Что представляет собой понятие отрасль права. Дайте определение отрасли права

Отрасль права - система принципов и норм, регулирующих однородные общественные отношения. Отрасль - ϶ᴛᴏ наиболее крупное подразделœение системы права. Каждая отрасль имеет свой круг регулируемых общественных отношений или предмет регулирования , что позволяет отличать одну отрасль от другой.

Другим критерием, позволяющим выделять отрасли в системе права, служит метод правового регулирования. Под методом принято понимать совокупность приемов, с помощью которых производится правовое регулирование общественных отношений.

Используются методы: координации, ᴛ.ᴇ. основанный на равенстве сторон в отношении (гражданское право), и субординации, ᴛ.ᴇ. основанный на подчинœении одной стороне отношения другой (административное право).

Система российского права состоит из следующих отраслей: государственного, гражданского, трудового, семейного, административного, финансового, земельного, уголовного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального права.

Государственное (конституционное) право устанавливает основы общественного строя, внутренней и внешней политики России, основные права, свободы человека и гражданина, их обязанности, национально-государственное (федеративное) устройство страны, избирательную систему, систему высших и местных органов власти, судебную систему. Источником государственного права является Конституция РФ.

Гражданское право регулирует основанные на равенстве, автономии, воле, самостоятельности участников имущественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения, в частности, вопросы собственности, заключения и исполнения договоров (купли- продажи, поставки, аренды, подряда, перевозки и т.д.), авторства, изобретательства, наследования. Источник гражданского права - Гражданский кодекс РФ.

Трудовое право регулирует правовые отношения всœех работников с предприятиями, учреждениями, организациями. Трудовое право регламентирует трудовой договор (контракт), рабочее время и время отдыха, заработную плату и трудовую дисциплину, охрану труда, трудовые споры и т.п. Источником трудового права служит Трудовой кодекс РФ.

Семейное право определяет условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признание его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителœей. Источником семейного права является Семейный кодекс РФ.

Административное право регулирует отношения в области государственного управления (исполнительно-распорядительная деятельность) хозяйством, образованием, наукой, культурой, обороной страны, государственной безопасностью, охраной общественного порядка и т.д. Устанавливаются правила организации и деятельности государственных органов, обязанности и права этих органов и их служащих, а также граждан, предприятий, организаций, общественных объединœений в сфере государственного управления. Особенность административных отношений в том, что одним из участников является государственный орган, наделœенный властными полномочиями. Источники административного права - Кодекс об административных правонарушениях и др.

Финансовое право упорядочивает отношения в области бюджета͵ налогов, кредита͵ организации сберегательного дела, денежной системы, денежного обращения и финансового контроля. К источникам финансового права относятся Налоговый кодекс РФ, Закон ʼʼО валютном регулировании и валютном контролеʼʼ и др.

Земельное право регулирует земельные отношения в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, создания условий для равноправного развития форм хозяйствования на земле, охраны прав на землю граждан, предприятий, учреждений и организаций. Источниками земельного права являются Земельный кодекс РФ, Закон ʼʼО крестьянском (фермерском хозяйстве)ʼʼ.

Уголовное право устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказания и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений. Задачами уголовного права являются охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. Источником уголовного права является Уголовный кодекс РФ.

Гражданское процессуальное право регулирует порядок рассмотрения судами споров, возникающих из гражданских, семейных, трудовых, земельных и некоторых иных отношений; определяет правовое положение и поведение всœех участников гражданского процесса. К данной отрасли права относятся также принципы, нормы, регулирующие отношения в сфере деятельности арбитража и нотариата. Источники гражданского процессуального права: Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Основы законодательства о нотариате РФ и др.

Уголовно-процессуальное право регулирует деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда по оперативно-розыскной деятельности, возбуждению, расследованию и судебному рассмотрению уголовных дел.

Самой крупной структурной единицей внутри системы права называют правовые общности , которые включают в себя, отрасли, подотрасли, институты права. К ним относятся международное и национальное право, частное и публичное право, материальное и процессуальное право.

Отрасли права относятся к публичному либо частному праву.

Публичное право - совокупность отраслей права, закрепляющих общественный и государственный строй, основы организации и деятельности аппарата государства, вид и меру ответственности за посягательство на общественные интересы, общественный порядок. К публичному праву относится государственное, административное, уголовное право.

Частное право - совокупность отраслей права, выражающих и защищающих права, свободы, интересы отдельных лиц, ᴛ.ᴇ. самостоятельных, юридически равных субъектов. Частным является гражданское, семейное право.

Подотрасль права – обособленная часть отрасли права, которая регулирует крупные подразделœения общественных отношений, входящих в сферу отношений, регулируемых отраслью права. Так, горное, водное, лесное право – подотрасли земельного права, авторское, обязательственное, наследственное право – подотрасли гражданского права.

Институт права - система принципов и норм, регулирующих определœенный вид общественных отношений.

Институт - структурное подразделœение отрасли. В случае если отрасль регулирует всю совокупность однородных отношений (к примеру, гражданско-правовых), то институт - лишь их отдельные виды (институты: ʼʼдарениеʼʼ, ʼʼарендаʼʼ, ʼʼподрядʼʼ и т.д.). По этой причине в институте объединœена Значительно меньшая совокупность норм права.

Норма права. Исходным и наиболее распространенным элементом системы права является норма права.

Норма права - выраженное в статье юридического документа правило поведения.

(Подробно норме права посвящена лекция № 15)

Отрасль права - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Отрасль права" 2017, 2018.

  • - Система российского права. Отрасль права.

    Отрасль права - элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования. В свою очередь отрасль права... .


  • - Трудовое право как отрасль права.

    План ТЕМА 7. ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ПРАВА 1.Трудовое право как отрасль права. 2.Субъекты трудового права. 3.Основание возникновения трудовых отношений. 4.Коллективный договор и его содержание. 5.Трудовой договор и порядок его заключения. 6.Контракт. 7.Переводы на... .


  • - Самая политизированная отрасль права.

    Самая стабильная отрасль права. Самая важная отрасль права. Понятие и особенности Конституционного права Общая характеристика конституционного права Беларуси Пляхимович Иван Иванович IV....

  • Одним из важнейших признаков права, как было показано при рассмотрении его понятия, является системность юридических норм , их взаимосвязь, единство, согласованность, общая целенаправленность. Про-явление системности в праве - существование взаимосвязанных относи-тельно самостоятельных комплексов правовых норм , регулирующих од-нородные группы общественных отношений (отраслей права).

    Отрасль права - это совокупность связанных между собой норм, регулирующих общественные отношения в определенной сфере жизни общества.

