Законы xii таблиц год. Защита равенства граждан

Важнейшим памятником римского права, нормы которого охватили все важней­шие сферы юридической практики, стали Законы XII таблиц (Leges duodecium (XII) tabularum) . По словам Цицерона, «для всякого, кто ищет основ и источников права, одна небольшая книжица Законов двенадцати таблиц весом своего автори­тета и объемом пользы воистину превосходит все библиотеки философов».

Сами законы до нашего времени не дошли: подлинный и полный текст не со­хранился. Их нормы известны лишь по отрывкам из сочинений древних авторов, в особенности юристов Цицерона, Ульпиана, Гая и др. В традиции римского права существует несколько попыток их реконструкции и систематизации на основании цитат из других юридических источников. В качестве подлинных признаются при­мерно 140 правоположений, систематизируемых по разделам:

♦ «О вызове в суд» (таблица I);

♦ «О вершении исков» (таблица II);

♦ «О долговом рабстве» (таблица III);

♦ «О порядке манципации при сделках» (таблица IV);

♦ «О завещании и семейных делах» (таблица V);

♦ «О пользовании земельным участком» (таблица VI);

♦ «О воровстве» (таблица VII);

♦ «О личном оскорблении - обиде» (таблица VIII);

♦ «Об уголовных наказаниях» (таблица IX);

♦ «О порядке похорон и церемоний» (таблица X);

♦ «О публичных делах в городе» (таблица XI);

♦ «О неиспрашивании привилегий» (таблица XII) .

Тексты законов, написанные на 12 деревянных досках, были выставлены на городской площади, чтобы все граждане ознакомились с ними и никто не мог «от­говариваться незнанием закона». От всякого вступающего в ряды римских граж­дан юноши требовалось знание законов наизусть: считалось, что без этого нельзя должным образом исполнять обязанности гражданина

В силу времени своего создания Законы XII таблиц весьма несовершенны, им присущи многие из недостатков древнего права.

♦ Казуистичность - изложение предписаний не в общем виде, а применитель­но к конкретным случаям

♦ Неполнота - многие положения закона подразумевались, поэтому не оспа­ривались и, соответственно, не требовали записи

♦ Недостаточная системность - нормы частного и публичного нрава, про­цессуальные нормы могли быть изложены подряд

♦ Формализм - жесткое требование произнесения некоторых фраз, запинка в котором влекла за собой проигрыш дела в суде, недействительность до­говора и т п

Несмотря на это, Законы XII таблиц составили первоначальную основу права и римляне высоко ценили их. Например, Тит Ливий называл их источником всего права

Дальнейшее развитие римского права в значительной мере осуществлялось пу­тем толкования Законов XII таблиц и издания на их основе преторских актов

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЕЩЕЙ В ЗАКОНАХ XII ТАБЛИЦ

Характерной чертой этих законов было четко проведенное разделение вещей на две категории:

1) манципируемые - земля, рабы и рабочий скот;

2) неманципируемые - все остальные вещи

Такое разделение имело значение при отчуждении вещей: их продаже, даре­нии и пр. Манципируемые вещи отчуждались в строго установленной форме. Такая процедура называлась манципация (mancipatio) . Это слово происходит от лат. manus - «рука». Первоначальное образное представление о собственности шло от завладения вещью, захвата, то есть наложения на вещь руки

Манципация производилась следующим образом. Продавец и покупатель (если взять наиболее частый случай купли-продажи) приглашали не менее пяти свидете­лей и весовщика Покупатель (приобретатель) касался рукой купленной им вещи («хватал раба»), говоря при этом: «Я утверждаю по праву квиритов, что этот... (предположим, раб) принадлежит мне и я его купил за эту медь». При этом медный слиток бросался покупателем на весы, которые держал весовщик, символизируя уплату денег Продавец мог ограничиться молчанием, которое считалось знаком согласия

Пропуск слова в формуле покупки, отсутствие хотя бы одного из пяти поло­женных свидетелей, какое-нибудь упущение в обряде были достаточными основа­ниями для признания сделки недействительной, даже если были уплачены деньги.

Здесь выступает строгий юридический формализм, который красной нитью про­ходит через все Законы XII таблиц.

Присутствие свидетелей, как и все другие условия манципации, - дань тради­ции. Они играли двоякую роль. Запоминая самый факт сделки и ее условия, сви­детели обязывались удостоверять ее законность каждый раз, когда это требовалось (например, при судебном споре) . Кроме того, они были последним напоминанием о том контроле, который в свое время осуществляла община во всем, что касалось сделок с землей, рабами и рабочим скотом

Права общины легко объяснимы. В течение первых веков республики римская земля (а затем и италийская) была коллективной собственностью и соответственно называлась «общее поле» (ager publicus) . Коллективным было на первых порах и рабовладение. Такую собственность принято называть античной. У древних рим­лян античная собственность имела форму государственной собственности, вслед­ствие чего право отдельного индивида на нее ограничивалось простым владением (possessio) .

Настоящая частная собственность появилась у римлян, как и у всех древних народов, лишь вместе с движимой собственностью.

Каждая римская семья получала участок для обработки Когда его не хватало, прибегали к дозволенному захвату никем не обрабатываемой целины. Спустя два года такой участок становился законным владением

Иногда возникает вопрос, почему к манципируемым вещам (res mancipi) не от­носились орудия труда: плуг, борона и пр. Дело в том, что они весьма рано перешли в частную собственность. Объясняется это, во-первых, индивидуализацией поль­зования орудиями, с которой начался процесс возникновения частной собствен­ности, а во-вторых, сравнительной несложностью и доступностью указанных ору­дий Таким образом, складывалась примечательная картина: земля еще считалась общей собственностью и община контролировала сделки с ней, но этот контроль был формален и фактическое распоряжение землей принадлежало частному лицу То же следует сказать о рабах и рабочем скоте

Все другие вещи свободно отчуждались, потому и считались «вещами, не нуж­дающимися в манципации» - res nec mancipi (неманципируемыми) .

ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО

Законам XII таблиц известны договоры купли-продажи, найма и займа

По договору займа, который в Риме назывался кабалой (nexum), средством обе­спечения являлась личность («мясо и кровь») должника. По способу заключения ка­бала походила на манципацию (те же составляющие: свидетели, медь и формула)

Узаконенное Таблицами долговое рабство отличалось крайней суровостью В случае просрочки платежа кредитор, пользуясь разрешением суда, «налагал на должника руку», что означало заключение его в оковы После этого должник помещался в подвал дома кредитора Затем его трижды выводили на городскую площадь просить друзей и родственников о помощи «В третий базарный день должники предавались смертной казни или поступали в продажу за границу», что означало рабство Когда у должника оказывалось несколько кредиторов, закон предписывал: «Пусть разрубят должника на части» Но чаще всего применялась продажа в рабство. Вместе с тем признавалось, что после выплаты долга гражда­нину возвращалась свобода

Долговое рабство больше всего угрожало плебеям, лишенным той защиты и по­мощи, которую давали патрициям род и курия. Именно поэтому ликвидация долго­вого рабства стала вопросом острой борьбы. Римский историк Тит Ливий рассказы­вает, что как-то кредитор вывел на площадь старого воина-центуриона, истощенного от бедности и худобы, в рубище Оказалось, что разорение постигло его от войны, податей и непосильных процентов Должник показал обезображенную побоями спину. «Видя и слыша это, народ поднял сильный шум. Должники в оковах и без оков бросаются на улицу, умоляя квиритов о защите».

Правящая верхушка Рима пошла на уступки, и в 326 г. до н. э. (через 250 лет по­сле реформы Солона) долговое рабство в Риме было уничтожено (закон Петелия). С этого времени ответственность должника была ограничена его имуществом.

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

ЗАКОНОВ XII ТАБЛИЦ

Уголовно-правовые нормы Законов XII таблиц отличались крайней суровостью. В соответствии с их предписаниями смертной казни подлежал всякий, кто посмел потравить или собрать урожай с обработанного плугом поля Поджигатель дома или хлеба, если он действовал преднамеренно, заключался в оковы и подвергался бичеванию, за которым следовала смерть. Ночного вора или вора, захваченного с оружием в руках, разрешалось убить на месте преступления. Вор, застигнутый на месте преступления днем, подлежал телесному наказанию, после чего выдавался потерпевшему (для обращения в рабство)

О преступлениях против государства в Законах XII таблиц говорится сравни­тельно немного:

♦ устанавливалась неправомерность и наказуемость ночных сборищ;

♦ наказывалось подстрекательство врага к нападению на Рим;

♦ предусматривались санкции за нарушение постановлений, касающихся об­щественного порядка, взяточничества судей и др

Такой состав преступления, как умышленное убийство, в тех отрывках, которые до нас дошли, не упоминается вовсе: по-видимому, из-за того, что мера наказания, следовавшая за совершение убийства, сомнений не вызывала - смертная казнь Следует добавить, что высшие магистраты республики не были связаны точным определением того, что именно следует считать преступлением: они могли решать этот вопрос по своему усмотрению Поэтому во избежание произвола за каждым римским гражданином признавалось право апелляции к народному собранию. Его решение было окончательным

Кражу чужого имущества Законы XII таблиц рассматривали не столько как преступление, затрагивающее интересы всего государства, сколько как действие, наносящее частный имущественный вред Не исключено, что в какое-то более ран­нее время всякое воровство в Риме искупалось штрафом. Точно так же не преступ­лением, а деликтом считались оскорбление, побои и членовредительство: все это компенсировалось штрафом

Еще по теме 3. ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ: КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

  1. 14. РИМСКОЕ ПРАВО: ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РИМСКИХ ЮРИСТОВ
  2. 4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗАКОНОВ. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ СТАДИЙ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ АУДИТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
  4. Экономическое содержание и основные характеристики бюджета
  5. § 3. Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей прав
  6. Глава XII Общая характеристика правового регулирования государственных и муниципальных доходов

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права -

Движение плебеев за равноправие отразилось и в правовой сфере, поскольку патрицианские магистры и жрецы (понтифики) произвольно толковали неписаные обычаи, игнорируя интересы плебеев. С борьбой плебеев и патрициев связывается принятие (около 450 года до н.э.) первых писаных римских законов - Законов XII таблиц. Вплоть до середины III в. до н.э. безраздельно господствующей правовой системой было квиритское (гражданское) право. Оно отличалось сакральным характером, большой степенью традиционности, связью с древнеримским правом (квиритскими обычаями и ритуалами), нашедшим свое отражение и в Законах XII таблиц. Квиритское право отражало сравнительно примитивные отношения раннеклассового общества, отличалось строгостью, суровостью, подчеркнутой точностью. Особенно четко в архаическом римском праве регулировались уже имущественные отношения и в первую очередь - право частной собственности, которое рассматривалось как полное господство собственника над своей вещью. Согласно традиционной версии, для их составления была создана первоначальная комиссия из 10 патрициев (децимвиры), подготовившая законы на десяти таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима. В результате острого политического конфликта была создана новая комиссия децемвиров, состоявшая как из патрициев, так и из плебеев, дополнившая первоначальный текст еще двумя таблицами.Принятие Законов XII таблиц означало ослабление былых позиций понтификов, которые сохраняли за собой право хранить и толковать неписаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом. Хотя в Законах XII таблиц предусматривалось использование клятв и совершение других ритуальных действий, право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер.

Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме - центре политической жизни республиканского Рима. Знание этих Законов было обязательным, а следовательно, с их принятия стало необходимым светское правовое воспитание (образование) римских граждан.

Отличительной чертой названных законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела.

Вещное право . В цивильном праве наиболее значительным делением вещей, которые находились в хозяйственном обороте и могли быть объектом права собственности, было их деление на манципируемые и неманципируемые вещи . К первой группе относились земли, рабы, крупный домашний скот, земельные сервитуты, т.е. экономически наиболее важные объекты вещного права, которые в архаический период выступали в качестве коллективной семейной собственности; ко второй - все остальные вещи, обладание которыми могло быть индивидуализировано. К первому типу относились земля, рабочий скот, рабы, здания и сооружения, сервитуты; ко второму типу – все прочие вещи. Для отчуждения вещей первой категории – продажи, мены, дарения и пр. – требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации . Манципация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Передача манципицируемой вещи происходила в торжественной обстановке, в присутствии пяти свидетелей и весодержателяс весами и медью. Формальности служили запоминанию сделки на тот случай, если в будущем возникнет связанный с ней спор о собственности. Все другие вещи, даже драгоценные, переходили посредством простой традиции, т.е. бесформальнойпередачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр. Уже в древнейший период в Риме сложился порядок, согласно которому вещь могла быть приобретена в собственность в силу длительного владения ею. Законы XII таблиц запрещали лишь приобретение права собственности по давности в отношении краденых вещей. Для движимых вещей срок приобретательной давности устанавливался в один год, для недвижимых вещей - в два года.


Особым видом вещного права, возникшим уже в древнейший период, были сервитуты - фиксированное в обычаях или законе и строго ограниченное право пользования чужой вещью. Сервитуты вырастали вместе с частной собственностью и необходимостью четкого юридического урегулирования взаимоотношений собственников (или владельцев) соседних участков. В силу их хозяйственной важности сервитуты относились к категории манципируемых вещей. Наиболее древними и существенными из них были следующие: право прохода через соседний участок, право прогона скота, право провозить груженые повозки, право отвести воду с участка соседа. Отдельно сервитуты предусматривались и Законами XII таблиц. Обязательственное право . Что касается займа, Законы XII таблиц помимо обычных займовых операций, связанных с процентами, закладом и пр., знают еще и так называемыйнексум , т. е. самозаклад должника – долгое обязательство под гарантию свободы. По истечении законной просрочки платежа кредитор был волен арестовать должника и заключить его в свою домовую (долговую) тюрьму. Три раза подряд в базарные дни кредитор обязывался выводить должника на рынок в надежде, что найдутся родные, близкие, сердобольные, согласные выплатить долг и выкупить должника из неволи. Только в конце IV в. до н.э. законом Петелия подобный договор займа был реформирован, и долговое рабство было отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества. Помимо обязательств из договоров, Законы XII таблиц знают и такие, которые возникают из причинения вреда и противоправных действий вообще (воровство, потрава и пр.). Например, вора, захваченного с оружием в руках, разрешалось казнить на месте преступления. В Законах XII таблиц говорилось даже о том, что должник, не вернувший деньги сразу нескольким кредиторам, мог быть разрублен ими на части.

Семейное право. По Законам XII таблиц римская семья была строго патриархальной, т.е.находящейся под неограниченной властью домовладыки,каким мог быть дед или отец.Муж или домовладыка имели над женой неограниченную власть, вплоть до продажи, обращения в рабство или предания смерти Такое родство называлось агнатическим,а все «подвластные» домовладыке были друг другуагнатами.В Древнем Риме существовали три формызаключения браков: две древнейшие и одна сравнительно новая. Древнейшиесовершались в торжественной обстановке, и жену отдавали под власть мужа. Вторая форма брака совершалась в форме покупки невесты (в маниципационной форме). Но Законы XII таблиц знают и бесформальную форму брака – ”без власти мужа”. Можно предположить, что этот брак диктовался нуждой обедневших патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но это только предположение. В этой форме брака женщина нашла значительную свободу, включая свободу развода. С разводом женщина забирала свое собственное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого, равно как и благоприобретенное после вступления в брак. С течением времени именно такой брак получил наибольшее распространение, тогда как две древнейшие формы брака сохранялись главным образом в жреческих и патрицианских фамилиях. Развод разрешался мужу при всех формах брака, для жены – только в браке «без власти мужа».Также по Законам XII таблиц известен и институт опеки, устанавливаемый надженщинами, несовершеннолетними, безумными. Впоследствии, освободившись от религиозных и моральных оков прошлой эпохи, институт семейного права несколько смягчился. Но в течении ряда веков существовали серьезные ограничения права и дееспособности для женщин.Заинтересованность главы семьи в привлечении дополнительной рабочей силы привела к развитию института усыновления, которое совершалось в народном собрании в присутствии понтификов.

Наследственное право . В римском праве существовало два способа наследования – наследование по закону и наследование по завещанию. После смерти домовладыки имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, если они оставались на ее попечении после смерти отца. Поскольку завещание рассматривалось как исключение из нормального порядка наследования, оно, как правило, утверждалось на народных собраниях. Законы XII таблиц уже указывали, что завещательные распоряжения на случай смерти являются ненарушимыми. В завещании наряду с установлением наследника могли содержаться и иные распоряжения: назначение опекунов, отпуск рабов на волю, легаты. Последние представляли собой завещательный отказ какой-либо из вещей умершего в пользу постороннего лица, которое могло истребовать эту вещь у наследника.

Уголовное право. СогласноЗаконам XIIтаблицуголовно-правовые постановления отличались крайней суровостью. Большинство предусмотренных в квиритском праве деликтов еще не считались нарушением общественного интереса, а рассматривались как посягательство на права частного лица, как частный деликт, совершение которого как бы ставило обидчика (правонарушителя) в положение должника потерпевшего. Многие из таких частных деликтов, известных Законам XII таблиц, стали рассматриваться как преступления в последующем. Но по квиритскому праву к категории частных правонарушений относились личная обида, тяжелые членовредительские повреждения, а также воровство. Обязательство, ложившееся на виновного (строго говоря, по Закону XII таблиц на вину не обращалось внимания, достаточно было самого факта совершения деликта), выражалось чаще всего в обязанности уплатить штраф в пользу потерпевшего. Но в случае членовредительства допускался еще талион . Всякий мог убить на месте преступления ночного вора или вора, захваченного с оружием в руках. Дневной вор, застигнутый на месте преступления, подлежал физическому наказанию, а затем выдавался потерпевшему (т.е. обращался в рабство).

Цивильному праву, в частности и Законам XII таблиц, были известны и публичные деликты, т.е. преступления, которые наказывались от имени римского народа, а взыскания по ним шли не частным лицам, а государству. Круг преступлений, однако, не был еще широк. К ним относились прежде всего преступления против республики. Так, предавались смертной казни лица, которые подстрекали "врага римского народа к нападению на Римское государство" или же предавали "врагу римского гражданина". Среди прочих преступлений также выделялись, сочинение и распевание песен, содержащих клевету или позорящих других лиц и т.д.

Система наказаний:

1. смертная казнь .(лжесвидетельствование, взяточничесво, пождог и др.) В зависимости от характера преступления смертная казнь принимала различные формы: отсечение головы, утопление, распятие, сбрасывание с Тарпейской скалы и т.д. Постепенно, однако, смертная казнь начинает выходить из употребления и для римских граждан заменяется

2. изгнанием с утратой гражданства ("лишением огня и воды").– появляется позже

3. членовредительские наказания : битье кнутом, штрафы и конфискации имущества, ограничения гражданского статуса (например, запрещение быть магистратом), лишение права на погребение. Некоторые преступления рассматривались как оскорбление богов (например, причинение вреда клиенту со стороны патрона) и влекли за собой

4.религиозные проклятья .За преступления, которые рассматривались как оскорбление богов (например, причинение вреда клиенту со стороны патрона).

5. штрафы. Хранение краденной вещи.

Цель наказания, как правило, возмездие.

При неразвитости и простоте системы публичных деликтов (преступлений) в древнейшем римском праве не получили еще разработки общие принципы уголовной ответственности (вина, степень участия в преступлении и т.д.). В отдельных статьях предусматривалось смягчение наказания для несовершеннолетних. Преступления раба рассматривались судом особо. У раба не было никаких прав на защиту.

Судебный процесс. Древнейшаяформа судебного рассмотрения спорных случаев, так называемый легисакционный процесс , следующим образом рисуется Законами XII таблиц. Процесс этот состоял из двух стадий. Первая стадия была строго формальной, вторая характеризуется свободной процедурой. В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на Форум к магистрату, каким для данных случаев сделался со временем претор – вторая после консула магистратура Рима. Здесь после произнесения клятв, выраженных в точно определенных для каждого данного случая словах, претор, если никто не сбивался в произнесении должной, строго определенной формулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму денег, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести (в храм) в виде залога правоты. Проигрыш дела вел к проигрышу залога, и таким образом Рим защищал себя от сутяжников. Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), день суда и обязывал тяжущихся подчиниться судейскому решению. На этом первая стадия легисакционного процесса заканчивалась. На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей, рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение. Решение судьи было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало.

В III веке до н.э. - III веке н.э. формально продолжали действовать Законы XII таблиц (официально они были отменены в VI веке н.э. в ходе законодательных реформ византийского императора Юстиниана). Глубокое уважение римлян к своим правовым традициям и особенно благоговейное отношение к Законам XII таблиц не позволяли им открыто отказаться от этого исторического памятника. Но существенные изменения в экономической и политической жизни Рима сделали необходимым фактический отказ в повседневной правовой практике от устаревших норм Законов XII таблиц и квиритского права в целом

Страница 1 из 4

ТЕМА V. ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ

§ 5.1. Общая характеристика Законов XII таблиц
§ 5.2. Правовое положение населения Древнего Рима
§ 5.3. Обязательственное право Древнего Рима
§ 5.4. Семейное право Древнего Рима
Список рекомендуемой литературы

§ 5.1. Общая характеристика Законов XII таблиц

Знаменитым памятником права Древнего Рима являются законы XII таблиц (Codex decimviralis Duodecium tabulae). Согласно традиции их составила комиссия децемвиров (десяти мужей) в 45150 гг. до н.э. Во время ее работы децемвиры сами исполняли должности магистратов. Часть из них долгое время не желала расставаться с чрезвычайными полномочиями и даже пыталась совершить государственный переворот, установить тиранию. Полагают, что при составлении законов XII таблиц децемвиры изучали афинское право. Посольство из Рима было послано в греческие колонии, расположенные на юге Италии. Закончив кодификацию, Апий, старший из децемвиров, якобы сказал: «Законы призваны служить на благо, счастье и благополучие государства». Текст законов был выбит на 12 досках, которые были выставлены на форуме перед зданием сената, их изучали в школе. Оригинал утрачен, вероятно навсегда. Доски разрушены во время нашествия галлов, до нас дошли только фрагменты из высказываний римских юристов, ученых, писателей, политических деятелей.
По форме эти законы являлись в основном записью, компиляций господствующих в то время обычаев, отобранных в интересах господствующего класса, оснащенных юридическими санкциями.
Законы XII таблиц считались у римлян кладезем мудрости. Знаменитый юрист Древнего Рима Марк Туллий Цицерон говорил, что в этих законах можно найти «многообразную картину нашей древности». Он утверждал, что «для всякого, кто ищет основы и источники права, одна книжица XII таблиц весом своего авторитета и обилием пользы превосходит все библиотеки, всех философов». В Древнем Риме дети по этим законам учились читать. Проводя кодификацию обычаев, децемвиры стремились сохранить господствующее положение и привилегии патрициев, но этого им достигнуть полностью не удалось.
Плебеи по законам XII таблиц добились в судах формального равенства с патрициями, получили некоторые политические права. Это была их великая победа, так как писаное право ограничивало произвольные толкования обычаев, создавало основу законности, охраняло плебеев от произвола и беззаконий, творимых судьями и патрицианскими магистратами. Сенат в 304 г. до н.э. постановил, что должностные лица при разбирательстве судебных дел, гражданских и уголовных обязывались руководствоваться не шаткими преданиями, а буквой писаного закона.
Законы XII таблиц отражали уровень правового сознания той эпохи. Во времена родового строя, в царскую эпоху действовали международные и иные межплеменные обычаи. Субъектом такого обычая являлось племя. К моменту принятия законов XII таблиц обычное право разделялось на два: первое - внутреннее право римской общины - право квиритское, впоследствии получившее название цивильного, или гражданского (ius civile). К нему и относятся законы XII таблиц. Второе право (ius gentium) как бы регулировало внешние отношения Римского государства. В Риме имелся еще и фециальный устав, в котором предусматривались меры по соблюдению международных договоров, описывались обряды при объявлении войны. Со времен Сервия Туллия утверждается как аксиома положение, по которому квирит- ское право и обычаи существуют только для римских граждан.
В законах имеется ряд статей, в которых сохранились пережитки римской патриархальной общины, ее древние обычаи, они направлены на консервацию устоев древности. Браки между патрициями и плебеями были запрещены. Этот закон был отменен в 445 г. до н.э.
Законы сохраняют распоряжение землей в руках коллектива римской общины. По религиозной традиции земельный надел нельзя было завещать храмам и даже божествам. Земля не должна уходить из-под контроля общины, она должна оставаться ее собственностью. Из этого следует, что частная собственность на земельные участки ограничена.
Купля-продажа, наследование, дарение важных объектов недвижимого имущества (земли, рабов и рабочего скота) обставлены ритуалами, т.е. находились под контролем коллектива общины.
Завещание должно было утверждаться куриатной или даже в особых случаях центуриатной комицией (если отец лишал сына, законного наследника, права на его долю наследства). Если человек обрабатывал пустующий участок земли или бесхозный пустырь, то через два года он становился его собственником. Однако это право не распространялось на чужаков. Владеть землей и распоряжаться ею на территории Рима мог только римский гражданин, отсюда и формула: «мое по квиритскому праву».
Процедура усыновления требовала санкции куриатного собрания и великого понтифика. Комиции и жрец могли отказать в утверждении этого акта, если переход усыновляемого мог привести к вымиранию, угасанию его прежней фамилии, семьи.
Как пережиток прошлого и заботу о прочности общины, полиса следует рассматривать фиксацию в законе охраны римской семьи, огромную власть домовладыки (pater familias), главы семейства. Его положение не имеет аналогов у других народов. Глава семьи обладал исключительным правом распоряжения имуществом семьи, как движимым, так и недвижимым, а также имел почти неограниченную власть над женой и всеми нисходящими потомками, включая внуков. Памятник права закрепил принцип талиона - равное за равное при совершении преступления, что также свидетельствует о пережитках родового строя. Большое значение придавалось присяге. Лжесвидетель сбрасывался с Тарпейской скалы.
Законы охраняли права, честь и достоинство сограждан, их формальное равенство. Запрещалось наделять граждан особыми привилегиями. В целях сохранения равенства закон ограничивал расходы на погребение и продолжение траура.
Автор песни, в которой содержится клевета на римского гражданина, мог быть предан смерти. Но без санкции центуриатной ко- миции нельзя было казнить гражданина. Закон стоял на страже справедливости. Судья, уличенный в подкупе, подлежал смерти.
И наконец, как пережиток древности следует оценить решения, принятые народным собранием. Они имели общеобязательную силу закона для всех римских граждан. Следовательно, в теории римский народ (за исключением рабов, вольноотпущенников и чужаков) являлся верховным собственником территории страны, только ему принадлежала суверенная власть. Всякий, кто предал Родину, совершал измену, всякий, кто предавал врагу соотечественника, подлежал смертной казни.
Защита прав собственника законами XII таблиц охраняется суровыми наказаниями. Так, виновный в ночной краже урожая подлежал распятию на дереве, за поджог дома и лежащего возле него зерна на преступника надевали оковы, избивали и сжигали.
Право отражало также религиозные представления римлян. Эта связь с религией усматривается и в том, что в ту эпоху блюстители культов, понтифики являлись одновременно толкователями обычаев, были первыми знатоками права. Пренебрежение религиозными обрядами считалось преступлением. Большое значение придавалось формальным моментам. По законам, явный приоритет имели квириты - мужчины-патриции, способные носить оружие.
Основным источником права объявлялся закон, принятый народным собранием. Всякая сделка не должна противоречить закону.
Подробно говорится о границах, межах земельных наделов, давности владения таким наделом и порядке наследования. Закон охранял интересы собственника, ограждал его имущество от незаконного удержания, особо карались хищения чужой вещи и преступления тех, кто покушался на жизнь и здоровье квиритов.
Физическая расправа с нарушителями была основным способом защиты нарушенного права собственника.
По легенде, Нума Помпилий установил: кто сдвинет или снимет межевые знаки земельных наделов, будет проклят богом.
Все объекты собственности делились на две категории: ман- ципированные (res mancipi) и неманципированные (res nec mancipi). В первую входили земля, здания, скот, рабы. Отчуждение таких вещей, по законам XII таблиц, могло производиться лишь с соблюдением архаических формальностей, что свидетельствовало о неразвитости товарно-денежных отношений. Обряд манципации применительно к сделке купли-продажи требовал присутствия, кроме продавца и покупателя, весодержателя и пяти свидетелей, которыми могли быть, как правило, римские граждане. На весы клали слиток меди, покупатель касался рукой купленной вещи и произносил установленную формулу.
Судя по всему, обряд манципации преследовал цель затруднить чужакам, пилигримам, иностранцам доступ к собственности квиритов, римских граждан. Все другие вещи имели хождение в имущественном обороте без каких-либо обрядов.
Судьба неоплатного должника по законам XII таблиц была невыносимо тяжелой. Вначале ему давалось 30 дней на уплату долга. По истечении этого срока кредитор вел должника к магистрату, где объявлял сумму долга и его основание. Если оплаты не следовало, кредитор вел должника к себе домой и заключал в оковы. В течение 60 дней кредитор был обязан 3 раза выводить должника на рыночную площадь и объявлять сумму долга. Если никто не желал помочь несчастному и не соглашался отработать за него долг, то должник мог быть продан в рабство за Тибр или убит. При наличии нескольких кредиторов должника могли рассечь на части. Отдельные римские юристы полагали, что данная статья в части убийства должника почти не применялась. Таким образом, по законам XII таблиц власть кредитора над должником была огромной. От долговой кабалы страдали, прежде всего, плебеи. Только по закону Петелия 326 г. до н.э. плебеи добились отмены этого варварского способа защиты интересов кредитора.
Законы XII таблиц определяли права собственников и владельцев земельных участков, порядок наследования, содержали нормы семейного права, определяли преступления и наказания. Они закрепляли огромную власть домовладыки, главы семьи, а также степень родства. Он мог убить ребенка-урода, мог трижды продать своего сына, мог прогнать свою жену. Закон по-прежнему запрещал браки между патрициями и плебеями.
Законы содержали перечень наиболее тяжких преступлений. К ним относятся: измена государству, взяточничество судей, злостная клевета, особо опасное лжесвидетельство, а также поджог, тайное истребление урожая. За кражу в ночное время с оружием, если виновный был пойман с поличным, его разрешалось искалечить, убить на месте. Закон упоминает принцип талиона. «Если причинит членовредительство и не помирится (с потерпевшим), то пусть и ему самому будет причинено то же самое». Закон, однако, разрешал заменять саморасправу выкупом по соглашению.
Свободный гражданин за преступление мог откупиться. Раб, как правило, отвечал своей жизнью.
Кроме того, римский гражданин мог быть осужден к смертной казни только по решению центуриатных комиций.
Умысел считался отягчающим обстоятельством.
В целом, законы XII таблиц - один из первых памятников рабовладельческого права античного мира, в котором зафиксированы основы жизни римской гражданской общины, закреплены основы института частной собственности. Этот кодифицированный свод сыграл важную роль в развитии знаменитого римского гражданского права.

Законы 12 таблиц, общая характеристика которых будет нами рассмотрена, - знаменитый памятник древнеримского права. Считается, что они были составлены комиссией десяти мужей (децемвиров) в 451-450 гг. до н. э. Децемвиры во время работы комиссии являлись магистратами. Долгое время некоторые из них не хотели расставаться с полномочиями и даже задумали осуществить государственный переворот для того, чтобы установить тиранию.

Доски с законами, влияние афинского права

Ученые полагают, что источники законов 12 таблиц - документы афинского права. Именно ими децемвиры руководствовались при их написании. В греческие колонии, находившиеся на юге Италии, было направлено посольство из Рима. Апий, старший из десяти мужей, закончив кодификацию, будто бы сказал, что они должны служить на благо и процветание государства. Такова краткая история создания законов 12 таблиц.

Свое название они получили не случайно. Именно на 12-ти деревянных досках был вбит их текст. Перед зданием Сената на Форуме были выставлены законы 12 таблиц. древности немыслимо без них. Законы сразу же начали изучать в школе. Сегодня оригинал их утрачен, видимо, навсегда. Когда на территорию Древнего Рима вторглись галлы, доски были разрушены. До наших дней дошли лишь фрагменты высказываний юристов, писателей, ученых, политических деятелей того времени.

Значение законов 12 таблиц в Древнем Риме

Эти законы по форме своей были в основном компиляцией обычаев, господствующих в годы их написания. Их отобрали в соответствии с интересами господствующего класса. Так появились законы 12 таблиц. Общая характеристика их до сих пор вызывает большой интерес. Законы эти были оснащены юридическими санкциями, предусмотренными в различных сферах. У римлян они считались настоящим кладезем мудрости. знаменитый древнеримский юрист, отмечал, что римский закон 12 таблиц - документ, в котором можно отыскать "картину нашей древности". Цицерон считал, что обилием пользы и своим авторитетом одна эта книжица превосходит всех философов и все библиотеки для тех, кто ищет источники и основы права. Дети, жившие в Древнем Риме, учились по этим законам чтению. Децемвиры, осуществляя кодификацию своих обычаев, пытались сохранить привилегии и господствующее положение патрициев, однако им не удалось достичь этого в полной мере.

Формальное равенство плебеев и патрициев

Согласно законам 12 таблиц, плебеи имели формальное равенство в судах с патрициями. Кроме того, они получили также и определенные политические права. Для плебеев это была большая победа, поскольку произвольные толкования существовавших обычаев ограничивало появившееся писаное право. Оно стало правовой основой Древнего Рима. Законы 12 таблиц охраняли плебеев от беззаконий и произвола, творимых патрицианскими магистратами и судьями. В 304 году до н. э. Сенат постановил, что при разбирательстве уголовных и гражданских судебных дел должностные лица должны руководствоваться писаным законом. Шаткие предания отныне не являлись авторитетом.

Разделение обычного права после принятия законов

Законы 12 таблиц в полной мере отразили уровень правового сознания, характерный для той эпохи. В царское время, в эпоху родового строя, существовали международные и другие межплеменные обычаи. Племя являлось их субъектом. после принятия законов 12 таблиц разделилось на два. Одно из них - внутреннее римской общины (квиритское, позднее названное гражданским, или цивильным). Законы 12 таблиц относятся именно к нему. Второе право регулировало отношения между Римским государством и другими странами. Кроме того, в Риме действовал фециальный закон. В нем были описаны обряды, совершаемые при объявлении войны, предусматривались различные меры по соблюдению договоров государства с другими странами. Со времен С. Туллия в качестве аксиомы утверждается положение, согласно которому квиритские обычаи и право действуют лишь для граждан Рима.

Запрет браков между плебеями и патрициями

Законы 12 таблиц в Древнем Риме включали целый ряд статей, в которых отразились древние обычаи патриархальной общины, ее пережитки. Они были направлены на сохранение вековых устоев. В частности, запрещались браки между плебеями и патрициями. В 445 году до н. э. был отменен этот закон.

Отношения, касающиеся недвижимости

В 12 таблицах указано, что землей должен распоряжаться коллектив римской общины. Согласно религиозной традиции, ее нельзя было завещать божествам и храмам. Земля должна была оставаться под контролем общины, быть ее собственностью. Таким образом, была ограничена на нее.

Дарение, наследование, купля-продажа важных объектов недвижимости (рабочего скота, рабов и земли) обставлены особыми ритуалами. Они были под контролем общины. Завещание обязательно должно было быть утверждено куриатной комицией (а иногда и центуриатной, если отец лишал своего законного наследника доли наследства). В том случае, если кто-то обрабатывал бесхозный пустырь или пустующий клочок земли, он становился по истечении двух лет его собственником. Тем не менее, на чужаков не распространялось это право. На территории Рима распоряжаться землей и владеть ей мог лишь римский гражданин.

Суровыми наказаниями охраняются права собственника в 12 таблицах. Например, к распятию на дереве приговаривался тот, кто совершил ночную кражу урожая. На преступника, осуществившего поджог дома и зерна, находящегося около него, надевали оковы, сжигали и избивали.

Закон, который был принят на собрании народа, был объявлен основным правовым источником. Ему не должна была противоречить никакая сделка. В законах 12 таблиц подробно рассказывается о межах и границах земельных наделов, о порядке их наследования и давности владения ими. Охранялись интересы собственника, его имущество должно было быть ограждено от незаконного удержания. Хищения чужого имущества, а также преступления, связанные с покушением на здоровье и жизнь квиритов, карались особенно сурово. Главным способом защиты права собственника в случае его нарушения была физическая расправа над виновным.

Семейные отношения

Усыновление предполагало санкцию великого понтифика и куриатного собрания. Жрец и комиции могли и отказать в нем, если переход усыновляемого мог повлечь за собой угасание, вымирание его прежней семьи, фамилии.

В законе об охране римской семьи большую власть имел глава семейства. Это также следует рассматривать как заботу об укреплении общины и пережиток прошлого. У других народов данное положение аналогов не имеет. У главы семьи было исключительное право обладания и распоряжения всем недвижимым и движимым имуществом. Кроме того, его власть над женой и нисходящими потомками (в том числе и внуками), была практически неограниченной. После смерти главы семьи имущество делилось поровну между агнатами (так назывались члены фамилии). В случае, если их не было, наследовали состояние ближайшие сородичи (к примеру, братья усопшего, их сыновья и др.).

Принцип талиона, значение присяги

В памятнике закреплялся так называемый - при совершении преступления наказание следовало как равное за равное. Это также говорило о закреплении пережитков родового строя. Присяге придавалось очень большое значение. Если кто-то лжесвидетельствовал, его сталкивали с Тарпейской скалы.

Защита равенства граждан

Следует сказать несколько подробнее и о защите равенства граждан, описывая законы 12 таблиц. Общая характеристика их в этом отношении следующая: они охраняли достоинство, честь и права граждан, а также формальное равенство их. Особыми привилегиями наделять того или иного из них запрещалось. Закон в целях сохранения между гражданами равенства ограничивал допустимые расходы на погребение, а также продолжительность траура.

Тот, кто сочинил песню, где содержалась бы клевета на какого-либо гражданина Рима, мог быть приговорен к смерти. Однако казнь нельзя было осуществить без особой на то санкции центуриатной комиции. Закон охранял справедливость. Уличенный кем-то в подкупе судья должен был быть казнен.

Суверенная власть народа

Наконец, в качестве пережитка древности нужно рассматривать решения, которые принимались на народных собраниях. Для всех они обладали обязательной силой. Следовательно, римский народ теоретически (кроме рабов, чужаков и вольноотпущенников) был верховным собственником всей территории государства. Суверенная власть принадлежала исключительно ему. Всякий гражданин, предавший свою родину, тем самым совершал измену. А если он выдавал своего соотечественника врагу, ему грозила за это

Отношение к религии

Характеристика законов 12 таблиц была бы неполной, если бы мы не отметили представления о религии римлян, которые они отразили. Связь с ними усматривается в том, что понтифики, блюстители культов в то время выступали также толкователями обычаев. Они являлись первыми знатоками права. Свод законов 12 таблиц гласил, что преступлением считается пренебрежение обрядами, предусмотренными религией. Формальным моментам при этом придавалось очень большое значение. Квириты, то есть мужчины-патриции, которые могли носить оружие, имели явный приоритет.

Перечень самых тяжелых преступлений, наказания и возможность выкупа

В законах был указан перечень самых тяжелых преступлений. Это злостная клевета, взяточничество судей, лжесвидетельство (особо опасное), а также истребление урожая и поджог. При этом в законе был разрешен выкуп по соглашению, который мог заменить расправу. Однако это касалось лишь совершивших преступление свободных граждан. Как правило, раб всегда отвечал за содеянное своей жизнью. Гражданин Рима, кроме того, мог быть приговорен к смертной казни лишь после решения, вынесенного центуриатными комициями. В качестве отягчающего обстоятельства выступал умысел.

Значение законов 12 таблиц в истории права

Какое же значение в истории имели законы 12 таблиц? Общая характеристика их роли следующая. Они стали одним из первых в античном мире памятников рабовладельческого права. В них были отражены основы жизни гражданской римской общины, а также института частной собственности. Роль этого кодифицированного свода в развитии римского гражданского права была очень велика. Ученые считают, что по своему совершенству не выделялись среди других подобных документов того времени законы 12 таблиц. Законы Хаммурапи и Ману, например, были не менее разработаны с точки зрения уголовного права. Римское право не зафиксировало множество составов преступлений. Кроме того, не исключало возможности произвола наличие такого документа, как законы 12 таблиц. Законы Хаммурапи, конечно, не были в этом отношении лучше. В Египте, как известно, также существовали бесправные рабы, с которыми по своему усмотрению мог обходиться хозяин. Однако и римские императоры законом связаны не были и могли определять, что является преступлением, а что нет. Наказание в данном случае было произвольным. Однако стоит отметить, что в уголовном праве Рима очень рано выделяются преступления частного и публичного характера. В этом одна из его важных особенностей.

Законы 12 таблиц, законы Хаммурапи, законы Ману - все это интересно не только юристам, но и всем любителям истории. Ведь правовые нормы отражают особенности того или иного общества. По ним можно судить и об обычаях и традициях, и о государственном строе, и о границах власти главы государства.

Связывается принятие (около 450 г. до н.э.) первых писаных римских законов - Законов 12 таблиц . Согласно традиционной версии, для их составления была создана первоначальная комиссия из 10 патрициев, подготовившая законы на 10 таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима. В результате острого политического конфликта была создана новая комиссия децемвиров, состоявшая как из патрициев, так и из плебеев, дополнившая первоначальный текст ещё двумя таблицами Традиционная версия происхождения Законов 12 таблиц в настоящее время нередко ставится под сомнение.

Законы стали основой общего для патрициев и плебеев единого квиритского, или цивильного, права, предназначенного исключительно для римских граждан. Возможно, что принятие Законов 12 таблиц было связано с борьбой плебеев с патрицианско-жреческой верхушкой, а также с противоречиями между светской и религиозной аристократией. Принятие Законов 12 таблиц означало ослабление былых позиций понтификов, которые сохраняли за собой право хранить и толковать неписаные обычаи и законы. В Законах 12 таблиц право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер.

Законы 12 таблиц были выполнены на 12 медных досках, выставленных для общего обозрения на форуме. Знание этих законов было обязательным. В своём первоначальном виде Законы 12 таблиц не сохранились (погибли в 390 г. до н.э. при нашествии галлов), и их содержание реконструировалось (в 16-17 вв.) на основе фрагментов из сочинений более поздних римских авторов. Ряд противоречий в Законах 12 таблиц может быть объяснён тем, что в их текст со временем были внесены частичные изменения. По своей сути Законы 12 таблиц представляли обработку и консолидацию обычного права Рима, влияние на них оказало греческое право.

Законы 12 таблиц отражали ещё сравнительно низкий уровень развития римского общества и правовой техники. Они были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных ритуалов. Другим важным источником квиритского (цивильного) права были законы. Законы 12 таблиц завершались указанием на то, что впредь всякое решение народного собрания должно иметь силу закона. С предложением о принятии нового закона в собрании обычно выступали должностные лица (магистры), затем законопроект обсуждался в сенате и за три недели до голосования предавался гласности.

В принятом законе выделялись, как правило, три части. В первой указывался инициатор принятия закона, вторая содержала саму норму, т.е. правовые предписания, а в третьей устанавливалась санкция. Закон немедленно вступал в силу, если не предусматривалась специальная отсрочка. Источники: обычаи, законодат-во рим царей. З 12 т по существу явл обработкой и консалидацией обыч права. З 12 т были отменены в 4 веке до н.э. в ходе законодательных реформ императора