Гражданское общество не рождается на улице. Средства массовой информации в политике

Калининой Олеси

Первое письменное упоминание о гражданском обществе было обнаружено в трудах античного философа Аристотеля. Он утверждал, что прежде чем определить, что есть государство, необходимо выяснить понятие «гражданин», ибо государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество. Впоследствии размышления о гражданском обществе встречаются в трудах таких известных ученых и философов, как Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, Ш. Л. Монтескьё.

В настоящее время научная политико-правовая литература содержит большое количество определений гражданского общества. Среди них наиболее полное принадлежит В. М. Корельскому и В. Д. Перевалову: «Гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающего атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства» .

Основными признаками гражданского общества является:

Тотальное превалирование «частного интереса»;

Юридическое равенство сторон;

Наличие и полная защита частной собственности;

Свободный рынок;

- «открытость» гражданского общества.

Понятия «государство» и «гражданское общество» отражают различные стороны жизни общества и взаимодействия индивидов в процессе их участия в политической деятельности. Гражданское общество и государство появляются одновременно, они взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Проблема в том, что гражданское общество может быть слабо структурировано, неорганизованно и неактивно по отношению к государству, что наблюдалось в России до конца 80-х годов ХХ века.

Процесс взаимодействия государства и гражданского общества может быть рассмотрен с двух сторон: через механизм государственного управления (демократического образца) и механизм самоорганизации.

Взаимодействие государства и гражданского общества демократического образца характеризуется наличием развитых и эффективных механизмов обратной связи, её приоритет, обеспечивающий представительство и влияние в органах государственной власти широкого спектра имеющихся в гражданском обществе частных интересов. В этом случае правомерно говорить об управлении, имеющем характер не одностороннего воздействия, а конструктивного взаимодействия с равноправными прямыми и обратными связями.

В случае механизма самоорганизации происходит некое преобразование гражданского общества, связанное с активным появлением независимых от государства общественных структур как на уровне чисто социальных объединений, так и на политическом уровне (профессиональные и предпринимательские союзы, правозащитные организации, благотворительные общества и т. п.). Государство уже не может игнорировать общество, оно вынуждено считаться с наличием в нём автономных интересов, соотносить с ними свои планы и действия.



Источники:

1. Корельский В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права. - М.: Норма, 2005. - 496 с.

2. Федорченко Е. Н. Гражданское общество и государство: проблемы взаимоотношения и перспективы взаимодействия. Электронный ресурс: .

По мнению большинства современных авторов (в частности, А. Ховарда), общество может быть названо гражданским лишь с того момента, когда за человеком как за личностью признаются неотъемлемые права на жизнь, свободу, частную собственность и когда эти права становятся основанием всего общественного устройства. При этом, сам индивид будет являться членом гражданского общества только в том случае, если он является обладателем «атрибута гражданской самостоятельности - быть обязанным своим существованием и содержанием не произволу кого-то другого в составе народа, а своим собственным правам и силам» (И. Кант).

Автономия и обособленность гражданского общества (по существу его свобода) от публично-правовых институтов государственной власти основывается, прежде всего, на его экономической самостоятельности (неслучайно сам факт создания гражданского общества большинством ученых связывается с выходом на политическую арену третьего сословия и законодательным закреплением паритета государственной и частной форм собственности) (Гаджиев К.С.). Вместе с тем, говорить о противопоставлении гражданского общества и государства нельзя. Гражданское общество функционирует на территории государства и представлено его гражданами; в своей деятельности наряду с нормами частного права оно руководствуется нормативно-правовыми предписаниями публичного характера. Таким образом, наиболее предпочтительной является такая система взаимодействия гражданского общества и правового государства, в рамках которой государственный механизм обеспечивает гражданскому обществу незыблемость определенных прав и свобод (в первую очередь права на частную собственность), последнее же проникает в сферу деятельности государства, участвуя в формировании институтов государственной власти и управления, осуществляя контроль за их деятельностью. Суть складывающихся отношений состоит в том, что государство выстраивает предполагаемую правовую модель гражданского общества, которая затем наполняется конкретным содержанием, причем само гражданское общество представляет собой комплексное явление, регламентированное не только нормами права, но и моральными, религиозными, корпоративными установками, содержание которых определяется историческим опытом, национальными традициями, уровнем развития демократии и культуры.

