Юридические услуги. Юридические услуги Поправка 44

Принесла крупные изменения. В новом законе, добавился аукционный перечень, регламентирующий закупку товаров через электронный аукцион. ФЗ-44 ввел в действие Единую информационную систему. Часть изменений коснулись планирования закупок. Изменился подход к их формированию, срокам, а также добавилась возможность общественного обсуждения.

ФЗ-44 «О госзакупках» - это документ, который регулирует систему оформления и размещения государственных заказов, для торгов, с применением доступной как для покупателя, так и для поставщика, системы произведения покупок. Документ призван наладить систему приобретения товаров, муниципального и государственного значения.

Согласно Федеральному закону 44, заказчики должны формировать ежегодные графики по закупкам, при этом, размещая их в единой информационной базе, для максимальной прозрачности процесса. К реализуемым товарам на сумму более 1 миллиарда рублей, накладывается условие об обязательном общественном обсуждении. В целом, введен общественный контроль.

В исполнительной части заказов, новый закон привнес разнообразие их размещения. Заказы допускается размещать электронные, на конкурсной основе, в ходе закрытых аукционов и т. д. Контракты на заказы теперь курируются банковскими организациями. Изменен порядок их изменения и расторжения.

Согласно ФЗ-44, на иностранные закупки накладываются ограничения.

Скачать ФЗ-44

Федеральный закон 44 «О госзакупках» в последней редакции с комментариями, можно по . Также, в документе указаны примечания, связанные с изменениями закона.

Размещение заказов

Изменения в законе о размещении заказов в основном коснулись планов-графиков. Формирование планов-графиков должно производиться заранее. Они размещаются заказчиками на официальном сайте, базируясь на утвержденном Минэкономразвития и Казначействе РФ, порядке.

Внесение изменений в план-график, по закону, осуществляется только при изменении более чем на 10% от стоимости товаров, планируемых к приобретению. Для внесения изменений, необходимо указать основания.

Закупки для муниципальных нужд по 44-ФЗ

Согласно 44-ФЗ, закупки для муниципальных нужд - это процесс, совокупность действий, согласованных с Федеральным законом, направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Участником сделки может стать любое юридическое лицо, заказчиком является любой государственный орган. Основным изменением, коснувшимся закупок, стало обязательное общественное обсуждение, при сумме закупки от 1 миллиарда рублей.

Новым законом предусмотрено лишь несколько случаев, когда закупки могут происходить без общественного обсуждения:

  • при закрытом определении поставщиков;
  • в рамках оборонного госзаказа;
  • при закупках посредством электронного аукциона;
  • для закупок, которые реализуются как гуманитарная помощь.

Федеральным законом № 504-ФЗ в 44-й закон внесены значительные изменения. Основное содержание этих изменений связано с переводом закупок в электронную форму. Но помимо этих изменений участников закупочных отношений ждет много других нововведений, про основные из которых мы расскажем в этой статье.

Что нужно учесть с 1 июля 2018 года?

Федеральный закон № 504-ФЗ вступает в силу поэтапно. Ряд его положений уже действует , а также , другие вступят в силу с 01.01.2019 г. Большой блок значительных изменений вступает в силу с 01.07.2018 г.

Новое единое требование к участникам закупки

В извещении и закупочной документации, размещаемой с 01.07.2018 г., заказчикам нужно предусмотреть новое , а именно отсутствие ограничений для участия в закупках, установленных законодательством.

Появление такого требования, видимо, обусловлено ситуацией, которая возникла при введении указом президента запрета на допуск к закупкам продукции из Турции. Долгое время ни ФАС, ни Минэкономразвития России не могли сформулировать, каким образом предусматривать в закупочной документации такой запрет. Не было определенности и в правоприменительной практике. С появлением же нового требования данные запреты или иные подобные меры, по нашему мнению, вполне подпадают под указанное положение.

Изменение требований к условиям контракта

Вносятся изменения в Закона № 44-ФЗ. Вместо ставки рефинансирования, в законе прописана ключевая ставка. Таким образом, устранено противоречие между положениями и закона и постановления Правительства № 1042, в котором уже давно указана именно ключевая ставка, а не ставка рефинансирования. И хотя это противоречие не вызывало каких-то серьезных спорных ситуаций, так как ключевая ставка приравнена к ставке рефинансирования, тем не менее, данное несоответствие лучше было бы устранить, что и произошло.