    У каждой из них есть свой предмет регулирования, т.е. особый уча-сток общественных отношений, целый комплекс - трудовые отношения, семейные, финансовые и др. Каждая из отраслей имеет «свое» законодательство, чаще всего, в виде кодифицированных законодательных актов. Кроме того, для отрасли права характерны своеобразные методы, спосо-бы, приемы регулирования общественных отношений, свои принципы - исходные начала, специфические способы защиты от нарушений и меры государственного принуждения.

    В системе современного российского права объединены следую-щие основные отрасли:

    1. Конституционное (государственное) право - комплекс норм, зак-репляющих основы конституционного строя, основы правового статуса личности, принципы государственного устройства, систему высших госу-дарственных органов РФ и местное самоуправление, их основные полно-мочия. Главным юридическим источником отрасли является Основной Закон государства - его конституция.

    2. Гражданское право - наиболее объемная и приобретающая все большую социальную значимость отрасль, регулирующая разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отноше-ния. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные фор-мы собственности, определяют права и обязанности сторон в имуществен-ных отношениях; охраняют личные права: право на имя, честь, достоин-ство, авторство. Основным источником этой отрасли является Гражданс-кий кодекс РФ.

    3. Административное право - состоит из норм, регулирующих об-щественные отношения в сфере государственного управления, исполни-тельно-распорядительной деятельности государственных органов как во взаимоотношениях между собой, так и в сфере взаимоотношения органов управления с гражданами и их объединениями (соблюдение правил до-рожного движения, общественной безопасности, санитарных, противопо-жарных норм и т.п.).

    Одна из важных задач в сфере законотворчества в настоящее время состоит в выработке кодифицированных актов о правовом положении органов исполнительной власти и её функционировании. Федеральный Закон "Об общих принципах государственной службы в Российской Феде-рации" 1995 г., Кодекс об административных нарушениях - наиболее значи-мые кодификационные действующие акты в этой области.


    4. Трудовое право - регулирует общественные отношения в облас-ти трудовой деятельности - заключение трудового договора (контракта), установление рабочего времени и времени отдыха, правил безопасности условий труда, гарантий прав и обязанностей работников, мер ответствен-ности за нарушение трудовой дисциплины.

    Основной нормативно-правовой акт в этой области - Трудовой Ко-декс.

    5. Финансовое право - регулирует общественные отношения в сфе-ре финансовой деятельности государства (формирование государствен-ного и местного бюджетов, их исполнение; основания и порядок взимания налогов и других платежей в бюджет, а также некоторые другие вопросы мобилизации, распределения и использования денежных средств).

    6. Земельное право - отрасль, охватывающая правовое регулирова-ние общественных отношений в области использования и охраны земли, её недр, вод, лесов, охрана прав субъектов собственности и землепользо-вания, укрепление законности и правопорядка. Кодифицированный акт - Земельный Кодекс - важнейшее правовое средство эффективного воздей-ствия на эту важнейшую сторону обеспечения нормальной жизни чело-веческого общества.

    7. Уголовное право представляет собой комплекс норм, устанавли-вающих, какое противоправное деяние является преступлением и какие наказания за его совершение применяются. Юридические нормы, сосре-доточенные в Уголовном кодексе РФ, охраняют права и свободы личнос-ти, собственность, общественный и государственный строй от преступ-ных посягательств.

    9. Семейное право - имеет предметом регулирования личные и имущественные отношения между лицами, возникающие в силу брака, родства, принятия детей в семью на воспитание.

    Юридические нормы, сосредоточенные в основном нормативном акте семейного права - Семейном кодексе РФ, принятом в 1995 году, уста-навливают условия и порядок вступления в брак, права и обязанности супругов, родителей и детей, родственников и иных членов семьи по отно-шению друг к другу, меры защиты этих отношений.

    Особое место в системе права занимают отрасли процессуального права: гражданское процессуальное право, уголовное процессуальное право. Своими нормами, регулирующими порядок производства по граж-данским и уголовным делам (права и обязанности суда при осуществле-нии правосудия, ход судебного разбирательства, деятельность органов доз-нания, предварительного следствия, прокуратуры, порядок вынесения и обжалования судебного решения и др.), эти отрасли обеспечивают, гарантируют эффективное действие норм материальных отраслей права (граж-данского и уголовного, семейного и земельного и др.).

    Итак, система права - это внутреннее строение права, выражающе-еся в единстве и согласованности действующих в обществе юридических норм и, вместе с тем, в разделении права на относительно самостоятель-ные части. Система права, как и общественная жизнь, находится в посто-янном изменении и развитии, становится более совершенной и эффектив-ной.

    Традиционно выделяют два критерия разделения норм по отраслям - предмет и метод отрасли права.

    Предмет отрасли права - это совокупность однородных общественных отношений, регулируемых той или иной группой норм.

    Разнообразие общественных отношений обусловливает специализацию норм и распределение их по отраслям, подотраслям, правовым институтам. Предмет показывает, какую сферу общественных отношений регулирует данная отрасль. Так, земельное право регулирует отношения в сфере землепользования и охраны земель, трудовое право - в сфере трудовых отношений между работником и работодателем и т.д.

    Вместе с тем предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, потому что:

    1)общественные отношения, его составляющие, чрезвычайно разнообразны;

    2)нередко одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и к тому же различными способами.

    Поэтому вторым (дополнительным) критерием выступает метод правового регулирования.

    Метод регулирования отрасли права - это совокупность приемов, способов и средств при помощи которых регулируются качественно однородные общественные отношения. Если предмет отрасли показывает, что регулирует данная отрасль, то метод - как, каким образом это регулирование осуществляется.

    Выделяют следующие основные методы правового регулирования :

    императивный - метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях;

    диспозитивный - метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях;

    поощрительный - метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение;

    Кроме предмета и метода в романо-германских системах права важным отраслевым признаком выступает соответствующая кодификация . Наличие или отсутствие кодифицированного акта, как правило, свидетельствует о наличии либо отсутствии отрасли права. Хотя существуют и некодифицированные отрасли - например, экологическое право, предпринимательское право, информационное право и т.д. Отрасли права подразделяются на публичные и частные, материальные и процессуальные

    Часть отраслей российского права носит комплексный характер, объединяя нормы различных отраслей и институтов. В качестве примеров, можно привести такие специальные отрасли, как хозяйственное, природоресурсное, торговое, банковское, морское, таможенное право.

    Выделяют две группы отраслей права: регулятивные и охранительные отрасли .

    Регулятивные отрасли права – те отрасли права, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов, к ним относятся:


    1. Конституционное право – предметом регулирования являются основы конституционного строя, правовое положение личности, форма правления и государственного устройства; доминирующий метод - императивный. Главным нормативно правовым актом является Конституция РФ.

