Приказ мвд 841 от 15.10. О внесении изменений в нормативные правовые акты мвд россии

Военная пенсия по инвалидности является одним из видов и сотрудникам иных силовых органов вследствие получения ими травмы или хронического заболевания во время прохождения службы.
Порядок получения пенсии по инвалидности, возникшей по причине прохождения военной и иной службы, круг лиц, имеющих право претендовать на такую выплату, порядок оформления инвалидности военнослужащим, а также виды пенсии по ней и ее размеры будут рассмотрены в настоящей статье. В результате те же самые инвалиды боевых действий должны иметь представление о том, какие права в сфере пенсионного обеспечения они имеют, и на какие выплаты могут претендовать.

Законодательная база

Законодательное регулирование рассматриваемого понятия осуществляется Федеральным законом № 5-ФЗ «О ветеранах». Кроме него меры социальной поддержки военных пенсионеров-инвалидов могут принимать регионы в нормативных актах областного уровня. Это могут быть региональные надбавки и доплаты к федеральному денежному пособию. Аналогичная ситуация имеется и на местном уровне, так, например, можно рассказать про опыт Москвы, власти которой длительное время из собственных доходов осуществляют доплаты к пенсионному содержанию данной категории граждан.

Кто относится к инвалидам боевых действий

Данный механизм выплат справедлив, так как он предполагает установление суммы денежной компенсации в зависимости от того ущерба, который причинен здоровью бывшему военному.
На сегодняшний день установлены следующие пропорции:

  • 1 группа – 300% от размера социальной пенсии;
  • 2 группа – 250%;
  • 3 группа – 175%.

При этом стоит отметить, что социальная пенсия напрямую зависит от размера прожиточного минимума, установленного в стране. На 2017 год он составляет в среднем 8 540 рублей. Кроме того, ежегодно производится индексация пенсий всех видов, и поэтому точный размер той или иной выплаты необходимо уточнять каждый год дополнительно. В среднем же военный пенсионер-инвалид, которому установлена 1 группа инвалидности, получает в месяц примерно 14-15 000 рублей. Что же касается размера страховой выплаты или же ЕДВ, то она составляет от 500 тысяч до 1,5 миллиона рублей.

Подводя итоги

Рассматривая систему пенсионного обеспечения военнослужащих, стоит отметить, что в России она достаточно хорошо проработана, чтобы обеспечить компенсацию военнослужащему ущерба его здоровью в том случае, когда он признается инвалидом. Однако существует и множество проблем в данной сфере, связанных как со справедливостью начисления пенсии тому или иному лицу, так и с ее размерами.

В связи с этим приглашаем всех, кто имеет опыт получения пенсии военнослужащему по инвалидности, делиться им, а также высказывать свое мнение по данному вопросу в блоке комментариев к данной статье.

получен
гонорар 50%

Здравствуйте. В РФ действуют Правила, на основании которых лицо признается инвалидом.

1. Настоящие Правила определяют в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица (далее - гражданин) инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро), являющимися филиалами главных бюро.

2. Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 N 882)

3. Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2009 N 1121)4. Специалисты бюро (главного бюро, Федерального бюро) обязаны ознакомить гражданина (его законного представителя) с порядком и условиями признания гражданина инвалидом, а также давать разъяснения гражданам по вопросам, связанным с установлением инвалидности.

Вкратце - Вы имеете полное право пройти МСЭК как до увольнения, так и после него.

В случае признания у Вас заболевания, приобретенного в период службы, все льготы будут установлены в соответствии с законом, бояться Вам нечего.

правила признания и правила признания и нвалидом.rtf нвалидом.rtf

Каким образом происходит процедура присвоения инвалидности военнослужащим. По месту прописки говорят можно обращаться после увольнения из рядов вооруженных сил, а это получается я буду гражданским и суммы возможно будут совсем другими?! Могу ли я пройти и получить заключение данной экспертизы в военном госпитале по месту службы или любом другом учреждении сейчас? Ведь гражданская пенсия меньше военной. Жилья нет, была комната в общежитии при части. Документы на военную ипотеку только подали. 01 августа будет 10 лет выслуги (вместе с училищем). Супруга не работает, была в отпуске по уходу за ребенком, сыну 3 года. На что я могу рассчитывать при увольнении, на какие социальные выплаты или компенсации для меня или членов моей семьи.

