Ук рф уголовный проступок. Больше справедливости, меньше судимостей: ВС предложил дополнить УК проступком

В Уголовный кодекс РФ необходимо ввести новый вид ответственности, который станет переходным между административной и уголовной. Такое мнение в интервью агентству городских новостей "Москва" высказала уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова
Moscow-Live.ru

В Уголовный кодекс РФ необходимо ввести новый вид ответственности, который станет переходным между административной и уголовной. Такое мнение в интервью агентству городских новостей "Москва" высказала уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова.

"Сегодня у нас нет переходного состояния от административного правонарушения к уголовному, то есть две стадии общественной опасности: одна уголовно наказуемая, которая порождает судимость даже за преступления небольшой и средней тяжести, и это нарушения общественного порядка, общественной безопасности, влечет административную ответственность", - сказала омбудсмен.

По мнению Москальковой, следует разработать законопроект об уголовном проступке - деянии, которое по степени опасности выше административного правонарушения, но ниже уголовно наказуемого, ведущего к судимости. "То есть человек несет ответственность за уголовный проступок, но судимость как последствие такого наказания не преследует его по жизни, что может сделать его быстрее адаптируемым к жизни после исполнения наказания по уголовному проступку", - пояснила омбудсмен.

Как считает уполномоченный по правам человека, к новой категории уголовного проступка можно будет отнести такие преступления небольшой тяжести, как мелкое хулиганство или кража.

Генерал-майор МВД Татьяна Москалькова была назначена уполномоченным по правам человека в России в апреле 2016 года. Она сменила на этом посту Эллу Памфилову, которая стала главой Центризбиркома.

Недавно произошел скандал с участием омбудсмена - сообщалось, что Татьяна Москалькова прервала интервью с журналистом "Новой газеты" Павлом Каныгиным на 33-й минуте, назвав его вопросы "однобокими", после чего высадила его из своего автомобиля. Беседа проходила в машине омбудсмена, на которой она ехала на молодежный форум во Владимирскую область. По словам спецкора, через час после инцидента Москалькова отыскала его, попросив не публиковать интервью, так как она в нем "выглядит плохо".

Однако редакция все равно обнародовала интервью. В нем Москалькова, по просьбе журналиста оценивая резонансные законы об НКО, закон о митингах, "закон Димы Яковлева" о запрете иностранного усыновления и закон в отношении ЛГБТ, заявила, что никто прав секс-меньшинств в России не ущемляет, им только нельзя усыновлять детей. Когда же речь зашла о грантах, выделяемых НКО, Москалькова дала понять, что не слышала о Московской Хельсинкской группе, а название "Мемориала" просто забыла, обозначив его как "фонд на букву "М".

В настоящее время в России существует два вида ответственности за правонарушения - административная и уголовная. Административное правонарушение не такое тяжкое, как преступление, поэтому наказание за него существенно мягче. Административно наказываются: нарушение правил противопожарной безопасности, нарушение правил дорожного движения, повреждение чужого имущества, появление в общественном месте в пьяном виде, безбилетный проезд. Административные правонарушения наказываются штрафом или арестом до 15 суток. Уголовная ответственность предусмотрена за более серьезные преступления, виновные наказываются разными сроками лишения свободы вплоть до пожизненного.

В российское законодательство предложили ввести понятие «уголовный проступок», промежуточное между административным правонарушением и уголовным преступлением. Предполагается, что это позволит не приравнивать к преступникам граждан, совершивших незначительные противоправные деяния.

Не преступники, а оступившиеся

О возможности модернизации уголовного законодательства заявил в сентябре глава Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев. По его словам, сейчас российское уголовное законодательство отличается излишней криминализацией, при этом 55% всех дел, которые рассматривают суды, относятся к категории небольшой тяжести. По мнению Лебедева, многие из этих дел можно считать не преступлениями, а проступками, что и стоит зафиксировать в законодательстве.

«За уголовный проступок не будет назначаться наказание в виде лишения свободы, к нему будет применяться сокращенный срок давности привлечения к ответственности, и он не будет иметь последствий в виде судимости», – пояснил глава ВС РФ. Он также отметил : «Последствия уголовного наказания очень тяжелы в социальном плане. Они накладывают на человека ограничения, лишают его определенных социальных возможностей. Это и право на определенную профессию, и бытовые вопросы: получение кредита, выезд за границу. Кроме того, они затрагивают и права членов семьи осужденного».

Введение уголовного проступка обсуждалось на Всероссийском съезде судей 6-8 декабря. В ходе этого мероприятия Лебедев заявил, что проступком могло бы стать незаконное предпринимательство, которое сейчас считается преступлением.

Идею реформы уголовного законодательства поддерживает Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова. По ее мнению, к проступкам могут быть отнесены, например, такие деяния, как мелкое хулиганство и кража в небольшом размере без отягчающих обстоятельств.

Председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин подчеркнул , что незначительные преступления нельзя просто перенести в КоАП РФ, потому что тогда подследственные потеряют процессуальные гарантии. Более того, Зорькин считает, что переводить в категорию уголовных проступков надо не незначительные преступления, а, наоборот, некоторые административные правонарушения.

В свою очередь, глава Совета по правам человека в РФ Михаил Федотов отметил , что норма об уголовном проступке якобы уже появилась в УПК РФ. «Ввести в КоАП нормы об уголовном проступке. Сейчас норма появилась в УПК, а в КоАП ее нет. Таким образом два этих кодекса – они рассогласовались», – предложил он. Однако остается неясным, какую именно норму УПК глава СПЧ имел в виду. Поиск по кодексу результата не дает, СМИ о таком нововведении также не сообщали.

Иностранный опыт

А вот в УПК Украины в 2012 году действительно появилось понятие уголовного проступка. Точнее, там теперь присутствует понятие «уголовное правонарушение», которое подразделяется на две категории – преступление и проступок. В сентябре 2016 года украинские власти пошли еще дальше, разработав отдельный законопроект об уголовных проступках. В рамках проекта предлагается, в частности, передать расследование таких деяний от следователей участковым.

Во Франции уголовно наказуемые деяния разграничиваются на проступки, правонарушения и преступления. Первыми двумя категориями занимаются исправительные суды, а третьей – суды магистратов. Также разграничение на проступки и преступления существует в уголовном праве Германии.

В Казахстане понятие уголовного проступка было введено в 2015 году. Правда, там реформа проходила в обратном порядке – уголовными проступками признали некоторые деяния, которые раньше считались административными правонарушениями (например, самовольное пользование недрами и нарушение правил охраны рыбных запасов). Государство объявило политику «нулевой терпимости» даже к незначительным нарушениям закона. В то же время авторы реформы подчеркивали, что уголовное преследование выгоднее и для самих обвиняемых. Ведь они получают право на адвоката и другие процессуальные гарантии.

Сейчас, два года спустя, в Казахстане часто критикуют новое уголовное законодательство. Так, бывший председатель Верховного суда, а ныне сенатор Бектас Бекназаров назвал введение уголовных проступков большой ошибкой. Он подчеркнул, что даже такие незначительные уголовные приговоры роняют тень на всю оставшуюся жизнь людей.

Авторы казахстанской реформы указывают, что опирались на международный опыт – в частности, на опыт Германии. Однако, по мнению министра внутренних дел Калмуханбета Касымова, немецкие законы нельзя было бездумно переносить на казахстанскую почву. «У них абсолютно другая структура правоохранительных органов и совсем другие взаимоотношения», – пояснил он.

Исторический контекст

Понятие уголовного проступка с середины XIX века существовало в дореволюционной России. Тогда «деяния, воспрещенные законом» подразделялись на тяжкие преступления, просто преступления и проступки. По мнению историков, преступление считалось посягательством на само охраняемое законом благо, а проступок – посягательством на нормы закона, охраняющие это благо. Дифференциация была достаточно искусственной и сильно зависела от произвола власти.

Советские юристы вернулись к обсуждению идеи уголовного проступка во второй половине XX века. В ходе опроса, проведенного в 1990 году среди 312 работников правоохранительных органов Куйбышевской области (ныне Самарская), 41,7% респондентов высказались за введение такого понятия.

«Лицо, совершившее уголовный проступок, может быть освобождено от уголовной ответственности по определению суда либо постановлению прокурора, следователя или органа дознания. На преступников подобная льгота не должна распространяться. За уголовные проступки необходимо установить сокращенные сроки давности уголовного преследования. Совершение уголовного проступка, наконец, не должно влечь судимости», – предлагал в статье в издании «Известия высших учебных заведений» кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Куйбышевского университета П.В. Коробов.

Коробов также подчеркивал, что простой перевод незначительных преступлений в категорию административных правонарушений не всегда применим. По мнению ученого, это означало бы «ослабить борьбу со многими довольно опасными посягательствами».

Сложная тема

На приведенных примерах можно увидеть и плюсы, и минусы внедрения понятия «уголовный проступок». С одной стороны, это может обеспечить декриминализацию незначительных преступлений без потери процессуальных гарантий и без излишнего ослабления ответственности. То есть мелкая кража или незаконное предпринимательство уже не будут ставить человека на одну планку с убийцами. Но при этом он, во-первых, все же не будет относиться к своему деянию слишком легкомысленно, а во-вторых – будет иметь право на адвоката и полноценное рассмотрение дела в суде.

С другой стороны, как видно на примере Казахстана и из выступления Валерия Зорькина, существует риск обратного сценария. Некоторые административные правонарушения станут уголовными проступками, что, несмотря на формальное отсутствие судимости, все же ухудшит положение нарушителей.

И даже если реформа действительно обернется исключительно либерализацией законодательства – все может оказаться не так просто. Вспомним недавний случай с декриминализацией побоев, когда одни правозащитники увидели в этом решении поддержку семейного насилия, а другие правозащитники обвинили первых в попрании «традиционных ценностей». Компромиссный вариант закона довольно странным и, безусловно, промежуточным. А ведь речь шла только об одной статье УК РФ! Что же начнется, если пересматривать составы преступлений придется массово?

Опасения по поводу реформы высказал Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции», созданный правительством при участии бизнес-ассоциации «Деловая Россия». Предприниматели признают, что введение понятия уголовного проступка может быть полезным. Однако они полагают, что это может повлечь за собой упрощение привлечения к ответственности. По данным ЦОП, проведенное ранее выделение «мошенничества в сфере предпринимательской деятельности» в отдельную статью УК привело к увеличению числа уголовных дел. Хотя изначально речь шла также о либерализации законодательства.

Кандидат юридических наук, адвокат Максим Никонов, анализируя предлагаемую реформу, отметил, что УК РФ уже предусматривает такие механизмы минимизации последствий уголовного преследования, как примирение сторон, деятельное раскаяние, освобождение от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа и освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности. «Вряд ли следует умножать правовые сущности без меры – вместо отладки уже имеющегося инструментария», – заключает адвокат. Он подчеркивает, что если реформа все же будет проведена – к ней придется отнестись очень внимательно и решить много сложных вопросов, иначе она «грозит обернуться или еще большим юридическим хаосом, или паллиативными мерами».

Менять не бумаги, а сознание

Возможно, вместо формального жонглирования понятиями судимости и несудимости (или параллельно с ним) стоило бы обратить внимание на реабилитацию осужденных и их положение в обществе. Сейчас ситуация такова, что любая причастность к уголовной тематике однозначно вычеркивает гражданина из числа «нормальных». И далеко не факт, что в будущем кого-то оправдает фраза «Но меня судили не за преступление, а за проступок». Да, человек не будет иметь судимости и получит больше возможностей скрыть факт вынесения приговора – но все равно многим в его окружении будет известно о его проблемах.

Казахстанский министр внутренних дел отмечал, что в Германии «абсолютно другая структура правоохранительных органов и совсем другие взаимоотношения», в связи с чем германские законы нельзя копировать в Казахстане. Может быть, это в какой-то мере касается и России тоже – необходимо обратить внимание в первую очередь на взаимоотношения. Меньше готовности клеймить оступившихся людей, с одной стороны, и меньше хулиганского ухарства и уголовной романтики, с другой стороны.

Ну и, конечно, в первую очередь необходимо уделять внимание профилактике мелких правонарушений – что уже является областью ответственности социальных служб и местных чиновников. Им необходимо тщательнее работать со школьниками, с неблагополучными семьями, с малообеспеченными гражданами, с бездомными, и даже с теми же предпринимателями. Многих людей можно удержать от нарушения закона, просто показав им, что власть на их стороне и всегда готова помочь решить проблемы правовым путем.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.

Верховный Суд Российской Федерации продолжает работу по подготовке поправок, направленных на гуманизацию уголовного законодательства. Напомним, с 15 июля прошлого года по инициативе Суда стало возможным освобождение от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа лиц, впервые совершивших преступления небольшой или средней тяжести, при условии, что они возместили ущерб или иным образом загладили причиненный преступлением вред (). Как показывает статистика ВС РФ, судебные штрафы активно применяются на практике – за первое полугодие текущего года они были назначены 7335 лицам.

Однако судебный штраф не всегда является адекватной мерой воздействия, поэтому ВС РФ предлагает применять к лицам, впервые совершившим преступления небольшой и средней тяжести, помимо него, другие уголовно-правовые меры, аналогичные не связанным с изоляцией осужденных от общества видам наказаний, а именно: обязательные работы и исправительные работы. Постановление о внесении в Госдуму законопроекта, предусматривающего дополнение соответствующими нормами УК РФ и УПК РФ (далее – Законопроект; текст документа имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ), принято сегодня на заседании Пленума ВС РФ. Сроки, на которые обязательные и исполнительные работы, согласно Законопроекту, смогут назначаться, составляют от 30 до 240 часов и от одного месяца до одного года соответственно – это в два раза меньше сроков отбывания таких работ в качестве наказания ( , ).

Кроме того, Законопроект предусматривает закрепление в УК РФ нового понятия – уголовный проступок. Под уголовным проступком предлагается понимать преступление небольшой тяжести, за совершение которого Уголовным кодексом не предусмотрено наказание в виде лишения свободы. Поскольку такие деяния представляют наименьшую общественную опасность, лица, впервые их совершившие, а таковыми будут считаться те, кто не имеют неснятой или непогашенной судимости, должны освобождаться от уголовной ответственности, считают авторы Законопроекта. Существующие на данный момент основания для освобождения от уголовной ответственности (), напомним, не носят обязательного характера.

Но в то же время в случае, например, деятельного раскаяния или примирения с потерпевшим лицо, совершившее преступление, освобождается от ответственности без применения каких-либо мер воздействия, а освобождение от ответственности за совершение проступка будет сопряжено с назначением судебного штрафа либо обязательных или исправительных работ, а для несовершеннолетних лиц – принудительных мер воспитательного воздействия. "В связи с этим представляется целесообразным предусмотреть для суда право, а не обязанность применения в отношении лиц, совершивших уголовный проступок, иных мер уголовно-правового характера", – считает партнер международной юридической группы KDS Legal Лев Глухов . Нелогичными, по мнению эксперта, являются и положения Законопроекта, предусматривающие сокращенный срок давности привлечения к уголовной ответственности за совершение уголовного проступка и особенности условно-досрочного освобождения от наказания, назначенного за уголовный проступок, ведь предполагаемая обязательность освобождения совершившего его лица от уголовной ответственности предполагает неприменение в его отношении уголовного наказания.

Помимо поправок в УК РФ, Законопроектом предусмотрены, разумеется, корреспондирующие поправки в , регламентирующие порядок прекращения уголовного дела или уголовного преследования с назначением иных мер уголовно-правового характера, которые применяются при освобождении от уголовной ответственности, в ходе как досудебного, так и судебного производства. Закрепляется обязанность судьи разъяснять в постановлении о назначении лицу иной меры уголовно-правового характера последствий уклонения от уплаты штрафа, отбывания обязательных работ или исправительных работ (в зависимости от того, какая мера назначена). Злостное уклонение от исполнения любой из этих мер, согласно Законопроекту, будет основанием для возобновления производства по уголовному делу.

Как ранее писал портал ГАРАНТ.РУ, многие эксперты . Тем не менее Законопроект в целом одобрен Минюстом России и Генеральной прокуратурой РФ, а также согласован с судебным сообществом. Главным положительным результатом его принятия, по мнению разработчиков и заинтересованных ведомств, станет возможность замены по более чем 80 составам преступлений небольшой тяжести уголовной ответственности на иные меры уголовно-правового характера, не влекущие судимости совершивших их лиц и связанных с ней негативных последствий.

Соответствующий проект вносится Верховным Судом РФ в Госдуму.

Необходимость выделения данной категории деяний вызвана тем, что среди преступлений небольшой тяжести сейчас имеются те деяния, которые представляют наименьшую общественную опасность и с учетом характера этой опасности не влекут наказания в виде лишения свободы (например, такие преступления в сфере экономической деятельности, как незаконное предпринимательство, злоупотребления при эмиссии ценных бумаг, совершенные без отягчающих квалифицирующих обстоятельств). Совершение любого из данных видов преступлений влечет одни и те же правовые последствия с точки зрения давности уголовного преследования, погашения судимости, условно-досрочного освобождения. Отнесение к одной и той же категории преступлений деяний, существенно различающихся по характеру общественной опасности, не вполне согласуется с общеправовым принципом справедливости и принципом индивидуализации уголовной ответственности и наказания.

Проектом предусматривается обязательное освобождение несовершеннолетних, впервые совершивших уголовный проступок, от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

К лицам, совершившим впервые уголовный проступок либо совершившим впервые преступления небольшой или средней тяжести, предлагается применять наряду с судебным штрафом меры, сходные с некоторыми видами наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, а именно: обязательные работы и исправительные работы.

Проектом также вносятся поправки в некоторые нормы УК РФ, смягчающие уголовное наказание и правовые последствия в случае совершения уголовного проступка. В частности, для лиц, осужденных за совершение уголовного проступка, предусматривается сокращение продолжительности срока, по отбытии которого возможно условно-досрочное освобождение от наказания, а также срока давности обвинительного приговора суда. Кроме того, предусматривается сокращение продолжительности срока давности уголовного преследования для лиц, совершивших уголовный проступок, до одного года.

Проектом, кроме того, предлагается внести в Уголовно-процессуальный кодекс РФ корректировки, согласующиеся с изменениями, вносимыми в Уголовный кодекс РФ в связи с введением понятия уголовного проступка и расширением иных мер уголовно-правового характера. При этом прекращение уголовного дела или уголовного преследования в отношении лица, совершившего уголовный проступок, не будет исключать право потерпевшего на возмещение вреда, причиненного ему в результате совершения данного деяния, в рамках искового производства.

Верховный суд России выступил с законодательной инициативой о введении уголовного проступка. Как следует из проекта закона, в разряд уголовных проступков предполагается перевести порядка восьмидесяти составов преступлений, предусмотренных Особенной частью Уголовного кодекса РФ, относящихся к преступлениям небольшой тяжести.

Уголовный проступок и его необходимость

По составам преступлений, которые предлагается перевести в разряд проступков, в прошлом году было осуждено около 40 000 человек, и все эти люди на всю жизнь получили пятно в свою биографию в виде судимости. Как правило, их преступления не так страшны и зачастую совершаются по глупости или недомыслию. Законопроект об уголовном проступке предлагает дать оступившимся людям еще один шанс. Главной идеей законопроекта является гуманизация российского уголовного законодательства, а самым значимым преимуществом введения категории «уголовного проступка» в Уголовный кодекс РФ является отсутствие судимости и всех связанных с судимостью правовых последствий.

Наказание за уголовный проступок

В качестве наказаний за совершение уголовного проступка по новому УК РФ предполагается ввести штраф, обязательные работы или ограничение свободы. После наказания человек формально будет считаться освобожденным от уголовной ответственности, то есть несудимым.

Зарубежный опыт

Понятие уголовный проступок предусмотрен во многих странах мира, в том числе Украине, Франции, Германии и др. Например, во Франции преступные деяния разграничиваются на проступки, правонарушения и преступления. Двумя первыми категориями занимаются исправительные суды, а третьей – суды магистратов.

Какие преступления попадут под уголовный проступок

Как говорилось ранее, под уголовные проступки могут попасть преступления небольшой тяжести, к которым относятся, например, клевета (128.1 УК РФ), побои (ст. 116 УК РФ), причинение легкого вреда здоровью (ст. 115 УК ФР), простой состав кражи (ст. 158 ч.1 УК РФ) и др.

Категория уголовного проступка существовала в российском законодательстве до начала XX века, с тех самых пор юристы периодически предлагали ее вернуть. На сегодняшний день законопроект о введении уголовного проступка поступил на рассмотрение в Государственную Думу РФ