Можно ли военнослужащему уволиться по собственному желанию? VIII. Порядок увольнения с военной службы Досрочное увольнение военнослужащих с военной службы

Служба в армии по призыву – мимолетна, но оставляет след в жизни молодого человека на всю жизнь. Всего один год приходится провести вдали от дома, в условиях казармы и строгой воинской дисциплины. Для кого-то этот год тянется неимоверно долго и солдат-срочник традиционно считает, сколько дней осталось до «приказа».
О том, какие законные основания для увольнения военнослужащих срочной службы в очередном и внеочередном порядке существуют – расскажем в статье.

Правовые основания срока воинской службы по призыву

Срочная воинская служба по призыву имеет строгое ограничение по времени – 1 год. Этот срок установлен рядом нормативных документов, среди которых наиболее значимыми являются:

  • Федеральный закон от 28 марта 1998 года №53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
  • Положение о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года №1237);
  • Приказ Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2001 года №30 "Об утверждении Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами".

Днем начала воинской службы является не день прибытия призывника на сборный пункт в военкомат, а дата присвоения молодому военнослужащему первого воинского звания – рядовой. Это присвоение оформляется приказом по части и вносится в качестве соответствующей записи в военный билет.
Именно с этого дня начинается отсчет срока воинской службы.
Если у призванного на срочную воинскую службу военнослужащего нет законных оснований для досрочного увольнения, то срок его службы не может превышать законные 12 месяцев.
Приказы о призыве на военную службу и об увольнении в запас издаются министром обороны РФ дважды в год: весной и осенью.
После издания приказа, которого с нетерпением ждут все «старослужащие», по мере выслуги установленных сроков командованием части издаются приказы об увольнении.

Задержка увольнения

Задержка с увольнением военнослужащего по призыву возможна в некоторых случаях:
Участие в боевом походе кораблей ВМФ РФ;
Дисциплинарное взыскание в виде содержания на гауптвахте;
Осуждение военнослужащего к содержанию в дисциплинарном батальоне.

Матросы (старшины) проходящие службу на кораблях и подводных лодках могут быть уволены со значительной задержкой в тех случаях, когда корабль, на котором они проходят службу находится в дальнем походе и организовать отправку личного состава, у которого окончился срок службы, не представляется возможным.
Это вполне объяснимая причина. Хотя, матросов и старшин у которых заканчивается срок службы стараются не задействовать в дальних морских походах без их согласия.

Гораздо обиднее тем военнослужащим, кто отметил свое пребывание в рядах армии неоднократными нарушениями воинской дисциплины или самовольными отлучками из части.
В общий срок службы не засчитывается время пребывания на гауптвахте и время нахождения в самовольной отлучке (если её длительность не превышает 2 суток) либо в том случае, если за более длительную отлучку из части военнослужащий срочной службы не был привлечен к уголовной ответственности в соответствии со ст337 УК РФ.
Приказ об увольнении таких военнослужащих издается только по истечении времени, которое они в общей сложности находились на гауптвахте или в самовольной отлучке.

Военнослужащие срочной службы осужденные за совершение воинских преступлений малой и средней тяжести к направлению в дисциплинарный батальон так же не подлежат увольнению на общих основания по истечению 1 календарного года.
После отбытия наказания в дисциплинарном батальоне им предстоит дослуживать срок своей службы в воинской части до тех пор, пока он не составит 1 год.

Когда увольнение невозможно

Существуют ситуации, при которых выслужившие установленный срок военнослужащие всё равно не увольняются. К таким категориям относятся:
Военнослужащие срочной службы на момент издания приказа по части находящиеся на излечении в военных госпиталях по болезни или ранению;
Военнослужащие-женщины в состоянии беременности, находящиеся в послеродовом отпуске или в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет.

Эти ситуации вполне объяснимы. Министерство обороны несет ответственность за состояние здоровья солдат. До тех пор, пока военнослужащий не уволен, на него распространяются нормы денежного и вещевого довольствия, полностью бесплатная медицинская помощь и снабжение лекарственными препаратами.
Увольняется военнослужащий только после полного выздоровления, а если таковое невозможно – по заключению военно-врачебной комиссии с назначением военной пенсии.
Беременные женщины, роженицы и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком не могут быть уволены в силу трудового законодательства, которое распространяется на военнослужащих срочной службы в части, не противоречащей ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Когда военнослужащие могут быть уволены досрочно

Некоторые категории солдат срочной службы имеют право на увольнение до истечения срока службы. К таковым обстоятельствам относятся:
Гибель близкого родственника (родного брата/сестры) проходящих службу по призыву;
Необходимость ухода за близким родственником (отцом, матерью, родными братом или сестрой), являющихся (ставшими) инвалидами I – II группы если они не находятся на полном соцобеспечении и не имеют других лиц, способных осуществлять уход;
Необходимости исполнять обязанности опекуна по отношению к несовершеннолетним родным братьям/сестрам, лишившимся родителей в период прохождения срочной службы старшим братом;
Смерти (гибели) матери ребенка военнослужащего;
В случае, если в период службы ребенок военнослужащего в возрасте до 3-х лет становится (признается) инвалидом;
Рождения у военнослужащего второго (последующего) ребенка.

Во всех перечисленных случаях военнослужащие (их доверенные лица – супруги, родители, работники органов соцзащиты) подготавливают подтверждающие документы. Они подаются одновременно с рапортом военнослужащего об увольнении.
Если военнослужащий не имеет возможности собрать и представить необходимые документы то командир воинской части обязан в течение 3-х дней после получения рапорта направить запрос в военкомат по месту жительства военнослужащего (месту нахождения его семьи).
Военный комиссар районного военкомата в течении 10 дней проверяет законность и соответствие фактов служащих основанием для увольнения и пишет заключение, которое направляется командиру воинской части.
После этого командир воинской части направляет рапорт с приложением подтверждающих документов и заключением военкома начальнику штаба военного округа или соответствующему начальнику штаба рода войск или соединения, дислоцированного за пределами РФ по подчиненности. Получивший рапорт начальник штаба принимает решение о досрочном увольнении со службы которое оформляется приказом по части и заносится в военный билет.

Вещевое и денежное довольствие увольняемых военнослужащих

Все увольняемые военнослужащие имеют право на бесплатное получение форменного обмундирования (повседневного или парадно-выходного) по сезону, в который происходит увольнение.
Каждому из них выдаются следующие документы:

  • Военный билет;
  • Учетно-послужную карту;
  • Карту профессионального психологического отбора;
  • Предписание в военный комиссариат;
  • Воинские перевозочные документы к месту постановки на воинский учет (месту жительства).

На время нахождения в пути от воинской части до места жительства уволенные военнослужащие не обеспечиваются продуктовыми пайками. Им не выдаются вещевые и денежные аттестаты. Взамен этого они получают дорожно-путевые деньги.
Также уволенному военнослужащему выплачивают оклад в соответствии с его воинским званием и должностью и денежное пособие в размере 2-х кратного оклада.
Военнослужащим из числа сирот или оставшихся без попечения родителей денежное пособие выплачивается в пятикратном размере.

Увольнение из рядов Российской Армии – событие всегда ожидаемое и радостное и для солдата, и для его родных. Единственной обязанностью, которая ложится на плечи уволенного военнослужащего является своевременная явка в военкомат и постановка на воинский учет.

Глава VIII. Увольнение с военной службы, в том числе досрочное

35. Военнослужащие-контрактники увольняются с военной службы по истечении срока военной службы, установленного условиями заключенного контракта.

36. Увольнение военнослужащего-контрактника с военной службы с зачислением в запас производится по одному из следующих оснований:

По истечении срока военной службы (часть 1 статьи 48 Закона) - не достигшего предельного возраста пребывания на военной службе и не заключившего по истечении срока контракта нового контракта о прохождении военной службы;

По достижении предельного возраста пребывания на военной службе ( Закона) - достигшего предельного возраста пребывания на военной службе, в том числе и того, с которым был заключен годичный контракт о прохождении военной службы после достижения предельного возраста;

В связи с организационно-штатными мероприятиями (пункт "а" части 2 статьи 49 Закона) - в случаях:

а) сокращения должности, занимаемой военнослужащим-контрактником, и невозможности размещения по родственной военно-учетной специальности (при отсутствии других оснований для увольнения);

б) при признании военнослужащего-контрактника военно-врачебной комиссией годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями, но негодным к службе по имеющейся военно-учетной специальности и невозможности размещения по родственной военно-учетной специальности (при отсутствии других оснований для увольнения);

За невыполнение военнослужащим условий контракта (пункт "б" части 2 статьи 49 Закона) - не выполняющего условий заключенного им контракта;

За совершение проступка, порочащего честь военнослужащего (пункт "в" части 2 статьи 49 Закона) - совершившего указанный проступок;

В связи с несоответствием требованиям, установленным Законом для военнослужащих (пункт "г" части 2 статьи 49 Закона) - переставшего по заключению аттестационной комиссии воинской части отвечать требованиям, установленным к военнослужащим статьей 32 Закона;

По состоянию здоровья, в связи с признанием военнослужащего военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (абзац 2 части 4 статьи 49 Закона) - признанного военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе;

По семейным обстоятельствам (абзац 3 и 4 части 4 статьи 49 Закона) - подавшего рапорт об увольнении с военной службы:

а) в связи с невозможностью членов семьи военнослужащего проживать в местности, где военнослужащий проходит военную службу, и отказавшегося от перевода к новому месту службы, где его члены семьи могли бы проживать с учетом своего состояния здоровья, либо при невозможности такого перевода;

б) в связи с необходимостью ухода за членом семьи, нуждающимся в посторонней помощи и не находящимся на полном государственном содержании (при отсутствии других лиц, обязанных по закону доставлять такому члену семьи военнослужащего содержание и заботиться о нем);

в) в связи с необходимостью ухода за ребенком, воспитываемым без матери;

г) в связи с тем, что мать военнослужащего кроме него имеет двух и более детей в возрасте до 8 лет и воспитывает их без мужа;

В связи с назначением уголовного наказания в виде лишения свободы (пункт "в" части 1 статьи 49 Закона) - которому назначено уголовное наказание в виде лишения свободы;

В связи с лишением воинского звания (пункт "г" части 1 статьи 49 Закона) - лишение воинского звания за умышленно совершенное преступление.