Добрый вечер. Получить инвалидность при ВВК госпиталя или иной ВВК не получится. ВВк не обладают такими полномочиями.

Вам необходимо обращаться в бюро медико социальной экспертизы по месту жительства

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕот 20 февраля 2006 г. N 95
О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ ПРИЗНАНИЯ ЛИЦА ИНВАЛИДОМ

14. В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы , инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

Поэтому Вам нужно обращаться именно туда и отказ в установлении инвалидности обжаловать

VI. Порядок обжалования решений бюро, главного бюро, Федерального бюро

42. Гражданин (его законный представитель)может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.43. Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.44. В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро.45. Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.46. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Общаться в чате

1 0

Общаться в чате

0 0

Общаться в чате

Проворова Анна

Юрист, г. Москва

Бесплатная оценка вашей ситуации

    5390 ответов

    3281 отзыв

Добрый вечер.

Согласно Приказу
Министра обороны РФ от 06.05.2012 N 1100 «О Порядке выплаты в
Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий,
предусмотренных частями 8 и 12 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября
2011 г. N 306-ФЗ „О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении
им отдельных выплат“ (Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2012 N
24602)

4.
Для принятия решения о выплате единовременного пособия военнослужащим,
уволенным с военной службы в связи с признанием их ВВК не годными к
военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или
заболевания с формулировкой причинной связи с исполнением обязанностей
военной службы „военная травма“ или „заболевание, радиационно
связи с аварией на Чернобыльской АЭС“, либо „заболевание, радиационно
обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы в
связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого
риска“, воинские части (военные комиссариаты, отделы военных
комиссариатов) оформляют и направляют в организацию следующие документы: а) заявление на получение единовременного пособия, составленное по рекомендуемому образцу согласно приложению N 3 к настоящему Порядку; б) справку согласно приложению N 4 к настоящему Порядку; в) копию свидетельства о болезни; г) выписку из приказа об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части.

ПОСТАНОВЛЕНИЕот 4 июля 2013 г. N 565
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВОЕННО-ВРАЧЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ

При медицинском освидетельствовании военнослужащих, лиц рядового и
начальствующего состава (должностных лиц) органов, граждан, призванных
на военные сборы, военно-врачебная комиссия определяет причинную связь
полученных ими увечий, заболеваний, за исключением случаев, когда
указанные граждане, получившие увечья, заболевания, находятся под
следствием или уголовное дело в отношении которых передано в суд.
Военно-врачебная комиссия заочно (по документам) определяет причинную
связь увечий, заболеваний у граждан, проходивших (проходящих) военную
службу (военные сборы), службу в органах, в случае, если:
а) в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в
органах гражданин был освидетельствован военно-врачебной комиссией, или
находился на лечении, или был уволен с военной службы (службы в органах)
по состоянию здоровья

Федеральный
закон от 28.03.1998 N 52-ФЗ (ред. от 23.07.2013, с изм. от 04.06.2014)
»Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья
военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и
начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации,
Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и
органов уголовно-исполнительной системы" (с изм. и доп., вступающими в
силу с 01.01.2014)

Статья 5. Страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям. Страховая сумма, применяемая для расчета страховой премии

в
случае установления застрахованному лицу инвалидности в период
прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения
одного года после увольнения с военной службы, со службы, после
отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие
увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период
прохождения военной службы, службы или военных сборов: инвалиду I группы - 1 500 000 рублей; инвалиду II группы - 1 000 000 рублей; инвалиду III группы - 500 000 рублей;

Размер указанных страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с
учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о
федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается
Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы
выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы.

www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148598/
© КонсультантПлюс, 1992-2014

Здравствуйте Юрий, дополню коллегу Белоуса, который совершенно верно ответил на вопрос.

Приведу две статьи, которые Вам помогут.

Статья 11 Закона № 52-ФЗ «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ
СТРАХОВАНИИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ,
ГРАЖДАН, ПРИЗВАННЫХ НА ВОЕННЫЕ СБОРЫ, ЛИЦ РЯДОВОГО И
НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ
СЛУЖБЫ, ОРГАНОВ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ
НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, СОТРУДНИКОВ
УЧРЕЖДЕНИЙ

И ОРГАНОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ»

Порядок и условия выплаты страховых сумм

1. Выплата страховых сумм производится страховщиком на основании
документов, подтверждающих наступление страхового случая. Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы,
устанавливается Правительством Российской Федерации.

