Молодежная биржа. Проблемы трудоустройства молодежи

Молодежь является уязвимой частью населения, она нуждается в особенной поддержке государства. Связано это с тем, что молодые люди находятся переходе от юношества к социальной зрелости, когда человек только начинает заботиться о своем будущем. Именно поэтому трудовое законодательство РФ, а именно Закон РФ от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации" закрепляет также права молодых людей в области занятости и трудоустройства. Например, что касается студенчества, то "обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения" признаны занятыми гражданами РФ.

Конституция Российской Федерации провозглашает право каждого гражданина на защиту от безработицы. А Закон о занятости населения РФ определяет правовые, экономические и организационные меры государственной политики в сфере содействия занятости населения .

Одним из приоритетных направлений молодежной политики в Российской Федерации является содействие трудоустройству молодежи. Данное направление заключается в том, что разрабатываются федеральные и региональные программы помощи в трудоустройстве молодым людям.

Для поддержки трудоустройства молодежи в данных условиях рынка труда государством разрабатываются различные программы социальной адаптации. Такие программы составляются и утверждаются такими структурами как служба занятости населения, отдел по делам молодежи, биржа труда и прочие. Также в ВУЗах проводится профориентационная работа со студентами.

"Содействие трудоустройству молодых кадров рассматривается как один из важнейших ресурсов повышения конкурентоспособности российской экономики. Основываясь на анализе практики содействия трудоустройству выпускников в ряде стран СНГ и Европы, а также в отдельных субъектах РФ В.Н. Фомин выделяет восемь основных типов такого содействия:

директивное распределение;

гарантия предоставления первого рабочего места;

налоговые льготы и иная помощь работодателям;

налоговые льготы для выпускников;

профориентация в вузах, непрерывное образование;

финансирование вузов в зависимости от уровня трудоустройства их выпускников;

организация молодежных бирж труда, служб по трудоустройству в вузах и т.п.;

квотирование рабочих мест для молодежи" .

Итак, содействие трудоустройству молодежи заключатся в финансовой помощи как молодежи (выпускникам ВУЗов), так и работодателям, которые трудоустроили молодых специалистов. Государство определяет для выпускников налоговые льготы и гарантирует трудоустроенность выпускников по полученным профессиям. Данные программы защищают работодателей и право молодых специалистов на трудоустройство.

Социальная ценность труда среди молодежи снижается и следствием этого падения является социальный пессимизм. Молодые люди не верят в себя и свои силы, а также не верят в то, что в будущем смогут устроиться на интересную работу, которая будет оплачиваться в соответствии с мерой своего труда [Динамика и факторы формирования ценностных трудовых ориентаций современной молодежи ]. Также молодые люди сталкиваются с трудностью планирования своей жизни. Они, чаще всего, рассуждают о поступлении в ВУЗ или о карьере, однако будущая профессия уходит на второй план .

За последнее время разнообразился российский рынок труда и появилось множество новых профессий. Запросы тоже изменились: отдается предпочтение молодым людям до 35 лет. Молодежь 2000-х годов оптимистично видят свое профессиональное будущее. Они считают, что не важно кем можно устроиться, главное, чтобы работа была высокооплачиваема. Они всегда могут трудоустроиться дизайнером, официантом, продавцом-консультантом, менеджером, мерчендайзером и т.д. . Это, соответственно, снижает мотивацию получать профессию.

В эпоху сети Интернет менталитет молодежи меняется. Оно становится "клиповым", что говорит о неподготовленности получать информацию иными способами .

Что касается школьников, то в 2006 году в г. Москва было проведено социологическое исследование. Цель исследования: выявление профессиональных предпочтений учащихся и их социально-трудовые установки. Большее число респондентов, а именно 87,9% опрошенных, предполагают, что будут продолжать обучение после школы. 8,5% респондентов после окончания школы собираются сразу же приступить к работе и около 2% не определились [старшеклассники перед выбором].

Старшеклассники ставят на первое место уровень заработной платы, затем возможность профессионального роста, и наконец, меньшее количество голосуют за интересную и содержательную работу .

С точки зрения школьников, высшее образование позволит им в будущем работать в комфортных условиях и получать хорошую оплату труда, а физический труд ассоциируется с низкооплачиваемым видом деятельности и тем самым представляется непривлекательным .

В 2007 году также было проведено исследование учащихся общеобразовательных школ г. Саратов. В ходе исследования выяснилось, что 33% опрошенных уже имели на момент исследования опыт трудовой деятельности. На вопрос: "Что побудило вас принять решение найти работу?" большинство школьников ответили, что потребность в карманных деньгах на личные расходы. Следовательно, желание иметь денежные средства - основная причина трудоустройства молодежи во время обучения. Основная задача исследования состояла в выяснении отношения молодежи к труду .

