Понятие правотворчества, его принципы и виды. Теория государства и права

Правотворчество - официальная часть правообразования, направленная на оформление моделей поведения, правовых статусов индивидуальных и коллективных субъектов права; самостоятельная и решающая стадия (высший уровень) правообразования.

В процессе правообразования идет вызревание соответствующих нормативных решений. Прежде чем начнется правотворчество, в об­ществе должен возникнуть мотив о необходимости регулирования оп­ределенной сферы общественной жизни или внесения изменений в ее регулирование. Правотворчество начинается тогда, когда принимается государственное решение о подготовке проекта нормативно-правового акта, например, закона. Главным отличием правотворчества от правообразования является то, что создание права осуществляется государственными органами либо непосредственно, либо с их санкционирования, разрешения. Правотворчество - форма властно-волевой деятельности государства, формального нормативного закрепления справедливой и равной меры свободы, которая включает в себя исследование, обобщение и систематизацию типичных конкретных правоот­ношений, возникающих в гражданском обществе, и завершается, как правило, созданием нормативно-правового акта.

Правотворческая деятельность государства есть отражение экономиче­ских и иных общественных отношений в виде общих норм особого социаль­ного характера, юридических норм, где они приобретают наиболее общий характер. В цивилизованном государстве она с необходимостью должна ис­ходить из определенных принципов, основных идей, организационных начал, обуславливающих сущность, наиболее характерные черты и свойства этой деятельности.

В современных условиях представляется необходимым законодатель­ное закрепление основополагающих принципов и правил правотворческой деятельности Российской Федерации, что способствовало бы, в первую оче­редь, повышению качества содержания законодательства как федерального уровня так и субъектов федерации.

Рассмотрим основные признаки и принципы правотворчества:

Признаки правотворчества:

1) осуществляется уполномоченными субъектами: а) государством в лице его органов; б) гражданским обществом (народом) и его субъектами (органами местного самоуправления, общественными объединениями, уполномоченными государством; трудовыми коллективами);

2) выражается в установлении (формулировании, санкционировании, детализации) новых, изменении действующих и отмене устаревших правовых норм - по основаниям, предусмотренным законом;

3) получает завершение в письменном акте-документе, который называется нормативно-правовым актом, а также в правовом прецеденте, правовом обычае, нормативно-правовом договоре и др.;



4) осуществляется (в значительной части) в соответствии с правовым регламентом, то есть с соблюдением официально установленной процедуры подготовки и принятия акта.

Принципы правотворчества

Выделяют две группы принципов правотворчества: общие и специальные.

Общие принципы правотворчества - основополагающие общепринятые нормы императивного характера, выступающие в качестве непререкаемых требований, предъявляемых к содержанию нормативно-правовых актов, к процессу их подготовки и принятия. Принципы правотворчества:

1. Научность - предусматривает глубокую научную обоснован­ность соответствия нормативного акта потребностям развития обще­ства: адекватного отображения в правовых нормах как актуальных, так и перспективных общественных потребностей. В каждом случае подготовка проекта нормативно-правового акта начинается с разработки его научной концепции. Концепция создается на основе изучения отечественного и зарубежного опыта, включает обоснование необходимости и целесообразности ее разработки, а именно характеристику предмета и целей проекта, его основные положения, предполагаемые последствия применения проектируемых норм.

На последующих стадиях принцип научности находит выражение в научном обсуждении проекта; проведении независимой научной экспертизы; выработке механизма осуществления, то есть информационного, материально-финансового обеспечения введения в действие; порядке толкования и др. По мере «продвижения» проекта в соответствии с правотворческой процедурой концепция должна трансформироваться в своеобразное «досье», состоящее из заключения, свидетельств об обсуждении и экспертизе, результатов учета поступивших замечаний и предложе­ний, данных социологических исследований и опросов, анализа обще­ственного мнения и др.

Особое место в правотворческом процессе занимает научная экспертиза проектов нормативно-правовых актов. Она должна предотвращать вынесение на рассмотрение правотворческих органов проектов, содержащих недостаточно обоснованные положения, пробелы, противоречия. Главная цель такой экспертизы - обеспечить качество проектов, их законность и обоснованность.

2. Гуманизм - формирование нормативно-правовых актов на ос­нове общечеловеческих ценностей, международных стандартов прав человека, создание условий и механизмов их воплощения в жизнь общества и государства. Россия признает приоритет международного права перед национальным в области прав человека, и это обеспечивается национальным законодательством.

На формирование права влияют социальные факторы. Они определяют предмет правового регулирования, позиции субъектом правотворчества, состояние «юридичности» процесса правотворче­ства. Можно перечислить множество факторов, которые в меньшей или большей степени определяют возникновение тех или иных нор­мативно-правовых актов, нормативно-правовых договоров, судебных прецедентов и других форм права.

Это социально-экономические по­требности населения и экономические трансформации в обществе (экономическиий фактор); политические процессы и политическая активность граждан (политический фактор); уровень правосознания и правовой культуры населения (идеологический фактор); состояние реализации принципа равноправия наций и народностей, проживающих в стране (национальный фактор); международное положение страны (внешнеполитический фактор) и др.

Принципиальное значение для формирования права имеет соблюдение потребностей и интересов личности, поддержание баланса интересов всех слоев общества, человека и государства, защита демократии. Поскольку право порождается как органами, наделенными функциями правотворчества, так и усилиями общества, создающего на протяжении своего исторического бытия правила поведения, которые отражают уровень правосознания и характер правовых отношений, постольку толчком к его формированию служат общественно значимые проблемы. Это, прежде всего, острые социальные ситуации, нерешенность вопросов, имеющих существенное значение для человека, общества, государства. Поэтому правотворчество является не только видом юридической практики, но и своеобразной разновидностью познания объективного мира. Будучи тесно связано с экономикой, нравственностью, наукой, политикой, оно представляет собой одну из важных разновидностей общественной (социальной) практики.

3. Демократизм - установление и обеспечение свободного поряд­ка разработки, обсуждения и принятия нормативно-правовых актов; создания законодательных процедур, которые обеспечивали бы выра­жение в законе воли народа, учета воли большинства при соблюдении прав меньшинства, согласованность интересов общества, социальных групп, человека; недопущения как незаконного давления на законодательную деятельность парламента, так и своеволия парламента. Этот принцип означает также широкое участие народа в обсуждении проектов законов, в консультативных и законодательных референдумах; учете альтернативных проектов законодательных актов и общественного мнения, поддержке народной правотворческой инициативы; взвешенное отношение к парламентской оппозиции.

4. Гласность - открытое для общественности, свободное и деловое обсуждение проектов нормативно-правовых актов, информирование о них населения, прозрачность их прохождения в парламенте. Гласность и открытость дают возможность гражданскому обществу установить контроль над законодательным процессом, своевременно корректировать прохождение нормативных актов. С одной стороны, гласность является способом подконтрольности правотворческих субъектов, с другой, выступает каналом формирования общественного мнения. Гласность предусматривает информированность и одновременно познание, учет и частично формирование потребностей, интересов, мыслей и чувств человека, социальных групп, общества.

5. Законность - соблюдение правил иерархии нормативно-правовых актов при их составлении (нормопроектировании) и принятие их законным путем, в соответствии с конституционно закрепленным процессом правотворчества.

Принцип законности предусматривает не только обеспечение верховенства Конституции в процессе правотворчества, но и наличие механизма проверки изданных нормативно-правовых актов Конституционным Судом относительно соответствия их Конституции. Конституционные законы имеют юридическую силу, одинаковую с юридической силой Конституции страны.

Данный принцип также означает, что закон может быть изменен или его действие прекращено исключительно законом, который имеет одинаковую с ним или высшую юридическую силу.

6. Толерантность - выявление и учет законообразующих согласованных интересов, создание определенных теоретических конструкций, общей модели выражения и защиты интересов различных социальных групп. В современных условиях нет такой социальной группы, удовлетворение интересов которой (при игнорировании интересов других групп населения) могло бы обеспечить качество и эффективность результатов правотворчества. Необходимо согласие всех основных социальных слоев общества, их толерантность. Путем правотворчества достигается авторитетное посредничество, направленное на примирение, равновесие правомерных интересов сторон. Неэффективным является правотворчество, которое не выполняет свою роль по упорядочиванию социальных конфликтов и закреплению нормативно-правовой модели их разрешения.

7. Единение общегосударственных и региональных интересов - выражается в учете интересов центра и регионов в любом государстве: унитарном, региональном (регионалистском), федеративном. В актах отображаются интересы регионального характера, учитываются местные особенности, не ущемляются интересы населения определенной местности. Особенно это касается актов центральных (федеральных) правотворческих органов, нередко затрагивающих интересы отдельных регионов государства. В свою очередь, местные органы издают акты в соответствии с общенациональными интересами.

Специальные принципы правотворчества:

Оперативность - подготовки проектов нормативных актов в достаточно короткие сроки;

Сочетание динамизма и стабильности - создание стабильного нормативного акта и одновременно возможность вносить в него дополнения и изменения;

Преемственность - перенесение и использование предыдущего позитивного отечественного и современного зарубежного опыта по созданию нормативных актов;

Плановость - составление и соблюдение планов по функциональному назначению актов и срокам их принятия;

Системная согласованность - тщательность и скрупулезность подготовки нормативных актов в их взаимосвязи, слаженность нормативных предписаний как внутри нормативно-правового акта, так и между нормативно-правовыми актами, их соответствие конституции, международно-правовым договорам в области прав человека;

Профессионализм - привлечение к разработке нормативных актов квалифицированных специалистов из соответствующих отраслей науки, ученых-юристов и юристов-практиков, имеющих необходимые знания и опыт;

Технико-юридическое совершенство - составление нормативно-правовых актов с учетом правил, способов, приемов юридической техники, которые являются обязательными для правотворческих органов; соблюдение лингвистических стандартов языка актов.

Виды правотворчества.

В Российской Федерации различаются следующие виды правотвор­чества:

Принятие нормативно-правовых актов компетентными государствен­ными органами;

Непосредственное правотворчество народа в ходе референдума;

Санкционирование государственными органами правовых обычаев или норм, принятых корпоративными организациями;

Заключение нормативных соглашений, устанавливающих правовые предписания.

Наиболее распространенным среди перечисленных видов является пер­вый. К числу правотворческих органов относится Президент Российской Фе­дерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законода­тельные (представительные) и исполнительные органы субъектов федерации, министерства, государственные комитеты, ведомства, службы. В пределах своей компетенции правотворческими полномочиями обладают администра­ции государственных учреждений и государственных предприятий (локальное правотворчество).

Правотворческая деятельность корпоративных (общественных) органи­заций в отличие от нормотворческих функций государственных органов, как правило, само­стоятельное принятие этими организациями норм права. Госу­дарство участвует в пра­вотворческом процессе в различных формах: делеги­рование правотворческих пол­номочий; санкционирование актов, принятых этими организациями; предварительное разрешение на издание соответ­ственного акта либо совместное их принятие.

В юридической литературе справедливо отмечается, что нормативные соглашения заключаются между различными субъектами права и имеют не­одинаковую юридическую силу. Такие соглашения могут заключаться на различном уровне: федеральном, на уровне субъектов федерации, на отрасле­вом (профессиональном), местном (территориальном).

Итак, правотворчество - это одно из важ­нейших направлений государственной деятельности, одно из основных зве­ньев механизма правового регулирования.
В уз­ком смысле под правотворчеством понимается сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широком - данный процесс начинается с правотвор­ческого за­мысла и заканчивается практической реализацией юридической нормы.

Создается государством в лице его соответствующих органов, и прежде всего законодательных. В данной главе речь идет о создании позитивного права. А это и есть правотворчество, которое служит начальным этапом жизни права.

По своей социальной сути правотворчество есть процесс возведения государственной воли в закон, ее оформления в различных нормативно-правовых актах.

Правотворчество — деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией, по созданию юридических норм.

Правотворчество охватывает собой непосредственную деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению, дополнению или отмене нормативно-правовых актов.

Правотворчество можно рассматривать в узком и широком смыслах.

В узком смысле правотворчество - это процесс непосредственного создания, изменения или отмены правовых норм компетентными органами (например, принятие Государственной Думой закона, утверждение министром положения или инструкции) либо непосредственно населением (путем референдума).

Такого рода правотворчество в юридической литературе нередко называют правотворчеством в собственном («буквальном») смысле слова. Данным понятием охватывается нормотворческая деятельность всех без исключения органов, уполномоченных на создание, изменение или упразднение правовых норм.

Наряду с правотворчеством в узком смысле слова в научном юридическом лексиконе довольно часто используется также термин и понятие «правотворчество в широком смысле слова». В качестве его синонима употребляется термин и понятие «правообразование».

Оно включает в себя не только собственно правотворческий, но и весь предшествующий ему подготовительный процесс формирования права. Необходимость существования подготовительного процесса обусловливается потребностью повышения качества издаваемых актов, которое зависит не только от уровня собственно самой правотворческой деятельности государственных органов, но и от уровня проводившихся до принятия того или иного правового акта подготовительных работ. Следует отметить, что решения, принимаемые в подготовительных стадиях, юридических последствий не порождают.

Законотворчество и правотворчество

Составной частью правотворчества является процесс законотворчества. Данным понятием охватывается правотворческая деятельность не всех, а только высших законодательных органов того или иного государства. Соответственно, законотворчество порождает не всю систему нормативно-правовых актов, а только те из них, которые являются законами. Таким образом, правотворчество и законотворчество соотносятся, как целое и часть.

В процессе правотворчества действуют как объективные, так и субъективные факторы.

Объективные факторы обусловлены назревшей потребностью общества в регулировании социальных отношений.

Например, в начале 90-х годов XX в. возникла объективная потребность перевести экономику на рыночные отношения. Эта потребность стала реапизовываться. В частности, были приняты такие законы, как «О предпринимательской деятельности», «Об акционерных обществах».

Субъективные факторы обусловлены тем, что на всех стадиях правотворчества участвуют вполне конкретные люди, и от их субъективного усмотрения зависят содержание правового акта, сроки его принятия и т. д. Так, от персонального состава рабочей группы по составлению законопроекта во многом зависит выбор научной доктрины, которая кладется в основу будущего закона, основные положения будущего нормативного акта. Довольно часто принимаются законы, отражающие интересы определенных групп населения.

В то же время субъективные факторы действуют в рамках объективных факторов и субъективные усмотрения законодателей не могут выйти за определенный рубеж.

Принципы правотворчества

Процесс правотворчества осуществляется на основании следующих основных принципов.

Демократизм. Данный принцип предполагает выявление и выражение в нормах права воли народа. А это означает, что нормы права должны создаваться в результате учета общественного мнения, предварительного обсуждения соответствующих проектов правовых актов.

Для более широкого учета общественного мнения желательно наличие альтернативных проектов наиболее важных правовых актов. Так, в России в начале 90-х годов XX в. было опубликовано несколько проектов конституции, тысячи ученых, специалистов, простых граждан высказывали свои мнения в средствах массовой информации, на конференциях, семинарах, симпозиумах. В конечном итоге, как известно, конституция была принята на всероссийском референдуме, который является высшей формой проявления демократизма.

Что касается подзаконных, локальных и договорных норм права, то они обсуждаются конечно же в меньших масштабах, соответственно и их роль в жизни общества также гораздо меньше.

Законность. Этот принцип означает, что правотворческая деятельность осуществляется по определенной соответствующей нормам права процедуре.

Так, процесс принятия федеральных законов достаточно подробно описан в Конституции России (подробнее об этом будем говорить ниже).

Профессионализм подразумевает, что процесс правотворчества осуществляют, в подавляющем большинстве случаев, профессионалы. Это связано с тем, что нормы права распространяются на большие группы населения (а многие законы, например уголовный, — на всех без исключения), и поэтому их качество должно соответствовать самому высокому уровню. На подготовительном этапе важную роль играют ученые-правоведы и специалисты в определенной сфере, которые, будучи в составе рабочих групп, непосредственно составляют тексты соответствующих правовых актов. В дальнейшем решающее значение имеют лица, наделенные полномочиями принимать правовой акт. Важно, чтобы они обладали соответствующими знаниями.

Научность означает, что правовые акты составляются на основе результатов научных исследований в соответствующей сфере общественных отношений. В частности, используются опросы населения, экспертов по различным вопросам содержания будущих правовых актов.

Для соблюдения этого принципа законопроект должен готовиться при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни и т. д.

При таком анализе используются различные социально-правовые эксперименты, социологические опросы, анкетирование и т. д.

Планомерность означает, что процесс творчества осуществляется на плановой основе. Например, в Государственной Думе на каждую сессию утверждается график рассмотрения законопроектов.

Своевременность — правильное определение времени подготовки и принятия актов.

Исполнимость — учет финансовых, кадровых, юридических и прочих условий, наличие которых позволит актам реально действовать.

Функции правотворчества

Правотворчество выполняет следующие функции:

  • обновление нормативного материала;
  • восполнение пробелов в праве;
  • упорядочение, систематизация нормативно-правовых актов.

Принципами правотворчества выступают:

1. научность. При разработке и издании нормативно-право- вого акта должна изучаться сложившаяся социально-экономическая ситуация, потребности общества, опыт других стран и научные доктрины, должны просчитываться последствия принятия данного акта, его место в системе права в целом, а также противодействующие факторы и общественные возможности — кадровые, финансовые, организационные и др., обеспечивающие достижение поставленной цели. Правотворчество не терпит поспешности. Оно должно четко планироваться. Принятый акт должен быть безупречен как по форме, так и по содержанию. Правильный выбор вида нормативного акта, его юридической силы очень важны для регулирования определенных отношений;

2. демократизм. Проявляется в демократической процедуре разработки и принятия нормативно-правовых актов; в широком привлечении граждан к правотворческой деятельности с тем, чтобы принятые акты выражали их сбалансированную волю; к сожалению, эта деятельность в последние годы значительно снизилась, уменьшилось и количество нормативных актов, выносимых на обсуждение народа;

3. законность. Действия правотворческих органов должны основываться на законах, т. е. осуществляться в границах полномочий при соблюдении формы и процедуры принятия нормативных актов. Кроме того, содержание принятого акта не должно противоречить действующим актам более высокой юридической силы;

4. профессионализм. Заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди — юристы, управленцы, экономисты и др.;

5. системность. Принятый нормативный акт должен вписываться в смысловую и юридическую иерархию юридических актов и не должен допускать дублирования, коллизий и временного рассогласования с другими актами;

6. четкая дифференциация правотворческих полномочий. Нарушение этого принципа приводит к дублированию управленческой деятельности, коллизиям правовых актов, грозит нестабильностью, безответственностью и ростом правового нигилизма;

7. гласность. Означает открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации;

8. оперативность. Предполагает своевременность издания нормативных актов.

Следовательно, принципы правотворчества - это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.

Виды правотворчества

Правотворчество — богатое по содержанию явление, сверхсложная деятельность по формулированию общих правил поведения.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

  • непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);
  • правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ);
  • правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра);
  • правотворчество органов местного самоуправления;
  • локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);
  • правотворчество общественных организации (например, профсоюзов).

В различных государствах в правотворческой деятельности есть как общее, так и особенное. Говоря об общности правотворческой деятельности различных государств, следует обратить внимание прежде всего па общность ее целей, заключающихся в стремлении законодателя каждой страны создать на своей территории единую и эффективную систему права.

Особенно это проявляется, в частности, в наличии у стран своих видов правотворческой деятельности, в существовании различной процедуры принятия и вступления в силу пормативно-правовых актов и т. д.

Так, в Великобритании правотворческая деятельность осуществляется в таких ее формах, как:

  • законодательная деятельность парламента, принимающего законы (статуты);
  • правотворческая деятельность судебных органов, создающих прецеденты (судебная практика);
  • правотворческая деятельность центральных органов государственного управления и местных органов государственной власти (самоуправления), издающих свои собственные нормативно-правовые акты и имеющих дело с правовыми обычаями.

В странах романо-германской правовой семьи правотворческая деятельность осуществляется иначе. Имеются свои особенности и у других правовых систем.

В зависимости от значимости правотворчество делится на:

1. законотворчество (правотворчество высших представительных органов — парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой);

2. делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента, по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа);

3. правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам — президентом, правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций). Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах. Кроме всего прочего, подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связано с «непрозрачностью» процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.

Понятия и способы правотворчества, хотя и раскрывают основные направления правотворчества различных органов законодательной и исполнительной власти, не определяют в полной мере ее правовую природу, в связи с этим необходимо определить основные принципы правотворчества и рассмотреть их содержание.

Известный специалист в области правотворчества А.Ф. Шебанов считал, что не все принципы правотворчества являются основными. К основным он относил такие начала, идеи, которые, во-первых, отражают главные, объективные стороны и проявления правотворчества, во-вторых, характеризуют устойчивые, закономерно существующие отношения и связи в процессе правотворчества и, в-третьих, воплощают в своем содержании конкретные черты и особенности всего правотворчества.

Первой работой, в которой говорилось о принципах правотворчества, была монография Д.А. Керимова «Законодательная деятельность советского государства». Автор выделил три основных принципа законодательной деятельности государства.

  • 1. Закрепление в праве политических и экономических условий, обеспечивающих простор для проявления объективных законов, а также для их познания и наиболее целесообразного использования.
  • 2. Закрепление и установление правовых норм, максимально способствующих разрешению назревших общественных задач.
  • 3. Выражение общей воли народа в целях максимально точного, правильного и целесообразного использования объективных закономерностей в интересах всего общества.

При первом ознакомлении становится ясно, что указанные принципы носят слишком общий характер. В связи с изложенным представляется возможным выделить и раскрыть такие основные принципы правотворчества, как законность, научность, техническое совершенство, демократизм, гуманизм и профессионализм.

Одним из основных принципов нормотворческого процесса является законность. Законность - явление объемное, многогранное, требующее неоднозначного подхода. Чтобы более полно изучить это понятие, необходимо исследовать разные его стороны, применяя при этом как специальные, так и частные методы познания общей теории права и государства.

Законы как юридические документы, нормативные акты, обладающие высшей юридической силой, должны прежде всего конкретизировать положения, записанные в конституционном законе, а нормы подзаконных актов, в свою очередь, должны только детализировать законы, помогая тем самым созданию условий для реализации предписаний законов.

При подготовке любого нормативного акта (указа, приказа, положения и т.п.) следует убедиться, что решаемый с помощью проекта нормативного акта вопрос относится к компетенции того или иного органа власти. При этом допускается решение вопроса строго в тех пределах, которые установлены предписаниями, содержащимися в федеральных законах, указах и распоряжениях Президента, постановлениях и распоряжениях Правительства.

Из принципа законности также вытекает, что в законе должна быть предусмотрена система контроля и надзора за соблюдением законности принимаемых актов. Ряд контрольных полномочий за соблюдением законности нормативных актов осуществляют судебные органы.

Законность правотворчества заключается также и в соблюдении стадий правотворческого процесса. Последний внешне играет роль процедуры создания права, упорядоченной системы стадий (этапов) деятельности по установлению, принятию или отмене правовых норм. При этом стадия правотворческого процесса выступает как самостоятельный этап формирования государственной воли, организационно обособленный комплекс тесно связанных между собой действий, направленных на создание нормативного акта. И если порядок принятия норм права утвержден парламентом, т.е. законодательным органом, то принцип законности правотворчества проявляется в соблюдении законодательно закрепленных стадий правотворческого процесса.

Также одним из основных принципов правотворчества является научность. Принцип научности заключается в том, чтобы нормодатель не только брал на вооружение разные теории и взгляды, но и умело использовал практику применения права, делая из нее правильные выводы и рекомендации. В связи с этим перед подготовкой нормативных актов необходимо осуществить сбор и изучение информации, относящейся к регулируемому вопросу. Необходимая информация может содержаться в данных криминологических и социологических исследований, статистических и иных сведениях, характеризующих состояние организации и деятельности властного органа, материалах коллегий, в справках о результатах выездов в служебные командировки и т.д. Таким образом, нормативные акты станут иметь ценность, если они будут смоделированы во-первых, на основе положительной практической деятельности, а во-вторых, востребованы практикой. Поэтому нормодатель всегда необходимо учитывать данные моменты.

Следующий принцип техническое совершенство принимаемых актов. Он предполагает широкое использование выработанных юридической наукой и апробированных правотворческой практикой способов и приемов подготовки, и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники.

Ещё один принцип правотворчества - принцип демократизма. Строительство правового государства предполагает, что в подготовке и обсуждении проектов нормативных актов должны участвовать разные слои общества. Хотя Российской Федерации еще далеко до правового государства, но определенные черты демократии уже видны. Так, принцип демократизма в нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти выражается в том, что проекты актов публикуются в печатных изданиях, обсуждаются на научных конференциях, коллегиях, на заседаниях экспертных комиссий и советов по вопросам нормотворческой работы, за «круглыми столами», в научно-исследовательских, высших учебных заведениях. В последнее время наметилась тенденция активного обсуждения проектов нормативных документов не только научно-педагогическими кадрами и специалистами-практиками, которые в своей деятельности будут исполнять данные акты, но и общественностью, что говорит о становлении в России элементов гражданского общества. Непосредственное участие общественности и средств массовой информации в подготовке и обсуждении проектов нормативных актов выступает одним из видов гарантий предупреждения коррупциогенности законодательства и предупреждения коррупции в процессе подготовки нормативных актов.

Важное значение в нормотворчестве имеет и принцип гуманизма. Гуманизм нормотворчества виден в том, что нормы законов и подзаконных актов должны основываться на принципах свободы и справедливости.

В общей теории прав человека традиционно считается, что нормы права должны не только декларировать права и свободы человека и гражданина, но и содержать условия их реализации.

Другим немаловажным принципом нормотворчества является принцип профессионализма. Он означает, что созданием норм права должны заниматься компетентные люди. В правотворческом процессе необходимо использовать знания не только опытных юристов, но и политологов, экономистов, философов, психологов, т.е. ученых различных специальностей. Нормодатель должен знать, как воспримут ту или иную норму разные слои населения. Кроме ученых юристов к нормотворческому процессу необходимо привлекать и юристов-практиков, которые в своей правоприменительной деятельности будут работать с этими юридическими нормами непосредственно, обеспечивая конституционные права, свободы и законные интересы граждан.

Таким образом можно сделать следующий вывод по данной главе: правотворчество - это деятельность специально уполномоченных на то органов государства либо всего народа (в случае референдума) по изданию, изменению, и (или) отмене норм права путем принятия, корректировки, систематизации либо отмены нормативно-правового акта. Правотворческая деятельность основывается на определенных принципах, среди них выделяют такие как гуманизм, демократизм, профессионализм, законность, научность, техническое совершенство.

Понятие и виды правотворчества

Правотворчество важная разновидность деятельности государства и иных субъектов правовой системы, правовая форма реализации функций государства. Оно осуществляется любым государством независимо от формы организации государственной власти и направлено на эффективное регулирование наиболее важных общественных отношений в стране. Правотворчество является одним из основных звеньев механизма правового регулирования.

В разных правовых системах способы возведения в закон государственной воли могут быть различными.

В англо-саксонской правовой семье это происходит через институт юридического прецедента, принятие решения по конкретному юридическому делу специально уполномоченными судебными органами, которые затем становятся обязательными при принятии решений в аналогичных ситуациях.

В семье обычного права государство придает юридический характер и общеобязательность правилу поведения, которое вошло в привычку в результате длительного употребления, - обычаю.

В романо-германской правовой семье компетентные органы принимают правовые нормы, имеющие общий характер и общеобязательное значение.

Таким образом, правотворчество это способ и процесс возведения в закон воли отдельного лица, группы, класса или всего общества.

Подробнее остановимся на особенностях правотворчества в правовой системе Российской Федерации.

Правотворчество – это особая форма деятельности правотворческих органов по созданию, изменению и отмене правовых норм.

Правотворчество, как особый вид правовой деятельности, характеризуется рядом отличительных признаков:

1. Правотворчество – это особый вид и форма правовой деятельности, направленная на выработку общих правил урегулирования общественных отношений.

2. Субъектами правотворчества выступают специально уполномоченные органы и должностные лица, осуществляющие правотворческую деятельность в рамках своей компетенции.

3. Правотворчество направлено на создание, изменение и отмену норм права.

4. Результатом правотворчества являются нормативно-правовые акты, содержащие общеобязательные правила поведения – нормы права.

Правотворчество это созидательная, творческая деятельность, в процессе которой познаются и изучаются явления, требующие правовой регламентации, определяются потребности общества и государства, осуществление которых должно реализовываться в правовых рамках. Данная деятельность всегда направлена на поиск среди множества вариантов правового регулирования наиболее эффективных, социально полезных, а также на закрепление перспективных направлений развития общества и государства. Позитивным результатом правотворчества выступает выработка и установление правил поведения – правовых норм.

Правотворчество предполагает также внесение соответствующих корректировок, дополнений в содержание правовых актов или их отмену с учетом изменившихся общественных отношений. Эта деятельность является эффективным средством устранения пробелов в действующей системе права.

Таким образом, к функциям правотворчества относят следующие: обновление действующего законодательства (издание новых нормативно-правовых актов); устранение (отмена) устаревших юридических норм; восполнение пробелов в праве и устранение коллизий между нормативно-правовыми актами.

Качество и содержательная сторона принимаемых нормативно-правовых актов определяется уровнем общей и правовой культуры правотворцев и является показателем демократичности и цивилизованности государства.

Правотворчество, как деятельность по установлению, изменению или отмене правовых норм, можно подразделить на определенные виды, которые носят достаточно постоянный характер и функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом. С учетом субъектного состава правотворческого процесса выделяют следующие виды правотворчества: народное правотворчество, правотворчество государственных органов и должностных лиц, санкционированное правотворчество.

1. Народное правотворчество осуществляется в рамках референдума, то есть путем участия населения страны в принятии законов путем всенародного голосования.

В этом случае народ непосредственно принимает правотворческое решение. В Конституции Российской Федерации сказано, что референдум это всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум является высшим непосредственным выражением воли и власти народа, а решения, принятые в порядке референдума обладают высшей юридической силой.

Референдум в Российской Федерации проводится на основании федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» и федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Референдум Российской Федерации проводится на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Инициатива проведения референдума Российской Федерации принадлежит: не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации и Конституционному Собранию.

При проведении всенародного голосования по Конституции Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины граждан государства, обладающих избирательным правом.

2. Правотворчество государственных органов и должностных лиц осуществляется в рамках законотворчества и подзаконного нормотворчества.

Правом принятия законов обладают Государственная дума и представительные органы власти субъектов федерации. Законы обладают высшей юридической силой, и их целью является регулирование наиболее значимых общественных отношений. Законодательная процедура четко определяется в Конституции Российской Федерации и в конституциях и уставах субъектов федерации.

Механизм законотворческой работы законодательных органов власти отличается рядом особенностей: ограниченным кругом субъектов права законодательной инициативы, строгой регламентацией процедуры обсуждения и принятия законопроекта в парламенте и последовательной сменой стадий правотворческого процесса.

Значительное место в системе нормативно-правовых актов занимает подзаконное, ведомственное нормотворчество. Общеизвестно, что ведомственные нормативные акты играют вспомогательную роль по отношению к законам государства и в то же время эту роль нельзя недооценивать, так как не все законы имеют прямое действие, многие требуют дальнейшей детализации и конкретизации, что возможно только через издание ведомственных нормативных актов.



Подзаконное правотворчество – это правотворческая деятельность компетентных органов и должностных лиц по созданию подзаконных нормативных актов. Принятие актов подзаконного правотворчества необходимо для обеспечения реализации закона.

К субъектам подзаконного правотворчества относятся: Президент, Правительство, иные высшие органы государства, главы администраций и администрации субъектов федерации, имеющие по закону право создания нормативно-правовых актов. Такая форма правотворческой деятельности, наряду с законотворчеством, является наиболее распространенной в Российской Федерации. Каждый орган определяет самостоятельно порядок и процедуру подготовки и принятия подзаконных нормативно-правовых актов. В то же время существует особый порядок подготовки указов Президента, постановлений и распоряжений Правительства, актов органов исполнительной власти государства.

3. Санкционированное правотворчество это официальное одобрение и признание государственными органами сложившихся в виде обычаев правил поведения и разрешенная государством правотворческая деятельность местных органов власти, должностных лиц и отдельных негосударственных организаций.

Здесь возможно санкционирование государством норм, которые ранее сложились в виде обычаев, это, как правило, осуществляется путем указания в действующем законодательстве на возможность использования конкретного обычая для разрешения определенной правовой ситуации (например, в ст.5 Гражданского кодекса указывается, что отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота).

К санкционированному правотворчеству относится и правотворчество органов местного самоуправления. Такая деятельность нормативно урегулирована правовыми актами, принятыми федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные акты по предметам ведения муниципального образования.

2. Правотворческий процесс: стадии и принципы

Правотворчество как особый вид деятельности имеет протяженный во времени характер и представляет собой определенные последовательно сменяющие друг друга стадии.

Правотворческий процесс - это установленный соответствующими нормативно-правовыми актами порядок принятия, изменения и отмены юридических норм компетентными органами, обеспечивающими его законность и качество.

Процедура принятия нормативно-правовых актов отличается рядом особенностей. Наиболее детально регламентируется порядок обсуждения и принятия законов. Законотворческий процесс проходит в четыре стадии: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и обнародование закона.

Первая стадия: законодательная инициатива – это право компетентных органов и должностных лиц вносить обоснованные предложения и законопроекты в представительный орган власти по вопросу издания, изменения или отмены закона либо иного нормативно-правового акта. Поступление такого законопроекта или предложения влечет за собой обязательное рассмотрение его парламентом.

Законопроекты и предложения готовятся субъектами законотворческой инициативы при помощи юристов, управленцев, экономистов, политологов и других специалистов.

Различие между законопроектом и предложением заключается в том, что законопроект представляет собой надлежащим образом оформленный текст возможного закона, содержащий главы, статьи и параграфы, а предложение означает идею, концепцию будущего закона, которая может быть воплощена в законопроект уже в самой Государственной Думе, если она согласится с предложением.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации правом законодательной инициативы обладают: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации, а также Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд по вопросам их ведения.

Вторая стадия: обсуждение законопроекта – это деятельность уполномоченных на то государственных органов по рассмотрению, дополнению, изменению или исключению отдельных положений из предложенного законопроекта. Обсуждение законопроекта происходит на заседании Государственной Думы. Рассмотрение законопроекта осуществляется в двух или трех чтения, с целью более детального, всестороннего и внимательного рассмотрения предложенного закона.

Законопроект заслушивается и обсуждается сначала в целом (первое чтение), причем это обсуждение касается только основных принципиальных его положений. Если эти основные положения будут приняты, то переходят ко второму обсуждению. При вторичном обсуждении законопроект рассматривается постатейно, законодатели стараются при этом придать каждой статье закона наиболее точную редакцию и однозначность формулировок отдельных положений. После того как все статьи законопроекта обсуждены и приняты, в отдельности, переходят к третьему обсуждению законопроекта (третье чтение). Закон еще раз предлагается для обсуждения целиком со всеми ранее принятыми поправками.

Третья стадия: принятие закона – окончательное голосование по закону и его утверждение. На данной стадии происходит голосование по предложенному законопроекту.

Федеральные законы (текущие) принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией Российской Федерации. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Четвертая стадия: обнародование закона – означает опубликование закона в специализированных печатных средствах массовой информации. В России такими изданиями являются: «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации». В Конституции сказано, что законы подлежат официальному опубликованию, и что неопубликованные законы не применяются. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных и федеральных законов регулируется специальным законом - «О порядке опубликования и вступления и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

Последняя стадия законодательного процесса, опубликование закона, имеет также своею целью установить момент, с которого закон вступает в силу, а также сделать его известным всем лицам, которых он касается.

Процесс принятие подзаконных нормативно-правовых актов также имеет свои особенности. Нормотворческий процесс подзаконного правотворчества осуществляется в несколько стадий. Можно выделить семь стадий этого процесса.

1 стадия. Планирование подготовки нормативно-правовых актов .

Эта деятельность характеризуется работой соответствующих служб или подразделений определенного ведомства по составлению перспективных пленов подготовки нормативных актов необходимых для деятельности соответствующего ведомства.

Планирование подготовки подзаконных нормативно-правовых актов должно осуществляться в соответствие с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права; приоритетности нормативного урегулирования основных видов деятельности ведомства законодательными нормативными правовыми актами; сосредоточения усилий на разработке комплексных нормативных правовых актов и сведения до минимума количества частных нормативных правовых актов; устранения пробелов и других выявленных недостатков, имеющихся в правовом регулировании.

Виды правотворчества

В целом можно выделить три вида правотворчества:

1. Правотворчество компетентных государственных органов. Представляет собой такую разветвленную деятельность всех органов государственной власти и управления, в результате которой формируется система законодательства. Юридическая сила нормативного акта, принятого тем или иным органом, соизмеряется его компетенцией в иерархической структуре механизма государства. Результатом правотворчества государственных органов могут быть законы и различного рода подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства, инструкции министерств и ведомств, постановления и распоряжения органов власти на местах).

2. Санкционированное правотворчество. Разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц (руководителей предприятий, учреждений, министерств, ведомств и т.д.) и некоторых негосударственных органов и учреждений, результатом которой являются исключительно подзаконные нормативные акты или правовые предписания, изданные по вопросам, составляющим их компетенцию.

3. Референдум. Проводится по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью народ осуществляет свою власть непосредственно. Итоги референдума окончательны, не подлежат никакому утверждению.

На виды правотворчество делится по следующим критериям:

1. Субъект правотворчества - орган или общественное формирование, правомочия которого на принятие соответствующего правового акта определяются конституционным или иным законодательным статусом. Только такому субъекту принадлежит инициатива подготовки и принятия нормативно-правового акта, либо реагирования на правотворческую инициативу других правомочных субъектов - например, Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, Конституционного суда. . Законодательная инициатива может принадлежать и общественным объединениям, группам или отдельным гражданам. Рассмотрение предложений последних в зависимости от установившейся между ними правовой субординации носит либо обязательный, либо рекомендательный характер.

2. Регламенты правотворчества различных органов, регулирующих процесс подготовки, обсуждения, принятия и вступления в силу правовых актов. В них точно определяются стадии движения проекта акта, виды совершаемых с ним необходимых действий, конкретные субъекты, принимающие участие в каждой стадии, их права и обязанности и процедурный порядок взаимоотношений между ними. Регламенты законодательной власти федерального и регионального уровней по сложности и объему неодинаковы. Наибольшей сложностью отличаются регламенты палат парламентов, что связано с многочисленностью этапов, процедур законодательного процесса (механизма формирования законов).

3. Ориентированность правотворческого процесса на строго определенные виды правовых актов, формирование которых является целью их деятельности, определяющих пределы дозволений их правоформирующих действий, обозначающих границы отличия формируемого акта от актов других органов. Важную роль в этом плане играют положения Конституции .

4. Относительное определение темы, структуры, объема и содержания будущего правового акта. Такой подход позволяет избежать ненужного смешения в повседневной практике различных видов нормативно-правовых актов.

На основании рассмотренных критериев, учитывая иерархию правовых актов, можно выделить пять обособленных видов правотворчества.

1. Законотворчество - это законодательный процесс, связанный с прохождением стадий и с действиями по подготовке, обсуждению и принятию законов. Закон не противоречащий конституции, нормативно - правовой акт высшей юридической силы, призванный регулировать важнейшие общественные отношения, принимаемый законодательным органом в установленном правом порядке.

2. Подзаконное правотворчество. К нему относится правотворческая деятельность президента, правительства и иных органов исполнительной власти. Ему присущи свои особенности. Во-первых, он сообразуется с предписаниями законов. Во-вторых, для него не характерна многоступенчатость законотворческого процесса. Подзаконное правотворчество более оперативно и отличается динамичностью. В-третьих, каждый орган сам определяет порядок подготовки, перечень обязательных процедур, согласования, рассмотрения, принятия, подписания правовых актов.

3. Прямое, непосредственное правотворчество. Данный вид правотворчества отличают следующие признаки: а) оно проводится по инициативе групп граждан, части населения; б) единство воли участников референдума является исключительным и прямым правообразующим источником конституционного закона или иного нормативно-правового акта; в) итоги референдума являются окончательными, не подлежат какому-либо утверждению и обладают наивысшей юридической силой; г) итоги референдума по проблемам правотворчества и государственного строительства являются обязательными; д) подготовка к проведению референдума по государственно-правовому строительству возлагается на государственные органы и избирательные комиссии.

4. Корпоративное нормотворчество. Осуществляется в соответствии с законами об акционерных обществах (сельскохозяйственной и производственной кооперацией, жилищной кооперацией, садовым товариществом и т.д.).

5. Нормативные договоры. Их также следует отнести к самостоятельному виду правотворчества. Таковыми являются внутрифедеральные, управленческие конституционного характера договоры и соглашения, самостоятельно заключенные между собой различными государственными органами.

В современных условиях проведения административной реформы в России большое значение имеют не только нормативные акты Президента, направленные на формирование новой системы и структуры федеральных органов исполнительной власти и практические действия по их реализации, но и теоретические наработки исследователей, являющихся научной основой реформирования механизма государства.

Принципиальное теоретическое значение имеет ответ на вопрос: какое место в системе юридической деятельности занимает ведомственное нормотворчество и каковы его перспективы? Такая постановка вопроса обусловлена прежде всего тем, что в юридической литературе проблема ведомственного нормотворчества не имеет монистического решения, поскольку некоторые ученые, активно пропагандируя идею «верховенства закона», предлагают полную ликвидацию всей подсистемы ведомственных нормативных документов. Тем не менее, большинство теоретиков понимают, какое значение имеют ведомственные нормативные акты в правовом регулировании общественной жизни.

Становление новой правовой системы без ведомственного нормотворчества невозможно, поскольку из законов, которые должны регулировать наиболее важные общественные отношения, нельзя делать подробные инструкции, регламентирующие отдельные детали поведения субъектов. В связи с этим актуальной проблемой теоретического и практического плана является разработка современной модели концепции ведомственного нормотворчества, которая не имела бы ничего общего с тоталитарным типом ведомственного нормотворчества. .

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что правотворчество является довольно сложным процессом. Оно имеет конкретные цели, основывается на весьма четко определенных принципах и подразделяется на виды.