Возвращение уголовного дела для производства дополнительного расследования. Проведение следственных действий после возвращения уд прокурору

Коллеги, думаю что многим памятен присноблаженный УПК РСФСР, в силу своей простоты и доступности даже умам граждан не имеющих специального юридического образования, не намотавший на свои страницы сонмы комментариев ВС РФ, КС РФ и иже с ними.

В его части 1 ст. 232 предусматривалось, что суд в распорядительном заседании возвращает дело для дополнительного расследования в случаях:

  1. неполноты произведенного дознания или предварительного следствия, которая не может быть восполнена в судебном заседании;
  2. существенного нарушения уголовно-процессуального закона при производстве дознания или предварительного следствия;
  3. наличия оснований для предъявления обвиняемому другого обвинения, связанного с ранее предъявленным, либо для изменения обвинения на более тяжкое или существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от обвинения, содержащегося в обвинительном заключении;
  4. наличия оснований для привлечения к уголовной ответственности по данному делу других лиц при невозможности выделить о них материалы дела;
  5. неправильного соединения или разъединения дела.
Кассационная и надзорная инстанции также были полномочны направить уголовное дело для дополнительного расследования (ст. 348 ч. 2, ст. 378 п. 2 УПК РСФСР 1960 г.). Кроме того, такое же право имелось у судебной инстанции, рассматривавшей уголовное дело по вновь открывшимся обстоятельствам.

В ст. 389 УПК РСФСР имелось положение, согласно которому Президиум суда или Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР, рассмотрев дело по вновь открывшимся обстоятельствам, вправе были принять решение «об отмене приговора, определения или постановления суда и передаче дела для производства нового расследования или нового судебного разбирательства».

Пожалуй самой прогрессивной новеллой, вступившего в действие с 01.07.2002 УПК РФ, стало искоренение института направления судами уголовных дел для производства дополнительного расследования - института, дающего возможность исправлять любые ошибки предварительного следствия, прокуратуры и нижестоящих судов, т.е. института, сводящего всю состязательность к абсолютному нулю.

С учетом того, что кадры в следственных органах и прокуратуре остались теми же, возникла необходимость вновь вернуться к забытому старому, так как иначе ну «совсем никак».

Щекотливости ситуации не могли не добавить решения ВС и КС РФ.

Так, согласно п. 4 постановления КС РФ от 08.12.2003 года N 18-П «По делу о проверке конституционности положений статей 125, 219, 227, 229, 236, 237, 239, 246, 254, 271, 378, 405 и 408, а также глав 35 и 39 УПК РФ в связи с запросами судов общей юрисдикции и жалобами граждан»: положения части первой не исключают по своему конституционно-правовому смыслу правомочие суда по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвратить дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в случаях существенных нарушений уголовно-процессуального закона, не устранимых в судебном производстве, если возвращение дела прокурору не связано с восполнением неполноты произведенного дознания или предварительного следствия Не будем при этом забывать, что согласно ст. ст. 6, 71 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», решения КС РФ обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, должностных лиц, а одним из видов решений КС РФ, принимаемых в ходе осуществления конституционного судопроизводства, являются постановления.

Старшему собрату не смог не поддакнуть его младший коллега, постановивший в п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 05.03.2004 № 1 «О применении судами норм УПК РФ», что: в тех случаях, когда существенное нарушение закона, допущенное в досудебной стадии и являющееся препятствием к рассмотрению уголовного дела, выявлено при судебном разбирательстве, суд, если он не может устранить такое нарушение самостоятельно, по ходатайству сторон или по своей инициативе возвращает дело прокурору для устранения указанного нарушения при условии, что оно не будет связано с восполнением неполноты произведенного дознания или предварительного следствия. Триединый союз следствия, прокуратуры и суда разработал как выход из создавшегося тупикового положения прямо-таки рейдерско-процессуальный прихват, правда выглядит он весьма неуклюже и попахивает откровенной тухлятиной.

Схема такая:

  1. Суд возвращает прокурору в порядке ст. ст. 255, 256, и п.1. , т.е. в связи с тем, что обвинительное заключение составлено с нарушением требований УПК РФ, исключающим возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения.
  2. Прокурор возвращает дело следственному органу сопроводительным письмом для «для устранения выявленных недостатков в установленный срок», не ссалаясь на какую-либо норму УПК РФ, разумеется не давая при этом письменные указания о производстве дополнительного расследованияв порядке п.15 .
  3. Руководство следствия постановлением о поручении производства предварительного расследования передает дело следствию только для дословно: «пересоставления обвинительного заключения в соответствии с требованиями ».
  4. Следователь возобновляет расследование и получает вполне законный дополнительный месячный срок в порядке п. 2 .
  5. Следователь незамедлительно составляет обвинительное заключение, которое также незамедлительно несогласовывывается начальником следственного отдела.
  6. Руководитель следственного органа незамедлительно выносит постановление о возвращении уголовного дела для производства предварительного следствия, которым передает уголовное дело подчиненному ей следователю для выполнения ряда следственных действий.
  7. Ну а дальше все происходит как раньше… короче - «как в старое доброе время».
Между тем, в схеме чересчур многовато фальши. Руководитель следственного органа, давая следователю указание о производстве именно полноценного дополнительного расследования, явно грубо нарушает положения , согласно которой вступившее в законную силу постановление суда обязательно для всех органов государственной власти, должностных лиц, и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ, тем самым выходя за пределы процессуальных полномочий, указанных во вступившем в законную силу решении суда (хотя бы в связи с тем, что 10-ти суточный срок его обжалования успевает истечь по дороге дела из суда в следствие транзитом через прокуратуру).

Такой же несвежий душок имеют противоречащие друг другу постановления руководителя следствия, согласно которым он то требует от следствия «отшлифовать» обвинительное, то провести полноценное дополнительное расследование. Разумеется, первичное решение не отменяется в порядке п. 7 , а ситуация с неправомочностью выносить решение, противоречащее ранее вынесенному решению, без отмены такового вышестоящим руководителем следственного органа, зависает в воздухе с молчаливым укором.

Обусловленная задача «завершить дополнительное следствие за месяц с учетом выполнения требований » для следователя равносильна отправке на подавление ДЗОТА с винтовкой Мосина. О чем я думаю при этом коллеги, имхо, сразу поймут.

Разумеется, следствие вынуждено «рисовать» дальнейшие продления сроков следствия, понимая при этом, что все следственные и процессуальные документы за сроком «+месяц» юридически ничтожны, в виду того, что производство предварительного следствия по уголовному делу вне установленного срока является существенным нарушением норм уголовно-процессуального закона, влечет за собою бесспорную недопустимость результатов следственных и процессуальных действий, и, соответственно, влияет на исход дела.

Вторично получая такое дело с обвинительным заключением от прокурора, незаинтересованный (ну это каким он должен быть в идеале) суд не может принять его и рассмотреть по существу, так как в соответствии с п. 2 суд по собственной инициативе должен провести предварительное слушание и возвратить уголовное дело прокурору в порядке п. 1 , как это он уже и делал ранее.

1. Судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в случаях, если:

1) обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление составлены с нарушением требований настоящего Кодекса, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения, акта или постановления;

2) копия обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления не была вручена обвиняемому, за исключением случаев, если суд признает законным и обоснованным решение прокурора, принятое им в порядке, установленном частью четвертой статьи 222 или частью третьей статьи 226 настоящего Кодекса;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) есть необходимость составления обвинительного заключения или обвинительного акта по уголовному делу, направленному в суд с постановлением о применении принудительной меры медицинского характера;

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) при ознакомлении обвиняемого с материалами уголовного дела ему не были разъяснены права, предусмотренные частью пятой статьи 217 настоящего Кодекса;

6) фактические обстоятельства, изложенные в обвинительном заключении, обвинительном акте, обвинительном постановлении, постановлении о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера, свидетельствуют о наличии оснований для квалификации действий обвиняемого, лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, как более тяжкого преступления, общественно опасного деяния либо в ходе предварительного слушания или судебного разбирательства установлены фактические обстоятельства, указывающие на наличие оснований для квалификации действий указанных лиц как более тяжкого преступления, общественно опасного деяния.

1.1. При наличии обстоятельств, указанных в статье 226.2 и части четвертой статьи 226.9 настоящего Кодекса, судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору для передачи его по подследственности и производства дознания в общем порядке.

1.2. Судья по ходатайству стороны возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий к его рассмотрению судом в случаях, если:

1) после направления уголовного дела в суд наступили новые общественно опасные последствия инкриминируемого обвиняемому деяния, являющиеся основанием для предъявления ему обвинения в совершении более тяжкого преступления;

2) ранее вынесенные по уголовному делу приговор, определение или постановление суда отменены в порядке, предусмотренном главой 49 настоящего Кодекса, а послужившие основанием для их отмены новые или вновь открывшиеся обстоятельства являются в свою очередь основанием для предъявления обвиняемому обвинения в совершении более тяжкого преступления.

1.3. При возвращении уголовного дела прокурору по основаниям, предусмотренным пунктом 6 части первой настоящей статьи, суд обязан указать обстоятельства, являющиеся основанием для квалификации действий обвиняемого, лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, как более тяжкого преступления, общественно опасного деяния. При этом суд не вправе указывать статью Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, по которой деяние подлежит новой квалификации, а также делать выводы об оценке доказательств, о виновности обвиняемого, о совершении общественно опасного деяния лицом, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера.

Кругликов А.П., профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики Волгоградского государственного университета.

Концепцией судебной реформы в Российской Федерации предусматривалось ликвидировать все рудименты обвинительной роли суда, в том числе обязанность суда возвращать уголовные дела для дополнительного расследования <1>. Принятые законодателем в данном направлении определенные меры нашли закрепление в новом УПК РФ 2001 года, отдельные авторы даже сделали вывод о том, что законодатель отказался от института дополнительного расследования <2>. В действительности же данный институт новым Кодексом, на мой взгляд, в значительной мере упрочен и может функционировать даже более эффективно, чем до его принятия. В то же время, как представляется, данный институт нуждается в существенном правовом реформировании.

<1> См.: Концепция судебной реформы в Российской Федерации / Сост. С.А. Пашин. М., 1992. С. 84 - 85.
<2> См., например: Тришева А. Дополнительное расследование: возникновение и становление // Законность. 2008. N 10. С. 43.

УПК РСФСР 1960 года (далее - УПК РСФСР) право направлять уголовные дела для дополнительного расследования предоставлял прокурору (п. 8 ст. 211) и суду (п. 2 ст. 221 и ст. 232), обеспечивая тем самым двойную проверку законности и обоснованности действий и решений следователя по делу, по которому расследование закончено. В настоящее время законодательно закреплена тройная проверка законности и обоснованности действий и решений следователя по законченному расследованием делу. Во-первых, право возвращать уголовное дело следователю со своим указаниями о производстве дополнительного расследования новый УПК РФ предоставил руководителю следственного органа (п. 11 ч. 1 ст. 39), во-вторых, такое право имеет прокурор (п. 2 ч. 1 ст. 221), в-третьих, и судья обладает правом в установленных законом случаях возвращать через прокурора следователю уголовное дело практически на дополнительное расследование - с целью устранения препятствий для рассмотрения дела судом. Особенно данное право суда стало очевидным после принятия 2 декабря 2008 г. Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", которым признана утратившей силу ч. 2 ст. 237 УПК РФ (устанавливала 5-суточный срок для устранения допущенных следователем нарушений), признана утратившей силу ч. 4 ст. 237 УПК РФ (не допускала производство следственных или иных процессуальных действий, не предусмотренных названной статьей, по уголовному делу, возвращенному следователю через прокурора), признана утратившей силу ч. 5 ст. 237 УПК РФ (признавала недопустимыми доказательства, полученные по истечении процессуальных сроков, установленных до принятия названного Закона частью второй указанной статьи) <3>.

Представляется очевидным, что внесенные 2 декабря указанным Федеральным законом изменения в УПК РФ обусловлены не чем иным, как низким качеством расследования уголовных дел, поступающих в суд. Отсюда вывод: - необходимо повысить эффективность контроля за законностью и обоснованностью действий и решений следователя со стороны руководителя следственного органа и прокурора как в процессе осуществляемого следователем предварительного следствия, так и при изучении ими дела, по которому расследование окончено. Возвращение судом уголовного дела прокурору, а это значит одновременно руководителю следственного органа и следователю, должно иметь место в редчайших случаях, когда следователь, руководитель следственного органа и прокурор приняли все возможные, по их мнению, меры для установления истины по делу, обеспечения прав и свобод граждан, вовлеченных в уголовное судопроизводство, но суд пришел к выводу, что указанных мер недостаточно. Недопустимо со стороны следователя, руководителя следственного органа и прокурора перелагать на суд свои обязанности по обеспечению качества расследования уголовных дел. Суд не является органом уголовного преследования и на него не может быть возложена функция обвинения (ч. ч. 2 и 3 ст. 15 УПК РФ).

Существующий в настоящее время институт направления уголовных дел для дополнительного расследования свое назначение в определенной мере выполняет, вместе с тем он нуждается в совершенствовании, в том числе путем внесения ряда изменений и дополнений в УПК РФ. Рассмотрим некоторые из них.

В новый УПК РФ не был включен ряд важных правовых положений, ранее содержащихся в УПК РСФСР и имеющих отношение к выявлению недостатков произведенного предварительного следствия. Так, в УПК РСФСР имелась ст. 213 под названием "Вопросы, подлежащие разрешению прокурором по делу, поступившему с обвинительным заключением". Статья содержала вопросы, правильные ответы на которые позволяли судить о качественном или некачественном проведенном предварительном следствии. Статью с аналогичным содержанием целесообразно включить и в УПК РФ, но поскольку право возвращать дело для дополнительного расследования предоставлено в настоящее время не только прокурору, но и руководителю следственного органа, то статью следует назвать "Вопросы, подлежащие разрешению руководителем следственного органа или прокурором по делу, по которому расследование окончено составлением обвинительного заключения". Прокурор получает право на разрешение указанных вопросов с момента поступления к нему дела в порядке, определенном УПК РФ. Статья, как представляется, должна иметь следующее содержание:

"Руководитель следственного органа или прокурор, изучив уголовное дело, оконченное составлением обвинительного заключения, обязан проверить:

  1. имело ли место деяние, вменяемое обвиняемому, и имеется ли в этом деянии состав преступления;
  2. нет ли в деле обстоятельств, влекущих прекращение уголовного дела;
  3. произведено ли предварительное следствие всесторонне, полно и объективно;
  4. обосновано ли предъявленное обвинение имеющимися в деле доказательствами;
  5. предъявлено ли обвинение по всем установленным предварительным следствием преступным деяниям обвиняемого;
  6. привлечены ли в качестве обвиняемых все лица, которые изобличаются в совершении преступления;
  7. правильно ли квалифицировано преступление;
  8. правильно ли избрана мера пресечения;
  9. приняты ли меры обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества;
  10. осуществлялось ли и насколько эффективно взаимодействие следователя с органами дознания;
  11. выявлены ли причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и приняты ли меры к их устранению;
  12. составлено ли обвинительное заключение в соответствии с требованиями ст. 220 настоящего Кодекса;
  13. соблюдены ли органами предварительного следствия все иные требования настоящего Кодекса".

Убежден, что включение в УПК РФ предложенной статьи и добросовестное отношение руководителя следственного органа или прокурора к разрешению содержащихся в ней вопросов станут преградой для поступления в суд некачественно, с нарушением требований уголовно-процессуального и других законов, расследованных уголовных дел.

Принимая решение о возвращении уголовного дела для дополнительного расследования, руководитель следственного органа или прокурор должны иметь в виду, что уголовно-процессуальный закон дает следователю право оценивать имеющиеся в деле доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью (ст. 17 УПК РФ). Результатом такой оценки может быть принятие решения окончить предварительное следствие составлением обвинительного заключения (ст. 215 УПК РФ).

По тем же правилам, что и следователь, оценивают доказательства руководитель следственного органа и прокурор (ст. 17 УПК РФ). Однако в результате оценки доказательств они могут прийти к выводам, не совпадающим с выводами следователя. Различие в оценке доказательств может быть обусловлено как объективными причинами - разницей в опыте расследования уголовных дел, в уровне образования, квалификации, общей культуры и др., так и субъективными - в корыстной или иной личной заинтересованности и др.

Одним из результатов несовпадения оценок имеющихся в деле доказательств может быть возвращение дела следователю для дополнительного расследования, сопровождаемое соответствующими письменными указаниями руководителя следственного органа (п. 11 ч. 1, ч. 2 ст. 39 УПК РФ) или прокурора (п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ). Решение о возвращении дела для дополнительного расследования приводит к определенному конфликту между следователем и руководителем следственного органа или между следователем и прокурором. В подобных случаях важно, чтобы конфликт не отразился на решении задач уголовного судопроизводства, которые являются одинаковыми для следователя, руководителя следственного органа и прокурора (ст. 6, ст. 21, ст. 73 и др. УПК РФ).

Конфликтологией как отдельной областью научного знания выработаны способы разрешения конфликтов: уклонение, приспособление, конфронтация, сотрудничество, компромисс. Однако разрешение конфликтов между названными участниками уголовного процесса имеет важную особенность: они должны быть урегулированы в рамках и способами, установленными уголовно-процессуальным законодательством. Следователь, в частности, имеет право в определенном законом порядке обжаловать решение руководителя следственного органа или прокурора о направлении ему дела для дополнительного расследования (ч. 3 ст. 39, ч. 4 ст. 221 УПК РФ).

Предотвращению конфликтов, возникающих при возвращении дела для дополнительного расследования, должна способствовать разработка одинаковых для руководителя следственного органа и прокурора оснований возвращения дела для дополнительного расследования и их закрепление в УПК РФ. В настоящее время в УПК РФ отсутствует статья, в которой бы содержались основания возвращения уголовного дела для дополнительного расследования. В УПК РСФСР такая статья имелась - ст. 232. Она носила название "Возвращение дела для дополнительного расследования", в ней содержались основания и порядок возвращения судом дела для дополнительного расследования. Некоторые авторы в период действия УПК РСФСР обоснованно, на наш взгляд, полагали, что и прокурор должен руководствоваться теми же основаниями для направления дела на дополнительное расследование, что и суд <4>. Думается, что и в УПК РФ должна быть статья с закрепленными в ней основаниями возвращения дела для дополнительного расследования. Сейчас УПК РФ не устанавливает оснований возвращения дела для дополнительного расследования руководителем следственного органа и прокурором. Так, в ч. 1 ст. 31 УПК РФ право руководителя следственного органа возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования названо в числе других его полномочий. Что же касается прокурора, то в ст. 221 УПК РФ закреплено его полномочие возвращать уголовное дело следователю для дополнительного следствия путем вынесения постановления об этом - без требования указать в постановлении основания, дающие право принять такое решение. Закрепление в УПК РФ названных оснований, несомненно, будет способствовать повышению качества предварительного следствия, а также предотвращению конфликтов между следователем и руководителем следственного органа, между следователем и прокурором.

<4> См., например: Каретников А.С. Производство по делу, возвращенному для дополнительного расследования. Саратов, 1981. С. 8.

С учетом изложенного и положений, ранее содержащихся в ст. 232 и других статьях УПК РСФСР, полагаю, что было бы целесообразно включить в УПК РФ статью под названием "Основания возвращения дела для дополнительного расследования" и следующим ее содержанием:

"Руководитель следственного органа или прокурор направляет дело для дополнительного расследования в случаях:

  1. односторонности или неполноты проведенного предварительного следствия. Односторонне или неполно проведенным признается предварительное следствие, которое оставило невыясненными такие обстоятельства, установление которых может иметь существенное значение при рассмотрении дела в суде и постановлении приговора;
  2. существенного нарушения следователем уголовно-процессуального закона. Существенными нарушениями уголовно-процессуального закона признаются такие нарушения требований статей настоящего Кодекса, которые путем лишения или стеснения гарантированных законом прав участников процесса помешают суду всесторонне рассмотреть дело и повлияют на постановление законного, обоснованного и справедливого приговора;
  3. наличия оснований для предъявления обвиняемому другого обвинения, связанного с ранее предъявленным, либо для изменения обвинения, в том числе из-за неправильной квалификации действий обвиняемого;
  4. наличия оснований для привлечения по данному делу в качестве обвиняемых других лиц, при невозможности выделить о них материалы дела;
  5. неправильного соединения или выделения уголовного дела.

О направлении дела для дополнительного расследования руководитель следственного органа или прокурор выносит мотивированное постановление, в котором указывается, по какому основанию дело возвращается и какие обстоятельства должны быть дополнительно выяснены".

В статье рассмотрены лишь некоторые проблемы, связанные с возвращением дела для дополнительного расследования следователю, они, а также вопросы, относящиеся к возвращению судом уголовного дела прокурору, нуждаются в дальнейшем исследовании.

23 Марта 2017, 16:08, вопрос №1582596 Наталья , г. Ростов-на-Дону

Наталья оставил отзыв о сайте - показать

Благодарю за помощь и ценные советы от Гайкалова Павла! Побольше бы таких юристов!

23 Марта 2017 20:22

389 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (11 )

    Общаться в чате

    Проведение следственных действий после возвращения УД прокурору

    30.09 суд принимает решение о возвращении УД прокурору по ст. 237 УПК РФ. В решении судьи прописано, что решение вступает в силу 10.10. Однако 05.10 УД уже находится у следователя. который сам выносит постановление о принятии дела в своему производству и в этом постановлении пишет «установить себе срок 1 месяц». И начинает проводить следственные действия. Адвокат вместе со своим подопечным знакомятся с данным постановлением и другими материалами УД лишь 20.10. Заявляют ходатайство об ознакомлении с вещественными доказательствами, но получают постановление об отказе в ознакомлении с ними.

    Добрый день, Наталья!

    Являются незаконными действия следователя о проведения следственных действий. Суд должен передать дело после вступления постановления в законную силу. Здесь и вина суда есть. После окончания дополнительных следственных действий следователь должен опять составить обвинительное заключение, подписать его и направить обратно в прокуратуру, а те в суд. Находящиеся сейчас в деле обвинительное заключение ничего не представляет. раз дело вернули.

    Благодарим за то, что посетили наш сайт: sila-pravo.ru. Надеюсь вам поможет ответ на ваш вопрос. Всего вам хорошего, успехов, удачи.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    Спасибо большое за быстрый ответ. Но я как раз и спрашиваю о законности второго обвинительного заключения, которое было составлено следователем после окончания следственных действия на доследовании. если действия следователя незаконны до вступления решения судью в законную силу, значит и постановление следователя о принятии уд к производству незаконно? А вместе с ним и новое обвинительное заключение незаконно? И на какие статьи УПК или другие законы можно опираться, чтобы доказать незаконность данного обвинительного заключения? Прокурор доказывает, что все законно, раз мы не направляли жалобу на действия следователя до вступления в силу решения судьи. Но мы и не знали, что следственные действия были начаты в эти сроки.

    • Усманов Ринат, Адвокат, г. Москва

      Общаться в чате

      У вас адвокат, есть. Остальное на связи.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 100%

      Юрист

      Общаться в чате

      Здравствуйте Елена!
      Полностью согласен с мнение коллеги. Действия следователя незаконны, так как постановление о возвращении дела не вступило в законную силу и должно было до этого момента находится в суде.

      УПК РФ, Статья 236. Виды решений, принимаемых судьей на предварительном слушании

      1. По результатам предварительного слушания судья принимает одно из следующих решений:
      2) о возвращении уголовного дела прокурору;
      7. Судебное решение, принятое по результатам предварительного слушания, может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главами 45.1 и 47.1 настоящего Кодекса, за исключением судебного решения о назначении судебного заседания в части разрешения вопросов, указанных в пунктах 1, 3 - 5 части второй статьи 231 настоящего Кодекса.

      УПК РФ, Статья 237. Возвращение уголовного дела прокурору

      1. Судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в случаях, если:

      ...................

      УПК РФ, Статья 389.2. Судебные решения, подлежащие апелляционному обжалованию

      1. В соответствии с требованиями настоящей главы решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы сторонами в апелляционном порядке.

      УПК РФ, Статья 389.3. Порядок принесения апелляционных жалобы, представления

      1. Апелляционные жалоба, представление приносятся через суд, постановивший приговор, вынесший иное обжалуемое судебное решение.
      2. Апелляционные жалоба, представление подаются:
      1) на приговор или иное решение мирового судьи - в районный суд;
      2) на приговор или иное решение районного суд а , гарнизонного военного суда - в судебную коллегию по уголовным делам верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда;

      Поэтому до вступления судебного решения о возвращении уголовного дела прокурору, оно должно было находится в суде его принявшем.

      УПК РФ, Статья 75. Недопустимые доказательства

      1. Доказательства, полученные с нарушением требований настоящего Кодекса, являются недопустимыми. Недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого из обстоятельств, предусмотренных статьей 73 настоящего Кодекса.

      2. К недопустимым доказательствам относятся:

      1) показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде;
      2) показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности;
      3) иные доказательства, полученные с нарушением требований настоящего Кодекса.

      И как следствие все дальнейшие действия как прокурору, так и следователя незаконны, как проведенные с существенным нарушением уголовно-процессуального закона, а полученные доказательства недопустимы.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 100%

      Юрист

      Общаться в чате

      Кроме того,

      УПК РФ, Статья 7. Законность при производстве по уголовному делу

      1. Суд, прокурор, следователь, орган дознания, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания и дознаватель не вправе применять федеральный закон, противоречащий настоящему Кодексу.

      2. Суд, установив в ходе производства по уголовному делу несоответствие федерального закона или иного нормативного правового акта настоящему Кодексу, принимает решение в соответствии с настоящим Кодексом.

      3. Нарушение норм настоящего Кодекса судом, прокурором, следователем, органом дознания, начальником органа дознания, начальником подразделения дознания или дознавателем в ходе уголовного судопроизводства влечет за собой признание недопустимыми полученных таким путем доказательств.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Является ли постановление о принятии следователем уд к производству недопустимым доказательством? Или это процессуальный документ? Можно ли ссылаться на ст.75, которая говорит о доказательствах? Ведь признание данного постановления незаконным должно автоматически отменить и все последующие действия?

      И может ли следователь сам себе устанавливать срок рассмотрения УД?

      Адвокат, г. Самара

      Общаться в чате

      Направление дела прокурору, а затем следователю в течение 10 дней является конечно незаконным, это влечет нарушение прав и законных интересов участников уголовного процесса: потерпевшего, подсудимого, того же прокурора, которые в этот срок вправе постановление суда обжаловать в апелляционном порядке.

      Проведение следствия в этот период влечет признание недопустимыми практически всех дополнительных следственных и процессуальных действий, в том числе нового обвинительного заключения.

      Я советую обжаловать постановление суда о возвращении дела прокурору с просьбой восстановить срок обжалования в связи с отсутствием дела в суде в 10 дневный срок. Даже интересно как поступит суд после этого

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      получен
      гонорар 100%

      Юрист

      Общаться в чате

      Является ли постановление о принятии следователем уд к производству недопустимым доказательством? Или это процессуальный документ? Можно ли ссылаться на ст.75, которая говорит о доказательствах? Ведь признание данного постановления незаконным должно автоматически отменить и все последующие действия?

      УПК РФ, Статья 74. Доказательства

      1. Доказательствами по уголовному делу являются любые сведения , на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном настоящим Кодексом, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.
      2. В качестве доказательств допускаются:
      1) показания подозреваемого, обвиняемого;
      2) показания потерпевшего, свидетеля;
      3) заключение и показания эксперта;
      3.1) заключение и показания специалиста;
      4) вещественные доказательства;
      5) протоколы следственных и судебных действий;
      6) иные документы.

      Кроме того,

      УПК РФ, Статья 86. Собирание доказательств

      1. Собирание доказательств осуществляется в ходе уголовного судопроизводства дознавателем, следователем , прокурором и судом путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных настоящим Кодексом.

      Да! Все последующие действия незаконны, а полученные доказательства недопустимы и не могут быть положены в основу обвинения на основании ст.ст.7, 74, 75, 86 УПК РФ.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 100%

      Юрист

      Общаться в чате

      И может ли следователь сам себе устанавливать срок рассмотрения УД?

      УПК РФ, Статья 162. Срок предварительного следствия

      6. При возобновлении производства по приостановленному или прекращенному уголовному делу, а также при возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия руководитель следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, вправе устанавливать срок предварительного следствия в пределах одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю вне зависимости от того, сколько раз оно до этого возобновлялось, прекращалось либо возвращалось для производства дополнительного следствия, и вне зависимости от общей продолжительности срока предварительного следствия. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой настоящей статьи.

      По общему правилу срок должен установить руководитель следственного органа. Но он может и сам расследовать уголовные дела и принять дело к производству и сам установить для себя этот срок! По УПК РФ такое возможно!

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Руководитель может сам себе установить срок предварительного следствия, но наше дело ведь было не у руководителя.

      Спасибо, ответы ваши полные, исчерпывающие, нам они большую пользу дают. Продолжаем бороться дальше. Имеем уже две отмены приговора и один возврат прокурору. И, как я понимаю, данное обвинительное заключение незаконно, а значит наши шансы для борьбы хорошие.

      получен
      гонорар 100%

      Юрист

      Общаться в чате

      Дело в том, что мы узнали о всех действиях следователя через две недели после вступления в силу решения судьи. И еще через две недели наше уд вернулось уже в суд другого состава, даже другого района. На предварительном слушании адвокат заявил ходатайство о возвращении УД на новое доследование, так как указания суда (и апелляционного, и районного) при доследовании выполнены не были, а само ОЗ было составлено с нарушениями УПК (указано нарушение сроков вступления в силу решения суда). Получили отказ и далее новый обвинительный приговор. Сейчас наше дело рассматривает уже четвертый состав суда и опять прокурор заявляет, что нарушений при доследовании не было, следователь ничего не нарушил.

      Позиция прокурора понятна, так он сам или кто-то из его коллег утвердил обвинительное заключение. Он уже заложник ситуации и деваться ему попросту некуда.

      На самом деле это существенное нарушение уголовно-процессуального закона.

      Руководитель может сам себе установить срок предварительного следствия, но наше дело ведь было не у руководителя.

      Это обстоятельство, в том числе, необходимо указывать в жалобе.

      Я думаю, что в Вашем вопросе поставит точку Верховный Суд РФ. Нужно крепится и дойти именно до последней инстанции.

      По какой статье уголовное дело? /Можете не отвечать, если не хотите озвучивать публично/.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Да это уже не тайна, я задаю вопросы по нашему делу уже 4-й год. Ст.228.1 ч.4. Вряд ли наше дело попадет в Верховный Суд РФ. Оно у нас очень не простое(так, по крайней мере, говорят все наши знакомые юристы-адвокаты, прокуроры, судьи). В ходе судебных заседаний еще 1 состава суда обнаружилась подмена 80 документов УД, а у нас сохранились все копии данных документов и в печатном виде, и на планшете, которым все фотографировалось. Далее мы провели экспертизу аудиозаписи, выводы специалиста-монтаж. Все звонки до проверочной закупки делались моему сыну, он не сделал сам ни одного звонка, значит инициативы с его стороны никакой не было. Видеозапись ничего кроме встречи не зафиксировала, отпечатков пальцев на пакете с коноплей ничьих не обнаружили. Все обвинение строится лишь на показаниях закупщика, который явился лишь на первый суд и там был пойман на обмане. Опер, руководивший проведением ОРМ отказался от своих подписей на некоторых документах, открестился и от самих документов. Психдиспансер и наркодиспансер дали суду ответы, что ни запросов не получали от следователя, ни ответов ей не давали, да и врач, якобы давший ответ, там давно не работает. Откуда в УД взялись эти ответы, как и некоторые другие документы, следователь не знает. В настоящее время следователь исчез, закупщик уехал за рубеж, заявивший (якобы) о готовящемся сбыте-умер. Понятые три раза поменяли показания. Эксперт ФСКН сделал заключение, что установить принадлежность голоса на аудио невозможно. Очень много в деле нарушений, косяков, все не перечислить. И при таком безобразии мы уже дважды получали обвинительный приговор. Забыла написать, что и сама конопля увеличилась в три раза от первоначального объема. И в пакете, который изначально эксперт навал марихуаной, лежит достаточное количество центральных стволов.

      получен
      гонорар 100%

      Юрист

      Общаться в чате

      Да это уже не тайна, я задаю вопросы по нашему делу уже 4-й год. Ст.228.1 ч.4. Вряд ли наше дело попадет в Верховный Суд РФ. Оно у нас очень не простое(так, по крайней мере, говорят все наши знакомые юристы-адвокаты, прокуроры, судьи). В ходе судебных заседаний еще 1 состава суда обнаружилась подмена 80 документов УД, а у нас сохранились все копии данных документов и в печатном виде, и на планшете, которым все фотографировалось. Далее мы провели экспертизу аудиозаписи, выводы специалиста-монтаж. Все звонки до проверочной закупки делались моему сыну, он не сделал сам ни одного звонка, значит инициативы с его стороны никакой не было. Видеозапись ничего кроме встречи не зафиксировала, отпечатков пальцев на пакете с коноплей ничьих не обнаружили. Все обвинение строится лишь на показаниях закупщика, который явился лишь на первый суд и там был пойман на обмане. Опер, руководивший проведением ОРМ отказался от своих подписей на некоторых документах, открестился и от самих документов. Психдиспансер и наркодиспансер дали суду ответы, что ни запросов не получали от следователя, ни ответов ей не давали, да и врач, якобы давший ответ, там давно не работает. Откуда в УД взялись эти ответы, как и некоторые другие документы, следователь не знает. В настоящее время следователь исчез, закупщик уехал за рубеж, заявивший (якобы) о готовящемся сбыте-умер. Понятые три раза поменяли показания. Эксперт ФСКН сделал заключение, что установить принадлежность голоса на аудио невозможно. Очень много в деле нарушений, косяков, все не перечислить. И при таком безобразии мы уже дважды получали обвинительный приговор.

      Резонный вопрос: «Куда при таких нарушениях смотрит прокурор? И зачем ему это ему вообще надо?». Легче вернуть по ст.237 УПК РФ и вовсе «похоронить».

      А откуда такая настойчивость со стороны прокуратуры?