Виды объектов здравоохранения относящиеся к медицине катастроф. Подготовка кадров службы медицины катастроф

КАДРЫ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

4.1.1. Особенности работы и требования к профессиональной подготовленности врача службы медицины катастроф

Анализ медико-санитарных последствий катастроф, произошедших на территории нашей страны, свидетельствует о необходимости приобретения и пополнения медиками знаний не только о предполагаемой патологии в очагах различных видов катастроф, основах оказания экстренной медицинской помощи пораженным, но и об организации такой помощи в необычных условиях деятельности здравоохранения.

Чрезвычайность ситуации для здравоохранения при широкомасштабных катастрофах состоит в том, что потребность населения в медицинской помощи значительно превосходит возможности здравоохранения территории в ее удовлетворении. При этом переход от индивидуальной медицины к групповой должен быть обеспечен адекватными организационно-методическими и научно-практическими указаниями и рекомендациями, на основе которых специалисты в белых халатах смогут максимально эффективно выполнять свой профессиональный долг.

В этих условиях существенно возрастает роль врача службы медицины катастроф как организатора и непосредственного исполнителя этих мероприятий. Работа медицинского персонала службы медицины катастроф характеризуется рядом особенностей. Врач в сжатые сроки должен одновременно проводить обследование и оказание медицинской помощи большому количеству пораженных, диагностировать поражения на основании сочетания установленных и вероятных признаков патологии. Из-за отсутствия времени объем диагностических и лечебных мероприятий резко ограничен. Обязательным правилом работы врача в ЧС является проведение медицинской сортировки пораженных с использованием при этом минимума инструментально-лабораторных методов обследования. Кроме того, он должен оперативно решать вопросы эвакуации, питания, защиты пораженных от неблагоприятных факторов внешней среды (загрязнение РВ, АОХВ, заражение БС и др.). При этом возрастает роль врача, как организатора ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

4.1.2. Система подготовки кадров службы медицины катастроф

Успешное решение задач по организации медицинского обеспечения населения при ЧС мирного и военного времени во многом определяется уровнем подготовленности руководящего состава и органов управления ВСМК к работе в экстремальных условиях, состоянием обученности всего персонала учреждений и формирований службы медицины катастроф, его готовностью выполнять необходимые мероприятия с учетом сложившейся обстановки.

Подготовка по вопросам медицины катастроф стала осуществляться первоначально в ВУЗах последипломного образования (1990 г.), затем и в кадровых медицинских высших учебных заведениях (1992 г.) и средних специальных медицинских учебных заведениях (1995 г.). Подготовка спасателей по вопросам медицины катастроф была организована и ведется с 1992 г.



Начиная с 1994 г., важную роль в подготовке кадров службы медицины катастроф особенно ее руководящего состава, занимает кафедра медицины катастроф Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» (ВЦМК «Защита»), преобразованная в 2000 году в институт проблем МК (ИПМК).

В настоящее время под подготовкой кадров службы медицины катастроф и МСГО подразумевается додипломная и последипломная подготовка врачей и фармацевтов, подготовка средних медицинских работников, подготовка медицинских сестер для МСГО и спасателей. Подготовка врачей, фельдшеров, медицинских сестер по медицине катастроф в Российской Федерации является государственной, обязательной и непрерывной.

Нормативно-правовой базой системы подготовки кадров службы медицины катастроф являются:

− Федеральный Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68 от 21.12.94.;

− Постановление Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 794 от 30.12.03.;

− Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» № 547 от 04.09.03.;

− «Организационно-методические указания МЧС России по подготовке органов Управления, сил гражданской обороны и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» 2004 г.;

− Приказ Министерства здравоохранения РФ «О совершенствовании планирования и организации непрерывной последипломной подготовки врачей службы медицины катастроф» № 175 от 4.06.97 г.;

− Междисциплинарная учебная программа «Организация медицинского обеспечения и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени».

Методическое руководство подготовкой по медицине катастроф осуществляет Минздравсоцразвития России через Учебно-методический совет по подготовке кадров для службы медицины катастроф, мобилизационной работы и медицинской службы ГО Минздрава России (приказ Минздрава России № 378 от 23.10.00 г.). Организационно-техническое обеспечение работы Учебно-методического совета возложено на Всероссийский центр медицины катастроф «Защита».

Основные принципы защиты, организационно-тактические вопросы деятельности учреждений здравоохранения и формирований службы медицины катастроф преподаются студентам на кафедрах медицины катастроф медицинских ВУЗов. На клинических кафедрах предусматривается обучение будущего врача приемам и методам оказания первой врачебной помощи при различных острых заболеваниях, травмах и отравлениях, а темы, касающиеся особенностей санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения в ЧС, изучаются на соответствующих профилактических кафедрах. Программой по медицине катастроф, утвержденной Минздравом России, отведено, в зависимости от профиля факультета, от 114 до 260 учебных часов. Подготовка студентов медицинских училищ (колледжей) по медицине катастроф рассчитана на 120 учебных часов и направлена на привитие среднему медицинскому персоналу навыков по самостоятельному выполнению в ЧС манипуляций доврачебной помощи.

В целях совершенствования планирования и организации непрерывной последипломной подготовки врачебных кадров службы медицины катастроф, направленной на постоянный рост профессиональных знаний и умений врачей и улучшение качества оказываемой ими медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях на центральных и местных учебных базах дополнительного (последипломного) образования проводится усовершенствование врачей и среднего медицинского персонала формирований и учреждений службы медицины катастроф по специально разработанным для них программам. Специальная подготовка руководящего состава органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны осуществляется на специальных циклах в академиях, университетах (факультетах) дополнительного медицинского образования. Программы обучения составляют от 90 до 144 учебных часов.

