Характеристика на бабушку опекуна образец. Характеристика на ребенка в органы опеки: образец

Характеристика на родителя - важнейший документ, который представляет социально-психологические черты матери или отца с точки зрения их воздействия на воспитание ребенка.

Выполнение функций родительства, психологическая атмосфера в семье - все это влияет на развитие подрастающего поколения. Именно поэтому адекватное представление этих характеристик помогает понять, насколько реализованы потребности ребенка и справляются ли родители с возложенными на них обязанностями в целом.

Из чего состоит характеристика

Характеристика на родителя ребенка составляется в довольно свободной форме, но есть некоторые данные, которые должны в обязательном порядке быть представлены. К ним относятся:

  • анкетные данные о родителе (ФИО, дата рождения, род и сфера занятости);
  • состояние здоровья (наличие или отсутствие заболеваний, которые оказывают влияние на работоспособность человека или влияют на психологическое самочувствие членов семьи);
  • выполнение материальной функции (наличие постоянного заработка, материальное состояние семьи в целом);
  • психологические характеристики и методы воспитания ребенка.

Характеристика на родителей ученика должна показывать, каким образом их род деятельности и способ общения в семье влияет на развитие ребенка, а также предоставлять выводы о благополучии или неблагополучии семьи.

Социальные характеристики родителя

Характеристика на родителей, образец которой будет предоставлен в нашей статье, должна строиться на данных о самих родителях и указывать, к какой из следующих категорий можно отнести семью:

  • в зависимости от структуры - с уточнением, по какой причине отсутствует один из родителей, существует ли с ним связь;
  • от материальной обеспеченности - семья с высоким/средним/низким материальным достатком. Важно отметить род деятельности родителя и его участие в материальном благополучии;
  • от социально-правовой устойчивости семьи - социально устойчивая/неустойчивая семья с благополучным/неблагополучным воспитательным потенциалом (указать причины этих явлений);
  • по типу взаимоотношений - гармоничная, конфликтная, неустойчивая.

Психологические особенности родителей

Описывая психологические черты родителей, что оказывают влияние на воспитание ребенка, следует обратить внимание на следующие:

  • (какие сферы в жизни являются приоритетными для родителя);
  • характер общения с ребенком (авторитарность, демократизм, либеральность);
  • способ действия в конфликтных ситуациях (насилие, компромисс, избегание конфликтов);
  • выполнение функции эмоциональной поддержки ребенка, степень заинтересованности им;
  • черты характера родителя.

На родителя должна показывать, насколько ребенку эмоционально комфортно находиться в семье, какой пример поведения подает ребенку отец или мать, как происходит трансляция общечеловеческих ценностей в семье.

В каких случаях не дается положительная характеристика

Характеристика на родителей положительная, как правило, не может быть составлена в том случае, присутствуют признаки самых распространенных негативных явлений в жизни семьи:

  1. Алкогольная или наркотическая зависимость родителей. В этом случае следует указать, как ребенок переживает данную проблему: испытывает ли чувство страха и стыда, насколько ему уделяется внимание, какие сферы жизни ребенка недостаточно реализованы.
  2. Многодетность, при которой родители не имеют желания нести ответственность за детей.
  3. Малообеспеченность.
  4. Наличие психических заболеваний у одного или обеих родителей.
  5. Выраженная конфликтность семьи - применение насилия между родителями или по отношению к ребенку, семьи в стадии развода.
  6. Родители с низкой педагогической грамотностью. В этом случае следует отметить, какая сфера жизни ребенка страдает, если у него имеются признаки педагогической запущенности.

Характеристика на родителей положительная

Положительная характеристика может выглядеть примерно так:

Характеристика матери... (ФИО ученика),

учащегося 8Б класса, ... (название школы), ... года рождения (ученика),

Мама... (ФИО матери), ... года рождения, с 2015 года находится в декретном отпуске по уходу за ребенком (младший брат... (имя, фамилия учащегося)). По образованию - врач-стоматолог, до отпуска работала в городской стоматологической поликлинике № 2.

проживает по адресу: ... (адрес), в двухкомнатной квартире. Материально-жилищные условия проживания удовлетворительные, семью можно считать в этом плане стабильной, со средним достатком. Функцию денежного обеспечения на данный момент выполняет отец, (ФИО).

... (имя, отчество матери) - интеллигентная, спокойная, уверенная в себе женщина. Она активно занимается воспитанием детей, следит за успеваемостью старшего, за их бытовыми условиями, питанием, одеждой. Активно интересуется жизнью сына в школе, помогает ему с занятиями, выполняет функцию моральной поддержки членов семьи. Тактична, терпелива, умеет находить компромиссные решения и учит этому ребенка.

... (имя, фамилия ребенка) отзывается о матери с нежностью и уважением. Всегда опрятно выглядит, неконфликтен, спокоен.

... (имя, отчество матери) придерживается демократичного стиля в общении и воспитании детей. Семью можно считать гармоничной, открытой, с четкими социальными границами.

Дата.

Подписи.

Характеристика на родителя отрицательная

Отрицательная характеристика составляется следующим образом:

Характеристика отца... (ФИО ученика),

учащегося 6А класса, ... (название школы), ... года рождения

(ученика), проживающего по адресу: ... (адрес).

(ФИО отца), ... года рождения, - безработный, имеет среднее образование.

Семья неполная. Кроме отца, с учеником проживает бабушка, ... (ФИО бабушки), ... года рождения, пенсионерка. Мать... (имя, фамилия учащегося) лишена родительских прав, пребывает в местах лишения свободы. Семья проживает с однокомнатной квартире, принадлежащей бабушке. Жилищно-бытовые условия - неудовлетворительные: квартира требует ремонта, отключено отопление, ребенок не имеет места для занятий. семьи также неудовлетворительное, живут на пенсию бабушки и временное пособие по безработице отца. Ребенок часто не обедает в школе, носит одежду, не соответствующую сезону.

... (имя, отчество отца) страдает алкогольной зависимостью, воспитанием сына не занимается. На этой почве в семье часто происходят конфликты, зафиксированы случаи физического насилия со стороны отца по отношению к сыну. Интерес к жизни ребенка отсутствует и в периоды трезвости отца. Чаще всего он (отец) проводит время с друзьями, у телевизора или не появляется дома на протяжении длительного времени. На рекомендации педагогов не реагирует, ведет себя нетактично и грубо.

Обеспечением бытовых нужд ребенка занимается бабушка. Она же выполняет воспитательные функции, следит за успеваемостью мальчика.

Таким образом, семья относится к категории маргинальных. Ребенок не получает полноценного материального обеспечения, растет в психологически нестабильной, конфликтной семье с тенденцией к насилию. Просим вынести на обсуждение вопрос о лишении... (ФИО отца) отцовских прав и присвоении права на бабушку, ... (ФИО бабушки) с положенной материальной помощью.

Характеристика составлена по месту требования.

Дата.

Подписи.

Так же составляется и характеристика на родителя приемного или опекуна. В ней обязательно указывают, насколько он справляется с возложенными на него обязанностями.


Мужчине и женщине, чтобы стать законными опекунами несовершеннолетнего ребенка, необходимо соответствовать установленным законодательством нормам, а также предоставить в органы опеки и попечительства конкретный перечень документации. Одним из важных актов для предоставления сотрудникам опекунского учреждения является характеристика на опекуна.

Для чего необходим документ?

Процедура усыновления или взятия человека под опеку (попечительство) регламентирована Федеральным Законом «Об опеке и попечительстве».

Скачать текст 48 законодательного акта можно по .

Согласно нормам настоящего акта, стать опекуном можно над следующей категорией граждан:

  • над пожилыми лицами;
  • над детьми, которым не исполнилось 18 лет;
  • над гражданами, признанными законодательством недееспособными.

Чтобы взять под опеку кого-либо из вышеуказанного перечня лиц, требуется собрать определенный перечень актов, а затем подать его на рассмотрение в органы опеки и попечительства. Характеристика опекуна является весьма важной бумагой, ее предоставление — обязательно для рассмотрения прошения стать опекуном. В общем, характеристика требуется для:

  • установления социального статуса потенциального опекуна или попечителя;
  • определения жилищных условий — соответствуют ли они для проживания в нем подопечного лица;
  • подтверждения того, что потенциальный опекун или попечитель находится в здравом уме и не страдает от психических расстройств, представляет из себя полностью дееспособного человека;
  • установления уровня заработка. Данный аспект является одним из важнейших, так как опекунство и содержание подопечного требует затрат;
  • определения физической и моральной готовности будущего опекуна взять под опеку нуждающегося гражданина.