    2. Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности государства. Преобладающий метод - императивный Основной нормативный акт – административный кодекс РФ.

    3. Финансовое право - регулирует общественные отношения в сфере доходов и расходов государства. Основные акты - закон о государственном бюджете, налоговое законодательство.

    4. Гражданское право – регулирует различные имущественные, личные не имущественные и другие права. Основной метод - диспозитивный. Основные правовые акты – Гражданский кодекс, имеет под отрасли авторское право, патентное, наследственное, торговое.

    5. Банковское право – регулирует создание банков, принципы их деятельности, руководства коммерческими банками. Нормативно правовые акты – закон о банковской деятельности, закон о Центральном банке РФ и др.

    6. Предпринимательское право – регулирует экономические, рыночные отношения. Нормативно правовые акты – гражданский кодекс, закон о монополиях.

    7. Трудовоеправо – регулирует общественные отношения. Основным нормативно-правовым актом является Трудовой кодекс РФ.

    8. Природно-ресурсное право – определяет порядок выделения, пользования и распоряжения природными ресурсами. Землей - земельный кодекс, недрами - закон о недрах, водой - водный кодекс.

    9. Экологическое право - процесс выделения в самостоятельную отрасль не завершен. Нормативные акты – рассредоточены по различным документам.

    10. Жилищное право – регулирует порядок предоставления и использования жилья. Нормативный акт - Жилищный кодекс РФ.

    11. Семейное право - регулирует брачные, семейные отношения. Основной нормативнй акт - Семейный кодекс.

    Охранительные отрасли направлены на защиту правоотношений. К ним относятся:

    1. Уголовное право - охраняет от преступных посягательств права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, частную и государственную собственность и т. п. Господствующий метод - императивный. Основной акт уголовный кодекс РФ.

    2. Уголовно-процессуальное право - объединение норм, определяющих порядок назначения наказания. Основной акт - уголовно процессуальный кодекс РФ.

    3. Уголовно-исполнительное право – регулирует процесс исполнения наказаний.

    4. Гражданское процессуальное право – регулирует порядок рассмотрения гражданских споров. Основной нормативный акт - Гражданский процессуальный кодекс.

    5. Арбитражное право – регулирует порядок рассмотрение споров между организациями и государственными органами. Основной нормативный акт - Арбитражный процессуальный кодекс.

    Особое положение занимает международное право - система норм, регулирующая отношения между государствами. Регулируется международными договорами, конвенциями, актами международных организаций и правовыми обычаями.

    Среди формирующихся отраслей права можно назвать отрасли воздушного, предпринимательского, налогового, муниципального, компьютерного, космического права и др. Появление новых отраслей права связано объективной дифференциации общественных отношений, их государственно-правовой оценкой (обусловлено интересом государства в самостоятельном регулировании данного комплекса отношений"), а также степенью развитости соответствующей области правовых норм (консолидация норм, систематизация законодательства). Указанные факторы (объективные, оценочные и нормативные) учитываются при оценке отраслевой структуры права, а также при прогнозировании ее развития.

    Отрасль права - это совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения. Именно однородность той или иной сферы общественных отношений вызывает к жизни соответствующую регулятивно-управленческую систему - отрасль права.

    Все отрасли права, являясь структурными элементами системы права, взаимосвязаны органическим единством, хотя и неравнозначны по своему значению. Образование новых отраслей является закономерным следствием объективных изменений, происходящих в социально-политической системе. В системе российского права традиционно к основным отраслям права относят конституционное (государственное), гражданское, административное, уголовное. Вместе с тем, достаточно часто, в качестве самостоятельных отраслей рассматриваются такие отрасли как: налоговое право, таможенное право и т.д.

    В рамках системы права проводится различие между отраслями материального и процессуального права.

    Отрасли материального права - содержат нормы, которые закрепляют (материализуют) общие принципы (пределы) допустимого (недопустимого) поведения субъектов права.

    Отрасли материального права образуются соответственно материальными нормами права, являющимися по своей сути правилами поведения, формулирующими состав правоотношения, характеризующими права и обязанности субъектов, их устанавливающими, пределы правового регулирования. К отраслям материального права относится: конституционное право, уголовное право, гражданское право, трудовое право и т.д.

    Отрасли процессуального права - это отрасли, имеющие организационно-процедурный, управленческий характер, регламентирующие порядок реализации субъективных прав и юридических обязанностей, разрешения юридических конфликтов (главным образом, в сфере правосудия). - уголовно-процессуальное право, гражданское процессуальное право, арбитражно-процессуальное право.

    Основные отрасли права :

    Конституционное право. Предметом этой отрасли права являются отношения, возникающие по поводу закрепления основ конституционного строя, формирования гос. органов, закрепления естественных неотчуждаемых прав и свобод человека, определения правового статуса граждан и др. Преобладающим методом является учредительно-закрепительный. Основные источники конституционного права России: Конституция РФ, Федеральные Конституционные законы, Федеральные законы РФ «О гражданстве РФ», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», «Об общественных объединениях» и т.д.



    Административное право. Предмет - общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнит. власти на всех уровнях государства. Особенность этой отрасли права в том, что ее нормами регулируется в основном деятельность органов исполнительной власти. Основные методы - императивный, власти и подчинения. Основные источники: Кодекс РФ об административных правонарушениях, Закон «О милиции», Федеральный закон РФ «Об оружии» и т.д.

    Финансовое право. Предмет - денежно-кредитные отношения, банковские операции, формирование бюджета, взимание налогов и сборов и т.д. Основной метод - императивный. Основные источники: Федеральный закон «О бюджете РФ на 1999 год», Налоговый кодекс РФ, Закон «О банках и банковской деятельности» и т.д.

    Уголовное право . Предмет - общественные отношения, складывающиеся в связи с совершением гражданами преступлений (преступность и наказуемость деяния, основания уголовной ответственности, виды наказаний и иных принуд. мер, общие начала и условия их назначения, освобождение от уголовной ответственности и наказания). Метод - императивный. Основной источник - УК РФ.

    Гражданское право . Предмет - имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельностью их участников. Преобладающий метод - диспозитивный. Основной источник - Гражданский кодекс РФ.

    Семейное право . Предмет - личные неимущественные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие в связи с состоянием родства, заключением и расторжением брака и т.д. Основной метод - диспозитивный. Основной источник - Семейный кодекс РФ.

