Медицинская статистика. Cанитарная статистика Уровни оценки состояния здоровья населения

Санитарная статистика - это отрасль медицины, изучающая статистическими методами , здравоохранения и влияние на них социальных и других факторов. Статистические методы применяются также в научных медицинских исследованиях.

Санитарная статистика подразделяется на статистику здоровья населения и статистику здравоохранения. Санитарная статистика имеет большое значение для практики здравоохранения: статистические материалы о здоровье и медицинском обслуживании населения помогают составлению научно обоснованного прогноза состояния здоровья населения, являющегося основой для планирования и проведения государственных оздоровительных мероприятий, улучшения и дальнейшего развития дела здравоохранения.

Статистика здоровья населения включает санитарно-демографическую статистику, статистику заболеваемости и статистику . Санитарно-демографическая статистика изучает численность и возрастно-половой состав населения, смертность, прирост населения, и др.

Статистика заболеваемости определяет, как часто и чем болеет население в целом и в отдельных его территориальных, возрастно-половых, профессиональных и других группах.

Статистика физического развития содержит данные о росте, весе, окружности груди и других признаках у обследованных в различных группах населения.

Статистика здравоохранения дает характеристику сети медицинских учреждений, их кадров и деятельности. Она включает сведения о численности учреждений: по их типам (больницы, и т. д.), мощности (количество коек, кабинетов, оборудования и пр.); выявляет уровень обеспеченности населения врачами, средним медперсоналом, койками и др., а также освещает объем и эффективность проделанной работы.

Наряду с количественными показателями деятельности учреждений статистика здравоохранения дает характеристику качественных показателей - качества диагностики и лечения. Статистика применяется также в научных исследованиях: она помогает определить эффективность тех или иных новых средств диагностики, лечения, профилактики; правильно собрать, обобщить и проанализировать данные в различного рода опытах. Каждая статистическая работа складывается в основном из трех этапов: 1) статистического наблюдения, 2) группировки и сводки собранных материалов, 3) преобразования сводки и анализа. В практической работе медицинских учреждений эти три этапа представляют собой соответственно: 1) учет, 2) отчет, 3) объяснительную записку или конъюнктурный обзор.

Для успешного осуществления первого этапа необходимо обеспечить полноту, правильность и своевременность сбора данных. Полнота заключается в охвате регистрацией всех намеченных программой единиц наблюдения и учитываемых признаков
их (например, название болезни, и возраст больного и т. п.). Правильность данных определяется соответствием их действительности и четким пониманием установленных терминов. Так, например, случаем заболевания с временной нетрудоспособностью считается заболевание, закончившееся выпиской на работу или другим исходом; продолжение листка нетрудоспособности не считается законченным случаем.

Задача второго этапа - отчета - заключается в распределении полученных первичных документов на группы по определенным признакам и в последующем подсчете единиц наблюдения в этих группах. Группировка материалов должна определяться целью исследования, строиться на основе качественной однородности единиц наблюдения внутри групп, обеспечивать всестороннее освещение исследуемого вопроса. Например, если речь идет о группировке материалов при изучении заболеваемости с временной нетрудоспособностью, листки нетрудоспособности группируются по цехам (производствам), внутри групп - по роду болезни, полу, возрасту и т. д.

Подсчитанные по группам числа единиц наблюдения вносятся затем в статистические таблицы. Таблицы бывают по своему построению трех видов: 1) простые, в которых исследуемые объекты рассматриваются только по одному какому-либо признаку, например больные - по возрасту; 2) групповые, в которых изучаемые контингенты, распределенные на группы, характеризуются несколькими различными признаками без их сочетания (см. таблицу); 3) комбинационные, в которых исследуемое явление рассматривается в сочетании различных признаков. Так, например, группу болевших рабочих распределяют по формам болезни, внутри этих форм - по полу, внутри пола - по возрасту и т. д.

Второй этап статистического исследования завершается подготовкой полученных сводных данных к анализу путем вычисления статистических показателей, которые делятся на абсолютные и относительные. К относительным числам принадлежат следующие. 1. Относительные числа распределения (или экстенсивные). С их помощью определяется доля («удельный вес») той или иной части в составе всей исследуемой совокупности, например процент болевших гриппом в общем числе больных. Эти относительные величины вычисляются по формуле:
число единиц в данной части х100 / общее число единиц по всей совокупности
2. Относительные числа частоты (или интенсивные). Они измеряют частоту какого-либо явления в данной среде, например число болевших гриппом на 100 рабочих (служащих и др.). Вычисление в общем виде производится по формуле:
число единиц в исследуемом явлении х100 (1000, 10 000 и т. д.) / число единиц в данной среде.

К статистическим показателям относятся также средние числа (которые могут быть как абсолютными, так и относительными), например средняя длительность пребывания больного на койке и т. п. Средние показатели должны вычисляться по отношению к качественно однородным явлениям. Например, средние сроки лечения имеют значение, если они вычислены по отношению к определенной болезни.

Третий этап статистического исследования - анализ полученных показателей - состоит в истолковании полученных данных, выявлении обусловивших их причин, в сравнении величины их с плановыми нормативами, с предыдущими периодами, с показателями, достигнутыми передовыми медицинскими учреждениями, и т. д.

В обеспечении хорошей постановки статистической работы медицинского учреждения, отделения, кабинета, лаборатории большая роль принадлежит среднему медперсоналу. В статистических исследованиях лаборант, фельдшер, сестра являются ближайшими помощниками врача; им приходится производить выкопировку необходимых данных из медицинских документов (историй болезни, листков нетрудоспособности и др.). Средний медработник должен хорошо владеть медицинской терминологией. В тех случаях, когда ему поручается опрос обследуемых, он обязан четко записывать получаемые ответы. Для последующей группировки собранных материалов средний медперсонал выполняет ответственную функцию их шифровки, т. е. внесения условных обозначений тех или иных признаков: цифровых (например, указывать номер болезни, установленный по международной классификации и номенклатуре болезней), буквенных (например, обозначать возраст до 19 лет - буквой А, от 20 до 29 - буквой Б и т. д.). Далее он производит подсчет данных по группам и вносит их в статистические таблицы. Подсчет данных и вычисление показателей производятся с помощью вычислительной аппаратуры. Большие по объему статистические материалы обрабатываются на машиносчетных станциях. Среднему медработнику, занимающемуся этой работой, приходится выполнять диаграммы и другие графические изображения.

См. также Документация медицинская, Отчетность медицинская.

Распределение травм по локализации и степени тяжести (числа условные)

Статистика - самостоятельная общественная наука. Она изучает количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной.

В зависимости от того, какую сторону явлений общественной жизни изучает та или иная отрасль статистики, она получает специальное название: - демографическая статистика,

Экономическая статистика,

Промышленная статистика,

Сельскохозяйственная статистика,

Статистика торговли,

Статистика культуры и др.

Статистика, изучающая вопросы, связанные с медициной, гигиеной и общественным здравоохранением, носит названиемедицинской или санитарной статистики.

Медицинская статистика рассматривает человека, как социальное существо, а все явления социальной жизни, как социально обусловленные. Нет таких процессов в организме человека, которые не подвергались бы воздействию социальной среды. Особенно наглядно зависимость от социальной среды выявляется при рассмотрении биологических процессов (болезнь, смерть).

Санитарная статистика делится на два раздела:

1. Статистика здоровья (количественная характеристика состояния здоровья различных групп населения в зависимости от комплекса социально-биологических факторов);

2. Статистика здравоохранения (состояние сети кадров, оценка деятельности учреждений здравоохранения, мероприятий по охране здоровья населения).

Основными задачами медицинской статистики являются:

1. Выявление особенностей состояния здоровья населения с использованием демографических данных, данных о заболеваемости, физическом развитии и инвалидности, а также факторах, их определяющих;

2. Изучение данных о сети, структуре, кадрах и деятельности лечебно-профилактических учреждений.

3. Оценка эффективности мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья населения и повышение эффективности работы медицинских учреждений.

4. Оценка клинических, гигиенических и лабораторных данных, а также материалов научных исследований.

Статистическая методология строится на основе выработанных в процессе практики и научно обобщенных принципов, правил и приемов.

Важнейшим методом статистики является статистическое исследование.

