Правила оформления и ведения путевых листов. Образец заполнения бланка путевого листа грузового автомобиля

Изменения 2017 года | Обновление требований от 12.12.2017 г.

ВНИМАНИЕ!

Министерство транспорта РФ приказом от 18.01.2017 № 17 года внесло поправки в порядок заполнения путевых листов,
утвержденный приказом Минтранса от 18 сентября 2008 г. № 152.
Документ зарегистрирован в Минюсте 13 февраля и официально опубликован 15 февраля 2017 года.

После скачивания образца, обязательно прочитайте ниже рекомендации и требования к путевым листам, учитывайте особенности своей деятельности!

Зачем делать ежедневный предрейсовый осмотр:

Внимание! Последние изменения!

Приказ Министерства транспорта РФ от 7 ноября 2017 г. N 476 "О внесении изменений в отдельные приказы Министерства транспорта Российской Федерации по вопросам организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств и оформления путевых листов"

В путевом листе должны отражаться ОГРН перевозчика и сведения о проведении предрейсового контроля.
Дополнен перечень обязательных реквизитов путевого листа.
Помимо прочего, в нем должны указываться ОГРН юрлица (предпринимателя), а также дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством).
Кроме того, ранее предусматривалось проведение ежедневного контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию с места стоянки и по возвращении к месту стоянки. Теперь речь идет только о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств до их выезда с места постоянной стоянки.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 декабря 2017 г. Регистрационный N 49083.

Приказ Минтранса России от 06.04.2017 N 141 "Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств"

Для ЮЛ и ИП, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержден порядок проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств

Контроль технического состояния транспортных средств проводится контролерами, назначаемыми перевозчиками. При этом контролеры должны соответствовать профессиональным и квалификационным требованиям, утвержденным Минтрансом России.

При проведении контроля проверяется работоспособность и состояние основных узлов и систем транспортного средства, влияющих на безопасность дорожного движения. Закреплен перечень проверяемых узлов и систем (проверяется, в том числе, исправность тормозной системы, рулевого управления, стеклоомывателей и др.).

В путевом листе исправного транспортного средства ставится отметка "прошел предрейсовый контроль технического состояния", а также подпись, фамилия и инициалы контролера, проводившего предрейсовый контроль, дата и время его проведения.

Перевозчик ведет учет прохождения предрейсового контроля в специальном журнале.

Приказ вступает в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования.

Вместе с тем, ранее:

Приказ Минтранса России от 18.01.2017 N 17 "О внесении изменений в обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. N 152"

Уточнен порядок заполнения путевых листов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями

Установлено, что дата и время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

Кроме того, отменено положение, согласно которому в заголовочной части путевого листа проставлялась печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании.

Любая организация, индивидуальный предприниматель, применяющие для осуществления своей деятельности легковой автотранспорт, должны четко представлять: в чем заключается необходимость путевых листов, как они выглядят и как их надо заполнять.

Обязанность оформления путевых листов определена Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ. Действующее законодательство обязывает оформление путевых листов для контроля, правильного учета движения топливных ресурсов и расчета заработка водительскому составу. Кроме того, ведение учета расходов по использованию автотранспорта необходимо для целей налогообложения. Поэтому путевой лист можно смело назвать главным первичным документом, служащим основанием для осуществления контроля пробега автомобиля, списания ГСМ, оплаты труда и расчета налогов.

В соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 года № 78 для оформления путевых листов предусмотрены типовые формы №3 и 3-спец. - для легковых автомобилей; №4 - для легкового такси; № 4-С и 4-П - для грузового транспорта; №6 и 6-спец. - для автобусов. Правила заполнения этих форм оговорены в Приказе Минтранса РФ от 18 сентября 2008 года № 152. Эти Правила обязывают выписывать путевые листы на один день или смену. Однако в случае необходимости оформления служебной командировки диспетчеру либо уполномоченному лицу необходимо указать дату выезда и возвращения в гараж (число, месяц, год) согласно приказу руководителя. Действие срока путевого листа не должно превышать один календарный месяц. Чтобы исключить возможные придирки контролирующих органов, путевые листы надо регистрировать в журнале, который должен быть соответствующим образом прошнурован, пронумерован и скреплен печатью (унифицированная форма №8).

Путевой лист легкового автомобиля - так нужен или нет?

Путевой лист обязательно должны приобрести:

  1. Водители маршрутных такси, организующие перевозку пассажиров в районе или городе.
  2. Шофер, занимающийся перевозкой какого-либо груза, предметов, товаров, багажа.
  3. Водители транспортных компаний, совершающих рейсы междугороднего сообщения.
  4. Шофер другого наземного транспорта общественного назначения - трамвая, троллейбуса.

Заметьте, что любое юридическое лицо, имеющее транспорт в распоряжении компании, должно принимать от своих сотрудников путевые листы чтобы:

  1. Знать, где же находился автомобиль компании, какую работу выполнял водитель.
  2. Отчитаться перед налоговой службой.
  3. Рассчитать средства, которые были потрачены на бензин и ГСМ, которые не подлежат налогообложению.
  4. Уменьшить сумму налогов.
  5. Вести нормативно-правовую базу данных в бухгалтерии.

Когда не нужно оформлять путевой лист:

  1. Физическому лицу, использующему собственный транспорт в своих целях.
  2. Физическому лицу, предоставляющему автомобиль другому лицу по доверенности.

По вопросу необходимости оформления путевого листа, если автомобиль зарегистрирован на коммерческую организацию.

Недавно к нам в редакцию пришло письмо, в котором его автор рассказал, что его остановили сотрудники Госавтоинспекции и сначала попросили предъявить доверенность на право управления транспортным средством (!), а затем путевой лист. Как вы уже поняли наш герой ехал за рулем корпоративной машины, которая принадлежит юридическому лицу. Так как водитель за рулем корпоративного автомобиля не осуществлял коммерческую перевозку пассажиров и не перевозил коммерческий груз, то согласно действующему законодательству он имел право передвигаться без путевого листа.

То же самое касается доверенности на управление ТС, которая была отменена еще в 2012 году. Но, несмотря на то, что водитель не нарушал закон, он был привлечен к административной ответственности за отсутствие путевого листа. Как вы думаете, законно ли это? Обязан ли в такой ситуации водитель иметь при себе заполненный путевой лист? Давайте разбираться.

Для начала давайте выясним, законно ли инспекторы ДПС требовали от водителя доверенность на право управления автомобилем.

И так, для этого давайте вспомним Постановление Правительства РФ № 1156 от 12.11.2012 года, который отменил абзац четвертый пункта 2.1.1 ПДД РФ. Напомним, что этот пункт регулируют перечень документов, которые водитель автомобиля обязан возить с собой и предъявлять их сотрудникам полиции при первом требовании.

Так, в частности Постановление Правительства № 1156 от 12.11.2012 года отменило абзац, обязывающий ранее водителей возить с собой документ на право управление транспортным средством в отсутствии собственника. То есть, другими словами Правительство в 2012 году отменило обязанность водителей возить с собой доверенности на право управления ТС. Соответственно, с 2012 года сотрудники полиции не имеют право требовать от водителей предъявить доверенность.

К счастью наш герой, которого остановили сотрудники ГИБДД для проверки документов знал об этом Постановлении и фактически процитировал его слово в слово сотрудникам полиции. В итоге инспекторы ДПС сразу забыли о своей просьбе и неожиданно переключились на путевой лист, потребовав предъявить заполненный документ, указав на то, что автомобиль зарегистрирован на юридическое лицо, а значит, в соответствии с законодательством все водители, управляющие корпоративным транспортом, обязаны возить с собой и предъявлять по первому требованию заполненные путевые листы .

Как вы уже поняли наш герой не имел оформленного путевого листа. В итоге сотрудники Госавтоинспекции, составив протокол об административном правонарушении и выписали штраф.

К сожалению, наш герой не юрист в области автотранспортных перевозок и в области безопасности дорожного движения. Поэтому он поверил сотрудникам полиции, что каждый водитель корпоративного транспорта обязан иметь при себе заполненный путевой лист. В итоге он, как законопослушный гражданин РФ, заплатил в установленный законом срок выписанный штраф.

Но на самом деле сотрудники ГИБДД выписали штраф не законно, и его можно было легко, оспорив в суде, отменить. Все дело в том, что наш герой, несмотря на управление автомобилем, который принадлежит юридическому лицу, был не обязан возить с собой заполненный путевой лист, поскольку не осуществлял коммерческую перевозку пассажиров или грузов. Но к сожалению Вам не удасться доказать свою правоту инспектору ГИБДД, поэтому мы настоятельно рекомендуем иметь при себе путевой лист при любой поездке на транспорте, принадлежащего организации.

И так давайте внимательно рассмотрим пункт 2.1.1 Правил дорожного движения:

Согласно пункту 2.1.1 ПДД РФ водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции (в том числе сотрудникам ДПС ГИБДД РФ) передавать им, для проверки следующие документы:

Водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории

Регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам)

- в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов

Документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак "Инвалид"

Страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца (полис ОСАГО)

В случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, путевой лист и документы на перевозимый груз, специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля

Обратите внимание на выделенный красным текст. Этот пункт указывает на то, что водители обязаны возить с собой путевой лист, только в установленных законом случаях. То есть, путевой лист, если следовать логике закона, водитель должен возить с собой не всегда. Иначе бы в законе не было бы отметки об "установленных случаях". Но тот ли случай или нет будет определять именно сотрудник ГИБДД при остановке вашего автомобиля.

Мы знаем, что возить с собой заполненный путевой лист нужно только в установленных законом случаях.

Но в каких же тогда случаях, установленных законом, водители обязаны иметь при себе заполненный путевой лист и предъявлять его по требованию полиции?

Да, действительно в определенных случаях путевой лист все-таки нужно заполнять и возить с собой, чтобы предъявить его по первому требованию. Например, в случае, когда водитель занимается коммерческой перевозкой груза (ов) или пассажиров.

Для начала давайте выясним, в каких случаях заполняется путевой лист. Этот вопрос регулируется Приказом Министерства транспорта РФ №152 от 18.09.2008 г. года "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", с изменениями на 2017 год.

Так, согласно этому документу, путевой лист заполняется на транспортные средства, принадлежащие юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для перевозки грузов, пассажиров или багажа. Вот выдержка из Приказа Минтранса №152:

"9. Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях"

Многие скажут что в этом документе нет ни слова о "коммерческих перевозках" поэтому, судя по всему, путевой лист должен оформляться во всех случаях эксплуатации транспортного средства, которое принадлежит юр.лицу или ИП. На самом деле это не так. Дело в том, что Приказ Минтранса №152 прямо ссылается на более важный Федеральный закон:

Закон № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" от 8 ноября 2007 года

Статья 1. Предмет регулирования

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также - транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

Перевозки пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом в международном сообщении регулируются международными договорами Российской Федерации.

К отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, применяются также положения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.

То есть, как видите Приказ Минтранса №152, ссылаясь на Федеральный закон №259, подразумевает, что путевой лист должен оформляться при коммерческих перевозках грузов и пассажиров. Но в этих документах нет ни слова о том, что у водителя автомобиля, который принадлежит юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, должен быть на руках заполненный путевой лист при любых видах перевозок. То есть, при отсутствии факта коммерческих перевозок согласно приказу Министерства транспорта, путевой лист не должен заполняться. Например, при поездках для корпоративных нужд компании. Иначе в подобном документе это было бы прописано.

В каких случаях перевозка груза и пассажиров может считаться коммерческой?

Согласно Федеральному закону №259 от 8 ноября 2007 года, коммерческими перевозками считаются услуги по перевозки грузов, багажа и пассажиров.
Также согласно этому же закону разъяснены такие понятия как груз, багаж и пассажир:

Груз - материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке

Багаж - вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке

Пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства

Также обратите внимание на статью 2 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе №259", где разъясняется, что такое перевозчик:

"Перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз уполномоченному на их получение лицу"

И так, что из этого следует:

Нужно ли оформлять путевой лист для водителей, которые находятся за рулем корпоративного (служебного транспорта) если они не осуществляют коммерческих перевозок, а эксплуатируют автотранспорт для внутренних нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя?

Как вы уже поняли в этом нет необходимости, поскольку действующее Российское законодательство четко обозначила тех лиц, которые обязаны во время управления транспортным средством иметь при себе заполненный путевой лист и предъявлять его по первому требованию сотрудникам полиции.

К сожалению, некоторые сотрудники ГИБДД, по всей видимости, либо не знают об этих не очень легких законодательных нормах (хотя это их прямая обязанность), либо намерено пользуются на дороге юридической неграмотностью водителей, которые трудятся в различных компаниях.

Многие водители, даже в душе понимая, что сотрудники ДПС не законно требуют путевой лист, стараются не связываться. Для многих, к сожалению, проще заплатить штраф.

Но это приводит к безнаказанности тех недобросовестных сотрудников ГИБДД, которые незаконно требуют предъявить путевой лист с водителей, которые не занимаются коммерческими перевозками.

Поэтому советуем вам в случае незаконного привлечения к административной ответственности за отсутствие оформленного путевого листа, оспаривать действия сотрудников ГИБДД в суде, а пойдете вы в суд или нет - решать вам, но явно проще возить с собой путевой лист.

Особенности выписки путевых листов

Бухгалтер любой организации должен знать, что такой документ выписывается на 1 день, либо на 1 поездку. К примеру, вас отправляют в командировку в другой город на транспорте компании с водителем. Он должен получить путевой лист перед выездом.

Заметьте, если ваше нахождение в другом городе затянулось на 1 месяц и даже больше, то, чтобы вас привезли обратно, водитель должен будет выписать 2 такой же лист. Подтверждение этому вы найдете в Приказе №152 Минтранса РФ от 18 сентября 2008 года, под названием «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов». В нем указан срок выдачи - от 1 до 30 дней.

Оформлять листок следует на каждого водителя, особенно в том случае, когда транспорт будет использоваться несколькими сотрудниками во время перевозки (п. 11 того же приказа).

На каждый легковой или грузовой автомобиль компании также должен быть выписан свой, отдельный путевой лист (п. 9 того же приказа).

Документ должны регистрировать в бухгалтерии, либо сами руководители организации. Заметьте, срок хранения документов - не менее 5 лет.

Правила заполнения путевого листа грузового автомобиля в 2017 году - порядок внесения изменений до выезда и на линии

Чтобы правильно оформить бланк путевого листа , необходимо следовать следующим правилам:

  1. Не забыть проставить сразу дату и код , по которому будут начислять компенсацию в бухгалтерии.
  2. Указать марку авто, прицепа, гаражный номер , а также количество сотрудников-водителей, личные данные.
  3. Определить количество рейсов , протяженность маршрута.
  4. Записать, сколько литров топлива и других горюче-смазочных материалов требуется . Если в машине есть остаток, то его количество отмечают.
  5. Сделать отметку о состоянии здоровья водителя у лица, который допускает водителя к своей деятельности.
  6. Внести показания спидометра ТС.
  7. Записать, во сколько вы выехали на машине из гаража , во сколько прибыли на место сбора пассажиров, либо груза, указать адрес этого места.
  8. Описать объект перевозки.
  9. Время прибытия на место отгрузки перевозимого товара следует также задокументировать.
  10. Предъявление ТТН грузополучателю также отметьте в соответствующей графе.
  11. Укажите и время отбытия с места отгрузки . Если случится простой на линии, то о нем следует также написать в документе, отметьте и причину.
  12. Далее запишите, во сколько вы прибыли в гараж или на КПП , затем сдайте транспорт механику ОТК или КПП под подпись.