37. Увольнение военнослужащего-контрактника с военной службы в отставку производится по одному из следующих оснований:

По достижении предельного возраста пребывания на военной службе (абзац 2 части 5 статьи 48 Закона) - достигшего предельного возраста пребывания в запасе, установленного статьей 51 Закона;

По состоянию здоровья (пункт "а" части 1 статьи 49 Закона) - признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе, а также ранее признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе с исключением с воинского учета.

38. Увольнение военнослужащего-контрактника производится приказом командира части.

39. С военнослужащим-контрактником о предстоящем его увольнении с военной службы непосредственным или другим прямым начальником проводится личная беседа. В ходе беседы разъясняются основания и сроки представления к увольнению, льготы и преимущества, определяется военный комиссариат для направления на воинский учет и место жительства после увольнения, выясняются его просьбы.

Лист беседы подшивается в личное дело. Вместе с листом беседы в личное дело подшиваются:

выписка из протокола заседания аттестационной комиссии воинской части с заключением о том, что военнослужащий перестал отвечать установленным к нему требованиям;

рапорт военнослужащего об увольнении с военной службы, если для увольнения требуется желание военнослужащего.

40. Беседа с военнослужащим-контрактником о предстоящем его увольнении с военной службы проводится, как правило, в следующие сроки:

с подлежащим увольнению по истечении срока военной службы и по достижении предельного возраста пребывания на военной службе - при подготовке соответствующих документов в процессе представления военнослужащего к увольнению;

с подлежащим увольнению в связи с организационно-штатными мероприятиями - не позднее чем за месяц до представления к увольнению;

с подлежащим увольнению в отставку по состоянию здоровья в случае признания военно-врачебной комиссией негодным к военной службе - не позднее трех дней после получения воинской частью заключения военно-врачебной комиссии;

с подлежащим увольнению за невыполнение военнослужащим-контрактником условий контракта, в связи с несоответствием требованиям, установленным законодательством для военнослужащих, а также за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего, - при объявлении принятого решения о досрочном увольнении военнослужащего;

с подлежащим увольнению по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 49 Закона, - при представлении рапорта военнослужащего об увольнении с военной службы.

41. Военнослужащий-контрактник, представляемый к увольнению с военной службы по пунктам "в" и "г" части 1 и пунктам "б" и "в" части 2 статьи 49 Закона, на освидетельствование в военно-врачебную комиссию не направляется.

Кроме того, может не направляться на освидетельствование в военно-врачебные комиссии военнослужащий-контрактник, подлежащий увольнению с военной службы по истечении срока военной службы или по семейным обстоятельствам.

42. При увольнении с военной службы личные дела военнослужащих пересылаются в военный комиссариат района (города без районного деления) по избранному месту жительства.

43. Военнослужащие, уволенные с военной службы, при прибытии к месту жительства обязаны в двухнедельный срок явиться в военный комиссариат района (города без районного отделения) для зачисления на воинский учет или исключения с воинского учета.

44. С военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе и владеющим одной из военно-учетных специальностей, определяющих боеспособность воинских частей (Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 года N 600-33), может быть заключено до 5 годичных контрактов о прохождении военной службы.

размер шрифта

УКАЗ Президента РФ от 16-09-99 1237 (ред от 11-02-2013 с изменениями вступившими в силу с 11-02-2013) ВОПРОСЫ ПРОХОЖДЕНИЯ... Актуально в 2018 году

Статья 34. Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части

2. Увольнение военнослужащих с военной службы производится по одному из оснований, предусмотренных статьей 51 Федерального закона, в соответствии с настоящей статьей, как правило, с занимаемых военнослужащими воинских должностей без зачисления в распоряжение соответствующих командиров (начальников).

При этом военнослужащие увольняются по истечении срока военной службы или досрочно.

4. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

4.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в период прохождения военной службы по призыву, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "в" и "е" пункта 4 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву.

(в ред. Указа Президента РФ от 16.01.2008 N 50 )

г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (подпункт "г" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе (подпункт "д" пункта 3 статьи 51 Федерального закона).

(в ред. Указа Президента РФ от 16.01.2008 N 50 )

8. Увольнение с военной службы производится:

а) высших офицеров - указами Президента Российской Федерации;

б) полковников, капитанов 1 ранга, а также военнослужащих, увольняемых с военной службы в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (федеральные органы налоговой полиции, таможенные органы Российской Федерации, учреждения и органы уголовно - исполнительной системы, Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) (подпункт "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона), - руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба;

18. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и не достигший предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть уволен с военной службы без его согласия до приобретения им права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом.

19. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, а также заключивший контракт о прохождении военной службы в период прохождения военной службы по призыву (в том числе обучающийся в военно - учебном заведении), не может быть досрочно уволен с военной службы до истечения установленного для него срока военной службы по призыву, за исключением оснований, предусмотренных подпунктами "в" - "ж" пункта 1, пунктами и статьи 51 Федерального закона.

