Поставка по 275. Государственный оборонный заказ

Особенно важным сегодня становится детальное изучение федерального законодательства в сфере ГОЗ и нормативно-правовых актов.

Агентство "Дифанс Медиа" и редакция журнала "Новый оборонный заказ. Стратегии" регулярно проводят конференции по актуальным вопросам исполнения гособоронзаказа, в которых участвуют ведущие специалисты Минобороны, ФАС России, Минфина, Федерального казначейства и других ведомств.

Приглашаем на конференции по вопросам исполнения гособоронзаказа с участием ведущих специалистов Минобороны и ФАС РФ. Подпишитесь на рассылку, и мы сообщим вам о мероприятии заранее.

"Государственный оборонный заказ. Вопросы и ответы: правовое регулирование".

Краткое резюме дискуссии .

Конференция «Гособоронзаказ. Новое в правовом и экономическом регулировании» прошла в Санкт-Петербурге в декабре 2015 года. Участие руководителей Департамента финансового мониторинга ГОЗ Минобороны РФ и юридического управления в сфере ГОЗ ФАС России в качестве ключевых спикеров позволило слушателям и участникам дискуссий получить максимально квалифицированные и полные ответы на вопросы, связанные с изменениями в законодательстве.

Организатором этого масштабного события, собравшего около двухсот представителей оборонных предприятий со всех регионов России, выступили агентство маркетинговых коммуникаций «Дифанс Медиа» и журнал «Новый оборонный заказ. Стратегии» .

Некоторые прозвучавшие на конференции вопросы, ответы на которые были даны директором Департамента финансового мониторинга ГОЗ Минобороны РФ Ольгой Витальевной Осауленко и ее заместителем Станиславом Викторовичем Спиридоновым , мы публикуем в качестве краткого резюме состоявшейся дискуссии.

  • Какие способы связи с Департаментом финансового мониторинга государственного оборонного заказа существуют?

Вопросы можно направлять нам по контактам, которые указаны на сайте Министерства обороны РФ в разделе Департамента финансового мониторинга государственного оборонного заказа Минобороны РФ. Также для обращений на сайте есть горячая линия финансового мониторинга государственного оборонного заказа. Кроме этого, можно присылать свои вопросы через журнал «Новый оборонный заказ» (ООО «Дифанс Медиа»).

Ответы на вопросы и обращения предоставляются в форме разъяснения, в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 г. №59-ФЗ (ред. от 03.11.2015 г.) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Государственный контракт не должен поступать в банк.

  • Знакомились ли Вы с договорами банков для заключения банковского сопровождения отдельных счетов? Может, стоит сделать единые условия для всех уполномоченных банков (единый документ)?

Мы начинаем работать над методичкой для банков. Но это будет рамочный документ.

Да! Транзакции внутри одного банка бесплатные. Банки берут плату в случае, если предприятие приносит документы на бумажном носителе, то есть само отказывается от бесплатной дополнительной опции банка по электронному документообороту. В этом случае банки берут дополнительную плату за обработку документов на бумажном носителе. За открытие счета в банке плата не предусмотрена. Полный пакет документов, установленный банком для открытия счета и заключения договора банковского сопровождения, предоставляется один раз. Остальные счета открываются удаленно, и предоставление повторного комплекта документов не требуется.

  • Контролируют ли военные представители отдельные счета?

Военные представители получают информацию, которая поступает в Министерство обороны от Росфинмониторинга. В основном это информация об участниках цепочки расчетов с негативной репутацией. На основании такой информации военпреды могут признать посредников цепочки с негативной деловой репутацией экономически нецелесообразными. Никакой доступ к распечаткам и к выпискам банка военпредам не предоставляется. Это работа Департамента финансового мониторинга. Департамент видит все транзакции. Вся информация из этой системы может быть передана военпредам, так как Департамент финансового мониторинга тоже структурное подразделение Министерства обороны. Информация о госконтрактах нам, в отличие от банков, доступна. И если у департамента есть информация о том, что посредник цепочки производит какие-то «манипуляции», то эту информацию аналитики департамента передают военпредам, но не по отдельному контракту, а по предприятию в целом.

  • Как ограничивать уровень кооперации, что такое кооперация, кто ведет реестр?

С точки зрения системы отдельных счетов, кооперация – это все лица, принимающие участие в расчетах через отдельные счета. С точки зрения кооперации производственной – обязанность головного исполнителя по формированию реестра кооперации, необходимая для того чтобы обосновать цену для государственного заказчика. Однако законом не предусмотрено никаких санкций в отношении головного исполнителя за нарушение ведения реестра коопераций. С точки зрения участников расчета – никаких ограничений для отсечения количества участников расчетов закон не устанавливает. Равно как нет и ограничений кооперации по сумме. Также нет ограничений и по уровню. На сегодняшний день единственный инструмент сокращения числа лиц, участвующих в кооперации – исполнителей, участников расчетов, – это разрешенные операции, то есть в систему отдельных счетов не входят снабжающие организации, государственные органы.

Кооперация с точки зрения Федерального закона от 29.06.2015 г. №159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» – это все участники расчетов бюджетными средствами (промаркированными). Как только бюджетные средства заканчиваются – кооперация тоже заканчивается.

  • Кто еще входит в производственную кооперацию, но не входит в систему отдельных счетов?

Это контрагенты, товары, работы и услуги которых оплачиваются из собственных или привлеченных средств исполнителя.

  • Что такое окончательный расчет?

– «Окончательный расчет» по закону означает, что банк получил от Министерства обороны уведомление о том, что контракт головного исполнителя завершен. Всех участников цепочки – исполнителей банк информирует о том, что отдельные счета закрываются, остатки денежных средств переводятся на любые другие счета.

  • Когда еще можно закрыть отдельный счет?

Если компания в цепочке участников расчетов завершила свои сделки и в рамках этого контракта ее участие больше не планируется или если нет остатка на счете, она вправе обратиться в банк с заявлением о закрытии своего счета.

  • Когда еще не нужна процедура открытия отдельных счетов?

В случае если финансирование гособоронзаказа идет по кредитной схеме. Когда компания получает госгарантию и под эту госгарантию любой банк, не уполномоченный, а выбранный из перечня банков, работающих по госгарантиям, банковское сопровождение осуществляется в привычном порядке, без открытия отдельных счетов. Расчеты с Министерством обороны осуществляются точно так же по специальным счетам. Оформляются гарантии с указанием специального счета в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 г. №1215.

  • Для чего необходимы отдельные счета?

Отдельные счета необходимы для расчетов с контрагентами денежными средствами, полученными как авансы по контракту от Министерства обороны РФ. Это все поставщики товаров и услуг, которые входят в накладные расходы. Таким образом, любой контрагент, в случае если расчет с ним производится за счет бюджетных средств (промаркированных), становится участником кооперации через призму Федерального закона от 29.06.2015 г. №159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе». Заказчик вправе наблюдать, как распределяются бюджетные деньги.

  • Кто направляет уведомление в банк о завершении контракта?

Продукцию по государственному контракту принимает заказывающий орган. То есть заказывающий орган подтверждает, что предприятие выполнило свои обязательства в части поставки продукции, подписав с ним соответствующие документы (акт приема-передачи), и направляет эти документы в Департамент финансового обеспечения. Информация об этом публикуется в реестре государственных контрактов. Далее департамент, который осуществляет сопровождение этого контракта в федеральном казначействе, проводит сверку расчетов между федеральным бюджетом и непосредственно предприятием, а также сверку всех необходимых документов для закрытия реестра федерального казначейства. После того как в Департамент финансового мониторинга поступает документ об исполнении контракта и отсутствии каких-то незаконченных взаиморасчетов, мы информируем об этом уполномоченный банк через единую информационную систему. Банк в этот же день может начать закрытие счетов.

  • Что должен контролировать уполномоченный банк и что законодатель по этому поводу предусмотрел?

Прежде всего, уполномоченный банк контролирует назначение платежа, перечень разрешенных, запрещенных операций (то есть если контрактом предусмотрена определенная цель, то и назначение платежа должно отражать эту цель). Это единственное, что контролирует уполномоченный банк. Для уполномоченных банков в конструкции, предусмотренной законодателем, важно, чтобы в контракте были прописаны абсолютные величины, которые предусмотрены законом. Это следующие абсолютные величины: цена контракта, которая должна быть обязательно оцифрована и иметь четкую фиксированную величину; сумма прибыли по контракту, которая тоже должна иметь четкую фиксированную величину, а не процентное соотношение или сумму, зависящую от каких-то условий; сумма фактического задела, согласованная сторонами при заключении контракта; сумма прибыли по этапам. Банк обязан эти сведения также оцифровать и передать в единую информационную систему.

  • Где описана процедура учета фактического задела? На каком этапе это происходит?

Происходит это на этапе контрактации между головным исполнителем и государственным заказчиком. Фактический задел доказывается бухгалтерским учетом. За счет того, что он непрерывен, за счет того, что сальдо можно снять каждый день со дня существования предприятия до сегодняшнего дня.

  • Нужно многолетний контракт разбивать по годам или по этапам выполнения работ?

Если это не государственный контракт, мы рекомендуем такой контракт разбивать по годам. На сегодняшний день в той конструкции, которая предусмотрена Федеральным законом от 29.12.2012 г. №275-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) «О государственном оборонном заказе», именно в отношении между исполнителями, между головным исполнителем и исполнителем, лучше разбивать контракты, указывая четко момент закрытия каждого контракта. Это позволит более отчетливо снимать прибыль. Еще раз: если возможна этапность, возможно и разграничение договорных обязательств. Это первый момент. А второй момент – это то, что этапность прописывается в контракте. Если вы в контракте ее прописали и предоставили контракт в банк, банк передает в Департамент сведения о том, что у вас есть этапность, что вы можете снимать прибыль поэтапно.

  • Снимается ли ограничение по использованию отдельного счета после подписания акта приема-передачи и получения уведомления от головного исполнителя к исполнителю?

Ограничения с отдельного счета законом не снимаются никогда. У него есть признак, установленный положением Банка России, – это начальные цифры 40706, признак счета. Соответственно, отдельный счет существует, и на него наложены все ограничения до момента, пока он не будет закрыт. Пока он существует, на него всегда, в любую единицу времени, распространяется режим использования отдельного счета. Даже в случае завершения государственного контракта. Режим с этого отдельного счета снимается тогда, и только тогда, когда вы подаете заявление и закрываете этот отдельный счет. Одновременно с этим при процедуре закрытия могут совпасть два события: при закрытии счета одновременно сальдо с этого счета перечисляется либо на свой расчетный счет, либо на проведение какой-либо операции. В этот момент можно сделать то, что при других условиях вам банк отказал бы проводить. И это было бы нарушением до исполнения контракта.

  • Банк не имеет права запрашивать контракт у головного исполнителя, но пп. 1 п. 2 ст. 8.5 Федерального закона от 29.12.2012 г. №275-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) «О государственном оборонном заказе» говорит о том, что головной исполнитель обязан предоставить в уполномоченный банк документы, в том числе контракт?

Головной исполнитель предоставляет в уполномоченный банк свой контракт со своей кооперацией, а не свой контракт с Министерством обороны (госконтракт).

  • Как получить оплату по контракту на обычный расчетный счет, если контракт заключен до 2015 г. и все обязательства по нему уже исполнены?

Никак. Рекомендуем заключить с заказчиком дополнительное соглашение к контракту. Получить оплату на отдельный счет, в этот же день написать заявление на его закрытие и все деньги, в том числе прибыль на момент закрытия счета, перевести на любой другой счет.

  • Скажите, пожалуйста, а если мы получили авансирование в размере, например, тридцати процентов от контракта на обычный счет?

Департамент этого не видит, так как нет информации в единой информационной системе, поэтому и вопросов к вам никаких не возникнет.

  • У организации есть некий складской остаток (задел), наш клиент предлагает включить нас в кооперацию. Мы получили аванс и все по остатку реализовали. Можем ли мы вывести в обычный денежный оборот эту сумму аванса?

Да, при условии подписания акта приемки-передачи, указав абсолютную сумму вашего задела в договоре. То есть стоимость задела должна соответствовать полученному авансу в абсолютном значении.

  • Головной исполнитель имеет контракт на три года. Один этап закрыт в этом году. Можно ли исполнителю закрыть отдельный счет и освободить деньги с этого отдельного счета?

Связи между вашим частичным исполнением и вашими исполнителями нет. Если ваш исполнитель свои обязательства выполнил по расчетам с отдельного счета, истратил все деньги, вы можете закрыть отдельный счет. А если есть остаток на счете, то этот остаток будет либо тратиться, либо ждать закрытия контракта головным исполнителем. Не промежуточного акта приема-передачи, а окончательного акта приема-передачи по контракту.

  • Можно ли иностранного исполнителя включить в кооперацию, может ли он вообще туда попасть?

Ответ однозначный – нет. По следующим основаниям. Есть положение Банка России, которое предусматривает открытие отдельных счетов для исполнения государственного оборонного заказа. На сегодняшний день открытие таких отдельных счетов предусмотрено в отношении бюджетных организаций. Соответственно, любое бюджетное учреждение, которое участвует или планирует участвовать в государственном оборонном заказе, вправе открыть – 40406, 40506, 40606 – отдельный счет и также участвовать в исполнении гособоронзаказа. Это первое. Второе. Предусмотрено открытие отдельных счетов для коммерческих организаций – 40706; предусмотрено открытие отдельных счетов для индивидуальных предпринимателей. Для иностранной организации, даже существующей здесь в форме представительства или филиала, открытие отдельного счета просто невозможно.

  • А правило трех миллионов распространяется на иностранных поставщиков?

Нет, не распространяется. Так же как на три миллиона вы не можете купить ни золото, ни ценные бумаги, ни валюту. Это запрещено.

  • Если иностранный представитель не должен входить в кооперацию, это в законе должно быть указано?

В законе это напрямую не указано. В законе напрямую указано, что в кооперацию входят лица – участники расчетов по отдельным счетам. Если лицо не может быть участником расчетов по отдельным счетам, то в кооперацию никак не войдет.

  • Расчеты с иностранными исполнителями являются входящими в кооперацию в рамках сопровождаемой сделки. Это как понять?

Иностранный исполнитель входит в производственную кооперацию. Он поставляет комплектующие, которые войдут в готовое изделие, но не входит в ту кооперацию, которая формируется расчетами по отдельным счетам. Производственная кооперация – это комплектующие готового изделия (без накладных, без косвенных расходов). Головной исполнитель при обосновании цены не может включить готовое изделие, иностранные комплектующие, не согласовав это с головным исполнителем и заказчиком. Это вооружение, это специфика именно этой продукции.

  • А если по госконтракту закупается определенное оборудование, которое необходимо для выполнения заказа?

Для того чтобы купить оборудование, которое производится в иностранной компании, и при этом не подвести ни себя, ни головного исполнителя, ни заказчика, ни банк, предложена определенная конструкция. Эти операции вошли в разрешенные, то есть они производятся без привлечения для расчетов отдельных счетов. Поэтому иностранцам не требуется открывать отдельный счет. Но головной исполнитель должен согласовать с заказчиком вообще саму допустимость нахождения импортных комплектующих в готовом изделии.

Иностранного поставщика, безусловно, нужно согласовывать. Любые иностранные комплектующие – это вопрос сервисного обслуживания, расходных материалов и прочее. Заказчик должен понимать, из чего у него состоит готовый продукт и нужны ли ему иностранные комплектующие в этот период времени или нет.

  • На сайте Министерства обороны у всех департаментов расписан их функционал, кроме Департамента финансового мониторинга. Планируете ли вы как-то свой функционал открыть?

Наш функционал изложен в положении о департаменте, который в настоящее время проходит завершительную согласительную процедуру в правовом департаменте. Как только правовой департамент согласует, это будет на сайте.

  • Сказали, что нужно фиксировать сумму прибыли сразу в договоре, чтобы ее потом зачесть. И получается, что когда мы подойдем к исполнению контракта, то получим какую-то другую сумму. Как быть в этом случае?

Ответ простой, с моей точки зрения, – заключайте дополнительное соглашение, которое является неотъемлемой частью договора.

  • Возможно ли существование двух счетов при одном идентификаторе?

Да, возможно. Правило следующее: один контракт – один отдельный счет, то есть если смотреть с точки зрения поставщика, это контракт с одним и тем же заказчиком. Значит, может быть два контракта при одном идентификаторе, тогда будет два отдельных счета. Если вы хотите минимизировать количество отдельных счетов, укрупняйте договора, то есть объединяйте их. Это не имеет отношения к организации с филиальной структурой. Филиал не может открыть отдельный счет под тот же госконтракт, под который есть отдельный счет у головной организации. Счета откроют, но расчеты между филиалами не проведут.

∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗

23-24 июня в Сочи проходила «Гособоронзаказ. Единая информационная система и финансовый мониторин г» с участием директора Департамента финансового мониторинга ГОЗ Минобороны РФ Ольги Витальевны Осауленко.

Тему этой статьи нам подсказал крупный поставщик, который участвует в таких закупках и жалуется на нехватку субподрядчиков для исполнения контрактов. Речь шла не о поставках редких металлов или секретных приборах. Заказчикам по 275-ФЗ нужны продукты, канцелярские товары, оргтехника, но неопытных участников отпугивают особенные условия участия. Но, может, все не так страшно?

Кто может участвовать в закупках оборонки?

Как в других госзакупках, участвовать может любое юридическое лицо, которое:

Есть нюанс в терминах. Подрядчик в законе назван «головным исполнителем» или «исполнителем первого уровня», а субподрядчик — «исполнителем второго уровня». Участвовать в закупке (и быть головным исполнителем) не могут индивидуальные предприниматели, физические лица и иностранные организации. Все исполнители одного контракта называются «кооперацией».

Чем отличаются условия участия?

Заказчиками по 275-ФЗ могут быть Министерство Обороны РФ, МВД, ФСБ, ФСИН, Роскосмос, Росатом. К ак и остальные госзаказчики, они публикуют закупку, выбирают способ определения поставщика, назначают НМЦ. Есть несколько важных отличий.

  • Финансовая прозрачность сделки в цепочке «заказчик-банк-подрядчик-субподрядчики»,
  • Строгое обоснование цены контракта,
  • Отчетность «по первому требованию» перед заказчиком и ФАС.

Все денежные расчеты — только через уполномоченный банк

Это значит, вам нужно будет открыть расчетный счет в одном из специально отобранных банков. Все расчеты с заказчиком и субподрядчиками будут проходить через него. Головной исполнитель выбирает банк из списка и для себя, и для исполнителей второго уровня. Если в контракте будут субподрядчики, им тоже нужен счет в этом конкретном банке.

Список банков на сайте ЦБ РФ:

  1. Банк ВТБ (ПАО)
  2. ПАО Сбербанк
  3. Банк ГПБ (АО)
  4. ОАО «АБ «РОССИЯ»
  5. АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ПАО)
  6. АО АКБ «НОВИКОМБАНК»
  7. ОАО «Банк Москвы»
  8. АО «Россельхозбанк»
  9. Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

На каждый контракт— отдельный счет

Для каждого нового выигранного контракта нужно открывать отдельный счет. То же самое предстоит сделать субподрядчикам второго и третьего уровня, которых вы привлекаете к исполнению. Про остальные уровни субподряда в законе не сказано.

Все счета в рамках контракта связаны одним идентификатором, по которому банк и ФАС будут отслеживать денежные транзакции. Банк отправляет всю информацию по счету в единую информационную систему гособоронзаказа. После завершения контракта банк закрывает счет.

Со счета, на который заказчик перевел деньги головному исполнителю, можно переводить деньги только на счета подрядчиков в этом же банке или на другие банковские счета, но только для ограниченного числа операций:

    Вывести прибыль после исполнения госконтракта (обосновывающий документ для банка — договор, договор-счет, акт принятых работ, товарная накладная),

    После исполнения контракта возместить затраты поставщика на покупку материалов за счет собственных средств (расходы должны быть обоснованны),

    Выплачивать зарплату (перевести деньги можно на обычный расчетный счет, к которому был прикреплен зарплатный проект),

    Платить налоги и сборы,

    Оплачивать непредвиденные расходы на сумму не больше 3 млн рублей в месяц. Из этой суммы можно платить субподрядчикам, у которых нет счетов в банке, или оплачивать незапланированные командировочные, транспортные расходы и т. п.

Закон запрещает использовать полученные по госконтракту деньги на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа. После завершения контракта ими можно распоряжаться по своему усмотрению.

Вашу цену будут проверять

Закон запрещает включать в себестоимость лишнее. Для выполнения контракта по 275-ФЗ надо «резать» себестоимость на всем, чем можно. Например, если вы используете доставку автомобильным транспортом, то нужно документально доказать, почему нельзя было сделать это более дешевым железнодорожным, иначе разницу придется вернуть.

Нельзя устанавливать цену выше рыночной. Вам нужно будет обосновать предложенную цену за продукцию, если она больше чем на 5% превышает цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности.

В тексте договора придется раскрыть такую информацию:

  • размер прибыли: себестоимость товара и сколько вы заработаете на его поставке,
  • размер затрат, понесенных за счет собственных средств. Например, использование складских запасов или закупка впрок. Без указания этих данных при закрытии договора с заказчиком, вы не сможете получить этих денег.
Совет. Учитывая, что прибыль и затраты за счет собственных средств вам возместят только после закрытия контракта, а не этапа, выгоднее заключать договор на каждый этап в отдельности.

Все данные по контракту открыты ФАС

В 275-ФЗ у ФАС больше полномочий по контролю, выдаче предписаний и наложению штрафов. По требованию контролирующего органа нужно предоставить документы вплоть до персональных данных. Если вы не уклоняетесь от налогов и не приходитесь двоюродным братом заказчику, то это не страшно.

Штрафы и споры

Как и в закупках по 44-ФЗ, несоблюдение контракта приведет к его расторжению. Есть нюансы:

  • Несоблюдение секретности приведет к лишению лицензии ФСБ (если она есть), а затем контракт будет расторгнут.
  • Нецелевое использование денег приведет к штрафам, возврату средств. Если вы предлагаете товар по более дорогой цене, выше рыночной или установленной правительством, ФАС потребует вернуть разницу, иногда со штрафом.

В законе расписан и порядок проверок и рассмотрения дел. В КоАП закон № 159-ФЗ тоже добавил статей по ответственности для таких случаев. Срок давности для рассмотрения дел этой категории увеличен до 3 лет, с того момента когда произошло нарушение или когда его обнаружили. Уйти от ответственности за истечением срока не получится.

Полномочия по контролю в сфере государственного оборонного заказа с 1 января 2015 года переданы в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Контроль осуществляется в нынешнем виде не так давно, но уже появились полезные наработки. Если говорить о ФЗ-44, то ФАС контролирует с момента публикации извещения на официальном сайте до момента заключения контракта. То есть это самый активный период, когда участник закупки может подать жалобу. После того, как контракт заключен, такой контроль невозможен, так как нет полномочий выдать предписания. Можно привлечь к административной ответственности, можно обратиться с иском в суд о расторжении контракта. Но это все будет после, так как контракт же заключен и уже исполняется - расторгнуть его достаточно сложно.

Что касается сферы государственного оборонного заказа, то контроль затрагивает весь цикл: планирование, определение поставщика и исполнение контракта. Контроль осуществляется в ходе внеплановых проверок по закону 44-ФЗ, по 135-ФЗ и по 275-ФЗ.

Контроль делится на несколько направлений:

● Со стороны процедуры (44-ФЗ).

● В сфере закупок, то есть связанный со спецификой государственного оборонного заказа.

1.Такая деятельность регламентируется не только Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Большую роль играет 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе”, который касается не только обязанностей поставщиков и заказчиков, но и особенностей контроля: прописал четкий порядок.

2. Существует Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1255 «О правилах разработки гособоронзаказа и его основных показателей», которое рассказывает о том, как осуществляются закупки.

3. Постановление Правительства РФ от 28.04.2015 № 407 «О порядке определения начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по гособоронзаказу» регулирует цену, которая должна присваиваться закупке.

4. Постановление Правительства РФ от 24.12.2013 № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства». Это основное постановление, которое запрещает ввоз определенных видов товаров.

Участник закупки должен указать в заявке сведения о стране происхождения товара. В законе 44-ФЗ было указано “Место происхождения товара”, что вызывало массу расхождений с Гражданским кодексом. Место происхождения товара - это конкретный адрес, который позволяет определить место производства. Не всем было понятно, что имелась ввиду страна, но с новыми нормами стало более понятно - имеется ввиду государство. Проблема заключается и в другом: некоторые партии товаров могут быть произведены в разных странах. Часто бывает так, что на момент подачи заявки поставщик не имеет товар на складе и не знает, в какой стране будет произведена та или иная партия. В связи с этим он указывает все возможные страны. Но закон требует указания только одной страны.

При этом есть и исключения. Если участник знает, что он должен поставить, к примеру, 10 единиц товара, 8 из которых будут произведены в Российской Федерации, а 2 - за ее пределами. Как такое допускается? Постановление указывает, что если материалы в России ответствуют, то поставка может быть иностранная.

Законом 275-ФЗ установлено еще одно ограничение, которое касается того, что в закупках могут участвовать только юридические лица. “Головной исполнитель по государственному оборонному заказу - это исполнитель, с которым заключен контракт”. Соответственно, индивидуальный предприниматель не является юридическим лицом. Любое физическое лицо, которое захочет поучаствовать, будет ждать определенный результат: заявка будет отклонена. Участие индивидуальных предпринимателей и физических лиц ни при каких обстоятельствах законом не допускается. Некоторые заказчики направляли запросы в ФАС о том, что есть поставщики, соответствующие требованиям, но не имеющие статуса юридического лица. Но закон здесь жестко фиксирует требования.

Дополнительные ограничения на допуск к торгам. Преференции к отечественным производителям. Если товар закупается в рамках оборонного заказа, то параллельно используется преференция. Допускается товар только отечественного производства, но существуют и преференции к иностранным производителям. Планируется изменение в Постановление №1224, чтобы приравнять ряд стран к отечественным производителям и убрать диспропорцию. Но заказчика это смущать не должно, так как если в законе есть ограничения, то они должны быть установлены в обязательном порядке.

Способы закупок

Закупки в рамках государственного оборонного заказа характеризуются еще одним нюансом. Закупки могут быть могут быть как конкурентными, так и у единственного поставщика.

Конкурентные способы делятся на:

а) аукцион

б) конкурс

в) запрос котировок

г) запрос предложений

Чаще всего проводится аукцион в электронной форме. Это более 50% закупок. Но также много контрактов заключается с единственным поставщиком . Все эти способы открытые. Но конкурс может быть с ограниченным участием и двухэтапным. Нужно знать, что есть большая доля закупок, которая на официальном сайте не размещается.

К закрытым способам определения поставщика мы относим закрытый аукцион (проводится традиционным способом), закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, а также закрытый двухэтапный конкурс. Закрытые типы отличаются от открытых не процедурой, а тем, что документы не размещаются в открытом доступе. Закрытых запросов котировок и предложений нет.

Чтобы провести закупку открытым способом , нужно провести ряд действий . Во-первых, необходимо согласовать с контролирующим органом (ФАС) возможность проведения данной закупки. Контроль может быть как со стороны контролирующего органа, так и со стороны общественности (если способ открытый). Необходимо соответствовать требованиям закона в любом случае. Ошибки и несоответствия в заявках не прощаются. Такие заявки подлежат отклонению.

Каждая закупка рассматривается индивидуально. Учитываются все составляющие. Есть вещи, по которым нет четкого понимания. Существует ФАС (контроль) и Министерство экономического развития РФ (регулирование). Они могут дать совместные разъяснения по процессу закупки.

Контрольные мероприятия призваны проверить процедуру проведения закупки. Заказчик всегда опасается отмены, предписаний от органов. Поставщики часто жалуются на порядок проведения процедур, но крайне редко - на планирование закупки. Жалобы не всегда являются обоснованными - примерно 45% признаются адекватными.

Порядок обжалования

1) При осуществлении закупки (ч. 3-6 ст. 105) :
Допускается в любое время (в т.ч. в период аккредитации участника), но не позднее 10 дней со дня размещения на ЭТП (в ЕИС) протокола рассмотрения, протокола ЭА, итогового протокола, протокола рассмотрения конкурсных заявок, протокола оценки и сопоставления конкурсных заявок.

Если жалоба на действия при рассмотрении вторых частей заявок или заключении государственного или муниципального контракта, то обжалование возможно до заключения контракта.

2) При аккредитации (ч. 5 ст. 105) : Обжалование действий (бездействия) ОЭТП, связанных с аккредитацией УРЗ на ЭТП допускается в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий.

В рамках оборонного заказа участвовать могут только юридические лица. Жаловаться на документацию на этапе подачи заявок могут и физические лица, но поставщиками они никогда не станут. Заказчик всегда дает пояснения по существу доводов, если жалоба имела место быть.

После окончания подачи заявок жаловаться могут лишь участники, заявка которых принята - это вполне логично. Жаловаться можно не позднее 10 дней после размещения протокола на официальном сайте.

  • Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для ю/л), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для ф/л), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации).
  • Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для ю/л), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для ф/л) лица, подавшего жалобу , почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии).
  • Указание на закупку , за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке.
  • Указание на обжалуемые действия (бездействие), доводы жалобы.

Внеплановая проверка. Причины
Часть 15 статьи 99 Закона о контрактной системе

  • Если заявитель отзывает жалобу, то есть повод для внеплановой проверки. Контролирующий орган имеет право провести такую проверку.
  • Если «жалоба» подана с нарушением срока и требований.
  • Если произошло неисполнение предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
  • Если получено обращение («жалоба») поданная заказчиком (уполномоченным органом, оператором электронной площадки).
  • Поступило обращения (информации), содержащего информацию о признаках нарушения закона о контрактной системе.

Есть момент: существует еще контроль согласования контракта с единственным поставщиком. Заказы специфические и поставщиков не так много. Заказчик рассматривает мало заявок - 2 или 3. Документация не всегда имеет надлежащий вид.

Другое направление контроля - ведение реестра недобросовестных поставщиков.

В сфере государственного оборонного заказа существует и контроль заключения контракта с единственным поставщиком () и применением закрытых способов определения поставщиков (проведение закрытого конкурса или закрытого аукциона).

Если сведения, которые содержит название закупки или ее параметры, являются секретными (государственная тайна), то целесообразно проводить закрытую закупку без публикации названия, цены, документации и предмета закупки.

О закупках, сведения которых составляют государственную тайну

Это открытый способ закупки. Это значит, что информация и документация должны быть размещены в полном объеме на официальном сайте. Участники закупки должны иметь возможность с ней ознакомиться и подать заявку. Эти закупки иногда путаются с теми, которые должны проводиться закрытым способом и часто следует отказ. Центральный аппарат ФАС занимается согласованием и только туда необходимо направлять запросы. Если получен отказ, то есть возможность отправить документы повторно для согласования, исправления неточностей закупки.

По какому закону следует осуществлять закупку? Есть заказчики, которые работают по 223-ФЗ. Они являются головными исполнителями, но будут привлекать и других исполнителей. Эти заказчики являются юридическим лицом, но не является муниципальным (унитарным) предприятием/учреждением. Тогда на них распространяется 44-ФЗ. Этот заказчик осуществляет закупку и ее нужно проверить. Контролирующим органом является ФАС и если закупка берется по порядку 44-ФЗ, то контроль осуществляется в отношении заказчика. Здесь нестыковка: по 44-ФЗ заказчиком является государственная или мунициапальная компания/учреждение. Такая процедура берется из 44-ФЗ, но ФАС проверить ее не может. Кто-то скажет, что это хорошо, а кто-то нет. Тем не менее с точки зрения закона это сейчас так.

159-ФЗ . Проверок по этому закону еще нет. Но о том, как осуществлять учет и проверку сведений, должны быть разъяснения от ФАС или Минэкономразвития.

Сфера государственного оборонного заказа: закупка у единственного поставщика

Когда товар, который производится единственным поставщиком, внесен в реестр единственных поставщиков вооружений и военной техники. Если поставщик находится в этом реестре, то именно с ним заключается контракт и торги проводить не надо. Постановление Правительства №826 говорит о том, как нужно вести этот реестр.

Порядок следующий : если предприятие производит товар и по этому товару нет функционирующего рынка, то у них есть право отправить заявку на включение организации в реестр. Он закрытый, получить доступ к нему нельзя. Включение может произойти и по инициативе государственного заказчика.

Вся информация тщательно проверяется, вопрос рассматривается ФАС. Может быть принято решение и о не включении. Документы возвращаются, отказ может быть получен, когда документов не хватает или они не соответствуют требованиям. У поставщика должна быть лицензия. Лицензирующим органом является Минпромторг. Рособоронзаказ раньше лицензировал и орган быть один и тот же. Сейчас полномочия разделены: информации о выданных лицензиях нет. Возможно, будут внесены изменения в порядок реестра и будет установлено требование о предоставлении лицензии.

Отказ . Если сведения недостоверные или единица товара уже есть в наличии в этом реестре, а также если есть конкурент.

Получение информации из реестра . Поставщик исключен из реестра или находится в нем: как проверить? Доступ к этому реестру находится только у узкого круга государственных органов.

Размещение информации

По 44-ФЗ наружения можно распределить на группы.

● По процедуре. Сбои, планирование, недоработки на электронной площадке. Эти ошибки надо устранять. Но также могут быть и установлены излишние требования к поставщику и документам. Нарушение порядка заключения контракта. Сведения, размещенные на официальном сайте должны быть прозрачными. Заключенные контракты должен показывать сведения о заключенных контрактах.

Должны размещаться сведения об отдельных этапах исполнения контракта.
Лишней информации и информации о государственной тайне быть не должно.

Были разъяснения, которые трактовали отдельный этап. Оплата тоже считается этапом. Но у каждого контракта есть свои нюансы и здесь нужно смотреть индивидуально.

Как поступать, если контракт был заключен до вступления в силу закона 159-ФЗ?

Все контракты, которые были заключены на старых условиях, продолжают исполняться по-старому. Закон обратной силы не имеет. Но все контракты, которые были заключены после вступления в силу этого закона, должны осуществляться в соответствии с законом.

Нарушения . Условия допуска товаров из иностранных государств (национальный режим) мы уже осветили. Но есть и другие проблемы с поставками товаров. Например, когда товар стоит у заказчика на снабжении. Заказчик имеет право указать конкретный товарный знак со словами или эквивалентом в параметрах соответствия. Если продукция, закупаемая заказчиком, стоит на снабжении, то 275-ФЗ допускает, чтобы сведения указывались через товарный знак без сопровождения словами или эквивалентом. Но параметры соответствия должны присутствовать. Иногда товарный знак указывается в виде набора символов. В этом случае возможна жалоба. В документации лучше и проще написать, что товар находится на снабжении . Этим снимается вопрос.

Заказчик может и не обладать техническими условиями. Но требования к товару изменению не подлежат и должны размещаться на сайте. Бывают жалобы, что заказчик по оборонному заказу закупает продукцию, которая используется в гражданских целях. Но такие жалобы чаще признаются необоснованными, так как товары могут закупаться только по необходимости, пополнять материальный резерв.

Обстоятельства непреодолимой силы . Закон 44-ФЗ. Бывает, что контракт расторгнуть в одностороннем порядке или решением суда. Впоследствии этого срыв контракта не является обстоятельством и контракт нельзя заключить с одним поставщиком.

Более того, если такой контракт заключается, то должно быть обоснование того, какие именно обстоятельства привели к проблеме. Это может быть исследование аварии и других происшествий. Все это направляется в ФАС. Законом установлен срок, в течение которого должна быть направлена информация о нарушении.

Не должна изменяться и цена контракта . Заключение дополнительного соглашения является путем повышения цены контракта.

Заключение контрактов по указу Президента или по распоряжению Правительства . Здесь имеет место быть единственный исполнитель контракта. Есть ряд товаров, по которым цена с течением времени корректируется. Это приводит к тому, что при публикации распоряжения или постановления начальная (максимальная) цена контракта указана одна, а позже она меняется на более высокую. При заключении контракта должна быть цена, которая использовалась при утверждении закупки. ФАС таких нарушений не выявляла, но другие органы (Счетная палата, к примеру) могут выявить несоответствия и направить их в ФАС.

159-ФЗ. 275-ФЗ.

Режим использования отдельного счета . Действия/бездействия банка: обжалование и направление жалобы в Центральный банк. Если какая-то сторона не согласна, нужно поступать именно так.

Оплата труда осуществляется по статье 84 п.4: запрещена оплата труда физических лиц, но если она проводится, то одновременно со всеми социальными выплатами, которые предусмотрены законодательством. Заказчик сам определяет схему расчетов с физическими лицами, закон требований не содержит, но, несомненно, нужно вести учет на отдельных счетах в уполномоченном банке.

Командировочные расходы . Оплата физическим лицам является возмещением расходов и в оплату труда не входит. Физическим лицам не совсем можно платить, но отдельная оговорка допускает (ст. 83 ч.1 пп.”з”) командировочные выплаты не более 3 млн. рублей в месяц. Их можно отнести к той оговорке, но закон здесь трактует все неоднозначно - четких указаний и комментариев нет.

Закупка идет либо закрытым способом, то сведения поступают в закрытый реестр контрактов. Мы никогда ни на каком сайте не увидим не документации, ни сведений о такой закупке. Открытые закупки размещаются на официальном сайте. На электронных площадках можно интегрировать информацию с официальным сайтом. С точки зрения закона сведения должны размещаться на официальном сайте. За публикацию сведений в реестре есть уже административное наказание.

Государственная тайна . Существуют закупки, сведения которых составляют государственную тайну, при этом есть закупки, которые совсем не публикуются, а есть и такие, которые публикуются на официальном сайте только в виде извещения (без документации). Всем поставщикам в этих случаях требуется лицензия на работу со сведениями, являющимися государственной тайной. Полностью открытые закупки такой лицензии не требуется. Нужно лишь участие юридического лица. Нужно смотреть документацию - в ней указаны все требования. Для заказчика важно, чтобы информация в разных документах не противоречила себе. Если заказчик бездействует и не устанавливает требования к лицензии, если по закону это необходимо, то поставщик имеет право это обжаловать. Если действия не обжаловали, то у заказчика возникнет у заказчика при исполнении контракта - ему нужно будет организовывать поставку, приемку, возможно, на режимные объекты - нужен будет допуск. Поставщик может написать запрос о разъяснении, если изменения не вносятся, то направить жалобу в ФАС.

По лицензии на работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Если такая лицензия переоформляется, то срок ее действия продлевается на 60 дней в плюс к основному ее сроку. При условии, что документы на ее переоформление уже поданы.

Исполнение контракта . Закупка материалов. Этот вопрос заключения договора с банком и открытия счета новый и он не был затронут ФАС. Можно обратиться с запросом в виде письма и получить ответ. По любому вопросу по 44-ФЗ, 223-ФЗ можно отправить такое письмо и получить ответ. Существует общественная приемная на Садово-Кудринской. Специалист проведет прием и постарается ответить.

Узнайте об особенностях формирования и размещения гособоронзаказа, о закупках в рамках гособоронзаказа и банковском сопровождении оборонного заказа.

Из статьи вы узнаете:

Особенности закупок при гособоронзаказе

Среди основных отличий закупок в целях обороны и безопасности страны от прочих госзакупок можно выделить:

  • различие целей закупок. В рамках Закона № 44-ФЗ удовлетворяются мирные нужды государственных и муниципальных заказчиков, в рамках № 275-ФЗ (п. 1 ст. 3) производится закупка работ (товаров, услуг) для обеспечения безопасности РФ, а также в рамках военно-технического сотрудничества с зарубежными партнерами.
  • ограничение по субъектному составу исполнителей контракта. В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона № 275-ФЗ головным исполнителем (далее ГИ) поставок может быть только юрлицо, тогда как Закон № 44-ФЗ допускает участие в закупках предпринимателей и физлиц, не наделенных таких статусом.
  • особенности планирования оборонного заказа. Правила установлены Правительства РФ от 26.12.2013 № 1255. Оборонный заказ формируется ежегодно на очередной год и плановый период.
    Проект заказа разрабатывается в 2 этапа. На первом формируются предложения госзаказчиков, а на втором формируется проект и направляется в Правительство РФ.
  • отличия по определению начальной цены контракта. При оборонном заказе НМЦК рассчитывается в соответствии с Положением, утвержденным Правительства от 28.04.2015 № 407.
  • установление отдельного запрета на допуск иностранных товаров и исполнителей для закупок в целях обороны и безопасности.
  • применяется отдельная идентификация контрактов (ст. 6.1 Закона № 275-ФЗ).
  • жесткие правила банковского сопровождения (глава 3.1 Закона № 275-ФЗ).

Рассмотрим некоторые особенности более подробно.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Участники гособоронзаказа

Госзаказчик
Головной исполнитель Организация, которая заключила госконтракт с госзаказчиком
Исполнитель

Организация (предприниматель), которая:

  • входит в кооперацию ГИ;
  • заключила контракт с ГИ или исполнителем.

Над одним гособоронзаказом работают несколько исполнителей. Одни производят, другие поставляют. Государство обязывает ГИ раскрыть госзаказчику всю сеть исполнителей. Для этого ГИ объединяет всех исполнителей по гособоронзаказу в кооперацию. После чего заказчику легко проконтролировать финансирование и исполнение гособоронзаказа на каждом его этапе по всей цепочке исполнителей. Ведь у госзаказчика есть полный доступ к сведениям о кооперации (п. 5 ст. 6 Закона № 275-ФЗ)

Уполномоченный банк Банк, который выбрал ГИ. Это банк из числа тех, которые утвердило государство

Это следует из пунктов 2–4.2 статьи 3 Закона № 275-ФЗ.

Требования к участникам конкурентных процедур

Требования к потенциальным исполнителям государственных контрактов, определяемых с помощью конкурентных процедур, при осуществлении которых госзаказчик имеет право не устанавливать обеспечение, утверждены Правительства РФ от 25.12.2014 № 1482. Они применяются при определении поставщиков на создание, ремонт, утилизацию вооружения и спецтехники.

Такими требованиями являются:

✚ наличие производственных мощностей. Подтверждается выпиской из ЕГРН, копией зарегистрированного договора аренды, заключенного на срок не менее, чем срок выполнения контракта.

финансовая устойчивость подтверждается копией бухбаланса за последний отчетный период и актом о сверке расчетов по уплате обязательных платежей (налогов, сборов, штрафов). Также необходимо предоставить сведения об оценке финсостояния предприятия.

✚ наличие специалистов с профильным образованием подтверждается копиями приказов о приеме таких специалистов на работу, копиями трудовых книжек и дипломов.

По окончании контракта заказчик должен публично отчитаться. Чтобы не запутаться с реестрами и отчетами, скачайте умную таблицу контроля за исполнением контракта и все контрольные сроки будут у вас под рукой.

Этапы гособоронзаказа

Гособоронзаказ проходит несколько этапов под государственным контролем. В частности, гособоронзаказ:

1. Формируют . Государство формирует гособоронзаказ на основе военной доктрины, планов строительства и развития Вооруженных сил РФ, государственной программы вооружения.

2. Утверждают . Правительство РФ утверждает гособоронзаказ и определяет госзаказчиков.

3. Размещают . Госзаказчик размещает гособоронзаказ на официальном сайте ЕИС zakupki.gov.ru в порядке, который установлен Законом № 44-ФЗ.

4. Оформляют госконтрактом и контрактами . Госзаказчик от имени Российской Федерации заключает государственный контракт с ГИ. А он заключает контракты с исполнителями других уровней.

5. Выполняют . ГИ и исполнители производят гособоронпродукцию (работы, услуги) и поставляют заказчику.

6. Надзирают и контролируют . ФАС России контролирует конкуренцию и ценообразование в военной сфере, а также планирование, размещение и исполнение гособоронзаказов.

Это следует из глав 2, 5 и 5.1 Закона № 275-ФЗ.

Формирование и утверждение оборонного заказа

Оборонный заказ формируется Военно-промышленной комиссией России при взаимодействии с госзаказчиками и другими заинтересованными лицами на 1 год и плановый период. При формировании проекта оборонзаказа проводятся следующие работы:

  • определение прогнозных цен на закупаемые работы (товары, услуги);
  • формирование основных показателей;
  • формирование предложений по основным показателям;
  • формирование проекта документа.

Проект выносится на утверждение Правительства Российской Федерации, которое утверждает оборонзаказ в течение 1 месяца после принятия закона о федеральном бюджете на очередной фингод и плановый период.

Госконтракт в рамках гособоронзаказа

Контракт на гособоронзаказ заключают через госзакупки на официальном сайте ЕИС zakupki.gov.ru. Порядок, в котором стороны заключают контракт, установлен Законом № 44-ФЗ. Исполнителя определяют по результатам торгов.

Есть случаи, когда исполнителя просто утверждают и заключают с ним контракт на гособоронзаказ. Торги не проводят, а исполнитель не вправе отказаться от государственного контракта.

Отказаться не вправе:

  • единственный исполнитель, если гособоронзаказ прибыльный;
  • организации, которые занимают доминирующее положение на рынке гособоронзаказа (только если на торгах нет претендентов или по результатам конкурентной процедуры не определили ГИ);
  • организации, которые занимают доминирующее положение по статье 14 Закона о ГОЗ (когда у организации нет обоснованных экономических или технологических причин, чтобы отказаться заключать контракт).

Такие особенности установлены пунктами 6 и 6.1 статьи 6 Закона о ГОЗ.

В госконтракт включите условие о том, что заказчик должен возместить компании расходы за счет собственных средств на запасы необходимой продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Это возможно только по согласованию с госзаказчиком, головным исполнителем, исполнителем и только в пределах цены госконтракта. Об этом сказано в статье 7.1 Закона о гособоронзаказе.

Прогнозная цена госконтракта

Головной исполнитель, в том числе и единственный поставщик, вправе заложить в цену прибыль не выше нормы. Это делают, когда формируют прогнозную цену гособоронзаказа. Нормы рентабельности или прибыли ГИ определяет в проценте от затрат. Какой брать процент и от каких затрат – прописано в постановлениях Правительства РФ от 28 апреля 2015 года № 407 и от 5 декабря 2013 года № 1119. Исполнители других уровней эти постановления не применяют (ст. 6 и 10).

Определение начальной цены контракта

НМЦК и цена госконтракта с единственным исполнителем определяется при закупках продукции, связанно с:

  • серийными выпусками оружия, военной и спецтехники, а также их обслуживанием, ремонтом или утилизацией;
  • созданием новых или модернизацией или существующих образцов оружия, спецтехники и ракетно-космической техники. В этом случае основным методом расчета НМЦК является расчетный метод.

Расчет НМЦК производится следующими методами:

  • метод предельного уровня цен заключается в определении НМЦК, при котором цена одной единицы продукции устанавливается в виде ее предельного уровня;
  • затратный метод . При использовании данного метода цена продукции определяется путем расчета затрат на ее производство и последующую реализацию;
  • аналоговый метод . При его применении цена определяется на основе цен на аналогичные товары со сходными функциональными характеристиками.

Используется один из указанных методов или их совокупность, при невозможности их использования могут применяться другие методы, указанные в Законе № 44 фз.

Запрет на допуск иностранных товаров

Установлен запрет приобретения при гособоронзаказе следующих товаров иностранного производства (за исключение стран-членов ЕАЭС):

  • литейные машины;
  • станки (токарные, агрегатные, шлифовальные, металлорежущие, строгальные, долбежные и прочие);
  • измерительные приборы.

Продукция признается произведенной в России в случае:

✔ ее создания в рамках инвестиционного контракта в течение 5 лет с момента заключения такого контракта и не более 3-х лет с начала ее производства.

✔ отсутствия инвестиционного контракта созданная продукция должна соответствовать требованиям, установленным в постановлении Правительства России от 17.07.2015 № 719. Подтверждением будет являться заключение экспертизы.

✔ подтвердить, что продукция была произведена в России или в других странах-участницах ЕАЭС. Доказательством послужит сертификат о происхождении товара по форме СТ-1.

Особенности размещения оборонзаказа

Особенности размещения оборонных заказов закреплены в ст. 6 Закона № 275. В соответствии с частью 1 указанной статьи госзакупки в рамках оборонзаказа производятся по правилам Закона № 44-ФЗ с учетом следующего:

  • при размещении оборонзаказа на создание, ремонт, обслуживание и утилизацию оружия и военной техники, космических кораблей, в отношении которого будет проводиться банковское сопровождение требование об обеспечении выполнения госконтракте устанавливать не нужно;
  • при размещении оборонзаказа поставку оружия, спецтехники и военного имущества, принятого в эксплуатацию закупочная документация должна содержать название и товарные знаки такого вооружения;
  • оборонзаказ обязателен для принятия единственным исполнителем, определенным законодательными и подзаконными актами России при условии, что он обеспечивает уровень прибыли, установленный Правительства от 17.02.2017 № 208;
  • принятие оборонзаказа также является обязательным для ГУПов и других организаций, занимающих доминирующее положение на рынке при условии, что иные потенциальные исполнители госконтракта отсутствуют или не были определены по результатам конкурентной процедуры.
  • оформление госконтракта является обязательным для лиц, которые в соответствии со ст. 14 рассматриваемого ФЗ занимают доминирующее положение при условии, что у них отсутствуют экономические или технологические причины для отказа.
  • сроки размещения оборонзаказа устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Что контролирует казначейство

Елена Тарасова , эксперт Системы Госзаказ

Федеральное казначейство отслеживает деньги, которые выделены на исполнение контрактов по гособоронзаказу. Сопровождению подлежат все платежи в рублях при расчетах по контрактам, которые заключены головными исполнителями с исполнителями или между исполнителями.

Однако есть ряд исключений. Какие операции контролирует Казначейство, а что не попадает под контроль, смотрите .

Узнайте об особенностях формирования и размещения гособоронзаказа, о закупках в рамках гособоронзаказа и банковском сопровождении оборонного заказа.

Из статьи вы узнаете:

Особенности закупок при гособоронзаказе

Среди основных отличий закупок в целях обороны и безопасности страны от прочих госзакупок можно выделить:

  • различие целей закупок. В рамках Закона № 44-ФЗ удовлетворяются мирные нужды государственных и муниципальных заказчиков, в рамках № 275-ФЗ (п. 1 ст. 3) производится закупка работ (товаров, услуг) для обеспечения безопасности РФ, а также в рамках военно-технического сотрудничества с зарубежными партнерами.
  • ограничение по субъектному составу исполнителей контракта. В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона № 275-ФЗ головным исполнителем (далее ГИ) поставок может быть только юрлицо, тогда как Закон № 44-ФЗ допускает участие в закупках предпринимателей и физлиц, не наделенных таких статусом.
  • особенности планирования оборонного заказа. Правила установлены Правительства РФ от 26.12.2013 № 1255. Оборонный заказ формируется ежегодно на очередной год и плановый период.
    Проект заказа разрабатывается в 2 этапа. На первом формируются предложения госзаказчиков, а на втором формируется проект и направляется в Правительство РФ.
  • отличия по определению начальной цены контракта. При оборонном заказе НМЦК рассчитывается в соответствии с Положением, утвержденным Правительства от 28.04.2015 № 407.
  • установление отдельного запрета на допуск иностранных товаров и исполнителей для закупок в целях обороны и безопасности.
  • применяется отдельная идентификация контрактов (ст. 6.1 Закона № 275-ФЗ).
  • жесткие правила банковского сопровождения (глава 3.1 Закона № 275-ФЗ).

Рассмотрим некоторые особенности более подробно.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Участники гособоронзаказа

Госзаказчик
  • Федеральный орган исполнительной власти;
  • Росатом;
  • Роскосмос
Головной исполнитель Организация, которая заключила госконтракт с госзаказчиком
Исполнитель

Организация (предприниматель), которая:

  • входит в кооперацию ГИ;
  • заключила контракт с ГИ или исполнителем.

Над одним гособоронзаказом работают несколько исполнителей. Одни производят, другие поставляют. Государство обязывает ГИ раскрыть госзаказчику всю сеть исполнителей. Для этого ГИ объединяет всех исполнителей по гособоронзаказу в кооперацию. После чего заказчику легко проконтролировать финансирование и исполнение гособоронзаказа на каждом его этапе по всей цепочке исполнителей. Ведь у госзаказчика есть полный доступ к сведениям о кооперации (п. 5 ст. 6 Закона № 275-ФЗ)

Уполномоченный банк Банк, который выбрал ГИ. Это банк из числа тех, которые утвердило государство

Это следует из пунктов 2–4.2 статьи 3 Закона № 275-ФЗ.

Требования к участникам конкурентных процедур

Требования к потенциальным исполнителям государственных контрактов, определяемых с помощью конкурентных процедур, при осуществлении которых госзаказчик имеет право не устанавливать обеспечение, утверждены Правительства РФ от 25.12.2014 № 1482. Они применяются при определении поставщиков на создание, ремонт, утилизацию вооружения и спецтехники.

Такими требованиями являются:

✚ наличие производственных мощностей. Подтверждается выпиской из ЕГРН, копией зарегистрированного договора аренды, заключенного на срок не менее, чем срок выполнения контракта.

✚ финансовая устойчивость подтверждается копией бухбаланса за последний отчетный период и актом о сверке расчетов по уплате обязательных платежей (налогов, сборов, штрафов). Также необходимо предоставить сведения об оценке финсостояния предприятия.

✚ наличие специалистов с профильным образованием подтверждается копиями приказов о приеме таких специалистов на работу, копиями трудовых книжек и дипломов.

По окончании контракта заказчик должен публично отчитаться. Чтобы не запутаться с реестрами и отчетами, скачайте умную таблицу контроля за исполнением контракта и все контрольные сроки будут у вас под рукой.

Этапы гособоронзаказа

Гособоронзаказ проходит несколько этапов под государственным контролем. В частности, гособоронзаказ:

1. Формируют . Государство формирует гособоронзаказ на основе военной доктрины, планов строительства и развития Вооруженных сил РФ, государственной программы вооружения.

2. Утверждают . Правительство РФ утверждает гособоронзаказ и определяет госзаказчиков.

3. Размещают . Госзаказчик размещает гособоронзаказ на официальном сайте ЕИС zakupki.gov.ru в порядке, который установлен Законом № 44-ФЗ.

4. Оформляют госконтрактом и контрактами . Госзаказчик от имени Российской Федерации заключает государственный контракт с ГИ. А он заключает контракты с исполнителями других уровней.

5. Выполняют . ГИ и исполнители производят гособоронпродукцию (работы, услуги) и поставляют заказчику.

6. Надзирают и контролируют . ФАС России контролирует конкуренцию и ценообразование в военной сфере, а также планирование, размещение и исполнение гособоронзаказов.

Это следует из глав 2, 5 и 5.1 Закона № 275-ФЗ.

Формирование и утверждение оборонного заказа

Оборонный заказ формируется Военно-промышленной комиссией России при взаимодействии с госзаказчиками и другими заинтересованными лицами на 1 год и плановый период. При формировании проекта оборонзаказа проводятся следующие работы:

  • определение прогнозных цен на закупаемые работы (товары, услуги);
  • формирование основных показателей;
  • формирование предложений по основным показателям;
  • формирование проекта документа.

Проект выносится на утверждение Правительства Российской Федерации, которое утверждает оборонзаказ в течение 1 месяца после принятия закона о федеральном бюджете на очередной фингод и плановый период.

Госконтракт в рамках гособоронзаказа

Контракт на гособоронзаказ заключают через госзакупки на официальном сайте ЕИС zakupki.gov.ru. Порядок, в котором стороны заключают контракт, установлен Законом № 44-ФЗ. Исполнителя определяют по результатам торгов.

Есть случаи, когда исполнителя просто утверждают и заключают с ним контракт на гособоронзаказ. Торги не проводят, а исполнитель не вправе отказаться от государственного контракта.

Отказаться не вправе:

  • единственный исполнитель, если гособоронзаказ прибыльный;
  • организации, которые занимают доминирующее положение на рынке гособоронзаказа (только если на торгах нет претендентов или по результатам конкурентной процедуры не определили ГИ);
  • организации, которые занимают доминирующее положение по статье 14 Закона о ГОЗ (когда у организации нет обоснованных экономических или технологических причин, чтобы отказаться заключать контракт).

Такие особенности установлены пунктами 6 и 6.1 статьи 6 Закона о ГОЗ.

В госконтракт включите условие о том, что заказчик должен возместить компании расходы за счет собственных средств на запасы необходимой продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Это возможно только по согласованию с госзаказчиком, головным исполнителем, исполнителем и только в пределах цены госконтракта. Об этом сказано в статье 7.1 Закона о гособоронзаказе.

Прогнозная цена госконтракта

Головной исполнитель, в том числе и единственный поставщик, вправе заложить в цену прибыль не выше нормы. Это делают, когда формируют прогнозную цену гособоронзаказа. Нормы рентабельности или прибыли ГИ определяет в проценте от затрат. Какой брать процент и от каких затрат – прописано в постановлениях Правительства РФ от 28 апреля 2015 года № 407 и от 5 декабря 2013 года № 1119. Исполнители других уровней эти постановления не применяют (ст. 6 и 10).

Определение начальной цены контракта

НМЦК и цена госконтракта с единственным исполнителем определяется при закупках продукции, связанно с:

  • серийными выпусками оружия, военной и спецтехники, а также их обслуживанием, ремонтом или утилизацией;
  • созданием новых или модернизацией или существующих образцов оружия, спецтехники и ракетно-космической техники. В этом случае основным методом расчета НМЦК является расчетный метод.

Расчет НМЦК производится следующими методами:

  • метод предельного уровня цен заключается в определении НМЦК, при котором цена одной единицы продукции устанавливается в виде ее предельного уровня;
  • затратный метод . При использовании данного метода цена продукции определяется путем расчета затрат на ее производство и последующую реализацию;
  • аналоговый метод . При его применении цена определяется на основе цен на аналогичные товары со сходными функциональными характеристиками.

Используется один из указанных методов или их совокупность, при невозможности их использования могут применяться другие методы, указанные в Законе № 44 фз.

Запрет на допуск иностранных товаров

Установлен запрет приобретения при гособоронзаказе следующих товаров иностранного производства (за исключение стран-членов ЕАЭС):

  • литейные машины;
  • станки (токарные, агрегатные, шлифовальные, металлорежущие, строгальные, долбежные и прочие);
  • измерительные приборы.

Продукция признается произведенной в России в случае:

✔ ее создания в рамках инвестиционного контракта в течение 5 лет с момента заключения такого контракта и не более 3-х лет с начала ее производства.

✔ отсутствия инвестиционного контракта созданная продукция должна соответствовать требованиям, установленным в постановлении Правительства России от 17.07.2015 № 719. Подтверждением будет являться заключение экспертизы.

✔ подтвердить, что продукция была произведена в России или в других странах-участницах ЕАЭС. Доказательством послужит сертификат о происхождении товара по форме СТ-1.

Особенности размещения оборонзаказа

Особенности размещения оборонных заказов закреплены в ст. 6 Закона № 275. В соответствии с частью 1 указанной статьи госзакупки в рамках оборонзаказа производятся по правилам Закона № 44-ФЗ с учетом следующего:

  • при размещении оборонзаказа на создание, ремонт, обслуживание и утилизацию оружия и военной техники, космических кораблей, в отношении которого будет проводиться банковское сопровождение требование об обеспечении выполнения госконтракте устанавливать не нужно;
  • при размещении оборонзаказа поставку оружия, спецтехники и военного имущества, принятого в эксплуатацию закупочная документация должна содержать название и товарные знаки такого вооружения;
  • оборонзаказ обязателен для принятия единственным исполнителем, определенным законодательными и подзаконными актами России при условии, что он обеспечивает уровень прибыли, установленный Правительства от 17.02.2017 № 208;
  • принятие оборонзаказа также является обязательным для ГУПов и других организаций, занимающих доминирующее положение на рынке при условии, что иные потенциальные исполнители госконтракта отсутствуют или не были определены по результатам конкурентной процедуры.
  • оформление госконтракта является обязательным для лиц, которые в соответствии со ст. 14 рассматриваемого ФЗ занимают доминирующее положение при условии, что у них отсутствуют экономические или технологические причины для отказа.
  • сроки размещения оборонзаказа устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Что контролирует казначейство

Елена Тарасова , эксперт Системы Госзаказ

Федеральное казначейство отслеживает деньги, которые выделены на исполнение контрактов по гособоронзаказу. Сопровождению подлежат все платежи в рублях при расчетах по контрактам, которые заключены головными исполнителями с исполнителями или между исполнителями.

Однако есть ряд исключений. Какие операции контролирует Казначейство, а что не попадает под контроль, смотрите .