Другое нововведние связано с уменьшением суммы оплаты по контракту в пользу юридического лица или предпринимателя на размер налогов или иных обязательных платежей в бюджет, если обязанность по их перечислению лежит на заказчике. До 01.07.2018 такое уменьшение возможно было только в отношении физического лица.

Возможность увеличения количества товара при заключении контракта

С 01.07.2018 года заказчики смогут осуществлять такое увеличение в пределах разницы между НМЦК и предложенной ценой контракта не только в конкурсах и аукционах, но и при проведении запросов предложений. В запросе котировок такое увеличение не возможно, так как в этой процедуре закупочная документация не составляется.


Новые правила обеспечения заявок

Согласно положениям в редакции, действующей с 01.07.2018, заказчик обязан установить требования к обеспечению заявок при проведении конкурсов и аукционов, если НМЦК превышает 5 млн. руб. При этом Правительство имеет право установить иное. Такое право Правительство реализовало в постановлении № 439, согласно которому требование к обеспечению заявок должно быть установлено в закупках с НМЦК более 1 млн. руб. Открытым остается вопрос, можно ли установить в закупках с НМЦК до 1 млн. руб.

Кроме того, по новым правилам с 01.07.2018 обеспечение заявок по выбору участника закупки можно будет представить путем внесения денежных средств либо путем предоставления банковского гарантии. Причем с 01.10.18 для внесение обеспечения заявки для участия в электронной процедуре .

Установлены также требования к размерам обеспечения заявок в зависимости от НМЦК. При этом особенности обеспечения заявок предусмотрены для закупок у организаций УИС и организаций инвалидов в случае предоставления им соответствующих преимуществ.


Новые требования к заявке на участие в аукционе

Теперь должны содержать:

  • согласие на поставку, выполнение работ, оказание услуг (такое согласие будет формироваться на ЭТП);
  • наименование страны производства товара, его конкретные показатели, товарный знак (если осуществляется закупка товара или работ/услуг для осуществления которых используется товар).

Вторая часть заявки должна содержать документы, предусмотренные подзаконными актами, принятыми в рамках 14 статьи 44-го закона. В случае отсутствия подтверждающих страну происхождения документов заявка признается содержащей предложения товара из иностранных государств.

Кроме того, с 01.07.2018 декларация о соответствии единым и дополнительным требованиям, а также декларация о принадлежности к СМП и СОНКО, будет формироваться с помощью средств ЭТП. Предоставление таких деклараций отдельными документами для участия в аукционе не потребуется.

За отсутствие паспортных данных руководителя заявку могут признать несоответствующей

С 01.07.2018 года действует новая , а также внесены изменения в ст. 69. Согласно этим изменениям в случае отсутствия сведений и документов, предусмотренных ст. 24.1 заявку могут признать несоответствующей. И хотя перечень информации и документов, которые ранее представлялись участниками аукционов изменился не сильно, есть и значительные изменения в части, касающихся предоставления участника закупки. Если их не учитывать, это может привести к признанию заявки несоответствующей.

Изменен срок рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе

С 01.07.2018 г. вступает в силу положение закона, согласно которому первые части заявок должны быть рассмотрены:

  • в течение 1 рабочего дня с даты окончания срока подачи заявок, если НМЦК не превышает 3 млн. руб.;
  • в течение 7 дней (календарных) с даты окончания срока подачи при более высокой НМЦК.

Новые требования к протоколу рассмотрения заявок

С 01.07.2018 протокол рассмотрения заявок должен будет содержать информацию о наличии предложений иностранных товаров, если в аукционе установлены условия, запреты и ограничения в соответствии с 44-го закона.


Определен минимальный размер шага аукциона

С 01.07.2018 шаг аукциона не может составлять менее 100 руб.

Скорректированы требования в отношении отчетов об этапах исполнения контрактов

Отчеты об с 01.07.2018 нужно размещать, если контракт заключен:

  • на стройку, капремонт, реконструкцию объектов капитального строительства;
  • на работы по сохранению культурных объектов;
  • с ценой более 1 млрд. рублей

О том, как размещать отчеты об исполнении контрактов с 01.07.18, .


Размещение сведений о расторжении и изменении контрактов в ЕИС

Наконец-то утратит силу ч. 26 , по которой информация о расторжении или изменении контракта должна была размещаться в ЕИС в течение 1 рабочего дня. Теперь такие сведения нужно размещать только в реестре контрактов в сроки, установленные в соответствии со ст. 103 44-го закона.

Размещение сведений в реестре контрактов

Увеличены сроки для размещения сведений . С 1 июля сведения о заключении, исполнении, расторжении, изменении контракта размещаются в течении 5 рабочих дней, а не 3-х как ранее.


Электронные процедуры

Много изменений в 44-м законе связаны с расширением электронных процедур. Помимо аукционов в скором времени электронными станут конкурсы, запросы котировок и запросы предложений. В 504-м законе установлены переходные положения по этому поводу.

С 1 июля заказчики вправе проводить электронные процедуры вместо бумажных конкурсов, запросов котировок и запросов предложений.

С 1 января 2019 году заказчики будут обязаны это делать, а от бумажных процедур придется отказаться.


Внешняя экспертиза для несостоявшихся электронных процедур

И еще одно новшество, которое многими осталось незамеченным. При заключении контракта по результатам несостоявшихся электронных процедур (с 01.07.2018 по п. 25.1, 25.2, 25.3 ч. 1 ст. 93), в том числе электронного аукциона, при приемке исполнения контракта обязательно . Приемки, проведенной силами заказчика, с 01.07.2018 в таких случаях не достаточно.

Вместе с тем, видимо, такое изменение закона было ошибочным. Минфином внесен законопроект, по которому требование внешний экспертизы для таких случаев отменяется. Этим же предлагается отмена извещений и отчетов-обоснований по закупкам у единственного поставщика.

Письмо Минфина от 25.06.18 о последних новациях в 44-й и 223-й законы

Последние разъяснения регулятора контрактной системы о внесенных в закон изменениях читайте .

Закон об упрощении закупок от 01.05.2019 г. № 71-ФЗ

С 12 мая 2019 г. вступают в силу первые изменения, вносимые Подробнее об этих изменениях читайте в статье на нашем сайте и смотрите в следующем видеообзоре.

Кофе-пауза: А вы пройдете тест на трезвость?

Свои ответы пишите в комментариях ниже. Будьте внимательны, все не так просто.

Ст. 3 раскрывает термин определение поставщика (подрядчика, исполнителя) , как совокупность действий, начиная от размещения извещения о закупке или приглашения и завершая заключениям контракта. То есть закон дает полное определение всех этапов процесса закупок и должен быть настольной книгой для всех его сторон.

Процедура закупки включает в себя по ФЗ-44:

  • Размещение планов закупок и планов-графиков
  • Подготовка, размещение закупочной документации
  • Определение поставщика (подрядчика, исполнителя)
  • Заключение контракта
  • Приемка товаров, работ, услуг
  • Размещение отчетности

Отмена определения поставщика возможна не позднее, чем за 5 дней до окончания подачи заявок для конкурса и аукциона и не позднее 2 дней для запроса котировок.

Планирование закупок по 44-ФЗ

Глава 2 состоит из 8 статей (ст. 16-23). Она регламентирует планирование, обоснование, нормирование, сведения о НМЦК (начальной максимальной цене контракта), идентификацию закупок.
Государственный заказчик по 44-ФЗ обязан планировать закупки, размещать планы закупок и планы-графики. Таким образом, вы можете до объявления закупки спланировать участие и проводить поиск тендера , ожидая его публикации заказчиком.

Планы закупок по 44-ФЗ

Планы закупок должны включать:

  1. Идентификационный код закупки
  2. Цель осуществления закупки
  3. Наименование объектов закупки
  4. Объем финансирования
  5. Сроки, периодичность
  6. Обоснование начальной максимальной цены и способа определения поставщика

Планы-графики по 44-ФЗ

Планы-графики должны включать:

  1. Идентификационный код
  2. Наименование и описание объекта закупки
  3. Указание характеристик:
    • количество товара
    • объем работы или услуги
    • сроки
    • периодичность
    • начальная цена
    • размер аванса
    • этапы оплаты
  4. Дополнительные требования к участникам и их обоснование
  5. Способ определения поставщика и его обоснование
  6. Дата начала закупки
  7. Информация об обеспечении заявки участника и обеспечение исполнения контракта

План-график (ПГ) разрабатывается на 1 год. Утверждается в течение 10 рабочих дней после получения заказчиком объема прав в денежном выражении. ПГ размещается в ЕИС в течение 3 рабочих дней. Запрещается проведение закупок, не включенных в планы-графики.

Особенности планирования закупок в рамках ГОЗ (гособоронзаказа) устанавливаются 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Осуществление закупок по 44-ФЗ

Глава 3 составляет более половины объема 44-ФЗ, состоит из 7 параграфов, включающих 73 статьи (ст. 24-96).

Это самый главный раздел для поставщиков. В нем определяются виды закупок, этапы, сроки, требования и т.д.

1 параграф – общие положения третьей главы. Состоит из 24 статей и описывает:

  • способы определения поставщиков
  • централизованные закупки
  • участие в закупках специальных субъектов
  • требования к участникам закупки по 44-ФЗ
  • оценку заявок
  • формы обеспечения заявок
  • понятия контрактной службы
  • специализированных и экспертных организаций

Способы определения поставщика по 44-ФЗ

2 параграф – определение поставщиков путем проведения конкурсов и аукционов . Охватывает 24 статьи.

Заказчики при определении поставщика используют конкурентные способы или закупки без проведения торгов по 44-ФЗ (закупка у единственного поставщика).

Конкурентные способы определения поставщика по 44-ФЗ

  1. Открытые конкурсы
  2. Закрытые конкурсы
  3. Аукционы
    • Электронный аукцион
    • Закрытый аукцион
  4. Запрос котировок
  5. Запрос предложений

Оценка заявок по 44-ФЗ

Заказчик оценивает заявки по следующим критериям

  1. Расходы на эксплуатацию
  2. Характеристики
    • Качественные
    • Функциональные
    • Экологические
  3. Квалификация
    • Финансовые ресурсы
    • Оборудование и другие материальные ресурсы
    • Опыт работы по предмету контракта
    • Деловая репутация
    • Квалификация специалистов

Заказчик обязан указать в документации перечень критериев и их значимость.

На этапе подготовки предложения можно оценить сколько баллов сможет принести каждый критерий оценки.

Критериев может быть не менее 2, обязательным из которых является цена. При этом, например, значимость расходов на эксплуатацию не может быть выше цены.

Порядок оценки заявок и критерии устанавливаются Постановлением Правительства №1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 28 ноября 2013 года, последняя редакция которого принята в 2016 году.

Указанные в нем формулы расчетов для оценки заявки понятны далеко не каждому заказчику и поставщику.

Описание объекта закупки по 44-ФЗ

Заказчик при описании в документации закупки должен руководствоваться правилами

  1. Объективный характер описания
  2. Указываются характеристики
    • Функциональные
    • Технические
    • Качественные
    • Эксплуатационные
  3. Не должны включаться требования
    • Товарных знаков, знаков обслуживания
    • Фирменных наименований
    • Патентов, полезных моделей
    • Промышленных образцов
    • Наименование места происхождения товара
    • Наименование производителя
    • Требования, ограничивающие количество участников закупки

Из данных правил есть исключения. Возможно указание на товарные знаки, если предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

При этом в описание обязательно включается слово «или эквивалент», за исключение случаем несовместимости товаров или закупки запасных частей и расходных материалов.

Заказчик при описании объекта закупки может включить

  • Спецификации
  • Планы, чертежи, эскизы
  • Фотографии
  • Результаты работы, тестирования
  • Требования по проведению испытаний и их методов
  • Требования к упаковке, маркировке, этикеткам
  • Подтверждения соответствия процессов и методов производства техническим регламентам, стандартам и условиям
  • Условные обозначения и терминологию

Все товары должны быть новыми, не бывшими употреблении, ремонте или не восстановленными, если это прямо не предусмотрено документацией.

При необходимости заказчик может установить требования

  1. К гарантийному сроку
  2. Объему предоставлению гарантий
  3. Гарантийному обслуживанию
  4. К расходам на эксплуатацию товара
  5. Обязательность осуществления монтажа и наладки
  6. К обучению лиц, использующих и обслуживающих товар

Любой участник вправе направить заказчику запрос разъяснений по 44-ФЗ. Сроки ответа на запрос о даче разъяснений положений документации составляют два дня.

Контрактная служба по 44-ФЗ

Контрактная служба нужна для планирования и осуществления заказчиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Заказчик по 44-ФЗ обязан создать контрактную службу, если объем закупок по 44-ФЗ превышает 100 миллионов рублей в год.

Если объем закупок менее 100 миллионов, заказчик вправе создать контрактную службу или назначает ответственное лицо — контрактного управляющего.

Контрактная служба действует на основании типового положения (регламента), утвержденного приказом Минэкономразвития от 29.10.2013 N 631 (в редакции от 24.10.2016).

Численность контрактной службы — не менее двух человек. Структурное подразделение создавать не обязательно, достаточно утвердить постоянный состав работников, выполняющих функции контрактной службы и назначить руководителя.

Требования к квалификации контрактного управляющего или работников контрактной службы — высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок .

Базовые функции и полномочия контрактной службы разнообразны и вытекают из 44-ФЗ. В целях их выполнения работники контрактной службы не должны разглашать информацию, вступать в переговоры с участниками закупок, могут привлечь к работе экспертные организации.

Иные полномочия контрактной службы:

  • Консультации с поставщиками, подрядчиками, исполнителями для определения конкурентной среды, наилучших технологий и решений для обеспечения госзакупок
  • Обязательное общественное обсуждение закупки товаров, работ, услуг
  • Утверждение требований к закупаемым товарам, работам, услугам
  • Участие в рассмотрении дел об обжаловании действий или бездействия заказчика в ФАС, претензионная работа
  • Разработка проектов контрактов заказчика
  • Проверка банковский гарантий поставщика, подрядчика, исполнителя
  • Организация возврата денежных средств в качестве обеспечения заявки или обеспечения контракта

Экспертная организация по 44-ФЗ

Заказчик привлекает экспертов и экспертные организации по 44-ФЗ для выполнения функций, например, по приемке товаров, работ, услуг.

Экспертиза по 44-ФЗ не может осуществляться:

  • Физическими лицами
  • Должностными лицами или работниками заказчика (действующими или являвшиеся ими за последние два года)
  • Лицами, имеющими имущественные интересы по данному контракту
  • Близкими родственниками руководителя заказчика, членов контрактной службы, закупочной комиссии
  • Должностными лицами или работниками подрядчика, поставщика, исполнителя
  • Юридические лица в которых заказчик или поставщик по контракту имеют доли от 25%
  • Физические или юридические лица, на которых могут прямо или косвенно влиять поставщик или заказчик

Контракт по 44-ФЗ

Условиям контракта, порядке его заключения, изменения и расторжение в 44-ФЗ посвящено несколько статей. Ст. 34 устанавливает общие принципы. Контракт (договор) заключается на условиях, предусмотренных извещением, приглашением, документацией, заявкой и окончательным предложением участника.

Срок заключения контракта по 44-ФЗ составляет в среднем от 10 до 20 дней с момента публикации протокола. Одновременно поставщик вносит обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ . Самый популярный способ — банковская гарантия на обеспечение исполнения контракта .

Увеличение цены контракта возможно по инициативе заказчика не более чем на 10%, если увеличивается количество поставляемого товара. Порядок заключения контракта описан отдельно для каждого вида определения поставщика.

Тендеры по 44-ФЗ

Федеральный закон 44-ФЗ о контрактной системе не использует понятие «тендер» широко применяемое среди поставщиков и в деловой среде.

Тендер является синонимом определения поставщика на конкурсной основе, которое в законодательстве именуется «закупка». 44-ФЗ поставщики иногда называют закон о торгах или федеральный закон о тендерах и аукционах.

Анализ тендеров по 44-ФЗ — необходимый шаг перед принятием решения об участии в закупке. Изучите извещение, документацию, техническое задание, проект контракта. Для участия в тендерах по 44-ФЗ потребуется внести обеспечение заявки .

Открытый конкурс по 44-ФЗ

Ст. 48-55 определяют условия проведения открытого конкурса (ст. 48), требования к документации, порядок подачи, рассмотрения заявок, заключения контракта. Участие в открытом конкурсе представляет основные сложности для поставщиков. Заказчик оценивает конкурсные заявки по множеству критериев (ст. 53).

Заявка на участие в открытом конкурсе по 44-ФЗ подается в бумажном виде в запечатанном конверте.

Заявки могут содержать тысячи страниц, весить десятки килограмм и требовать нескольких недель на подготовку. Чаще всего именно конкурс называют тендером.

Электронный аукцион по 44-ФЗ

В электронном аукционе побеждает поставщик, предложивший наименьшую цену контракта.

Торги по 44-ФЗ проходят на понижение от начальной цены на шаг аукциона.

Ст. 59-71 регламентируют проведение электронного аукциона (ст. 59), начиная от аккредитации на электронных площадках (ст. 61) до заключения контракта.

В законе не приведен перечень электронных торговых площадок , где проводятся электронные аукционы, поэтому поставщикам придется самостоятельно разбираться в нюансах аккредитации и подачи заявки на аукцион, которая состоит из 2 частей. Если участника отклонили по второй части заявки 44-ФЗ, перечитайте перечень документов (п. 5 ст. 66).

Заказчик не может произвольно решить какие товары, работы или услуги он будет закупать на аукционе, а какие нет.

Он обязан проводить закупки в форме аукциона, по перечню товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) , утверждаемому распоряжением Правительства РФ.

Запрос котировок по 44-ФЗ

Ст.72-79 описывают определение поставщика путем проведения запроса котировок (ст. 72). Устанавливается требования к проведению запроса котировок (ст. 73), порядок проведения (ст. 74), подачи, рассмотрения и оценки заявок (ст. 78).

Запрос котировок представляет собой самый доступный формат участия в госзакупках. Для подготовки котировочной заявки по 44-ФЗ не требуется ЭЦП для электронных торгов

Заявки подаются в бумажном виде в конвертах и заверяются традиционным способом с помощью подписи уполномоченного лица и печати организации.

4-7 параграфы 44-ФЗ содержат в общей сложности 14 статей. В них устанавливается определение поставщика путем проведения запроса предложений, закрытые способы определения поставщиков, закупки у единственного поставщика и особенности исполнения, изменения, расторжения и обеспечения контракта .

Запрос предложений по 44-ФЗ

Шестая и седьмая главы включают 8 статей и содержат порядок обжалования нарушений закона и особенности осуществления отдельных видов закупок, таких как энергосервисные контракты и гособоронзаказ.

Восьмая глава 44-ФЗ состоит из 3 статей и содержит заключительные положения и порядок вступления в силу определенных статей закона, которые, как уже упоминалось выше, вступают в законную силу последовательно в течение 3 лет, начиная с 1 января 2014 года, заканчивая 1 января 2017 года.

Помощь по 44-ФЗ

Если вы испытываете затруднения с применением 44-ФЗ или пока не владеете положениями данного закона, вы можете обратиться к нашим специалистам.

В следующем году вступят в силу несколько важных для участников аукционов и специалистов по торгам изменений. Редакция сайт подготовила обзор основных поправок в законодательство в сфере закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ, чтобы читатели были в курсе нововведений.

Поправки для заказчиков и поставщиков по закону № 223-ФЗ

1. У МСП появится больше заказчиков

В 2019 году вступят в силу нормы Постановления Правительства от 15 ноября 2017 г. N 1383 , предусматривающие, в том числе, расширение перечня компаний, которые обязаны по 223-ФЗ закупать товары, работы и услуги у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). В частности, обязанность соблюдать квоты по закупкам появится у госкомпаний с годовой выручкой свыше 0,5 млрд рублей и у автономных учреждений, годовой объем закупок которых превышает 250 млн рублей.

Еще одна важная поправка для бизнеса прописана в Постановлении Правительства РФ от 19.08.2016 N 819 . По ней с 10 до 15 процентов увеличивается годовой объем закупок товаров, работ, услуг у субъектов МСП. Причем речь идет и о совокупном годовом стоимостном объеме договоров, заключенных с некрупными компаниями, и о годовом объеме закупок, которые планируется осуществить по результатам торгов для малого и среднего бизнеса.

С учетом этих изменений заказчикам придется заполнять обновленную форму годового отчета о закупках товаров, работ и услуг у МСП. В нем дополнительно появятся строки для указания:

  • сведений о доле закупок у небольших компаний в совокупном годовом стоимостном объеме договоров;
  • сведения о доле закупок в совокупном годовом стоимостном объеме договоров по результатам торгов или иных способов закупки, участниками которых являются только субъекты МСП.

2. Контроль за закупками отдельных компаний ужесточат

С 1 марта 2019 года в отношении госкомпаний и их дочерних организаций, которые ежегодно закупают на сумму свыше 1 млрд рублей, начнут проводить оценку соответствия проектов планов закупки товаров, работ, услуг, проектов планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проектов изменений, вносимых в такие планы. Эти же документы будут проверять у муниципальных компаний и их дочек, если объемы их закупок превышают 50 млн рублей, а также у кредитных компаний, у которых годовой объем выручки от продажи услуг превышает 500 млн рублей.

А с 1 июня 2019 года АО «Корпорация МСП» начнет мониторить соответствие планов у дочек госкорпораций и госкомпаний, закупающих на сумму от 250 млн до 1 млрд рублей. Тем временем органы исполнительной власти субъектов РФ и (или) созданные ими организации будут проверять соответствие планов закупок у ГУПов, МУПов, иных муниципальных организаций, активы которых превышают 10 млрд рублей и которые заключают договоры о закупках в течение года на сумму свыше 50 млн рублей.

Поправки, касающиеся закупок, проводимых по закону № 44-ФЗ

3. Гарантии не всех банков подойдут для обеспечения заявок и контрактов

С 1 января будут уточнены требования к банковским учреждениям, гарантии которых разрешено использовать для обеспечения заявок на участие в закупках по закону № 44-ФЗ и для обеспечения госконтрактов. Согласно ст. 12 Федерального закона от 29.07.2017 № 267-ФЗ , правительство утверждает требования к размеру собственных средств (капитала) банка и уровню его кредитного рейтинга.

Чтобы было проще ориентироваться, перечень банков, соответствующих всем требованиям, станет публичным. Его можно будет найти на сайте Минфина.

4. В ЕИС появятся справочные данные о товарах, работах и услугах

С 1 января вступает в силу требование о дополнении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок справочной информацией. В системе будут размещать:

  • информацию о принятых технических регламентах, документах, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, которые распространяются на товары, работы и услуги;
  • коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии);
  • информацию о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
  • дату включения в каталог позиции;
  • дату (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
  • дату окончания применения позиции каталога (при необходимости);
  • дополнительную информацию, в том числе о характеристиках товаров, их производителях, торговых наименованиях, наименованиях мест происхождения товаров, о ценах за единицу количества товара, об объемах работы, услуги и (или) ценах за единицу измерения количества товара, об условиях поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Кроме того, с нового года в ЕИС не сможет попасть информация и документы (планы закупок, планы-графики закупок, извещения, протоколы, проекты контрактов) с ошибками, выявленными в ходе проверок. В 2019 году это правило будет распространяться только на сведения о закупках, осуществляемых для федеральных нужд. Еще через год требование заработает для муниципальных заказчиков (Постановление Правительства РФ от 20.03.2017 N 315).

9. Реестр контрактов дополнят новыми сведениями

На основании Постановления Правительства от 13 апреля 2017 года № 443 в реестр контрактов заказчик будут вносить информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, которые заключили договоры с основным поставщиком (исполнителем) по госконтракту. В частности, в реестре контрактов появятся данные о месте нахождения соисполнителя (субподрядчика), его ИНН, дате заключения и номере контракта (при наличии), предмете и цене договора с соисполнителем (субподрядчиком).

10. Нововведения для отдельных сфер

Коротко расскажем о новых правилах для некоторых сфер.

  • Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 определены особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, которые являются объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
  • С нового года вводится обязанность проводить исключительно электронные торги для формирования цен на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора (Постановление Правительства РФ от 03.11.2016 N 1133).
  • При поставках осветительных приборов для зданий, магистральных дорог и улиц общегородского значения доля осветительных приборов, отличных от светодиодов, устанавливается на уровне 70% от общего объема таких заказов (в натуральном выражении). Об этом сказано в

С 1 июля 2018 года вступают в силу изменения в Закон № 44-ФЗ, которые внесли Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ. Полный перечень изменений включает следующее:

1. Конкурсы, запросы котировок, запросы предложений будут проводиться в электронной форме

С 1 июля 2018 года заказчики будут вправе провести конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений в электронной форме в соответствии со статьями 54.1 - 54.7, 56.1, 57.1, 82.1 - 82.6, 83.1 Федерального закона № 44-ФЗ.

С 1 января 2019 года проведение процедур определения поставщиков в «бумажной» форме будет невозможно, за исключением случаев, предусмотренных статьями: 75, 76, 80, 82, 84, 93, 111 и 111.1 Федерального закона № 44-ФЗ.

В случае проведения процедур определения поставщиков в электронной форме контракт нужно будет заключать по новым правилам - в соответствии с § 4.1 главы 3 Федерального закона № 44-ФЗ.

Протокол разногласий можно будет разместить теперь на электронной площадке только один раз, в сроки, предусмотренные для подписания проекта контракта.

В случаях, установленных Правительством РФ, появится обязанность проводить закрытые электронные процедуры на специализированных электронных площадках.

2. По несостоявшимся процедурам срок изменения план-графика уменьшен

С 1 июля 2018 года внесение изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за один день до дня размещения в ЕИС извещения по процедурам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), объявленным после признания конкурсов, аукционов, запросов предложений и запросов котировок несостоявшимися в связи с отсутствием или отклонением всех заявок, а также в случае проведения закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

3. Новое требование: отсутствие у участника ограничений для участия в закупках

В статью 31 введено новое требование к участникам закупки: «отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации». Изменение вступает в силу с 1 июля 2018 года.

4. Уточнены требования к содержанию контракта

В статье 34 появились новые требования к содержанию контрактов. В частности, уточнено, что в контракт включаются условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

5. Обеспечение заявок только при НМЦК более 5 млн. руб.

Если Правительством не установлено иное, то заказчик обязан устанавливать требования к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах только, если НМЦК превышает 5 млн. рублей .

Размер обеспечения будет составлять от 0,5 % до 1% НМЦК, если размер НМЦК составляет от 5 млн. рублей до 20 млн. рублей. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

6. Обеспечение заявки банковской гарантией

Обеспечение заявки при участии в электронных процедурах можно будет предоставить в виде банковской гарантии с 1 июля 2019 года.

7. Денежные средства в качестве обеспечения заявки - на специальный счет

При участии в электронных процедурах определения поставщиков участники закупок будут вносить денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

8. Необходимо указывать страну происхождения в заявке на аукцион только, если заказчик установил запреты, ограничения, условия допуска

В первой части заяви на участие в электронном аукционе страну происхождения товара нужно будет указывать только в случае установления заказчиком условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Федерального закона № 44-ФЗ. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

9. Согласие и декларации в составе заявки на аукцион будут подаваться с применением программно-аппаратных средств электронной площадки

Согласие и декларации в составе заявки на участие в электронном аукционе будут подаваться с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.
Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

10. Электронная площадка будет возвращать заявку участника, если информация об участнике включена в реестр недобросовестных поставщиков

Оператор электронной площадки будет возвращать заявку участнику, если информации об участнике закупки, в т.ч. информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица включена в реестр недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей, при условии установления заказчиком требования, предусмотренного частью 1.1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

11. Срок рассмотрения первых частей заявок на аукцион не более 1 рабочего дня

Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе при НМЦК, не превышающей 3 млн. рублей, должен составлять не более одного рабочего дня . Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

12. Шаг аукциона не менее 100 рублей

13. Новые требования к заявке на участие в запросе котировок

В заявке на участие в запросе котировок должна быть декларация о соответствии участника запроса котировок требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 — 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

14. Отчет об исполнении этапа контракта размещается только в отдельных случаях

Обязанность размещать отчеты о результатах отдельных этапов исполнения контракта (ч.9 ст. 94) будет сохранена только для случаев, если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или цена контракта превышает один миллиард рублей. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

15. Увеличивается срок для размещения информации в реестре контрактов

Сроки размещения информации в реестре контрактов в статье 103 увеличиваются до 5 рабочих дней. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

16. Реестр участников закупки, аккредитация участников, квалифицированные сертификаты ключей для электронной подписи

Ведение единого реестра участников закупок в ЕИС будет осуществляться, начиная с 1 января 2019 года.

С 1 января по 31 декабря 2019 года включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в единой информационной системе.

С 1 июля 2018 года участники закупок должны применять квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей при участии в закупках в электронной форме.