Основные формы путевых листов для легковых и грузовых автомобилей

  1. Для легковушки. Оформляется такой документ по №3. Эта бумага позволяет зафиксировать работу сотрудника. В налоговой это доказательство служит основанием для начисления зарплаты.
  2. Для специального авто. Это разновидность предыдущего документа для легковой машины, поэтому выписывают его по форме №3, специальной. В таком листе записываются также данные о работе водителя.
  3. Для таксиста на легковой машине. Оформляется по №4. В нем также фиксируется работа шофера. По документу начисляют зарплату водителю.
  4. Для грузового автомобиля, водитель которого работает сдельно , выписывается документ по форме №4-с.
  5. Для грузового транспорта, водитель которого выполняет работу повременно и ежедневно , оформляется лист по №4-п.
  6. Для автобуса бумага выписывается по форме №6. Обычно используется такой путевой лист для транспорта, действующего по пригородным или городским маршрутам.
  7. Для автобусов необщего пользования. Перевозя пассажиров в таком транспорте, водитель должен обладать документом по специальной форме №6.

Как правильно разработать собственную форму путевых листов - правила

Не все работодатели желают связываться с оформлением путевых листов. Как правило, на заполнение бумаги уходит много времени. Поэтому можно упростить такой документ только некоторым организациям - тем, которые не имеют штатных водителей и транспортных средств, предназначенных для выполнения перевозок в целях компании.

Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» (от 21.11.1996 N129) в документе вы должны указать все главные сведения.

Штрафы 2017 за отсутствие путевых листов

Физическое лицо , передвигающегося без положенных бумаг, в частности путевого листа, не может быть уголовно наказан. Он будет привлечен к административной ответственности. Это означает, что его обяжут выплатить штраф в размере 500 рублей (ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ).

Юридическому лицу грозит больший штраф - 100 тысяч рублей (ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ). Такое же наказание ожидает компаний, организующих перевозку электрическим, наземным транспортом.

Если у Вас возникли вопросы с утверждением формы путевого листа, задавайте их в комментариях или свяжитесь с нами по телефону.

Мы можем разработать путевой лист такси именно под Вашу организацию с целью предотвращения штрафных санкций

Путевой лист - сопровождающий водителя в пути документ, который служит основанием для перевозки пассажиров, грузов, а также для расчетов заказчика автотранспортных услуг с перевозчиком, учёта потраченных ГСМ и начисления водителю заработной платы.

Правила оформления путевого листа в 2019 году

Существует несколько типовых форм бланков путевого листа:

  • Форма №3 предназначена сопровождать легковые автомобили. Как правило, это служебные поездки сотрудников организации по делам фирмы или партнёров фирмы.
  • форма №3 спец. сопровождает специальную технику с оборудованием на борту. К специальной технике относятся пожарные машины, самосвалы, автокраны, автобетоносмесители, автомобили с компрессорными установками и т.д. Форма предназначена для обслуживания не более двух заказчиков.
  • Форма №4 заполняется для легкового такси; отличается от всех других наличием строки «Принято в кассу наличными».
  • Формы №4-С и №4-П применяются для сопровождения грузовых машин: для разовых рейсов по принципу сдельной оплаты (один рейс - один путевой лист) бланк 4-С, и если применяется временной тариф оплаты грузоперевозки (как правило, это работа в течение одного дня, во время которого может быть несколько рейсов к одному заказчику или к разным заказчикам) - форма №4-П.
  • Формы №6 и №6 (спец.) выписываются для сопровождения автобусов: первая для рейсовых маршрутов, вторая - для сопровождения автобусов необщего пользования (не рейсовых, а обслуживающих, например, детские образовательные учреждения); бланк формы №6 спец. рассчитан не более чем на двух заказчиков.

Путевой лист выписывается диспетчером в единственном экземпляре, и после заполнения всех предмаршутных граф выдается водителю. В конце смены путевой лист сдаётся диспетчеру, тем самым завершая рабочую смену водителя. Новый путевой лист на новый рабочий день выписывается после сдачи предыдущего.

По прибытии машины из рейса данные путевого листа заносятся в журнал учёта путевых листов, после чего рассчитываются затраты автоперевозчика, и рассчитывается зарплата водителю.

Водитель в путевом листе ничего не заполняет, а только расписывается, принимая автомобиль в начале смены и сдавая его в конце; кроме того, водитель расписывается в журнале учета путевых листов, подтверждая получение путевого листа.

Обычно путевой лист выписывается на один рабочий день. Исключение составляют случаи, когда водитель отправляется в командировку и будет отсутствовать больше суток. Тогда путевой лист выписывается на нужное количество дней.

Путевой лист для легкового автомобиля (типовая форма №3) заполняется аналогично общим правилам заполнения бланков путевого листа. Чтобы в пути у водителя, пользующегося легковым служебным автомобилем для управленческих нужд, не было проблем с дорожной инспекцией, организация должна снабдить его доверенностью на машину и путевым листом.

Бланк путевого листа бухгалтерия организации может разработать самостоятельно, но действителен он будет только вместе с доверенностью и только для сопровождения легковых автомобилей, не перевозящих груз и пассажиров.

Выписка путевого листа для любого автотранспорта, перевозящего пассажиров или груз за деньги, обязательна. В случае, если при проверке инспекторами ГИБДД у водителя не окажется ни доверенности на управление служебным автомобилем, ни путевого листа, компании грозит штраф, а машину отправят на штраф-стоянку.

Как заполнить путевой лист правильно

Бланк путевого листа формы 4-п состоит из основной части и отрывного талона.

Основную часть заполняет диспетчер (или заменяющее его лицо), сотрудники компании-грузоперевозчика, представители заказчика. Это документ бухгалтерской отчётности, в котором содержатся подробности грузоперевозки: время в пути, протяжённость маршрута, простои, время работы оборудования, установленного на автомашине и прочее.

Основная часть путевого листа остаётся у перевозчика.

Отрывной талон заполняет заказчик. Указанные в нём данные служат для выставления ему счёта за автотранспортные услуги перевозчиком. Талон прикладывается к выставляемому за перевозки счету.

Также в бланке 4-С/4-П указывается номер каждой товарно-транспортной накладной (форма 1-Т) , которая к нему прилагается. Форма 1-Т служит подтверждением выполненных работ.

Порядок заполнения (на примере формы 4-С):

  1. Дата на документе должна быть такой же, как и в журнале регистрации путевых листов.
  2. Код работ - тот показатель, на основе которого рассчитывается и выплачивается зарплата водителю.
  3. Если транспортные услуги подлежат лицензированию, указывается номер вид, серия и номер лицензионной карточки. В противном случае предложенные варианты зачеркиваются.
    Если груз, кроме водителя, сопровождают другие работники, их ФИО и должности заносятся в графу «Сопровождающие лица».
  4. Табличная часть справа от характеристик водителя и машины содержит информацию о времени отбытия-прибытия транспорта (как и показания спидометра, обычно заполняет работник на КПП) и движении ГСМ (заполняет заправщик/техник организации). Все данные заверяются подписями ответственных лиц.
  5. В таблице «Задание водителю» указывается организация-заказчик перевозок, её адрес, а также могут быть вписаны ФИО представителя заказчика; вписываются фактические адреса погрузки и разгрузки, время прибытия в часах и минутах (если есть график - согласно графика), наименование груза, количество ездок, масса груза, протяжённость маршрута.
  6. Далее идут отметки о технической исправности автомобиля, количестве залитого ГСМ (прописью), о предрейсовом медосмотре - всё они подтверждаются подписями ответственных лиц. Удовлетворительное состояние транспорта на момент выезда подтверждает своей подписью и водитель.
  7. На оборотной стороне бланка путевого листа должны быть перечислены пункты погрузки-разгрузки товара, время прибытия/убытия транспорта в эти пункты, номера всех товарно-транспортных накладных, сопровождающих груз; наименование и реквизиты грузоотправителя и грузополучателя, заверенные подписями его представителей и печатями.
    После того, как водитель закончит свою смену, он вместе с путевым листом сдаёт диспетчеру и сопроводительные товарно-транспортные документы, о чем расписывается в графе «Сдал водитель».
  8. Если в пути или во время погрузки\разгрузки случается что-то, из-за чего получается вынужденный простой транспорта, уполномоченное лицо (работник техподдержки, представитель заказчики и др.) заполняет блок «Простои на линии», где указывает причину и время простоя, заверяя всё своей подписью.
    Для возможных заметок сотрудников ДПС или дорожных служб отведена строка «Особые отметки».
  9. На основе всех имеющихся данных расчётчик (таксировщик) заполняет блок «Результаты работы автомобиля и прицепов» и рассчитывает зарплату водителя.

Путевой лист должен быть заверен печатью организации (на лицевой стороне ставит диспетчер).

Путевой лист является одним из важнейших учетных документов, который имеет хождение на предприятиях, работающих в транспортной сфере, а также использующих автомобили для собственных нужд.

ФАЙЛЫ

Роль документа

Путевой лист решает сразу несколько задач. Связано это с тем, что в нем фиксируется вся важная информация, касающаяся работы автомобиля, в том числе:

  • его техническое состояние;
  • пройденный километраж;
  • часы работы водителя;
  • совершенные переезды в течение смены;
  • расход горюче-смазочных материалов и пр.

На основе всех этих данных проводится контроль за использованием транспортного средства и эффективностью труда водителя, а также в дальнейшем в бухгалтерии предприятия происходит начисление заработной платы водителю, механику и диспетчеру.

Путевой лист заполняется в отношении различных автомобилей: легковых, грузовых, а также спецтехники.

Что должен иметь при себе водитель

Любой водитель в процессе выполнения своей работы должен иметь при себе несколько документов. К ним относятся:

  • водительское удостоверение (с нужным классом допуска);
  • бумаги на автомобиль (если есть прицеп – он тоже должен быть зарегистрирован);
  • сопроводительные документы на перевозимый товар (товарно-транспортные накладные и пр.);
  • если требуется – специальное разрешение на транспортировку особых грузов;
  • путевой лист.

