Чем отличается государство от других социальных институтов. Понятие общества, его отличие от государства

Общее понятие государства.

Отличие норм права от норм морали.

Цели норм права и иных социальных норм.

Общее понятие социальных норм.

1. Социальные нормы - правила поведения людей в обществе.

Социальные нормы представляют собой систему, в которую входят нормы права наряду с нормами морали, обычаями, традициями, по­литическими и иными нормами.

Право и иные социальные нормы взаимосвязаны. Чтобы правовые нор­мы были приняты обществом, законодатель при их разработке должен учитывать требования других социальных норм (морали, обычаев, и т. д.).

2. Нормы права имеют цель, сходную с остальными социальными норма­ми, регулирование поведения людей в обществе. Однако они имеют и существенные отличия. Данные отличия удобнее проследить, сравни­вая нормы права с наиболее распространенным в обществе видом со­циальных норм - нормами морали.

3. Нормы морали - это правила поведения людей в обществе, выработан­ные самим обществом на основе его представлений о добре и зле, чести, достоинстве, справедливости и несправедливости.

Нормы права и морали отличаются друг от друга тем, что:

ü право и государство возникли после появления морали (то есть мораль старше права);

ü нормы морали вырабатываются самим обществом, а нормы права -государством (его органами);

ü нормы морали складываются постепенно, а правовые нормы вступают в силу с определенного дня;

ü нормы морали, как правило, передаются в устной форме из поколе­ния в поколение, нормы права фиксируются письменно в норматив­но-правовых актах;

ü нормы морали неконкретны и расплывчаты, нормы права формально определены;

ü соблюдение норм морали основывается на нравственных убеждениях человека, действие правовых норм подкреплено принудительной си­лой государства.

ВОПРОС 6. Признаки государства

1. Государство - организация политической власти общества, охватываю­щая определенную территорию, выступающая одновременно как сред­ство обеспечения интересов всего общества и особый механизм управ­ления и подавления.

Признаками государства являются :

ü наличие публичной власти;

ü суверенитет;

ü территория и административно-территориальное деление;

ü правовая система;

ü гражданство;

ü налоги и сборы,

2. Публичная власть - совокупность

ü аппарата управления;

ü аппарата подавления.

Аппарат управления подразумевает органы законодательной и испол­нительной власти и другие органы, с помощью которых осуществля­ется управление,


Аппарат подавления - специальные органы, которые правомочны и имеют силы и средства для принудительного исполнения государствен­ной воли. Это:

ü полиция (милиция);

ü органы безопасности; ,

ü прокуратура;

ü система исправительных учреждений (тюрьмы, колонии и т. д.). Публичная власть:

ü отделена от общества;

ü не имеет общественного характера и непосредственно народу не под­контрольна (имеется в виду контроль за властью в до государственный период);

ü осуществляется особым слоем людей (чиновниками, депутатами и др. служащими), наделенных государственно-властными полномочиями, как правило, специально для этого подготовленными, для которых управление (подавление) является основным видом деятельности;

ü опирается на писаное формализованное право;

ü подкреплена принудительной силой государства.

Государственный суверенитет - независимость власти данного государ­ства от всякой иной власти. Государственный суверенитет может быть:

ü внутренним;

ü внешним.

Внутренний суверенитет - полное распространение юрисдикции госу­дарства на всю ее территорию и исключительное право принимать за­коны.

Внешний суверенитет - полная независимость во внешнеполитической деятельности государства.

Государственный суверенитет не следует путать с народным суверени­тетом. Народный суверенитет - исходный принцип демократии, который означает, что власть принадлежит народу и исходит от народа. Государство может частично ограничивать свой суверенитет (вступать в международные союзы, организации), однако без суверенитета (на­пример, при оккупации) оно не может быть полноценным.

Территория государства - то пространство, на которое распространя­ется его юрисдикция.

Территория обычно имеет специальное деление, именуемое админис­тративно-территориальным (области, провинции, департаменты и др.). Это делается для удобства управления.

В настоящее время (в отличие от до государственного периода) имеет значение принадлежность человека к определенной территории, а не к племени или роду.

Правовая система - юридический "скелет" государства. Государство, его институты, власть закреплены в праве и действуют (в цивилизо­ванном обществе), опираясь на право и правовые средства. Гражданство - устойчивая правовая связь лиц, проживающих на терри­тории государства, с данным государством, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Налоги и сборы - материальная основа деятельности государства и его органов - денежные средства, собираемые с физических и юридичес­ких лиц, находящихся в государстве, на обеспечение деятельности публичной власти, социальную поддержку малоимущих и др.

Вопрос 7. Соотношение общества и государства

2. Отличие общества от государства .

1. Обществом называется устойчивое объединение людей, которые про­живают на одной территории, имеют общие язык, культуру и сходный образ жизни. Обществом является:

ü большое по численности объединение людей (как правило, составля­ющее наличие государства);

ü длительно проживающие на одной территории люди;

ü люди, имеющее общую историю;

ü люди, объединенные большим количеством различных связей (эконо­мических, родственных, культурных).

2. Государство - организация политической власти общества. Оно:

ü отделено от общества;

ü институтуализировано;

ü опирается на право и принудительную силу;

ü распространяет свою власть на все общество;

ü выступает в качестве механизма согласования различных интересов в обществе.

Общество предшествовало появлению государства и часто сохраняется после распада государства (пример: "постсоветское" общество после распада СССР).

Вопрос 8. Функции государства

Первый признак: Разделение население по территориальным единицам. В государственном обществе род не имел строго определённой территории, перемещался с одного места на другое. В отличие от первобытного строя, где общественная власть распространялась на людей по кровнородственному признаку при государственном строе власть распределяется в зависимости от территории проживания. Государство имеет строго локализованную территорию на которой распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается граждан государства. Территория государства - пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть. Составные части территории государства:

n Земля и её недра, образующие её сухопутную территорию

n Реки, озёра, искусственные водохранилища, а также морские воды, омывающие территорию данного государства

n Воздушное пространство над сухопутной и водной территорией

n Объекты приравненные к территории государства (морские и воздушные суда, космические корабли и станции, действующие под флагом данного государства)

От не государственных организаций (профсоюзов, политических партий) государство отличается тем, что государство олицетворяет всё население страны, распространяет на него свою власть. Вся территория государства делится на административно-территориальные единицы: округа, провинции, области, районы. Их функции - организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории.

Второй признак: Публичная государственная власть. Аппарат власти управления вместе с особыми отрядами вооружённых людей называют публичной властью. Аппарат власти состоит из особого слоя людей, основное занятие которых выполнение властных и управленческих функций. Свои должности эти люди занимают путем избрания, назначения, наследования или замещения. Основной состав аппарата государственной власти - органы законодательной, исполнительной, суда, прокуратуры и др.

Основным признаком государства также является наличие аппарата принуждения, который состоит из особых отрядов вооружённых людей в виде армии, полиции, разведки м т.д.

Власть существовала и в до государственном обществе, но это была общественная власть, которая исходила от рода и использовалась им для самоуправления. Принципиальная особенность публичной государственной власти - она воплощается именно в чиновниках, т.е. профессиональном сословии управителей из которых состоят органы управления и принуждения (государственный аппарат).



Третий признак: Государственный суверенитет - верховенство государственной власти внутри страны и независимость на международной арене, способность государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех правила поведения, устанавливать и обеспечивать правопорядок, определять права и обязанности граждан и юридических лиц. Верховестно государственной власти внутри страны обозначает:

n универсальность её властной силы, которая распространяется на всё население

n государственная власть может отменить, не признавать любое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон

Четвёртый признак: Неразрывная связь государства и права. Без права государство не может существовать. Право юридически оформляет государство и государственную власть следовательно делает их законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах.

Пятый признак: Каждое государство характеризуется своими символами, отребутами, памятными датами. У каждого государства есть свой гимн, флаг, традиции.


35. Относительная самостоятельность государства: понятие и виды.

Следует иметь в виду, что одностороннее освещение проблемы приводит к искажению роли государства, когда в одном случае оно представляется марионеткой, куклой в игре внешних, социально-экономических условий, а в другой – государство видится самодовлеющей, абсолютной и независимой силой. Истина посередине – государство относительно самостоятельно.

Государство относительно самостоятельно по отношению к экономике и обществу (классам, классовой борьбе). Относительная самостоятельность государства есть непосредственная основа его деятельности, его активности, его воздействия на общественную жизнь. Относительная самостоятельность государства является его естественно необходимым состоянием.



Может показаться, что признание относительной самостоятельности политических, юридических, идеологических форм означает поход против признания несомненной зависимости сознания от бытия, против признания определяющей роли базиса в развитии надстройки.

В признании государства относительно самостоятельным нет ни того, ни другого. Речь идет о независимости некоторых сторон общественной жизни от других ее сторон, о независимости, которая сама является объективной реальностью. А первенство и главенство одной из сторон, как мы видим, как раз четко отражены в понятии относительной самостоятельности.

Понятие «относительная самостоятельность государства» выражает, таким образом, прежде всего зависимость государства от внешних факторов: экономики, классовой борьбы, политики, идеологии. В противоположность сугубо идеалистическим трактовкам речь идет не об абсолютной, а об относительной самостоятельности государства. Понятие «относительная самостоятельность государства» призвано оттенить особенности развития и функционирования государственных форм в отличие от форм экономических и социально-культурных. Это понятие, наконец, призвано отразить активность государства во всех сферах общественной жизни.

Обратное влияние государства на общество (даже самое активное, даже чрезвычайное) мыслимо только в рамках его относительной самостоятельности. Всякий выход за ее пределы чреват неблагоприятными последствиями. Об этом говорит хотя бы попытка советского государства после Октября 1917 года подняться над уровнем экономической и социальной отсталости страны.

Относительная самостоятельность государства по отношению к экономическому базису проявляется в основном двояким образом. Государство, следуя в принципе экономическим законам, имеет свои логические закономерности и свои этапы развития, не всегда совпадавшие с изменениями экономической структуры.

Обратное воздействие государства на экономические отношения как раз и является еще одним свидетельством его относительной самостоятельности. При этом можно говорить об обычной и чрезмерной относительной самостоятельности государства. Чрезмерная относительная самостоятельность наблюдается там, где государство настолько поднимается над экономикой, что оказывается способным тормозить экономическое развитие и разрушать производительные силы. Чем больше деятельность государства не соответствует экономическим потребностям развития общества, тем с меньшей эффективностью воздействует на экономику, тем меньше его обычная самостоятельность, ибо только овладение экономическими законами, использование их и сближение с экономической сферой позволяет достигнуть в этой области положительных результатов.

Когда призванные к управлению специальные группы людей приобретают особые интересы также и по отношению к тем, кто их уполномочил, говорят об относительной самостоятельности государства к господствующему классу (обществу в целом).

Видимой самостоятельности государства способствуют политические противоречия групп и фракций внутри господствующего класса или между различными классами. Независимость от одних и зависимость от других групп, временное возвышение над интересами борющихся классов – таковы результаты подобной ситуации. В зависимости от того, чьи интересы правящая группа (государство) ставит на первое место, ученые различают обычную относительную самостоятельность государства и исключительную (необычную, «чрезмерную»). Первая означает, что государство, служа, прежде всего интересам уполномочившего его класса (классов, общества), обеспечивает и свои интересы. При исключительной относительной самостоятельности государство, удовлетворяя своим интересам, служит тем самым интересам господствующего класса (общества).

В отличие от проявлений относительной самостоятельности государства в целом, существует особая форма самостоятельности внутригосударственной. Речь идет о тех случаях, когда «самостоятельность» приобретают отдельные звенья государственного аппарата по отношению к другим его частям и по отношению к государству в целом.

Относительная самостоятельность чиновничьего аппарата в России наблюдалась в период двоевластия и сразу после Октябрьской революции, когда аппарат исполнительной власти на местах сознательно и бессознательно работал против советской власти. Заслуживает особого анализа относительно самостоятельное положение исполнительных органов в перестроечный период развития советской государственности.

И в буржуазных, и в социалистических государствах наблюдалось анализируемое явление в процессе министерилизации, когда правительственные учреждения, играя особую роль, вставали над высшими органами государственной власти.

Общение, безопасность, дружба – естественные потребности человека, без которых он не сможет чувствовать себя счастливым. В современной политике существует две категории, которые зачастую противопоставляются друг другу – «гражданское» общество и «полицейское» государство. В то же время, между ними есть множество схожих черт, да и сами понятия дополняют друг друга. В чём кроются коренные отличия между данными способами взаимодействия людей и так ли непримиримы позиции «соперников»?

Определение

Государство – формальная организация, иерархическая структура, состоящая из взаимосвязанных институтов. Это развитая общность людей, главное свойство которой – устойчивость. Государство обязательно обладает такими атрибутами, как публичная власть, валюта, территория, народонаселение и независимость. Отсутствие данных признаков превращает общность людей либо в колонию, либо во временную группу, склонную к постепенному распаду.

Общество – объединение людей, обособившееся от окружающего мира на определённых принципах взаимодействия. Зарождение феномена произошло вместе с развитием сознания у человека. Древнейшие общества – это способы самоорганизации первобытных людей, где главной ценностью и устремлением было выживание. В настоящий момент социум – это группа индивидов, созданная с определённой целью на принципах самоорганизации.

Сравнение

Таким образом, как общество, так и государство – это группа людей, объединённых вокруг единой цели. В чем же разница между государством и обществом? Есть целый ряд различий. Так, общество появилось в первобытные времена, когда люди начали объединяться для защиты от дикой природы. Государства сформировались уже на более поздних этапах развития человека, после появления оседлости, закрепления за народом территории.

В социуме есть лидеры, однако их решения не всегда обязательны для исполнения. Самое страшное наказание – это остракизм, то есть отречение от общества. В государстве законы соблюдаются под страхом применения санкций, вход и выход из принадлежности сильно затруднен. Общество лишено всех государственных атрибутов либо большей их части, однако продолжает своё существование. Гибкая структура помогает ему выживать при самых сложных условиях. Теряя свои атрибуты, государство прекращает существование и умирает, подобно живому существу.

Выводы сайт

  1. Происхождение. Общество – это самое раннее объединение людей, возраст которого оценивается тысячелетиями. Первые государства появились относительно «недавно»: ближе к началу Новой эры, и представляли собой гипертрофированные социумы (Египет, Рим, Греция).
  2. Способ управления. Все решения в обществе принимаются по согласию участников, каких-либо мер принуждения не предусмотрено. Управление в государстве осуществляется императивными методами, за несоблюдение правил предусмотрена ответственность, власть может находиться в руках одного человека или группы лиц.
  3. Структура. Общество может иметь формального лидера или представлять собой линейную структуру, государство же всегда наделено публичной властью, обладающей иерархичностью и группой сторонников.
  4. Вход и выход. Человек может одновременно принадлежать к одному или нескольким обществам, свободно перемещаясь между ними, если речь не идёт о закрытых социумах (армия, полиция, тайный клуб). Единовременная принадлежность к нескольким государствам затруднительна и допускается только в случаях, установленных законом.
  5. Численность. Для создания общества достаточно двух индивидуумов, в то время как даже в самом маленьком государстве количество граждан составляет как минимум несколько сотен.
  6. Идентичность. Общества могут дублировать друг друга, а государства всегда будут уникальными.

Понятие общества, его отличие от государства.

Люди в подавляющем большинстве случаев живут не иначе, как среди других людей, т. е. в обществе: стараясь достигнуть определенные цели, удовлетворить свои потребности и интересы, каждый из нас постоянно вступает в различные отношения с другими людьми. Вряд ли многие из нас смогли бы выжить без общества, без других людей – ведь сейчас редко кто обеспечивает самого себя продуктами (печет себе хлеб из самостоятельно выращенного зерна, впоследствии самостоятельно перемолотого в муку на самостоятельно выстроенной мельнице, и т. д.), предметами даже первой необходимости (теплая одежда, обувь и т. п.), не говоря уже о предметах, облегчающих жизнь современного человека (компьютер, стиральная машина) или о предметах роскоши (ювелирные изделия, дорогие автомобили). Всем нам помогает то, что в большом обществе каждый из его членов несет на себе какую-то общественно-полезную функцию (к примеру, земледельцы обрабатывают землю и выращивают сельскохозяйственную продукцию, по заказу коммерсантов водители перевозят выращенную продукцию с полей на перерабатывающие заводы, рабочие этих заводов изготавливают из выращенных овощей и фруктов консервы, затем консервы с помощью водителей перевозятся в магазины, продавцы продают консервы, а обычные потребители приходят в магазин и покупают готовые консервы, даже не задумываясь о том, люди скольких профессий вложили часть своего труда в обычную банку консервов, которую изготовить самому потребителю было бы чрезвычайно сложно, если вообще такое возможно).

Что же такое общество? Можно ответить кратко: люди, вступающие между собой в различные отношения. Но так ли это? Если мы посмотрим на множество людей, спешащих по улицам города, то увидим, что одни вышли просто погулять, другие – на работу, учебу, третьи – за покупками, и т. д. Можно ли эту массу людей, собравшихся в какой-то момент в одном месте, признать за общество? Вряд ли. Другой пример – очередь в магазине. Независимо от того, сделают ли покупку стоящие в очереди, очередь разойдется так же легко, как и образовалась.

Таким образом, не всякая совокупность людей называется обществом . Чтобы составить общество, масса людей нуждается в чем-то, что свяжет их в единое целое. Эта связь создается на основе общего интереса и должна иметь постоянный характер.

Отсюда мы можем вывести определение общества: это совокупность людей, объединенных сознанием того, что у них есть постоянные общие потребности и интересы, которые могут быть удовлетворены наилучшим образом только их совместными усилиями. Кстати, по латыни слово «общество» звучит как «социум» (socium) , поэтому слова «общественный» и «социальный» - это синонимы.

Главной фигурой общества является человек, который выступает первичной «клеточкой» общества.

Любое общество нуждается в управлении, регулировании общественных отношений. Причем чем дальше идет развитие человечества, тем сложнее, запутаннее становятся отношения между людьми, и тем больше возрастает потребность в управлении этими отношениями. Эти задачи берет на себя государство.

Государство – это система управления обществом. С одной стороны, государственный аппарат пронизывает все общество широкой сетью формализованных отношений власти и подчинения (при этом представителями государства являются конкретные люди, являющиеся членами общества), а с другой стороны, все члены общества скреплены единой формальной меркой – гражданством или подданством.

А вы знаете, чем государство отличается от страны? Ведь мы привыкли к тому, что оба термина тождественны. Однако таковое допускается только в просторечии. Когда же эти слова произносят ученые или политологи, к примеру, то вкладывают в них различный смысл. Хорошо бы понимать это, чтобы не путаться. Если разобраться, то выяснится, что отличие страны от государства достаточно велико. Хотя есть и общие черты, отчего и возникла относительная тождественность понятий.

Что такое государство?

Любой вопрос необходимо изучать с определений. Разбираясь, чем государство отличается от страны, мы сразу сталкиваемся с проблемой. Дело в том, что наука не достигла полного согласия в расшифровке последнего термина. Большая часть специалистов применяет достаточно путаное и сложное объяснение. По их мнению, государство – это политическое образование, устанавливающее на определенной территории правила и обладающее суверенитетом. Кроме того, оно имеет аппарат управления, в том числе механизмы принуждения и защиты. Согласитесь, пока непонятно, чем государство отличается от страны. Ведь все перечисленные признаки мы совершенно уверенно приписываем и последней. Страна ведь имеет армию, полицию, правительство? Так в чем отличие?

Давайте копнем глубже. Слово «государство» произошло на Руси. В древние времена правили землями князья. Назвали главного «государь». Он являлся высшим судьей для всех жителей территории. Кстати, "государь" произошло от «господь». То есть князя, а впоследствии царя, признавали наместником Бога на земле. Получается, что по этимологии термин "государство" имеет духовную суть. Это не совсем механизм, как нам объясняют ученые.

Признаки государства

Страной ученые мужи решили именовать территорию, имеющую политические границы. Она, в отличие от государства, не обладает суверенитетом. То есть находится в подчиненном положении по отношению к иной державе. Не может принимать самостоятельные (суверенные) решения. Пример страны – Британские Виргинские острова. У этой территории имеются границы. Но управляется она королевой. Получается, независимость страны от других государств отсутствует. У нее есть сюзерен, полновластный хозяин. Государство же характеризуется следующими признаками:

  • наличие власти, выступающей от имени народа (публичной);
  • издание законодательных актов, регулирующих жизнь общества;
  • экономическая независимость;
  • символика и единый официальный язык.

Суверенитет

Выясняя, чем государство отличается от страны, мы непременно столкнемся с вопросом самостоятельности. Ведь символика, экономика, как чиновничество и полиция, есть и в странах. Но они не принадлежат народу, не работают на реализацию чаяний и устремлений граждан. Получается, что основным признаком государства является независимость страны от других государств, недопустимость нарушения воли общества. А она выражается через плебисцит. Проще говоря, люди выбирают представителей, которые обязаны работать на реализацию их интересов. Либо данную функцию выполняет элита, занимающая решающую роль по факту рождения. Однако любой выразитель воли народа не допускает вмешательства извне в дела государства. Кстати, кто принимает решения, зависит от политического строя. Выделяют два основных. О них подробнее.

Формы государственного устройства

История нам демонстрирует, что власть в России до революции и после была устроена различными способами. В Великобритании она сконцентрирована в руках королевы, в США – разделена между президентом и парламентом. Существуют страны, в которых глава государства выполняет лишь представительские функции, а серьезные решения принимает выборный орган. Бывает и наоборот. К примеру, в РФ большая часть власти сконцентрирована в руках президента. А в Германии человек, занимающий аналогичный пост, только иностранных гостей принимает и в других публичных мероприятиях участвует. Решения принимает канцлер. Формы государственного правления таковы:

  • монархия (единовластие);
  • республика (народовластие).

В первом случае руководит обществом один человек, который получает это право по наследству (в основном). В республике же власть принадлежит народу, который делегирует ее своим представителям путем плебисцита.

Заключение

В современном мире разница понятий становится все сложнее. Некоторые специалисты говорят, что нет практического смысла в том, чем отличается понятие страна от государства. Ведь над многими территориями власть получают огромные корпорации. Они отбирают суверенитет потихоньку, пользуясь в основном экономическими инструментами. Сами посудите, о какой самостоятельности может идти речь, если государство должно больше, чем зарабатывает за год. А таковых в мире много. По пальцам можно перечислить державы, чей суверенный долг значительно меньше ВВП. Поэтому мировая политика настолько сложна.