Конспект занятия по обж в старшей группе «Службы спасения «01», «02», «03. Осторожные сказки для детей по обж Скачать конспект занятия обж в старшей группе

Министерство образования Саратовской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области начального профессионального образования

«Профессиональное училище № 80»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока ОБЖ

Выполнил

преподаватель – организатор ОБЖ

ГБОУ СО НПО «ПУ № 80»

Бычков А.И.

Ртищево 2013

Аннотация

Методическая разработка урока ОБЖ по теме «Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах».

В процессе изучения данной темы создаются условия для развития творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Учащиеся получают прочные знания о развитии пожара, его закономерностях.

Данная методическая разработка может быть полезна при проведении уроков ОБЖ на 1- ом году изучения данной дисциплины.

1.Введение.

2.Основная часть.

2.1. Методическое обоснование темы.

2.3.План урока.

2.4. Дидактический материал к уроку.

2.5. Список литературы (источников) для учащихся.

2.6. Список литературы для педагогов.

3.Список использованных источников.

4. Приложение.

Методическая разработка урока ОБЖ

По теме «Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах».

Цель методической разработки:

  • раскрытие опыта проведения уроков по изучению программной темы «Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах»,
  • использование элементов современных педагогических технологий на уроках ОБЖ.

Введение

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) - область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.

В задачи ОБЖ входит: предвидеть опасность; распознать опасность; классифицировать опасность; избегать опасности; правильно действовать в опасной ситуации.

Подавляющая часть населения не имеет четкого представления о реальной опасности пожаров, вопросы пожарной безопасности находят свое отражение буквально во всех областях человеческой деятельности. Не случайно, до 80% всех пожаров не только в России, но и за рубежом происходит по причине так называемого «человеческого фактора», то есть когда незнание элементарных требований пожарной безопасности, их игнорирование, а также халатность, вызванная мнением о маловероятности наступления события пожара – зачастую, приводит к трагическим последствиям. В 2003году население земного шара составляло чуть больше 6 млрд. человек. При этом количество пожаров в год на 1 тыс. человек населения Земли и количество погибших при пожарах людей в год на 10 тыс. человек населения соответственно равны 1 (единице). Из данных соотношений легко получить итоговые и во многом катастрофические цифры последствий человеческой беспечности. Итак, ежегодно в мире происходит (по официальным данным статистического учета) 6 – 6,5 млн. пожаров при которых погибает около 60 тыс. человек. Больший показатель по количеству гибели людей в условиях мирного времени имеют лишь дорожно-транспортные происшествия (ДТП – 270 тыс. чел. в год).

Сложившаяся ситуация в обществе обуславливает необходимость пристального внимания со стороны системы образования, а также необходимость выстраивания конструктивного взаимодействия образовательных учреждений с различными ведомствами, обеспечивающими безопасность, охрану здоровья, психологическую поддержку населения, научно-методическую поддержку в области безопасности и здоровья.

В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, формирования культуры безопасного поведения и выработки привычек здорового образа жизни.

Методическое обоснование темы

Знание ОБЖ - один из важнейших источников формирования культуры безопасного поведения человека. Оно помогает каждому человеку не только предвидеть, но и не допускать те или иные чрезвычайные ситуации и катастрофы.

Весь курс ОБЖ содержит богатейшие возможности для воспитания учащихся, формирования у них высоких моральных качеств. В процессе изучения раздела «Безопасность человека в повседневной жизни» создаются условия для развития их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Учащиеся получают прочные знания о безопасном поведении при возникновении пожаров, способах спасения и сохранения своей жизни и жизни окружающих людей.

Планируя урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся, я ставлю перед собой цель создания условий для усовершенствования и систематизации имеющихся знаний и умений, осознания комплексного межпредметного характера изученного материала, формирование обобщенных способов работы, системного мышления, развитие аналитических способностей, навыков самостоятельной умственной деятельности, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности. Для достижения поставленных целей в своей работе использую проектную технологию, игровые технологии, технологии личностно-ориентированного обучения , уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии.

Данный урок является седьмым в разделе «Безопасность человека в повседневной жизни». Урок проводится с учащимися первого курса, предварительно можно провести индивидуальную работу с учащимися по составлению презентаций проектов, а также работу по планированию и разработке проектов.

Тема программы: Безопасность человека в повседневной жизни.

Тема урока: «Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: смешанный.

Методическая цель: создание условий для формирования знаний, умений и навыков учащихся.

Цели:

Обобщить представления учащихся об особенностях поведения людей при возникновении пожаров.

Продолжить контроль по теме, используя сочетание разных форм устной и письменной проверки.

Продолжить формирование способности рассматривать события и явления с точки зрения безопасности, грамотно и адекватно оценивать сложившуюся обстановку.

Задачи урока:

1. Образовательные:

Обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах».

2. Развивающие:

Проводить поиск нужной информации в источниках разного типа.

Критически анализировать источник (характеризовать авторство источника, время, цели его создания)

Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.

Формулировать собственную позицию.

3. Воспитательные

Способствовать воспитанию уважения и толерантного отношения к окружающим.

Воспитывать устойчивый интерес к безопасности жизнедеятельности.

4. Здоровье - сберегающая:

Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности.

Материально-техническое обеспечение урока:

  1. Н.А. Прокопенко, Н.В. Косолапова. ОБЖ для начального и среднего профессионального образования. Москва «Академия», 2010 г.
  2. Презентации учителя и учащихся.
  3. Дидактический материал.

Межпредметные и внутрипредметные связи: обществознание, история.

Технологическая карта урока:

Дидактическая структура урока

Методическая подструктура урока

Признаки решения дидактических задач

Методы обучения

Форма деятельности

Методические приемы и их содержание

Средства обучения

Способы организации деятельности

1.Обоснование знания темы и целей урока.

коллективная

компьютер, проектор, экран

фронтальная

Учащиеся готовы к работе

2.Мотивация учебной деятельности, получение новых знаний путем постановки и решения проблем, основанных на общении и систематизации имеющихся знаний.

Создание проблемной ситуации, объяснение и самостоятельная работа.

В ходе показа видеофильма учащиеся вовлекаются в обсуждение рассматриваемых вопросов

Просмотр видеофильма, беседа

фрагмент фильма, презентация

фронтальный

готовность учащихся к дискуссии, анализу документа

3.Поэтапное обсуждение хода решения проблемы, подведение итогов, выводы.

репродуктивный, частично- поисковый, игровой

Беседа, дискуссия, игра

самостоятельная работа с документами, беседа, игра

использование слайдов презентации, карта, раздаточный материал

индивидуальная, групповая, фронтальная

оценивание деятельности учащихся

4.Оценка действий, знаний и умений.

Объяснение, опрос

письменная проверочная работа

тестирование, самопроверка

Тест (раздаточный материал)

индивидуальная

выявление уровня овладения знаниями и умениями

5.Осмысление и анализ проделанной работы, рефлексия, обобщение результатов.

Беседа

фронтальная работа с учащимися

Карточки по рефлексии

фронтальная

выступления учащихся

План урока:

1. Общие сведения о пожаре. Понятие о пожаре.

2. Защита проекта «Причины возникновения пожаров».

3. Защита проекта «Поражающие факторы пожара»

4. Защита проекта «Эвакуация учащихся из здания школы».

5. Защита проекта «Куда бежать? Зачем бежать?».

6. Значение противопожарной службы. История её развития.

7. Тестирование.

Материальное обеспечение:

  • Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (извлечения из ППБ 01-03),
  • Учебник ОБЖ. под ред. Н.А.Прокопенко, А.В Косолапова, 2010г.
  • Научно-методический и информационный журнал ОБЖ (октябрь 2009), дидактические материалы ОБЖ,
  • Компьютер,
  • Дисковый носитель.

Ход урока:

1) Организационный момент.

2) Сообщение темы и цели урока.

3) Работа по теме урока.

На уроке учащиеся делятся на подгруппы. У каждой подгруппы имеется соответствующее задание. Учащиеся каждой подгруппы должны защитить свой проект, а остальные ученики делают записи в тетрадях.

Наше занятие начнем с определения огня, которое дал В.Даль в Толковом словаре русского языка: «Огонь - явление горения, высшая степень жара, которая проявляется сгущенным светом, соединением тепла и света при сгорании тела».

Огонь – враг, если человек к нему относится небрежно. Пожар может возникнуть всюду, где огонь найдет для себя хоть малейшую лазейку. Он уничтожает все, что человек создавал долгими годами упорного труда. В учебнике ОБЖ определение пожара следующее: «Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей»

За 2010 год в Чусовском районе произошел 91 пожар, 9 человек погибло, в том числе 1 ребенок. Получили травмы средней, тяжелой степени 8 человек. Материальный ущерб составил 1720000 рублей.

  • Знакомство с условиями возникновения горения.

Подумайте, какие составляющие нужны, чтобы возникло горение? (ответы учащихся).

Действительно, существует так называемый треугольник огня:

Горючее вещество;

Окислитель;

Источник воспламенения.

В последнее время вместо треугольника выделяют четырехугольник. К трем составляющим добавился человек. 97% всех пожаров случается по вине человека.

  • Знакомство с причинами пожаров в зданиях.

Назовите основные причины возникновения пожара в зданиях (ответы учащихся).

Защита проекта по теме: «Причины возникновения пожара» (выступление учащихся)

Просмотр видеоролика «Причины возникновения пожаров» .

  • Знакомство с основными поражающими факторами пожара.

Вспомните и назовите основные поражающие факторы пожара. (Ответы учащихся).

Ваши ответы верны. Действительно, поражающими факторами пожара являются:

Высокая температура;

Задымление помещения;

Распространение огня открытым путем;

Потери конструкциями несущей способности.

Защита проекта по теме: «Поражающие факторы пожара» (выступление учащихся)

Просмотр видеоролика «Поражающие факторы пожара» .

  • Знакомство с правилами безопасного поведения при эвакуации из горящего здания.

Основным мероприятием по спасению людей при возникновении пожаров в зданиях является эвакуация людей.

Перечислите этапы эвакуации из здания школы. (Ответы учащихся).

Верно:

1 этап- обнаружение очага возгорания;

2 этап – сигнал тревоги;

3 этап – сообщение в пожарную службу;

4 этап – эвакуация из здания школы;

5 этап – построение на месте сбора;

6 этап – проверка количества учащихся.

Защита проекта по теме: «Эвакуация учащихся из здания школы» (выступление учащихся)

Просмотр видеоролика «Эвакуация учащихся из здания школы».

При просмотре обратите внимание на следующие вопросы:

Как надо покидать класс во время эвакуации;

Как правильно двигаться по коридору;

Отношение старшеклассников к младшим;

Сообщение в пожарную службу;

Дисциплина на месте сбора.

  • Знакомство с понятием «паника», ее предотвращение.

Ответьте, что является главным врагом при эвакуации из горящего здания?

Действительно, это паника. Слово паника произошло от греческого panikon, что означает «безотчетный ужас». Именно, безотчетный, заставляющий человека неудержимо стремиться любыми путями избежать опасной ситуации. Даже в тех случаях, когда реальной угрозы для жизни нет. И тогда зачастую само паническое движение многих людей становится причиной человеческих жертв.

Защита проекта по теме: «Куда бежать? Зачем бежать» (выступление учащихся)

Просмотр видеоролика «Куда бежать? Зачем бежать?».

  • Знакомство с противопожарной службой.

Как вы считаете, какова роль противопожарной службы в жизни человека? (Учащиеся отвечают).

Познакомимся с историей развития пожарной охраны.

Вторая половина XV века – начало создания пожарной службы, первые законодательные акты, касавшиеся организации службы, призванные бороться с огнем.

При Иване III в 1504 г. издаются первые противопожарные правила, касаясь жизни обывателей.

При М. Ф. Романове в 20-е годы 17 в. В Москве учреждается пожарная команда. 30 апреля 1649 г. Наказ о градском благочинии, утвержденный Алексеем Михайловичем и содержащий в себе правила предупреждения пожаров обязательные для всех. Эта дата считается днем рождения противопожарной службы.

Пожарная безопасность во времена Петра I (обязанность на всех жителей города).

24 июня 1803 г. – Александр I подписал указ о создании полицейских профессиональных пожарных команд из солдат срочной службы.

2001 г. – ГПС вошла в состав МЧС.

4) Закрепление. Тест по пройденной теме (Приложение 1)

5) Подведение итогов урока, выставление оценок.

6) Домашнее задание.

Список литературы (источников) для учащихся.

  1. Алексеенко, В.А. Жизнедеятельность и биосфера [Текст]: учебное пособие / В.А. Алексеенко. – М.: Логос, 2005. – 232 с.
  2. Апраушев А. В. Эколого-педагогический кооператив "Юный натуралист" // Начальная школа. - 1989, N6, С. 73-79.
  3. Безопасность деятельности [Текст]: энциклопедический словарь / под ред. О. Н. Русака. – СПб.: Информационно-издательское агентство ЛИК, 2003. - 504 с.
  4. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебник. / под ред. Э.А. Арустамова. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2002. – 677 с.
  5. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера [Текст]: Учеб. пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. - изд. 2-е, перераб. - М.: Высш. шк., 2007. - 592 с.

6. Безопасность жизнедеятельности. Сборник нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций [Текст]. – М.: Изд-во АСТ – ЛТД, 1988. – 704 с.»

2. Сборник нормативных документов и материалов по подготовке к военной службе./Составитель В.С. Добровольский, М.П. Фролов, Б.И. Мишин. – М.: Высшая школа, 2002.

3. Особенности военной службы: Учебное пособие по разделу «Основы военной службы»: 11 кл./ под ред. В.И. Кузнецов. – М.: «АРМПРЕСС», 2001.

4. Обеспечение жизнедеятельности в экстремальных ситуациях: Учебное пособие/ под ред. А.Н. Костров.–М.:«АРМПРЕСС», 2002.

5. Основы безопасности жизнедеятельности: Примерные вопросы и ответы для подготовки к выпускному экзамену. 11 кл./ Составитель В.Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. – М.: «ЭНАС», 2003. Автор разработки : Бычков Алексей Игоревич, преподаватель-организатор ОБЖ ГБОУ СО НПО «Профессиональное училище № 80» г.Ртищево.

Список использованных источников.

1. Безопасность в быту. Пожары. В криминальной среде. Наркомания и суицид. Безопасность здоровья. Экология и здоровье. Безопасность: организация и управление //Библиотека журнала "Основы безопасности жизнедеятельности".-2006.-№2.-С.83-200.

2. Бутенко И. Уроки безопасности и уроки без опасности/И. Бутенко //Основы безопасности жизнедеятельности.-2006.-№9.-С.8- 15. 2 статьи

3. Быстрова М. День знаний - и день безопасности/М.Быстрова / Гражданская защита.-2006.-№9.-С.55-56.

4. Васильев М. Не пускайте Красного Петуха в дом/М.Васильев / Основы безопасности жизнедеятельности.-2004.-"12.-С.9-11.

5. Воробейчиков А. Пожарные во Франции/ А.Воробейчиков, А. Захаров //Гражданская защита.-2005.-№9.-С.35.

6. Гринин А.С. Пожарная и взрывная безопасность/А.С. Гринин / Гринин А. С. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие/ А.С. Гринин, В.Н. Новиков.-М., 2002.-С.95-121. 68.69я73 Г85

7. Гуржей В. "Мы первыми приходим на помощь". Как работать с населением/ В. Гуржей //Основы безопасности жизнедеятельности.- 2005.-№9.-С.50-54.

8. Дешевых Ю. Государственный пожарный надзор в современных условиях/ Ю.Дешевых, В Волков //Гражданская защита.-2006.-№3.-С. 15-17.

9. Дмитриева Л. Творческий подход приветствуется. Дружины юных пожарных: создание и работа/Л.Дмитриева //Основы безопасности жизнедеятельности.-2006.-№6.-С.33-54.

10. Ефимов В. Оценка пожарной опасности в образовательных учреждениях/В. Ефимов //Основы безопасности жизни.-2004.-№5/май/ -С.45-49.

11. Ефимов В. Пожарная безопасность образовательных учреждений/В Ефимов //Основы безопасности жизни.-2004.-№7.-С.31-34.

12. Карпов А. Ангел-хранитель огнетушитель и другие первичные средства пожаротушения/ А.Карпов, М.Комова, Г.Прытков //Основы безопасности жизнедеятельности.-2004.-№11.-С.6-11.

13. Клепинина Т. Пожарная безопасность/Т. Клепинина //ОБЖ.- 2003.-№8-9.-С.28-35.

14. Клепинина Т. Безопасность и защита человека в ЧС: пожарная безопасность/ Т. Клепинина, М. Комова, Г.Прытков //Библиотека журнала "Основы безопасности жизнедеятельности".-2006.-№1.-С.36-56

15. Князев П. Организация и управление процессом обеспечения пожарной безопасности образовательного учреждения: Рабочая программа курсов повышения квалификации работников образования/П.Князев //Основы безопасности жизни.-2004.-N9.-С.56-58.

16. Князев П. Пожарная безопасность в вузе/П.Князев //Основы безопасномти жизни.-2004.-№4.-С.49-51.

17. Князев П. Пожарная безопасность в вузе/П. Князев //Основы безопасности жизни.-2004.-№5/май/.-С.50-53.

18. Князев П. Пожарная безопасность в ВУЗЕ: Пожарно-тактическое занятие/П.Князев //Основы безопасности жизни.-2004.-№6.-С.45-48.

19. Комова М. История катастроф, история подвигов (30 апреля- День пожарной охраны)/М. Комова, Г. Прытков //Основы безопасности жизнедеятельности.-2004.-№4.-С.23-28.

20. Комова М. Каждый учащийся должен знать, где живет пожар (правила пожарной безопасности для населения)/М.Комова, Г.Прыткова //Основы безопасности жизнедеятельности.-2006.-№11.-С.20-25.


Номинация: все для детского сада основы безопасности жизнедеятельности.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по безопасности «Путешествие по островкам безопасности»

Цель: Познакомить детей с термином «безопасность».

Задачи: Познакомить детей с некоторыми правилами безопасности.

Развивать мелкую моторику рук, память, мышление, словарный запас.

Развивать дыхательную систему детей.

Воспитывать взаимопомощь в выполнении заданий, дружелюбие.

Материалы и оборудование: картинка дороги, платок, столы, игрушка муравья, предметы пожаротушения, мешочек, картинки со знаками правил поведения на природе, коробочка, картинки с опасными и не опасными предметами.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, мы с вами будем изучать правила безопасного поведения в различных местах. А кто знает, что такое безопасность?

Воспитатель: Безопасность – это правила безопасного пребывания (поведения) человека в окружающей среде, охрана и укрепление здоровья. Сегодня я хочу вас пригласить на путешествие по островкам безопасности. В этом путешествии, мы узнаем, какие правила безопасности будем изучать. Согласны? Тогда встаем на ножки

(Перед детьми воспитатель раскрывает платок (парус)) .

Это наш парус, для того чтобы наш корабль поплыл нужен ветер. Но мы в помещении, где ветра нет. Что же нам делать? Правильно, нужно подуть на платок.

Дети дуют на платок и постепенно передвигаются.

Воспитатель: Вот мы у первого островка. А что за островок, вы узнаете, если выполните задание «Собери картинку». Что изображено на картинке? Правильно, это дорога. Значит это островок правил дорожного движения. Здесь мы с вами узнаем как вести себя на дороге, как переходить дорогу, узнаем, что означают сигналы светофора. Поплыли дальше.

Воспитатель: Остановка – это наш второй островок. Посмотрите, что здесь? Мешочек, значит, поиграем в игру «Чудесный мешочек.

Дети достают из мешочка предметы, называя их

Воспитатель: Что это за предметы? Правильно, эти предметы принадлежат пожарному. Значит этот островок правил пожарной безопасности. На этом островке мы узнаем как вести себя во время пожара, причины пожара, о профессии пожарного. Поплыли дальше.

Воспитатель: Устали? А на этом островке мы немного разомнемся.

Физминутка «На зарядку становись!»

На зарядку становись!

Вверх рука, другая вниз! Одна рука прямая вверх, другая вниз, рывком меняем руки

Повторяем упражненье, Руки перед грудью, рывки руками

Делаем быстрей движенья.

Раз – вперед наклонимся. Наклоны вперед, назад и в стороны

Два – назад прогнемся.

И наклоны в стороны

Делать мы возьмемся.

Приседания опять Приседания

Будем дружно выполнять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Кто там начал отставать?

На ходьбу мы перейдем, Ходьба на месте

И урок наш вновь начнем.

Воспитатель: Что вы с вами сейчас делали? Правильно, зарядку. А для чего нам нужна зарядка? Молодцы, на этом островке будем изучать правила здорового образа жизни, для чего питаться правильно, что такое режим дня и т.д. Поплыли дальше.

Воспитатель: А вот и следующий островок. Посмотрите, а здесь нас ожидает гость. Кто это? (муравей). Муравей хочет познакомить вас со знаками, чего нельзя делать на природе.

Воспитатель: Молодцы! Этот островок о правилах безопасного поведения на природе. Здесь мы узнаем как вести себя на природе, какие растения и грибы бывают. Давайте попрощаемся с нашим гостем. Поплыли дальше.

Воспитатель: Приплыли. Что же готовит для нас этот островок!? А здесь у нас коробочка. Что же в ней?

Воспитатель открывает коробочку, а в ней опасные предметы.

Игра «Топаем, хлопаем»

Если предмет опасный – топаем, если нет хлопаем.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Знаете, какие предметы для нас опасны. Этот островок о правилах поведения дома. Ведь и дома нас могут поджидать опасности, а какие мы с вами и узнаем. Поплыли дальше.

Воспитатель: А вот и островок. Ой, кто-то к нам стучится. Кто же это может быть? Я посмотрю, хорошо. Ой, а там злой, голодный, серый волк. Ребята, мне кажется, что он хочет нас съесть. Что будем делать? Открывать или нет?

Воспитатель: Ой, какие же вы молодцы! Правильно, нельзя открывать дверь незнакомцу. Этот островок правил безопасного поведения с незнакомцами.

А теперь, нам пора возвращаться в детский сад. Дуем на наш парус.

Воспитатель: На этом наше путешествие окончено. Вот сколько интересного, незнакомого нам предстоит узнать с вами на занятиях по безопасности. Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось?

Номинация: ОБЖ в детском саду конспекты.

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МКДОУ – Чернаковский детский сад «Теремок»
Месторасположение: Новосибирская область, Ордынский район, п. Чернаково, ул. Приморская,12



Тема: «Госпожа Безопасность».

Возрастная группа: старшая.

Цель: создать условия для закрепления у детей представлений о правилах безопасного поведения, когда ребенок остается дома один.

Задачи:
Учить детей предвидеть опасные ситуации.
Сформировать представление о понятии «пиротехника».
Воспитать чувство заботы о близких.
Практиковать навыки рисования фломастерами.
Развивать мышление, воображение, внимательность.
Закрепить знание телефона пожарной службы.

Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие;
Познавательное развитие;
Художественно-эстетическое развитие.

Словарная работа: пиротехника, сигнальная карточка, пренебрежение.

Материал:
Макет «Дом»;
Модуль «Детская кухня»;
Искусственная елка в украшениях;
Сетевой фильтр;
Гирлянда;
Сигнальная карточка «Не открывать незнакомцам!»;
Спички;
Бенгальские огни (пачка);
«Записка от родителей».

Ход занятия
Дети и воспитатель слушают музыку на магнитофоне. Воспитатель встает, идет ополаскивает руки, выходит с мокрыми руками и говорит: «Надо магнитофону немного передохнуть, отключу ненадолго ». Подходит к розетке и протягивает к ней руки. В комнату вбегает Госпожа Безопасность.

Госпожа Безопасность: Постойте! Что же вы делаете!
Воспитатель: Что? Что вы кричите?
Госпожа Безопасность: Разве можно выключать вилку из розетки мокрыми руками?
Воспитатель: Ребята, можно или нельзя?
Дети отвечают.
Госпожа Безопасность:
Вода проводит электричество, поэтому соприкосновение подключенного в розетку электроприбора с мокрыми руками может быть опасно! Если человека ударит током, что с ним может случиться (обращается к детям)?
Дети размышляют и отвечают.
Госпожа Безопасность: Конечно, можно получить сильнейший ожог, или умереть!
Воспитатель: В таком случае, спасибо, что сберегли мое здоровье!
Госпожа Безопасность: Ребята, вы знаете, опасности, они на каждом шагу… Особенно их возникает много, когда ребенок остается дома один. Как вы думаете, почему?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель: Я предлагаю проверить это на практике! Давайте представим, что я – это девочка Аня, которая осталась одна дома, родители уехали в магазин, оставив меня за старшую. Ведь мне уже 6 лет!
Посреди комнаты ставят деревянный дом (макет). На стороне модуля «Детская кухня» стоит украшенная искусственная елка, на ней висит гирлянда, вилка которой воткнута в сетевой фильтр.
Госпожа Безопасность: Ваша задача – наблюдать за поведением Ани и найти ошибки в ее поведении там, где она пренебрегла безопасностью.

Дети наблюдают за поведением девочки, размышляют о том, в каких моментах и как она пренебрегла безопасностью:
В квартиру к девочке стучится незнакомец. Девочка не открывает. Незнакомец представляется знакомым ее родителей, и девочка открывает дверь.
Девочка проголодалась, нашла записку о том, что бутерброды стоят в холодильнике, но не захотела их есть, а решила постряпать торт. Поставила его в духовку, пошла играть и уснула.
Девочка рассматривает елку, затем тянет гирлянду за шнур и обращает внимание на то, что он воткнут в розетку и сосредотачивает на ней свое внимание. Берет вилку и начинает ковыряться в розетке.
Девочка находит спички, начинает из них выкладывать фигурки, затем поджигает спичку и решает поджечь мишуру на елке, потом находит коробку с бенгальскими огнями и решет зажечь их.

Госпожа Безопасность вместе с ребятами комментирует каждую ситуацию. Вводит в словарь детей слово «пиротехника», работает над произношением, напоминает телефон пожарной службы.
Госпожа Безопасность: Ребята, кажется, Аня совсем не знает правил безопасного поведения, когда ребенок остается дома один. Что же мы с ней будем делать?
Дети предлагают свои варианты.

Физминутка. Игра «Огонь-вода»
Выбирается ведущий по считалке. Когда ведущий говорит: «Огонь» — все начинают приседать, когда говорит «Вода» — все начинают прыгать. Ведущий старается запутать игроков, повторяя иногда одно и то же слово, меняя при этом интонацию, делая движения, соответствующие другому слову.

Госпожа Безопасность: Давайте сделаем для Ани сигнальные карточки-напоминания, чтобы, если вдруг она снова останется дома одна, с ней ничего не случилось. На дверь ей можно повесить карточку: «Никому не открывать!» (вешает готовую карточку). Какие еще карточки можно приготовить и куда их разместить?

Госпожа Безопасность и дети обсуждают и приступают к изготовлению карточек, затем размещают их у «Ани дома».

Воспитатель: Какие вы молодцы!

Госпожа Безопасность: Ну, теперь вы все в безопасности это значит, что я могу уходить к другим детям. До свиданья!

Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, ОБЖ
Название: Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе «Госпожа Безопасность»


Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад 272»
Месторасположение: г. Красноярск, ул. Волжская, д. 32

Конспект занятия по обж в старшей группе « Службы спасения «101», «102», «103»

Пр. задачи:

Систематизировать представление детей о правилах пожарной безопасности, значимости безопасного поведения для охраны жизни и здоровья; закреплять представления воспитанников о правилах безопасного поведения в различных ситуациях, закреплять полученные знания о знаках, объяснить их связь с безопасностью участников уличного движения;

стимулировать развитие мышления и речи; развивать наблюдательность, умение слушать;

воспитывать уважение к профессиям, чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения к товарищам.

Материал и оборудование: макет автобуса, шкатулка, карзинки-2 шт, листы с заданиями, дорожные знаки, телефон 2 шт, карандаши простые, предметы: машинка, карандаши, книга, мяч…; спички, свечи, игла, зажигалка зеркальце …; картины «пожар в доме» «Потерялась девочка»

Персонаж: Незнайка

Предварительная работа: Чтение художественной литературы о безопасной жизнедеятельности, сюжетные картинки «Хорошо-плохо», дидактические игры «Дорожные знаки», разучивание стихов, загадок, подбор вопросов по ПДД, рисование по теме.

Ход занятия.

Дети, взявшись за руки, образовывают круг.

В. Давайте сначала мы с вами передадим друг другу хорошее настроение, добро. Для этого каждый пожмёт руку соседа слева.

В. Сегодня мы с вами будем путешествовать

Входит Незнайка.

Незнайка. - Это д\с? Ребята старшей группы? Здравствуйте ребята! Это я, Незнайка. У меня тут такое, приключилось! Срочно нужна ваша помощь.

В. Не волнуйся, Незнайка. Лучше объясни, что у тебя произошло? Чем мы можем тебе помочь?

Незнайка. Расскажу всё по порядку, а вы сами решайте, чем мне помочь. Вчера дома под столом я решил развести костёр, чтобы погреться. Но огонь оказался таким прыгучим! Сначала перепрыгнул на скатерть, потом - на шторы, и нечаянно начался пожар! Приехали пожарные. Но им пришлось очень постараться, чтобы меня найти: я ведь умный - от огня в шкафу спрятался! А эти вредные пожарные, когда меня нашли, то сказали, что я не знаю каких-то правил безопасности, вот! А что это за правила, я действительно не знаю. Ребята вы мне поможете с этим справиться?

В. Ребята, поможем Незнайке? Не волнуйся, Незнайка, расскажем тебе о правилах безопасности. Кстати, мы, сейчас, едем в страну Безопасности. Поедем с нами.

Незнайка. Ой, спасибо, вам!

В. Сегодня мы с вами будем путешествовать в школьном автобусе. Для того, чтобы войти в него, каждому нужно ответить на вопрос по правилам безопасности. Если ответите неверно, становитесь в конец очереди, чтобы ответить правильно и занять место в автобусе.

ВОПРОСЫ:

  1. Где пассажиры ждут автобуса?
  2. К чему приводят игры со спичками?
  3. Почему нельзя высовываться в окно или выставлять руку?
  4. Что может случиться, если съесть немытые овощи, фрукты, испорченные продукты?
  5. Можно зажигать свечи на новогодней елке? Почему?
  6. Можно ли выбрасывать что-либо через открытое окно транспорта?
  7. Если твой друг попал в беду, что делать?
  8. Можно ли без разрешения взрослых пользоваться утюгом? Почему?
  9. Почему во время движения нельзя прислоняться к дверям?
  10. Можно ли звонить в службу спасения ради забавы?
  11. Рекомендуется ли принимать лекарство без назначения врача?
  12. Можно ли играть в футбол на дороге?
  13. Для чего нужно знать свое имя, фамилию, домашний адрес, телефон?
  14. Опасна ли электророзетка в помещении?

В. Сейчас мы сядем в автобус и поедем.

Едем, едем по дороге,

Справа светофор горит,

Слева милиционер стоит,

Остановка впереди,

Подъезжай и выходи.

ОСТАНОВКА 1. «Площадь дружбы»

В . Давайте выйдем. Посмотрите нам кто - то оставил шкатулку. Как вы думаете, что в ней? Для этого я загадаю вам загадку.

Это тёмный, тёмный дом.

Сто сестричек живёт в нём,

И любая из сестричек

Может вспыхнуть как костёр,

Славные сестрички - тоненькие…(Спички)

В. Для чего нужны спички?

Дети. Чтобы разжечь огонь.

В . Как вы думаете, огонь приносит пользу или вред человеку? (ответы детей)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ХОРОШО_ПЛОХО»

Польза: согреться, приготовить еду, зажечь свечи на праздничный торт и т.п.

Вред: от неосторожного обращения с огнём и электричеством случаются

пожары, могут погибнуть люди, животные, разрушаются дома, гибнут леса и т.п.

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Глазкам нужно отдохнуть, (закрывают глаза)

Нужно глубоко вздохнуть (вдох, глаза закрыты)

Глаза по кругу побегут, (глаза открыты, круговые вращения

зрачками по часовой стрелке и наоборот)

Много- много раз моргнут (частое моргание)

Глазкам стало хорошо. (лёгкое касание закрытых глаз кончиками пальцев)

Мои глазки видят всё! (глаза раскрыты, на лицах улыбки)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ЧТО ОПАСНО, ЧТО НЕТ»

В. Предлагает разложить картинки с предметами в разные корзинки: в синюю предметы, игры с которыми не могут стать причиной пожара, опасности (машинка, книга, карандаши, мяч …); в красную - опасные предметы (спички, свечи, игла, зажигалка, зеркальце…).

В. Сейчас я вам прочту стих. С. Маршака «101».

Мать на рынок уходила:

Дочке Лене говорила:

« Печку Леночка не тронь-

Жжётся, Леночка огонь…

Как вы думаете, что могло случиться с девочкой? Как помочь девочке? По какому телефону можно вызвать пожарную службу? (101)

Воспитатель раздаёт карточки с точечным рисунком номера «101». Дети обводят номер по точкам карандашом.

В. Давайте рассмотрим картинку «пожар в доме»

Что нужно делать? (Дети обыгрывают- вызывают пожарную службу).

Игра « Если пожар»

Дети набирают номер «101» и называют своё имя, домашний адрес.

Воспитатель задаёт уточняющие вопросы: « Что горит? Если там дети?»

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Пейте все томатный сок - (ходьба на месте)

Кушайте морковку - (руки к плечам, затем вверх)

Все ребята будете - (руки на пояс, наклоны в стороны)_

Крепкими и ловкими - (руки на пояс, приседание)

Грипп, ангину, скарлатину - (руки на пояс, прыжки)

Всё прогонят витамины - (ходьба на месте)

В. Дети садятся в автобус.

Едем, едем по дороге,

Справа светофор горит,

Слева милиционер стоит,

Остановка впереди,

Подъезжай и выходи.

ОСТАНОВКА 1. «Перекрёсток добрых дел»

В. Давайте выйдем из автобуса. Вспомним об известных правилах безопасности на дороге. Ответы детей

Нельзя играть.

Переходить улицу по пешеходному переходу.

Знаки используют водители и пешеходы.

Водители едут по проезжей части, пешеходы ходят по тротуару, велосипедисты по велосипедной дорожке.

ИГРА « ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ»

В. Я буду в этой игре ведущим и вам, буду читать стихи, а вам нужно отвечать « Это я, это я, это все мои друзья» или молчать.

В.1. Кто из вас идёт вперёд Только там, где переход.

Дети отвечают.

2.Кто летит вперёд так скоро, Что не видит светофора?

3.Кто знает, что красный свет -Это значит хода нет?

Дети отвечают

4.Кто из вас, идя домой, держит путь по мостовой.

Дети отвечают.

5. Знает кто, что свет зелёный Означает путь открыт?

Дети отвечают

6. Кто украдкой в уголке жег свечу на чердаке? Молчат

7.Кто будет слушаться без спора указанья светофора.

Дети отвечают.

8.Признавайтесь, ребятишки,

Кто берёт без проса спички? Молчат.

9.Кто как таблицу умноженья знает правила движенья.

Дети отвечают

10. Кто, завидев сильный дым, набирает «101?»

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ШОФЕРЫ И ПЕШЕХОДЫ»

В . 2. группы детей- пешеходы и шофёры. Воспитатель поднимает картинку с изображением одного из дорожных знаков, а дети называют знак, затем говорят, что должен делать-шофёр или пешеход, когда подходит к этому знаку.

В. Если что- нибудь случится, кто поможет нам в беде? (милиционер) Как его можно найти?

Можно увидеть на улице. Можно позвонить в милицию.

Воспитатель раздаёт карточки с точечным рисунком номера «102». Дети обводят номер по точкам карандашом.

Рассматривают картинку (потерялась девочка).

Дети обыгрывают ситуацию. Дети набирают номер «102» и называют своё имя, домашний адрес.

Едем, едем по дороге,

Справа светофор горит,

Слева милиционер стоит,

Остановка впереди, Подъезжай и выходи

ОТАНОВКА « БОЛЬНИЦА» Де ти выходят, садятся на стульчики.

В.Вы можете вспомнить случаи из своей жизни, когда вы сильно заболели? А случилось болеть так, что с вашей болезнью не могла справиться мама? Что делать? (вызвать скорую помощь) По какому телефону? «103»

Воспитатель раздаёт карточки с точечным рисунком номера «103». Дети обводят номер по точкам карандашом.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ»

В. Я буду описывать ситуацию, в которой могут оказаться люди, предлагать два варианта ответа. Нужно выбрать правильный.

1.У человека поднялась температура, он плохо себя чувствует .

А. поиграть на улице;

Б. лечь в постель и вызвать врача;

2.Вкусные конфетки прячет мама высоко в шкафчике .

А. это не конфеты, а лекарство.

Б. можно брать и есть пока никто не видит.

3.Ветер на улице становится сильнее, ломает ветки, небо потемнело .

А. лучше идти домой.

Б. можно играть на улице.

4. У мамы есть моющее средство для посуды.

А. брать его самостоятельно.

Б. мыть посуду с взрослыми.

5.Утюжили с мамой одежду, зазвонил телефон.

А. оставить утюг включенный, поутюжить потом.

Б.выключить, поставить в безопасном положении,

закончить работу потом,

6. Как интересно играть в компьютерные игры.

А. играть можно не каждый день.

Б. хорошо играть каждый день.

Дети садятся в автобус.

Едем, едем по дороге,

Справа светофор горит,

Слева милиционер стоит,

Остановка впереди,

Подъезжай и выходи.

В. Вот мы и вернулись в д\с.

Незнайка тебе понравилось наше путешествие? Чтобы с тобой не случилась беда, слушай внимательно и запоминай.

1. Ребёнок. Мы знаем правил много,

Мы учим с детства их.

Но нужно помнить строго.

О правилах таких

2. Ребёнок. Если вдруг увидишь дым,

Что-то загорается,

Позвони по 101-

Сразу всё уладится.

3.Ребёнок. Если вы в беду попали-

Телефон «102» набрали.

К вам милиция придёт,

Всем поможет, всех спасёт.

4.Ребёнок. Если вдруг ты сильно захворал,

Простудился или ногу поломал,

В тот же миг по телефону набери

Этот номер « Скорой помощи» «103»

Незнайка . Благодарю вас за то, что помогли мне.

В. Ребята, давайте подарим Незнайке номера служб спасения.

В. Вам понравилось наше путешествие? Я надеюсь, вы тоже запомнили все правила, которые мы с вами повторили, и будем соблюдать их.

Родители - главный пример для своего ребенка, и грош цена работе дошкольного учреждения, не подкрепленной в домашних условиях: можно много говорить о правилах поведения на природе, но если родители их не соблюдают, то наши усилия бесполезны. Для родителей необходимо в уголке еженедельно помещать рекомендовать литературу для чтения и обсуждения с детьми, проводить совместные практические консультативные циклы по основам безопасности.

  • Урок-викторина в 10-м классе "Памяти поколений – дни воинской славы" по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" 2019

    Цели викторины: познакомить учащихся с днями воинской славы (победными днями) России; сформировать чувство гордости за свою Родину и уважение к подвигам наших воинов – защитников Отечества.

  • 2019

    Цель урока: познакомить детей с правилами выбора места для разведения костра, способами добывания и сохранения огня. В ходе урока учащиеся знакомятся с несколькими способами добычи огня с помощью подручных средств, с типами различных костров, выполняют практическую работу по добыче огня.

  • 2019

    Цели урока: познакомить учащихся с историей и задачами РСЧС, режимами функционирования РСЧС, структурой РСЧС.

  • Методическая разработка урока ОБЖ "Эмоциональное благополучие – важный фактор сохранения здоровья. Игры на эмоциональную разгрузку". 3-й класс 2019

    Цель урока: выделить важный фактор сохранения здоровья – эмоциональное благополучие и помочь создавать его с помощью игр.

  • Квест «Ключи от разведки» 2018

    Четвертый год у нас в лицее работает военно-патриотический проект «Ключи от разведки» для лицеистов 8–11-х классов. Прежде всего мы ставим задачи индивидуальной тренировки специфических навыков разведчиков, работу с информацией, использовать различные методы и языки передачи сообщений; умения работать в мини-группах, развития аналитических методов и средств противостояния социальным провокаторам и экстремистам.

  • Военно-спортивная игра "Зарница" 2018

    Сценарий военно-спортивной игры «Зарница» может быть использован как одно из основных мероприятий патриотического воспитания подрастающего поколения. Сочетание этапов физического, интеллектуального и военного направления вызывают живой интерес школьников, укрепляя, таким образом, лучшие традиции русского народа.


  • 2018

    Цели урока: расширить знания учащихся о классификации пресмыкающихся; сформировать умения оказания перовой медицинской помощи (ПМП) при укусах ядовитыми пресмыкающимися.

  • Боевое знамя воинской части - символ воинской чести, достоинства и славы 2018

    Боевое знамя воинской части – официальный символ и воинская реликвия воинской части. Оно олицетворяет ее честь, доблесть и славу, служит напоминанием каждому военнослужащему о героических традициях и священном долге защиты Отечества, указывает на предназначение воинской части и ее принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам.

  • Музыкальный мини-спектакль «Поющий светофор» 2018

    Представлен сценарий мероприятия, посвященного правилам дорожного движения.

  • Подготовка учащихся к олимпиаде по ОБЖ как одно из направлений формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников 2018

    Реализация поиска и отбора талантливых детей происходит через систему олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований, научно-практических конференций и других мероприятий. Олимпиадное движение сегодня является одним из актуальных направлений. Участие учащихся в олимпиадах, их победы сегодня рассматриваются в качестве одного из критериев оценки деятельности образовательных учреждений, деятельности педагога при прохождении им аттестации.

  • План ежедневных бесед и игр по ОБЖ с детьми дошкольного возраста 2018

    Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Для этого взрослым необходимо научить ребенка следовать определенным правилам, которые помогут ему выжить в различных ситуациях и избежать их. Работая по плану ежедневных бесед с детьми по ОБЖ на прогулке, педагоги имеют возможность формировать навыки и способствовать накоплению опыта безопасного поведения у детей.

  • Дорожно-транспортные происшествия: причины, условия, анализ, предотвращение 2018

    Занятие знакомит учащихся с видами контроля безопасности дорожного движения, органами, контролирующими дорожную безопасность. Анализируются причины возникновения ДТП и факторы, влияющие на безопасность движения автотранспорта. В практической части занятия учащиеся самостоятельно разбирают опасные дорожные ситуации и прописывают алгоритм поведения в таких ситуациях водителя и пассажира.

  • Одно из занятий проекта «Ключи от разведки» 2018

    В военно-патриотическом проекте лицеисты 8–11-х классов знакомимся с профессией разведчика, учатся работать с информацией: сжимать её, кодировать, использовать различные методы и языки передачи сообщений.


  • Мир, в котором мы живем сегодня 2017

    Статья посвящена обзору военно-политической обстановки, сложившейся на данный момент. Дается характеристика основных угроз России. Материал может быть использован при изучении тем в рамках программы ОБЖ, связанных с национальными интересами Российской Федерации.

  • 2017

    Цели урока: формирование способности обучающихся к новому способу действия по сохранению и укреплению своего здоровья, освоить новые понятия; сформировать систему новых знаний по ЗОЖ, и профилактике наиболее опасных неинфекционных заболеваний; расширить знания обучающихся за счет включения новых терминов, понятий, описаний.

  • Конспект квест-игры «Поиски средств пожаротушения» 2017

    Цель мероприятия: создания условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры и формирование самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности.

  • В стране дорожных знаков 2017

    Цель занятия: формирование у детей безопасного поведения на дороге и на улице.

  • Использование игровой деятельности на уроках ОБЖ при обучении детей с ДЦП 2017

    ДЦП – это группа нарушений двигательных функций мозга с возможным нарушением интеллектуального развития и речи. Для детей с ДЦП игра приобретает особое значение. Она вызывает у обучающихся желание достигнуть цели и выиграть. Именно это заставляет детей воспринимать окружающее, всматриваться, вслушиваться, быстрее ориентироваться, подбирать и группировать предметы согласно условиям и правилам игры. Игровое обучение формирует у детей знания и умения и корректирует высшие психические функции.

  • Марафон естественных наук 2017

    Марафон естественных наук проводится уже традиционно на декаде предметов естественнонаучного цикла. Задания Марафона опираются на знания в пределах школьной программы, часто носят занимательный характер. Такая форма работы позволяет повысить интерес к естественным наукам, способствует расширению кругозора, прививает навыки коллективной работы.

  • Занятие по правилам дорожного движения "Юный пешеход" в средней группе детского сада 2017

    Данное занятие по правилам дорожного движения учит детей различать дорожные знаки, развивает устойчивые навыки безопасного поведения на улице и воспитывает в детях чувство ответственности.


  • Контрольно-измерительные материалы ОБЖ 2017

    К наиболее эффективным средствам диагностики относятся задания в тестовой форме. Айрен – это бесплатная программа, позволяющая создавать тесты для проверки знаний и проводить тестирование в локальной сети, через Интернет или на одиночных компьютерах. Тесты могут включать в себя задания различных типов: с выбором одного или нескольких верных ответов, с вводом ответа с клавиатуры, на установление соответствия, на упорядочение и на классификацию.

  • 2017

    Цели урока: знакомство с характеристикой очагов поражения при радиационных авариях, с принципами защиты от ионизирующего излучения; воспитание бережного отношения к окружающей среде.

  • Действия водителя в опасных и критических дорожно-транспортных ситуациях 2017

    Учащиеся знакомятся с техническими неисправностями автомобилей, приводящими к ДТП: разрыв шины, поломка узлов рулевого привода, подвески, отрыв колеса, отказы тормозной системы. Рассматривают критические ситуации: экстренного объезда препятствий, заноса автомобиля, ослепление водителя дальним светом встречных авто, пожары на автомобиле, затопление и др. К ситуациям даются рекомендации поведения, исходя из дефицита времени на принятие решения.