Кто заполняет бланк

Ведение путевых листов обычно возлагается на руководителя структурного подразделения, бухгалтера, диспетчера или иного сотрудника (иногда эти документы выписывает сам руководитель организации).

ВНИМАНИЕ! Водители к заполнению путевых листов допускаться не должны.

Задача водителя для правильного оформления путевого листа заключается только в том, чтобы поставить автограф о приеме и сдаче машины в конце рабочей смены, а также сделать отметки о совершенных переездах.

Путевой лист выдается водителю под расписку, при этом обязательным условием его получения является сдача документа за предыдущий день.

В некоторых случаях путевой лист можно оформлять не на одну рабочую смену, а на более длительный период (например, при междугородних перевозках).

Особенности документа

Единые стандарты первичных документов с 2013 года отменены, так что сейчас сотрудники предприятий имеют право выбрать, оформлять ли им путевой лист каждый раз в свободном виде (что нецелесообразно), разработать свой уникальный бланк документа или применять унифицированную, ранее обязательную форму. Последний вариант оказывается для многих компаний наиболее предпочтительным, т.к. такая форма включает в себя все нужные реквизиты и строки (т.е. нет необходимости тратить время на разработку и создание структуры и содержания листа).

Документ ведется в бумажном (распечатанном) виде, сведения в него вносятся шариковой ручкой любого темного цвета (другие средства письма – фломастеры, карандаши и т.п. применять не стоит).

При заполнении путевого листа следует избегать помарок и ошибок. Если какая-либо оплошность все же произошла, лучше заполнить новый бланк, но если это невозможно, исправлять неправильные данные нужно очень аккуратно. Можно либо замазать их с помощью корректора, либо зачеркнуть и сверху написать верную информацию (сделав рядом отметку «исправленному верить»). Все правки обязательно следует удостоверять подписью лица, их внесшего.

После оформления путевого листа, бланк обязательно подписывается ответственными лицами, а также заверяется печатью предприятия (при условии, что использование штемпельных изделий для визирования подобных бумаг закреплено в учетной политике фирмы).

Прежде чем перейти к примеру заполнения документа, скажем несколько слов о порядке внесения в него информации.

Бланк заполняется ответственным лицом перед тем, как автомобиль выедет из гаража.

В лист ставят свои подписи: механик, который осуществляет контроль за техническим состоянием транспортного средства, по необходимости — медицинский работник, который удостоверяет физическое состояние водителя, сам водитель и ответственный работник.

Образец заполнения путевого листа

Итак, в лист по порядку вписываются:

Во вторую часть бланка слева включаются сведения о задании, выданном водителю на текущую смену. Здесь указываются:

  • кто именно выдал поручение: структурное подразделение и наименование предприятия;
  • адрес подачи;
  • время выезда из гаража (точно – в часах и минутах);
  • подписи механика и водителя.

После поездки следует отметить время возвращения в гараж, периоды ожидания, простоя, назначение поездок и пр., а также заверить всю эту информацию автографом водителя.

С правой стороны документа указываются:

  • сначала данные о техническом состоянии автомобиля на момент выезда: показания спидометра, удостоверяющие исправность машины подписи механика и водителя, марка и код используемого горючего;
  • затем после возвращения подробно расписывается расход горючего (сюда вносит данные заправщик или техник по ГСМ): сколько было выдано по заправочному листу (в литрах), сколько было в баке при выезде из гаража и при приезде обратно, расход (нормированный и фактический), а также сведения об экономии или перерасходе;
  • затем вписываются цифры со спидометра, и механик удостоверяет все это опять же своей подписью.

На оборотной стороне путевого листа указывается информация о поездках, совершенных в течение рабочей смены (по порядку). Здесь пишется

  • адрес, с которого автомобиль выехал,
  • место назначения,
  • время выезда и возвращения,
  • пройденный километраж,
  • подпись водителя.

В завершение бланк заполняется работником бухгалтерии, который рассчитывает количество реально отработанных часов, пройденный километраж, и, исходя из этого, начисляет заработную плату водителю.

Можно ли обойтись без путевого листа

Поскольку путевой лист относится к первичным бухгалтерским документам, его применение обязательно. Если организация пренебрегает заполнением этого документа, в случае она может быть подвергнута административному наказанию в виде штрафа.

Сколько времени хранить документ

Все первичные документы подлежат достаточно длительному хранению. Путевые листы – не исключение. После оформления и проведения по ним всех бухгалтерских операций, эти документы необходимо держать в закрытом от доступа посторонних лиц месте не менее пяти лет или период, установленный внутренними нормативными бумагами организации.

На работу грузового транспорта каждая компания должна оформлять путевые листы, независимо является ли он ее собственностью или она его арендует. Путевка является важнейшим документом по учету расходов на топливо, зарплату, а также входит в состав обязательных при проверке автомобиля бланков, которые запрашивают автоинспекторы.

Обязательная форма путевого листа не предусмотрена законодательством. Компания имеет право самостоятельно разрабатывать бланк, исходя из собственных нужд.

Однако существует два его вида: типовая межотраслевая форма 4 с и , которые предприятие может использовать при оформлении первичных документов по работе транспорта.

Они отличаются способом исчисления оплаты за услуги перевозки. Путевой лист грузового автомобиля форма 4-с используется когда для расчета применяются сдельные показатели, второй бланк - при повременной системе оплаты.

Путевой лист грузового автомобиля выписывается ответственными лицами в компании на один день или смену. В нем обязательно проставляют свои отметки механик, инспектор по предрейсовому медосмотру, диспетчер, заправщик, водитель машины.

Путевой лист грузового автомобиля образец заполнения

Разберем на примере как заполнить путевой лист.

Лицевая сторона

Компания ставит на нем свой фирменный штамп. Документ должен иметь номер, который определяется при регистрации его в специальном журнале, а также дату его заполнения.

При необходимости заполняются код с режимом работы, колонны, и бригады. Далее указываются марка и тип грузового автомобиля, его государственный номер, гаражный идентификатор.

Ниже записываются Ф.И.О. водителя, его табельный номер и реквизиты прав на управление транспортным средством.

Если используется при перевозке прицеп, то на него также в соответствующих графах заполняется аналогичная информация, как и на машину.

В первой таблице справа записываются данные по работе шофера и транспорта. Здесь проставляются плановые и фактические дата и время выезда и заезда, показатели спидометра. В следующих графах указывается вид и код применяемого топлива, количество горючего заправленного, а также на начало и конец дня. В этой же таблице нужно отражать информацию об условиях работы машины (коэффициентах), применяемом спецоборудовании. Эти данные визируются всеми ответственными лицами.

Далее диспетчер заполняет информацию о задании, которое водитель должен выполнить. В него включается указание наименования компании, в распоряжении которой будет находиться автомобиль, адреса и время подачи, вид перевозимого груза, количество ездок, километраж, тоннаж. После этого ответственное лицо расчетным путем определяет количество необходимого топлива и записывает в соответствующую строку, подтверждая данные своей подписью.

Перед выездом на линию медик должен осмотреть шофера и поставить на путевки допуск в виде штампа.

Механик при выезде и возвращении проверяет техническое состояние машины. Передача автомобиля от него к водителю и обратно осуществляется передаточными подписями.

В разделе «Особые отметки» заносится информация о произошедшем ДТП, о проведении инструктажа инспектором по БДД, ремонте и т.д

Оборотная сторона

На оборотной стороне водитель или представитель организации-заказчика делает записи о ходе выполнения задания: во сколько и куда прибыла машина, количество и номера сопроводительных документов. Все эти данные желательно заверить печатями и подписями ответственных лиц контрагентов. Таблица визируется диспетчером и шофером.

Ниже отмечаются имеющие место простои. Записываются данные о причине, виде, продолжительности его, а также ставятся подписи ответственных лиц.

В нижней таблице диспетчер заносит результаты по расходу топлива, рассчитанные при применении норм и по факту использования горючего. Далее проставляется время работы машины с расшифровкой по видам периодов. В следующих столбцах указывается количество ездок и заездов в гараж. Определяется километраж, пройденный машиной, если был прицеп, то и его. Здесь расписывается пробег общий и с грузом.

Заносятся данные по количеству груза, перевезенного машиной и прицепами, и определяется показатель тонна*км, на основе которого выставляются счета заказчикам. Этот раздел визируется таксировщиком.

Ниже справочно записываются данные по кодам марок автомобиля, прицепов и заполняется показатель дни работы автомобиля.

Нюансы

В первую очередь ответственность за правильность оформления путевого листа возлагается на директора фирмы, потом на должностные лица - механика, диспетчера и самого водителя.

Путевой лист грузового автомобиля индивидуального предпринимателя должен оформляться на каждое транспортное средство, а если за данным грузовиком закреплено несколько водителей, то и на каждого водителя. Рассмотрим какой бланк путевого листа применять ИП, как правильно его заполнить и приведем образец заполнения документа.

Путевой лист: особенности для грузового автомобиля ИП

Индивидуальные предприниматели — владельцы грузовиков, используемых в их предпринимательской деятельности, обязаны заполнять путевые листы для каждой автомашины. Один путевой лист может оформляться на срок от 1 до 30 суток.

Как правило, путевые листы выписываются ежедневно, кроме случаев, когда водитель будет выполнять заказ долгое время, не возвращаясь на место постоянной стоянки. В случае если на автотранспорте посменно работают несколько водителей, путевой лист заполняется на каждого их них.

Если ИП, владеющий авто, одновременно и водитель, он также обязан оформлять путевой лист на себя. В нем содержится вся необходимая информация о датах выполнения работ и преодоленном расстоянии. Эти данные необходимы для расчета стоимости оказанных транспортных услуг, зарплаты водителю и стоимости израсходованного топлива.

В случае остановки грузовика представителями ГИБДД водитель должен показать документы на груз — не только транспортно-сопроводительные, например, товарно-транспортную накладную, но и путевой лист.

При проверке трудовой инспекцией соблюдения предпринимателем норм трудового законодательства в отношении наемного персонала обязательно будут затребованы путевые листы, поскольку по ним можно отследить рабочий график водителя и установить корректность начисления зарплаты. Исходя из этих данных, будет видно, соблюдал ли предприниматель правила оплаты труда за сверхнормативный рабочий день (это актуально, если выполняются длительные рейсы).

Также путевой лист обязательно заинтересует проверяющих из налоговой. Изучив эти документы, они получат сведения о том, правильно ли была произведена калькуляция расходов на транспортировку.

Срок хранения путевого листа составляет 5 лет. Ответственность, если путевой лист будет составлен неверно, понесут солидарно ИП и водитель, хотя штрафные санкции применяются все же к предпринимателю.

Реквизиты путевого листа грузового автомобиля ИП

Все обязательные реквизиты путевого листа и способ их заполнения описаны в приказе Минтранса России от 18.09.2008 № 152, который с 15.12.2017 действует в редакции приказа Минтранса от 07.11.2017 № 476. Так, в путевом листе должны быть:

  • номер и дата выписки;
  • установленный срок действия;
  • информация об автомобиле и водителе.

Даты начала и окончания срока действия путевого листа заполняются в формате «ДД.ММ.ГГГГ». В путевой лист необходимо внести сведения о собственнике (ИП), которые должны включать его Ф. И. О., адрес регистрации, ОГРН и телефонный номер для связи.

В графах, в которых требуется привести информацию об авто, указывается регистрационный номер грузовика, его марка и сведения о полуприцепе/прицепе (если он используется), показания одометра на момент выезда/въезда, время выезда/заезда из/в гараж (или автостоянку), а также дата и время проведения предрейсового (или предсменного) контроля технического состояния.

В графах о водителе вписываются его Ф. И. О., а также дата и время проведения медосмотра перед выездом и после него. Также в путевом листе может быть отображена и иная информация, если того требуют особенности деятельности ИП.

Дата-время проверки технического состояния грузовика и дата-время проведения медосмотра водителя должны быть заверены расшифрованными подписями ответственных лиц.

После завершения рейса (смены) водители должны сдавать каждый оформленный путевой лист в бухгалтерию (или ИП, если он ведет учет самостоятельно). Если форма путевого листа предусматривает наличие отрывных талонов, такой талон прикладывается вместе со счетом на оплату транспортных услуг и передается заказчику.

Какой бланк путевого листа грузового автомобиля использовать ИП

До отмены приказа Минтранса от 30.06.2000 № 68 все автовладельцы-предприниматели, чтобы выписать путевой лист, применяли форму ПГ-1, утвержденную этим нормативным актом. После его отмены до 2013 года нужно было использовать бланки формы 4-П или 4-С, введенные в документооборот постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78. А с 2013 года с принятием закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ необходимость использовать унифицированные формы отпала.

Теперь предприниматели могут самостоятельно разрабатывать свой бланк путевого листа. Создавать его нужно, соблюдая требования приказа № 152 и закона № 402-ФЗ.

Вопросы оформления путевого листа с учетом последних изменений м ы обсуждаем в нашей группе в «ВК». Присоединяйтесь!

Выбор формы путевого листа нужно закрепить. О том, как это сделать, читайте .

Если надо составить путевой лист, то в его основу может лечь либо одна из применявшихся ранее унифицированных форм (ПГ-1, 4-С или 4-П), либо собственная разработка. Чаще всего ИП предпочитают форму ПГ-1 (бланк 2019 путевого листа для грузового автомобиля можно скачать ниже по ссылке), поскольку в ней содержатся все необходимые для заполнения реквизиты и она достаточно привычна для использования как путевой лист.

Путевой лист по форме 4-С больше подходит для тех случаев, когда используется спецтранспорт. Что касается формы 4-П, она удобна для предпринимателей, которые используют для расчета с водителями почасовую форму оплаты. При этом обязательным дополнением к форме 4-П служит ТТН, ее номер заносится в путевой лист. После завершения рейса 1 экземпляр транспортно-сопроводительной накладной должен прикладываться к оформленному путевому листу и храниться вместе с ним.

Все оформленные путевые листы регистрируются в специальном журнале. Ответственным за ведение такого журнала у ИП является сам предприниматель.

Алгоритм оформления и ведения журнала учета путевых листов см . .

Достаточно важно, чтобы в самостоятельно разработанной форме были учтены и заполнены реквизиты, подтверждающие расход топлива. Правильно заполненный путевой лист — законное основание для последующего списания ГСМ. Об этом упоминается и в письме Минфина от 25.08.2009 № 02-03-06/2-161.

О правилах учета расходов ИП, работающего на УСН, читайте в материале «Перечень расходов при УСН “доходы минус расходы”» .

Где найти образец путевого листа грузового автомобиля для ИП

Где же посмотреть путевой лист грузового автомобиля - образец заполнения 2018-2019? Предприниматели довольно часто не только испытывают затруднения в выборе бланка путевого листа, но и не знают, как правильно заполнить хоть какой-нибудь из бланков путевого листа. Поскольку традиционной для оформления путевого листа считается форма ПГ-1, мы приводим образец ее заполнения на нашем сайте.

Здесь же вы сможете скачать образец заполнения путевого листа 2018-2019.

Итоги

ИП могут использовать унифицированный бланк путевого листа грузового автомобиля или разработать его самостоятельно, учитывая требования Минтранса РФ, установленные приказом от 18.09.2008 № 152.

О последних требованиях к реквизитам путевого листа узнайте в материалах: