Возвращение обеспечения заявки по 223 фз. Обеспечение заявки на участие в тендере

Участие в государственных закупках является достаточно важным этапом для увеличения объема производства и повышения статуса добросовестного исполнителя среди других клиентов. Процесс конкурса по госзакупкам детально регламентирован в 44фз и фз 223. Обеспечение заявки согласно данным законам должно быть подкреплено документом, называемым банковской гарантией.
Данное соглашение заключается в предоставлении поручительства финансовой организации, именуемой гарантом перед заказчиком (бенефициаром) за исполнительную фирму (принципала). Так как закупка для государственных нужд выполняется в основном в больших масштабах, и речь идет о достаточно больших суммах, заказчик должен быть уверен в выполнении всех требований исполнителем. Такую уверенность и обеспечивает банковская гарантия.

Особенности 44фз и 223 фз

Суть закона 44фз практически идентична и основным требованиям по 223 фз. Обеспечение заявки по данным законам все же имеют некоторые отличия, так как в 44 фз более детальные требования ко всем процедурам заключения договора и проведения тендера. Если же сделка оформлена по 223 фз и в самом законе нет пояснений некоторых важных аспектов, заказчик вправе использовать 44 закон. Существует три основных несоответствия обеспечение заявки по фз 223 и по 44 фз:

  • Согласно фз 44, договор о поручительстве в обязательном порядке должен быть заключен с учреждением, зарегистрированном в государственном реестре. В другом законе данное требование является необязательным;
  • Согласно 44 фз, финансовое учреждение, которое сотрудничает с исполнителем должно иметь на балансе денежный капитал не менее 1 миллиарда рублей, иметь опыт работы более 5 лет и предоставить государственную лицензию на данную деятельность;
  • При получении заказа свыше 50 миллионов рублей, заказчик вправе требовать 10%-30% процентов как размер обеспечение заявки. По 223 фз заказчик не обязан выставлять подобные требования.

Виды банковской гарантии согласно 223 фз

Согласно данному федеральному закону, поручительство может быть трех видов:

  • Банковская гарантия на обеспечение заявки 223 фз. Заключается в предоставлении поставщиком гарантий на выполнение всех обязательств и исключение возможности отказа от заключенной сделки.
  • Поручительство возвращения авансового платежа. В случае получения аванса и возможности невыполнения договора, финансовое учреждение обязано возместить ущерб, и вернуть аванс заказчику.
  • Поручительство на выполнение всех обязательств. В случае невыполнения каких-либо требований исполнительной компанией, гарант обязуется выплатить оговоренную неустойку.

Наличие залога это достаточно важный аспект для принятия участия в тендере. Оно может выступать в качестве движимого и недвижимого материального имущества. В случае принятия участия в онлайн конкурсе залогом выступает исключительно денежная сумма. Также заказчик может принять банковскую гарантию, как подтверждение выполнения всех обязательств.

Обеспечение заявки размер по 223 фз

Наличие обеспечения для выполнения всех указанных требований является обязательным пунктом при заключении договора. Именно поэтому важно определить величину денежных средств либо других капиталовложений на обеспечение заявки по 223 фз. Размер исполнительной стороны устанавливается исходя из соглашения обеих сторон сделки. Также, согласно действующего закона величина вложений регламентируется исходя из следующих факторов:

  • Фиксируется последний размер суммы, оговоренной сторонами;
  • Обеспечением на выполнение всех требованием может служить безотзывная банковская гарантия, движимое и недвижимое имущество на балансе предприятия, залог имеющихся средств;
  • Величина залога должна быть документирована и не имеет права изменяться в течение термина выполнения заказа;
  • Каждому участнику аукциона предоставляется одинаковая величина залога.
    Так же стоит упомянуть, что банковская гарантия для обеспечения заявки 223 фз рассчитывается в процентах и зависит от следующих факторов:
  • Если сумма госзаказа не более 3 000 000 рублей, величина равна 1%;
  • Если заказ более 3 000 000 рублей, то процентный диапазон может быть от 0,5 % до 5 %
  • Размер залога должен быть не меньше авансовой суммы, указанной в договоре;
  • Если сотрудничество заключается с организацией, имеющей определенные льготы или же относиться к категории малого бизнеса, размер залога должен быть не более 2 % от максимальной стоимости контракта.

Тендерный займ на обеспечение заявки по 223 фз

Достаточно часто бываю такие ситуации, когда размер обеспечения заявки по фз 223 является достаточно велик, и предприятие не может выделить необходимую сумму оборотных средств без ущерба для производства. В этом случае предусмотрено два варианта решения проблемы:

  • Оформление кредита
  • Тендерный займ.

Процесс кредитования представляет собой начисление достаточно больших процентов комиссии за предоставленные услуги. Так же в случае оформления кредита, клиент всегда идет на определенные риски. В случае тендерного займа, процедура максимально упрощена для участников конкурса по закупкам. Данный процесс имеет свои преимущества:

  • Данный договор можно оформить практически во всех финансовых учреждениях;
  • Возможность сотрудничества с брокерскими фирмами. Это значительно упростит и ускорит процедуру получения займа;
  • Возможность заключения договора с брокерами без внесения залога. Брокер заинтересован в сотрудничестве с новым клиентом и готов взять на себя обязательства перед финансовой организацией.

Тендерный займ дает возможность использовать денежные средства:

  1. Одноразово клиент принимает участие в одном тендере;
  2. Многократное использование. В таком случае финансовая компания предоставляет денежные средства одновременно на несколько тендеров. Размер обеспечение заявки по 223 фз оговаривается в индивидуальном порядке.

Возврат обеспечения заявки по 223 фз

Если участник тендера не удовлетворяет определенным критериям и не получает право на сотрудничество, производиться возврат обеспечение заявки по 223 фз. Размеры денежных средств, предоставленные предприятиями, являются достаточно значимыми, поэтому процедура передачи их на счет предприятия не менее важна и требует детального рассмотрения. Государственные исполнители обязаны перевести денежные средства на счет в течение пяти рабочих дней с момента отклонения заявки. Если заявка была оформлена в онлайн режиме, в течение одного рабочего дня должны быть переведены средства на обеспечение заявки по 223 фз. Возврат так же происходит, в случае если предприятие выиграло тендер на проведение госзакупок. Данная процедура выполняется после заключения документа о сотрудничестве. Обеспечение заявки по фз 223 не подлежит возврату в следующих ситуациях:

  • В случае если первый претендент на получения права участия в тендере отказывается от сотрудничества с заказчиком. В данной ситуации право на проведение государственных закупок получает второй претендент после него;
  • Заказчик и исполнитель не заключили договор в назначенный срок, или же исполнитель не предоставил официальные бумаги о наличии обеспечения;
  • При проверке истории деятельности исполнительного предприятия выявлено неоднократное нарушение участия в тендерах и невыполнения основных требований заказчика.

Федеральный Закон №223-ФЗ («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.06.2011 г.), вступивший в силу с 1 января 2012 года, также регулирует сферу государственных закупок. Однако, в отличие от 44-ФЗ, регулирующего закупку государственных и бюджетных учреждений, 223-ФЗ устанавливает нормы для закупочной деятельности не только государственных компаний, но и монополистов, организаций, которые занимаются регламентированными видами деятельности.

И при организации тендерной закупки, аукциона или конкурса по 223-ФЗ, необходимым условием является обеспечение заявки участия организации-конкурсанта . И в данной статье будут рассматриваться вопросы относительно обеспечения заявок по 223-ФЗ: какие виды их существуют и какие к ним требования.

Переход разных заказчиков под действие ступившего в силу Федерального Закона 223-ФЗ осуществлялся поэтапно. С начала 2012 года под 223-ФЗ перешли государственные корпорации и унитарные предприятия, естественные монополии и другие организации, деятельность которых регулируется государственными законами. Другими словами, это те организации, у которых имеются точно определенные и утвержденные государством тарифы на предоставляемые услуги.

Уже с начала 2014 года, под действие 223-ФЗ попадали остальные заказчики. Указанные в 223-ФЗ унитарные предприятия муниципального типа и автономные учреждения должны были применять нормы этого закона на практике. И если заказчик не производит закупку по 223-ФЗ, то он по умолчанию должен был работать с 44-ФЗ.

С организацией разных тендеров, аукционов и конкурсов в сфере госзаказа у поставщиков и заказчиков появилось больше возможностей. В первую очередь, распределение средств бюджета становится максимально эффективным, множество организаций благодаря обеспечению заявки могут претендовать на участие в госзаказе (и не только).

Помимо этого, становится доступным формирование прозрачного рынка в сфере госзакупок.

Как выше упоминалось, обеспечение заявки (тендерной, аукционной, конкурсной) по 223-ФЗ является основным условием для подачи этой заявки. Размер ее устанавливается в зависимости от способа обеспечения и стоимости самого контракта.


В настоящее время госзаказ может быть размещен одним из способов:

  1. Организация торгов (аукцион или конкурс);
  2. Без организации торгов.

При проведении аукциона победителем является конкурсант, который, в отличие от других участников, предложил меньшую цену. При организации конкурса, госзаказ может быть размещен с сопровождающими его параметрами оценки (размер обеспечения, сроки подачи заявок, возврат обеспечения и т.п.). На основании указанных оценочных параметров заказчик сам выбирает победителя конкурса. Победителем в конкурсе становится участник, предложение которого содержит наиболее выгодные условия.

Относительно тендера, как способа размещения госзаказа, то в России его можно приравнять к торгам (конкурс). Соответственно, способ обеспечения тендерной заявки – это практически то же, что и обеспечение конкурсной заявки (аукционной).

Обеспечение заявки для участия в аукционе

Получение тендерного кредита – это, пожалуй, наиболее популярный и доступный метод обеспечения аукционной заявки по 223-ФЗ. Использование тендерного кредита позволяет организации сохранить значительную сумму денежных средств, не изымая их из оборота под проведение аукциона. При этом, получение тендерного кредита открывает больше возможностей для организаций, так как позволяет принимать участие сразу в нескольких аукционах, в том числе в тех, где обеспечение заявки и стоимость самого контракта довольно высокая. Тем не менее, побеждая в таком аукционе, конкурсант получает гарантированный государственный стабильный источник инвестиций.

Обеспечение заявки для участия в конкурсах

При проведении конкурсов на госзаказ, весомым основанием для отказа в рассмотрении и принятии заявки от организации является необеспеченность данной заявки как по 223-ФЗ, так и по44-ФЗ. Поэтому, чтобы избежать подобного, стоит заблаговременно обратиться в банк и получить банковскую гарантию . Таким образом, гарантом исполнения условий договора конкурсантом в случае его победы будет выступать банк, выдавший гарантию. Порядок получения, размер и условия получения банковской гарантии рассматривается непосредственно банком.

Банковская гарантия, как способ обеспечения

В положениях, которые указаны в 223-ФЗ, относительно банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения, указано следующее:

Если при проведении конкурса заказчик (уполномоченный орган) установил обязательное к исполнению требование обеспечения исполнения контракта, данный контракт может быть заключен с конкурсантом, победившим в торгах, только в том случае, если:

участник предоставляет безотзывную банковскую гарантию (данный документ выдается банком либо кредитной организацией).

участник передает заказчику определенную денежную сумму в залог (депозит), размер которой равен обеспечению исполнения контракта, что должно быть указано в электронном виде с конкурсной документацией.

В приведенных в этих положениях о способах обеспечения заявок по 223-ФЗ конкурсант, претендующий на участие в открытом аукционе, может самостоятельно в электронной форме определить способ обеспечения исполнения условий контракта.

Электронный аукцион

Постановление Правительства РФ №616 от 21.06.2012 года («Об утверждении списка товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме») позволяет проводить закупки в электронной форме. Однако, заказчик не всегда должен производить закупку именно таким методом, исходя из перечня товаров, работ, услуг, указанного в Постановлении №616.

Если заказчик может уложиться в собственный лимит (ценовой порог), при этом сумма закупки небольшая и заказчик может осуществить закупку у единственного поставщика, он может сделать это и не в электронной форме. Если же поставщик выявил желание принимать участие в электронном аукционе, но в предоставленном пакете документов заказчик запрашивает копию поданной заявки (на бумажном носителе), то конкурсант в праве обжаловать действия заказчика. Сделать это он может в антимонопольной службе. Предлогом к рассмотрению жалобы будет «избыточное требование заказчика».

Схема участия в тендерных закупках по 223-ФЗ

Алгоритм участия в тендерных закупках в соответствии с положениями 223-ФЗ выглядит следующим образом:

на один год – в случае закупок аптечных препаратов и лекарственных средств;

на три года – если закупается высокотехнологичная/инновационная продукция.

  • Поиск извещения на специальном сайте закупок — zakupki.gov.ru, Если закупка связана с государственными засекреченными проектами или входят в категорию отдельно определенных Правительством РФ, то извещения о них заказчик может не публиковать на этом сайте. Извещение о предстоящей закупке должно быть указано место для подачи заявок на участие. В этом случае поставщику желательно иметь полномочия сразу на нескольких электронных торговых площадках.
  • Подача заявки для участия (непосредственно заказчику либо на электронной площадке).
  • Поиск протоколов на сайте закупок zakupki.gov.ru.

Относительно установления размеров сумм обеспечения

Как правильно установить размер обеспечения, следует знать каждому конкурсанту, ведь обеспечение заявки на участие является главным условием аукционов, конкурсов, тендеров. Так, размер устанавливается от вида размещения госзаказа. Если предстоящим является конкурс, то достаточный размер обеспечения устанавливается в пределах от 1% до 5% от начальной стоимости контракта. Если обеспечением заявки является банковская гарантия, то ее размер не должен быть менее 5% от установленной стоимости контракта.

Обеспечение возвращается?

Возврат обеспечения заявки может быть произведен организации в одном из случаев:

  • возврат денежных средств обеспечения тендерной заявки осуществляется, если заявка конкурсанта отклонена;
  • возврат денежной суммы производится, если тендер был завершен без объявления победителя;
  • возврат обеспечения производится всем участникам конкурса, кроме организации, победившей в тендере.

Возврат денежных средств обеспечения не осуществляется, если обеспечение исполнения контракта не было предоставлено или было предоставлено заказчику, но с нарушением установленных действующим Федеральным Законом условий, до даты заключения контракта.

Федеральный Закон “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” содержит общие правила организации государственных закупок для госкорпораций, естественных монополий, государственно важных унитарных предприятий и компаний регулирующей сферы. Чтобы поставщику подать заявку на участие в тендере по 223-ФЗ зачастую нужно предоставить ее обеспечение. Для чего это нужно, о какой сумме речь и где взять деньги – читайте в этой статье.


Представьте себя на месте гос.заказчика. Вы организуете закупку: оплачиваете рабочее время тендерного специалиста, он готовит документацию, размещает на сайте госзакупок. Если это, к примеру, запрос котировок, нужно еще организовать процедуру подведения итогов: принять участников, подготовить зал, аудиозапись. Заявки участников нужно рассмотреть, проверить соответствие законодательству. Все это выливается в какие-никакие расходы. Наконец, вы определяете победителя, а он… сливается, не подписывает контракт. А деньги вы уже потратили.


Обеспечение заявки – это залог, страховка для заказчика, если победитель конкурса уклонится от подписания контракта. За счет нее заказчик может восполнить затраты на организацию закупки. Гарантию предоставляют все участники, а после подведения итогов получают ее обратно. И победитель тоже, если подписал контракт – тогда он предоставляет уже обеспечение контракта. Это опять же страховка – если победитель не выполнит условия.


Обеспечение заявки требуется при участии в , . Однако, если в 44-ом четко прописаны размеры и формы, то 223-ий не дает конкретных указаний на этот счет. А позволяет заказчику самостоятельно решать, требовать ли от участников обеспечение заявки, и в каком размере. И большинство заказчиков требует. Информацию об этом условии надо искать в Положении о закупках конкретного заказчика, которое должно быть опубликовано в ЕИС. Размер обеспечения заявки по 223-ФЗ тоже строго не регламентирован и зависит от выбранной формы: при залоге это процент от начальной максимальной цены контракта, при банковской гарантии ограничений по сумме нет.

Обеспечение заявки по 223-ФЗ: формы

Процедура государственных закупок предусматривает 2 формы обеспечения заявки:

  • в виде денежного залога;
  • и банковской гарантии.

Обеспечение заявки по 223-ФЗ денежными средствами

Поставщику при подаче документов на участие в тендере необходимо перечислить сумму, указанную в Положении заказчика, на его расчетный счет или счет ЭТП. Обычно она составляет от 0,5% до 5% цены контракта. 223-ФЗ устанавливает ограничения только для торгов, в которых участвуют мелкие предприниматели – до 2%. В других случаях процент может быть и выше. После того как заказчик принял заявку, он присылает реквизиты для перевода обеспечения. Поставщик перечисляет сумму, и она блокируется до окончания торгов. Когда победитель определен, деньги возвращают участникам.


Мало кто из поставщиков может себе позволить просто так взять и изъять из оборота деньги на обеспечение заявки на время проведения торгов. Тем более, обычно компании принимают участие сразу в нескольких тендерах, и деньги нужны на каждый. Поэтому нужную сумму одалживают у финансовых организаций. Это возможно в форме:

  • Тендерного кредита. Выдается на срок не более 1 года. Процентная ставка обычно 15-20% годовых.
  • Тендерного займа. Он оформляется микрофинансовыми организациями, быстрей и проще: буквально в течение нескольких часов, с минимальным пакетом документов. Займы выдаются на сумму не более 1 миллиона рублей, максимум на 2 месяца. Процентная ставка обычно составляет 10-13% годовых (либо фиксированное вознаграждение).

Займ подойдет для срочного обеспечения заявки под конкретную закупку, его выдают быстрее и переплаты по нему меньше. Если же компания ведет тендерную деятельность постоянно, есть смысл заключать кредитные обязательства сразу под все торги с одним и тем же банком, улучшая свою кредитную историю.

Обеспечение заявки по 223-ФЗ банковской гарантией

Банковская гарантия – это более удобная форма при участии в закупках по 223-ФЗ, так как закон не устанавливает в этом случае строгих требований. Даже в единый реестр в ЕИС банковскую гарантию по 223-ФЗ, в отличии от 44-ФЗ, вносить нет необходимости. Нужно только чтобы она была:

  • безотзывной;
  • имела срок действия (с учетом времени рассмотрения заявок заказчиком);
  • имела четко прописанную сумму (при этом ограничений на ее размер нет).

Банк рассматривает заявки на предоставление гарантии в течение 2-4 дней. Многочисленные брокеры предлагают оформить ее быстрее, однако надо обращать внимание на наличие у них лицензии и соглашений с приличными банками. К тому же, у молодых компаний при обращении напрямую могут возникнуть сложности: банк может посчитать их ненадежными принципалами и отказать. Если же ненадежным окажется банк, гарантию может отклонить заказчик. Поэтому лучше обращаться в финансовые организации из топа Центрального Банка, хотя требование о том, чтобы банк обязательно был из перечня Минфина, как по 44-ФЗ, отсутствует.


Информацию по банковским гарантиям, за которыми обращалась та или иная организация, вы сможете найти в разделе Проверка контрагентов . К каждой записи прилагается ссылка на гарантию, связанную с ней закупку и документацию, данные о заказчике и банке-гаранте, сумма, статус, причина отказа (для соответствующих случаев) и другая важная информация.

Обеспечение заявки по 223-ФЗ: возврат

Возврат происходит по письменному обращению банка, выдавшего гарантию, в течение 5 рабочих дней (для электронных аукционов – одного дня). Обратно деньги получают все участники конкурса, в том числе те, чьи заявки отклонили. Победителю обеспечение заявки возвращают в те же сроки после подписания контракта, при условии, что он вовремя предоставил его обеспечение.


Ответы на любые вопросы о тендерной деятельности знают наши специалисты! Спросите.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Сегодня я хочу рассказать вам о таком распространенном инструменте, как обеспечение заявки. Этот инструмент используется для защиты заказчиков от недобросовестных поставщиков. Суть этого инструмента заключается в следующем. Поставщик (участник закупки), который намеревается принять участие в той или иной закупке, перечисляет на специальный счет в банке денежные средства в размере обеспечения заявки, либо предоставляет заказчику банковскую гарантию. Тем самым поставщик подтверждает всю серьезность своего намерения принять участие в закупке. Если он не выполнит данного требования, то его заявка на участие будет отклонена. Как правило, обеспечение заявки возвращается (разблокируется) участникам после проведения закупки за исключением отдельных случаев, например, при уклонении победителя от заключения контракта. Обо всех нюансах использования этого инструмента в рамках 44-ФЗ, а также в рамках 223-ФЗ мы и поговорим в этой статье. И так, давайте приступим к изучению… (Примечание: настоящая статья актуализирована 07.08.2018 г.).

1. Обеспечение заявки по 44-ФЗ

Вопросы обеспечения заявки в рамках 44-ФЗ регулируются статьями 44 и 45.

Согласно ч.1 ст. 44 44-ФЗ заказчик ОБЯЗАН установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что НМЦК превышает 5 млн. рублей , если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

А вот Постановлением Правительства РФ № 439 от 12.04.2018 г. утверждено значение НМЦК, при превышении которого заказчик ОБЯЗАН установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах, в размере 1 млн. рублей.

Таким образом в закупках до 1 млн. рублей требование к обеспечению заявок заказчиками не устанавливается.

Обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств (свои средства, ) или банковской гарантии . Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется самим участником закупок. До 1 июля 2019 года участники электронных конкурсов и аукционов могут обеспечить свои заявки только деньгами.

Более подробно о банковской гарантии по 44-ФЗ рассказано .

Согласно ч. 10 ст. 44 44-ФЗ при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на (Примечание: этот порядок заработает с 1 октября 2018 года), открытые ими в банках, перечень которых утвержден Распоряжением Правительства РФ № 1451-р от 13.07.2018 года. По состоянию на 06.08.2018 года в этот перечень вошло всего 18 банков.

Если вам необходим кредит на обеспечение заявки для участия в торгах, то можете оставить свою заявку .

При проведении запросов котировок и запросов котировок в электронном виде обеспечение заявок не требуется. При проведении запроса предложений требование к обеспечению заявки устанавливается только в том случае, если данный способ закупки используется вместо несостоявшегося повторного конкурса (п. 1 ч. 4 ст. 83 44-ФЗ ). А вот при проведении запроса предложений в электронной форме требование к обеспечению заявки устанавливается только в том случае, если данный способ закупки используется вместо несостоявшихся электронных конкурсов и аукционов (п. 2 ч. 4 ст. 83.1 44-ФЗ).

Требование об обеспечении заявки в равной мере относится ко всем участникам закупки, за исключением казенных учреждений, которые не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в закупках.

Важно: В случае, если участником закупки в составе заявки представлены документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, и до даты рассмотрения и оценки заявок денежные средства не поступили на счет, указанный заказчиком в документации о закупке, такой участник признается не предоставившим обеспечение заявки . Это правило не применяется при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме и электронного аукциона.

1.1 Виды обеспечения заявок

Ниже в табличной форме представлена информация о видах обеспечения заявок:

1.2 Размеры обеспечения заявок по 44-ФЗ

В расположенной ниже таблице представлена информация о размерах обеспечения заявок:

1.3 Калькулятор расчета размера обеспечения заявки

Для автоматического расчета размера обеспечения заявки существует online калькулятор от Национальной Ассоциации Институтов Закупок (НАИЗ). Данный калькулятор находится .

Ниже я разместил скриншот страницы с сайта НАИЗ, на которой находится данный инструмент.

Настоящий калькулятор позволяет производить расчет обеспечения заявки для участия в аукционах и конкурсах. Помимо этого, калькулятор также позволяет рассчитать и размер обеспечения исполнения контракта и сформировать по итогам расчета служебную записку для встраивания в документацию о проводимой закупке. Данный инструмент в большей степени предназначен для заказчиков, однако будет полезен и поставщикам.

1.4 Сроки возврата обеспечения заявок по 44-ФЗ

Случаи и сроки возврата обеспечения заявки при участии в конкурсах (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс) и закрытых способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) представлены в таблице ниже:

Случаи и сроки возврата обеспечения заявки при участии в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе представлены ниже.

Блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки прекращается банком в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:

  1. В ЕИС и на электронной площадке размещен протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона;
  2. Закупка отменена;
  3. Заявка участника отклонена заказчиком;
  4. Участник отозвал свою заявку до окончания срока подачи заявок;
  5. Заявка участника получена позже окончания срока подачи заявок;
  6. Участника отстранили от закупки или отказались от заключения контракта с победителем в соответствии с ч. 9 и 10 ст. 31 44-ФЗ;
  7. Заказчик получил решение контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Основанием для блокировки и разблокировки банком будет информация, полученная от оператора площадки.

Важно:

  • Банком начисляются проценты за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, в том числе в период их блокирования в целях обеспечения заявки. Размер таких процентов определяется договором специального банковского счета, заключаемым участником закупки с банком.
  • Денежные средства, которые находятся на специальном счете участника закупки, могут использоваться для целей обеспечения заявок только данного участника закупки.
  • В случае, если в течение одного квартала на одной электронной площадке в отношении вторых частей 3-х заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, поданных одним участником таких закупок, комиссией по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным документацией о таких закупках, по основаниям, установленным п. 1 и 2 ч. 4 ст. 54.7 , п. 1 ч. 6 ст. 69 44-ФЗ (за исключением случаев, если этот участник обжаловал данные решения в соответствии с 44-ФЗ и по результатам обжалования принято решение о необоснованности данных решений), банк на основании соответствующей информации, полученной от оператора электронной площадки, по истечении 30-ти дней с даты принятия последнего из данных решений перечисляет в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ денежные средства, в отношении которых осуществлено блокирование, в целях обеспечения последней заявки на специальном счете участника закупки. (Пояснение: если участник был отклонен по второй части заявки в третий раз за квартал на одной и той же электронной площадке, то банк на основании информации, полученной от оператора электронной площадки, переводит обеспечение его последней заявки в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ).

1.5 Образец письма на возврат обеспечения заявки

Хотя Федеральным законом № 44-ФЗ и установлены точные сроки возврата денежных средств или прекращения их блокирования, нередки случаи, когда заказчик или банк эти сроки нарушает. Поэтому считаю, что не будет лишним напомнить заказчику (банку) о необходимости вернуть (разблокировать) ваши деньги. Для этого вам нужно направить в адрес заказчика (банка) соответствующее письмо. Образец такого письма вы можете скачать .

1.6 Ответственность заказчика (банка) за несвоевременный возврат обеспечения заявки

В случае просрочки исполнения заказчиком или банком обязательств по своевременному возврату денежных средств или прекращению их блокирования участник закупки, в том числе признанный поставщиком (подрядчиком, исполнителем), вправе потребовать уплаты пеней.

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного в соответствии со ст. 44 44-ФЗ срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка РФ от не возвращенной в срок суммы или от суммы, блокирование которой должно быть прекращено (ч. 28 ст. 44 44-ФЗ).

1.7 Случаи невозврата обеспечения заявки по 44-ФЗ

Согласно ч.15 ст. 44 44-ФЗ возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, не осуществляется либо предъявляется требование об уплате денежных сумм по банковской гарантии или осуществляется перечисление заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, в течение 1 рабочего дня со дня включения информации об участнике закупки в в соответствии со ст. 104 44-ФЗ в следующих случаях:

  1. уклонение или отказ участника закупки заключить контракт;
  2. непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных 44-ФЗ, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта.

2. Обеспечение заявки по 223-ФЗ

Многие поставщики задаются вопросом: существуют ли требования к обеспечению заявок при участии в закупках по 223-ФЗ?

Согласно ч. 25 ст. 3.2 223-ФЗ з аказчик ВПРАВЕ предусмотреть в Положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения.

При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен Положением о закупке заказчика в соответствии с 223-ФЗ).

Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств , предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным ГК РФ, за исключением проведения закупки в соответствии со ст. 3.4 223-ФЗ (закупки в электронной форме на ЭТП среди СМСП).

Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки самостоятельно .

3. Кредит на обеспечение тендерной заявки

Как мы уже рассмотрели с вами ранее, размеры обеспечения заявки колеблются в пределах от 0,5% до 5% НМЦК. Цены контрактов бывают разные, соответственно и размеры обеспечения могут быть, как маленькими, так и достаточно большими. Поэтому организации, часто участвующие в торгах, сталкиваются с одной и той же проблемой — отсутствием свободных оборотных средств. Если в качестве обеспечения заявок использовать лишь денежные средства, то количество закупок, в которых поставщик одновременно может принять участие, будет лимитировано размером его свободных средств. Изъять деньги из оборота организации на срок от нескольких дней до нескольких месяцев для большинства участников бывает весьма затруднительным.

В такой ситуации поставщик стоит перед сложным выбором, либо изъять из оборота необходимую сумму для обеспечения, либо отказаться от участия в закупке. Но существует и альтернативный вариант – взять тендерный займ или тендерный кредит на обеспечение заявки.

Однако тендерный займ имеет ряд преимуществ перед кредитом. Если предоставление тендерного кредита осуществляется только кредитной компанией (банком), то тендерный займ может выдать любая микрофинансовая организация.

Взять тендерный кредит можно, как непосредственно в самом банке, так и обратившись за помощью к брокеру. Брокер, как правило, получает за свои услуги такой же процент, что и банк. Однако получение кредита на обеспечение тендерной заявки через брокера занимает значительно меньше времени, нежели через банк. По сути брокер является посредником между участником и банком, и берет на себя часть работы (проверка документов, оформление кредита и т.д.), за что и получает свое вознаграждение от банка.

Еще один немаловажный момент — получить кредит на обеспечение заявки у брокера можно без внесения залога. В банках же внесение залога чаще всего является обязательным условием получения тендерного кредита, а также может потребоваться и открытие расчетного счета в этом банке.

По сроку договоренностей с банком тендерные кредиты могут быть двух видов:

  1. С возобновляемой кредитной линией. Такой кредит позволяет поставщику принимать участие сразу в нескольких закупках на протяжении установленного периода. Оформляя такой кредит, сроки и величина платежей оговариваются сразу, новые платежи будут предоставлены лишь после того, как предыдущие будут погашены.
  2. Единоразовые. Этот вид тендерного кредита дает возможность поставщику принять участие только в одной закупочной процедуре, заранее обговоренной. В случае соблюдения всех установленных обязательств перед банком, получение последующих кредитов для поставщика будет происходить значительное быстрее (в течение 3-4-х дней) и на более выгодных условиях.

Решение банка о выдаче кредита занимает 1-3 дня. Ставка по тендерным кредитам варьируется в пределах 14-21% годовых. Срок кредита — до 90 дней. Пакет документов необходимых для получения кредита включает в себя финансовую отчетность за год, справку об отсутствии задолженностей, анкету-заявку и реквизиты тендера, в котором планируется участие (или ссылку на него). Перечень необходимых документов, а также остальные условия выдачи кредита в различных банках могут отличаться.

Подводя итог вышесказанному можно сказать, что кредит (займ) на обеспечение тендерной заявки является отличным инструментом, позволяющим одновременно принимать участие в нескольких тендерах без ущерба для основной деятельности поставщика.

На этом моя обзорная статья подошла к концу. Если материал был вам полезен, то ставьте лайки и делитесь им со своими друзьями и коллегами в социальных сетях. Ну а я желаю вам удачи и новых побед! До встречи в следующих выпусках.


Что такое Банковская гарантия в соответствии 223-ФЗ

С 01.01.2012 г. на территории Российской Федерации действует Федеральный закон № 223, который устанавливает правила закупок различных товаров и услуг юридическими лицами. В этом законе прописано, что каждый Заказчик самостоятельно должен определять требования, по которым он готов работать для того, чтобы осуществить закупку разного рода товаров, работ и услуг.

В условиях рассматриваемого нами Федерального Закона № 223, Заказчик может сам устанавливать перечень необходимых положений о наличии, отсутствии или оформлении банковской гарантии по Федеральному Закону № 223.

Обеспечение банковской гарантии по 223-ФЗ - это вид страхового полиса, выдаваемый Заказчику и страхующий его от недобросовестных действий со стороны Исполнителя, который защищает Заказчика с финансовой стороны, если Исполнитель полностью или частично отказывается от своих обязанностей. В таком варианте все риски перекладываются на банк, выступающий в качестве гаранта.

Разновидности банковских гарантий

Обязанности, выполняемые Исполнителем, могут быть трех видов, и под каждый из них выдается свой документ, содержащий определенные условия.

Банковские гарантии, выдаваемые для исполнения договора. Банковская гарантия по 223-ФЗ исполнение контракта предоставляется в тот момент, когда исполнитель подписывает договор. Недобросовестное исполнение своих обязательств приводит к тому, что Заказчик вправе потребовать от банка, который выдал такой документ на исполнение контракта, денежную компенсацию в размере, указанном в банковской гарантии;

Банковские гарантии, выдаваемые для обеспечения аванса Заказчика. Банковская гарантия выдается на сумму авансового платежа, который вносит Заказчик в качестве аванса после заключения договора;

Банковские гарантии, выдаваемые для обеспечения заявки. Предъявление банковской гарантии для обеспечения заявки по 223-ФЗ страхует Заказчика от случая раннего отзыва заявки Исполнителем, возможного изменения цены и других вариантов. Но стоит обратить внимание на один важный факт при предоставлении исполнения заявки. Сроком включительно до 30 июля 2019 года, банковская гарантия на обеспечение заявки по 223-ФЗ предъявляется исключительно перечислением денежного вознаграждения на расчетный счет площадки.

Перечень требований

Основные правила для оформления гарантии:

  • должна быть безотзывной;
  • иметь срок действия;
  • сумма выплачиваемая банком должна быть прописана в гарантии.
  • должна содержаться информация об обязанностях Исполнителя. Именно их ненадлежащее исполнение обеспечивается банковской гарантией;
  • срок принятия или отказа в принятии банковской гарантии для Заказчика.
  • выдается банком, который входит в список банков, установленных статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Отличия банковских гарантий по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Закупки проходят по двум федеральным законам: 44 и 223. Предоставляя банковские гарантии по этим двум законам, не лишним будет обратить внимание на некоторые существенные различия.

  • предоставление обеспечения исполнения договора является обязательным;
  • банковская гарантия в обязательном порядке должна присутствовать в едином реестре банковских гарантий;
  • сумма банковской гарантии зависит напрямую от суммы контракта и варьируется от 10 до 30%.

223-ФЗ

  • предоставление обеспечения исполнения договора не обязательно и устанавливается Заказчиком самостоятельно;
  • не обязательно присутствие в едином реестре банковских гарантий;
  • сумма, которая указывается в банковской гарантии на исполнение контракта, оформленной по Федеральному закону 223. не зависит от сторонних факторов и устанавливается Заказчиком на свое усмотрение.