Что первично суверенитет или государство. Великие державы и сверхдержавы

нем. Souver?nit?t, от франц. souverainet? - верховная власть) - верховенство гос. власти внутри страны и ее независимость в междунар. отношениях. Верховенство гос-ва означает подчинение ему всех лиц и орг-ций в пределах гос. территории. Гос. независимость выражается в неподчинении данного гос-ва к.-л. внешней власти, т. е. власти др. гос-ва. Термин "С." в гос.-правовом смысле был впервые введен во Франции в 16 в. Ж. Боденом, к-рый определяет С. как верховенство и независимость его единств. носителя - монарха. Идеологи бурж. революции (Ж. Ж. Руссо, Э. Ж. Сьейес, М. Робеспьер, Ж. П. Марат) выдвинули понятие "народный С."; в дальнейшем, когда буржуазия, завоевав власть, отбросила демократич. лозунги революц. периода, бурж. ученые заменили его понятием "С. нации", "С. гос-ва" и т. п. Принцип С. - один из основных принципов междунар. права, получивший юридич. закрепление в уставе ООН, в к-ром говорится, что ООН "...основана на принципе суверенного равенства всех ее членов" (ст. 2). Принцип С. многократно подтверждался важнейшими междунар. документами: декларации Бандунгской (1955) и Каирской (1958) конференций гос-в Азии и Африки, Декларация о предоставлении независимости колон. странам и народам, принятая Ген. Ассамблеей ООН в 1960, и др. На практике, однако, принцип С. постоянно нарушается капиталистич. гос-вами. Уже в эпоху домонополистич. капитализма бурж. наука и дипломатия признавали право на С. лишь за т. н. "цивилизованными" гос-вами и отказывали в этом праве зависимым и колон. странам. В эпоху империализма, особенно после 2-й мировой войны, мн. бурж. политики, публицисты и ученые объявляют С. устаревшим понятием и призывают к отказу от нац. государственности. С защитой подобной концепции выступают, напр., Л. Дюги (L. Duguit, Manuel de droit constitutionnel, P., 1923), X. Кельзен (H. Kelsen, Das Problem der Souver?nit?t und die Theorie des V?lkerrechts, T?bingen, 1920), Ж. Сель (G. Scelle, Manuel de droit international public, P., 1948), Ш. Руссо (Ch. Rousseau, Droit international public, P., 1953) и др. Демократич. силы, выступая против нац. эгоизма, утверждают идею нац. С., к-рая приобретает возрастающее значение и становится важным фактором прогрессивного развития общества. В СССР суверенитет принадлежит Союзу ССР, а вне пределов его компетенции каждая союзная республика осуществляет гос. власть самостоятельно. СССР охраняет суверенные права союзных республик (ст. 15 Конституции СССР). Марксистско-ленинские партии, революц. рабочий класс, прогрессивные силы всего мира считают защиту суверенных прав народов одной из своих важнейших задач. А. И. Иойрыш. Москва.

Слово «суверенитет» вошло в наш лексикон в последней трети прошлого века. Еще наши деды и прадеды, сражаясь за свободу Родины, не знали, что, по сути, отстаивают суверенитет своей страны. Мы же знакомимся с этим термином еще в школе и постоянно встречаем его в СМИ. Так что же означает данное понятие?

Под суверенитетом подразумевают независимость объекта или целого государства от внешних факторов или обстоятельств. С точки зрения политологов это понятие является определяющим при оценке правовых отношений между странами.

История возникновения понятия «суверенитет»

Ответить на вопрос о том, что такое суверенитет, невозможно, не коснувшись исторической подоплеки. Этот термин является заимствованным из французского языка. Первоначально он обозначал доминирование государственной власти и того лица или лиц, которыми оно представлено. Суверенной, или неприкасаемой, считалась территория, находящаяся во власти монарха, или суверена. Но в настоящее время это понятие значительно трансформировалось.

Впервые данное определение стало активно использоваться в политических кругах Франции более пятисот лет назад. В те времена французская буржуазия активно продвигала идею о суверенитете государства, препятствуя тем самым распространению абсолютизма и феодализма. Именно она должна была привлечь народные массы к классовой борьбе, но получила не столь значимую отдачу от простого народа, как рассчитывали представители буржуа. Поэтому Великая французская революция потерпела не менее великое фиаско.

Это явление в зависимости от государства может коренным образом отличаться в своем содержании. Важно знать, что здесь главными факторами являются тезисы правящей верхушки и общественный строй страны. Именно они диктуют интерпретацию основополагающих понятий, таких как суверенитет, свобода и права гражданина. Если мы говорим о социалистических странах, то там под суверенитетом принято подразумевать власть народа. Хотя на поверку это оказывается очень далеко от истины.

Что такое суверенитет сегодня?

На сегодняшний день общепринятым понятием является государственный суверенитет. Он дает право органам власти создавать законодательные нормы поведения граждан, следить за их исполнением и не зависеть в данном вопросе от мнения извне. Кроме того, государство обладает возможностью проводить независимую экономическую и внешнюю политику. Безусловно, существуют рычаги международного давления, которые чаще всего выражаются в виде санкций. Но ни одна страна не имеет права на силовое военизированное вторжение на суверенную территорию.

Характерной иллюстрацией соблюдения прав, дарованных суверенитетом, является внешняя политика, проводимая сейчас Российской Федерацией. Она поддерживает главную идею невмешательства во внутренние дела других государств. Но далеко не все страны мирового сообщества разделяют эту точку зрения, оправдывая вторжение своих войск на чужую территорию принципом необходимости, что является недопустимым.

Понятие «суверенитет» в современном значении берет свое начало в XIX веке. Термин неразрывно связан с такими понятиями, как «государство», «страна». Именно в XIX веке средневековое значение «суверен» распространяется на все государство, образуя понятие «независимость», параллельно выделяются нации. Подробнее о том, что такое суверенитет, понятие и виды суверенитета - далее в статье. Начнем с определения.

Определение

Перед тем как разобрать виды суверенитета государства, подробнее разберем понятие. Термин произошел от французского souverainete, что в переводе значит «верховная власть». Это один из основополагающих признаков государства, который дает право осуществлять внутреннюю и внешнюю политику государства без вмешательства иностранных агентов (правительств, общественных организаций и др.).

Суверенитет и международное право

Ошибочно полагать, что суверенитет означает абсолютное право распоряжаться внутри страны. Все демократические государства подчиняются нормам международного права. Это значит, что существуют нормативные акты, принятые за пределами определенной страны, но имеющими власть над ней.

В качестве примера возьмем наше государство. Высшей судебной инстанцией в России являются Верховный и Конституционный суд. Существует по правам человека. Он находится в Страсбурге, во Франции. В нем рассматриваются дела, основанные на Конвенции по правам человека. Это международный нормативно-правовой акт, который ратифицировало большинство независимых стран. Если в Страсбурге укажут, что какое-либо рассматриваемое судебное дело в России велось с нарушениями Конвенции, наши суды будут обязаны отменить принятые вердикты.

Это не значит, что Россия не имеет суверенитета. Наша страна добровольно подписала и ратифицировала интернациональные соглашения, позволяющие Международным судам отменять решения российских. Мы можем в любой момент в одностороннем порядке выйти из договора и игнорировать решение Страсбурга. Добровольное подчинение - это проявление внешней политики. Теперь подробнее про виды суверенитета. Далее об этом.

Виды суверенитета

Итак, каждое независимое государство обладает правом на самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Выделяют следующие виды суверенитета:

  • государственный;
  • народный;
  • национальный.

Государственный суверенитет: формирование понятия

Понятие "государственный суверенитет" сложилось в конце средних веков. Применялось для того, чтобы отделить государственную власть от церковной. На Западе церковь являлась самостоятельным институтом власти. В отличие от государства, она не имела территориальных границ и была надгосударственным формированием. С развитием централизованной власти появилась необходимость территориальной обособленности одного монарха от другого. Отсюда и пошло понятие государственного суверенитета, как противопоставление церковному.

Сущность государственного суверенитета

Государственная власть находится на вершине иерархии. Все подсистемы и социальные институты подчиняются ей. Представим ненадолго, что отменили государственный суверенитет. Наступит эпоха анархии. Не смогут существовать высшие контролирующие и регулирующие институты. Единая страна разделится на местные княжества, кланы, которые начнут постоянную войну друг с другом. Такие сферы, как образование, здравоохранение, безопасность не смогут функционировать. Без единой системы управления, стандартов, законов общество не сможет существовать в привычном нашем понимании.

Негативные последствия отсутствия государственного суверенитета

История знает множество примеров, когда не было единого центра власти. Это так называемые периоды двоевластия. Подобный случай в нашей истории был в 1917 году, от отречения Николая Второго до Великой Октябрьской социалистической революции, когда сторонники Ленина единолично взяли власть в свои руки. Эксперимент нагляден тем, что шла мировая война. Хаос в армии, неисполнение приказов, саботаж работников тыла, продовольственные кризисы - это только малая часть проблем, спровоцированных безвластием. Две разных системы власти привели в конечном итоге к кровопролитнейшей гражданской войне, которая по своим жертвам не уступала мировой.

Отсутствие суверенитета государства, неспособность власти отстаивать его негативно отражается на всем обществе. Так сложилось, но и подобный эксперимент, к сожалению, знает наша история. После распада СССР был взят курс на либерализацию и, как следствие, уничтожение государственного суверенитета внутри страны. Власть, по задумке реформаторов, должна была представлять интересы общества за пределами страны. Внутри же нее должны отсутствовать любые проявления государственности во всех сферах общества.

Это привело к катастрофическим последствиям: «невидимая рука рынка» не отрегулировала экономические отношения, наступил голод, армия потеряла боеспособность, правоохранительные органы оказались неспособны бороться с преступностью, единые стандарты образования отсутствовали. Это лишь малая доля проблем, выпавших на долю нашей страны в начале 90-х годов прошлого столетия.

Виды государственного суверенитета

Государственный суверенитет имеет два вида:

  1. Внутренний. Государство имеет исключительное право принимать законы, легально применять силу.
  2. Внешний. Государство может самостоятельно проводить внешнюю политику от имени всего общества. Международные договоры, подписанные от имени государственной власти, обязаны исполнять все граждане.

Народный суверенитет

Продолжаем говорить про виды суверенитета. Помимо государственного, политологи выделяют народный. Смысл состоит в том, что народ, т. е. постоянно проживающее внутри страны население, выступает субъектом власти. От людей зависят важнейшие

Понятие "народный суверенитет" тесно связано с понятием демократии. Народ, люди определяют судьбу и характер своего государства. Официально не прописаны виды суверенитета. Конституции РФ не упоминают об этом. Однако в Основном законе страны, в части 1 статьи 3 сказано, что носителем суверенитета и источником власти в нашей стране является многонациональный народ Российской Федерации.

Не случайно в Конституции упоминается «многонациональный народ». Это значит, что у нас нет доминирующей нации, которой принадлежит народный суверенитет. Да, русских в России большинство. Они являются образующей государство нацией. Это подчеркивают первые лица страны. Однако это не значит, что русские обладают исключительностью в осуществлении народного суверенитета.

Народ осуществляет свое право принимать решения через различные демократические инструменты:

Сложно организовывать референдумы по каждому случаю. Утопия анархиста Нестора Махно - каждый раз собирать крестьянские сходы - в условиях больших территорий и огромного населения неосуществима. Для этого в демократических странах суверенитет народа осуществляется через представителей. Наши граждане называют их «слугами народа».

К таковым относятся по Конституции РФ:

Народный суверенитет - это право жителей решать важнейшие вопросы в государстве.

Национальный суверенитет

Заканчиваем тему "Виды суверенитета" национальным. Данное понятие означает проявление в реальности полновластия нации. Каждая нация имеет право определять свою судьбу, решать различные вопросы, связанные с национально-государственными объединениями и т. д.

Национальный суверенитет проявляется в сохранении идентичности, языка, культуры. Также сюда можно отнести право нации на самоопределение, закрепленное во многих международно-правовых актах, вплоть до отделения одной национальной территории от другой.

Ярким примером проявления национального суверенитета служит отделение Косова от Сербии. Косовский край традиционно является территорией сербов. Однако на протяжении многих веков сюда заселялись этнические албанцы. Косовские албанцы стали полновластной нацией, считавшей территорию Косова своей родиной. Они воспользовались национальным суверенитетом и объявили о своей независимости.

Право нации на самоопределение было заложено и в первой Конституции СССР. На этом настоял сам Ленин, так как нашлись противники во главе со Сталиным. Национальным республикам давалось право свободного выхода из Союза. Республики в составе Российской Федерации не могут выйти из страны по Конституции, однако они также обладают национальным суверенитетом. Он проявляется в политике внутри национальных республик. Единственное ограничение - местные законы не должны противоречить федеральным.

Итак, мы разобрали, что такое государственный суверенитет. Понятие, виды его были вкратце рассмотрены. Подведем итоги.

Итоги

Независимость России, т. е. свободное право проводить внутреннюю и внешнюю политику, называется "суверенитет РФ". Виды его таковы: народный. Четкого разграничения между ними нет. Это отдельные подсистемы единого целого, которое и формирует независимость страны.

Человек во все времена являлся существом стадным - вне общества никто из нас не может существовать. Поэтому издавна люди создавали социальные формации. Первыми были общины, основанные на родстве их челнов. Дальнейшее развитие привело к появлению племен. Но с эволюцией социальных отношений подобные формации перестали справляться с функцией координирования деятельности людей, так как социум постоянно разрастался. Поэтому с течением времени племенные общины становятся государствами.

Такого рода структуры отличаются наличием власти, централизованных органов управления, правовых методов влияния на общество и т. п. Большую важность имеет внешняя характеристика стран. Если племенные общины практически не вступали во внешние отношения с другими формациями, то в современном мире государства активно взаимодействуют друг с другом. Но, чтобы страна могла быть субъектом международных отношений и признавалась бы иными подобными формациями, она должна владеть суверенитетом.

Данное явление активно исследуется с момента появления и становления демократических тенденций. Это привело к тому, что сегодня суверенитет представляет собой сложную категорию, строящуюся на собственных принципах и имеющую определенные виды.

Понятие суверенитета

Как уже указывалось ранее, государство является сложной социальной формацией. Суверенитет, в свою очередь, есть основа её непосредственного построения. Следует отметить, что это прежде всего юридическое понятие. Оно наряду с территорией, населением и властью входит в состав правового режима каждого государства в отдельности.

Суверенитет предполагает реальную независимость страны как во внутренних, так и во внешних отношениях. Следует отметить, что существует несколько тождественных понятий, которые характеризуют самостоятельность более узких социальных групп, нежели государство.

История появления термина

Принцип суверенитета или же категория суверенитета появилась в юридической науке достаточно давно. Впервые понятие было введено Жаном Боденом, политиком, жившим в XVI веке. Первоначально полная независимость государства не предполагалась суверенитетом. Категорией характеризовалась неограниченная власть сюзерена в противовес его вассалам.

То есть суверенитет - это верховная власть монарха. Такая трактовка появилась из-за специфики регулирования межгосударственных отношений в те времена. Ведь практически вся деятельность координировалась нормами согласно которым, верховным правителем признавался исключительно Папа Римский.

Признаки суверенитета

Любое юридическое явление характеризуется определенными особенностями. Именно благодаря им, можно выделить конкретную категорию как абсолютно самостоятельную. Как уже говорилось ранее, суверенитет предполагает существование независимости внешней и внутренней направленности. На основе этого можно выделить ряд ключевых признаков двух видов:

  1. Внутренними признаками суверенитета признаются: верховенство власти и её самостоятельность. Первый аспект свидетельствует о безоговорочной распространенности власти абсолютно на всех лиц, пребывающих на территории государства. Верховенство в данном случае обеспечивается, во-первых, законами, а во-вторых, существованием механизма принуждения. Что касается самостоятельности то этот аспект характеризуется независимостью от влияния иных видов властей.
  2. Существуют также внешние признаки суверенитета. Основным является независимость власти от иностранного влияния. Иными словами, какие-либо государства не должны координировать деятельность страны и диктовать собственные условия. В дополнение к этому существует признак законодательной монополии. Он подразумевает собой невозможность издания нормативных актов на территории определенной страны органами власти иностранного государства.

Таким образом, суверенитет предполагает полную свободу страны от любого рода влияния. Поэтому данную категорию можно охарактеризовать как сложное юридическое явление.

Суверенитет в международных отношениях

Большое значение представленная в статье категория играет в процессе взаимосвязи между странами. Она является одним из ключевых Он закреплен в большинстве современных актов, например в уставе ООН.

Суть суверенитета состоит в том, что в международные отношения могут вступать исключительно независимые государства. То есть цельные, политико-социальные «организмы», в которых превалирует законность, легитимность и независимость власти. Иными словами, независимые государства - это ключевые «игроки» международной арены.

Виды суверенитета

Представленное юридическое явление имеет несколько видовых ответвлений. Как уже указывалось ранее, классификация производится на основе размера конкретной социальной формации, которой приписывают суверенитет. В соответствии с этим, можно выделить три основных вида независимости, которые выделяются в конституционном праве многих стран, в том числе в Российской Федерации, например:

  • государственный суверенитет;
  • народный;
  • национальный.

Первый вид характеризует независимые государства, о чем уже было сказано. В свою очередь, суверенитет народа и национальности, или же этноса, характеризуется некоторыми специфическими аспектами.

Независимость населения

Народный суверенитет предполагает народовластие. В данном случае нет ничего общего с самостоятельностью государственной структуры. Потому что народный суверенитет обуславливает свободу социума в процессе реализации и создания власти. Данная категория характеризуется двумя основными признаками, а именно:

  • народу принадлежит вся без исключения власть в государстве, которую он реализует через представительные органы;
  • народ имеет право реализовать власть непосредственно.

Эта категория отыгрывает значимую роль в процессе построения государства. Ведь суверенитет является основой демократии в её классическом виде. Подобное положение дел, при котором социум является главным источником деятельности страны, на сегодняшний день существует в большинстве стран. К примеру, суверенитет РФ строится, прежде всего, на верховной власти народа, который реализует её через центральные органы.

Национальная независимость

Существует такой вид, как национальный суверенитет. В большинстве случаев он отождествляется с народным, однако данные категории являются абсолютно противоположными.

Национальный суверенитет исходит из международно-правового принципа самоопределения нации. То есть любая, без исключения, этническая группа может определить собственную форму государственного правления, устройство общества, экономическую систему и т. п. Эта возможность присуща любой нации.

Суверенитет данного типа обусловлен в большей части не правом, а историческим развитием человечества. То есть в какой-то момент та или иная нация осознает свои жизненные интересы и создает квалифицированную социально-политическую структуру. В теории конституционного права считается, что суверенитет национальности дополняет государственный.

Суверенитет России

Российская Федерация на сегодняшний день является независимым и демократическим государством. Её суверенитет основывается на верховенстве власти народа и определенных юридических документах. В данном случае нужно отметить, что в России существует один ключевой документ, который регламентирует политические и правовые основы страны, в том числе суверенитет. Конституция является подобным юридическим актом.

Именно в ней содержатся положения, которые официально закрепляют независимость государства во внутренних и внешних отношениях. Большое значение также имеет декларация о суверенитете. Этим актом в свое время был закреплен выход РСФСР из Советского Союза и создание нового государства - Российской Федерации.

Возможность вмешательства

Согласно современным международным правовым тенденциям, суверенитет предполагает обязанность государства защищать свое население от любых угроз. В случае отсутствия возможности реализации этой обязанности, она будет возложена на международное сообщество. То есть в данном случае существует прямая возможность внешнего вмешательства, нарушения суверенитета государства.

Таким образом, существование любого государства обусловлено его свободой во внешних и внутренних отношениях. Это возможно только при наличии суверенитета - комплексного правого явления, изучение которого не останавливается по сей день.

Введение

Вопросу о правовом и политическом значении государственного суверенитета в отечественной юридической литературе, как представляется, в последние годы не уделяется достаточного внимания. Более того, вслед за некоторыми западными юристами и политологами участились утверждения, что суверенитет является понятием абстрактным и может быть неполным. Между тем представляется бесспорным, что значение суверенитета как правового и вместе с тем политического института в международных отношениях, а в ряде стран и их внутренних отношениях, безусловно, не только велико, но и постоянно возрастает.

Суверенитет в наши дни не только означает верховенство государственной власти и ее самостоятельность на территории своей страны и при решении вопросов международных отношений, но и в результате его признания большинством международного сообщества является гарантией целостности и независимости государства.

Тем не менее, в области федеративного строительства в настоящее время сохраняется еще немало нерешенных проблем, большинство которых связаны с необходимостью дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей отношения центральных органов власти и субъектов Федерации. В основе подлинного цивилизованного общества лежит личность во всех ее проявлениях, поскольку человек всегда выступает одновременно субъектом и объектом общественных отношений. От его деятельности зависит "качество" общества, и в то же время общество предопределяет "качество" самого человека, так как без человека невозможно существование общественного взаимодействия, тех или иных общественных институтов.

Актуальность выбранной мною темы заключается в том, чтобы конкретизировать важнейшие правовые понятия с учетом новых социально-политических реалий, уточнить роль суверенитета государства в признании либо умалении прав человека. При этом необходимо иметь в виду, что юридические конструкции "советского федерализма" оказались непригодными в новых исторических условиях, что, однако, вовсе не означает полного отрицания научного наследия советской юридической школы и ее виднейших представителей.

Вопросы теории суверенитета были впервые подняты в трудах выдающихся мыслителей Средневековья и Нового времени. К этому периоду относятся работы Ж. Бодена, Э. Ваттеля, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо.

Целью работы является изучение влияния государственного суверенитета на права человека и гражданина.

Задачами являются:

1. Анализ действующего законодательства, содержащего основные положения относительно государственного суверенитета.

2. Изучение особенностей правового статуса человека и гражданина в системе государственного суверенитета РФ.

Понятие государственного суверенитета и его юридическое значение

В юридической и политологической литературе государственный суверенитет трактуется как верховенство государственной власти на своей территории и ее независимость в международной сфере.

Суверенитет (от фр. souverainete - независимость) означает независимость одного субъекта правовых отношений от всех остальных. Различают суверенитет нации, государства и народа. Суверенитет нации (нация в данном случае выступает как социальная категория) возникает на стадии формирования самостоятельного государства и, как правило, не получает конституционного закрепления. Народ - категория политико-правовая и означает совокупность всего населения страны, состоящего преимущественно из граждан данного государства. Суверенитет народа производен от суверенитета нации и означает верховенство политической воли народа над государством, его органами, отдельными гражданами. В современном демократическом правовом государстве суверенитет народа выражается в правовых формах, в виде решений, имеющих высшую юридическую силу.

До принятия настоящей Конституции в России господствовала конституционная формула "Полновластие советского народа", являвшаяся юридической фикцией, поскольку в любом, даже самом демократическом государстве народу не может и не должна принадлежать вся политическая власть. Во-первых, поскольку народу, живущему в стабильном цивилизованном государстве, обеспечивающем важнейшие его жизненные потребности в занятости, социальном благополучии и правовой защищенности, власть как таковая не нужна. Народ захватывает ее в случае невыполнения государством указанных функций в условиях социально-политического кризиса, результатом которого может стать социальная революция, нарушающая привычный порядок правового регулирования. Во-вторых, осуществление государственной власти требует высокопрофессиональных знаний, опыта, определенных личных качеств, которыми в совокупности обладает далеко не каждый человек. Не следует также забывать, что осуществление публичной власти предполагает и высокую меру ответственности, нести которую готов далеко не каждый человек.

На базе Декларации "О государственном суверенитете РСФСР", принятой 12 июня 1990 года первым съездом народных депутатов РСФСР, субъектом государственного суверенитета признается Россия. По Конституции РФ 1993 года, "Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее местность. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей местности Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность ее территории" (ст.4 Конституции РФ). Государственный суверенитет России формируется по воле одного многонационального народа, а также по воле субъектов Российской Федерации, самоопределившихся в Российскую Федерацию народов (ст.5, Ч.3 Конституции РФ). Конституционная черта суверенитета, закрепляя территориальное верховенство Российской Федерации, обязывает федеральные органы государственной власти пресечь всякую попытку посягательства на единство и верховенство страны, защищать его целостность. Данная формула подтверждается решением Конституционного Суда российской Федерации от 31 июля 1995 года. "По проверке конституционности указов Президента № 2137 "О восстановлении конституционной законности и правопорядка на местности Чеченской Республики" и № 2166 "О мерах пресечения действий незаконных вооруженных формирований в Чеченской республике и в зоне осетино-ингушского конфликта" и постановления правительства РФ №1360 от 9 декабря 1994 года// Вестник Конституционного Суда РФ. 1995. №6. непосредственно в защиту государственного суверенитета России, государственного самосохранения чеченского народа, прав и свобод людей России и Чечни осуществляются антитеррористические мероприятия на Северном Кавказе, и ни одно правительство не вправе указывать суверенному государству, как оно должно реализовывать внутренний суверенитет. Государственный суверенитет Российской Федерации - категория сложная и не сводится лишь к компетенции властных структур страны, т.Е. Сумма суверенных прав не является полным выражением сущности суверенитета. Но комплекс возможностей властных органов имеет большущее значение в теории суверенитета: он представляет собой базу реализации государственного суверенитета. Ниже перечислены суверенные права как неприкосновенная сфера ведения суверенной политической единицы, тот минимум без которого не представляется вероятным воплощение государственного суверенитета: право самостоятельного воплощения учредительной власти; право формирования и конституционного закрепления системы высших и местных органов государственной власти; право самостоятельного воплощения всех форм государственной деятельности (законодательной, исполнительно-распорядительной, судебной, контрольно-надзорной и др.); Право территориального верховенства; право установления гражданства и определения правового статуса людей; право воплощения централизованного управления хозяйственной, и социально-культурной деятельностью.

В Конституции закреплено положение, из которого вытекает, что единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является народ. Это важнейшая основа конституционного строя, реализующаяся только через политические права каждого гражданина, которые в полной мере наступают по достижении гражданином 18 лет (право избирать) или по достижении им более зрелого возраста (право на избрание).

Верховенство государственной власти внутри страны означает:

Распространение ее властной силы на всех граждан и организации, обязательность решений органов государственной власти для других субъектов правоотношений;

Только установленные государством правила поведения признаются общеобязательными и обеспечиваются системой юридических гарантий;

Возможность применения мер государственного принуждения в случае совершения противоправных деяний.

Самостоятельность и независимость государственной власти выражается в ее исключительном праве свободно решать свои задачи и выполнять свои функции в рамках права.

Государственный суверенитет следует отличать от суверенитета народа. Хотя они и тесно связаны между собой, но представляют различные исторические и общественно-политические явления. Государственный суверенитет возникает вместе с государством, а суверенитет народа основан на признании всего граждански правомочного населения той или иной страны единственным источником государственной власти. Народный суверенитет - источник государственного суверенитета. Суверенитет государства ограничен суверенитетом народа, которому и принадлежит высшее право определять экономическую, социальную и политическую систему страны.