Норматив массовых мероприятий на библиотеку. Библиотечная статистика – один из важнейших элементов планирования

Муниципальное бюджетное учреждение культуры Сухобузимского района «Межпоселенческая центральная библиотека»

Нам - 110 лет

(1903-2013)


Памятка

сельского библиотекаря

с. Сухобузимское, 2014

Привлечение населения в библиотеку


  • Изучение ситуации по посещению библиотеки как населением в целом, так и отдельных его категорий (по возрасту, образованию, социальному статусу и т.д., анализ мнения населения о библиотеке.

  • Приближение библиотечной книги к месту жительства и работы потенциальных читателей: библиотечные пункты, книгоношество, библиотерапия.

  • Удобный режим работы библиотеки для населения.
Формирование привлекательного образа библиотеки: удобный для читателей график работы, наглядное оформление библиотеки, актуальные выставки, интересная массовая работа, высокая культура обслуживания.

  • Формирование престижа чтения: бенефисы лучших, старейших читателей, конкурсы на лучшего читателя, на лидера по числу прочитанных книг, на самую читающую семью и т.п.

  • Популяризация библиотеки и чтения среди различных категорий населения: экскурсии по библиотеке, по фонду библиотеки, по выставкам для учащихся выпускных классов школы; торжественная передача читательских формуляров с детского отделения библиотеки во взрослое; акции по привлечению к чтению отдельных возрастных категорий населения, семей.

  • Создание комфортных условий для организации любительских и клубных объединений библиотеки.
Нормативы по количеству привлечения читателей

  • Город – 40% населения;

  • Районный центр – 60%;

  • Село – 70%.
Режим работы

  • ЦБ и библиотеки, где работают 2 человека, должны работать без обеда. Библиотека должна работать 30% свободного времени населения. В ЦБ – рабочий день составляет 7 часов 5 дней в неделю. Библиотека должна быть открыта до 18.00 или 19.00.

  • Сельские библиотеки работают с разорванным графиком: утром и вечером. Рабочий день длится 6 часов 6 дней недели. Например, утром 10.00 - 13.00, после обеда 16.00 - 19.00, допускается режим работы 12.00 - 18.00, или 13.00 - 19.00. Общий выходной день – суббота.
Читательские формуляры

  • Формуляр читателя – это документ, в котором имеются конфиденциальные сведения. Их нельзя разглашать, поэтому никто, кроме библиотекаря и читателя не имеет права брать в руки формуляр.

  • На формулярах указывать все сведения о читателе: ФИО, год рождения, образование, кем работает, где работает, домашний адрес (смотреть в паспорте), с какого года состоит читателей библиотеки. После знакомства с правилами пользования библиотекой читатель ставит свою подпись. Беседуя с читателем, выяснить, что он любит читать, и темы записать в «Заметках библиотекаря» на обороте читательского формуляра, чтобы впоследствии предлагать новинки литературы.

  • В семейных формулярах должны быть доверенности от других читающих членов семьи.

  • При записи литературы на основного читателя приходится 5 книг, на других формулярах должны повторяться не все книги, а только 2 экземпляра и 3 новых экземпляра.

  • Регистрационный номер в семейных формулярах должен идти подряд, например №12, 13, 14.

  • В январе каждого года при перерегистрации необходимо указывать год на свободной строке.

  • Выдавать читателю не более 2-х книг одного автора, когда он сдаст их, выдать еще 2 экземпляра.

  • Энциклопедии не выдаются, ответственность за них несет библиотекарь, а не читатель.
Картотека читателей

  • Если в библиотеке 200-300 читателей, формуляры расставляют по срокам возврата;

  • Если меньше 100 расставляют по алфавиту.

  • Выделить разделы «Задолжники» и «Свободные», для того, чтобы ликвидировать задолжность у одних читателей или привлечь к чтению других.

  • Форма бланка-напоминание о возврате задержанных книг:
«Уважаемый _____________________

Прошу возвратить взятые Вами книги: (перечислить)_________________________

______________________________________________________________________

в библиотеку, так как срок пользования ими истек _________20__ г.

В случае, если эти книги Вам еще нужны, просим зайти или позвонить по тел.____________ и продлить срок пользования ими.

20__г. Подпись библиотекаря».

Дневники библиотеки

При записи массовых мероприятий учитывать их эффективность: сколько человек посетило, сколько записалось.

При записи книжных выставок учитывать, сколько представлено изданий, сколько выдано. Выданных книг может быть больше.

Учет читателей в библиотеке

Пользователем библиотеки является физическое или юридическое лицо, пользующееся любыми библиотечными услугами.

Единицами учета пользователей библиотеки являются:


  • читатель, зарегистрированный в единой регистрационной картотеке и формуляре читателя. На момент перерегистрации у него должна быть записана хотя бы одна книга, газета или журнал. В течение года должны быть 2 записи.

  • посетитель мероприятий, зарегистрированный в формуляре или указанный в списке учащихся класса, детей из детского сада или др.
Пользователь библиотеки, пришедший впервые в новом году только для сдачи книг, не перерегистрируется и читателем не является. Учету подлежит только посещение.
Учет посещений

Посещение – это приход пользователя в библиотеку, зарегистрированный в формуляре читателя или списке посещений на мероприятии.

Если пользователь библиотеки, пришел только для сдачи книг, учету подлежит только посещение (указать дату, слово «посещение» и поставить подпись библиотекаря).

Посещения на массовых мероприятиях в Дневнике библиотеки записывать через косую черту или в отдельной графе, к концу года их должно быть 10% , не более, от общего числа посещений читателей.

Если мероприятие прошло за пределами библиотеки, то эти посещения не входят в общее число посещений. Исключение составляют мероприятия, проведенные в одном здании с библиотекой.

Учет выдачи документов

Единицей учета выдачи документов и их копий является экземпляр, полученный читателем по его запросу.

Единицей учета выдачи периодических изданий является экземпляр или подшивка газет. Например, газ. Сел. жизнь, 2013, подш. – 1 экз.; журнал Сел. новь, 2014, №1,4,6,9,12 – 5 экз.

Не подлежат учету копии с документов, не относящихся к библиотечному фонду.
Учет мероприятий

План мероприятий вывешивать в «Уголке читателя» ежемесячно, где необходимо обозначить группу читателей, дату, время и место проведения.

Единицей учета является каждое самостоятельное мероприятие, к которому относятся: громкое чтение, библиографический обзор, литературный вечер, книжная выставка, экскурсия, конкурс, интеллектуальная игра и т.д.

Комплексное мероприятие (День информации, тематический вечер), включающее различные формы массовых мероприятий (книжная выставка, беседа и т.д.), учитывается как одно мероприятие, но его составляющие перечисляются в учетных документах (дневник работы, отчеты, планы, программы).

При проведении циклов мероприятий (недели, декады, месячники) учитывается каждое входящее в цикл мероприятие.

Одно и то же мероприятие, проведенное в нескольких аудиториях, учитывается как самостоятельное, отдельно.

Учет мероприятий ведется в ч.3 Дневника библиотеки, где фиксируется дата проведения, название, составные части (для комплексных мероприятий) или разделы (для книжных выставок), число посетителей мероприятия, количество экспонируемых и выданных документов, место проведения и ответственный.

Учет справок

Учет выполненных запросов по справочно-информационному обслуживанию читателей отражается в специальной «Тетради учета справок», где фиксируются следующие типы запросов читателей:


  • адресно-библиографическая справка – установление наличия и местонахождения известного читателю определенного документа в фонде библиотеки: «Есть ли в библиотеке книга _______(автор, заглавие)»? или «Какие книги __________(автор, заглавие) есть в библиотеке?»;

  • уточняющая библиографическая – уточнение библиографического описания или ее отдельных элементов: «Кто автор книги________(заглавие)?», или «В каком году была издана книга ___________(автор, заглавие?», или «Как называется книга Тургенева об отношениях детей с их родителями?».

  • тематическая – подбор литературы по определенной теме, предмету, отрасли знания, сфере производства и т.д. (Найдите литературу по теме «Когда и кем было основано село Сухобузимское?», или Подберите литературу для реферата «Проблемы современной экологии»);

  • фактографическая – получение конкретных сведений хронологического, статистического, топографического, технического характера: «Когда началась Великая Отечественная война?» или «Что означает слово сепаратизм?».

Учет новых поступлений

При получении новой литературы из отдела комплектования и обработки литературы необходимо поставить печать своей библиотеки на титульном листе и странице 17, инвентарный номер перенести с титульного листа на страницу 17.

Полученная литература учитывается в «Книге суммарного учета» и «Инвентарной книге».

Учет отказов

Отказы фиксируются в специальной картотеке или «Тетради учета отказов». По итогам года составляется список литературы, получившей наибольшее количество отказов, и предпринимаются меры для их приобретения.
Рекомендуемый состав книжного фонда


  • Общественно-политическая литература – 19%;

  • Естествознание, математика, медицина – 6,5%;

  • Техника – 6%;

  • Сельское хозяйство – 6%;

  • Искусство и спорт -6,5%;

  • Художественная литература – 48%;

  • Прочие – 8%.
Расстановка документов

Книги расставляются в соответствии с «Таблицей библиотечно-библиографической классификации» по разделам. Внутри разделов расположены в строгом алфавитном порядке авторов и заглавий книг.


  • Полное собрание сочинений;

  • Собрание сочинений,

  • Сочинения. Избранные произведения.

  • Отдельные произведения по алфавиту авторов и заглавий.

Сроки хранения документов


  • До ликвидации библиотеки хранятся:

  1. Инвентарные книги,

  2. Ведомости учета библиотечного фонда,

  3. Учетные каталоги библиотечных фондов,

  4. Книги учета изданий, принятых взамен утерянных,

  5. Каталоги: алфавитный, систематический,
краеведческий, систематическая картотека статей.

  1. Тетради учета справок и использования
информации.

  • Формуляры читателей хранятся 3 года.

  • Периодические издания:
газеты – 3 года,

журналы 5 лет.

Справочно-информационный аппарат библиотеки


  1. Алфавитный каталог;

  2. Систематический каталог;

  3. Краеведческая картотека;

  4. Систематическая картотека статей (ЦБ);

  5. Картотека «Новые книги»;

  6. Справочно-информационный фонд;

  7. Картотека групповой и индивидуальной информации.

Номенклатура библиотечного оборудования должна включать: стеллажи (стационарные и передвижные), кафедры выдачи, каталожные ящики, тумбы для формуляров читателей, шкафы, столы, в том числе компьютерные и для оргтехники, стойки для хранения дисков, стулья, кресла компьютерные, оборудование для экспонирования документов (витрины , передвижные стеллажи, застекленные шкафы, шкафы с подсветкой и т. д.), специальные стеллажи для периодических изданий, рекламные стенды и др.

Библиотека, обслуживающая особые группы пользователей (дети, инвалиды и др.) должна быть оборудована специальной мебелью.

Предметы библиотечной мебели должны соответствовать требованиям прочности, долговечности и безопасности, должны быть удобными и функциональными, органично вписываться в имеющийся интерьер.

Библиотечные фонды должны размещаться и храниться на специальных стеллажах в условиях закрытого и открытого доступа к фондам.

В соответствие с Базовыми нормами для размещения фонда в закрытых условиях должны использоваться стальные одно - и двухсторонние, шести - и семи полочные стеллажи, в условиях открытого доступа –стеллажи, имеющие не более шести полок.

Стандартные шестиполочные односторонние стеллажи имеют размеры (в см): высота – 180, глубина – 22,5, длина полки – 100, расстояние между полками – 27, толщина полок – 2, цоколь – 5,5, карниз – 2,5. Высота семиполочного стеллажа – 210 см.

Базовая норма размещения книг на стеллажах: на односторонних семиполочных стеллажах в среднем 350 книг, на шестиполочном – 300 книг.

Библиотеки должны быть оборудованы специальной мебелью для обслуживания особых групп пользователей (детского, юношеского возраста, слепых и слабовидящих и других).

Нормы допускают использование специальных полок-вертушек с независимо вращающимися ярусами, тележек для транспортировки книг, шкафов формулярных и пр.

Базовые нормы требуют оборудования читательской зоны одноместными и двухместными столами разной формы, абонемента – квадратными столами (0,7 х 0,7 м) и полумягкими стульями.

Передвижная (мобильная) библиотека должна быть оборудована специальной библиотечной мебелью и компьютерной техникой .

5. Нормы организации публичного пространства

Публичное пространство библиотеки должно соответствовать базовым требованиям универсального использования библиотечных помещений с учетом специальных технических норм (приложение № 5).

Организация публичного пространства зависит от размера площади публичной библиотеки. Размеры площадей муниципальных публичных библиотек
должны определяться действующими нормами, установленными на основе
СНиП «Общественные здания и сооружения».

Библиотека должна иметь свободные подходы к зданию, наружную рекламу. При размещении в одном здании с другими учреждениями библиотека должна иметь автономный вход для свободного доступа посетителей. В библиотеке должны быть приняты все меры по обеспечению безопасности пользователей и персонала, защиты ресурсов.

Расчетные показатели для определения общих площадей для библиотеки – это объем фондов и число читательских мест. В помещении муниципальной публичной библиотеки должны быть выделены

помещения обслуживания пользователей;

помещения хранения библиотечных фондов;

служебные и вспомогательные помещения.

1. Площадь помещений для обслуживания пользователей определяется в соответствии со следующими нормами:

площадь помещений для размещения фонда абонемента определяется из расчета не менее 5 кв. м на 1000 томов;

площадь помещений для размещения фонда читального зала определяется из расчета 10 кв. м на 1000 томов;

площадь помещений для размещения специализированных отделов определяется из расчета 5 кв. м на 1000 единиц хранения;

площадь для обслуживания лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности требует своего увеличения из расчета 2,7–3,0 кв. м на 1 пользователя. Библиотека должна быть приспособлена и оборудована для обслуживания людей с плохим зрением и другими физическими ограничениями: иметь пандусы при входе-выходе, при уровневых переходах, специальные держатели, ограждения, лифты, специальные кресла для работы в библиотеке и т. д.;

площадь помещений для размещения справочно-информационного аппарата (каталоги) определяется из расчета не менее 3,5 кв. м на 1 каталожный шкаф;

площадь помещений для размещения кафедр приема и выдачи литературы определяется из расчета 4,5 кв. м на 1 кафедру;

число посадочных мест в библиотеке определяется из расчета 2,5 кв. м на одно место; около 10% посадочных мест для пользователей должны находиться в зоне отдыха;

проходы между стеллажами должны быть шириной 75 см, главный проход между торцами стеллажей – 120 см, между стеной и стеллажом, параллельным стене – 75 см, между стеной и торцом стеллажа – 45 см;

для размещения выставок площадь библиотеки (абонемент, читальный зал) требует своего увеличения до 10%;

для проведения культурно-массовых мероприятий необходимо иметь отдельное помещение не менее 25 кв. м;

площадь для размещения автоматизированных рабочих мест определяется из расчета не менее 6,0 кв. м на 1 пользователя.

Площадь вестибюля планируется из расчета 0,2 кв. м на 1 посетителя.

Площадь гардероба планируется из расчета 0,08 кв. м на 1 крючок консольной вешалки .

2. При расчете площади хранения следует учитывать следующие нормы:

площадь помещений для книг и журналов определяется из расчета не менее 2,5 кв. м на 1 000 томов;

площадь помещений для газетных подшивок определяется из расчета не менее 14 кв. м на 1 000 подшивок;

площадь помещений для аудиовизуальных документов определяется из расчета не менее 3 кв. м на 1 000 экземпляров.

3. При расчете служебных и вспомогательных помещений применяется норма – не менее 20% от площади читательской зоны. Проход через помещения хранения фондов и размещение в них рабочих мест сотрудников других функциональных отделов библиотеки не допускается.

Все помещения зоны обслуживания читателей, вспомогательные помещения по обслуживанию читателей (вестибюль, зоны отдыха, курительные и санузлы) должны быть доступны для инвалидов.

6. Нормы ресурсного обеспечения

комфортного пребывания пользователей в библиотеке

В каждой публичной библиотеке должны быть предусмотрены и соблюдены нормы ресурсов комфортного пребывания пользователей в библиотеке, которые оказывают серьезное влияние на работоспособность пользователей и библиотечного персонала в стенах библиотеки, включают: наличие освещения, уровень температурного, шумового режимов и т. д.

Помещения доступа пользователей к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) должны удовлетворять определенным требованиям, изложенным в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормах «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03».

В читальных залах обязательно сочетание естественного и искусственного освещения. Предельной нормой освещения библиотеки является 200 люксов (лк).

При закрытом доступе к фонду норма освещения на поверхности документа − не более 50 лк. Освещение может быть искусственным и естественным. Светильники должны располагаться на расстоянии не менее 0,5 м от поверхности документа, стеллажа или шкафа.

Норма теплового режима в помещении закрытого доступа к фонду − не более 18 (±2ºС) и относительная влажность воздуха 55 (±5)%.

В читальных залах и рабочих помещениях персонала библиотеки норма температурно-влажностного режима составляет значения соответственно: температура воздуха 20±1,5ºС, относительная влажность 45 (±7)%. Ночью и в выходные дни температура не должна превышать +17-18ºС.

Предельно допустимая норма шума в помещениях библиотеки – значение 40 вБ.

Техническое оборудование должно функционировать при определенных параметрах окружающей среды: температура – от +5º до +46ºС, уровень относительной влажности – от 10% до 85%.

Не допускается использование для размещения библиотек ветхих строений, зданий с сырыми основными, подвальными, чердачными помещениями, печным отоплением, а также не имеющих естественной вентиляции воздуха.

Базовые нормы для полноценного обслуживания пользователей обязывают библиотеки иметь в достаточном количестве библиотечную технику (приложение № 6).

Базовые нормы ресурсного обеспечения услуг муниципальных публичных библиотек предусматривают регулярный ремонт помещений , их технологическую модернизацию.

7. Нормы ресурсного обеспечения пожарной безопасности

Базовые нормы пожарной безопасности рекомендуют при размещении библиотек в приспособленных зданиях и помещениях предварительно проводить в установленном порядке экспертизу. Экспертиза должна определить степень огнестойкости здания, долговечность его основных конструкций и прочность межэтажных перекрытий с учетом потенциальных нагрузок, состояние помещений здания (поэтажных, подвальных, чердачных), наличие и состояние отопительных и вентиляционных систем , систем водопровода и канализации , систем энергоснабжения и связи с учетом процессов автоматизации библиотеки.

Предметы библиотечной мебели должны соответствовать требованиям государственного пожарного надзора.

В каждой муниципальной публичной библиотеке должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим и обеспечена безопасность людей при пожаре.

Каждая муниципальная публичная библиотека обеспечивается охранно-пожарной сигнализацией и средствами противопожарной защиты исходя из базовой нормы − 1 огнетушитель на 50 кв. м пола, но не менее 1 на каждое помещение, в центральных библиотеках – не менее 2 переносных огнетушителей на этаже.

8. Нормы кадровых ресурсов и оплаты труда

Штатная численность персонала муниципальных публичных библиотек устанавливается администрацией библиотечной системы (объединения) в зависимости от рабочей нагрузки библиотекарей и утверждается руководителем учреждения при согласовании с учредителем и финансовым органом.

Расчет штатной численности основного персонала библиотеки осуществляется в соответствии с «Межотраслевыми нормами времени на работы, выполняемые в библиотеках» и с учетом практики работы муниципальных библиотек:

на комплектование и обработка документов – из расчета 0,5 сотрудника на 1 000 экз. новых поступлений;

на обслуживание читателей из расчета 1 сотрудник, занимающийся непосредственно обслуживанием читателей:

на 750 читателей и 13 тыс. книговыдач;

на 500 читателей и 10 тыс. книговыдач в сельской библиотеке;

на 650 читателей, 13,5 тыс. экз. и 6-7 тыс. посещений на 1 библиотекаря, занятого обслуживанием читателей – детей;

В штатном расписании муниципальных публичных библиотек должны быть предусмотрены специалисты для внедрения и использования информационных и телекоммуникационных технологий (программисты, системные администраторы).

Для определения группы по оплате труда руководителей и специалистов библиотек, муниципальных библиотечных систем используются «Временные показатели и порядок отнесения муниципальных библиотек, муниципальных библиотечных систем, библиотечных объединений и межпоселенческих библиотек к группам по оплате труда руководителей и специалистов». (Приложение 7). Для определения размеров должностных окладов используются нормативно-правовые документы, регламентирующие новую систему оплаты труда.

V. Последовательность применения Базовых норм

1. Анализ библиотечной сети

На первоначальном этапе применения Базовых норм выясняется наличие факторов, дающих право на льготные нормы, или фиксируется их отсутствие. С учетом принятой основной или скорректированной нормативной базы определяется идеальная, соответствующая требованиям Базовых норм, сеть публичных библиотек муниципального образования .

На основании полученных данных о количестве и виде библиотек, которые должны быть в муниципальном образовании, а также в зависимости от района обслуживания для каждой из библиотек рассчитываются нормы штатной численности, фонда документов, объема основных средств.

Сопоставление полученных данных с данными о фактическом состоянии библиотечной сети позволит выявить необходимость в ее упорядочении или расширении, определить наличие дефицита ресурсов, потребности в текущем пополнении библиотек документами, определить потребность в изменении показателей деятельности.

Анализ полученных данных позволит определить особенности организации библиотечного обслуживания в конкретных муниципальных образованиях, поможет определить источники, объемы и сроки выделения средств, необходимых для реализации Базовых норм.

2. Порядок финансового обеспечения внедрения Базовых норм

На основе данных о потребности в материальных ресурсах по каждому поселению может быть сделан общий и постатейный расчет финансовых затрат, которые потребуются для выполнения требований региональных минимальных базисных норм, в т. ч. в расчете на душу населения, а также определены приоритеты в сроках и источниках покрытия имеющегося дефицита средств.

из бюджета поселения;

из бюджета района;

из бюджета города;

из иных бюджетов (федерального, краевого).

VI. Оценка эффективности деятельности библиотек по оказанию

услуг населению

Оценка эффективности деятельности библиотек по оказанию услуг населению осуществляется с учетом четырех групп показателей: социально значимые показатели, эффективность использования ресурсов, экономическая эффективность, количественные и качественные показатели оценки услуг.

Социально значимые показатели:

доступ пользователей к мировым информационным ресурсам;

доставка информации на рабочий стол пользователя;

оперативность и точность доставки информации пользователю;

хорошие условия работы в библиотеке;

охват населения библиотечным обслуживанием;

общее количество посещений библиотеки на душу населения.

Эффективность использования ресурсов:

общий объем библиотечного фонда в расчете на одного жителя (книгообеспеченность);

число компьютерных терминалов / персональных компьютеров в расчете на одного жителя;

число компьютеров для пользователей в расчете на одного жителя;

соотношение числа сотрудников на полной ставке и численности населения (нагрузка на одного библиотекаря по числу жителей);

соотношение сотрудников-специалистов и численности населения;

соотношение числа сотрудников на полной ставке и числа пользователей.

Экономическая эффективность:

общие расходы в расчете на одного жителя,

общие расходы на обслуживание одного пользователя;

общие расходы на выдачу одного документа;

общие расходы на одно посещение;

статистические данные в сравнении с другими сопоставимыми библиотеками в муниципальном образовании, регионе, стране, за рубежом.

Количественные и качественные показатели оценки библиотечной услуги:

количественные показатели:

число пользователей библиотеки;

количество выданных документов;

количество выданных документов или их копий из фондов других библиотек;

количество посещений библиотеки пользователями;

качественные показатели:

предоставление полной информации о составе библиотечных фондов;

средняя читаемость;

средняя обращаемость библиотечного фонда;

средняя посещаемость библиотеки;

число обращений к электронным ресурсам и электронным справочно-поисковым системам;

уровень удовлетворения населения библиотечными услугами (по результатам социологических исследований);

количество удовлетворенных информационных запросов о предоставленной информации.

Приложение

Базовые нормы организации сети публичных библиотек муниципальных образований

Наименование

показателя

(обеспечения)

Административно-территориальный уровень

библиотеки

Норма

обеспечения

Примечания

Размещение публичных библиотек.

Доступность услуг

Доступность библиотечных услуг, прежде всего, определяется размещением публичных библиотек и режимом их работы

Сельское поселение
с численностью населения до 500 человек

1 библиотека-филиал

Основными требованиями к организации библиотечного обслуживания в сельских поселениях является обязательное предоставление населению библиотечных услуг во всех населенных пунктах, в том числе с малой численностью жителей (менее 100 человек).

В этих целях необходимо предусматривать кроме стационарных библиотек организацию нестационарного библиотечного обслуживания передвижные (мобильные) библиотеки, а также библиотечные пункты, в которых регулярно (не менее одного раза в месяц) обновляются книги и другие носители информации. Доставка изданий в библиотечные пункты осуществляется с помощью местных транспортных средств

Сельское поселение, являющееся административным центром сельских поселений, с численностью населения от 500 до 1 000 человек

Публичная поселенческая библиотека

поселенческая библиотека

1 библиотека-филиал

При наличии в сельском поселении нескольких публичных библиотек та из них, которая находится в административном центре поселения, может быть утверждена в качестве опорной библиотеки.

Вариант: обслуживание взрослых и детей на базе поселенческой библиотеки (детский отдел библиотеки сельского поселения)

Поселение, являющееся административным центром с численностью населения более 1 000 человек

Публичная поселенческая (межпоселенческая центральная) библиотека

Центральная районная детская (межпоселенческая) библиотека

1 библиотека

сельского поселения

на каждую 1 000 жителей

1 детская библиотека на каждую 1 000 детей

В сельских поселениях с числом жителей свыше 1000 человек дополнительно создаются публичные библиотеки из расчета 1 библиотека при расстоянии не менее 3 км до ближайшей библиотеки

Сельский населенный пункт (в составе поселения)

Библиотека-филиал поселенческой библиотеки

Стационарный библиотечный пункт

Передвижная библиотека (библиобус)

1 библиотека в поселении с численностью населения менее 500 жителей, находящийся на расстоянии до 5 км от административного центра поселения

Вариант: внестационарное обслуживание организует библиотека поселения при условии обеспечения транспортом для доставки литературы

Вариант: передвижная библиотека (библиобус) центральной районной (межпоселенческой) библиотеки осуществляет обслуживание по графику

Библиотека в составе культурно-досугового (социально-культурного) комплекса сельско­го поселения

Создается при обязательном условии сохранения всех функций оказания населению библиотечных услуг в соответствии с базовыми нормами

Городское поселение

Количество публичных муниципальных библиотек в городских поселениях (городских округах) зависит от общей численности населения, в т. ч. от численности детей и молодежи.

Общее количество библиотек определяется из расчета:

в районах с многоэтажной застройкой – одна библиотека на 20 000 жителей, в районах со среднеэтажной застройкой – одна библиотека на 10-15 000 жителей.

Библиотека

городского поселения

1 библиотека в каждом городском поселении с числом жителей до 2 000 жителей

Детская библиотека городского поселения

1 библиотека при наличии в районе обслуживания не менее 500 жителей в возрасте до 14 лет

При наличии в городском поселении нескольких детских библиотек одна из них может выполнять по отношению к ним функции опорной

Городской округ

Библиотека городского округа

Детская библиотека городского округа

Молодежная библиотека городского округа

1 библиотека на 10 000 жителей с учетом пешеходной доступности библиотеки

1 детская библиотека из расчета 5 500 детей дошкольного и школьного возраста

1 молодежная библиотека на 17 000 жителей в возрасте от 15 до 25 лет в городском округе с численностью населения свыше 50 000 человек

При наличии в городе (городском округе), не являющемся центром муниципального района, нескольких муниципальных публичных библиотек одна из них выделяется в качестве центральной.

При наличии в городе нескольких детских библиотек одна из них должна выполнять функции центральной для всех остальных детских библиотек.

Вариант: детские и молодежные библиотеки могут создаваться как самостоятельные учреждения, как объединенные библиотеки для детей и молодежи с 2 отделами по соответствующим возрастным категориям пользователей либо как отделы (детский, молодежный)

Вариант: молодежный отдел центральной городской библиотеки

1 библиотека в каждом городе независимо от численности населения

Центральная детская библиотека

1 библиотека в каждом городе независимо от численности детского населения

1 детская библиотека в городском округе численностью до 50 000 жителей;

1 детская библиотека на 4 000 учащихся и дошкольников в городских округа с численностью жителей свыше 50 000 человек

Городской округ при наличии на его территории администрации сельского района

Центральная городская библиотека

Центральная районная (межпоселенческая) библиотека

Центральная районная детская библиотека

В городах где наряду с администрацией города, находится администрация сельского района, расположенные здесь районные библиотеки, по совместному решению этих администраций могут выполнять функции обслуживания городского населения, в том числе в небольших городах

Городской округ при наличии сельских поселений на территории городского округа

Публичная муни­ципальная библиотека

  • Оценка работы библиотечного персонала, Консультация в помощь проведению аттестации
  • Библиотечный фонд, учебно-методический комплекс по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность»
  • Дополнительные показатели

    Существуют и другие показатели, позволяющие проанализировать работу библиотеки.

    По = А: Ч х 100.


    В массовых библиотеках охват в 70-80 % по отношению к числу жи­телей (или детского населения) считается идеальной величиной для не­большого города и почти нереальной для мегаполиса.

    В библиотеках образовательных учреждений - 100 % вполне реальная цифра.

    Можно выявить соотношение между комплектованием фонда (или отдельной части) и его использованием. В качестве аналитического инструмента в таком случае применяют коэффициент использования (Ки) книжных фондов (иногда его именуют коэффициентом соответствия фонда и книговыдачи). Интересно, что данный показатель обычно соот­ветствует показателю отраслевой обращаемости.

    Рассчитывается Ки следующим образом:

    сначала вычисляют удельный вес (т. е. долю в процентах) различ­ных отраслей литературы в составе книжного фонда и в составе книго­выдачи, а потом делят второй показатель на первый.

    Например:

    фонд общественно-политической литературы (ОПЛ) составляет у вас 18,2 % от всего фонда;

    книговыдача по ОПЛ в этом году составила 15,2 %.

    Считаем: 15*2 % : 18,2 % = 0,83. Это и есть коэффициент использова­ния общественно-политической литературы.

    Нормативным коэффициентом является «1», что означает полное со­ответствие объема данного раздела фонда интенсивности его использо­вания.

    Экономические показатели работы библиотеки

    Экономические показатели - это числовые величины, характеризую­щие производительность труда библиотекаря, его нагрузку, денежные затраты на единицу работы. Они бывают нужны и при планировании бюджета библиотеки и при спорных вопросах, касающихся финансиро­вания отдельных проектов, и при написании заявки на грант.

    Формулы расчета стоимости основных видов библиотечной работы


    Показатель нагрузки библиотекаря (Н) исчисляется в двух вариантах:

    Путем деления числа читателей (А), зарегистрированных за год, на количество библиотечных работников (Б):

    Путем деления количества книговыдач в год (В) на количество биб­лиотечных работников (Б):



    Показатель расходов на обслуживание одного читателя в год
    (Са) ис­числяется путем деления суммы всех видов расходов за год (Р) по смете библиотеки (за исключением приобретения оборудования и ремонта) на количество читателей, зарегистрированных за год (А):


    Показатель расходов на одно посещение (Сп) исчисляется путем де­ления суммы всех видов расходов за год (Р) по смете библиотеки (за исключением приобретения оборудования и ремонта) на количество по­сещений за год (П):


    Показатель расходов на одну книговыдачу (Св) исчисляется путем деления суммы всех видов расходов за год (Р) по смете библиотеки на количество книговыдач за год (В):

    Показатели времени


    Для планирования работы школьной библиотеки полезно знать и та­кие данные как типовые нормы времени на вид работы и нормы режима работы библиотеки.

    Например, по нормам режима работы библиотека должна быть от­крыта для читателей:

    • со штатом 1-2 человека - не менее 5 часов в день;
    • со штатом 3 человека - не менее 6 часов в день;
    • со штатом 4 человека - не менее 8 часов в день;
    • читальный зал с 2 работниками - около 10 часов в день.
    Типовые нормы времени публиковались в разработке ГНПБ им. К.Д. Ушинского. По ним рассчитываются нормативная нагрузка на одного работника и время, затраченное на выполненную работу (это бывает нужно для отчетов и анализа нагрузки).

    Именно исходя из типовых норм времени, объема работ, заложенно­го в положении о библиотеке данного ОУ, и отчетов о работе библиотеки можно доказать необходимость введения дополнительных ставок или сокращения требуемого объема работы.
    7. Минимум библиотечной техники в массовых библиотеках: инст­рукции и учетные формы. - М., 1973. - 70 с.

    8. Мотульский Р. И снова о статистике / Р. Мотульский // Библиоте­карь - 1991. - № 6л С. 27-30; № 12. - С. 2-5.

    9. Организация работы централизованной библиотечной системы: инструкции и учетные формы / под ред. Р.З. Зотовой - М., 1985. - 192 с.

    10. Справочник библиотекаря / сост. С.Г. Антонова, Г.А. Семенова. - М., 1985.-302 с.

    11. Справочник библиотекаря / науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минки-на.-СПб., 2001. -448с.

    12. Стандарты по библиотечному делу: сборник / сост. Т.В. Захарчук и др. -СПб., 2001.-512 с.

    13. Стельмах В. От «бумажного вала» к разумным показателям / В. Стельмах, Г. Лепилина // Библиотека. - 1997. - № 5. - С. 49-51; № 6. -С. 23-25.

    14. Суслова И.М. Библиотечная статистика - современное состояние проблемы: лекция / И.М.Суслова. - М.,1996. - 35 с.

    15. Суслова И.М. «Говорящие цифры» / И.М. Суслова //Библиотека. - 2000. - № 2. - С. 49-52.

    16. Суслова И.М. Основы библиотечного менеджмента / И.М. Сусло­ва. - М., 2000. - [С. 177-190].

    17. Технология работы школьной библиотеки: инструктивно-метод. материалы и учетные формы - М.,1993. -74 с.

    18. Уварова Т. Статистика знает все. Для чего она нужна? / Т.Уварова // Независимый библиотечный адвокат. - 2004. - № 2. - С. 14-22.

    19. Фрумин И.М. Библиотечное дело: организация и управление / Й.М.Фрумин. - М.,1980. - [С.97 - 131].

    20. Юрьева Т. Как оценить качество работы ЦБС / Т.Юрьева // Биб­лиотека. - 1999. - № 9. – С. 17-20.

    Доброго всем утра! Продолжаю добавлять материалы в рубрику "Инновационные технологии в библиотечном деле". Сегодня поговорим о статистике. Мы все знаем, что в практической деятельности библиотек ежедневно происходит сбор и обработка показателей работы, которые на начало года отражаются в бланке формы №6-нк. На основе данных этих бланков составляются сводные годовые сведения о библиотеках системы Министерства культуры Республики Беларусь за год.

    Думаю, что ни для кого не секрет, что п ереход от финансирования по факту существования библиотеки к финансированию, ориентированному на конечный результат , вынуждает нас более эффективно использовать имеющиеся ресурсы и одновременно заставляет по-новому взглянуть на статистику в каждой конкретной библиотеке.

    Рассмотрим некоторые вопросы оптимального и объяснимого планирования основных контрольных показателей - количественных и качественных.

    Расчёт показателей годового плана.

    В библиотечном деле выделяются количественные и качественные показатели. Количественные определяют, сколько единиц в абсолютном выражении планируется выполнить. Например, сколько экземпляров и названий новой литературы должно поступить в фонд библиотеки, сколько читателей будет записано и обслужено в библиотеке, сколько массовых мероприятий проведет библиотека и т.д. Качественные или относительные показатели – это обращаемость, документообеспеченность, посещаемость, читаемость .

    Причем именно качественные показатели важны для правильного планирования, поскольку определяют уровень возможностей и эффективности работы библиотеки. Все показатели взаимосвязаны и снижение одних приводит к диспропорции в развитии библиотеки.
    В каждой библиотеке есть, как минимум, две базовые величины, от которых производятся все остальные. Это – количество приобретаемых документов и количество читателей, намечаемых для привлечения в библиотеку и обслуживания.

    Основой расчета служат величины, определяемые в зависимости от целей, задач и возможностей библиотеки. Поэтому ежегодно библиотекарь должен при планировании ответить на вопрос: насколько актуальна для него задача привлечения к постоянному чтению читателей, и сколько их он может обслужить. Если есть возможность подсчитать стоимость обслуживания одного читателя, одной книговыдачи и одного посещения , то можно рассчитать, какое количество читателей можно обслужить в пределах выделяемых сумм.
    Вторым базовым абсолютным показателем служит количество приобретаемых книг и иных документов по названиям и экземплярности. Планировать его библиотекарю из библиотеки-филиала достаточно трудно, но можно исходить из показателей прошлого года, учитывая изменение библиотечной политики региона.

    Количество читателей и приобретаемых документов планируется в абсолютных цифрах, а вот остальные контрольные показатели находятся в зависимости от качественных.

    Расчёт основных контрольных показателей (число читателей, число книговыдач, число посещений, фонд библиотеки и другие) вроде не представляет никакого труда для библиотекарей, однако анализ плановых и отчётных цифр, как по отдельным библиотекам, так и при сравнении официальной статистики, иногда показывает снижение качественных показателей - обращаемости, читаемости, посещаемости. Почему это происходит?

    Напомню некоторые аспекты планирования показателей библиотечной статистики.

    В основе современной библиотечной статистики лежит учёт. Ежедневный учёт заключается в регистрации библиотечных процессов и операций в принятых в библиотеке документах по единым единицам учёта. На его основе осуществляется статистический учёт, который представляет собой количественные показатели работы библиотеки, суммируемые в единых формах учёта (движение фонда, количество пользователей, выдач, посещений, просветительская информационная работа). На основе абсолютных показателей планируются и рассчитываются средние показатели, характеризующие различные библиотечные процессы: читаемость, посещаемость, обращаемость, документообеспеченность.

    Учёт пользователей определяет количество человек, которые пользуются книгами в библиотеке. Единицей учёта служит формуляр читателя, форма учёта – дневник библиотеки – Часть 1. Единицей учёта посетителей просветительских мероприятий является лицо, посетившее мероприятие и зарегистрированное в документах, принятых в библиотеке, форма учёта – дневник библиотеки – Часть 3.

    На оптимальное количество читателей, которое может обслужить библиотека, влияет количество жителей в зоне обслуживания (Как рассчитать эту цифру я писала ), подготовка персонала, комплектование и финансирование библиотеки, её пропускная способность. При низком проценте охвата населения необходимо продумать как этот показатель повысить.

    При планировании числа пользователей анализируются показатели Плана библиотечного обслуживания населения (для сельской библиотеки). Процент охвата населения у каждой библиотеки различен, как различно и количество проживающих в зоне обслуживания.

    Кроме того, существуют нормы нагрузки на одного библиотекаря.

    Учёт выдачи определяет количество
    произведений печати, выданных пользователям за определённый период. Основой учёта выдач служат записи в формуляре читателя, за единицу выдачи принимается: для книг - экземпляр, для журналов - подшивка, для газет - комплект. Для подсчёта общего количества книговыдач суммируется число выдач по всем подразделениям библиотеки, форма учёта – дневник библиотеки – Часть 2.

    Расчет книговыдачи зависит от планируемого числа читателей и показателя читаемости. Средняя читаемость среди детей-читателей равна 22 ед., взрослых – 15-18 ед. Следовательно, если библиотекарь планирует обслужить 300 читателей - детей, то годовая книговыдача = 300 · 22= 6600 ед., у взрослых это будет цифра 4500- 5400.

    Учёт посещений проводится путём подсчёта формуляров читателей, приходивших в течение дня, месяца, года; форма учёта – дневник библиотеки – Часть 1.

    Расчёт количества посещений = Ч · Ср. пос. Средняя посещаемость взрослых по библиотекам равна 8. Планируемое количество посещений = 300 · 8 = 2400. Средняя посещаемость детей приравнивается к 12 (ребёнок должен посещать библиотеку ежемесячно). План - 300 · 12 = 3600

    Показатели состояния фондов (движение фонда библиотеки) даёт количественную характеристику фонда, позволяет выявить тенденцию его движения за определённый период времени. При планировании работы с фондом необходимо учесть количество выписанных изданий в библиотеку, количество изданий, которые будут подготовлены к списанию.

    Расчёт средних показателей на будущий год (читаемость, обращаемость, посещаемость, документообеспеченность) проводится библиотекарем, исходя из достигнутого, т.е. выполненных цифровых показателей с учётом нынешних реалий.

    Документообеспеченность (К) - среднее количество книг, приходящихся на одного зарегистрированного пользователя. Исчисляется путём деления количества книг, имеющихся в библиотеке на конец года (Ф), на число зарегистрированных пользователей (А).

    К = Ф: А

    Показатель документоообеспеченности характеризует величину книжного фонда в отношении к числу читателей, т.е. его достаточность. Документообеспеченность сельской библиотеки должна составлять не более 20 экземпляров на пользователя, городского филиала – до 15 документов на пользователя. Высокая документообеспеченность (больше 25 экз.) говорит о недостаточной работе по очистке фонда от устаревшей, ветхой, дублетной литературы.

    Высокие читаемость, обращаемость и документообеспеченность доказывают достаточно эффективное использование фонда.

    Низкая обращаемость при высокой читаемости и документообеспеченности показывает, что фонд перенасыщен изданиями и имеет значительную хронологическую глубину.

    Практика работы показывает, что библиотека сможет более эффективно работать, если достигнет следующих показателей:

    В процентном соотношении фонд библиотеки (по рекомендации ИФЛА) должен соответствовать следующим нормам: 10% изданий последних 2-х лет, 30-40% изданий последних 5-ти лет, 5% от общего фонда изданий текущего года, и примерно 40% изданий, составляющих художественную ценность.

    Очень важен показатель обновляемости фонда, то есть соотношение между поступлением новой литературы и списанием устаревшей или изношенной. Библиотековеды из Российской национальной библиотеки предлагают определение оптимального количества новых поступлений, исходя из годовой книговыдачи.

    Формула вычисления: количество книговыдач 3,8: 100.

    Поступление периодики в сельской местности – от 15 названий газет и журналов в год на библиотеку, в городах – до 150 названий газет и журналов в год на центральную библиотеку.
    Читаемость (Ч) - среднее число книг, выданных одному читателю в год, исчисляется путём деления количества выданных за год книг (В) на число читателей, зарегистрированных за год (А). Ч = В: А Показатель читаемости характеризует интенсивность чтения и разумно ориентироваться на норму 15-18 книг в год в сельской местности,10-15 книг в год в городе, для читателей-детей норма может быть выше.

    Посещаемость (Пос) - среднее количество посещений, приходящихся на одного читателя в год. Исчисляется путём деления числа посещений за год (П) на число читателей (А). Пос = П: А Показатель характеризует активность посещения читателями библиотеки и должен составлять в сельской местности 12-14 раз в год, для читателей-детей может быть более 15 раз, в городе – 5 раз в год и более, для детей – более 12 раз.

    Посещение массовых мероприятий в норме должно быть в сельской местности – 15% от общего числа пользователей и более, в городах – 10% и более.
    Обращаемость (Об) - среднее число выдач, приходящихся на единицу фонда. Исчисляется путём деления количества книговыдач за год (В) на количество документов, значащихся на конец года (Ф). Об = В: Ф Показатель обращаемости характеризует степень использования книжного фонда и в норме должен составлять в сельской местности 0,6-0,9 раз, в городе – 1,5 раза и выше. По действующей закономерности, при уменьшении документообеспеченности увеличивается норма обращаемости. Это, прежде всего, зависит от состояния фонда библиотеки - его очищения, сохранности и других факторов.

    Именно эти основные показатели деятельности являются по сути, экономическими и служат отправной точкой для финансирования библиотеки.

    Думаю, что данный процесс планирования поможет скорректировать ваши действия для более эффективной и экономной деятельности.

    Сопоставление абсолютных и средних показателей библиотеки за несколько лет помогает библиотекарю выявить тенденции и определить, исходя из данных о развитии территории (социальных, демографических, экономических) и данных о библиотеке, прогнозы её развития на среднесрочную (3-5 лет) и долгосрочную (5-7 лет) перспективы.

    До встречи! В следующий раз поговорим о разделах плана сельской библиотеки.

    Нормативы и показатели публичных библиотек:

    реалии и проблемы

    заведующий методическим отделом,

    заместитель директора по библиотечной

    деятельности, МУК ЦБС г. Сургута

    Результативность деятельности библиотеки оценивается по определенному набору показателей, которые закреплены в нормативных документах, рекомендательных стандартах. В последние годы государственными органами власти, Российской библиотечной ассоциацией разработаны многие важные нормативы, касающиеся деятельности библиотек.

    Это социальные нормативы и нормы (одобрены распоряжением Правительства РФ от 01.01.2001), в которые распоряжением Правительства РФ внесены изменения в 2007 году; Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки (2008 г.) и «Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований » (2007 г.), принятые РБА. Показатели деятельности библиотеки, закрепленные действующими межгосударственными стандартами (ГОСТ 7.20-2000 «Библиотечная статистика»), отражаются в формах государственной статистической отчетности (6-НК).

    На наш взгляд, не все существующие нормативы понятны, реально достижимы; применение отдельных нормативов без установления других может повлечь за собой нежелательные последствия, на что мы и хотели бы обратить внимание. Модельные (профессиональные) стандарты деятельности, разрабатываемые в библиотеках России на основе «Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки» (РБА, 2002, 2008), «Руководства ИФЛА/ЮНЕСКО о развитии службы публичных библиотек», носят рекомендательный характер, и в них учитывается специфика общедоступных муниципальных библиотек, определяемая статусом административного образования, численностью населения, другими параметрами. В случае, если нормативы утверждены на федеральном уровне, для региональной власти и органов местного самоуправления , они являются руководством к действию, а для библиотек – обязательными для выполнения, предметом постоянной отчетности.

    На сегодняшний день для нас – Централизованной библиотечной системы г. Сургута Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – является проблемным выполнение норматива объемов пополнения фондов в размере «250 книг на 1 тыс. человек» в год. Данный норматив утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 «Об изменении социальных нормативов и норм». Так, данный показатель (в формулировке «250 книг на 1000 жителей») лег в основу Стратегии развития Ханты-Мансийского автономного округа, установлен в качестве одного из показателей, характеризующих социально-экономическое развитие округа, включен в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов автономного округа (распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.01.01 г.).

    Вероятно, норматив пополнения библиотечного фонда включен в «Социальные нормативы и нормы» в соответствии с рекомендациями, предложенными международной практикой, а вслед за ними и российским профессиональным сообществом. Но в рекомендациях ИФЛА/ЮНЕСКО и базовых нормах РБА формулировка более конкретна и реальна для выполнения: в зависимости от числа жителей района обслуживания – от 150 до 250 новых поступлений на 1 000 жителей . Согласитесь, что нормативы «250 новых поступлений на 1 000 жителей» и «250 книг на 1 000 человек» значительно отличаются друг от друга. В первом случае – это 250 новых поступлений (то есть в качестве единицы учета не только книги, но и периодические издания, электронные документы). Норматив, закрепленный Распоряжением Правительства Российской Федерации, ограничивается только книгами – 250 книг. В Руководстве ИФЛА/ЮНЕСКО – на 1 000 жителей, в распоряжении Правительства РФ – на 1 000 человек. В формулировке «250 книг на 1 тыс. человек» можно трактовать этот норматив по-разному. Прежде всего, понятие «…человек». Что имеется ввиду? Если это численность населения, то на какую численность населения должна ориентироваться библиотека в составе централизованной библиотечной системы, или центральная библиотека, или централизованная библиотечная система в городе с развитой сетью образовательных и ведомственных библиотек?

    Аналогичными вопросами – определением целевого населения для публичных библиотек – задавались наши коллеги из Швеции, когда апробировали новые показатели в рамках проекта создания «Руководства по качеству». Какое население должно обслуживаться главной библиотекой? Что можно сказать о населении для библиотеки-филиала? Кто является населением для мобильных библиотек? Это только люди, живущие в районе обслуживания, которые должны быть посчитаны? Что относительно людей, которые работают или ходят в школу близко к библиотеке и посещают ее, но могут жить в другом месте? Что относительно людей, которые живут в районе библиотеки в течение лета, но не зимой? В некоторых областях население удваивается или утраивается в течение определенных месяцев года. Пока это только вопросы.

    Если трактовать норматив как 250 книг на 1 тыс. населения административно-территориальной единицы, можно ли его считать действительно минимальным, если он для большинства общедоступных библиотечных систем в настоящее время недостижим? В Ханты-Мансийском автономном округе в 2009 году этот показатель составляет 134 экземпляра на

    1 тыс. населения (то есть 54% от нормы), в Централизованной библиотечной системе г. Сургута – всего 91 экземпляр на 1 тыс. жителей города (36% от нормы). Для Централизованной библиотечной системы г. Сургута с численностью населения города в 300 тыс. человек данный норматив означает, что мы должны ежегодно обрабатывать не менее 75 тыс. книг, при фактическом ежегодном поступлении не более 30 тыс. в год (и в эти 30 тыс. входят не только книги, но и другие виды документов). С учетом прогнозных оценок средней стоимости 1 книги на выполнение норматива потребуются средства в размере более 20 млн руб. ежегодно. Это увеличение объемов работы и финансирования более чем в 2,5 раза при том, что у нас в течение последних нескольких лет ситуация с финансированием комплектования достаточно стабильная, показатель обращаемости фондов находится в норме.

    Считаем, что в настоящее время для централизованной библиотечной системы г. Сургута достижение установленного распоряжением Правительства Российской Федерации объема пополнения фондов в размере «250 книг на 1 тыс. человек» в год объективно невыполнимо. Потребуется значительное увеличение финансирования на комплектование библиотечных

    фондов, расширение библиотечной сети и дополнительные площади для размещения и хранения фонда ежегодно в размере 190 кв. м в книгохранении, либо 300 кв. м в открытом доступе. Также потребуется реорганизация технологических процессов обработки документов и увели-

    чение числа сотрудников, занятых в этих процессах.

    Направленность данного норматива на такой

    значительный количественный рост библиотечных фондов может служить фактором, сдерживающим развитие услуг по удаленному доступу к информационным ресурсам, так как при этом электронные издания не становятся собственностью библиотеки, следовательно, не являются единицей учета.

    Еще один норматив из данного распоряжения Правительства устанавливает минимальное количество детских библиотек в административно-территориальных образованиях. При этом показатель исчисляется, исходя из численности школьников и дошкольников, в то время как детские библиотеки традиционно рассчитаны на жителей населенного пункта до 14 лет, а не до 16–17 лет. Данное противоречие затрудняет применение установленного норматива.

    В век активного внедрения и распространения цифровых и Интернет-технологий, трансформации различных видов и форм обслуживания пользователей, организации нового типа услуг необходимы новые параметры оценки деятельности библиотек. По рекомендации ИФЛА/ЮНЕСКО «наравне с обеспечением мер к тому, чтобы оставались открытыми разные каналы передачи и получения знания и информации, одной из главных задач публичной библиотеки сегодня должно стать обеспечение доступа к электронной информации».

    Но, к нашему сожалению, существующая система показателей, закрепленная в нормативах, не отражает увеличивающийся объем цифровых

    ресурсов. При этом объем традиционных ресурсов и показатели их использования (книговыдача) снижаются, что воспринимается как ухудшение работы библиотек. Так, например, перераспределив средства для подписки на электронные версии периодических изданий вместо печатных, мы, с одной стороны, экономим площади для хранения изданий, увеличиваем ассортимент предложения для читателей, с другой стороны, получаем снижение показателей прироста фонда и книговыдачи, что негативно сказывается на оценке нашей работы. Например, при установке в Центральной городской библиотеке им. справочно-правовых баз данных «Гарант», «Консультант Плюс» и энциклопедического ресурса Интернет «Рубрикон» снизилось количество обращений к печатным источникам с аналогичной информацией.

    Справочно-правовые системы, кроме законодательной базы, содержат статьи из юридических и экономических журналов, полнотекстовые учебные пособия . Проведенный анализ показал, что количество проработанных пользователями электронных документов только в центральной городской библиотеке составляет порядка 12 тыс. в год, но они не учитываются в качестве единицы выдачи и не «плюсуются» к общей книговыдаче, хотя, по сути, заменяют идентичные печатные издания. Как оценить и в чем измерить данные услуги? Существующая нормативная база не дает ответов, в системе государственной статистики это не учитывается. А именно наличие и качество предоставления таких услуг должны стать параметрами оценки результативности деятельности библиотек в современном мире.

    Например, в упомянутом выше Руководстве по качеству для библиотек Швеции два показателя направлены на учет работы библиотеки в цифровой среде:

     процент достижения охвата целевого населения с помощью удаленных электронных услуг библиотеки;

     число сессий на каждую электронную библиотечную услугу на члена целевого населения. Сегодня кажется вполне вероятным, что расширение доступа к дистанционным информационным службам и использованию

    Интернет для поиска информации приведет к снижению числа физических пользователей и посещений публичных библиотек, приведет к сокращению традиционной книговыдачи. Результаты статистики свидетельствуют, что в муниципальных общедоступных библиотеках Ханты-Мансийского автономного округа в 2009 г. по сравнению с 2007 г. читателей стало меньше на 4,64%, количество посещений уменьшилось на 3,33%, книговыдача сократилась на 3,74%. Но это не значит, что библиотеки стали работать хуже.

    Наша привычная статистика, которая представлена в формах 6-НК, фиксирует традиционный набор показателей работы библиотеки – это «голые» цифры, на основе которых невозможно объективно сопоставить деятельность библиотек в силу разной методики сбора данных. «Сами по себе эти цифры не дают представления о том, насколько эффективно и качественно работает та или иная библиотека». Например, показатель охвата населения библиотечным обслуживанием не отражает реальное положение

    дел: чем больше структура библиотеки разветвлена, тем больше читателей. Но все мы понимаем, что эти показатели некорректны – происходит двойной, тройной учет одного и того же читателя по мере посещения им разных отделов библиотеки.

    Для получения объективных показателей необходимо унифицировать методику учета количества читателей по единой регистрационной картотеке, и только тогда мы увидим реальный процент охвата населения библиотечным обслуживанием, и он будет, как минимум, в два раза меньше, чем сейчас. На сегодняшний момент существующие нормы нагрузки не дают библиотекам возможности сокращения структуры, ведь это повлечет сокращение традиционных показателей деятельности (количества пользователей, посещений). Базовые нормы РБА рекомендуют норму нагрузки на одного сотрудника из расчета 1 библиотекарь на 750 пользователей и 1 библиотекарь на 600 пользователей-детей, но это физические пользователи библиотеки, а как быть с виртуальными пользователями? Мы уже давно работаем в других условиях: формируем полнотекстовые электронные ресурсы, используем Интернет, внедряем новые технологии обслуживания, соответственно, необходимы параметры оценки этой деятельности, необходим пересмотр норм нагрузок при повышении требований к оперативности и качественным характеристикам обслуживания. Нужна новая система показателей деятельности библиотек, отражающая не только количественные, но и качественные аспекты деятельности, отвечающая вызовам времени и потребностям общества, позволяющая более дифференцированно , гибко подходить к библиотекам, работающим в разных условиях.

    В 2004 году в Буэнос-Айресе стартовала инициатива создания глобальной библиотечной статистики, которую можно было бы использовать

    библиотеками всех стран мира. Секция по статистике и оценке ИФЛА, Институт ЮНЕСКО по статистике и комитет ИСО TC 46 SC 8 «Качество – статистика и оценка работы» объединили усилия, чтобы сформировать и проверить новый набор статистики. Семьдесят шесть индикаторов работы были идентифицированы во время работы по этому проекту, из которых 23 были выбраны как основные индикаторы, 15 из них были предложены для публичных библиотек. Показатели охватывают следующие области:

    1. Доступность и возможности.

    2. Коллекции.

    3. Библиотечные мероприятия и события.

    4. Использование библиотеки и пользователи.

    5. Библиотечный штат.

    6. Расходы на деятельность.

    Новая статистика, по мнению разработчиков, должна выполнять следующие требования:

     покрывать полный диапазон услуг библиотеки, традиционных и электронных;

     показывать роль библиотек в обществе и культуре;

     демонстрировать воздействие библиотек на население;

     облегчить сравнение на национальном и международном уровне;

     представлять достоверные результаты для публикаций и деятельности по продвижению библиотек;

     ограничиваться оптимальным числом измерений, быть легкой и доступной для использования во всех странах.

    Хорошо, если бы показатели работы публичных библиотек также отвечали бы этим требованиям. Статистика, представленная политикам, финансирующим органам или широкой общественности, должна влиять на стратегическое планирование деятельности библиотек, создавать и поддерживать уверенность в их эффективном функционировании.

    Список литературы:

    1. Алешин зданий библиотек: учеб.-практ. пособие / . – М. : Либерея-Бибинформ, 2008. – 239 с.

    2. Кисловская без показателей бессмысленны, как и отчеты при отсутствии читателей // Соврем. б-ка. – 2009. – № 3. – С. 20–27.

    3. Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках: [Утв. М-вом труда и социал. развития РФ]. – М. : [б. и.], 1997. – 85 с.

    4. Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки: принят Конф. РБА, XIII Ежегод. сессия, 22 мая 2008 г. // Информ. бюл. РБА. – 2008. – № 48. – С. 50–59 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://*****/programm/mod_

    stand_new. doc (дата обращения: 01.02.2011).

    5. Общедоступные библиотеки Российской Федерации в цифрах за 2008 год / М-во культуры Рос. Федерации. – М. : [б. и.], 2009. – 187 с.

    6. Общедоступные библиотеки Ханты-Мансийского автономного округа Югры в 2009 году / Гос. б-ка Югры. – Ханты-Мансийск: [б. и.], 2010. – 48 с.

    7. Пол Р. Измерение качества деятельности библиотек / Розвита Пол, Питер те Бокхорст; пер. с англ. [и науч. ред. ]. – М. : Пашков дом, 2008. – 316 с.

    8. Публичные библиотеки в век цифровой информации: рекомендации проекта PILMAN Европ. комис. / [предисл. ; под ред. ]. – М. : Гранд: ФаирПресс, 2004. – 410 с.

    9. Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского АО – Югры от 01.01.01 г. «О реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года» // Собр. законодательства Ханты-Манс . автоном. округа-Югры. – 16.03.2009–31.03.2009. – № 3 (ч. III). – Ст. 265.

    10. Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек / Междунар. федерация библ. ассоц. и учреждений, Секция публ. б-к, Рос. библ. ассоц. ; [подгот. Филипом Гиллом и др. ; предисл.: ]. – СПб. : Изд-во Рос. нац. б-ки, 2001. – 112 с. ; [Электронный ресурс]. – URL: www. *****/ofdocs/ifla/ifla03.pdf (дата обращения: 01.02.2011).

    11. Фенелонов библиотеки: нормы организации сети, основного ресурсного обеспечения // Библ. дело – XXI век. – 2006. – № 1. – С. 124–147.

    12. Global Library Statistics / S. Ellis, M. Heaney, P. Meunier, R. Poll // IFLA Journal. – 2009. – Vol. 35, N 2. – P. 123–130.

    13. Together We Shape Better Libraries: the Swedish Quality Handbook Project / C. J. Adrial, J. Edgren, J. Nilsson, S. Månsby // IFLA Journal. – 2005. – Vol. 31, N 2. – P. 188–193.

    // Информационный бюллетень РБА. № 58. – С. 76-79.

    Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки: принят Конф. РБА, XIII Ежегод. сессия, 22 мая 2008 г. // Информ. бюл. РБА. 2008. № 48. С. 50–59 ; То же [Электронный ресурс]. URL: http://*****/programm/mod_stand_new. doc (дата обращения: 01.02.2011).

    Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований: приняты Конф. РБА, XII Ежегод. сессия, 16 мая 2007 г. URL:

    http://*****/or/od/baz. doc (дата обращения: 01.02.2011).

    Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек / Междунар. федерация библ. ассоц. И учреждений, Секция публ. б-к, Рос. библ. ассоц. ; предисл. . СПб. : Изд-во Рос. нац. б-ки, 20с.

    4 Together We Shape Better Libraries: the Swedish Quality Handbook Project / C. J. Adrial et all. // IFLA Journal. 2005. Vol.31, N 2. P. 188–193.

    5 Руководство ИФЛА / ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек [Электронный ресурс]. 2001. URL: www. *****/ofdocs/ifla/ifla03.pdf (дата обращения: 01.02.2011).

    6 Пол Р., Бокхорст П. те. Измерение качества деятельности библиотек. М. : Пашков дом, 2008. С. 8.

    Global Library Statistics / S. Ellis et all. // IFLA Journal. 2009. Vol. 35, N 2. P. 123–130.