Основные государственные законы российской империи. Основные законы российской империи Основные государственные законы российской империи 1906 г

Общая характеристика Основные государственные законы - законодательный акт, утвержденный 23 апреля 1906 г., подытоживший реформирование государственного строя России 1905-1906 гг. Основные законы 1906 г. закрепляли государственное устройство Российской империи, государственный язык, существо верховной власти, порядок законодательства, принципы организации и деятельности центральных государственных учреждений, права и обязанности российских подданных, положение православной церкви и др.
Размещено на реф.рф
Можно выделить несколько причин создания Основных Законов˸ - нарастающий политический кризис; - беспорядки в стране; - общественное развитие страны переросло административные формы и приемы, применявшиеся до этого. Все это стало предпосылками создания Основных законов 23 апреля 1906г. В России, после утверждения Основных Законов, установилась дуалистическая монархия. Характерным признаком такой формы в России являлось незавершенное разделение властей, порождавшее синтез элементов абсолютной и конституционной монархии, при явном преобладании первых. Основные законы Российской империи по праву многие исследователи называют неписанной Конституцией самодержавной России. Содержание Основных законов очень схоже, в схематическом плане, с содержанием конституции. Данная конституция заложила основные принципы государственного устройства и общественной жизни, которым император уже не смел пренебрегать. В качестве прототипа российской конституции 1906 г. была взята конституция Пруссии 1850 г., о чем говорили сами составители в процессе её подготовки. Характер содержания и специфика юридической силы Основных государственных законов Российской империи от 23 апреля 1906 г., порядок их пересмотра свидетельствуют, что с юридической точки зрения они сопоставимы с конституциями европейских государств преимущественного раннего этапа их конституционного развития. У российских Основных законов было много общего с французской Хартией 1814 года, конституциями германских государств первой четверти XIX века, конституцией Японии 1889 года. В России с глубокой исторической традицией монархической власти появление такой конституции не было случайным, она оказалась не только возможной, но и желательной с точки зрения реформаторов в перспективе эволюционного развития конституционного строя. Основные государственные законы Российской империи от 23 апреля 1906 г. содержали рудименты феодального права, в них не закреплялся принцип равенства граждан перед законом. В ходе реализации Основных законов от 23 апреля 1906 г. их положения часто нарушались монархом, правительством, а нередко и депутатским корпусом. Права и свободы, закрепленные в их нормах, не были обеспечены специальным законодательством, регулировались "временными правилами". Важно заметить некоторые особенности неписаной Конституции самодержавной России 1. По Основным законам 23 апреля 1906 г. никакой выработанный правительством законопроект не мог стать законом без одобрения Думы и Государственного совета. Тем самым власть российского императора утратила свой неограниченный характер.
Размещено на реф.рф
Согласно ст. 112 Основных законов, Дума имела право возвращаться к обсуждению законопроекта даже в случае отклонения ᴇᴦο царем. 2. В гл. 2 редакции Основных законов сформулированы принципы гражданской свободы˸ - обязанности граждан (всеобщая воинская повинность - ст. 28 и всеобщая обязанность платить налоги – ст.29); - определены права подданных (ст. 30 - 30 касаются гарантий, предоставленных человеку в случае ареста или судебного преследования; ст. 33 гарантирует неприкосновенность жилища; ст. 35 - неприкосновенность частной собственности; в ст. 34 признается право подданных не только самим выбирать свое место жительства в России, но и беспрепятственно ездить за границу; - ст. 37 - 38 посвящены свободе слова и печати, праву организовывать собрания, создавать союзы и объединения; - ст. 39 признает свободу вероисповедания. 3. Согласно новым законам избирательное право в городах стало очень близким к всеобщему. Было обеспечено представительство не только крестьянства, но и рабочего класса. Однако, при всех видимых прогрессивных статьях, указанных в основных законах, существовало огромное количество противоречий. В том числе˸ 1.Согласно Законам провозглашалась свобода личности. Однако на практике данная свобода ограничивалась тем, что не было практически ни одного момента, когда бы не вводилось военное положение, во время которого осуществление права подданных приостанавливались. 2. Провозглашалась свобода местожительства. Однако бессрочные паспорта, благодаря которым можно было менять место проживания, выдавались только дворянам, офицерам, чиновникам и почетным гражданам. 3. Свобода веры была дарована российским подданным согласно ст. 39 Основных Законов. Однако культ христианской церкви никуда не делся, все также провозглашалось, что христианская вера ʼʼесть господствующаяʼʼ. 4. Полномочия органов власти оговорены не полностью и сжато, кратко и неясно рассматривается и работа Государственной Думы. В своде содержалось много ссылок на другие законы, что делало конституционные нормы зыбкими и неполными.