Статистическое исследование - это процесс изучения общественных явлений на основе статистических методик.Предметом статистического исследования в области здравоохранения могут быть деятельность медицинских учреждений, вопросы кадров, санитарно-гигиенические условия труда, быта, заболеваемость, рождаемость, смертность, физическое развитие населения, результаты лечебно-оздоровительных мероприятий и т. д.

В статистическом исследовании выделяют ряд последовательных этапов.Этапы статистического исследования :

1. План статистического наблюдения.

2. Наблюдение.

3. Сводка.

4. Анализ.

1 Этап. “План статистического наблюдения”.

Первый этап представляет собой подготовительную работу: составление заранее продуманного четкого плана и программы исследования.

1. Установление цели и задач исследования, т.е. формулировка теоретических положений и обоснование необходимости данного исследования.

2. Определение объекта наблюдения. Объект наблюдения - кто или что подлежит исследованию, как правило это определенные контингенты лиц. Объектом наблюдения могут быть люди, предметы, явления, события и т. п.

3. Определение объема наблюдения.

4. Установление единицы наблюдения. Единица наблюдения - составная часть статистической совокупности, подлежащая отдельной регистрации. Единицей наблюдения может быть больной, умерший, здоровый, семья. Единица наблюдения должна отражать особенность изучаемого объекта.

5. Определение субъекта наблюдения, т. е. какими силами и под чьим методическим и организационным руководством будет проводиться исследование.

6. Установление места и времени наблюдения.

7. Определение источников получения материалов. чаще всего ими являются первичные учетные медицинские документы – статистический талон, карта выбывшего из стационара и др.

8. Определение формы практической реализации результатов исследования.

Можно сказать, что план должен ответить на вопросы: кем, что, когда и как будет изучаться.

Статистика - это наука, которая изучает количественную сторону массовых общественных явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной в конкретных условиях места и времени. Она позволяет выявить закономерности массовых явлений, используя обобщающие показатели.

Статистика является универсальной наукой. Статистический метод широко применяется в различных областях науки, техники, народного хозяйства. К числу отраслей статистической науки относится и медицинская статистика.

Медицинская (санитарная) статистика - отрасль статистической науки, которая изучает вопросы, связанные с медици­ной, гигиеной, здравоохранением.

Задачами медицинской статистики являются:

1) изучение здоровья населения в целом или отдельных его групп, выявление количественных характеристик общественного здоровья;

2) выявление связей между показателями здоровья и различными факторами природной и социальной среды, оценка влияния этих факторов на здоровье населения;

3) изучение данных о сети медицинских учреждений, кадрах, анализ их деятельности;

4) оценка эффективности (медицинской, социальной, экономической) проводимых лечебных, профилактических, противоэпидемических мероприятий и здравоохранения в целом;

5) использование статистических методов в клинических, санитарно-гигиенических, экспериментальных исследованиях.

По рекомендации ВОЗ, здоровье населения иногда называют «санитарное состояние». Медицинская статистика является мето дом социальной диагностики, поскольку она позволяет оценить состояние здоровья населения конкретного региона или страны в целом и на этой основе разработать меры, направленные на улучшение, охрану общественного здоровья. Выделяют 3 раздела медицинской статистики:

1) статистика здоровья населения - изучает состояние здоровья населения в целом или его отдельных групп (путем сбора и статистического анализа данных о численности и составе населения, его воспроизводстве, естественном движении, физическом развитии, распространенности различных заболеваний, продолжительности жизни и т. д.)- Оценка показателей здоровья проводится в сопоставлении с общепринятыми оценочными уровнями и уровнями, полученными по различным регионам и в динамике;

2) статистика здравоохранения - решает вопросы сбора, обработки и анализа информации о сети учреждений здравоохранения (их размещении, оснащении, деятельности) и кадрах (о численности врачей, среднего и младшего медицинского персонала, распределении их по специальностям, стажу работы, переподготовке и т. д.). При анализе деятельности лечебно-профилактических учреждений полученные данные сопоставляются с нормативными уровнями, а также уровнями, полученными по другим регионам и в динамике;

3) клиническая статистика - это использование статистических методов при обработке результатов клинических, экспериментальныхи лабораторных исследований. Она позволяет с количественной точки зрения оценить достоверность результатов исследования и решить ряд других задач (определение объема необходимого числа наблюдений при выборочном исследовании, формирование экспериментальной и контрольной групп, изучение корреляционных и регрессионных связей, устранение качественной неоднородности групп и т. д.).

Статистика применяется для изучения не отдельных, единичных, а массовых общественных явлений в целях определения общих закономерностей, присущих изучаемому явлению. Эти закономерности проявляются, как правило, в массе наблюдений, т. е. при изучении статистической совокупности.

Вопрос 1.

Общественное здоровье и здравоохранения (Социальная медицина и организация здравоохранения) как наука и предмет её изучения.

Общественное здоровье и здравоохранение – это наука и конкретная деятельность по охране и укреплению здоровья населения, продлению жизни посредствам мобилизации усилий общества и проведению соответствующих организационных мероприятий на различных уровнях.

Общественное здравоохранение – область научной и практической деятельности, обеспечивающей управление здравоохранением как одной из крупнейших социальных систем, где медицина является одним из компонентов наряду с экономикой, социологией, политическими науками, промышленностью.

Предмет науки .

Наука изучает закономерности общественного здоровья и здравоохранения.

Предметы:

1. Здоровье населения.

2. Здравоохранение.

3. Факторы, влияющие на здоровье населения.

4. Медико-социально-значимая патология.

1. Здоровье населения – медико-демографическая и социальная категория, отражающее физическое, психологическое, социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определения социальных общностей.

2. Здравоохранение – это система социально-экономических и медицинских мероприятий, имеющих целью сохранить и повысить уровень здоровья каждого человека и населения в целом (БМЭ, 3 изд.)

3.Факторы риска – потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирование и неблагоприятный исход.

I. Социально-экономические факторы.

1. Уровень производительный сил и характер производственных отношений.

2. Организация медицинской помощи.

3. Законодательство по здравоохранению.

4. Образ и условия жизни.

II. Природно-климатические.

III. Биологические: пол, возраст, конституция, наследственность.

IV. Психоэмоциональные.

Формула здоровья (в %): 50 – образ жизни, 20-наследственность, 20 – окружающая среда, 10 – деятельность здоровья.

4. Социально-значимые заболевания – заболевания, обусловленные преимущественно социально-экономическими условиями, приносящие ущерб обществу и требующие социальной защиты человека.

Задачи науки:

1. Оценка и изучение здоровья населения, динамики его развития.

2. Оценка и изучение общественных и других условий, влияющих на здоровье.

3. Разработка методов и способов укрепления здоровья, предупреждения заболеваний и инвалидности, а также их реабилитации.

4. Теоретическое обоснование принципов развития, оценка качества и эффективности здравоохранения.

5. Решение проблем управления, финансирования и экономики здравоохранения.

6. Правовое регулирование здравоохранения.

7. Формирование социально-гигиенического менталитета и мышления медицинских работников.

Разделы науки:

1. Санитарная статистика (общественное здоровье).

2. Экспертиза нетрудоспособности.

3. Организация медицинской помощи (здравоохранение).

4. Управление, планирование, финансирование, экономика здравоохранения.

Вопрос 2.

Основные методы исследования общественного здоровья и здравоохранения.

Общественное здоровье и здравоохранение имеют свою методологию и методы исследования. Такими методами являются: статистический, исторический, экономический, экспериментальный, хронометражных исследований, социологические методы и другие.
Статистический метод используется широко в большинстве исследований: он позволяет объективно определить уровень состояния здоровья населения, определять эффективность и качество работы лечебно-профилактических учреждений.
Исторический метод позволяет в исследовании проследить состояние изучаемой проблемы на разных исторических этапах развития страны.
Экономический метод позволяет установить влияние экономики на здравоохранение и здравоохранения на экономику государства, определить наиболее оптимальные пути использования государственных средств для эффективной охраны здоровья населения. Вопросы планирования финансовой деятельности органов здравоохранения и медицинских учреждений, наиболее рациональное расходование денежных средств, оценка эффективности действий здравоохранения по оздоровлению населения и влияние этих действий на экономику страны - все это составляет предмет экономических исследований в области здравоохранения.

Экспериментальный метод включает в себя постановку различных экспериментов по изысканию новых, наиболее рациональных форм и методов работы медицинских учреждений, отдельных служб здравоохранения.

Следует заметить, что в большинстве исследований преимущественно используется комплексная методика с применением большинства указанных методов. Так, если ставится задача изучить уровень и состояние амбу-латорно-поликлинической помощи населению и определить пути ее совершенствования, то статистическим методом изучается заболеваемость населения, обращаемость в поликлинические учреждения, исторически анализируется уровень ее в разные периоды, ее динамика. Экспериментальным методом анализируются предлагаемые новые формы в работе поликлиник: проверяются их экономическая целесообразность и эффективность.

В исследовании могут использоваться методы хронометражных исследований (хронометрия работы медицинских работников, изучение и анализ затрат времени больными на получение медицинской помощи и т.д.).

Нередко широко используются социологические методы (метод-интервьюирования, анкетный метод), что позволяет получить обобщенное мнение группы людей об объекте (процессе) изучения.

Источником информации является, в основном, государственная отчетная документация лечебно-профилактических медицинских учреждений или же для более глубокого исследования сбор материала может производиться на специально разработанные карты, анкеты, в которые включены все вопросы для получения необходимых сведений, согласно утвержденной программе исследования и задач, которые поставлены перед исследователем.

В подавляющем большинстве социально-гигиенических исследований группового здоровья, здоровья населения и общественного здоровья в предыдущие годы речь шла о количественной оценке здоровья. Правда, с помощью показателей, индексов и коэффициентов всегда в научных исследованиях пытались оценить качество здоровья, т.е. пытались дать характеристику здоровья, как параметра качества жизни. Сам термин «качество жизни» в отечественной научной литературе стал применяться недавно, лишь в последние 10-15 лет. Это и понятно, ибо лишь тогда можно говорить о «качестве жизни» населения, когда в стране (как это давно произошло в развитых странах Европы, Америки, в Японии и некоторых других развитых странах) основные материальные ^социальные блага доступны большинству населения.

По определению ВОЗ (1999), качество жизни - оптимальное состояние и степень восприятия отдельными людьми и населением в целом того, как удовлетворяются их потребности (физические, эмоциональные, социальные и пр.) и предоставляются возможности для достижения благополучия и самореализации.

У нас в стране под качеством жизни чаще всего подразумевают категорию, включающую в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического, социального благополучия и самореализации.

Несмотря на отсутствие общепринятого в мире понятия «качество здоровья», как важнейшей составляющей «качества жизни», предпринимаются попытки дать комплексную оценку общественного здоровья (количественную и качественную).

Как предмет преподавания общественное здоровье и здравоохранение прежде всего способствует повышению качества подготовки будущих специалистов - врачей; формированию у них навыков не только уметь правильно поставить диагноз и лечить больного, но и способности организовать высокий уровень медицинского обслуживания, умение четко организовать свою деятельность.

Вопрос 3.

Статистика; определение. Санитарная (медицинская) статистика: основные разделы, применение. Статистическая совокупность; определение, виды.

Статистика - отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных; изучение количественной стороны массовых общественных явлений в числовой форме.

Медицинская статистика - отрасль статистики, изучающая явления и процессы в области здоровья населения и здравоохранения.

Основными задачами М.с, являются

Разработка специальных методов исследования массовых процессов и явлений в медицине и здравоохранении;

Выявление наиболее существенных закономерностей и тенденций в здоровье населения в целом и в различных его группах (возрастных, половых, профессиональных и др.) во взаимосвязи с конкретными условиями и образом жизни: изучение и оценка состояния и динамики развития сети, деятельности учреждений здравоохранения и медицинских кадров.

В медицинской статистике выделяют следующие основные разделы:

Общая теория и методы;

Статистика здоровья населения;

Статистика здравоохранения;

Применение методов М.с. в управлении, в клинических, лабораторных, экспериментальных исследованиях.

Основными методами статистических исследований являются

Статистическое наблюдение (включая методы планирования и организации);

Группировка и сводка материалов наблюдения; методы первичной статистической обработки данных (вычисление производных величин - средних и относительных, критериев их достоверности);

Метод выборочного медико-статистического исследования, включая оценку репрезентативности (представительности) выборочных данных;

Методы математико-статистического анализа: статистическая оценка значимости различий сравниваемых показателей, исследование и оценка связей и взаимозависимостей, исследование динамики явлений и процессов, статистическое планирование эксперимента, прогнозирование, многомерный статистический анализ, графический анализ и др.

Объектом медико-статистического исследования являются массовые процессы, происходящие среди населения, в сферах оказания медпомощи и проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий,

Статистическая совокупность - совокупность объектов или явлений одного и того же вида, объединенных определенным признаком.

Различают два вида статистической совокупности:

А) генеральная совокупность - совокупность, состоящая из всех единиц наблюдения, которые могут быть к ней отнесены в соответствии с целью исследования. При изучении общественного здоровья генеральная совокупность часто рассматривается в пределах конкретных территориальных гра­ниц или может ограничиваться другими признаками (полом, возрас­том и др.) в зависимости от цели исследования.

Б) выборочная совокупность - часть генеральной, отобранная спе­циальным (выборочным) методом и предназначенная для характерис­тики генеральной совокупности.

Способы формирования статистической совокупности:

1) случайный отбор - отбор единиц наблюдения путем жеребьевки с помощью таблицы случайных чисел и т. д. При этом для каждой единицы обеспечивается равная возможность попасть в выборку.

2) механический отбор - единицы генеральной совокупности, последовательно расположенные по какому-либо признаку (по алфавиту, по датам обращения к врачу и т. д.), разбиваются на равные части; из каждой части в заранее обусловленном порядке отбирают каждую 5, 10 или n-ую единицу наблюдения таким образом, чтобы обеспечить необходимый объем выборки.

3) типический (типологический) отбор - предполагает обязательное предварительное расчленение генеральной совокупности на отдельные качественно однородные группы (типы) с последующей выборкой единиц наблюдения из каждой группы по принипам случайного или механического отбора.

4) серийный (гнездный, гнездовой) отбор - предполагает выборку из генеральной совокупности не отдельных единиц, а целых серий (организованной совокупности единиц наблюдений, например, организаций, районов и т. д.)

5) комбинированные способы - сочетание различных способов формирования выборочной совокупности.

Вопрос 4.

Этапы медико-статистического исследования. Методика составления программ и плана исследования.

Медико-статистическое исследование включает пять самостоятельных, но взаимосвязанных этапов:

1) планирование исследования (формулировка цели, разработка задач, программы и плана исследования);

2) статистическое наблюдение (сбор материала для его последующей статистической обработки);

3) статистическая группировка и сводка материалов наблюдения:

4) первичная статистическая обработка данных;

5) научно-статистический анализ, графическое и литературное оформление результатов исследования.

Традиционная статистическая система в здравоохранении основана на получении данных в виде отчетов, которые составляются в низовых учреждениях и затем суммируются на промежуточных и высших уровнях. Система отчетов имеет не только преимущества (единая программа, обеспечение сравнимости, показатели объема работы и использования ресурсов, простота и малая стоимость сбора материалов), но и определенные недостатки (малая оперативность, жесткость, негибкая программа, ограниченный набор сведений, неконтролируемые ошибки учета и др.).

Анализ проделанной работы должен осуществляться врачами не только на основании существующей отчетной документации, но и путем специально проводимых выборочных статистических исследований.

План статистического исследования составляется в соответствии с намеченной программой.

Основными вопросами плана являются:

1. определение объекта наблюдения;

2. определение срока проведения работы на всех этапах;

3. указание вида статистического наблюдения и метода;

4. определение места, где будут проводиться наблюдения;

5. выяснение, какими силами и под чьим методическим и организационным руководством будут проводиться исследования.

I этап статистического исследования - составление программы и плана исследования.

Программа статистического исследования предусматривает решение следующих вопросов:

1. Определение единицы наблюдения и составление программы сбора материала;

2. Составление программы разработки материала; Программа разработки полученных данных предусматривает составление макетов статистических таблиц с учетом группировок.

3. Составление программы анализа собранного материала.

Программа анализа предусматривает перечень статистических методик, необходимых для выявления закономерностей изучаемого явления.

План исследования предусматривает решение следующих организационных вопросов:

1. Выбор объекта исследования

2. Определение объема статистической совокупности

3. Сроки и место (территория) проведения исследования, виды и способы наблюдения и сбора материала

4. Характеристика исполнителей (кадры)

5. Характеристика технического оснащения и требуемых материальных средств

6. Объект статистического исследования - это совокупность, с которой будут собираться необходимые сведения. Это может быть население, студенты, больные, госпитализированные в больницы и т.п.

II этап статистического исследования – сбор материала.

Сбор материала - это процесс регистрации, заполнения официально существующие или специально разработанных учетных документов (талоны, карт и т.п.). Сбор материала проводят согласно составленным ранее программе и плану исследования.

III этап статистического исследования – обработка полученный данных.

3-й этап статистического исследования включает следующие последовательно выполняемые исследователем действия:

1. Контроль собранного материала - это проверка собранного материала с целью отбора учетных документов, имеющих дефекты для их последующего исправления, дополнения или исключения из исследования. Например, в анкете не указан пол, возраст или нет ответов на другие поставленные вопросы. В этом случае необходимы дополнительные учетные документы (амбулаторные карты, истории болезни и т.п.). Если эти данные не могут быть получены из дополнительных учетных документов, привлеченных исследователем, то некачественные карты (анкеты) должны быть исключены из исследования.

2. Шифровка - это применение условных обозначений выделяемых признаков. При ручной обработке материала шифры могут быть цифровые, буквенные; при машинной - только цифровые.

3. Группировка материала - это распределение собранного материала по атрибутивному или количественному признаку (типологическая или вариационная). Пример: группировка студентов по курсам обучения: I курс, II курс, III курс, IV курс, V курс, VI курс.

4. Сводка данных в статистические таблицы - занесение полученных после подсчета цифровых данных в таблицы

5. Вычисление статистических показателей и статистическая обработка материала.

IV этап статистического исследования - анализ полученного материала, выводы и предложения на основе результатов исследования.

Вопрос 5.

Совокупность статистических методов для изучения санитарного состояния населения.

Большой Энциклопедический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "САНИТАРНАЯ СТАТИСТИКА" в других словарях:

    Совокупность статистических методов для изучения санитарного состояния населения. * * * САНИТАРНАЯ СТАТИСТИКА САНИТАРНАЯ СТАТИСТИКА, совокупность статистических методов для изучения санитарного состояния населения … Энциклопедический словарь

    Словарь терминов по социальной статистике

    САНИТАРНАЯ СТАТИСТИКА (МЕДИЦИНСКАЯ) - – отрасль социальной статистики, включающая в себя статистику здоровья населения, статистику здравоохранения и клиническую статистику … Социальная статистика. Словарь

    СТАТИСТИКА - СТАТИСТИКА. 1. Краткая история, предмет и основные понятия общей статистики. Предметом С. являет ся изучение совокупностей внутренне связанных хотя и внешне обособленных элементов. Внутренняя закономерность последних находит свое проявление… …

    Медицинская статистика, отрасль социальной статистики (См. Социальная статистика) и одновременно раздел социальной гигиены (См. Социальная гигиена) и организации здравоохранения как научной дисциплины. В С. с. выделяют статистику здоровья …

    САНИТАРНАЯ СТАНЦИЯ - САНИТАРНАЯ СТАНЦИЯ, единое комплексное соц. гиг. и сан. учреждение, включающее в ■себя все элементы сан. эпидемической работы и имеющее своей задачей практическую работу по оздоровлению населенных мест и быта, квалифицированное санитарное… … Большая медицинская энциклопедия

    См. Статистика санитарная … Большой медицинский словарь

    - (син. С. медицинская) отрасль С., изучающая состояние здоровья населения и общественное здравоохранение … Большой медицинский словарь

    Разнообразные проявления жизни и смерти, здоровья и болезни, видоизменяемые происхождением людей, их этнографическим характером, бытовыми условиями, уровнем культуры составляют специальный предмет М. географии. Она обнимает собой не только полную … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    1) в широком понимании вся Статистика социальная наука, т.к. предметом её изучения являются процессы и явления общественной жизни. 2) В узком понимании С. с. раздел статистики, изучающий социальные условия жизни людей в конкретных… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Социальная статистика. Мини-словарь , М. Б. Перова , Е. В. Перов , Содержатся термины, используемые в социальной статистике, по следующим разделам: демографическая статистика; рынок труда; материальное благосостояние населения;свободное время населения;… Категория: Статистика Издатель: