Новый закон о маломерных судах и их регистрации. Судовой билет

Рост новых пользователей водомоторной техники имеет устойчивый растущий тренд. Катер самый массовый, комфортный и разнообразный вид водомоторной техники. По функциональному назначению могут быть прогулочные, спортивные, рыболовные, пассажирские и т.д.

Потенциальные собственники катеров, которые впервые приобретают водомоторную технику, интересуются вопросами о необходимом наборе документов, предоставляемых для регистрации катера, об органе власти или учреждении, проводящем регистрацию, о предъявляемых требованиях к судовладельцам для управления катером. Но для начала необходимо определиться с понятием «катер».

Согласно действующих нормативных актов, катер – это инженерное сооружение со стационарным расположением движителя, способное перемещаться на воде и нести на себе грузы, перевозить людей.

Права ГИМС

ГИМС (государственная инспекция по маломерным судам) является самостоятельным органом власти, который входит в структуру МЧС РФ.

ГИМС осуществляет контроль и надзор правоотношений, связанных с маломерными судами, в том числе:

  • регистрирует маломерные суда в реестре;
  • выдает судовые билеты гражданам на зарегистрированное судно;
  • проводит освидетельствование (технический осмотр);
  • принимает экзамены по судовождению, выдает гражданам права на управление судном.

Судно менее 20 метров в длину, неспособное поднять на борт больше 12 человек считается маломерным. При этом имеется ограничение по мощности стационарно установленного двигателя. Она ограничена 75 л.с. Ограничений по максимальной мощности для подвесных двигателей не установлено.

Права ГИМС – это документ, подтверждающий право гражданину управлять маломерным судном. Представляет собой удостоверение, похожее на автомобильные права. Удостоверение подтверждает, что судоводитель обладает необходимым уровнем теоретических знаний, умеет на практике безопасно и в соответствии с правилами судовождения управлять маломерным судном.

Права на управление вправе иметь граждане старше 18 лет, которые по состоянию здоровья могут управлять судном.

Виды прав

В ГИМС проводят аттестацию на получение прав управления по следующим категориям в зависимости от типа маломерного судна:

  • гидроцикл;
  • маломерное (моторное судно, парусно-моторное судно, парусное судно, судно особой конструкции).

К районам плавания, в которые разрешено выходить маломерным судам относятся:

  • Внутренние воды. Это озера, не судоходные реки.
  • Внутренние водные пути. Это судоходные реки, где на судоходство действуют правила ВВП.
  • Внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации.
  • Морские прибрежные воды с удалением от берега до 20 миль.

При указании конкретного района плавания устанавливается дальность хождения на судне от берега. Таким образом, действующие ранее категории на право управления маломерным судном «катер», «моторная лодка» объединены в новую категорию «маломерное моторное судно».

В каких случаях требуются права на катер

Права на управление маломерным судном необходимы для управления судном, подлежащим регистрации в реестре маломерных судов.

Не подлежат регистрации маломерные суда, масса которых не превышает 200 кг, и мощность установленного двигателя не превышает 10 л.с. То есть права на управление катером (маломерным моторным судном) требуется, если мощность двигателя находится в пределах от 10 до 75 л.с., а полная масса укомплектованного катера с мотором превышает 200 кг.

Масса катера определяется не по паспортным данным, а взвешиванием вместе с мотором и полной комплектацией необходимых средств.

В случае если мощность двигателя катера превышает 75 л.с., то он выходит за категорию маломерного судна, и поднадзорен речному или морскому регистру.

Обучение

Обучение на право управления катером, можно пройти в учебном заведении, имеющим специальную лицензию. Такие учреждения имеются во всех административных центрах, где имеются органы ГИМС.

Стоимость обучения находится в пределах 7000-8000 рублей. В курс обучения входят теоретическая и практическая части. Практические занятия возможны только в период навигации. По итогам обучения в учебном заведении сдается внутренний экзамен, выдается документ о прохождении курса обучения.

Необходимые документы для сдачи экзамена в ГИМС

Для сдачи экзамена в ГИМС гражданин, желающий получить права предоставляет с заявлением:

  • документ, удостоверяющий личность (паспорт и др.);
  • документ, подтверждающий годность гражданина к управлению маломерным судном (медицинская справка);
  • документы об имеющейся квалификации или подготовке (документ об обучении, имеющиеся права и др.);
  • две цветные матовые фотографии размером 30×40 мм, без уголка;
  • квитанцию об уплате государственной пошлины.

Срок прав ГИМС

Срок действия прав на управления маломерным судном составляет 10 лет. Права, которые были выдана до 1 января 2015 года продолжают действовать до срока их окончания (10 лет со дня выдачи).

Схема оформления в ГИМС прав на катер

После приобретения катера, судовладельцу необходимо:


Судовладелец для регистрации катера предоставляет следующие документы в ГИМС:

  • карточку-заявление установленного образца (как правило, заполняется в электронном виде работниками ГИМС после подачи всех документов);
  • документ, удостоверяющий личность (+копия);
  • ИНН (копия);
  • подлинники и копии документов, подтверждающих законность приобретение катера (судна) и двигателей (подвесных моторов);
  • копии и подлинники технических паспортов на катер (судно), двигатели или подвесные моторы;
  • документы, подтверждающие уплату пошлины за регистрацию катера (судна) и выдачи судового билета.

После прохождения необходимых процедур для получения прав на управление катером, и регистрации катера в ГИМС можно вдоволь наслаждаться отдыхом на водных просторах.

С 2017 года начали действовать обновленные правила регистрации маломерных судов. Чтобы избежать штрафов, каждому владельцу водного транспорта полезно будет ознакомиться с основными изменениями законодательства.

Какие лодки нужно регистрировать в ГИМС 2018

К числу маломерных относятся судна, чья длина не превышает 20 метров. Количество пассажирских мест на нем должно быть менее 12. Если на таком водном транспорте установлен двигатель мощностью менее 8 киловатт (10,8 л.с.), а сама лодка весит меньше 200 кг, то регистрация в ГИМС не нужна (стоит отметить, что масса высчитывается с учетом веса наиболее тяжелого мотора, рекомендованного производителем). В противном случае эта процедура обязательна.

Порядок регистрации в ГИМС 2018

Правила регистрации были изменены согласно приказам МЧС №339 и №340. Теперь процедура проводится по месту жительства владельца лодки (ранее это можно было сделать и по месту нахождения судна).

Регистрация начинается с момента обращения судовладельца (сделать это можно как лично, так и через Госуслуги). Запрос фиксируется в книге учета. После этого заявителю сообщают номер его запроса и дают информацию о дальнейших действиях.

Для принятия решения о регистрации, гражданин должен представить все необходимые документы. Госпошлина оплачивается до передачи бумаг (ее размер составляет 200 рублей), поэтому потребуется еще и квитанция об ее оплате.

По завершении процедуры, заявителю сообщается об успешной регистрации, либо об отказе. В первом случае лодке присваивается номер, а ее собственнику выдается судовой билет. Срок осуществления услуги составляет не более 3 дней. Если заявитель не явится в течение 30 дней со дня подачи запроса, процедура автоматически приостанавливается.

Правила ГИМС 2018: что изменилось?

Нынешние правила регистрации существенно отличаются от тех, что действовали ранее.

  • На обоих бортах лодки должен быть нанесен номер. Согласно новым правилам, он состоит из 11 символов. Размеры цифр и букв остались прежними: не менее 15 см в высоту, 10 см в длину, а ширина линий – 10-15 мм.

  • Теперь на судне в обязательном порядке должен присутствовать государственный флаг. Он располагается на мачте или флагштоке. Если такое расположение недоступно, то флаг наносится сразу за номером судна. В этом случае он должен иметь размеры не менее 300х200 мм.
  • При наличии оснований для отказа в регистрации, срок предоставления услуги может быть увеличен до 30 дней.
  • Начали действовать судовые билеты нового образца. Теперь информация располагается на листе А4. Выдается такой документ всем гражданам, обратившимся в ГИМС после 1 января 2017 года. Поэтому старые билеты тоже остаются действительными.

Оснащение маломерных судов

Мощность установленного на лодке не должна превышать максимально заявленную производителем. Судно должно быть оснащено ходовыми огнями, осветительными приборами и звуковой сигнализацией (это правило не действует, если мощность мотора составляет менее 22,1 киловатт (30 л.с.)). В темное время суток обязательно включение осветительных и ходовых огней.

Лодка не должна иметь серьезных неисправностей. При выходе на воду, судоводитель должен убедиться, что на борту присутствуют по числу пассажиров.

Необходимые документы для регистрации маломерного судна в ГИМС

Для регистрации потребуются следующие документы:

  • Удостоверение личности.
  • Подтверждение права собственности на лодку и двигатель к ней (договор купли-продажи, свидетельство о наследовании и т.д.).
  • Для необходим сертификат.
  • Технический паспорт судна и мотора к нему.
  • Квитанция об уплате пошлины.

На месте будут сделаны копии необходимых документов, а оригиналы возвращены владельцу. При обращении потребуется написать заявление на регистрацию судна.

Получение прав на моторную лодку

Для получения прав на управление лодкой, необходимо пройти обучение (такие услуги предоставляют как частные организации, так и ГИМС). Длится оно около 1,5 месяцев и содержит как теоретическую, так и практическую части.

После окончания курса предстоит экзамен в ГИМС. Для допуска к нему, помимо соответствующего заявления, нужно предоставить копию документа об окончании обучения. Экзамен также состоит из двух частей. При сдаче теории, из 10 вопросов можно ошибиться с двумя. Пересдача допустима через 7 дней. После практического испытания, можно будет сдать документы на получение прав. Оформление длится 10 дней. В удостоверении указывается информация о типах судов, к которым есть допуск, а также о районе плавания. Действуют права 10 лет.

Штрафы ГИМС 2018

При остановке судна сотрудниками ГИМС, судоводитель должен предъявить судовой билет, документ, подтверждающий право собственности на лодку, а также права на ее управления. Если у водителя этих документов с собой не оказалось, штраф составит 100 рублей. При других нарушениях размер штрафов увеличится.

  • От 300 до 500 рублей придется заплатить при нарушении правил плавания: превышение скорости, стоянка в неположенном месте, опасное маневрирование и т.д. (ст.11.7 КоАП РФ).
  • Штраф в 500-1000 рублей грозит лицам, управлявшим судном при отсутствии регистрации или техосмотра на лодку; при наличии у нее неисправностей; при отсутствии номерных знаков; при нарушении правил пассажирооборота (ст.11.8 КоАП РФ).
  • Штраф в 1000-1500 рублей полагается за управление судном без прав на это (ст.11.8 КоАП РФ).

Санкции грозят и при нарушении экологических норм. При повышенном уровне шума или вредных выбросов в атмосферу, полагается штраф в 500-1000 рублей.

Снятие лодки с учета

Согласно новым правилам, для того, чтобы снять лодку с учета, теперь требуется наличие веских оснований. Подтвердить необходимость данной процедуры может любой из следующих документов:

  1. Договор о продаже судна (при снятии с учета должны присутствовать обе стороны).
  2. Справка о том, что судовладелец сменил гражданство.
  3. Документ, подтверждающий гибель или утрату судна.
  4. Судебный акт.

Многие уже знают, что с 1 января 2017 года в силу вступили новые правила регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях. Попробуем разобраться более детально в этом вопросе.

Внимание! Если в ы НЕ покупаете у нас лодку, Мы НЕ отвечаем на вопросы по поводу регистрации, так являемся интернет магазином, и наши знания ограничены. Вопросы по поводу регистрации адресуйте в государственную инспекцию по маломерным судам (ГИМС)

Ссылки на новые правила ГИМС для маломерных судов 2017

Новая редакция правил ГИМС 2017 (Согласно приказу №340) года вступила в законную силу с 1 января, и уже успела наделать шуму среди обывателей. Новые нормативные правовые акты по вопросу регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.
«Административный регламент МЧС России предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (Приказ МЧС России от 24.06.2016 г. №339).
«Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (Приказ МЧС России от 24.06.2016 г. №340).
Согласно этим приказам, новый порядок регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, существенно отличается от действующего, который устанавливал приказ МЧС России от 29.06.2005 г. №500.

Для начала надо вспомнить что же такое маломерное судно. Это судно, длина которого не более 20 метров, количество пассажиров – не более 12 человек. Согласно правилам от 2015г., государственной регистрации в органах ГИМС МЧС России подлежат те маломерные суда, которые используются в некоммерческих целях, масса которых свыше 200 кг. или если мощность установленного двигателя (лодочного мотора) свыше 8 кВт (9.9л.с.).

Как определить массу маломерного судна

Основные отличия от правил ГИМС 2016

Регистрация

Было. До нововведений, все процессы, связанные с регистрацией судна выполнялись по месту жительства того человека, на кого оно было оформлено, или же там, где судно базировалось.
Стало. Сейчас же, после вступления в законную силу изменений в правилах, вся процедура регистрации будет проходить по адресу регистрации собственника судна в любом подразделении Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России на территории РФ.

Номер маломерного судна

Было. До вступления в законную силу новых правил регистрации маломерных судов, в редакции 2016 специальный номер регистрации включал в себя 7 знаков, среди которых было 3 буквы и 4 цифры. Судовладельцы наносили его на оба борта, с некоторыми техническими особенностями. Так, располагаться он должен был на расстоянии ¼ длины корпуса судна от форштевня, и обязательно – в одну строчку. В высоту буквы должны были быть не менее 150 мм, в ширину – 100 мм, а толщина линий -15-20 мм. Когда конструктивные особенности судна не позволяли хозяину нанести номер в соответствии с правилами, то размеры и место нанесения регистрационного номера определял орган регистрации.

Стало.

Стало. Регистрационный номер должен быть нанесен на обоих бортах. Он наносится одной строкой так, чтобы середина номера находилась на расстоянии 1/4 длины корпуса судна от форштевня.
В соответствии с новыми Правилам 2017 года высота цифр и букв остается прежней – 15 см, но так как по длине номер получается в два раза больше, чем прежде, то на многие суда (особенно на лодки ПВХ), он физически не помещается, поэтому Правилами предусмотрено разрешение наносить номера меньего размера, который физически возможно разместить на борту с учетом конструктивных особенностей судна. В таких случаях размеры и место нанесения номера определяются органом регистрации, о чём делается запись в судовом билете и реестре маломерных судов.

Структура нового регистрационного номера ГИМС 2017 г.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Буквы Порядковый номер Обозначение субъекта Российской Федерации

Разряды 1, 2 - это 2 буквы русского алфавита, имеющие свои аналоги в латинском алфавите.
3,4,5,6 – цифры порядкового номера. Их всегда 4: от 0001 до 9999.
Разряды 7,8,9 – трехбуквенный код нашей Родины, России, а именно «RUS».
10,11 – двух-цифровой код субъекта РФ (по аналогии с автомобильными номерами).
Например, лодка зарегистрирована в Московской области. Её регистрационный номер будет выглядеть примерно так: РГ 1221 RUS 50
Регистрационный номер наносится контрастным цветом на обоих бортах судна. Середина регистрационного номера должна находиться на расстоянии 1/4 длины корпуса от форштевня одной строкой. Высота букв и цифр должна быть не менее 150 мм, ширина - 100 мм, а толщина линий шрифта - 15 - 20 мм. («Правила», п.9)
Таким образом, длина номера составит примерно 1,40 м без учёта флага, который в соответствии с новыми Правилами ГИМС 2017 г. теперь в обязательном порядке требуется наносить на все суда. Не размещать флаг РФ на бортах судна можно лишь в том случае, если конструкция судна предусматривает наличие флагштока и/или мачты и на них уже имеется флаг РФ. Если же на судне нет ни того, ни другого, изображение флага размером не менее 300 Х 200 мм наносится сразу за номером. Вместе с флагом длина номера составит около 1,60-1,75 м.

Срок предоставления государственной услуги

Было. В редакции 2016 года, все маломерные суда проходили процесс регистрации, либо получали отказ в получении этой процедуры - в течение 3-х рабочих дней с того момента, как соответствующий орган государственной власти получал весь необходимый пакет документов.
Срок предоставления государственной услуги со дня приема документов заявителя до получения результата государственной услуги - не более 3 рабочих дней. При обнаружении в документах заявителя оснований для приостановления предоставления государственной услуги срок предоставления государственной услуги может быть продлен на 30 рабочих дней.
Государственная пошлина за исключением (снятие с учета) из реестра маломерных судов
Было. Ранее такая пошлина не взималась.
Стало. Теперь же государственная пошлина установлена в размере 200 руб.
Флаг РФ
Было. Ранее наносить флаг на судно мы имели право, но не были обязаны.
Стало. Теперь Государственный флаг РФ мы не только имеем право нести на своем борту, но и обязаны это делать.

Отказ в регистрации

В новые правила 2017 года были добавлены следующие пункты:
Наличие признаков изменения, уничтожения маркировки, нанесенной строителем судна;
Представление заявителем документов, числящихся утраченными или похищенными;
неявка заявителя в орган регистрации, в срок превышающий 30 календарных дней с назначенной даты.

Новый судовой билет формата А4

Теперь судовой билет будет представляет собой не книжечку, а лист, что называется, гербовой бумаги формата А4, заполненный с двух сторон.

Новый судовой билет называется теперь «СУДОВОЙ БИЛЕТ маломерного судна, используемого в некоммерческих целях», что ниже продублировано на английском: «VESSEL CERTIFICATE non-commercial small craft (20 meters overall length or less and no more than 12 persons on board)». Названия всех полей судового двойные: на русском и на английском.

Лицевая и оборотная стороны бланка судового билета имеют водяной знак в виде волн и защитную фоновую сетку, плавно переходящую из розовой цветовой гаммы в центральной части к голубой - в верхней и нижней частях. В центральной части лицевой стороны в виде прозрачной подложки изображена стилизованная эмблема ГИМС МЧС России диаметром 8 см (приложение N 3 к Правилам государственной регистрации маломерных судов).

Как и другие важные документы судовой билет должен храниться у Вас дома в надёжном месте. А вот с собой на лодке Вы должны возить копию, заверенную ГИМС, которую Вам там сразу же и выдадут вместе с оригиналом. Если вдруг эту копию Вы потеряли или нужна ещё одна, для её получения просто берёте оригинал и идёте в ГИМС.

Время от подачи документов на регистрацию до выдачи судового - 3 дня. Однако если будут найдены основания для приостановления регистрации, срок предоставления данной государственной услуги может быть продлён до 30 дней.

Новые судовые, и, соответственно, новые бортовые номера будут выдаваться с 2017 г. при регистрации маломерных судов.

Все, кто зарегистрировал лодки до 2017 г. пока остаются со старыми номерами и судовыми билетами.

Ознакомительное видео по новым правилам регистрации 2017года. Отвечает старший госинспектор по маломерным судам Центра ГИМС МЧС России по Кемеровской области Кижаев Роман Сергеевич. 03марта 2017г. /Что нового в регистрации маломерных судов? Какие суда попадают под регистрацию? На кого распространяются новые Правила? Как наносить бортовые знаки? и т.д.

Для новичков раскрою подроб но: новый федеральный закон № 36.

Введено единое для всех ор ганизаций определение, описыва ющее маломерное судно (МС). МС - это плавсредство длин ной не более 20 метров с количест вом людей на борту не более 12, его классификация, освидетельст вование и государственная регист рация в реестре маломерных судов осуществляется ГИМС МЧС России, выдаётся судовой билет.
МС массой до 200 кг и мощно стью двигателя до 8 кВт (10 л.с.) не подлежат государственной регистрации - на такие суда до кументы о государственной ре гистрации не выдаются, класси фикация и освидетельствование не производятся.
Пример: кладём лодку на весы (или смотрим её паспорт), видим 200 кг - следовательно, это плав средство не требует регистрации.
Рассматривается вес только лодки, а не комплекта. Формулировка про 200 кг веса лодки очень удачна, под неё попа дают все возможные конструкции плавсредств.
Итак, если у вас:

  • надувная транцевая лодка весом 200 кг;
  • пластиковая лодка 200 кг;
  • металлическая лодка 200 кг;
  • разборная композитная лодка 200 кг;
  • деревянная лодка 200 кг;
  • надувные лодки типа «Турист3» весом 25 кг и грузоподъём ностью 300 кг;
  • всяческие байдарки;
  • парусные и гребные туристические катамараны;
  • лодки с электромоторами.

и если вы собираетесь эксплуа тировать вышеперечисленные плавсредства с моторами не более 10 л.с., то данные комплекты не подлежат регистрации и не требу ют ежегодного техосмотра. Несмотря на «ослабление гаек», ГИМС попрежнему будет контро лировать все МС, поэтому, чтобы у вас не произошло недоразумений на воде, настоятельно вам советую возить с собой на рыбалку копии документов на лодку, мотор и ва шего гражданского паспорта.
За нарушение «Правил плава ния МС» штрафовать будут по —прежнему.
Дальше читают те, кому мало моторчика на 10 лошадок.
Если вы приобрели МС массой до 200 кг, но решили установить на него мотор мощностью 15 л.с., то такой комплект уже подлежит ре гистрации. Частенько говорят, что его надо зарегистрировать в тече ние 30 дней - иначе расстрел на месте. Это пережитки прошлого, никто вам в ГИМСе и слова плохого не скажет, пришли через полгода - и то хорошо. В Санкт-Петербур ге отделение ГИМС по регистрации лодок расположено на улице Пень ковой, дом 6.
Рассмотрим покупку лодки и мотора (новых) 31 декабря 2011 го да (скидка в такой денёк неплохая, наверное). Если попадёте в ГИМС до 31 декабря 2012 года, то пройдё те первичное освидетельствование и получите талон техосмотра на три года (опоздаете на день - только на год). Если лодка новая, а мотор из комиссионки (и наоборот, соответственно), то техосмотр вы даётся только на год. Допустим, вы купили бывшую в употреблении лодку и мотор в
конце сентября, зарегистрировали её в октябре, тогда вы получаете техосмотр на этот год (на самом де ле до закрытия навигации в нояб ре). Следовательно, весной перед началом навигации вам лодку с мо тором снова надо предоставлять в ГИМС (ещё техосмотр можно сде лать на Крестовском острове, Юж ная дорога, д. 12).
В настоящее время даже новую лодку и мотор (подлежащие регис трации) необходимо везти в ин спекцию на Пеньковую, дом 6 (бю рократия отступает, но не сдаётся), там есть такая большая площадка под открытым небом. Приём счаст ливчиков со свежеприобретённы ми плавсредствами происходит с понедельника по четверг, перерыв
с 13:00 до 14:00.
Лирическое отступление: если вы гражданин России, то можете зарегистрировать лодку в любом отделении ГИМСа, т.е. вы, петер буржец, может зарегистрировать её на Камчатке, проходить ТО в При озёрске, а рыбачить на Волге. Не достатком данного метода является то, что при снятии лодки с учёта вам придётся ехать на Камчатку.
Зарегистрировать лодку без мо тора можно, но мероприятие это по сути бессмысленное, т.к., чтобы вписать мотор в судовой билет, по тратите ровно столько же времени.
Отдельно мотор зарегистрировать нельзя.
Итак, заходите в комнату к ин спекторам ГИМС и говорите: мол, хочу как законопослушный граж данин зарегистрироваться. Ин спектор идёт с вами на смотровую площадку, фотографирует шильды лодки и мотора (накачивать плав средство не надо), составляет акт первичного технического освиде тельствования, вернувшись к себе в кабинет, потом выдаёт вам две квитанции на оплату госпошлины за регистрацию (1000 руб.) и судо вой билет (100 руб.). Далее вы от правляетесь в ближайшую сберкас су на Чапаева, дом 2 (пешком 5 ми нут от ГИМСа), которая работает без перерыва. Оплачиваете и воз вращаетесь к тому же инспектору. После этого он начинает заполнять учётную карточку судна. Вот здесьто и понадобятся паспорта лодки и мотора, по ним инспектор определит дату продажи и изготов ления, узнает её ширину и грузо подъёмность, диаметр баллона (на шильде лодки есть только длина, максимальное колво пассажиров и допустимая мощность мотора). Из полученных данных он выводит
формулу класса и удаление от бе рега. Если вы купили лодку в ко миссионке, то паспорт на неё поте рян в 99% случаев, поэтому сде лайте заранее ксерокопию паспор та аналогичной лодки. Если лодка была ранее зарегистрирована, то понадобится судовой билет преды дущего владельца со штампом о снятии с учёта.
Обычно вместе с вами это дела ют человек пятьдесят, а если очень не повезёт, то ещё больше. По зако ну МС должно быть зарегистриро вано в течение 3х дней, один мой знакомый в прошлом году потратил два дня на регистрацию.

Подсчи тайте, сколько стоит ваш рабочий день… и купите мотор до 10 л.с. Нюансы 2013 года Техосмотру подлежат только МС с лодочными моторами > 10 л.с. ТО стал бесплатным. Бумажный вкладыш более не выдаётся, у вас будет только штамп в судовом би лете. Пункты ТО - см. выше.
МС с моторами < 10 л.с. подле жат снятию с учёта. Некоторые то варищи не хотят этого делать, мол, судно останется без номеров. Ни чего страшного не произойдёт, ведь у вас на руках останется пога шенный судовой билет. Нормы снабжения МС сейчас пересматриваются, так как возник ла несостыковка в документах. Ес ли ваше МС не подлежит регистра ции, то соответственно нет судо вого билета и необходимое просто некуда вписать. Глупость законов в России ком пенсируется их неисполнением. Частенько на базах проката пластиковые лодки зарегистриро ваны как гребные (хотя по сути они моторногребные). Вешая свой микромотор, вежливо общайтесь с инспекторами, и тогда всё будет хорошо!

Если лодка на базе заре гистрирована как моторная, то про блем нет. Можно взять и катер с мотором более 10 л.с., тогда понадобятся до веренность от базы и права. И главное, чтобы не испортить себе отдых и обеспечить безопас ность, обязательно надевайте спа сательные жилеты оранжевого цвета.

Влад Багров

Пока не наступил водно-моторный сезон, и любители покатушек проверяют экипировку, самое время заняться теоретической подготовкой. Как многие знают, с 1 января текущего года в силу вступили новые правила регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях. Давайте разберемся более детально в этом вопросе.

Новые правила ГИМС для маломерных судов 2017

Новая редакция правил ГИМС 2017 (Согласно приказу №340) года вступила в законную силу с 1 января, и уже успела наделать шуму среди обывателей. У пользователей нашего сайта возникли вопросы, которые мы решили адресовать непосредственно в ГИМС НСО РФ. Что из этого вышло, вы можете прочитать в статье.

Новые нормативные правовые акты по вопросу регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.

  • «Административный регламент МЧС России предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (Приказ МЧС России от 24.06.2016 г. №339).
  • «Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (Приказ МЧС России от 24.06.2016 г. №340).

Согласно этим приказам, новый порядок регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, существенно отличается от действующего, который устанавливал приказ МЧС России от 29.06.2005 г. №500 .

Порядок регистрации маломерных судов в ГИМС 2017

Чтобы разобраться в этом вопросе, мы, прежде всего, должны четко понимать – что такое маломерное судно. Это судно, длина которого не более 20 метров, количество пассажиров – не более 12 человек. Согласно правилам, государственной регистрации в органах ГИМС МЧС России подлежат те маломерные суда, которые используются в некоммерческих целях, масса которых свыше 200 кг. или если мощность установленного двигателя (лодочного мотора) свыше 8 кВт.

Как определить массу маломерного судна

На мотолодку «Казанка-М» можно устанавливать мотор мощностью до 25 л.с. включительно. Из существующих моторов мощностью 25 л.с. наиболее тяжелым является 4-х тактный ПЛМ Mercury F 25ELPT, вес которого - 82 кг. Таким образом, масса укомплектованной мотолодки «Казанка-М» составляет 227 кг. Отсюда вывод – согласно новому регламенту, придется ее регистрировать, независимо от того, какой мощности будет установлен на нее мотор.

Пример № 2.

Моторная лодка «Посейдон-480» имеет массу с оборудованием и снаряжением 110 кг. Если раньше её владелец пользовался ею с ПЛМ мощностью, например 10 л.с. весом 35 кг, то она не подлежала государственной регистрации, так как общий вес был менее 200 кг. Теперь нужно учитывать вес ПЛМ максимальной мощности, которая рекомендована производителем судна. Для рассматриваемой нами модели максимально разрешенная мощность двигателя составляет 50 л.с., а современные двигатели этой мощности, на которые мы и будем ориентироваться в первую очередь, имеют массу больше 100 кг. А это значит, что общая масса комплекта будет превышать разрешенные 200 кг. и такую моторную лодку необходимо регистрировать.

Пример № 3.

Еще один пример, с советской лодкой - «МКМ». Ее масса оборудованного корпуса составляет 150 кг. С мотором Yamaha 9.9 FMHS эта лодка будет весить 186 кг, что меньше 200 кг. Однако по паспорту на «МКМ» можно ставить моторы до 25 л.с. включительно. Возьмем 25-сильный мотор от того же производителя: Yamaha 25 BWS. Он весит 56,5 кг. Рассчитываем - 150+56,5=206,5 кг. Масса судна больше 200 кг, следовательно, оно должно быть зарегистрировано в ГИМС с выдачей судового билета.

Основные отличия от правил ГИМС 2016

А теперь перейдем к самому интересному. На просторах интернета мы собрали самые трепетные вопросы, которые связаны с отличием старых правил регистрации от новых, и сделали для вас подборку в сравнении.

Регистрация

  • Было. До нововведений, все процессы, связанные с регистрацией судна выполнялись по месту жительства того человека, на кого оно было оформлено, или же там, где судно базировалось.
  • Будет. Сейчас же, после вступления в законную силу изменений в правилах, вся процедура регистрации будет проходить по адресу регистрации собственника судна в любом подразделении Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России на территории РФ.

Номер маломерного судна

  • Было. До вступления в законную силу новых правил регистрации маломерных судов, в редакции 2016 специальный номер регистрации включал в себя 7 знаков, среди которых было 3 буквы и 4 цифры. Судовладельцы наносили его на оба борта, с некоторыми техническими особенностями. Так, располагаться он должен был на расстоянии ¼ длины корпуса судна от форштевня, и обязательно – в одну строчку. В высоту буквы должны были быть не менее 150 мм, в ширину – 100 мм, а толщина линий -15-20 мм. Когда конструктивные особенности судна не позволяли хозяину нанести номер в соответствии с правилами, то размеры и место нанесения регистрационного номера определял орган регистрации.

  • Будет. Теперь же, после изминения в 2017 году, специальный регистрационный номер судна состоит не из 7 знаков, а уже из 11. Включает в себя он 2 буквы, 4 цифры, и в конце номер региона РФ. У нас это - RUS 54. Располагаться он должен так же – в одну строчку, и каждом борту. Наносить его нужно будет так, чтобы геометрическая середина знака находилась на расстоянии ¼ длины корпуса судна от форштевня. Что касается высоты букв, ширины и толщины линий, то никаких нововведений тут нет. Все по-старому. Если невозможно выполнить такие требования, то место нанесение определяет так же – орган регистрации судна, и заносит это в судовой билет и реестр.

Срок предоставления государственной услуги

  • Было. В редакции 2016 года, все маломерные суда проходили процесс регистрации, либо получали отказ в получении этой процедуры - в течение 3-х рабочих дней с того момента, как соответствующий орган государственной власти получал весь необходимый пакет документов.
  • Срок предоставления государственной услуги со дня приема документов заявителя до получения результата государственной услуги - не более 3 рабочих дней. При обнаружении в документах заявителя оснований для приостановления предоставления государственной услуги срок предоставления государственной услуги может быть продлен на 30 рабочих дней.

Государственная пошлина за исключением (снятие с учета) из реестра маломерных судов

  • Было. Ранее такая пошлина не взималась.
  • Будет. Теперь же государственная пошлина установлена в размере 200 руб.

Флаг РФ

  • Было. Ранее наносить флаг на судно мы имели право, но не были обязаны.
  • Будет. Теперь Государственный флаг РФ мы не только имеем право нести на своем борту, но и обязаны это делать.

Отказ в регистрации

В новые правила 2017 года были добавлены следующие пункты:

  • Наличие признаков изменения, уничтожения маркировки, нанесенной строителем судна;
  • Представление заявителем документов, числящихся утраченными или похищенными;
  • неявка заявителя в орган регистрации, в срок превышающий 30 календарных дней с назначенной даты.

Мнение эксперта

Ферапонтов Евгений Евгеньевич, старший государственный инспектор Новосибирского инспекторского отделения, ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по НСО»:

Еще один интересный момент, о котором стоит сказать – это то, что с 2017 года изменился судовой билет. Теперь он представляет собой не книжку, как было ранее, а лист, размером А4, который будет заполнен с двух сторон.

Называться данный документ будет так: «Судовой билет маломерного судна, используемого в некоммерческих целях». Ниже будет дубляж этой записи на английском языке: «VESSEL CERTIFICATE non-commercial small craft (20 meters overall length or less and no more than 12 persons on board)».

На обеих сторонах билета будут присутствовать водяные знаки. В центре лицевой стороны - в виде прозрачной подложки изображена стилизованная эмблема ГИМС МЧС России диаметром 8 см.

Немаловажен тот факт, что с собой на судно можно брать не оригинал, а копию билета, которую требуется предварительно заверить в подразделении ГИМС.

Регистрация по новым правилам только началась, поэтому заявок и проведений было пока мало. Но хочется отметить, что все относятся к процессу регистрации по новым правилам - с пониманием.

Соблюдение норм в сфере маломерных судов поможет вам спокойно путешествовать по красивейшим, необъятным водным просторам нашего региона и не только.

Друзья, в подготовке материала выражаем благодарность региональному центру ГИМС МЧС России по НСО. Если у вас будут какие-то вопросы, ответы на которые вы не получили из данной статьи, пишите их в комментариях, либо в нашей , и мы обязательно их предадим в ГИМС. Полученные ответы будут размещены тут, как добавление к статье.

Давайте вместе сделаем понятное пособие – «Как разобраться в новых правилах регистрации маломерных судов»!