Полученные медицинскими специалистами во время обучения знания и умения по оказанию медицинской помощи пораженным в ЧС поддерживаются и совершенствуются на занятиях по специальной подготовке (ежегодно 35 учебных часов), которая организуется в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, а также при проведении плановых учений и тренировок, проводимых СМК и МСГО.

Основанием для организации подготовки на местных базах является ежегодно издаваемый соответствующим руководителем здравоохранения (объекта, района, города и др.) приказ об итогах подготовки в текущем и задачах на новый учебный год. В приложении к приказу указываются все мероприятия, планируемые по подготовке органов управления, учреждений и формирований здравоохранения в течение года, сроки их проведения и исполнители.

Основными формами подготовки органов управления здравоохранения являются штабные тренировки, штабные учения, командно-штабные учения, деловые игры, а для подготовки учреждений и формирований организуются объектовые тренировки и объектовые комплексные учения. Персонал медицинских формирований обучается на теоретических и практических занятиях и на тактико-специальных учениях этих формирований.

Исключительно важное значение имеет морально-психологическая готовность персонала учреждений и формирований СМК и всего здравоохранения при их работе в зонах катастроф.

Изложенная система подготовки медицинских кадров относится к службе медицины катастроф Минздрава России. В других министерствах (Минобороны, МЧС, МВД России) и ведомствах, где имеются службы медицины катастроф, подготовка кадров осуществляется по такой же системе в ВУЗах Минздрава России или в принадлежащих им учебных заведениях.

Качество подготовки персонала службы медицины катастроф оценивается как по результатам его практической деятельности при ликвидации ЧС, так и при проведении аттестации.

Признанием важности и значимости службы медицины катастроф при ликвидации последствий ЧС следует считать решение об аттестации медицинских кадров один раз в пять лет на статус спасателя.

4.1.3. Статус спасателя

На основании положений Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.95г. № 151-ФЗ, для ликвидации последствий ЧС привлекаются специальные аварийно-спасательные службы.

Аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

В соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться на постоянной штатной основе, на нештатной основе и на общественных началах.

Комплектование аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований осуществляется на добровольной основе.

К непосредственному исполнению обязанностей спасателей допускаются граждане, достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее (полное) общее образование, признанные при медицинском освидетельствовании годными к работе спасателями и соответствующие установленным требованиям к уровню их физической подготовки, морально - психологическим качествам, прошедшие обучение по программе подготовки спасателей и аттестованные в установленном порядке на проведение аварийно-спасательных работ.

При приеме граждан в профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей с ними заключается трудовой договор (контракт), в котором закрепляются особенности и режим работы спасателей; порядок и условия оплаты труда, социальные гарантии и льготы спасателям; обязательство неукоснительного выполнения спасателями возложенных на них обязанностей и распоряжений руководителей указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на дежурстве и при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Трудовой договор (контракт) со спасателем может быть расторгнут по инициативе администрации аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования в случае однократного необоснованного отказа спасателя от участия в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Граждане Российской Федерации приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации.

Спасатели, не прошедшие аттестацию, утрачивают статус спасателей.

Статус спасателей - это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.

Гражданам Российской Федерации при принятии решения о присвоении им статуса спасателей органами аттестации выдаются удостоверение установленного образца, книжка спасателя, жетон с нанесенными на него фамилией, именем и отчеством, группой крови и регистрационным номером спасателя. Книжка спасателя предназначена для учета участия спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно статуса спасатель имеет права и обязанности.

Права спасателей

1. Спасатели, привлеченные к работам по ликвидации чрезвычайных ситуаций, имеют право на внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта при следовании к месту проведения указанных работ.

2. В ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели имеют право на:

Полную и достоверную информацию, необходимую для выполнения ими своих обязанностей;

Беспрепятственный проход на территорию и производственные объекты организаций, в жилые помещения для проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Требование от всех лиц, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, соблюдения установленных мер безопасности;

Экипировку и оснащение в соответствии с технологией проведения аварийно-спасательных работ;

Использование для спасения людей и в случае крайней необходимости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи, транспорта, имущества и иных материальных средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций.

3. Спасатели, принимавшие участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, имеют право на бесплатную медицинскую и психологическую реабилитацию на базе медицинских учреждений и реабилитационных центров в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

4. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных и нештатных аварийно-спасательных формирований имеют право на совершенствование своих теоретических знаний и профессионального мастерства в рабочее время в установленном порядке.

5. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований имеют право на обеспечение питанием при несении дежурства с оплатой расходов за счет средств, выделяемых на содержание аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

6. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, пострадавшие в ходе исполнения обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), а также иные спасатели, пострадавшие в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, имеют право на бесплатное медицинское обслуживание и выплаты в размере среднемесячной заработной платы по основному месту работы.

7. Спасатели имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели подчиняются только руководителям аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в составе которых проводят указанные работы.

Обязанности спасателей

Быть в готовности к участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую, психологическую подготовку;

Совершенствовать навыки действий в составе аварийно-спасательных формирований;

Неукоснительно соблюдать технологию проведения аварийно-спасательных работ;

Активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению, оказывать им первую медицинскую и другие виды помощи;

Неукоснительно выполнять приказы, отдаваемые в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций руководителями аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в составе которых спасатели принимают участие в проведении указанных работ;

Разъяснять гражданам правила безопасного поведения в целях недопущения чрезвычайных ситуаций и порядок действий в случае их возникновения.

Спасатели, виновные в неисполнении обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), умышленном причинении при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций вреда здоровью спасаемых граждан, нанесении ущерба природной среде, материальным и культурным ценностям, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

два раза ударю по динамику - да, один раз нет, если не понял спроси заново

№1 Цели и задачи мед. катастроф как отрасли медицины и учебной дисциплины.