    Трудовое право. Предмет - общественные отношения, складывающиеся вследствие факта продажи собственной рабочей силы (заключение и расторжение трудового договора, рабочее время и время отдыха, гарантии и компенсации и т.д.) и функционирования рынка труда. Основной метод - диспозитивный.

    Уголовно-процессуальное право. Предмет - отношения, возникающие по поводу осуществления уголовного судопроизводства (расследования преступлений, отправление правосудия). Метод - императивный. Основной источник - Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

    Гражданское процессуальное право . Предмет - отношения, складывающиеся при рассмотрении гражданских дел судами в сфере гражданского судопроизводства. Метод - императивно-диспозитивный. Основной источник - Гражданский процессуальный кодекс РФ.

    Помимо обозначенных отраслей права некоторые ученые выделяют как самостоятельные земельное, горное, прокурорско-надзорное, военное, торговое, хозяйственное, коммерческое, природоресурсовое, экологическое, уголовно-исполнительное, информационное и др. отрасли права. Однако, думается, уместно ограничиться вышеперечисленными отраслями права, тем более, что все нормы, существующие в системе права, можно безусловно отнести к одной из основных отраслей права.

    Особое место в системе права занимает международное право. Собственно отраслью национального права считать его сложно, так как оно регулирует все те отношения, которые складываются между различными государствами. Объем и специфика норм, относящихся к международному праву позволяет объединить их не в рамках какой-либо одной отрасли национального права, а объединить и выделить в особую систему права, не входящую в систему национального права.

    Виды отраслей права:

    По предметному единству:

    Базовые (КП,ГП,УП и др.);

    Специальные (ТП, ЗемП,СемП и др.);

    Комплексные (Торг.П, ЭП,Комм.П, др.).

    По назначению: - материальные, - процессуальные.

    По субъектам правовых отношений: - публичные, - частные.

    Частное право - совокупность отраслей права, регулирующих отношения, обеспечивающие частные интересы граждан и негосударственных объединений (ГП, СемП, ТруП,ПредпринП,ЗемП,ТоргП).

    Признаки частного права:

    Регулирует общественные отношения между частными лицами;

    Опирается на диспозитивный метод правового регулирования;

    Имеет горизонтальные связи равных субъектов;

    Объединяет отрасли гражданского, предпринимательского, семейного права и иных отраслей права.

    Публичное право - совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, публичный, общегосударственный интерес.

    Признаки публичного права:

    Предмет правового регулирования - общественные отношения в области государственного управления;

    Опирается на императивный метод правового регулирования;

    Имеет вертикальные, властные связи между субъектами;

    Объединяет в себе отрасли КонстП, АдминП, ФинП,УИП,МунП,АрбП,УПроцесс).

    Соотношение публичного и частного права:

    Используются нормативные понятия одной семьи в актах и отраслях другой (понятие «юридического лица», «органа государственной власти»);

    ПП выражает интересы государства, ЧП - интересы отдельных лиц;

    ЧП свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, ПП - неимущественные;

    ЧП регулирует отношения частных лиц между собой, ПП - частных лиц с государством либо между государственными органами.

    Одним из важнейших признаков права, как было показано при рассмотрении его понятия, является системность юридических норм, их взаимосвязь, единство, согласованность, общая целенаправленность. Про­явление системности в праве - существование взаимосвязанных относи­тельно самостоятельных комплексов правовых норм, регулирующих од­нородные группы общественных отношений (отраслей права).

    Отрасль права – это совокупность связанных между собой норм, регулирующих общественные отношения в определенной сфере жизни общества.

    У каждой из них есть свой предмет регулирования, т.е. особый уча­сток общественных отношений, целый комплекс - трудовые отношения, семейные, финансовые и др. Каждая из отраслей имеет «свое» законодательство, чаще всего, в виде кодифицированных законодательных актов. Кроме того, для отрасли права характерны своеобразные методы, спосо­бы, приемы регулирования общественных отношений, свои принципы -исходные начала, специфические способы защиты от нарушений и меры государственного принуждения.

    В системе современного российского права объединены следую­щие основные отрасли:

    1. Конституционное (государственное) право - комплекс норм, зак­репляющих основы конституционного строя, основы правового статуса личности, принципы государственного устройства, систему высших госу­дарственных органов РФ и местное самоуправление, их основные полно­мочия. Главным юридическим источником отрасли является Основной Закон государства - его конституция.

    2. Гражданское право - наиболее объемная и приобретающая все большую социальную значимость отрасль, регулирующая разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отноше­ния. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные фор­мы собственности, определяют права и обязанности сторон в имуществен­ных отношениях; охраняют личные права: право на имя, честь, достоин­ство, авторство. Основным источником этой отрасли является Гражданс­кий кодекс РФ.

    3. Административное право - состоит из норм, регулирующих об­щественные отношения в сфере государственного управления, исполни­тельно-распорядительной деятельности государственных органов как во взаимоотношениях между собой, так и в сфере взаимоотношения органов управления с гражданами и их объединениями (соблюдение правил до­рожного движения, общественной безопасности, санитарных, противопо­жарных норм и т.п.).

    Одна из важных задач в сфере законотворчества в настоящее время состоит в выработке кодифицированных актов о правовом положении органов исполнительной власти и её функционировании. Федеральный Закон "Об общих принципах государственной службы в Российской Феде­рации" 1995 г., Кодекс об административных нарушениях - наиболее значи­мые кодификационные действующие акты в этой области.

    4. Трудовое право - регулирует общественные отношения в облас­ти трудовой деятельности - заключение трудового договора (контракта), установление рабочего времени и времени отдыха, правил безопасности условий труда, гарантий прав и обязанностей работников, мер ответствен­ности за нарушение трудовой дисциплины.

    Основной нормативно-правовой акт в этой области - Трудовой Ко­декс.

    5. Финансовое право - регулирует общественные отношения в сфе­ре финансовой деятельности государства (формирование государствен­ного и местного бюджетов, их исполнение; основания и порядок взимания налогов и других платежей в бюджет, а также некоторые другие вопросы мобилизации, распределения и использования денежных средств).

    6. Земельное право - отрасль, охватывающая правовое регулирова­ние общественных отношений в области использования и охраны земли, её недр, вод, лесов, охрана прав субъектов собственности и землепользо­вания, укрепление законности и правопорядка. Кодифицированный акт -Земельный Кодекс - важнейшее правовое средство эффективного воздей­ствия на эту важнейшую сторону обеспечения нормальной жизни чело­веческого общества.

    7. Уголовное право представляет собой комплекс норм, устанавли­вающих, какое противоправное деяние является преступлением и какие наказания за его совершение применяются. Юридические нормы, сосре­доточенные в Уголовном кодексе РФ, охраняют права и свободы личнос­ти, собственность, общественный и государственный строй от преступ­ных посягательств.

