Капитализация повременных платежей. Налоговый и бухгалтерский учет

Президиум Высшего арбитражного суда РФ на состоявшемся недавно заседании рассмотрел проект информационного письма «О некоторых вопросах, связанных с капитализацией платежей при банкротстве». Поговорим о проблемах, затронутых на заседании.

Прежде чем перейти к обсуждению проекта информационного письма (далее — проект), приведем основные положения законодательства о капитализации платежей при банкротстве.

Правовая база

В статье 64 ГК РФ установлено, что при ликвидации юридического лица в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей. Капитализация средств осуществляется в целях их дальнейших выплат в пользу как застрахованных, так и иных лиц, имеющих право на получение возмещения.

Согласно ст. 135 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) размер названных требований определяется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста 70 лет, но не менее чем за десять лет. Если возраст гражданина превышает 70 лет, период капитализации повременных платежей - десять лет. В пункте 3 ст. 135 Закона о банкротстве предусмотрено, что с согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации. В этом случае требование также удовлетворяется в первую очередь.

В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» при ликвидации страхователь - юридическое лицо обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством РФ. Капитализация средств в такой ситуации осуществляется в целях их дальнейших выплат в пользу застрахованных лиц, имеющих право на получение возмещения. Страховщиком по данному виду страхования является ФСС России, который обязан аккумулировать данные платежи.

Справка

Постановлением Правительства РФ от 17.11.2000 № 867 утвержден Порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Постановлением ФСС России от 30.07.2001 № 72 утверждена Методика расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей.

Ранее ВАС РФ уже разъяснял применение законодательства, связанного с капитализацией платежей. Этому вопросу посвящены постановления Пленума ВАС РФ от 30.11.2006 № 57 «О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей» (далее - постановление Пленума ВАС РФ № 57), от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона „О несостоятельности (банкротстве)“» и письмо ВАС РФ от 18.08.98 № С5-7/УЗ-645 «О Федеральном законе „Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“».

ФСС России предоставляет обеспечение по данному виду страхования застрахованным и иным лицам, имеющим право на страховые выплаты. На основании п. 2 ст. 23 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ Фонд соцстраха имеет право требования к должнику-страхователю, признанному банкротом, о капитализации платежей указанным лицам и выплате ему капитализированной суммы. В проекте сказано, что такое требование предъявляется и представляется в деле о банкротстве в соответствии с п. 3 постановления Пленума ВАС РФ № 57. Фонду предоставляется право голоса на собрании кредиторов согласно п. 3 ст. 12 Закона о банкротстве.

Участие налоговой службы

Как уже отмечалось, на основании п. 3 ст. 135 Закона о банкротстве к Российской Федерации переходит право требования гражданина, который не является застрахованным или иным лицом, имеющим право на страховые выплаты, и перед которым должник несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью, в сумме капитализированных платежей. В этом случае исходя из п. 5 постановления Пленума ВАС РФ № 57 указанное требование от имени государства вправе предъявить должнику Федеральная налоговая служба как орган, уполномоченный представлять в делах о банкротстве требования Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам, в том числе по выплате капитализированных платежей. Данное разъяснение основано на положении п. 2 постановления Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротствае».

Гражданин передает право требования

В пункте 3 проекта разъяснена процедура передачи гражданином государству своего права требования к должнику в сумме капитализированных платежей. Арбитражные суды, рассматривающие дела о банкротстве, обязаны разъяснять всем гражданам, имеющим такие требования, о наличии у них права давать согласие на переход требований к Российской Федерации, а также о последствиях согласия в виде перехода обязанности по выплате повременных платежей к государству. Граждане могут выразить согласие путем сообщения об этом арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве. При наличии согласия об этом указывается в судебном акте, который может быть вынесен без привлечения лиц, участвующих в деле. Этот судебный акт можно обжаловать.

В проекте обращается внимание на то, что соответствующее обязательство должника переходит к РФ в полном объеме, включая не уплаченные платежи за периоды до такого перехода.

Рассмотрев заявление, суд может обязать государство, к которому перешло обязательство должника, выплачивать гражданину периодические пожизненные ежемесячные платежи, в том числе взыскать накопившиеся просроченные платежи. Арбитражный суд должен выдать исполнительный лист на взыскание названных платежей, который подлежит исполнению Минфином России в порядке, установленном ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ.

Справка

В статье 242.2. БК РФ установлен порядок исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. В статье, в частности, сказано, что исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении их в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся изменения в сводную бюджетную роспись.

Заявление гражданина рассматривается судьей в судебном заседании с извещением заявителя и Российской Федерации в лице Минфина России. Это ведомство в части рассмотрения указанного заявления пользуется правами лица, участвующего в деле о банкротстве. В проекте обращается внимание на то, что гражданин вправе подать заявление о переходе своего требования к государству и после завершения конкурсного производства. Это обстоятельство не препятствует суду удовлетворить данное заявление.

В проекте также отмечается, что в силу ч. 2 ст. 27 АПК РФ споры между гражданином и Российской Федерацией о последующем изменении размера возмещения вреда неподведомственны арбитражным судам.

Порядок удовлетворения требований

В статье 135 Закона о банкротстве установлены размер и порядок удовлетворения требований кредиторов первой очереди. В пункте 4 проекта разъяснено, что положения названной статьи распространяются на требования граждан о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, независимо от даты их возникновения. Это относится и к требованиям, возникшим после возбуждения производства по делу о банкротстве. По текущим требованиям такого рода в конкурсном производстве осуществляются ежемесячные платежи в очередности, установленной п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве.

Справка

Согласно п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности.

В первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц.

Во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, а также требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности данных лиц, за исключением лиц, указанных в абзаце втором настоящего пункта.

В третью очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника.

В четвертую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.

Из содержания приведенного пункта следует, что требования граждан о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, по текущим платежам удовлетворяются в четвертую очередь. В проекте говорится, что капитализация платежей по таким текущим требованиям производится одновременно с капитализацией платежей по требованиям первой очереди, включенным в реестр требований кредиторов.

«В случае ликвидации по каким бы то ни было основаниям предприятий (государственных, смешанных, кооперативных, общественных и частных) причитающиеся с них на основании судебных решений или по иным основаниям платежи за увечье или смерть в пользу потерпевшего лица или членов его семьи подлежат уплате последним через органы государственного страхования».

Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 31.12.1928

«О капитализации пенсий и платежей за увечье или смерть, причитающихся с ликвидируемых предприятий»

Вопросы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Российской Федерации регулируются нормами Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон № 125-ФЗ).

В соответствии со статьей 23 Закона № 125-ФЗ при ликвидации страхователя – юридического лица он (страхователь) обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством РФ.

Указанный порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 17.11.2000 № 863 «Об утверждении порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц – страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Согласно ему ликвидируемое (в том числе в связи с признанием банкротом) юридическое лицо – страхователь по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний вносит в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированные платежи, предназначенные для удовлетворения требований граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью. Размер капитализируемых платежей, как отражено в пункте 4 указанного Порядка, рассчитывается в соответствии с методикой расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц страхователей, утверждаемой страховщиком по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству. Такая методика утверждена также Фондом социального страхования РФ в постановлении от 30.07.2001 № 72.

Методика расчета размера капитализируемых повременных платежей (далее Методика) базируется:

На нормативном методе формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

На применении коэффициентов капитализации для расчета размера капитализируемых повременных платежей на обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц – страхователей;

На применении социальных норм и экономических нормативов, определяющих размеры ежемесячных страховых выплат и средств на покрытие дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших.

У бюджетных учреждений-страхователей возникает вопрос: на какую статью классификации операций сектора государственного управления следует отнести расходы по внесению в доход бюджета ФСС РФ капитализированных платежей? Ведь указанные расходы не могут быть в силу своей природы отнесены как на статью 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда», так и на статью 220 «Приобретение услуг».

