Выбор суда по желанию военнослужащего. Обращение с жалобой в судебные органы

Военнослужащий вправе обратиться в суд по месту своего жительства, или по месту нахождения административного ответчика, а если ответчиков несколько – выбрать суд по своему усмотрению

Как правило, при оспаривании незаконного увольнения военнослужащего, и/или незаконного исключения из списков личного состава части, имеются два ответчика, которые могут располагаться на значительном расстоянии друг от друга и находится в юрисдикции разных гарнизонных военных судов. Соответственно, военнослужащий вправе подать административный иск в любой их этих судов. Кроме того, уже уволенные военнослужащие могут уехать к своему месту жительства, отличному от места службы. И в этом случае военнослужащий (уволенный гражданин) также вправе обращаться как в суд по месту нахождения административных ответчиков, так и в суд по своему месту жительства (в таких случаях бывает, что выбор есть между тремя разными судами).

Аналогичные ситуации часто возникают и в жилищных спорах. У военнослужащих министерства обороны это возможно в том случае, когда решения, которые обжалуются, принимаются как региональными жилищными управлениями, так и их филиалами, а также в случаях, когда в принятии решения принимают участие командиры воинских частей (например, в вопросах о регистрации по адресу воинской части или при спорах о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения.

У военнослужащих других министерств и ведомств, в которых по закону предусмотрена военная служба (кроме МО РФ), решения по жилищным вопросам принимает жилищная (жилищно-бытовая) комиссия, с утверждением вышестоящей жилищной комиссией, или же решение сразу принимает центральная жилищная комиссия, расположенная, как правило, в городе Москве. И здесь возникает похожая ситуация, когда военнослужащий может выбрать, в какой суд можно обратиться: по месту службы, или по месту нахождения центральной жилищной комиссии.

Право выбора суда – это очень значимое право, и важно уметь им пользоваться. Работа военного адвоката часто начинается с определения подсудности и выбора суда. В практике автора был случай, когда военнослужащий подавал два разных иска (но с одной целью), и было принято решение подавать их одновременно, но в разные суды, что (в том числе) принесло желаемый результат.

Однако право выбора суда предоставляется только до подачи административного иска . После того, как иск уже подан, изменить территориальную подсудность нельзя.

Автор постоянно следит за судебной практикой вышестоящих судов – Северо-Кавказского окружного военного суда (СКОВС), и Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда РФ. Вот какое любопытное дело рассматривалось в СКОВС. Военнослужащий и адвокат не согласовали между собой выбор суда, и административный иск был подан по месту нахождения административных ответчиков. Определение суда иск был принят с соблюдением правил подсудности . Впоследствии уволенный гражданин посчитал, что рассмотрение дела по его месту жительства будет для него более удобным и обратился с заявлением о передаче дела по подсудности в суд по месту жительства.

В соответствии с частью 1 статьи 27 КАС РФ,

Административное дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду.

  1. административный ответчик, место жительства или место нахождения которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче административного дела в суд по месту его жительства или месту его нахождения;
  2. при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;
  3. после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам замена судей или рассмотрение административного дела в данном суде стали невозможными. Передача административного дела в этом случае осуществляется вышестоящим судом.

В результате СКОВС указал:

«То обстоятельство, что между О. и Б. не было заранее согласовано, в какой суд, по месту его жительства или по месту нахождения воинских должностных лиц, действия которых оспаривались, будет подано заявление, не может свидетельствовать о нарушении судом правил подсудности, так как этот вопрос должен быть разрешен между заявителем и его представителем при оформлении доверенности и составлении подаваемого в суд заявления».

Эту статью прочитали: 3 761 визитов сегодня: 1


Warning : Missing argument 2 for apply_filters(), called in /home/legala/public_html/сайт/blog/wp-content/plugins/wp-postratings/wp-postratings.php on line 100 and defined in on line 176

Warning : Missing argument 2 for apply_filters(), called in /home/legala/public_html/сайт/blog/wp-content/plugins/wp-postratings/wp-postratings.php on line 1248 and defined in /home/legala/public_html/сайт/blog/wp-includes/plugin.php on line 176

Граждане, проходящие военную службу по призыву, с даты ее начала до окончания приобретают статус военнослужащих. Военнослужащие обладают установленными законодательством РФ правами и свободами человека и гражданина, за некоторыми исключениями. В связи с особым характером выполняемых обязанностей военнослужащим предоставляются социальные гарантии и компенсации (п. 2 ст. 1 , п. п. 1 , 2 ст. 2 Закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ).

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву (далее — военнослужащие), имеют, в частности, следующие права.

Право на защиту свободы, чести и достоинства

Воинская дисциплина строится на правовой основе, уважении чести и достоинства военнослужащих. За оскорбление военнослужащих, насилие и угрозу применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество и другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, предусмотрена ответственность. Так, за нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими виновные привлекаются к дисциплинарной и к уголовной ответственности (п. 2 ст. 5 Закона N 76-ФЗ; ст. ст. 335 , УК РФ; п. 2 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ и п. 19 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, утв. Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495).

Военнослужащие могут быть задержаны или подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания. О задержании военнослужащих вне расположения их воинской части уведомляются органы военного управления, органы военной прокуратуры и военные следственные органы Следственного комитета РФ (п. 3 ст. 5 Закона N 76-ФЗ).

Право на свободу передвижения

Право на свободу передвижения военнослужащих ограничено необходимостью поддержания ими боевой готовности воинских частей и своевременного прибытия к месту военной службы. Военнослужащие вправе свободно передвигаться в расположении воинской части и не вправе выезжать за пределы местного гарнизона, за исключением случаев убытия в отпуск или командировку. Один раз в неделю военнослужащий, если на него не наложено дисциплинарное взыскание «лишение очередного увольнения», имеет право на увольнение из расположения полка (п. 1 ст. 6 Закона N 76-ФЗ; п. п. 239 , Устава).

Право на свободу слова, свободу совести и вероисповедания

Право военнослужащих на свободу слова ограничивается запретом разглашения ими государственной и военной тайны, обсуждения и критики приказов командира.

Военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по религиозным мотивам и использовать свои служебные полномочия для пропаганды отношения к религии. При этом создание религиозных объединений в воинской части не допускается (п. 1 ст. 7 , п. п. 2 , 5 ст. 8 Закона N 76-ФЗ).

Право на участие в управлении делами государства и общественными объединениями

Военнослужащие имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Кроме того, они могут состоять в общественных объединениях, за исключением политических, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы, а также участвовать на безвозмездной основе в управлении общественно-государственными организациями, осуществляющими развитие военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта (ст. 9 Закона N 76-ФЗ).

Право на труд

Характер служебной деятельности и перемещение по службе определяются квалификацией военнослужащих и служебной необходимостью. При этом время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж из расчета один день военной службы за два дня работы. Направлять военнослужащих на работы, не связанные с военной службой, допускается только в установленных законом случаях.

Военнослужащим запрещено участвовать в забастовках, а также прекращать исполнение обязанностей военной службы в целях урегулирования вопросов, связанных с ее прохождением (п. 3 ст. 7 , абз. 5 п. 2 , п. п. 3 , 8 ст. 10 Закона N 76-ФЗ).

Право на отдых

Продолжительность служебного времени определяется распорядком дня воинской части в соответствии с требованиями общевоинских уставов. Ежедневно военнослужащим предоставляется не менее восьми часов для сна и двух часов для личных потребностей, а также не менее одних суток отдыха еженедельно. В определенных случаях военнослужащие имеют право на отпуск по личным обстоятельствам на срок до 10 суток, не считая времени проезда к месту отпуска. Кроме того, на основании заключения военно-врачебной комиссии может быть предоставлен отпуск по болезни (п. п. 2 , , , 10 ст. 11 Закона N 76-ФЗ; п. 63 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565).

Право на жилище, денежное довольствие, продовольственное и вещевое обеспечение

Военнослужащие, кроме находящихся на кораблях, размещаются в казармах. На время службы за ними сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва на военную службу. Также они не могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 11 ст. 15 Закона N 76-ФЗ; п. 168 Устава).

Военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием, состоящим из оклада по воинской должности и дополнительных выплат, в том числе за особые условия службы. Продовольственное и вещевое обеспечение военнослужащих осуществляется по установленным нормам (ст. 12 , п. п. 1 , 2 ст. 14 Закона N 76-ФЗ; ч. 3 ст. 2 Закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ; пп. «б» п. 2 Постановления Правительства РФ от 09.02.2004 N 65).

Право на охрану здоровья, медицинскую помощь и страховые гарантии

Право военнослужащих на охрану здоровья предполагает, в частности, ограничение опасных факторов военной службы, бесплатное получение медицинской помощи и обеспечение лекарственными препаратами, а также бесплатное санаторно-курортное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии. Кроме того, военнослужащие подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета (Закона N 76-ФЗ).

Право на обращение в суд и на юридическую помощь

Военнослужащие имеют право на защиту своих прав и интересов через суд. При этом расходы по уплате государственной пошлины за подачу жалобы (заявления) в суд по вопросам, связанным с прохождением военной службы, возмещают соответствующие воинские части. Также военнослужащие вправе получать юридическую помощь адвоката по вопросам, в частности, связанным с прохождением военной службы (п. 1 ст. 21 , п. 3 ст. 22 Закона N 76-ФЗ; п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.06.2005 N 352).

Право на оружие

Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в установленном порядке при исполнении обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время (п. 4 ст. 1 Закона N 76-ФЗ; п. 13 Устава).

Подготовлено на основе материала

адвоката Тригнина В.Г.,

Коллегия адвокатов г. Москвы

«Военная коллегия адвокатов»

В соответствии с Конституцией РФ граждане имеют право об­ращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправ­ления.

Военнослужащие имеют право обращаться лично, а также направлять письменные обращения (предложения, заявления или жа­лобы) в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам в порядке, предусмотренном законами Россий­ской Федерации, другими нормативными правовыми актами Россий­ской Федерации и Дисциплинарным уставом ВС РФ.

Военнослужащий, которому стало известно о фактах хищения или порчи военного имущества, незаконного расходования денежных средств, злоупотреблениях, недостатках в содержании вооружения и военной техники или других фактах нанесения ущерба ВС РФ, обязан доложить об этом непосредственному командиру (начальнику), а так­же направить письменное обращение (предложение) об устранении этих недостатков или заявление (жалобу) вышестоящему командиру (начальнику).

Письменные обращения, направляемые военнослужащим долж­ностным лицам воинской части, излагаются в форме рапорта.

Военнослужащий подает жалобу на незаконные в отношении его действия (бездействие) командира (начальника) или других воен­нослужащих, нарушение установленных законами РФ прав и свобод, неудовлетворение его положенными видами довольствия непосредст­венному командиру (начальнику) того лица, действия которого обжа­лует, а если заявляющий жалобу не знает, по чьей вине нарушены его права, жалоба подается по команде.

Военнослужащий, подавший обращение (предложение, заявле­ние или жалобу), не освобождается от выполнения приказов и своих должностных и специальных обязанностей.

На опросе военнослужащих обращение (предложение, заявле­ние или жалоба) может быть заявлено устно или подано в письменном виде непосредственно лицу, проводящему опрос.

Военнослужащие, по какой-либо причине отсутствовавшие на опросе, могут подавать обращение (предложение, заявление или жало­бу) в письменном виде непосредственно на имя командира (начальни­ка), проводившего опрос.

Личный прием военнослужащих в воинских частях проводится командиром воинской части и его заместителями.

Информация о месте приема, а также установленных для приема днях и часах доводится до сведения военнослужащих в установленном порядке.

При личном приеме военнослужащий предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

В случае если в обращении (предложении, заявлении или жало­бе) содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию должностного лица воинской части, военнослужащему дается разъяс­нение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

В ходе личного приема военнослужащему может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения (предложения, заявления или жалобы), если ранее ему был дан ответ по существу поставленных в нем вопросов.

Запрещается подавать обращение (предложение, заявление или жалобу) во время несения боевого дежурства (боевой службы), при нахождении в строю (за исключением обращений (предложений, заявлений или жалоб), подаваемых на опросе военнослужащих), в ка­рауле, на вахте, а также в другом наряде и на занятиях.

Запрещается препятствовать подаче обращения (предложе­ния, заявления или жалобы) военнослужащим и подвергать его за это наказанию, преследованию либо ущемлению по службе. Виновный в этом командир (начальник) так же, как и военнослужащий, подавший заведомо ложное заявление (жалобу), привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военнослужащий, подавший жалобу, имеет право:

Представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании командиром (начальником) или органом, рассмат­ривающим обращение (предложение, заявление или жалобу);

Знакомиться с документами и материалами, касающимися рас­смотрения его обращения (предложения, заявления или жалобы), если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, содержащие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

Получать письменный ответ по существу поставленных в об­ращении (предложении, заявлении или жалобе) вопросов или уведом­ление о переадресации письменного обращения (предложения, заявле­ния или жалобы) в иные органы или должностному лицу, в компетен­цию которых входит решение указанных вопросов;

Обращаться с жалобой на принятое по обращению (предложе­нию, заявлению или жалобе) решение или на действия (бездействие) в связи с рассмотрением обращения (предложения, заявления или жало­бы) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обра­щения (предложения, заявления или жалобы).

Военнослужащий вправе в порядке, предусмотренном Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы.

В военный суд могут быть обжалованы действия и решения лиц, не состоящих на военной службе, но правомочных по занимаемой в органах военного управления должности принимать решения, ка­сающиеся прав и свобод военнослужащих.

Неправомерными, ущемляющими права военнослужащих яв­ляются как коллегиальные, так и единоличные действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, в резуль­тате которых:

Нарушены права и свободы военнослужащих;

Созданы препятствия к осуществлению военнослужащим его прав и свобод;

На военнослужащего незаконно возложена какая-либо обязан­ность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Военнослужащий вправе обратиться с жалобой непосредствен­но в военный суд либо в вышестоящий орган военного управления, к воинскому должностному лицу.

Жалоба может быть подана как самим военнослужащим, так и по его просьбе надлежаще уполномоченным представителем, в том числе представителем воинского коллектива. Полномочия представи­теля должны быть оформлены в соответствии с Гражданско- процессуальным кодексом РФ. Полномочия представителя воинского коллектива, кроме того, должны быть удостоверены выписками из соответствующего решения общего собрания воинской части.

Жалоба подается военнослужащим в военный суд по месту жи­тельства и службы либо по месту нахождения органа военного управ­ления или воинского должностного лица, действия которых обжалу­ются.

В том случае, если при принятии жалобы военным судом будет установлено, что имеется спор о праве, подведомственный общим су­дам, то военнослужащему, подавшему жалобу, разъясняется, что этот спор может быть разрешен путем предъявления иска в суд общей юрисдикции.

Жалоба подается в суд:

В трехмесячный срок со дня, когда военнослужащему стало известно о нарушении его права;

В месячный срок со дня получения военнослужащим письмен­ного уведомления об отказе вышестоящего органа военного управле­ния или воинского должностного лица в удовлетворении жалобы либо со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если военно­служащим не был получен на нее письменный ответ.

Если суд, всесторонне исследовав материалы дела, придет к вы­воду, что срок на обращение в суд пропущен по неуважительной при­чине, он отказывает в удовлетворении жалобы. В случае пропуска ука­занного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом по заявлению военнослужащего, подавшего жалобу.

Рассмотрим правовую работу, которую осуществляют коман­диры и органы военного суда при рассмотрении предложений, заявле­ний и жалоб военнослужащих.

Еще по теме Право военнослужащих на обжалование неправомерных действий должностных лиц и органов военного управления:

  1. ОБЖАЛОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ (ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ)
  2. Право военнослужащих на обжалование неправомерных действий
  3. 71. Порядок обжалования в вышестоящий орган и в суд неправомерных действийи решений органов исполнительной власти и должностных лиц.
  4. 5.3 Административный порядок обжалования решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц
  5. Глава XVI. Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц
  6. 25.1. Обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство
  7. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решении и действии (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц
  8. § 3. Ответственность за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов
  9. 8.3. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
  • Отбор для службы
  • Военный контракт
  • Права и обязанности

Всем, кто впервые поступает на контрактную службу, необходимо знать обязанности военного по контракту. Министерством обороны взят курс на поднятие уровня качества и профессионализма военнослужащих современной армии. Для эффективной реализации этой цели обеспечивается преимущественный прием военных на контрактной основе.

Комплектация Вооруженных Сил РФ профессионалами, служащими по контракту, происходит через систему постепенного отбора кандидатур. Так, при соответствии необходимых качеств кандидаты в обязательном порядке направляются на обучение в специализированных центрах и учебных заведениях с последующим заключением контракта.

Также программа военной службы по контракту предполагает профессиональное развитие и продвижение по службе.

Отбор для службы

Отбор военнослужащих для службы на контрактной основе состоит из нескольких этапов:

  1. Начальный. На данном этапе проводится оценка профессиональных, социальных, гражданских и психологических качеств посредством тестирования на сайте Министерства и в передвижном отборочном пункте.
  2. Предварительный. Этот этап отбора посвящен сбору информации и проверке данных по кандидатуре будущего военного по контракту: профессиональная ориентация, благонадежность и психологический портрет, предварительное заключение медицинской комиссии.
  3. Углубленный. Это завершающий этап отбора, при котором проводят углубленных анализ данных, полученных ранее, и дополнительно устанавливают уровень физической подготовки, проводят комплексное обследование состояния здоровья.

При соответствии качеств кандидата требованиям будущей профессии на него формируют личное дело и при необходимости допуск к государственным сведениям.

Для призывников, после окончания срока службы принявших решение продолжить военную карьеру по контракту, порядок отбора сокращается. Начальный и предварительный этапы проходят по месту службы с отправкой соответствующей информации в пункты отбора для рассмотрения целесообразности заключения контракта с данным военнослужащим.

Вернуться к оглавлению

Военный контракт

Правовая основа контрактной службы в военной сфере регламентируется Федеральным законом №53. Главным условием заключения такого контракта является добровольность намерений. Другими словами, военная служба на контрактной основе возможна только при желании военнослужащего продолжить карьеру в Вооруженных Силах.

В действующем законодательстве предусмотрена возможность контрактной службы граждан вместо призыва. По ст. 34 при выборе контрактной основы гражданин должен отслужить минимум 2 года, так как двое суток контрактной службы равны суткам по призывной форме. Возможность оформления контракта вместо срочной службы есть у граждан, закончивших высшее учебное заведение, и у тех, кто успел отслужить более 3 месяцев.

Для поступления на контрактную службу вместо срочной военные должны соответствовать базовым нормам Министерства обороны:

  • владеть государственным языком в объеме, достаточном для делового общения;
  • соответствовать медицинским и психологическим нормам министерства;
  • сдать нормативы по физической подготовке;
  • иметь полное среднее образование, 11 классов общеобразовательной школы.

Вернуться к оглавлению

Права и обязанности

Военнослужащие должны знать, что прежде всего они являются гражданами Российской Федерации и обладают всеми базовыми правами и свободами. Из-за принесения присяги и нахождения на государственной военной службе некоторые свободы военных ограничены, но это не касается основных прав: на жизнь, медицинское обслуживание, на отдых и оплату труда. Подвергать граждан на военной службе пыткам, унижению, принижать честь и достоинство, применять физические наказания, принудительный труд незаконно. Служба по контракту права военнослужащих не ограничивает в мере, установленной законодательно. К обязательным социальным правам военных относят:

  • денежное содержание;
  • проживание вне казарменного положения;
  • возможность стать участником программы военной ипотеки;
  • ежегодный отпуск;
  • обучение за счет государства;
  • обязательное страхование государством;
  • пенсионное обеспечение.

Наличие таких привилегий в сравнении с солдатами срочного порядка воинской повинности обеспечивает популяризацию профессионального ведения военной карьеры.

Обязанности военного по контракту основываются на ст. 10 Федерального закона. Конкретизация касательно дисциплины и выполнения служащими армии в соответствии со званием и должностью обязанностей подробно описана в подзаконных нормативных документах Вооруженных Сил — уставах.

Для каждого аспекта воинской жизни и служения Родине существует законный документ, за нарушение которого военнослужащий может привлекаться ко всем видам ответственности, вплоть до уголовной.

При составлении и подписании контракта и принесения присяги гражданин считается находящимся на военной службе. Права и обязанности военнослужащих по контракту подробно описаны в соответствующих уставах Вооруженных Сил. Для каждой должности описаны обязанности, порядок их выполнения, порядок действия в нестандартных ситуациях, дисциплинарное подчинение и особенности пользования дисциплинарной властью командиров. Для того чтобы обезопаситься от неправомерных действий со стороны других военнослужащих и не нарушать законный порядок, необходимо при поступлении на службу тщательно изучить уставы касательно собственных действий, полномочий и обязанностей.

Защита прав военнослужащих по контракту производится на основании Федерального закона. Отличием от срочной службы являются дополнительные социальные гарантии, описанные в ст. 11. Так, в ст. 11 указано, что еженедельное время службы военного-контрактника не должно превышать нормальную рабочую неделю с восьмичасовым рабочим днем, а в случае дополнительного привлечения к службе рабочее время компенсируется соответствующим временем на отдых и многие другие пункты.

Правовое регулирование военной службы по контракту включает законный порядок предоставления отпусков, распределение рабочего времени, обеспечения больничными и отсутствия по месту службы по семейным обстоятельствам. Служение на контрактной основе позволяет иметь привилегии, связанные с жилищными условиями, присвоением очередных воинских званий, получением социальных льгот от государства.

Несмотря на очевидные преимущества контрактной службы, до принятия решения необходимо досконально изучить условия. В условиях безработицы служба на контрактной основе выглядит заманчивым предложением.

Зарплата военных по контракту формируется с учетом множества надбавок и постоянного повышения.

Но ограничения в свободе передвижения, угроза жизни и здоровью, обязательность исполнения приказов и ношение формы снижают рвение. Уровень соотношения преимуществ и недостатков военной службы по контракту должен оцениваться с предельной тщательностью для принятия правильного, обдуманного решения.