Опекуны должны предоставлять характеристику, содержащую положительные сведения о нем в органы опеки и попечительства, если подопечному менее 14 лет. В случае, когда ребенок в возрасте от 14 до 18 лет, то на него оформляется попечительство. В данном случае, предоставление характеристики не потребуется, так как попечительство будет оформлено автоматически, на основании ранее одобренного опекунства.

Кто имеет право составлять?

Кто вправе оформлять характеристику для предоставления в органы опеки и попечительства, зависит от инстанции, где ее запрашивает потенциальный опекун (попечитель). В соответствии с нормами законодательства, вправе оформлять характеристику следующая категория лиц:

  • по месту труда — главное лицо. Например, работодатель, руководитель или личность, его заменяющая;
  • главный бухгалтер в организации, где трудоустроен потенциальный опекун;
  • полицейский участковый;
  • компетентные лица, трудящиеся в самоорганизации населения;
  • лица, занимающие высшие должности в управляющей компании.

Законодательством предусмотрено привлечение к составлению характеристики опекуна иных лиц, выступающих в качестве свидетелей.

Как оформить характеристику на опекуна?

Правила написания характеристики для подачи в опекунское учреждение обусловлены двумя законодательными актами:

В настоящих нормативных документах освещены общие правила оформления характеристики опекуна. Точной формы законом не предусмотрено. Но, в соответствии с правилами, содержание характеристики на опекуна состоит из следующих пунктов:

  • адресат — реквизиты учреждения по опеке и попечительству;
  • личные сведения о лице, подающем прошение о взятии под опеку нуждающегося человека;
  • характеристика потенциального опекуна;
  • реквизиты лица, уполномоченного оформлять настоящий документ.

Чтобы корректно написать характеристику для подачи в опекунское учреждение, рекомендуется ознакомиться с примером составления.


Законом разрешается оформление данного акта, как в письменном виде, так и в печатном. Главным условием является отсутствие на бланке ошибок и исправлений. В документе стоит указывать правдивую информацию, ложные сведения недопустимы. В любом случае, компетентные инспекторы опекунского учреждения проверяют всю информацию, указанную в документе. В случае, если она не соответствует действительности, то в присуждении опеки над недееспособным лицом будет отказано.

Если при оформлении бланка характеристики были привлечены свидетели, то на документе должны быть проставлены их росписи и личные данные — имя, фамилия и отчество.

С места работы

Когда характеристика потенциального опекуна запрашивается по месту трудоустройства, то ее оформлением занимается компетентное лицо. Составляется акт на специальном бланке компании. В нем указывается следующее:

  • данные работника — фамилия, имя, отчество, сведения из паспорта — номер, серия, кто выдал удостоверение личности, а также адрес проживания;
  • квалификационные и профессиональные достижения работника, также имеющиеся награды;
  • дата, когда сотрудника официально трудоустроили;
  • карьерный рост;
  • способность человека трудиться в коллективе;
  • есть ли лидерские качестве, если потенциальный опекун занимает руководящую должность;
  • личностные качества — пунктуальность, целеустремленность, способность выполнять поставленные задачи и т.д.

Особенности оформления характеристики с места работы заключаются в привлечении свидетелей при составлении документа. В качестве третьих лиц могут выступать другие сотрудники организации.

Образец характеристики с места жительства

При передаче недееспособного лица под опеку или попечительство, сотрудники опекунского учреждения могут запросить предоставление характеристики не только с места трудоустройства, но также и с места проживания. Чтобы составить характеристику в органы опеки с места жительства опекуна, требуется обратиться к участковому или к представителям организации по домоуправлению. Составление бытовой характеристики требует предоставления показаний соседей о том, что гражданин является добропорядочным и готов стать опекуном.

В акте, оформляемом по месту проживания, следует указать информацию:

  • количество проживающих лиц на одной жилой площади с потенциальным опекуном или попечителем;
  • показания соседей о том, что из себя представляет данный гражданин;
  • были ли жалобы на потенциального опекуна, поданные в полицию. Если были, то указывается причина их подачи;
  • данные лица, заполнявшего документ по месту проживания;
  • сведения о соседях, которые предоставляли показания. Также требуется проставление их личных подписей на документе.

Характеристика с места проживания запрашивается компетентными лицами опекунского учреждения реже, чем такой же акт с места трудоустройства.

Список сопутствующих документов

Чтобы стать опекуном недееспособного лица, необходимо предоставить в органы опеки и попечительства большой перечень документации. Кроме предоставления характеристики опекуна, законом предусмотрена подача следующих бумаг:

  • паспорт будущего попечителя (опекуна);
  • акт о рождении дитя, на которого планируется оформить содержание или паспорт, если в качестве подопечного выступает человек, чей возраст превышает 14 лет;
  • справка, взятая из медицинского учреждения, подтверждающая, что у заявителя отсутствуют какие-либо заболевания инфекционного характера;
  • документ, свидетельствующий, что заявитель не был судим;
  • биография потенциального опекуна;
  • письменное разрешение лиц, проживающих совместно с опекуном о том, что они согласны проживать вместе с подопечным на одной жилплощади;
  • бумаги, подтверждающие факт, что жилая недвижимость принадлежит заявителю на правах собственности;
  • документальные данные о заключенном брачном союзе или о его расторжении;
  • если в семье заявителя проживают дети, возрастом более 10 лет, то требуется предъявить их согласие на принятие в семью нового члена.

Характеристика
обучающегося 4«Б» класса Сизова Андрея Михайловича, 03. 09. 2004 года рождения.
Адрес проживания: Ярославская область, Село Большое Село, улица Ломовской переулок, дом 3.
До поступления в школу по заявлению родителей мальчик проживал в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Колосок». С 1.06.2013 года живёт в приёмной семье по указанному выше адресу. Опекун - Баринкова Валентина Михайловна. Она систематически интересуется учёбой, является активной помощницей ребенку, создаёт все условия для развития и обучения, охотно сотрудничает с учителем: посещает родительские собрания, совместные школьные мероприятия с родителями и детьми, в случае необходимости по инициативе классного руководителя, учителей или собственной является для индивидуальных бесед.
В настоящее время Андрей обучается в 4-ом классе по программе «Начальная школа XXI века». С программными требованиями по учебным предметам Андрей справляется и имеет удовлетворительные отметки по четвертям. По многим дисциплинам мог бы учиться лучше, но у него низкая мотивация. Поэтому домашние задания выполняет не всегда в полном объёме или некачественно. Учебные занятия посещает регулярно, пропусков без уважительной причины нет. На уроке обучающийся активно участвует в постановке проблемы и поиске решения. Легко усваивает новый материал, устанавливает причинно-следственные связи и отношения, но не всегда самостоятельно находит пути решения, умеет анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Знания на уроках получает осознанно и систематично. Любимые предметы – математика, технология, физическая культура.
В классе Андрей пользуется авторитетом, отношения с одноклассниками ровные. Отличается самостоятельностью суждений, умеет отстаивать свою точку зрения, сверстники во многом пытаются ему подражать. Ко взрослым Андрей относится уважительно, поручения классного руководителя не всегда выполняет добросовестно, на замечания реагирует адекватно, но часто положительных результатов это не даёт.
Внешне мальчик всегда опрятен, аккуратен. Школьная форма и форма для занятий на уроках физической культуры соответствует норме. У него имеются все необходимые школьные принадлежности.
Андрей принимает активное участие в общественной жизни класса, часто проявляет инициативу по участию в общественных конкурсах, проявляет интерес ко всем мероприятиям, проводимым в классе и в школе. Мальчик подвижный, любит спортивные соревнования, выступает за честь класса, переживает за успехи товарищей.
Во внеурочное время занимается в секциях «Теннис», «Юный полицейский» при МОУ ДОД ЦДТ и «Занимательная математика», «Риторика» при МОУ Большесельская СОШ.

Характеристика опекаемого ученика — документ, в котором в свободной форме подается информация о ребенке с места учебы. Дети, находящиеся под опекой, относятся к особой категории учащихся, требующие внимания и контроля.

Результаты наблюдений за состоянием их здоровья, успеваемости, достижений в классной и внешкольной жизни, обследование жилищных условий находят отражение в психолого-педагогической характеристике опекаемого ребенка. Данные обновляются ежегодно. Для так называемых социальных сирот возникает необходимость написания дополнительной характеристики на ученика в органы опеки и попечительства с рекомендацией на оформление опеки либо в суд в случае лишения или ограничения родительских прав.

В отличие от резюме, характеристика в органы опеки пишется не самим учеником, а его учителем на листе формата А4 либо фирменном бланке учебного заведения. Подписывается классным руководителем и директором школы. Обязательно этот документ остается в личном деле ребенка и дополнительно пишется аналогичный вариант в социальные органы по мере необходимости, где и заверяется специалистами.

Характеристика не имеет четких норм объема, но в основном информацию стараются поместить на 1 листе.

Примерный шаблон характеристики опекаемого ученика

  • Личные данные.
  • Отношение к учебе: ответственный, старательный, усидчивый, трудолюбивый, пассивный к учебе, внимательный ученик. Учится в полную меру своих сил, нуждается в постоянном контроле, плохо, не проявляет интереса к учебе.
  • Участие в жизни школы. Поведение, характер. К выполнению общественных поручений относится добросовестно/уклоняется. В поведении скромный, веселый, уравновешенный, меланхоличный, поддается чужому влиянию. Требования учителей (выполняет, игнорирует, имеет нарушения дисциплины). В общении со сверстниками (доброжелательный, нервный, готов прийти на помощь, замкнутый, агрессивный).
  • Взаимоотношения в семье (доверительные, доброжелательные, пренебрежительные).

Образец характеристики опекаемого ученика

Характеристика Петрова Николая Ивановича ____ года рождения, ученика _____класса, средней школы _________.

Петров Николай обучается в школе с 1 класса. Ребенок здоровый, активный, но особого интереса к учебе не проявляет. На уроках неусидчив, часто отвлекается. При этом имеет хорошую зрительную память, умеет логически мыслить.

В жизни класса принимает активное участие, берется за любое поручение, к обязанностям относится добросовестно. Имеет много друзей, среди них пользуется авторитетом, но иногда нарушает дисциплину. Со стороны учителей требует постоянного внимания.

Петров Николай находится с _____ года под опекой бабушки Ивановой К.С. Клавдия Семеновна уделяет надлежащее внимание воспитанию внука, но Николай часто пренебрегает заботой своей бабушки.

Для полноценной жизни опекаемого ученика созданы благоприятные жилищные условия, в доме всегда порядок, ученик обеспечен всем необходимым, выделена отдельная комната.

Кл. руководитель

Директор

Бойко Оксана Ивановна

Любому классному руководителю приходится встречаться с проблемой написания характеристики на учащихся своего класса: подобные досье могут оказаться необходимы для предоставления в органы опеки, в полицию, для того, чтобы перевестись в иную школу либо институт.

И всякий раз выдумывать что-то нет желания, предпочтительно обладать уже готовым примером (скачать образцы можно ниже).

Каким образом пишется характеристика на учащегося для опеки из школы?

Психолого-педагогическую характеристику на ребенка под опекой должен предоставить классный руководитель, завуч либо директор учебного заведения. При описании психологии ребенка может понадобиться поддержка школьного психолога, итоги проводимых среди учеников тестов и диагностики.

Внимание! Самый малый объем характеристики - 1000 знаков, максимум не ограничен и способен включать сведения о работе с подростком - небольшое досье, которое входит в перечень документов для опеки над ребенком.

Характеристика, что будет предоставлена в опеку из доу, пишется на бланке, снизу дата и роспись лица, которое ее подготовило. Готовые характеристики на учащегося, находящегося под опекой, вы сможете найти у нас.

Характеристика: план

Основные сведения об учащемся

ФИО. Дата рождения. Какой диагноз имеет. Ходил ли в детстве в доу. В каком году поступил в школу. В каких классах и какое количество лет проучился.

В каких условиях развивался

Каково здоровье родителей. Как проходили беременность и роды. Как развивался ребенок в раннем детстве. Какие болезни ребенок перенес в раннем возрасте.

Семья учащегося

Кто входит в состав семьи. Чем занимаются родители. Каковы материальные условия проживания. В каких условиях воспитывался учащийся. Как относятся друг к другу члены семье. Какое у них отношение к учащемуся.

Развитие физического плана

Каково развитие учащегося в физическом плане. Имеются ли отклонения в отношении физического развития (рост, полнота и т.п.)

Моторика. Имеются ли нарушения в двигательной активности ребенка (скованность, заторможенность, паралич). Координация движений.

Каково зрение у ребенка, слух и т. п.

Имеются ли болезни хронического типа. Как быстро утомляется.

Характеристика познавательной деятельности

  1. Внимание . На сколько устойчиво. Как быстро переключается внимание. Какие имеются особенности произвольного и непроизвольного внимания у учащегося.
  2. Восприятие . Как быстро и в каком объеме учащийся способен познавать предметы окружающего мира, на сколько полна и точна будет полученная им информация.

Особенности зрительных, слуховых, тактильных восприятий.

Как воспринимает формы, величины, цвета, нахождение предметов в пространстве. Какие отличительные черты восприятия времени.

  1. Память . Как быстро учащийся запоминает информацию и на сколько полно. Отличительные черты запоминания цифровой, фактической и словесной информации. Характер и объем преднамеренного и непреднамеренного запоминания.

Способен ли осмысленно воспроизводить полученную информацию, на сколько полно и точно у учащегося это получается.

Применение способов запоминания и припоминания.

Имеется ли логическая память, ее отличительные черты.

Какой вид памяти преобладает (зрительный, слуховой либо оба хорошо развиты)

Индивидуальные отличительные черты памяти.

  1. Отличительные особенности речи . На сколько развита речь ребенка. Быстро либо медленно он говорит и какого ритма при этом придерживается. Имеются ли дефекты произношения. Отличительные черты голоса. Какие эмоции больше преобладают в речи.

Каков словарный запас. Отличительные черты активного и пассивного словаря.

Грамматический характер речи.

Каково состояние речи в плане диалогов и повествования.

Как можно охарактеризовать письменную речь ребенка.

  1. Мышление. Способен ли анализировать и синтезировать полученную информацию. Сравнения: правильность и полнота. Способен ли проводить многоуровневый анализ и сравнение. Отличительные черты сравнения воспринимаемых зрительным образом предметов и сведений, предоставляемых в словесной форме. Может ли обобщать и конкретизировать.

Насколько развито мышление у ребенка.

Насколько способен усвоить общие и абстрактные понятия.

Умеет ли находить причинно-следственные связи.

Может ли находить в тексте главную мысль.

Способен ли делать собственные выводы.

Эмоционально-волевая сфера

Насколько глубоки и устойчивы испытываемые ребенком чувства. Какое настроение у него преобладает. На сколько возбудим в эмоциональном плане. Случаются ли аффективные вспышки.

Отличительные черты воли. Легко ли подчинить. Проявляет ли негатив.

Испытывает ли дружеские и родственные чувства.

Имеются ли патологические влечения.

Умения учебного плана

Умеет ли слушать, делать устные задания, работать с учебными пособиями.

Может ли планировать собственную работу. Может ли себя контролировать.

Может ли самостоятельно усваивать и использовать полученные знания. Способен ли находить примеры к выученным правилам, пояснять свои действия.

Отличительные черты усвоения определенных учебных предметов

Какое отношение испытывает к учебным дисциплинам.

Как мотивирует себя заниматься учебной деятельностью. Прилежен ли.

Познавательные интересы. Какое отношение к оценке, похвале и наказанию.

Черты личности

Какое направление имеет личность. Что его больше интересует. Какова самооценка. Ответственен ли.

Следует ли нормам поведения в обществе, школе, дома. Как ведет себя в условиях учебной, трудовой, игровой деятельности.

Какие отношения со сверстниками и взрослыми. Какое место занимает в коллективе. Способен ли приспосабливаться к изменяющимся условиям.

Например: Основываясь на имеющихся сведеньях, можно сделать вывод, что Петров Николай разносторонне развит. Он является весьма способным ребенком, любознателен, целеустремленный, обладает широким кругозором.