    9. Семейное право - имеет предметом регулирования личные и имущественные отношения между лицами, возникающие в силу брака, родства, принятия детей в семью на воспитание.

    Юридические нормы, сосредоточенные в основном нормативном акте семейного права - Семейном кодексе РФ, принятом в 1995 году, уста­навливают условия и порядок вступления в брак, права и обязанности супругов, родителей и детей, родственников и иных членов семьи по отно­шению друг к другу, меры защиты этих отношений.

    Особое место в системе права занимают отрасли процессуального права: гражданское процессуальное право, уголовное процессуальное право. Своими нормами, регулирующими порядок производства по граж­данским и уголовным делам (права и обязанности суда при осуществле­нии правосудия, ход судебного разбирательства, деятельность органов доз­нания, предварительного следствия, прокуратуры, порядок вынесения и обжалования судебного решения и др.), эти отрасли обеспечивают, гарантируют эффективное действие норм материальных отраслей права (граж­данского и уголовного, семейного и земельного и др.).

    Итак, система права - это внутреннее строение права, выражающе­еся в единстве и согласованности действующих в обществе юридических норм и, вместе с тем, в разделении права на относительно самостоятель­ные части. Система права, как и общественная жизнь, находится в посто­янном изменении и развитии, становится более совершенной и эффектив­ной.

    Отрасли права

    Система права и правовые системы. Понятие системы права и отрасли права. Правовые системы

    1. Понятие системы права и правовых систем.

    2. Отрасли права.

    Система права – это объективно существующая внутренняя структура прав, определяемая характером регулируемых общественных отношений. Система права отражает его внутреннее единство, которое обусловлено системой сложившихся общественных отношений. Её первичным элементом является правовое предписаниенорма права.

    Деление системы права на отдельные части зависит от того, какую область общественных отношений регулируют те или иные нормы, т.е. критерием выделения отраслей в системе права становится предмет правового регулирования. Дополнительный критерий для выделения отраслей в системе права – метод правового регулирования.

    В современном мире существует три вида правовых систем :

    1) романо-германская (характеризуется строгой системностью, основной источник права- закон, нормативно-правовые акты, которые подлежат кодификации и систематизации),

    2) англо-саксонская (основные источника права - судебные прецеденты, нормативно-правовые акты, система права казуистична),

    3) традиционно-религиозная и мусульманская (основной источник права - религиозные каноны, догмы, обычаи).

    Отрасль права совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.

    Кроме выделения отраслей в структуре права, юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право.

    Частное право – это упорядоченная совокупность юридических норм, обеспечивающих частный интерес отдельных личностей, коллективов, охраняющих и регулирующих отношения между частными лицами.

    Публичное право образуют нормы, защищающие общее благо, публичный интерес, оно связано с полномочиями и организационно-властной деятельностью государственных органов, закрепляет порядок деятельности органов государственной власти и управления.

    Ведущей отраслью права является государственное, или конституционное право. Это совокупность норм, закрепляющих основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения граждан России, их права, свободы и обязанности, национально-государственное устройство Российской Федерации и систему ее государственных органов. Нормы государственного права определяют политическую и экономическую основу общества, деятельность государства в области социального развития и культуры, внешней политики и защиты Отечества, регулирует взаимоотношения государства и личности, устанавливают систему, порядок образования и принципы деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной властей, органов местного самоуправления. Государственное право – ведущая отрасль права, так как оно закрепляет основы всей государственной и общественной организации страны.

    Конституционное правосудие как отрасль права есть система норм права, регулирующих качественно однородный комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе организации и функционирования конституционного контроля, осуществляемого конституционными судами в форме самостоятельного вида судопроизводства – конституционного судопроизводства. Более того, по структуре конституционное правосудие как отрасль права делится на две подотрасли – судебное конституционное право и судебный конституционный процесс .

    Административное право совокупность норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, а также определяющих структуру и компетенцию этих органов. Именно нормы административного права регламентируют деятельность управленческих органов (правительств, кабинета министров), министерств, федеральных служб и агентств, органов местного самоуправления.

    Гражданское право регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве и имущественной самостоятельности участников этих отношений. Гражданское право определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), регулирует договорные и иные обязательственные отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, и с их участием. К числу неимущественных прав относятся защита чести, достоинства и деловой репутации, возмещение морального вреда и др. Участниками регулируемых гражданским правом отношений являются граждане и организации; в них могут также участвовать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

    Парламентское право особая система юридических принципов и норм, регулирующих внутреннее устройство парламента и связанные с ним организационные отношения, сам процесс парламентской деятельности, взаимоотношения с другими государственными органами власти и избирательным корпусом. Парламентское право трудно полностью отделить от конституционного права, так как, во-первых, оно вышло из недр конституционного права, а во-вторых, нормы конституционного права составляют неотъемлемую часть парламентского права, его основные начала. Вместе с тем парламентское право не только проявило все качества самостоятельной отрасли права, но и все больше обособляется от конституционного права. Парламентское право включает в себя материальные и процессуальные нормы, но со значительным преобладанием последних. Парламентское право является подотраслью конституционного права (однопорядковой в этом смысле с избирательным правом).

    Трудовое право отрасль права, регулирующая общественные отношения между работниками и работодателями по поводу непосредственного приложения труда (рабочее время и время отдыха, заработная плата, дисциплина труда и т.п.), между администрацией и профсоюзными органами, порядок рассмотрения трудовых споров.

    Уголовное право отрасль права, нормы которой устанавливают, какие деяния являются преступлениями и какие наказания могут быть назначены за их совершение, закрепляет основания уголовной ответственности, цели, объем и характер наказания и условия его применения к лицам, совершившим преступления.

    Финансовое право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства. Регулирует отношения, связанные с накоплением, распределением и перераспределением денежных средств государственными и иными управомоченными органами.

    Уголовно-исполнительное право система юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе и по поводу исполнения наказаний и применения мер исправительного воздействия.

    Кроме «материальных» отраслей права, перечисленных выше, существуют и отрасли «процессуального права», связанные с применением правовых норм судами.

    Гражданское процессуальное право отрасль права, устанавливающая порядок разбирательства и разрешения судом гражданских дел, т.е. осуществления правосудия по гражданским делам, а также порядок исполнения (в том числе и принудительного) постановлений судов и некоторых других органов.

    Уголовно-процессуальное право - отрасль права, которая регулирует деятельность, связанную с возбуждением, предварительным расследованием, судебным рассмотрением уголовных дел; ее порядок и содержание, возникающие при этом правоотношения.

    Международное право совокупность юридических норм, регулирующих отношения между государствами и другими участниками (субъектами) международного общения.

    Вопросы и задания по теме:

    1. Что лежит в основе выделения различных отраслей права?

    2. Сравните предметы регулирования гражданского и уголовного права.

    3. Какой отраслью права регулируются общественные отношения между работниками и работодателями?

    4. Рассмотрите частные случаи и подумайте, какой отраслью права будут регулироваться сложившиеся в них отношения:

    а) остановка водителя сотрудником ГИБДД (ГАИ) за превышение скоростного режима;

    б) покупка жилого помещения;

    в) товарно-денежные отношения между гражданином Российской Федерации и иностранной компанией;

    г) раздел имущества при разводе;

    д) побег военнослужащего срочной службы из воинской части;

    е) появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения;

    5. В последнее время возникают новые отрасли права: корпоративное, медицинское, образовательное, парламентское, страховое, экологическое, экономическое и др. Попытайтесь охарактеризовать предмет регулирования названных отраслей права.

    6. Охарактеризуйте систему права и правовую систему.

    Правовые акты и литература:

    1. Алексеев С.С. Теория государства и права. 2-е изд. М., 2002.

    2. Бабаев В.К. Теория государства и права. М., 1999.

    3. Барциц И.Н. Правовое пространство России: вопросы конституционной теории и практики. М., 2000.

    4. Кашанин А.В., Кашанина Т.В. Основы российского права. М., 2001.

    5. Основы права: учебник /под ред. В.В. Лазарева. М., 2002.

    6. Правоведение: учебник для неюрид. вузов /под ред. О.Е. Кутафина. – 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.

    4. Общая характеристика отраслей российского права

    Правовые отрасли - основные, наиболее крупные структурные подразделения системы права, регулирующие соответственно и наиболее обширные сферы (области) общественных отношений. В данном случае не ставится цель дать их развернутую характеристику, а лишь показать, что каждая отрасль имеет свою специфику, свой предмет и метод, занимает особое положение в общей системе, отличается от других отраслей и тем самым доказывает и оправдывает свое право на самостоятельное существование. Здесь важно провести общие границы между различными группировками норм с учетом их тесной взаимосвязи.

    1. Конституционное право . Это первая и ведущая отрасль, определяемая как совокупность юридических норм и институтов, опосредующих наиболее важные, исходные государственные отношения. В круг ее ведения входят такие вопросы, как формирование и структура представительной, исполнительной и судебной власти, принципы их деятельности, политическая система, экономическая основа, формы собственности, федеративное устройство, административно-территориальное деление, избирательная система, правовое положение (статус) граждан, их права, свободы и обязанности, общественный строй и др.

    Главным нормативным актом этой отрасли, естественно, является Конституция государства, выступающая основополагающей базой для всего текущего правотворчества. Это предмет данной отрасли. Методом же выступает главным образом учредительно-закрепительный в сочетании с общим (базовым) регулированием без установления конкретных санкций за нарушения, хотя многие конституционные нормы имеют прямое действие.

    2. Административное право. Регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц (правительства, министерств, ведомств, президентских структур, предприятий, учреждений, местных администраций). Для осуществления своих оперативных функций все субъекты указанной деятельности наделяются необходимыми полномочиями, компетенцией. Объектами управления выступают экономика, наука, культура, образование, здравоохранение, оборона, правопорядок, охрана прав граждан и т.д. Основной метод - власть и подчинение, императивные приказы, указания, иерархия и субординация по службе, ответственность за порученный участок.

    3. Финансовое право . Предмет данной отрасли - финансовые отношения, формирование и исполнение госбюджета, денежное обращение, банковские операции, кредиты, займы, налоги. Субъектами этих отношений выступают все юридические и физические лица. Нормы финансового права тесно связаны с государственным правом и административным, так как сферы этих трех отраслей во многом переплетаются. Финансовая деятельность в значительной мере носит исполнительно-распорядительный характер. Методы регулирования - контроль, ревизии, властные предписания. Однако в условиях перехода к рынку все более раздвигаются рамки самостоятельности, возникла система коммерческих банков.

    4. Земельное право . Отрасль призвана регулировать вопросы землепользования и землеустройства, сохранения и распределения земельного фонда, определения правового режима различных видов земли в соответствии с их административно-хозяйственным назначением (государственные, колхозные, совхозные, фермерские, арендные, городские и т.д.). Подотраслями данной отрасли выступают лесное право, водное и горное. Основной нормативный акт - Земельный кодекс. Методы регулирования - дозволения, разрешения, запреты.

    5. Сельскохозяйственное право. Регулирует порядок организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, колхозов, акционерных обществ, арендаторов, их взаимоотношения с другими субъектами (госорганами, предприятиями, учреждениями, членами самих этих хозяйств); порядок использования и оплаты труда, распределения доходов; отражает особенности сельскохозяйственного производства.

    Колхозные общественные отношения имеют свою специфику, связанную с тем, что колхозы - не государственные организации, многое в них основано на саморегуляции, самоуправлении. Право опосредствует эти отношения не императивными, а главным образом диспозитивными методами (закреплением, охраной, рекомендациями, содействием, помощью и т.д.). Основные нормативные акты - Примерный устав сельскохозяйственной артели и уставы конкретных колхозов, законодательство о собственности, аренде и др.

    6. Трудовое право. Предмет данной отрасли - сфера трудовых отношений (формы рациональной организации труда, его оценка и оплата, определение тарифных ставок, разрядов, окладов, норм выработки; рабочее время, отпуска; прием на работу и увольнение; порядок заключения трудовых соглашений). Субъектами трудовых отношений выступают рабочие и служащие, государственные, общественные и кооперативные организации, профсоюзы. Метод регулирования - поощрение, стимулирование, придание соответствующим договорам нормативного значения.

    7. Гражданское право. Наиболее крупная отрасль, регулирующая обширную область имущественных и личных неимущественных отношений (имя, честь, достоинство, авторство). Весь гражданский оборот, хозяйственная деятельность предприятий, организаций, учреждений и граждан осуществляются на основе норм гражданского права (владение, пользование и распоряжение собственностью, ее приобретение и отчуждение, купля, продажа, дарение, наследование, передача в аренду, на хранение, в залог; пересылка, транспортировка, взаимные поставки сырья и продукции производителями и потребителями).

    Однако не все имущественные отношения регулируются гражданским правом, а только такие, в которых стороны юридически равны (истец - ответчик; должник - кредитор; заказчик - подрядчик) и которые не строятся по принципу власти и подчинения, как это имеет место в административном, финансовом, земельном праве. Последние также регламентируют в известных пределах имущественные отношения, но с помощью иных методов.

    В силу своей обширности и комплексности гражданское право как отрасль имеет многочисленные подотрасли: наследственное право, изобретательское, авторское, патентное, жилищное, транспортное и т.д. Основной нормативный акт - Гражданский кодекс РФ. Некоторые подотрасли также кодифицированы (Кодекс торгового мореплавания, Воздушный кодекс, Устав железных дорог). В условиях становления рыночных отношений роль гражданского права возрастает. Главный метод регулирования - диспозитивный.

    8. Семейное право . Примыкает и тесно связано с гражданским правом. Тем не менее это самостоятельная отрасль, регулирующая порядок заключения и расторжения брака, отношения между супругами, родителями и детьми, вопросы патронирования, усыновления, опеки и попечительства, имущественного положения членов семьи, их взаимных прав и обязанностей. Основной нормативный акт - Семейный кодекс. Ведущие методы - равенство сторон и диспозитивный.

    9. Уголовное право. Совокупность норм, определяющих, какие общественно опасные (вредные) действия и поступки следует считать уголовно наказуемыми; правомочия компетентных органов по отношению к лицам, совершившим преступления, основания и условия привлечения их к ответственности; принципы карательной политики государства, виды и систему санкций, составы конкретных деяний, формы и степень вины и т.д. Основной нормативный акт - Уголовный кодекс. Метод регулирования - императивно-запретительный.

    10. Уголовно-исполнительное право. Включает в себя нормы, регламентирующие порядок отбывания наказания лицами, осужденными судом к лишению свободы, а также деятельность соответствующих государственных органов и учреждений по перевоспитанию правонарушителей в местах заключения. Уголовно-исполнительное право является как бы продолжением уголовного права, что дает основание некоторым ученым считать уголовно-исполнительное право подотраслью уголовного права. Однако, по мнению большинства специалистов в данной области, это все же самостоятельная отрасль, имеющая свой предмет, своих субъектов и свой специфический метод регулирования - воспитание, поощрение в сочетании с методом власти и подчинения. Основной нормативный акт - Уголовно-исполнительный кодекс.

    11. Уголовно-процессуальное право. Отрасль, регулирующая деятельность суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания по раскрытию и рассмотрению уголовных дел, определяет процессуальные формы этой деятельности, права и обязанности участвующих в ней субъектов (подследственных, подсудимых, свидетелей, потерпевших, экспертов, представителей обвинения и защиты), их правовое положение. Основополагающий нормативный акт - Уголовно-процессуальный кодекс. Ведущие методы регулирования - императивный и метод равенства сторон, которые тесно взаимосвязаны между собой.

    12. Гражданское процессуальное право. Совокупность норм, регулирующих деятельность органов правосудия и других участников процесса при разрешении споров о праве гражданском, а также по трудовым, семейным, личным, финансовым и иным делам. В гражданском процессе действуют в основном те же субъекты, что и в уголовном. Различия заключаются в предмете и методах регулирования. В состав данной отрасли входят также нормы, регламентирующие работу арбитражных и нотариальных органов. Главный нормативный акт - Гражданский процессуальный кодекс. Строгое соблюдение всех процессуальных норм служит важной гарантией реализации материальных.

    В литературе выделяются также комплексные отрасли: хозяйственное право, природоохранительное (экологическое), военное, торговое, прокурорско-надзорное и другие, соединяющие в себе разнородные нормы и институты, регулирующие соответственно сложные, "конгломеративные" отношения. Кроме того, в настоящее время формируются новейшие правовые отрасли, вызванные развитием современного научно-технического прогресса: космическое право, атомное, компьютерное и др.

    Международное право не входит ни в одну национальную систему права, поэтому ни одно государство мира не может считать его своим. Оно занимает особое (наднациональное) место, поскольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. В нем выражается коллективная воля народов, выступающих субъектами данного права. Его нормы и институты закрепляются в различных международных договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях, документах ООН. Эти акты определяют взаимные права и обязанности государств - участников мирового сообщества, принципы их взаимоотношений, поведение на международной арене.

    В международном праве сохраняется деление на частное и публичное. Последнее регулирует имущественные и иные отношения между гражданами и организациями различных стран, их процессуальное положение, юрисдикцию, порядок и условия применения к ним законодательства того государства, на территории которого они временно или постоянно находятся.

    Новая Россия признала приоритет международного права над внутригосударственным, особенно в гуманитарной области (права человека, правосудие, свобода личности, информации и т.д.). В Конституции РФ записано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).

    Заметим, что международное право является, как сказано в Конституции, составной частью российской правовой системы, но это не значит, что оно входит в систему права РФ в качестве самостоятельной отрасли. Да и в правовую систему оно включается не в полном своем объеме, а лишь в той мере, в какой выступает источником права страны и не противоречит ее национальным интересам. Речь идет прежде всего о таких нормах, которые направлены на поддержание правопорядка и стабильности в мире.

    Россия вступила в Совет Европы, взяв при этом на себя ряд важных обязательств. Она все более интегрируется в мировое сообщество, развивает сотрудничество с другими государствами, участвует в разрешении региональных конфликтов, выполняет по мандату ООН миротворческие миссии. Все это свидетельствует о признании конструктивного влияния России как великой державы на мировые дела и безопасность, активизации ее внешней политики.

    С другой стороны, возросла роль международного права и во внутренней жизни России. Сегодня граждане РФ могут в случае нарушения их прав и законных интересов обращаться за помощью в международные организации, если на месте они исчерпали все меры защиты.

    Административное право

    Администрати́вное пра́во - это отрасль права (система правовых норм), регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства в процессе осуществления исполнительной власти органами государства.

    Административное право как наука - это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития.

    В дореволюционной России данная отрасль права была объединена с таможенным правом, налоговым правом, экологическим правом, медицинским правом, образовательным правом в единую отрасль публичного права, именуемую полицейским правом, основным источником которого, в отличие от административного права СССР и государств СНГ, был правовой обычай, подобно международному праву. Полицейское право - наука о всей совокупности учреждений и мер, способствующих предупреждению опасности, охранению и поддержанию порядка и народного благосостояния. Полицейское право предусматривало, в том числе, основанное на необходимости защиты общественной безопасности, благосостояния, здоровья граждан или общественной морали ограничение права собственника государством без выплаты компенсации. Как отмечал В. Ф. Дерюжинский, «полицейское право принадлежит к кругу наук о государстве и предметом своим имеет изучение так называемого внутреннего управления».

    Понятие административного права

    Административное право - совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления.

    Административное право есть совокупность правовых норм, посредством которых осуществляется публичное управление в государстве, общине и объединении и при помощи которых регулируется социальное право всех находящихся в государстве политических общностей.

    Административное право существует в «двух „данностях“ - в сфере государ­ственного управления и в сфере общественного (полицейского) порядка», «связь этих двух частей административного права, несмотря на авто­номный характер каждой, органична и несомненна: управленческое право регламентирует государственно-управленческие отношения, полицейское право - их особую разновидность: отношения в сфере общественного порядка или полицейские отношения».

    Современное административное право включает в себя следующие отрасли и институты:

    • Военное право
    • Право государственной безопасности
    • Право внешних сношений
    • Таможенное право
    • Экономическое право
    • Финансовое право
    • Социальное право

    Межотраслевые институты:

    • институт гражданства
    • институт государственной службы
    • институт административной ответственности[источник не указан 212 дней ]

    Классификация административно-правовых отношений

    Административно-правовые отношения могут быть классифицированы по различным основаниям.

    1. По юридическому характеру административно-правовые отношения делятся на материальные и процессуальные. К материальным административно-правовым отношениям относятся общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными нормами административного права. Административно-процессуальные правоотношения - это отношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами.
    2. По соотношению прав и обязанностей участников административно-правовые отношения делятся на две группы: Отношения, в которых один из участников подчинен другому, - вертикальные правоотношения. Характерным для вертикальных административно-правовых отношений является то, что они возникают на основе одностороннего волеизъявления, исходящего от наделенного полномочиями органа или должностного лица. Вертикальное административно-правовое отношение может возникнуть помимо, или даже вопреки воле другого субъекта правоотношения. Налицо неравенство сторон в юридическом смысле. Вертикальные отношения наиболее типичны для административного права. Отношения, в рамках которых участники юридически и фактически равноправны, - горизонтальные правоотношения. Такие отношения складываются между не соподчиненными членами государственного управления, предприятиями, учреждениями, объединениями, служащими. Горизонтальные административно-правовые отношения могут возникать также между органами государственного управления и их должностными лицами и гражданами. Такие отношения возникают в связи с реализацией гражданами прав в сфере управления. Горизонтальные отношения не очень характерны для сферы государственного управления.
    3. По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, эти правоотношения делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными фактами. Последние именуются административными правонарушениями.

    Суть методов административного права

    1. Предписание: установление определенного порядка действий - предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма;
    2. Запрет: запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;
    3. Дозволение: предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это - «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности.
      Также Дозволение выражается в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, то есть совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это - «мягкий» вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий.

    Функции административного права

    1. Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти.
    2. Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству.
    3. Организационная функция, проистекающая из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который постоянно «поддерживается» нормами административного права.
    4. Координационная функция, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления.
    5. Правоохранительная функция, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений.

    Административное право, выполняя свои функции, руководствуется основными принципами, общими с теми, на базе которых происходит реализация исполнительной власти. При этом основополагающее значение имеют те из них, которые закреплены в Конституции РФ.

    Источники административного права

    Источники административного права - это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, то есть нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера). Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство. В законодательном массиве административного права следует выделять: - общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию России), отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП России, ФЗ о системе государственной службы и т. п.); - законодательные акты, относящиеся к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.); - международные акты, действующие в данной сфере правоотношений. Система источников административного права выглядит следующим образом.

    На федеральном уровне:

    1. Конституция РФ
    2. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ
    3. Постановления Конституционного Суда РФ
    4. Законы РФ о поправке к Конституции РФ
    5. Федеральные конституционные законы
    6. Федеральные законы, включая законы РСФСР и РФ, кодексы РФ и основы законодательства РФ
    7. Нормативные указы Президента РФ
    8. Нормативные акты палат Федерального Собрания РФ
    9. Нормативные постановления Правительства РФ
    10. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения)
    11. Нормативные акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, Центральный банк РФ)

    На региональном уровне:

    1. Конституции (уставы) субъектов РФ
    2. Постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ
    3. Законы субъектов РФ
    4. Нормативные акты высших должностных лиц (глав) субъектов РФ
    5. Нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ
    6. Нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ
    7. Нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и функциональной компетенции

    На муниципальном (местном) уровне:

    1. Уставы муниципальных образований
    2. Нормативные акты представительных органов муниципального образования
    3. Нормативные акты главы муниципального образования
    4. Нормативные акты местной администрации

    Система административного права

    Система административного права - это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные правовые институты.

    Система административного права как отрасли права

    • Общая часть
      • Предмет
      • Формы и методы
      • Субъекты административного права
      • Ответственность по административному праву
      • Административный процесс
    • Особенная часть
      • Экономическая сфера
      • Социально-культурная сфера
      • Административно-политическая сфера
      • Межотраслевая

    В наши дни существует идея кодификации административного права, куда вошли бы следующие разделы:

    1. Общая часть
      1. Основные начала административного законодательства
      2. Граждане и юридические лица (граждане РФ, иностранные граждане, негосударственные (неправительственные) организации)
      3. Федеральные органы исполнительной власти (правительство, министерства, ведомства)
      4. Государственная служба (гражданская, военная, дипломатическая, силовая)
      5. Акты государственной администрации
    2. Особенная часть. Исполнительно-распорядительная деятельность органов государственной администрации
      1. Подчинённых Президенту
        1. Оборона
        2. Государственная безопасность
        3. Внутренние дела
        4. Иностранные дела
        5. Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации
        6. Юстиция
      2. Подчинённых Правительству
        1. Экономика
        2. Финансы
        3. Здравоохранение
        4. Образование
        5. Транспорт
        6. Связь и информация
        7. Культура, спорт, туризм
        8. Социальная сфера
      3. Прочей подчинённости
        1. Счётная палата
    3. Специальная часть. Административная ответственность (нормы из КоАП РФ).

    Однако, по мнению доцента кафедры государственного и административного права юридического факультета СПбГУ М. Н. Кудилинского, воплощение этой идеи представляется достаточно сложным ввиду «мобильности» самого предмета административного права, разнородности (неуниверсальности) управленческих процедур, а также в силу федеративной природы Российской Федерации (административное право согласно Конституции РФ является предметом совместного ведения субъектов РФ и федерации; следовательно, обеспечить единое кодифицированное регулирование не представляется возможным).

    Административное право различных государств

    Административное право Беларуси

    Основная статья: Источники административно-правовых норм в Беларуси

    Административное право Украины

    Основная статья: Административное право Украины

    Административное право Канады

    Основная статья: Административное право Канады

    Административное право Канады - вторая отрасль публичного права Канады. Оно занимается организацией государственной службы и отношениями этих служб с частными лицами.[источник не указан 2374 дня ]