Состав субъектов рф, их статус и общая характеристика. Субъекты РФ, их правовой статус

Конституционно-правовой статусправовое положение субъекта Российской Федерации, которое определяется Конституцией РФ и конституцией (уставом) субъекта РФ, принимаемой законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта (ч. 1-2 ст. 66 Конституции РФ).

Первоначально Конституция РФ 1993 года установила, что в состав Российской Федерации входят 89 субъектов. Со временем состав субъектов Российской Федерации изменился: 5 федеральных конституционных законов сократили число субъектов РФ с 89 до 83 субъекта с 1 марта 2008 г.

Первыми решение об объединении приняли Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ. 1 декабря 2005 года в соответствии с Федеральным конституционным законом "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" прекратили существование Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ и вместо них был образован новый субъект Российской Федерации - Пермский край.

Затем объединились Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ и Эвенкийский автономный округ в новый субъект Федерации - Красноярский край. 23 октября 2005 года прошли референдумы по третьему объединению субъектов РФ – голосования по объединению Камчатской области и Корякского автономного округа в Камчатский край. Следующими объединились Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ в результате появился новый субъект РФ - Иркутская область. В результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа был образован Забайкальский край.

В ближайшие годы возможно дальнейшее объединение субъектов Российской Федерации, что, вероятно, приведет к исчезновению таких видов субъектов Российской Федерации как автономный округ и автономная область.

Все субъекты РФ перечислены в статье 65 Конституции России. Среди 83 субъектов Российской Федерации Конституция России выделяет следующие виды – республики (21), края (9), области (46), города федерального значения (2), автономные округа (4), автономная область (1). В этом Российская Федерация уникальна – в других федеративных государствах субъекты федерации именуются одинаково (штаты, земли, провинции и т.п.) и число их значительно меньше.

Таким образом, субъектами Федерации провозглашены: 1) национальные государственные образования (республики), 2) территориальные образования (края, области, города федерального значения) и 3) национально-территориальные (автономные) образования (автономная область и автономные округа).

В связи с этим возможно рассматривать федеративное устройство России как включающее в свой состав субъекты, образованные, как по национальному, так и по территориальному признаку.


Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации характеризуется рядом основных признаков.

1. В каждом субъекте Федерации имеется свой базовый правовой акт конституция у республик, устав –у других субъектов Федерации и законодательство . Так как компетенция всех видов субъектов РФ в основном совпадает, то и их основополагающие правовые акты –конституции республик и уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов –имеют одинаковую юридическую силу.

Конституция России предусматривает полномочие Конституционного Суда РФ разрешать дела о соответствии конституций и уставов субъектов Федерации Конституции РФ.

2. Федерация совместно с самим субъектом РФ определяет его конституционно-правовой статус . Согласно статье 66 Конституции РФ статус республики определяется Конституцией России и конституцией республики, статус субъектов РФ остальных видов определяется также Конституцией России и уставом соответствующего субъекта Федерации.

Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, субъект РФ не вправе в одностороннем порядке изменить свой статус. Изменение государственного статуса субъекта РФ может иметь место только без изменения территории и границ Российской Федерации.

3. В Конституции РФ, как уже отмечалось, провозглашается равноправие субъектов Федерации и, в частности, равноправиесубъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (статья 5).

4. Каждый субъект РФ имеет свою территорию .Границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия (статья 67 Конституции РФ).

5. У каждого субъекта РФ есть собственная система органов государственной власти , которая устанавливается им самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (статья 77 Конституции РФ).

6. Субъект РФ имеет право на участие в процессе принятия решений на федеральном уровне – с тем чтобы более полно обеспечивался учет его потребностей и законных интересов.

7. Субъекты РФ вправе в соответствии со статьей 72 (пункт "о" части 1) Конституции РФ осуществлять международные и внешнеэкономические связи , при условии что такие связи не вторгаются в полномочия и прерогативы Российской Федерации как суверенного государства, и что их координация определяется федеральным законом и принимаемыми на его основе законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.

8. Статус субъекта РФ характеризуется наличием государственной собственности субъекта Федерации.

9. Каждый субъект РФ имеет право на свои символы , которыми могут быть флаг, герб, гимн. У субъекта Федерации может быть своя столица или административный центр.

Здравствуйте! Согласно ст.83 Жилищного кодекса РФ граждане, которые вследствие военной ипотечного к наследству не отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
2. Наследник, принявший наследство в порядке наследственной трансмиссии (статья 1156), отвечает в пределах стоимости этого наследственного имущества по долгам наследодателя, которому это имущество принадлежало, и не отвечает этим имуществом по долгам наследника, от которого к нему перешло право на принятие наследства.
4. Завещание может быть признано судом недействительным по иску лица, права или законные интересы которого нарушены этим завещанием.
Оспаривание завещания до открытия наследства не допускается. Не могут служить основанием недействительности завещания описки и другие незначительные нарушения порядка его составления, подписания или удостоверения, если судом установлено, что они не влияют на понимание волеизъявления завещателя. Недействительным может быть как завещание в целом, так и отдельные содержащиеся в нем завещательные распоряжения. Недействительность отдельных распоряжений, содержащихся в завещании, не затрагивает остальной части завещания, если можно предположить, что она была бы включена в завещание и при отсутствии распоряжений, являющихся недействительными.
Недействительность завещания не лишает лиц, указанных в нем в качестве наследников или отказополучателей, права наследовать по закону или на основании другого, действительного, завещания.
Фактически, исходя из правоприменительной практики, реальны только следующие основания оспаривания завещания:
3. Если должник не был письменно под не согласны с каким-либо из участников процесса, то необходимо предоставить в суд доказательства передачи дела в судебное заседание.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей могут быть получены путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 155.1 настоящего Кодекса.
2. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
Статья 80 Трудового кодекса Российской Федерации. Взыскание алиментов на несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме 1. При отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов на несовершеннолетних детей и в случаях, если родитель, обязанный уплачивать алименты, имеет нерегулярный, меняющийся заработок и (или) иной доход, либо если этот родитель получает заработок и (или) иной доход полностью или частично в натуре или в иностранной валюте, либо если у него отсутствует заработок и (или) иной доход, а также в других случаях, если взыскание алиментов в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу родителя невозможно, затруднительно или существенно нарушает интересы одной из сторон, суд вправе определить размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно, в твердой денежной сумме или одновременно в долях (в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса) и в твердой денежной сумме.
2. Размер твердой денежной суммы определяется судом исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств. 3. Если в предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке.
3. В случае раздела общего имущества супругов в период брака та часть общего имущества супругов, которая не была разделена, а также имущество, нажитое супругами в период брака в дальнейшем, составляют их совместную собственность.
7. К требованиям супругов о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут, применяется трехлетний срок исковой давности.

1. Виды субъектов Российской Федерации, особенности их конституционно-правового статуса.

2. Проблемы реализации принципа равноправия субъектов Российской Федерации.

3. Особенности правового статуса отдельных видов субъектов.

4. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации. Виды административно-территориальных единиц.

Доклад: Право сецессии в конституционном праве.

Задание на самостоятельную подготовку:

1. Как Вы оцениваете идею превращения РФ в унитарное государство?

2. Каковы проблемы равноправия субъектов РФ и в чем выражена асимметричность РФ?

3. Можно ли говорить о суверенитете субъектов РФ? Какова позиция Конституционного Суда в этом вопросе?

4. Каким образом может быть изменен статус субъектов РФ?

5. В чем отличие изменения статуса от изменения наименования субъекта РФ?

6. Могут ли субъекты РФ выйти из состава России?

Тесты:

1. В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы …

а) деятельности в космосе

б) природопользования

в) войны и мира

г) амнистии и помилования

2. В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся вопросы …

б) охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности

в) федеральной государственной службы

3. Конституция Российской Федерации __________ полномочия субъектов Российской Федерации.

а) не перечисляет

б) перечисляет

в) закрепляет

г) растолковывает



4. В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится законодательство …

а) уголовно-исполнительное

б) гражданское

в) арбитражно-процессуальное

г) о недрах

5. В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся вопросы …

а) режима пограничных зон

б) адвокатуры и нотариата

в) федерального бюджета

г) защиты семьи, материнства, отцовства и детства

6. В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы …

а) федеративного устройства и территории РФ

б) обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности

в) гражданства в РФ

г) денежной эмиссии

7. К принципам федеративного устройства Российской Федерации относится принцип …

а) равноправия субъектов Российской Федерации

б) неравноправия субъектов Российской Федерации

в) государственной раздробленности

г) отсутствия единства системы органов государственной власти

8. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ к предметам ведения Российской Федерации относится …

а) административно-процессуальное право

б) административное право

в) трудовое право

г) уголовно-процессуальное право

9. В соответствии с федеральным законодательством, структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется …

а) федеральным законом

б) законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации

в) высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации

г) указом Президента РФ

10. Изменение границ между субъектами Российской Федерации …

а) допускается

б) не допускается

в) допускается только в условиях чрезвычайного положения

г) осуществляется на основе указа Президента Российской Федерации

11. В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы …

а) установления системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти

б) таможенного регулирования

в) федерального коллизионного права

г) административного и административно-процессуального законодательства

12. В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации исключительно в ведении Российской Федерации находятся вопросы …

в) принятия и изменения Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением

г) установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления

13. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ к предметам ведения Российской Федерации относится …

а) воспитания, образования, науки, физической культуры и спорта

б) защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей

в) установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления

г) правовое регулирование интеллектуальной собственности

14. К признакам федерации как формы государственного устройства не относится такой признак, как …

а) право субъекта федерации самостоятельно выходить из состава федерации

б) воспитания, образования, науки, физической культуры и спорта

в) защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей

г) все ответы верны

15. К предметам ведения Российской Федерации, закрепленным в ст. 71 Конституции РФ, относится …

а) защиты прав и свобод человека и гражданина

б) федеративное устройство

в) охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности

г) установления общих принципов налогообложения и сборов в РФ

16. На основе договора было создано такое федеративное государство, как …

а) РСФСР в 1918 году

б) СССР в 1922 году

в) Россия в 1992 году

г) Россия в 1993 году

17. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов осуществляется _________ Российской Федерации.

а) Конституцией

б) Федеральным законом

в) Федеральным конституционным законом

г) Указом Президента РФ

18. Согласно федеральному законодательству высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации …

а) назначается Президентом РФ

б) утверждается на референдуме

в) избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации

г) все ответы верны

19. Сущностью Федеративного договора, подписанного 31 марта 1992 года, стало разграничение предметов ведения и полномочий между …

а) органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации

б) органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления

в) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления

г) все ответы верны

20. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и __________ республики.

21. Для __________, как субъектов Российской Федерации, допускается наличие своего собственного государственного языка.

22. Статус автономной области определяется Конституцией Российской Федерации и __________ автономной области.

23. Основной закон республик в составе Российской Федерации называется _________

24. Основной закон города федерального значения в составе Российской Федерации называется _________

Конституции РФ):

    • республик;
    • краев;
    • областей;
    • городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург);
    • автономной области;
    • автономных округов.

Конституция закрепляет равноправие этих субъектов Федерации.

Статус субъектов РФ

Конституционно-правовой статус субъектов Федерации уста-навливается в первую очередь Конституцией России, федеральны-ми законами, а также другими правовыми актами. Так, республи-ки принимают свои конституции, другие субъекты Федерации - уставы.

Основные вопросы статуса урегулированы Конституцией и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Правовой статус субъектов РФ в решающей степени гарантируется Конституци-ей РФ, изменения гл. 3 - 8 которой в конечном счете возможны только с одобрения органов законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации. На основе Конституции России и в соответствии с ней и федеральными законами субъек-ты Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные .

Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ

  1. Субъект РФ часть федеративного государства (субъекты РФ именуются по-разному: республика, автономная область, край, область, автономный округ, город федерального значения).
  2. Субъект Федерации не является самостоятельным суверенным государством.
  3. выхода субъекта Федерации из состава Федерации Конституция РФ не предусматривает.
  4. Изменение статуса субъекта Федерации теоретически может быть реализовано в трех направлениях: повышение статуса, понижение статуса, выход из состава Федерации.
  5. Каждый субъект РФ имеет свою территорию, которая является частью территории РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия.
  6. Одна и та же территория не может быть территорией двух равноправных субъектов Федерации: у каждого субъекта Федерации своя территория, свои органы государственной власти.
  7. система органов государственной власти субъектов РФ определяется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционногостроя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
  8. Каждый субъект РФ имеет свою , которая включает конституцию (устав) этого субъекта Федерации, принятые имзаконы и другие нормативные акты, изданные в пределах его компетенции, договоры и соглашения субъекта Федерации с Российской Федерацией, другими ее субъектами, с зарубежными странами, а также акты о делегировании полномочий.
  9. Каждый субъект РФ вправе иметь свою государственную символику: флаг, герб, гимн, а также столицу (республики) и центры других субъектов Федерации.

Особенности правового статуса республик

    • Конституция РФ признает государствами только республики;
    • только республики вправе принимать свои конституции;
    • только республики вправе устанавливать свои государственные языки.

Предоставление республикам более широких прав, чем другим субъектам РФ, обычно обосновывается тем, что в республиках образующими их нациями являются народы, отличающиеся от русского народа языком, традициями, историческим прошлым и иными особенностями.

Между тем с правовой точки зрения такое обоснование не может быть принято, поскольку общепризнано, что все люди равноправны независимо от расы, национальности, языка и иных обстоятельств, определяющих их принадлежность к тому или иному конкретному народу. Более того, как уже говорилось, в российской Конституции установлено, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность и никто не

Общая характеристика субъектов РФ

Принципы определения полномочий органов государствен-ной власти субъекта РФ достаточно просты:

    1. по предметам ведения субъ-ектов РФ - определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта РФ;
    2. по предметам совместного ведения - определяются Конституцией РФ, федеральными закона-ми, договорами о разграничении полномочий и соглашениями;
    3. по предметам ведения РФ - определяются федеральными законами, из-даваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми ак-тами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.

В соответствии с принципом верховенства Конституции РФ не могут быть приняты федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные право-вые акты субъектов РФ, заключены договоры, соглашения, если принятие указанных актов ведет к изменению конституционно-правового статуса субъекта РФ, ущемлению или утрате установ-ленных Конституцией РФ прав и свобод человека и , нарушению государственной целостности РФ и единства системы государственной власти в РФ.

Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ. Исчерпывающим и точным перечисле-нием наименований всех субъектов Федерации в Конститу-ции РФ подчеркивается добровольность вхождения каждого субъекта в Российскую Федерацию и распространение всех норм Конституции в равной степени на все субъекты Федерации.

Подробнее о равноправии субъектов РФ

Равноправие субъектов РФ находит свое выражение в равном представительстве всех субъектов РФ (независимо от размера территории и численности населения) в Феде-рального Собрания (по два представителя от каждого субъек-та РФ), а также в порядке формирования Государственного совета РФ, который состоит из высших должностных лиц (руководи-телей высших исполнительных органов государственной власти) всех субъектов РФ.

Но правовой статус субъектов РФ все же не во всем одинаков. Различие вытекает, например, из того, что республики объявле-ны государствами, в то время как все другие субъекты такого ста-туса не имеют и могут рассматриваться только как государствен-ные образования. Конституции республик могут приниматься как их законодательными собраниями, так и референдумами, в то время как уставы других субъектов РФ - только законода-тельными собраниями. Большинство автономных округов входят в состав краев и областей, но должны рассматриваться как госу-дарственные образования наравне с этими краями и областями. Такое положение субъектов РФ дает повод говорить об асимметричности российского федерализма .

Равноправие субъектов Федерации проявляется в общем для всех них определении предметов ведения , которое вытекает из ст. 71-73 Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе вмешивать-ся в компетенцию федеральных органов государственной власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего мно-гонационального народа России, в том числе всех субъектов Фе-дерации. Последние представлены в , а следовательно, участвуют в решении вопросов, относящихся к предметам ведения Федерации. Вместе с органами государствен-ной власти Федерации они осуществляют правовое регулирова-ние и управление по предметам совместного ведения. При этом до принятия федеральных законов субъекты РФ вправе осущест-влять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федеральною закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в двухмесяч-ный срок приводятся в соответствие с принятым федеральным законом. Вне пределов ведения РФ и совме-стного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государст-венной власти.

Такое решение проблемы разграничения предметов ведения оставляет за субъектами Федерации полномочия по широкому кругу вопросов. Если вопрос относится к совместному ведению, то законы и иные нормативные правовые акты издаются субъек-тами Федерации в соответствии с федеральным законом по этому вопросу. Если же тот или иной вопрос входит в исключительную компетенцию органов власти субъекта Федерации, то республики, края, области, города федерального значения и автономии осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

При этом Конституция предоставляет субъектам Федерации важную . Поскольку их законы и нормативные акты, изданные по вопросам совместного ведения, должны соответст-вовать федеральным законам и в случае противоречия действует федеральный закон, то при противоречии такого же рода по во-просам исключительного ведения субъектов Федерации приори-тет отдается их законам и нормативным правовым актам. Следо-вательно, федеральный закон не может вторгаться в сферу ис-ключительного ведения субъектов РФ.

Отдельные полномочия органов госу-дарственной власти субъекта РФ могут быть временно возложе-ны на федеральные органы государственной власти или должно-стных лиц, назначаемых федеральными органами государствен-ной власти.

Подробнее

Это может произойти в случаях, если:

    1. в связи со стихийным бедствием, катастрофой, иной чрез-вычайной ситуацией органы государственной власти субъекта РФ отсутствуют и не могут быть сформированы в соответствии с фе-деральным законом (решение принимается Президентом РФ по согласованию с Советом Федерации Федерального Собрания);
    2. возникшая вследствие решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта РФ просроченная за-долженность по исполнению долговых или бюджетных обяза-тельств, определенная в порядке, установленном Бюджетным ко-дексом РФ, превышает 30% собственных доходов бюджета субъ-екта РФ в последнем отчетном году (в этом случае по ходатайству Правительства РФ решением Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с федеральным законом вводится временная финан-совая администрация);
    3. при реализации полномочий, осуществляемых за счет пре-доставления субвенций из федерального бюджета, исполнитель-ным органом государственной власти субъекта РФ допускается нарушение Конституции РФ, федерального закона, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, если такое нарушение установлено соответствующим судом (решение при-нимается Правительством РФ с изъятием субвенций).

Споры, связанные с разграничением предметов ведения и полномочий, передачей осуществления части полномочий, долж-ны разрешаться заинтересованными сторонами путем проведе-ния переговоров и использования иных согласительных проце-дур. В случае необходимости стороны договора, соглашения мо-гут создавать согласительные комиссии.

Субъекты Федерации имеют свою правовую систему , в кото-рую входят конституция (в республиках), уставы (в других субъ-ектах РФ), законы, подзаконные акты. Правовая система субъек-тов РФ как бы образует собственное конституционное право, ко-торое, однако, не разрывает единого конституционного права РФ, составляя его федеративный аспект. Свои правовые акты субъекты принимают самостоятельно. Одна-ко требуется, чтобы конституции, уставы и другие правовые акты соответствовали Конституции РФ и федеральным законам, нахо-дились в пределах совместного ведения Федерации и ее субъек-тов, ведения субъектов Федерации.

Правовой статус субъекта РФ может быть расширен путем создания в пределах его территории особой экономической зоны. Статус особой экономической зоны предоставляет органам госу-дарственной власти соответствующего субъекта РФ дополнитель-ные права и льготы в области таможенного регулирования, тран-зита товаров, налогов, режима инвестиций и предприниматель-ской деятельности.

По юридической силе конституции республик и уставы других субъектов Федерации равнозначны, различия между ними только в терминах, присущих государствам и государственным образова-ниям. К тому же бывшие автономные республики, из которых образовалось большинство нынешних республик, прежде имели свои конституции, что повлияло на их желание сохранить эту традицию в условиях расширения самостоятельности республик. Республики вправе иметь государственный язык, в то время как другие субъекты РФ - нет. Конституции и уставы субъектов РФ должны строиться на общих с Конституцией РФ принципах (раз-деления властей, правового социального государства и др.). Про-верку соответствия конституций, уставов, законов и иных норма-тивных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ осущест-вляет Конституционный Суд РФ. Субъекты Федерации в лице своих органов законодательной и вправе обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ (ч. 2 ст. 125). Конституционный Суд РФ, кроме того, разрешает споры о ком-петенции между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, между высшими го-сударственными органами последних.

Субъекты Федерации обладают своей территорией , которая является частью территории РФ. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Экономическую основу деятельности органов государствен-ной власти субъекта РФ составляют находящиеся в собственно-сти субъекта РФ имущество, средства бюджета субъекта РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов, а так-же имущественные права.

Федеральный закон установил круг вопросов, решение кото-рых относится к полномочиям по совместному ведению и осуще-ствляется за счет средств бюджета субъекта РФ. Таких вопро-сов 41 (обеспечение деятельности органов власти, проведения выборов, предупреждения чрезвычайных ситуаций, образования, здравоохранения и др.). Те же полномочия, которые передаются субъектам РФ федеральными законами, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета на определенных условиях.

Система органов государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно. Есть, однако, конститу-ционные требования, которые они при этом должны соблюдать:

  1. система орга-нов власти должна соответствовать основам консти-туционного строя РФ (разделение и самостоятельность трех властей: законода-тельной, исполнительной и судебной);
  2. система орга-нов власти должна строиться на основе общих принципов организации представительных и исполнительных органов госу-дарственной власти, установленных федеральным законом.

Субъекты Федерации вправе осуществлять международные и внешнеэкономические связи . Однако их международная право-субъектность носит ограниченный характер. Они не вправе ста-вить вопрос о дипломатическом признании, открывать зарубеж-ные представительства на уровне посольств и т. д. Российская Федерация координирует международные и внешнеэкономиче-ские связи субъектов Федерации.

Многие субъекты РФ заключили торгово-экономические и финансовые соглашения с зарубежными государствами, прини-мая долговые обязательства и обязательства по их реструктуриза-ции. Эти соглашения не являются международными договорами. Федеральный закон «О координации международных и внешне-экономических связей субъектов РФ» от 4 января 1999 г. требует, чтобы такие соглашения согласовыва-лись с федеральными органами исполнительной власти. При этом федеральные органы государственной власти не несут от-ветственности по соглашениям об осуществлении международ-ных и внешнеэкономических связей, заключенным органами го-сударственной власти субъектов РФ, за исключением случаев, когда указанные соглашения заключены с органами государст-венной власти иностранных государств с согласия Правительст-ва РФ либо по конкретному соглашению субъекта РФ имеютсяофициальные гарантии Правительства РФ. Соглашения регист-рируются Министерством юстиции РФ в соответствии с Прави-лами, утвержденными постановлением Правительства РФ.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ обеспечивает им широкие возможности по регулированию деятельности граж-дан на своей территории. В законодательных органах субъектов принимается большое число законов в области государственного строительства, защиты прав и свобод человека и гражданина, развития экономики и предпринимательства, социальной под-держки населения, культуры.