При исчислении срока военной службы данного военнослужащего суммарно учитываются срок военной службы по призыву и срок военной службы по контракту в порядке, определяемом Федеральным законом и настоящим Положением.

20. Увольнение отчисленного из военно - учебного заведения военнослужащего по основанию, предусмотренному подпунктом "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, производится начальником военно - учебного заведения, откуда отчислен военнослужащий, или иным должностным лицом, которому предоставлено право увольнения данного военнослужащего.

21. Офицерам и прапорщикам (мичманам), безупречно прослужившим на военной службе 20 лет и более в календарном исчислении, а имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией - независимо от общей продолжительности военной службы, при увольнении с военной службы приказами должностных лиц, осуществляющих увольнение, может быть предоставлено право ношения военной формы одежды и знаков различия, кроме лиц, уволенных по основаниям, предусмотренным подпунктами "д" и "е" пункта 1 и подпунктами "в" - "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона.

Офицерам, уволенным с военной службы Президентом Российской Федерации, право ношения военной формы одежды и знаков различия предоставляется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

22. Восстановление на военной службе гражданина в соответствии с решением суда производится путем отмены приказа об увольнении военнослужащего с военной службы. Отмена приказа об увольнении военнослужащего с военной службы производится должностным лицом, издавшим приказ, или его прямым начальником.

23. Военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.

24. Военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона и настоящим Положением.

25. Увольнение с военной службы беременных женщин - военнослужащих, женщин - военнослужащих, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей - инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), не допускается, кроме случаев, когда военнослужащие подлежат увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, или когда увольнение осуществляется по их желанию.

Женщины - военнослужащие, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть исключены из списков личного состава воинской части.

26. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявленный умершим, - со следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

27. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы, ограничению свободы или лишению воинского звания, увольняется с военной службы по соответствующему основанию со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда.

28. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы условно, по решению соответствующего должностного лица, которому предоставлено право его увольнения, может быть оставлен на военной службе.

29. Во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья.

Увольнение военнослужащих в РФ осуществляется в соответствии с положениями федерального законодательства, нормативных актов, издаваемых Министерством обороны, а в ряде случаев — подписываемых президентом РФ. Офицеры и военные пенсионеры, вышедшие в запас или в отставку, получают значительные льготы от государства. В чем заключается процедура увольнения военнослужащего? Какие государственные гарантии для офицеров запаса и отставных военных установлены законодательством?

Общие положения законодательства об увольнении из армии

Для начала изучим ряд общих формулировок законодательства РФ, регулирующих увольнение военнослужащих. Какие из его положений заслуживают внимание в первую очередь?

Можно отметить, что в том случае, если от прохождения службы в армии освобождаются офицеры, занимающие военные должности на уровне высшего командного состава, то их увольнение осуществляется в соответствии с нормативными актами, подписываемыми президентом России.

В случае если увольняются военнослужащие, имеющие звания до полковников или капитанов 1 ранга, то освобождение их от осуществляется в порядке, установленном в федеральных нормативных актах.

Офицеры армии РФ увольняются в зависимости от возраста, а также состояния здоровья в запас или в отставку. В первом случае осуществляется постановка граждан на воинский учет, во втором проведение данной процедуры не предусмотрено законодательством.

Основания для увольнения из армии

В соответствии с законодательством РФ, увольнение с военной службы возможно в случае:

Достижения офицером предельного возраста выполнения своих обязанностей в армии;

Истечения срока призыва или контракта с вооруженными силами;

Наличия медицинских показаний, препятствующих прохождению службы в армии;

Лишения офицера воинского звания (например, по причине утраты доверия со стороны командования);

Лишения свободы по приговору суда;

Отчисления из образовательной организации при вооруженных силах РФ;

Лишения права служить в армии в соответствии с приговором суда;

Избрания офицера на должность в Госдуме, региональном парламенте, муниципальном образовании;

Прекращения службы в армии в период, когда ее деятельность приостановлена;

У офицера;

Получения военнослужащим подданства другого государства.

Досрочное увольнение военнослужащего по контракту возможно по причине:

Организационно-штатных мероприятий;

Перехода офицера на службу в МВД, национальную гвардию, пожарную службу, иные силовые структуры;

Невыполнения военнослужащим условий по контракту;

Недопуска офицера к государственной тайне;

Лишения свободы условно за неумышленное преступление по приговору суда;

Несоответствия результатов участия в испытаниях требуемым;

Перехода офицера на гражданскую службу;

Прекращения гражданства РФ;

Получения офицером подданства другого государства;

Непрохождения химико-токсикологического обследования;

Совершения административного правонарушения в виде употребления запрещенных веществ без разрешения врача.

В ряде случаев офицер, который служит по контракту, вправе уйти со службы досрочно. Изучим подробнее специфику данных правоотношений.

Досрочное прекращение контракта: основания

Офицер-контрактник получает право инициировать досрочное увольнение с военной службы, если:

Условия контракта в отношении него будут нарушены;

Служить не позволяют проблемы со здоровьем;

Возникнут семейные обстоятельства, препятствующие возможности прохождения офицером службы в армии;

Он получит должность на уровне высших структур исполнительной власти субъекта РФ или статус члена Совета Федерации;

Он будет избран депутатом Госдумы, парламента в субъекте РФ, муниципальном образовании.

Таков порядок увольнения офицеров армии РФ. Можно отметить, что министр обороны России может издавать отдельные приказы, регламентирующие порядок освобождения военнослужащих от занимаемых ими должностей. Рассмотрим один из ключевых правовых актов соответствующего типа — приказ министра обороны № 660, принятый 30.10.2015 года, в части регулирования процедуры увольнения военнослужащих.

Процедура увольнения военнослужащих: регламент от Министерства обороны

В соответствии с указанным источником права, увольнение офицеров из армии предполагает, в частности:

Разработку компетентными структурами вооруженных сил плановых документов, обеспечение работы кадровых органов, отвечающих за увольнение военнослужащих;

Контроль над выполнением планов по освобождению военнослужащих от занимаемых должностей в вооруженных силах.

Планы, в соответствии с которыми осуществляется увольнение офицеров, должны направляться кадровыми структурами на утверждение уполномоченным должностным лицам. В данных документах содержатся сведения о военнослужащих, которые достигают предельного возраста службы в армии, включая тех, у которых истекает срок подписанного с вооруженными силами контракта после достижения предельного возраста службы.

Приказ Минобороны № 660 предполагает проведение ответственными подразделениями вооруженных сил мероприятий по своевременному увольнению военнослужащих. В них должны участвовать командиры воинских частей, представители кадровых структур, органов материально-технического обеспечения, медицинских служб, финансовых структур, комиссий по аттестации.

Значительный объем задач приходится решать именно командиру части. Ему нужно:

Заблаговременно выяснить у военнослужащего перспективы заключения нового контракта с вооруженными силами с учетом состояния здоровья, обеспеченности жильем;

Направить личное дело офицера, который собирается увольняться, в уполномоченный орган;

Содействовать прохождению военнослужащим медицинского освидетельствования;

Предоставить офицеру отпуск при его наличии, а также дополнительный отдых, предусмотренный действующими нормативами;

Организовать аттестацию военнослужащего в предусмотренных законом случаях;

Довести до офицера решение о его служебном предназначении по истечении контракта или при достижении им предельного возраста службы в армии;

Провести беседу с офицером об увольнении и зафиксировать ее результаты в отдельном документе по установленной форме.

На офицера, который собирается уволиться, оформляется также представление по установленной форме. Данный источник входит в состав документов, собираемых в рамках оформления увольнения военнослужащего.

Увольнение из армии в предусмотренных законом случаях дает право человеку на ряд гражданских привилегий. Порядок их предоставления зависит от категории военнослужащего, места, в котором проходила воинская служба, оснований для увольнения человека из армии. Так,законодательством РФ установлен особый вид пособия для офицеров, уволившихся из вооруженных сил. Изучим их специфику.

Увольнение из армии: пособие

Для военнослужащих, которые уволены из армии по достижении предельного возраста службы, по состоянию здоровья или же по причине организационно-штатных мероприятий, установлено единовременное пособие при увольнении с военной службы. Его величина соответствует:

5 окладам, если офицер прослужил в вооруженных силах менее 10 лет;

10 окладам, если длительность службы составила от 10 до 15 лет;

15 окладам, если офицер служил от 15 до 20 лет;

20 окладам, если длительность службы в вооруженных силах составила 20 лет и более.

Есть и иные основания для начисления подобных выплат — даже в случае, если офицер прекратил выполнение воинского долга по основаниям, не соответствующим тем, что указаны выше. Так, если человек был уволен с военной службы при контрактных взаимоотношениях с армией и длительности исполнения воинского долга менее 20 лет, то ему выплачивается пособие, соответствующего 2 окладам. Если срок службы составил 20 лет и более, то соответствующая выплата будет назначена в размере 7 окладов.

Единовременное пособие не выплачивается, если увольнение с военной службы произошло по причине:

Лишения офицера воинского звания;

Лишения свободы военнослужащего по приговору суда;

Отчисления офицера из образовательной организации при вооруженных силах в силу недисциплинированности, низкой успеваемости, нежелания проходить учебу;

Лишения права офицера служить в армии по приговору суда;

Перехода офицера на службу в МВД, противопожарную службу, иные силовые структуры;

Невыполнения условий контракта;

Недопуска к государственной тайне;

Лишения свободы условно за неумышленное преступление в соответствии с приговором суда;

Несоответствия результатов пройденных офицером испытаний установленным требованиям;

Несоблюдения ограничений, неисполнения возложенных обязанностей, нарушения запретов в рамках прохождения службы в армии, силовых структурах,

Утраты доверия со стороны командования.

Законодательством РФ гарантирован ряд привилегий военнослужащим, которые уволены в запас. Изучим их специфику.