Исследование показало, что школьники активно вовлечены в трудовую сферу, а некоторые уже имеют опыт работы в нескольких отраслях деятельности. Большая часть опрошенных трудятся в частном секторе, хотя государственные организации тоже трудоустраивают молодых людей. Благодаря работе во время учебы, учащиеся имеют некоторые представления о современном рынке труда, и ориентированы на получение профессионального образования. А трудовой опыт оценивается положительно, потому что, как считают школьники, это поможет им в будущем устроиться на желаемую профессию .

Любому выпускнику школы предстоит выбрать конкретную сферу деятельности и профессию, с которой он свяжет свою жизнь. В связи с этим выделяются следующие обстоятельства, которые влияют на этот выбор: родители, друзья, отдельные личности и их авторитет, склонность к тому или иному виду деятельности и т.д. .

Что касается студентов, то рынок труда страны формируется благодаря этой категории. В большинстве случаев, студент выбирает то направление подготовки, которое отвечает его личным требованиям, а уже оставшееся меньшинство поступает по тем специальностям, на которые попали случайно, либо которые достаточно востребованы на рынке труда.

Т.В. Ищенко акцентирует внимание на том факте, что студенчество является составной частью такой общественной группы, как молодежь: "Студенчество - особая общественная группа общества, резерв интеллигенции - объединяет в своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, образовательного уровня - представителей всех классов, социальных слоев и групп населения. Отличительными чертами студенчества как общественной группы являются: характер труда студентов, заключающийся в систематическом накоплении, усвоении, в овладении научными знаниями, и его основные социальные роли, определенные положением студенчества как резерва интеллигенции и его принадлежностью к молодому поколению - молодежи"

Таким образом, студенчество выполняет особую роль в системе общественного разделения труда, которая заключается в подготовке к выполнению функций интеллигенции, не участвуя постоянно в производстве материальных и духовных ценностей, студенчество, тем не менее, частично участвует в опосредованном производительном и непроизводительном труде в форме учебы, роль которой в обществе возрастает . Студенческая молодежь - особая категория молодежи, которая находится в том состоянии, когда уже не школьник, который получает только теоретические знания, и не выпускник ВУЗа, который уже использует полученные знания на практике. Студент получает теоретические знания о будущей профессии, анализирует и систематизирует эти знания, а затем на практике (например, производственная практика) использует теоретический опыт.

Студенты - с одной стороны, самостоятельная, обособившееся от родителей группа молодежи, но с другой стороны, как показывает действительность, некоторые продолжают жить с родителями. Если говорить о студентах, которые обособились от родителей, то большинство из них вынуждено трудоустраиваться на работу во время обучения в ВУЗе. Причины бывают разнообразными: нехватка денег (родители не помогают, материально не обеспеченные), наработка опыта работы, трудового стажа (если данная деятельность связана с будущей профессией), определение с будущим местом работы (длительное трудоустройство) и другие.

Психолог Ю.А. Самарин отметил противоречия, которые присуще студенческой молодежи: социально-психологическое противоречие, которое характеризуется тем, что период студенчества это расцвет интеллектуальных возможностей студента, однако у студента существует определенное ограничение материальных возможностей для удовлетворения своих личных потребностей; второе противоречие состоит в том, что стремление к самостоятельности в отборе знаний ограничено жесткими методами подготовки студента к будущей профессии; последнее противоречие - расширенная информация о предмете дает студенту знания, однако огромный поток информации в настоящее время приводит к тому, что студент не всегда может переработать материал, и в итоге, он получает поверхностные знания.

Что касается студентов, как особой категории молодежи, то трудовая занятость студенчества основана на том, что молодой человек, не имеющий профессионального опыта пытается самостоятельно себя обеспечить. Далеко не во всех случаях занятость студентов во время обучения в ВУЗе может помочь при трудоустройстве студентов после окончания ВУЗа по полученной специальности.

По мнению И.Г. Гуровой: "Распространенность и устойчивость вторичной занятости студентов в России находится подтверждается многочисленными социологическими исследованиями. Необходимость совмещения работы с учебой обусловлена рядом факторов:

расширение рынка труда студентов;

рост предложений в коммерческой сфере;

увеличение числа обучающихся в ВУЗах на платной основе;

нежелание молодого человека оставаться в статусе студента;

необходимость накапливать стаж;

обеспечение себя материально" .

Исходя их перечисленных факторов совмещения учебы и работы следует вывод, что основной причиной занятости студентов является их финансовое положение. Сокращение бюджетных мест в ВУЗах привело к тому, что некоторые студенты сами оплачивают свое обучение.

Студенты не всегда учитывают реальные перспективы своего трудоустройства, так как рынок труда в настоящее время достаточно изменчив. Необходимость определенной специальности сейчас, может резко измениться через два года. И данная специальность не будет приоритетна на рынке труда. Современность не может уверить студентов в том, что они будут успешно трудоустроены по полученным специальностям.

Однако, учебные заведения не призваны заниматься подготовкой студенческой молодежи к проблемам, которые могут возникнуть при устройстве на работу. Но, все-таки большинство ВУЗов занимаются профориентационной деятельностью. А также существуют профориентационные отделы, которые сотрудничают с ВУЗом.

Социологические исследования, проведенные в Москве, демонстрируют влияние изменения на рынке труда на трудовую активность дипломированных специалистов. Многие выпускники ВУЗов находят работу, однако доля занятых среди молодых специалистов сокращается. Бесспорно, что престижное образование дает выпускнику шанс попасть в поле зрения работодателя, однако, как показывает опыт, им приходится прибегать к неформальным связям при трудоустройстве. Такие связи могут устанавливаться, если выпускники работали во время учебы .

В настоящее время в условиях рыночной экономики работодатель предъявляет высокие требования, для желающих трудоустроиться на вакантную должность. Для того, чтобы успешно найти желаемую работу и трудоустроиться необходимо обладать различными качествами. Например такими как, настойчивость, конкурентоспособность, упорство, и, конечно, обладать необходимыми навыками по данной специальности. Такими качествами обладает в первую очередь человек, который, по все видимости, уже сталкивался с настоящими реалиями рынка рабочей силы, однако молодежь в этом плане, является слабо защищенной группой населения.

В большинстве случаев, работодатели хотят трудоустроить высококвалифицированных специалистов, которые на момент поиска работы уже имеют опыт работы в данной области. Новоиспеченные выпускники учебных заведений, характеризуется тем, что им не хватает профессионального опыта, стажа работы по данной специальности, что чаще всего является решающим фактором при трудоустройстве на определенную должность. Работодатель понимает, что молодые специалисты нуждаются в дополнительном практическом обучении. Именно поэтому они не желают иметь дело с молодыми специалистами. Даже наличие красного диплома - не гарантия при трудоустройстве.

Существует объективный ряд причин, которые определяют низкую конкурентоспособность молодых людей на рынке труда. Это отсутствие какого-либо опыта работы по данной специальности; в условиях нынешнего образования - это недостаточная осведомленность молодых людей в сфере трудоустройства; также молодежь имеет завышенные требования к заработной плате и условиям труда, что обусловлено незнанием реалий рынка труда и другие причины.

Перечисленные причины заставляют работодателя отказаться от услуг молодежи, так как работодатель ищет рабочую силу, которая будет отвечать интересам работодателя. И, следовательно, чтобы трудоустроиться молодому человеку необходимо отвечать запросам работодателя. Несмотря на то, что молодежь имеет ряд таких проблем по трудоустройству, она является самой работоспособной частью населения. "В целях расширения возможности трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений, приобретения трудовых навыков и адаптации на рынке труда реализуется услуга по организации временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений профессионального образования" .

Рынок трудоустройства молодежи. Проблемы трудоустройства молодых специалистов.

Необходимость анализа положения молодежи на российском рынке труда обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, что самое главное, они – будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества. Вместе с тем она во всем мире является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране. Несмотря на актуальность перечисленных проблем, им уделяется мало внимания в научных исследованиях, средствах массовой информации, правительственных документах.

В среднем в возрасте от 16 до 29 лет молодежь приобретает устойчивый профессионально – трудовой статус в общественной и социальной сфере. На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессиональной подготовки, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения развивается на ряд групп, определяющих их положение на рынке труда.

Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представляет в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся заработать деньги основным путём. Они вступают на рынок труда, пополняя ряды безработных.

Согласно утверждённой программе содействия занятости молодёжи в 1998г. было заключено 62 договора на организацию временной занятости несовершеннолетних. Создано 4177 временных дополнительных рабочих места, трудоустроены на эти места 5058 подростков, в том числе:

Нынешняя ситуация с подростковой занятостью вызывает большую тревогу. Чаше всего – это самозанятость вроде мойки автомашин и торговли газетами или работа в "теневом" секторе экономики. Легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок. "Макдональдс"

и "Русское бистро", естественно, не могут предоставить возможности заработка всем желающим. Поэтому если не решить проблему государственного контроля за занятостью этой молодежной группы, то возникнет опасность увеличения криминального потенциала общества.

Молодежь в возрасте 18-24 года – это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.

В 25-29 лет молодые люди, в основном, уже делают профессиональный выбор, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе. Важнейшими показателями ситуации на рынке труда являются динамика уровня безработицы, емкость и конъюнктура рынка труда, соотношение спроса и предложения и его структура.

Молодежь в составе обратившихся в службу занятости, %

Всего обратилось, в том числе

Молодежь 16-29 лет

Подростки 14-17 лет

Итого в возрасте 14-29 лет

Другие возрастные группы

Правда, такая статистика не отражает в полной мере ситуацию на рынке груда, и особенно в его молодежном сегменте. Молодежь реже регистрируется на бирже труда, чем люди в других возрастах. Статистика позволяет оценивать тенденции развития только официальной части открытого рынка труда и преимущественно в государственном секторе. Служба занятости охватывает лишь часть спроса на труд и предложений рабочей силы. В результате не учитывается все многообразие новых явлений в сфере занятости, связанных с особенностями российских рыночных отношений, и в частности скрытая безработица. Если принять во внимание спад производства, то ее можно считать равной 40%, около четверти которой составляет работающая молодёжь.

Для молодых людей скрытая безработица представляет не меньшую опасность, чем зарегистрированная, так как именно они рискуют в первую очередь оказаться за воротами предприятий. Кроме того, вынужденное безделье действует разлагающе на не сформировавшееся сознание. Понятно, что в подобной ситуации большинство молодых людей стремится к стабилизации своего трудового статуса, пытается различными способами избежать возможности потери заработка.

Как показывают исследования, более 50% молодёжи занятой на предприятиях государственного сектора, работает по совместительству, около 25% - подрабатывает в различных альтернативных формах занятости. Молодые люди активно занимаются предпринимательством: около 70-80% регистрируемых предприятий альтернативного сектора экономики организуется людьми 25-30- летнего возраста. Собственное дело имеют 2.5-3.5% общей численности молодёжи.

Снижение общего уровня жизни населения привело к сверхзанятости среди учащейся молодежи, вынужденной работать в свободное от учебы время, в 1998г. она достигла самой высокой отметки по сравнению с предыдущими годами. По некоторым прогнозам, в перспективе тенденция роста предложений молодежи, в том числе учащейся, на рынке труда сохранится, максимальная их величина будет, очевидно, в 1999-2000 гг.

Возрастает количество предложений рабочей силы за счет выпускников учебных заведений. Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений и, в частности профессиональных, приводит к возникновению серьезных проблем. За 1998г. было устроено на работу 60% от обратившихся в бюро. Особенную тревогу вызывает утрата молодежью ценности профессионализма. "Деньги - любым путем"" - такова формула времени для многих молодых людей. Проявляется четкая тенденция люмпенизации молодежи, что в ближайшей перспективе отразится на социальной структуре российского общества со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

Из-за падения престижа производительного труда для значительной части молодых людей стал характерен социальный пессимизм, они не верят в возможность иметь интересную, содержательную работу, оплачиваемую в соответствии с мерой своего труда на уровне мировых стандартов. Происхо­дят полярные изменения трудовой мотивации. Квалифицированные молодые кадры часто меняют специальность, что в дальнейшем может привести к дисбалансу в профессиональной структуре рабочей силы. Приоритет отдается не содержательному труду на производстве, а труду с низкой интенсивностью, направленному на получение значительной материальной выгоды любым путем. Все это, конечно, не может способствовать подъему экономики, как нашего города, так и всей страны.

Уменьшение объемов производства, рост числа убыточных предприятий, усиление платежного кризиса оказывают самое негативное влияние на спрос рабочей силы. Повсеместно увеличивается высвобождение работников.

Среди безработных, претендующих на вакантное место, каждый пятый – молодой человек в возрасте 16-29 лет. Отношение числа всех обратившихся в поисках работы в службу занятости к количеству вакансий (конкуренция) составляет почти 17 человек, каждый третий из них - молодой человек в возрасте до 29 лет. Это свидетельствуют о значительном резерве рабочей силы, т.е. потенциале безработицы, в том числе молодежной, который коррелируется с показателем напряженности на рынке безработной молодежи и его официальном уровнем.

В последнее время безработица среди молодежи все больше приобретает застойный характер. В 1998г. средняя ее продолжительность составляла 5,6 месяца. Повсеместно наблюдается сокращение емкости официального рынка труда и усиление разбалансированности между спросом и предложением рабочей силы, что приведет к дальнейшему росту общей безработицы, в том числе молодежной.

Особенности российской безработицы определяются структурно–регрессивным спадом производства при разрушении прежних рынков (экономического пространства) и механизмов функционирования хозяйства и медленном формировании новых рынков и рыночных механизмов регулирования и саморегулирования экономики. Тенденции формирования безработицы закрепляются инвестиционным кризисом.

В результате спада производства во многих отраслях увеличился удельный вес сырьевых отраслей с низкой степенью переработки сырья. Позитивным моментом можно считать устойчивый рост доли отраслей непроизводственной сферы. Возникли новые сектора экономики: банки, страховые, консалтинговые, аудиторские и инвестиционные компании. Здесь особенно быстро увеличивалась численность занятых, причем именно молодых людей.

Положительная реакция молодежи на возможности активного участия в "свободной" экономике налицо: это быстро растущий слой предпринимателей и лиц, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью, более 2/3 из них составляют люди в возрасте 25-30 лет. Однако структурные сдвиги в спросе на рабочую силу являются скорее отражением кризиса в экономике, а не структурной перестройки. И тем не менее рынок трансформирует отраслевую структуру в соответствии со своими потребностями. Стремительно растет спрос рабочей силы в отраслях непроизводственной сферы, особенно в тех, которые быстрее коммерциализировались.

Если существующие в настоящее время тенденции в воспроизводстве квалифицированных кадров не изменятся, то в ближайшей перспективе можно ожидать роста безработицы среди неквалифицированного населения, и, прежде всего, среди молодежи–выпускников общеобразовательных школ, не продолжающих дальнейшего образования, не имеющих профессии или должной квалификации. Поэтому необходима рациональная организация общеобразовательного и профессионального образования молодежи, согласованного как с развитием национальной экономики, так и с мировыми тенденциями на рынке труда.

В последнее время все большее число молодых людей считает получение полноценного образования необходимым условием достижения желаемого социального статуса и более высокого материального положения, определенной гарантией от безработицы. Профессиональное обучение становится важнейшим элементом инфраструктуры рынка труда, который поддерживает качественно сбалансированный спрос и предложение труда, во многом определяет эффективность мер по реализации молодежной политики занятости. Вот почему при сокращении подготовки квалифицированных кадров в ПТУ и средних специальных учебных заведениях прием студентов в вузы из года в год увеличивается.

Большое значение имеет развивающаяся в службе занятости система профессионального обучения незанятого населения. Она способствует профессиональной адаптации высвобождаемых работников и незанятого населения, повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Профессиональное обучение безработных осуществляется по трем каналам: переподготовка кадров, первоначальное обучение, повышение квалификации.

По мере развития рыночных отношений и конкуренции, ускорения перестройки отраслевой структуры занятости ценность общеобразовательной и социальной подготовки работника неизбежно возрастет. Это будет способствовать увеличению занятости молодежи на учебе. Мировой и отечественный опыт подтверждают устойчивую тенденцию роста продолжительности обучения молодежи и более позднего вступления в активную трудовую деятельность. Одновременно изменяются и требования нанимателей к рабочей силе. От тактики быстрой максимизации сиюминутной прибыли предприниматели переходят к долговременной стратегии получения устойчивых доходов в условиях конкуренции, поэтому в перспективе у них появится потребность в расширении найма молодой рабочей силы. В противоположном направлении будет действовать фактор роста цены рабочей силы и, в особенности, профессионально подготовленной. Поэтому уровень занятости среди молодежи будет зависеть от общей ситуации на рынке труда. Тем не менее, он будет увеличиваться, хотя, очевидно, и меньшими темпами, чем у зрелых работников.

Специфические проблемы в области предпринимательства. Перспективы развития предпринимательской деятельности.

Существуют специфические проблемы в области перехода к рынку: очень трудно переходить к рынку в стране, которая раньше в полной мере не пробовала жить в нормальной рыночной экономике. Последние 70 лет страна жила по законам тоталитарной экономики. Частная инициатива искоренялась или существовала в тисках государственной идеологии. Предполагалось, что это даст возможность существованию огромной очень централизованной государственной машине. Любая другая форма экономической деятельности, кроме работы на государственном предприятии и, отчасти, в кооперативах, преследовалась. Казавшаяся с виду эффективной и справедливой, государственная экономика работала не столь эффективно и не позволяла воздавать полностью за труд людей и их инициативу. Система распределения продукции не могла стимулировать увеличение ее производства. Нормой стала система распределения потребительских товаров по карточкам, талонам и др.

Естественно, что такая система ограничения потребительского спроса не давала в полной мере промышленности реагировать на потребительский спрос, и это делало промышленность инертной. Промышленность выпускала по большей части продукцию, которая не отвечала, в основном, ни по качеству, ни по количеству запросам потребителей.

Это происходило потому, что регулирующая роль цен не работала, а другого эффективного механизма регулирования и контроля не было. Неэффективность в использовании ресурсов, огромные государственные затраты на оборону, дотирование неприбыльных предприятий перенапрягали всю экономику. Понятно, что это проявлялось и в социальной жизни. Реальный уровень затрат был ниже, чем в странах Запада и некоторых странах Востока. Его увеличение могло привести лишь к росту денежной массы, т.к. импорт строго регулировался, а купить что-нибудь в магазинах было трудно из-за нехватки самой продукции. И в середине 1980-х гг. это привело к необходимости реформирования экономики путем внедрения рыночной экономики - с помощью хозрасчета, самоокупаемости на предприятиях и т.д. Для этого были проведены определенные политические изменения, но они не были эффективны - из-за огромной оппозиции со стороны консерваторов. Однако, следует учитывать, что при переходе к решению широкого комплекса общих проблем применительно к той или иной стране требуется тщательный учет самых разнообразных специфических условий их национальных хозяйств. К наиболее важным специфическим чертам России можно отнести следующие.

Во-первых:

    исторически сложившаяся иерархичность сознания большей части населения страны, являвшейся на протяжении многих веков империей, крестьянский менталитет значительной части ее активно занятого населения и соответствующие ему культурные традиции (правда, существенно искаженные в последние несколько десятилетий);

    особо укоренившаяся нерыночность и даже в определенном смысле антирыночность мышления;

    глубокий след в мышлении и хозяйственной практике страны оставила практика псевдопланирования. Она выражается в стремлении заформализовать все стороны социальной и даже личной жизни граждан. В безразличии к социальному расточительству, порожденному люмпенизацией населения (насильственным лишением его реальной собственности), в отсутствии заинтересованности существенной части населения в получении правдивой информации, в неспособности или нежелании критического анализа и практического использования информации.

Во-вторых, огромные масштабы страны с широкой гаммой природно-географических и климатических условий, обусловливающие, прежде всего огромную инерционность хозяйственного потенциала.

В-третьих, специфическая уникальная многонациональность, выражающаяся в том, что, по существу, страна представляет собой совокупность национальных этнокультурных регионов, скрепленных единой системой самых разнообразных связей - социальных, политических, экономических и др.

Эти три главные черты дополняются другими, по сути, вытекающими из них производными - особенностями условий переходного периода, заставляющими с большой осторожностью и тщательным расчетом подходить к проблеме восстановления естественно-национальной хозяйственной модели в России.

Среди производных специфических черт можно выделить следующие:

    укорененность плановых структур и глубокая милитаризация хозяйства, носящая экстенсивный характер, и связанная с этим гигантская диспропорциональность в наиболее важных аспектах: "потребление - накопление", "военная - гражданская сферы производства", "промежуточный - конечный продукт" и др.;

    низкие технический и технологический уровни гражданского производства, связанные с неповоротливостью и закостенелостью хозяйственной системы, высокая степень обветшания основных фондов, их физический и моральный износ (последнее связано с ресурсорасточительством и экологической безопасностью);

    доведенное до крайней степени нищеты состояние социальной сферы, выражающееся в общей нищете большей части населения при значительных разрывах в доходах на душу населения по различным группам, а также и весьма опасном экологическом состоянии среды;

    политическая нестабильность, особенно характерная для последнего времени, отсутствие практических основ для достижения социального и национального согласия, угрожающая социальной стабильности эрозия вертикальной ответственности в политической, экономической и социальной сферах жизни.

Учитывая все эти психологические, социальные и экономические особенности России, нетрудно понять, что бросать ее в стихию рынка опасно - это может вызвать катастрофу как в политическом, так и в экономическом плане. Но и затягивание введения реформ чревато не меньшими опасностями.

Что же мешает России жить в рынке? Однозначно, рыночные механизмы не действуют потому, что существует монополия государства почти во всех отраслях. Конечно же, существуют и многие другие причины, например, неотработанность ценового механизма регулирования, отсутствие организованного рынка средств производства, сырья и пр. Это не может не оказывать влияние на эффективность производства и сбыта продукции. Но проблема монополизма стоит на пути всех преобразований в российской экономике. Из этого следует, что ключевым моментом реформ и перехода к рыночной системе экономики является приватизация государственного имущества и фондов. Если это передать предпринимателям, конкурируя между собой в борьбе за покупателей и расширяя сектор экономики, рассчитанный на производство товаров потребления, будут направлять ресурсы в наиболее эффективные отрасли. В результате установится регулирующая роль цен, что будет способствовать повышению значения рынка для экономики.

Но для того, чтобы вся рыночная система функционировала, нужно сделать гораздо больше, чем просто отдать капитал в руки людей. Нужно создать определенные условия со стороны государства для помощи этим людям: льготные кредиты, эффективное налогообложение и др. Нужно обуздать инфляцию и укрепить национальную валюту, отрегулировать банковское дело как основной источник кредитов в рыночной экономике. Следует выработать эффективную внешнеторговую политику, которая не сковывала бы деятельность отечественных предпринимателей и не сдерживала бы приток капитала из-за рубежа. А чтобы ресурсы распределялись эффективно, необходимо стимулировать развитие бирж - как фондовых, так и сырьевых, и биржи труда.

Перечисленные пункты должны были быть включены в программу перехода к рыночной системе. Однако политическая нестабильность сильно повлияла на проведение экономических реформ, и их ход замедлился. Было очень рискованно вкладывать денежные средства в производство, так как была неясна их дальнейшая судьба. Но после известных событий сентября-октября 1993 г. экономические реформы и их политические предпосылки стали соответствовать духу времени и рыночным устремлениям российской экономики. Появляется большая надежда на победу рыночной экономики над тоталитарным хозяйствованием.

В процессе формирования рыночных отношений доля государственной собственности постепенно сокращается, зато развиваются различные формы индивидуальной и коллективной собственности: индивидуальные предприятия, товарищества с полной и с ограниченной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типов, кооперативы, ассоциации и др.

Различные формы собственности, функционирующие в общей системе экономических отношений, не могут быть изолированными друг от друга. Преодолевая свою специфику, они неизбежно переплетаются. На основе этого переплетения могут возникать смешанные формы собственности. Объективная основа этого переплетения - взаимное дополнение и использование тех специфических возможностей, которые заложены в каждой из конкретных форм хозяйствования. Так, в российских АО сейчас сливается собственность отдельных граждан, коллективов и государства. Создание и развитие АО является главным путем разгосударствления собственности.

Фермерские хозяйства (это индивидуальные предприятия) во многих случаях не теряют производственных и экономических связей с колхозами и совхозами, у которых они " унаследовали" землю и определенную часть средств производства.

В настоящее время в нашей стране полным ходом идет переход на

"рельсы" рыночной экономики, вырабатываются специфические для нас черты.

Тезисы.

«Проблемы трудоустройства молодежи»

Караваева Е.А.

ГБОУ СПО ВО «МПГТ»

Проблемы трудоустройства молодежи и привлечения квалифицированных специалистов для восполнения кадров и развития кадрового потенциала предприятий города и региона взаимосвязаны и относятся к числу тех проблем, которые в современных условиях непосредственно влияют на конкурентоспособность и экономическое благополучие учебных заведений и предприятий.

Эта тема очень актуальна в современном обществе, т. к. по официальным данным молодежь составляет 30% от общего числа безработных, которые зарегистрированы в центрах занятости населения. Но существует и скрытая безработица, которая не учитывает всех безработных граждан.

Молодые специалисты – это будущее России. Именно они должны быть востребованы на рынке труда. Но так ли это на самом деле?

Задача мастера – воспитать конкуретноспособного выпускника, которому будет рад работодатель. Обучая подрастающее поколение Вы задумываетесь, кому нужен нащ с Вам выпускник? Как помочь ему сделать шаг вперед? Как научить зарабатывать себе на жизнь?

Цель данной работы: исследование проблемы трудоустройства выпускников различных учебных заведений и безработных граждан в возрасте от 16 до 29 лет, а также деятельность муниципальных, государственных и частных структур в сфере повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда. Рассмотрение системы трудоустройства молодежи, которая предусматривает острое взаимодействие образовательного учреждения и работодателя и позволяет молодому специалисту быть востребованным на рынке труда.

Предложения по законодательному регулированию:

1 . Оказывать организационную и методическую помощь при создании в учреждениях профессионального образования служб содействия молодым гражданам по их трудоустройству: вводить специальные курсы для выпускников – «Как искать работу», на которых будут обсуждаться различные варианты предстоящих переговоров с нанимателями, другие вопросы, касающиеся правил поведения при поиске вакансии.

2 . Создавать социальные гарантии и льготы для молодых специалистов: компенсация оплаты коммунальных услуг, льготные проездные билеты, бесплатное обучение, льготы при оплате детских садов.

3 . Стимулировать работодателей для принятия на работу молодежи: предоставлять льготы по налогам и сборам.

4. Департаментам образования и управлениям образования учитывать происходящие изменения на рынке труда, потребность в кадрах.

5. Возмещать затраты в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложениям орга нов службы занятости.


Внедрение рыночных отношений обострило проблему социальной защищенности в сфере труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных. К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относится ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение; ориентация многих звеньев образования на воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей; усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований; отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.

Сравнительно низкую конкурентоспособность молодежи обуславливает действие ряда факторов: недостаток профессиональных знаний; необходимость предоставления молодым людям ряда дополнительных льгот, предусмотренных Трудовым кодексом; трудовая нестабильность молодежи; инфантилизм части молодежи, привыкшей получать вся, что им требуется от родителей. Дискриминация молодых людей на рынке труда – актуальная проблема для любой рыночной экономики, тем более для Российской, когда в период перехода России к рынку безработными становятся невостребованные выпускники ПТУ, ВУЗов и техникумов – молодые люди имеющие образование, но не имеющие опыта работы по специальности. В современной России достаточно сильны трудовые позиции старшего поколения, основанные на преобладании общественных интересов. Но весьма сильны и новые ценности рыночной экономики, которая включает установки на материальное благополучие и статусное позиционирование индивида.Слуцкий Е.Г. выделяет несколько типов трудовой мотивации:

1. ценностный тип (для молодого человека интересная работа является основной ценностью в трудовой деятельности);

2. смешанный тип (человек серьезно относится к работе, но наряду с этим у него есть и другие не связанные с трудоустройством интересы и потребности, как то воспитание детей);

3. инструментальный тип (работа является средством достижения жизненных целей):

· материальная мотивация;

· статусная мотивация;

· мотивация развития и самореализации (для людей творческих профессий);

4. молодые люди не склонные рассматривать трудовую жизнь как ценность. 38

5. Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представляет в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи.

Многие из них стремятся заработать деньги основным путём. Они вступают на рынок труда, пополняя ряды безработных. Нынешняя ситуация с подростковой занятостью вызывает большую тревогу. Чаше всего это самозанятость вроде мойки автомашин и торговли газетами.Молодежь в возрасте 18-24 года – это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.В 25-29 лет молодые люди, в основном, уже делают профессиональный выбор, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемойработе.Молодежь реже регистрируется на бирже труда, чем люди в других возрастах. Служба занятости охватывает лишь часть спроса на труд и предложений рабочей силы. В результате не учитывается все многообразие новых явлений в сфере занятости, связанных с особенностями российских рыночных отношений, и в частности скрытая безработица. Для молодых людей скрытая безработица представляет не меньшую опасность, чем зарегистрированная, так как именно они рискуют в первую очередь оказаться за воротами предприятий. Кроме того, вынужденное безделье действует разлагающе на не сформировавшееся сознание. Понятно, что в подобной ситуации большинство молодых людей стремится к стабилизации своего трудового статуса, пытается различными способами избежать возможности потери заработка.Из-за падения престижа производительного труда для значительной части молодых людей стал характерен социальный пессимизм, они не верят в возможность иметь интересную, содержательную работу, оплачиваемую в соответствии с мерой своего труда на уровне мировых стандартов. Происходят полярные изменения трудовой мотивации. Квалифицированные молодые кадры часто меняют специальность, что в дальнейшем может привести к дисбалансу в профессиональной структуре рабочей силы.В последнее время все большее число молодых людей считает получение полноценного образования необходимым условием достижения желаемого социального статуса и более высокого материального положения, определенной гарантией от безработицы.

Профессиональное обучение становится важнейшим элементом инфраструктуры рынка труда, который поддерживает качественно сбалансированный спрос и предложение труда, во многом определяет эффективность мер по реализации молодежной политики занятости.На современном этапе развития Российского общества нет четкой концепции занятости молодежи. Поэтому некоторые исследователи предлагают свои разработки, например, Слуцкий Е.Г. предложил следующую концепцию. Основными принципами этой концепции являются:

· целенаправленность государственного регулирования (определение задач и мер государственного воздействия на развитие занятости молодежи);

· региональная дифференциация в сфере занятости;

· разделение полномочий (распределение прав и обязанностей между федеральными и региональными органами управления);

· многовариантность (разработка системы, включающей различные подходы к решению проблемы занятости молодежи);

· саморегуляция занятости (возможность молодому человеку самостоятельно искать работу);

· адресная политика;

· оперативность воздействия на сферу занятости молодежи. 39

Молодежь находится в достаточно трудном положении при поиске работы, с одной стороны, возможно ущемление их прав по возрастному признаку, а с другой молодому человеку нужна доходная работа, которую не так просто найти. Помимо этого, у государства нет четких рычагов регулирования молодежной занятости, что еще больше усугубляет положение молодежи на рынке труда.