23 Понятие и виды социальных норм

Соц. нормы - это правила совместной человеческой деятельности, определяющая общие правила и образцы поведения людей.

Виды соц. норм:

1. обычаи - это правила поведения людей сложившиеся в результате длительного повторения определенных действий.

2. моральные нормы - это правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствие с нравственными представлениями людей о добре и зле, справедливости и не справедливости и т.д.

3. политические нормы - это правила поведения регулирующие отношения между классами социальных групп, и связанные с осуществлением власти.

4. корпоративные нормы - это правила поведения, регулирующие общественное отношения внутри отдельных организаций.

5. религиозные нормы - это правила содержащиеся в различных священных книгах.

6. правовые нормы - общеобязательные правила поведения установленные и охраняемые законом.

Гражданское общество – это структурно образованная сфера самопроявления свободных граждан, которые формируют организации и ассоциации, без вмешательства и прямой регламентации со стороны государства.

Гражданское общество: понятие и функции

Гражданское общество – это ключевое звено в создании и существовании правового государства. Гражданское общество выполняет ряд важных функций, в частности:

Обеспечение прав и свобод граждан от вмешательства государственных структур, которым свойственно превышение своих полномочий.

Гражданское общество создает и развивает механизм общественного самоуправления.

Является одним из самых мощных рычагов в системе сдержек и противовесов.

Гарантирует свободный доступ граждан к управлению государством.

Создает прочные структуры, на которых базируется общественная жизнь в государстве.

Основные черты гражданского общества

Основными чертами гражданского общества являются:

1. Гарантия правовой защиты граждан;

2. Наличие и активное поощрение демократических принципов;

3. Плюрализм и свободно формирующиеся мнения граждан;

4. Социальная политика государства;

5. конкуренция структур гражданского общества;

6. Наличие в гражданском обществе свободных владельцев собственности, а также средств производства;

7. Преобладающий по численности средний класс;

8. Многоукладная рыночная экономика.

Понятие правового государства

Правовое государство представляет собой государство, существование и деятельность которого подчинена фундаментальным принципам и нормам права. Все органы государственной власти в правовом государстве подчиняются исключительно судебным решениям и законам.

Правовое государство базируется на принципе верховенства закона, который включает в себя такие факторы:

Равенство перед законом: перед законом равны все граждане и органы государственной власти (в том числе и те, которые их издают). Не может существовать двойственного действия закона.

Защита прав человека: гарантированность со стороны государства выполнения функции касаемо защиты прав и свобод человека и гражданина.

Независимость судебной власти о других ветвей государственной власти.

Прозрачное правосудие.

Взаимосвязь правового государства и гражданского общества

Существование правового государства без наличия в нем гражданского общества невозможно. Именно благодаря гражданскому обществу в государстве происходят регуляция и выполнение нормативных актов: гражданское общество выступает независимым наблюдателем за выполнением законов в государстве.

Благодаря таким организациям гражданского общества как профсоюзы, студенческие объединения, ассоциации адвокатов происходит непосредственная защита личных и социальных прав человека и гражданина в государстве.

Продолжительность семинарского занятия – 2 часа

Цель занятия

Уяснить сущность и ценность правового государства, природу гражданского общества и основные линии их взаимосвязи. Показать, что правовое государство – своеобразный результат, итог функционирования всех элементов механизма правового регулирования.

К семинарскому занятию одному из студентов предлагается подготовить научное сообщение на тему «Система ответственности правового государства перед гражданином» .

План занятия

1. Становление и развитие идей о правовом государстве.

2. Понятие и принципы правового государства.

3. Понятие и элементы гражданского общества.

4. Правовое государство и гражданское общество в их соотношении.

5. Проблемы формирования в России правового государства и гражданского общества.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие мыслители разрабатывали в своих трудах идею правового государства?

2. Дайте краткую характеристику идеи правового государства, разработанную И. Кантом и Г. Гегелем.

3. Назовите основные критерии правового государства. Дайте их краткую характеристику.

4. Что входит в понятие «гражданское общество»?

5. Назовите основные элементы и условия формирования гражданского общества.

6. Определите взаимосвязь гражданского общества и правового государства.

Тестовое задание

В целях закрепления полученных знаний по данной теме решить в рабочей тетради тестовые задания из учебно-методического пособия Никитин А.В., Тенилова Т.Л. Сборник обучающих и контрольных тестов. – Н. Новгород, 2010.

Терминологическое задание

Выписать в личный юридический словарь и выучить определения понятий: «правовое государство» , «верховенство правового закона» , «гражданское общество» .

Проблемные вопросы:

Проанализируйте текст Конституции Российской Федерации под углом зрения проблематики правовой государственности и ответьте на следующие вопросы:

1. Обеспечен ли в Конституции РФ баланс властных полномочий между ветвями государственной власти?

2. Какие элементы системы «сдержек и противовесов» получили закрепление в Конституции РФ?

3. Можно ли истолковать ст. 1 Конституции РФ таким образом, что в России уже построено правовое государство?

4. Какие факторы общественной и государственной жизни в современной России препятствуют построению правового государства? Какие факторы, напротив, способствуют формированию правового государства в России?

Материалы для размышлений

1. Из статьи «Право и власть» д.ю.н. профессора Ю.Х. Калмыкова, опубликованной незадолго до референдума по Конституции РФ в газете «Российские вести» (1993. – 25 ноября):

«Мы ни на йоту не приблизились к тому, что называют правовым государством, наоборот – удалились от этого идеала, суть которого чрезвычайно проста: в нем, в таком государстве, выше всего, над всеми: и гражданами, и различными ассоциациями, и высшими должностными лицами, и органами власти – стоит право».

2. После референдума по принятию Конституции РФ в газете «Российские вести» (1993. – 15 декабря. – С. 1) было опубликовано следующее высказывание Председателя Правительства РФ В.С. Черномырдина: «Мы хотели, мы шли к правовому государству. Мы его получили. Теперь давайте учиться жить по Конституции».

3. Массовые нарушения прав человека в России // Независимая газета. – 1994. – 22 июля. – № 138; 26 июля. – № 139. Отрывки из доклада Комиссии по правам человека «О соблюдении прав человека и гражданина в РФ за 1993 г.»:

«В стране происходят серьезные, порой широкомасштабные нарушения гражданских, политических и особенно социальных и экономических прав и свобод человека, что создает социальную напряженность в обществе, питает антидемократические настроения, создает для России внешнеполитические проблемы…

…Продолжают распространяться явления дискриминации по национальным, религиозным и другим признакам…

…Складывается неблагоприятная обстановка в области трудовых правоотношений

…Издаются нормативные акты, ограничивающие права личности» (Независимая газета. – 1994. – 22 июля.).

Практическое занятие

«ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО».

Продолжительность практического занятия 2 часа.

Практическое задание:

1. Составить анкету для опроса населения с целью выявления реального понимания им определения правового государства, отношения населения к данному понятию, установления реальной картины действия принципов правового государства в современной России. Кроме анкетирования возможно проведение интерактивного опроса. Проведение обеих форм возможно в рамках интернета.

2. Проанализировать полученные результаты, составить их соответствующее графическое изображение, выработать рекомендации по улучшению данной ситуации.

3. Итоги анкетирования, интер-опросов, анализа и предлагаемые рекомендации обсудить в ходе занятия. Возможно представление презентации.

Базовый учебник:

1. Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева. М., 2001. С.118-142.

Основная:

2. Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2004. С.377-406.

Дополнительная :

Учебная :

3. Иванов А.А. Теория государства и права. М.,2009. С.312-332.

4. Кожевников С.Н. Теория государства. Курс лекций. Н.Новгород, 2010. С.129-139.

5. Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, 2002. С.297-311.

6. Радько Т.Н. Теория государства и права. М., 2004.С.508-525, 555-569.

7. Сырых В.М. Теория государства и права. М.,2005. С.464-547.

8. Теория государства и права / под общ. ред. А.С. Пиголкина. М., 2003. С.461-482.

9. Чашин А.Н. Теория государства и права. М., 2008. С.568-584.

Научная:

10. Бляхман Б.Я. Гражданское общество – основа демократизации государства. – Кемерово. 2000.

11. Гершунский Б.С. Гражданское общество в России: проблемы становления и развития.- М., 2001.

12. Гражданское общество, правовое государство и право (Круглый стол) / Н. С. Серегин, Н.Н. Шульгин // Государство и право. 2002. № 1.

13. Гражданское общество: истоки и современность/ И.И.Кальной и др.- СПб., 2002.

14. Григонис Э.П. Правовое государство: реальность, мечты, будущее/ под общ. ред. В.П. Сальникова.- СПб., 1999.

Государство и гражданское общество. Политические партии, партийные системы

Формирование и ведение личных дел работников

ОТВЕТ

22. Гражданским обществом можно считать такую общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни, т.е. где взаимосвязь и взаимодействие экономического, политического, социального и духовного обеспечивают и обусловливают прогресс в развитии человеческого общества, его поступательное движение вперед, к высшим формам общественной организации. Гражданское общество – это одна из форм общности людей в их неполитическом бытии, напрямую зависящая от сферы политической власти и тесно с ней соприкасающаяся, но и огражденная от ее прямого вмешательства необходимыми нормативными актами. три начала формируют гражданское общество: коллектив, индивид и власть. Становление гражданского общества – цивилизованный процесс, в котором одновременно цивилизируются и гражданин, и гражданские отношения между членами общества, и само общество как коллективное начало гражданственности, и государство, и отношения между ним, индивидом и обществом. Условием такого развития является равновесие, равное развитие, взаимное равенство прав, свобод и обязанностей всех трех составляющих гражданское общество – человека, общества и государства, индивидуальности личности и коллективно, совместной жизни людей, организованной в общество. Демократия любого уровня предполагает наличие управляемых и управляющих. В качестве управляемых, прежде всего, выступают представители неполитической сферы – собственники, занятые в сфере производства; управляющие – это постоянные профессиональные политики. Одной из особенностей взаимоотношений между политическим и неполитическим в нашей стране было – и в глубоком прошлом, и в последние семьдесят лет – абсолютное преобладание, превосходство политического, властного над всем другим. У нас это давно уже стало в определенной мере способом общественного мышления, общественной идеологией, которая, выдвигая государство на первое место, пытается “научно” обосновать – и преимущественную защиту интересов государства, а не гражданина; и безусловное подчинение личности государству; и отожествление общества и государства; и приоритет социально-экономических прав человека перед правами гражданскими.

Политическая партия (часть, группа) – это активная и организованная часть общества, объединенная общими интересами, целями или идеалами и стремящаяся овладеть гос. властью или решающим образом влиять на ее осуществление. Политические партии преследуют определенные цели, добиваясь решающих позиций в осуществлении гос. власти, влияния на политическую жизнь и организацию общества. Сущность политических партий более всего проявляется в их целях и функциях. Функции политических партий зависят как от конкретных условий, так и от характера политического режима: определение цели, формирование общественного мнения, отбор кандидатов и обеспечение условий деятельности депутатов (участие партии в формировании и контроле за деятельностью органов власти).


Партийные системы : многопартийная, двухпартийная и однопартийная.

Многопартийная система означает, что ни одна из выступающих в парламенте партий не в состоянии самостоятельно править. В настоящее время большинство западных стран практикует многопартийность в различном объеме: от 12 партий в Нидерландах до четырех (страны Скандинавии) или трех партий (Бельгия, ФРГ, Австрия).

Двухпартийная система. Суть ее заключается в том, что существуют две сильные партии, из которых каждая способна к принятию власти и самостоятельному ее осуществлению. Одна из двух партий получает абсолютное большинство мест в парламенте. Другая становится тогда оппозиционной.

В однопартийных системах высшая политическая власть, за исключением вопросов, входящих в компетенцию прочих организаций, осуществляется руководителями партии. Единственная партия монополизирует легитимную политическую деятельность в соответствующих системах. Она превращается в руководящую силу государства. Основные политические решения принимаются партией, и государственная администрация лишь осуществляет их на практике.