Водительское удостоверение международного образца. Разница между международными водительскими правами и обычными

Чтобы можно было без опаски садиться за руль, выезжая в другую страну, лучше заблаговременно узнать, с каким водительским удостоверением там можно управлять транспортным средством. Ведь во многих государствах не обойтись без международных прав. Но неопытный путешественник-автомобилист наверняка не знает, куда можно ехать с национальным удостоверением, а где понадобится международное. В чем отличия между такими документами? Как выглядят международные права? Нужно ли дополнительно учиться, чтобы их получить?

По функциональной нагрузке оба документа ничем не отличаются. Поскольку и МВУ, и национальные права свидетельствуют, что человек может садиться за руль. Однако между ними есть много важных отличий. В том числе и во внешнем виде. Каждый российский автомобилист прекрасно знает, что собой представляет национальное удостоверение.

Оно похоже на обычную пластиковую банковскую карточку. Это весьма удобный формат: можно запросто хранить важный документ в кошельке, который обычно все берут с собой. Но как выглядят права международного образца? Этого водитель не знает, пока не сталкивается с необходимостью их получения. Между прочим, МВУ существенно отличается от национальных прав.

Очевидное отличие заключается в размере и формате. Первое больше и представляет собой книжечку. В верхней его части написано название государства, в котором оно выдано. Необходимо подчеркнуть, что такая надпись выполняется буквами с золотым тиснением. А под ней можно увидеть значок страны происхождения. То есть, для России будет обозначение RUS.

Книжечка состоит из нескольких листов. Поскольку МВУ обязательно включает в себя перевод информации на иностранный язык. Также в документе есть дубляж русских слов, выполненный транслитом. Обязательно в МВУ есть данные о выдаче, срок его действия, серия и номер документа. И, конечно, в удостоверение вписывают сведения о водителе, упоминая, какими категориями транспортных средств он вправе управлять.

Еще стоит обратить внимание на один существенный момент: чем отличается международное водительское удостоверение от обычного. В МВУ фотография больше, чем в национальных правах. Снимок должен быть матовым. После его приклеивания в книжечку на нем ставят печать таким образом, чтобы она захватывала правый нижний угол изображения.

Национальные права


Кстати, и национальное удостоверение в России недавно поменялось. Коррективы были внесены, чтобы они отвечали требованиям Венской конвенции. Хотя ключевых изменений во внешнем виде не произошло, все же стоит напомнить о них, хотя бы для того, чтобы еще раз сравнить, чем международные права отличаются от национальных.

Итак, такой документ исполнен в форме пластиковой карточки. На нем с левого края есть овальная эмблема из букв красного цвета. Это значок RUS, который дает понимание о стране происхождения водительского удостоверения. С правой стороны написано наименование документа: буквы прописные, цвет красный.

Права нового образца включают в себя все сведения о водителе и о самом удостоверении. В них есть обозначения, когда они выданы и каков период их действия. На обратной стороне предусмотрена таблица, в которой можно узнать, какими категориями транспортных средств имеет право управлять водитель.

Бесспорно, важно узнать не только, как выглядят международные водительские права, чтобы понимать, чем они отличаются от национальных. Не менее существенными являются и другие отличия между этими документами. Самая важная разница заключается в том, что водитель может использовать национальные права самостоятельно – они подтверждают, что человек может водить автомобиль без предоставления каких-либо дополнительных бумаг.

А вот если говорить об МВУ, то такой документ недействителен, когда на руках нет государственных национальных прав. Так что, выезжая за границу, не нужно раздумывать – брать национальное или международное удостоверение. Поскольку на руках нужно иметь и МВУ, и российские права.

Вполне логично, что есть еще отличие в вопросе, где действуют такие документы. На территории России водители обязаны предоставлять национальные права. Выезжая за пределы родины, необходимо иметь при себе и МВУ. Очень существенной является разница в сроке действия документов. Отечественные автомобилисты прекрасно знают, что их родные права служат достаточно долго – в течение 10 лет. А вот МВУ не выдают на столь длительный срок.

Максимум, на который можно рассчитывать, это три года. Но и то нет гарантии, что водителю выдадут МВУ именно такого срока действия. Все зависит от того, сколько еще действительны отечественные права. Так как срок действия международного удостоверения не может превышать периода, в течение которого используются национальные права. Соответственно, если их скоро нужно менять, то и МВУ выдадут на меньший срок.

Еще один важный нюанс, о котором интересно знать водителям: осуществляется ли выплата страховки по правам? На нее можно рассчитывать при поездке за границу, только когда на руках есть МВУ плюс оформлен медицинский полюс в иностранном государстве. С отечественными правами выплат ждать не приходится – необходимо иметь отдельный полис.

Порядок получения ВУ

На этом не заканчиваются отличия национального водительского удостоверения от международного образца. Есть еще разница в пакете документов, которые нужны для оформления таких «корочек», а также в процедуре их получения. Она незначительная, но с такими тонкостями лучше познакомиться заранее.

В любом случае водителю предстоит собрать бумаги, приложить к ним соответствующее заявление и подать в ГИБДД. Однако перечень документов, которые необходимы для МВУ и для национальных прав, отличается. И самое важное отличие – международное удостоверение получится оформить, только когда на руках уже есть отечественное.

За российскими правами нужно идти с паспортом, медсправкой и сертификатом о прохождении экзамена, а еще с фотографией. Правда, медицинская справка, как и документ об успешной проверке знаний ПДД, необходимы не всегда. Все зависит от того, получает ли гражданин права впервые или меняет их по истечении срока действия, в связи с какой ситуацией ему нужно новое удостоверение – из-за изменения личных данных, из-за добавления категории.

В обязательном порядке для МВУ понадобится отечественное удостоверение, паспорт – как гражданский, так и заграничный. Плюс к этому необходимо сделать фотографию соответствующего образца.

Что касается непосредственно порядка получения документов, то и тут есть разница. Например, для национальных прав может понадобиться сдача экзамена, а для оформления МВУ не придется проходить проверку знаний. Российское водительское удостоверение изготавливают достаточно долго: с момента подачи заявления может пройти до 30 дней. А МВУ выдают буквально в течение часа.

Необходимость обучения

В чем разница еще между национальными правами и МВУ? В требованиях относительно обучения претендентов на эти документы. Если гражданин впервые получает российские права, ему обязательно необходимо пройти курсы. Такое же требование выдвигается к лицам, которые хотят добиться новой категории либо вернуть удостоверение после совершения правонарушения за рулем.

Что касается МВУ, то их получают без прохождения обучения. Главное – иметь на руках национальные права. Ведь на этом основании и выдают международное удостоверение. А российские права подтверждают, что человек умеет водить авто.

Где действуют международные права

Ключевой вопрос, который интересует водителей, выезжающих в другие страны, касается того, всегда ли им нужно иметь с собой международное водительское удостоверение? Но однозначного ответа нет и не может быть – все зависит от того, куда именно направляется россиянин.

Вопросы, регулирующие отношения между странами в сфере дорожного движения, регламентируются соглашениями, которые заключаются на международном уровне. Например, им посвящены Женевская и Венская конвенции. Первая была составлена еще в 1949 году, а вторая – спустя 20 лет. И Россия является подписантом обоих документов. Поэтому чтобы узнать, стоит познакомиться с этими документами.

Международные водительские права (МВП) и национальные автоудостоверения (НАУ) представляют собой официальные документы, закрепляющие за гражданином специальное право на управление транспортным средством (ТС). МВП позволяют беспрепятственно путешествовать за рулем по зарубежью как на своем, так и на арендованном автомобиле. При этом многие страны национальные российские права также считают законными. Чтобы понять, когда нужен тот или иной документ, рассмотрим подробнее регулирующие данный вопрос нормы и то, чем отличаются международные водительские права от обычных.

Международные конвенции о дорожном движении

Основными соглашениями, которые устанавливают особенности передвижения автомобилистов на территориях иностранных государств, являются Конвенции о дорожном движении, заключенные 19.09.1949 в Женеве и 08.11.1968 в Вене. Страны, их подписавшие, обязаны в полной мере соблюдать на своей территории оговоренные в документах условия, признавая действительными соответствующие виды водительских удостоверений.

Венская конвенция признает любые НАУ и МВП, выданные в установленном законом порядке для управления определенной категорией ТС и соответствующие требованиям соглашения (ст. 41 Конвенции). Российские внутренние права, выдаваемые с 2011 года, полностью соответствуют международным стандартам.

Участниками Венского международного договора являются 75 государств, однако ратифицировали его (признали действительным внутри страны) только 36. Такая ситуация создает конфликты с представителями полиции, которые в некоторых случаях, увидев отличие водительского удостоверения от международного водительского документа, задерживают путешественника.

Такие действия незаконны по меркам международного права, однако доказывать иностранному инспектору свою правоту чаще всего бесполезно, ведь он руководствуется исключительно указаниями своего начальства. Поэтому, собираясь посетить другое государство, передвигаться в котором планируете на машине, обязательно изучите список стран-участниц и оговорки их участия в Конвенции на портале договоров ООН .

Женевское соглашение подписали 96 участников, ратифицировали только 19 стран. Межгосударственным договором признаются исключительно МВП, вместе с которыми надо иметь при себе и национальное водительское удостоверение. Страны-участницы Женевской конвенции и условия их сотрудничества перечислены на официальном ресурсе ООН .

Для управления автомобилем в государствах, не подписавших международные соглашения о дорожном движении, потребуется сдача экзамена по вождению согласно установленным в этих странах правилам. Езда без документов чревата серьезными штрафами, а в некоторых случаях и арестами. Особенности поездок, в том числе и на ТС, по зарубежью указаны для каждой отдельной территории на сайте Консульского департамента МИД России , в разделе «Информация для выезжающих за границу».

Особенности международных и национальных удостоверений

На сегодняшний день в РФ и за границей легальными признаются следующие виды прав:

  • национальные (внутренние) нового образца;
  • национальные (внутренние) старого образца (получены до 2011 года);
  • международные.

Документы различны по форме, а также степени их действительности на территории России и зарубежья. Говоря о том, чем отличается международное водительское удостоверение от обычного автоудостоверения нового образца, следует отметить появление в последнем с 2011 года нумерации, полностью соответствующей требованиям Венской конвенции, и дополнительных наименований категорий ТС.

Удостоверение старого формата до окончания его срока действия является действительным и может законно использоваться водителем. При этом, учитывая несоответствие образца документа международным стандартам, необходимо за границей иметь в наличии заверенный нотариусом перевод прав и МВП. Передвижение на автомобиле в государствах дальнего зарубежья только со старыми правами незаконно.

Международное водительское удостоверение является отдельным документом, подтверждающим право вождения, исключительно вне пределов Российской Федерации. Являясь, по сути, заверенным государством переводом НАУ, оно подлежит аннулированию в случае признания российских прав недействительными (п. 36 р. 3 Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 №1097 «О допуске к управлению транспортными средствами»).

Узнайте подробнее о порядке оформления и нюансах их использования .

Отличия внутренних и международных водительских удостоверений

Удостоверения водителя, используемые внутри Российской Федерации и за ее пределами, имеют ряд существенных отличий, влияющих как на область их применения, так и на процедуру оформления документов. Различными являются также содержание и внешний вид прав.

Представленная ниже таблица показывает сравнительные характеристики того, чем отличается национальное водительское удостоверение от международного по внешним признакам.

Пластиковая карта размером 85,6х54 мм, с округлыми углами
✓ Защитная фоновая сетка с цветовым переходом, на лицевой и оборотной стороне
✓ Надпись «Водительское удостоверение» на русском языке сиреневого цвета
✓ Слева знак «RUS» над цифровым цветным фото (21х30 мм)
✓ Данные водителя, дата выдачи и окончания действия, орган ГИБДД, номер и подпись на лицевой стороне указаны в строгом соответствии с Венской конвенцией
✓ Поле (10х42 мм) на оборотной стороне слева, с машиночитаемым штрих-кодом
✓ Справа, внизу оборота, красные 4 цифры серии и 6 номера
✓ Таблица на оборотной стороне с данными о категориях (16 наименований)
Приказ МВД от 19.02.1999 №120 предусматривает равное действие в РФ двух разных бланков НАУ.
Бланк №1:
Ламинированный документ на специальной бумаге, размером 148х105мм, с водяными знаками «RUS» по всему периметру
✓ Сверху надпись на русском и французском «ВОДИТЕЛЬСКОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ» и «PERMIS DE CONDUIRE»
✓ В правом нижнем углу цветное фото 30х40 мм
✓ Бланк покрыт розовой защитной сеткой
Бланк №2:
✓ Ламинированный документ с защитной сеткой, на специальной синтетической бумаге розового цвета, размером 85х55 мм
✓ Реквизиты и текстовая информация на лицевой стороне заполняются на компьютере, также нанесена надпись «ВОДИТЕЛЬСКОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ» и «PERMIS DE CONDUIRE»
✓ В центре шестигранный штамп с аббревиатурой «ГИБДД», содержащий код автоматизированной системы
✓ На оборотной стороне расшифровка категорий ТС
✓ Бумажная книжка формата А6, размером 148х105 мм (серая обложка, сложенная в 3 листа). Внутри 4 белых листа перевода с французского, прошитых по сгибу
✓ На первом листе обложки (лицевая сторона) надпись золотыми буквами «РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ (РОССИЯ)», ниже красная эмблема«RUS»
✓ Красными цифрами и латинскими буквами указана серия и номер
✓ Все остальные надписи о действительности, дате выдачи и номере НАУ сделаны латинскими буквами и арабскими цифрами
✓ Внизу подпись должностного лица и круглая печать
✓ Третий лист обложки (внутренняя страница) содержит данные водителя и категории ТС (овальные печати), прописанные латинскими буквами
✓ Справа находится матовое фото в черно-белом или цветном варианте (35х45 мм), заверенное круглой печатью. Под ним отметка на французском «Signature du titulaire» для подписи владельца

Различия МВП И НАУ по иным характеристикам

Существенным нюансом применения внутренних российских автоудостоверений и международных является их действительность касаемо управления ТС на территории нашей страны либо за рубежом. Кроме того, МВП приобретаются гораздо проще и быстрее национальных удостоверений. В таблице рассмотрены отличия по процедурным вопросам и особенностям использования.

Отличительные признаки Внутренние права нового образца Внутренние права старого образца
1. Сдача экзаменов для получения В установленном порядке сдаются теоретические (электронное тестирование по билетам) и практические квалификационные экзамены (на автодроме и в условиях уличного движения) Не выдаются с 2011 года, действуют до окончания срока автоматически Сдача квалификационных экзаменов не требуется
2. Необходимость медицинского заключения при получении Предоставляется в обязательном случае Предоставляется при замене на новое НАУ, оформляемое на 10 лет Не предоставляется
3. Сроки выдачи с момента подачи обращения До 30 рабочих дней Не выдаются с 2011 года До 1 часа
4. Право управления ТС за пределами РФ В странах, подписавших Венскую конвенцию В странах, подписавших Венскую и Женевскую конвенции, только совместно с МВП и переводом В странах, подписавших Венскую и Женевскую конвенции, при предъявлении НАУ
5. Право управления ТС на территории России Вождение на законных основаниях Водить автомобиль запрещено
6. Требования международных стандартов Соответствуют Не соответствуют Соответствуют
7. Страховые выплаты при ДТП за границей Выплат не будет Выплат не будет Выплачиваются всегда при наличии страховки
8. Получение визы Затруднительно для некоторых стран Не оформят Оформят в установленном порядке

Рассмотрев, чем отличаются водительские права международного образца от национальных удостоверений, следует уделить внимание срокам их действительности.

Сроки действия международных и национальных автоудостоверений

Период действия водительских прав установлен в разделе 3 Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» и предусматривает для МВП три года, для НАУ – десять лет.

Международные выдаются на основании национальных удостоверений, но не более чем на их срок действия. Замена межнационального документа также возможна только в период действительности национального водительского удостоверения.

При замене НАУ любого образца ранее установленный в правах срок не изменяется. При этом если предоставляется медицинская справка, то права выдаются вновь на десять лет (п. 32 р. 3 Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097). Действие российских прав и МВП прекращается при наступлении определенных законом случаев:

  1. закончился срок;
  2. изменилась личная информация автовладельца;
  3. права сильно повреждены, и невозможно распознать указанную в них информацию;
  4. водительское удостоверение украдено либо потеряно;
  5. автоправа получены на основании подложных документов;
  6. есть медицинские противопоказания.

Можно ли международными правами заменить национальные

Согласно ст. 25 ФЗ от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения», международное удостоверение не позволяет российским гражданам передвигаться на машине по территории РФ. В нашей стране право управлять транспортным средством предоставляют исключительно национальные автоправа, как нового, так и старого образца. При предъявлении по требованию инспектора ГИБДД только МВП в отношении автовладельца будет составлен протокол об админнарушении и вынесено предупреждение либо штраф в 500 рублей (п. 2 ст. 12.3 КоАП РФ).

Обратная ситуация возможна в государстве, подписавшем только Женевское соглашение, например в США, когда НАУ без международных автоправ не признается действительным. Американский полицейский за езду без водительского удостоверения может оштрафовать на 250 долларов, а при сопротивлении применить арест на срок до 6 месяцев. Поэтому, выбирая, брать с собой в загранпоездку на машине международное водительское удостоверение или национальное, пусть и нового образца, необходимо учесть все нюансы межгосударственных договоров и особенности страны, которую планируется посетить.

Замена водительского удостоверения и получение МВУ: Видео

Водительское удостоверение, часто называемое в обиходе просто водительскими правами, представляет собой официальный документ, подтверждающий право управления соответствующей категорией транспортного средства. Этот документ бывает обычного, то есть национального, и международного образца, которые имеют несколько отличий.

История автомобильных прав

Первые водительские права появились в 1893 году, они были выданы в Париже французскому автомобилисту, оставшемуся неизвестным. В то время не требовалась сдача экзамена, для получения прав было достаточно демонстрации водителем умения управления автомобилем.
В России первые водительские права появились в 1900 году. Они были выданы в Санкт-Петербурге после постановления Санкт-Петербургского градоначальника «О порядке пассажирского движения автомобиле». Удостоверение того времени содержало фотографию владельца и его паспортные данные. Получение удостоверения было возможно только после сдачи экзамена, на котором проверялось не только умение управлять автомобилем, а и знание расположения различных улиц и зданий в городе. В то время водительские права выдавались местной администрацией и не признавались в других городах. Только в 1936 году были утверждены единые права, которые выдавались в получившие название «Удостоверение шофера», имевшие три категории.

Обычные водительские права

Современное национальное водительское удостоверение или просто обычные водительские права соответствуют требованиям международной Конвенции об автомобильном движении. Они предусмотрены пять категорий, дающие право на управления определенным видом транспортного средства:
А – мотоциклом;
В – автомобилем до 3500 кг, для перевозки не более восьми пассажиров;
С – автомобилем до 3500 кг с прицепом максимальной массой до 750 кг;
Д – автомобилем для перевозки более восьми пассажиров с прицепом максимальной массой до 750 кг;
Е – автомобилем с прицепом максимальной массой более 750 кг.
Для получения водительского удостоверения требуется обязательная сдача экзамена в ГИБДД после курса обучения вождению автомобиля в организации, имеющей лицензию. Категория А доступна с 16 лет, В и С – с 18, Д – с 20, а Е – при наличии стажа вождения не менее одного года.

Международные водительские права

Международное водительское удостоверение дает право на управление транспортным средством в любой стране. Это документ установленного образца, который выдается дополнительно к национальному водительскому удостоверению. Для получения международных прав повторная сдача экзамена не требуется, достаточно только предоставить в отделение ГИБДД необходимые документы:
заявление о выдаче международного водительского удостоверения;
национальное водительское удостоверение;
медицинскую справку;
паспорт РФ;
фотографии 35?45 мм;
квитанцию об оплате государственной пошлины.

Отличие международных водительских прав от обычных

Международные водительские права действительны только при наличии обычного (национального) водительского удостоверения и без него не могут использоваться. Срок их действия ограничен в один, три или пять лет и не может превышать срок действия обычных. Чтобы получить их, никакие экзамены сдавать нет необходимости. Нужно только собрать необходимый пакет документов.

The Difference.ru определил, что разница между международными и обычными водительскими правами заключается в следующем:

Международные водительские права не могут использоваться самостоятельно, без наличия национальных.
Для получения международных прав не требуется сдачи экзамена.
Срок действия международных водительских прав ограничен.
Обычных водительских прав недостаточно для управления автомобилем в поездке за границей.

Многие слышали о международных водительских правах, которые требуются для вождения автомобиля за рубежом. Правда, обычные водительские удостоверения, выдаваемые ГИБДД, тоже действительны за границей. Тем не менее это два разных документа, различающихся внешним видом и сферой применения. Привычные для большинства водителей права обычно называют национальными, международные же права получают отдельно, если в них есть необходимость. Разберемся, чем отличаются международные водительские права от обычных прав.

Конвенции о дорожном движении

Отличия в правах, которые иностранный водитель должен предъявить при управлении автомобилем в разных странах, определяется соответствующими международными договорами, действующими в данных государствах.

Все государства мира в этом отношении можно разделить 3 группы:

  • те, которые подписали и ратифицировали Венскую конвенцию;
  • участники Женевской конвенции;
  • не участвующие ни в каких подобных договорах.

Страны последней группы не признают никаких документов, выданных за своими пределами, поэтому для управления автомобилем на их территории необходимо сдать местный экзамен и получить соответствующие бумаги. Подробнее об этих странах говорить не будем, а перейдем к государствам, в той или иной мере признающим документы водителя, выданные за границей.

Само отличие национального водительского удостоверения от международного (МВУ) определяется различиями в концепциях, на которых основаны действующие конвенции о дорожном движении. Общей целью обеих договоренностей было достижение возможности пользоваться свидетельствами одной страны в другой. Однако пути, по которым пошли создатели конвенций, не совпали.

Первая конвенция была заключена в 1949 году в Женеве. Именно она и создала водительский документ, который в наше время называется международным. Женевская договоренность пошла по пути перевода национальных прав на основные языки, используемые на планете.

Де-факто соответствующее ей МВУ является переводом национальных документов на восемь языков: английский, французский, испанский, русский, арабский, китайский, немецкий и японский. Подробно на подборе языков останавливаться не будем, отметим только, что португальский язык в списке отсутствует, а ведь на нем, кроме маленькой Португалии, разговаривает огромная Бразилия.

Важно то, что международные водительские права сами по себе не дают разрешение на управление транспортом. Они являются своеобразным приложением к национальному удостоверению и без него недействительны.

Управлять машиной только на основании этого документа запрещено даже в стране его выдачи.

Создатели Венской конвенции 1968 года пошли по иному пути. Они поставили задачу сделать понятным для всего мира именно национальные права водителя, то есть привести соответствующие бумаги всех государств к единому виду.

Страны СНГ – участницы обеих конвенций, и в этом плане национальное удостоверение водителя тоже является межгосударственным, хотя и не имеет такого названия.

Собираясь за рубеж, обязательно нужно выяснить, придерживается ли страна, где предстоит управлять машиной, норм одной из конвенций, а если да, то какой именно. От этого зависит набор необходимых свидетельств. Но прежде нужно разобраться во всех нюансах того, чем отличается национальное водительское удостоверение от МВУ.

Особенности каждого типа документа

После принятия конвенций в них неоднократно вносились дополнения, а, значит, изменялся и внешний вид удостоверения водителя. Но следует отметить, что ранее выданный документ, отличающийся от современных прав, признается в государствах, подписавших конвенцию в Вене, до истечения его срока действия.

Как выглядят ВУ в странах СНГ

Современные права водителя РФ и других стран СНГ соответствуют последним требованиям Венской конвенции и представляют собой пластиковую карточку с фотографией, личными данными и всеми разрешенными категориями на лицевой стороне.

На задней части перечислены все возможные категории и сделаны отметки в тех, которые разрешены. Кроме того, там указаны примечания и ограничения. Оригинальный текст дублируется только на английский язык.

Для того чтобы граждане других государств не путались, параграфы пронумерованы. Интересная особенность – всего параграфов четырнадцать, но тринадцатый отсутствует. Теперь рассмотрим, чем отличается международное водительское удостоверение от обычного документа по внешнему виду.

Международное удостоверение

В отличие от национальных прав международные представляют собой бумажную книжку формата А6. Обложка серого цвета, листы белые. Они соединены между собой – прошиты нитью по всей высоте бумаги.

Отличается и размер необходимых фотографий: на документах, соответствующих Женевской конвенции, – 3,5х4,5 см, в то время как на привычных правах – 3х4 см.

Другие отличия

Естественно, удостоверения отличаются не только по внешнему виду. Существенно разнятся и другие важные параметры, такие, как срок действия, порядок получения, а также особенности применения. Рассмотрим, чем отличаются водительские права международного образца от национальных удостоверений по этим критериям.

Сколько действуют

Национальное удостоверение выдается на 10 лет и действует по дату окончания его срока включительно. МВУ, соответствующие Женевской договоренности, выдаются на максимальный срок в 3 года, но этот срок не может превышать срока действия национальных прав.

Порядок получения

Привычные водительские документы при первоначальном получении выдают после обучения и сдачи установленных экзаменов. Вопросы замены документов с истекающим сроком действия и восстановления утерянных либо иным способом утраченных удостоверений решаются в порядке, установленном законодательством России и других стран СНГ.

Международные права выдаются только на основании имеющихся и действующих национальных водительских прав. Сдачи экзаменов их получение не требует.

Вы не знаете, какие особенности оформления международного и национального водительского удостоверения? Выясним, чем такие документы отличаются и где считаются действительными.

Многие граждане мечтают о водительских правах и наступает момент, когда такая мечта осуществляется.

Но выданные в России удостоверения не считаются действительными в других странах. А все дело в отличии правил, законодательных норм, регулирующих дорожное движения в различных государствах.

Если у вас возникла необходимость выехать за границу, и вы желаете иметь там возможность садиться за руль, стоит получить международные водительские права.

Рассмотрим, чем отличается национальное и международное удостоверение водителя.

Различия во внешнем виде удостоверений

Современные водительские права национального образца отвечают требованиям международной Конвенции о движении транспортных средств.

Может выдаваться удостоверение по таким категориям:

  • – дает право управлять мотоциклами;
  • В – машинами, вес которых составляется до 3,5 т, на которых можно перевозить до 8 человек;
  • – авто свыше 3,5 т с прицепами, масса которых не превышает 750 кг;
  • Д – автомобилями, предназначенными для перевозки более 8 человек с прицепами до 750 кг;
  • – машиной, прицеп которой имеет массу более 750 кг.

Как выглядит национальный документ:

  1. Его делают на пластиковой основе размером 54 на 86 мм.
  2. Права имеют розовый оттенок.
  3. На них нанесено ФИО водителя и другие его паспортные данные.
  4. Указывается номер удостоверения.
  5. Ставится наименование и печать уполномоченных структур, которыми документ выдан.
  6. Есть подпись собственника.
  7. Отмечена категория.
  8. Все сведения вписаны латиницей и дублируются русским.
  9. Наносится штрих-код, с которого считывается информация инспекторами, остановившими водителя.

Международные права также имеют установленный образец:

  1. Это небольшая книжка размера А6.
  2. Сведения вписываются от руки или набираются на компьютере и бланк распечатывается.
  3. Вся информация представлена на латинице. Допускается использование арабского шрифта.
  4. На лицевой стороне указывают:
    • дату, когда документ был выдан;
    • срок действия документа;
    • субъект России, где было выдано удостоверение и инстанцию, что оформила его;
    • номер и серию национального водительского удостоверения;
    • печать, поставленную представителем ГИБДД, подпись должностного лица.
  5. На второй странице указывают данные об ограничении на право вождения конкретной категорией транспортных средств.
  6. Третья страница должна содержать данные о водителе (его паспортные данные). Здесь же ставится овальная печать напротив той категории ТС, управлять которыми лицо имеет право. Возле неразрешенных категорий ставится крестик.

Есть ли отличия

Рассмотрим, какие особенности каждого удостоверения. Опишем общие и отличительные черты.

В прохождении медкомиссии

Чтобы получить возможность сесть за руль, следует пройти медкомиссию на водительские права (как национальные, так и международные).

Но стоит сделать одну оговорку – действующая справка, которая выдавалась при оформлении обычного удостоверения, будет действительной и при получении международного документа.

Гражданин вправе обратиться в любое медицинское учреждение – государственное или частное, если у него есть лицензия на проведение медосмотра и выдачу заключения.

Но лучше пройдите врачей по месту жительства, иначе есть риск, что представители ГИБДД отнесутся с недоверием к справке, выданной в другом субъекте.

Медицинские работники выдают документ, который имеет регламентированную форму, действующую по всей стране. Причем, медицинская справка утвержденной формы используется при получении национальных и международных прав.

Для того чтобы пройти медицинскую комиссию, стоит подать:

  • паспорт;
  • копию военного билета;
  • старые права (если есть);
  • фото.

В пакете документов для оформления

Предоставляются:

При получении национального образца Для получения международного ВУ
Заявление, в котором излагается желание получить удостоверение Заявление
Удостоверение личности (паспорт, военный билет и т. д.) Водительские права, которые действуют в пределах страны
Медицинская справка
Старые права, если есть Гражданское удостоверение личности
Документ о регистрации Справка, в которой стоит отметка о временной регистрации
Карточка водителя (при смене или продлении полученного ВУ) Платежка, что подтвердит оплату госпошлины
Платежный документ о внесении госпошлины Фото (матовое)
Документ, которым можно подтвердить, что вы прошли обучение вождению Образец подписи на чистом листе бумаги
2 фотокарточки (если получаете старый образец) Могут затребовать загранпаспорт
Доверенность на управление ТС

В порядке получения

Национальный и международный образец можно получить, представив справки по месту проживания или временного жительства или в любом ближайшем удобном подразделении ГИБДД.

Международные права выдаются под роспись. Но вам оставят обычное удостоверение.

Отказ в выдаче вас ожидает в таких случаях:

  1. Заявителем не представлено все необходимые документы.
  2. Водитель лишен права садиться за руль или он находится в розыске.
  3. Поданные документы числятся, как утерянные/похищенные, не составлены в соответствии с требованиями или являются поддельными.

Национальный документ будет выдан после:

  • получения медицинской справки;
  • прохождения обучения;
  • сдачи экзаменов по теории и практике.

Кроме того есть такие нюансы:

Если аннулируется национальный документ, тои международный будет считаться недействительным.

В том случае, если имеются особые медицинские показания к вождению, графы документов должны содержать соответствующие отметки. Прописываются условия, при выполнении которых лицо может сесть за руль.

Если установленные ограничения выполняются, то и национальные, и международные права будут считаться действительными.

Оба вида водительских прав будут аннулированы в таких случаях:

  • истекло время действия документа;
  • внесено правки в данные гражданина (сменено фамилию, имя и т. д.);
  • документ стал негодным из-за износа, порчи;
  • права выдавались при предоставлении поддельных документов;
  • лицо имеет медицинские противопоказания к управлению автомобилем.

В обучении на права

Отличие процедуры оформления международного образца водительского документа – оно выдается на основании национальных прав. То есть, вам не придется специально обучаться и сдавать дополнительные экзамены.

Хотя экзамен и не сдается, возите с собой доверенность на управление транспортом, даже при выезде за пределы Российской Федерации.

В размере наказаний за нарушения

Так как международные права выдаются на базе российского удостоверения, нельзя отправляться в поездку за границу без национального документа. Так, если вас лишили права управлять транспортом в Российской Федерации, запрещается управление машиной и за границей.

Вы можете ездить с международными правами и в России, но в таком случае придется всегда брать с собой и национальный документ. Но не стоит предъявлять международное ВУ инспектору, который вас остановит.

Если вы попадетесь работнику ГИБДД без национального документа (а только с международным), придется заплатить штраф по водительскому удостоверению размером 500 рублей. (). К тому же налагается запрет на использование ТС – оно будет отправлено на штраф-стоянку.

При выезде за границу стоит изучить правила дорожного движения в той стране, где вы будете находиться. Ведь незнание не освобождает от ответственности. И штрафы за границей при нарушении правил ПДД немаленькие.

Национальный документ граждане обязаны менять каждые 10 лет. Управление транспортом с просроченным удостоверением наказывается штрафами.

Замена международного удостоверения может осуществляться в любое удобное время. Неважно, окончился срок действия документа, или нет – штраф вам не грозит.

В стоимости получения

Сколько придется заплатить при оформлении водительского удостоверения:

  • если это международный образец – 1,6 тыс. рублей ();
  • если национальные документ – 2 тыс. госпошлина (плюс 1,5 тыс. стоит практика вождения, 3,5 тыс. — экзамен). Подробные расценки указаны в гл. 25.3 Налогового кодекса.

Где действует

Международное законодательство имеет 2 документа, которыми регулируется признание водительских прав национального и международного образца.

Это «Международная Конвенция о ДД». Подписаны такие документы в 1949 (Женева) и . Многие страны подписали такое соглашение. Но есть и такие, которые отказались.

Обычные права вам выдадут на 10 лет, по истечению которых придется их менять. Такой документ действителен только в России.

Международное удостоверение действует в странах, которыми подписано Женевскую и Венскую конвенцию. Документ будет оформлен на языке того государства, который его выдает. Ездить с такими правами можно в большинстве европейских стран.

Итак, перечислим основные отличия национального и международного удостоверения водителя:

  1. Международный образец может быть использован самостоятельно, без наличия национального.
  2. Чтобы получить международные права не придется сдавать какие-либо экзамены.
  3. Международное водительское удостоверение имеет ограниченный период действия.
  4. Вам нельзя будет пользоваться обычными правами за пределами страны.

Информация об отличиях в оформлении и действии водительских прав позволят вам не только быстрее получить заветный документ, но и соблюсти ряд правил, установленных законодательством.

Видео: Национальное водительское удостоверение vs Международное водительское удостоверение