Согласно положениям Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 24.08.2007 № 74н, расходы по внесению в доход бюджета Фонда социального страхования РФ сумм капитализированных платежей для обеспечения социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации учреждения следует отражать по статье 290 «Прочие расходы» классификации операций сектора государственного управления, а также по соответствующим показателям классификации расходов бюджетов, в рамках которых осуществляется финансирование мероприятий по ликвидации учреждения.

При этом в платежном поручении на внесение указанных платежей следует указать код 000 1 17 04000 01 0000 180 «Поступления капитализированных платежей предприятий » классификации доходов бюджетов Российской Федерации с указанием в 1 – 3-м разрядах кода значения 393 «Фонд социального страхования Российской Федерации».

Следует отметить, что нарушение порядка внесения страхователем капитализированных платежей страховщику влечет ответственность в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Каким образом при ликвидации предприятия производится капитализация платежей, причитающихся потерпевшему в связи с увечьем?

По общему правилу выплата сумм в возмещение вреда производится работодателем, ответственным за вред, или его правопреемником (ст. 42 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных Постановлением ВС РФ от 24.12.92 N 4214-1; далее — Правила).

Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства (п. 1 ст. 61 ГК РФ). В связи с этим Правилами предусмотрена гарантия продолжения выплат и для тех случаев, когда правопреемника не имеется. Поскольку предполагается, что с момента ликвидации права и обязанности юридического лица к другим субъектам не переходят, ст. 32 Правил предусмотрена для таких юридических лиц обязанность капитализировать и внести в органы государственного страхования суммы, подлежащие выплате в возмещение вреда своему работнику. Аналогично решен указанный вопрос и в части второй ГК РФ (ст. 1093).

Для этого в соответствии с п. 1 ст. 64 ГК РФ, а также ст. 32 Правил ликвидационный баланс, составляемый при ликвидации предприятия, должен быть утвержден лишь после капитализации сумм, необходимых для выплаты возмещения вреда в будущем, и перечисления их органам государственного страхования. В состав ликвидационной комиссии включается представитель органа государственного страхования.

Иными словами, юридическое лицо, обязанное в силу ст. 64 ГК РФ при ликвидации удовлетворить требования кредиторов, должно в первую очередь установить размер требований граждан, перед которыми оно несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью. Определение размера долга как раз и осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей. Капитализация представляет собой подсчет денежных средств на настоящий момент, которые должно было бы выплатить юридическое лицо пострадавшему в будущем до достижения им возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. Если возраст гражданина превышает семьдесят лет, период для капитализации соответствующих повременных платежей составляет десять лет. При этом используется размер соответствующих повременных платежей, установленный на дату составления ликвидационного баланса. Указанный порядок, по нашему мнению, правомерно применять ликвидирующимся юридическим лицам, так как нами по аналогии были использованы основные правила, содержащиеся также в п. 1 ст. 107 Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В силу статей 32 и 42 Правил (см. комментарий к этим статьям) дальнейшая выплата повременных платежей пострадавшему будет производиться органом, которому внесены или должны были быть внесены капитализированные суммы, подлежащие выплате в возмещение вреда, т.е. страховой организацией. Если даже капитализированных платежей недостаточно для продолжения возмещения, выплата должна производиться указанными организациями в порядке и по нормам, установленным Правилами. То есть после получения капитализированной суммы и заключения соответствующего договора органы государственного страхования выплачивают указанным лицам суммы в возмещение вреда в том же размере и в те же сроки, какие были обязательны для ликвидированных предприятий, учреждений и организаций.

Ряд сложностей вызывал на практике вопрос о плательщике возмещения вреда, если предприятие — причинитель вреда ликвидировано без правопреемника и капитализация платежей в возмещение вреда не произведена. На первый взгляд, ответ содержится в тексте ст. 32 Правил: в этом случае иск о возмещении вреда предъявляется органу государственного страхования.

Ранее в таких ситуациях плательщиком выступало государство в лице Госстраха как единственной в то время государственной страховой организации. В сегодняшних условиях деятельностью по государственному страхованию занят целый ряд организаций. Поэтому можно констатировать тот факт, что содержащееся в Правилах решение оказалось неисполнимым, поскольку правовое положение органов страхования претерпело существенные изменения. К сожалению, в законе нет ответа на вопрос, какой конкретно орган государственного страхования должен выступить в качестве плательщика, взяв на себя обязанности государства.

Актуальность вопроса о возмещении вреда при ликвидации предприятия — причинителя вреда без капитализации средств сделала необходимым для Верховного Суда РФ высказать свою позицию.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в определении от 24.08.95 при рассмотрении конкретного дела указала на следующее.

Из смысла закона вытекает, что в тех случаях, когда выплата возмещения за счет средств предприятия стала невозможной, государство в лице органов государственного страхования принимает на себя обязанность обеспечить надежную выплату потерпевшим работникам за счет денежных средств, принадлежащих государству.

На основании постановления Правительства РФ от 10.02.92 N 76 «О создании Российской государственной страховой компании» на базе Правления государственного страхования РФ при бывшем Министерстве финансов РСФСР создана Российская государственная страховая компания (Росгосстрах) — акционерное общество.

С принятием Закона РФ от 27.11.92 N 4015-1 «О страховании» страхование производится за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых страховых взносов. Причем страхование осуществляется исключительно по договорам о добровольном и обязательном страховании, осуществляемом на основании соответствующих законов (ст. 3). Каких-либо иных источников финансирования, помимо средств, поступивших на основании договоров, законом не предусмотрено.

Более того, в отличие от ранее действовавшего законодательства, предусматривающего создание и деятельность централизованных фондов, за счет которых осуществлялось финансирование страхования, Законом РФ «О страховании» создание таких фондов не предусмотрено. Государство в качестве гаранта платежеспособности страховщиков не выступает (ст. 27).

Таким образом, Закон РФ «О страховании», на основании которого действуют органы государственной страховой компании, не обеспечивает условий, при которых потерпевшие смогут получать денежные выплаты.

Согласно Положению о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 12.02.94 N 101, органами государственного социального страхования в РФ являются названный Фонд, его центральные и региональные отделения и филиалы отделений.

Фонд социального страхования РФ управляет денежными средствами, которые являются государственной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов. Средства Фонда образуются за счет не только страховых взносов, но и ассигнований из республиканского бюджета. Фонд распоряжается государственными денежными средствами для нужд социального страхования.

В связи с этим, по мнению Верховного Суда РФ, именно за счет Фонда социального страхования должна быть гарантирована выплата возмещения в случаях, если соответствующие платежи, взысканные с работодателя, не были капитализированы в установленном законом порядке.

В связи с принятием судами решений о возложении на органы Фонда социального страхования РФ выплат по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, в случаях ликвидации предприятия без капитализации платежей в возмещение вреда Фондом социального страхования РФ было составлено письмо от 30.11.95 N 05-454. В письме Фонд возражал против выполнения, по его мнению, не свойственной функции.

Вместе с тем в настоящее время до урегулирования соответствующего вопроса в законодательном порядке, по нашему мнению, для капитализации платежей ликвидирующемуся юридическому лицу следует заключать договор с организациями Росгосстраха, а в случае ликвидации предприятия без капитализации платежей заинтересованному лицу необходимо обращаться с иском к органам Фонда социального страхования РФ.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ВНЕСЕНИЯ

В ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАПИТАЛИЗИРОВАННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ

ЛИЦ - СТРАХОВАТЕЛЕЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ

СТРАХОВАНИЮ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3803) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2. Фонду социального страхования Российской Федерации в 3-месячный срок разработать и по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству утвердить методику расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.КАСЬЯНОВ

Утвержден

Постановлением Правительства

Российской Федерации

ПОРЯДОК

ВНЕСЕНИЯ В ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ КАПИТАЛИЗИРОВАННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ

ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ - СТРАХОВАТЕЛЕЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ

СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ

НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

1. Настоящий Порядок регулирует вопросы внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее именуется - страховщик) ликвидируемыми (в том числе в связи с признанием их банкротами) юридическими лицами - страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее именуется - страхователь) капитализированных платежей, предназначенных для удовлетворения требований граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, и предоставления обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее именуется - обеспечение по страхованию) застрахованным и лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованных в результате наступления страховых случаев.

3. Страховщик в 2-недельный срок с даты получения уведомления о ликвидации (признании банкротом) страхователя направляет ликвидационной комиссии (конкурсному управляющему) для расчета размера капитализируемых платежей список указанных в пункте 1 настоящего Порядка лиц, получавших обеспечение по страхованию, с указанием размера выплат по каждому виду обеспечения по страхованию.

4. Ликвидационная комиссия (конкурсный управляющий) рассчитывает размер капитализируемых платежей в соответствии с методикой расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, утверждаемой страховщиком по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству.

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральным законом от 08.02.2003 N 25-ФЗ установлено, что Фонду социального страхования РФ разрешается использовать государственные ценные бумаги, а также векселя кредитных и иных организаций при получении капитализированных платежей ликвидируемых юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Учитывая позицию Верховного Суда РФ, требование конкурсного кредитора об исключении из реестра требований кредиторов капитализированных платежей в случае смерти застрахованного лица неправомерно.Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 135 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее — Закон N 127-ФЗ) определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. Порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей определяются Правительством Российской Федерации. На основании п. 1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства: срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим; прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей; сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну; совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном настоящей главой; прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом; все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в п. 1 ст. 134 Закона N 127-ФЗ, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства; исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с Законом N 127-ФЗ, подлежат передаче судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему в порядке, установленном федеральным законом; снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается; исполнение обязательств должника, в том числе по исполнению судебных актов, актов иных органов, должностных лиц, вынесенных в соответствии с гражданским законодательством, уголовным законодательством Российской Федерации, процессуальным законодательством и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, осуществляется конкурсным управляющим в порядке и в случаях, которые установлены настоящей главой. На основании п. 2 ст. 418 Гражданского кодекса РФ обязательство прекращается смертью кредитора, если исполнение предназначено лично для кредитора либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью кредитора. Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее — Закон N 125-ФЗ) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает: обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска; возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случ
аях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию; обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Пунктом 2 ст. 15 Закона N 125-ФЗ установлено, что днем обращения за обеспечением по страхованию считается день подачи страховщику застрахованным, его доверенным лицом или лицом, имеющим право на получение страховых выплат, заявления о получении обеспечения по страхованию. При направлении указанного заявления по почте днем обращения за обеспечением по страхованию считается дата его отправления. Застрахованный, его доверенное лицо или лицо, имеющее право на получение страховых выплат, вправе обратиться к страховщику с заявлением о получении обеспечения по страхованию независимо от срока давности страхового случая. Как следует из п. 1 ст. 20 Закона N 125-ФЗ, средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет: 1) обязательных страховых взносов страхователей; 2) взыскиваемых штрафов и пеней; 3) капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователей; 4) иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации. На основании п. 2 ст. 23 Закона N 125-ФЗ при ликвидации страхователя — юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Как разъяснено в п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей", Фонд социального страхования Российской Федерации, предоставляющий обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, вправе потребовать от должника-страхователя, признанного банкротом, капитализации платежей указанным лицам и выплаты фонду капитализированной суммы. Соответствующее требование Фонда социального страхования Российской Федерации, основанное на норме п. 2 ст. 23 Закона N 125-ФЗ, не является требованием гражданина — кредитора первой очереди, перешедшим к Российской Федерации, и должно квалифицироваться как требование кредитора третьей очереди. Согласия гражданина на предъявление указанного требования Фондом социального страхования Российской Федерации не требуется. Как следует из приведенных положений, ответ на вопрос о возможности исключения из реестра требований кредиторов капитализированных платежей в результате причинения должником вреда здоровью гражданина, которому предоставлено обеспечение по обязательному социальному страхованию, в случае смерти данного гражданина, прямо в Законах N N 125-ФЗ и 127-ФЗ не указан. В Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.10.2014 N А56-61267/2010 суд пришел к выводу, что выплату должником капитализируемых платежей законодательство связывает с конкретным физическим лицом, перед которым должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, несмотря на то что впоследствии такие платежи не персонифицируются на конкретного получателя страхового обеспечения. Однако Определением Верховного Суда РФ от 08.05.2015 по делу N 307-ЭС14-7082, А56-61267/2010 указанное Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа отменено, в удовлетворении заявления конкурсного кредитора организации об исключении из реестра требований кредиторов должника капитализированных платежей отказано. Верховный Суд РФ указал, что в соответствии с Методикой расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц — страхователей, утвержденной Постановлением ФСС РФ от 30.07.2001 N 72, размер капитализируемых платежей определяется на день принятия арбитражным судом решения о признании страхователя банкротом и об открытии конкурсного производства, что соответствует смыслу п. 1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ, п. 2 ст. 23 Закона N 125-ФЗ. Ни Закон N 125-ФЗ, ни принятые во исполнение этого Закона правовые акты не содержат положений, согласно которым объем публичных по своей сути обязательств ликвидируемого должника по уплате капитализированных платежей — одного из источников формирования средств на осуществление обязатель
ного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — подлежит изменению в ходе процедуры конкурсного производства. При этом в период данной процедуры могут изменяться факторы, влияющие как в большую, так и в меньшую сторону на размер капитализируемых платежей (такие как фактический возраст потерпевшего; нуждаемость его в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации; степень утраты профессиональной трудоспособности; индексация ежемесячной страховой выплаты; дожитие). В момент принятия решения о прекращении правоспособности организации посредством ее ликвидации через процедуру конкурсного производства на стороне этой организации возникает самостоятельная публичная обязанность по внесению предусмотренных п. 2 ст. 23 Закона N 125-ФЗ обязательных капитализированных платежей. Впоследствии (до внесения записи о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц) размер капитализированных платежей перерасчету не подлежит. Таким образом, учитывая позицию Верховного Суда РФ, требование конкурсного кредитора об исключении из реестра требований кредиторов спорных капитализированных платежей в рассматриваемой ситуации неправомерно.

В отношении организации открыто конкурсное производство. В реестр требований кредиторов должника включены капитализированные платежи, в связи с тем что должник-страхователь причинил вред здоровью гражданина при исполнении последним обязанностей по трудовому договору; ФСС РФ предоставил потерпевшему обеспечение по обязательному социальному страхованию. Однако до окончания конкурсного производства указанный гражданин умер. Один из конкурсных кредиторов требует исключения из реестра требований кредиторов спорных капитализированных платежей. Правомерна ли данная позиция?

  • ← Территориальный орган ПФР по результатам камеральной проверки расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР за I полугодие 2015 г. вынес в отношении организации решение о привлечении к ответственности (вступило в силу 4 сентября 2015 г.). В данном решении в том числе указан размер выявленной недоимки. При этом вместе с решением представителю организации также было вручено требование о представлении необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам — в частности, необходимо внести исправления в расчет путем представления уточненного расчета за полугодие 2015 г. Обоснованно ли требование территориального органа ПФР о представлении уточненного расчета по результатам камеральной проверки, в рамках которой в первоначально представленном расчете были выявлены ошибки, которые привели к образованию недоимки?
  • Участник ВЭД поместил товары под таможенную процедуру экспорта. Данные товары не облагаются вывозными таможенными пошлинами. После регистрации декларации на товары инспектор дополнительно запросил оригиналы разрешительных документов на бумажном носителе. Участник ВЭД представил эти документы. В результате выпуск товаров был осуществлен спустя восемь часов с момента регистрации ДТ. Нарушены ли сроки выпуска в данной ситуации? →