Виды имущества, находящегося в государственной собственности. Понятие государственной собственности

Государственная собственность - это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации или ее субъектам. Объектами права государственной собственности являются: -

ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны Российской Федерации; -

культурные и исторические ценности общегосударственного значения; -

средства государственного бюджета; -

государственные банки; -

золотой запас; -

алмазный и валютный фонды и др.

К объектам исключительной собственности государства относятся также предприятия, не подлежащие приватизации, - предприятия военно-промышленного комплекса, атомной энергетики и т. д. Но исключительный характер собственности государства на эти объекты должен быть прямо указан в законе.

Государство осуществляет свое право собственности тремя способами:

закрепляет имущество за государственными унитарными и казенными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; 2)

владеет пакетами акций в акционерных обществах, т. е. частных коммерческих организациях; 3)

нераспределенную часть имущества и средства бюджета, т.е. казну, использует посредством исполнительно-распорядительной деятельности, закона о бюджете, постановлений правительства и т.д.

Особыми объектами права государственной собственности (как федеральной, так и субъектов Российской Федерации) являются пакеты акций акционерных обществ. Акционерные общества с участием государственного капитала являются частными коммерческими организациями - юридическими лицами. Все имущество акционерных обществ является частной собственностью, и государство как акционер участвует в управлении обществом и получает дивиденды. Но оно не является собственником имущества акционерного общества, потому что это имущество - не общая собственность акционеров, а собственность акционерного общества как самостоятельного юридического лица.

Еще по теме Государственная собственность:

  1. Статья 33. Поступление и использование средств за земельные участки, находящиеся в государственной собственности и предоставляемые в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций, за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, а также за пользование земельными участками, находящимися в государственной сооственности
  2. Статья 31. Плата за земельные участки, находящиеся в государственной собственности и предоставляемые в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций, а также за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности. Стоимость земельных участков, находящихся в частной собственности, при совершении сделок с ними
  3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОБЕДЫ ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ФОНДА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
  4. Право государственной и муниципальной собственности государственной собственности
  5. 26.Собственность физических и юридических лиц. Государственная и муниципальная собственность
  6. С.Н. Медведев доктор юридических наук, профессор Ставропольского государственного университета О СООТНОШЕНИИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ КАТЕГОРИЙ «СОБСТВЕННОСТЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПОНИМАНИИ», «ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ» И «ВЛАДЕНИЕ»
  7. В.П. Камышанскнй доктор юридических наук, профессор Кубанского государственного аграрного университета (Краснодар) ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ

В действующем российском законодательстве принято выделять следующие разновидности принадлежности: частная, государственная и муниципальная собственность. Целесообразным будет более конкретно рассмотреть государственную собственность как самостоятельную категорию, а также все аспекты, присущие соответствующей теме.

Понятие собственности государственного типа

Понятие государственной собственности предполагает одну из форм принадлежности. Важно отметить, что ее распорядителями, которые являются субъектами, служат органы государственной власти. В число объектов государственного типа собственности входят следующие позиции: естественные ресурсы, строения, денежные средства, территория, информация, драгоценности, духовные и культурные ценности. Все они подробным образом рассмотрены в последующих главах.

В качестве финансовой категории понятие государственной собственности подразумевает приспособление имущественных комплексов обществу в лице представительных органов государственной формы власти. Следует заметить, что избираются они в определенном порядке.

Право собственности

Интересно знать, что право государственной собственности дает масштабную совокупность юридических нормативов, которые закрепляют и оберегают принадлежность удобств вещественного характера населению (народу из соответствующей местности) в лице представительной структуры государственной власти, избранной им. Эти правовые нормативы определяют порядок приобретения, использования и, конечно же, отчуждения муниципальных имущественных комплексов.

Интересно знать, что принципиальная специфика относительно государственной собственности состоит в том, что структура, владеющая ей (иными словами, правительство), относится также к органам, осуществляющим регулирование отношений, с ней связанных. Так, система управления объектами, находящимися в государственной собственности, формируется и воспринимается лично собственником.

Что необходимо относить к государственной собственности?

Какие же объекты целесообразным будет отнести в систему государственной собственности? В настоящее время регистрации государственной собственности подлежат следующие пункты:

  • Имущественные комплексы, которые принадлежат в соответствии с правом принадлежности России (речь идет о федеральной собственности).
  • Имущественные комплексы, которые принадлежат в соответствии с правом принадлежности субъектам РФ (округам автономного типа, автономной области, федеральным городам, областям, краям, республикам).
  • Территория, другие естественные ресурсы (например, природные ресурсы России). Важным условием является их исключение из общественной собственности (владения городских образований, юридических и физических лиц).

Конкретные объекты

Как выяснилось, под государственной собственностью необходимо понимать имущественные комплексы, принадлежащие в соответствии с правом собственности РФ или ее субъектам. Среди объектов рассматриваемого права важно выделить следующие пункты:

  • Объекты всемирного природного наследия.
  • Ресурсы шельфа континентального значения.
  • Ресурсы морской зоны экономической направленности России.
  • Художественные ценности общегосударственного типа.
  • Исторические ценности общегосударственного типа.
  • Государственные банки.
  • Государственная казна (денежные средства бюджета государственного уровня).
  • Валютный фонд.
  • Золотой запас.
  • Государственное недвижимое имущество.
  • Алмазный фонд и так далее.

Виды государственной собственности

Важно отметить, что понятие государственной собственности предполагает определенную классификацию ее объектов, которые представлены в предыдущей главе. Так, к разновидностям государственного типа собственности относятся:

  • Объекты производства оборонного плана.
  • Объекты, составляющие основу государственного богатства (природные ресурсы России, объекты естественного и историко-культурного наследства, ценности художественные и так далее).
  • Объекты экономических секторов. Важно дополнить, что именно они обеспечивают становление и жизнедеятельность экономических секторов этнического хозяйства.
  • Объекты, необходимые для организации надлежащего функционирования федеральных структур управления и власти, а также для решения задач общероссийского значения (государственная казна, имущественные комплексы вооруженных сил и так далее).
  • Дороги для автомобилей федерального уровня единого пользования (сюда целесообразным будет отнести и структуры, их обслуживающие).

Значения государственной собственности

Понятие государственной собственности предполагает ее неоднородность. Кроме того, данное положение можно подтвердить посредством статьи 214-й действующего гражданского законодательства. Важно отметить, что в настоящее время в государственной собственности Российской Федерации принято выделять два значения:

  • Государственная собственность непосредственных субъектов Российской Федерации.
  • Федеральная собственность.

Субъекты взаимоотношений

Необходимо знать, что субъектами представленных в предыдущей главе взаимоотношений, которые, так или иначе, наделяются правом государственной собственности, сегодня считаются:

  • Явные структуры муниципального управления районного и общегосударственного значения (управления, комитеты, министерства).
  • Руководство страны.
  • Отдельные муниципальные структуры.

Распределение имущества

Следует помнить, что казенные имущественные комплексы закрепляются за муниципальными структурами и учреждениями в оперативное управление или же экономическое ведение в соответствии со статьями 294-й и 296-й ГК РФ. Помимо этого, они формируют муниципальную казну.

Важно заметить, что имущественные комплексы, располагающиеся в государственной собственности, могут закрепляться за учреждениями и предприятиями муниципального типа на следующих условиях:

  • Право владения.
  • Право пользования.
  • Право распоряжения.

Необходимо дополнить, что денежные средства бюджета соответственного уровня, а также казенные имущественные комплексы, которые не прикреплены за учреждениями муниципального значения, формируют муниципальную казну России, казну автономных округов, автономной области, федеральных мегаполисов, областей, краев, а также республик.

Функции собственности

Муниципальный тип собственности сегодня играет немаловажную роль в деятельности Российской Федерации касательно обеспечения финансовой убежденности и устойчивости, благодаря реализации следующих функций социальной направленности:

  • Формирование вещественных предпосылок для организации стабильного производства (в достаточной степени) капитала публичного характера.
  • Разрешение государству именоваться самостоятельной единицей в плане финансовых правоотношений как за границей, так и внутри державы.
  • Наделение гарантиями функционирования различных областей и секторов экономики (финансовая защищенность, космическая индустрия).
  • Наделение гарантиями надлежащей деятельности со стороны общественной некоммерческой области.
  • Наделение гарантиями национальной сохранности.
  • Возможность оказания помощи в ускорении освоения высоких технологий.
  • Национализация собственности разорившихся структур.
  • Осуществление функций гаранта практически всех внутренних и интернациональных согласований и договоров.
  • Деятельность, связанная с обеспечением подходящих условий для становления такой категории, как частное предпринимательство.
  • Наделение разрешением в плане выравнивания кризисных ударов посредством методики понижения налогообложения. Кстати, в данном случае нередко применяются запасные фонды.

Управление собственностью

Под управлением государственным типом собственности следует рассматривать управление процессом ее действенного использования и воспроизводства в соответствии с необходимым масштабом и качеством. Помимо этого, управление можно определить как деятельность муниципальных структур; воплощение правомочий собственности, пользования, а также постановления касательно объектов государственной принадлежности; роль субъектов Российской Федерации и отношений гражданско-правового характера.

Функции управления

Важно заметить, что управление собственностью государственного значения реализуется:

  • В строгом соответствии с российским гражданским законодательством, а также иными актами нормативно-правовой природы, которые занимаются регулированием имущественных дел в Российской Федерации.
  • Системой федеральных структур исполнительного типа власти, среди которых особые органы, уполномоченные правительством; комитеты муниципальной направленности; агентства, уполномоченные правительством; министерства; Правительство РФ.

