Аптечные пункты: как избежать проблем с налоговой инспекцией. Теперь фармацевты грозят закрытием аптек

Признаваться в финансовой несостоятельности - всегда неудобно. Вроде как получается, что предприниматель работает плохо. А что делать, если наращенную эффективность полностью съедает новая система налогообложения, которая приравнивает аптеку к ларьку, торгующему пивом и сигаретами? С 1 января этого года аптеки перевели на общую систему налогообложения, и ставка по страховым взносам сразу выросла более чем в два (!) раза - с 14 до 34%. Прибавьте рост арендной платы, энергоносителей и коммунальных платежей. Даже не будучи провидцами, провизорам не потребовалось много времени, чтобы понять - не выжить! - и даже таким «акулам» российского фармацевтического бизнеса, как, например, аптечная сеть «36,6». Вместе с коллегами из разных регионов страны представители компании озвучили результаты работы «по-новому». Итого: с начала года 20% российских аптек уже закрылись, 7% специалистов попали под сокращение. Перспективы не просто не радужные, а согласно которым до конца года закроется почти каждая вторая аптека, а те, кто выживет, вынуждены будут закладывать возросшее налоговое бремя в стоимость лекарств - в каждую ампулу и в каждую таблетку.

Прогнозы настолько удручающие, что РААС в середине июня провела брифинг, на котором через СМИ, по сути, обратилась напрямую к потребителю. Во-первых, по карману обычных людей, а любой из нас хоть раз в жизни ОРЗ да болел, это ударит в первую очередь (цены на лекарства неизбежно вырастут), скажется на удобстве потребителя (просто потому, что аптек станет меньше), и, возможно, затронет вопросы безопасности (вспомним теневой фармацевтический рынок, зарплаты в конвертах и все сопутствующее начала 90-х). Во-вторых, аптекари вынуждены обнародовать информацию - к чиновникам и депутатам они уже обращались.

В Минсоцздравразвития и Минпромторге не отрицают социальную значимость аптек, и депутаты Госдумы, наверное, так же болеют, как простые смертные, по крайней мере, по словам исполнительного директора РААС Нелли Игнатьевой, и те и другие выражают полное понимание и сочувствие. Тем не менее, закон вступил в силу, и аптекари платят налоги и взносы, не как продавцы жизненно необходимых ЛС, а как и все продавцы подчас не всегда полезных вещей. Вернее, даже больше, чем большинство из них.

Ни одна из российских аптек не относится к предприятиям малого бизнеса, - заявление Нелли Игнатьевой , исполнительного директора РААС, не может не вызвать недоумения. - Согласно классификации, мы не относимся к социальным предприятиям торговли, и, соответственно, не обладаем никакими льготами.

Данные министерства здравоохранения настолько разнятся с цифрами Росстата, даже в таком, казалось бы, элементарном вопросе, как количество аптечных организаций, что не приходится удивляться той легкости, с которой они обрекают их на закрытие. Чиновники уверены, что в стране почти 70 тыс. аптечных организаций, статистики насчитали где-то в полтора раза меньше - 47 тыс. Вот и получается, что сокращение аптек в полтора-два раза в ходе естественного отбора не кажется ни законодательной, ни исполнительной власти катастрофой. После того как представители РААС начали ходить по кабинетам и отстаивать льготные ставки, чиновники от здравоохранения спохватились было и - подготовили в апреле законопроект, который предполагает введение льготных тарифов по страховым взносам. Но, во-первых, льготные - это все равно 26% (вместо прежних 14%), во-вторых, предусмотрена льгота только для аптек, оставшихся на ЕНВД, а таковых не много. По оценкам РААС, до 70% аптечных организаций страны с января этого года лишились льготной системы по ЕНВД, на «упрощенке» работает около 1% аптек, да и то - в Москве, где не применяется ЕНВД. Есть данные и по тем аптекам, которые и до нововведения платили в казну на общих основаниях. Послабление весьма сомнительное, к тому же это всего лишь проект. В общем, «воз и ныне там», ну не в ВОЗ же российским фармацевтам обращаться? Хотя формально, вроде бы чиновники не бездействуют, и доводы РААС были услышаны.

Что было, что - будет?

К гадалке не ходи, а факты и данные статистики - вещь упрямая. Порядка 20% российских аптек до января подпадали под общую систему налогообложения. И - все они (!) были убыточными или практически являлись таковыми. Выживали за счет других аптек сети, т.к. социальную значимость своих предприятий аптекари как раз отлично понимают, и не закрывали аптечные пункты даже в небольших населенных пунктах, где от силы раз в неделю кто-нибудь упаковку анальгина купит. По таким аптекам новые ставки ударили в первую очередь.

Мы закрываем предприятия в 1600 населенных пунктах, - цифры, озвученные генеральным директором государственного предприятия Красноярского края «Губернские аптеки» Александром Ли , - огромны. Но и край Красноярский велик и необъятен - по географии это 800 километров в длину и полторы тысячи километров в ширину. - Например, печально знаменитая Хатанга. Про потерю рентабельности не хочу говорить, она очевидна. К тем цифрам, которые называли коллеги, добавлю транспортную составляющую. У нас пересылка 10 килограммов лекарств в отдаленные населенные пункты обходится в 70 тысяч рублей!

Представителям государственных и муниципальных аптечных организаций, пожалуй, труднее всего. Пример Челябинска перед глазами, для которого новые ставки стали смертоубийственны. В крупном промышленном и региональном центре закрылись ВСЕ (!) муниципальные аптеки. Там принято решение о наделении ряда частных учреждений функцией льготного отпуска лекарств, но это опять же больше похоже на латание дыр в условиях общего системного сбоя. То же, что лечить воспаление легких аспирином.

К слову, фармацевты давно просили отменить ценорегулирование на препараты стоимостью ниже 100 руб. Аптеки как предприятия социально ответственные поддерживают обязательный ассортимент, зарабатывая на том же отечественном аспирине сущие копейки, но очередная попытка государства «сделать как лучше» переформулировала вопрос рентабельности для аптечных учреждений в вопрос жизни и смерти.

Мы не предлагаем, мы требуем, чтобы аптекам вернули социальный статус! - председатель экспертного совета по здравоохранению общественного объединения «Деловая Россия» Давид Мелик-Гусейнов категоричен. - Нельзя приравнивать аптеки к предприятиям торговли. Мое мнение, что ставка по отчислениям в социальные фонды для аптек не может быть больше 20%.

Аналитики РААС просчитали неизбежный рост цен на лекарства по ставкам, которые сейчас есть в налоговом законодательстве. Итак, при существовавшей ставке в 14% цены в этом году выросли бы на 3%, при ставке 20% соответственно до 5%; но, поскольку даже те аптеки, которые останутся на ЕНВД, возможно, и только в лучшем случае будут платить 26% в соцфонды, аналитики прогнозируют рост цен более 6%, а большинство аптек - по высшему тарифу в 34%, то можно ждать подорожание лекарств на 10%. Обращаю внимание, что этот рост цен рассчитан без учета инфляции.

«Московские аптеки»: Не боитесь, что обнародование подобных прогнозов чиновники от здравоохранения могут воспринять как шантаж?

Это констатация факта, - отвечает исполнительный директор РААС Нелли Игнатьева. - Нам нечего терять.

Много было сказано про особенности выживания национальной фармацевтики, а теперь, что называется, - цифра дня. По данным Росстата на конец мая, средняя рентабельность российских аптек составляет 0,9%. Это при льготной системе налогообложения даже до 1% аптекари не дотягивали. В зависимости от размеров аптечной организации рентабельность варьировалась от 0,5 до 2%.В последнем случае, как правило, прибавку давали сопутствующие товары и лечебная косметика, что не может быть панацеей.

Кому выгодно и еще один извечный русский вопрос

Если лечить пневмонию аспирином, пациент, может, и выживет, если организм сильный и сам справится. Беда в том, что даже сильные мира фармацевтического и при существовавших ставках работали на грани рентабельности.

По словам генерального директора сети «36,6» Валерии Солок , отчисления в социальные фонды увеличились почти в 2 раза: «В абсолютных цифрах это 159 миллионов рублей только за I квартал этого года против 88 миллионов за тот же период прошлого года. Прибавьте НДС, который теперь аптеки, переведенные на общую систему налогообложения, также будут платить полностью. О какой инвестиционной привлекательности бизнеса можно говорить»?

Мы всегда поддерживали все инициативы правительства, например, в начале 2010 г. одними из первых добровольно снизили на 12% цены на ЖНВЛП.

Эта крупная фармацевтическая сеть могла себе это позволить - и за счет оборота, и за счет собственного производства, выпуская лекарственные средства и препараты под собственной торговой маркой. Отвечая на вопрос «что делать?», аптекари пребывают в некоторой растерянности. Пусть и снижая издержки, без закрытия ряда аптек не обойтись даже крупным сетям. Все они уже в минусе и закладывают на год отрицательный баланс. Осложнились отношения с дистрибьюторами, которые почувствовали уязвимость аптек, и, опасаясь недолговечности отношений (просто из-за того, что аптека может разориться), все менее охотно идут на отсрочку платежа и другие формы сотрудничества. Дробление крупных сетей на мелкие предприятия - как вариант, но, опять же, сопряженный с ростом издержек. Мелким участникам рынка, хотя, повторюсь, официально к предприятиям малого бизнеса аптеки не относятся, проще сменить сферу деятельности.

Закладывать возросшие затраты в цены - без вариантов. Напугать россиянина ростом цен практически невозможно. Интернет кишит возмущениями по поводу новой потребительской корзины на 2011-2012 гг. Обнародованный во второй половине июня закон оставляет потребности среднестатистического гражданина на уровне 2006 г., то же относится и к среднестатистическому москвичу. Итак, предполагается, что на лекарства гражданин тратит 10% от непродовольственных расходов, и это вместе с товарами первой необходимости и средствами санитарии, в абсолютных цифрах - это вообще кот наплакал, т.е. купил пару пачек стирального порошка (а за одеждой очень бережно надо ухаживать, а то одной-то ветровочки на 5 лет не хватит) - и на лекарства ничего не остается. Соседка-пенсионерка тратит на лекарства больше половины своей пенсии, это ей повезло, нет хронических заболеваний, львиная доля уходит на коммунальные платежи и на питание практически ничего не остается. Надо ли говорить, что при таком образе жизни - расходы на лекарства могут только расти, даже не из-за того, что аптекари поднимут цены на лекарства.

Один из журналистов задал вопрос про уход в Интернет как форму спасения. Провизоры не рассматривают его как вариант. Тогда уж в подполье, но возвращение к 90-м тоже больше имеет отношение к популизму, нежели к реальному способу борьбы за выживание. Интернет-аптека, как и обычная, должна иметь склад, который могли бы проверить контролирующие организации. Тем более что лекарства - товар не только жизненно важный, но и требующий соблюдения вполне конкретных условий хранения на разные их группы.

Мы говорим про нетеневой фармацевтический бизнес, - председатель координационного совета РААС Сергей Кривошеев вспомнил про квотирование в советские времена. - В Москве, где на одном пятачке возле метро можно встретить 5, а то и больше аптек, может, действительно, существует некоторый переизбыток данных торговых точек, и ликвидация части которых не будет так ощутима.

В первую очередь новая система налогообложения ударила по регионам, особенно по дотационным. Столица вообще в данной ситуации - не показатель, скорее уж Челябинск, где закрылись все муниципальные аптеки, та же Хатанга и Красноярск. В Красноярске, кстати, только за 2 года торговые точки государственного предприятия «Губернские аптеки» подверглись более чем 700 проверкам! Поэтому, переходя к вопросу, кому и зачем это надо, при всей внешней очевидности ответа на него не найти.

Если государство так хочет контролировать фармацевтический бизнес «от и до» (если аптек станет меньше, делать это будет намного проще), то, по словам участников брифинга, этот, пожалуй, и так самый прозрачный бизнес, легко мониторится и проверяется.

Увеличить наполняемость соцфондов? Сомнительно, с учетом ликвидации ряда предприятий, «выжившие» будут приносить столько же, если не меньше. Позиция чиновников напоминает поведение старухи из сказки про золотую рыбку. Как можно было увеличивать ставки более чем вдвое, если данные по существовавшей рентабельности в 1% Росстат не хранил под грифом «совсекретно»? И кто будет наполнять фонды? И все равно мы отнесем эти деньги в аптеки, чтобы купить лекарства по выросшим ценам. Тут чиновники правильно рассуждают, лекарства - вещь необходимая, может быть, больше, чем хлеб. Если заболел - никуда не денешься, пойдешь и купишь, то, что, как говорится, «доктор прописал». А вот про пенсии - это они зря. Притом что у нас по средней продолжительности жизни мужчины вообще не доживают до пенсионного возраста, в т.ч. и из-за уровня медицинского обслуживания, и далеко не всем интересно, сколько и куда отчисляется сейчас. В общем, широкомасштабная реформа здравоохранения задела и фармацевтику. РААС в очередной раз обратилась к Президенту Дмитрию Медведеву с просьбой об индивидуальном рассмотрении вопроса налогообложения аптечных организаций. И если обмен полисов вызывает технические вопросы со стороны пациентов и некое сопротивление со стороны врачебного сообщества, то резкое увеличение налогового бремени в отношении аптек - не контрастный душ для оздоровления фармацевтического рынка (выживет сильнейший), мы-то знаем, что закаливанием можно заниматься, когда организм здоров, а при существовавшей рентабельности в 1% это больше похоже на эвтаназию.

Ксения Алексеенко

13:38 — REGNUM В результате законодательных новшеств на рынке лекарств, в России может резко сократиться количество аптек и могут подорожать рецептурные препараты. Об этом 19 февраля «Коммерсант».

Это связано с возможным принятием в России закона, разрешающего продовольственным магазинам продажу безрецептурных лекарственных препаратов. По данным издания, принадлежащая крупному национальному дистрибьютору фармпрепаратов ГК «Протек» крупнейшая российская аптечная сеть «Ригла» из 1,86 тыс. аптечных «точек» может закрыть около половины своих торговых предприятий.

«Сегодня 743 объекта находятся в непосредственной близости от продуктового ритейла. Если законопроект будет утвержден, скорее всего, эти аптеки будут подлежать закрытию», — отметил гендиректор сети Александр Филиппов на заседании «Деловой России».

В первую очередь, по словам Филиппова, пострадают 250 объектов в небольших городах. Другим крупным игрокам розничного фармацевтического рынка «светит» примерно та же участь. В частности, о возможных сокращениях своей аптечной сети заявили такие крупные предприятия, как «Неофарм» (аптечная сеть «Столички»).

"В небольших городах у нас 143 аптеки, которые точно закроются, если закон будет принят», — подчеркнул генеральный директор аптечной сети Евгений Нифантьев .

По его словам, выручка таких аптек невысока, и поэтому любое ее снижение может будет критичным. Менее крупные региональные аптечные сети могут совсем уйти с рынка.

Напомним, инициатором идеи разрешения продажи безрецептурных препаратов в обычных продовольственных выступил вице-премьер Игорь Шувалов ещё в 2014 году. В конце 2017 года соответствующий законопроект был разработан Минпромторгом РФ.

В ведомстве подчеркнули, что принятие данного законопроекта позволит простимулировать развитие конкуренции и приведет к снижению цен на отдельные категории лекарств. В ходе публичного обсуждения документа, завершившегося 17 января, против него проголосовало 99,55% экспертов, об этом сообщили в «Деловой России».

В основном, участников аптечного рынка беспокоит то, что по законопроекту продуктовые магазины смогут оформлять лицензию на фармацевтическую деятельность на юридическое лицо, в то время, как предприятия аптечного профиля получают такую лицензию на каждую торговую точку.

Здравствуйте.

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности»Статья 18. Порядок переоформления лицензии

1. Лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
2. До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.
3. Для переоформления лицензии лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо представляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о переоформлении лицензии с указанием реквизитов документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за переоформление лицензии, и оригинал действующей лицензии на бумажном носителе или лицензию в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

4. Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы могут быть направлены в лицензирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лицензиата, его правопреемника или иного предусмотренного федеральным законом лица.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае реорганизации юридического лица в форме преобразования в заявлении о переоформлении лицензии указываются новые сведения о лицензиате или его правопреемнике, предусмотренные частью 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.
6. В случае реорганизации юридических лиц в форме слияния переоформление лицензии допускается в порядке, установленном частью 3настоящей статьи, только при условии наличия у каждого участвующего в слиянии юридического лица на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц лицензии на один и тот же вид деятельности.
7. При намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

8. В случае прекращения деятельности по одному адресу или нескольким адресам мест ее осуществления, указанным в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются адреса, по которым прекращена деятельность, и дата, с которой фактически она прекращена.

Вопрос:
Являюсь ИП. Субарендую помещение в торговом центре с 2006г под аптеку. Договор субаренды краткосрочный –т.е. менее года, согласован с собственником. Ежегодно после окончания срока субаренды договор составлялся новый. Сейчас за месяц до окончания очередного договора меня уведомили об освобождении помещения в связи с прекращением договора субаренды (других причин нет). Какие действия мне как добросовестному субарендатору необходимо предпринять, чтобы отстоять свое преимущественное право на это помещение? Могу ли я продолжать свою деятельность в данном помещении? Как обжаловать данное решение субарендодателя? Имеет ли право субарендодатель в случае добросовестного исполнения мною обязательств по договору субаренды выгнать меня из помещения? Если все-таки субарендодатель прав: куда и в какие сроки я должна сообщить о закрытии аптеки и как правильно уволить сотрудников?

Ответ:

Внимание, вы пользуетесь открытым доступом к устаревшим консультациям. Актуальные консультации за последние 5 лет доступны только зарегистрированным клиентам оплатившим доступ к сайту.

В соответствии с частью 2 статьи 615 Гражданского кодекса РФ к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 621 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. При этом арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.
Если арендодатель отказал арендатору в заключении договора на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключил договор аренды с другим лицом, арендатор вправе по своему выбору потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, либо только возмещения таких убытков.
Таким образом, для продолжения работы аптеки в помещении торгового центра индивидуальный предприниматель должен сообщить арендодателю о своем намерении заключить договор субаренды на новый срок. Если в установленный договором или в разумный срок предприниматель не уведомил арендодателя о таком намерении, последний вправе прекратить договор субаренды в связи с окончанием срока субаренды.
Понятие разумного срока уведомления арендодателя действующим законодательством не определено и является оценочным. В случае возникновения судебного спора по этому вопросу с арендодателем размер разумного срока будет определяться судом.
В случае прекращения договора субаренды и закрытия аптеки в связи с этим обстоятельством индивидуальный предприниматель в соответствии с нормами Федерального закона РФ от 4.05.2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 21.11.2011) обязан представить в лицензирующий орган заявление либо о переоформлении лицензии в связи с прекращением деятельности по одному из адресов мест ее осуществления, указанному в лицензии (ч. 8 ст. 18 Закона – в случае, если ИП осуществляет фармацевтическую деятельность по нескольким адресам) либо о прекращении лицензируемого вида деятельности (п. 1 ч. 13 ст. 20 Закона – в случае, если место осуществления деятельности единственное).
В соответствии с частью 14 статьи 20 Закона № 99-ФЗ заявление о прекращении деятельности подается не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида. Срок для подачи заявления о переоформлении лицензии в случае прекращения деятельности по одному из адресов Законом не установлен. По-видимому, он должен быть таким же, как и в случае полного прекращения лицензируемой деятельности.
Увольнение сотрудников в связи с прекращением договора субаренды и закрытием аптеки в описанном в тексте вопроса случае производится по основанию, предусмотренному частью 2 статьи 81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением численности или штата работников индивидуального предпринимателя. Такое увольнение допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.
Расторжение трудовых договоров с работниками следует осуществлять с учетом требований, установленных Главой 27 ТК РФ «Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора».

28.03.12

Вопрос: Предприятие закрыло одно из подразделений (аптечный пункт) и сообщило Налоговой инспекции как плательщик ЕНВД. Каким еще службам и согласно каким нормативным актам следует об этом сообщить?

Ответ: При ликвидации обособленного подразделенияданном случае - аптечного пункта) организация подлежит снятию с учета в налоговой инспекции по месту его нахождения (пункт 5 статьи 84 НК РФ).

О ликвидации обособленного подразделения вы обязаны сообщить в свою налоговую инспекцию. После вступления в силу Федерального закона РФ от 27.07.2010 N 229-ФЗ (со 02.09.2010) делать это необходимо в течение трех рабочих дней со дня ликвидации подразделения (пункт 6 статьи 6.1, пункт 2 статьи 23 НК РФ, подпункт "б" пункта 4 статьи 1, часть 1 статьи 10 Закона N 229-ФЗ). На основании этого сообщения в течение десяти рабочих дней со дня его получения налоговый орган снимает организацию с учета (пункт 6 статьи 6.1, абзац 3 пункта 5 статьи 84 НК РФ).

Сообщение налогоплательщик вправе представить как лично, так и через представителя. Также его можно отправить заказным письмом или по телекоммуникационным каналам связи. В последнем случае сообщение необходимо заверить ЭЦП руководителя организации или иного уполномоченного доверенностью лица.

За несвоевременное сообщение о ликвидации обособленного подразделения предусмотрен штраф в размере 200 руб. за каждое сообщение (пункт 1 статьи 126 НК РФ, подпункт "а" пункта 48 статьи 1, часть 1 статьи 10 Закона N 229-ФЗ). Кроме того, должностное лицо вашей организации, ответственное за представление сообщения о ликвидации обособленного подразделения, может быть привлечено к административному штрафу в размере от 300 руб. до 500 руб. (часть 1 статьи 15.6 КоАП РФ).

Отметим, что в настоящее время форма сообщения о ликвидации обособленного подразделения (N С-09-3) утверждена Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@. Однако сейчас налоговое ведомство работает над ее изменением. До утверждения новой формы ФНС России рекомендует использовать форму N С-09-3-2, которая приложена к Информационному сообщению ФНС России "О внесении существенных изменений в статьи 23, 83-85 НК РФ в части учета организаций".

Также с 1 января 2010 года организация обязана в течение одного месяца с момента прекращения деятельности через обособленное подразделение сообщить об этом в органы ПФР и ФСС РФ (пункт 3 статьи 28 Федерального закона РФ от 24.07.2009 N 212-ФЗ), даже если это подразделение не выделено на отдельный баланс.

Форма такого сообщения в настоящее время не утверждена, поэтому его можно составить произвольно.

За непредставление указанного сообщения в соответствии со статьей 48 Закона N 212-ФЗ взимается штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Так как фармацевтическая деятельность лицензируется (Федеральный закон РФ от 08.08.2001 N 128-ФЗ), то организация должна соблюдать лицензионные требования, установленные Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 N 416 "Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности" (подпункт "г" пункта 4). В частности, соблюдать правила продажи лекарственных средств, предусмотренные Отраслевым стандартом "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения. ОСТ 91500.05.0007-2003", утвержденным Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 N 80.

В соответствии с пунктом 3.4 Правил при закрытии аптечной организации в связи с ее ликвидацией население извещается об этом объявлением, размещенным на входной двери, за 5 дней до закрытия аптечной организации. В объявлении указывается адрес ближайших аптечных организаций, также руководитель аптечной организации уведомляет об этом лицензирующий орган, выдавший лицензию.

Несоблюдение данного требования, будет квалифицироваться как ведение фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований, что влечет за собой ответственность, установленную частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ - наложение административного штрафа:

На должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;

На юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Заметим, что в пункте 3.4 Правил речь идет о закрытии аптечной организации, а не ее обособленного подразделения. Тем не менее, по нашему мнению, с учетом менталитета российских чиновников, с их стороны возможны претензии по нарушению требований пункта 3.4 Правил и в случае закрытия аптечного пункта.

Таким образом, во избежание возможных негативных последствий рекомендуем при закрытии аптечного пункта повесить соответствующее объявление за 5 дней до его закрытия и уведомить о закрытии аптечного пункта лицензирующий орган.

Аудитор юридической

компании "Юнико-94"

И.Л.ТИТОВА

09.11.2010

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.