КТД: "Я знаю и соблюдаю законы". Классный час на тему "мы и закон" Важность соблюдения законов

Арзамасская городская прокуратура информирует
Ты и твои права при общении с полицией

Полиция - правоохранительный орган. Она защищает твои права и права других граждан, поэтому как законопослушный и сознательный гражданин России ты должен помогать полиции в её работе, не нарушать Закон и права других людей.
Итак, бывают ситуации, когда ты видел какое-либо происшествия или преступление.
Если ты являешься свидетелем:

  1. ты можешь отказаться свидетельствовать против себя и своих близких;
  2. ты можешь явиться на допрос с родителем (или другим законным представителем);
  3. если тебе нет 14 лет, то при твоем допросе обязательно должен присутствовать педагог.

Знай, что в случае твоего задержания и доставления в отделение полиции, возбуждения уголовного дела и т.д. должны соблюдаться все процессуальные нормы, действующие в отношении взрослых. Однако в связи с тем, что ты несовершеннолетний, у полиции возникают дополнительные обязанности: незамедлительно поставить в известность о твоем задержании родителей (законных представителей), обеспечить с момента ареста (заключения под стражу) правовую помощь со стороны защитника (адвоката) и др.

Если ты являешься подозреваемым (задержанным):

  1. Веди себя вежливо и корректно, даже если сотрудник полиции ведет себя грубо.
  2. Не вступай в конфликт с дознавателем или следователем.
  3. Пытайся выяснить, четко задавая вопросы, на каком основании тебя задержали.
  4. Если ты считаешь, что тебя задержали незаконно, то предупреди сотрудника полиции, что будешь обжаловать его действия (ты имеешь на это право в порядке ст. 125 Уголовно-процессуального Кодекса РФ).
  5. Требуй немедленно сообщить родителям о том, что тебя задержали.
  6. После прихода в полицию требуй составления протокола о задержании, в который ты можешь внести свои возражения, если они у тебя будут.
  7. Никогда не сообщай то, в чем ты не уверен, не выдумывай то, чего не было.
  8. Никогда не подписывай пустые листы.
  9. Ты имеешь право отказаться от подписания протокола, указав причины отказа (причины могут быть следующие: «я отказываюсь подписать протокол, так как в нем написана неправда», «я отказываюсь подписать протокол, так как мне не разъяснили мои права» и т.п.).

Помни, что уголовная и административная ответственность по законодательству наступает с 16 лет.
Но за некоторые виды преступлений - с 14 лет. В этот перечень входят убийство, изнасилование, кража, грабеж, разбой, вымогательство и ряд других тяжких преступлений.
Административное задержание производится при административном правонарушении. Чаще всего это:

  • мелкое хулиганство;
  • мелкое хищение;
  • курение в недозволенных местах;
  • порча помещений, повреждение сидений в транспортных средствах;
  • распитие спиртных напитков;
  • жестокое обращение с животными;
  • незаконная вырубка зеленых насаждений;
  • занятие проституцией.
Виды административных правонарушений указаны в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Административное задержание не должно превышать трех часов. Уголовное задержание производится работниками органов дознания или следователем по подозрению в совершении преступлений, которые перечислены в Уголовном Кодексе РФ.
Тебя могут подозревать в совершении преступления, если:

  1. ты был застигнут на месте преступления в момент совершения преступления или сразу после его совершения;
  2. на тебя указали очевидцы как на лицо, совершившее преступление;
  3. на твоем лице или на одежде обнаружены следы совершения преступления, или при тебе находится орудие преступления.
Если к тебе на улице подошел сотрудник полиции не паникуй. Сотрудник полиции может остановить тебя для проверки документов, удостоверяющих личность (поэтому всегда старайся носить с собой паспорт), если ты подходишь по приметам разыскиваемых лиц. При отсутствии документов тебя могут задержать и доставить в отдел полиции для установления личности (но не более чем на 3 часа). В любом случаи сотрудник полиции обязан предъявить служебное удостоверение. Ни в коем случаи не спорь с сотрудником полиции, спокойно отвечай на все вопросы, не нервничай, не вырывайся и не убегай. Это может быть расценено как сопротивление сотруднику полиции, и реакция ответная будет крайне неприятной. При этом как можно быстрее постарайся связаться с родителями или адвокатом.

Если сотрудник полиции в отсутствие родителей пришел к тебе домой и предложил пройти с ним в отдел для выяснения обстоятельств какого-либо происшествия:

  1. Не открывай дверь. Предложи обратиться к соседям, чтобы разговор происходил в присутствии взрослых.
  2. Когда соседи подойдут, вежливо попроси сотрудника полиции предъявить служебное удостоверение. Перепиши его номер. Выясни фамилию, звание, должность сотрудника. Уточни, из какого он отдела полиции.
  3. Сотрудник полиции обязан предъявить повестку. В ней должно быть указано кого, куда, в каком качестве, с какой целью и на какое время вызывают. Если повестки нет, то попроси её прислать. Не соглашайся пройти с сотрудником полиции в отдел без повестки.

Если сотрудники полиции нарушили твои права, совершили в отношении тебя преступление, то нужно сохранить и зафиксировать следы преступления, засвидетельствовать с помощью медицинских работников следы побоев, записать фамилии, адреса и телефоны свидетелей, запомнить приметы сотрудников полиции, а также доказать, что деяния этих сотрудников попадают под соответствующие статьи Уголовного кодекса РФ. В этом тебе могут помочь адвокаты.
Помни свои права!
Однако не забывай, что и ты должен соблюдать Закон и незнание закона не освобождает тебя от ответственности .
Если сотрудник полиции нарушил твои права, следует писать жалобу в прокуратуру.
Если произошло нарушение твоих прав жалобу пишешь Арзамасскому городскому прокурору по адресу: Нижегородская область, г. Арзамас, пл. Соборная, д. 2А

лассный час

«Знай и соблюдай закон»

Цели:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час

«Знай и соблюдай закон»

Группа 11-1

16.02.2015

Классный час

«Знай и соблюдай закон»

Цели:

Познакомить учащихся с понятием –закон, правонарушение, безнадзорность.

Познакомить учащихся с мерами по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Научить подростков предвидеть возможные последствия невинных, казалось бы, шалостей.

Воспитать чувство ответственности за свои поступки.

Воспитывать уважительное отношение к закону.

Участники: 11-1 группа

Ход мероприятия.

Вступление:

Всем известно, что человек живёт в обществе. Но жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Человек рождается и умирает в окружении людей. Каждому человеку свойственно стремление к общению и каждый член общества - единственный и неповторимый. Он имеет свои привычки, склонности и пристрастия.

Основная задача государства установить правовой порядок и законность на территории страны, которые позволили бы гражданам жить в безопасности и процветании.

Чем опасны и вредны для общества нарушения законов?

Почему необходимо соблюдать законы?

Может ли существовать государство без законов?

Самым большим правонарушением является преступление. Правонарушение - это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и караемое по закону. Это означает, что правонарушение совершается тогда, когда человек нарушает какую - то особую норму, принятую в обществе. Но эта норма, в отличие от моральных норм, существует не вообще. Она должна быть обязательно записана, зафиксирована в законе.

Итак, ребята, сформулируйте ответ на вопрос «Что такое закон?»

Ответы подростков.

Кл. руководитель.

Закон - это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.

Конституция - как бы текст общественного договора, заключаемого между гражданами и государством. Принимается при согласии большинства населения. Она фиксирует тот минимум согласия, без которого невозможна совместная жизнь людей. Именно поэтому конституцию называют основным законом страны.

Кто такой несовершеннолетний? (несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет)

Кто такой безнадзорный? (безнадзорный несовершеннолетний - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц)

Что такое правонарушение? Право - это возможность что-то делать по закону, под защитой государства. Нарушение прав – есть нарушение закона.

Мастер п/о

1 этап.

Выставляются карточки:

До какого возраста подросток считается несовершеннолетним? (18)

С какого возраста наступает административная ответственность? (16)

С какого возраста может наступать уголовная ответственность? (14)

С какого возраста н/л можно устроиться на работу? (14)

До какого возраста запрещена продажа табачных изделий несовершеннолетним? (18)

С какого возраста разрешена продажа крепкой алкогольной продукции? (18)

2 этап.

Выставляются карточки:

А – Административная ответственность - применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.

У – Уголовная ответственность - ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

Д – Дисциплинарная ответственность - это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

Г – Гражданско-правовая ответственность - регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Какой вид ответственности несёт гражданин России за данное нарушение.

- Порвал учебник одноклассника (Г)

- Появился на улице в нетрезвом виде (А)

- Избил одноклассника (У)

- Совершил кражу мобильного телефона.(У)

- Совершил прогул в школе (Д)

- Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

- Разбил мячом окно. (Г)

- Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

3 этап.

Выставляются карточки:

Осв

О – обстоятельства ОТЯГЧАЮЩИЕ ответственность за содеянное.

С – обстоятельства СМЯГЧАЮЩИЕ ответственность за проступок.

Н – обстоятельства, которые НИКАК НЕ ВЛИЯЮТ на степень меры наказания.

Осв. – обстоятельства, которые могут ОСВОБОЖДИТЬ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Совершение преступления в группе друзей (О)

Явка с повинной (С)

Несовершеннолетие виновного, достигшего возраста привлечения к ответственности за данный проступок (Н)

Необходимая оборона (Осв)

Совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения (О)

Наличие определённого заболевания у обвиняемого (С)


Правовая игра для старшеклассников «Знать и соблюдать закон».

Цель: правовое просвещение несовершеннолетних
Задачи:
пропаганда правовых знаний, здорового образа жизни
расширение кругозора учащихся

Перед участниками табло 5х5 по подобию своей игры (5 рубрик по 5 вопросов) Но на клеточках табло написаны буквы алфавита. Эти буквы закрывают собой вопросы викторины.
Учащимся предлагается 5 рубрик. Чтобы открыть ту или иную клетку, командам необходимо разгадать анаграмму, в которой зашифрован юридический термин (анаграммы даны в приложении). Первая буква этого термина и будет означать местонахождение вопроса. В некоторых ячейках вместо вопросов спрятаны значки классов, участвующих в мероприятии: 11а, 11б, 10а и т.д. Если такая ячейка откроется, то этому классу нужно представить домашнее задание (защита правового плаката). В этом случае после показа домашнего задания, команда, открывшая эту ячейку, получает право повторно открыть вопрос.
За полный и верный ответ команде начисляется 2 балла. При затруднении команда может воспользоваться помощью болельщиков, или право ответа передается другой команде.

Рубрики:
«З» - ЗОЖ
«А» - административное право
«К» - название этой рубрики «кодексы» и сюда вошли вопросы на знание кодексов, регулирующих какую-либо однородную область общественных отношений (трудовой, семейный, по уголовному процессу, гражданскому процессу).
«О» - «Осторожно, дорога!», вопросы, связанные с правовыми отношениями на транспорте.
«Н» - необычный факт

Для того, чтобы определить, какая команда будет начинать игру, проводится разминка.
Разминка: («верю – не верю»)
1) Знаменитый художник Ван Гог, находясь в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, попал под трамвай и потерял ухо. Именно в таком состоянии он изобразил себя на данном автопортрете. Верите ли вы в эту историю? (Неправда, он действительно употреблял наркотики и, находясь в состоянии наркотического опьянения, сам отрезал себе ухо).
2) Верите ли вы, что в УК предусмотрено наказание «за злостное уклонение от оказания помощи родителям»? (Да, это действительно так)
3) Верите ли вы, что если подросток употребил менее 200 гр пива, то он не попадает под административную ответственность. (нет, употребление любого количества спиртного является правонарушением).
4) Верите ли вы, что художник Кузьма Петров-Водкин на самом деле урожденный Кузьма Петров, а добавление Водкин «приклеилось» к нему из-за чрезмерного употребления алкоголя и превратилось в псевдоним? (это неправда, он урожденный Водкин, такую фамилию носил его отец).
5) Перед вами картина Перова «Чаепитие в Мытищах», написанная в 1862 году. Верите ли вы, что в эти годы в России был введен сухой закон, и для маскировки коньяк наливали в самовары, что и отразил с юмором художник в своей картине. (Это неправда, сухой закон, и это известный исторический факт, пытались вводить в США в первой половине XX века. На свадьбе С.Есенина и А.Дункан, проходившей в Америке, действительно, наливали коньяк в самовары.)
6) Верите ли вы, что в нашей области существует административная ответственность за неприятие владельцами собак и кошек необходимых мер по предотвращению загрязнения животными подъездов, лифтов, дворов и т.д. (Да, это статья 4.4. Закона об административной ответственности в Кир. области, штраф от 2-5 МРОТ)
7) Верите ли вы, что в Вятской губернии в начале XX века винных заводов было больше, чем библиотек? (Это неправда. Было 19 винокуренных заводов, а библиотек – 28 городских и более 600 народных библиотек-читален).
8) Верите ли вы, что в АК предусмотрен штраф за хождение по газонам? (Да, это действительно так, статья 4.1 Закона об административной ответственности в Кир. области, штраф от 2 МРОП).
9) Верите ли вы, что существует уголовная ответственность за нанесение рисунков и надписей на фасады зданий, независимо от их содержания. (Нет, это административное правонарушение, влечет наложение штрафа до 5 МРОТ, а если эти надписи и рисунки связаны с нацистской атрибутикой и символикой, то сумма штрафа увеличивается до 10 МРОТ)
Статья 20.3. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики
(в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 112-ФЗ):
Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, -
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией нацистской или иной указанной атрибутики или символики либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией нацистской или иной указанной атрибутики или символики.

Примеры вопросов (после вопроса инодга приведены отрывки из законов, чтобы комментировать правильные ответы)
Рубрика ЗОЖ: 1) Представьте себе, что некто выпил определенное количество алкоголя. Через некоторое время алкоголь распространился по всему организму. Вопрос: в каком органе концентрация алкоголя будет наибольшей и какой вред этому органу приносит алкоголь?
Ответ: это мозг, в нем разрушаются нервные клетки, в результате ослабляется память, внимание, мыслительные процессы, замедляется рост и т.д. Если концентрацию спирта в крови принять за единицу, то в кишечнике будет 0,8, в печени 1,48, а в мозге – 1, 75.

2) Назовите основные принципы рационального питания.
Регулярность (режим питания), дробность и разнообразие пищи (Б,Ж,У, витамины)

3) Хирург, академик Ф.Углов говорил: «Мне до боли жаль человеческого здоровья, цинично, бездумно переведенного в дым, мне нетерпимо жаль жизней, истлевших на кончике сигареты. Не могу понять, как можно транжирить то, чему нет цены – здоровье?». Вопрос: в 2003 году был принят Федеральный закон по данной проблеме. Назовите этот закон и его основную суть.
Ответ: это Федеральный закон «Об ограничении курения табака», который запрещает курение несовершеннолетних (до 18 лет) и ограничивает курение в общественных местах

4)В одном из всеми любимом фильме главный герой прыгал зимой на улице со словами «пить надо меньше, надо меньше пить». Назовите этот фильм и объясните, почему так опасно пить именно зимой?
Ответ: «Ирония судьбы или с легким паром». Во-первых, можно замерзнуть насмерть, приняв большую дозу алкоголя, во-вторых, даже слегка выпивший человек, перестает ощущать холод в полной мере: ему кажется, что тепло. Поэтому, в сильные морозы опасность обморожения у тех, кто употребляет алкоголь, многократно возрастает.

5)Несколько лет назад в нашей школе проходил конкурс любительских видеофильмов по проблемам наркомании под девизом «Даже не пробуй!». Посмотрите два отрывка из этих фильмов. Оба эти сюжета рассказывают о причинах употребления наркотиков. Сформулируйте эти причины и назовите другие.

1) Назовите возраст, с которого наступает административная ответственность.
Статья 2.3.(АК) Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних

2) Какие виды административных наказаний вам известны, назовите не менее 3-х.
Статья 3.2.(АК) Виды административных наказаний

1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6) административный арест;
7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
8) дисквалификация.

3) Что такое мелкое хуилагство. Какие действия можно к нему отнести?Статья 20.1.(АК) Мелкое хулиганство
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, -
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, -
влекут наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

4) Согласно Закону об административной ответственности Кир.обл. запрещается громкая речь, крики, пение, свист и др. действия, создающие шум в определенные периоды времени. Со скольки и до скольки часов действует это ограничение.
Статья 3.1 с 22.00. до 06.00
5) Домашнее задание 10а
Рубрика «Кодексы»:
1) Кража и грабеж относятся к имущественным преступлениям. А в чем их отличие?
Ответ: кража – это тайное, а грабеж – открытое хищение чужого имущества.

2) Какие виды уголовных наказаний вам известны?

Статья 44.(УК) Виды наказаний.
Видами наказаний являются:
а) штраф;
б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью;
в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина
и государственных наград;
г) обязательные работы;
д.) исправительные работы;
е) ограничение по военной службе;
ж) конфискация имущества;
З.) ограничение свободы;
и) арест;
к) содержание в дисциплинарной воинской части;
л) лишение свободы на определенный срок;
м) пожизненное лишение свободы;
н.) смертная казнь.

3) Какие виды отягчающих обстоятельств при совершении преступления вам известны (назовите не менее 3ех)

Статья 63.(УК) Обстоятельства, отягчающие наказание.

1. Отягчающими обстоятельствами признаются:
а) неоднократность преступлений, рецидив преступлений;
б) наступление тяжких последствий в результате совершения преступления;
в) совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации);
г) особо активная роль в совершении преступления;
д.) привлечение к совершению преступления лиц, которые страдают тяжелыми психическими расстройствами либо находятся в состоянии опьянения, а также лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
е) совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение;
ж) совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга;
З.) совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного;
и) совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством,а также мучениями для потерпевшего;
к) совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных
химико-фармакологических препаратов, а также с применением физического или психического принуждения;
л) совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках;
м) совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения или договора;
н.) совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти.

4) Домашнее задание 11а.

5) С какого возраста возможно заключение трудового договора?

Статья 63. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора (трудовой кодекс)

Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.
В случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет.
С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения.
В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.

1)Какими нормативными актами регулируются отношения между участниками дорожного движения? Назовите не мене 3ех.
Ответ: Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», Правила дорожного движения, АК, УК, Федеральные и местные программы, в частности у нас в школе программа «Осторожно, дорога!»

2)Назовите причины возникновения аварийных ситуаций, винов¬ными которых являются дети-пешеходы? (назовите не менее трех).
К этим причинам по отношению к детям мы относим следующие:
неумение прогнозировать дорожную обстановку (я не вижу опасности, мне кажется, что я успею перейти дорогу);
незнание ПДД (я не знал, что так делать нельзя);
отсутствие навыков безопасного поведения (я знал, что так нельзя, но почему-то не сделал);
нежелание выполнять безопасные действия, пренебрежительное отно¬шение к ним (а мне Правила не нужны, со мной все равно ничего не произойдет);
подчинение неверным, опасным привычкам поведения на улице, подражание другим лицам (чаще родителям), нарушающим ПДД (а так все делают);
отсутствует культура взаимоотношений участников дорожного движе¬ния (перебегу дорогу на красный сигнал светофора, т.к. автомашин нет.

3) Домашнее задание 11б

4) Каким образом можно перейти дорогу, не нарушив правила ДД (назовите не менее трех вариантов).

5) Как называются эти знаки?

1. Остановка запрещена.
2. Уступите дорогу.
3. Движение без остановки запрещено.
4. Главная дорога.
5. Примыкание второстепенной дороги.

1) Посмотрите сюжет (об избирательном праве). Вопрос: а кто по ныне действующему законодательству не имеет избирательного права?

Статья 29(Устав Кировской области)

1. Активным избирательным правом на территории области обладают достигшие на день голосования 18 лет и зарегистрированные в органах регистрационного учета граждан на территории Кировской области граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом.
(п. 1 в ред. Закона Кировской области от 09.04.2004 N 229-ЗО)
2. Не имеют права избирать и быть избранными граждане:
признанные судом недееспособными;
содержащиеся в местах лишения свободы на основании вступившего в законную силу приговора суда.

2) Несколько лет назад в нашем городе был случай: трое рабочих мебельной фабрики отравились, выпив морилки, используемой в производстве и их кожа стала фиолетовой. В последнее время в Кирове было зарегистрировано много новых случаев отравления суррогатным алкоголем, но цвет кожи независимо от цвета напитка у пациентов становился желтым. Почему?
При алкогольном отравлении нарушается функция печени, развивается заболевание алкогольный гепатит. Цвет кожи и склер глаз становится желтым.

3) После просмотра следующего сюжета вам необходимо ответить на вопрос, какие нормы правовых отношений были нарушены героями данного мультфильма? Перечислите виды правонарушений, совершенных ими. (мультфильм «Три поросенка»)
Незаконная вырубка (лесной кодекс), попытка незаконного проникновения в жилище, угроза убийства 2ух и более лиц, умышленное убийство с особой жестокостью (УК ст.105 ч.2, п.д.)

4) Посмотрите следующий сюжет: (отрывок из м/ф. «Моцарт и Сальери»). Как вы видите, употребление спиртных напитков может привести к самым гибельным последствиям. Вопрос: за какие виды правонарушений, связанных с употреблением алкоголя, могут привлечь к ответственности не только подростков, но и взрослых.

Статья 20.20. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах

1. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах, за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив, -
влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
2. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах -
влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.
Примечание. В части 1 настоящей статьи под алкогольной и спиртосодержащей продукцией понимается продукция с объемным содержанием этилового спирта более 12 процентов.

Статья 20.21. Появление в общественных местах в состоянии опьянения

Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, -
влечет наложение административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах

Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах -
влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

5) Вы, наверное, слышали такой термин «эмансипация». В гражданском кодексе (ст. 27) тоже употребляется этот термин.
Как вы думаете, что он означает в рамках гражданского права?

Статья 27. (ГК) Эмансипация

1. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.
Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда.
2. Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.

Приложение.
Юридические термины:
Право-система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; в более широком смысле охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством.
Юрисконсульт - должностное лицо юридической службы министерства, ведомства, предприятия, общественных и кооперативных организаций. Следит за обеспечением законности в деятельности данной организации, защищает ее права и интересы в судебных и административных органах.

Кодекс - законодательный акт, регулирующий область общественных отношений
Закон - нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой

Конституция – основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан

Суд- орган государства, рассматривающий гражданские, уголовные и др. дела на основании действующего законодательства

Адвокат- лицо, профессия которого - оказание юридической помощи гражданам и организациям, в т. ч. защита их интересов в суде
Прокурор - должностное лицо органов прокуратуры. Поддерживает в суде обвинение от имени государства.
Правонарушение- виновное противоправное деяние, совершенное вменяемым человеком, достигшим установленного законом возраста. Правонарушения делятся на преступления и проступки
Преступление- совершенное виновно (с умыслом или по неосторожности) общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным законом под страхом наказания
Арбитраж- способ разрешения споров, при котором стороны обращаются к арбитрам (третейским судьям)
Присяжные- судьи-непрофессионалы, участвующие в уголовном (в некоторых странах и в гражданском) процессе
Выборы- избрание путем голосования.
Апелляция- обжалование решения суда в более высокую судебную инстанцию с целью пересмотра дела.
Налог- обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты.
Иск- исковое заявление в судебный арбитраж или третейский суд, обращение за защитой своего нарушенного, оспариваемого права или охраняемого законом интереса.
Договор- соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей
Соглашение- взаимное согласие, договоренность
Лицензирование- выдача лицензии (разрешения) на тот или иной вид деятельности:
Ответственность- применении к правонарушителю установленных законом или договором мер воздействия
Конвенция- один из видов договора; устанавливают взаимные права и обязанности сторон.
Устав- свод правил, регулирующих деятельность организаций, учреждений, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, их права и обязанности
Арест- принудительное задержание и помещение в строгой изоляции

Анаграммы для конкурса «Дешифровщик»

ЛАБИИ
БВОСТОТКРАН
БОВЫРЫ
ЖАРБЕГ
ГОРОВОД
ВЛАЕДИСТИЕНО
АЛАБОЖ
НАКОЗ
БИРИЗЕЛЬАТ
СКЕДОК
ГИЛЕНОСТЬТИМ
ВОТИМ
ЗАКИНАЕНА
НИЕОБНЕВИ
ОРАВП
НОВИЕРАВПРА
НКСАЯЦИ
БУРИНАЛТ
ВАСТУ
ФИЦИЯФАЛЬКАСИ
ГАНСТУХОЛИВ
УЗНАРЦЕ
ФАТРШ
ЗАЭКСТИПЕР
СТЮИР

Пример домашнего задания (по защите плаката) - стихотворение собственного сочинения.

Как-то дома осенней порою
Пили с мамой мы чай с калачом.
Я спросила, как жизнь мне построить,
Чтоб потом не жалеть ни о чём.

На минутку задумалась мама -
Ведь вопрос мой отнюдь не простой -
И сказала: «Я в детстве упрямой,
Нетерпимой была, показной,

Очень часто сдавалась без боя,
Если цель вдруг была мне трудна,
Не давала я близким покоя,
Коль обновка была мне нужна.

А тебя, моя милая крошка,
Мне б хотелось собой заслонить
От влиянья людей нехороших,
От привычек дурных оградить.

Ведь ты знаешь, как вредно куренье,
Как наш папа не раз и не два
Уж бросал, но увы, нет терпенья,
Он срывается, бросив едва.

А какое разнообразие
Пива, водки, коктейлей и вин,
И полнейшее безобразие
Можно встретить у этих витрин.

И еще нужно помнить о СПИДе
(Где наркотик – там горе всегда),
Как пугают «отпадным прикидом»
Панки, скины всех нас иногда.

Я хочу, чтобы эту беседу
Ты усвоила, дочка на «пять»:
Жизнь,
здоровье,
счастье,
свободу
Можно очень легко потерять!»

Беседа для школьников «Изучаем детский Закон»

Педагог:
- Ребята, как вы думаете, что такое закон?

Дети:
- (Важное правило, которое все обязаны знать и соблюдать)

Педагог:
Если кто-то без законов
Хочет жизнь свою прожить,
То его, конечно надо
И лелеять и хвалить.
Фотографию в газету
Поместить и подписать:
«Он советует законы
Никогда не выполнять».

Педагог:
- Вы согласны с таким жизненным девизом?
- Почему важно соблюдать законы?
- Как называется основной закон страны?

Дети:
- Конституция.

Педагог:
- В Конституции, основном, главном законе государства, записаны многие статьи, где сказано, как строятся взаимоотношения граждан друг с другом и с государством. Здесь записаны основные права граждан и их обязанности.
С 1 августа 2008 года на территории Краснодарского края вступил в силу Закон Краснодарского края от 21.07.2008 года ” О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае”. Этому закону исполняется 4 года. Такой закон есть только в Краснодарском крае.

1) Целью настоящего Закона является создание правовой основы для защиты жизни и здоровья несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений на территории Краснодарского края в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и общепризнанными нормами международного права.
2) Родители (законные представители), должностные лица принимают меры по недопущению нахождения (пребывания) в общественных местах без сопровождения родителей (законных представителей), родственников или ответственных лиц:
несовершеннолетних в возрасте до 7 лет - круглосуточно;
несовершеннолетних в возрасте от 7 до 14 лет - с 21 часа до 6 часов;
несовершеннолетних в возрасте от 14 лет до достижения совершеннолетия - с 22 часов до 6 часов.
5) Закон Краснодарского края от 21 июля 2008 года № 1539 «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» (далее – краевой Закон) разработан на основании аналогичного опыта зарубежных стран и действующего законодательства Российской Федерации.
Так, например, если в Соединенных Штатах Америки родители оставляют своих детей, которым еще не исполнилось 12 лет, одних дома или на улице, то, скорее всего, соседи или знакомые тут же сообщат об этом в специальные государственные агентства. В этом случае родителям грозит большой штраф и воспитательные курсы.
В Англии оставление детей в возрасте до 14 лет считается уголовным преступлением. В Германии можно попасть в тюрьму за оставление ребенка до 14 лет одного даже на 15 минут. Во Франции гражданину, не сообщившему о ребенке, попавшем в социально опасное положение, грозит уголовное преследование.
Только закон и исполнение закона может обеспечить нам порядок.
Вот почему, защищая права граждан, государство предусматривает наказание за несоблюдение закона.
Педагог:
- В каком случае можно обойтись без наказаний в государстве?

Дети:
Если все будут выполнять, соблюдать закон.

Педагог :
- Закон должен быть внутри нас! Совесть человека должна подсказывать, как ему следует поступить.
2. Практическая часть.
- Подумайте, какие черты характера помогают быть законопослушным, а какие мешают. (высказывания детей)
На доске прикреплен ватман с записью черт характера. Значение слов обсуждается по необходимости. Дети высказывают своё мнение, приводят примеры и т. п.
Черты характера:
Вспыльчивость (-);
Торопливость (-);
Осмотрительность (+);
Аккуратность (+);
Честность (+);
Лживость (-);
Уважение к людям (+);
Безразличие (-).
Упражнение «Познай себя».
Важно помнить, что законы есть не только в государстве, но и в каждом человеке. Мы сами делаем выбор, по каким законам жить. По законам правды или лжи, добра или зла, чести или бесчестия…
Это происходит в момент, когда каждому из нас приходится делать выбор, как поступить:
Помочь маме или пойти погулять?
Делать уроки или побездельничать?
Обозвать друга, ударить или решить спор по-дружески?
Сказать правду или промолчать?
Согласитесь, чтобы принять решение, нужны и сила воли, и смелость, и уважение к себе! Да-да, прежде всего, к себе, чтобы не уронить своего достоинства. Эти качества можно воспитать подобным образом:
Я уважаю себя, и поэтому не буду обижать младших … (дети продолжают)
Я уважаю себя, и поэтому не буду мусорить… (дети продолжают)
Я уважаю себя, и поэтому не буду грубить старшим… (дети продолжают)
Я уважаю себя… (дети продолжают)
Педагог:
- Кто, какой бы жизненный девиз выбрал для себя?
1. Работа не волк, в лес не убежит.
2. Хочу всё знать.
3. «Детский закон» – о детях забота! Его соблюдать – простая работа!
4. Без труда не вытянешь и рыбки из пруда.
5. Моя хата с краю – ничего не знаю.
6. Жители Кубани, дети и подростки, чтобы в этой жизни процветать,
Нужно быть послушным и неравнодушным и законы края соблюдать.
7. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

3. Подведение итогов.
- Как вы понимаете выражения «закон для нас», «закон внутри нас»?
- Какой вы должны помнить закон Краснодарского края?

Незнание законов не освобождает человека от ответственности за преступления – это известно со школьной скамьи. Конечно, знать наизусть все законы невозможно. Но необходимо сознавать, для чего они нужны и почему мы обязаны их соблюдать. И чем раньше гражданин научится уважать закон, тем лучше. Но кроме обязанностей у нас есть ещё и права – не стоит забывать об этом.

14 июня 2016 года библиотеку им. А.С. Грибоедова посетил особый гость – сотрудник Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области филиала Канавинского района, майор внутренней службы Ольга Владимировна Ткачук. Она выступила перед подростками с рассказом о правах и свободах человека в России и основном законе нашей страны – Конституции Российской Федерации.

О законе говорят, что он суров, но очаровательная Ольга Владимировна оказалась совсем не суровой. Живо и интересно рассказала она о типичных правонарушениях среди несовершеннолетних, о различных правовых ситуациях и ответила на вопросы детей. Участники встречи усвоили самое главное: без законов не будет порядка в стране, все граждане должны соблюдать законы, у всех есть права и все равны перед законом. Казалось бы, прописные истины – но почему-то некоторые до сих пор не могут их запомнить.

Как известно, лучший способ что-то узнать – прочесть об этом, поэтому в библиотеке им. А.С. Грибоедова открылась выставка литературы по правовой тематике «Знай права и уважай закон». Будущее – за законопослушными гражданами!

Галина Генералова,
заведующая библиотекой им. А.С. Грибоедова