Общая характеристика Основных государственных законов Российской империи 1906 г. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общая характеристика Основных государственных законов Российской империи 1906 г." 2015, 2017-2018.

Общая характеристика «Основных государственных законов 1906 года»

Принятие Свода Основных Государственных законов значительное событие в истории отечественного государства и права.

В результате революции 1905 г. Россия сделала еще один шаг по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. Основные Государственные законы были приняты 23 апреля 1906 г. Они подвели своеобразный итог проведенных преобразований всех звеньев верховной власти. Хотя Основные законы не именовались Конституцией, они вполне могут считаться первой конституцией России, ибо дело не в названии, а в сути, в назначении закона. Французская декларация прав человека тоже не называлась конституцией, но знаменовала собой наступление новой конституционной эры.

Конституция России 1906 г. была так называемой октроированной, то есть жалованной конституцией, в которой монарх, совершая акт «высочайшей милости», уступал часть своих прав народному собранию. Но юридические свойства конституции не зависят от способа её принятия. Конституция 1906 г. представляла собой весьма солидное, основательное нормативно-правовое образование, охватившее все основополагающие государственно-правовые институты.

Основных законов была особая юридическая сила. Изменить их можно было лишь в особом законодательном порядке.

Правовое положение императора определяла ст. 4: «Повиноваться власти его, не только за страх, но и за совесть, сам Бог повелевает». Однако теперь императорская власть не признавалась неограниченной, как это было ранее.

Закон гласил, что «государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой».

Самодержавная власть мыслилась как гарант целостности Российского многонационального государства, которое ст. 1 объявляла «единым и нераздельным». Русский язык признавался общегосударственным в армии, на флоте и в «государственных и общественных установлениях». Употребление местных языков и наречий в этих установлениях регулировалось особыми законами.

По традиции особа государя объявлялась «священной и неприкосновенной». Прерогативой императорской власти становилась законотворческая деятельность: «почин по всем предметам законодательства» и утверждение законов.

Но законы, не принятые Госсоветом и Госдумой, считались отклоненными. Император мог издавать, в соответствии с законами, указы «дай устройства и приведения в действие различных частей государственного управления» и повеления, «необходимые для исполнения законов» (подзаконные акты).

Император оставался также верховным руководителем «всех внешних сношений Российского государства», объявлял войну, заключал мир и международные договоры. Конституция оставила за ним право быть «державным вождем», то есть главнокомандующим армии и флота. Император мог издавать указы и повеления относительно дислокации войск, переведения их на военное положение, обучения их, прохождения службы чинами армии и флота и «всего вообще относящегося до устройства вооруженных сил и обороны Российского государства» (ст. 14).

Прерогативой императора было объявление в стране военноо и исключительного (чрезвычайного) положения, чеканка монеты и определение ее внешнего вида. Он ведал назначением и увольнением высших чиновников, жаловал титулы, ордена и другие государственные отличия, а также права состояния. Имущества, составлявшие личную собственность императора, и имущества, находящиеся в собственности царствующего императора (не подлежащие разделу, передаче по наследству и другим видам отчуждения), освобождались от платежа налогов и сборов.

За государем сохранялось право помилования осужденных, смягчения наказаний и общее прощение совершивших преступные деяния с прекращением дел и освобождением их от суда и наказания.

По английскому принципу «контрассигнатуры» подпись императора под указами перед опубликованием скреплялась подписью председателя Совета министров или соответствующего министра. За императором сохранялась также право абсолютного вето (роспуска) в отношении Госдумы.

Государственная дума вместе с Государственным советом наделялась законодательными правами. Главной ее функцией являлось обсуждение и разработка законопроектов. Думе принадлежала и законодательная инициатива: «возбуждение предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов», за исключением Основных государственных законов, инициатива пересмотра которых оставалась за императором. Однако законы о выборах в Госдуму и об изменении ее статуса должны были утверждаться самой Думой. Одобренные Госдумой законодательные предположения в виде «мнения» поступали в Государственный совет и после одобрения или отклонения им к императору, который выносил окончательное решение.

Основные законы представили Госдуме также компетенцию утверждения бюджета страны. Однако Дума не могла при этом исключать или сокращать расходы по государственным долгам и другим государственным обязательствам. Она не получила права обсуждать расходы императорского двора и императорской фамилии, чрезвычайные расходы в военное время и возможные сверхсметные расходы на войну, государственные займы. Эти проблемы разрешал «государь император в порядке верховного управления».

Депутаты Государственной думы избирались населением на пять лет в создаваемых согласно избирательного закона округах, тайным голосованием. Дума проверяла полномочия своих членов. При нарушении процедуры выборов по решению Сената могло быть назначено переизбрание.

Государственная дума созывалась указами императора два раза в год. Для рассмотрения обсуждаемых в ней вопросов действовало общее собрание Думы и образовывались комиссии и комитеты. Во главе Думы стояли выборный Председатель и два его товарища, избиравшиеся на один год. Секретарь Думы и его товарищи избирались на весь срок полномочий Думы.

Депутаты считались независимыми от народа и обладали депутатской неприкосновенностью. Член Госдумы мог подвергнуться ограничению свободы лишь по распоряжению судебной власти. Оговаривалось и то, что для ограничения свободы депутата необходимо согласие Думы. Депутат терял свои права только по решению Думы и при наличии законных к тому оснований (преступление, утрата ценза) или при переходе в иностранное подданство. Депутаты Думы получали во время сессии от государства «суточные», кроме них выдавались деньги на дорогу, проживание и отопление. Выделялись комнаты в общежитии.

Заседания общего собрания Думы были публичными, на них допускались посторонние люди и пресса, однако по постановлению общего собрания могли назначаться и закрытые заседания. На заседания комиссий и комитетов не допускался никто.

Государственный совет в Основных законах 1906 г. отличался от задуманного ранее. Он действительно оставался верхней, аристократической палатой представительного собрания, а его полномочия и порядок работы были аналогичны думским. Но Госсовет комплектовался теперь на иных условиях. Только половина его состава назначалась императором, другая половина избиралась сроком на 9 лет, при обновлении 1/3 состава каждые три года. Выборные члены избирались от духовенства православной, от губернских земских собраний, от дворянских обществ, от Академии наук и университетов, от промышленности и торговли.

Законопроекты, рассмотренные в Государственном совете как результат его законодательной инициативы, поступали в Госдуму, а затем к императору для окончательного решения.

ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ 1906 - свод за-ко-но-по-ло-же-ний, оп-ре-де-ляв-ших ос-но-вы государственного строя Российской им-пе-рии в 1906-1917 годах.

Под-го-тов-ка но-вой ре-дак-ции Основных государственных законов (впер-вые из-да-ны в 1832 году) на-ча-лась по-сле опуб-ли-ко-ва-ния года в ус-ло-ви-ях годов. В ос-но-ву Основных государственных законов был по-ло-жен про-ект то-ва-ри-ща госсударственного сек-ре-та-ря П.А. Ха-ри-то-но-ва, раз-ра-бо-тан-ный с учё-том про-грамм-ных до-ку-мен-тов российских ли-бе-ра-лов и кон-сти-ту-ций ев-ропейских го-су-дарств. Про-ект об-су-ж-дал-ся в 1906 году в осо-бом по-ряд-ке (в ян-ва-ре в Осо-бом со-ве-ща-нии под пред-се-да-тель-ст-вом графа Д.М. Соль-ско-го, в мар-те - в Со-ве-те ми-ни-ст-ров под руководством графа , в ап-ре-ле - в Осо-бом со-ве-ща-нии под пред-се-да-тель-ст-вом имп.ератора Ни-ко-лая II).

Но-вая ре-дак-ция Основных государственных законов ут-вер-жде-на Ни-ко-ла-ем II 23 апреля (6 мая), на-ка-ну-не от-кры-тия Государственной ду-мы 1-го со-зы-ва, что-бы, как зна-чи-лось в по-ста-нов-ле-нии Со-ве-та ми-ни-ст-ров, пре-дот-вра-тить «опас-ные и бес-плод-ные пре-ния» де-пу-та-тов «о пре-де-лах их соб-ст-вен-ных прав и при-ро-ды от-но-ше-ний их к вер-хов-ной вла-сти». Пер-во-на-чаль-но опуб-ли-ко-ва-ны 82 но-вые или из-ме-нён-ные ста-тьи Основных государственных законов («Со-б-ра-ние уза-ко-не-ний и рас-по-ря-же-ний пра-ви-тель-ст-ва», 1906, № 98), вско-ре - все 124 ста-тьи Основных государственных законов (Свод за-ко-нов Рос-сий-ской им-пе-рии, 1906, том 1), вклю-чая и те гла-вы, ко-то-рые ос-та-лись не-из-мен-ны-ми с 1832 года, - о пре-сто-ло-нас-ле-дии, о со-вер-шен-но-ле-тии им-пе-ра-то-ра и ре-гент-ст-ве, о всту-п-ле-нии на пре-стол и при-ся-ге под-дан-ст-ва, о ко-ро-но-ва-нии, о ти-ту-ле им-пе-ра-то-ра и Государственном гер-бе, о ве-ре.

Рос-сия объ-яв-ля-лась «еди-ным и не-раз-дель-ным» го-су-дар-ст-вом (при этом под-твер-жда-лась ав-то-но-мия Великого княжества Фин-лянд-ско-го); русский язык. про-воз-гла-шал-ся об-ще-го-су-дар-ст-вен-ным и обя-за-тель-ным для упот-реб-ле-ния во всех государственных и об-щественных ин-сти-ту-тах. По-ста-нов-ля-лось, что им-пе-ра-то-ру при-над-ле-жит «вер-хов-ная са-мо-дер-жав-ная власть» (сло-во «не-ог-ра-ни-чен-ная» бы-ло ис-клю-че-но). Ус-та-нав-ли-ва-лось, что за-ко-но-дательная власть, ра-нее на-хо-див-шая-ся в ис-клю-чительной ком-пе-тен-ции мо-нар-ха, от-ны-не долж-на бы-ла осу-ще-ст-в-лять-ся им «в еди-не-нии» с Государственной ду-мой (её де-пу-та-ты из-би-ра-лись) и ре-фор-ми-ро-ван-ным Государственным со-ве-том (по-ло-ви-на его чле-нов на-зна-ча-лась им-пе-ра-то-ром, дру-гая по-ло-ви-на из-би-ра-лась). Сро-ки сес-сий Ду-мы и Государственного со-ве-та оп-ре-де-ля-лись им-пе-ра-то-ром. Пра-вом за-ко-но-но-дательной ини-циа-ти-вы об-ла-да-ли им-пе-ра-тор, ми-ни-ст-ры и глав-но-уп-рав-ляю-щие, Ду-ма и Государственный со-вет, за ис-клю-че-ни-ем во-про-сов из-ме-не-ния Основных государственных законов, что яв-ля-лось пре-ро-га-ти-вой им-пе-ра-то-ра. Он же ут-вер-ждал или от-кло-нял одоб-рен-ные Ду-мой и Государственным со-ве-том за-ко-но-про-ек-ты. За-ко-ны по во-ен-но-му и во-енно-мор-ско-му ве-дом-ст-вам, ка-сав-шие-ся строе-вой, тех-нической и хо-зяйственной час-ти, ес-ли они не вы-зы-ва-ли но-вых рас-хо-дов из каз-ны, ут-вер-жда-лись им-пе-ра-то-ром по пред-став-ле-нию Во-енного со-ве-та и Ад-мирал-тейств-со-ве-та без об-су-ж-де-ния в Ду-ме и Государственном со-ве-те. В пе-ре-ры-вах между сес-сия-ми Ду-мы в слу-ча-ях, не тер-пя-щих от-ла-га-тель-ст-ва, им-пе-ра-тор мог из-дать за-кон сво-им ука-зом (статья 87), та-кой за-кон дол-жен был вно-сить-ся на рас-смот-рение Ду-мы в те-че-ние двух ме-ся-цев по-сле во-зоб-нов-ле-ния её за-се-да-ний, ина-че он ут-ра-чи-вал си-лу. Дей-ст-вие этой ста-тьи не рас-про-стра-ня-лось на Основыные государственные законы, за-ко-ны о Государственной ду-ме и Государственном со-ве-те. Им-пе-ра-тор на-зна-чал и уволь-нял выс-ших долж-но-ст-ных лиц (в том числе председателя Со-ве-та ми-ни-ст-ров), за ис-клю-че-ни-ем председателя Государственной ду-мы, ру-ко-во-дил внеш-ней по-ли-ти-кой, осу-ще-ст-в-лял «вер-хов-ное на-чаль-ст-во-ва-ние» над воо-руженными си-ла-ми, жа-ло-вал ти-ту-лы, ор-де-на, другие государственные зна-ки от-ли-чия, об-ла-дал пра-вом по-ми-ло-ва-ния осу-ж-дён-ных. В Основных государственных законах про-воз-гла-ша-лась «в пре-де-лах, ус-та-нов-лен-ных за-ко-ном» сво-бо-да ве-ро-ис-по-ве-да-ния, пе-ча-ти, со-зы-ва со-б-ра-ний, соз-да-ния пар-тий, об-ществ и сою-зов.

При-ня-тие Основных государственных законов за-вер-ши-ло пре-об-ра-зо-ва-ние государственного строя Российской им-пе-рии. На-ли-чие в Основных государственных законах норм, ог-ра-ни-чив-ших власть им-пе-ра-то-ра и раз-де-лив-ших за-ко-но-дательную власть ме-ж-ду ним и пар-ла-мен-том, а так-же за-кре-пив-ших но-вые гражданские пра-ва и сво-бо-ды российских под-дан-ных, по-зво-ли-ло многим пра-во-ве-дам и по-ли-тическим дея-те-лям трак-то-вать Основные государственные законы как кон-сти-ту-цию, а ус-та-но-вив-ший-ся государственный ре-жим - как дуа-ли-сти-че-скую фор-му кон-сти-туционной мо-нар-хии, на-по-до-бие су-ще-ст-во-вав-шей в Австро-Ве-нг-рии.

Во-пре-ки статье 87 Основных государственных законов император Ни-ко-лай II по-сле до-сроч-но-го рос-пус-ка Ду-мы 1-го и 2-го со-зы-вов из-ме-нил за-кон о вы-бо-рах в Ду-му (этот акт по-лу-чил название «третье-июнь-ский пе-ре-во-рот» 1907 года), в 1909 году вы-вел из юрис-дик-ции пар-ла-мен-та ряд пол-но-мо-чий в во-енной и во-енно-морской сфе-ре, а в 1911 году по на-стоя-нию председателя Со-ве-та ми-ни-ст-ров П.А. Сто-лы-пи-на ут-вер-дил от-верг-ну-тый Госсоветом со-ве-том за-кон о вве-де-нии земств в 6 гу-бер-ни-ях Западного края, для че-го при-ос-та-но-вил сес-сии Ду-мы и Государственного со-ве-та на 3 дня (хо-тя впо-след-ст-вии за-кон был вне-сён на ут-ве-рж-де-ние Ду-мы; не был ею рас-смот-рен, но вме-сте с тем про-дол-жал дей-ст-во-вать). Основные государственные законы ут-ра-ти-ли си-лу по-сле Февральской ре-во-лю-ции 1917 года.

Ис-точники:

Пол-ное со-б-ра-ние за-ко-нов Рос-сий-ской им-пе-рии. Со-б-ра-ние 3-е. СПб., 1909. Т. 26. № 27805;

Цар-ско-сель-ские со-ве-ща-ния: Про-то-ко-лы сек-рет-но-го со-ве-ща-ния в ап-ре-ле 1906 г. под пред-се-да-тель-ст-вом быв-ше-го им-пе-ра-то-ра по пе-ре-смот-ру ос-нов-ных за-ко-нов // Бы-лое. 1917. № 4;

Но-вые ма-те-риа-лы к ис-то-рии со-зда-ния Ос-нов-ных го-су-дар-ст-вен-ных за-ко-нов 1906 г. / Вступ. ст., под-го-тов-ка тек-ста и ком-мент. С. В. Ку-ли-ко-ва // Рус-ское про-шлое. СПб., 1998. Кн. 8;

Из ар-хи-ва С. Ю. Вит-те. Вос-по-ми-на-ния. СПб., 2003. Т. 2; Свод за-ко-нов Рос-сий-ской им-пе-рии: свод-ный текст за 1832-1917 гг. СПб., 2007. Т. 1;

Кры-жа-нов-ский С.Е. Вос-по-ми-на-ния. СПб., 2009.

Утверждены царем и опубликованы за четыре дня до открытия заседаний I Государственной думы. В них подтверждалась незыблемость самодержавия и вместе с тем "в видах укрепления основ обновляемого государственного строя" закреплялись положения о гражданских свободах, которые вытекали из Манифеста 17 октября 1905 г.

Публикуются с сокращениями

1. Государство Российское едино и нераздельно.

2. Великое княжество Финляндское , составляя нераздельную часть государства Российского, во внутренних своих делах управляется особыми установлениями на основании особого законодательства.

3. Русский язык есть язык общегосударственный и обязателен в армии, во флоте и во всех государственных и общественных установлениях. Употребление местных языков и наречий в государственных и общественных установлениях определяется особыми законами.

Глава первая. О существе верховной самодержавной власти

4. Императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть. Повиноваться власти его, не только за страх, но и за совесть, сам бог повелевает.

5. Особа государя императора священна и неприкосновенна. (...)

7. Государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственною думою.

8. Государю императору принадлежит почин по всем предметам законодательства. Единственно по его почину Основные государственные законы могут подлежать пересмотру в Государственном совете и Государственной думе.

9. Государь император утверждает законы, и без его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения.

10. Власть управления во всем ее объеме принадлежит государю императору в пределах всего государства Российского. (...)

11. Государь император, в порядке верховного управления, издает, в соответствии с законами, указы для устройства и приведения в действие различных частей государственного управления, а равно повеления, необходимые для исполнения законов.

12. Государь император есть верховный руководитель всех внешних сношений Российского государства с иностранными державами. Им же определяется направление международной политики Российского государства.

13. Государь император объявляет войну и заключает мир, а равно договоры с иностранными государствами.

14. Государь император есть державный вождь российской армии и флота. <...>

16. Государю императору принадлежит право чеканки монеты и определение внешнего ее вида.

17. Государь император назначает и увольняет председателя Совета министров, министров и главноуправляющих отдельными частями, а также прочих должностных лиц, если для последних не установлено законом иного порядка назначения и увольнения.

Глава вторая. О правах и обязанностях российских подданных

27. Условия приобретения прав российского подданства, равно как и их утраты, определяются законом.

28. Защита престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности согласно постановлениям закона.

29. Российские подданные обязаны платить установленные законом налоги и пошлины, а также отбывать повинности согласно постановлениям закона.

30. Никто не может подлежать преследованию за преступное деяние иначе, как в порядке, законом определенном.

31. Никто не может быть задержан под стражею иначе, как в случаях, законом определенных.

32. Никто не может быть судим и наказан иначе, как за преступные деяния, предусмотренные действовавшими во время совершения сих деяний уголовными законами, если при том вновь изданные законы не исключают совершенных виновными деяний из числа преступных.

33. Жилище каждого неприкосновенно. Производство в жилище, без согласия его хозяина, обыска или выемки допускается не иначе, как в случаях и в порядке, законом определенных.

34. Каждый российский подданный имеет право свободно избирать место жительства и занятие, приобретать и отчуждать имущество и беспрепятственно выезжать за пределы государства. Ограничения в сих правах установлены особыми законами.

35. Собственность неприкосновенна. Принудительное отчуждение недвижимых имуществ, когда сие необходимо для какой-либо государственной или общественной пользы, допускается не иначе, как за справедливое и приличное вознаграждение.

36. Российские подданные имеют право устраивать собрания в целях, не противных законам, мирно и без оружия. Законом определяются условия, при которых могут происходить собрания, порядок их закрытия, а равно ограничение мест для собраний.

37. Каждый может, в пределах, установленных законом, высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно распространять их путем печати или иными способами.

38. Российские подданные имеют право образовывать общества и союзы в целях, не противных законам. Условия образования обществ и союзов, порядок их действий, условия и порядок сообщения им прав юридического лица, равно как порядок закрытия обществ и союзов, определяются законом.

39. Российские подданные пользуются свободою веры. Условия пользования этою свободою определяются законом.

40. Правами российских подданных иностранцы, в России пребывающие, пользуются с соблюдением ограничений, установленных законом.

41. Изъятия из действия изложенных в сей главе постановлений в отношении местностей, объявленных на военном положении или в положении исключительном, определены особыми законами.

Глава третья. О законах

42. Империя Российская управляется на твердых основаниях законов, изданных в установленном порядке.

43. Сила законов равно обязательна для всех без изъятия российских подданных и для иностранцев, в Российском государстве, пребывающих.

44. Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения государя императора.

45. Во время прекращения занятий Государственной думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совет министров представляет о ней государю императору непосредственно. Мера эта не может, однако, вносить изменений ни в Основные государственные законы, ни в Учреждения Государственного совета и Государственной думы, ни в постановления о выборах в Совет или Думу. Действие такой меры прекращается, если подлежащим министром или главноуправляющим отдельной частью не будет внесен в Государственную думу в течение первых двух месяцев после возобновления занятий Думы соответствующий принятой мере законопроект или его не примут Государственная дума или Государственный совет.

Глава четвертая. О Государственном совете и Государственной думе и образе их действий

56. Государственный совет и Государственная дума ежегодно созываются указами государя императора.

57. Продолжительность ежегодных занятий Государственного совета и Государственной думы и сроки перерыва их занятий в течение года определяются указами государя императора.

58. Государственный совет образуется из членов по высочайшему назначению и членов по выборам. Общее число членов Совета, призываемых высочайшею властью к присутствованию в Совете из среды его членов по высочайшему назначению, не должно превышать общего числа членов Совета по выборам.

59. Государственная дума образуется из членов, избираемых населением Российской империи на пять лет на основаниях, указанных в законоположениях о выборах в Думу. (...)

63. Государственная дума может быть до истечения пятилетнего срока полномочий ее членов распущена указом государя императора. Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время ее созыва.

64. Государственный совет и Государственная дума пользуются равными в делах законодательства правами.

65. Государственному совету и Государственной думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляется возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов, за исключением Основных государственных законов, почин пересмотра которых принадлежит единственно государю императору.

66. Государственному совету и Государственной думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляется обращаться к министрам и главно-управляющим отдельными частями, подчиненным по закону Правительствующему сенату, с запросами по поводу таких, последовавших с их стороны, или подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются незакономерными. (...)

Законодательство эпохи империализма и буржуазно-демократических революций // Российское законодательство Х-ХХ вв. М., 1994. Т.-9. С. 43-51.

За работу над Сводом законов М. М. Сперанский был удостоен высшей государственной награды - Ордена Андрея Первозванного .

23 апреля 1906 года в Основные законы были внесены изменения в связи с изданием российским императором Николаем II 6 августа 1905 года Манифеста об учреждении Государственной Думы , 17 октября 1905 года Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» и 20 февраля 1906 года Манифеста о переустройстве Государственного Совета . В редакции от 23 апреля 1906 Основные государственные законы стали фактически первой конституцией России; они состояли из двух разделов, 17 глав и 223 статей.

Основные государственные законы 1906 года были изданы всероссийским императором и никогда не принимались ни народом, ни народными представителями. Основные государственные законы 1906 года наделяли Государственную Думу рядом законодательных полномочий. В них отсутствовала глава о местном самоуправлении - органами местного самоуправления оставались земские собрания, полномочия которых и избирательное право при выборах в них определялись положением о земских учреждениях. Избирательное право при выборах в Государственную Думу определялось положением о выборах, первое из которых было издано в 1905, второе в 1907 году; в 1917 году были издано положение о выборах во Всероссийское Учредительное Собрание. Согласно положению о выборах в Государственную Думу 1905 года существовал имущественный ценз, дававший преимущество средним слоям населения и капиталистам, соответственно в первой и второй государственных думах большинство имели Трудовая Группа и Конституционно-Демократическая Партия. В Положении о выборах в Государственную Думу 1907 года имущественный ценз давал преимущество капиталистам и помещикам, соответственно во второй и третьей государственных думах большинство имели Союз "17 октября" и ряд консервативных партий. После свержения всероссийского императора Николая II его брат Великий князь Михаил 3 марта 1917 года объявил об отказе от принятия титула Всероссийского Императора до принятия основных законов (конституции) Всероссийским Учредительным Собранием, избранным на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, то есть Всероссийское Учредительное Собрание должно было представлять интересы большинства населения (то есть крестьян и рабочих). Также было издано новое положение о земских учреждениях - согласно которому земские собрания избирались на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, что также делало земские собрания органами, представлявшими интересы большинства населения; к земским собраниям переходили все вопросы местного значения, ранее решавшиеся назначаемыми чиновниками (губернаторами и капитан-исправниками), - эти положения являлись фундаментом в строительстве новой конституции.

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Основные государственные законы Российской империи" в других словарях:

    ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ Российской империи, свод законоположений об общих началах государственного строя России (см. РОССИЯ (государство)); впервые кодифицированы под руководством М.М. Сперанского в 1832 году. Основные государственные… … Энциклопедический словарь

    Свод законоположений, касавшихся общих начал государственного строя России. Впервые кодифицированы под руководством М. М. Сперанского в 1832. Пересмотрены в 1906 в связи с опубликованием Манифеста 17 октября 1905. Политическая наука: Словарь… … Политология. Словарь.

    ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ - свод законоположений, касавшихся общих начал государственного строя России. Впервые кодифицированы под руководством М.М. Сперанского в 1832 г. Пересмотрены в 1906 г, в связи с опубликованием Манифеста 17 октября 1905 г., после чего стали, по сути … Юридическая энциклопедия

    Свод законоположений, касавшихся общих начал государственого строя России. Впервые кодифицированы под руководством М.М. Сперанского в 1832 г. Пересмотрены в 1906 г. в связи с опубликованием Манифеста 17 октября 1905 г. Пересмотр касался создания… … Энциклопедия юриста

    Свод законоположений, касавшихся общих начал гос. строя царской России. Впервые опубликованные в Своде законов Российской империи (изд. 1832), О. г. з. представляли собой совокупность действовавших постановлений о верх. власти, к рые были… … Советская историческая энциклопедия

    Свод законоположений, касавшихся общих начал государственного строя России. Впервые кодифицированы под руководством М.М, Сперанского в 1832 г. Пересмотрены в 1906 г, в связи с опубликованием Манифеста 17 октября 1905 г., после чего стали, по сути … Энциклопедический словарь экономики и права

    основные государственные законы российской империи - свод законоположений, касавшихся общих начал государственного строя России. Впервые кодифицированы под руководством М.М. Сперанского в 1832 г. Пересмотрены в 1906 г. в связи с опубликованием Манифеста 17 октября 1905 г., после чего стали, по сути … Большой юридический словарь

    Свод законоположений, касавшихся общих начал государственного строя России. Впервые кодифицированы под руководством М. М. Сперанского в 1832 г. Пересмотрены в 1906 г. в связи с опубликованием Манифеста 17 октября 1905 г., после чего стали, по… … Юридический словарь

    Империи свод законоположений, касавшихся общих начал государственного строя России. Впервые кодифицированы под руководством М. М. Сперанского в 1832. Пересмотрены в 1906 в связи с опубликованием Манифеста 17 октября 1905 … Большой Энциклопедический словарь

    Российской империи, свод законоположений, касавшихся общих начал государственного строя. Впервые кодифицированы под руководством М. М. Сперанского в 1832. Пересмотрены в 1906 в связи с опубликованием Манифеста 17.10.1905.