Федеральный закон о гоз 275 фз. Гособоронзаказ

Осенью прошлого года в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» внесены поправки, которые до сих пор вызывают множество вопросов (порой - недоумение) у поставщиков. Об ошибках и провалах 275-ФЗ пресс-службе BiCo рассказала ведущий научный сотрудник, заведующая кафедрой частноправовых дисциплин Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, доктор юридических наук Ольга Беляева.

Ольга Александровна, давайте для начала охарактеризуем гособоронзаказ, потому что многие поставщики до сих пор думают, что это исключительно танки и пушки. Например, пуговицы и нитки также закупаются в рамках ГОЗ?

Понятие гособоронзаказа является довольно широким. Например, совсем недавно я столкнулась на практике с такой ситуацией, когда текущий ремонт, уборка, охрана тоже были признаны гособоронзаказом, включены в него. Вообще ГОЗ - это довольно широкая система. Та же еда для солдат - это тоже ГОЗ. Поэтому он не сводится исключительно к вооружению и военной технике. Но вообще ГОЗ - это закупки для нужд армии. В настоящее время заказчик в рамках ГОЗ у нас один - Министерство обороны Российской Федерации.

- В чём главная суть ГОЗ: каковы основные отличия 275-ФЗ от других законов , регулирующих тендерный рынок? Есть ли какие-то принципиальные моменты, которые нужно учитывать поставщикам?

Я полагаю, что на сегодняшний день принципиальное отличие гособоронзаказа от других законов - это введение жесточайших условий банковского сопровождения. Именно это я считаю самым главным отличием. Сам по себе гособоронзаказ - это неконкурентная среда. Вот это надо понимать чётко. То есть если мы говорим, допустим, о рынке продуктов питания или лекарственном рынке - это конкурентный рынок, он очень насыщенный. А гособоронзаказ - он по существу своему не такой. Во-первых, заказчик по большому счёту один у нас на всю страну и, соответственно, именно он определяет правила игры. Но, как Вы понимаете, у нас немного производителей, например, бронетранспортёров, поэтому рынок этот неконкурентный. В основном, гособоронзаказ - это единственные поставщики, то есть это не тендерная закупка, а именно прямая закупка. Я бы сказала, что это особая характеристика ГОЗ, а законодательное основное отличие - это жесточайшее банковское сопровождение. Оно, конечно, выросло из контрактной системы: понятно, что его не с нуля придумали. Но если сравнить с тем, что предусмотрено в контрактной системе, то нормы, предусмотренные в ГОЗ, - это совершенно разные типы банковского сопровождения.

- Почему понадобился отдельный закон для регулирования в этой сфере? Нельзя ли было уложить всё в рамки того же 44-ФЗ ?

Во-первых, это традиционное специальное регулирование: ныне действующий закон не первый, который посвящён ГОЗ. Я хотела бы подчеркнуть, что сам закон о контрактной системе предусматривает, что он действует на ГОЗ только в части, не противоречащей специальному закону. То есть закон о ГОЗ гармонично встроен в эту систему, потому что нужно понимать, что 44-ФЗ не может охватывать всё (да и не охватывает). Наше законодательство действует в системе: есть Конституция, Гражданский кодекс… Есть закон о контрактной системе, а дальше уже - определённая специфика. Закон о гособоронзаказе применяется как специальный закон перед общими. Это вполне логично, так как речь идёт о безопасности и обороноспособности государства - здесь нельзя обойтись общими нормами. Иными словами, 275-ФЗ как бы конкретизирует некоторые аспекты 44-ФЗ.

В прошлом году ГОЗ выполнен не на 100%. Как думаете, что мешает выполнять его в полном объёме? Может, дело в несовершенствах законодательства?

Чтобы дать комплексный ответ, что конкретно мешает выполнять ГОЗ в полном объёме, нужно говорить и о макро-, и о микроэкономических причинах, и об общей ситуации на рынке. Я же могу дать ответ только как юрист. Да, законодательство несовершенно. Законодательство у нас очень нестабильное: постоянно вносится какое-то сумасшедшее количество поправок в законы, 275-ФЗ - не исключение. Несовершенства имеют место быть. Но нужно понимать, что не законодатели являются инициаторами поправок в законодательство. Инициаторами могут быть и все участники ГОЗ, и Министерство обороны. Насколько я знаю, сейчас разрабатывается очередной пакет поправок в закон о ГОЗ, который направлен на оптимизацию его норм. Будем надеяться, что хотя бы некоторые законодательные препоны исчезнут, потому что, ещё раз повторю, мне сложно судить, в чём заключаются конкретные причины неисполнения ГОЗ, потому что это могут быть и действия головных исполнителей, и заказчика, и общие макроэкономические причины. С точки зрения законодательства здесь есть, над чем работать.

С сентября 2015 года вступили в силу масштабные поправки в законодательство по ГОЗ. В чём их суть? Что принципиально изменилось в ГОЗ с их внесением?

Начну с того, что в прошлом году 275-ФЗ был очень серьезно модернизирован. Причем особенность заключалась в том, что поправкам, внесённым в закон о ГОЗ, была придана обратная сила. Это нонсенс для современного законодательства, потому что, как известно, закон обратной силы не имеет. Если только иное не сказано в самом законе.

Произошло следующее. Контракты в рамках ГОЗ длительные: это не один год, есть контракты пятилетние, есть ещё больше. Например, трёхлетний контракт на ГОЗ - это абсолютно нормальная ситуация в отличие от обычных контрактов по 44-ФЗ, где в 95% случаев 25 декабря бюджетные ножницы отрезают деньги, соответственно, и контракты, в основном, небольшие по срокам.

Поправки начали действовать с 1 сентября 2015 года. Казалось бы: если у тебя уже заключён государственный контракт на оборонку, то ты можешь его спокойно заканчивать, а новые контракты уже заключать по новым правилам. Нет! Было предусмотрено, что новый закон будет применяться и к тем контрактам, которые были заключены ранее. То есть новые правила вклинивается в уже действующие отношения и их совершенно серьёзным образом меняют. Не говоря уже о том, что новые госконтракты должны заключаться по новым правилам с учётом поправок в закон о ГОЗ.

Поправки эти мне лично напоминают деятельность уважаемых правоохранительных органов: такое ощущение, что всё, что на данный момент придумано для ГОЗ, - это отголоски тех злоупотреблений, которые расследовались и СК, и Росфиннадзором при строительстве всем известных нам объектов. То, что предусмотрено в законе сейчас, по сути говоря, облегчает работу уважаемых следователей - только и всего.

Итак, какой смысл этих поправок? Существует понятие «кооперация головного исполнителя». Головные исполнители - это, в основном, все единственные поставщики, это наши оборонные предприятия. Каждому государственному контракту, который заключается с головным исполнителем, присваивается идентификатор - специальный номер. Далее у головного исполнителя есть исполнитель, у исполнителя - другой исполнитель: то есть получается некий субподряд, цепочка. Но при этом в законе не прописана глубина кооперации, её конец. Так, если начинать с Минобороны, с заказчика, то получается, например, четыре звена, а если с головного исполнителя - уже три. Но парадокс заключается в том, что как бы мы ни читали закон, знаете, кто получается главным сейчас в ГОЗ? Банк, в котором открыт счёт: как банк истолкует закон, так оно и будет. А банки наши в настоящее время толкуют закон таким образом, что кооперация головного исполнителя является бесконечной.

На практике существует много недопониманий на этот счёт. Например, я строю бронетранспортёр - где заканчивается моя кооперация? Один коллега мне ответил, что кончается она в шахте, где руду добывали. А я ему предложила: может, она заканчивается в горном университете, где учили геолога, который нашёл эту руду? Чёткого обоснования в законе нет, поэтому абсурдность ситуации сегодня достигает апофеоза. Потому что получается, что если ты заключил государственный контракт, то все сделки вспомогательного значения, которые ты заключаешь, должен тоже присовокупить к этому государственному контракту. Каким образом: накануне заключения сделки нужно сообщить идентификатор своему контрагенту, а тот дальше по цепочке будет сообщать его всем остальным. Если кто-то, например, продает нитки, то должен понимать, что и он где-то когда-то со своим небольшим договором может вклиниться в ГОЗ. У меня недавно был замечательный случай. Есть обычная фирма, которая занимается техобслуживанием зданий: подкрасить, подмазать, подчистить и т.д. У любой организации, имеющей на балансе здание, всегда есть такая вот фирма, которая по договору занимается техобслуживанием. Эта фирма обслуживает один научный институт, у которого целый комплекс зданий. Всё честно: компания выигрывает аукционы на техобслуживание. Этот научный институт разрабатывает приборы для ГОЗ. И поскольку деньги у него по контракту на оборонку идут теперь по новому закону (ему дают идентификатор, все расчёты только с отдельного счёта, через уполномоченный банк), он всем, кому надо платить, сообщил этот идентификатор, в том числе и фирме, занимающейся обслуживанием его зданий. У института других денег нет: он их получает по ГОЗ, соответственно, тратить на другие услуги он будет тоже эти деньги. Вот так фирма по техобслуживанию попала в гособоронзаказ.

Вхождение в цепочку ГОЗ несёт другое очень тяжёлое последствие: если тебе сообщили идентификатор, то вместе с ним тебе ещё сообщат, что ты должен открыть отдельный счёт в конкретном банке. Вот тут начинается самое интересное. Когда мы первый раз общались с коллегами в рамках конференции по ГОЗ, мы пришли к выводу, что получить деньги на отдельный счёт легко, а вот снять их с отдельного счёта - это самое сложное. Государство сейчас создало такую систему, что деньги, выделенные на оборонку, как бы зависают, остаются на этом отдельном счёте.

В настоящее время у нас 9 уполномоченных банков по ГОЗ на всю страну. Притом, что всего в РФ зарегистрировано около 700 банков! Я бы хотела отметить, что ещё в прошлом году было очень много обращений в Минобороны не только от поставщиков, но и от Ассоциации российских банков, которая просила расширить количество кредитно-финансовых учреждений, так как 9 банков - это очень мало. Но Минобороны не нашло никаких весомых причин для этого, поэтому банков по-прежнему только 9. Как попадали банки в этот список? Одни соответствуют требованиям, которые установлены законом. Другие были назначены специальным распоряжением Правительства РФ. Итак, в рамках ГОЗ контракты могут сопровождать следующие банки: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Банк Москвы, Россельхозбанк, «Российский капитал», Банк «Россия», Новикомбанк и ВЭБ.

Когда вам сообщают идентификатор, вам сообщают и банк, в котором открыт счёт. И тут начинается самое сложное. Закон гласит, что каждый участник кооперации открывает отдельный счёт в уполномоченном банке. Идентификатор создаёт заказчик, потом сообщает его головному исполнителю. Головной исполнитель выбирает банк, открывает в нём отдельный счёт. Все остальные, кто попадет в эту кооперацию, уже не имеют права выбирать: им сообщается конкретный банк, в котором они открывают счета. Это приводит иногда к каким-то комичным ситуациям. Например, случай из практики. Исполнитель находится в Крыму. Там есть только один уполномоченный банк из списка - «Россия». Исполнителю сообщают, что отдельный счёт нужно открыть в ВТБ. Всё, без вариантов: нужно ехать в другой регион, чтобы открыть счёт.

Есть ещё одна, скажем так, «обманка» в законе: там сказано, что банковское сопровождение банк осуществляет безвозмездно. Но банковское сопровождение как вид деятельности - это контроль, когда банк не просто выполняет платёжные поручения своего клиента, но и проверяет соответствие документов, верность идентификатора и т. д. Помимо этого существует ещё такое понятие, как расчётно-кассовое обслуживание. Отдельный счёт - тоже счёт. А договор банковского счёта у нас не бесплатный. Банк за то, что он зачисляет и перечисляет деньги своего клиента, имеет право на вознаграждение. Поэтому контроль по закону осуществляется бесплатно, а на всё остальное существуют тарифы.

Сейчас происходит следующее: компании-участники рынка быстро сориентировались - теперь у них два прайса. Один - просто для продажи товаров или услуг, второй прайс - если у покупателя имеется идентификатор. С точки зрения законов рынка это вполне нормально: там, где больше накладных расходов, там и цена выше. И с точки зрения законодательства в этом нет никаких противоречий.

Существуют также ограничения на открытие банковских счетов. Например, предусмотренные налоговым законодательством или законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Есть некоторые ситуации, при которых банк при обращении клиента может отказать в открытии счёта, ссылаясь при этом на другое законодательство, не на 275-ФЗ. На практике мне известны такие случаи, когда компания, являющаяся то ли третьей, то ли четвёртой в кооперации, подаёт документы, например, в Сбербанк, а ей отказывают в открытии счёта. Всё, патовая ситуация! Скажу честно: даже не знаю, как быть при этом.

Всё это ещё раз демонстрирует, что закон и поправки, вступившие в силу, до сих пор несовершенны. Страна большая - банков мало, можно легко оказаться один на один со своей бедой в том же Крыму, например, где нет необходимого банка. Или если тебе отказывают в открытии счёта по каким-то причинам. Например, по закону о противодействии отмыванию доходов нужно раскрывать бенефициарных владельцев, но вы по каким-то причинам забыли это сделать. Или же счёт на картотеке стоит, и банк отказывает в открытии другого счёта. При этом нет толковых разъяснений от Минобороны. Вернее, сами разъяснения есть, но понять в них что-то крайне сложно даже мне, как профессионалу. И это плохо.

Если существуют такие сложности с отдельным счётом, то может ли исполнитель рассчитываться с контрагентами, например, из собственных средств?

В законе чётко сказано: все расчёты можно вести только с отдельного счёта. Поставщики заблуждаются, если думают, что смогут расплатиться с контрагентами своими деньгами и будут сидеть и ждать, когда закончится головной контракт, и они смогут получить деньги. Из закона абсолютно не следует, что ты имеешь право в кооперации рассчитываться своими деньгами. Это ещё одна патовая ситуация: деньги есть, я готов платить, а закон предусматривает расчёты только с отдельных счетов. И все эти счета для каждого участника кооперации должны быть в одном и том же банке, который выбрал головной исполнитель.

Многие поставщики нередко задаются вопросом: «Что предпринять, чтобы по госконтракту, который закроется только в 2018 году, получить деньги сейчас?» Этими деньгами можно очень просто закрывать все свои потребности - я называю это «цедить счёт». С этого счёта можно платить зарплату, делать отчисления в пенсионный фонд, ФОМС, платить налоги, можно забрать деньги как согласованный размер прибыли, опережающий запас, расплачиваться по всем тарифным договорам. Можно в том же банке перевести деньги с этого счёта в депозит, чтобы шли проценты. Можно взять в том же банке кредит и погашать тело кредита с этого отдельного счёта. Напрашивается вопрос: а зачем вообще была придумана вся эта система с отдельными счетами? Непонятно. Я считаю, что эта система по 275-ФЗ себя не оправдывает. Лично мне больше нравится система, прописанная в 44-ФЗ, где на банки тоже возложена контрольная функция, также открывается отдельный счёт, но в этом ничего страшного нет, поскольку не создаются препоны в использовании этого счета.

Ещё одна проблема - это расчёты с нерезидентами. С ними можно рассчитываться при одном условии: список нерезидентов, которые будут входить в кооперацию, головной исполнитель должен согласовать с Министерством обороны на уровне замминистра. После подписи список нужно направить в уполномоченный банк. Но это мертвая норма. Отдельный счёт рублевый, заплатить нерезиденту можно только валютой, для чего проводится операция конвертации, а в законе сказано, что покупать валюту с отдельного счёта нельзя. Так что заплатить иностранному поставщику участник кооперации не имеет права.

А сложно ли вообще поставщику (помимо случайного попадания) войти в цепочку ГОЗ? Нужны ли преференции малому и среднему бизнесу в этой системе?

А в качестве кого и на какой уровень цепочки? Если на 25, то несложно: можно попасть опять же случайно, как упомянутая мною ранее фирма по техобслуживанию. На 1 уровень цепочки, конечно, не попадёшь: головные исполнители - это «окологосударственные» крупные структуры, никто просто так гособоронзаказы, естественно, не раздаёт. До вступления в силу поправок были ситуации, когда фирма просто могла не знать, что входит в цепочку ГОЗ. Это сейчас все должны друг друга информировать и сообщать идентификатор.

Нужно ли малому и среднему предпринимательству участие в ГОЗ? Почему бы и нет? Это тоже занятость, деньги. Другой момент: нужно ли вообще законодателю оказывать поддержку МСП в ГОЗ? Я считаю, что нет. Есть масса других мер поддержки малого и среднего бизнеса. Если поставщик всё же хочет войти в ГОЗ, то нужно знать, кто заказ исполняет, чтобы обратиться к этому хозяйствующему субъекту с предложением своих услуг или продукции. Причём информация о цепочке кооперации является закрытой: в свободном доступе найти её невозможно, это знает только головной исполнитель и Минобороны. Поддерживать МСП в ГОЗ смысла нет: есть другие меры его поддержки. Это моё мнение.

- Возможен и нужен ли в ГОЗ некий общественный контроль?

Сам по себе общественный контроль нужен как субсидиарный инструмент. Если государство не может справиться со своими надзорными и контрольными функциями, то нужен общественный контроль. Но пока то, что я вижу в общественном контроле в той же контрактной системе, заставляет только за голову хвататься. Это катастрофический непрофессионализм, на который стали почему-то реагировать наши регуляторы. Как правило, всё основано на незнании, на каких-то популистских высказываниях.

Что могут эти люди проконтролировать в том же ГОЗ? Например, Росатом строит атомный ледокол. Он стоит n-ное количество миллиардов рублей. И вот какие-нибудь девочки или мальчики, которые являются активистами-контролёрами, поставят вопрос о том, нужен ли стране этот ледокол? Или он должен стоить на миллиард дешевле? Или давайте проведём общественные слушания - вдруг это лишние траты на ГОЗ? Контроль не должны осуществлять случайные люди. Сам по себе общественный контроль нужен, так как это восполнение тех функций, которые не может выполнить государство, но на практике пока я наблюдаю критический непрофессионализм активистов. Явление, которое, по сути, должно нести благо, пока является бессмысленным.

- Нет ли у Вас, как эксперта, ощущения, что поправки к 275-ФЗ писались «на коленке», второпях?

Основная ошибка, причём провальная с точки зрения законодательства, нового подхода в ГОЗ заключается в том, что закон обязывает участников кооперации ко многим моментам. А в основе отношений лежит договор! А договор у нас свободный: заставить кого-то заключить его или открыть отдельный счёт в принципе невозможно. Обязаны выполнять ГОЗ только единственные поставщики российского вооружения и военной техники. Они должны заключать договор под страхом наложения административного наказания. Все остальные делать это не обязаны. Бывает, что овчинка выделки не стоит для поставщика, например, ниток. Зачем ему открывать отдельный счёт, заниматься всей этой волокитой - проще отказаться. Я считаю, это провал системы, потому что никто не учёл, что это не армия, здесь в основе лежат договорные и свободные отношения. Поставщикам дешевле отказаться, чем соблюдать все требования закона.

Франшиза: что в имени тебе моём?
02.06.2016

Существует множество способов и возможностей начать свой бизнес, однако сегодня всё большую популярность приобретают франшизы. Вся правда о них - в статье.

Аналитика – инновационная технология будущего
28.11.2014

В октябре 2014 года ГК BiCo запустила уникальный для тендерной отрасли проект «Аналитика». Он стал технологическим прорывом на рынке. Как новый сервис работает и чем он может помочь участнику тендеров, рассказывает генеральный директор ГК BiCo Алексей Орищенко.

Действующий сегодня федеральный закон (ФЗ) 275 о государственном оборонном заказе (ГОЗ) вместе с многочисленными последними изменениями призван усовершенствовать процессы в сфере, также он выполняет обеспечение данной системы эффективным государственным контролем. Указанный основной правовой документ отрасли является реакцией законодателей на ряд выявленных недостатков в отрасли (по аналогии с , рассматривающим вопрос аудиторской деятельности).

ФЗ 275 о государственном оборонном заказе

Этот российский нормативный акт действует с декабря 2012 г. (тот же декабрь является моментом, когда Дума приняла его). Дата вступления в силу последней редакции — июль 2017 г.

Федеральный закон 275 изменения 2018

Законодательный орган РФ в последнее время существенно модернизирует этот отдельный акт, то есть внесение новшеств происходит массово, применение свежей версии должно было начаться в мае 2017 г. Но из-за того, что был не затронут какой-то важный вопрос регулирующий контроль, то новый текст отправлен на доработку — так говорят новости из Думы, выполнение изменений будет закон закончено в ближайшие месяцы. Датой вступления изменений в силу называют июль 2017 года.

Практически все прошлогодние новшества, а также планируемые нововведения этого года касаются контроля за исполнением заказов, то есть исполнение положений ФЗ должно стать более точным, прозрачным.

Также читайте основные положения статьи 158 УК РФ часть 4

Комментарии к 275 ФЗ о государственном оборонном заказе с последними изменениями 2018

Ввиду существенных сложностей в исполнении документа больше поможет опытный консультант, его плюс в том, что он сможет объяснить практику применения акта, а также разъяснит сложные вопросы, что не может сделать неидеальное методологическое обеспечение со стороны Минобороны.

Настоящий Федеральный Закон значительно усовершенствовал порядок формирования ГОЗ, также ряд положений рассказывают, как происходит размещение, выполнение. Получить заказ будущий исполнитель может только через торги. Прописано правило, которое раскрывает принцип определения цены при торгах и, когда потенциальное предприятие-поставщик единственное. Сказано, что Правительство РФ может изменить цену контракта. Деньги, которое перечисляет заказчик могут тратиться только на выполнениеГОЗ.

Чтобы избежать какой-либо проблемы с не целевым использованием средств, каждому исполнителю открывают спецсчета, то есть деньги могут находиться только на них, исключения не делаются и для бюджетных организаций. Прибыль может находиться, где угодно. Документ устанавливает все положения, например, что такое контракт ГОЗ, прочие.

Перечень уполномоченных банков по 275 ФЗ о государственном оборонном заказе

Самостоятельное положение ФЗ разрешает банковский вопрос, то есть там сказано, что при работе сГОЗ можно пользоваться услугами финансовых учреждений, соответствующих критериям, то есть по платежеспособности, достаточности капитала, причем Банк России (ЦБ) должен предоставить, что банк имеет не меньше 100 млрд рублей. Также учреждение должно иметь лицензию, которая свидетельствует, что в организации смогут хранить секретность, если используемая информация не для всех. Кроме того, когда надо, то финансистами должна предоставляться банковская гарантия, а еще такое учреждение должно выполнять надзор за перемещением средств, которые попали на специальный счет. Ними должны проводиться консультации, сопровождение сделок (бесплатное).

Ввиду того, что такой список требований отсеивает большинство желающих учреждений, то перечень уполномоченных банков короткий, там есть Сбербанк, ВТБ, ВЭБ и еще несколько менее известных организаций.

Как работать в соответствии с 275 ФЗ государственном оборонном заказе

Чтобы, какая-либо организация имеющая промышленный потенциал получила заказ, нужно участвовать в торгах, выиграть их, получив об этом уведомление, затем открыть спецсчет, получить на них деньги от заказчика, использование которых обеспечит выполнение обязательств. Также нужно знать, что регулирование выполнения ГОЗ подразумевает предоставления ряда документов при выполнении каждой операции с деньгами.

Поскольку победа в тендере, реализация заказа во многом зависят от того, как предприятие изучит законодательство в данной сложной сфере, то лучше пройти обучение, которым может быть семинар, часто он проводится в разных крупных городах, причем это не только Москва, СПБ, например, в начале лета 2016 г. он пройдет в Сочи, также есть курсы по ГОЗ, особенность их в том, что они не только помогут изучить закон, но и дадут навыки определять заранее «подводные камни», а их здесь много, что поможет вызывать меньше авралов, стрессов, так как схема по которой выполняется работа станет понятней.

Закон о государственном оборонном заказе по отношению к закону № 44-ФЗ является специальным и устанавливает особенности формирования, размещения и выполнения государственного оборонзаказа. В статье мы кратко изложили все, что нужно знать о 275-ФЗ о гособоронзаказе, а также об изменениях 2019 года.

Из статьи вы узнаете:

ГОЗ. 275-ФЗ. Танки и самолеты?

Регулируется оборонный заказ Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ. Когда вступил в силу этот закон? За год до вступления в силу ФЗ-44. Если последний вступил в силу 1 января 2014 года, то Закон о ГОЗ – 1 января 2013 года.

Гособоронзаказ, главный заказчик которого Министерство обороны РФ, это закупка товаров, работ, услуг для обороны и безопасности России. Об этом говорится в п. 1 ст. 3 ФЗ-275. Но это не только закупка вооружения и техники. Это любая закупка для армии страны. Например, картофель или другая еда для солдат.

Госзаказчиком в рамках гособоронзаказа может выступать не только Минобороны, но и госкорпорации «Роскосмос» и «Росатом». Закупка по 275-ФЗ реализуется по нормам ФЗ-44, но с учетом требований ФЗ-275. То есть нормы ФЗ-275 являются специальными по отношению к ФЗ-44 и, соответственно, обладают приоритетом над общими нормами Закона о контрактной системе.

Порядок формирования, утверждения и размещения гособоронзаказа устанавливается ст. 4, 5, 6 ФЗ-275. Подробнее же о том, как разработать ГОЗ и его основные показатели (на основании которых и формируется ГОЗ), прописано в ПП РФ № 1255 от 26.12.2013.

ФЗ-275: отдельный счет

Одно из главных отличий Закона о гособоронзаказе от Закона о контрактной системе – наличие жесткого банковского сопровождения по ГОЗ. По этим правилам для каждого головного исполнителя, исполнителя обязательно выбрать банк для банковского сопровождения.

Сделано это с одной целью – отслеживание денежных средств с целью исключения возможности их нецелевого расходования. Иными словами, каждая сторона ГОЗ (заказчик, головной исполнитель, исполнитель) обязана открыть в уполномоченном банке отдельный счет. Все взаиморасчеты между сторонами ГОЗ проходят в этом банке. Те деньги, которые поступают от государственного заказчика – целевые. Они направлены на конкретные затраты конкретного оборонзаказа. Если деньги уйдут в «другую сторону», это будет признано нарушением. После того как контракт будет исполнен, этот счет закрывается.

Уполномоченные банки по 275-ФЗ

В 2017 году список таких банков еще размещался на сайте ЦБ РФ. Но в декабре 2017 года ЦБ из открытого доступа убрал этот список, который обновлял до этого ежемесячно. Решение о скрытие перечня уполномоченных банков – это мера, принятая в связи введенными на тот момент санкциями против России. Иными словами – это попытка защитить их бизнес. Кроме того, европейские банки, рассматривая российские банки как потенциальных контрагентов, учитывают, среди прочего, работают ли они с гособоронзаказом. Поэтому вопрос конфиденциальности данного вопроса понятен и логичен.

Что нужно для работы: основные обязанности исполнителя

Обязанности исполнителя раскрывает ст. 8 ФЗ-275. Основной момент этой статьи – использование для расчетов отдельного счета, о чем отчасти уже было отмечено выше. То есть исполнитель и сам использует спецсчет для расчетов и обязывает это делать своих контрагентов.

К обязанностям исполнителя относят также раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту. В этом случае исполнителям нужно будет подтвердить сам факт наличия такого учета.

Кроме того, по запросу госзаказчика, головного исполнителя или органа финмониторинга, равно как и от своего контрагента или же уполномоченного банка исполнитель обязан предоставить информацию о каждом своем контрагенте, которого он привлек для исполнения контракта. Срок предоставления этой информации – 5 рабочих дней с даты получения запроса.

Екатерина Суханова , эксперт-практик в области госзаказа, гособоронзаказа и закупок для нужд отдельных видов юридических лиц

Екатерина Суханова рассказывает, что такое кооперация и как ее формируют, какие функции и какие риски лежат на головном исполнителе, как избежать ошибок. Смотрите правила, по которым описывать объект закупки по ГОЗ и формировать цену. Из вебинара узнаете, когда необходимо банковское и казначейское сопровождение контракта.

Статья 8.3. Режим использования отдельного счета

Как уже стало понятно, для каждого контракта по гособоронзаказу открывается отдельный счет. Деньги с этого счета можно направлять только на цели, которые прямо указаны в контракте. При этом вывести деньги со спецсчета 275-ФЗ на обычный расчетный счет возможно лишь после исполнения контракта. В том числе, если в рамках госконтракта несколько различных спецификаций, то прибыль получить можно лишь после исполнения всего контракта, а не его отдельной спецификации.

Для того, чтобы перечислить деньги на свой счет, исполнитель должен предоставить в банк документы:

  • контракт с допсоглашениями;
  • акт приема-передачи товара или акт выполненных работ (оказанных услуг);
  • документы, которые подтвердят, что исполнитель понес из собственных средств расходы на исполнение контракта по ГОЗ;
  • иные документы, перечень которых устанавливает банк, в котором открыт отдельный счет.

При этом списание денег с отдельного счета возможно лишь при указании в ИГК (идентификатора государственного контракта) в распоряжении. В п. 2 ч. 1 ст. 8.3 определен перечень случаев, когда можно выводить деньги со спецсчета помимо случая получения прибыли. Например, в случае уплаты налогов и сборов. Статьями 8.4 и 8.6 определены перечень операций, которые нельзя проводить по отдельному счету и основания для приостановления операций по отдельному счету.

Регулирование цен на государственном уровне по ГОЗ

Методы госрегулирования цен установлены ст. 10 ФЗ-275. В их числе:

  • формирование списка товаров с регулируемыми ценами (распоряжение правительства РФ №976-р от 14.06.2013);
  • утверждение правил определения НМЦК, цены контракта;
  • формирование методических рекомендаций по определению по расчету цен;
  • иные методы по ст. 10 Закона о ГОЗ.

Касаемо регулирования цен на продукцию по ГОЗ, главным документом является ПП РФ №1465 от 02.12.2017.

Порядок расчета НМЦК обязаны применять не только заказчики, но и головной исполнитель, исполнители ГОЗ. Правила делят на две категории. В рамках первой категории определяют НМЦК на поставку конкурентной продукции, в рамках второй – рассчитывают цену контракта с едпоставщиком. Читайте, как определить и обосновать НМЦК по каждой из категорий.

Закон о гособоронзаказе (ГОЗ) вместе с изменениями является одним из самых сложных в исполнении, то есть у участников постоянно возникают проблемы использования положений и никакие сопутствующие комментарии, разъяснения зачастую не помогают. Исполнитель вынужден постоянно решать различные вопросы, процедуру которых законодательство не прописало, к тому же Минобороны традиционно никогда не спешит давать разъяснения, ответы при возникновении сложности, также часто выполнение какой-либо процедуры согласно документа является трудным процессом. Но поскольку эта сфера получает каждый пятый бюджетный рубль, то желающих мириться с трудностями, противоречиями немало.

275 ФЗ о государственном оборонном заказе,

Дата принятия ФЗ о государственном оборотном заказе значится, как декабрь 2012 года. А последняя редакция закона действует с июля 2015 г.

Этот законодательный акт установил общие правила, которые указывают, как происходит формирование ГОЗ, дальнейший порядок размещения, выполнения. Закон определил основные понятия, например, что такое контракт, договор (которых может быть несколько на каждый контракт), ввел спецсчета, идентификаторы, сопровождение сделки, прочее, прописан каждый основной вопрос: что такое кооперация в сфере, как происходят расчеты и тд.

Как обойти ФЗ 275 о государственном оборотном заказе?

Казалось бы, вопрос, как обойти данный ФЗ особенно такой, как государственный оборотный заказ неуместный, но недостатки закона и недоработки имеющиеся даже в последней редакции позволяют это делать на законных основаниях.

Например, данный ФЗ регулирует отношения с кооперацией только нескольких первых волн, про остальных забыли. То есть головное предприятие, его поставщики и «поставщики поставщиков» будут подконтрольные, все остальные — нет, этим часто пользуются для блага Родины и своего личного кошелька.

Наказание за нарушение закона о государтсвенном оборотном заказе

Зная особенности Федерального закона № 275 можно снизить вероятность возникновения недопонимания в области формирования государственных заказов в сфере обороны, а также при заключении соответствующего договора.

Закон о государственном оборонном заказе считается специальным по отношению к ФЗ-44, поскольку именно в нем указаны правила формирования, размещения и выполнения государственного оборонного заказа. Именно по этой причине целесообразно рассмотреть подробней Закон № 275-ФЗ.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Основные положения норматива

Изначально необходимо знать, что под государственным оборонным заказом подразумевается реализация поставленной задачи в вопросе:

  • поставок;
  • исполнения обязанностей по выполнению работ;
  • предоставления конкретных услуг в сфере обеспечения безопасности страны;
  • поставки различного военно-технического сотрудничества с иными государствами.

в нынешнем году регулирует такие основные сферы, как:

Формирование Статья 5 Закона указывает на месячный период после утверждения Президентом России бюджета федерального уровня
Публикация 6 статья указывает на то, что Правительство России оставляет за собой право установить срок размещения гособоронзаказа
Исполнение В данном случае речь идет непосредственно о правах и обязанностях, которыми наделены стороны сделки
Наблюдение и контроль 15 статья Закона предусматривает возможность привлечения к дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в частности, непосредственно для виновных в нарушениях норм ГОЗ

Согласно с нормами Закона, сторонами-участниками оборонного заказа являются:

  • заказчик;
  • головной исполнитель, которым может выступать юридическое лицо, сформированное в четком соответствии с требованиями российского законодательства и подписавшее соответствующий контракт;
  • исполнитель, в роли которого может выступать лицо, взявшее на себя ответственность по исполнению гособоронзаказа и подписавшее контракт уже с головным исполнителем.

Стороны должны быть указаны в тексте соглашения. Обращая внимание на указанные особенности можно существенно снизить вероятность возникновения различного недопонимания.

Какие существуют подводные камни

Необходимо помнить, что создание государственного оборонного заказа основывается на:

  • военной доктрине России;
  • установленных обоснованных планов развития вооруженных сил;
  • разработанных целевых программ в сфере обороны государства и так далее.

В состав оборонного заказа может быть включено:

  • многочисленные работы в вопросе разработки нового технического вооружения, в том числе и во время модернизации;
  • поставки оружия и различной военной техники в качестве комплектующих к ним;
  • предоставление качественных квалифицированных услуг по ремонту и модернизации оружия и уже имеющейся на вооружение техники;
  • работы, которые направлены на уничтожение химического оружия;
  • строительство, реконструкция и дальнейшая утилизация имеющихся военных объектов и так далее.

Одновременно с этим нужно обращать внимание на то, что подробный порядок и правила разработки государственного оборонного заказа закреплены за Постановлением Правительства России № 1255 от декабря 2013 года.

Уже созданный заказ подлежит обязательному утверждению Правительством России в течении 30 календарных дней после утверждения госбюджета.

Государственные закупки в сфере оборонного заказа осуществляются в четком соответствии с правилами Закона № 44, беря во внимание такие немаловажные положения, как:

Во время размещения конкретного государственного оборонного заказа на производство (изготовление) Модернизацию и возможную ликвидацию вооружения, по отношению к которому будет осуществляться соответствующее банковское сопровождение, причем обеспечение исполнения работ по подписанному государственному контракту не требуется
Документы относительно закупки Должны включать в себя полное наименование и товарные знаки в частности конкретного вооружения
Подписание государственного контракта непосредственно по гособоронзаказу Является обязательным для единственных поставщиков, установленного нормами России при условии, что подобное соглашение дает возможности гарантировать достаточный уровень дохода, на основании Постановления Правительства России № 208
Подписание соответствующего договора относится к обязательной процедуре Непосредственно для государственных унитарных компаний и иных уполномоченных юридических лиц, которые занимают лидирующие положения на рассматриваемом рынке, вследствие чего иные потенциально возможные исполнители не были установлены по завершению открытых торгов
Формирование шаблона и его дальнейшее подписание является обязательной процедурой для юридических лиц и компаний из иных форм собственности Которые в четком соответствии со статьей 14 Федерального закона № 275 занимают лидирующие позиции. При этом к единственному условию принятия решения об отказе относят технологические либо экономические основания
Период формирования заказа В рассматриваемом направлении определяется федеральной исполнительной властью

Необходимо также обращать пристальное внимание на то, что регулирование цен заказов в рассматриваемой области происходит с помощью:

Определения списка товаров по конкретному заказу На которые распространяются нормы регулирования. В четком соответствии с принятым Распоряжением исполнительной власти в лице Правительства в июне 2013 года, в него были включены не только самолеты, но и разные виды танков, средства связи, ракеты и многое другое
Утверждение отдельных правил расчета первоначальной стоимости договора Такое Положение устанавливается Правительством России № 407 от апреля 2015 года
Применение многочисленных видов цен
Учет в стоимости продукции Осуществление в пределах оборонного заказа расход, осуществляемых на основании его формирования и реализации
Регистрация стоимости Непосредственно при оборонном заказ
Иными способами Которые разработаны и закреплены нормами рассматриваемого Закона

Следует обращать внимание на то, что во время формирования заказа у уполномоченных поставщиков могут применяться такие разновидности цены, как:

Следует обращать внимание на возможность применения фиксированной суммы в иных ситуациях.
Последние внесенные изменения

Изначально нужно помнить, что последние поправки были внесены в сентябре 2017 года (последняя редакция), в частности:

Были добавлены сведения о том, что во время формирования заказа вооружения, военной и различной спецтехники А также ракет и космических аппаратов, нет необходимости в обеспечении соответствующим договором. Однако такое возможно при наличии банковского сопровождения
Была изменена, а точнее, конкретизирована обязанность заказчика отправлять в банк оповещение По факту исполнения обязанность на основании подписанного ранее соглашения
Повышен лимит суммы оплаты затрат до 5 миллионов рублей в месяц При условии использования отдельного расчетного счета в случае банковского сопровождения

Обращая внимание на указанные поправки можно исключить вероятность возникновения различного недоразумения.

Напоследок можно сказать — рассматриваемый законодательный акт играет немаловажную роль в вопросе формирования государственных заказов в сфере обороны.

Именно в нем подробно изложен порядок и правил подписания соглашений между заказчиком и исполнителем, а также иные немаловажные особенности.

Видео: о сложностях в работе с государственным оборонным заказом

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!