Государственные гарантии для военнослужащих запаса

Если офицер уволен в запас - по возрасту, состоянию своего здоровья либо в результате организационно-штатных мероприятий, - то ему полагаются следующие привилегии, гарантируемые государством:

Надбавки к пенсии;

Содействие в решении жилищных вопросов;

Предоставление компенсаций по земельному и имущественному налогам;

Льготы при обращении в медицинские учреждения;

Льготы при пользовании общественным транспортом;

Привилегии при получении образования;

Содействие в трудоустройстве.

Изучим подробнее их специфику.

Государственные гарантии для офицеров запаса: надбавки к пенсии

Военнослужащие запаса вправе получать различные надбавки к пенсии. Они могут начисляться по разным основаниям. В числе основных:

Надбавки военным пенсионерам, которые имеют иждивенцев;

Увеличение размера пенсии, выплачиваемой за выслугу лет, назначаемой при наличии у гражданина инвалидности;

Назначение повышенной пенсии военнослужащим запаса, которые имеют почетные звания, например Героя Соцтруда.

Государственные гарантии для офицеров запаса: поддержка по жилищному вопросу

Офицер запаса вправе рассчитывать на поддержку государства при решении жилищного вопроса. Объем данной помощи будет зависеть от многих факторов — от состава семьи военнослужащего, имеющегося у него и его родственников жилплощади. Один из самых распространенных инструментов государственной поддержки по рассматриваемому вопросу — выдача специальных сертификатов. Рекомендуется для уточнения объема государственной поддержки по жилью, а также о порядке выдачи сертификатов обращаться в компетентные структуры власти — например, департаменты жилищной политики муниципалитетов.

Государственные гарантии офицерам запаса: налоговые льготы

Основные налоговые льготы, на которые вправе претендовать офицер запаса — это компенсация государством земельного и имущественного налога. Оба типа платежей в бюджет могут быть исчислены в существенном размере. В частности, налог на имущество сейчас определяется исходя из его кадастровой стоимости, которая, как правило, намного выше инвентаризационной, по которой данный платеж исчислялся ранее. Поэтому данный объем помощи государства может быть весьма уместен для семейного бюджета военнослужащего запаса.

Льготы для офицеров запаса в области медобслуживания

Офицеры запаса, которые служили в лет и более, вправе получать привилегии в области медицинского обслуживания, представленные в довольно широком спектре — точный их перечень следует уточнять при обращении в конкретные медучреждения или органы власти, которым они подотчетны. Можно отметить, что основания увольнения с военной службы с точки зрения возникновения у офицера прав на получение рассматриваемых льгот не имеют значения, если общий стаж военной службы человека — 25 лет и более. Аналогично их вправе получать прапорщики и мичманы, прослужившие в вооруженных силах 20 лет и более.

Транспортные льготы для офицеров запаса

Военнослужащие, уволенные в запас, вправе пользоваться значительными льготами в области пользования транспортом. В числе основных — возможность бесплатно путешествовать на поезде, судах, самолетах к местам отдыха и обратно — раз в год. Кроме того, если офицеру запаса требуется пройти стационарное лечение по заключению специальной комиссии, то его проезд к месту соответствующего медицинского учреждения также оплачивается государством.

Льготы в сфере образования для офицеров запаса

Ряд иных значимых льгот, которые может получить офицер запаса — возможность поступить без экзаменов в вузы. Данная привилегия предоставляется, если:

У человека есть незаконченное высшее образование или же специальность, полученная в военном вузе;

У военнослужащего запаса есть полное среднее образование.

Другая возможность в сфере образования для военнослужащих запаса — возможность без экзаменов поступить в учреждения среднего образования при наличии соответствующего военного аттестата или документа, подтверждающего получение 9 классов образования.

Можно отметить, что второе высшее образование военнослужащий запаса в любом случае получает бесплатно, в то время как аналогичная возможность в общем случае не предусмотрена для гражданских лиц.

Итак, мы рассмотрели то, каким образом осуществляется увольнение с военной службы офицеров, а также то, какие выплаты и льготы им полагаются по законодательству. Рассмотрим теперь привилегии, установленные законами РФ для военных пенсионеров.

Льготы для военных пенсионеров: надбавки к пенсии

Прежде всего стоит отметить, что в отношении граждан, имеющих данный статус, гарантируется перерасчет пенсий по факту увеличения размера довольствия для тех или иных категорий военнослужащих. Следующая значимая привилегия для военных пенсионеров заключается в начислении надбавки к пенсиям за выслугу лет, а также назначаемым при инвалидности в размере 100%. При этом соответствующая надбавка не должна быть меньше, чем 200% от минимальной величины пенсии по старости. Отметим, что в том случае, если человек получает от государства выплаты за выдающиеся достижения или заслуги перед страной, подобные надбавки могут не начисляться.

Для пенсионеров, являющихся победителями Олимпийских игр, полагается надбавка в размере не менее, чем 100% от минимальной величины пенсии по старости.

На величину пенсии могут влиять офицерские звания, должности офицеров. Кроме того, может учитываться служба на отдаленных территориях, высокогорных местностях и иных районах с особым климатом.

Военная пенсия исчисляется, прежде всего, с учетом размера оклада военнослужащего. Порядок его исчисления определяется отдельными положениями законодательства. Так, например, за 20 лет службы оклад офицера увеличивается на 50% без учета инфляционных надбавок, а за каждый последующий год — еще на 3%, до достижения надбавки к окладу в размере 85%.

Льготы для военных пенсионеров: северные коэффициенты

Если воинская служба человека, вышедшего на пенсию, шла в районах Крайнего Севера в течение 15 лет, и местностях, которые приравнены к соответствующим территориям, в течение 20 лет, то даже при переселении в более южные районы военный пенсионер вправе рассчитывать на сохранение к пенсии. Правда, его величина ограничена значением в 1,5 единицы (но это во многих случаях больше, чем коэффициент в ряде регионов).

Льготы для военных пенсионеров: ЖКХ

Военные пенсионеры могут в соответствии с региональным законодательством иметь льготы при оплате ЖКХ. Например, в Москве действуют правовые акты, по которым соответствующая компенсация составляет 50% от расходов за жилищно-коммунальные услуги. Конкретный перечень льгот по ЖКХ, опять же, имеет смысл узнавать в жилищном департаменте города, в котором проживает военнослужащий запаса.

Льготы для ветеранов боевых действий

Многие из военных пенсионеров и офицеров, уволенных в запас, имеют статус ветеранов боевых действий. Рассмотрим то, какие льготы гарантированы для них законодательством РФ.

В соответствии с действующими нормами могут пользоваться следующими привилегиями:

Компенсацией 50% расходов от платы за жилые помещения вне зависимости от конкретной разновидности жилфонда;

Внеочередным получением медицинской помощи в рамках государственных программ;

Льготами в рамках пенсионного обеспечения;

Получением жилья от государства в порядке, который определен законодательством;

Возможностью оформлять отпуск в удобное время;

Обучением на курсах профессиональной переподготовки за счет работодателя;

Возможностью покупать билеты на все типы транспорта вне очереди;

Поступлением вне конкурса в высшие и средние учебные заведения, а также возможностью получать специальные стипендии, которые гарантируются Правительством РФ.

Резюме

Итак, мы рассмотрели порядок увольнения с военной службы, установленный законодательством РФ, определили основные виды государственных гарантий для военнослужащих запаса и вышедших в отставку. Основные из них утверждены на уровне федеральных источников права. Но в некоторых случаях порядок увольнения из армии регулируется приказами, которые издает министр обороны. В ряде случаев участие в освобождении офицеров от занимаемых должностей принимает президент РФ. Так, в соответствии с подписываемыми им нормативными актами увольняются военнослужащие, занимающие высшие военные должности.

Офицеры запаса, а также вышедшие в отставку имеют довольно много привилегий — в части снабжения жильем, предоставления налоговых льгот, медицинских услуг, преимуществ при получении образования. Увольнение из армии во многих случаях может быть связано с выходом офицера на пенсию, и потому для нас важно было также изучить перечень льгот и привилегий для военных пенсионеров. Таковые представлены в достаточно широком спектре. Граждане в данном статусе получают пенсию, исчисляемую и индексируемую по особым правилам — в частности, с учетом северного коэффициента вне зависимости от того, где человек проживает после увольнения из армии. Величину военных пенсий определяют офицерские звания, должности, места службы граждан.

Многие из военных пенсионеров имеют статус ветеранов боевых действий. Для них законодательством РФ также установлен ряд льгот. Так, государство в установленных законом случаях оплачивает и предоставляет жилье военным в соответствующем статусе.

Значительные льготы установлены законодательством РФ для военнослужащих различных категорий в сфере образования. Это важный аспект, поскольку переподготовка военнослужащих на гражданские специальности может потребовать от них прохождения дополнительного обучения в образовательных учреждениях.

В порядке увольнения военнослужащих закон отводит преимущественную роль командующему составу. Наличие правовых норм, дающих военному возможность оставить службу, на практике не гарантирует ее прекращение.

Покинуть армейские ряды без оснований, изложенных в ст.51 ФЗ №76, по личной инициативе военнослужащий не имеет права, в то время как командир может уволить бойца без особого труда. Широкие полномочия руководства часто ложатся в основу нарушений прав армейцев. Даже когда увольнение с военной службы неправомерно, оспорить приказ командования бывает нелегко.

Законодательство ограничивает количество причин для прекращения службы.

Среди них числятся обстоятельства, при которых увольнение из армии:

  • должно быть неминуемо;
  • возможно по инициативе армейца;
  • возможно по решению командования.

В отличие от гражданской работы, самовольно бросить службу, когда возникнет такое желание, военные не могут.

Так, военного обязаны уволить, если он:

  • признан медкомиссией негодным к службе;
  • медиками предписана невозможность продолжения службы в текущей должности, а командование не может предложить армейцу подходящих условий, удовлетворяющих показаниям врачей;
  • достиг возрастного лимита, установленного для его звания;
  • отслужил до последнего дня, указанного в контракте;
  • осужден, наказанием избрано лишение свободы, звания, права занимать должность;
  • осужден по уголовной статье условно, но деяние признано умышленным;
  • утратил доверие командования;
  • сменил гражданство (касается призывников и контрактников офицерского состава, прапорщиков и мичманов);
  • избран депутатом.

Часть оснований представляет собой юридическую формальность, при этом текущий контракт бойца должен быть расторгнут.

Если обстоятельства, которые позволили военному оставить службу в ВС, не сопряжены с нарушениями воинских порядков и армейской чести, при их устранении гражданин может вернуться на службу или продолжить ее.

Например, заключить новый контракт будучи военным пенсионером, или вступить в ряды ВС после погашения судимости.

Увольнение с военной службы допускается по желанию армейца, если имеются нижеперечисленные обстоятельства:

  • ВВК признала его ограниченно годным;
  • боец решил сменить службу на работу в выборных органах (его избрание подтверждено);
  • после увольнения военнослужащего по контракту он не изъявил желания продолжить службу;
  • военный достиг предельного возраста, и не хочет служить дальше;
  • возникли личные обстоятельства, что требует постоянного присутствия военного в семье;
  • командование грубо или постоянно нарушает условия контракта, попирая права военнообязанного.

Решение об удовлетворении желания армейца на основании его рапорта и результатов принимается командиром.

Последний может по личной инициативе досрочно согласно основаниям, предусмотренным в п.2 ст.51:

  • ОШМ, когда должность военного прекратила существовать;
  • боец переходит на службу в ведомственные органы или на гражданскую государственную должность;
  • выявлены и подтверждены неоднократные нарушения бойцом условий контракта;
  • армейцу закрыт доступ к секретной информации, и он не может дальше исполнять обязанности;
  • боец осужден условно за действия «по неосторожности», что имело тяжкие последствия;
  • по результатам аттестации контрактник признан не прошедшим испытательный срок, не соответствующий требованиям ВС;
  • военный отказался пройти обязательное наркологическое обследование, или уличен в административном проступке, совершенном под воздействием запрещенных препаратов;
  • боец рядового состава получил гражданство другого государства.

Большинство статей, по которым командование принудительно исключает армейцев из рядов ВС, имеют неприятные последствия, влияющие на выплаты при увольнении и после него, а также дальнейшее трудоустройство.

Причина увольнения сказывается на процессе прекращения службы. Военнослужащим следует знать ее тонкости. Иногда совершенная в процедуре ошибка является единственной возможностью оспорить увольнение и вернуться на службу, либо изменить статью.

Порядку увольнения с военной службы посвящено несколько глав и статей в Указе Президента №1237. Их можно условно разделить на регламентирующие порядок окончания контракта и общие положения прекращения службы.

Согласно документу, по окончанию службы военного может ждать:

  • увольнение в запас;
  • отправка на срочную службу (если призывной срок не истек).

В целом процедура увольнения стандартизирована, и различается в зависимости от того, кто является ее инициатором.

Схема ухода со службы по желанию военнослужащего выглядит следующим образом:

  1. Возникновение причины увольнения.
  2. Сбор документов, подтверждающих наличие основания.
  3. Подача рапорта командиру.
  4. Беседа с начальником.
  5. Ожидание решения аттестационной комиссии.
  6. Получение уведомления об отказе или приказа об увольнении.
  7. Окончательный расчет и исключение из личного состава.

Военнообязанный, желающий прекратить службу, должен обосновать свое решение. Для этого необходимо собрать документы, которые подтвердят его право на увольнение, а основание указать в рапорте.

При подаче рапорта главным будет не его наличие, как в гражданской процедуре, а именно указанная причина.

Документ подается командиру или в кадровую службу.

Бывают случаи, когда начальство отказывается принимать рапорт, он пропадает или не берется в работу.

В результате судебный процесс может закончиться восстановлением:

  • военного в должности с признанием приказа незаконным и его отменой;
  • прав военного без отмены приказа об увольнении.

Закон предписывает возмещение военнослужащему любого ущерба, причиненного неправомерными действиями командования.

Социальные гарантии уволенным военнослужащим

Армейцам, прекратившим службу по причинам, не связанным с нарушениями ее условий, государство предоставляет набор социальных льгот и дополнительных выплат.

Гарантиям положенным лицам, уволенным с военной службы, посвящена 2 глава 76 ФЗ и ряд отдельных законодательных актов.

Всем, кто уволился с контрактной службы по ОШМ, состоянию здоровья или по достижению возрастного лимита МО гарантирует выплату единовременного пособия (Приказ МО №2700), если их выслуга составила:

  • более 20-ти лет - 7 окладов;
  • менее 20-ти лет - 2 оклада.

Размер выплаты увеличивается на 1 оклад, если армейцу присвоена правительственная награда.

Вышеперечисленным военнослужащим может назначаться военная пенсия, если на момент увольнения они имеют:

  • выслугу более 20-ти лет;
  • общий стаж 25 лет, половина из него пришлась на воинскую службу.

Если срок службы на момент ухода составил менее 20-ти лет, и не предусматривает получение военной пенсии, уволенному в течение года продолжают ежемесячно начислять сумму, равную окладу, соответствующему его званию.

Всем, кто провел в армии более 10-ти лет и нуждается в улучшении жилищных условий, МО гарантирует обеспечение жильем либо жилищным сертификатом на его покупку.

Социальными гарантиями призывникам является возможность: