Европротокол при дтп правила оформления бланк. Когда составляется европротокол при ДТП

Оформление ДТП с помощью Европротокола призвано серьёзно облегчить жизнь всем владельцам полиса ОСАГО. Эта практика пришла к нам из Европы, где её применяют уже не первый год. Сам Европротокол представляет собой бланк Извещения о дорожно-транспортном происшествии, который предусматривает самостоятельное его заполнение участниками аварии. Если Вы не знаете, где взять бланк Европротокола , обратитесь в свою страховую компанию или же внимательно проверьте документы, которые Вам выдали при оформлении полиса ОСАГО. Как правило, он входит в их комплект.

Порядок оформления

Бланк и образец заполнения Европротокола можно скачать с нашего сайта.

Порядок оформления ДТП по Европротоколу не предусматривает привлечения сотрудников ГИБДД. Однако, он предусматривает обязательное выполнение следующих условий:

  • отсутствие пострадавших лиц: водителя, пассажиров, пешеходов;
  • участие в аварии двух автомобилей;
  • отсутствие разногласий у водителей по поводу обстоятельств аварии и ущерба ТС;
  • оба водителя являются владельцами полисов ОСАГО .

Правила оформления ДТП по Европротоколу также предусматривают ограничения в сумме компенсации. Если она выше 50 тысяч рублей, то необходимо вызвать сотрудников ГИБДД. Более того, осенью прошлого года сумма компенсации была увеличена до 400 тысяч рублей. Впрочем, эта возможность доступна лишь владельцам ОСАГО столицы, СПб и областей в том случае, если их автотранспортные средства оборудованы системой спутникового слежения. Благодаря ей можно провести фото- и видеосъёмку, а также получить информацию о точном положении ТС на месте происшествия. В случае, если не соблюдено хотя бы одно из вышеперечисленных условий, необходимо вызывать ГИБДД.

Правила заполнения

Основные правила оформления Европротокола при ДТП в 2017 году предусматривают следующее:

  • заполнение бланка только шариковой ручкой из-за наличия самокопирующейся части;
  • заполнение бланка обоими водителями (каждый - свою колонку);
  • разъединение обоих экземпляров бланка, заполненных с лицевой стороны;
  • заполнение оборотной стороны каждым из водителей самостоятельно;
  • наличие двух пар подписей обоих водителей на лицевой стороне бланка;
  • возможность внесения правок в бланк после разъединения с обязательным их заверением обоими водителями.

Особое внимание необходимо уделить заполнению п. 14, в котором необходимо перечислить и указать характер всех видимых повреждений, полученных ТС в результате дорожно-транспортного происшествия. Они должны быть представлены кратко и точно, с применением следующих терминов: «царапина», «вмятина», «трещина». Не допускается внесение в графу повреждений, полученных до аварии. В случае, если автомобиль имеет невидимые повреждения, они будут определены и внесены в список представителями СК при проведении осмотра. В процессе заполнения не оставляйте пустых граф - их рекомендуется заполнить прочерками или буквой «Z». Если бланк был испорчен или порван, если в нём имеется много исправлений и его сложно прочитать, необходимо оформить его на новом бланке. В случае, если второй водитель не желает заполнять бланк и отказывается его подписывать, необходимо вызвать сотрудников ГИБДД. Купить полис ОСАГО, получить бланк Европротокола и исчерпывающую информацию о его заполнении можно в

Все участники дорожного движения рискуют тем, что могут оказаться в дорожно-транспортном происшествии. Поэтому каждый из них должен знать, как действовать в сложившейся ситуации. Если еще несколько лет назад водители в любом случае должны были вызывать сотрудников ГИБДД, то сейчас правила изменились. Но далеко не все знают, как теперь действовать на дороге.

Я и сама недавно оказалась в ДТП в качестве водителя. Поэтому мне пришлось разобраться во всех тонкостях составления европротокола без вызова сотрудников ГИБДД. На самом деле все не так сложно, только надо знать основные правила, когда водители могут составить документы без вызова правоохранительных органов, а также требования к составлению самого европротокола. Об этом я и расскажу вам в этой статье.

Такое название позаимствовано из Европейских стран, так как там водители оформляют самостоятельно около 80 % дорожных происшествий. В России решили также облегчить ситуацию на дорогах тем, что теперь водители могут самостоятельно оформить ДТП и им не придется ждать несколько часов прибытия ГИБДД. Для этого участники происшествия должны использовать определенную форму извещения о случившемся.

Европротоколом в нашей стране называется обычный бланк извещения о произошедшем дорожном случае страховой компании, при котором были повреждены транспортные средства. Также в этом документе отражается и причинение вреда здоровью. Он всегда выдается при заключении ОСАГО каждой страховой компанией.

Но так как в последние годы большинство страховщиков оформляют электронные полисы через интернет, то данной формы к распечатанному полису не прилагается. Поэтому многие автовладельцы не знают, где получить нужный бланк.

Вы можете получить его:

  • в любом офисе вашей страховой компании;
  • скачать с любого проверенного правового ресурса;
  • в этой статье.

Форма бланка строго унифицирована. Поэтому использование другого формата извещения не допустимо. Страховая компания просто не примет от вас заявление и не будет компенсировать ваши убытки. Поэтому обязательно проверьте, есть ли у вас в машине бланк европротокола.

Условия оформления

По факту происшествия заполнять такой бланк надо всегда, если в дальнейшем один участник происшествия планирует обращаться к страховщику. Если водители урегулируют вопрос мирным путем без обращения к страховщику, то заполнять его не потребуется.

Однако законодательством установлены условия, при которых участники могут оформить происшествие самостоятельно, не вызывая представителей ГИБДД. А также есть условия, при которых вызов их на место обязателен. Эти правила необходимо знать, так как при несоблюдении их водителям грозит административная ответственность, вплоть до лишения водительских прав (за оставление места аварии).

Обойтись без вызова инспектора разрешается в следующих случаях:

  • когда участие приняли только 2 транспортных средства в произошедшей ситуации;
  • если каждый водитель имеет действующий полис ОСАГО;
  • вред причинен только этим транспортным средствам и не повреждена больше ничья собственность;
  • не нанесен вред здоровью ни одному участнику;
  • максимальный размер убытков не превышает 100 000 рублей (эта сумма была увеличена с 50 тысяч рублей с 1 июня);
  • между участниками происшествия нет спорных моментов относительно происшествия, и по поводу виновности одного из них.

Также надо знать, что запущен пилотный проект, в рамках которого жители Москвы и Санкт-Петербурга, а прилегающих к ним областей: Ленинградской и Московской, могут самостоятельно фиксировать суммы ущерба до 400 000 рублей при обязательно условии, что во время аварии водители зафиксируют это происшествие на устройства со спутником ГЛОНАСС. Таким образом, при возникновении сомнений страховщик может в любом момент проверить, где произошла авария, и какие части автомобилей в ней пострадали.

Во всех остальных случаях вызов ГИБДД обязателен. Но составлять данное извещение все равно придется для обращения к страховщику.

Порядок заполнения

Этот документ представляет собой 3 листа, где первые два – это бланки для каждого водителя, а последний лист – инструкция по заполнению. Если вы не знаете или не помните, как заполнять, рекомендую изначально ознакомиться с правилами, указанными в инструкции. Потому что если вы заполните документ неправильно, то страховщик имеет право отказать вам в компенсации ущерба.

Помните, что первая страница сделана самокопирующейся. Поэтому все, что вы напишите на первом бланке, будет отражаться на втором. А вот оборотная сторона каждой из этих страниц идет обычная. Она предназначена для заполнения индивидуально каждым водителем.

Но если вы распечатали бланк с интернета, то листы у вас будут обычными и копироваться ничего не будет. Для удобства вы можете положить копировальную бумагу между листами, либо заполнить бланк повторно. Но вся информация в нем должна совпадать с первым бланком.

Основные правила

Важно придерживаться установленных правил, для того чтобы в дальнейшем не пришлось переписывать извещение:

  1. Все сведения вносите шариковой ручкой, тогда они хорошо откопируются на втором листе. Не допускается использование маркеров, карандашей, ручек других цветов, кроме синего и черного.
  2. Все сведения должны быть написаны понятным почерком. Лучше заполнять печатными буквами, чтобы потом не возникло вопросов к написанному.
  3. Обязательно должны быть заполнены все поля и все страницы бланка. Там, где информацию предоставлять не требуется, надо ставить прочерк или большую Z.
  4. Бланк не должен быть мятым, рваным. Это документ, поэтому он должен быть надлежащего вида.
  5. Не допускается зачеркиваний, исправлений, помарок. Но если требуется внести корректировку, ее надо заверить подписью и фразой «Исправленному верить».

При составлении европротокола потребуется только один комплект европротокола. Поэтому не имеет значения, кто из участников происшествия его предоставит.

Пошаговая инструкция

Заполнять бланк надо обязательно в присутствии обоих водителей, так как потребуются сведения о каждом из них. Чтобы избежать дополнительных разногласий, лучше делать это вместе.

Порядок действий будет следующий:

  1. Место ДТП: прописываем город и адрес ближайшего здания. Если это трасса, то указываем ее название и примерный километр от крупного населенного пункта.
  2. Дата: вписываем не только день, но и время события поминутно.
  3. Количество ТС: их может быть только 2, если вы оформляете протокол без вызова ГИБДД.
  4. Количество раненых, погибших везде ставим прочерки, потому что при их наличии вы не имеет право оформить ДТП самостоятельно без правоохранительных органов. Но при заполнении этого документа при ГИБДД вы должны указывать фактические данные в документе.
  5. Освидетельствование , в нашем случае ставим крестик к слову «нет », так как направить на него имеют право только сотрудники правоохранительных служб.
  6. Материальный ущерб третьим ТС, имуществу: также ставим крестик к слову «нет », потому что в ином случае вызов ГИБДД будет обязательным.
  7. Свидетели: лучше всего будет, если вы сможете найти незаинтересованного свидетеля, находившегося рядом. Здесь надо указать ФИО, адрес, телефон человека.
  8. Оформление сотрудником ГИБДД: указываем, что не проводилось.
  9. С 9 до 15 пункта надо заполнять за обоих водителей. Один из них будет водителем автомобиля «А», другой водителем автомобиля «В». При этом в отношении виновности, неважно, кто будет под какой буквой. В п. 9 указываем сведения из СТС: марку автомобиля, VIN, государственный номер, реквизиты СТС .
  10. Собственник: также указываем из свидетельства о регистрации вашего автомобиля. Кроме ФИО надо указать еще и адрес регистрации .
  11. Водитель: он может быть владельцем авто или другим человеком. Здесь надо указать не только ФИО и адрес , но и телефон , номер водительского удостоверения , категорию прав и дату их выдачи , название документа, на основании чего этот человек управлял данным ТС .
  12. Страховщик: сюда вписываем его название из страхового полиса, далее реквизиты этого полиса, срок действия. Также надо сделать отметку, если ли страхование от ущерба (КАСКО).
  13. Место удара: здесь надо отметить то место, которым первоначально вы столкнулись с другим ТС. Будьте внимательны, так как там изображены 3 ТС: грузовик, легковой автомобиль и мотоцикл. Выбирайте ТС, соответствующее габаритам вашего.
  14. Перечень повреждения: здесь мы указываем только видимые повреждения деталей. Для этого надо внимательно осмотреть свой автомобиль на наличие сколов, царапин, трещин и прочих появившихся дефектов.
  15. Замечания: здесь надо указать, считаете ли вы себя виновным. Для обоюдного заполнения документа один из водителей должен написать, что признает себя виновным, а второй не признает себя виновным. На основании этого страховщик выплатит компенсацию невиновному и востребует ее со страховой компании виновного.
  16. Обстоятельства ДТП: этот пункт очень важен. Здесь надо быть очень внимательным, так как отметки и своих действиях должны поставить оба водителя. На практике при заполнении европротокола многие допускают здесь ошибки. Водитель ТС «А» должен сделать отметки с левой стороны, ближе к колонке, где он вносил сведения о себе. Водитель ТС «В» ставит отметки правее. Сначала прочитайте все возможные пункты и определите, что должен отметить каждый из водителей. Также внизу не забудьте поставить количество клеток, где вы сделали отметку.
  17. Схема: большинство водителей не любят именно этот пункт, потому что бывает иногда очень сложно изобразить понятную схему аварии. Вы должны изобразить схематично два прямоугольника «А» и «В» в момент столкновения на дороге. Кроме этого вокруг вы должны отметить расположение дорожной разметки, наличие полос, направление движения (стрелочками), а также указать номер дома или другого здания, чтобы понимать расположение машин относительно улицы. Помимо этого желательно отметить все дорожные знаки и светофоры.
  18. Подписи: их ставят оба участника, что является подтверждением правильности введенных данных и согласия с тем, что написано.

Рекомендую проверить действительность полиса ОСАГО второго водителя не только по распечатанному документу, так как он может оказаться поддельным, а также по электронной базе. Сделать это легко. Достаточно войти на сайт РСА и воспользоваться услугой проверки действительности полиса.

На оборотной стороне каждый водитель заполняет сведения самостоятельно:

  1. ТС: надо указать, водитель какого автомобиля заполняет эту сторону.
  2. Обстоятельства: Здесь вы должны кратко, но точно описать, при каких обстоятельствах произошло столкновение. Также вы должны указать все факты вашей невиновности и вины другого водителя. Здесь же указываете свидетеля аварии. После окончания текста поставьте Z, чтобы никто не смог за вас дописать лишнего.
  3. Водитель ТС: здесь надо указать, кто управлял автомобилем: владелец или иной человек.
  4. Сведения о других ТС: здесь ставим прочерки, так как составление этого документа без вызова сотрудников правоохранительных органов не допускает участие более 2 средств.
  5. Повреждения имущества: всегда будет прочерк, если пострадали только автомобили. Если ущерб был причинен другим материальных средствам, вызов ГИБДД будет обязательным.
  6. Возможность передвижения ТС своим ходом: отмечаем в соответствии с действительностью.
  7. Примечания: здесь можно указать все, что вы считаете нужным дополнительно сообщить страховой компании. Это могут быть сведения о том, что у вас есть запись видеорегистратора или запись на телефон последствий столкновения.
  8. Подпись, дата, расшифровка.

Посмотреть наглядный пример заполнения вы можете в этом видео.

Заполненные бланки необходимо предоставить страховщикам. Виновный участник должен направить его в течение 5 дней (однако страховой договор может предусматривать иной срок подачи), а невиновный в течение 15 дней. Если этот срок будет пропущен невиновным участником, то страховщик может отказать ему в компенсации ущерба. В этом случае он вправе через суд требовать компенсации ущерба с виновника происшествия. Аналогичный риск есть и в случае, если извещение будет составлено неправильно, и на этом основании страховщик откажет в выплате.

Все спорные вопросы со страховщиком в любом случае будут решаться через суд. И если невиновный водитель не сможет его выиграть, тогда он сможет взыскать свой ущерб с виновника, также через суд.

Если виновный водитель своевременно не известит своего страховщика о произошедшей аварии, то страховая компания вправе предъявить ему требование о компенсации ей выплаченного ущерба невиновному участнику.

Поэтому крайне важно сразу обращаться в страховую компанию для извещения ее о произошедшем. Потому что в противном случае последствия могут быть очень негативными. Будьте внимательны при составлении европротокола, а также удачи вам на дорогах!

Никто не может знать, когда попадет в дорожно-транспортное происшествие. Поэтому стоит перестраховаться на такие случаи и разобраться, как составляется европротокол. Выясним, что это за документ, когда оформляется и какие правила его заполнения действительны в 2018 году.

Водителям стоит изучить новые правила, которые внесены Постановлением правительства Российской Федерации , .

Участниками дорожно-транспортного происшествия составляется европротокол, после чего они могут покидать место происшествия, не дождавшись приезда работника регионального ГИБДД.

В каких случаях это возможно и каких правил стоит придерживаться при оформлении документа?

Что это такое

Под европротоколом понимают форму самостоятельного . Необходим бланк для получения выплаты по страховке, не привлекая дорожные службы. Такой способ возник недавно и в России.

Преимуществом протокола является:

  • возможность избежать создания пробок и затруднения проезда для другого транспорта;
  • отсутствие надобности ожидания представителя ГИБДД.

Какие новые правила утверждены? Место происшествия покидается его участником без юридического последствия. Водители могут разобраться самостоятельно, если это не будет противоречить утвержденным законодательным нормам – ст. 11 Закона от 25 апреля 2002 , ПДД ()>.

Основные условия, которые стоит выполнить для использования бланка европротокола:

  • в ДТП должно быть два участника (2 транспортных средства);
  • владельцы транспорта должны иметь страховку ОСАГО;
  • страховой полис должен быть при водителе на момент аварии;
  • ущерб нанесен незначительный – на сумму, что не превышает 50 тыс. рублей;
  • у участников нет споров по поводу обстоятельства ДТП;
  • в аварии не пострадали ни сам водитель транспорта, ни его пассажиры, ни пешеходы.

В тех случаях, когда один автомобиль не зарегистрирован в России, самим оформлять ДТП допускается. Но тогда иностранный гражданин должен иметь страховку «Зеленая карта».

Где взять бланк

Бланк можно посмотреть на одном из сайтов интернет-порталов. А выдается такой документ при оформлении страхового полиса ОСАГО. Если возникает необходимость в получении нового экземпляра, собственник машины может обратиться в организацию за получением дубликата.

Сам бланк выглядит так:

Правила и порядок оформления европротокола при ДТП

Рассмотрим правила составления европротокола при ДТП и условия в 2018 году, которые стоит выполнить.

При самостоятельном оформлении стоит знать такие нюансы:

  1. После фотографирования столкновения, транспортное средство отгоняется на обочину. Сотрудники страховой фирмы дают такие рекомендации: фотографировать стоит таким образом, чтобы было видно номера авто, повреждение. Фиксируйте все следы аварии: тормозные пути, обломки, если таковые имеются. Убрать машины с проезжей части стоит только в том случае, если они мешают движению другого транспорта.
  2. Возьмите контактные данные у прохожих, которые стали свидетелями происшествия.
  3. Далее оформляется европротокол.
  4. Если водители не имеют разногласий, то виновным лицом может быть оплачено сумму ущерба на месте ДТП.
  5. Автовладельцы должны обращаться в ГАИ, чтобы зарегистрировать авто – позвонив дежурному инспектору или на номер 02, и работники полиции проконсультируют о дальнейших действиях.
  6. Уведомить о ДТП страховую компанию в течение 5-дневного срока. Автомобиль на этот момент должен быть в том же состоянии, что и после ДТП.

Если виновник происшествия – второй водитель, а вы желаете получить страховую выплату, стоит прилагать к извещению соответствующее требование.

Пункт, в соответствии с которым запрещается ремонтировать транспортное средство, вызывает ряд вопросов, особенно в случаях, когда течет радиатор или разбито фары на мелкие части.

Если же поломка не является критичной, то водитель может продолжать эксплуатировать авто, но при нем должна быть заверенная страховой компанией ксерокопия извещения.

Это нужно на случаи, если вас остановит работник ГАИ и поинтересуется повреждениями. А предъявив действующий в 2018 году европротокол при ДТП, штрафа можно будет избежать.

Но допускается и такой вариант: вы берете у страховой организации письменное разрешение .

Образец бланка и заполнения

Остановимся подробнее на оформлении европротокола. Ведь если вы заполните бланк с ошибками, страховая компания откажет в выплате возмещения.

При заполнении можно опираться на образец, который лежит в документации, выданной со страховкой ОСАГО.

Бланк должен быть у каждого, но заполнять нужно только один (все равно чей – ваш или второго участника).

Перечислим основные правила:

  1. Не пишите сведения об аварии сразу в бланк. Подготовьте сначала черновик, с которого затем перепишите информацию. Так вы не допустите ошибок и исправлений, которые автоматически делают документ недействительным.
  2. Пользуйтесь шариковыми ручками.
  3. Все буквы выводите четко и разборчиво, не используя жаргонную речь. Употребляйте слова – вмятина, царапина, трещина.
  4. Извещение заполняется каждым участником в соответствующих колонках. На обратной стороне документа также есть колонки, предназначены для каждого автомобилиста.
  5. Распишите, при каких обстоятельствах произошла авария, схему происшествия, сведения каждого из участников – о транспортных средствах и водителях.
  6. Все данные, что отражаются на лицевой стороне, необходимо согласовывать со второй стороной (с кем произошло столкновение).
  7. Обратите внимание на пункт 13 и 14 – сведения о месте удара, что приходится на кузов, о повреждениях, что получены машиной при ДТП.

При заполнении не спешите, ведь страховой компанией будет производиться оплата в соответствии с теми сведениям, что отражаются в европротоколе.

Если о чем-то вы забыли написать или своевременно не заметили какое-то повреждение, то ремонт таких элементов придется делать за свои средства.

Оборотная сторона заполняется даже без согласия второго участника аварии. Если не все сведения вмещаются, пусть запись так и остается без сокращения.

В бланке нужно написать «с приложением», и остальную информацию расписать на дополнительном листе. Но обязательно отразите, кем составлено приложение, подпишитесь.

Любые исправления должны заверяться подписями. Написанное сверяйте с другим водителем – вся информация должна совпадать.

Подписи обеих участников должны стоять на всех листах европротокола.

Обратите внимание при оформлении схемы документа на такие моменты:

  • каким образом автомобили при столкновении расположены относительно друг друга;
  • какое направление движения каждого автомобилиста;
  • конфигурацию дороги: столкновение произошло на перекрестке, при повороте, на прямых участках;
  • тип разметки;
  • улицу и номер дома, возле которого произошла авария;
  • какой сигнал был на светофоре, какие дорожные знаки были;
  • наличие дефектов в покрытии дороги.

После оформления бланка сообщите о происшествии ГИБДД, а затем страховую фирму.

Приведем пример заполнения.

Максимальная выплата

Ранее максимальная сумма ущерба составляла 25 тыс. Сейчас такой лимит увеличен до 50 тыс. В тех случаях, когда такой показатель превышает, страховая организация не будет выплачивать компенсацию.

С начала октября максимальная сумма выплаты по ущербу ОСАГО составит 400 тыс. Но такой показатель является экспериментальным. Будет применяться в Москве и области, Петербурге и Ленинградской области.

Если собственник авто желает получить 400 тыс., обязательно наличие спутникового оснащения автомобиля, чтобы обеспечить возможность устанавливать место аварии.

В том случае, если такой эксперимент окажется успешным, подобная практика будет распространена по всей стране.

Согласно законодательным нормам, страховщики обязаны произвести страховые выплаты в течение 20 дней с момента обращения автомобилиста.

В каких случаях не составляют

Не получится оформить европротокол, если:

  • в ДТП пострадала только одна машина, к примеру, въехав в ограду или дерево;
  • транспортное средство задевает другую машину в автомобильных пробках;
  • если автомобилисты не могут прийти к общему решению;
  • если ущерб оценивается в большем размере, чем установлено законодательством.
  • хотя бы одно авто-участник был с прицепом, так как такой объект считается полноправным транспортным средством;
  • один из владельцев машины употреблял алкоголь;
  • есть пострадавшие.

Разобравшись, как составлять европротокол при ДТП и куда обращаться в 2018 году, вы сможете избежать лишних трудностей.

Действительно, есть много пробелов в данном вопросе, которые еще предстоит устранить правительству при усовершенствовании регистрации аварий.

Видео: Европротокол при ДТП

Европротокол прочно вошел в жизнь автомобилистов и стал востребованным вариантом оформления ДТП. Вопрос о том, как оформить Европротокол при ДТП, встает перед большинством водителей. Поэтому рекомендуется предварительно ознакомиться с существующими правилами и условиями, чтобы оптимально защитить свои интересы. Современный способ узаконить возникшую страховую ситуацию удобен, но имеет особые условия и ограничения.

Юридический документ, позволяющий урегулировать аварийную ситуацию без участия ГИБДД, называется Европротоколом.

Данные по происшествию заполняются на унифицированном бланке, имеющем утвержденный на федеральном уровне вид.

Участники происшествия самостоятельно заполняют стандартные бланки, не вызывая инспекторов ДПС.

Документы, обоюдно удовлетворяющие стороны аварии, становятся основанием для выплаты страхового возмещения по ОСАГО.

Важно! Водители получили возможность не препятствовать движению на трассе, съехать на обочину и спокойно решать свои проблемы, не создавая пробок.

Европейский протокол действителен во всех регионах, получить два комплекта бланков можно при оформлении страхового полиса.

Если водителю недостаточно выданных экземпляров, то страховщик обязан выдать дополнительный комплект по первому требованию клиента. Бланки выдаются бесплатно, количество их неограниченно, при составлении извещения можно воспользоваться экземпляром любого участника происшествия.

Распечатать протокол можно на сайте РСА, законом разрешено воспользоваться таким видом документа.

Грамотно заполненное извещение о ДТП позволит без споров получить страховку по ОСАГО.

Чтобы избежать сложностей и конфликтов со страховой компанией, следует точно знать, как оформить Европротокол при ДТП.

В каком случае заполняется Европротокол при ДТП?

В первую очередь водителю следует иметь представление о том, что следует делать при ДТП.

Оформить аварию по европейскому извещению не всегда возможно, потребуется одновременное выполнение следующих требований:

  • количество участников происшествия не может быть больше двух, повреждения и ущерб получили только они и никто другой;
  • водители, пассажиры или третьи лица не пострадали в аварии, не понесли физического ущерба;
  • оба водителя имеют полис ОСАГО или «Зеленую карту» (страхование на зарубежной территории);
  • между водителями есть солидарность в видении происшествия, другими словами, граждане согласны с тем, кто виновен в ДТП, каков размер возмещения;
  • цена ущерба и требуемого возмещения подходит под установленные правилами лимиты.

Если видение события у каждой стороны различно или возникают претензии, то придется вызывать сотрудников ДПС.

Оформление Европротокола допустимо исключительно при обоюдном желании участников события. Если вторая сторона ведет себя неадекватно, водитель явно нетрезв, то не стоит составлять извещение о ДТП.

Внимание! Если автомобиль застрахован по КАСКО, то проверьте пункт договора о возможности применения Европротокола. В подавляющем большинстве случаев требуется присутствие на месте ДТП сотрудников ГИБДД.

Действие при ДТП по ОСАГО по Европротоколу

При заключении полиса ОСАГО страхователь получает стандартные бланки извещения и краткий инструктаж.

Что делать если попали в ДТП? В первую очередь следует успокоиться и визуально оценить размер ущерба, исключить эмоции и сосредоточиться на том, как оформить Европротокол при ДТП.

Что делать при ДТП, последовательность действий участников аварии:

  • Убедиться в том, что люди не пострадали, а повреждения получили только два транспортных средства.
  • Проверить наличие полиса ОСАГО у обеих сторон происшествия.
  • Выяснить обстоятельства и прийти к соглашению по виновнику события.
  • Оба водителя имеют право произвести панорамную съемку места аварии, расположения автомобилей, траектории движения. Чем больше будет получено фактического материала, тем меньше возникнет вопросов у страховщиков в спорных ситуациях. Оба авто должны быть сняты крупным планом с видимыми номерными знаками.
  • Большим плюсом станет наличие свидетельских показаний. Личные данные свидетелей, их письменные заявления лягут в основу истинности заявленных требований.

Порядок действий достаточно прост, но выполнение требует обоюдных и слаженных действий водителей.

Как правильно оформить Европротокол при ДТП?

Чтобы правильно оформить Европротокол заполнение рекомендуется проводить шариковой ручкой, постараться избежать исправлений и сомнительных моментов.

Документ состоит из трех листов, скрепленных между собой, двух экземпляров протокола и инструкции по заполнению.

Протокол заполняется обоими водителями, причем копирка позволяет отобразить сразу два экземпляра, каждому из участников аварии.

Затем листы разделяются, и заполняется обратная сторона каждым гражданином по отдельности.

Документ содержит значительное количество пунктов, позволяющих полностью раскрыть характер события, повреждения и действия участников. Обязательно отображается признание вины одной из сторон, ставятся личные подписи под отображенными сведениями.

Важно! Страховое возмещение составляет не более 50 тыс. рублей. Если событие наступило в Москве, Санкт-Петербурге и их областях, то можно указывать в протоколе сумму до 400 тыс. рублей. СК потребуют предоставления фотосъемки, указания координат происшествия по ГЛОНАСС. Место регистрации владельца и авто не учитываются, правило действует для всех.

При заполнении протокола, водители самостоятельно выбирают колонку «А» или «В», вносят своей рукой необходимые сведения. Рекомендуется внимательно отнестись к п.14, где описываются внешние повреждения авто. Возможно использовать такие термины: вмятина, царапина, разрыв, трещина или деформация. Описывать нанесенный урон необходимо кратко и содержательно, чтобы не оставалось вопросов при согласовании записи и фотоснимков.

Можно использовать образец заполнения Европротокола, который находится на сайте РСА, а также внизу статьи.

Обратите внимание на важный п.16, где указываются обстоятельства события. Обязательно отображается направление движения обоих авто, скорость и причина столкновения. В завершение ставится отметка о количестве заполненных пунктов в отведенном поле укрупненного формата.

Схема происшествия фиксируется в п.17, включая контуры проезжей части, названия улиц и других ориентиров (за городом, на трассе). Если в районе аварии есть светофоры, перекрестки, дорожные разметки или иные дополнительные ориентиры, то данные должны быть отображены обязательно.

Внимание! Иногда у водителей есть сведения, не подходящие под описания перечисленных пунктов. Данные можно занести в специальный п.15 «Замечания». При недостатке места на обороте бланка, можно продолжить записи на чистом листе. В таком случае, потребуется записать «с приложением», указать, к чему относится продолжение, поставить подписи участников.

Необходимо заранее знать, как оформить Европротокол при ДТП, иначе страховщик необходимые данные вынужден будет собирать самостоятельно. Это может не только отодвинуть получение компенсаций по полису, но и позволить СК оспорить страховой случай.

Последующие действия

Если страховой случай оформлен извещением, то действие при ДТП по ОСАГО по Европротоколу продолжается направлением документа страховщику в срок 5 дней.

Выплатить страховую компенсацию компания обязана в течение 20 рабочих дней. Отсчет начинается по факту получения всех требуемых документальных свидетельств и грамотно составленного заявления заинтересованного лица.

Если протокол содержит ошибки, на которые указывает страховщик, то потребуется вновь заполнить бланки с участием обеих сторон. На мелкие недочеты, не влияющие на суть дела, СК не обратит внимания, поскольку это будет неправомерный отказ.

Нельзя забывать, что ремонтировать авто в срок 15 дней нельзя, ТС обязательно следует предъявлять для осмотра.

Скачать бланк Европротокола при ДТП

Законодательство Российской Федерации предусматривает возможность оформления ДТП без вызова сотрудников полиции по так называемому «европротоколу», когда оба участника заполняют извещение о дорожно-транспортном происшествии и подписывают его. Мы сейчас расскажем как правильно это сделать, чтобы получить страховку.

В соответствии с п. 5 ст. 11, п. 1 ст. 11.1 ФЗ «Об ОСАГО»; п. 2.6.1 ПДД РФ, самостоятельное оформление ДТП в 2019 году возможно только при одновременном соблюдении следующих условий:

  • в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам , участвовавшим в ДТП (не причинен вред жизни или здоровью);
  • ДТП произошло в результате столкновения двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована по полису ОСАГО;
  • обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате ДТП и (или) характер и перечень видимых повреждений автомобилей не вызывают разногласий у участников ДТП.

Согласно п. 4 ст. 11.1 ФЗ «Об ОСАГО», при оформлении документов о ДТП без участия сотрудников ГИБДД размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его автомобилю, не может превышать 50 000 руб. Потерпевший должен понимать, что страховая компания выплатит только эту сумму, даже если реальный ущерб окажется больше.

В случае оформления документов о ДТП, произошедшем в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях , страховое возмещение потерпевшему осуществляется в пределах 400 000 руб. при условии представления страховщику данных об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате ДТП, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами) (п. 5 ст. 11.1, пп. «б» ст. 7 Закона N 40-ФЗ).

В соответствии с п. 2.6.1 ПДД РФ, участники ДТП вправе не оформлять документы о происшествии, если в аварии повреждены транспортные средства или иное имущество только этих участников и у каждого из них отсутствует необходимость в оформлении указанных документов.

Порядок оформления ДТП по европротоколу

Возьмите себя в руки и последовательно выполните следующие действия:

  1. Осмотрите вместе со вторым участником ДТП (водителем второго автомобиля) место происшествия. Выясните, имеются ли у вас разногласия по поводу того, кто является виновником, а кто потерпевшим. Если разногласий нет, то переходим к шагу 2. В противном случае вызываем ГИБДД.
  2. Осмотрите повреждения транспортных средств. Если ущерб автомобилю потерпевшего по приблизительной оценке не превышает 50 000 руб., идем по инструкции далее. Если ущерб больше указанной суммы, оформлять ДТП стоит только с участием полиции.
  3. Внимательно проверьте документы – водительское удостоверение, документы на автомобиль. Оба водителя должны иметь действующие полисы ОСАГО и быть вписаны в них (если количество водителей, допущенных к управлению ТС ограничено). Проблемы с документами – не задумываясь вызываем и ждем инспекторов. Да, по «правилам ОСАГО», сообщение данных страхового полиса другим участникам ДТП по их требованию — обязанность водителя. Настоятельно рекомендуем проверить полис виновника на сайте РСА — https://dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/bsostate.htm
  4. Зафиксируйте все обстоятельства ДТП — расположение автомобилей, повреждения, разметку, дорожные знаки и т.п. Это может здорово пригодиться при возникновении спорных ситуаций. Фиксация причинения вреда может осуществляться с помощью фото- или видеосъемки либо с применением средств навигации. Подойдет смартфон с включенным режимом геопозиционирования. Включите в настройках камеры телефона добавление координат к снимкам и/или видеозаписям.
    В соответствии с п. 3 Правил представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2014 N 1002, фото- или видеосъемка должна быть выполнена в течение не более 60 минут после ДТП и включать изображения:
    государственных регистрационных знаков транспортных средств участников ДТП или идентификационных номеров (VIN) (в случае отсутствия государственных регистрационных знаков транспортных средств);
    мест повреждения транспортного средства;
    взаимного расположения транспортных средств участников ДТП с привязкой к объектам транспортной инфраструктуры или иным неперемещаемым объектам;
    государственного регистрационного знака транспортного средства свидетеля ДТП (при наличии).
  5. Уберите транспортные средства с проезжей части. Согласно п. 2.6.1 ПДД РФ, водитель, причастный к ДТП, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие. Невыполнение данной обязанности может привести к штрафу (1000 рублей).
  6. Совместно заполните бланк европротокола — извещения о ДТП. Подробную инструкцию читайте ниже.
  7. Обменяйтесь телефонами, пожмите друг другу руки и можете покинуть место ДТП.
  8. В кратчайшее время уведомите страховую компанию о случившемся. Это можно сделать по телефону или через сайт страховщика.

Инструкция по заполнению извещения о ДТП

Бланк извещения заполняется в двух экземплярах — по одному для каждого из водителей. Крайне желательно пользоваться шариковой ручкой, так как при заполнении информация копируется на лист снизу. Цвет чернил может быть любой — синий или черный.

Заполнение лицевой стороны

Данная сторона должна быть идентична на обеих копиях извещения. Начинаем с пунктов 1 — 8:

п.1 Место ДТП — укажите населенный пункт, улицу и номер ближайшего дома. Если столкновение произошло на перекрестке, то в бланке отмечается пересечение улиц. В случае ДТП на трассе необходимо указать ее номер и название, направление движения и приблизительный километр.

п.2 Дата ДТП — заполняем дату и время происшествия. Если имеется запись видеорегистратора, то точное время столкновения можно посмотреть там. Если записи нет — пишем время приблизительно.

п.3 Количество поврежденных ТС = 2. Оформление европротокола возможно только при столкновении двух транспортных средств.

п.4 Количество раненых = 0. Европротокол нельзя оформлять, если есть раненые или погибшие. При наличии пострадавших обязательно нужно вызывать инспекторов ДПС.

п.5 Проводилось ли освидетельствование участников ДТП на состояние опьянения — «Нет». Отправить на медицинское освидетельствование могут только сотрудники полиции.

п.6 Материальный ущерб, нанесенный другим транспортным средствам (кроме «А» и «B») — «Нет». Это станет еще одним доказательством того, что в ДТП участвовали всего две единицы. Если в автомобиле пострадали перевозимые предметы (например, ноутбук), обязательно поставьте галочку в поле «другому имуществу».

п.7 Свидетели ДТП — вписываем ФИО и адреса свидетелей. Желательно указать контакты одного или двух свидетелей аварии, это поможет при возникновении споров со страховой компанией.

п.8 Проводилось ли оформление сотрудником ГИБДД — «Нет». Самостоятельное оформление происшествия — суть европротокола.

Заполнив «шапку» извещения, переходим к заполнению сведений об автомобилях:

п.9 Марку, модель, VIN и гос. номер для транспортных средств «А» и «В» берем из соответствующих свидетельств о регистрации (пластиковая карточка).

п.10-11 Указываем данные собственников и водителей автомобилей. Нужно понимать, что водитель ТС не обязательно должен быть его собственником. Страховая фирма возместит ущерб не только владельцу, но и лицу, обладающему доверенностью с правом получения страхового возмещения.

п.12 Берем данные из страховых полисов ОСАГО. Галочку напротив «ТС застраховано от ущерба» ставим, только если данный автомобиль застрахован по КАСКО.

п.13 Стрелочкой отмечаем место первоначального удара.

п.14 Пишем видимые повреждения. Например: лопнул задний бампер, деформировано: заднее левое крыло, задняя дверь, разбиты задние фонари и т.д.

п.15 Замечания. В данном пункте виновник аварии ОБЯЗАТЕЛЬНО должен написать: «признаю вину в ДТП», а потерпевший «в ДТП невиновен».

Заполнив п. 9 — 15 переходим к центральной части бланка извещения. Здесь нужно поставить галочки напротив обстоятельств ДТП (для каждой машины свои) и нарисовать схему:

Постарайтесь отразить на схеме профиль дороги, разметку, знаки, положение автомобилей до и после аварии, направление движения. Особых требований к рисунку нет, схема просто должна быть понятной.

Не забываем поставить подписи в соответствующих полях внизу документа.

Заполнение оборотной стороны

Сначала разъедините подлинник и копию извещения (копия создается автоматически на втором листе извещения). Потерпевший обычно забирает подлинник, так как на нем все более отчетливо видно.

Если лицевая сторона должна быть идентична на обеих копиях, то на обратной стороне каждый участник заполняет информацию в отношении своего автомобиля, отметив «А» или «B». Как вы заметили, пунктов здесь меньше.

Как видите правила заполнения европротокола довольно просты.

Что делать после заполнения европротокола?

Итак, документ полностью заполнен и подписан обоими водителями — взаимных претензий нет, а значит можно продолжать движение. Но права и обязанности, связанные с ДТП на этом не прекращаются. Согласно действующего законодательства, и потерпевший, и виновник должны в течении 5 дней представить извещения в свои страховые компании. Виновник также должен быть готов показать свой автомобиль страховщику, иначе страховщик вправе предъявить регрессные требования. Подробнее об этом, а также о рисках, возникающих при оформлении европротокола, мы писали . Настоятельно советуем прочитать!

Помимо экземпляра бланка извещения о ДТП, заполненного водителями, потерпевшему, в соответствии с п. 2 ст. 11 ФЗ «Об ОСАГО» и п. 2 правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2014 N 1002, в течение пяти рабочих дней со дня ДТП необходимо представить страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, следующие документы и материалы:
заявление о прямом возмещении убытков;
электронный носитель с информацией, содержащей фото- или видеосъемку транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, дату и время фото- или видеосъемки, а также координаты местоположения технического средства контроля;
заявление о том, что информация, содержащая фото- или видеосъемку, является некорректированной.