Определение степени тяжести увечий (ранений, травм, контузий)
застрахованных лиц осуществляется соответствующими медицинскими организациями
федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба,
служба.

Перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким,
определяется Правительством Российской Федерации.

2. Выплата страховых сумм производится независимо от сумм, причитающихся
выгодоприобретателям по другим видам договоров страхования, за исключением
случаев, установленных пунктом 2.1 настоящей статьи.

2.1. Если жизнь и здоровье застрахованных лиц подлежат
обязательному государственному страхованию также в соответствии с другими
федеральными законами и (или) иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, страховые суммы выплачиваются выгодоприобретателям по их выбору
только по одному основанию.

3. Выплата страховых сумм выгодоприобретателю (независимо от места его
жительства, места прохождения им военной службы, службы, военных сборов)
производится страховщиком на территории Российской Федерации в российских
рублях способами, предусмотренными договором страхования.


4. Выплата страховых сумм производится страховщиком в 15-дневный срок со
дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной
выплате. В случае необоснованной задержки страховщиком выплаты страховых сумм
страховщик из собственных средств выплачивает выгодоприобретателю неустойку в
размере 1 процента страховой суммы за каждый день просрочки."

Постановление Правительства РФ от
29 июля 1998 г. N 855 «О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
»ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРАХОВАНИИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ГРАЖДАН, ПРИЗВАННЫХ НА ВОЕННЫЕ СБОРЫ, ЛИЦ РЯДОВОГО И
НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ, ОРГАНОВ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ
НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, СОТРУДНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ"

4. В случае установления
застрахованному лицу инвалидности

до истечения одного года после
увольнения с военной службы,


со службы, после отчисления с
военных сборов или окончания

военных сборов вследствие увечья
(ранения, травмы,

контузии) или заболевания,
полученных в период

прохождения военной службы, службы,

военных сборов, оформляются:

заявление застрахованного лица о выплате страховой суммы;


копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности застрахованному лицу,
выданной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы;


копия свидетельства о болезни застрахованного лица или заключение (справка)
военно-врачебной комиссии
либо другие военно-медицинские (медицинские)
документы, подтверждающие нарушение здоровья;

копия выписки из приказа командира воинской части (начальника учреждения,
руководителя организации) об исключении застрахованного лица из списков личного
состава воинской части (учреждения, организации);


Постановление Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. N 17
"Об утверждении разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности"

Разъяснение Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. N 1
"Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности"
(утв. постановлением Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. N 17)

С изменениями и дополнениями от:

В целях единообразного применения формулировок причин инвалидности федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы при определении причин инвалидности в зависимости от обстоятельств наступления инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, от которых зависит уровень пенсионного обеспечения инвалида, выплата компенсаций и предоставление различных льгот, Министерство труда и социального развития Российской Федерации разъясняет:

1. Определение причин инвалидности в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4563) возложено на федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы.

2. Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причины инвалидности, применяя следующие формулировки, предусмотренные законодательством Российской Федерации:

общее заболевание;

инвалид с детства;

профессиональное заболевание;

трудовое увечье;

военная травма;

заболевание получено в период военной службы;

заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС;

заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС;

заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС;

заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС;

заболевание связано с аварией на ПО "Маяк";

заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ПО "Маяк";

заболевание связано с последствиями радиационных воздействий;

заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.

3. Причина инвалидности с формулировкой "общее заболевание" определяется в тех случаях, когда инвалидность явилась следствием различных заболеваний или увечий, но не стоит в прямой зависимости от профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, и не связана с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска и иными обстоятельствами, указанными в настоящем разъяснении.

4. Причина инвалидности с формулировкой "инвалид с детства" определяется гражданам старше 18 лет, когда инвалидность вследствие заболевания, травмы или дефекта, возникшего в детстве, наступила до достижения 18 лет.

Указанная причина инвалидности может быть определена и в том случае, если по клиническим данным, этиопатогенезу заболеваний или по последствиям травм и врожденным дефектам, подтвержденным данными лечебных учреждений, у инвалида в возрасте до 18 лет (до 1 января 2000 г. - в возрасте до 16 лет) имелись признаки стойких ограничений жизнедеятельности.

Лицу в возрасте до 18 лет, признанному инвалидом, устанавливается категория "ребенок-инвалид".