Медицина катастроф - это отрасль медицины, представляющая собой систему научных знаний и сферу практической деятельности, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья населения при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и эпидемиях; предупреждение и лечение поражений (заболеваний), возникающих при чрезвычайных ситуациях (ЧС); сохранение и восстановление здоровья участников ликвидации ЧС. Цель изучения дисциплины «медицина катастроф»: формирование знаний, направленных на безопасное и комфортное взаимодействие человека с окружающей природной, техногенной и биолого-социальной средой, снижение смертности и нарушений состояния здоровья людей от неблагоприятных факторов природного, техногенного и биолого-социального характера. Задачи изучения дисциплины «медицина катастроф»:

    анализ источников и причин возникновения опасностей;

    прогнозирование и оценка их воздействия в пространстве и во времени;

    оценка риска, идентификация опасностей природного, техногенного и социального характера;

    распознавание и оценка негативных воздействий среды обитания;

    предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

    защита от опасностей природного, техногенного и биолого-социального характера;

    ликвидация отрицательных последствий воздействия на человека опасных и вредных факторов;

    формирование комфортного взаимодействие человека с окружающей природной, техногенной и социальной средой.

№2 Понятия: «Поражающие факторы» «Медицинские последствия» «Санитарные потери» «Пораженный» «Пострадавший»

- Поражающий фактор - явления и проецссы, оказывающие негативное влияние на людей, животных и растения. Различают биологические, химические и физические П.ф.; первичные (основные) и вторичные П.ф.

- Медико-санитарные последствия чрезвычайной ситуации - комплексная характеристика чрезвычайной ситуации, определяющая содержание, объем и организацию медико-санитарного обеспечения. Включает данные по: величине и структуре санитарных потерь при чрезвычайной ситуации; нуждаемости пораженных в различных видах медицинской помощи; условиям проведения лечебно-эвакуационных мероприятий в зоне чрезвычайной ситуации; санитарно-гигиенической и санитарно-эпидемиологической обстановке, сложившейся при чрезвычайной ситуации; выходу из строя или нарушению деятельности расположенных в зоне чрезвычайных ситуаций лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических учреждений и учреждений снабжения медицинским имуществом, а также нарушению жизнеобеспечения населения в зоне чрезвычайной ситуации и прилегающих к ней районах.

- Санитарные потери - пораженные (оставшиеся в живых) и заболевшие при возникновении чрезвычайной ситуации или в результате чрезвычайной ситуации.

- Пораженный в чрезвычайной ситуации - человек, у которого в результате непосредственного или опосредованного воздействия на него поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации возникли нарушения здоровья

- Пострадавшие в чрезвычайной ситуации - пораженные и лица, понесшие при чрезвычайной ситуации материальные убытки, моральный ущерб, а также имеющие психические и психосоматические нарушения непсихотического характера (неклинический уровень), отличающиеся структурной (синдромальной) неоформленностью, кратковременностью и способностью к самокупированию.

№3 Виды ЧС; поражающие факторы и их медицинские последствия.

3.1 Катастрофа – это внезапное событие, влекущее за собой разрушение зданий, сооружений и гибель людей. В интересах здравоохранения под катастрофой следует понимать внезапно возникшее явление природы или акцию человека, повлекшее за собой многочисленные человеческие жертвы или нанесшие ущерб здоровью группы людей, одновременно нуждающихся в экстренной медицинской помощи и защите, вызвавшие диспропорцию между силами и средствами или формами и методами повседневной работы органов и учреждений здравоохранения, с одной стороны, и возникшей потребностью пострадавших в экстренной медицинской помощи, с другой стороны.

Авария – это повреждение машин, станков, оборудования, зданий, сооружений, в результате которых человеческих жертв нет или они единичны.

Стихийные бедствия – это опасные природные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного, биосферного и другого происхождения такого масштаба, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся: внезапным нарушением жизнедеятельности населения, - разрушением и уничтожением материальных ценностей, - поражением или гибелью людей

Экологическая катастрофа - глубокие (необратимые) нарушения экологического равновесия в природе, элементов окружающей среды, устоявшихся экологических систем и целостности их компонентов в результате разрушительного воздействия поражающих факторов опасных природных явлений, техногенных аварий и катастроф.

Эпизоотия - (от греч. epi - на и zоon - животное) - широкое распространение заразной болезни животных. Вызывается обычно внезапным вселением вида с большим биологическим потенциалом или резкими и сильными изменениями среды (ослабляющей, в частности, подверженных заболеванию животных)

Использование средств массового поражения (оружие массового уничтожения ) - оружие, способное нанести массовые потери или разрушения на относительно больших пространствах (площадях). Такими возможностями обладают, и, следовательно, могут считаться оружием массового поражения (ОМП) в частности следующие виды оружия:

    химическое оружие,

    биологическое оружие,

    ядерное оружие.

3.2 Поражающие факторы источников ЧС - это факторы механического, термического, радиационного, химического, биологического (бактериологического), психоэмоционального характера, являющиеся причинами ЧС и приводящие к поражению людей, животных, окружающей природной среды, а также объектов народного хозяйства.

Поражающие факторы источников ЧС могут вызывать различные поражения людей:

    Динамические (механические) факторы в результате непосредственного действия избыточного давления в фронте ударной волны, отбрасывания человека скоростным напором и ударов о внешние предметы, действия вторичных снарядов (конструкций зданий и сооружений, камней, осколков, стекол и др.) приводят к возникновению различных ранений и закрытых травм.

    Термические факторы - в результате воздействия высоких температур (светового излучения, пожаров, высокой температуры окружающего воздуха и др.) возникают термические ожоги, общее перегревание организма; при низких температурах возможны общее переохлаждение организма и отморожения.

    Радиационные факторы - при авариях на радиационно-опасных объектах и применении ядерного оружия в результате воздействия ионизирующих излучений на организм могут развиться лучевая болезнь (острая и хроническая) и лучевые ожоги кожи, а при попадании радиоактивных веществ в организм через дыхательные пути и желудочно-кишечный тракт - поражения внутренних органов.

    Химические факторы - АОХВ, боевые отравляющие вещества, промышленные и другие яды, воздействуя на людей при химических авариях, применении химического оружия, вызывают разнообразные (по характеру и тяжести) поражения.

    Биологические (бактериологические) факторы - токсины, бактерии и другие биологические (бактериологические) агенты, выброс и распространение которых возможны при авариях на биологически опасных объектах, а в военных условиях при применении противником они могут привести к массовым инфекционным заболеваниям (эпидемии) или массовым отравлениям.

    Психоэмоциональное воздействие поражающих факторов на людей, находящихся в экстремальных условиях, может проявляться снижением работоспособности, нарушением их психической деятельности, а в отдельных случаях - более серьезными расстройствами.

№4 Виды поражений, их профили и характеристика.

Основные виды терапевтической специализированной медицинской помощи: · токсикологическая, · радиологическая, · помощь общесоматическим больным, · психоневрологическая, · помощь инфекционным больным, · педиатрическая (терапевтическая). Ранняя специализированная помощь больным и пораженным терапевтического профиля включает в себя выделение потока больных и пораженных с использованием современных рентгенологических, эндоскопических, биохимических методов диагностики. Проведение дезинтоксикационных и противошоковых мероприятий с помощью аппаратуры для экстракорпоральной очистки крови (гемодиализ, гемосорбция, плазмоферез, нлазмофильтрация), являющихся универсальными и эффективными практически при всех видах тяжелой терапевтической патологии, а также при целом ряде заболеваний.

№6 Организация всероссийской службы медицтны катастроф (ВСМК), её уровни и состав.

ВСМК- система сил и средств для оказания медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) организована на 5 уровнях: федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом.

1.Центральный аэромобильный спасательный отряд « Центроспас » МЧС РФ - единственное формирование МЧС, в состав которого официально входят врачи, оснащённое современным медицинским оборудованием и медикаментами.

2.Головное учреждение СМК - Всероссийский Центр Медицины Катастроф (ВЦМК) «Защита» МЗСР РФ . Основан в 1993 году. Занимается научной, учебной и организационной работой в области Медицины Катастроф, участвует и руководит при оказании помощи пострадавшим в ЧС федерального и международного уровня. В составе полевой многопрофильный госпиталь и отдел авиамедицинской эвакуации (санитарная авиация) - решает задачи, связанные с оказанием помощи и транспортировкой больных и пострадавших по воздуху на территории РФ и за рубежом.

3.Территориальный центр медицины катастроф (ТЦМК) - учреждение областного подчинения. Занимается ликвидацией медицинских последствий ЧС локального, территориального и регионального уровня на территории соответствующей области

4.С танции скорой и неотложной медицинской помощи в Службу медицины катастроф не входят, рассматриваются как резервные формирования СМК, но на СМП лежит большая часть догоспитальной медицинской помощи пострадавшим. Принимают самое активное участие в ликвидации медицинских последствий ЧС.

5. Федеральное медико-биологическое агентство - Занимается медицинским обеспечением предприятий атомной промышленности и энергетики, военно-промышленного комплекса, космической отрасли и других, а также «закрытых» населённых пунктов при засекреченных предприятиях, ликвидацией медицинских последствий ЧС на этих предприятиях и в населённых пунктах. Начиная с 2008 года, сотрудники ФМБА всё чаще привлекаются к ликвидации медико-санитарных последствий различных ЧС за пределами своих "закрытых" территорий, совместно с ВЦМК «Защита», МЧС России и местными ТЦМК.

7. Международные организации

Международные организации медицины катастроф и чрезвычайных ситуаций

объединения государственных, национальных и неправительственных обществ, занимающиеся проблемами медицины катастроф в чрезвычайных ситуациях. Основные из них: Международное общество медицины катастроф (ISDM); Всемирная ассоциация медицины катастроф и чрезвычайных ситуаций (WADEM); Пан-американская организация здравоохранения (РАНО), Вашингтон, США; Международная организация "Медицина без границ", Франция; Центр менеджмента катастроф и оказания гуманитарной помощи "Экселенс", Гонолулу, Гавайи; Европейский центр медицины катастроф (СЕМЕС), Республика Сан-Марино; Отдел медицины катастроф при госпитале в Амстердаме, Нидерланды; Центр международных систем экстренной медицинской помощи (CIEMS), Германия; Международная ассоциация индивидуальной и коллективной защиты (INCOP), Прага, ЧР; Чешское общество медицины катастроф и чрезвычайных ситуаций (CSEDM), ХрадекКралове, ЧР; Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Женева, Швейцария.

8 Орган. Медицинской службы гоажданской обороны. Мед. силы, мед. формирования и мед. учереждения.

Медицинская служба гражданской обороны (МСГО) - организация, создаваемая в мирное время на базе всех органов и учреждений здравоохранения независимо от ведомственной принадлежности по административно-территориальному и производственному принципам, предназначаемая для осуществления комплекса специальных мероприятий по медицинскому обеспечению населения при угрозе вооруженного нападения противника и в условиях возникновения массовых санитарных потерь. МСГО является составной частью сил гражданской обороны страны (союзной республики, области, района, города, объекта), представляющей собой систему общегосударственных оборонных мероприятий, направленных на защиту населения от воздействия средств массового поражения, на обеспечение устойчивости работы объектов народного хозяйства в военное время и на ликвидацию последствий применения противником оружия массового поражения. Непосредственное руководство гражданской обороной в центре и на местах осуществляют соответствующие органы власти

Силы и средства медицинской службы - личный состав военно-медицинской службы (медицинской службы Гражданской обороны) и находящиеся в ее распоряжении лечебно-профилактические учреждения, а также транспорт, оборудование и имущество, организационно объединенные в разного рода медицинские формирования.

Для ликвидации медико-санитарных последствий очагов массово­го поражения на военное время сохранены медицинские формирова­ния и медицинские учреждения ранее созданные медицинской служ­бой гражданской обороны (МСГО). В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1999 г. «О федеральных службах гражданской обороны» приказом Министерства здравоохранения РФ № 242 от 3 июля 2000 г. утверждено Положение о федеральной медицинской службе граждан­ской обороны». К подвижным формированиям относятся санитарные посты, санитарные дружины, медицинские отряды, а к медицинским учреждениям - больницы больничной базы.

Санитарный пост (СП) состоит из четырех человек - начальни­ка поста и трех санитарных дружинниц. СП создаются на предприяти­ях, в учреждениях, высших и средних специальных учебных заведе­ниях. СП имеет следующее оснащение: аптечки, санитарные носилки, носилочные лямки, средства индивидуальной защиты, нарукавные повязки и эмблема Красного Креста и др. Они предназначены для ока­зания первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях на сво­ем объекте. СП в мирное время оборудуют на предприятиях и учреж­дениях «Уголки здоровья». В очаге ядерного поражения личный со­став СП за 1 час работы может оказать первую медицинскую помощь 10 пораженным без розыска и выноса.

Санитарная дружина состоит из 24 человек - командир, замес­титель командира, связной (он же завхоз), шофер и 5 звеньев санитар­ных дружинниц по 4 человека в каждом звене, один из которых являет­ся командиром звена. СД создаются на предприятиях, в учреждениях. Табелем оснащения предусмотрены: санитарные сумки (каждой дру­жиннице), средства индивидуальной защиты (в том числе и медицинс­кие средства индивидуальной защиты), санитарные носилки, носилоч­ные лямки, индивидуальные фляги для воды, нарукавные знаки Крас­ного Креста и др. СД предназначена для розыска и оказания первой медицинской помощи в очагах массового поражения, участия в орга­низации выноса и вывоза пораженных к местам погрузки их на транс­портные средства, работы в других формированиях и медицинских учреждениях. За 1 час работы в ядерном очаге одна СД может оказать первую медицинскую помощь 50 пораженным.

СД и СП - это массовые формирования медицинской службы. Они создаются и используются по планам штабов по делам гражданс­кой обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий сти­хийных бедствий. За формирование, экипировку и оснащение СД и СП несут ответственность руководители объектов совместно с орга­низациями Общества Красного Креста, а за медицинскую подготов­ку - органы здравоохранения.

Медицинский отряд (МО) - основное подвижное формирова­ние медицинской службы, предназначенное для оказания первой вра­чебной и квалифицированной, по жизненным показаниям, медицин­ской помощи пораженным и больным в очаге (на границе очага) мас­сового поражения. Они созданы по планам штабов по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации послед­ствий стихийных бедствий области (города) на базе лечебно-профи­лактических учреждений (больниц, поликлиник). В состав МО вхо­дят 146 человек, из которых 8 врачей, 38 средних медицинских ра­ботников, 2 санитарные дружины и другой личный состав. Отряду придаются табельное медицинское и санитарно-хозяйственное иму­щество, радиостанция, подвижная электростанция, средства индиви­дуальной защиты, дозиметрическая аппаратура, приборы химичес­кой разведки и др. Палаточным фондом МО не располагает. Для пе­ревозки личного состава и имущества к очагу поражения и эвакуации пораженных с объекта ведения спасательных работ отряду выделя­ются автотранспортные средства.

9. Виды мед.Помощи

Общее понятие "медицинская помощь" лицу, находящемуся в опасном для жизни и здоровья состоянии" обозначает лечебные и профилактические мероприятия, проводимые в целях сохранения жизни раненому или больному, а также для быстрейшего восстановления их здоровья.

Медицинская помощь- совокупность лечебных и профилактических мероприятий, проводимых при заболеваниях, травмах, беременности и родах, а также в целях предупреждения заболеваний и травм.

Различают следующие уровни оказания медицинской помощи:

· Первая медицинская помощь

· Первая доврачебная помощь

· Первая врачебная помощь

· Квалифицированная медицинская помощь

· Специализированная медицинская помощь

Первая медицинская помощь осуществляется людьми, не обязательно имеющими специальное медицинское образование. Уровень первой медицинской помощи не предполагает использования каких-либо специальных медицинских инструментов, лекарств или оборудования.

Первая медицинская (фельдшерская) помощь включает следующие три группы мероприятий:

1) Немедленное прекращение воздействия внешних повреждающих факторов (электрический ток, высокая или низкая температура, сдавливание тяжестями), удаление пострадавшего из неблагоприятных условий.2) Оказание первой медицинской помощи пострадавшему в зависимости от характера и вида травмы, несчастного случая или внезапного заболевания (остановка кровотечения, наложение повязки на рану, искусственное дыхание, массаж сердца и др.).3) Организация скорейшей доставки пострадавшего в лечебное учреждение.

Первая доврачебная помощь оказывается лицами, имеющими специальную подготовку по оказанию медицинской помощи. Это средний медицинский персонал (фельдшер, медицинская сестра) или провизор, фармацевт. Это их уровень знаний и умений.

Алгоритм действий по спасению жизни и сохранению здоровья пострадавшего должен быть следующим:

а) применение средств индивидуальной защиты фельдшером или медицинской сестрой (при необходимости, в зависимости от ситуации);б) устранение причины воздействия угрожающих факторов (вывод пострадавшего из загазованной зоны, освобождение пострадавшего от действия электрического тока, извлечение утопающего из воды и т.д.);в) срочная оценка состояния пострадавшего (визуальный осмотр, справиться о самочувствии, определить наличие признаков жизни);г) позвать на помощь окружающих, а также попросить вызвать "скорую";д) придание пострадавшему безопасного для каждого конкретного случая положения;е) принять меры по устранению опасных для жизни состояний (проведение реанимационных мероприятий, остановка кровотечения и т.д.)ж) не оставлять пострадавшего без внимания, постоянно контролировать его состояние, продолжать поддерживать жизненные функции его организма до прибытия медицинских работников.

Первая врачебная помощь оказывается врачом, имеющим необходимые инструментарий, лекарственные средства, и объем такой помощи регламентируется условиями ее оказания, т.е. где она оказывается - вне больничных условий или в поликлинике, машине "скорой помощи", в приемном отделении больницы.

Квалифицированная медицинская помощь оказывается врачами- специалистами высокой квалификации в условиях многопрофильных больниц или травматологических пунктов;

Специализированная медицинская помощь может быть оказана на самом высоком уровне в условиях специализированных клиник, институтов и академий.

Особенностью медицинской помощи является сочетание лечения и профилактики, вследствие чего она называется лечебно-профилактической. Такое же название имеют и учреждения, оказывающие населению медицинскую помощь. К лечебно-профилактическим учреждениям относятся больницы, поликлиники и амбулатории, диспансеры, женские консультации и родильные дома, медико-санитарные части и здравпункты, санатории, фельдшерско-акушерские пункты и др.

10. Чем лучше качество (кол-во медикаментов, своевременность оказания мед помощи и т.) тем выше эффективность и наоборот.

Прогрессивное развитие научно-технической революции привело к тому, что частота возникновения ситуаций, опасных для жизни людей, не снизилась, а повысилась. Как реакция на повышение риска для жизни, в международных сообществах (ООН, ВОЗ и др.) стали разрабатываться системы медико-санитарной и медико-экологической защиты населения от стихийных бедствий и технологических катастроф.

В начале любой катастрофы возможности для оказания медицинской помощи ограничены и требуется привлечение дополнительных сил и средств из непострадавших районов или из государственных резервов. Для этого необходима заблаговременная подготовка соответствующих медицинских кадров, способных работать в экстремальных условиях при массовом поступлении пораженных.

Чрезвычайно важное значение службы медицины катастроф заключается в разработке и планировании системы медицинской защиты населения и лечебно-профилактических учреждений от поражающих факторов наиболее вероятных в данном регионе ЧС.

При возникновении чрезвычайной ситуации, резко усложняющей как общую, так и медицинскую обстановку, от врача потребуется организация и проведение своей работы в необычных условиях (землетрясение, аварии на химически или радиоактивно опасном объекте, социально-политические конфликты и др.), которые могут сопровождаться одномоментным появлением большого количества пораженных, нуждающихся в скорейшем оказании медицинской помощи, резким ухудшением санитарно-эпидемической обстановки, несоответствием между наличием и потребностями в силах и средствах местного здравоохранения.

Для ликвидации последствий подобных ЧС, когда резко повышена значимость своевременного оказания необходимой медицинской помощи, проведения первоочередных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, резко возрастает роль службы медицины катастроф как организатора и исполнителя мероприятий по оказанию всех видов медицинской помощи и необходимых санитарно-противоэпидемических мероприятий.

Работа медицинского персонала бригад службы медицины катастроф характеризуется рядом особенностей. В экстренных ситуациях врач в сжатые сроки должен одновременно проводить обследование и оказание медицинской помощи многим пострадавшим, диагностировать поражения на основании сочетания установленных и вероятных признаков патологии. Из-за отсутствия времени объем диагностических и лечебных мероприятий резко ограничен. Обязательным правилом работы врача в чрезвычайных условиях является проведение медицинской сортировки пострадавших с использованием при этом минимума инструментально-лабораторных методов обследования. Врач обязан непосредственно в районе чрезвычайной ситуации организовать и быстро осуществить неотложные мероприятия по жизненным показаниям и уметь оказывать такую помощь при транспортировке, оперативно решать вопросы эвакуации, питания, защиты пострадавших от неблагоприятных факторов внешней среды (заражение РВ, АОХВ1, БС и др.). Следует подчеркнуть, что экстренные диагностические и лечебные мероприятия направлены на скорейшее оказание медицинской помощи максимально возможному числу пострадавших в целях повышения их шансов на выживание на догоспитальном этапе. Такие мероприятия можно рассматривать как начало интенсивной терапии, которая будет продолжаться в условиях стационара в расширенном виде и другими методами и средствами. Поэтому экстренная медицинская помощь направлена на сохранение и поддержание функций жизненно важных органов и систем организма, предупреждение осложнений.


Врачи всех профилей должны в деталях знать перечень организационных и медицинских мероприятий, которые необходимо выполнять на догоспитальном этапе, т. е. в полевых условиях. Кроме того, они обязаны организовать и быстро осуществлять неотложные мероприятия по жизненным показаниям в районе ЧС и при транспортировке; уметь организовать защиту пораженных и медицинского персонала от воздействия поражающих факторов, прежде всего от заражения РВ, АОХВ и БС, а также от климатических и погодных факторов; уметь оценивать общую, медицинскую, радиационную, химическую, эпидемиологическую обстановку и пользоваться необходимыми для такой оценки приборами, устройствами и расчетами.

При этом возрастает роль руководителя службы медицины катастроф любого звена и уровня как организатора и исполнителя мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Он должен:

· хорошо знать задачи, организацию, условия работы формирований и учреждений, организацию лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий, а также медицинского снабжения в различных ЧС;

· знать возможные варианты ЧС, в ликвидации которых данное звено службы медицины катастроф принимает участие;

· владеть комплексными знаниями по неотложной хирургии, терапии, токсикологии, радиологии, психиатрии, другим клиническим и профилактическим медицинским наукам, представители которых могут работать в службе катастроф;

· быть ориентированным в вопросах организации соответствующих звеньев РСЧС, знать принципы работы ее сил и средств при ликвидации различных ЧС, организацию управления;

· знать организацию, возможности здравоохранения, ведомственных медицинских служб на обслуживающей территории (регионе), места расположения их учреждений;

· быть специалистом-управленцем, способным правильно и быстро оценить обстановку, принять четкое решение, своевременно поставить конкретные задачи исполнителям, осуществить контроль и помощь, обеспечить правильные взаимоотношения с коллективом.

Решение таких многочисленных и сложных задач будет способствовать формированию врача нового научно-практического направления в медицинской науке и практическом здравоохранении - медицины катастроф.

Постоянно расширяющееся участие врачей различных специальностей и среднего медицинского персонала в ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий требует заблаговременной подготовки кадров в этой области.

  • 1.2. Задачи и основы организации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
  • 1.3. Режимы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
  • 1.4. Организация мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в медицинских учреждениях здравоохранения
  • Глава 2. Задачи и организационная структура всероссийской службы медицины катастроф
  • 2.1. Краткий очерк истории возникновения медицины катастроф
  • 2.2. Роль и значение врача службы медицины катастроф в чрезвычайных ситуациях
  • 2.3. Определение, задачи и мероприятия по режимам деятельности службы медицины катастроф
  • 2.4. Основные принципы организации службы медицины катастроф
  • 1. Государственный и приоритетный характер.
  • 2. Территориально-производственный принцип.
  • 3. Централизация и децентрализация управления.
  • 4. Плановый характер.
  • 5. Принцип универсализма.
  • 6. Принцип основного функционального предназначения сил и средств.
  • 8. Принцип единства медицинской науки и практики.
  • 10. Мобильность, оперативность и постоянная готовность формирований и учреждений к работе в чс.
  • 11. Юридическая и социальная защищенность медицинских и других специалистов службы.
  • 2.5. Организационная структура Всероссийской службы медицины катастроф
  • Силы службы медицины катастроф
  • 2.6. Организационная структура службы медицины катастроф министерства здравоохранения Российской Федерации
  • 2.7. Служба медицины катастроф Министерства Обороны Российской Федерации и силы мвд, мпс России, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий чс
  • 2.8. Формирования и учреждения медицинской службы гражданской обороны
  • 2.9. Санитарно-эпидемиологическая служба медицины катастроф
  • 9. Центры местного уровня - центры Госсанэпиднадзора в городах и районах, которые осуществляют:
  • Глава 3. Лечебно-эвакуационное обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях
  • 3.1. Сущность системы лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных
  • 3.2. Понятие об этапе медицинской эвакуации
  • 3.3. Основы организации лечебно-эвакуационного обеспечения
  • 3.4. Виды и объем медицинской помощи
  • 3.5. Понятие о медицинской сортировке пораженных (больных) в чрезвычайных ситуациях
  • 3.6. Медицинская сортировка на этапах медицинской эвакуации
  • Медицинская документация форма № 167/у-96
  • 3.7. Медицинская эвакуация пораженных (больных) в чрезвычайных ситуациях
  • Глава 4. Организация медицинской помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях мирного времени
  • 4.1. Организация оказания первой медицинской помощи
  • 4.2. Организация оказания доврачебной и первой врачебной помощи
  • 4.3. Организация оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи
  • 4.4. Организация работы этапов медицинской эвакуации в зоне (районе) чс
  • 4.4.1. Развертывание и организация работы этапа медицинской эвакуации, предназначенного для оказания первой врачебной помощи в чс
  • 4.4.2. Развертывание и организация работы этапа медицинской эвакуации, предназначенного для оказания квалифицированной медицинской помощи в чс
  • 4.4.3. Основные положения организации работы функциональных подразделений этапа медицинской эвакуации, предназначенного для оказания квалифицированной медицинской помощи в чс
  • 4.5. Подвижной многопрофильный госпиталь
  • 4.5.1. Содержание деятельности и основные задачи госпиталя
  • 4.5.2. Организационно-штатная структура госпиталя
  • 4.5.3. Задачи основных подразделений госпиталя
  • 4.5.4. Принципы развертывания госпиталя
  • 4.5.5. Организация работы функциональных подразделений госпиталя
  • Перечень обязательных учетных документов пмг
  • 4.5.6. Организация материально-технического обеспечения
  • 4.5.7. Перемещение и организация охраны госпиталя
  • 4.6. Организация работы больницы в чрезвычайных ситуациях
  • 4.7. Особенности организации оказания медицинской помощи детям в чрезвычайных ситуациях
  • 4.8. Особенности организации медицинского обеспечения при ликвидации радиационных аварий и катастроф
  • 4.9. Особенности организации медицинской помощи населению в очагах химического поражения аохв
  • 4.10. Учет и отчетность в системе Всероссийской службы медицины катастроф
  • 4.11. Некоторые социально-психологические аспекты управления службой медицины катастроф
  • Основные общие недостатки системы "руководитель-коллектив" в управлении медицинской службой
  • 1. Руководитель формального типа (попустительского, анархического):
  • Глава 5. Организация оказания медицинской помощи пострадавшим в очагах массового поражения военного времени
  • 5.1. Организация ввода группировки сил го в очаг массового поражения
  • 5.2. Организация оказания первой медицинской помощи в очаге ядерного поражения
  • 5.3. Организация оказания первой врачебной помощи в очаге ядерного поражения
  • 5.4. Особенности организации оказания первой медицинской и первой врачебной помощи в очаге химического поражения
  • 5.5. Организация оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи в очагах массового поражения
  • Заключение
  • Основные понятия
  • Список сокращений
  • Литература
  • 2.2. Роль и значение врача службы медицины катастроф в чрезвычайных ситуациях

    Прогрессивное развитие научно-технической революции привело к тому, что частота возникновения ситуаций, опасных для жизни людей, не снизилась, а повысилась. Как реакция на повышение риска для жизни, в международных сообществах (ООН, ВОЗ и др.) стали разрабатываться системы медико-санитарной и медико-экологической защиты населения от стихийных бедствий и технологических катастроф.

    В начале любой катастрофы возможности для оказания медицинскои помощи ограничены и требуется привлечение дополнительных сил и средств из непострадавших районов или из государственных резервов. Для этого необходима заблаговременная подготовка соответствующих медицинских кадров, способных работать в экстремальных условиях при массовом поступлении пораженных.

    Чрезвычайно важное значение службы медицины катастроф заключается в разработке и планировании системы медицинской защиты населения и лечебно-профилактических учреждений от поражающих факторов наиболее вероятных в данном регионе ЧС.

    При возникновении чрезвычайной ситуации, резко усложняющей как общую, так и медицинскую обстановку, от врача потребуется организация и проведение своей работы в необычных условиях (землетрясение, аварии на химически или радиоактивно опасном объекте, социально-политические конфликты и др.), которые могут сопровождаться одномоментным появлением большого количества пораженных, нуждающихся в скорейшем оказании медицинской помощи, резким ухудшением санитарно-эпидемической обстановки, несоответствием между наличием и потребностями в силах и средствах местного здравоохранения.

    Для ликвидации последствий подобных ЧС, когда резко повышена значимость своевременного оказания необходимой медицинской помощи, проведения первоочередных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, резко возрастает роль службы медицины катастроф как организатора и исполнителя мероприятий по оказанию всех видов медицинской помощи и необходимых санитарно-противоэпидемических мероприятий.

    Работа медицинского персонала бригад службы медицины катастроф характеризуется рядом особенностей. В экстренных ситуациях врач в сжатые сроки должен одновременно проводить обследование и оказание медицинской помощи многим пострадавшим, диагностировать поражения на основании сочетания установленных и вероятных признаков патологии. Из-за отсутствия времени объем диагностических и лечебных мероприятий резко ограничен. Обязательным правилом работы врача в чрезвычайных условиях является проведение медицинской сортировки пострадавших с использованием при этом минимума инструментально-лабораторных методов обследования. Врач обязан непосредственно в районе чрезвычайной ситуации организовать и быстро осуществить неотложные мероприятия по жизненным показаниям и уметь оказывать такую помощь при транспортировке, оперативно решать вопросы эвакуации, питания, защиты пострадавших от неблагоприятных факторов внешней среды (заражение РВ, АОХВ, БС и др.). Следует подчеркнуть, что экстренные диагностические и лечебные мероприятия направлены на скорейшее оказание медицинской помощи максимально возможному числу пострадавших в целях повышения их шансов на выживание на догоспитальном этапе. Такие мероприятия можно рассматривать как начало интенсивной терапии, которая будет продолжаться в условиях стационара в расширенном виде и другими методами и средствами. Поэтому экстренная медицинская помощь направлена на сохранение и поддержание функций жизненно важных органов и систем организма, предупреждение осложнений.

    Врачи всех профилей должны в деталях знать перечень организационных и медицинских мероприятий, которые необходимо выполнять на догоспитальном этапе, т. е. в полевых условиях. Кроме того, они обязаны организовать и быстро осуществлять неотложные мероприятия по жизненным показаниям в районе ЧС и при транспортировке; уметь организовать защиту пораженных и медицинского персонала от воздействия поражающих факторов, прежде всего от заражения РВ, АОХВ и БС, а также от климатическо-погодных факторов; уметь оценивать общую, медицинскую, радиационную, химическую, эпидемиологическую обстановку и пользоваться необходимыми для такой оценки приборами, устройствами и расчетами.

    При этом возрастает роль руководителя службы медицины катастроф любого звена и уровня как организатора и исполнителя мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

    Он должен:

      хорошо знать задачи, организацию, условия работы формирований и учреждений, организацию лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий, а также медицинского снабжения в различных ЧС;

      знать возможные варианты ЧС, в ликвидации которых данное звено службы медицины катастроф принимает участие;

      владеть комплексными знаниями по неотложной хирургии, терапии, токсикологии, радиологии, психиатрии, другим клиническим и профилактическим медицинским наукам, представители которых могут работать в службе катастроф;

      быть ориентированным в вопросах организации соответствующих звеньев РСЧС, знать принципы работы ее сил и средств при ликвидации различных ЧС, организацию управления;

      знать организацию, возможности здравоохранения, ведомственных медицинских служб на обслуживающей территории (регионе), места расположения их учреждений;

      быть специалистом-управленцем, способным правильно и быстро оценить обстановку, принять четкое решение, своевременно поставить конкретные задачи исполнителям, осуществить контроль и помощь, обеспечить правильные взаимоотношения с коллективом.

    Решение таких многочисленных и сложных задач будет способствовать формированию врача нового научно-практического направления в медицинской науке и практическом здравоохранении - медицины катастроф.

    Постоянно расширяющееся участие врачей различных специальностей и среднего медицинского персонала в ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий требует заблаговременной подготовки кадров в этой области.