Далее целесообразным будет рассмотреть ключевые функции управления государственной собственностью, которые возложены непосредственным образом на Министерство взаимоотношений имущественной природы РФ. Таким образом, структуры, осуществляющие управление, использование, а также дающие указания относительно собственности государственного значения, реализуют следующие функции, носящие принципиальный характер:

  • Управление пакетом акций муниципальной природы.
  • Выработка и реализация стратегии, связанной с управлением развития муниципального хозяйствования.
  • Формирование муниципальных программ мотивированного плана, а также государственных заказов и проектов.
  • Создание конкурентоспособной структуры в отношении управления объектами рассматриваемого сектора, приспособленной к современным рыночным условиям.
  • Разработка политики ценообразования в случае размена между рыночными образованиями и муниципальными учреждениями.
  • Решение текущих и стратегических задач по ресурсному обеспечению муниципальных хозяйств (структур).

Приватизация и разгосударствление

В процессе перевода российской экономики на отношения рыночного типа одной из ключевых задач стала приватизация или разгосударствление собственности. Представленные категории считаются весьма сложными и в то же время противоречивыми операциями. Именно поэтому при их осуществлении правительство обязуется исполнять достаточно энергичную роль. Так или иначе, оно должно организовать баланс интересов всего общества и частных лиц.

Под приватизацией следует рассматривать процесс превращения государственного типа собственности в личный относительно юридических и физических лиц; переход прав, связанных с принадлежностью, от государства к частным лицам в соответствии с критериями продажи муниципальных структур частным лицам. Сюда же относится реализация определенного процента активов и делегирование прав, относящихся к постановлению муниципальными имущественными комплексами.

Разгосударствление следует понимать как уменьшение удельной доли государственной принадлежности в целом ее размере. Важно отметить, что основным ее направлением сегодня принято считать приватизацию городской и государственной собственности. Так, разгосударствление взаимоотношений касательно собственности целесообразно свести к трем основополагающим нюансам:

  • Формирование разных типов хозяйств (структур).
  • Преображение хозяйств, которые остались в муниципальном ведении; абсолютное освобождение их от административно-командных методов.
  • Приватизация, полноценным образом рассмотренная выше.

Круг объектов права государственной собственности неограничен. В собственности государства может находиться любое имущество, в том числе и то, которое не входит в круг объектов права частной собственности: имущество, составляющее исключительную собственность государства. Это имущество, которое находится в исключительном обладании общества и используется исключительно в интересах народа или для обслуживания особых государственных нужд.

Объекты исключительной государственной собственности функционируют в особом правовом режиме, который на законодательном уровне до конца не определен. Режим имущества, составляющего исключительную государственную собственность, связан с монополией государства на это имущество, ограничением его оборотоспособности и, как правило, с наложением законодательных запретов на обращение его в частную собственность. Так, в случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собственность (ст. 233 ГК). Перечень имущества, которое может находиться в исключительной государственной собственности, должен стать определяющим и по отношению к перечню имущества, не подлежащего приватизации.

Круг объектов, составляющих исключительную государственную собственность, определен законодательно. Перечень таких объектов содержится, в частности, в ст. 71 Конституции РФ, в Приложении N 1 к Постановлению Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" <*>.

В Российской Федерации к ним отнесены: недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны, а также иные природные объекты, объекты историческо-культурного наследия и некоторые художественные ценности общенационального значения; имущество государственной казны, Вооруженных Сил; объекты оборонного производства, ядерной энергетики; расщепляющиеся материалы; ядовитые и наркотические вещества; другие объекты и имущества.

Данный перечень объектов исключительной государственной собственности не является исчерпывающим. Он может дополняться, конкретизироваться, из него могут исключаться те или иные объекты.

Стремление к сохранению устойчивого статуса объектов с режимом исключительной государственной собственности не должно противоречить основным принципам осуществления права собственности: максимального использования полезных свойств имущества и извлечения наибольшей прибыли.

Намерением достичь наибольшего экономического эффекта от их использования продиктованы изменения отношений собственности на природные ресурсы. Однако расширение сферы частной собственности на природные ресурсы нуждается в глубоком анализе возможных негативных экономических, экологических последствий. Решение вопроса об отнесении природных объектов к объектам частной собственности возможно в том случае, когда прибыль, доход от использования объекта прежде всего зависят от наиболее эффективного и рационального его использования. Данная зависимость наблюдается при использовании земли.

Что касается других объектов природных ресурсов (вод, недр, лесов), то передача их в частную собственность неоправданна (по крайней мере сегодня, когда механизм государственного контроля является недейственным), хотя использование этих объектов частными лицами в режиме иных прав не исключается (например, на условиях аренды).

Наряду с категорией "исключительная государственная собственность" имеет место и другая категория объектов государственной собственности, отнесенных к "неотъемлемому достоянию народов". По мнению некоторых ученых, имущество, объявленное достоянием народов, является разновидностью объектов, составляющих исключительную государственную собственность <*>.

Согласно точке зрения других ученых, категория "достояние народов" употребляется по отношению к имуществу, установление права собственности на которое вообще невозможно (оно не может быть объектом права собственности). Государство как юридический собственник (фактическим собственником является народ) в отношении имущества, объявленного достоянием народа, обладает лишь компетенцией управления в общенародных интересах, использования в ограниченных пределах и передачи в ограниченное пользование другим лицам (юридическим или физическим) <*>.

Иными словами, на правомочие распоряжаться этим имуществом налагаются строжайшие запреты. Право распоряжаться имуществом, объявленным достоянием народов, настолько ограничено, что позволяет сравнить его с правомочиями распоряжения в иных ограниченных вещных правах. Отсюда делается вывод о том, что данное имущество не имеет собственника. Оно находится в ведении избранных народом органов государственной власти.

Именно такой смысл заложен в категорию "достояние народов", используемую в Указе Президента РСФСР от 18 декабря 1991 г. "Об особо ценных объектах национального наследия России", в котором ряд объектов объявляется "достоянием народов России", а государство гарантирует "их сохранность в интересах настоящего и будущих поколений россиян" <*>, т.е. исключается возможность их выбытия за пределы российского государства.

В связи с отсутствием правового определения категории "достояние народов" используемый в некоторых нормативных актах термин "достояние народов" имеет подчас иное содержание. Например, в преамбуле Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" <*> говорится о том, что природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, а в ст. 9 Закона провозглашается право государственной собственности на те же объекты.

В Федеральном законе от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" <*> такие территории относятся к объектам общенационального достояния (преамбула Закона). В то же время в п. 6 ст. 2 данного Закона говорится, что особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и в зависимости от этого особо охраняемые природные территории являются федеральной собственностью, собственностью субъектов РФ или муниципальной собственностью.В названных Законах утрачивается смысл категории "достояние народов", заложенный в Указе Президента РСФСР от 18 декабря 1991 г. "Об особо ценных объектах национального наследия России". Термин "достояние народов", проживающих на соответствующей территории, отождествляется с государственной собственностью и употребляется для обозначения принадлежности соответствующего имущества (в частности, природных ресурсов) Российской Федерации либо ее субъектам.

Позиции ученых относительно категории "достояние народов" не столь противоречивы, поскольку признание имущества, объявленного достоянием народов, разновидностью исключительной государственной собственности, на чем настаивают авторы одной из точек зрения, допускает признание за ними особого правового режима, по сравнению с общим режимом имущества, составляющего исключительную государственную собственность. Стоит согласиться с теми, кто полагает, что эти объекты требуют к себе особого внимания, поэтому с целью обеспечения "их сохранности в интересах настоящего и будущих поколений россиян" следует ограничить или совсем исключить возможность собственника ими распоряжаться. Объявление общенародным достоянием тех или иных объектов, в том числе объектов, относящихся к природным ресурсам, должно происходить в индивидуальном порядке на основе законодательного определения, после чего они должны находиться под особой защитой и функционировать в особом правовом режиме, определенном законом.

Что же касается вопросов отнесения государственной собственности либо к федеральной собственности, либо к собственности субъектов Федерации, то в соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ разграничение государственной собственности отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Статус объектов государственной собственности, касающийся их субъектной принадлежности, определяется согласно Федеративному договору по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Определение субъектной принадлежности государственного имущества на основании взаимной договоренности органов государственной власти РФ и субъектов РФ касается не только объектов, находящихся в федеральной собственности, которые могут передаваться в собственность субъектов РФ, указанных в упоминавшемся Приложении N 2 к Постановлению Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. Возможен и обратный процесс перехода государственной собственности из собственности субъектов Федерации в федеральную собственность, как и в первом случае находящийся за пределами гражданско-правового регулирования.

Особенно часто возникают проблемы установления субъектной принадлежности земли и других природных ресурсов, которые следует особо выделить среди других объектов государственной собственности.

В Конституции РФ (ст. 9) устанавливается, что земля и природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной собственности. Они используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В п. 2 ст. 214 ГК определен особый режим земли и природных ресурсов, который заключается в том, что государственной собственностью признается вся та земля и все те природные ресурсы, которые прямо не переданы в частную либо муниципальную собственность. Таким образом, устанавливается своеобразная презумпция государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, что исключает их существование в качестве бесхозяйного имущества (ст. 225 ГК).

Правовое регулирование отношений в области разграничения государственной собственности на землю осуществляется также Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".

Особо следует сказать о правовом режиме государственного имущества, находящегося за рубежом. Его правовой статус определяется прежде всего требованием об иммунитете государственного имущества, находящегося за рубежом. Этот принцип закреплен в ст. 401 ГПК, которая исходит из концепции судебного иммунитета имущества иностранного государства и требует соответствующего подхода к имуществу нашего государства.

Иммунитет имущества государства означает, что без согласия компетентных органов соответствующего государства не могут быть обращено взыскание на имущество, обеспечен иск за счет имущества, находящегося за рубежом, либо предприняты иные меры, действия, связанные с ограничением права собственности.

В настоящее время в Российской Федерации принят ряд законов об ограничении иммунитета государства, выступающего в качестве субъекта в гражданско-правовых отношениях. Данные ограничения не распространяются на имущество, используемое в дипломатических и иных некоммерческих целях (см. § 3 гл. 7 учебника).

Особенности управления федеральной собственностью, находящейся за рубежом, до принятия специального закона определяются Постановлением Правительства РФ от 5 января 1995 г. N 14 "Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом" <1>, Указом Президента РФ от 23 октября 2000 г. N 1771 "О мерах по улучшению использования расположенного за пределами Российской Федерации федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральными органами исполнительной власти и их представительствами, другими государственными органами Российской Федерации и государственными организациями" <2>, Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2001 г. N 672 "Об утверждении Порядка распределения доходов от использования федерального недвижимого имущества, расположенного за пределами Российской Федерации" <3>, Постановлением Правительства РФ от 14 января 2002 г. N 10 "Об утверждении Порядка отчуждения федерального недвижимого имущества, расположенного за пределами Российской Федерации" <4>.

В соответствии с указанными нормативными актами Управление делами Президента РФ и Министерство иностранных дел РФ в пределах своей компетенции являются полномочными представителями Российской Федерации в отношении расположенного за пределами Российской Федерации недвижимого имущества бывшей Российской империи и бывшего СССР, в том числе недвижимого имущества его органов, организаций и учреждений, а также упраздненных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций РФ и осуществляют организацию поиска, защиту названного имущества, надлежащее оформление прав собственности РФ на него.

Находящееся в собственности РФ, а также в собственности субъектов РФ имущество подразделяется на две части. Одна часть государственного имущества закрепляется за государственными юридическими лицами на ограниченных вещных правах: праве хозяйственного ведения или оперативного управления (см. гл. 16 учебника).

Это "распределенное" государственное имущество является базой для участия организаций в гражданском обороте и основой их имущественной самостоятельности. Оно не может использоваться для обеспечения покрытия возможных долгов государства, поскольку предприятия и учреждения, как юридические лица, не отвечают своим имуществом по долгам учредившего их собственника - государства.

Другая часть имущества, принадлежащего РФ, субъектам РФ на праве собственности, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, образует соответственно государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе РФ, казну края, области, автономного округа, автономной области, города федерального значения.

Статья 214 ГК исключает из государственной казны имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. Надо полагать, что из государственной казны исключается не только имущество предприятий, закрепленное за ними изначально, но и имущество, приобретенное субъектами в процессе их хозяйственной деятельности.

Казна Российской Федерации, казна субъекта Федерации состоит из средств соответствующего бюджета и иного государственного имущества.

В Приложении N 1 к Постановлению Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. перечисляется имущество, составляющее казну РФ: средства федерального бюджета, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов РФ, Центрального банка РФ, золотой запас, алмазный и валютный фонды.

Современное законодательство рассматривает государственную казну как объект гражданского права, отождествляя ее с определенным имуществом, находящимся в государственной собственности.

Имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями ("нераспределенное" государственное имущество) и не относящееся к объектам исключительной государственной собственности, может быть объектом взыскания кредиторов государства-собственника по его обязательствам.

Реальным объектом взыскания являются прежде всего бюджетные средства. Эти же средства служат источником дополнительной (субсидиарной) ответственности государства по долгам его казенных предприятий и учреждений при недостатке у них денежных средств для расчетов со своими кредиторами, а также по долгам предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, в случае его банкротства, если несостоятельность юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо имеют возможность иным образом определять его действия (п. 3 ст. 56 ГК).

Имущество, составляющее государственную собственность, подлежит пообъектной регистрации в соответствующем реестре федеральной государственной собственности (собственности субъекта РФ). Порядок учета государственного имущества определен многочисленными нормативными актами, в том числе Постановлением Правительства РФ от 3 июля 1998 г. N 696 "Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества" <*>, распоряжением Мингосимущества РФ от 21 декабря 1998 г. "Об утверждении Правил ведения документации по учету федерального имущества" и др.

  • Основания прекращения права собственности
  • 7.Переработка (спецификация) как основание приобретения права собственности.
  • 8.Государственная регистрация права собственности на недвижимые вещи. Иск о государственной регистрации перехода права собственности.
  • 9.Приобретение права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи.
  • Приобретение права собственности на бесхозные вещи
  • 10.Особенности приобретения права собственности на вновь созданные недвижимые вещи.
  • 11.Режим самовольной постройки.
  • 12.Приобретение права собственности на бесхозяйные движимые вещи.
  • 13.Приобретение права собственности в порядке наследования.
  • 14.Приобретательная давность.
  • 15.Производные основания приобретения права собственности.
  • 16.Приобретение права собственности на основании сделки об отчуждении вещи.
  • 17.Прекращение права собственности по воле собственника.
  • 18.Прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать.
  • Последствия приобретения права собственности на вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченные в нем
  • Основания приобретения имущества
  • Сроки отчуждения имущества
  • Принудительная продажа или передача в публичную собственность
  • Возмездный характер отчуждения
  • 19.Прекращение права собственности на жилое помещение в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд.
  • 20.Обращение взыскания на имущество собственника по его обязательствам.
  • 21.Реквизиция, национализация и конфискация как основания прекращения права собственности
  • 29. Конфискация.
  • 30-31. Национализация. Приобретение права собственности по давности владения (приобретательная давность).
  • 22.Приватизация государственного и муниципального имущества
  • Способы приватизации государственного и муниципального имущества
  • 23.Способы приватизации государственного (муниципального) имущества. Этапы и способы приватизации государственного и муниципального имущества.
  • 24.Право собственности граждан на жилые помещения. Права членов семьи собственника жилого помещения.
  • 25. Ограничения правомочий собственника жилого помещения. Права членов семьи собственника жилого помещения. Пределы ограничения и осуществления права собственности на жилые помещения
  • 2. Права членов семьи собственника жилого помещения
  • 26.Право частной собственности на земельные участки. Право частной собственности на землю.
  • 27.Право собственности гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность.
  • 28.Особенности возникновения, содержания и прекращения права собственности корпоративных юридических лиц.
  • 29.Полномочия органов юридических лиц по совершению сделок с имуществом юридических лиц.
  • 30.Право государственной и муниципальной собственности. Разграничение государственной собственности. Право государственной собственности
  • Право муниципальной собственности
  • Субъекты права публичной собственности
  • Субъекты права публичной собственности:
  • Объекты права публичной собственности
  • 31.Объекты права государственной и муниципальной собственности. Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности. Государственная и муниципальная казна.
  • 32.Приватизация государственного и муниципального имущества.
  • 33.Право общей собственности понятие, виды, основания возникновения и прекращения.
  • Общая долевая собственность
  • Осуществление права общей долевой собственности
  • Прекращение права общей долевой собственности
  • 34.Право общей совместной собственности.
  • 35.Право общей собственности супругов. Брачный договор.
  • 36.Раздел общего имущества супругов.
  • 37.Собственность крестьянского (фермерского) хозяйства.
  • 38.Обращение взыскания на долю в общем имуществе.
  • 39.Природа и порядок определения размера доли в праве обще долевой собственности. Правила распоряжения долей в праве общей долевой собственности.
  • 40.Права собственников помещений на общее имущество в многоквартирных жилых домах и нежилых зданиях. Общее имущество собственников в многоквартирном доме
  • Право собственников жилых помещений на общее имущество многоквартирного дома
  • § 2 Особенности правового режима доли в праве общей собственности в многоквартирном доме
  • § 3 Объекты общего пользования в многоквартирном доме
  • § 4 Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме
  • 41.Особенности возникновения, содержания и прекращения прав членов (бывших членов) семьи собственника жилого помещения.
  • 42.Ограниченные вещные права на земельные участки. Ограниченные вещные права на землю.
  • 1.Право постоянного (бессрочного) пользования.
  • 3. Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом.
  • 43.Право хозяйственного ведения и право оперативного управления: субъекты, объекты, содержание, основания возникновения и прекращения.
  • Приобретение путем юридических сделок
  • Приобретение по давности
  • Приобретение в силу предписания закона
  • Установление в силу судебного решения
  • 45.Понятие, природа, основания возникновения и прекращения вещных прав отказополучателя (легатария) и рентополучателя.
  • 46.Право пожизненного наследуемого владения земельным участком.
  • 47.Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
  • 50.Право застройки (суперфиций)
  • 51.Ограниченные вещные права типа узуфрукта
  • § 2. Отдельные виды ограниченных вещных прав
  • 52.Права членов семьи собственника жилого помещения.
  • Обязательственно-правовые аспекты ипотеки
  • 54.Понятие и система гражданско-правовых способов защиты вещных прав.
  • Иск как способ защиты вещного права
  • Особенности истребования имущества от добросовестного приобретателя
  • Последствия прекращения права собственности в силу закона
  • 56.Иск о признании права собственности.
  • 57.Осовобождение вещи от ареста (исключение из описи)
  • 58.Негаторный иск как способ защиты права собственности и иных вещных прав.
  • 59.Защита субъектов вещных прав при прекращении последних в силу закона.
  • 31.Объекты права государственной и муниципальной собственности. Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности. Государственная и муниципальная казна.

    Гражданским законодательством закреплено, что Российская Федерация может иметь на нраве собственности любое имущество, в том числе ограниченное и изъятое из оборота, а ее субъекты - любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к исключительной собственности РФ.

    К объектам, которые могут находиться в собственности только государства , относятся недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны, движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения, предприятия по изготовлению государственных знаков, железные дороги, атомные станции и предприятия по производству ядерных и радиоактивных материалов, ядерного оружия и другое имущество. Перечисленное имущество не может переходить в частную собственность, оно изъято из гражданского оборота.

    Субъекты муниципальной собственности могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества лишь по специальному указанию закона и не могут быть собственниками вещей, изъятых из оборота. Кроме того, законом могут быть определены виды имущества, которые находятся исключительно в государственной или муниципальной собственности (п. 3 ст. 212 ГК РФ).

    Государственное имущество подразделяется на имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, и государственную казну Российской Федерации и ее субъектов (п. 4 ст. 214 ГК РФ).

    К муниципальной собственности относится имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

    Муниципальное имущество подразделяется на имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, и казну муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).

    Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

    Ответственность по обязательствам муниципального образования ограничена лишь имуществом, составляющим его казну, и не распространяется на имущество муниципальных предприятий и учреждений (ст. 126 ГК РФ).

    Государство само определяет правовой режим принадлежащего ему имущества. Пределы осуществления прав собственника устанавливаются законом, государственной и местной программами приватизации.

    Приватизация - отчуждение (переход) недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности в частную собственность граждан или определенных юридических лиц, а также переход к названным лицам принадлежащих публичным правовым образованиям акций открытых акционерных обществ.

    К объектам приватизации относятся:

    § предприятия и другие имущественные комплексы;

    § здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты;

    § земельные участки;

    § жилые помещения;

    § акции открытых акционерных обществ.

    Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности :

    1) Объекты, составляющие основу национального богатства страны – ресурсы континентального шельфа и территориальных вод; особые природные объекты (заповедники, природные парки, курорты); объекты историко-культурного наследия и художественные ценности;

    2) Объекты, необходимые решения общероссийских задач – государственная казна РФ, имущество Вооруженных сил РФ, органов безопасности, ВУЗы;

    3) Объекты оборонного производства – предприятия ВПК, объекты связи и инженерной инфраструктуры;

    4) Объекты отраслей, обеспечивающих функционирование отраслей экономики России – предприятия и объекты электроэнергетики, телевизионные и радиопередающие центры, федеральные автомобильные трассы; с/х предприятия;

    5) Прочие объекты – предприятия фармацевтической промышленности, предприятия по производству спиртовой и ликероводочной продукции.

    Объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов РФ :

    1) Крупнейшие предприятия экономики;

    2) Предприятия атомного и энергетического машиностроения;

    3) Предприятия рыбопромысловой промышленности;

    4) Государственные санаторно-курортные учреждения, гостиницы;

    5) Учреждения здравоохранения, образования;

    6) Научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геологоразведочные организации;

    7) Предприятия автомобильного транспорта;

    8) Предприятия телевидения и радиовещания, полиграфические предприятия, издательства, информационные и телеграфные агентства;

    Объекты, относящиеся к муниципальной собственности :

    1) Объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти РФ и расположенные на территории муниципальных образований:

    Жилищный и нежилой фонд;

    Ремонтно-строительные предприятия;

    Объекты инженерной инфраструктуры городов, городского пассажирского транспорта, внешнего благоустройства;

    2) Объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов РФ и находящиеся на территории муниципальных образований:

    Предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

    Учреждения здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), культуры и спорта.

    3) Предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий.

    В РФ: федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

    В Красноярском крае: агентство по управлению гос.имуществом Красноярского края.

    В Красноярске: департамент муниципального имущества и земельных отношений.

    Казна как элемент и механизм государственного и общественного устройства, известна с древних времен, выполняя функции хранилища государственных ценностей, используемых для обеспечения вла­стных полномочий и хозяйственных целей.

    В гражданском законодательстве понятие казны определяется по «остаточному принципу» как средства соответствующего бюджета и иное государственное (или муниципальное) имущество, не закреп­ленное за государственными (или муниципальными) предприятиями и учреждениями.

    В соответствии с Конституцией РФ, ГК РФ государственная и муниципальная собственность подразделяется на две части:

    а) государственную и муниципальную казну;

    б) имущество, закрепленное за государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями.

    Соответственно различают осуществление права государственной и муниципальной собственности в отношении казенного имущества и в отношении имущества, закрепленного за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами. Иными словами, основная часть казны представлена фондами финансовых ресурсов, отношения по образованию, распределению и использованию которых являются предметом финансово-правового регулирования. Вторую часть казны составляет движимое и недвижимое имущество, а также имущественные права.

    Казна выступает источником обеспечения государственного долга и возмещения вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

    Необходимость нормативного регулирования процессов формирования и управления казной определяется расширяющимся вовле­чением государственной собственности в хозяйственный оборот, с отчуждением и приобретением объектов собственности. Субъект федерации и муниципальное образование могут выступать в хозяйственном обороте в качестве должника в кредитных отношениях, в других гражданско-правовых сделках только в объеме имущества казны.

    Использование хозяйствующими субъектами (в том числе унитарными предприятиями) имущества казны на основе аренды позво­ляет в случае неэффективной деятельности сохранить его от нецелевого отчуждения и защитить интересы государственно­го собственника. Казна служит одним из показателей эффективности органов государственной власти и управления. Цель организационного формирования казны - повышение эффективности управления государственной собственностью, вовлечение ее в гражданский оборот, совершенствование системы учета собственности и ее сохранности.

    Казна ведет учет объектов собственности, организует поиск, вос­становление в учете ранее утраченной интеллектуальной и иной соб­ственности, регистрацию прав собственности, обеспечивает хранение имущества, перешедшего в государственную собственность, и ее рациональное содержание. Объекты собственности, зачисленные в каз­ну, не подлежат обложению налогом на имущество.

    Муниципальную казну составляют в первую очередь средства соответствующего бюджета. Иными словами, основная часть казны представлена фондами финансовых ресурсов, отношения по образованию, распределению и использованию которых являются предметом финансово-правового регулирования. Вторую часть казны составляет движимое и недвижимое имущество, а также имущественные права.

    В состав муниципальной казны входит имущество, находящееся в собственности муниципальных образований, и не закрепленное за муниципальными учреждениями и предприя­тиями на праве оперативного управления и хозяйственного ведения.

    Функции собственника в отношении имущества, входящего в состав казны, муниципальные образования осуществляют непосредственно. Эти положения закреплены в пункте 3 статьи 214 и пункте 2 статьи 215 ГК РФ и в пунктах 1, 2 статьи 125 ГК РФ.

    Органы местного самоуправления при использовании и управлении имуществом муниципальной казны решают следующие задачи:

    а) пообъектный учет имущества, входящего в муниципальную казну, своевременное отражение его движения;

    б) сохранение и приумножение в составе муниципальной казны имущества, управление и распоряжение которым обеспечивает привлечение в доход местного бюджета дополнительных средств, а также сохранение в составе муниципальной казны имущества, необходимого для исполнения вопросов местного значения, возложенных законом на муниципальное образование;

    в) выявление и применение наиболее эффективных способов использования муниципального имущества;

    г) контроль сохранности и использования муниципального имущества по целевому назначению.

    Учет имущества, составляющего муниципальную казну, и контроль его движения осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления путем занесения соответствующей информации в специальный раздел Реестра муниципальной собственности. Для проверки фактического наличия и состояния недвижимого имущества муниципальной казны в муниципальных образованиях должны проводиться его плановые и внеплановые инвентаризации.

    Источниками образования муниципальной казны может быть имущество :

    а) вновь созданное или приобретенное за счет средств бюд­жета муниципального образования;

    б) переданное в муниципальную собственность муниципаль­ного образования в порядке, предусмотренном законодатель­ством о разграничении государственной и муниципальной собственности;

    в) переданное безвозмездно в муниципальную собственность юридическими и физическими лицами;

    г) изъятое на законных основаниях из хозяйственного веде­ния муниципальных унитарных предприятий и оперативного управления муниципальных учреждений;

    д) оставшееся после ликвидации муниципальных унитарных предприятий или муниципальных учреждений;

    е) полученное в результате совершения гражданско-правовых сделок;

    ж) переданное в муниципальную собственность в случаях, если это имущество в силу закона не может принадлежать лицу, в собственности которого оно оказалось;

    з) приобретенное по давности владения;

    и) полученное после расторжения сделок приватизации в порядке, предусмотренном действующим законодательством;

    к) полученное по решению суда в случаях применения последствий недействительности сделок с недвижимым имуществом, относящимся к муниципальной казне;

    л) полученное в результате совершения органами местного правления иных действий, предусмотренных действующим законодательством..

    Включение в состав муниципальной казны имущества, образованного за счет вышеперечисленных источников осуществляется на основании решения уполномоченного органа местного самоуправления, устанавливающего источник и порядок образования имущества.

    Недвижимое имущество выбывает из муниципальной казны в результате :

    Внесения в уставные фонды создаваемых муниципальных унитарных предприятий либо передачи в хозяйственное ведение действующим муниципальным унитарным предприятиям;

    Передачи в оперативное управление создаваемым или действующим муниципальным учреждениям;

    Внесения в качестве взносов в фонды и автономные некоммерческие организации;

    Внесения в качестве вкладов в акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

    Отчуждения по гражданско-правовым договорам;

    Обращения взыскания на недвижимое имущество (в том числе являющееся предметом залога);

    Потерь, возникших вследствие причинения вреда недвижимому имуществу, а также его уничтожения либо повреждения и при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях при родного и техногенного характера;

    Совершения иных действий, предусмотренных действующим законодательством.

    Недвижимое имущество, выбывающее из муниципальной казны, отчуждается муниципальными образованиями в лице уполномоченных органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

    Нахождение имущества в муниципальной казне позволяет выбрать оптимальные способы его использования, приносящие максимальные блага населению муниципального образования Использование имущества муниципальной казны может способствовать развитию конкуренции в муниципальном образовании.

    Основными способами использования имущества, находящегося в муниципальной казне по сложившейся практике являются:

    Передача имущества во временное владение и пользование или во временное пользование юридическим или физическим лицам по договорам аренды (имущественного найма);

    Передача имущества в безвозмездное временное пользование юридическим или физическим лицам по договорам безвозмездного пользования имуществом (ссуды);

    Передача имущества на определенный срок для осуществления управления им в интересах муниципального образования коммерческим организациям по договору доверительного управления имуществом.

    Условия и порядок передачи имущества, составляющего муниципальную казну, в аренду, безвозмездное пользование, залог и распоряжение им иными способами регулируются действующим законодательством и правовыми актами органов местного управления, принятыми в пределах их компетенции, а также соответствующими договорами.