5. Причина инвалидности с формулировкой "профессиональное заболевание" определяется гражданам, инвалидность которых наступила вследствие острых и хронических профессиональных заболеваний (отравлений).

Указанная причина инвалидности определяется как по прямым последствиям профессионального заболевания, так и по его осложнениям, обусловившим наступление инвалидности.

Основанием для определения причины инвалидности с формулировкой "профессиональное заболевание" является акт о случае профессионального заболевания, оформленный в порядке, предусмотренном Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 967 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 52, ст.5149), или решение суда об установлении факта профессионального заболевания.

6. Причина инвалидности с формулировкой "трудовое увечье" определяется гражданам, инвалидность которых наступила вследствие повреждения здоровья, связанного с несчастным случаем на производстве.

Указанная причина инвалидности устанавливается как по прямым последствиям несчастного случая на производстве, так и по различным его осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от несчастного случая, независимо от срока обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.

Основанием для определения причины инвалидности с формулировкой "трудовое увечье" является акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 (Н-1ПС), оформленный в порядке, предусмотренном постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для рассмотрения и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях" (зарегистрировано в Минюсте России 5 декабря 2002 г., регистрационный N 3999), или решение суда об установлении факта несчастного случая на производстве.

7. Причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется гражданам, уволенным с военной службы (далее - бывшие военнослужащие), в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст.4831; 2002, N 30, ст.3033).

Причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется как по прямым последствиям вышеуказанных увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, так и по различным их осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, независимо от срока обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.

Факт получения увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в период прохождения военной службы, в том числе в действующих частях, может быть подтвержден военно-медицинскими документами: свидетельством о болезни, справкой военно-врачебной комиссии, справкой по форме N 16, справками военно-медицинских учреждений, а также справками Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, Российского государственного военного архива.

К бывшим военнослужащим, в отношении которых федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы правомочны рассматривать вопрос об установлении инвалидности и ее причины, относятся граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы ( Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Бывшим военнослужащим, проходившим освидетельствование в военно-врачебных комиссиях (далее - ВВК) и имеющим врачебно-экспертные документы (свидетельство о болезни, справка ВВК) с заключением ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, при установлении инвалидности по тому увечью (ранению, травме, контузии), заболеванию, которое указано в заключении ВВК, причина инвалидности определяется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в точном соответствии с формулировкой заключения ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний.

Если увечье (ранение, травма, контузия), заболевание бывшего военнослужащего, ставшие причиной инвалидности, не упоминаются в заключении ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, то причина инвалидности устанавливается с формулировкой "общее заболевание".

Если формулировка причины увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в свидетельстве о болезни, справке ВВК отсутствует или указана не в соответствии с формулировками причин инвалидности, указанными в пункте 2 настоящего разъяснения, а также в случае несогласия с заключением ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы могут обратиться в соответствующую штатную ВВК (ВВК военного округа, ВВК вида Вооруженных Сил Российской Федерации, центральную ВВК Министерства обороны Российской Федерации и других министерств и ведомств, в которых предусмотрена военная служба) для пересмотра или уточнения причины увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания. В дальнейшем федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы при определении причины инвалидности должны руководствоваться заключением штатной ВВК военного округа или соответствующего силового ведомства о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний.

При отсутствии военно-медицинских документов или при их ненадлежащем оформлении причина инвалидности с формулировкой "военная травма" устанавливается участникам Великой Отечественной войны - фронтовикам и воинам, выполнявшим интернациональный долг в Республике Афганистан, в случаях:

а) имеющихся хронических медленно прогрессирующих заболеваний, которые не были выявлены в период военной службы, при представлении документов, выданных лечебным учреждением, которые дают основания отнести начало заболевания к периоду пребывания на фронте (к периоду выполнения интернационального долга в Республике Афганистан), а также, если в военно-медицинских документах указаны отдельные симптомы заболевания, приведшего к инвалидности;

б) имеющихся последствий увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, если факт их получения указан в графе "анамнез" военно-медицинского документа, составленного в годы Великой Отечественной войны (ведения военных действий в Республике Афганистан), или в графе "диагноз" указаны только отдельные симптомы заболевания, приведшего впоследствии к инвалидности;

в) имеющихся последствий черепно-мозговой травмы, если в военно-медицинском документе имеются указания на ранения головы (лица), шеи или на одновременно полученные множественные осколочные ранения любой локализации;

г) имеющихся последствий ранения, если в военно-медицинском или ином военном документе (боевая характеристика, представление к награде, воинскому званию, аттестации и т.п.) имеются указания на тяжелое ранение.

В указанных случаях (подпункты а - г) в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы для определения причины инвалидности "военная травма" должны представляться военные документы, подтверждающие службу бывшего военнослужащего в действующей армии, и данные лечебных учреждений, содержащие сведения о состоянии его здоровья.

При решении вопроса о времени возникновения у участника Великой Отечественной войны - фронтовика или воина, выполнявшего интернациональный долг в Республике Афганистан, хронического медленно прогрессирующего заболевания федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы проводится ретроспективный анализ развития данного заболевания на основе тщательного изучения анамнестических сведений, данных лечебно-профилактических учреждений, характеризующих клиническую картину, а также условий работы и быта после увольнения с военной службы. Документы о времени обращения участника Великой Отечественной войны - фронтовика или воина, выполнявшего интернациональный долг в Республике Афганистан, в лечебные учреждения по поводу хронического медленно прогрессирующего заболевания должны подтверждать возникновение и развитие данного заболевания в период пребывания в действующей армии и свидетельствовать о прогрессировании этого заболевания.

При определении причины инвалидности с формулировкой "военная травма" без военно-медицинских документов указывается, что заключение вынесено без военно-медицинских документов на основании клинических данных.

При отсутствии у бывших военнослужащих, в том числе находившихся в плену, каких-либо данных об освидетельствовании в ВВК в период службы в Вооруженных Силах, но при наличии у них явных последствий телесных повреждений (отсутствие конечностей, дефекты костей черепа, обширные рубцы после ранений, наличие инородных тел и т.п.), независимо от причины увольнения с военной службы вопрос о связи полученных увечий (ранений, травм) со службой в армии решается при освидетельствовании их в ВВК военного комиссариата с участием судебно-медицинского эксперта. После получения заключения ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм), утвержденного штатной ВВК, федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причину инвалидности.

Инвалидам из числа бывших военнослужащих, выполнявших боевые задания в годы Великой Отечественной войны в тылу противника в составе частей особого назначения Наркомата обороны СССР, ОМСБОН НКВД СССР, разведывательных групп НКГБ СССР, партизанских отрядов и соединений, причина инвалидности "военная травма" определяется на основании записей в военных билетах, подтверждающих службу в упомянутых частях, группах, отрядах и соединениях (Указ Президента Российской Федерации от 25 мая 1992 г. N 521 "О порядке установления инвалидности бывшим военнослужащим, выполнявшим воинский долг в период Великой Отечественной войны в тылу противника" (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 22, ст.1214).

Бывшим партизанам Великой Отечественной войны как из числа бывших военнослужащих, так и лиц гражданского населения, признанным инвалидами, определяется причина инвалидности "военная травма" на основании документа, подтверждающего их пребывание в составе партизанских отрядов и соединений (Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 1993 г. N 596 "О порядке установления инвалидности лицам, принимавшим участие в боевых действиях в составе партизанских частей и соединений в период Великой Отечественной войны в тылу противника" (Собрание актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, 1993, N 19, ст.1684).

При определении причины инвалидности с формулировкой "военная травма" в акте освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы в обязательном порядке указываются все документы, послужившие основанием для вынесения решения: свидетельство о болезни; справка ВВК; справки военно-медицинских учреждений, подтверждающие пребывание бывшего военнослужащего на излечении; выписки из истории болезни с указанием диагноза; справки о ранении или несчастном случае; документы, подтверждающие факт пребывания на фронте, в партизанском отряде, в плену, на военной службе (удостоверение участника Великой Отечественной войны, красноармейская книжка, военный билет, справки военных комиссариатов о прохождении военной службы, в том числе об участии в боевых действиях); справки о полученном на фронте награждении, благодарности командования; справки Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, Российского государственного военного архива, если в них имеются указания на увечье (ранение, травму, контузию), заболевание.

Бывшим военнослужащим, ранее признававшимся инвалидами Великой Отечественной войны, которым в настоящее время установлена причина инвалидности с формулировкой "общее заболевание", определяется причина инвалидности с формулировкой "военная травма" на основании документов о службе в действующей армии, о полученном в период пребывания на фронте увечье (ранении, травме, контузии), заболевании и документов, подтверждающих, что бывший военнослужащий ранее признавался инвалидом Великой Отечественной войны.

В случае определения инвалидности гражданам, имеющим ограничения жизнедеятельности вследствие увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, полученных в период прохождения военных сборов, причину инвалидности федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы устанавливают в точном соответствии с формулировкой заключения ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний.

При отсутствии у бывших военнослужащих военно-медицинских документов, необходимых для определения причинной связи инвалидности с военной травмой, прохождением военной службы и другими обстоятельствами, предусмотренными действующим законодательством, причина инвалидности федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы определяется с формулировкой "общее заболевание" и одновременно оказывается содействие гражданину в поиске необходимых военно-медицинских документов. После получения необходимых документов федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы формулировка причины инвалидности изменяется без дополнительного очного освидетельствования.

8. Причина инвалидности с формулировкой "заболевание получено в период военной службы" определяется в случаях, если инвалидность бывшего военнослужащего наступила вследствие заболевания, полученного в период военной службы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) (Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Факт получения в период военной службы заболевания либо увечья (ранения, травмы, контузии), не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), может быть подтвержден военно-медицинскими документами: свидетельством о болезни, справкой ВВК, справками военно-медицинских учреждений, а также справками Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, Российского государственного военного архива.

Инвалидность, наступившая у бывшего военнослужащего, проходившего военную службу по призыву в качестве солдата, матроса, сержанта, старшины, в течение трех месяцев со дня увольнения из армии, рассматривается как наступившая в период военной службы (кроме случаев наступления инвалидности вследствие совершения противоправных деяний или умышленного нанесения ущерба своему здоровью). Причина инвалидности в этих случаях определяется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы без представления военно-медицинских документов по поводу любого заболевания или увечья (ранения, травмы, контузии), в том числе бытового, с формулировкой "заболевание получено в период военной службы" при наличии документов о прохождении военной службы по призыву с указанием даты увольнения.

9. Причина инвалидности с формулировкой "заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС" устанавливается бывшим военнослужащим на основании соответствующего заключения ВВК, если заболевание, поставленное ВВК в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, дает основания для установления инвалидности.

10. Причина инвалидности "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС" устанавливается бывшим военнослужащим на основании соответствующего заключения ВВК, если заболевание, поставленное ВВК в связь с радиационным воздействием при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, дает основания для установления инвалидности.

11. Причина инвалидности с формулировкой "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" определяется гражданам, указанным в Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 21, ст.699; 1992, N 32, ст.1861; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48 ст.4561; 2002, N 30, ст.3033), если их инвалидность наступила вследствие нарушений здоровья, связанных с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Причина инвалидности с формулировкой "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" устанавливается гражданам, указанным в пункте 2 части первой статьи 13 Закона, при наличии удостоверения, подтверждающего статус гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболевания, приведшего к инвалидности, с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС.

12. Причина инвалидности с формулировкой "заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" устанавливается указанным в пункте 2 части первой статьи 13 Закона бывшим военнослужащим и гражданам, призванным на специальные сборы и привлеченным к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, на основании удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности, с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

При установлении инвалидности бывшему военнослужащему и гражданину, призванному на специальные сборы и привлеченному к выполнению работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, по увечью (ранению, травме, контузии), заболеванию, связанному с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и имеющему заключение ВВК о причинной связи этого увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, причина инвалидности определяется в точном соответствии с заключением ВВК.

13. Причина инвалидности с формулировкой "заболевание связано с аварией на ПО "Маяк" устанавливается гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, в порядке, установленном Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 48, ст.5850; 2000, N 33, ст.3348).

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" причинная связь заболеваний и инвалидности, имеющихся у граждан, указанных в и названного Закона, с последствиями воздействия радиации устанавливается межведомственными экспертными советами.

Документом, подтверждающим статус гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, является удостоверение единого образца, порядок оформления и выдачи которого утвержден приказом МЧС России от 24 апреля 2000 г. N 229 "Об утверждении Положения о порядке оформления и выдачи удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (зарегистрирован в Минюсте России 2 июня 2000 г., регистрационный N 2256).

Основанием для установления причины инвалидности с формулировкой "заболевание связано с аварией на ПО "Маяк" является наличие удостоверения, подтверждающего статус гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи имеющихся заболеваний и инвалидности с последствиями воздействия радиации вследствие аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

14. Причина инвалидности с формулировкой "заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ПО "Маяк" устанавливается бывшим военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, на основании удостоверения, подтверждающего данный статус, и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи имеющихся заболеваний и инвалидности с последствиями воздействия радиации вследствие аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

15. Причина инвалидности с формулировкой "заболевание связано с последствиями радиационных воздействий" определяется гражданам, указанным в подпункте "а" пункта 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 марта 1993 г. N 253 "О порядке предоставления компенсаций и льгот лицам, пострадавшим от радиационных воздействий" (Собрание актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, 1993, N 14, ст.1182; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 13, ст.1365) при установлении им инвалидности по нарушениям здоровья, связанным с радиационным воздействием.

Согласно пункту 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 марта 1993 г. N 253 "О порядке предоставления компенсаций и льгот лицам, пострадавшим от радиационных воздействий" лицам, указанным в подпункте "а" пункта 1 постановления, причинная связь заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием устанавливается межведомственными экспертными советами или ВВК.

Основанием для установления вышеуказанной причины инвалидности является заключение межведомственного экспертного совета о причинной связи заболевания, приведшего к инвалидности, с радиационным воздействием.

При установлении инвалидности бывшему военнослужащему, упомянутому в подпункте "а" пункта 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 марта 1993 г. N 253 "О порядке предоставления компенсаций и льгот лицам, пострадавшим от радиационных воздействий", по увечью (ранению, травме, контузии), заболеванию, связанному с воздействием радиации, имеющему заключение ВВК о причинной связи этого увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, причина инвалидности определяется в точном соответствии с заключением ВВК.

16. Причина инвалидности с формулировкой "заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска" определяется гражданам из подразделений особого риска, указанным в подпунктах "а" , "б" , "в" , "г" , "д" пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, 1992, N 4, ст.138), при установлении им инвалидности по заболеваниям (травмам, увечьям, контузиям, ранениям), связанным с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1992 г. N 958 "О мерах по обеспечению социальной защиты граждан из подразделений особого риска" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 22, ст.2756) установление причинной связи развившихся заболеваний (травм, увечий, контузий, ранений), в том числе вызвавших инвалидность, у граждан с их непосредственным участием в действиях подразделений особого риска возложено на медико-социальную экспертную комиссию Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации.

Основанием для установления причины инвалидности с формулировкой "заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска" является заключение медико-социальной экспертной комиссии Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации о причинной связи заболеваний (травм, увечий, контузий, ранений), приведших к инвалидности, с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.

17. При наличии одновременно оснований для определения различных причин инвалидности причина инвалидности определяется по выбору инвалида либо его законного представителя или та, наличие которой гарантирует гражданину предоставление более широкого круга мер социальной защиты (в справке указывается только одна причина инвалидности).

18. Причина инвалидности, гарантирующая гражданину предоставление более широкого круга мер социальной защиты, сохраняется при повышении группы инвалидности вследствие вновь возникших увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, если ранее не было допущено ошибки при определении группы инвалидности. Причина инвалидности "военная травма" сохраняется также в тех случаях, когда к моменту очередного переосвидетельствования последствия увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, являющиеся следствием военной травмы, не приводят к ограничению жизнедеятельности и установление группы инвалидности обусловлено вновь возникшими увечьями (ранениями, травмами, контузиями), заболеваниями.

19. Лицу в возрасте до 18 лет, признанному инвалидом по последствиям трудового увечья или профессионального заболевания, по его выбору либо выбору его законного представителя устанавливается категория "ребенок-инвалид" или группа инвалидности с соответствующей причиной инвалидности.

20. Причина инвалидности изменяется со дня представления в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы документов, подтверждающих обстоятельства возникновения увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, приведших к инвалидности.

21. Гражданам, ставшим инвалидами вследствие поствакцинальных осложнений или инвалидами I и II групп вследствие нарушений, обусловленных патологией органа зрения, после формулировки соответствующей причины инвалидности или категории "ребенок инвалид" производится дополнительная запись "вследствие поствакцинального осложнения" на основании заключения клинико-экспертной комиссии лечебно-профилактического учреждения об установлении факта поствакцинального осложнения или "инвалид по зрению".

_____________________________

* Возраст ребенка-инвалида повышен с 16 до 18 лет Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 172-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст.3693).