасательными формированиями.

    Порядок работы руководителей аварийно–спасательных формирований (далее – руководитель формирования) при организации аварийно–спасательных и других неотложных работ указан на схеме 7.