Назначение сенаторов в совет федерации. Функции и полномочия совета федерации федерального собрания рф

Парламент Российской Федерации Советом Федерации и состоит из – верхней и нижней. Нижняя палата – Государственная Дума – выборный орган, а верхняя палата – Совет Федерации - состоит из представителей от каждого субъекта России. К субъектам относятся область, край, автономная или автономная область в составе РФ. От каждого из этих субъектов избираются и назначаются члены Совета Федерации – по одному человеку от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти данных регионов, всего по 2 человека.

Порядок, по которому формируется Совет Федерации, регламентируется отдельным государственным законом, который так и называется: «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Согласно этому закону, законодательного органа от каждого региона проходят процедуру избрания на того органа, от которого их кандидатура была выдвинута. А вот представители от исполнительных органов в Совет Федерации назначаются руководителем того субъекта, который они будут представлять. Срок их полномочий в этом случае ограничен сроком полномочий главы данного региона.

Совет Федерации – калька с такого западного органа власти, как Сенат, определенных задач перед ним не стоит, основным видом деятельности является утверждение законов, принятых в Государственной Думе, перед тем, как они будут направлены на Президенту. К тем законам, которые требуют обязательного утверждения в Совете Федерации, в основном, относятся нормативные акты, регламентирующие бюджет, налоги, государственные финансы, а также вопросы военных действий и мирного урегулирования.

Без одобрения Совета Федерации не могут быть изменены границы между регионами. Его является обязательным и в том случае, когда Президент хочет ввести в стране чрезвычайное положение, и в том, когда решается вопрос об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами территории страны. Совет Федерации также выборов Президента и может инициировать его отрешение в том случае, когда объявляется импичмент после того, как Президенту были выдвинуты обвинения. В полномочия этого органа по представлению Президента входит назначение на должности судей Конституционного и Высшего Арбитражного Суда, а также назначение и освобождение от должности Генерального Прокурора, Председателя Счетной и часть состава аудиторов, работающих в ней.

Порядок формирования Совета Федерации РФ определен соответствующим ФЗ. Основополагающие принципы создания данного органа установлены и в Конституции. Рассмотрим далее, кто входит в Совет Федерации. Порядок формирования, полномочия этого органа также будут описаны в статье.

Общие сведения

Федеральное Собрание, в соответствии со ст. 95 Конституции, состоит из Госдумы и Совета Федерации. Первая палата выступает в качестве представительного органа всего населения страны. Порядок формирования Совета Федерации таков, что в него входят высшие должностные лица от каждого субъекта. СФ призван выражать региональные, местные мнения. Вместе с этим, он является и государственным органом всей страны (это подтверждает его порядок формирования). Компетенция Совета Федерации распространяется не отдельно на тот или иной субъект. Его волеизъявления и решения адресуются всей России, всему государству в целом.

Как выше было сказано, в СФ входят представители каждого субъекта. От региона назначается два уполномоченных лица: от органов законодательной и исполнительной госвласти по одному. Таким образом создается структура. Совет Федерации, порядок формирования которого предусматривает определенную схему избрания представителей, вместе с Госдумой создает Счетную палату. Членом СФ может стать гражданин страны, возраст которого не меньше 30-ти лет. Кандидат, кроме этого, должен обладать избирательным правом.

Назначение членов СФ

Представитель законодательного органа госвласти от субъекта выбирается этим же органом на срок его полномочий. Кандидатура вносится председателем. Группой депутатов, численность которой не меньше 1/3 общего количества членов законодательного органа, может быть внесено предложение о рассмотрении альтернативных кандидатур. Представитель исполнительной ветви власти региона назначается лицом, занимающим высшую должность в субъекте. Согласно Закону, регламентирующему порядок формирования Совета Федерации, решение законодательного органа об избрании члена СФ принимается путем тайного голосования.

Результаты оформляются соответствующим постановлением. При выдвижении от двухпалатного законодательного органа принимается соответствующий нормативный акт от обеих палат. Решение, принятое высшим должностным лицом о назначении члена СФ, оформляется Указом. Как гласит закон, устанавливающий порядок формирования Совета Федерации, документ вступает в действие, если на внеочередном либо плановом заседании законодательного органа 2/3 от общего количества депутатов не проголосует против кандидата. Принятый указ исполнительной власти должен быть направлен на рассмотрение в течение трех дней. По закону, определяющему порядок формирования Совета Федерации, решения о назначениях членов направляются в СФ в течение 5-ти дней со вступления их в действие.

Задачи СФ

В компетенцию Совета Федерации входит рассмотрение вопросов, касающихся:

  • утверждения изменений границ между регионами России;
  • назначения выборов Президента страны;
  • утверждения указа главы государства о введении военного времени или чрезвычайного положения;
  • отрешения Президента страны от своей должности;
  • назначения судей Верховного и Конституционного, Арбитражного (Высшего) судов;
  • утверждения кандидатуры и снятия с поста Генпрокурора;
  • назначения и освобождения от должности зампредседателя Счетной палаты и 50 % ее аудиторов.

Дополнительные полномочия

СФ назначает уполномоченных лиц Экономического Суда СНГ. Принятие кандидатур осуществляется в порядке, предусмотренном для формирования судейского состава ВАС. Согласно ст. 12 ФЗ, устанавливающего для граждан России основные гарантии избирательного права и возможностей участвовать в референдуме, СФ может рассматривать предложения Президента и готовить заключения об отзыве либо назначении дип. представителей страны в международных организациях и других государствах.

Деятельность СФ

Порядок функционирования Совета Федерации установлен Конституцией, соответствующими Федеральными Законами, Регламентом и решениями, принятыми СФ. В органе высшим лицом выступает Председатель. Он избирается из состава Совета Федерации. В ведении заместителей Председателя находится внутренний распорядок палаты. Они также проводят заседания СФ. Советом Федерации создаются комиссии и комитеты, проводятся слушания, касающиеся вопросов его деятельности. В СФ запрещено образование парламентских объединений и фракций. Заседания СФ проводятся в Москве. С целью обеспечения коллегиального и оперативного рассмотрения неотложных вопросов, связанных с деятельностью Совета Федерации, его функционированием, создается Совет палаты. Он выступает в качестве постоянного коллегиального органа. В его составе присутствуют Председатель СФ, заместители, главы комиссий, в числе которых отдел по парламентским процедурам и регламенту, и комитетов.

Особенности заседаний СФ

Слушания проводятся с 16-го сентября по 15-е июля. Заседание признается правомочным, если явилось больше половины общего кол-ва членов, которое составляет 178 человек. Первоочередными вопросами для рассмотрения являются:

Обязательные вопросы

Их перечень установлен ст. 106 Конституции. К вопросам, которые обязательно рассматриваются, относят ФЗ, принятые Госдумой относительно:

  1. Федеральных сборов и налогов.
  2. Таможенного, кредитного, валютного, финансового регулирования и денежной эмиссии.
  3. Федерального бюджета.
  4. Защиты и статуса госграницы России.
  5. Мира и войны.

На практике на заседаниях СФ рассматривается большинство принимаемых Госдумой законов. Согласно ст. 105, ч. 4 Конституции, ФЗ считается одобренным, если за него отдало голос больше половины общего количества членов или он не был рассмотрен в течение 14-ти дней. При отклонении закона палаты вправе образовать согласительную комиссию с целью преодоления разногласий, возникших в ходе обсуждения. После этого ФЗ повторно рассматривается Госдумой. Принятые ФЗ направляются Президентом в течение 5-ти дней для подписания и последующего обнародования.

Законодательная инициатива

Совет Федерации обладает достаточно широкими возможностями. Так, орган обладает правом вносить в Госдуму проекты ФЗ или конституционных положений, предложений о пересмотре и внесения поправок в последние. В данном случае стоит также учесть, что аналогичная возможность имеется и у представительных органов регионов. Из 723 субъектов, наделенных правом законодательной инициативы, больше 1/3 представляют интересы территориальных единиц России на федеральном уровне. Такое представительство в мировой практике отмечается крайне редко. Еще одним проявлением законодательной инициативы выступает возможность вносить поправки в текст проекта ФЗ в процессе его рассмотрения Госдумой.

Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации – по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации – представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации.

В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации – по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации – представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок формирования Совета Федерации до 8 августа 2000 года был определен Федеральным законом от 5 декабря 1995 года № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4869): палата состояла из 178 представителей субъектов Российской Федерации - глав законодательных (представительных) и глав исполнительных органов государственной власти (по должности). Все члены Совета Федерации совмещали исполнение обязанностей в палате федерального парламента с обязанностями в соответствующем субъекте Российской Федерации.

8 августа 2000 года вступил в силу Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3336). В состав палаты входили представители, избранные законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или назначенные высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Срок полномочий таких представителей определялся сроком полномочий органов, их избравших или назначивших, однако по представлению Председателя Совета Федерации полномочия члена Совета Федерации могли быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом в том же порядке, в котором осуществлялось его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Членом Совета Федерации мог быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

С 1 января 2011 года с учетом изменений порядка формирования Совета Федерации, внесенными Федеральным законом от 14 февраля 2009 года № 21-ФЗ, кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации мог быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации обязан в установленный Федеральным законом срок сложить полномочия депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутата представительного органа муниципального образования.

Полномочия члена Совета Федерации () начинались со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации приступал к осуществлению своих полномочий на десятый день со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносились на рассмотрение этого органа его председателем, а в двухпалатном законодательном (представительном) органе - поочередно председателями палат. При этом группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов могла внести альтернативные кандидатуры. Решение об избрании представителя от законодательного (представительного) органа принималось тайным голосованием и оформлялось постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного (представительного) органа - совместным постановлением обеих палат.

Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформлялось указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

С 1 января 2013 года вступил в силу , согласно которому наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок полномочий указанного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста тридцати лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, непосредственно предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации, либо в совокупности в течение двадцати лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. В определенных законом случаях требование о постоянном проживании на территории субъекта Российской Федерации не применяется.

Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа, отвечающий вышеуказанным требованиям.

Кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем, фракцией или группой депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Председатель, фракция, группа депутатов вправе внести на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не более одной кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации.

Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов этого органа и оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и должно быть принято в течение одного месяца со дня первого заседания в правомочном составе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва, в том числе в случае досрочного прекращения полномочий этого органа предыдущего созыва.

При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) каждый кандидат на данную должность представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, отвечающие установленным Федеральным законом требованиям и ограничениям, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае если конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации предусмотрено избрание высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представляет в законодательный (представительный) орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации три кандидатуры, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом одна и та же кандидатура для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может быть представлена разными кандидатами на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем на следующий день после дня его вступления в должность. Данное решение оформляется соответствующим указом (постановлением).

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации, не позднее дня, следующего за днем вступления решения в силу, направляет его в Совет Федерации и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении его полномочиями члена Совета Федерации. Полномочия члена Совета Федерации прекращаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении полномочиями нового члена Совета Федерации – представителя от этого же органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Законом Российской Федерации «О поправке к Конституции Российской Федерации о Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» внесены изменения в Конституцию Российской Федерации, в соответствии с которыми представителей Российской Федерации в Совете Федерации назначает и освобождает Президент Российской Федерации.

Совет Федерации является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. Члены Совета Федерации осуществляют свои полномочия на постоянной основе.

Заседания Совета Федерации проводятся в городе Москве, как правило, в период с 25 января по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря, и являются открытыми. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено, а также может быть проведено закрытое заседание.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Кроме того, Председатель Совета Федерации Е. С. Строев, прекративший свои полномочия, избран почетным Председателем Совета Федерации (это звание является пожизненным). Е.С.Строеву, а также Председателю Совета Федерации первого созыва В. Ф. Шумейко отведены специальные места в зале заседаний Совета Федерации и рабочие помещения в здании палаты, выданы специальные удостоверения и нагрудные знаки, они наделены правом совещательного голоса и некоторыми другими правами.

Совет Федерации образует комитеты из числа членов палаты. Комитеты Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты.

Совет Федерации может создавать временные комиссии из числа членов палаты. Временная комиссия создается Советом Федерации на определенный срок для решения конкретной задачи. Создание временной комиссии согласовывается с комитетом Совета Федерации, в вопросы ведения которого входит вопрос ведения этой временной комиссии.

Каждый член Совета Федерации обязан состоять в одном из комитетов Совета Федерации. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты. Председатель Совета Федерации не может быть членом комитета Совета Федерации. Первый заместитель Председателя Совета Федерации и заместители Председателя Совета Федерации могут состоять в одном из комитетов Совета Федерации. В состав комитета палаты должны входить не менее 11 и не более 21 члена Совета Федерации. Решение об утверждении персонального состава комитета палаты оформляется постановлением Совета Федерации. Комитет Совета Федерации по основным направлениям своей деятельности может образовывать подкомитеты. Член комитета палаты вправе входить в состав любых подкомитетов этого комитета.

Советом Федерации образованы:

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству;

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера;

Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности;

Комитет Совета Федерации по международным делам;

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам;

Комитет Совета Федерации по экономической политике;

Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию;

Комитет Совета Федерации по социальной политике;

Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре;

Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности.

Решение о реорганизации или ликвидации отдельных комитетов либо об образовании новых комитетов принимается в порядке, установленном Регламентом Совета Федерации.

Комитеты Совета Федерации осуществляют свою деятельность на принципах гласности и свободного обсуждения вопросов. Заседания комитета Совета Федерации, как правило, проводятся открыто. Комитет Совета Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания по предложению членов комитета, а также в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами

Полномочия Совета Федерации определены Конституцией Российской Федерации. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации.

Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:

Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним;

в порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов палаты, а федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов. Кроме того, федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, считается одобренным, если в течение четырнадцати дней Совет Федерации его не рассмотрел. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой и Советом Федерации.

К ведению Совета Федерации, кроме того, относятся:

  • утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • назначение выборов Президента Российской Федерации;
  • отрешение Президента Российской Федерации от должности;
  • назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

В ряде федеральных законов на Совет Федерации возложены и другие полномочия, не предусмотренные в Конституции Российской Федерации.

Совет Федерации, равно как и каждый член Совета Федерации, обладает правом законодательной инициативы.

По вопросам ведения Совета Федерации палата большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Российской Федерации, принимает постановления.

Совет Федерации принимает Регламент , в котором детально определяются органы и порядок работы Совета Федерации, участие палаты в законодательной деятельности, порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации.

Статус члена Совета Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, согласно которой члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Совет Федерации – это верхняя палата парламента – Федерального Собрания. В его составе присутствует по два представителя от каждого региона страны. Общее количество членов СФ – 170. Полномочия Совета Федерации Федерального Собрания установлены ст. 102 Основного закона.

Состав

Как выше было сказано, в СФ присутствует по два представителя от каждого региона: от его законодательного и исполнительного органов. Кроме этого, в Совет Федерации включаются лица, назначаемые президентом страны. Их количество составляет не более 10% от региональных представителей. Число членов СФ изменялось с 1993 г. ввиду образования новых и объединения существовавших субъектов.

Специфика

Совет Федерации считается "Палатой регионов". Она представляет интересы субъектов на государственном уровне. СФ отражает федеративное устройство страны. Выступая в качестве института консолидации интеграции регионов, эта палата обеспечивает сбалансированность общегосударственных и территориальных интересов в процессе принятия решений, ориентированных на достижение стратегических целей и задач развития страны.

Деятельность

Формирование СФ осуществляется по непартийному принципу. Члены палаты не образуют фракций и объединений. Функции и полномочия Совета Федерации реализуются на заседаниях. Они созываются по мере необходимости, однако должны проводиться не реже 2 раз в течение месяца. Заседания – основная форма работы СФ. Прекращение полномочий Совета Федерации законодательством не предусмотрено. Члены палаты исполняют свои обязанности на постоянной основе. В отличие от Госдумы, СФ не может быть распущен президентом.

Государственные гарантии

Члены СФ обладают неприкосновенностью. Она распространяется на весь срок полномочий. Члены верхней палаты не могут быть арестованы, задержаны, подвергнуты досмотру и обыску, кроме случаев, когда это предусматривается ФЗ для обеспечения безопасности иных граждан.

Верхняя палата осуществляет утверждение изменения пределов регионов страны. В полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ входит решение вопроса, касающегося использования ВС за пределами государства. СФ утверждает указ президента о введении в стране чрезвычайного положения. По представлению главы государства на заседаниях палаты осуществляется назначение судей КС и ВС России. В полномочия Совета Федерации входит также отрешение в порядке импичмента от должности президента после выдвижения Госдумой соответствующего обвинения. Для принятия такого решения необходимо большинство в 2/3 состава СФ. В полномочия Совет Федерации также входит назначение и освобождение от поста:

  1. Генпрокурора и его заместителей.
  2. Зампредседателя Счетной палаты и половины ее аудиторов.

По вопросам, которые включены в полномочия Совета Федерации, палата принимает постановления. Они утверждаются большинством от общего количества членов, если другой порядок не определяется в Основном законе.

Нормотворчество

В сфере законотворчества СФ по отношению в Госдуме занимает подчиненное положение. Любые проекты нормативных актов сначала вносятся в нижнюю палату, а затем, после одобрения, направляются в Совет Федерации. Весь СФ, равно как и отдельные его члены, обладают правом на законодательную инициативу. Но при этом законы, предусматривающие поправки в Конституции, могут вноситься всем Советом как коллегиальным органом либо группой его членов, численность которой не должна быть меньше 1/5 состава палаты.

Одобрение и отклонение законопроектов

В полномочия Совета Федерации входит рассмотрение нормативных актов, принятых Госдумой, без права внесения в них поправок. Верхняя палата может либо отклонить, либо одобрить в целом весь закон. Принятие решения осуществляется голосованием. Закон будет считаться утвержденным, если за него отдали голоса больше половины членов от общего их количества. Нормативный акт может быть принят и без голосования, автоматически, если СФ не рассмотрел его в течение 14 дней после принятия Госдумой. При отклонении законопроекта Советом Федерации может быть сформирована согласительная комиссия. Ее работа направлена на преодоление разногласий, возникших по документу при его обсуждении. После этого закон должен быть повторно рассмотрен в Госдуме. Если нижняя палата не согласна с решением СФ, нормативный акт будет принят, если второй раз за него проголосует не меньше 2/3 от общего количества депутатов. Для утверждения конституционного федерального закона необходимо большинство в 3/4 членов СФ. Если документ будет отклонен, вето верхней палаты для Госдумы не преодолимо. Член СФ должен осуществлять лично свое право на голосование.

Порядок посещения заседаний

Каждый член СФ обязан присутствовать на собраниях палаты. Сенатор до начала заседания палаты, ее комитета, членом которого он выступает, информирует в письменной форме председателя (соответствующего органа) о невозможности быть по уважительной причине. Ею признается отправка в командировку, регистрация брака, болезнь, рождение ребенка, гибель близкого родственника/члена семьи, чрезвычайная ситуация в регионе. Допускается отсутствие сенатора по другой причине на основании письменного его обращения и с согласия председателя СФ или его комитета.

Формирование СФ в 2002-2012 гг.

Стоит сказать, что структура Совета Федерации несколько раз изменялась. Последняя реформа была предложена президентом Путиным. Ее цель состояла в замене глав представительной власти и губернаторов назначенными представителями. Они должны присутствовать в Совете Федерации на профессиональной и постоянной основе. Одного из представителей должен назначить губернатор, а второго, соответственно, законодательный институт субъекта России. Таким образом, главы региональных исполнительных органов лишились возможности самостоятельно осуществлять лоббирование собственных интересов в столице, а также принимать участие в политической и партийной деятельности на государственном уровне. Для них в качестве определенного рода "компенсации" был сформирован так называемый "консультативный орган". Он стал именоваться Государственным советом. Этот орган периодически созывает заседания в Москве. На них, с участием президента, рассматриваются наиболее актуальные вопросы, касающиеся жизни государства. Однако этот орган не наделен конституционным статусом. К 1 января 2002 г. был сформирован окончательный третий состав Совета Федерации. Его деятельность имеет бессрочный характер. С 16 января указанного года верхняя палата заседает в обновленном составе. Структура и регламент Совета Федерации были переформированы 30 января 2002 г.

Заключение

Совет Федерации уполномочен решать важные государственные вопросы от назначения и снятия президента с должности до разрешения использовать Вооруженные силы за рубежом. Он является органом, представляющим интересы законодательной и исполнительной власти регионов на государственном уровне. На Совете Федерации лежит огромная ответственность при принятии решений. Орган является постояннодействующим.

Верхняя палата Федерального Собрания Российской Федерации. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ. См. также: Федеральное Собрание Российской Федерации Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Совет Федерации - СФФСРФ Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации http://www.council.gov.ru/​ гос., РФ … Словарь сокращений и аббревиатур

Согласно Конституции Российской Федерации 1993, одна из двух палат Федерального собрания Российской Федерации. До 2000 формировалась из глав субъектов Российской Федерации. В 2000 главы субъектов были заменены представителями. Во главе Совета… … Политология. Словарь.

- (СФ) верхняя палата Федерального Собрания парламента РФ. СФ первого созыва был избран непосредственно населением сроком на два года. Согласно ФЗ О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 5 декабря 1995… … Юридический словарь

Совет федерации - (англ. Council Federation) 1) палата Федерального Собрания парламента РФ, в которую входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительных органов гос ной власти. Одно и то же лицо не… … Энциклопедия права

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ - верхняя палата Федерального Собрания парламента РФ. В соответствии с Конституцией РФ в С.Ф. входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Порядок формирования… … Юридическая энциклопедия

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ, согласно Конституции Российской Федерации 1993 одна из двух палат Федерального собрания … Современная энциклопедия

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ, по Конституции 1993, верхняя палата парламента Российской Федерации Федерального Собрания. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

Совет Федерации - СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ, согласно Конституции Российской Федерации 1993 одна из двух палат Федерального собрания. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

По Конституции 1993 верхняя палата парламента Российской Федерации Федерального собрания. * * * СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ, орган российской законодательной власти, верхняя палата Федерального собрания (см. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ в России)… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год , . Ежегодный Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год подготовлен в соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального конституционного закона «Об…
  • Совет Безопасности РФ в государственной системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации , В. И. Мельников. Настоящая монография заместителя председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В. И. Мельникова посвящена изучению политико-правовых аспектов деятельности Совета…