Определение гипотезы, диспозиции и санкции. Виды диспозиций в уголовном праве: примеры

Логическая структура правовой нормы представляет из себя внутреннюю форму организации и выражения правовой нормы (внешней является позитивное нормативное предписание).

Элементы : гипотеза, диспозиция, санкция. Правовое регулирование осуществляется по принципу «если-то-иначе».

Гипотеза - та часть, которая указывает на условия, при наличии которых необходимо руководствоваться данной правовой нормой.

Диспозиция закрепляет правило поведения, которого необходимо придерживаться при наличии условий, указанных в гипотезе.

Санкция указывает на неблагоприятные последствия, наступающие в случае нарушения диспозиции.

Проблемы возникают в связи с тем, всегда ли у правовой нормы есть гипотеза, санкция, всегда ли логическая структура правовой нормы предстаёт в виде трёх элементов, сколько на самом деле элементов.

Виды гипотез:

Простые,

Альтернативные (или),

Кумулятивные (и).

Простая указывает на одно условие.

Альтернативная : при наличии любого из двух или более условий необходимо следовать предписаниям диспозиции.

Кумулятивная : указывает два или более условия, которые должны иметься в совокупности для того чтобы необходимо было следовать предписаниям диспозиции.

Диспозиции:

Императивные,

Диспозитивные.

Императивные - однозначно предписывают тот или иной вариант поведения.

Диспозитивные - предоставляют субъектам возможность определенного выбора варианта поведения.

Не совсем правильно так делить, т.к. любая норма диспозитивна, в том числе диспозитивная. Любая диспозиция правовой нормы одновременно и диспозитивная, и императивная.

Принято говорить о разной мере проявления диспозитивности и императивности той или иной правовой нормы.

Можно говорить о разных способах выражения диспозитивности диспозиции.

Она может быть выражена в том, что субъекту предоставляется возможность выбора между двумя или более вариантами поведения. Иногда эти диспозиции называются альтернативными.

Следующая возможность - то , что диспозиция управомочивает лицо на совершение определенных действий в определенных границах, пределах (в этих границах он может самостоятельно выбирать возможности своего поведения).

Другой вариант выражения диспозитивности правовой нормы - указание на то, что субъекты могут урегулировать свои отношения некоторым иным образом, чем предписан в правовой норме («если в законе/договоре не предусмотрено иное») - многие теоретики именно такие диспозиции называют диспозитивными. Другие думают, что «если в договоре не установлено иное» - это элемент гипотезы уже новой правовой нормы (тогда та норма - с императивной диспозицией). Под понятием «диспозитивной диспозиции» объединяются диспозиции двух разных норм с разными гипотезами.


Санкция - это такой элемент логической структуры правовой нормы, который указывает на неблагоприятные последствия, которые претерпевает лицо в случае нарушения диспозиции.

Санкции бывают двух видов:

1) санкции, направленные на восстановление нормального состояния правоотношений;

2) карательные - устанавливают наказание за совершенное правонарушение и не имеющие целью восстановление нормального состояния правоотношений.

Санкции первого вида могут устанавливаться как:

Аккумулирующие - не признающие юридической силы за теми или иными действиями, совершёнными в нарушение правовых норм

Пресекательные - предписывающие прекращение неправомерных действий;

Восстановительные - предусматривающие компенсацию ущерба, причинённого неправомерными действиями.

Все санкции заключаются в том , что нарушитель обязан претерпевать принудительное воздействие на него - это и есть основное содержание санкции.

Есть и другая позиция, которая не признаёт санкциями меры правовосстановительного характера, т.к. в данном случае правонарушитель не претерпевает дополнительных неблагоприятных последствий, а его лишь принуждают выполнить свою юридическую обязанность.

А сторонники первой точки зрения полагают, что само претерпевание государственного принуждения представляет собой санкцию. А цели могут быть при этом двух видов: восстановление нормального состояния правоотношений и установление наказания за совершенное правонарушение.

С точки зрения определённости предполагается деление санкций на виды:

1) определённые санкции - однозначно определяют предусмотренные вид и меру неблагоприятных последствий, которые наступают в случае нарушения диспозиции правовой нормы;

2) относительно определённые - указывают на вид неблагоприятного последствия, которое наступает в случае нарушения диспозиции правовой нормы, но допускают различную меру его проявления;

3) альтернативные - указывают на два и более неблагоприятных последствия, любое из которых может наступить в случае нарушения диспозиции правовой нормы (например, штраф или лишение свободы); в свою очередь виды могут представлять собой определенные или относительно определённые санкции;

4) кумулятивные: несколько последствий, которые одновременно наступают (например, смертная казнь с конфискацией имущества). Эти последствия могут представлять собой разные санкции с разными сроками.

Итак, три элемента правовой нормы.

Какие здесь существуют проблемы?

Во-первых, всегда ли в логической структуре правовой нормы присутствуют все три элемента?

Что есть диспозиция, не спорят.

Оспаривают обязательность наличия гипотезы и санкции.

Л. Петражицкий и некоторые другие считали, что гипотеза не является обязательным элементом логической структуры правовой нормы. Он считал, что есть условные и безусловные нормы. Условные нормы - предписания, которым необходимо следовать в силу предписаний диспозиции правовой нормы; безусловные нормы - предписания, которым необходимо следовать всегда. Например, убийство: нельзя совершать убийство (хотя тоже спорно, т.к. его можно совершать во время войны и т.д.).

Существует предельная гипотеза - предписаниям данной правовой нормы необходимо следовать всегда.

Санкция: её обязательное наличие оспаривается по двум основаниям:

Она не является способом обеспечения обязательности того или иного варианта, который может быть социально типичным для данного вида общественных отношений;

Существуют нормы, которые явно, очевидно не содержат в себе санкцию (Например: государственная власть в РФ осуществляется в соответствии с принципом разделения властей). (Однако: те или иные действия органов государственной власти, которые нарушают принцип разделения властей, могут быть признаны Конституционным Судом неконституционными. То есть можно найти положение, представляющее собой санкцию этой правовой нормы. Следовательно, любое предписание нормативного характера, любая правовая норма, чтобы носить принудительный характер, должна обеспечиваться санкцией.)

Проблема в том , что конкретные нормативные предписания редко формулируются по принципу «если - то - иначе». Как правило, логическая структура правовой нормы - «если - то». То, что принято называть санкцией обычно представляет собой другую правовую норму, тоже по форме «если - то», но: «если» будет нарушаться диспозиция первой правовой нормы, «то» последует такая САНКЦИЯ. Получается четырёхэлементная структура: «если - то, а если иначе - то».

Для европейской правовой традиции трёхкомпонентная структура нормы была не свойственна. Обычно говорили о наличии двухэлементной структуры и о наличии отдельной санкции. Поэтому весь спор, имеет ли правовая норма двух-, трёх- или четырёхкомпонентную структуру, бессмыслен, т.к. любое правило поведения включает в себя три элемента; и эти три элемента будут реально реализовываться по четырёхкомпонентной структуре; и любое одиночное конкретное правило поведения включает в себя 2 элемента: гипотезу и диспозицию.

В системе позитивного права существуют:

1) регулятивные нормы, состоящие из гипотезы и диспозиции,

2) охранительные нормы, где гипотеза - это то, что нарушено другое правило, а диспозиция указывает на то, какая санкция должна быть применена в случае нарушения условий, указанных в диспозиции.

Но всё же деление норм на охранительные и регулятивные условно, т.к. охранительные могут играть роль регулятивных, а регулятивные могут играть роль охранительных. (Например, убийство).

1) Охранительная норма: Человек должен строить свою жизнь так, чтобы не убивать других людей. Если совершено убийство, то убийца подлежит такому наказанию…

2) Регулятивная норма: Если было совершено убийство, судья должен назначить такое наказание Судьи, вынесшие незаконное решение, подлежат ответственности.)

Право в целом как определенную систему правовых норм можно тоже представить в виде правовой нормы, которая регулировала бы сферу его применения, порядок и характер действия.

Логическая структура нормативно-правового регулирования может быть представлена в виде двух таких систем в зависимости от типа правопонимания:

Позитивизм : все лица, находящиеся на территории государства или являющиеся гражданами данного государства (гипотеза), обязаны следовать праву, установленному данным государством (диспозиция). В противном случае к ним будут применены последствия, установленные правом данного государства (санкция).

Либертарная теория : все отношения являющиеся по своему характеру формально-ролевыми отношениями (гипотеза), должны регулироваться по принципу формального равенства (диспозиция), в противном случае данные отношения утратят правовой характер (санкция).

Когда мы представляем право в виде общей схемы правового регулирования, санкция носит характер общей санкции: отношение перестаёт быть правовым. То есть эта логическая структура указывает условия осуществления правового регулирования.

Гипотеза, диспозиция и санкция – части нормы права. Каждая из них выполняет свою функцию. Гипотеза - такая часть нормы, которая содержит указание на те условия (фактические обстоятельства), с наступлением которых действует данная норма. Она содержит условие реализации правовой нормы. Это может быть, например, признак субъекта правонарушения, такой как возраст и его вменяемость. Гипотеза - неотъемлемый элемент нормы, ее точность и определенность есть условие реализации нормы. Отсутствие такой определенности затрудняет использование предусмотренных нормой возможностей ее адресатами - гражданами, и их объединениями. Если же норма закрепляет полномочия государственного органа, то неопределенность перечисленных в ее гипотезе обстоятельств наделяет властные структуры дискреционной властью, то есть легальной (узаконенной) возможностью поступать по своему усмотрению. В зависимости от характера закрепленных в норме обстоятельств, с которыми она связывает наступление (прекращение) юридических последствий, различают простые, сложные и альтернативные гипотезы. Простая - это гипотеза, в которой указано одно обстоятельство с наличием или отсутствием которого связывается действие нормы (наступление юридических последствий). Так, в соответствии со ст. 155 УК РФ факт разглашения тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений квалифицируется как преступление. Такое преступление является оконченным независимо от наступления каких-либо общественно опасных последствий как для усыновителей, так и усыновленных. Иначе говоря, в данном случае достаточно одного обстоятельства - факта сообщения кому бы то ни было об имевшем место усыновлении (удочерении), чтобы деяния виновного были квалифицированы по ст. 155 УК РФ. Помимо этого каких-то других обстоятельств закон не требует. Сложная гипотеза - предполагает наличие или отсутствие одновременно двух или нескольких обстоятельств, с которыми данная норма связывает определенные правовые последствия. К примеру, в соответствии с пунктом 1 ст. 20 Федерального закона от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражным управляющим может быть гражданин РФ, который соответствует следующим требованиям: зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя; имеет высшее образование; имеет стаж руководящей работы не менее чем 2 года в совокупности; сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих; прошел стажировку не менее 6 месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего; не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления; является членом одной из саморегулируемых организаций. Наличие всех этих обстоятельств (исключая одно из них - отсутствие судимости) образует сложную гипотезу - юридический факт, с которыми данная норма связывает возникновение правоотношения. Альтернативная гипотеза - связывает действие нормы с одним из нескольких перечисленных в законе обстоятельств. Так, в соответствии со ст. 311 УПК РФ подсудимый, находящийся под стражей, подлежит немедленному освобождению в зале суда в случаях вынесения: 1) оправдательного приговора; 2) обвинительного приговора без назначения наказания; 3) обвинительного приговора с назначением наказания и освобождением от его отбывания; 4) обвинительного приговора с назначением наказания, не связанного с лишением свободы, или наказания в виде лишения свободы условно. Наличие хотя бы одного из перечисленных обстоятельств достаточно для того, чтобы суд (судья) принял решение об освобождении подсудимого из-под стражи. Диспозиция - достаточно устойчивая предрасположенность личности к определенному характеру и четкой последовательности поведенческих актов. Она непосредственно формулирует правило поведения, которое является правомерным, а также раскрывает признаки поведения неправомерного. Если изучаемая вами статья относится к гражданскому праву, скорее всего, в диспозиции будут описаны принципы правомерного поведения. Напротив, в статьях уголовного кодекса вы увидите список признаков запрещенных действий. В зависимости от формы выражения диспозиции подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие, Управомочивающие диспозиции предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных и них положительных действий, определяют тот или иной вариант их возможного, дозволенного поведения. В качестве операторов волевого поведения субъектов в управомо-чивающих диспозициях выступают слова «вправе», «имеет право», «может». Например, диспозиция нормы, содержащейся в части 2 статьи 45 Конституции РФ: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не противоречащими закону». Обязывающие диспозиции возлагают на субъектов обязанность совершения определенных положительных действий, предписывают им тот или иной вариант должного поведения. В качестве операторов волевого поведения в обязывающих диспозициях используются слова: «обязан», «должен», «подлежит». Например, диспозиция нормы, закрепленной в части 2 статьи 15 Конституции РФ: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Запрещающими называются диспозиции, содержащие запрет совершения определенных противоправных действий (или бездействия). Запрещающая диспозиция – требование воздерживаться от определенного варианта отрицательного поведения, которое законом признается правонарушением. Операторами волевого поведения в запрещающих диспозициях служат слова: «запрещается», «не вправе», «не может», «не допускается». Например: «При приеме на работу запрещается требовать от трудящихся документы помимо предусмотренных законодательством» (ст. 19 Кодекса законов о труде РФ). Запрещающими являются все нормы Особенной части УК РФ, поскольку диспозиция каждой из них заключается в запрете совершения определенного вида преступления под угрозой наказания. В случае нарушения диспозиции правовой нормы вступает в действие предусмотренная данной нормой санкция. Санкция - часть правовой нормы, содержащая указания на неблагоприятные последствия, наступающие при нарушении нормы. В ней указываются все правовые последствия, и негативные, и позитивные. Санкция может быть сформулирована как вид и мера наказания, а также как поощрительная мера. По степени юридической определенности различают абсолютно определенные и относительно определенные. Абсолютно определенными именуют те санкции, которые предельно точно определяют размеры (объем) неблагоприятных последствий (например, отстранение от работы работника, появившегося на работе в нетрезвом состоянии - ст. 38 Трудового кодекса РФ. Или, в соответствии с ч. 2 ст. 12.9. Кодекса РФ об административных правонарушениях, превышение установленной скорости движения автотранспортного средства на величину от 20 до 40 километров в час влечет наложение административного штрафа в размере одного минимального размера оплаты труда. Относительная определенность санкции проявляется в том, что в ней определяются рамки неблагоприятных последствий - от минимальных до максимальных неблагоприятных последствий. Формула этого вида санкций в охранительных отраслях права (прежде всего в уголовном) вписывается в схему: «наказывается «от» и «до» либо только до определенного срока. Например, похищение человека наказывается лишением свободы на срок от четырех до восьми лет (ч. 1 ст. 126 УК РФ). В действующих Уголовном кодексе РФ и Кодексе РФ об административных правонарушениях относительно определенными санкциями снабжены абсолютное большинство норм. По характеру последствий, сформулированных в норме, различают санкции штрафные, или карательные и правовосстановительные. Штрафные санкции связаны с неблагоприятными последствиями личного или имущественного характера, которые обязано претерпеть лицо, совершившее правонарушение (штраф, общественное порицание, исправительные работы, лишение свободы, конфискация имущества - в уголовном праве; компенсация морального вреда - в гражданском праве и др.). Правовосстановительные санкции направлены на восстановление нарушенного права. Это так называемые санкции «ничтожности» (признание правонарушающего нормативного акта неконституционным, сделки недействительной; приостановление деятельности общественного объединения, нарушающего закон; восстановление допущенных нарушений законности в процессуальной деятельности - ст.ст. 89, 342, 348-350 УПК РФ и др.), а также санкции, содержащие требование принудительного исполнения невыполненной обязанности (взыскание в судебном порядке алиментов на содержание детей или нетрудоспособных родителей и др.). В зависимости от характера предусмотренных санкцией последствий выделяют простые, альтернативные и кумулятивные санкции. Простые санкции характеризуются тем, что в них предусматривается только один вид наказания. Например, штраф (ст. 12.14., 12.22., 12.28.). Альтернативные санкции предусматривают, как правило, два (реже - несколько) вида неблагоприятных последствий, из которых правоприменителю надлежит выбрать только один, наиболее приемлемый. В соответствии со ст. 170 УК РФ регистрация незаконных сделок с землей наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов. Кодекс РФ об административных правонарушениях наряду с относительно определенными отдает предпочтение альтернативной конструкции санкции (см. ст. 11.11 («Нарушение правил погрузки и разгрузки судов», 14.12. («Фиктивное или преднамеренное банкротство»), 14.21. («Ненадлежащее управление юридическим лицом») и др. Особенность кумулятивных санкций заключается в том, что правоприменитель обязан слагать все предусмотренные санкцией неблагоприятные последствия, не упуская при этом ни одного из них. Так, в соответствии со ст. 13.21. Кодекса РФ об административных правонарушениях, изготовление или распространение продукции незарегистрированного средства массовой информации влечет наложение административного штрафа на граждан - от двадцати до пятнадцати (на должных лиц - от двадцати до тридцати, на юридических лиц - от двухсот до трехсот) минимальных размеров оплаты труда с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой. В уголовном праве кумулятивные санкции имеют место при назначении наказания при рецидиве преступлений (ст. 68 УК РФ), назначении наказаний по совокупности преступлений (ст. 69 УК РФ) и назначении наказаний по совокупности приговоров (ст. 70 УК РФ). Статья 27. Каждый, кто законно находится на территории... [Конституция] [Глава 2] [Статья 27] 1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации (это гипотеза), имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (диспозиция).

Вопрос о структуре норм права является дискуссионным в отечественной и зарубежной юридической науке. Предлагают и различные подходы к соотношению и связи элементов правовой нормы.

Структура правовой нормы - это ее строение, складывающееся из определенных элементов, связанных между собой. Строение нормы выражает ее предназначение, задачу, которая состоит в регулировании общественных отношений. Юридическое регулирование начинается с описания ситуации, обстоятельств, фактов, которые подпадают под действие правовой нормы. Затем, по мысли нормоустановителя, должно наступать должное поведение, т.е. в случае, если обстоятельства и соответствующие субъекты в рамках регламентации нормы - они должны поступить соответствующим образом либо им что-то дозволяется. Отсюда следуют понятия должное и дозволенное поведение. В тех случаях, когда нет должного поведения, соответствующих действий либо субъект не может по каким-либо причинам реализовать то, что ему дозволено, предусматривается конкретная ответственность или лицо прибегает, обращается к обеспечительным мерам. С учетом этого и структурируются нормы. Рассмотрим каждый из элементов юридической нормы.

Гипотеза - часть нормы, указывающая на условия действия юридической нормы, на факты, при которых норма начинает функционировать.

Диспозиция - закрепляет права и обязанности участников правовых отношений, не связывая их с ответственностью.

Санкция - часть нормы, указывающая на принудительные меры с целью обеспечения прав и обязанностей. Санкции во многих случаях содержат конкретные виды юридической ответственности.

Структуру правовой нормы можно представить следующим образом:

Г ─── Д ──── С

"если" "то" "иначе"

Нормы, строящиеся по предложенной схеме, часто называют реальными. В системе права они практически не встречаются. Для того чтобы правильно представить из каких элементов складываются юридические нормы, необходимо учитывать фактор "разделения труда" между ними, так называемую специализацию. Такой подход предложен А.Ф. Черданцевым и, на наш взгляд, объективно отражает ситуацию*(92). При изучении структуры юридической нормы следует рассматривать и учитывать два вида специализации - предметную и функциональную.



Предметная специализация - это "разделение труда" между юридическими нормами, осуществляющими позитивное (регулятивные нормы) и охранительное (охранительные нормы) регулирование.

Позитивное регламентирование общественных отношений осуществляют нормы гражданского, семейного, трудового, земельного и др. отраслей права.

Охранительное регулирование призваны осуществлять нормы уголовного, административного и иных отраслей права. При этом следует учитывать такое свойство права, как принудительность. Принудительные меры восстановительного характера (например, передача вещи из чужого незаконного владения) и юридическая ответственность предусматриваются и регламентируются охранительными нормами. Они выступают гарантом действия позитивных норм, позитивного регулирования. Однако подчеркнем, что не все позитивные правовые нормы имеют санкцию, обеспечивающую ее гарантию. Иногда, например, суд может вынести решение, гарантирующее действие позитивной нормы на основе самой регулятивной нормы, например, обязать покупателя оплатить товар, услуги и т.д.

Функциональная специализация юридических норм - их "деятельность" в системе права, по обслуживанию действия норм, непосредственно обеспечивающих правовое регулирование. Другими словами, одни нормы права содержат непосредственно правила поведения, другие - дефиниции, принципы, правила, устраняющие коллизии между ними, и т.д. По этому принципу выделяют дефинитивные нормы, принципы, коллизионные нормы и т.д. Так называемые специализированные юридические предписания могут часто не иметь отраслевой окраски, например коллизионные правила.

Проблему структуры нормы права следует рассматривать с учетом их специализации. В этой связи регулятивные нормы (позитивное регулирование), в соответствии с их природой и задачей имеют только гипотезу и диспозицию. Гипотеза очерчивает обстоятельства и условия действия нормы, субъектов, на которые распространяется их действие; диспозиция содержит права и обязанности, оформляющие должное и управомочивающее поведение. Охранительные нормы (уголовное право, административное право и др.) призваны обеспечивать и гарантировать существующие отношения, в том числе и регламентируемые регулятивными юридическими правилами. С учетом их задачи и юридической природы, их структура такова - гипотеза и санкция. Диспозиция здесь отсутствует.

Нормы, обеспечивающие функциональную специализацию, четко выраженной (закономерной) структуры не имеют и иметь не могут в силу своей природы, например, вряд ли можно говорить о гипотезе или диспозиции дефинитивной, коллизионной, оперативной и др.

Подчеркнем, в реальности правовые нормы имеют два элемента: гипотезу и диспозицию (позитивные нормы) и гипотезу и санкцию (охранительные); специализированные нормы имеют собственную структуру.

В юридической литературе нередко говорится о трехчленной структуре, как о свойстве всех юридических норм, в том числе и специализированных. Однако примеров, как правило, авторы не приводит, как справедливо отмечает А.Ф. Черданцев, что это объяснимо, ибо их в реальности нет.

Структурные элементы юридической нормы по своему характеру могут быть простыми и сложными; выделяют еще и альтернативные.

Простая гипотеза указывает на одно обстоятельство, один факт, при котором выступает в действие; сложная - два и более обстоятельства; альтернативная гипотеза предполагает разнохарактерные действия, которые законодатель по каким-либо причинам с точки зрения санкции или возникших прав и обязанностей приравнивает друг к другу.

Простая диспозиция указывает на одно юридическое последствие; сложная - на два и более, которые наступают одновременно или в совокупности; альтернативная диспозиция указывает на разные по характеру последствия по принципу "либо - либо", иногда они изложены с помощью союза "или".

Санкции с позиции такого свойства норм как определенность могут быть абсолютно-определенными и относительно-определенными. Абсолютно-определенные санкции точно, однозначно, без каких-либо альтернатив указывают на юридические последствия (штраф, передача вещи; признание недействительности чего-либо (выборов и т.д.)). Относительно-определенные санкции предлагают варианты решения, иногда альтернативные (лишение свободы или штраф в УК РФ). Это могут быть и "рамочные" юридические последствия, например лишение свободы от 2 до 5 лет.

Элементы структуры юридической нормы могут быть различных видов. Их классификации подробно разработаны еще в прошлом веке и почти не изменились до наших дней. Отечественные курсы по теории права чаще всего берут за основу классификации, разработанные Н. М. Коркуновым. См.: Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. - СПб., 1886. С. 276 - 290.

Гипотеза может быть выражена в общей (абстрактной) или в конкретной (казуистической) формах. Абстрактная гипотеза определяет условия применения нормы общими, родовыми признаками, казуистическая - частными, специальными. Будучи исторически первичной, казуистическая гипотеза в настоящее время практически исчезла из нормотворчества. Ее недостатки очевидны: ее употребление ведет к чрезмерному увеличению числа юридических норм и одновременно не дает возможности добиться полноты юридических определений. Сколько бы ни предусматривалось отдельных случаев, всегда найдется еще один, казуистической гипотезой не предусмотренный. Абстрактная же форма охватывает все возможные случаи, не называя конкретно ни одного из них.

Гипотезы могут различаться и по степени их определенности. С абсолютно определенной гипотезой мы сталкиваемся тогда, когда сама норма определяет обусловливающие ее факты, если, например, устанавливается, что договор займа на сумму свыше должен быть заключен в письменной форме. Абсолютно неопределенная гипотеза встречается тогда, когда сама норма не включает определений фактов, обусловливающих ее применение. Она предоставляет какому-нибудь органу власти делать это самому «в необходимых случаях». В чем заключаются названные «необходимые случаи», никоим образом не раскрывается.

Относительно определенная гипотеза имеет место тогда, когда закон ограничивает применение юридической нормы не абсолютно, а оговаривает ее действие каким-либо условием. Например, целый ряд нормативных актов вступает в действие лишь в случаях эпидемии, военного положения, введения чрезвычайного положения и т.д.

Иногда гипотезы подразделяют на односторонние и двусторонние. Односторонней является гипотеза, которая в качестве основания применения нормы называет только правомерные, или, напротив, неправомерные обстоятельства. Например, все нормы Особенной части УК РФ имеют односторонние гипотезы. Двусторонние гипотезы включают в себя указание как на правомерные, так и на неправомерные обстоятельства, приводящие в действие данную юридическую норму. При этом, конечно, предполагается, что правовые результаты будут различными в зависимости от характера тех обстоятельств, которые заставили «работать» тот или иной нормативный акт. Так, ст. 167 ГПК РФ устанавливает, что в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается. В случае если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. При неявке сторон в судебное заседание без уважительных причин по вторичному вызову, суд оставляет иск без рассмотрения. Ст. 222 Гражданского процессуального Кодекса РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 29.12.2004) // СЗ РФ от 18.11.2002, № 46, ст. 4532. РГ от 31.12.2004, № 292. Следовательно, если стороны не явились по уважительным причинам, дело производством не прекращается, но лишь откладывается его разбирательство.

Анализ диспозиций юридических норм позволяет выявить достаточно много их разновидностей.

Как и гипотезы, диспозиции подразделяются на казуальные и абстрактные. Первая перечисляет конкретные предписываемые, разрешаемые или запрещаемые действия, а вторая предусматривает определенный тип поведения. Историческим прообразом казуальной диспозиции является прецедент - решение суда или иного государственного органа по отдельному делу. Как отмечалось в литературе, «нормы с казуальными диспозициями крайне неудачны в техническом отношении, ибо, не обеспечивая беспробельности закона, они обусловливают его чрезмерную громоздкость». Так, Российское Уложение о наказаниях, в котором применялись казуальные гипотезы, содержало 2034 статьи, в то время как современный УК РФ, знающий только абстрактные диспозиции, - лишь около 400. Примером нормы с абстрактной диспозицией может служить ст. 105 УК РФ. Предусматривая наказания за умышленное убийство, она ограничивается определением убийства как такового; каких-либо разновидностей насильственного лишения человека жизни, совершенного умышленно, в ней не указывается.

По способу выражения правил поведения диспозиции подразделяются на простые, описательные, отсылочные и бланкетные. Рассмотрим их более подробно на нормативном материале уголовного права Российской Федерации.

Простая диспозиция содержит только указание на вид преступления, причем ограничивается одним его наименованием, не давая определения. Она применяется тогда, когда признаки правонарушения достаточно очевидны. Ст. 126 УК РФ - похищение человека - хороший пример. Описательная диспозиция включает в себя не только наименование преступного деяния (например, кража), но и перечень его основных признаков (в нашем примере отличительным признаком кражи является то, что она - тайное похищение чужого имущества, в отличие от грабежа, который определяется как «открытое похищение чужого имущества» (ст. 158, 161 УК РФ).

Бланкетная диспозиция не определяет признаков преступления, а предоставляет установление их специально указанным органам. Например, ст. 246 УК РФ объявляет преступным нарушение правил охраны окружающей среды, устанавливаемых экологическим законодательством государства.

Отсылочная диспозиция отсылает к другой статье данного уголовного закона, в которой дается описание соответствующего вида преступления, или к другому нормативному акту (к примеру, ст. 116 УК РФ говорит о том, что «нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев и т.д.»).

Санкции подразделяются, прежде всего, на полные и неполные. Первые предусматривают применение мер принуждения к правонарушителю, т.е. к лицу, нарушившему требования диспозиции юридической нормы. Например, все нормы особенной части уголовного кодекса содержат полные санкции. Напротив, неполные санкции заключаются не в применении мер принуждения, а в том, что в случае нарушения лицом требований диспозиции не наступают те юридические последствия, к которым данное лицо стремилось, совершая определенные действия. Таковы санкции ст. 168 ГК РФ, объявляющей недействительной противозаконную сделку, или санкция статьи 27 Семейного кодекса, признающей законную силу только за зарегистрированным браком.

По степени своей определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные и кумулятивные.

Абсолютно определенной в теории называется санкция, которая имеет точно фиксированное выражение и не может быть изменена государственным органом, ее применяющим. Примерами служат санкции гражданского права, требующие, как правило, полного возмещения убытков, санкции административного права, устанавливающие точную величину штрафа, который должен уплатить правонарушитель.

Относительно определенной является санкция, в которой установлены верхняя и нижняя границы, в рамках которых правоприменяющий орган сам устанавливает ее точный размер. Примерами служат большинство санкций уголовного права, многие санкции административного права. Напротив, в гражданском праве относительно определенные санкции практически не применяются, ибо основным принципом этой отрасли является полное возмещение причиненного правонарушителем ущерба.

Альтернативные санкции объединяют несколько видов различных санкций, а право выбора одной из них принадлежит тому государственному органу, который ее применяет. Примером может служить ст.119 УК РФ «угроза убийством», которая наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Кумулятивными называются санкции, включающие в себя несколько санкций различного рода, и государственный орган, их применяющий, вправе их соединить при назначении наказания правонарушителю. Типичным примером кумулятивной санкции служит санкция ч. 2 ст. 285 УК РФ, устанавливающей, что использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Встречаются кумулятивные санкции и в гражданском (например, взыскание штрафной неустойки сверх суммы возмещения убытков), в административном и в других отраслях права.

Ознакомление с разновидностями элементов юридической нормы дало возможность наглядно продемонстрировать, что она собой представляет и как действует. Даже простое описание структуры нормы позволяет убедиться, что это - не произвольная логическая конструкция, а выражение объективной структуры права на ее первичном уровне.

Норма права содержит в себе ответы на три основных вопроса:

1. Кто и в каких случаях должен ее исполнять?

2. В чем должно выражаться это исполнение?

3. Каковы последствия неисполнения нормы?

Ответом на эти три вопроса соответствуют три структурные части нормы права: гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза - это часть нормы, которая указывает на условия, при наличии или отсутствии которых норма права начинает действовать, реализовываться. Гипотеза является обязательным элементом нормы права, так как ее отсутствие превратило бы норму права в безусловную, действующую всегда и при любых обстоятельствах.

Гипотеза - это предпосылка практического функционирования нормы права, ее реализации в правовых отношениях. Если сопоставлять норму права и правовое отношение, то в гипотезе указываются те юридические факты, наличие или отсутствие которых служит основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношения.

Гипотеза устанавливает обстоятельства и сферу действия нормы, очерчивает круг участников регулируемых отношений.

Диспозиция обычно понимается как часть нормы, которая содержит в себе само правило поведения. В то же время эта позиция подвергается критике, так как данное определение не позволяет выявить различие между диспозицией и самой нормой права, которая тоже является правилом поведения. Поэтому более удачным представляется определение, согласно которому диспозиция - это часть нормы, в которой определяются права и обязанности субъектов права, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения. Диспозиция также обязательно присутствует в норме, так как если нет диспозиции, то нет и самого правила поведения.

В диспозиции получает свое выражение предоставительно-обязывающий характер нормы права, ее регулятивная роль. Диспозиция содержит модель правомерного поведения соответствующих субъектов.

Санкция - это структурный элемент нормы, в котором указывается вид и размер неблагоприятных последствий, наступающих для нарушителя нормы. Ряд авторов трактуют санкцию более широко в связи с существованием так называемых поощрительных санкций, которые определяют меры поощрения за правомерное поведение. Некоторые правовые нормы не имеют санкции (регулятивные нормы, нормы-дефиниции).

В целом структуру нормы права можно обозначить формулой «если - то - иначе». Каждый из элементов нормы права занимает особое место, имеет особое назначение, поэтому по утвердившемуся в науке суждению, без гипотезы норма бессмысленна., без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.

Виды_ гипотез, диспозиций и санкций.

Классификации гипотез, диспозиций и санкций проводятся по следующим основаниям.

1 .Г подразд-ся наабстрактные (определяют условия наступления действия НП родовыми признаками) иказуистические (определяют условия наступления действия НП видовыми признаками) . КГ часто встреч-сь в древнем законо­д-ве (например, нормы об ответств-ти за убийство различ-сь в зависим-и от того, кто убит - простой чело­век, должн-е лицо, дворянин и т.д.), в современном за­конод-ве в основном применяются абстрактные гипо­тезы.

2. Г м разделить на. Простые связывают действие НП с 1 обстоя­т-вом, сложные - с 2-мя или > обстоят-ми, альтернат-е- с 1 из 2-х или неск-х указан­ных обст-тв.

3 .Д также делятся напростые, сложные и альтерна­тивные . Простая Д предусм-т одно правовое последствие, сложная - 2 и > последствий, альтернат-я 1 из 2-хorнеск-х указанных последствий.

4 .Важной классиф-й Д явл-ся их на простые, описательные, ссылочные и бланкетные. Простая Д лишь называет правило поведения, но не раскры­вает его. Описательная раскрывает все существенные призна­кипредписываемого варианта. Ссылочная Д не раскрывает правило поведения, а отсы­лает для ознакомления с ним к др норме того же НА, а бланкетная отсылает к норме др НА.

5. С разл-ются прежде всего по степени определеннос­ти. По этому основанию выделяютабсолютно определенные иотносит-о определенные санкции. Абсолютно определен­ная С точно указывает вид и р-р неблагопр-х последствий за нарушение соотв-ющей нормы (этот размер м.б. «привязан» к МРОТ). Относит-но определенная С указывает р-р наказания отminпредела доmaxили т-ко доmax.

6 .С подразделяются напростые, альтернативные и слож­ные (кумулятивные). Простая С предусм-т 1 вид наказания, альтернат-я - 1 из указанных видов наказания, кумулятивная - 2 или неск-ко видов наказа­ния (например, лишение свободы с конфискацией им-ва).

7 .Интересной разновидностью С явл-сяsocalledпоощрит-е санкции, сущ-ние кот-х при­знается не всеми авторами. Сторонники выделения данного вида санкций указывают на то, что роль П не сводится к наказанию, правом д поощряться правомерное поведение субъектов.

Классификация норм права.

Норма права - это установ­ленное или санкционированное государством общеобязательное, формально определенное правило поведения, обеспеченное воз­можностью применения государственного принуждения.

Классификация норм права проводится по многочисленным основаниям.

1. По предмету правового регулирования (по отраслям права) различают уголовно-правовые, гражданско-правовые нормы, нормы трудового права и т. д.

2. По юридической силе можно выделить нормы законов и нормы подзаконных актов. При этом нормы законов можно разделить на нормы конституции, нормы конституционных законов, нормы обычных законов.

3. По действию в пространстве в РФ различаются:

Нормы, действующие на всей территории РФ;

Нормы, действующие на территории субъекта Федерации;

Нормы, действующие в пределах муниципального образования.

4. По действию во времени правовые нормы могут быть:

Постоянными, т. е. действующими до своей официальной отмены;

Временными, т. е. действующими в течение определенного срока;

Чрезвычайными, т. е. действующими в условиях чрезвычайной ситуации.

5. По действию по кругу лиц нормы могут быть общими, т. е. действующими на всех лиц на данной территории; специальными, т. е. касающимися определенных групп населения (депутатов, пенсионеров и т.п.); исключительными, т. е. регулирующими деятельность определенного государственного органа (таковы, например, нормы, касающиеся деятельности Президента РФ).

6. По характеру регулируемых отношений нормы права делят на материальные и процессуальные. Последние регламентируют порядок и процедуры защиты субъективных прав, предусмотренных нормами материального права.

7. По характеру содержащихся в них предписаний различают управомочивающие, обязывающие и запрещающие нормы. Управомочивающие нормы предоставляют участникам общественной жизни определенные субъективные права, предоставляют им возможность совершения каких-либо действий. Обязывающие и запрещающие нормы связаны с наложением на субъектов некоторых обязанностей. Обязывающие нормы налагают обязанность совершения известных активных действий (уплата налогов). Запрещающие нормы налагают обязанность воздержаться от совершения определенных действий, т.е. обязанность не нарушать установленный запрет.

8. По роли в правовом регулировании правовые нормы делятся на регулятивные, охранительные и специализированные. Регулятивные нормы регламентируют различные виды правомерного поведения, охранительные определяют порядок осуществления юридической ответственности, регулируют меры по предупpeждению правонарушений. К специализированным нормам относятся:

Нормы-дефиниции (нормы-определения). Примером такой нормы может служить определение государственного служащего в Федеральном Законе «Об основах государственной службы РФ».

Нормы-принципы. Примерами данного вида норм служат предписания Уголовного Кодекса РФ, содержащие принципы уголовного права.

Закрепительные нормы. К закрепительным нормам относятся, например, предписания об ответственности нecoвеpшеннолетних.

Оперативные нормы. Данный вид норм вводит в действие, продлевает или отменяет действие других норм. Такие нормы, в частности, содержатся в Федеральном законе «О введении в действие части 1 Гражданского Кодекса РФ».

Коллизионные нормы. Данный вид предписаний выполняет свою регулирующую роль при коллизиях норм права. Коллизионные нормы определяют, какой из противоречащих друг другу нормативных актов или иных источников права будет действовать.

9. В соответствии с методами правового регулирования можно выделить императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные нормы.


Похожая информация.