Методы исследования при гигиеническом нормировании. Основные методы гигиенических исследований Принципы гигиенического нормирования

1. Неспецифические (интегральные) методы исследования позволяют выявлять нарушения общего состояния организма. К ним относятся: определение функционального состояния ЦНС, массы тела животных, потребление кислорода, определение двигательной активности, состояние иммуно­биологической реактивности организма, функциональные нагрузки (плавание, ортостатические пробы и др.) и т.п.

2. Специфические методы исследования дают возможность выявлять действие, специфичное для конкретного химического, физического или биологического фактора (бензол - процессы кроветворения, свинец -порфириновый обмен). Специальные методические приемы направлены на обнаружение раздражающего, аллергенного, бластомогенного, мутагенного, гонадотропного, эмбриотропного и других эффектов.

Принципы расчетных методов установления гигиенических нормативов в различных средах

В настоящее время широко используются расчетные методы и экспресс-эксперименты, которые основываются на взаимосвязи между химической структурой и биологической активностью вещества. Так устанавливают ориентировочные безопасные уровни воздействия химических веществ (ОБУВ). При расчетах учитывается химическая структура вещества, его физико-химические свойства, ПДК, установленные для других веществ близких по структуре к изучаемому, а также используются расчеты, базирующиеся на связях между параметрами токсичности веществ в краткосрочных опытах и ПДК этих веществ в других средах.

Зная из острых опытов время и дозу можно прогнозировать и хроническое действие.

Важно отметить, что выявление причинно-следственных связей между воздействием факторов окружающей среды и возможными изменениями состояния здоровья человека является одной из задач гигиенической диагностики.

Гигиеническая диагностика - это система мышления и действий, имеющих целью исследование состояния природной и социальной среды, здоровья человека (популяции) и установление зависимостей между состоянием среды и здоровьем. Одним из важнейших элементов методологии гигиенической диагностики является оценка риска.

Риск - вероятность развития эффекта у человека или группы людей, подвергавшихся определенному вредному воздействию. Определение такой вероятности в специфических условиях экспозиции называется «оценкой риска для здоровья человека».

Международная методология при оценке риска выделяет следующие этапы исследования:

1) идентификация опасности (вредности). То есть, выяснение того, какие факторы, при каких уровнях и путях воздействия, из каких сред могут вызвать неблагоприятные последствия для здоровья человека, а также насколько правдоподобна и подтверждена связь между фактором и заболеванием;

2) оценка экспозиции (характеристика источников загрязнения, маршрутов движения загрязняющих веществ от источника к человеку, пути и точки воздействия, уровни экспозиции и др.). Цель этапа - определение доз и экспозиций, воздействовавших в прошлом, настоящем и возможно в дальнейшем, установление уровней экспозиции для популяции в целом и ее отдельных субпопуляций, включая сверхчувствительные группы;

3) установление зависимости «доза - ответ» - выявление связи между состоянием здоровья и уровнями экспозиции. Такой анализ проводится раздельно для канцерогенов и веществ, не оказывающих канцерогенного действия;

4) характеристика риска - анализ всех полученных данных, расчетов рисков для популяции и ее отдельных подгрупп, сравнение рисков с допустимыми (приемлемыми) уровнями, сравнительная оценка и ранжирование рисков. Цель этапа - установление приоритетов и тех рисков, которые должны быть предотвращены или снижены до приемлемого уровня.

Затем все полученные данные и рекомендации передаются органам, отвечающим за управление риском, которые разрабатывают методы предотвращения или снижения риска, устанавливают контроль за уровнями рисков, экспозиций и состоянием здоровья населения. Этот раздел методологии оценки риска называется «управление риском».

На каждом этапе оценки риска проводится анализ неопределенностей. Анализ неопределенностей - это тщательное изучение всех факторов, способных исказить результаты анализа (недостаточность или неточность исходных данных, научные допущения и др.), а также оценка той уверенности, с которой можно (или невозможно) формулировать заключения о целесообразности применения полученных оценок для управления риском.

Важный этап методологии оценки риска - так называемое оповещение о риске. Это гласное обсуждение всех полученных результатов, широкое оповещение о существующих рисках, их источниках и предупредительных мерах на индивидуальном, региональном и государственном уровнях.

С целью динамического слежения за совокупностью факторов, способных влиять на здоровье человека на территории России введен социально-гигиенический мониторинг.

Социально-гигиенический мониторинг представляет собой государственную систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека.

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МОНИТОРИНГА РЕШАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

    Гигиеническая оценка (диагностика) факторов среды обитания человека и состояния здоровья населения.

    Выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения.

    Установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).

4. Подготовка предложений для принятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления необходимых мер по устранению выявленных вредных воздействий факторов среды обитания человека.

ПРОВЕДЕНИЕ МОНИТОРИНГА ОБЕСПЕЧИВАЕТ:

1. Установление факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, и их оценку.

    Прогнозирование состояния здоровья населения и среды обитания человека.

    Определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания человека на здоровье населения.

    Разработку предложений для принятия решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

    Информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения о результатах, полученных при проведения мониторинга.


Два этапа:

1 – эмперический

2- экспериментальный. Внедрение в практическую деятельность результатов научных исследований.

Общая гигиена – это пропедевтическая дисциплина, изучающая закономерности влияния окружающей среды и человека, научные принципы санитарно-гигиенических мероприятий по оптимизации условий жизни и труда населения.

Задачи позволяют заложить фундаментальную основу врача медико-профилактического профиля и вооружить его методами, позволяющими качественно оценить характер воздействия, поиск среды и проанализировать эффективность профилактических мероприятий.

Этапы и методы гигиенического исследования:

1) Определить цели и задачи исследования;

2) Знакомство с нормативно-техническими документами по данному объекту, выбор метода исследования;

4) Контроль выполнения предписания.

1) Эпидемиологический метод изучения здоровья;

2) Метод санитарного обследования;

3) Метод гигиенической экспертизы (натуральный и лабораторный);

4) Метод санитарной экспертизы

Эпидемиологический метод:

Совершенствование способов изучения здоровья населения под влиянием различных эндо- и экзогенных социальных и природных факторов.

Сущность метода заключается в том, что с его помощью изучается не только здоровье отдельного человека, но и группы людей, сформированных по определенным признакам (возраст, пол, стаж и условия работы, место жительства)

4 способа реализации метода:

1) санитарно-статистическое изучение

2) метод обследования популяции

3) клиническое наблюдение за отобранными людьми

4) натуральный эксперимент среди населения

1) Сущность санитарно-статистического способа заключается в изучении здоровья человека для характеристики здоровья населения; использование официальных документов и отчетов, содержащих информацию для расчета по специальным формулам различных показателей здоровья. К их числу относятся:

· Показатель заболеваемости:

Первичная заболеваемость – число впервые зарегистрированных в этом году больных на 1000 населения.

Общая заболеваемость – на 1000 населения.

· Демографические показатели естественного движения населения (рождаемость, смертность)

· Показатели физического развития

· Показатели инвалидности

2) Метод обследования популяции. Сущность: специально организованная группа врачей различных профессий обследуют группу населения, которая подверглась воздействию исследуемого фактора. Одновременно могут проводить простые лабораторные исследования, выявлять факторы риска и жалобы, антропометрические данные.

Результаты данных подвергаются обработки санитарно-статистическим методом или географическим

При проведении медицинского обследования для полной коррекции результатов необходимо правильно сформировать группу обследуемых, одна их которых должна быть контрольной, соответствовать основной за исключением того, что они не подлежат воздействию изучающего фактора.

3) Клиническое наблюдение за отдельно отобранными группами. Углубленное клиническое, инструментальное, лабораторное обследование и динамическое наблюдение в условиях стационара.

4) Натуральный эксперимент среди населения. В комплексе изучается здоровье группы людей, подверженных острому или хроническому воздействию определенных факторов, химической, физической или биологической природы. При этом используются все описанные способы реализации этиологического метода.

Использование многофакторного анализа позволяет оценить совокупность и изолированную особь на состояние здоровья, т.е. выявить удельный вес каждого из них, разработать комплексные профилактические мероприятия.

Все описанные способы реализации эпидемиологического метода проводятся в форме поперечных и продольных исследований. Наиболее простая и распространенная форма – это поперечное или одномоментное исследование. Осуществляется наблюдение за воздействием окружающей среды на здоровье населения в данный момент без динамического слежения. При этом можно установить уровень здоровья или выявить те факторы среды, которые влияют на развитие заболевания.

Проспективный анализ – сравниваются две группы людей, одна подвержена воздействию окружающей среды, другая нет.

Ретроспективное исследование двух групп, в одной из которых здоровые люди, в другой – больные, у которых выявлены факты, приведшие к развитию заболевания.

Длительное динамическое эпидемиологическое исследование называют продольным. Оно может быть параллельным и непараллельным.

Параллельным называют исследование, при котором время проведения самого исследования и период собственно инфекции совпадают.

При непараллельном исследовании период заболевания находится в прошлом, т.е. для его применения необходимы архивные данные.

Метод подходит для исследования здоровья и факторов окружающей среды. З группы:

1) Исследуется в процессе научного поиска, двигаясь от известного факта к состоянию здоровья.

2) От состояния здоровья к выясненному влиянию фактора

3) Используются оба подхода

Заключительным этапом является построение математической модели, описывающей зависимость уровня здоровья от исследуемых факторов. В процессе анализа устанавливается роль каждого исследуемого фактора на влияние состояния здоровья.

2. Метод санитарного обследования. Врач на основании собственного визуального наблюдения, опроса населения или персонально проводимого санитарного описания составляет заключение о санитарном состоянии обследуемого объекта. Оно оформляется в виде акта с конкретным изложением недостатков и нарушений.

Предписание – направление руководителя объекта для включения в план социально-экономического предприятия.

Два вида:

1) Санитарное описание

2) Углубленное санитарное обследование с применением инструментально-лабораторных методов исследования.

Задачи: оценка санитарного состояния того или иного объекта по внешним признакам. При этом описанию подлежат только те, которые прямо или косвенно могут нанести ущерб здоровью. Ему подлежат все объекты окружающей среды, условия труда и отдыха населения.

Анкетирование – с помощью вопросов исследователь получает субъективную оценку действительности, затем данные обрабатываются и могут служить объективной оценкой санитарного описания мест. При этом выясняются вопросы:

1) Характер рельефа местности

2) Условия для стока атмосферных вод

3) Ориентировка исследуемого участка местности по сторонам света и его отношение к господствующим ветрам, условиям естественного освещения

4) Зеленые осаждения

5) Местоположение объектов загрязняющих местность

6) Расположение к промышленным предприятиям, транспортным магистралям, к источникам шума и загрязнителям атмосферного воздуха

7) Высота стояния грунтовых вод

При выборе участка санитарный врач должен помнить, что рельеф местности должен способствовать естественному стоку атмосферных осадков.

Метод санитарного описания дает возможность лишь начать характеристику для количественной оценки воздействия окружающей среды и наличии взаимоотношений. Дополнительно используются инструментально-лабораторные исследования:

Физические

Химические

Биологические методы.

Составляются карты с подробным описанием, должны быть записаны дефекты и план реализации. Дается оценка путем сравнения с нормативными документами.

3. Метод гигиенического (натурального) эксперимента.

Выделяют натуральный и лабораторный.

Сущность натурального гигиенического состоит в том, что санитарный врач в реальных условиях трудовой деятельности (промышленные предприятия, школы, дошкольные учреждения) изучают факторы окружающей среды (воздух, вода, почва, продукты питания) дает им качественную и количественную характеристики и выявляют их влияние на здоровье и санитарно-бытовые условия жизни человека.

Различают два разных метода натурального эксперимента:

1) Эксперимент по изучению влияния факторов окружающей среды на здоровье людей

2) Натурально-гигиенический эксперимент по изучению качественной и количественной характеристик природной среды, измененной в результате трудовой деятельности человека

От эпидемиологического данный метод имеет несколько отличий:

Изучает здоровье не всего населения, а только наиболее чувствительного (дети)

Имеет возможность изучать состояние здоровья в условиях изменения интенсивности изучаемого фактора.

При проведении натурального эксперимента влияния человека на окружающую среду, санитарный врач должен не только дать качественную и количественную оценку вызванных изменений, но и дать оценку опасности их возможного неблагоприятного влияния на здоровье человека.

Метод лабораторно-гигиенического эксперимента.

Сущность: на математических моделях или лабораторных установках путем расчета или проведенных экспериментов проводят обоснование гигиенических нормативов:

Эксперимент по изучению влияния факторов окружающей среды на здоровье человека

Лабораторный эксперимент по изучению факторов окружающей среды.

Сущность первого заключается в том, что не в натуральных, а лабораторных условиях по заданным программам изучают влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, при этом возможно проведение эксперимента на моделях – добровольца или на животных – с последующей экстраполяцией данных, полученных на животных на человека. Исследование на добровольцах допускается в том случае, когда имеется полная безопасность исследования для человека. Чаще всего такие исследования проводят с целью научного обоснования гигиенических нормативов, чаще всего для обоснования максимальных размеров ПДК для воздуха, терморегуляции.

На животных лабораторно-гигиенический эксперимент проводится в целях выявления влияния на организм факторов природы (физические, химические и, биологические). Опыты ставят на разных видах животных (белые мыши, кошки, собаки).

Лабораторно-гигиенический эксперимент по изучению влияния факторов окружающей среды проводят по заданной программе и заключается в том, что санитарный врач изучает качественные и количественные характеристики параметров природной среды, их изменения, род влияния тех или иных загрязняющих веществ в лабораторных условиях на специальных моделях и полузаводских установок. При этом можно более точно по заданным программам создать и изменить параметры различных факторов и тем самым прогнозировать ситуации, которые могут возникнуть в дальнейшем в жизни человека.

4. Метод санитарной экспертизы.

Под экспертизой подразумевается исследование и разрешение каких либо вопросов лицами, владеющими специальными знаниями в данной области науки, лицо владеющее медицинскими знаниями и имеющие специальный опыт работы в определенной отрасли.

Этот метод в работе санитарного врача применяется главным образом при осуществлении предупредительного санитарного надзора. Предупредительный санитарный надзор представлен встроенной системой мероприятий, законодательных актов, научно обоснованных гигиенических нормативов и правил, направленных на охрану окружающей среды, улучшение жилищно-бытовых условий, охрану труда и отдыха в соответствии с социальными, физиологическими и психическими потребностями.

При осуществлении предупредительного надзора санитарная экспертиза проводится на всех этапах надзора: выбора и отвода земельного участка под строительство, проектирование объекта, строительства объекта, вводе его в эксплуатацию. При санитарной экспертизе на всех этапах предупредительного надзора санитарным врачом обязательно дается заключение о соответствии санитарно-гигиеническим требованиям, установленным в законодательном порядке.

Санитарная экспертиза проводится в несколько этапов, включая в себя:

1) Проверка полноты представленного на проверку материала по данным сопроводительного письма. Проектный материал должен содержать: сопроводительную записку, графический материал (генеральный план участка, ситуационный план местности, поэтапные планы зданий, разрезы зданий и его фасады, планы санитарно-технического устройства, примечание). В примечании представлены материалы на основании которых проектируется строительство данного объекта: акт о выделении земельного участка, заключение о выборе и отведении земельного участка, решение администрационного пункта о строительстве, санитарное задание на проектирование.

2) Регистрация представленного материала на экспертизу в специальных журналах

3) Подбор и ознакомление со специальными нормативными документами

4) Собственно экспертиза проекта

5) Письменное оформление заключения, которое состоит из двух частей: 1-протокол составления проекта; 2-заключение.

В первой - все данные и рассмотренные нарушения гигиенических требований и отступлений от норм и правил. Во второй – вынос вердикта (согласовать/отклонить).



Методы гигиенических исследований и гигиеническое нормирование

Гигиена, как наука, не мыслима без лабораторных исследований с использованием химии, физики, биологии, математики, общественных наук. Эти исследования проводятся регулярно на всех уровнях государственного контроля и делятся на две группы:

      методы, с помощью которых изучают состояние факторов внешней среды;

П) методы, оценивающие реакцию организма на воздействие вредных факторов.

В первую группу включаются:

    Метод санитарно-гигиенического обследования – включает санитарное описание объекта изучения, с чего начинается любое гигиеническое исследование: характеризуется санитарно-топографическое, санитарно-техническое, санитарно-эпидемиологическое состояние объекта исследования, описываются недостатки и сроки их возможного устранения, объем и характер необходимых лабораторных исследований.

    Методы лабораторных исследований :

А) физический метод исследования – измерение температуры, скорости движения воздуха, шума, вибрации и т.д.;

Б) санитарно-химический метод – химический анализ воды, пищи и т.д.;

В) микробиологический метод: прямой – бактериологический : определение количества микробов и их вредность и вирусологический – тоже с вирусами. Когда нельзя выявить вредных микроорганизмов, определяют их косвенным методом – по числу сопутствующих им безвредных микроорганизмов (кишечной палочки);

Г) токсикологический (биологический) метод – на экспериментальных животных (птицах, мышах, крысах) определяется наличие вредного вещества и его воздействие на здоровье и потомство;

Д) экспресс-метод - позволяет быстро определить наличие вредного фактора, например в гражданской обороне – отравляющего вещества.

Методы второй группы составляют:

А) экспериментальный метод – для определения неизвестных свойств вредных факторов;

Б) метод физиологических наблюдений – для наблюдения за здоровьем проживающего населения и сравнения его со здоровьем в другой местности или другим временем;

В) метод клинических наблюдений – когда профилактические осмотры и диспансерное наблюдение дают возможность по годам сравнивать динамику здоровья населения в данной местности или коллективе;

Г) социологические исследования и санитарно-статистические методы – смертность, рождаемость, брачность и т.д. – дают возможность проанализировать происходящие изменения в обществе;

Д) анкетно-опросный метод – используются анкеты с различными вопросами, в т.ч. интимного характера, на которые часто получают ответы анонимно; ответы на них играют важную роль в разработке гигиенических рекомендаций.

Если методы первой группы применяются в практических учреждениях для повседневных исследований, то методы второй группы используются в НИИ для научных обоснований и научно-практических выводов.

Гигиеническое нормирование:

В современных условиях проблема профилактики неблагоприятного воздействия вредных факторов на человека выдвигается на первое место, из них химическое воздействие на человека занимает ведущее место. Сейчас человек сталкивается с более 650 тысячью вредных химических веществ и лишь 1/5 часть из них детально изучены. Ежегодно появляется до 600 новых неизвестных химических соединений. Изучено действие лишь около 1000 соединений. Действие остальных, как правило, не известно, а для изучения действия только одного соединения требуется до 1 млн долларов и продолжительный срок (до 1-3 лет).

Как же защитить человека от вредных воздействий? Существует три направления:

А - убрать вредный фактор. Применяется на производствах путем замены технологии (например, непосредственное рентгенологическое обследование заменено на компьютерно-дистанционное).

Б – уменьшить действие вредного фактора: 1) сократить время работы с ним (радиоактивные вещества) или 2) уменьшить концентрацию вредных веществ в рабочей зоне; когда невозможно, исходя из современных условий, прекратить полностью контакт с вредным фактором, то вводятся ограничения - гигиенические нормативы..

В – защитить здоровье человека: 1) профилактические мероприятия – медосмотр при приеме на работу; 2) диспансеризация – своевременно выявить начало болезни; 3) применение защитных средств – респираторов, перчаток и т.д.; 4) соблюдение требований охраны труда и производственной безопасности (использование перчаток при заборе крови для профилактики СПИДа).

Гигиеническое нормирование осуществляется с помощью санитарно-гигиенических нормативов – это установленные в законодательном порядке, обязательные для исполнения всеми ведомствами допустимые уровни содержания химических соединений в объектах окружающей среды.

Гигиенические нормативы – это уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной работе (40 час. в неделю) в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья.

Впервые в мире в СССР с 20-х годов введено законодательство на предельно-допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ, начато изучение их действия на организм. Сейчас санитарно-гигиенические нормативы существуют во всех промышленно развитых странах.

С 1992 г введена обязательная государственная регистрация химических соединений, осуществляемая Российским Регистром потенциально опасных химических и биологических соединений. В основе гигиенического нормирования химических веществ лежат следующие принципы: 1) принцип безвредности – первостепенное значение имеет действие вещества на организм человека, а потом уже экономическая и технологическая выгода; 2) принцип опережения – обоснование разработки профилактических мероприятий защиты от вредного вещества должно предшествовать моменту его внедрения в производство; 3) принцип порогового действия – т.е. снижение его концентраций до таких, какие не вызывают неблагоприятных изменений (кроме пороговых мутагенных и канцерогенных, которые еще недостаточно изучены) и 4) принцип единства экспериментальных и натурных исследований, т.е. на животных и на людях.

У нас в стране применяются три типа нормировочных показателей ПДК, ПДУ, ОБУВ и ОДУ. В основе гигиенического нормирования лежат научные исследования, обосновывающие безвредность определенной концентрации вещества или уровня физического воздействия на человека, а также уровень законодательного их утверждения для обязательного применения на практике.

ПДК - предельно-допустимая концентрация - применяется для химических веществ, когда действие соединения изучено, а концентрация вещества на рабочем месте не влияет на здоровье или на потомство; законодательно утверждается постановлением Правительства, поэтому обязательно для исполнения всеми предприятиями.

ПДУ - предельно допустимый уровень то же самое для физических факторов (например, уровня шума, света, концентрации пыли на коже человека и т.д.)

Когда действие вещества недостаточно изучено и оно еще исследуется, вводятся временные ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ ), а для мало изученных и не исследуемых в настоящее время – ориентировочные допустимые уровни (ОДУ ). Обоснование временных нормативов проводится на основании ускоренных экспериментальных и расчетных методов (для ОБУВ) или по аналогии с уже известными веществами (для ОДУ). Временные нормативы утверждаются Главным государственным санитарным врачом РФ и применяются не повсеместно, а на конкретных производствах. Все гигиенические нормативы после утверждения входят в состав государственных санитарно-гигиенических норм, правил и стандартов.

. Роль среднего медицинского работника в просветительной работе с населением

Санитарное просвещение (СП) – неотъемлемая часть здравоохранения, это комплекс медицинских и социальных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) и санитарной активности населения. Оно включает гигиеническое воспитание и обучение.

Задачи СП:

- совершенствование гигиенического воспитания населения;

    пропаганда ЗОЖ, физкультуры и спорта;

    внедрение в повседневную жизнь рационального питания;

    искоренение вредных привычек (курения, пьянства, обжорства, необоснованных постов);

    ознакомление населения с причинами основных массовых заболеваний и травм, их

профилактикой.

Принципы СП: государственный характер; участие всех медработников; общедоступность; целенаправленность; научность; оптимистичность (поднимать психоэмоциональный тонус); дифференцированность (с учетом различных возрастных групп, пола, возраста, профессии и т.д.).

Методы СП:

    устный – лекция, беседа, советы, дискуссия, информационное сообщение, вечер

вопросов и ответов (а знаете ли вы, что…?), громкое чтение, викторина;

    печатный – памятка, листовка, статья в газете, санитарный бюллетень, стенгазета;

    наглядный – плакаты, диапозитивы, муляжи, фотографии

    смешанный - выступление по телевизору, выставка, уголки здоровья, курсовые занятия, театрализованные постановки.

Лекция – в ней излагается новый материал для большой аудитории – 20-30 чел.; продолжительность 30-45 мин.

Беседа - предполагается активное участие слушателей, ведущий ее медицинский работник своими вопросами активно вовлекает слушателей в дискуссию; продолжительность 15-30 мин.

Вечер вопросов и ответов – оповещается заранее население, собирают вопросы и отвечают на них.

Доска вопросов и ответов – форма заочных консультаций

Памятка – выдается пациенту на руки, рассчитана на конкретного человека, его болезнь или проблему (профилактика диабета).

Санитарный бюллетень – стенная газета просветительского характера, должна быть злободневна, конкретна, наглядна, например: о пользе прививки от дифтерии. В отличие от памятки бюллетень должен иметь яркую картинку, которая привлечет внимание того контингента, на кого она рассчитана. Памятка и санбюллетень должны иметь три части: начинаться с информации о проблеме, затем уделяется внимание влиянию обсуждаемого фактора на здоровье и обязательно заканчиваться санитарно-гигиеническими рекомендациями. Просветительский характер агитации без рекомендаций не может решить задачи санитарного просвещения

Плакаты - форма массового воздействия, носят агитационный характер, имеют яркий текст в виде лозунга.

Контрольные вопросы

      Основоположники гигиенической науки в России.

      Предмет «Экология», ее задачи; ученый, предложивший этот термин.

      Предмет «Экология человека»; взаимосвязь с экологией и гигиеной.

      Предмет «Гигиена», ее задачи; связь с экологией.

      Гигиена и санитария, их задачи.

      Основные законы гигиены.

      Методы гигиенических исследований.

      Гигиеническое нормирование и его роль.

      ПДК, ПДУ,ОДУ и ОБУВ - их определение и роль.

      Виды санитарного просвещения.

      Что дает среднему медицинскому работнику знание экологии и гигиены?

Тема № 2: ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ЭКОЛОГИИ

ЗНАТЬ:

    Определения и понятия: биосфера, биотический фактор и др.

    Человеческие сообщества и их влияния на окружающую среду.

    Методы природопользования на основе экологических законов.

УМЕТЬ:

Использовать полученные знания в просветительской работе (в своей группе)

    Краткие основы общей экологии.

    Понятие о биосфере и ее эволюции, об экосистеме и ее составе, свойствах и функциях. Определения и понятия: биосфера, биотический фактор и др.

    Антропогенное воздействие на экосистемы.

    Человеческие экосистемы. Взаимосвязь и взаимодействие в человеческих экосистемах.

    Демографические процессы в человеческих экосистемах. Рождаемость, смертность, естественный прирост. Этические взгляды на экосистемы. Возможность устойчивого развития человеческих экосистем.

    Краткие основы общей экологии

Общая экология – это мир, который нас окружает и в котором мы живем. Составные части экологии: Космос – Галактика – Земля - воздушная атмосфера – водная оболочка – почва – биосфера: воздух вода, растительность, животный мир и люди. С Космоса Земля – пылинка, затерявшаяся в безграничном пространстве Вселенной. Но для нас Земля – наша Родина, наша планета, наш дом. Состоит она из различных веществ, крайне неравномерно распространенных в ней. Землю окружают различные оболочки, важнейшие из которых для нас - воздушная и водная.

Воздушная – атмосфера – самая легкая, состоит из газов, важнейший из которых – кислород – 21%, а также углекислого газа – 0,03%, азота – 78% и инертных газов – 0,97%. На высоте 20-25 км находится тонкий слой озона, защищающий землю от вредных лучей. Через воздух проходит важнейшая для нас солнечная энергия, которая преобразуется растениями в питательные вещества. Земной шар на 71% покрыт водой. Вода также содержится в воздухе и в недрах земного шара. Для нас важна питьевая вода, которая составляет лишь 1% от всей воды на Земле, причем 85% ее запасов находится в ледниках. Верхние слои Земли, обладающие плодородием, называются почвой. На ней растут растения, которыми питаются животные и мы. Вот краткая экология нашей жизни. Но для человека важнейшая – тончайшая оболочка Земли, которая объединяет всех живых существ на Земле (от бактерий до человека) – ее называют биосферой.

    Понятие о биосфере и ее эволюции, об экосистеме и ее составе, свойствах и функциях. Определения и понятия: биосфера, биотический фактор и др.

Биосфера – это оболочка Земли, среда обитания живых существ, которая сложилась в процессе эволюции и продолжает постоянно преобразовываться под влиянием этих же живых существ. Биосфера включает в себя атмосферу – газовую оболочку Земли, в которой на высоте 10-25 км располагается озоновый слой, препятствующей прохождению убийственным УФЛучам; гидросферу (реки, океаны), почву – плодородный слой, и литосферу – вся земная твердь глубиной 50-200 км. Границы распространенности жизни на Земле распространяются на 35 км вверх – в тропосферу и на 16 км в глубь Земли – в литосферу и на 1км под океанами. Все живые существа в биосфере связаны между собой.

В биосфере протекают два взаимосвязанных процесса преобразования веществ в природе – геологический и биологический круговороты химических веществ. Геологический (большой) круговорот - это обмен химических веществ в результате разрушения горных пород водой и солнцем. Биологический (малый) круговорот – это обмен веществ между растениями, животным миром, микроорганизмами и почвой. В основе биологического круговорота лежит фотосинтез – поглощение солнечной энергии и углекислого газа и построение тел растений с выделением кислорода. Животные кормятся растениями и поглощают кислород, выделяя углекислоту. Микробы превращают мертвое органическое вещество в неорганическое, которое усваивается растениями.

Ноосфера – область обитания живых существ, измененная деятельностью человека

Син-экология – раздел экологии, изучающий взаимоотношения между особями разных видов и окружающей средой

Среда обитания – весь комплекс условий, в которых живет организм. Она определяет форму и функции организма. Рычаги, которыми среда воздействует на организм, называются экологическими факторами . Они бывают трех видов: 1) абиотические (природные) – топографические (рельеф местности), климатические (свет, температура, частота ветров и др.); 2) биотические – те, которыми живые существа воздействуют друг на друга и 3) антропогенные – это факторы, которые порождаются человеческой деятельностью.

Вся совокупность живущих на одном месте растений, животных, микроорганизмов вместе с почвой и атмосферой называется экосистемой, а их взаимодействие между собой - биогеоценозом . Экосистемой является, например: участок леса, море, аквариум, комната и т.д. Самой большой экосистемой является биосфера – оболочка Земли, в которой сосуществуют в различных взаимосвязях (биогеоценозах) всевозможные существа. А если человек выращивает какие-нибудь культуры (пшеницу, свеклу) – то эта искусственная экосистема называется агроцинозом . Как построена экосистема? Она состоит, как правило, из 4-х элементов:

    Неживая среда – это вода, минеральные вещества, газы, органические вещества, находящиеся под действием метеорологических факторов с преобладанием химических и физических процессов в ней.

    Производственная среда, где живут производители (продуценты) - из неорганических веществ с помощью солнечной энергии и хлорофилла они создают органические вещества и кислород – это растения.

    Потребительская среда, где живут потребители (консументы) растительной продукции – это животные. С помощью ферментов они переваривают и усваивают растительные вещества, а их, в свою очередь, употребляют в пищу хищники.

    Среда разложения, где трудятся разрушители (редуценты) – это бактерии, грибы, клещи. Также с помощью ферментов они перерабатывают растительные остатки и трупы животных в усвояемые для растений минеральные вещества. Обычно редуценты перерабатывают погибших консументов и продуцентов. Но при заболевании организма, ослаблении его защитных сил, могут «трудиться» и в нем (гнилостная микрофлора толстого кишечника).

Между собой в экосистеме в процессе биоценоза живые организмы взаимодействуют по разному:

    нейтрализм – взаимодействие отсутствует;

    конкуренция - соревнуются между собой за пищевые ресурсы;

    хищничество – один питается другим, уничтожая объект питания;

Таким образом, в природе все рационально: созданное одним организмом органическое вещество и содержащаяся в нем энергия перерабатывается другим существом – этот процесс называется пищевой цепью . Так в природе осуществляется круговорот веществ. Если состояние экологической системы благоприятно для существования находящимся в ней живым существам – это состояние называется экологическим равновесием . Периодически происходят изменения – сезонные – обратимые. Бывают острые изменения – катаклизмы, когда в короткий период жители экосистемы погибают (динозавры) – это экологическое бедствие. Если среда обитания меняется постепенно, например под влиянием изменения поворота вращения Земли и изменения климата, то смена живых существ происходит постепенно – и это называется экологической сукцессией . Процесс приспособления к изменению условий окружающей среды называется адаптацией . С адаптацией происходит эволюция живых существ – их развитие и трансформация. И тут работают два закона эволюции - «необратимость эволюции» и «ничто не дается даром»: любое новое изменение органического мира, сопротивляясь новому, обязательно сопровождается утратой какой-то части прежнего достояния, свойства, функции или формы.

    Антропогенное воздействие на экосистемы

Человек является высшей формой эволюции. Он избавился от зависимости от капризов природы и естественного отбора, т.к. смог сам создавать искусственную среду обитания. Поэтому современные люди живут во много раз дольше, чем первобытные. Но человек породил технологии, разрушительные для природы. Кратко перечислим антропогенное воздействие человека на окружающую среду – глобальные экологические проблемы:

      загрязнение воздушной, водной сред и почвы токсическими отходами;

      уничтожение лесов – легких планеты, на их месте появляются пустыни;

      ухудшение плодородия почвы в результате ее загрязнения, интенсивного использования для

посевов, выпадения кислотных дождей из загрязненной атмосферы;

      водный кризис из-за увеличения потребления питьевой воды и уменьшения ее ресурсов;

      глобальное изменение климата (потепление на 0,6 0 С за столетие) из-за увеличения углекислого

газа в атмосфере, предположительно, из-за сжигания топлива.

Более подробно эти процессы будут рассмотрены нами в следующих темах.

    Человеческие экосистемы. Взаимосвязь и взаимодействие в человеческих экосистемах

С момента своего зарождения человечество развивалось под действием конкретных природных факторов, которые сформировали не только человека как биологический вид, но и его национальные типы. В каждой конкретной местности сформировались национальные экосистемы, адаптированные к местным климатическим условиям, что помогало народу этой национальности выживать в данной местности и устойчиво развиваться. Таким образом, в процессе эволюции произошла экологическая дифференциация населения земного шара по адаптивным типам, внешне определяемых как национальные признаки.

Адаптивный тип представляет собой норму биологической реакции на окружающую среду, обеспечивающую наилучшую приспособляемость к окружающей среде, ее экологии. Различают 4 адаптивных экологических типа: тип умеренного пояса, арктический, тропический и горный. Адаптивные типы отличаются не только внешне, но и физиологическими процессами в организме, характером обмена веществ, набором характерных ферментных систем и специфических болезней и др.

Большая часть населения принадлежит к умеренному типу – это местности, где преобладает городское население. Уровень адаптации у них не ясен.

Арктическому типу (ненцы, чукчи) свойственно сильное развитие костей и мышц, грудной клетки, увеличенное содержание в крови гемоглобина. В пище преобладают жиры, которые, благодаря набору соответствующих ферментов, имеют повышенную способность к окислению, что обеспечивает повышенный обмен веществ, при котором они легко переносят низкую температуру, имея всегда горячую кожу, и редко простужаются.

Тропический тип (негры, арабы, жители островов Окенавии) проживает в условиях большого количества тепла и влаги, мало животной пищи – белка. Имея слабое развитие мышц, низкий обмен веществ, они быстро замерзают при понижении температуры воздуха. Экологические условия в тропиках в каждом регионе очень разнообразны, что породило большое разнообразие рас – от самых низкорослых на Земле (пигмеи) до самых высокорослых (есть племена). Особенности этого типа: удлиненные формы тела при снижении мышечной массы, маленький объем грудной клетки, большое количество потовых желез.

Горный тип живет в условиях высокогорья, где низкое атмосферное давление, холодно, однообразная пища. Поэтому у людей этих национальностей повышенный обмен веществ (хорошее отопление организма), увеличено число эритроцитов и гемоглобина, расширена грудная клетка.

Отличительные особенности организмов адаптивных типов людей сводятся к трем различиям, существенным с точки зрения гигиены и медицины:

А – в пище , источнике пластических веществ и энергии. Разные типы питаются предпочтительно своей национальной пищей в соответствии с особенностями национального питания;

Б – в степени усвоения употребленной пищи в результате разного набора ферментов в желудочно-кишечном тракте, необходимых для разложения пищи до требуемых усвояемых ее форм. Для переработки национальной пищи у определенного типа существует только ему присущий набор пищеварительных ферментов для переваривания пищи. То, что хорошо усваивается одним типом (украинцем – сало, ненцем – сырая рыба, казахом – мясо и др.), у других вызовет расстройство кишечника и даже заболевание (употребление молока ненцем, казахом и др);

В – в степени использования организмом составных частей съеденной пищи, всосавшихся из кишечника в кровь, для поддержания гомеостаза (постоянного внутреннего состава организма) и обеспечивающих его жизненно необходимых обменных процессов, в частности:

1) обмена энергии (зависимой от количества мышц, где в основном продуцируется энергия); необходимой для поддержания уровня основного обмена – количества энергии, необходимой для поддержания жизнедеятельности организма в покое (для физиологических энергозатрат; обычно это 900-1300 ккал;

2) обмена веществ, необходимых для пластических целей - построения и восстановления тканей (мышц, костей и т.д.), выработки элементов эффективной иммунной системы и т.д.

Включение адаптивных типов в биогеоценоз конкретной территории формирует генофонд, соответствующий условиям проживания в данной местности, что обеспечивает возможность выживания и устойчивого развития национальностей при проживании в данном регионе. Переезд человека в другую местность включает процессы адаптации к этой местности. В процессе адаптации один тип приобретает свойства экологического типа данной местности (адаптируется) и здравствует или у него возникают болезни и, в случае несоответствия местному климату, сокращается жизнь. С другой стороны, процессы адаптации при переселении народов обеспечивали их экологическую изменчивость и приспособляемость, возможность распространяться по всему земному шару. В основе этого процесса адаптации лежат биологические механизмы обеспечения жизнедеятельности организма человека.

Если люди мигрируют в другие климатические зоны, они должны акклиматизироваться – т.е. адаптироваться к новым условиям. Если для растений и животных, занесенных в другой климатический пояс, показателем акклиматизации является выживание и размножение, то для людей необходимо еще восстановление высокого уровня работоспособности – иначе они не выживут. При акклиматизации происходят сложные физиологические процессы – перестройка питания, обмена веществ, терморегуляции, иммунитета, кровоснабжения. Например, люди, приехавшие в Заполярье во временную командировку, вначале мерзнут, потом у них возрастает теплота рук на 40% и груди – на 19%, что обеспечивает восстановление их работоспособности.

23945 0

Гигиена (от грсч. hygieinos — здоровый, целебный; Hygieia — богиня здоровья у древних греков) — наука о здоровье, профилактическая медицинская дисциплина, изучающая влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывающая нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей.

Обычно наряду с термином «гигиена» употребляют и другой термин — «санитария». В настоящее время термином «санитария» обозначают комплекс мер по практическому применению разработанных гигиенической наукой нормативов, санитарных правил и рекомендаций.

Задачи гигиены:
- изучение природных и антропогенных (вредных) факторов окружающей среды и социальных условий, влияющих на здоровье населения;
- изучение закономерностей влияния факторов на организм человека или популяцию;
- разработка и научное обоснование гигиенических нормативов, правил, рекомендаций и т.п.;
- максимальное использование положительно влияющих на организм человека факторов окружающей среды;
- устранение неблагоприятно действующих факторов или ограничение их влияния на население до безопасных уровней;
- внедрение и применение в хозяйственной деятельности человека разработанных гигиенических нормативов, правил, рекомендаций, указаний;
- прогнозирование санитарно-эпидемиологической ситуации на ближайшую и отдаленную перспективу.

Экология (от греч. oikos — дом, жилище, местопребывание и logos — слово, учение) как научная дисциплина о среде обитания живых организмов долгие годы была разделом биологии, изучающим взаимоотношения живой и неживой природы, биоты и окружающей среды. В настоящее время фундаментальная экология представляет систему наук, изучающих общие законы функционирования экологических систем как в природных условиях, так и в условиях интенсивного техногенного и антропогенного воздействия в процессе хозяйственной деятельности человека. Таким образом, экология становится наукой о взаимоотношениях природы и общества.

Экологию человека рассматривают как аналог аутоэкологии в пределах экологии животных (воздействие на организм и его реакции) и с позиций взаимодействия антропосистемы и среды жизни. Последний круг вопросов часто обозначают термином «социальная экология». Разделение экологии и социальной экологии связано с двойственными качествами человека. Когда речь идет об индивиде, репродуктивной группе и т.п., говорят об экологии человека, а когда рассматривается социальный ряд (личность, семья и т.д.) — о социальной экологии.

Экология человека — это не только накопление конкретных знаний, это наука, ищущая методы нравственного и духовного воспитания человека, пути перестройки его мышления для осознания своей роли в природе (гражданская ответственность за состояние окружающей среды).

Экология как наука сложна и многогранна. Условно ее можно разделить на различные направления. Ландшафтная экология изучает приспособление организмов к географической среде, формирование биоценотических комплексов различных ландшафтов, биологические характеристики этих комплексов, их влияние на среду обитания,

Еще одно направление экологии — исследование конкретных механизмов, с помощью которых осуществляется приспособление к изменчивым условиям среды, необходимое для бесперебойного функционирования биологических систем разного уровня. Это направление называют функциональной, или физиологической, экологией, так как большинство адаптивных механизмов имеет физиологическую природу.

В последнее время все более широкое применение получает количественная экология, изучающая динамику отдельных экологических систем, их продуктивность, а также вкиочающая математическое моделирование тех или иных экологических процессов.

В теоретическом плане большое значение имеет эволюционная экология, основные задачи которой — выявление экологических закономерностей эволюционного процесса, путей и форм становления видовых адаптации, а также реконструкция экосистем прошлого Земли (палеоэкология) и выявление роли человека в их преобразовании (археоэкология).

Гигиена и экология основываются на фундаментальных теоретических науках: философии, физике, химии, математике, общей биологии, географии, геологии, нормальной и патологической физиологии. Гигиена включает ряд профилактических научных дисциплин: общую, коммунальную, радиационную, военную, военно-морскую, авиационно-космическую гигиену, гигиену труда, питания, детей и подростков, общественного здоровья.

Методы гигиенических исследований, гигиеническое нормирование

В практической деятельности используются следующие методы гигиенических исследований: гигиенического исследования и наблюдения, инструментально-лабораторные, гигиенического эксперимента, санитарной экспертизы, математико-статистического анализа, клинические, эпидемиологические методы и т.п.

1. Методы гигиенического исследования и наблюдения. Долгое время эти методы были почти единственными при изучении влияния условий жизни на здоровье населения, сегодня они не потеряли своего значения и являются основными в практической деятельности врачей-гигиенистов.

2. Инструментально-лабораторные методы. Включают арсенал физических, химических, физиологических, биохимических, микробиологических и других методик исследования организма человека и объектов окружающей среды.

3. Методы гигиенического эксперимента. Используются главным образом в научных исследованиях, проводимых в лабораторных и научных условиях.

4. Методы санитарных экспертиз. Экспертная оценка (исследоание) документов (проектов, технологических регламентов и т.п.), объектов окружающей среды (пищевых продуктов, товаров для леей, издательской продукции и др.) в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

5. Методы математико-статистического анализа. Дают возможность исследовать влияние того или иного фактора на человека или коллектив, определять достоверность результатов исследований, а также оценивать эффективность гигиенических рекомендаций.

6. Клинические методы. Находят широкое применение для определения не только выраженных клинических нарушений, но и преморбидных состояний у практически здоровых людей. Используют биохимические, иммунобиологические и другие тесты. Особое место занимают клинические методы при изучении профессиональных заболеваний рабочих, выявлении ранних признаков этих заболеваний и обосновании проведения профилактических мероприятий.

7. Эпидемиологические методы. С помощью этих методов изучают изменение здоровья населения под влиянием различных эндогенных (генетических, возрастных и др.) и экзогенных социальных и природных (химических, биологических, психогенных и др.) факторов. Наиболее распространенная и простая форма применения эпидемиологического метода — «поперечные» (одномоментные) исследования. В таких исследованиях наблюдение за воздействием факторов окружающей среды на здоровье населения относится к одному моменту. «Поперечные» исследования позволяют изучить уровень здоровья населения на момент обследования, выявить факторы, способные повлиять на возникновение и развитие заболевания.

Длительное, динамическое наблюдение за здоровьем определенного контингента населения называется «продольным» исследованием. Оно позволяет проследить изменения в состоянии здоровья во времени. В зависимости от направленности наблюдения «продольные» исследования разделяются на ретроградные, изучающие произошедшие события, или перспективные, направленные на события, которые будут происходить. Эпидемиологические методы дают возможность с помощью статистических исследований или клинических наблюдений получить данные о здоровье коллектива.

В.И. Архангельский, В.Ф. Кириллов

Лекция 1

. Предмет и содержание гигиены и экологии человека, их связь с другими науками. Основы общей экологии.

1. Предмет и содержание гигиены и экологии человека

2. Задачи и методы гигиены

3. Основные периоды развития гигиены.

4.Профилактика, виды профилактики

5.Факторы, оказывающие влияние на организм человека. Экологически обусловленные заболевания.

1. Гигиена – наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая практические мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни и труда человека.

Предметом изучения гигиены является здоровье человека и окружающая среда. Забота о здоровье достигается двумя путями: профилактическим, т.е. укрепление здоровья и предупреждение болезней и восстановительным, или путем лечения.

2. Задачи гигиены:

Основная задача гигиены – изучение влияния окружающей среды (комплекса природных, социальных, бытовых, производственных и др факторов) на здоровье человека и его трудоспособность, разработка соответствующих оздоровительных мероприятий.

ДРУГАЯ ЗАДАЧА – это разработка средств и способов, направленных на повышение сопротивляемости организма к возможным неблагоприятным влияниям окружающей среды, улучшение состояния здоровья и физического развития, повышение работоспособности и ускорение восстановительных процессов после нагрузок, научное обоснование и разработка гигиенических нормативов и мероприятий.

Используя научные данные из других областей для характеристики окружающей среды, гигиена связана с астрономией, географией, геофизикой, геологией, климатологией, метеорологией, океанологией и радиологией. Гигиена пользуется научными сведениями о здоровье человека и этим определяется ее связь с анатомией, гистологией, физиологией, биохимией, патологической анатомией, физиологией. Результаты гигиенических исследований используются для разработки профилактических и лечебных мероприятий, что обуславливает связь гигиены с терапией, хирургией, эпидемиологией. Связь гигиены с физикой, химией, биологией, микробиологией, математикой подтверждается при проведении гигиенических исследований, применяющих соответствующие методы. Гигиенические нормативы применяются при осуществлении всех видов производства, обеспечения благоприятных условий обучения, быта, труда, отдыха, питания людей.

Экология – биологическая наука о взаимосвязях живых организмов друг с другом и с их неживым, или физическим окружением. Название ввел нем. зоолог Геккель в 1866 г. С греческого экология переводится так: «ойкос» - дом, «логос» - наука, изучение. Экология и гигиена оценивают роль разнообразных факторов в формировании здоровья населения .

Экология изучает колебания и изменения в среде обитания; экологические исследования предотвращают и устраняют последствия загрязнения окружающей среды, помогают оценить результаты крупномасштабных изменений ландшафта.

Задача экологии – остановить процесс ухудшения биосферы, вернуть природе способность к саморегуляции на основе естественных процессов. Экология связана с разными биологическими науками (анатомия, морфология организмов, систематика, эволюционное учение, генетика, гистология, зоология, физиология, палеонтология, ботаника) и с науками, изучающими законы неживой природы.

Экология человека – это наука, изучающая взаимодействие человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с постоянно усложняющейся средой. Экология опирается на множество дисциплин и имеет определенную цель: изучение собственного дома и поведения в нем человека, которое позволит ему выжить на планете.

Методы гигиенических исследований.

Выделяют 2 группы методов : методы , с помощью которых изучается гигиеническая оценка внешней среды и методы , позволяющие оценить реакцию организма на воздействие факторов. Любое гигиеническое обследование начинается с санитарного описания (санитарно-топографическое описание, санитарно-техническое описание, санитарно-эпидемиологическое описание) объекта, далее намечаются объем и характер лабораторных исследований.

Лабораторные исследования включают:

физический метод исследования (оценка микроклимата помещения – температура, влажность, шум, вибрация, запыленность).

Санитарно-химический метод – анализ воздушной среды, воды, ценность продуктов питания. Химическим анализом можно определить органолептические показатели воды, содержание белков, углеводов, жиров в продуктах питания.

Бактериологический метод позволяет определить обсемененность воздуха, почвы, воды и пищевых продуктов бактериями. Микробиологическими методами можно определить число колоний стафилококков, стрептококков, плесени, БГКП, сальмонеллы, шигеллы. Все исследования проводятся на основании ГОСТ (государственные общесоюзные стандарты), ТУ (технические условия), СанПиН (санитарных правил и норм) и других нормативно-методических документов (НМД).

Токсикологический метод используют для оценки действия химических веществ на организм и установки ПДК (концентрация вещества, которая в течение всей жизни человека не вызовет у него отклонений).

Экспресс-методы используют для проверки качества термообработки продуктов, ополаскивания посуды.

Метод физиологических наблюдений применяется при исследовании функционирования состояния органов и систем.

Метод клинических наблюдений применяется при проведении профилактических осмотров, диспансеризации.

Экспериментальный метод используется для изучения влияния различных факторов на организм.

Социологические исследования (анкетно-опросный метод) и санитарно-статистические методы дают возможность проанализировать и оценить рождаемость, смертность, заболеваемость.

4. Становление гигиены как науки . Содержание гигиены, вернее, гигиенические наблюдения, осуществляемые в естественных условиях (или попытки к ним) и касающиеся формирования здорового образа жизни, можно найти в законодательстве, религиозных предписаниях и в бытовых привычках почти всех народов еще в глубокой древности, с исторической точки зрения развитие гигиены как науки можно разбить на несколько периодов, отражавших влияние социальных и экономических условий каждой эпохи

5. . Основные исторические этапы развития экологии и гигиены

Истоки гигиены – в глубокой древности. В Древней Греции в храмах большое внимание уделяли климату, мытью, паренью, посту. Расцвет гигиены – в Древне Риме – бани по 12 га, весь день в ней проводили в гимнастических упражнениях, беседах. В Средние века – упадок гигиены. Возрождается гигиена в Х1Х веке.

Интенсивно гигиена стала развиваться с середины Х1Х века с ростом капитализма, повлекшим скоплением людей в городах, ростом вредного производства и участившихся больших эпидемий холеры, чумы, тифов. Начались систематические научные исследования в области гигиены.

Макс Петтенкофер (1818-1901гг), немецкий ученый-врач, основоположник гигиенической науки: ввел эксперимент в гигиену, превратив ее в точную науку. Предлагая оздоровлять окружающую среду, он наметил пути профилактики многих болезней. Впервые обратил внимание на личную гигиену как важный фактор многих заболеваний: «насколько человек владеет личной гигиеной – таков его путь по жизни и такова его скорость к смерти»